Исторический портрет Ярослава Мудрого. Князья Киевской Руси. Царь ярослав мудрый

Около 978 года у полоцкой княжны Рогнеды и Владимира I Святославича, прозванного , родился сын .

За годы княжения (1019-1054 года) Ярослав снискал славу мудрого правителя — он стремился просветить народ, украсить столицу, жить в мире и согласии с соседями.

При жизни отца сначала правил в Ростове, потом в Новгороде. В политике он придерживался миролюбивых взглядов, но ему пришлось поучаствовать и в кровавой междоусобице за Киев, начавшейся после смерти Владимира I.

Внутренняя политика Ярослава Мудрого

  • В 1019 году, изгнав Святополка Окаянного, который убил троих соперников и сел в Киеве обманным путём, он окончательно занял киевский престол. В 1036 году после гибели Мстислава стал полновластным князем Киевской Руси.
  • Киев он пытается превратить в «новый Царьград». Город расширяет свои границы, его территорию обносят мощным крепостным валом, в который встраивают Золотые ворота. Ярослав Мудрый первый начал возводить монастыри. При его правлении построены собор Святой Софии, монастыри святых Георгия и Ирины.
  • В 1051 году впервые поставил в Киеве русского митрополита — а.
  • При нём развивается «книжное дело». Он собрал писцов при дворе, которые переводили греческие книги на славянский язык. Основал первую в Киеве библиотеку.

За годы его правления русская держава достигла могущества и расцвета. Он породнился со многими европейскими домами, выдав сестру и своих дочерей замуж за отпрысков королевских фамилий.

Внешняя политика Ярослава Мудрого

  • В 1037 году разгромил печенегов, которые без конца опустошали русские земли.
  • Его дружины совершали походы на финнов, мазовшан, ятвягов.
  • В 1043 году был совершён неудачный поход на Византию, возглавляемый Владимиром, сыном Ярослава.

Итоги правления Ярослава Мудрого

  • Объединил русские земли.
  • Окончательно победил печенегов.
  • Увеличил территорию Руси на западе и востоке.
  • Составил свод законов .
  • Утвердил на Руси новый порядок наследования. Своим сыновьям он выделил отдельные княжества. Удельные князья подчинялись великому Киевскому князю, титул которого переходил к старшему в роду.

Исторический портрет Ярослава Мудрого (ок.988 - 1054)

Новгородский князь Ярослав (см. Приложение №5) был третьим сыном великого князя Владимира Святого в браке с полоцкой княжной Рогнедой. Еще в детстве Ярослав повредил ногу, охромел, и впоследствии его частенько поддразнивали «хромцом». Княжить по воле отца Ярослав начал в Ростове, потом сменил в Новгороде брата Вышеслава.

К 1014 году относится упоминание в летописях о стремлении Ярослава отделиться от Киевского великого княжества. Можно предположить, что к этому князя подталкивала местная знать. К тому же Скандинавские саги отмечали скупость Ярослава, а из трех тысяч гривен (гривна новгородская - 409 г серебра) ежегодно собираемой в Новгороде дани две тысячи приходилось отдавать в Киев. С этого Ярослав и начал: и дань в великокняжескую казну, и церковная десятина в столицу отправлены не были. Владимир Святославич начал подготовку к походу на сына.

Узнав об этом и не надеясь на силу новгородского ополчения, Ярослав отправился за помощью к варягам. Пригласить в помощь варяжские отряды не предоставляло для Ярослава особого труда. «И начаша варяги насилие деяти на мужатых женах» в Новгороде, а заодно и грабить население. Горожане в долгу не остались и перебили многих своих обидчиков. Ярослав разгневался, ушел на берег озера Ильмень и пригласил к себе участников избиения варягов. Те, думая, что разговор пойдет о перемирие, явились и были изрублены варягами по приказу князя. Летописи говорят, что Ярослав таким образом убил около тысячи человек. Более вероятно, что князь в целях устрашения расправился только с несколькими горожанами.

Развитию конфликта помешали гонцы из Киева, сообщившие о смерти отца и претензиях Святополка на великое княжение. Святополк тоже был из рода Рюриковичей, старше Ярослава примерно на 8 лет, но он не был родным сыном покойного Владимира Святого и на киевский престол не имел даже формального права. Но за первым известием из Киева вскоре пришло и следующее - об убийстве Бориса и Глеба, сводных братьев Ярослава Святополком.

По сообщениям летописей, под началом Ярослава собралось около тысячи варягов и до сорока тысяч ополчения с новгородских земель. У новгородцев был резон мириться со своим князем. Их давно тяготила зависимость от Киева. Новгородцы в своем расчете не ошиблись - впоследствии Ярослав дал им льготу грамоту о полной финансовой самостоятельности и щедро наградил деньгами.

Обосновывая свой поход на Святополка, который уже убил и третьего своего брата, Ярослав говорил: «Не я начал избивать, но Святополк; да будет Бог отместник крови братьев моих, потому что без вины пролита кровь праведных Бориса и Глеба; пожалуй и со мной то же сделает». Противники встретились ранней зимой 1016 года у г. Любеча на Днепре: «Враги сошлись, была сеча злая…» Святополк бежал, а Ярослав в начале 1017 года торжественно вошел в Киев. Как оказалось, ненадолго.

Первым делом новый великий князь заключил с германским императором Генрихом III против Польши, куда бежал Святополк. А вскоре пришлось отбивать первую попытку брата вернуть Киев с помощью печенежского войска. В следующем 1018 году Святополк пошел на Киев уже с польским войском, и в битве на берегах приграничного Буга дружина Ярослава была разгромлена. Самому князю с небольшой свитой удалось вернуться в Новгород.

Новгородское ополчение и варяжская дружина, которую удалось нанять на пожертвования зажиточных горожан, двинулась на юг. От Святополка к этому времени ушло польское войско, и он потерпел полного поражения в битве на берегах реки Альты. В 1019 году Владимир окончательно утвердился в Киеве.

За четыре последующих года Ярославу удалось вновь более или менее сплотить север и юг Руси.

В 1023 году, воспользовавшись поездкой Ярослава в Новгород, Мстислав с большой ратью подошел к Киеву. Горожане не приняли его. На штурм Мстислав не решился. В 1024 году потерпел поражение, вследствие которого вынужден был передать Мстиславу Черниговскую и другие земли на востоке от Днепра (эти земли перешли Ярославу в 1036 году). Период княжения Ярослава Мудрого новым подъемом Киевского государства.

Ярослав заключил союз с польским королем Казимиром I, выдав за него свою сестру и женив своего старшего сына на сестре Казимира.

Ярослав осуществил ряд походов против племен эстов(1030) и ятвягов(1038). В 1036 году войска руссов разгромили печенегов близ Киева. В честь этой победы в 1037 году был заложен Софийский собор.

В период княжения Ярослава Русь поддерживала тесные отношения с Византией, Германией, Венгрией, Францией и Скандинавскими странами. Международное положение Ярослав закрепил семейными связями. Уделял большое внимание организации внутренней жизни страны. При нем был составлен первый свод законов, так называемая «Правда Ярослава», составляющая наиболее древнюю часть «Руссой правды». В 1039 была основана Киевская митрополия. В 1051 году, желая освободиться из-под опеки Византии в церковных делах, князь избрал митрополитом Иллариона. При Ярославе в Киевской Руси были основаны первые монастыри - св.Юрия, св.Ирины и Киево-Печерский монастырь. Будучи высокообразованным человеком, Ярослав, заботился о развитии образования в государстве. По его распоряжению были созданы школа и библиотека при Софийском соборе.

20 февраля 1054 года Ярослав Мудрый скончался в Киеве на руках у сына Всеволода. Похоронили великого князя в мраморном раке в любимом Софийском соборе, на стене которого в знак уважения к покойному от имени народа была сделана надпись о смерти «царя нашего».

Описание.

Введение
Глава 1. Эпоха Ярослава Мудрого
Глава 2. Рассвет Руси при Ярославе Мудром
Глава 3. Церковь и религия при Ярославе Мудром. Митрополит Илларион
Глава 4.Становление раннефеодальных отношений. Государственная власть. Города. Торговля. Армия
Заключение
Список использованной литературы

Выдержка из работы.

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

РЕФЕРАТ

ПО КУРСУ:

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

НА ТЕМУ:

ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ (ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ)

ВЫПОНИЛА: СТУДЕНТКА

ПОТОКА 32-У ФММ

НИКОЛАШИНА М.А.

ПРОВЕРИЛА: БОГОРОДИЦКАЯ Н.А.

г. ЧКАЛОВСК

2009г.

Введение 3

Глава 1. Эпоха Ярослава Мудрого 5

Глава 2. Рассвет Руси при Ярославе Мудром 8

Глава 3. Церковь и религия при Ярославе Мудром. Митрополит Илларион 13

    Глава 4.Становление раннефеодальных отношений. Государственная власть. 16 Города. Торговля. Армия

Заключение 21

Список использованной литературы 22

Введение

15 июля 1015 года умер великий киевский князь Владимир 1 Святославович, четвертый в династии Рюриковичей, прожив немного более 50 лет. Князь занемог уже давно. Болезнь с каждым днем усиливалась и становилось ясным, что ближайшее время может породить на Руси очередной династический кризис. Рядом с собой в своем загороднем дворце селе Берестове великий князь держал постоянно одного из младших сыновей, любимого Бориса, ростовского князя, родившийся, как и другой сын, Глеб, от визанстийской принцессы Анны, т.е. в христианском браке. Именно по этому он рассматривался некоторыми современниками как действительно легитимный наследник престола. Но у Владимира к этому времени было в живых 11 сыновей. Его старший сын от полоцкой княжны Рогнеды Ярослав не собирался отказываться от своих прав на киевский престол. Но был еще и Святополк, по рождению старше Ярослава, пасынок Владимира, сын убитого им брата Ярополка.

У каждого из братьев и при дворе, и в тех местах, где они «сидели» на княжениях, была своя партия, были свои дружины, готовые поддержать претендентов на киевский стол. Но пока был жив Владимир, династические противоречия между его наследниками не проявлялись столь остро, хотя имелись уже некоторые признаки надвигавшейся драмы.

Вместе с Владимиром уходила в прошлое целая эпоха – едва ли не поворотная - в истории Древней Руси. И как всякая поворотная эпоха с уходом его вдохновителя и конструктора она обещала вылиться в новые тяжелейшие испытания и для династии, и для страны. Прошлое еще крепко держало настоящее и будущее Руси.

Ко времени смерти Владимира Русь, пережив немалые потрясения, превратилась в одну из сильнейших держав Восточной Европы. Владимир наследовал вместе с киевским столом, по меньшей мере, вековую и славную историю объединенного государства восточных славян. Четко определились внешние границы этого государства. К началу 11 века в состав Руси вошли практически все крупные восточнославянские союзы племен, а также населявшие Восточно-европейскую равнину на севере, северо-западе и северо-востоке - угро-финские и балтийские племена, на юге и юго-востоке – тюркские. Русь к этому времени уже была полиэтническим государством, в котором иные, неславянские народы были и данниками, и союзниками, и полноправными жителями огромной страны. Сцепленные воедино государственной волей киевских князей, общими жизненными, хозяйственными, торговыми интересами, а также необходимостью обороняться от внешних врагов, многочисленные бывшие восточнославянские и иноязычные племена и племенные конфедерации уже несколько десятилетий существовали в составе единого государства, деля с ним историю, достижения, успехи и его неудачи.

К началу 11 века четко обозначились границы Руси: на севере земли Новгорода вплотную подходили к владениям карелов по берегам Финского залива и озера Нево (Ладожского озера); на северо-западе новгородские и полоцкие земли граничили с владениями балтийских племен по среднему течению Немана и Западной Двины. На западе русско-польская граница стабилизировалась по среднему течению Западного Буга, а далее по линии Дорогичин – Берестье - Червен – Перемышль. «Червенкие города» отошли к Руси, а по ту сторону простирались Мазовия и Малая Польша с городами Люблиным и Сандомиром, далее граница шла по среднему течению Южного Буга, Днестра и Прута. На юге владения Руси упирались в оборонительную систему городов и крепостей, основанных Владимиром в борьбе против печенегов.

К началу 11 века Русь, стабилизировав свои границы с соседями и обозначившись как единое, с централизованным управлением, восточнославянское государство.

Эпоха Ярослава Мудрого. Борьба с братьями

В пору болезни Владимира выявились определенные династические противоречия, за которыми стояла большая политика, религиозные, княжеские, боярские и дружинные кланы.

Восстал Ярослав Владимирович. Трудно сказать, когда это случилось, до болезни или уже в то время, когда великий князь занемог.

Таким образом, становится очевидным, что в последние недели жизни Владимира, уже во время его тяжелой болезни на Руси стал нарастать очередной политический кризис. Связан он был, прежде всего, с тем, что Владимир попытался передать престол, вопреки установившейся традиции, одному из своих младших и любимых сыновей, рожденному в христианском браке - Борису, с чем не смог смериться ни Святополк, ни Ярослав. Кроме того, оба имели все основания ненавидеть Владимира. Святополк не мог не знать, что его истинный отец, боголюбивый и мягкий Ярополк погиб от рук отчима. Ярослав же, как и другие сыновья от полоцкой княжны Рогнеды, не мог не знать о кровавой расправе Владимира со всем семейством полоцкого князя во время захвата в 980 году Полоцка, а насильственном принуждении их матери к замужеству, а также о последующей ее опале и изгнании после появления византийской принцессы в великокняжеском дворце.

По версии событий, нашедшей отражения в «Повести временных лет», киевский престол захватил туровский князь Святополк 1 Окоянный, сводный брат Ярослава Владимировича. Желая устранить возможных соперников, Святополк убивает братьев, князей ростовского Бориса, муромского Глеба, древлянского Святослава; пытается убить и Ярослава, но его вовремя предупреждает об опасности сестра Предслава; по другой версии, в крови братьев был повинен не Святополк, а Ярослав, что подтверждается некоторыми западноевропейскими источниками, заручившись поддержкой новгородцев, Ярослав в декабре 1015 года в битве под Любечем одерживает победу над Святополком и захватывает Киев.

Но Святополк не смирился с поражением и в 1018 году он вместе со своим тестем, польским королем Бориславом Храбрым вторгается в пределы Руси. На этот раз удача сопутствовала Святополку, который сумел нанести поражение Ярославу, в сражении при Буге и отбить Киев. Ярослав бежал в Новгород, откуда он намеревался отправиться в Скандинавию. Но новгородцы порубили княжеские ладьи и вынудили Ярослава продолжить борьбу. В битве на Альте 1018 году Святополк потерпел сокрушительное поражение, и Ярослав занял Киев.

После победы над Святополком Ярослав начал борьбу с другим своим братом Тмутараканским князем Мстиславом, также предъявлявший свои права на киевский престол.

В 1023 году между братьями вспыхнула открытая война, которая по существу явилась продолжением большой междоусобицы 1014-1019 годов. Мстислав двинулся на север, собрав большую рать и включив в нее отряды их подвластных ему народов, в частности хазар и касогов. Он выбрал удобное время для похода: Ярослав находился в своем любимом Новгороде. Тмутараканская рать подошла под самые стены Киева, но горожане «затворились» и не приняли Мстислава. Не решившись штурмовать столицу, Мсислав отошел к Чернигову и занял этот стольный город огромной земли, куда входила чуть не половина, включая всю Северо-Восточную Русь.

Ярослав обратился за помощью к варягам. Встреча противоборствующих сторон произошла в 1024 году под городом Листвином, неподалеку от Чернигова, в кромешной тьме, в дождь и грозу. Ярослава рать не выдержала натиска Мстиславовых полков, и Ярослав вместе с предводителем варягов бежал с поля боя, минуя Киев, в Новгород. Русь снова раскололась надвое. Ярослав сохранил за собой Новгород, Мстислав остался властителем Черниговской и Тмутараканской земель. В Киеве Ярославы «мужи». Мстислав не решился на захват русской столицы.

Через два года Ярослав, собрав дружину на севере, появился в Киеве. На этот раз братья воздержались от дальнейшего «кроворазлитья» и заключили мир. Русь по этому миру была разделена на две части.

Русь вновь оказалась расколотой. Поэтому фактически о едином государстве применительно к этому времени можно говорить лишь условно, хотя в последующие годы братья жили мирно друг с другом.

В начале1030-х годов Польшу, как и Русь, потрясла междоусобица. К тому же новый польский король Мешко III ввязался в войну, не имея надежного тыла внутри страны. Ярослав использовал сложившуюся ситуацию. Как когда-то Болислав 1 отнял у Киева во время междоусобных войн на Руси «Червенские города», так теперь Ярослав в союзе с Мстиславе нанес удар по польским землям. Практически Русь выступила союзником Германии. Братья собрали большое войско, «повоевали» польские земли, заняли вновь «Червенские города», захватили огромный полон.

В 1036 году Мстислав умер, не имея наследников, а его часть Руси отошла к Ярославу. Так через двадцать с лишним лет после смерти Владимира 1 Русь снова стала единой, а Ярослав, как отметил летописец, наконец, стал «самовластцем».

Расцвет Руси при Ярославе Мудром

Междоусобица показала, сколь непрочным было объединение Руси, сколь сильны были стремления некоторых земель к отделению от Киева. Эти стремления не смогли притушить и сыновья Владимира. Напротив, сами они попадали под влияние той среды, в которой жили и правили.

Став «самовластцем», Ярослав пошел по пути отца. Он послал в крупные города и земли своих сыновей и требовал их беспрекословного повиновения. В Новгород отправился старший сын Владимир, а после его смерти - следующий по старшинству сын Изяслав. Святославу он отдал под управление Черниговскую землю. Всеволод - выросший к этому времени в сильную крепость Переславль. И другие его сыновья были посланы в Ростов, Смоленск, Владимир-волынский.

Воссозданное единство Руси, сосредоточение власти в руках великого князя, подчинению Киеву отдельных русских земель, посредством направления туда великокняжеских сыновей-наместников стало той политической основой, на которой развились новые хозяйственные процессы, расцвели города, усложнилась общественная жизнь, двинулась вперед культура страны.

Крупное последнее нападение кочевников-печенегов произошло в 1036 году (до этого Русь более десяти лет жила в мире и покое). В это время Ярослав оставил Киев и находился в Новгороде. Видимо, этим обстоятельством, а также что не стало великого воителя Мстислава, и решили воспользоваться печенеги.

Известие о нашествии врагов и о том, что они обступили Киев со всех сторон, пришло к Ярославу в Новгород в то время, когда он был занят обустройством своей земли. Великий князь собрал войско и вновь это были варяги, новгородская дружина и новгородские «вои»- ремесленники, смерды. Ярослав сначала пробился в Киев, а затем вышел в чистое поле для решающего сражения. Весь день длился бой, и лишь к вечеру русы, стали одолевать печенегов и те побежали «разно», т.е. кто куда. От этого поражения печенеги так и не смогли оправиться. После 1036 года их набеги на Русь практически прекратились. В 1037 году Ярослав в ознаменование блистательной победы над печенегами и на месте битвы заложил храм – собор Святой Софии. Он был наименован, так же, как и главный собор Константинополя, и в том была своя политическая символика.

Этот год стал знаменательным и в другом смысле, в это время зарождается русское летописание. Создается Древнейший летописный русский свод. Его связывают со строительством Софийского собора, который сразу становиться не только религиозным, но и духовным центром страны.

К тому же, вероятно, появился и первый свод законов «Русская Правда» Ярослава Владимировича. Относительно того, что там, в значительной мере преобладают нормы взаимоотношений жителей Руси с варягами и колбягами, т.е. лицами пришлыми, которые буйно проявляли себя во время новгородских событий 1015-1016 годов, и жители Новгорода получили от Ярослава в благодарность за поддержку этой грамоты, заметим, что варяги и далее активно участвовали в междоусобице на Руси; они входили в войско Ярослава и во время последующих военных событий сражались на стороне Ярослава против Мстислава. Так что регулирование их отношений с местными жителями касалось не только Новгорода, но и других местностей Руси. Кстати, это подтверждается и самой «Русской Правдой», нормы которой относятся ко всей территории Руси и не ограничены каким то одним регионом и действуют на всей ее территории как единого государства, каким Русь и стала после 1036 года. Таким образом, и в этом смысле вторая половина 30-х годов стала переломной. После 1036 года объединенная Русь, наконец, смогла обрести собственного митрополита. Однако в это время положение великого князя было несколько иным, нежели Владимира, поставившего, по существу, в 987-989 годах Византию на колени. Ярослав Владимирович лишь утверждался как великий князь Руси, он нуждался не только в широкой идеологической поддержке внутри страны, но и в благожелательном политическом климате за рубежом. Поэтому и последовало приглашение из Константинополя митрополита, что сразу же нормализовало русско-визанстийские отношения в «после смутное время» и стабилизировало международные связи Руси.

Все указывает на то, что объединение Руси Ярославом стало поворотным пунктом во многих отношениях. Принятие первого на Руси свода законов, упорядочение церковной организации, начало составления нового летописного свода – были теми чертами государственной, религиозной, культурной жизни Руси, которые как бы подчеркнули этот знаменательный поворот.

«Русская Правда», если говорить точно, не являлась абсолютно первым российским сводом законов. До нее существовал «Закон Русский», который упоминается в договорах Руси с Византией.

Общность норм «Закона Русского», «Русской Правды» Ярослава и западных Правд, пожалуй, является одним их наиболее весомых аргументов в пользу того, что Ярослав создал свою «Правду», не имея в виду Новгородское общество, а всю Русь, объединенную после 1036 года. «Закон Русский» и западные Правды также апеллировали ко всему обществу. Но уже в момент создания нового свода законов, состоявшего из 17 статей, было ясно, что общество стремительно уходило вперед. Нужен был новый правовой кодекс, который бы защитил быстро складывающуюся собственность «сильных мира сего» на землю и связанные с этим материальные приобретения и разного рода общественные преимущества. И такой новый свод законов начал создаваться еще при жизни Ярослава Владимировича.

12Следующая ⇒

Ярослав Мудрый

Годы правления:1019-1054

Из биографии.

расцвета.

В свод законов

Много книг переведено в его правление с греческого языка на русский, создавалась библиотека. Ярослав собирал книги, приглашал переводчиков, сам много читал, имел огромную библиотеку. Считал книги

«Завещание

Прожил долгую жизнь – 76 лет, служа Руси. При Ярославе Мудром Руси принадлежала территория от Балтийского моря до Чёрного. Это была огромная и сильная страна.

12Следующая ⇒

Похожая информация:

  1. Бизнес-портрет предприятия
  2. Борьба Альфонсо Х Мудрого за престол Священной Римской Империи. Историографический аспект
  3. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. — Л., 1990. — С. 29.; Його ж: Етногенез и биосфера Земли. — М., 2005. 1 страница
  4. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. — Л., 1990. — С. 29.; Його ж: Етногенез и биосфера Земли. — М., 2005. 2 страница
  5. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. — Л., 1990. — С. 29.; Його ж: Етногенез и биосфера Земли. — М., 2005. 4 страница

Поиск на сайте:

Годы правления:1019-1054

Из биографии.

Исторический портрет Ярослава составить достаточно просто, так как в летописях о нём много сведений, ведь это была яркая личность, при которой Русь достигла своего расцвета.

К власти пришёл в результате борьбы за престол со своим братом Мстиславом Тмутараканским, с которым вынужден делить власть до 1036 года(год смерти брата).

Яркая личность: волевой, сильный, решительный, благоразумный, преданный православной вере, храбрый, сочувствующий малоимущим.

Вёл скромный образ жизни. Часто Ярослав Мудрого называют идеальным князем. Даже его облик изображён на современной тысячерублёвой купюре.

В летописях не сохранилось описания его внешности, но отмечается, что он был хромоногий- то ли с детства, то ли в результате увечья, полученного в походах.

Положил начало законодательству Руси.

В свод законов «Русская правда» Ярослава Мудрого входили наказания за кражи, убийства, даже различные оскорбления, а также правила ведения суда. Очень важно то, что он отменил смертную казнь! По данному закону можно определить, что в стране начался процесс деления на сословия, появились признаки социального неравенства. Это хорошо видно по системе штрафов, по которой за одно и то же преступление, но в отношении разных в социальном положении лиц, наказание было различным: за убийство огнищанина- вира составляла 80 гривен, а за холопа - 5.

Впервые митрополитом при нём становится русский человек - Илларион, то есть Я.Мудрый начинает политику независимости от византийской церкви.

Исторический портрет Ярослава Мудрого просто необходимо добавить такой деятельностью князя, как строительство городов, а также укрепление Киев каменной стеной, строительством главных ворот - Золотых.

Киев становится одним из красивых городов Руси.

Софийский собор до сих пор поражает своей красотой: он отделан мрамором, мозаикой, украшен фресками.

Много внимания князь уделял развитию образования: строились первые школы, в которых давалось начальное образование.

Много книг переведено в его правление с греческого языка на русский, создавалась библиотека. Ярослав собирал книги, приглашал переводчиков, сам много читал, имел огромную библиотеку. Считал книги «реками,способными напоить мудростью».

При нём создана первая библиотека в Софийском соборе.

Уделял большое внимание воспитанию, в том числе своих детей. Написал «Завещание» детям. В нём он призывал сыновей любить друг друга, не враждовать, так как усобицы - гибель для всех, призывал к миру и согласию.

При нём значительно повысился международный авторитет Руси, в том числе и благодаря династическим бракам.

Его жена - шведская принцесса, а дочери были замужем за королями Венгрии, Франции, Норвегии.

Вёл активную внешняя политику. Это защита Руси от набегов печенегов, которым был дан сокрушительный удар, походы в Прибалтику, Польшу, Литву, Византию

Прожил долгую жизнь – 76 лет, служа Руси. При Ярославе Мудром Руси принадлежала территория от Балтийского моря до Чёрного.

Это была огромная и сильная страна.

Похоронен в Софийском соборе в Киеве.

Исторической портрет Ярослава Мудрого: направления деятельности

1.

Внутренняяя политика Ярослава Мудрого

  • Укрепление княжеской власти
  • Окончательное утверждение христианства: строились церкви, монастыри - в их числе Киево-Печерский, Софийский собор в Киеве и Новгороде; церковь вышла из подчинения Константинополя, назначен первый русский митрополит - Илларион.
  • Создание системы законодательства: свод законов « Русская правда»- в нём была ограничена кровная месть (разрешена только для близких родственников), введена вира - система штрафов.
  • Борьба с сепаратизмом, то есть отделением: ввёл новый порядок передачи власти – старшему в роде, то есть лествичную систему.
  • Развитие письменности и образования: создавались начальные школы при монастырях, библиотека, при Ярославе переводятся и переписываются многие книги с греческого.
  • Уделял большое внимание воспитанию детей.

    Написал знаменитое «Завещание» детям.

2. Внешняя политика Ярослава Мудрого

  • Борьба с кочевниками- печенегами, при нём прекратились их набеги в 1036г. Софийский собор и Золотые ворота в Киеве были заложены в честь этой победы.
  • Укрепление связей с западными государствами. Династические браки детей. Сам женат на дочери короляя Швеции- Ингегерде (в крещении Ирине).
  • Расширение границ Руси.

    1030 г. - поход на Новгород, подчинение эстов. Основал город Юрьев.

Итоги деятельности Ярослава Мудрого:

  • Способствовал расцвету Руси.
  • Усилил княжескую власть.
  • Окончательно утвердил христианство, начал процесс отделения церкви от власти византийского патриарха.
  • Положил начало письменного законодательства государства
  • Способствовал развитию образования и просвещения
  • Значительно укрепил международный авторитет Руси.

Ярослав Мудрый с книгой в руках изображён на памятнике «Тысячелетие Руси» в Новгороде, открытом в 1862 году.

Этот факт - отражение уважения потомков к этому правителю Киевской Руси.

Данный материал можно использовать, готовясь по теме: ЕГЭ С 6 исторический портрет.В 2015 г. - задание № 40.

Хронология жизни и деятельности Ярослава Мудрого

1015 Создание «Правды» Ярослава -1 ч.

«Русской правды»

1021 Первые святые на Руси -Борис и Глеб, братья Я.Мудрого, убитые Святополком Окаянным. Канонизированы церковью.
1024 Разгром варягов у Лиственя
1026 Раздел Киевского княжества между Ярославом и Мстиславом Удалым (Тмутараканским)
1030 Поход на чудь (на этих землях в 1036 основан г. Юрьев)
1036 Разгром ПЕЧЕНЕГОВ под Киевом
1036 Создание киевской метрополии, во главе - ФЕОПЕМТ(грек)
1036 Смерть Мстислава.

Ярослав-правитель всей Руси

1037 Начало строительства Софийского собора в Киеве (до 1041)
1043 «Слово о законе и благодати» Иллариона
1045 Начало строительства Софийского собора в Новгороде (до 1050)
1051 Илларион - ПЕРВЫЙ русский митрополит в Киеве.
1054 «Завещание» Ярослава
Сер.11в Появление ПЕРВЫХ монастырей - Киево-Печерский (монах Нестор) - 1051

Правительство Ленинградской области

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

Реферат по предмету История России на тему

Княгиня Ольга. Исторический портрет

Выполнила: студентка I курса дневного отделения факультета истории и социальных наук

Проверил: кандидат исторических наук

Санкт-Петербург

Введение 3

2. Происхождение и брак 4

3. Месть древлянам 5-6

4. Правление 7

5. Поездка в Царьград и крещение Ольги 8-9

6. Смерть и причисление к лику святых 10-11

7. Заключение 12-14

8. Список используемых источников и литературы 15

Введение

Нет женщины в русской истории более невероятной, чем первая правительница наша княгиня Ольга.

Облик ее до нас не дошел, и свое представление о ней мы можем составить лишь по свидетельствам о делах ее и по описаниям, сохранившимся в древнерусских рукописях.

Какова же она, княгиня Ольга, и из каких рукописных источников можно почерпнуть эти сведения?

В данной работе я попытаюсь подробно описать княгиню Ольгу, используя различные источники, но в основном опираясь на данные «Повести временных лет».

Главной задачей моей работы является в полной мере освятить весь вопрос.

Так же я подробно опишу правление великой княгини, ее происхождение, брак, крещение и последующие смерть и причисление к лику святых.

Происхождение и брак

«Повесть временных лет» сообщает нам, что Ольга родом из Пскова. Житие великой княгини говорит о том, что «Святая великая княгиня Олга родися въ плесковской странѣ, въ веси зовомыя Выбуто.

Отца имѣаше невѣрна сущи, такожъ и матерь некрещену отъ языка Варяжска; и отъ рода не княжска, ни отъ велможъ, но отъ простыхъ бяше человѣкъ.

О имени жъ отца и матере писаніе нигдѣжъ изъяви. Образомъ бяше святая тиха и кротка и любима ко всѣмъ и мудра зѣло».1 Ее варяжское происхождение подтверждается ее именем, которое на древнескандинавском звучит как Хельга.

Существуют и другие версии ее происхождения, например, болгарская версия.

Согласно этой версии в своем сообщении Новый Владимир Летописец перевел название Плесков не как Псков, а как Плиска – болгарская столица того времени.

Также существует версия, что Ольга якобы была Вещего Олега. Об этом нам повествует Типографская летопись, относящаяся к концу XV века.

«Когда Игорь вырос…и привели ему жену из Пскова, именем Ольгу»2 .

В браке родился единственный сын Святослав, ставший в последующем князем.

1 Исторія Русской Церкви. Макарія, Архіепископа Харьковскаго. Томъ I. – Спб: Типографія Юлія Андр. Бокрама, 1868. - С. 276-278

2 Полное собрание Русских летописей. – М., 1962, Т.1 Повесть временных лет – С.

Месть древлянам

Ольга начала свое правление с того, что наказала убийц своего мужа Игоря. Возможно, летописец Нестор сообщает не совсем правдоподобные факты о мести, хитрости и мудрости Ольги, но они вошли в нашу историю.

Древляне, гордясь убийством Игоря как победой, и презирая малолетнего Святослава, задумали властвовать над Киевом и хотели, чтобы их князь Мал женился на Ольге.

Двадцать знаменитых древлянских послов в ладье приплыи к Киеву. Ольга с лаской приняла их. На следующий день, велев вырыть глубокую могилу, она заживо похоронила всех древлянских послов вместе с ладьей.

Затем Ольга направила к Малу своего гонца, чтобы он прислал к ней более знаменитых мужей. Древляне так и сделали. По старому обычаю для гостей истопили баню, а затем их всех там заперли и сожгли.

Ольга сообщила о своей готовности прибыть к древлянам, чтобы совершить брак с Малом.

Правительница подошла к городу Искоростень, где погиб Игорь, оросила слезами его могилу и совершила тризну. После этого у древлян началось веселое пиршество.

Удалившись, Ольга подала знак своим воинам, и пять тысяч древлян полегли у могилы Игоря.

В 946 г. Ольга, вернувшись в Киев, собрала многочисленное войско и выступила против своих врагов, наказанных хитростью, но пока еще не силой. Маленький Святослав начал сражение. Копье, брошенное в неприятеля слабой детской рукой, упало к ногам его коня, но полководцы Асмуд и Свенельд ободрили воинов примером юного героя с восклицанием: «Друзья! Станем за князя!».

И они устремились в битву.

Древляне бежали с поля и укрылись в городах, главным из которых был Искоростень. Тут Ольга прибегла к новой выдумке. Древляне предложили ей выкуп: мед и кожи зверей. Но правительница Киева была «великодушной». Она попросила у жителей Искоростеня вместо выкупа с каждого двора по три воробья и голубя. Горожане с радостью исполнили просьбу Ольги и ждали ухода киевлян.

Но вдруг вечером весь город вспыхнул, начались массовые пожары. Оказывается, хитрая Ольга велела привязать зажженный трут с корой к ногам птиц и пустить их на волю. Птицы возвратились в свои гнезда с огнем.

Устрашенные жители хотели спастись бегством, но все они попали в руки воинов Ольги. Некоторых старейшин она осудила на смерть, других забрала в рабство, остальные должны были платить дань.

Ольга с сыном Святославом объехала всю древлянскую землю, облагая народ данью в пользу казны.

Но жители самого Искоростеня третью часть дани платили лично Ольге, в ее собственный удел, в Вышгород, основанный, возможно, Олегом и данный Ольге как невесте или супруге князя. Этот город находился в семи верстах от Киева, на высоком берегу Днепра.3

3 Пашков Б.Г.

«Русь. Россия. Российская империя. Хроника правлений и событий 862 – 1917 гг.»/Б.Г. Пашков — изд-во ЦентрКом, Москва, 1997 – С.31-32

Правление

Хотя историки не выделяют правление Ольги особо, но своими мудрыми делами она заслужила большой похвалы, т.к. достойно представляла Русь во всех внешних сношениях и умело правила страной.

Вероятно, с помощью боярина Асмуда – воспитателя Святослава(сына Ольги и Игоря), и Свенельда – воеводы, Ольга смогла овладеть кормилом государства.

В год 947 Ольга поехала в Северную Русь, оставив Святослава в Киеве.

Княгиня посетила Новгородские земли. Она разделила Русь на несколько волостей, сделала, без сомнения, все необходимое для государственного блага и оставила знаки своей попечительной мудрости. Через 150 лет народ с признательностью вспоминал об этом благодетельном путешествии Ольги, и во времена Нестора горожане Пскова хранили ее сани, как драгоценную вещь. Вероятно, что княгиня, рожденная в Пскове, даровала жителям этого города привелегии.

А вот в соседнем городе, Изборске, облагаемом налогом, жизнь как-то угасла, и он потерял былую славу. Утвердив внутренний порядок, Ольга возвратилась в Киев, к сыну Святославу. Там она несколько лет жила в мире и спокойствии.4

Утвердив внутренний порядок Государства, Ольга возвратилась к юному Святославу, в Киев, и жила там несколько лет в мирном спокойствии, наслаждаясь любовию своего признательного сына и не менее признательного народа.

— Здесь, по сказанию Нестора, оканчиваются дела ее государственного правления; но здесь начинается эпоха славы ее в нашей Церковной Истории.5

Уверенный в мудрости матери, Святослав и в зрелом возрасте оставлял ей внутреннее правление, беспрестанно занимаясь войнами.

4 Пашков Б.Г. там же – С.34

5 Карамзин Н.М.

«История государства Российского»,Т.1,гл.7/Н.М. Карамзин – М: ООО издательство АСТ,2003 – С.653

Поездка в Царьград и крещение Ольги

В 948г. вручила главное правление своему сыну, а сама начала приготовляться к отъезду в Грецию под видом государственных дел, но в самом деле намерение ее было совсем другое: ибо она довольно познала святость и истину христианской веры, желая просветить себя там святым крещением.

И в 955г. Отправилась туда водой на суднах с немалой двора своего свитой и другими знаменитыми вельможами. По прибытии в Царьград принята была со славой и почестями.6

Подивился царь Константин ее разуму и предложил ей царствовать в Царьграде. Ольга ответила: «Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести сам – иначе не крещусь»7

По изъявлении же усердия к святой вере через тамошнего патриарха Фотия с духовным его наставлением была подготовлена во всем нужном до закона и обрядов веры христианской познании.

Введена в православную греческого исповедания христианскую веру патриархом Фотием со многим духовенством и в присутствии самого императора Константина VI Багрянородного.8

При крещении Ольгу нарекли Еленой. В это время ей было более 60 лет.9

После крещения сказал ей царь: «Хочу взять тебя в жены». Она же ответила: «Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью?

А у христиан не разрешается это – сам знаешь». И сказал ей царь: «Перехитрила ты меня, Ольга». И дал ей многочисленные дары.

Эта же блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг – Христа…Ольга часто говорила: «Я познала Бога, сын мой, и радуюсь».10

Ольга, воспаленная усердием к новой Вере своей, спешила открыть сыну заблуждение язычества; но юный, гордый Святослав не хотел внимать ее наставлениям.

Напрасно сия добродетельная мать говорила о счастии быть

6,8 Волковский Н.Л. «Пантеон российских государей»/Н.Л.Волковский — изд-во Полигон, Санкт-Петербург, 2003 – С. 32-35

7,10 Полное собрание Русских летописей. там же – С. 41

9 Пашков Б.Г. там же – С.34

Христианином, о мире, коим наслаждалась душа ее с того времени, как она познала

Бога истинного. Святослав ответствовал ей: "Могу ли один принять новый Закон, чтобы дружина моя посмеялась надо мною?" Напрасно Ольга представляла ему, что его пример склонил бы весь народ к Христианству.

Юноша был непоколебим в своем мнении и следовал обрядам язычества; не запрещал никому креститься, но изъявлял презрение к Христианам и с досадою отвергал все убеждения матери, которая, не преставая любить его нежно, должна была наконец умолкнуть и поручить Богу судьбу народа Российского и сына.11

Исторический портрет Ярослава Мудрого

12Следующая ⇒

Ярослав Мудрый

Годы правления:1019-1054

Из биографии.

Исторический портрет Ярослава составить достаточно просто, так как в летописях о нём много сведений, ведь это была яркая личность, при которой Русь достигла своего расцвета.

К власти пришёл в результате борьбы за престол со своим братом Мстиславом Тмутараканским, с которым вынужден делить власть до 1036 года(год смерти брата).

Яркая личность: волевой, сильный, решительный, благоразумный, преданный православной вере, храбрый, сочувствующий малоимущим.

Вёл скромный образ жизни. Часто Ярослав Мудрого называют идеальным князем. Даже его облик изображён на современной тысячерублёвой купюре.

В летописях не сохранилось описания его внешности, но отмечается, что он был хромоногий- то ли с детства, то ли в результате увечья, полученного в походах.

Положил начало законодательству Руси.

В свод законов «Русская правда» Ярослава Мудрого входили наказания за кражи, убийства, даже различные оскорбления, а также правила ведения суда.

Очень важно то, что он отменил смертную казнь! По данному закону можно определить, что в стране начался процесс деления на сословия, появились признаки социального неравенства.

Это хорошо видно по системе штрафов, по которой за одно и то же преступление, но в отношении разных в социальном положении лиц, наказание было различным: за убийство огнищанина- вира составляла 80 гривен, а за холопа - 5.

Впервые митрополитом при нём становится русский человек - Илларион, то есть Я.Мудрый начинает политику независимости от византийской церкви. Илларион – был замечательным оратором, автором « Слова о законе и благодати», в котором он писал о равенстве народов и прославлял родную Русскую землю.

Исторический портрет Ярослава Мудрого просто необходимо добавить такой деятельностью князя, как строительство городов, а также укрепление Киев каменной стеной, строительством главных ворот - Золотых.

Киев становится одним из красивых городов Руси.

Софийский собор до сих пор поражает своей красотой: он отделан мрамором, мозаикой, украшен фресками.

Много внимания князь уделял развитию образования: строились первые школы, в которых давалось начальное образование.

Много книг переведено в его правление с греческого языка на русский, создавалась библиотека.

Ярослав собирал книги, приглашал переводчиков, сам много читал, имел огромную библиотеку. Считал книги «реками, способными напоить мудростью» . При нём создана первая библиотека в Софийском соборе.

Уделял большое внимание воспитанию, в том числе своих детей. Написал«Завещание » детям. В нём он призывал сыновей любить друг друга, не враждовать, так как усобицы - гибель для всех, призывал к миру и согласию.

При нём значительно повысился международный авторитет Руси, в том числе и благодаря династическим бракам.

Его жена - шведская принцесса, а дочери были замужем за королями Венгрии, Франции, Норвегии.

Вёл активную внешняя политику. Это защита Руси от набегов печенегов, которым был дан сокрушительный удар, походы в Прибалтику, Польшу, Литву, Византию

Прожил долгую жизнь – 76 лет, служа Руси.

При Ярославе Мудром Руси принадлежала территория от Балтийского моря до Чёрного. Это была огромная и сильная страна.

Похоронен в Софийском соборе в Киеве.

Исторической портрет Ярослава Мудрого: направления деятельности

12Следующая ⇒

Похожая информация:

  1. Бизнес-портрет предприятия
  2. Борьба Альфонсо Х Мудрого за престол Священной Римской Империи.

    Историографический аспект

  3. В ходе исследования применялись системный подход к изучению обращения коммерческой тайны, конкретно-исторический, сравнительно-правовой и социологические методы.
  4. Внутренняяя политика Ярослава Мудрого
  5. Воспитание ребенка как культурно-исторический феномен
  6. Выступают Борисова Ярослава и Понамарева Анастасия
  7. Глава 5 СУБЛИЧНОСТЬ - ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ
  8. Государственный исторический музей.
  9. Гумилев Л.Н.

    География этноса в исторический период. — Л., 1990. — С. 29.; Його ж: Етногенез и биосфера Земли. — М., 2005. 1 страница

  10. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. — Л., 1990. — С. 29.; Його ж: Етногенез и биосфера Земли.

    — М., 2005. 2 страница

  11. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. — Л., 1990. — С. 29.; Його ж: Етногенез и биосфера Земли. — М., 2005. 3 страница
  12. Гумилев Л.Н.

    География этноса в исторический период. — Л., 1990. — С. 29.; Його ж: Етногенез и биосфера Земли. — М., 2005. 4 страница

Поиск на сайте:

Портрет на фоне эпохи.

Князь Игорь.

Для написания исторического портрета я избрала Игоря Рюриковича, Великого князя Киевской Руси, согласно «Повести временных лет» являющегося сыном приглашенного на царствование варяжского конунга Рюрика.

Его деятельность пришлась на I п. X века, когда Русь продолжала утверждаться на мировой арене как государство с единым центром вокруг Киева, стараясь помимо всего прочего удержать порядок, оставшийся «в наследство» после смерти Олега Вещего.

С именем князя Игоря, несмотря на то, что многие историки обвиняют его в склонности к такому пороку, как лень, связано достаточно событий, поддержавших Русь в ее развитии, хоть и не все его замыслы оказались удачными.

К примеру, к одним из подобных деяний относятся походы в 913-914 годах на западных берег Каспия, когда, приструнив отделившихся от древнерусского государства после смерти Олега древлян, Игорь снова обложил непокорных данью, причем пуще той, которая была во время властвования князя Вещего. Помимо этого, приблизительно в 915 году Игорь заключает мирный договор с пришедшими на землю русскую с воинственными намерениями печенегами, однако тот оказывается недолгим, и с 920 года Игорь вступает с печенегами в схватку, защищая формирующееся государство.

Помимо вышесказанного, в 941 году Игорь Рюрикович предпринимает поход на Византию, однако все проходит не так гладко, как у его регента: вся боевая мощь, приведенная князем, оказывается уничтожена византийцами с помощью легендарного «греческого огня».

Игорю не остается ничего, как заключить с Византией договор, однако уже на менее выгодных условиях, чем ранее, а в недалеком будущем от этой даты, в 944 году, совершив еще один поход на Константинополь Русь окончательно теряет все данные ей Византийской империей торговые привилегии, что ощутимо усложняет жизнь русским купцам, а, следовательно, и не положительно влияет на экономику страны.

Однако, как ни парадоксально, именно эти походы делают из Игоря диковинку историографии, так как он становится первым князем, известным синхронно по византийским и западным источникам. По возвращению из походов на Кавказ и Прикаспий, Игорь вместе с дружиной отправляется в полюдье с целью собрать положенный государству в его лице дым и в 945 оказывается убит древлянами во время их восстания, вызванного желанием князя собрать с них дань повторно.

Что касается оценок деятельности князя Игоря Рюриковича, то большинство из них носят скорее несколько пренебрежительный, чем активно отрицательный или положительный характер.

Тем не менее, несмотря на все неудачи князя, нельзя ни в коем случае отрицать его вклад в продолжение дела Олега – поддержание процесса объединения восточнославянских племен вокруг Киева.

Киевская Русь. История впортретах

Рюрик I (862-879 г.)

Великий князь Новгородский в 862-879 г.
Первый русский князь из варяжского племени «Русь». Пришел на славянскую землю с братьями. Княжил в Новгороде. Отправил родственника Олега в Киев.

Нет портрета.

Олег Рюрикович «Вещий Олег» (?-912 г.)

Князь Новгородский в 879-882 г., Великий князь Киевский в 879-912 г.
Завладел Смоленском и Киевом.

Провозгласил Киев столицей. Завоевал древлян, северян, радимичей. Воевал с Византией. Заключил договор с греками.

Игорь I Рюрикович «Игорь древний» (?-945 г.)

Князь Новгородский в 912 г., Великий князь Киевский в 912-945 г.
Ходил на Византию. Заключил договор с греками. Обложил древлян тяжёлой данью, за что был казнён.

Ольга (?-969 г.)

Княгиня Киевская в 945-957 г.
Отомстила древлянам за мужа.

Установила правильные дани. Приняла христианскую веру.

Святослав I Игоревич (942-972 г.)

Великий князь Киевский в 966-972 г.
Вёл успешные войны с хазарами, болгарами, ясами, косогами, вятичами и печенегами.

Разделил земли между сыновьями: Ярополком, Олегом и Владимиром.

Нет портрета.

Ярополк Святославич (955-978 г.), другой источник (961-980 г.)

Великий князь Киевский в 972-978 г.
Захватил земли братьев Олега и Владимира, но затем потерпел поражение от Владимира в Киеве.

Владимир I Святославич «Владимир Красно Солнышко» (960-1015 г.)

Святой равноапостольный.
Князь Новгородский в 969-977 г., Великий князь Киевский в 980-1015 г.
В первую половину жизни был жесток.

Вёл войны, давал пиры, имел несколько жён. Принёс в жертву языческим богам двух христиан. Потом принял сам христианскую веру и крестил Русь.

Нет портрета.

Святополк «Окаянный» (~979-1019 г.)

Князь Туровский в 988-1015 г., Великий князь Киевский в 1015-1016 г., 1018-1019 г.
Захватил киевский стол по смерти Владимира. Начал междоусобные войны с братом Ярославом.

Ярослав I Владимирович «Ярослав Мудрый» (978-1054 г.)

Князь Ростовский в 987-1010 г., князь Новгородский в 1010-1036 г., Великий князь Киевский в 1015-1018 г., 1019-1054 г.
После войны с братом стал единоличным правителем Руси.

Издал законы «Русская правда». Разделом земли между сыновьями заложил основу дробления Руси.

Нет портрета.

Изяслав I Ярославич (?-1078 г.)

Князь Туровский в 1052 г., князь Новгородский в 1052-1054 г., Великий князь Киевский в 1054-1068 г., 1069-1073г., 1077-1078 г.
Междоусобные войны. Появление и набеги на Русь половцев.

Нет портрета.

Святослав II Ярославич (1027-1076 г.)

Князь Владимиро-Волынский в 1054 г., князь Черниговский в 1054-1073 г.
Великий князь Киевский в 1073-1076 г.

Всеволод I Ярославич (1030-1093 г.)

Князь Переславля в 1054-1073 г., князь Черниговский 1073-1078 г., Великий князь Киевский в 1078-1093 г.
Междоусобья и набеги половцев.

Отдал Чернигов сыну Владимиру.

Нет портрета.

Святополк II Изяславич (1050-1113 г.)

Князь Полоцкий в 1069-1071 г., князь Новгородский в 1078-1088 г., князь Туровский в 1088-1093 г.,
Великий князь Киевский в 1093-1113 г.
Смуты и междоусобия. Совет князей в Любече и Витичеве о порядке раздела земель.

Владимир II Всеволодович «Владимир Мономах» (1053-1125 г.)

Князь Ростовский в 1066-1073 г., князь Смоленский в 1073-1078 г., князь Черниговский в 1078-1094 г., князь Переславля в 1094-1113 г., Великий князь Киевский в 1113-1125 г.
Прекратил смуты.

Сторожил и охранял Русь. Строил города. Водворил суд и порядок. При нём на Руси установилась тишина. Разделил Русь между детьми и внуком.

Мстислав I Владимирович «Мстислав Великий» (1076-1132 г.)

Князь Новгородский в 1088-1093 г.

и 1095-1117 г., князь Ростовский в1093-1095 г., князь Переславля в 1117-1125 г., Великий князь Киевский в1125-1132 г.
Поддерживал порядок на Руси.

Завладел половецким княжеством. Отдал его сыну Изяславу, изгнав половцев в Грецию.

Ярополк II Владимирович (1082-1139 г.)

Князь Переславля в 1132-1139 г., Великий князь Киевский в 1132-1139 г.
Междоусобия и раздоры между Мономаховичами и Ольговичами.

Возвращение половцев.

Всеволод II Ольгович (1094-1146 г.)

Князь Черниговский в 1127-1139 г., Великий князь Киевский в 1139-1146 г.
Захватил Киев после смерти Ярополка II.

Игорь II Ольгович (?-1147 г.)

Великий князь Киевский в 1146 г.

Изяслав II Мстиславич (~1097-1154 г.)

Князь Полоцкий 1129-1132 г., князь Переславля в 1132 г.

и 1142-1146 г., князь Туровский в 1132-1134 г., князь Владимиро-Волынский в 1135-1141 г. и в1149-1151 г., Великий князь Киевский в 1146-1149 г., в 1150 г.

и в1151-1154г.
Потомок дома Мономаховичей. Захватил Киев, нарушив право старшинства своего дяди Юрия Долгорукого.

Нет портрета.

Вячеслав I Владимирович (1083-1154 г.)

Князь Туровский в 1125-1132 г., 1134-1142 г., 1142-1146 г., князь Переславля в 1132-1134 г. и в 1142 г.
Великий князь Киевский в 1139 г., и в 1150-1154 г.

Юрий I Владимирович «Юрий Долгорукий» (~1090-1157 г.)

Великий князь Киевский в 1154-1157 г.
Утвердил и укрепил Суздальское княжество.

Основал Москву, Юрьев, Звенигород. Боролся с Изяславом за Киев.

Нет портрета.

Мстислав II Изяславович (?-1169 г.)

Великий князь Киевский в 1157-1169 г.

Андрей Юрьевич Боголюбский (?-1174 г.)

Великий князь Киевский, а позднее Владимирский в 1169-1174 г.
Помогал своему отцу Юрию Долгорукому в борьбе за Киев.

Сместив Мстислава II, перенёс столицу во Владимир, превратив Киевское княжество в удел. Строил города и храмы. Перенёс из Киева икону, писанную Евангелистом Лукой. Икона под именем Владимирской иконы Божьей Матери стала святыней Суздальской земли.

Правил единодержавно.

В его правление Русь вышла на те рубежи, в которых сплотился единый древнерусский народ

Историческая память чтит личность Ярослава Мудрого. Не случайно, уже в наши дни два независимых государства поместили образ правителя на своих денежных знаках. Украина на скромной двухгривенной купюре, а Россия – на представительной тысячерублевой. В иных политических реалиях древнерусский князь XI столетия мог быть представлен на платежных знаках едва ли не десятка стран, причем не только "бывших братских". С правлением Ярослава Мудрого, сына князя Владимира Крестителя, связано представление о "золотом веке" державы Рюриковичей. Личность же самого Ярослава воспринимается как идеал русского князя.

Дорога к власти

Не стоит, однако, забывать, что Ярослав не сразу стал "Мудрым", а Русь в начале его правления вовсе не была тем могущественным европейским государством, покровительства которого искали многие монархи. В начале своего княжения он получил Русь раздробленную и ослабленную. Долгие годы пришлось ему собирать и устраивать великое государство.

Его отец, князь Владимир был несколько раз женат и от этих браков имел двенадцать сыновей. В конце правления Владимира все они в качестве отцовских посадников были направлены в главные города Руси. Ярослав получил в управление сначала Ростов, а затем, после смерти нескольких старших братьев, Новгород. Там, вдали от Киева, молодой князь, почувствовал себя достаточно самостоятельным и решил отказать отцу в ежегодной дани. Владимир собрался в поход на непокорного сына, но военным приготовлениям помешала смерть князя-Крестителя. В 1015 году престол в Киеве занял старший из его наследников Святополк.

#comm#С этого момента между всеми братьями Владимировичами разгорелась кровавая усобица.#/comm#

Они, будучи рождёнными от разных матерей, не желали признавать права Святополка на старшинство в роде. Вскоре в этом противостоянии погибли Борис Ростовский, Глеб Муромский и Святослав Древлянский. Летописец обвиняет во всех этих убийствах Святополка, называя его "Окаянным". А Борис и Глеб в качестве страдальцев и мучеников вскоре были канонизированы церковью и стали первыми русскими святыми.

Однако повествование о тех событиях, вошедшее в летопись, создавалось уже значительно позднее – при сыновьях Ярослава; поэтому не исключено, что летописец стремился путем максимальных обвинений в адрес Святополка снять часть подозрений с Ярослава. Тем не менее, сегодня в науке существует гипотеза о непричастности Святополка к убийству Бориса и Глеба. Во всяком случае, именно Ярослав сумел наилучшим образом воспользоваться сложившейся после жестокого убийства ситуацией и обернуть расклад политических сил в свою сторону.

#comm#К 1017 году из двенадцати сыновей Владимира в живых осталось лишь четверо: старший Святополк, Ярослав, Мстислав Тмутараканский и Судислав Псковский.#/comm#

Было ясно, что мирное сосуществование братьев невозможно, и борьба между ними будет идти до тех пор, пока один не сосредоточит в своих руках всю власть. С 1017 по 1019 год с переменным успехом шла борьба между Ярославом и Святополком за Киев. В столкновения между братьями были вовлечены отряды варягов, поляков и печенегов. Наконец, Ярославу не без помощи хитрости удалось победить брата. Святополк бежал в Польшу, где через какое-то время умер.

После своего утверждения в Киеве Ярославу пришлось выяснять отношения с Мстиславом. В 1023 году тмутороканский князь напал на Ярослава и победил его, но Киев захватывать не стал. Мстислав не хотел владычества над всей Русью. Он видел себя единоличным правителем юго-восточных земель. Поэтому братья договорились о разделе Руси: земли по правому берегу Днепра оставались у Ярослава, а левобережные территории отходили Мстиславу. Лишь в 1035 году после смерти Мстислава Ярослав Владимирович вновь включил их в свои владения. Незавидной оказалась и судьба последнего, выжившего в этой усобице сына Владимира – Судислава. По приказу Ярослава он был брошен в тюрьму, из которой был освобожден лишь после смерти брата своими племянниками, да и то лишь для того, чтобы постричься в монахи.

Единовластный правитель

Так Ярослав Мудрый стал единовластным правителем на Руси. Посвятив значительную часть своей жизни борьбе с собственными братьями, Ярослав спешил сделать все, что в его силах, для обустройства русской земли. Во внешней политике Ярослав, как и его отец, больше надеялся на дипломатию, чем на оружие. Он сумел обеспечить для Киевской Руси признание и высокий авторитет среди других стран. Там где Петр I, не считаясь с потом и кровью своих подданных, рубил узенькое окошко в Европу, во времена Ярослава Мудрого была широко открытая дверь.

Положение той или иной страны в эпоху средневековья определялось династическими связями. Чем могущественнее было государство, чем большим авторитетом пользовался его глава, тем больше было иностранных правителей, желающих породниться с ним. Короли почти всех западных государств почитали за честь стать родственниками Ярослава Владимировича.

Сам Ярослав женился на Ингигерде – Ирине, дочери норвежского короля Олафа. Казимир, король Польский, женился на сестре Ярослава Марии. Этот союз утвердил за Русью червенские города. Норвежский принц, впоследствии король Гарольд Смелый, основатель города Осло, был женат на дочери Ярослава, Елизавете. Король Франции Генрих I женился на дочери Ярослава, Анне, которая после смерти своего мужа стала регентшей при малолетнем сыне Филиппе I. Франция, еще бедная и слабая, могла тогда гордиться союзом с Русью. Анастасия Ярославна вышла замуж за короля Венгрии Андрея I. Один из сыновей Ярослава, Всеволод, женился на византийской царевне из семьи Мономаха; старший сын Всеволода от этого брака Владимир был назван в честь деда – Мономахом.

Внутри страны деятельность Ярослава Мудрого ознаменовалась общим подъемом, укреплением экономических и культурных связей между ее отдельными частями, расцветом "стольного града" Киева. Великий князь упорядочил правовые обычаи Руси и ее церковное устройство.

#comm#При Ярославе возник первый свод узаконений, регулировавший отношения внутри княжеских владений, названный "Русской правдой".#/comm#

"Устав Ярослава", или древнейшая "Русская правда", была дана Новгороду в 1016 году, как сборник правовых норм общественной жизни. Позднее "Русская правда" расширялась и дополнялась новыми статьями, но именно "Правда Ярослава" XI века положила начало этому процессу и явилась первым русским письменным законом.

В своей церковной политике Ярослав ориентировался на Константинопольскую патриархию. Именно при Ярославе Киевская митрополия окончательно вошла в орбиту влияния константинопольской церкви и стала одной из 72 епархий, подчинявшихся патриарху Константинопольскому. Правда, при этом князь стремился отстоять самостоятельность русской церкви. Так, после целого ряда неудачных назначений в русскую епархию (обычно из Византии присылались митрополиты-греки, не знавшие славянского языка, чуждые местным традициям) по настоянию Ярослава, главой русской церкви был избран русский по происхождению священник, талантливый публицист и образованнейший человек своего времени Иларион.

Большим успехом князя стал разгром осадивших Киев печенегов, в 1036 году. В том году он пошел в Новгород, чтобы посадить там на княжение своего старшего сына Владимира. На Северо-Западе Руси его и застигла весть о том, что печенеги осадили Киев. Ярослав спешно собрал войско из варягов и новгородских словен. С этой ратью князь пришел к Киеву. Битва была жестокая, так что Ярослав лишь с большим трудом одолел печенегов к вечеру.

#comm#После поражения под Киевом печенеги больше не нападали на русские земли и вскоре были вытеснены из южно-русских степей другими тюркскими кочевыми племенами – половцами.#/comm#

На месте своей победы Ярослав заложил храм святой Софии, а неподалеку – монастыри святого Георгия и святой Ирины – в честь своего и своей жены небесных покровителей. В 1036-1037 годах по его приказу были построены мощные крепостные укрепления ("город Ярослава"), Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения. Прообразами всех этих построек были архитектурные сооружения Константинополя и Иерусалима; они призваны были символизировать перемещение в Киев центра православного мира.

Успешно отбиваясь от натиска с юго-востока, Русь продолжала наступление на запад: Ярослав несколько раз вторгался на земли ятвягов и ляхов. А в 1030 году князь основал на западном берегу Чудского озера город Юрьев (назван так по второму, христианскому имени Ярослава – Юрий; ныне это город Тарту), долго служивший опорным пунктом Руси в этих землях. Для защиты Киева с юга Ярослав велел рубить по реке Рось новые крепости – Юрьев, Торческ, Корсунь, Треполь и другие. На далеком северо-востоке, в местах, где еще сильно было язычество, был заложен город Ярославль.

Плоды просвещения

Ярослав понимал значение христианского просвещения. Главным оружием в борьбе с язычеством он считал книги. Собирая повсюду книгописцев и переводчиков, он умножил число книг на Руси и постепенно ввел их в повсеместное употребление. С этого времени книжная премудрость прочно утвердилась в русских землях. По всей земле при Ярославе собирали детей и обучали их грамоте. Показательно, что сын Ярослава Всеволод, не выезжая из Киева, выучил пять языков. Похоже, что тогда в русской столице имелись и возможности, и необходимость в овладении иностранными языками.

Время князей Владимира и Ярослава стали эпохой расцвета Киевской Руси, достигшей своей экономической и политической мощи. Не случайно только эти князья могли позволить себе чеканить собственные золотые и серебряные монеты.

Скончался Ярослав 19 февраля 1054 года в своей загородной резиденции Вышгороде. Похоронили его в Киеве, в Софийском соборе. Один из обучившихся грамоте подданных князя, процарапал на стене храма надпись: "В лето 6562 (1054 год) месяца февраля 20-го успение царя нашего…". В год смерти Ярослава Мудрого состоялось событие огромной важности. После длительного противостояния Рима и Константинополя произошел окончательный раскол христианской церкви на римско-католическую (западную) и греко-православную (восточную). Римский Папа нашел поддержку в Западной Европе – у Германии, Франции, испанских королевств, Генуи, а Царьградский патриарх – у Болгарии и Сербии. Русь, введенная Ярославом в орбиту Константинопольской церкви, также стала оплотом православия.

#comm#Через несколько столетий, с падением Византии, именно Россия подняла приспущенный стяг православия, превратившись в новую империю.#/comm#

Именно созидательными делами Ярослав заслужил свое место в истории. Он не относился к числу завоевателей, но в его княжение русская земля расширилась за счет присоединения северных и восточных земель (ныне Пермская, Архангельская и Вологодская области). Каменный пояс (Уральские горы) стал восточной границей Руси. Русь приобрела те рубежи, в рамках которых и сплотился единый древнерусский народ, столь бесцеремонно разделенный Литвой и татарами после XIII века. Именно Ярослав завершил собирание той самой "Всея Руси", за возвращение которой столетия спустя вели борьбу московские государи, а завершили уже русские императоры. Ирония судьбы проявилась в том, что князь Ярослав Мудрый стал последним царем того народа, разделившиеся потомки которого помещают портрет исторического правителя на своих отнюдь не полновесных деньгах.

Специально для Столетия

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: