Аристотель открытия в географии краткое содержание. Что открыл Аристотель? Идеи Аристотеля о шарообразной форме Земли

Великий древнегреческий философ и ученый создал всеобъемлющую систему знаний, которая охватывала практически все аспекты бытия античной эпохи. Огромный вклад внес Аристотель в науку. Так, именно он создал фундамент для политологии как отдельной науки, а также составил классификацию различных типов устройств государства. А первой в истории книгой по физической географии стала «Метеорологика». Ученый составил иерархические уровни всего известного на тот момент окружающего мира. Все сущее он разделил на 4 группы.

  • Неорганический мир;
  • Растения;
  • Животные;
  • Человек.

В этой работе Аристотель делает описание Ойкумены на основе информации о мироустройстве, которая имелась в распоряжении древних греков. Он сделал описание горных систем, упомянув Пиренейские и Рипейские горы в Европе, и Серебряные и Атласные горы в Африке. Уделяет внимание автор и морям, рассуждаю на тему – всегда ли они существовали на Земле или образовались в какой-то период времени, почему вода в них соленая. Любопытные идеи он высказывает о морских течениях. Их происхождение Аристотель объясняет перепадами глубин морей. Этой версии придерживались другие крупные ученые античности – Эратосфен, Стратон.

В своем труде Аристотель также выдвигает гипотезу о существовании в Южном полушарии населенного материка, подобного Евразии. Представляют интерес его размышления о природе ветров. Автор приводит схему 12-лучевой розы ветров. Каждому ветру он дает свое название, согласно месту, откуда он дует. Подобный принцип и сама роза ветров использовалась до раннего Средневековья. Обобщая опыт и знания всех ученых своего времени, мыслитель размышляет о происхождении таких природных явлений, как землетрясения, гром, ураганы, а также описывает ложные солнца и гало. И.Д. Рожанский рассматривает труд Аристотеля как первую попытку создания полной теоретической концепции и объяснения окружающего мира с рациональной точки зрения.

Другая работа Аристотеля «О Небе» посвящена вопросам строения Вселенной. По мнению ученого космос ограничен пространственно, но бесконечен по времени. Есть несколько поясов – жаркий – который ограничен линией тропиков и два холодных – которые простираются до линии видимых звезд. Умеренные населенные пояса расположены между холодными и жаркими поясами. Таким образом, один из них располагается в Северном полушарии, другой - в Южном. Вся совокупность знаний Древней Греции была собрана и обобщена в работах Аристотеля. Его работы оказали огромное влияние на развитие науки и всей цивилизации.

Географ Роберт Гроссетест

Английский ученый Гроссетест – один из выдающихся мыслителей, занимавшихся естественными науками. Его деятельность приходится на первую половину XII века. Ученый знал несколько языков, в том числе греческий, арабский и латынь. Именно он начал переводить на латынь с древнегреческого труды Аристотеля. Гроссетест считается основателем Оксфордской школы философии, в которой большое значение придавалось изучению естествознания. Также ученый активно изучал оптику, астрономию и другие науки.

В основе его метода познания лежала логическая схема Аристотеля. Гроссетест разработал собственную концепцию «метафизики света». Согласно ей, свет является неуловимой самораспространяющейся субстанцией. Это первичная форма энергии. Ученый предполагал, что для возникновения всей Вселенной достаточным условием будет созданием Богом единственной точки, одной из форм который будет свет. Дальнейшее самораспространение из этой точки энергии приводит к созданию Вселенной. Свет – это универсальный и первичный носитель любого действия, которое возможно в мире. Главная роль в изучении явлений природы, по мнению Гроссетеста, играет математика. После себя ученый оставил целый рад работ, оставивших яркий след в истории науки. Известны и его комментарии к трудам Аристотеля, прежде всего к «Физике» и «Второй аналитике».

Воззрения Роджера Бэкона

Хотя Роджер Бэкон был учеников Гроссетеста, прославился он не меньше своего наставника. Книга Бэкона «Большое сочинение» считается настоящей энциклопедией научных знаний своего времени. Ученый придерживался естественнонаучного мировоззрения, критиковал церковные нравы и признанных авторитетов схоластической мысли. За это был осужден и 12 лет провел в заключении. В области философии Бэкон на первое место ставил Аристотеля, хотя критически относился к некоторым идеям древнегреческого ученого. У арабских ученых Ибн-Рушда и Ибн-Сины Бэкон перенял идею о вечности мира материи и выдвинул тезис, что опыт лежит в основе всех знаний. Большое значение ученый придавал развитию астрономии и математике. Математику он считал самой точной дисциплиной и настоящим мерилом, которым можно проверить данные других наук.

Один из разделов «Большого сочинения» посвящен географии. Бэкон утверждает, что Земля имеет форму шара, подобно античным ученым, признает существование пяти тепловых пояса, причем теплые и холодные пояса он рассматривает как необитаемые. По его мнению, Европа является самой большой частью суши, а Индия располагается достаточно близко к Европе и Африке и занимает около 1/3 твердой поверхности Земли.

Для определения размеров земного шара, Бэкон использует данные, которые были получены арабскими астрономами в 827 году при вычислении дуги меридиана в 1 градус. Теория о мнимой близости берегов Индии, была известна Колумбу, когда он планировал свое путешествия с целью отыскать кратчайший путь в эту страну. В труде Бэкона есть упоминания о «Куполе мира». Под этим термином ученый понимал точку, которая располагается на одинаковом удалении от западной и восточной границы суши и обоих Полюсов. Многие моменты при описании экзотический стран Бэкон заимствовал у Плиния, дополнив их имеющимися новыми сведениями. Упоминает ученый в «Большом сочинении» племя татар и описывает шатры, которые использует этот народ в качества жилищ и огромные стада скота.

Эти факты он смог получить из работы Гильома Рубрука, в которой было описано путешествие в Центральную Азию. Бэкон считал ошибочным. мнение Плиния, что Каспийское море – это огромные залив. По его убеждению, Каспий является особым морем, куда впадают многие крупные реки. За далекой рекой Танаис находится страна Русия. Там множество лесов, населяет страну племя славян, исповедующих христианскую веру. Татарские племена он относил к язычникам. Это воинственное племя, покорившее многие народы. Их священник мудры и обладают знаниями в астрономии.

По имеющейся информации Бэкон хотел создать полную карту всех стран, известных в его время, но этот труд он не закончил. Бэкон выступал за реформу юлианского календаря, которая была проведена через 300 лет. После себя ученый оставил множество работ. Часть из них была напечатана при жизни, многие увидели свет уже после кончины ученого. Некоторые же рукописи существуют только в виде манускриптов и до сих пор не опубликованы. Бэкон был одним из самых ярких и многогранных ученых раннего Средневековья и внес огромный вклад в развития науки и философии.

Аристотель - это величайший философ античной Греции, создатель перипатетической школы, ученый. Любимый ученик Платона и наставник Александра Македонского - это также Аристотель.

Биография кратко для детей: о юношеских годах

В 384 году до н. э. в Стагире, греческой колонии поблизости Афона, появился на свет Аристотель - один из великих философов всех времен и народов.

Родители будущего ученого, которого часто именовали Стагиритом, имели благородное происхождение. Никомах, отец будущего ученого, потомственный лекарь, служил придворным врачом и обучал своего наследника азам врачебного искусства и философии, на то время нераздельной с медициной. Аристотель с детских лет был тесно связан с македонским двором и прекрасно знал своего ровесника, сына царя Аминты III, Филиппа.

Еще ребенком Аристотель осиротел и находился на воспитании родственника Проксена. Последний возложил на свои плечи заботы о юноше: помогал в получении образования, всячески поощрял любознательность подростка, тратил деньги на приобретение книг, являвшихся по тем временам очень дорогим удовольствием, практически роскошью. Благоприятствовало таким расходам состояние, оставшееся после смерти родителей. Биография Аристотеля, краткое содержание которой вызывает неподдельный интерес у современной молодежи, поистине внушает глубокое уважение к этому человеку, возложившему на свои плечи ответственность за просвещение остальных людей, заинтересованных в благоприятном будущем своей страны.

Платон мне друг

Биография Аристотеля кратко повествует о том, как с целью изучения философии в 367 году до н. э. Аристотель перебрался в Афины, где остался на два десятка лет. В прославленном греческом городе молодой человек поступил учеником в Академию, открытую великим философом Платоном. Наставник, обратив внимание на блестящие умственные достоинства ученика, стал выделять его среди остальных слушателей.

Аристотель же постепенно начал отступать от взглядов и идей своего учителя и опираться на собственное мировоззрение. Это не очень понравилось Платону, однако на личных отношениях двух гениев различие во взглядах никак не отразилось. Больше всего мнения двух великих умов расходились в учении об идеях, которыми, как полагал Платон, образован бестелесный мир. Для его ученика Аристотеля идеи являлись всего лишь сущностью происходящих материальных явлений, облаченных в эти самые идеи. По поводу данного спора Аристотелем была озвучена известная фраза, звучащая в сокращенном варианте как: «Платон мне друг, но истина дороже». О невероятном почтении Аристотеля к своему любимому наставнику Платону можно судить по тому факту, что юноша, имевший уже сложившуюся систему мировоззрения, а следовательно, и предпосылки для организации своей философской школы, не совершил этого при жизни наставника.

Биография Аристотеля кратко описывает, что в 347 году до н. э., после ухода в мир иной великого учителя, его место в качестве главы Академии было занято племянником Спевсипом. Аристотель, оказавшийся среди недовольных данным обстоятельством, покинул Афины и по приглашению тирана Гермия (ученика Платона) направился в город Ассос, расположенный в Малой Азии. Спустя 2 года за активное противостояние персидскому игу Гермий был предан и распят, в связи с чем Аристотелю пришлось в спешном порядке покидать Ассос. Также бежала Пифиада - родственница Гермия, ставшая впоследствии супругой греческого философа. Прибежище для молодой пары нашлось в городе Митилене (остров Лесбос). Именно здесь Аристотелю было предложено стать наставником сына Филиппа - Александра, на тот момент 13-летнего подростка.

О воспитаннике Аристотеля

Биография Аристотеля кратко показывает, что влияние греческого философа на характер своего ученика и образ его мыслей, за которым впоследствии закрепилась слава величайшего полководца, было огромным.

Аристотель, искусно умеряя страстность души подопечного, направлял молодого человека на серьезные мысли, пробуждал благородные стремления к совершению подвигов и славе, привил любовь к «Илиаде» - книге Гомера, которая сопутствовала Македонскому на протяжении всей его жизни. Александр получил классическое образование, в котором акцент был сделан на изучение политики и этики. Также молодой полководец хорошо разбирался в литературе, медицине и философии.

Основание школы

Биография Аристотеля кратко гласит о том, как греческий философ, оставив с Македонским своего племянника Каллисфена, в 335 году до н. э. возвратился в Афины, где основал философскую школу Ликей (лицей), именуемую иначе «перипатетической» (от «перипатос» - крытая галерея вокруг двора, прогулка). Это характеризовало место проведения уроков либо же манеру преподавателя в процессе изложения информации - прогуливание взад-вперед. Представители перипатетической школы наряду с философией занимались разными науками: физикой, географией, астрономией, историей. На утренних занятиях, именуемых «акроаматическими», присутствовали наиболее подготовленные воспитанники, после обеда послушать философа мог любой желающий.

Данный период в биографии греческого философа является ответственным этапом, ведь именно в это время в процессе исследований было сделано множество важных открытий и создана колоссальная часть трудов, во многом определивших и направивших в правильное русло развитие мировой науки. В эти годы умерла его супруга Пифиада. Второй раз Аристотель женился на ее бывшей рабыне Герпиллиде.

Последние годы жизни

Биография Аристотеля кратко и понятно описывает, что древнегреческий философ, увлеченно занятый миром науки, был совершенно далек от политических событий, но после кончины Александра Великого в 323 году до н. э. в стране началась волна антимакедонских гонений и репрессий, небо сгустилось и над головой греческого философа. Аристотелю предъявили обвинение в непочитании богов и кощунстве, что вынудило ученого, понимавшего необъективность предстоящего суда, отбыть с некоторыми учениками в Халкиду, на остров Эвбею, который стал последним пристанищем в его жизни. 62-летний философ умер от наследственной болезни желудка. На посту главы Ликея Аристотеля сменил его лучший ученик Теофраст. Род великого ученого был продолжен его дочерью Пифиалой (сына Никомаха, по некоторым предположениям, еще в молодые годы убили на войне).

Аристотель: краткая биография и его открытия

Имеет место мнение, что великий Аристотель был низкорослым и болезненным человеком. Его речь была очень быстрой и с дефектами: философ смешивал некоторые звуки, что нисколько не умаляло его грандиозный вклад в науку.

Как и большинство мыслителей древних времен, Аристотель помимо философии усердно занимался различными науками и стал основателем некоторых разделов: логики, научной риторики, грамматики. Также великий мыслитель установил большое количество важных фактов в анатомии и зоологии, первым создал философию искусства и теорию поэзии. Наиболее важными и известными трудами Аристотеля считаются «Политика», «Метафизика», «Поэтика», «Физика». Философская система греческого просветителя затрагивала различные стороны человечества и глобально повлияла на последующее развитие научного мышления.

В географии Аристотель высказал мысль о цельности и беспредельности Мирового океана. В биологии ученый описал около полутысячи видов животных и основал зоологическую систематику, первую в научной истории. Изучая животных, разделил их на 2 группы: бескровные и животные с кровью (во главе поставил человека), что практически соответствует сегодняшнему понятию: позвоночные и беспозвоночные. Великий философ считается отцом метеорологии (впервые этот термин был упомянут в трактате о небесных явлениях).

Из всех трудов Аристотеля до настоящего времени дошла только четвертая часть сочинений. По некоторым предположениям, богатая библиотека философа после его смерти перешла к Теофрасту и его потомкам, которые, будучи людьми необразованными, свалили книги в ящики и закрыли в подвале. Сырость и черви довершили начатое.

Ответ оставил Гость

Огромный вклад в развитие географической мысли внесли Платон (428–348 гг. до н. э.) и его ученик Аристотель (384– 322 гг. до н. э.) – самые знаменитые философы Древней Греции.
Платон, как и Пифагор (VI в. до н. э.) , полагал, что Земля не плоская, а имеет форму шара. Это было чисто теоретическое размышление. Греческие мыслители считали, что симметрия – одно из свойств совершенства, а сфера является носителем признаков симметричной формы. Платоном был предложен дедуктивный метод познания мира (что означает познание от общего к частному) . Современники Платона, исходя из идеи совершенства сферы, создали представление о климатических зонах. Изменение наклона солнечных лучей на поверхности шарообразной Земли, по их мнению, приводит к изменению климата – жаркого, умеренного, холодного.
Первым, кто попытался обосновать теорию «истинными фактами» , был энциклопедист древности – Аристотель. Ученик Академии Платона, он после смерти своего учителя и двенадцати лет путешествия по Эгейскому морю и Греции основал свою школу – Лицей. Аристотель предложил познавать мир методом от частного к общему. Данный метод исследования называется индукцией. Вместо выведения отвлеченных умозаключений из теории он призывал своих учеников: «Иди и смотри» . Работами Аристотеля завершается античная натурфилософия и начинается опытное познание. Основной географический труд Аристотеля «Метеологика» – своеобразное общее землеведение древних греков, в котором систематизированы физико-географические знания.
В «Метеологике» Аристотель пытается выделить атмосферу как отдельную оболочку Земли. К атмосфере он относит воздушную и водную оболочки, т. к. в последней происходит влагооборот. Аристотель отдельно рассматривает вулканы и землетрясения, явления, происходящие на морях.
С его трудов берут начало истоки гидрологии, метеорологии и геоморфологии. Позднее взгляды Аристотеля были развиты его последователями, которые использовали метод учителя при изучении природы.
Метод научного объяснения мира, предложенный Аристотелем, основывался на использовании логики и не предполагал экспериментального исследования его результатов. Общеизвестно, что любые научные положения через некоторое время начинают в определенном смысле тормозить развитие научной мысли. Так, опираясь на опыт, Аристотель полагал, что в жарком климате жизнь невозможна, т. к. самое жаркое место – Ливия нагревается до 50–60 °С. Значит, южнее – около экватора все живое уничтожается солнцем. По Аристотелю, жизнь возможна только в умеренной зоне, а в холодном климате она гибнет из-за холода.

Географические открытия — это нахождение новых географических объектов или географических закономерностей. На ранних этапах развития географии преобладали открытия, связанные с новыми географическими объектами. Особенно важная роль принадлежала открытиям неизвестных прежде частей суши (территориальные открытия). С развитием географии как науки всё большее значение приобретают открытия, способствующие выявлению географических закономерностей, углублению познания сущности географических явлений и их взаимосвязей.

Зачатки географических знаний ученые находят у народов Древнего Востока - жителей Месопотамии, Персии, Египта, Финикии. При переходе через пустыни, при плавании по морям люди научились ориентироваться по Солнцу, Луне и звездам. Древние ученые Месопотамии впервые разделили круг на градусы, год на 12 месяцев, сутки на 24 часа.

Знаменитые исследователи Годы исследований Главные достижения (географические открытия)
Египтяне Походы в Центральную Африку. Плавание по Среднеземному морю
Финикийцы Первыми совершили плавание вокруг Африки
Геродот V век до н.э. Оставил памятник античной науки «История в девяти книгах» с географическими сведениями.
Ученые Древней Греции Выделили 3 климатических пояса: северный (Скифия), южный (Египет и Аравия) и средний (Средиземноморье).
Аристотель IV век до н.э. Первым доказал шарообразность Земли и Луны. Автор "Метеорологии" (первая работа по физической географии)
Эратосфен III век до н.э. Первым определил размер Земли по меридиану. Разработал способ построения карты. Написал «Географику» (География в 3-х книгах)
Птолемей II век н.э. Руководство по географии в 8-ми книгах представляет собой собрание знаний о географии всего известного античным народам мира
Арабы Основали колонии на восточном побережье Африки, путешествовали в Китай и Индию.
Норманны IX – XI вв. Открыли и заселили Исландию и Гренландию. Достигли берегов Сев.Америки.
Новгородцы Выходили к берегам Сев.Ледовитого океана, о.Грумант (Шпицберген), доходили до устья Оби.
Марко Поло 1271-1295 Первым из европейцев побывал в Китае и многих областях Азии. Написал книгу о природе Памира, муссонах Индии, полезных растениях Китая.
Афанасий Никитин 1466-1472 Первым из россиян побывал в Индии и Аравии через Персию.
Бартоломеу Диаш 1488 Исследовал западное и южное побережья Африки
Христофор Колумб 1492-1494 Открыл Америку в 1492 г. - Багамские, Большие и Малые Антильские острова
Васко да Гама 1497-1499 Открыл непрерывный морской путь в Индию, обогнув Африку.
Васко Нуньес де Бальбоа 1513-1525 Пересек Панамский перешеек и вышел к побережью Тихого океана в Америке
Фернан Магеллан 1519-1522 Под началом этого мореплавателя экспедиция совершила первое кругосветное плавание
Френсис Дрейк 1577-1580 Совершил второе кругосветное путешествие, открыл многие географические объекты в разных частях Земли
Абель Тасман 1642 Открыл Новую Зеландию и Тасманию
Витус Беринг 1741 Открыл северо-западное побережье Северной Америки
Джеймс Кук 1768 -1779 Открыл восточное побережье Австралии, Гавайские острова, первым из исследователей пересек Южный полярный круг
Александр Гумбольдт 1799 -1804 Всесторонне исследовал природу Южной Америки
Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев 1819 -1821 Открыли Антарктиду и прилегающие к ней острова
Дэвид Ливингстон Сер. XIX в. Проводил исследования в Южной и Центральной Африке
П. П. Семенов Тян-Шанский 1857 Исследовал горные массивы Тянь-Шаня
Н. М. Пржевальский 1870-1888 Совершил четыре путешествия в Центральную Азию

Более подробную информацию можно найти в

География как наука возникла на определенном этапе развития человеческого общества, но знания, которые мы вправе называть географическими, стали накапливаться с тех пор, когда начался процесс очеловечивания.

Древнейшим нашим предкам необходимо было знать местность обитания со всеми ее благоприятными и опасными свойствами. Это диктовалось необходимостью выживания и сохранения вида.

Цивилизация Древнего Египта уходит более чем на 30 веков до нашей эры. Египтяне много строили дворцов и храмов и украшали их стены сценами из своей жизни. Постепенно сложилось иероглифическое письмо. Египтяне хорошо знали звездное небо, составляли его карты и карты собственной территории, знали способы определения точного времени, пользовались календарем.

За 3 тыс. лет до н.э. египтяне усовершенствовали письмо, заменив глину папирусом, а клиновидные знаки - иероглифами. В искусстве мореплавания они уступали финикийцам и пользовались их услугами. Значительный вклад в развитие древней культуры и науки внесли народы Месопотамии.

Жители Шумера придумали колесо, освоили клинопись, ввели счет и счет времени, разделили круг зодиака на 360 частей, изготавливали кирпичи и строили большие дома. Для борьбы с наводнениями шумерами был создан ряд каналов, плотин.

Древние персы занимали ограниченную территорию у северного побережья Персидского залива. Высокоразвитую цивилизацию сформировали древние китайцы .

В целях обороны от набегов кочевников в период IV-II вв. до н.э. китайцы соорудили Великую стену, протянувшуюся на тысячи километров.

Это предприятие не могло быть выполненным без должного географического и топографического обоснования.

Китайцы придумали начертание «арабских» цифр, иероглифическое письмо, компас, порох, изготовление шелковых тканей, наконец, бумаги.

Основоположником милетской (ионийской) философской школы считают Фалеса . Фалесу приписывают формулирование нескольких математических аксиом.

В основе всех вещей Фалес предполагал воду: «Вода - начало всех вещей». Землю Фалес представлял плоским диском, плавающим в Океане.

Анаксимандр «О природе». Анаксимандр считал основой вещей бесконечно малые частицы, обладающие творческой силой.

Это вещество он назвал алейрон. Из бесконечной и вечной первичной материи под действием движущей силы образовались сначала теплое и холодное, а потом через смешение этих элементов и жидкое, которое в свою очередь дало начало земле, воздуху и огню.

Анаксимандр первым предположил, что Земля висит свободно в пространстве и удерживается в таком положении благодаря одинаковому со всех сторон расстоянию от небесного шара. Фигура Земли напоминает цилиндр, на верхней круговой поверхности которого мы живем.

Земля движется вокруг космоса. По Анаксимандру, первоначальное вещество было однородно. Потом произошло его разделение: горячие частицы поднялись вверх, а илистые, более тяжелые, стекли вниз. Из жидких частиц возникло море, из твердых - суша.

Из болотных пузырей возникли всевозможные животные, а от животных произошли люди.

Анаксимен полагал, что первоосновой всего является воздух. При разрежении воздух становится огнем, а при сгущении - облаком, потом водой и, наконец, землей. Первой возникла Земля из воздуха, а Луна, Солнце и звезды произошли от Земли.

По Гераклиту , первовещество - огонь.

Из огня произошел мир в целом, отдельные вещи и даже души. Все вещи возникают через борьбу согласно необходимости, которую Гераклит назвал «логосом». Мировой процесс цикличен: по истечении «великого года» все вещи вновь становятся огнем.

Основным законом природы, по Гераклиту, является испарение, поскольку огонь, сгущаясь и уплотняясь, превращается в воду, вода же, отвердевая, превращается в землю, причем соответ­ственно совершаются переходы от земли к воде и от воды к огню. Испарение Гераклита - прообраз взаимного превращения элементов.

Первое - историческое - «Генеалогии» («Родословные»). В нем Гекатей отстаивал принципы правдоподобия. Второе - географическое - «Землеописание», в котором дана характеристика известных частей Европы, Азии и Африки. Гекатея называют основоположником описательного метода в географии, использующего принцип достоверности.

Геродот — «История в девяти книгах».

Настойчиво искал объяснения причин развития природных процессов. Геродот предположил, что Нилу потребовалось около 10 тысяч лет для создания равнины на месте залива, бывшего на месте дельты.

Демокрит - один из основоположников атомистической теории. Весь мир, по Демокриту, состоит из пустоты и мельчайших неделимых частиц - атомов.

Атомы вечны, находятся в постоянном движении. Все предметы - соединения атомов. Рождение и смерть обусловлены соединением атомов и их распадом. Написал книгу «Большой мирострой», в которой изложил свои взгляды на мироздание.

Эпикур исходил из признания вечности материи, которая имеет внутренние источники энергии движения.

Человеческую душу Эпикур считал смертной и состоящей из особо тонких атомов.

Пифагор . Пифагорейцы полагали, что все тела состоят из «единиц бытия», сочетания которых соответствуют различным геометрическим фигурам. «Все вещи - суть числа».

Известна «пифагорейская четверица», в которой единица соответствует точке, два - линии, три - плоскости, четыре - объемному телу. Десять, т.е. сумма первых четырех чисел, есть символ полноты Космоса. Планеты - дочери Солнца. Фигура Земли должна быть идеальной.

Такой геометрической фигурой является шар.

Платон развивал теорию о существовании бестелесных форм вещей, которые он называл видами, или идеями. Чувственный мир - порождение идей. Идеи вечны, не возникают, не погибают, не зависят от пространства и времени. Источником познания служат воспоминания бессмертной Души человека о мире идей, созерцаемом ею до вселения в смертное тело.

Аристотель признавал объективность существования и развития материального мира, но вместе с тем и акт первоначального творения - «неподвижный перводвигатель».

«Метеорологика» - вершина географической науки, античности. В ней, в частности, рассмотрен вопрос о круговороте воды при участии испарения с поверхности водоемов, охлаждения с образованием облаков и атмосферных осадков.

Выпавшие на поверхность земли осадки образуют ручьи и реки, наиболее крупные из которых берут начало в горах. Реки несут свои воды в моря в объеме, равном количеству испарившейся воды. Вот почему уровень моря остается стабильным. Между морем и сушей происходит постоянное противодействие, отчего в одних местах море разрушает берег, в других - образуется новая суша.

Это Аристотель впервые объяснил лунное затмение тенью Земли, отбрасываемой на поверхность Луны. В книге «Политика» Аристотель рассмотрел влияние природных факторов на человека и его поведение в направлении, которое впоследствии получило наименование «географический детерминизм».

Им впервые была выделена область знаний, которую мы до сей поры называем географией. Эратосфен рассмотрел историю развития географических идей своих предшественников, дал анализ шарообразности Земли и связанных с этим географических следствий, предложил метод и впервые рассчитал основные параметры земного шара, очень близкие к современным, рассмотрел принципы развертки шарообразной поверхности на плоскость, осуществил страноведческое описание известного ему мира с характеристикой природы, государственного устройства стран и культуры народов.

Книга была иллюстрирована картой мира с нанесенными на нее меридианами и параллелями. Эратосфену принадлежит идея достижения Индии, плывя на запад от Пиренейского полуострова.

Страбон. Им написаны «Исторические записки», отражавшие столетний период бурной истории Римского государства.

Создатель 17-книжного сочинения под названием «География». Основная задача географии - создание теоретических предпосылок «искусства жить» в мире себе подобных и в среде, созданной природой и человеческой деятельностью. Страбон утверждал, что нельзя постичь тайны географии, не разбираясь в небесных явлениях, не умея производить вычисления, не изучив свойств атмосферы. Страбон считал, что водная поверхность превышает площадь суши. При описаниях территорий Страбон пользовался принципом географического районирования.

Страбон относил себя к философской школе стоиков.

По их представлениям, великий огонь фор­мирует и определяет весь окружающий мир. По прошествии определенного цикла произойдет миро­вой пожар и уничтожит мир. Затем начнется его возрождение с повторением всего того, что уже было. Как органическая часть Космоса человек должен заботиться обо всем мире, о прекрасном Космосе, о человечестве в целом, а не только об одном городе или отдельном коллективе.

Птолемей внес существенный вклад в развитие астрономии и географии, был автором трудов, наиболее известными из которых являются «Великое построение астрономии» и «Руководство по географии».

С именем Птолемея связывают окончательное установление геоцентрической системы мира. По учению Птолемея, Земля неподвижна, находится в покое и составляет центр Вселенной. Вокруг Земли вращаются планеты и Солнце в следующем порядке: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн.

По периферии расположена сфера неподвижных звезд. Птолемеева система мира была освящена христианской церковью и считалась непререкаемым руководством до Коперника.

Птолемей был выдающимся представителем античной «математической географии». Для Птолемея было характерным стремление к количественной строгости. Географические знания Птолемей подразделял на хорографию и географию. Хорография занимается преимущественно качеством, она заботится о сходстве и не нуждается в математических методах.

География есть линейное изображение всей известной поверхности Земли со всем тем, что на ней находится.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

ARISTOTEL (384-322 до н.э.) Это древнегреческий ученый.

Идея о сферичности земли впервые была представлена ​​греческим философом Парменидом (в столетии до н.э., N. №). Однако его высказывания были не чем иным, как результатом спекулятивной философии. Сторонники сферичности Земли, наконец, выиграли, когда старый греческий ученый Аристотель встал на его сторону. Правда, он допустил большую ошибку, отказавшись от Доктрины вращения Земли и заявил, что Земля все еще находится и находится в центре Вселенной.

Но это принесло новые доказательства того, что Земля — ​​это шар. Вот один из них: «Взгляд звезд не только показывает, что Земля — ​​это сфера, но также и то, что она не особенно велика. Поскольку достаточно двигаться немного на север или на юг, чтобы горизонт был совершенно иным. над головой сильно меняется ». Как аргумент о сферичности земли, Аристотель указывал на то, что в темном затмении земная тень является формой круга.

Когда вопрос о форме Земли был решен, греки стали интересоваться вопросом о его размере, но как греки не измеряли Землю.

Аристотель — величайший философ.

Он пытался найти ответы на вопросы, наблюдая окружающий мир и собирая факты. Аристотель была первой мыслью, которая представляет собой очень продуктивную идею о древней географии, единстве и безграничности Мирового океана.

Идеи Аристотеля о шарообразной форме Земли

Научные доказательства шарообразности Земли, одними из первых, согласно мнению большинства исследователей, были представлены Аристотелем (384–322 гг.

до н.э) спустя примерно 200 лет после Пифагора в трактате «О небе». В нем было приведено сразу несколько доводов, основанных на наблюдательных фактах:

  • Во-первых, это лунные затмения. Если верно то, что Луна при затмении попадает в земную тень, и если мы видим, что граница этой тени (линия Терминатора) всегда дугообразна, мы можем заключить, что вся тень целиком имеет круглое поперечное сечение.

Однако эта тень отбрасывается Землёй; и если бы Земля имела форму, отличную от формы шара, сечение тени не было бы круглым при любых взаимных положениях Земли и Солнца.

Рисунок 2 – Изображение Земной тени на Луне.

  • Второе доказательство связано с видом звёздного неба при перемещении наблюдателя с юга на север.

В более северных широтах мы видим небесный полюс находящимся выше над горизонтом; Солнце же поднимается над горизонтом ниже, чем на юге; и некоторые звёзды, которые видны на юге, не видны в северных странах, а звёзды, которые в северных странах видны постоянно, в южных областях оказываются заходящими.

  • Также Аристотель заметил, что все тяжелые тела падают на землю под равными углами.

Это аристотелевское доказательство шарообразности Земли нуждается в пояснении. Дело в том, что Аристотель считал, что тяжелые элементы, к числу которых он относил землю и воду, естественные образом стремятся к центру мира, который поэтому совпадает с центре Земли.

Если бы Земля была плоской, то тела падали бы не перпендикулярно, ибо они устремлялись бы к центру плоской Земли (Рисунок 3), но поскольку все тела не могут находиться непосредственно над этим центром, то большинство тел падало бы на землю по наклонной линии.

Таким образом, Аристотель также является первым ученым, выдвинувшим гипотезу закона всемирного тяготения.

Рисунок 3 – Притяжение тел к центру мира в случае плоской (слева) и шарообразной Земли.

  • Наконец, возможно, наиболее известный и популярный довод, в котором рассказывается о том, как уходящий в море корабль постепенно скрывается за горизонтом, и как при приближении к берегу постепенно встают из-за горизонта прибрежные горы.

Рисунок 4 – Причина скрытия уходящих кораблей за горизонтом.

Поиск на сайте:

Если спросить любого человека какую форму имеет наша планета, то он не задумываясь ответит – шар. Действительно, школьные учебники начального курса географии разных авторов, например, Максимова Н. А. , Крыловой О. В. и других позиционируют нашу планету, как шар или сферу. Ведь даже земные оболочки носят названия сфер: литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера, геосфера.

”Сфера – замкнутая поверхность, все точки которой одинаково удалены от центра,“ — такое определение дает толковый словарь.

Греческое слово ”sphaira“ означает шар. Так ли это на самом деле? Современные геодезические исследования показывают, что форма Земли сложная: поверхность дна океанов как бы вдавлена, приближена к центру Земли, а поверхность материков – наоборот.

Следовательно, наша планета не обладает правильными пропорциями.

Таким образом, возникает проблема несоответствия данных школьного учебника и научной литературы на предмет описания формы Земли. На самой первой странице географического атласа приведены два изображения Земли. Одно – вид из космоса, где мы ясно видим, что по форме Земля напоминает шар; другое – представление древних о месте их жительства, когда люди считали, что Земля неподвижна и у неё должна быть какая-то опора.

Поэтому древний народ – вавилоняне – думал, что Земля сама плавает на поверхности океана, а древние индусы, например, считали, что Земля покоится на четырёх слонах, стоящих на спине плавающей черепахи.

Наши предки воображали, что Земля покоится на спинах трёх больших китов, которые плавают на поверхности огромного океана. Даже в сказке Ершова «Конёк Горбунок» Иванушка пролетает на коньке над китом, на спине которого стоят деревни, едут на телегах мужики, на полях выращивают рожь, а кит в это время плавает в море-океане.

Проблема усугубляется: так какую же форму имеет Земля – плоскую, круглую, или какую-нибудь другую?

Тем более, некоторые народы полагали, что она похожа на невысокий пень спиленного дерева, на плоской поверхности которого живут люди.

Только в сказках могут существовать такие громадные киты или слоны, которые держат на себе нашу планету. Известно же, что все животные должны питаться и размножаться.

Кроме того, ни одно животное не живет больше нескольких сот лет, оно стареет и умирает, не говоря уже о том, что никакие животные не в состоянии выдержать на себе не только тяжести всей Земли, но и даже небольшой горы.

А мысль вавилонян о том, что Земля плавает на поверхности океана, подобно куску дерева, также ошибочна.

Ведь Земля очень тяжела для того, чтобы плавать на воде. Даже если бы она могла плавать в каком-нибудь океане, то вода этого океана тоже должна была бы на чем-то держаться.

Целью данной работы является исследование закономерностей образования фигуры Земли с помощью практического физического эксперимента и теоретических научных данных.

В ходе работы были решены следующие задачи:

Систематизирован теоретический материал по развитию взглядов на истинную форму Земли.

2. Опытным путем с помощью физических приборов исследована форма нашей планеты.

Поставленные задачи решались методами эмпирическим и сравнительного анализа различных данных.

Актуальность данной работы заключается в том, что в ней проведена обширная систематизация знаний по, казалось бы, самой простой теме; широко показаны межпредметные связи – интеграция нескольких предметов друг в друга: физика и география, история и география.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ШАРООБРАЗНОСТИ ЗЕМЛИ.

Людей издавна интересовал вопрос о форме Земли. Истоки идеи о шарообразной форме Земли неразрывно связаны с учением Пифагора и его последователей – пифагорейцев: впервые в истории человеческой мысли логически последовательно проводилась идея шарообразности Земли и симметрично устроенных сфер, из которых состоит космос.

Аристотелем и его последователями была доказана шарообразность Земли, что сыграло значительную роль в становлении географии как определенной системы знаний.

Эратосфен рассматривал шарообразность Земли, понимая, что только научное доказательство истинной формы планеты может стать необходимым фундаментом географии.

Кстати, Эратосфен впервые ввел термин «география» вместо ранее употребляемых.

Убедиться в выпуклости Земли можно, наблюдая, как скрываются или появляются высокие предметы на той линии, где небо будто сходится с земной поверхностью, то есть на линии горизонта. Холмы, леса, горы скрывают её от нас. Но на море линия горизонта отчётливо видна.

Вот почему моряки первыми заметили, что земная поверхность выпуклая.

Приближаясь к берегу, моряки видели, что сначала показывались только верхушки гор, а по мере приближения к ним горы как бы вырастали на глазах, пока не становилось видным их подножие.

Удаляясь от берега, наблюдалось обратное – горы как бы погружались в море: сначала исчезали из виду их подножие и строение на берегу, а затем скрывались из глаз и вершины.

Если бы Земля была плоской, горы не исчезали бы из виду, а лишь становились бы по мере удаления от них всё меньше.

Их можно было бы видеть за сотни километров с такой же легкостью, как мы видим за сотни метров обычные дома. В действительности же, когда гора скроется за горизонтом, её нельзя увидеть даже в самую сильную зрительную трубу. Но, если подняться на высокое место, то скрывшийся за горизонтом корабль можно снова увидеть.

Взбираясь на высокие места (ими могут быть даже крыши домов), можно заметить, что горизонт как бы расширяется.

Расширение горизонта – одно из доказательств выпуклости земной поверхности: если бы Земля была плоской, этого явления не наблюдалось бы.

Вторым доказательством выпуклости земной поверхности служит появление над горизонтом новых звёзд при перемещении вдоль меридиана. Если ехать из Москвы в Санкт-Петербург, то в Твери Полярная звезда будет стоять выше над горизонтом, чем в Москве, а в Санкт-Петербурге ещё выше.

Это происходит потому, что Тверь севернее Москвы почти на 20, а Санкт-Петербург на 40.

Такие наблюдения показывают, что земная поверхность везде – на суше и на море – выпуклая, а не плоская.

Третьим доказательством шарообразности Земли является вид тени Земли, которую можно увидеть в полнолуние, когда Земля находится между Солнцем и Луной.

Освещаемая Солнцем, она отбрасывает в пространство тень, которая может упасть на Луну Тогда происходит полное или частичное лунное затмение: земная тень надвигается на светлый диск полной Луны, а край земной тени всегда круглый, такой же как у тени, падающей от апельсина на стену.

Четвертое доказательство появилось в эпоху Великих географических открытий, во время путешествия испанского мореплавателя Фернана Магеллана в 1519-1522 годах. Плывя всё время на запад, он пересек Атлантический океан, обогнул Южную Америку через пролив, названный его именем, и вышел в Тихий океан.

Плывя в одном направлении, эскадра пересекла Индийский океан и через мыс Доброй Надежды вышла в Атлантический, то есть совершилось плавание вокруг земного шара.

Правда, кругосветное путешествие еще не доказывает шарообразности Земли. Если бы она имела форму, подобную кабачку или огурцу, её тоже можно было бы объехать вокруг.

Пятым доказательством служит круговая линия горизонтаЕсли бы Земля не была по своей форме близка к шару, то горизонт не был бы в форме правильного круга.

Это доказательство позволило немецкому ученому Мартину Бехайму в ХV веке построить модель земного шара – глобус.

Шестым доказательством – современным – являются фотоснимки Земли из космоса.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ: ИСТИННАЯ ФОРМА ЗЕМЛИ

Однако взгляд с межпланетных станций и орбитальных спутников позволил подтвердить то, что Земле нашей до идеального шара далеко.

Впервые на это обратил внимание в 1672 году французский астроном Шарль Рише. А помогли ему в этом. часы! Обыкновенные ходики с маятником. Ученый обратил внимание, что его часы, исправно шедшие в Париже, при переезде в Южную Америку вдруг стали отставать. Вначале Рише предположил, что всему виною жара, потому что в Кайене, расположенной неподалеку от экватора, гораздо жарче, чем в Париже: “Под действием температуры металл расширился, маятник стал длиннее, вот часы и стали отставать”, –рассудил исследователь.

Однако расчет показал, чтобы часы стали отставать на 4 минуты! в сутки, как это произошло на практике, необходимо, чтобы разница в температурах составляла. 2000!

Истинную причину парадокса только в 1787 году объяснил Исаак Ньютон.

Он рассудил, что причиной отставания часов является вращение Земли вокруг своей оси (на экваторе линейная скорость чуть выше, чем в Париже), а также сплюснутость нашей планеты у полюсов. Вращение Земли вокруг своей оси заставляет её сплющиваться у полюсов так, что все точки на экваторе находятся на 21 км дальше от центра, чем на полюсах.

Таким образом, Земля по своей форме напоминает мандарин, хотя сжата она гораздо меньше.

Расчеты Ньютона были уточнены в XVIII веке английским ученым Мак-Лореном. Он доказал, что Земля имеет форму дыни – сфероида.

В 1834 году путем довольно сложных вычислений немецкий ученый Якоби выяснил, что для формы Земли больше подходит другое название – трехосный эллипсоид.

Дальнейшие поправки усложнили картину: была отмечена некоторая «грушевидность» планеты.

Изучение формы Земли показало, что Земля сжата не только вдоль оси вращения, но и в плоскости экватора, то есть, другими словами, диаметры экватора не одинаковой длины.

Это сжатие незначительно, но оно существует. Но ведь Земля не гладкая, как бильярдный шар. На ней есть возвышенности, горные хребты, долины, впадины морей и океанов. Поэтому ученые принимают за земную поверхность уровень океана. Этот же уровень океанов можно мысленно продолжить на материки, если прорезать все материки такими глубокими каналами, что все океаны и моря соединились бы между собой. Уровень в этих каналах и был принят за поверхность Земли.

Он немного отличается от поверхности сжатого эллипсоида.

Эту истинную форму Земли назвали ГЕОИДОМ (гео – Земля, ид – форма).

ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ: ИСТИННАЯ ФОРМА ЗЕМЛИ

Земля вращается вокруг своей оси. На опыте можно пронаблюдать, как изменяется форма сферического тела при вращении вокруг своей оси.

Возьмем машину, которая является вспомогательным прибором служащим для приведения во вращательное движение двух гибких обручей, соединенных между собой и закрепленных вертикальным стержнем. Получилась модель сферы, где пластины символизируют меридианы, а соединительный стержень – ось Земли.

Верхняя точка крепления может свободно перемещаться вдоль стержня. Установим прибор в центробежной машине и начнем вращение. Мы увидим, как обручи начинают сплющиваться. И чем быстрее вращаем ручку, тем приплюснутость у «полюсов» становится больше.

Опыт 2. Итак, вращение Земли отразилось на её форме. Почему это происходит, показывает еще один опыт с каплей растительного масла, вращаемой в смеси воды со спиртом.

Нальем в стакан смесь воды со спиртом в такой пропорции, чтобы растительное масло не всплывало и не тонуло в ней.

Только тогда масло примет форму шара Затем осторожно введем в масляный шарик легкую вертушку на тонком стержне. При вращении вертушки постепенно начинает вращаться и масляный шарик, и чем быстрее он вращается, тем больше сплющивается вдоль своей оси.

Таким образом, сплюснутость Земли объясняется её вращением.

И Земля, совершающая полный оборот вокруг своей оси за 24 часа, как вращающееся тело имеет форму сфероида, или эллипсоида вращения, а не сферы.

Подобным образом сплюснуты и другие вращающиеся небесные тела.

Юпитер, например, сплюснут очень сильно благодаря большой скорости вращения (один оборот за 10 часов). А Луна, совершающая один оборот вокруг своей оси за один месяц, практически не сплюснута и имеет форму шара.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Таким образом, изучив доказательства шарообразности Земли, я пришла к выводу, что Земля, как всё живое, имеет только ей присущую форму, на изменение которой влияют различные силы, в том числе скорость вращения вокруг своей оси и Солнца, притяжение Луны и других планет.

И не подлежит никакому сомнению, что Земля – это вращающийся шар.

При этом она подчиняется тем же движениям, что и обыкновенный волчок.

Поэтому можно сказать, что Земля – это гигантский волчок, изменения в скорости которого не прошли бесследно для формирования её формы.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: