Жизненный цикл описторхоза схема. Жизненный цикл семьи Психология развития жизненный цикл человека

Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.

К90 Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов выс­ших учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. -464с.

ISBN 5-89144-162-4

В учебном пособии по курсу возрастной психологии (пси­хологии развития) отражен полный жизненный цикл, ко­торый проходит человек. Рассматриваются возрастные за­кономерности развития в младенчестве, раннем и дошколь­ном детстве, младшем школьном и подростковом возрас­тах, юности, молодости, зрелости и поздней зрелости. Про­слежены варианты развития личности в зависимости от ее направленности. Теоретический и фактический материал представлен в традициях психологической школы Л.С. Вы­готского, А.Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина.

Пособие адресовано студентам психологических факуль­тетов педагогических институтов и университетов, но мо­жет быть полезно и более широкому кругу читателей - школьным учителям, родителям, молодежи, интересующей­ся психологией.

ISBN 5-89144-162-4 ООО «ТЦ Сфера», 2001

Предисловие

Человек живет в пространстве времен: в прошлом, в настоящем, в будущем, в параллельном времени. Порой он оказывается вообще вне времени. При этом, в каком бы времени он ни находился, в каждый момент времени в нем присутствуют (он присутствует?) все три цвета време­ни. Настоящее без примеси прошлого и будущего вызывает страх, ужас. Строго говоря, каждый момент человеческой жизни представляет собой элементарную, разумеется, вир­туальную единицу вечности. Если бы это было не так, у человека никогда бы не возникло представления о вечнос­ти. Значит, человек все претерпеваемые, освоенные и пре­одоленные им виды времени, как, впрочем, и освоенные им виды пространства носит с собой. Их виртуальность не должна смущать. Они воспринимаются реальнее, чем сама реальность. Правда, вечность люди все же догадались пода­рить богам. О. Мандельштам когда-то говорил о простран­ства внутреннем избытке. Равным образом, в человеке при­сутствует и внутренний избыток времени, даже, возмож­но, в большей степени, чем пространства. Когда человек не умеет его укрощать, избыток превращается в дефицит времени. Но этот же избыток времени собирается в «мгно­вении - длении», в «вечном мгновении»; благодаря ему возникают «состояния абсолютной временной интенсив­ности» (Г.Г. Шпет), возникает «настоящее будущее поле» (Л.С. Выготский), или «мир чудовищной актуальности» (М.К. Мамардашвили), когда «меньше года длится век» (Б.Л. Пастернак). М.М. Бахтин такие состояния называл «вневременным зиянием между двумя моментами време­ни». Время имеет не только астрономическое, но и энергийное измерение: силы притяжения прошлого и будуще­го не равны. Есть «цепь, связывающая с прошлым, и луч - с будущим» (В.В. Кандинский). Бл. Августин говорил о том, что только через напряжение действия будущее может стать настоящим. Без напряжения действия будущее навсегда ос­танется там, где оно есть. Августин, конечно, имел в виду потребное будущее: непотребное приходит само, становясь таким же настоящим.

Цикл развития представлен в таблице. Начало своего половозрелого развития черви начинают в моллюсках,

преимущественно в улитках и ракушках. Таблица указывает на два вида ленточных червя: печёночный сосальщик и бычий цепень.

В процессе приспособления ленточные черви научились выживать в стадии церкарии довольно длительное время, плавая в водоёмах или ожидая носителя на листьях растений. Строение церкарии включает в себя хвост, с помощью которого способны преодолевать значительные расстояния, и присоски. Последние помогают личинкам инцистироваться на траве, образуя инвазионные состояния - цисты. Домашний скот поедает эту траву вдоль водоёмов, озёр, прудов и заражается ленточными червями. Заражение происходит, в стадии развития называемой адолескария. Попадая в организм носителя, проникает в кровяные сосуды и по протокам блуждает по всему телу. Задерживается в печени и там закрепляется на стенках при помощи присоски. Начинается созревание до взрослой особи.

По своему строению ленточный червь является гермафродитом. Взрослая особь начинает метать до миллиона яиц, которые выводятся с фекалиями хозяина. Они попадают в воду и раскрываются, выходят наружу личинки, называемые мирацидий. В этой стадии личинка блуждает по водным просторам в поисках моллюска, проникая в его тело. Внутри моллюска мирацидий созревает до стадии церкария и проходит несколько состояний: спороцисты - редии - церкарии. Частым носителем червей является малый прудовик.

Строение печёночного сосальщика

На передней стороне в строении имеются шипики. На брюшной полости расположена присоска. Передняя часть также содержит ротовую присоску. Червь имеет кишечник с двумя ответвлениями, каждый из которых имеет множество отростков.

Боковые части содержат желтопчики, а мочевая система состоят из множества ветвей. В средней части расположены семенники и одни яичник.

Тело червя вытянутое и имеет продолговатую форму. Заканчивается оно выделительным отверстием.

Можно выделить основные пути заражения:

  • поедание заражённых растений;
  • водопой в озёрах и прудах с церкариями.

Пути заражения человеком

плодиться. Негативное действие от его жизнедеятельности человек ощущает сразу.

Возможные причины заражения:

Симптомы печёночного сосальщика

Симптомы описторхоза:

  • Периодическое повышение температуры.
  • Наблюдается ломка в теле.
  • Человеку становится тяжело дышать.
  • Различные расстройства в пищеварительном тракте от запоров до диареи.
  • Проявления аллергических реакций.
  • Наблюдается увеличение печени.
  • Боли в правом подреберьи.

работе, нарастает психологическая неустойчивость, проявляется ежедневная головная боль.

Проявления фасциоллёза:

иммунологические способы и серологическое тестирование. Применяется метод реакции иммунофлюоресценции и реакцию связывания комплемента. Используют метод реакции энзим-меченых антител.

Для профилактики и лечения применяют противогельминтозные препараты такие как: пракзиквантел и хлоксил. Лекарства, повышающие ток желчи: аллохол и холензим. А также ферменты, способствующие пищеварению: фестал и панкреатит.

Описание и жизненный цикл сосальщика печеночного

  • Описание
  • Жизненный цикл

Описание

Сам сосальщик печеночный имеет листовидное тело слегка уплощенное, а его задний конец заострен. На переднем же конце тела у гельминта имеется узкий выступ с ротовой присоской. Достигая половозрелого развития, сосальщик имеет хорошо функционирующую присоску, пищеварительную и половую системы. Взрослые особи гельминта откладывают свои яйца в протоки печени, вместе с током желчи они попадают в кишечник, откуда выходят во внешнюю среду с экскрементами.

Жизненный цикл

Жизненный цикл развития печеночного сосальщика начинается в том случае, если яйца гельминта попадают в простойную воду: лужу, ручей или пруд. В таких условиях недели через две – три из яиц выходит мирацидий. Мирацидий является личинкой сосальщика. Размеры мирацидий довольно маленькие и составляют приблизительно 0,02-0,3 миллиметра. Когда она обитает в воде, то ведет свободноживущий образ жизни. Мирацидий имеет тело, покрытое ресничками, при помощи которых мирацидий и способен двигаться. В секунду личинка может проходить расстояние, равное двум миллиметрам.

Когда сосальщик находится на этой стадии, он не питается. Его образ жизни зависит от питательных веществ, накопленных в яйце. Ведя такой образ жизни, личинка преследует одну единственную цель – поиск организма, который станет хозяином для ее дальнейшего развития.

Промежуточным хозяином сосальщика должен стать моллюск. Промежуточный хозяин часто является пресноводным прудовиком или малым прудовиком. Промежуточный хозяин «принимая» в свой организм личинку, позволяет ей продолжить цикл своего развития.

Когда промежуточный хозяин найден, мирацидий (а) внедряется в его организм. Прикрепляясь к телу моллюска, она начинает выделять секрет железы, при помощи которого ткани существа расщепляются, а личинка попадает внутрь. В это же время личинка превращается в спороцисту (б) и продолжает жизненный цикл уже в таком виде.

Спороциста заполнена зародышевыми клетками, когда их число значительно увеличивается, из тела спороцисты выходят редии (в). Они мигрируют в печень моллюска. Размножение редий проходит без оплодотворения. Также зародышевые клетки образуют личинки взрослых особей гельминта – церкариям (г).

Образ жизни церкариев отличается от того, какой образ ведут редии. Церкарии практически не отличаются от полностью развитых особей. У них уже есть присоски, глаза, а органы чувств воспринимают раздражения механического и химического типа. Церкарий свободно плавает, живет за счет запасов питательных веществ. Через некоторое время он выбирается на траву и почву около водоема, отбрасывает задний хвост, после чего покрывается толстой оболочкой. Данная стадия имеет название адолескарии.

Чтобы из этой стадии вышел взрослый сосальщик, адолескария должна выбрать новый организм (окончательный хозяин), тогда она продолжит цикл своего развития. Окончательный хозяин заглатывает личинку вместе с прибрежной травой. Следует отметить, что окончательный хозяин может быть крупным и рогатым скотом. В кишечнике у животных оболочка растворяется, а молодой сосальщик попадает в желчные проходы печени, где продолжает цикл своего развития и достигает половозрелого состояния. Здесь же происходит его размножение, и он откладывает яйца. Далее цикл начинается заново, вплоть до того момента, как произойдет следующее размножение.

Также окончательный хозяин может быть человеком. Человек может заразиться гельминтом, если выпил сырую воду из пруда или помыл ей фрукты и овощи.

В учебном пособии по курсу возрастной психологии (психологии развития) отражен полный жизненный цикл, который проходит человек. Рассматриваются возрастные закономерности развития в младенчестве, раннем и дошкольном детстве, младшем школьном и подростковом возрастах, юности, молодости, зрелости и поздней зрелости. Прослежены варианты развития личности в зависимости от ее направленности. Теоретический и фактический материал представлен в традициях психологической школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. Пособие адресовано студентам психологических факультетов педагогических институтов и университетов, но может быть полезно и более широкому кругу читателей - школьным учителям, родителям, молодежи, интересующейся психологией.

Раздел I. Проблемы психического развития 7

Глава 1. Жизнь и деятельность 8

§ 1. Появление психической формы жизни в филогенезе 8

§ 2. Жизнь как совокупная деятельность 12

§ 3. Структура деятельности 14

§ 4. Ведущая деятельность 22

§ 5. Общение как вид деятельности 24

Глава 2. Развитие психики в филогенезе и психика человека 29

§ 1. Уровень недифференцированной чувствительности 29

§ 2. Сенсорный уровень 33

§ 3. Перцептивный уровень 40

§ 4. Уровень психики высокоразвитых животных 47

§ 5. Уровень психики человека 59

Глава 3. Мотивация 70

§ 1. Мотив, мотивационная сфера и жизненный замысел 70

§ 2. Индивидуальность, личность, сущность 73

§ 3. Жизненный мир и центральный жизненный принцип 78

§ 4. Особенности онтогенеза жизненного мира 90

§ 5. Мотивация и типы характера 93

§ 6. Доминирующие мотивы и варианты линий онтогенеза 100

Глава 4. Возрастное развитие: факторы и закономерности 110

§ 1. Предмет и методы возрастной психологии 110

§ 2. Факторы и закономерности развития психики 120

Глава 5. Стадиальность психического развития 130

§ 1. Критерии периодизации возрастного развития 130

§ 2. Л.С. Выготский о стадиальности развития 132

§ 3. Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину 135

§ 4. Стадии развития взрослого человека 137

Глава 6. Развитие личности 143

§ 1. Периодизация развития личности по 3. Фрейду. 143

§ 2. Периодизация развития личности по Э. Эриксону 145

§ 3. Развитие морального сознания личности по Л. Колбергу 151

§ 4. Периодизация развития личности по А.В. Петровскому 154

Глава 7. Интеллектуальное развитие 156

§ 1. Периодизация интеллектуального развития по Ж. Пиаже 156

§ 2. Интеллектуальное развитие ребенка по Дж. Брунеру 166

Раздел П. Развитие в детстве и отрочестве 171

Глава 1. Младенчество (до 1 года) 172

§ 1. Новорожденность 172

§ 2. Младенческий возраст 175

§ 3. Кризис 1 года 181

§ 4. Жизненный мир младенца 184

Глава 2. Раннее детство (от 1 года до 3 лет) 188

§ 1. Развитие психических функций 188

§ 2. Эмоциональное развитие 194

§ 3. Кризис 3 лет 197

§ 4. Развитие жизненного мира 200

Глава 3. Дошкольное детство (от 3 до 7 лет) 204

§ 1. Игра как ведущая деятельность 204

§ 2. Развитие психических функций 211

§ 3.Развитие эмоций, мотивов и самосознания 218

§ 4. Развитие жизненного мира 226

Глава 4. Шестилетние дети. Психологическая готовность к школьному обучению 232

§ 1. Проблема обучения детей с 6 лет 233

§ 2. Психологическая готовность к школе и ее диагностика 237

§ 3. Варианты развития 245

Глава 5. Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 251

§ 1. Кризис 7 лет 251

§ 2. Учебная деятельность 254

§ 3. Развитие психических функций 258

§ 4. Мотивация и самооценка 263

§ 5. Линии развития жизненного мира 272

Глава 6. Подростковый возраст (11—15 лет) 280

§ 1. Пубертатный кризис 281

§ 2. Развитие психических функций 284

§ 3. Развитие самосознания 287

§4. Подростковые реакции 294

§ 5. Личностная нестабильность и подростковые проблемы 303

§ 6. Линии развития жизненного мира 307

Глава 7. Старший школьный возраст: ранняя юность (16, 17 лет) 315

§ 1. Переходный период 315

§ 2. Условия развития 317

§ 3. Стабилизация личности и самоопределение 321

§ 4. Линии развития жизненного мира 327

Приложение к разделу II. Диагностика психологической готовности детей к школьному обучению 336

Раздел III. Развитие зрелой личности 341

Глава 1. Юность (от 17 до 20-23 лет) 342

§ 1. Кризис 17 лет 342

§ 2. Условия развития 345

§ 3. Основные линии онтогенеза 354

Глава 2. Молодость (от 20 до 30 лет) 363

§ 1. Главные стороны жизни 364

§ 2. Основные линии онтогенеза 381

§ 3. Кризис 30 лет. Проблема смысла жизни 394

Глава 3. Зрелость (от 30 до 60-70 лет) 400

§ 1. Особенности развития личности. Профессиональная продуктивность 401

§ 2. Отношения с детьми 407

§ 3. Зрелость и психологический возраст 415

§ 4. Основные линии онтогенеза 423

Глава 4. Поздняя зрелость (после 60-70 лет) 436

§ 1. Условия развития. Старение и психологический возраст 437

§ 2. Основные линии онтогенеза 443

§ 3. Конец жизни 455

Предисловие

Человек живет в пространстве времен: в прошлом, в настоящем, в будущем, в параллельном времени. Порой он оказывается вообще вне времени. При этом, в каком бы времени он ни находился, в каждый момент времени в нем присутствуют (он присутствует?) все три цвета времени. Настоящее без примеси прошлого и будущего вызывает страх, ужас. Строго говоря, каждый момент человеческой жизни представляет собой элементарную, разумеется, виртуальную единицу вечности. Если бы это было не так, у человека никогда бы не возникло представления о вечности. Значит, человек все претерпеваемые, освоенные и преодоленные им виды времени, как, впрочем, и освоенные им виды пространства носит с собой. Их виртуальность не должна смущать. Они воспринимаются реальнее, чем сама реальность. Правда, вечность люди все же догадались подарить богам. О. Мандельштам когда-то говорил о пространства внутреннем избытке. Равным образом, в человеке присутствует и внутренний избыток времени, даже, возможно, в большей степени, чем пространства. Когда человек не умеет его укрощать, избыток превращается в дефицит времени. Но этот же избыток времени собирается в «мгновении — длении», в «вечном мгновении»; благодаря ему возникают «состояния абсолютной временной интенсивности» (Г.Г. Шпет), возникает «настоящее будущее поле» (Л.С. Выготский), или «мир чудовищной актуальности» (М.К. Мамардашвили), когда «меньше года длится век» (Б.Л. Пастернак). М.М. Бахтин такие состояния называл «вневременным зиянием между двумя моментами времени». Время имеет не только астрономическое, но и энергийное измерение: силы притяжения прошлого и будущего не равны. Есть «цепь, связывающая с прошлым, и луч - с будущим» (В.В. Кандинский). Бл. Августин говорил о том, что только через напряжение действия будущее может стать настоящим. Без напряжения действия будущее навсегда останется там, где оно есть. Августин, конечно, имел в виду потребное будущее: непотребное приходит само, становясь таким же настоящим.

Все сказанное позволяет поверить в идею В. Хлебникова о существовании «Государства Времен». Если это кому-то покажется слишком торжественным или невероятным, пусть попробует возразить Л. Керролу по поводу того, что «время - действующее лицо». Ведь лицо выше государства! А раз лицо, то с ним, как минимум, следует быть вежливым, что и делают авторы настоящей книги, посвященной возрастной психологии, т.е. развитию человека во времени. Вне категории развития психология как наука едва ли возможна, поскольку человек никогда не равен самому себе. Он либо больше, либо меньше самого себя. Ему непрерывно приходится преодолевать не только пространственные, социальные, но и «хронологические надолбы и рвы» (Г. Адамович), выбираться из «хронологической провинции» (С.С. Аверинцев).

В свете сказанного вся психология должна была бы быть возрастной, точнее, психологией развития. Этому мешает то, что мы весьма смутно представляем себе, что такое возраст, что такое возрастная норма и есть ли она вообще. «Норма развития», действительно, звучит странновато, так как норма родственна границе, пределу, стандарту, наконец. Но ведь то, на что способно человеческое тело, никто еще не определил, и никто не опроверг это давнее утверждение Спинозы. Значительно продуктивнее говорить о развитии как норме.

Мы, конечно, знаем, что есть время астрономическое, есть время содержательное, мерой которого являются наши мысли и действия, есть время психологическое, в котором присутствует весь человек со всем своим прошлым, настоящим и будущим, есть время духовное, доминантой которого являются представления человека о вечности, о смысле, о ценностях. Психологическое и духовное время перпендикулярны непрерывному астрономическому и дискретному событийному времени. На этой перпендикулярной оси (осях) строится высокий ли, низкий ли внутренний человек. Высота зависит от того, окажется ли человек на пересечении множества времен или запутается в их сетях. В первом случае он сможет сам выбрать осмысленный вектор своего дальнейшего движения, роста, развития, деятельности; но втором - окажется заложником, пленником внешних обстоятельств. Конечно, в развитии человека немалую роль играет случай, судьба, но еще большую собственное усилие Далеко не каждому выпадает оказаться в нужное время, в нужном месте. Мне уже приходилось извлекать полезные для психологии уроки из творчества О. Мандельштама. Приведу еще один из эссе поэта «Разговор о Данте»: «Дант никогда не вступает в единоборство с материей, не приготовив орган для ее уловления, не вооружившись измерителем для отсчета конкретного капающего или тающего времени. В поэзии, в которой все есть мера, и вращается вокруг нее и ради нее, измерители суть орудия особого свойства, несущие особую активную функцию. Здесь дрожащая компасная стрелка не только потакает магнитной буре, но и сама ее делает». Подобные орудия, функциональные органы, новообразования создает и человек. В этом, собственно, и состоит суть развития. О. Мандельштам, например, умел слышать время. Он описал его шум. Человек всегда находится в живом, жизненном времени, которое отличается от хронологического времени жизни. Жизненное время определяет и жизненное пространство, жизненный мир человека, которому в книге уделено большое внимание. Зависимость, разумеется, взаимная. Художник Р. Пуссет-Дарт назвал одну из своих композиций: «Время есть разум пространства. Пространство есть плоть времени». Вместе они составляют хронотоп (термин А.А. Ухтомского), являющийся результатом и условием развития сознательной и бессознательной жизни. Хронотоп, как и все живое, упорно сопротивляется концептуализации. Его образ дал С. Дали в своих растекшихся часах на картине «Упорство памяти». Он же его и прокомментировал: «...это не только фантастический образ мира; в этих текучих сырах заключена высшая формула пространства - времени. Этот образ родился вдруг, и, полагаю, именно тогда я вырвал у Иррационального одну из его главных тайн, один из его архетипов, ибо мои мягкие часы точнее всякого уравнения определяют жизнь: пространство-время сгущается, чтобы, застывая, растечься камамбером, обреченным протухнуть и взрастить шампиньоны духовных порывов - искорки, запускающие мотор мироздания».

Приведенные образы времени, пространства, хронотопа не так-то просто имплантировать в тело психологии, в том числе и в тело психологии развития. Развитие человека не линейно, не поступательно. О. Мандельштам писал, что «Прообразом исторического события - в природе служит гроза. Прообразом же отсутствия событий можно считать Движение часовой стрелки по циферблату». Это полностью относится и к развитию культуры, в которой, согласно Ю.М. Лотману, сочетаются постепенные и взрывные процессы. Это же относится и к развитию отдельного человека. Оно, если происходит, событийно, в нем имеются незапланированные грозовые события, взрывы, взлеты, падения, новые рождения, описанные авторами кризисы Сказанное столь же несомненно, сколь и трудно поддается изучению, поскольку траектория развития каждого человека уникальна, неповторима, непредсказуема В этом сложность и прелесть науки о развитии человека, она вопреки всему все же возможна, что хорошо демонстрирует книга, которую предстоит прочесть читателю. Наука о психическом развитии человека представлена в ней как итог (разумеется, не последний) усилий многих поколений ученых, которые понимали драматичность и трагичность человеческого развития, вынося это понимание за скобки изложения своих результатов. Авторы настоящей книги последовали их примеру. Трагедия и драма - это все же прерогатива искусства. Впрочем, читатель с ним встретится в книге. Но многое ему придется самому вчитывать в эпическое изложение хода развития, представленное в ней.

Это можно делать так, как это сделал я, в настоящих заметках Можно (и нужно) делать это по-своему. Полезно попробовать в описаниях авторов узнать самого себя. Со своей стороны скажу, что такое узнавание в психологии развития достигается легче, чем в академической общей психологии.

В книге представлены не только детство и юность В ней представлена и зрелость, что в нашей литературе встречается не часто При ее чтении следует помнить, что достижения каждого возраста обладают непреходящей ценностью Мой учитель - выдающийся детский психолог А В Запорожец заботился об амплификации детского развития и не советовал проявлять неразумную торопливость, ускорять переход ребенка с одной стадии развития на другую. Нужно помнить и завет П А Флоренского о том, что гений - это сохранение детства на всю жизнь, а талант - это сохранение юности на всю жизнь.

Доктор психологических наук, профессор, академик РАО В. П. Зинченко

Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.

Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу http://psychlib.ru . В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.

Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.

Ученый-биолог Пратик Гурха считает, что ценовой график биткойна повторяет репродуктивный цикл биктерий. Согласно его наблюдениям, основанным на сравнении поведения курса биткойна с фазами развития бактерий, в ближайшее время курс биткойна возобновит рост и достигнет отметки $50 000.

Некоторые трейдеры в последнее время остерегаются ценовых прогнозов биткойна, а также различных интерпретаций технического анализа - и на то есть веские основания. С течением времени цена биткойна продемонстрировала явную непредсказуемость и волатильность, и лишь немногие криптоэнтузиасты способны точно спрогнозировать поведение данного актива на рынке. И хотя не существует «правильного» или «неправильного» способа проведения анализа биткойн-рынка, в данной деятельности, безусловно, ценятся опыт трейдинга, обширные знания о финансах и/или холодная статистика.

Именно на объективных наблюдениях и холодной статистике основано предположение междисциплинарного ученого Пратика Гурха, интересующегося экономикой и инновациями. По его словам, ценовое движение биткойна можно предсказать с помощью жизненного цикла простой бактерии в чашке Петри.

Анализ Гурха не надуманный, хоть и является довольно нетрадиционным. Гурха отметил, что диаграмма биткойна напоминает репродуктивную картину бактерии: лаг-фаза (фаза задержки размножения) — лог-фаза (экспоненциальная фаза) — стационарная фаза — фаза отмирания (логарифмической гибели).

На первом этапе (лаг-фаза) бактерии адаптируются к условиям среды. Вторая характеризуется экспоненциальным ростом (лог-фаза): бактерии делятся до тех пор, пока не достигнут границ, при которых окружающая среда не позволит поддерживать дальнейшую жизнеспособность популяции. После этого этапа, уже существующие бактерии питаются имеющимися ресурсами (стационарная фаза), пока не наступит истощение и смерть (фаза отмирания). Примечательно, что Гурха не упоминает последний этап в контексте биткойна, так как считает, что это не коснется криптовалюты.

Ученый перенес свою наблюдения на график биткойна и выразил в математической формуле. Гурха предполагает, что цена биткойна следует точно такому же жизненному циклу, как и бактерия, и уверен, что курс монеты будет продолжать вести себя аналогичным образом в будущем.

По прогнозу Гурха, биткойн, без сомнения, снова вырастет до $20 000, так как новый бычий цикл (экспоненциальная фаза) начнется со дня на день. Максимумы новой фазы, по прогнозу Гурха, достигнут $50 000, а будущие ралли позволят курсу биткойна добраться до отметки $250 000. В отличие от типичных технических анализов, Гурха использовал совершенно иной набор параметров, который, тем не менее, также указал на продолжение роста биткойна.

В учебном пособии по курсу возрастной психологии (психологии развития) отражен полный жизненный цикл, который проходит человек. Рассматриваются возрастные закономерности развития в младенчестве, раннем и дошкольном детстве, младшем школьном и подростковом возрастах, юности, молодости, зрелости и поздней зрелости. Прослежены варианты развития личности в зависимости от ее направленности. Теоретический и фактический материал представлен в традициях психологической школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина.
Пособие адресовано студентам психологических факультетов педагогических институтов и университетов, но может быть полезно и более широкому кругу читателей - школьным учителям, родителям, молодежи, интересующейся психологией.

Предисловие
Человек живет в пространстве времен: в прошлом, в настоящем, в будущем, в параллельном времени. Порой он оказывается вообще вне времени. При этом, в каком бы времени он ни находился, в каждый момент времени в нем присутствуют (он присутствует?) все три цвета времени. Настоящее без примеси прошлого и будущего вызывает страх, ужас. Строго говоря, каждый момент человеческой жизни представляет собой элементарную, разумеется, виртуальную единицу вечности. Если бы это было не так, у человека никогда бы не возникло представления о вечности. Значит, человек все претерпеваемые, освоенные и преодоленные им виды времени, как, впрочем, и освоенные им виды пространства носит с собой. Их виртуальность не должна смущать. Они воспринимаются реальнее, чем сама реальность. Правда, вечность люди все же догадались подарить богам. О. Мандельштам когда-то говорил о пространства внутреннем избытке. Равным образом, в человеке присутствует и внутренний избыток времени, даже, возможно, в большей степени, чем пространства. Когда человек не умеет его укрощать, избыток превращается в дефицит времени. Но этот же избыток времени собирается в «мгновении - длении», в «вечном мгновении»; благодаря ему возникают «состояния абсолютной временной интенсивности» (Г.Г. Шпет), возникает «настоящее будущее поле» (Л.С. Выготский), или «мир чудовищной актуальности» (М.К. Мамардашвили), когда «меньше года длится век» (Б.Л. Пастернак). М.М. Бахтин такие состояния называл «вневременным зиянием между двумя моментами времени». Время имеет не только астрономическое, но и энергийное измерение: силы притяжения прошлого и будущего не равны. Есть «цепь, связывающая с прошлым, и луч - с будущим» (В.В. Кандинский). Бл. Августин говорил о том, что только через напряжение действия будущее может стать настоящим. Без напряжения действия будущее навсегда останется там, где оно есть. Августин, конечно, имел в виду потребное будущее: непотребное приходит само, становясь таким же настоящим.
Все сказанное позволяет поверить в идею В. Хлебникова о существовании «Государства Времен». Если это кому-то покажется слишком торжественным или невероятным, пусть попробует возразить Л. Керролу по поводу того, что «время - действующее лицо». Ведь лицо выше государства! А раз лицо, то с ним, как минимум, следует быть вежливым, что и делают авторы настоящей книги, посвященной возрастной психологии, т.е. развитию человека во времени. Вне категории развития психология как наука едва ли возможна, поскольку человек никогда не равен самому себе. Он либо больше, либо меньше самого себя. Ему непрерывно приходится преодолевать не только пространственные, социальные, но и «хронологические надолбы и рвы» (Г. Адамович), выбираться из «хронологической провинции» (С.С. Аверинцев).
В свете сказанного вся психология должна была бы быть возрастной, точнее, психологией развития. Этому мешает то, что мы весьма смутно представляем себе, что такое возраст, что такое возрастная норма и есть ли она вообще. «Норма развития», действительно, звучит странновато, так как норма родственна границе, пределу, стандарту, наконец. Но ведь то, на что способно человеческое тело, никто еще не определил, и никто не опроверг это давнее утверждение Спинозы. Значительно продуктивнее говорить о развитии как норме.
Мы, конечно, знаем, что есть время астрономическое, есть время содержательное, мерой которого являются наши мысли и действия, есть время психологическое, в котором присутствует весь человек со всем своим прошлым, настоящим и будущим, есть время духовное, доминантой которого являются представления человека о вечности, о смысле, о ценностях. Психологическое и духовное время перпендикулярны непрерывному астрономическому и дискретному событийному времени. На этой перпендикулярной оси (осях) строится высокий ли, низкий ли внутренний человек. Высота зависит от того, окажется ли человек на пересечении множества времен или запутается в их сетях. В первом случае он сможет сам выбрать осмысленный вектор своего дальнейшего движения, роста, развития, деятельности; но втором - окажется заложником, пленником внешних обстоятельств. Конечно, в развитии человека немалую роль играет случай, судьба, но еще большую собственное усилие. Далеко не каждому выпадает оказаться в нужное время, в нужном месте. Мне уже приходилось извлекать полезные для психологии уроки из творчества О. Мандельштама. Приведу еще один из эссе поэта «Разговор о Данте»: «Дант никогда не вступает в единоборство с материей, не приготовив орган для ее уловления, не вооружившись измерителем для отсчета конкретного капающего или тающего времени. В поэзии, в которой все есть мера, и вращается вокруг нее и ради нее, измерители суть орудия особого свойства, несущие особую активную функцию. Здесь дрожащая компасная стрелка не только потакает магнитной буре, но и сама ее делает». Подобные орудия, функциональные органы, новообразования создает и человек. В этом, собственно, и состоит суть развития. О. Мандельштам, например, умел слышать время. Он описал его шум. Человек всегда находится в живом, жизненном времени, которое отличается от хронологического времени жизни. Жизненное время определяет и жизненное пространство, жизненный мир человека, которому в книге уделено большое внимание. Зависимость, разумеется, взаимная. Художник Р. Пуссет-Дарт назвал одну из своих композиций: «Время есть разум пространства. Пространство есть плоть времени». Вместе они составляют хронотоп (термин А.А. Ухтомского), являющийся результатом и условием развития сознательной и бессознательной жизни. Хронотоп, как и все живое, упорно сопротивляется концептуализации. Его образ дал С. Дали в своих растекшихся часах на картине «Упорство памяти». Он же его и прокомментировал: «...это не только фантастический образ мира; в этих текучих сырах заключена высшая формула пространства - времени. Этот образ родился вдруг, и, полагаю, именно тогда я вырвал у Иррационального одну из его главных тайн, один из его архетипов, ибо мои мягкие часы точнее всякого уравнения определяют жизнь: пространство-время сгущается, чтобы, застывая, растечься камамбером, обреченным протухнуть и взрастить шампиньоны духовных порывов - искорки, запускающие мотор мироздания».
Приведенные образы времени, пространства, хронотопа не так-то просто имплантировать в тело психологии, в том числе и в тело психологии развития. Развитие человека нелинейно, не поступательно. О. Мандельштам писал, что «Прообразом исторического события - в природе служит гроза. Прообразом же отсутствия событий можно считать движение часовой стрелки по циферблату». Это полностью относится и к развитию культуры, в которой, согласно Ю.М. Лотману, сочетаются постепенные и взрывные процессы. Это же относится и к развитию отдельного человека. Оно, если происходит, событийно, в нем имеются незапланированные грозовые события, взрывы, взлеты, падения, новые рождения, описанные авторами кризисы. Сказанное столь же несомненно, сколь и трудно поддается изучению, поскольку траектория развития каждого человека уникальна, неповторима, непредсказуема. В этом сложность и прелесть науки о развитии человека; она вопреки всему все же возможна, что хорошо демонстрирует книга, которую предстоит прочесть читателю. Наука о психическом развитии человека представлена в ней как итог (разумеется, не последний) усилий многих поколений ученых, которые понимали драматичность и трагичность человеческого развития, вынося это понимание за скобки изложения своих результатов. Авторы настоящей книги последовали их примеру. Трагедия и драма - это все же прерогатива искусства. Впрочем, читатель с ним встретится в книге. Но многое ему придется самому вчитывать в эпическое изложение хода развития, представленное в ней.
Это можно делать так, как это сделал я, в настоящих заметках. Можно (и нужно) делать это по-своему. Полезно попробовать в описаниях авторов узнать самого себя. Со своей стороны скажу, что такое узнавание в психологии развития достигается легче, чем в академической общей психологии.
В книге представлены не только детство и юность. В ней представлена и зрелость, что в нашей литературе встречается не часто. При ее чтении следует помнить, что достижения каждого возраста обладают непреходящей ценностью. Мой учитель - выдающийся детский психолог А. В. Запорожец заботился об амплификации детского развития и не советовал проявлять неразумную торопливость, ускорять переход ребенка с одной стадии развития на другую. Нужно помнить и завет П.А. Флоренского о том, что гений - это сохранение детства на всю жизнь, а талант - это сохранение юности на всю жизнь.
Доктор психологических наук,
профессор, академик РАО
В.П. Зинченко
РАЗДЕЛ I. ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Глава 1. Жизнь и деятельность
Достоянием отечественной психологии стал деятельностный подход, согласно которому психика развивается в результате деятельности (жизнедеятельности). Под деятельностью понимается активнее взаимодействие индивида со средой, направленное на удовлетворение его потребностей. Этот подход подразумевает, таким образом, неразрывную связь индивида со средой и его активное взаимодействие с ней как необходимое условие развития психики.
Деятельностный подход в психологии разрабатывался Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, П.Я. Гальпериным, А.В. Запорожцем, Д.Б. Элькониным, А.Р. Лурией и другими исследователями. Представления многих известных зарубежных психологов (К. Левина, Ж. Пиаже, Э. Эриксона, А. Маслоу и др.) основываются также на неразрывной связи индивида и среды и подразумевают его активное взаимодействие с ней.
Деятельностный подход оказался весьма плодотворным в возрастной психологии, исследующей сложные процессы развития психики в онтогенезе*. Наибольший вклад в его становление внесен исследованиями, посвященными именно возрастному развитию. Не менее продуктивным он стал в филогенетических** исследованиях и зоопсихологии (А.Н. Леонтьев, К.Э. Фабри). Отметим, что исторический подход к развитию психического, изучение закономерностей филогенетических преобразований позволяет лучше понять и онтогенез психики, особенности ее развития на различных возрастных этапах.
* Онтогенез - процесс индивидуального развития.
** Филогенез - процесс исторического развития вида.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: