Компоненты игры. Структурные компоненты игры Структурные компоненты разных видов игры

Это сложный, многогранный вид деятельности, так как многое в игре происходит во внутреннем плане. Структура игры (Д.Б. Эльконин) - это структурные компоненты, элементы игры, а именно: сюжет, роль, игровые действия, игровые и реальные взаимоотношения, игровые правила. Сюжет игры - цепь взаимосвязанных событий, которые передаются в игре. Роль, по мнению Д.Б. Эльконина - основной элемент в творческих играх. Формирование игры (Н.Я. Михайленко) - планомерный процесс педагогического воздействия, направленный на передачу детям способов игровой деятельности.

Управление игрой (Н.Я. Михайленко) - создание условий для игры, косвенные методы воздействия на игру.

Руководство игрой - непосредственное участие педагога в игре вместе с детьми.

Педагогическая технология игры - последовательное использование на практике заранее спроектированного образовательного процесса с использованием разных видов игр.

Педагогическая поддержка игры - комплекс методов и приемов, направленных на обогащение содержания игр, взаимоотношений, развитие творчества, создание условий для игр.

Игровое творчество - самостоятельность, инициатива детей в выборе партнеров по игре, игрушек для игры, распределении ролей, выборе, построении сюжета.

Культура игры - это содержательный, психологический, нравственный, эстетический ее аспект.

Игровая позиция (Н.Н. Поддъяков) - наличие у детей игрового, юмористического отношения к жизни.

Теоретические, научные основы игры включают методологические, психологические, биологические, социальные и педагогические основы.

Философия рассматривает игру как естественный вид человеческой деятельности, связанный с выражением эмоций; игра способствует развитию личности. В игре ребенок переживает положительные эмоции. Главная из них - радость. Радость приносит свобода, когда ребенок сам выбирает сюжет, игрушки, партнеров. В филогенезе, в развитии человеческого общества, вначале возник труд. Игра - «дитя» труда; она же и «зародыш» искусства. В онтогенезе вначале появляется в жизни человека игра, потом труд. Таковы основные философские положения, лежащие в основе теории игры.

Психологические основы составляют данные исследований отечественных ученых-психологов А. Леонтьева, Д. Эльконина , Л. Выготского , Н. Поддъякова.

Основные положения их сводятся к следующему:

1. Игра - ведущий вид деятельности дошкольников, так как в ней происходит интенсивное развитие личности, появляются новые психические образования; внутри игровой деятельности зарождаются другие виды деятельности.


2. Игра - интрогенная деятельность, т.е. поведение ребенка в игре обусловливается не только и не столько внешними, но и внутренними факторами (мотивами, потребностью в общении). Потребности, желания, склонности зависят от творческих возможностей личности. Творчество зависит от уровня развития памяти, мышления, воображения.

3. В игре интенсивно идет социализация ребенка. Дети овладевают ориентировкой в окружающем мире, в мире человеческих отношений, деятельности людей.

4. Игра - средство саморазвития ребенка, самообновления, самосовершенствования, самовоспитания, саморегуляции, переработки впечатлений.

5. Игра имеет психотерапевтический эффект, так как в ней существуют два плана эмоций. Например, ребенок плачет, как больной; радуется, как играющий; когда с помощью игры изживаются отдельные отрицательные черты агрессивности.

Биологические основы игры составляют положения о том, что:

Игра - удел молодого организма;

Ребенок играет благодаря подражанию взрослым, другим детям и впечатлительности нервной системы;

В игре ребенок получает удовольствие.

Социальные основы игры включают моменты:

Игра - отражение окружающей действительности, социальной среды, народности;

Общество проектирует содержание игры детей посредством создания игрушек, их производства;

Общество готовит педагогов, которые профессионально руководят игровой деятельностью детей.

Педагогические основы игры базируются на признании единства социальных и биологических основ игровой деятельности. Существует несколько теорий игры.

Среди них:

1. Теория З. Фрейда , форма преодоления барьеров, тайных желаний.

2. Теория К. Гросса упрражнение, предупражнение и подготовка.

3. Теория С. Холла включает положение о том, что игра -стремление к свободе, автономии.

4. Теория Д. Эльконина констатирует, что игра - особа форма отражения окружающей действительности, средство социализации. 5. Н. Поддъяковафункции развития и саморазвития, в ней позитивно проявляются феномены детской психики.

6. К.Д. Ушинский понимал иггру как отражение действительной жизни. 7. А. С. Макаренко игра — осмысленная деятельность, а радость игры — «радость творческая», «радость победы». Сходство игры с трудом выражается и в том, что дети чувствуют ответственность за достижение поставленной цели и за выполнение роли, которую им поручает коллектив.

Игра как ведущий вид деятельности дошкольника.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра - это такая форма деятельности, в которой ребенок воспроизводит основные смыслы человеческой деятельности и усваивает те формы отношений, которые будут реализованы и осуществлены впоследствии. Он делает это, замещая одни предметы другими, а реальные действия - сокращенными.

Д.Б. Эльконин утверждал, что игра - это символико-моделирующий тип деятельности, в которой операционно-техническая сторона минимальна, операции сокращены, предметы условны.

Предметом игры является взрослый как носитель каких-либо общественных функций, вступающий в те или иные отношения с другими людьми, придерживающийся в своей деятельности определенных правил.

В игре формируется внутренний план действий. Происходит это следующим образом. Ребенок, играя, делает акцент на человеческих взаимоотношениях. Чтобы их отразить, ему надо внутренне проиграть не только всю систему своих действий, но и всю систему последствий этих действий, а это возможно только при создании внутреннего плана действий.

Как показал Д.Б. Эльконин, игра - это историческое образование, и она возникает тогда, когда ребенок не может принять участие в системе общественного труда, поскольку для этого он еще мал. Но ему хочется войти во взрослую жизнь, поэтому он это делает через игру, немного соприкасаясь с этой жизнью.

Значение игры в воспитании и развитии ребёнка (Р.И. Жуковская, Е.В. Зворыгина, Менджерицкая и др.).

Р.И. Жуковская рассматривала игру как средство воспитания. По ее мнению, игра - это форма индивидуального, творческого отражения действительности, условного ее преобразования, средство всестороннего воспитания. Р.И. Жуковская разработала теорию и методику развития речи детей в играх; развития воображения; формирования интересов детей, волевых черт характера, таких, как целеустремленность, самостоятельность; воспитание волевых черт характера у детей робких, рассеянных, недисциплинированных; воспитания чувства коллективизма.

Д.В. Менджерицкая, определяя игру как социальную практику ребенка, его реальную жизнь в обществе сверстников, подчеркивала актуальность проблемы использования игры в целях всестороннего воспитания, и, в первую очередь, формирования нравственной стороны личности. При этом она отмечает, что в сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят в наглядно-образной, действенной форме труд и взаимоотношения людей, и это позволяет им лучше понять и глубже пережить эту действительность, а также является мощным фактором развития мышления и творческого воображения, воспитания высоких человеческих качеств.

Е.В. Зворыгина, отмечая роль сюжетной игры в воспитательном процессе, указывает на то, что ценность такой игры для дальнейшего психического развития и всестороннего воспитания ребенка состоит не только в получении, закреплении и расширении знаний об окружающем, а в том, что в игре происходит совершенствование воображаемой ситуации с постепенным переходом от предметной игры к играм внутреннего, умственного плана, переход от индивидуальных к коллективным, новый уровень осмысления действительности расширяют творческие возможности детей.

Педагогические условия организации игровой деятельности детей раннего возраста:

Игр среда, включает дидакт, образн игрушки, связанные с развдвиж; один игр поровну.

Педагог-организатор дидакт, подвижных, игр-забав, строит, игр с песком, на третьем году - сюжетно-ролевых игр.

Дошкольного возраста:

Привлечение детей к изменению, созданию игровой среды;

Стимулирование самостоятельной игры детей;

Применение тактики избирательного взаимодействия воспитателя с детьми в игре;

Использование педагогом разных позиций при руководстве игрой (организатора, партнера, арбитра);

Использование разных технологий развития игры;

Использование чередований всех видов детских игр.

При соблюдении вышеназванных условий взрослые формируют у детей культуру эмоций (богатый аспект положительных эмоций), доверие к окружающим, уверенность в себе. Формируются организаторские, партнёрские способности, способность управлять своим поведением, влиять на поведение других, лучше познать себя, окружающий мир; развиваются творческие контакты взрослых и детей в игре; формируется оптимальный стиль игровой деятельности.

В раннем младшем дошкольном возрасте обязательны дидактические игрушки (башенки, вкладыши);

Образные; игрушки-каталки, развивающие движения; игрушки-забавы.

В старшем дошкольном возрасте нужны атрибуты к сюжетно-ролевым играм, для театрализованных игр, различные конструкторы, развивающие игры, многофункциональные игрушки-модули (средообразующие предметы). Предметы-заместители подбираются детьми и взрослыми, чтобы использовать в игру (катушки, лоскутки, коробочки, бросовый материал).

Для средней группы для игры используются открытое пространство, вся площадь групповой комнаты, где игрушки хранятся в доступных для детей местах. В старшей группе игрушки хранятся в тематических шкафах, ящиках.

В педагогике существовало несколько классификаций игр детей.

Классификация К.Д. Ушинского. Классик предлагает выделять игры с правилами, народные игры, игры для воспитания.

В настоящее время в дошкольной педагогике используется несколько классификаций игр:

1. Игры с открытыми правилами (дидактические, подвижные, игры-забавы). Эти игры придуманы для детей взрослыми. Игры со скрытыми правилами (творческие игры). Авторами этих игр являются дети.

2. Н. Михайленко, И. Короткова предлагают классификацию игр с учетом деятельности детей: игры, которые используются на занятиях; игры, организованные совместно с взрослыми и детьми; игры по инициативе детей.

3. С.Л. Новоселова предложила в 90-е годы ХХ в. следующую классификацию игр дошкольников в зависимости от инициатора игры:

1-й класс - игры по инициативе детей (театрализованные, сюжетно-ролевые);

2-й класс - игры по инициативе взрослых (обучающие игры, игры-забавы);

3-й класс - народные игры (досуговые, тренинговые, обрядовые, архаичные).

4. Авдулова Т., анализируя современное состояние игры дошкольников, выделяет их разновидности: игра-роль, игра-отношение, игра-действие; отмечает «игровую дистрофию» современных дошкольников - игра утрачивает свое традиционное значение, возможно, по объективным причинам.

Значительной группой игр являются дидактические игры. Их называют обучающими, играми на интеллектуальную компетентность. Условно их делят на дидактические игры с игрушками (предметами), с картинками, словесные (настольно-печатные). Различают дидактические игры, связанные с развитием речи, с формированием элементарных математических представлений, музыкально-дидактические игры, дидактические игры по ознакомлению с природой, игры экологического содержания.

Дидактические игры с учетом обучающих заданий:

Настольно-печатные (головоломки, игры-задания);

Словесные (загадки, логические задачи);

Словесно-подвижные (упражнения, соревнования);

Конструктивные (объемные и плоскостные);

Игры на занятиях;

Игры со специальными дидактическими материалами (карты, схемы, компьютерные программы);

Игры для самостоятельной деятельности детей.

Группа подвижных игр также разнообразна: сюжетные, бессюжетные, игры-аттракционы, элементы спортивных игр (хоккей, волейбол, бадминтон, шашки, шахматы).

Музыкальные игры: хороводы, игры-забавы, бессюжетные музыкальные игры.

Каждый из видов игр обладает своей спецификой, воспитательным и развивающим воздействием. Необходимо, чтобы в образовательном процессе детского сада использовались все виды игр.

Проблема развития и воспитания дошкольников в игре предполагает две стороны:

1. Развитие игры как деятельности. Этапы развития игры выделила С.Л. Новоселова (предметная, отобразительная, сюжетно-отобразительная, собственно ролевая). Н.Я. Михайленко прелагает различать следующие этапы: предметно-ролевой, ролевого действия, этап сюжетосложения. Е. Кравцова указывает, что сначала в жизни детей появляются режиссерские игры, затем сюжетно-ролевые, после игры с правилами и опять режиссёрские на более высоком уровне. Д. Эльконин различает 4 уровня развития сюжетно-ролевой игры независимо от биологического возраста детей.

2. Развитие различных сторон личности ребенка (интеллектуальной, эмоциональной, развитие самостоятельности, общительности, гуманных чувств, психических процессов). Сюжет игры оказывает воспитывающее действие. Коллектив играющих детей имеет развивающее влияние. Игра в образовательном процессе ДОО выступает методом, средством обучения, воспитания, формой организации жизни детей. Творческие игры в наибольшей степени оказывают влияние на развитие воображения, умственных и творческих способностей. Игры с правилами развивают речь, внимание, память, движения.

Основные структурные элементы игры: цель, мотивы, средства реализации действий, результат и их характеристика

Игра - вид детской деятельности и, как всякая деятельность, имеет свою структуру. Ей присущи все компоненты структуры деятельности: мотив, цель, планирование, средства реализации, игровые действия, результат. Сюжетно-ролевая игра, являясь творческой, накладывает свою специфику на структурные компоненты.

Т.А. Куликова в сюжетно-ролевой игре выделяет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роли, игровые действия.

Сюжет игры представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих.

Одними из основных средств реализации сюжета являются игровые действия. В. И. Логинова, П. Г. Саморукова выделяют два вида игровых действий: оперативные и изобразительные - «как будто».

Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Д. В. Менджерицкой, П. Г. Саморуковой и Д. Б. Эльконина) показали, что основным содержанием сюжетно-ролевых игр является общественная жизнь взрослых в ее разнообразных проявлениях: действия и отношения взрослых к предметам, содержание их труда, отношения и общение людей в быту, труде и т. д.

Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени, соответствующим образом используя те или иные предметы, вступая в разнообразные отношения с другими играющими.

Проблемами развития роли в игре занимался Д. Б. Эльконин. На основе исследований он сделал вывод о том, что центральным в игре является выполнение роли, взятой на себя ребенком. В ходе развития меняется осознание ребенком своей роли, появляется критическое отношение к проигрыванию этой роли или исполнению ролей товарищами по игре, изменяется содержание роли - от отображения действий к изображению отношений между людьми.

В. И. Ядэшко, В. Я. Сохин выделяют еще такие компоненты сюжетно-ролевой игры: игровой замысел, правила. Игровой замысел - это общее определение того, во что и как будут играть дети: в магазин, в детский сад и т. д.

Правила в процессе игры устанавливаются самими детьми, а в некоторых играх - взрослыми, они призваны определять и регулировать поведение и взаимоотношения играющих. Они придают игре организованность, устойчивость, закрепляют содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений.

Анализ различных литературных источников по проблеме позволяет выделить в сюжетно-ролевых играх следующие структурные компоненты: игровой замысел, сюжет, содержание, роли, игровые действия, правила. Эти компоненты, их разворачивание детьми в совместной деятельности со взрослыми и другими детьми образуют многообразные сюжетно-ролевые игры, занимающие значительное место в жизни детей на всех этапах дошкольного детства.

Структурные элементы дидактических игр.

Дидактическая игра – явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Один из основных элементов игры – дидактическая задача , которая определяется обучающего и воспитательного воздействия. Познавательное содержание черпается из «Программы воспитания в детском саду».

Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность.

Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи – дидактическая и игровая – отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия.

Например, в игре «Раскроем тайну волшебных колпачков» воспитатель ставит дидактическую задачу – учить детей рассказывать о предмете, который ребенок обнаруживает под колпачком. Игровая задача – узнать, что под колпачком, «раскрыть тайну колпачка» и получить поощрительныйзначок, в котором заключена оценка правильности решения задачи.

Цветные (красные, синие, желтые) конусы (высотой 20 – 25см, диаметром 12 см) привлекают детей сами по себе и вызывают живой интерес к решению игровой задачи – раскрыть тайну колпачка.

Игровая задача и познавательная направленность предстоящего игрового действия иногда заложены в названии игры: «Узнаем, что в чудесном мешочке»; «Кто в каком домике живет?» и т.д.

Дидактическая задача реализуется на протяжении всей игры через осуществление игровой задачи, игровых действий, а итог ее решения обнаруживается в финале. Только при этом условии дидактическая игра может выполнить функцию обучения и вместе с тем будет развиваться как игровая деятельность.

Игровые действия составляют основу дидактической игры – без них не возможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры. Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. Обучение игровым действиям чаще всего не является прямым, а дается через пробный ход, через показ действия при раскрытии той или иной роли. По своей сложности они различны и обусловлены сложностью познавательного содержания и игровой задачи.

Игровые действия – это не всегда практические внешние действия, когда нужно что–то тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать и др. Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, - умственные действия, выраженные в процессах мышления.

В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим.

В играх, в которых участвуют все дети и выполняют одинаковые роли, игровые действия одинаковы для всех, При разделениидетей в игре на группы игровые действия различны. Игровые действия не обязательно следуют одни за другими в какой-то системе, последовательности: они по-разному взаимодействуют, сочетаются, подкрепляются одни другими в процессе развития игры и усвоения познавательного содержания. Их объем также бывает различен: в младших группах это чаще всего повторяющиеся –одно–два действия; в старших группах – уже 5-6; вместе с тем происходит их «свертывание» на основе обобщения, овладения техникой игровых действий.

Воспитатель не всегда сам раскрывает игровые действия. После постановки игровой задачи он иногда предлагает детям подумать, как играть, что после чего делать и т.д. Педагог как бы привлекает детей к сотрудничеству, проектированию хода игры через игровые действия, при этом развивает и поощряет инициативу детей, поощряет умную догадку. Но… не допускает «докучливого» выспрашивания, разрушающего игру.

Одним из составных элементов дидактической игры являются правила игры . Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, воспитатель управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.

Правила игры имеют обучающий, организационный, дисциплинирующийхарактер, и чаще всего они разнообразно сочетаются между собой. Обучающие правила помогают раскрыть перед детьми, что и как нужно делать, они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, раскрывают способ действий. Организующие правила определяют порядок, последовательность игровых действий и взаимоотношений детей. В игре формируются игровые отношения и реальные отношения между детьми. Отношения в игре определяются ролевыми отношениями. Но иногда им не соответствуют реальные отношения и взаимоотношения между детьми: в игре по выполняемой роли дети доброжелательны, дружелюбны, вежливы, уступчивы, а вне игры, в реальных отношениях, они иногда допускают грубость, жадность, завистливость, не проявляют дружеских отношений и др.

Правила игры и должны быть направлены на воспитание положительных игровых отношений и реальных в их взаимосвязи. В этом их воспитательное воздействие. Нужно помнить, что усвоение и выполнение детьми правил в игре не происходит быстро и легко.Воспитатель должен учить детей выполнению правил, не перегружая ими игру, не слишком регламентируя действия детей, не ожидая скорых результатов. Соблюдение правил в ходе игры вызывает необходимость проявления усилий, овладения способами общения в игре и в не игры и формирования не только знаний, но и разнообразных чувств, накопления добрых эмоций и усвоения традиций.

Таким образом, все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, и отсутствие основных из них разрушает игру. Без игровой задачи и игровых действий, без организующих игру правил дидактическая игра не возможна. Она утрачивает свои особенности, не достигает цели обучения и воспитания.

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль. Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры - это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (крутить руль автомашины, готовить обед, учить рисовать учеников и т.д.) - одно из основных средств реализации сюжета. Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад),производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин и т. д.), общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу и т.д.). На протяжении истории человечества сюжеты детских игр меняются, поскольку зависят от эпохи, особенностей экономики, культурных, географических, природных условий. Так, в играх детей народов Севера отражаются охота на тюленей, моржей, труд оленеводов. Дети, живущие в приморских регионах, играют в кораблестроителей, работают в порту, встречают туристов. Но, кроме того, в каждую эпоху происходили экстремальные события, которые существенно отражались на жизни людей, вызывали эмоциональный отклик у детей и взрослых. Такие события всегда порождали новые сюжеты детских игр. На протяжении многих лет дети нашей страны играли в Великую Отечественную войну (в сражения, бомбежки, партизан и др.), после полета Ю.Гагарина в космос, дети многих стран мира стали играть в освоение межпланетного пространства (строят ракеты, отправляются на Марс, Луну, работают на космической станции Мир). В истории человечества есть и «вечные» сюжеты детских игр, которые как бы связывают поколения людей: игры в семью, школу, больницу и др. Естественно, эти сюжеты в играх детей разных времен и народов отличаются своим содержанием, как отличаются и в самой жизни. Содержание игры, отмечает Д.Б. Эльконин, - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности. В зависимости от глубины представлений ребенка о деятельности взрослых меняется и содержание игр. Например, дети младшей группы, изображая в игре врача, многократно повторяли одни и те же действия: измеряли температуру, смотрели больному горло. После того как малышам сделали прививки, в игровом изображении врача прибавились новые действия. Дети старшей группы, договариваясь об игре в больницу, уточняли, какие специалисты будут лечить больных: хирург, окулист, педиатр. В зависимости от специализации врача каждый играющий выполнял специфические действия, при этом врачи ласково разговаривали с пациентами, уговаривали их не бояться укола, операции, перевязки, смелее принимать лекарства. Таким образом, в содержании игры выражены разные уровни проникновения ребенка в деятельность взрослых. Первоначально «схватывается» в реальной жизни и отражается в игре только внешняя сторона деятельности (с чем человек действует: «человек - предмет»). Затем, по мере понимания ребенком отношения человека к своей деятельности, элементарного постижения общественного смысла труда, в играх начинают отражаться взаимоотношения людей («человек - человек»), а сами предметы легко заменяются (кубик - кусок мыла, хлеб, утюг, машинка) или только мысленно представляются («как будто у меня акваланг и я опускаюсь на дно океана»). По содержанию игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр детей, более старшего возраста. Эти отличия связаны с относительной ограниченностью опыта, особенностями развития воображения, мышления, речи. Ребенок не может представить игру до ее начала, не улавливая логическую последовательность между реальными событиями. Поэтому и содержание игр, как отмечала А.П. Усова, отрывочное, нелогичное. Малыши часто повторяют в игре действия с игрушками, показанные взрослыми и связанные с бытом: покормил мишку - уложил спать; снова покормил - и снова уложил спать. А.П. Усова охарактеризовала такие игры как игры - действия. Причем интерес к действиям часто доминирует, поэтому цель игры ускользает из поля зрения ребенка. Например, Оля усадила своих дочек за стол, пошла готовить обед, увлеклась действиями с кастрюльками, сковородками, а дочки так и остались ненакормленными. Однако на границе третьего и четвертого года жизни игры становятся более содержательными, что связано с расширением представлений детей об окружающем мире. Дошкольники начинают комбинировать разные события, включая в игры эпизоды из собственного опыта и из литературных произведений, которые им читали или, что особенно ценно, показывали посредством сюжетно-дидактических игр, иллюстраций в книгах, настольного театра, диафильмов. На четвертом и пятом году жизни в играх детей наблюдается целостность сюжета, взаимосвязанность отражаемых событий. У дошкольников складывается интерес к определенным сюжетам, в которые они играли и раньше (в семью, больницу, строителей и др.). Дети живо откликаются на новые впечатления, вплетая их, как сюжетные линии, в знакомые игры. Обогащению содержания помогает взаимодействие детей в игре, когда каждый носит что-то свое, индивидуальное. В этом возрасте начинаются обобщение и усечение изображаемых ситуаций, которые хорошо освоены ребенком в реальной жизни и не вызывают у него особого интереса. Так, если малыши, играя в детский сад, долго едят, пьют из чашек, то дети пятого года жизни завершают обед, едва поднеся ко рту ложку. А иногда ограничиваются символическими действиями. Дети старшего дошкольного возраста обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на элементарном уровне планируют развитие содержания. Появляются новые сюжеты, которые навеяны впечатлениями, почерпнутыми за пределами дошкольного учреждения: по мотивам мультсериалов, прочитанных дома книг, рассказов взрослых и др. Продолжается обобщение игровых ситуаций; помимо условных и символических действий, дети активно используют речевые комментарии («Все как будто поспали - и сразу идем в зал на праздник!»; «Давайте так: мы уже прилетели в Африку!»). Эти речевые комментарии представляют собой словесное замещение каких-либо событий. Дети прибегают к ним, чтобы не нарушать логику развертывания содержания игры. Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он на себя берет. Роль - средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Для ребенка роль - это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Так, мама заботиться о детях, готовит им еду, укладывает спать; учительница говорит громко и четко, строгая и требует внимания на ее уроках. Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры. Отступление кого-либо и играющих от правил вызывает протесты у партнеров по игре. То есть, для дошкольников роль - это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное. Роль появляется в игре на границе раннего и дошкольного возраста. На третьем году жизни наблюдается эмансипация ребенка от взрослого. Одновременно у дошкольника растет стремление действовать самостоятельно, но как взрослый. Тогда, малыш, играя, начинает выполнять отдельные действия, характерные для какого-либо взрослого (укладывает куклу спать, как мама), хотя и не называет себя именем взрослого. Это и есть первые начатки роли. К ним следует отнести и еще один признак: ребенок «озвучивает» игрушку, говоря от ее лица. На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно-ролевой игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям-образам. У младших дошкольников преобладают бытовые действия: варить, купать, мыть, возить и пр. Затем появляются и ролевые обозначения, связанные с теми или иными действиями: я - мама, я - шофер, я - врач. Взятая роль придает определенную направленность, смысл действиям с предметами: мама выбирает для игры игрушки или предметы, необходимые для приготовления обеда, купания ребенка; врач подбирает для лечения карандаш-градусник, рвет бумажки для горчичников, наливает воображаемое лекарство и т.п. Таким образом, разыгрывая роль, дети младшего школьного возраста, используют игрушки, реальные предметы (ложка, тазик и т.д.), а также предметы-заместители (карандаш или палочка становится в игре ножом, ложкой, градусником, шприцем и т.д.). В среднем дошкольном возрасте выполнение роли становится значимым мотивом игровой деятельности: у ребенка развивается желание не просто играть, а выполнять ту или иную роль. Смысл игры для дошкольника 4-5 лет заключается в отношениях между персонажами. Поэтому ребенок охотно берет на себя те роли, отношения в которых ему понятны(воспитательница заботится о детях, капитан ведет корабль и т.д.). Ребенок изображает эти отношения в игре с помощью речи, мимики, жестов. В этом возрасте ролевая речь становиться средством взаимодействия. Поскольку у детей формируется избирательное отношение к тем или иным ролям, их распределение до начала игры - процесс довольно эмоциональный. Помощь педагога необходима. В старшем дошкольном возрасте смысл игры заключается в типичных отношениях лица, роль которого выполняет ребенок, с другими лицами, роли которых берут на себя другие дети. В играх появляются ролевые диалоги, с помощью которых выражаются отношения между персонажами, устанавливается игровое взаимодействие. Для качества выполнения роли важно отношение к ней ребенка. Поэтому следует иметь в виду, что старшие дошкольники неохотно выполняют роли, которые, по их представлениям, не соответствуют их полу. Так, мальчики отказываются исполнять роль воспитателя, заведующего дошкольного учреждения, в игре в школу соглашаются быть только учителем физкультуры. Выполняя роль, ребенок принимает во внимание не столько внешнюю логику, последовательность действий, сколько смысл социальных отношений. Таким образом, главными структурными компонентами творческой сюжетно-ролевой игры являются сюжет, который представляет собой отражение ребенком окружающей его действительности; содержание - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их деятельности, и развитие и усложнение, которого осуществляется по следующим направлениям: · усиление целенаправленности, а значит, и последовательности, связанности изображаемого; · постепенный переход от развернутой игровой ситуации к свернутой, обобщение изображаемого в игре (использование условных и символических действий, словесных замещений); роль - средство реализации сюжета.

Игровая задача, как значимый элемент структурного строения игр

Любая игра основывается на постановке игровой задачи, которая определяет ее обучающий характер и степень, оказываемого воспитательного воздействия на ребенка. Каждая игра может быть основана на одной или нескольких задачах, каждая из которых служит для подтверждения обучающего характера игры и выделяет познание, обучающее воздействие в качестве основы структурного строения игры.

Игровая задача ставится воспитателем с учетом программы воспитания, воспитательных стандартов, его квалификации и степени обучающего воздействия на ребенка. Постановка игровой задачи необходима для обеспечения взаимосвязи между процессом обучения и игры.

Поставленная в игре задача определяет последовательность действий, которые требуется выполнить, чтобы достичь определенного результата. Игровую задачу выполняют дети. Она становится основой их игровой активности, поскольку помогает пробудить желание и стремление ее разрешить, возбуждает интерес и увлекает ребенка.

Игровые задачи и их познавательная ориентация, часто, определяются названием самой игры. Реализация задач происходит в течение всей игровой деятельности, поскольку игровые действия выполняются на протяжении всего игрового этапа. Решение игровой задачи осуществляется на финальном этапе игры.

Такое построение игры позволяет выполнять ей обучающую функцию, сохраняя свое развлекательное, досуговое значение.

Рисунок 1. Задачи игровой деятельности. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Тема и сюжетная линия игры

Поскольку игровая деятельность нацелена на обучение детей и развитие их познавательной активности, то каждое игровое действие базируется на определенной теме. Тема конкретизирует направленность игрового действия и определяет во что конкретно будут играть дети.

Тема игры выступает ее фундаментом, на котором держится вся игровая деятельность и, исходя из которой, определяется содержание игры. Тема игры – это ее замысел, который произносится в речи и отражается в ее действиях.

По тематическому признаку игры могут быть:

  • Бытовой направленности – дети имитируют семейные отношения, отображают время пребывания в детском саду, в школе, в поликлинике, на прогулке;
  • Трудовой направленности – дети имитируют трудовую деятельность в различных сферах: строят дома, лечат людей, готовят.
  • Общественно-культурной направленности – дети отображают протекание праздников, семейных встреч, туристических походов, дальних поездок.
  • Комплексной направленности – игры сочетает в себя действия, отражающие различные жизненные процессы и события.

На основе выбранной темы, формируется сюжетная линия игры. Она отражает ее содержание, конкретизирует развитие, определяет направленность, поэтапность и взаимосвязь игровых действий. Сюжет определяет каким образом будет происходить взаимодействие между ее участниками.

Замечание 1

Именно сюжетная линия игры привлекает ребенка, заставляет его принять участие в игре и развивает его стремление к активному участию в игровых действиях. Одна и та же игровая тема может быть представлена в разнообразных сюжетных линиях.

Игры различаются по свои сюжетам. Они могут быть:

  • Индустриальные;
  • Сельскохозяйственные;
  • Бытовые;
  • Ремесленные;
  • Строительные;
  • Политическими;
  • Экономическими;
  • Военными; Смешанными.

Замечание 2

Выбор сюжета во многом зависит от возрастной специфики развития ребенка и поставленной игровой задачи.

Игровая роль – центр игрового устройства

Именно роль определяет функции, действия, которые выполняет ребенок в процессе прохождения игрового процесса. В зависимости от игровой роли, происходит выбор действий и правил их осуществления.

Роль, которую выполняет ребенок в процессе игры имеет важное функциональное значение. Без нее невозможно представить игровой процесс в принципе. Практически все игры характеризуется, как ролевые или сюжетно-ролевые.

Игровые роли отражают поведения детей и взрослых, животных. Они являются моделями конкретного поведения, действий и поступков, отношений, которые складываются в определенных сферах общественной жизнедеятельности. В процессе игры, дети принимают на себя определенные роли и, не просто играют их, а принимают ее на себя, живут в ней, веря в то, что это происходит на самом деле. Это позволяет более эффективно познать окружающий мир, его процессы и явления, усвоить правила поведения в различных ситуациях.

Замечание 3

Игровые роли делают игры более организованными и содержательными, определяют их последующее развитие.

Игровые действия, как способ реализации игровых ролей

Практическая реализация игровой роли происходит посредством выполнения специальных игровых действий. Такие действия отражают сюжетную линию игры.

Чтобы игра вызывала интерес у ребенка и способствовала развитию его познавательной активности, игровые действия должны носить разнообразный и содержательный характер.

Игровым действиям дети обучаются, но не прямым способом, а посредством демонстрации этих действий при раскрытии конкретной игровой роли.

Игровые действия могут быть простыми, а могут быть достаточно сложными и трудоемкими. Все зависит от поставленной игровой задачи и сюжетной линии игры. Они могут носить физический и умственный характер.

Игровые действия имеют разную направленность и различны по отношению к участникам игрового процесса, в зависимости от конкретного типа игры.

Организация игровых действий не всегда носит последовательный характер. Они могут применяться в хаотичном порядке, сочетаться в разных комбинациях, иметь разный объем и длительность протекания.

Правила игры

Правила игры определяют нравственный характер взаимодействия в игровом процессе, следование определенным нормам и правилам игры.

В зависимости от задач воспитания, игровой задачи, сюжетной линии и игровых действий правила игры могут быть различными. При этом, правила игры могут быть, как заданными т.е. строго определять игровой процесс, регулировать поведение детей в игре и контролировать их деятельность, так и свободными - определяемыми в зависимости от этапа игрового процесса и итогов прохождения предыдущих игровых стадий.

Правила игры выполняют:

  1. Познавательную функцию;
  2. Организационную функцию;
  3. Контрольную функцию;
  4. Дисциплинирующую функцию.

Правила игры ориентируются на воспитание положительных игровых взаимоотношений и переноса их в реальную жизнедеятельность.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: