Коммунистическая партия российской федерации крымское республиканское отделение. Коммунистическая партия российской федерации крымское республиканское отделение Горящий белый дом 1993

В первые годы существования Российской Федерации противостояние президента Бориса Ельцина и Верховного Совета привело к вооруженному столкновению, расстрелу Белого дома и кровопролитию. В результате была полностью ликвидирована система органов власти, существовавшая со времен СССР, и была принята новая Конституция. АиФ.ru вспоминает трагические события 3-4 октября 1993 года.

До распада Советского Союза Верховный Совет РСФСР, согласно Конституции 1978 года, был правомочен решать все вопросы, отнесенные к ведению РСФСР. После того, как СССР перестал существовать, Верховный Совет являлся органом Съезда народных депутатов РФ (высшего органа власти) и все еще обладал огромной властью и полномочиями, несмотря на поправки к Конституции о разделении властей.

Получилось так, что главный закон страны, принятый еще при Брежневе, ограничивал в правах избранного президента России Бориса Ельцина, и он стремился к скорейшему принятию новой Конституции.

В 1992-1993 годах в стране разразился конституционный кризис. Президент Борис Ельцин и его сторонники, а также Совет Министров вступили в противостояние с Верховным Советом под председательством Руслана Хасбулатова , большей частью народных депутатов Съезда и вице-президентом Александром Руцким .

Связан конфликт был с тем, что его стороны совершенно по-разному представляли дальнейшее политическое и социально-экономическое развитие страны. Особенно серьезные разногласия у них были по поводу экономических реформ, и никто не собирался идти на компромисс.

Обострение кризиса

В активную фазу кризис перешел 21 сентября 1993 года, когда Борис Ельцин в телеобращении сообщил, что издал указ о поэтапной конституционной реформе, по которому Съезд народных депутатов и Верховный Совет должны были прекратить свою деятельность. Его поддержали Совет Министров во главе с Виктором Черномырдиным и мэр Москвы Юрий Лужков .

Однако, по действовавшей Конституции 1978 года, полномочий распускать Верховный Совет и Съезд у президента не было. Его действия были расценены как неконституционные, ВС принял решение о прекращении полномочий президента Ельцина. Руслан Хасбулатов даже назвал его действия государственным переворотом.

В последующие недели конфликт только обострялся. Члены Верховного Совета и народные депутаты фактически оказались заблокированы в Белом доме, где были отключены связь и электричество и не было воды. Здание было оцеплено милицией и военнослужащими. В свою очередь, добровольцам из числа оппозиционеров выдали оружие для охраны Белого дома.

Штурм «Останкино» и расстрел Белого дома

Ситуация двоевластия не могла продолжаться слишком долго и в конечном итоге привела к массовым беспорядкам, вооруженному столкновению и расстрелу Дома Советов.

3 октября сторонники Верховного Совета собрались на митинг на Октябрьской площади, затем двинулись к Белому дому и разблокировали его. Вице-президент Александр Руцкой призвал их взять штурмом мэрию на Новом Арбате и «Останкино». Здание мэрии вооруженные демонстранты захватили, но когда они попытались попасть в телецентр, разыгралась трагедия.

Для обороны телецентра в «Останкино» прибыл отряд спецназа МВД «Витязь». В рядах бойцов произошел взрыв, от которого погиб рядовой Николай Ситников.

После этого «Витязи» начали стрелять по толпе сторонников Верховного Совета, собравшейся у телецентра. Вещание всех телеканалов из «Останкино» было прервано, в эфире остался только один канал, вещавший из другой студии. Попытка штурма телецентра не увенчалась успехом и привела к гибели ряда демонстрантов, военнослужащих, журналистов и случайных людей.

На следующий день 4 октября верные президенту Ельцину войска начали штурм Дома Советов. Белый дом обстреливали танки. В здании произошел пожар, из-за чего его фасад наполовину почернел. Кадры обстрела облетели тогда весь мир.

Посмотреть на расстрел Белого дома собрались зеваки, которые подвергли себя опасности, поскольку попали в поле зрения снайперов, расположившихся на соседних домах.

Днем защитники Верховного Совета стали массово выходить из здания, а к вечеру прекратили сопротивление. Руководители оппозиции, в том числе Хасбулатов и Руцкой, были арестованы. В 1994 году участники этих событий были амнистированы.

Трагические события конца сентября - начала октября 1993 года унесли жизни более 150 человек, порядка 400 человек получили ранения. Среди погибших оказались журналисты, освещавшие происходящее, и много простых граждан. 7 октября 1993 года было объявлено днем траура.

После октября

События октября 1993 года привели к тому, что Верховный Совет и Съезд народных депутатов перестали существовать. Система государственных органов, оставшаяся со времен СССР, была ликвидирована окончательно.

Фото: Commons.wikimedia.org

До выборов в Федеральное Собрание и принятия новой Конституции вся полнота власти оказалась в руках президента Бориса Ельцина.

12 декабря 1993 года было проведено всенародное голосование по новой Конституции и выборы в Государственную думу и Совет Федерации.



Путч 1993 года

После распада СССР, в 1991г. появляется новое государство - Россия, Российская Федерация. В его состав вошло 89 регионов, включая 21 автономную республику.

В этот период страна находилась в экономическом и политическом кризисе, следовательно надлежало создать новые органы управления, сформировать российскую государственность.

К концу 80-х годов, государственный аппарат России состоял из двухступенчатой системы органов представительной власти Съезда народных депутатов и двухпалатного Верховного Совета. Главой исполнительной власти являлся избранный всенародным голосованием президент Б.Н. Ельцин. Он же был Главнокомандующим Вооруженными силами. Высшей судебной инстанцией являлся Конституционный суд РФ. Преобладающую роль в высших структурах власти играли бывшие депутаты Верховного Совета СССР. Из их числа были назначены советники президента В. Шумейко и Ю. Яров, председатель Конституционного суда В.Д. Зорькин, многие главы администраций на местах.

Суть конфликта

В условиях, когда Российская Конституция, по мнению сторонников президента России Бориса Ельцина, стала тормозом в проведении реформ, а работа над новой редакцией велась слишком медленно и неэффективно, президентом был издан указ № 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации", предписывавший Верховному Совету РФ и Съезду народных депутатов (согласно Конституции, - высшему органу государственной власти РФ) прекратить свою деятельность.

Конституционный суд РФ, собравшись на экстренное заседание, пришёл к заключению, что данный указ в двенадцати местах нарушает российскую Конституцию и, согласно Конституции, является основанием для отрешения президента Ельцина от должности. Верховный Совет отказался подчиниться неконституционному указу президента, квалифицировал его действия как государственный переворот. Было принято решение о созыве X Чрезвычайного Съезда народных депутатов. Частям милиции, подчинившимся Ельцину и Лужкову, был отдан приказ о блокаде Белого дома.

После неудачи переговоров при посредничестве патриарха Алексия в Ново-Огарёво, началась блокада Верховного Совета силами ОМОН МВД. В здании Верховного Совета были на некоторое время включены электроэнергия и водопровод, затем их снова отключили.

В 14: 00 состоялся разрешённый Моссоветом митинг в поддержку Верховного Совета на Октябрьской площади. Когда собралось несколько тысяч человек, поступила информация, что в последний момент проведение митинга на Октябрьской площади запрещено мэрией Москвы. ОМОН предпринял попытку заблокировать площадь. Появились призывы перенести митинг на другое место.

Каковы в столь конфликтогенной ситуации в России пути и средства поиска политических компромиссов и согласия? Сегодня их достижение в немалой степени зависит от позиций противоборствующих лидеров и элит. От того, способны ли они считаться с уже реально существующим социально-политическим плюрализмом, а не дихотомичностью общества, удовлетворить основные его потребности, поступиться частью власти и собственности ради смягчения и устранения основных угроз обществу, выполнять достигнутые компромиссные договоренности в немалой степени зависит судьба страны. Легитимации государственно-политических институтов и проводимой ими политики могут значительно способствовать также подлинно свободные, равные и конкурентные выборы в условиях многопартийной системы, предполагающие как минимум отсутствие монополии на СМИ, злоупотреблений финансовыми и политико-властными ресурсами и убежденность большинства избирателей в том, что политические партии, кандидаты на выборные должности, избирательные комиссии и другие участники и организаторы выборов равноправны и полностью выполняют избирательные законы и инструкции, а сами эти законы и инструкции справедливы.

В этой связи следует отметить, что на результаты выборов 1996 г. и, что самое главное, на их оценку с точки зрения справедливости и равенства, несомненно, влияет несопоставимая разница в объеме и характере ресурсов, которыми располагали претенденты на пост Президента РФ. Оставляя в стороне выявившееся несовершенство избирательного законодательства, острую критику части избирателей вызвала фактически полная монополия одного из кандидатов на самые влиятельные виды СМИ - на телевидение и радио. Раздражение некоторых избирателей вызывало и превращение ведущих членов правительства, начиная с его Председателя, в центральный штаб, а глав администраций многих регионов и их подчиненных - в фактические региональные штабы по выборам Б.Н. Ельцина. Помимо бросающейся в глаза чрезвычайной дороговизны его собственной избирательной кампании (отсутствие достоверных данных о ее стоимости - другой источник недовольства части граждан), негативную оценку некоторых избирателей получили многомиллиардные раздачи долгов и субсидий из госбюджета действующим Президентом РФ, которые проводились, по существу, в рамках его избирательной кампании .

Трагичным исходом могут обернуться регулярно предлагаемые обществу такие рецепты решений политических конфликтов и достижения стабильности как перенос или даже отмена выборов, роспуск оппозиционного парламента, запрещение политических партий, установление "демократической диктатуры", или режима личной власти во имя "порядка и борьбы с преступностью". Об этом неоспоримо свидетельствуют данные проведенного по заказу Центризбиркома в мае 1996 года исследования по представительной общероссийской выборке (авторы исследовательского проекта: В. Г.Андреенков, Е. Г.Андрющенко, Ю.А.Веденеев, В.С. Комаровский, В.В. Лапаева, В.В. Смирнов). Почти 60% россиян рассматривают выборы в качестве основного средства формирования органов власти. То, что выборы стали одной из базовых политических ценностей для большей части российского общества, подтверждается и тем, что только 16,4% респондентов одобряют использование отказа от участия в выборах как средства воздействия на власть. В то время как 67,1% не одобряют абсентеизм избирателей.

Гражданственную зрелость российского избирателя подтверждают и другие данные названного исследования. Так, основным мотивом (44,8% респондентов) его голосования за конкретного кандидата является оценка того, что он может сделать для России. Об устойчивости этой позиции свидетельствуют ответы на вопрос о мотивах участия респондентов в выборах депутатов Государственной Думы в декабре 1995 г.: 42,6% руководствовались прежде всего исполнением своего гражданского долга, а 23% не хотели, чтобы другие решали за них, кому быть у власти.

Вместе с тем, в политическом сознании соотечественников есть ряд неблагоприятных для достижения политического согласия аспектов. Прежде всего, это довольно большая доля граждан, отрицательно относящихся к деятельности федеральных органов всех трех ветвей власти:

к Совету Федерации - 21,6%
к Конституционному Суду - 22,4%
к Государственной Думе - 38.9%
к Президенту РФ - 42,5%

Это означает, что не менее, чем каждый пятый (а в случае с Президентом - почти каждый второй) россиянин является потенциальным сторонником оппозиции. Само по себе наличие недовольных органами государственной власти и управления не опасно, если граждане полагают, что своим участием в выборах они могут изменить ситуацию в стране. Однако 25,7% соотечественников в той или иной степени в это не верят.

Другим институтом демократического общества, выступающим посредником между гражданином, с одной стороны, и государственными органами, госслужащими и государственными руководителями, обеспечивающими ненасильственное разрешение конфликтов, с другой, являются политические партии. Увы, в нашей стране политические партии эту посредническо - консенсуальную роль сегодня играть не в состоянии. Только 20,4% граждан считают себя сторонниками какой-либо политической партии; принадлежность кандидата к определенной политической партии занимает лишь четвертое место среди тех обстоятельств, которые избиратель учитывает при выборе, за кого ему голосовать; за голосование только по партийным спискам выступает лишь 8,6% избирателей, а за смешанную избирательную систему, при которой часть депутатов избирается по партийным спискам, выступает еще 13,1%. Таким образом, мы можем констатировать негативно-отчужденное отношение к политическим партиям большинства россиян.

Для достижения компромиссов и согласия в обществе, наряду с использованием всего известного арсенала разрешения политических конфликтов, необходима их юридизация. Речь идет в первую очередь о разрешении конфликтов в рамках конституционно-правовых норм и посредством преимущественно судебно-правовых институтов и процедур. Это, в свою очередь, предполагает восстановление конституционного баланса исполнительной и законодательной ветвей власти. Слишком велика опасность того, что когда-нибудь тот или иной Президент РФ воспользуется беспрецедентными для демократического общества огромными конституционными полномочиями для установления в очередной для России раз авторитарного режима.

В результате проведенного расследования Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по дополнительному изучению и анализу событий, происходивших в городе Москве 21 сентября - 5 октября 1993 года, действия Б. Ельцина были осуждены и признаны противоречащими Конституции РСФСР, действовавшей на тот момент. По материалам следствия, проведенного Прокуратурой РФ, не было установлено, что кто-либо из погибших был убит из оружия, имевшегося в распоряжении сторонников ВС.

Заключение

Каждая из сторон конфликта намеревалась добиться отстранения от власти противоположной стороны с сохранением и упрочением своей власти

Также, Одной из причин конфликта стал вопрос об изменении действовавшей Конституции, внесения поправок в закон, т.к конституция, принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г не подходила к новому государственному строю и многие пункты конституции утратили силу за истечением времени.

Прошло время с октября 1993 года, когда конфликт ветвей власти привел к боям на московских улицах, расстрелу Белого дома и сотням жертв. Но об этом, как оказалось, уже мало кто помнит. У многих наших соотечественников расстрельный октябрь сливается в памяти с августом 1991 года и попыткой государственного переворота, осуществленной так называемым ГКЧП. Поэтому и виновных в октябрьской драме они все чаще пробуют искать в 1991 году.

Сложная политическая и социально-психологическая ситуация в России не только определяет в значительной степени содержание конфликтов и формы их проявления, но и влияет на их восприятие населением, элитами, действенность применяемых средств регулирования. Не разработаны конституционные основы и правовые нормы разрешения конфликтов.

По этой причине и из-за отсутствия опыта цивилизованного и легитимного управления конфликтами чаще всего используются силовые методы: не переговоры и компромисс, а подавление противника. Конфликтные по сути методы реформирования российского общества продолжают создавать условия для сохранения конфронтации. Отчуждение населения от власти и политики не только ведет к снижению легитимности господствующих политических сил, но обусловливает нестабильность функционирования политической системы в целом.

Назад в раздел

Адыгея, Крым. Вас ждут горы, водопады, разнотравье альпийских лугов, целебный горный воздух, абсолютная тишина, снежники в середине лета, журчанье горных ручьев и рек, потрясающие ландшафты, песни у костров, дух романтики и приключений, ветер свободы! А в конце маршрута ласковые волны Черного моря.

О том, как Россия подошла к порогу гражданской войны,
постояла около него и отступила назад - в спецпроекте «Ъ»

Референдум о доверии президенту и Верховному Совету, вошедший в историю под лозунгом «Да-да-нет-да», обеим сторонам представлялся сравнительно мирным путем разрешить конфликт. К тому времени в стране уже несколько месяцев развивался конституционный кризис, началом которого принято считать декабрь 1992 года. Тогда на седьмом чрезвычайном съезде не был утвержден премьер-министром Егор Гайдар, его место занял Виктор Черномырдин , и именно тогда депутаты приняли постановление о проведении 25 апреля всенародного референдума.

За месяц до референдума, 28 марта 1993 года, в Москве чрезвычайный съезд народных депутатов голосовал по проекту постановления о назначении досрочных президентских выборов. За импичмент Борису Ельцину высказались 617 депутатов при необходимых 689 голосах . «Когда импичмент не прошел, депутаты сами вздохнули с облегчением. Это стало толчком для обращения к референдуму,- вспоминает Сергей Шахрай (в 1993 году вице-премьер.- "Ъ").- У каждой из сторон была иллюзия, что так можно добиться победы, а главное - люди пошли не на баррикады, а к избирательным урнам».

После долгой борьбы за формулировки гражданам предложили ответить на четыре вопроса: . Команда Бориса Ельцина придумала и раскрутила ставший знаменитым слоган «Да-да-нет-да», под которым проходила агитационная кампания, которую сейчас признают первой полноценной политической рекламной кампанией в России.

Но разрешить кризис референдум не смог. Хотя формально по всем четырем вопросам граждане ответили именно так, как им предлагала президентская команда, необходимые 50% от общего числа избирателей за досрочные выборы народных депутатов так и не проголосовали. Вопрос об импичменте после референдума ставить смысла уже не имело, но и легитимных оснований для разгона Верховного совета (ВС) Борис Ельцин не получил. Именно поэтому в октябре 1993 года ему пришлось сделать это силовым методом.

"Ночные волки" во главе с Хирургом (Александр Залдостанов по прозвищу Хирург - президент ассоциации байкеров "Ночные волки", в 2013 году награжден орденом Почета.- "Ъ"), который сейчас поддерживает Владимира Путина, тогда ездили и агитировали за команду Бориса Ельцина.

Первомайское шествие 1993 года было не первым массовым мероприятием оппозиции 1992-93 годов, ознаменовавшимся столкновениями демонстрантов с милицией, но именно оно стало прологом к октябрьскому противостоянию, говорят сейчас участники событий. Демонстрация с самого начала пошла не по сценарию. Накануне организаторы получили из мэрии Москвы уведомление о том, что привычный для них маршрут от Калужской площади до Манежа в этот раз власти разрешить не готовы. Как вспоминает один из организаторов демонстрации, лидер «Трудовой России» Виктор Анпилов, в мэрии им предложили ограничиться маршрутом до Крымского моста, что для оппозиционеров было неприемлемо. По его словам, утром 1 мая на Крымском Валу уже стояли цепи ОМОНа и конной милиции. «Они намеревались не допустить штурма Кремля, власть и тогда, и сейчас почему-то считает, что митингующие обязательно пойдут штурмовать Кремль»,- добавляет Виктор Анпилов. Основная часть демонстрации пошла по маршруту, с мэрией даже не обсуждавшемуся - по Ленинскому проспекту к Воробьевым горам, чтобы провести митинг на смотровой площадке МГУ.

Милиция, узнав о планах митингующих, также начала перегруппировываться, чтобы не допустить шествия по несанкционированному маршруту. ОМОН возвел на подступах к площади Гагарина баррикады. Там и произошли беспорядки .

Движущаяся по проспекту толпа уперлась в грузовики, которые перегородили проспект, и выстроившиеся перед ними цепи ОМОНа. Драка началась прямо под растянутым на весь Ленинский проспект плакатом «С праздником, дорогие россияне». Митингующие били омоновцев флагштоками, срывали с них каски, милиционеры отвечали оппозиционерам резиновыми дубинками, толпу из брандспойта поливала пожарная машина. В результате драки погиб один из сотрудников ОМОНа, 25-летний Владимир Толокнеев , оказавшийся зажатым между двумя столкнувшимися грузовиками ЗИЛ-130, одним из которых управлял неустановленный участник демонстрации. На кадрах хроники можно увидеть, как митингующие на грузовике с баннером «Страну спасет диктатура рабочего человека» совершают наезд на другого омоновца, который, впрочем, пострадал меньше. Виктор Анпилов признает, что митингующие пытались прорвать цепь на грузовиках, ключи от которых водители оставили в замках зажигания, но утверждает, что тяжело пострадавшие были и среди демонстрантов, а милиционеры действовали «куда жестче, чем даже год назад на Болотной площади». По словам одного из организаторов шествия, депутата Ильи Константинова, в больницах по итогам столкновений 1 мая оказалось более 200 пострадавших. В отношении Виктора Анпилова по итогам тех событий было заведено уголовное дело за организацию массовых беспорядков , после октября 1993 года объединенное с делом о штурме «Останкино», но впоследствии прекращенное в связи с амнистией.

Тогда все концентрировалось в Москве, и в отличие от 1991 года волнения не выплескивалось в регионы, основные страсти кипели в столице, а страна по большей части безмолвствовала.

Под дубинки попали женщины и дети. Демонстрантов обвинили в попытке прорваться к Кремлю, хотя даже дураку понятно, что путь от Октябрьской площади по Ленинскому ведет в противоположном направлении.

Олег Шеин, в 1993 году сопредседатель "Объединенного фронта трудящихся"

Понять майские события невозможно без контекста предыдущих месяцев. Избиения демонстрантов ОМОНом были обычным делом на протяжении второй половины 1992 года и всего 1993 года. Ветеран ВОВ погиб в итоге разгона митинга 23 феврале 1992 года, после чего люди выходили на улицы, возмущенные этой трагедией. Так что к столкновениям с ОМОНом манифестанты были готовы, и все дальнейшие события известны.

Основой противостояния между президентом и Верховным советом в 1993 году был вопрос о принятии новой Конституции. Призванное обсудить и принять ее Конституционное совещание открылось в Кремле 5 июня. Подготовка к нему началась сразу после апрельского референдума. Старая советская Конституция не могла больше отвечать политическим реалиям, перегружалась постоянными поправками и становилась жертвой борьбы между президентом и парламентом, вспоминал летом этого года президент Дагестана, а тогда председатель совета национальностей ВС Рамазан Абдулатипов. В состав совещания было решено включить делегатов от пяти разных групп: представителей федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ, местного самоуправления, профсоюзных, молодежных, общественных организаций и религиозных конфессий, а также товаропроизводителей и предпринимателей.



Как работало конституционное совещание

На заседании 5 июня Борис Ельцин подчеркнул невозможность дальнейшего развития страны при сохранении советской Конституции и обрисовал пошаговую процедуру принятия новой : во-первых, согласовать текст основного закона, затем представители субъектов федерации должны были бы парафировать этот проект, наконец субъекты федерации должны были бы предложить съезду утвердить согласованный проект Конституции в целом. Слова Бориса Ельцина о необходимости отказаться от советской Конституции вызвали возмущение у ряда депутатов Верховного совета во главе с его председателем. Руслан Хасбулатов попытался выступить с ответной речью . В зале начался шум, председателя ВС охранники долго не подпускали к трибуне, а когда он наконец вышел на нее и начал выступать, сторонники президента начали свистеть, топать и захлопывать его слова. Заявив, что собравшиеся не в состоянии решать серьезные вопросы, председатель ВС покинул зал, за ним потянулись депутаты. В общей сложности зал покинуло от 100 до 150 делегатов.

Тогда же произошел и самый скандальный момент этого дня, когда то ли при попытке покинуть зал вслед за господином Хасбулатовым, то ли при попытке прорваться к трибуне из зала охраной был вынесен член Российской коммунистической рабочей партии - народный депутат Юрий Слободкин. Вынос депутата остановил в итоге только окрик Бориса Ельцина, вспоминает господин Слободкин, но, когда охрана его наконец отпустила, с ноги депутата упал ботинок. «Я поднял этот ботинок над головой и кричу: "Борис Николаевич, вот ваша демократия!" После этого мы уехали в Верховный совет»,- вспоминает бывший народный депутат. По словам экс-генпрокурора Валентина Степанкова, с первого дня работы Конституционного совещания было очевидно, что работать и вести какие-то конструктивные дискуссии в столь большой аудитории будет невозможно, поэтому основная работа над текстом Конституции шла в итоге в рамках рабочих групп. Первый этап работы Конституционного совещания завершился 12 июля 1993 года подписанием согласованного документа большинством делегатов .

Валентин Степанков, в 1993 году генеральный прокурор России

Пусть впопыхах, пусть в большинстве своем народ не читал Конституции и совершенно бездумно за нее проголосовал, но это было возвращение в правовое поле. Это была попытка вернуться к цивилизованному государству. Хотя пути развития событий были разные – можно было заморозить ситуацию, год-два вообще обойтись без парламента.

С 1992 года Конституция, принятая в 1978 году, была уже российской, съезд народных депутатов внес многочисленные изменения в главу о правах и свободах человека. Поэтому, когда Ельцин поднял вопрос, является ли она конституционной, мы возмутились и начали скандировать: "Позор! Позор!". Борису Ельцину нужно было оправдание своим действиям по коренному изменению государственного строя. А Конституция 1978 года высшим органом власти в стране признавала съезд, а не президента. Во время выступления председателя ВС в зале поднялся такой гвалт, что он и фразы сказать не мог. В итоге Хасбулатов махнул рукой и пошел к выходу из Мраморного зала Кремля. Вслед за ним пошли мы.

К концу лета конфликт исполнительной и законодательной ветвей власти перешел в финансовую стадию: обе стороны обладали доступом к распределению бюджетных средств и обвиняли оппонентов в нечистоплотности. 1 сентября Борис Ельцин одновременно освободил от должности вице-президента Александра Руцкого и вице-премьера Владимира Шумейко, оказавшихся в центре скандала . Александр Руцкой обвинялся в сокрытии нелегальных доходов и владении счетами в швейцарском банке. Сам вице-президент обвинял Владимира Шумейко в нецелевом использовании бюджетных средств, выделенных на закупку детского питания.

Выяснять, какая из сторон наиболее коррумпирована, участники конфликта стали еще в начале 1993 года. 19 февраля Александр Руцкой, возглавлявший межведомственную комиссию по борьбе с коррупцией, опубликовал программу, которую назвал «Так дальше жить опасно». 16 апреля по итогам работы комиссии господин Руцкой заявил, что собрал «11 чемоданов компромата» на экс-премьера Егора Гайдара, экс-министра печати и информации Михаила Полторанина и госсекретаря Геннадия Бурбулиса, вице-премьера Владимира Шумейко и председателя Госкомимущества Анатолия Чубайса.

Верховный совет передал материалы в генпрокуратуру. Борис Ельцин в ответ отстранил господина Руцкого от руководства комиссией, которую возглавил адвокат Андрей Макаров. 23 июля Верховный совет дал согласие на возбуждение в отношении Владимира Шумейко уголовного дела. Борис Ельцин в ответ уволил министра безопасности Виктора Баранникова, которого заподозрили в помощи господину Руцкому при сборе компромата. Уже в августе 1993 года комиссия под руководством господина Макарова выступила с обвинениями в адрес господина Руцкого. Показательна была реакция чиновников на отстранение от должностей. Владимир Шумейко ничуть не огорчился и даже заявил, что сам «напросился» на увольнение. А Александр Руцкой вместе с депутатами Верховного совета во главе с его спикером Русланом Хасбулатовым президентский указ назвали незаконным. 3 сентября Верховный совет приостановил своим решением действие указа в отношении вице-президента .

Оба дела о коррупции развалились достаточно быстро. Александр Руцкой покинул пост вице-президента только после октябрьских событий, а Владимир Шумейко вернулся на свою должность и работал вице-премьером до января 1994 года, когда возглавил Совет Федерации. Борис Ельцин еще не раз в сложные моменты обращался к теме коррупции. В 1996 году борьба с коррупцией стала одной из главных тем всей кампании.

Геннадий Зюганов, лидер партии КПРФ

Ельцинская камарилья рвалась поскорее распродать народную собственность в частные руки. Эти люди прекрасно понимали, что, им не удастся задуманное, если не уничтожить Советскую власть.

Андрей Нечаев, министр экономики России в 1992-1993 гг.

Масштабы в смысле сумм и вовлеченности людей в коррупционные схемы выросли за 20 лет в разы. Другое дело, что бюджет тогда был куда скромнее. Особенность того времени - развиты были разные распределительные функции государства. Верховный совет, например, полностью контролировал Центральный банк. Они могли выдавать разного рода льготные кредиты. Если сегодня эта процедура систематизирована, то тогда это часто было индивидуальное решение кого-то из руководства ЦБ или ВС.

Развязке конституционного кризиса положил начало президентский указ №1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». В соответствии с указом прекращалось осуществление всех функций Съезда народных депутатов и Верховного совета и назначались выборы в новый парламент - Федеральное Собрание, которые должны были пройти 11-12 декабря. «Таким образом, хотя в указе президента это и не оговаривается, до выборов в России введено президентское правление. Президент России наконец совершил то, чего довольно давно ждали и его сторонники, и противники» ,- сообщала на следующий день газета «Коммерсантъ».

В воспоминаниях «Записки президента» Борис Ельцин вспоминал, что работу над указом начал еще в первых числах сентября. В книге «Эпоха Ельцина», написанной его бывшими помощниками, вспоминается такой эпизод. Президент пригласил одного из членов своей команды к себе и показал черновик документа. «Характерным почерком Ельцина, крупными буквами было написано несколько пунктов: "распустить съезд и Верховный совет", "распустить Конституционный суд", "генеральный прокурор подчиняется президенту". "Знаете, Борис Николаевич,- ответил собеседник,- эта штука, конечно, посильнее, чем "Фауст" Гете, но, мне кажется, здесь еще должны поработать специалисты». Через несколько дней к работе подключили помощника главы государства по правовым вопросам Юрия Батурина. В обсуждении участвовали и другие близкие к Борису Ельцину на тот момент люди, в том числе начальник его службы безопасности Александр Коржаков.

17 сентября помощник президента Виктор Илюшин позвонил в канцелярию президента и сказал ее заведующему Виктору Семенченко: «У тебя есть на подходе какой-нибудь круглый номер для указа?» «Номер 1400 подойдет?» - спросил господин Семенченко.- «Подойдет. Зарезервируй». 21 сентября указ был подписан. В 17:00 в Кремле началась запись видеообращения президента, которое прозвучало в 20:00. Конституционный суд на срочно собранном ночном заседании 21-22 сентября девятью голосами против четырех постановил, что президентский указ и его обращение к нации противоречат целому ряду статей Конституции и «служат основанием для отстранения президента России Бориса Ельцина от должности». Член КС Гадис Гаджиев в этом году в разговоре с корреспондентом «Ъ» признавал, что тогдашнее решение было скоропалительным, но был уверен: «Даже если бы мы взяли отсрочку в три-четыре дня, решение было бы тем же: очевидно, что президент превысил тогда свои полномочия».

В 23:00 21 сентября доступ к Белому дому был блокирован . Часом ранее на экстренном заседании президиума Верховного совета Александр Руцкой принял полномочия и. о. президента. Впереди были сложные переговоры с участием патриарха Алексия II в Свято-Даниловом монастыре.

Виктор Алкснис, в 1993 году заместитель председателя исполкома Фронта национального спасения

Я спал на полу в коридоре, укрываясь ковровыми дорожками. 29 сентября на площади у метро «Улица 1905 года» я пытался остановить беспредел ОМОНа, который избивал москвичей, выступавших против поправок в Конституции. Я попал под эти дубинки, и следующие 10 минут ОМОН избивал меня ногами и руками. В результате я оказался в больнице им. Склифосовского с перебитой рукой, разбитой головой и сотрясением мозга.

Валентин Степанков, в 1993 году генеральный прокурор России

Понимаю, что в случае победы Верховного совета, при том раскладе политических сил, это было бы временное отступление Ельцина. Месяц-полтора, и мы бы получили серьезное продолжение.

Виктор Аксючиц, в 1993 году председатель подкомитета по связям с зарубежными организациями комитета Верховного Совета России по свободе совести, вероисповеданиям, милосердию и благотворительности

Руководство Верховного совета на тот момент, да и вообще, было не очень дееспособно. Ситуация могла разрешиться и путем переговоров, но виновником того, что договоренность не была достигнута, стал Ельцин, совершивший переворот.

С момента подписания Борисом Ельциным указа №1400 до перехода конфликта в вооруженную стадию прошло две недели. Верховный совет (ВС) не согласился со своим роспуском, а Съезд народных депутатов отрешил Бориса Ельцина от должности президента, возложив его полномочия на вице-президента Александра Руцкого, который немедленно отменил действие указа №1400 . В городе проходили митинги в поддержку Верховного совета.

До начала октября между сторонами шла позиционная война. Внутри оцепления, выставленного вокруг заблокированного Белом дома, собралось несколько тысяч сторонников Верховного совета. Обсуждался вопрос о выдаче им оружия. Оценки запасов вооружения в здании до сих пор разнятся от 150 стволов до нескольких сот до нескольких тысяч стволов. «Там были и стволы, и гранатометы, и другое автоматическое оружие, - утверждает господин Коржаков. - Из него в том числе велась стрельба во время столкновений у Останкино, 3 октября, накануне штурма», - говорит экс-начальник охраны Бориса Ельцина Александр Коржаков.

В результате боев за день, по официальным данным, были убиты 74 человека, в том числе 26 - военные и служащие МВД, ранены 172. Всего за 3 - 4 октября, по данным следствия, погибли не менее 123 человек , были ранены не менее 348. В результате пожара были практически полностью уничтожены с 12-го по 20-й этаж здания, разрушено порядка 30% общей площади Белого дома .

Сергей Филатов, руководитель Администрации Президента Российской Федерации (19 января 1993 – 16 января 1996 гг.)

Где-то без двадцати девять мне позвонила Джуна (ясновидящая – Ъ.) и сказала, что она видит, как в Москву идут танки. Они действительно шли по Минскому шоссе. Сразу отрядили несколько единиц спецтехники в Останкино, чтобы там все успокоить. Для меня было абсолютно понятно, что если жестко не поступить, утром может начаться усиление военных действий и гражданская война.

Прошло 25 лет с тех дней, когда народные депутаты России и простые граждане плечом к плечу защищали права своего народа и Конституцию России.

Отправить

История вопроса

Начавшийся в 80-х годах 20-го столетия в СССР экономический и политический кризис значительно усилился в 90-х и привел к ряду глобальных и радикальных изменений в его территориально-политическом строе. Это был период острой политической борьбы и неразберихи. Сторонники сохранения сильной центральной власти вступили в противостояние со сторонниками децентрализации и суверенизации республик.

25 декабря 1991 года по центральному телевидению выступил последний Президент Советского Союза Михаил Горбачев. Он заявил о сложении с себя полномочий. В 19-38 по московскому времени с Кремля был спущен флаг СССР, и, после почти 70 лет существования, Советский Союз навсегда исчез с политической карты мира.

Кризис двоевластия

Одновременно с сохранением широких полномочий у Верховного Совета РСФСР и Съезда народных депутатов был учрежден пост Президента.

По одну сторону противостояния пребывал Борис Ельцин. Его поддерживал Кабинет Министров, возглавляемый Виктором Черномырдиным, мэр города Москвы Юрий Лужков, небольшая часть депутатов, а также силовые структуры.

По другую сторону находилась основная часть народных избранников и членов Верховного Совета, возглавляемые Русланом Хасбулатовым и Александром Руцким, занимавшим пост вице-президента.

Президент и его соратники ратовали за быстрое принятие нового основного закона и усиление влияния Президента, большинство были сторонниками «шоковой терапии». Они хотели скорейшего внедрения экономических реформ и полного изменения всех структур власти.

Их оппоненты выступали за то, чтобы вся полнота власти сохранялась у Съезда народных депутатов, а также против поспешных реформ. Дополнительной причиной послужило нежелание Съезда ратифицировать договоры, подписанные в Беловежской пуще.

После длительных и безрезультативных переговоров конфликт зашел в тупик. Не прошли ни предложения об импичменте президента и отставке Хасбулатова, ни предложение о проведении внеочередных выборов.

1 сентября Президент Борис Ельцин издал указ о временном отстранении от занимаемой должности А. В. Руцкого. Вице-президент постоянно выступал с острой критикой решений, принимаемых Президентом. Руцкого обвинили в коррупции, но обвинения не нашли никакого подтверждения.

21 сентября Ельцин обратился с обращением к народу и сообщил о том, что Съезд народных депутатов и Верховный Совет теряет свои полномочия по причине своей бездеятельности и саботажа конституционной реформы. Вводились органы временного управления. Назначили выборы в Государственную Думу РФ.

В ответ на действия Президента Верховный Совет издал постановление о немедленном отстранении Ельцина и передаче его функций вице-президенту А. В. Руцкому. После этого следовало обращение к гражданам Российской Федерации, народам содружества, депутатам всех уровней, военнослужащим и сотрудникам силовых органов, в котором призывалось пресечь попытку «государственного переворота». Также была начата организация штаба охраны Дома Советов.

Осада

В этот же день, примерно в 20-45 под стенами Белого Дома собрался стихийный митинг, началось возведение баррикад.

Утром возле Белого Дома находилось около 1500 человек, к концу дня их было несколько тысяч. Начали формировать добровольческие отряды.

Главы администраций и силовики в основном поддерживали Бориса Ельцина. Органы представительной власти - Хасбулатова и Руцкого. Руцкой выдавал указы, а Ельцин своими постановлениями признавал все их недействительными.

23 сентября правительство приняло решение отключить здание Дома Советов от отопления, электроэнергии и телекоммуникаций. Охране Верховного Совета были выданы автоматы, пистолеты и боекомплекты к ним. Поздно вечером того же дня группа вооруженных сторонников ВС совершила нападение на штаб объединенных вооруженных сил СНГ. Погибло два человека.

Сторонники президента воспользовались нападением как поводом для усиления давления на держащих блокаду у здания Верховного совета.

Вечером того же дня открылся внеочередной чрезвычайный Съезд народных депутатов.

24 сентября Съезд признал Президента Б. Ельцина нелегитимным и утвердил все кадровые назначения, предпринятые Александром Руцким.

28 сентября. Ночью сотрудники ГУВД Москвы блокировали всю территорию, что прилегала к Дому Советов. Все подходы были перекрыты с помощью колючей проволоки и поливальных машин. Пропуск людей и транспорта полностью прекращен. На протяжении дня у кольца оцепления возникали многочисленные митинги и беспорядки сторонников ВС.

29 сентября. Оцепление было расширенно до самого Садового кольца. В оцепление попали жилые дома и социальные объекты. По распоряжению главы ВС в здание перестали пускать журналистов. Генерал-полковник Макашов с балкона Дома Советов предупредил, что в случае нарушения периметра заграждения огонь будут открывать без предупреждения. Вечером было оглашено требование правительства РФ, в котором Александру Руцкому и Руслану Хасбулатову предлагали в срок до 4-го октября вывести из здания и разоружить всех своих сторонников под гарантию личной безопасности и амнистии.

30 сентября. Ночью было распространено сообщение о том, что Верховный Совет якобы планирует совершить вооруженные нападения на стратегические объекты. К Дому Советов была отправлена бронетехника. В ответ Руцкой отдал распоряжение командиру 39 мотострелковой дивизии генерал-майору Фролову выдвинуть два полка в Москву. С утра небольшими группами начали прибывать демонстранты. Несмотря на вполне мирное поведение, милиция и ОМОН продолжали жестоко разгонять протестующих, что еще больше обострило обстановку.

1 октября. Ночью в Свято-Даниловском монастыре при содействии патриарха Алексия, состоялись переговоры сторон. За президента выступили Юрий Лужков, Олег Филатов и Олег Сосковец. От Совета прибыли Рамазан Абдулатипов и Вениамин Соколов. По результатам переговоров был подписан Протокол № 1, согласно которому защитники сдавали часть имеющегося в здании оружия в обмен на электроснабжение, отопление и работающие телефоны. Сразу после подписания Протокола в Белом Доме было подключено отопление, появилась электрика, в столовой начали готовить горячую пищу. В здание было пропущено около 200 журналистов. В осаженное строение можно было относительно свободно войти и выйти из него.

2 октября. Военный совет во главе с Русланом Хасбулатовым денонсировал Протокол № 1. Проведенные переговоры были названы «чепухой» и «ширмой». Он настаивал, что должен лично проводить переговоры напрямую с президентом Ельциным. После денонсации в здании вновь отключили энергоснабжение, и был усилен пропускной режим.

Штурм Останкино

3 октября. В 14-00 на Октябрьской площади состоялся многотысячный митинг. Несмотря на попытки, ОМОНу не удается вытеснить протестантов. Прорвав оцепление, толпа выдвинулась в направлении Крымского моста и дальше. ГУВД Москвы отправило на Зубовскую площадь 350 солдат внутренних войск, которые попытались оцепить митингующих. Но уже через несколько минут их смяли и оттеснили, захватив при этом 10 военных грузовиков. Через час с балкона Белого Дома Руцкой призывает толпу брать штурмом мэрию Москвы и телецентр «Останкино». Многотысячная толпа, прорвав оцепление, начинает движение по направлению к Белому Дому. Отодвинувшийся к мэрии ОМОН открывает огонь. Погибло 7 протестующих, десятки раненых. Также убито 2 сотрудника милиции. В 16-00 Борис Ельцин подписывает указ о введении чрезвычайного положения в городе. Но протестанты, возглавляемые назначенным министром обороны, генералом-полковником Альбертом Макашовым, захватывают московскую мэрию. ОМОН и внутренние войска были вынуждены отступить и в спешке оставляют 10-15 автобусов и тентовых грузовых автомобилей, 4 БТРа и даже гранатомет. В 17-00 колонна из нескольких сотен добровольцев на захваченных грузовиках и БТРах, вооруженная автоматическим оружием и даже гранатометом, прибывает к телецентру. В ультимативной форме они требуют предоставить прямой эфир. В то же время к «Останкино» прибывают БТРы дивизии Дзержинского, а также отряды спецназа МВД «Витязь». Начинаются длительные переговоры с охраной телецентра. Пока они затягиваются, к зданию прибывают другие отряды МВД и внутренних войск. В 19-00. «Останкино» охраняют примерно 480 вооруженных бойцов из разных подразделений. Продолжив стихийный митинг, требуя предоставить им эфирное время, протестующие предпринимают попытку выбить грузовиком стеклянные двери здания АСК-3. Это им удается лишь частично. Макашов предупреждает, что если будет открыт огонь, протестующие ответят из имеющегося гранатомета. В процессе переговоров один из охранников генерала получает ранение из огнестрельного оружия. Пока раненого выносили к карете скорой помощи, одновременно раздались взрывы у снесенных дверей и внутри здания, предположительно от неизвестного взрывного устройства. Погибает боец спецназа. После этого по толпе открыли беспорядочный огонь. В наступивших сумерках никто не разбирал, в кого стрелять. Убивали протестантов, журналистов, просто сочувствовавших, пытающихся вытаскивать раненых.

Но самое страшное началось потом. В панике толпа попыталась скрыться в Дубовой роще, но там силовики их окружили плотным кольцом и начали расстреливать в упор из бронетехники. Официально погибло 46 человек. Сотни раненых. Но, возможно, жертв было намного больше. В 20-45 Егор Гайдар по телевидению обращается к сторонникам президента Ельцина с призывом собраться у здания Моссовета. Из прибывших выбирают людей, имеющих боевой опыт, и формируют добровольческие отряды. Шойгу гарантирует, что при необходимости люди получат оружие. В 23-00 Макашов отдает распоряжение своим людям отступать к Дому Советов.

Расстрел Белого Дома

4 октября 1993 года ночью был заслушан и одобрен план Геннадия Захарова по захвату Дома Советов. Он включал в себя использование бронетехники и даже танков. Штурм был назначен на 7-00 утра. Ввиду сумятицы и несогласованности всех действий происходят конфликты между прибывшей в Москву Таманской дивизией, вооруженными людьми из «Союза ветеранов Афгана» и дивизией Дзержинского. Всего в расстреле Белого Дома в Москве было задействовано 10 танков, 20 единиц бронетехники и примерно 1700 человек личного состава. В отряды набирали только офицеров и сержантов.

В предрасстрельную октябрьскую ночь у Моссовета Егор Гайдар с помощью телевидения, которое было полностью подконтрольно ельцинской группировке, собрал толпы «либерал-демократов» и с балкона призывал убивать «красно-коричневых» депутатов и защитников - «этих свиней, называющих себя русскими и православными».

Штурм был назначен на 7-00 утра. Первым от пулевого ранения гибнет капитан милиции, который находился на балконе гостиницы «Украина» и снимал происходящие события на видеокамеру.

5 БМП, сминая баррикады, въезжают на площадь перед Белым Домом. Из бронетехники открывают прицельный огонь по окнам здания. Под прикрытием огня бойцы Тульской дивизии ВДВ приближаются к Дому Советов. Защитники стреляют по военным. На 12-ом и 13-ом этажах начался пожар. Танки начали обстреливать верхние этажи. Всего было выпущено 12 снарядов. Позже утверждали, что стрельба велась болванками, но, если судить по разрушениям, снаряды были боевыми.

В 11-25 артиллерийская стрельба возобновилась вновь. Несмотря на опасность, вокруг начинают собираться толпы любопытных. Среди зевак были даже женщины и дети. В больницы поступили уже 192 пострадавших участника расстрела Белого Дома, 18 из которых умерло.

В книге Александра Коржакова «Борис Ельцин: от рассвета до заката» сообщается, что когда Ельцин назначил захват Белого дома на 7 утра 4 октября с прибытием танков, группа «Альфа» отказалась идти на штурм, считая всё происходящее антиконституционным, и потребовала заключение Конституционного суда России.

Тогда «неизвестные» снайперы начали стрелять в спину противоборствующим сторонам. По оперативной информации, поступающей в то время в разные организации, последовало сообщение, что «это были снайперы международных спецслужб, которые под видом спортсменов были размещены в гостинице „Украина“, откуда и вели прицельный огонь».

В 15-00 из высотных зданий, примыкающих к Дому Советов, эти снайперы открывают огонь. Они стреляют по гражданским лицам. Погибают два журналиста и женщина, проходившая мимо.

Отрядам спецназа «Вымпел» и «Альфа» отдают приказ штурмовать здание. Но вопреки приказу, командиры групп решают предпринять попытку договориться о мирной сдаче. Позже спецназ накажут за это самоуправство.

Через час человек в камуфляже входит в помещение и выводит через запасной выход около 100 человек, пообещав, что им ничего не угрожает. Командирам спецназа удается уговорить защитников сдаться. По живому коридору из силовиков с поднятыми руками здание покинуло около 700 человек. Всех их сажали в автобусы и отвозили в фильтрационные пункты.

Все еще находящиеся в Доме Хасбулатов, Руцкой и Макашов попросили защиты у послов западноевропейских стран. Но они были задержаны и отправлены в следственный изолятор в Лефортово.

Историческая оценка штурма Белого Дома

Сегодня существуют разные оценки событий «кровавого октября». Также разнятся и данные о количестве погибших. По данным Генпрокуратуры, в процессе расстрела Белого Дома в октябре 1993 года погибло 148 человек. Другие источники называют цифры от 500 до 1500 людей.

Еще больше людей могли стать жертвами расстрелов в первые часы после окончания штурма. Свидетели утверждают, что видели избиения и расстрелы задержанных протестантов.

По свидетельствам депутата Бароненко, на стадионе «Красная Пресня» было расстреляно без суда и следствия около 300 человек. Шофер, вывозивший трупы после расстрела Белого Дома, утверждал, что был вынужден сделать две ходки. Тела были вывезены в Подмосковный лес, где захоронены в общих могилах без опознания.

Уже сегодня стало известно, что офицерам, участникам штурма Верховного Совета России, в качестве вознаграждения было выплачено по 5 млн. рублей (примерно 4200 долларов США по курсу того времени) каждому, омоновцам выдавалось дважды по 200 тысяч рублей (примерно 330 долларов), рядовые получили по 100 тысяч рублей и так далее.

Всего же на поощрение «особо отличившихся» было затрачено свыше 11 млрд. рублей (9 млн. долларов США) - именно такая сумма была вывезена с фабрики Госзнака Москвы (большая часть этих денег «пропала»!)

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: