Проект трудный звук ты мой друг. Исследовательский проект" Трудный звук ". Предполагается использование данного проекта

Логопедический проект «Трудный звук, ты мой друг. Звук «Л».

Тема «Путешествие по стране звука Л»

Цель: автоматизация звука «Л» в слогах, словах, предложениях.

Задачи: закрепить правильное произношение звука «Л»;

повысить интерес родителей к коррекционному процессу; развивать мыслительные и творческие способности ребенка; развивать фонематический слух, мелкую моторику; формировать положительную мотивацию к занятию;

Используемые технологии: игровая технология, здоровьесберегающая технология;

Тип проекта: индивидуальный, практико-ориентированный, исследовательско-творческий.

Срок реализации: в течение всего периода коррекции звука.

Участники проекта: ребенок, учитель-логопед, родители.

Предполагаемый результат проекта: правильное и осознанное произношение обучающимся звука «Л» во всех словах, предложениях;

Предварительная работа: формирование артикуляционных умений и навыков, необходимых для

правильного произнесения звука Л; отработка упражнений мелкой моторики; постановка звука Л;

Последующая работа: Автоматизация звука Л в чистоговорках, во фразах, связной речи.

Оборудование: Игровой панно, с островами логопедических заданий; таз с водой.

Описание проекта

Этапы

Деятельность логопеда

Деятельность ребенка

Орг.момент

Скажи, какой звук мы учимся правильно произносить? Звуку чего мы подражали?

Звук «Л».

Я подражал сигналу корабля. А корабль сделали из бумаги вместе с вами. Но бумажный корабль намок и не мог плыть долго. Дома попросил папу сделать деревянный корабль, я тоже помогал ему. Потом мы испытали его в ванной, набрав много воды. Мой корабль не тонул и я понял, что дерево в воде не тонет, а бумага тонет.

Сообщение темы занятия

Сегодня мы с тобой будем путешествовать на корабле, который вы сделали вместе с твоим папой и будем продолжать красиво произносить звук «Л». Капитаном корабля будешь ты. Капитан должен быть сильным, ловким, четко, внятно давать команды. И язычок у нас должен быть сильным.

Выполнение артикуляционной

гимнастики

Упражнение для губ «Улыбка» Упражнения для языка: «Лопатка», «Вкусное варенье», «Гармошка», «Барабан», «Грибок»

Выполнение упражнений

Закрепление изолированного произношения звука

Давай покажем, как подает сигнал твой корабль?

И так, поплыли! В море впереди виден остров.

Произносит звук Л-Л-Л.

Автоматизация звука «Л» в слогах.

Причалим к острову. Это оказывается поющий остров. Все жители этого острова предлагают тебе спеть с ними. Настроение у тебя бодрое, на море спокойно, плывем дальше.

Проговаривает слоговые ряды:

Автоматизация звука «Л» в словах

Впереди еще остров. Подадим сигнал и причалим. Какой-то загадочный остров. Наверно жители этого острова хотят загадать тебе загадки.

Игра «Необычные загадки» Ты не зевай зевалкой, Кивалкой не кивай, А лучше размышлялкой, Загадки разгадай. Загадки-шутки с предметными картинками: глаза, лошадка, молоток, молния, ладошка, пчела, плащ.

Смотрелки, плакалки, моргалки, щурилки, подмигивалки - глаза; -Каталка, возилка, скакалка, ржалка, цокалка - лошадка; -Забивалка, ударялка, стучалка - молоток;

Хваталки, гладилки, шлёпалки, сжималки, держалки - ладошки; -Леталка, жужжалка, жалилка, опылялка - пчела; -Надевалка, согревалка, непромокалка - плащ; -Сверкалка, вспыхивалка, пугалка, грозилка - молния.

Ребенок подает сигнал Л-Л-Л Отгадывает загадки

Развитие фонематического слуха, восприятия

Плывем дальше, впереди еще остров. Подаем сигнал и причаливаем. Что нас ожидает на этом острове? Жители этого острова разговаривают необычно, давай угадаем, какие слова они нам хотели сказать на своем языке. -УА-ЛУЖА -АА - ПАЛКА -OA-ЛОДКА -АЫ - ЛАСТЫ -УOA –ФУТБОЛКА

ИОА- ИГОЛКА

АОА- САМОСВАЛ

А теперь научим играть жителей в игру «В каком домике спрятался звук?» Называешь картинки и определяешь, где находится звук (начало, середина, конец)

Угадывает слова с помощью картинок.

Соединяет картинки со схемами слов.

Физминутка

Развитие мимики и эмоции.

«Остров отдыха»

Игра на развитие внимания и

координацию движений «Ухо, нос,

плечо, колено» (взрослый

намеренно путает инструкцию с

движением)

Речевая разминка с мячом «Скажи наоборот»

    Фея добрая, а баба яга...(злая). -Пьеро печальный, а Буратино...(веселый).

    Папа Карло пожилой, а Буратино... (молодой).

Друг умный, а враг...(глупый).

Ребенок выполняет, стараясь не путать движения и инструкцию взрослого.

Автоматизация звука –Л - в предложениях.

Впереди видим остров, причаливаем к острову «Смеха».

Жители этого острова решили посмешить нас и придумали забавные предложения. Послушай их внимательно и исправь ошибки.

На луне небо.

Мама сделала свеклу из салата.

Холодильник в колбасе.

На платке голова.

Калач съел Славу.

Яблоко выжало сок из Милы.

Волны плывут по лодке.

Логопед зачитывает ребенку неверное предложение, ребенок на слух старается исправить ошибку. В случае возникновения затруднений ребенок может найти картинку и, опираясь на нее, исправить ошибку

Итог занятия Рефлексия.

    Наше путешествие на таком замечательном корабле на сегодня подошло к концу.

    Тебе понравилось путешествовать?

    Как ты думаешь, как ты сегодня работал на занятии-путешествии?

    Какое задание жителей островов тебе понравилась больше всего?

Но наше путешествие не заканчивается. Мы продолжим «Путешествие в страну звука Л» на следующем занятии.

    Спасибо за занятие

Конспект составила и провела учитель-логопед

Соколова Людмила Александровна.




Условия педагогической деятельности Мои воспитанники – это дошкольники, посещающие группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, имеющие множественные сопутствующие диагнозы. Правильная организация обучения детей с ОНР – очень сложное дело. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Основной целью коррекционной работы при нарушении произношения звуков является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков в речевом потоке. Поэтому необходим экономный и эффективный способ обучения ребенка правильному произношению звуков. Одним из таких способов является метод мнемотехники. Это обуславливает необходимость разработки индивидуальных образовательных маршрутов для всех детей, зачисленных на коррекционно- развивающие занятия с логопедом.


Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету. К.Д.Ушинский Мнемотехника система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Данная технология имеет: Теоретическую основу. Она базируется на представление о сложной и активной природе процессов запоминания. Формирует воображение, способность сохранять в памяти поступившую информацию; Развивает образное мышление, творческие способности детей, зрительную память.


Использование мнемотехники позволяет: активизировать интерес детей к занятиям; символическая аналогия облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала детьми; применение графической аналогии учит детей видеть главное, помогает систематизировать полученные знания; при формировании правильного произношения развивается память, мышление, воображение, внимание, так как именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.


Этапы логопедической работы по коррекции звукопроизношения с использованием приёмов мнемотехники Развития подвижности и "переключаемости" органов артикуляции Формирование первичных произносительных умений и навыков Формирования коммуникативных умений и навыков 1. Формирование у детей представления о правильном положении артикуляционных органов при произнесении определенных звуков. 2. Развитие подвижности органов артикуляции. 1. Постановка и автоматизация звуков (в слогах, словах, предложениях). 2. Развитие наглядно- образного и образно- логического мышления, объема и концентрации внимания, способности к произвольному запоминанию, навыков самоконтроля. 3. Развитие интонационной выразительности речи. 1. Формирование коммуникативных умений и навыков (слушания, пересказа, составление рассказа, поддержание беседы). 2. Формирование положительного восприятия друг друга, чувства эмпатии.




Использование авторской логопедической игрушки позволяет ребёнку четко представить работу артикуляционного аппарата и быстро выучить комплекс артикуляционной гимнастики Эти моменты создают на занятиях положительный эмоциональный настрой, что способствует закреплению материала


Второй этап. Правильное артикулирование звука, уточненное при помо­щи наглядной модели, улучшает качество приема и воспроиз­ведения звуков. Слушание звука и «видение» правильной арти­куляции с помощью моделей начало активного развития у детей собственных произносительных навыков. Применение моделей при постановке звуков, независимо от вида речевых нарушений, помогает ребенку осмыслить процесс постановки звука и быть не просто пассивным исполнителем воли взрослого, а активным участником. Модель служит наглядной опорой, постоянно «напоминая» артикуля­ цию не произносимого звука.




Использование мнемотаблиц на занятиях Мнемотаблицы служат наглядной опорой, позволяющей быстро и правильно запомнить артикуляцию звука. Позволяет формировать у детей представление о положении органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука и соответствующей его характеристике. Для постановки основных звуков к каждому занятию разработаны мнемотаблицы. Ниже представлена мнемотаблица для артикуляции звука «ш».



Закрепление звука в слогах (уточняется положение артикуляционных органов при произношении гласных звуков и каждый звук изображается с помощью ротика (артикулемы)) С детьми заучивается стихотворение о гласных звуках с помощью мнемосхемы. «Гласные звуки петь мы рады, нет во рту для них преграды. А, О, У, И,Э,Ы – их запомним мы»


Работа над гласными звуками идёт параллельно с работой над постановкой нарушенного согласного звука. Это необходимо для соединения неречевых символов гласных звуков и согласных. Для автоматизации звука в слогах в самостоятельной речи используется авторское пособие «Волшебный сад».


Авторское пособие «Чудесная лестница». Мобильность данного пособия и разнообразие картинного материала, игр, новые сверх задачи позволяют поддерживать интерес ребёнка к занятиям на высоком уровне, проводить автоматизацию нового звука в самостоятельной речи.













По результатам логопедического обследования у детей отмечается: положительная динамика в овладении правильным звукопроизношением, ускорение сроков автоматизации звуков, заметно повышается объём зрительной и вербальной памяти, улучшается распределение и устойчивость внимания, активизируется мыслительная деятельность. Приёмы мнемотехники позволяют повысить интерес детей к логопедическим занятиям, а соответственно возрастает их эффективность, о чём свидетельствуют результаты выпуска детей из логопедической группы за последние годы.




Коррекционно-развивающая работа в условиях ФГТ создание благоприятных условий для успешной коррекции и развития каждого ребёнка; разработка индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребенка; интеграция образовательных областей; использование игровых и проектных методов; внедрение интересных форм взаимодействия с семьями воспитанников позволяющих вовлекать родителей в педагогическую деятельность, делать коррекционно-образовательный процесс наиболее востребованным, понятным, интересным и привлекательным для современных родителей (психолого-педагогический консультационный центр для родителей «Росток»). Метод мнемотехники позволяет добиться значительных результатов в системе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР и способствует их дальнейшему успешному обучению в школе.


Учитывая положительные результаты моей деятельности предполагаю в перспективе создание учебно – методического комплекса для педагогов дошкольных учреждений по коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с тяжёлыми речевыми нарушениями с использованием метода мнемотехники. Для этого планирую создать в электронном виде все разработанные и активно используемые в работе пособия, схемы, таблицы.




Данное практическое пособие станет для вас бесценным помощником в сложной и кропотливой работе по исправлению дефектов звукопроизношения. Занимательный игровой материал сделает ваши занятия увлекательными, веселыми, высокоэффективными. Комплексный характер предлагаемых игр позволит в процессе коррекции звуков развить навыки фонематического анализа и синтеза, укрепить психологическую базу речи (память, восприятие, внимание, мышление), воспитать интерес, уважение и любовь к живому русскому слову. Компактность и мобильность игр заметно облегчит подготовку к занятиям, даст возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений каждого ребенка, что, в свою очередь, поможет актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизмы самокоррекции. Лексический материал, задействованный в пособии, оптимален по объему и звуковому составу и в то же время позволяет подготовить...

Читать полностью

Уважаемые логопеды, воспитатели, учителя, родители!
Данное практическое пособие станет для вас бесценным помощником в сложной и кропотливой работе по исправлению дефектов звукопроизношения. Занимательный игровой материал сделает ваши занятия увлекательными, веселыми, высокоэффективными. Комплексный характер предлагаемых игр позволит в процессе коррекции звуков развить навыки фонематического анализа и синтеза, укрепить психологическую базу речи (память, восприятие, внимание, мышление), воспитать интерес, уважение и любовь к живому русскому слову. Компактность и мобильность игр заметно облегчит подготовку к занятиям, даст возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений каждого ребенка, что, в свою очередь, поможет актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизмы самокоррекции. Лексический материал, задействованный в пособии, оптимален по объему и звуковому составу и в то же время позволяет подготовить детей к восприятию таких понятий, как многозначность слова, омонимия, паронимия и антонимия. С помощью представленной системы комплексных игр и развивающих упражнений воспитатели и родители, не имеющие специальной подготовки, могут овладеть приемами коррекции произношения. Используя все пять пособий комплекта "Трудный звук, ты наш друг!", вы сможете проводить различные игры на дифференциацию оппозиционных звуков. Универсальность иллюстративного материала пособий значительно расширит ваши возможности и повысит эффективность корригирующего воздействия.

Скрыть

Цель проекта: Повысить мотивацию к овладению правильным звукопроизношением, помочь детям усвоить артикуляционный и акустический образ звука, необходимый для правильного звукопроизношения, а также повысить возможности полноценного речевого развития дошкольников.

Задачи проекта:

Речевое развитие.

  • Совершенствовать фонематическое восприятие, зрительную и слуховую память.
  • Исследовать и осмыслить ребенком положение органов артикуляции при произношении отрабатываемых звуков.
  • Закрепить осознанное понимание артикуляционного уклада конкретного звука и качественное исправление дефекта произношения.
  • Уточнить артикуляционный и акустический образ изучаемых звуков, необходимый для правильного звукопроизношения. Закреплять понятие “звук”.
  • Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки.
  • Повысить интерес родителей и компетентность воспитателей к коррекционному процессу.
  • Повышать уровень мотивации и готовность к школьному обучению.

Гипотеза:

  • Мы будем правильно говорить все звуки, если научимся различать и слышать их в речи, а так же выучим артикуляционную гимнастику.
  • Краткое содержание проекта:

Работа с детьми

  • Знакомство с органами артикуляции посредством “Сказки о Веселом Язычке”.
  • Использование на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровых приемов анализа артикуляции “Научи инопланетянина правильно произносить звук”, “Объясни товарищу правильное расположение органов артикуляции...” и др.
  • Использование при анализе артикуляции изучаемого звука пособия “Артикуляционные уклады звуков”.
  • Исследование особенностей произношения каждого изучаемого звука, постепенное (по мере постановки и автоматизации каждого нарушенного звука) оформление буклета “Трудные звуки”.

Работа с семьей

  • Консультация для родителей “Нарушение звукопроизношения и его причины”;
  • Совместное с ребенком ведение индивидуального буклета “Трудные звуки”
  • Использование буклета в процессе закрепления правильного произношения звуков дома по заданию учителя-логопеда.

Работа с педагогами

  • Консультация “Нарушения звукопроизношения. Причины. Виды”

Ожидаемые результаты (продукт проекта)

Практический результат проекта

  • Создание необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников первоначальных умений и навыков по развитию речевых способностей детей логопедической группы.
  • Повышение у детей интереса к коррекционному процессу, ознакомление с артикуляционной гимнастикой, Изготовление игр для изучения и различения звуков и использование их детьми в свободной деятельности. Овладение детьми правильным произношением звуков и в дальнейшем обеспечить контроль со стороны родителей и воспитателей за правильным звукопроизношением.
  • Развитие у детей речевой активности, любознательности, коммуникативных навыков, познавательной активности.
  • Презентация индивидуальных буклетов “Трудные звуки”, их практическое использование при выполнении домашних упражнений.
  • Составление совместно с детьми общего буклета “Трудные звуки” и его использование в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда.
  • Праздник правильной речи.
  • Активное участие родителей в реализации проекта.

Проблема

Последнее время наблюдается рост детей с речевыми нарушениями, которые с большими трудностями усваивают звуковую культуру речи. Дошкольник, с речевыми нарушениями, в последствии испытывает значительные трудности в овладении школьными знаниям и умениями. Поэтому необходимо практическим путем закрепить и дифференцировать отсутствующие звуки.

Актуальность

Что мы знаем о звуках речи?

Все люди умеют говорить. Они охотно общаются между собой, передают свои знания другим людям. Чтобы научиться хорошо разговаривать, дети должны уметь четко произносить все звуки родного языка. Обычно этот процесс происходит по подражанию, однако иногда требуются специальные занятия, для того чтобы овладеть правильным произношением звуков. Если ребенок умеет хорошо говорить, он легко может найти себе друзей, организовать игру, пообщаться с ровесниками и взрослыми. В нашей группе еще не все дети умеют правильно и четко произносить звуки, поэтому нам необходимо организовать работу по овладению правильным звукопроизношением.

Что хотим узнать?

В беседе выяснилось: все дети хотят научиться хорошо говорить. Однако им пока трудно произносить “непослушные” звуки. В этом нам может помочь артикуляционная гимнастика и “Сказка о веселом язычке”. Кроме того необходимо научиться “слышать” и различать эти звуки между собой. Здесь можно использовать различные игры и упражнения, которые необходимо подобрать.

Что нужно сделать, для того, чтобы...

Чтобы научиться хорошо говорить, надо: очень хотеть этому научиться, стараться, выполнять все упражнения и задания логопеда в этом могут помочь воспитатели, родители и друзья.

Чтобы запомнить правильное произношение трудных звуков, можно сделать разные игры, подобрать сказки о “Веселом язычке”, картинки для успешного овладения трудными звуками “Веселый звуковичок”, речевое лото.

Этапы работы над проектом

1. Поисковый

Поиск и анализ проблемы:

Важно, чтобы дети сами подошли к постановке проблемы. Как мы вышли на проблему? В ходе непосредственной образовательной деятельности Максим рассказывая о птицах, не произносил звук “Р”, Игорь удивился и сказал: “Это очень просто, нужно подуть на язык” В ходе беседы выяснилось, что Игорь научился правильно говорить этот звук дома и в детском саду. Я решила поддержать этот разговор и стала задавать вопросы детям:

Какие еще звуки “трудные”?

Кто хочет научиться правильно говорить?

Для чего это нужно?

Как этому можно научиться быстро?

Что же мы должны будем делать, чтобы научиться говорить четко и красиво?

Дети предложили некоторые варианты решения: Выполнять комплекс артикуляционной гимнастики, играть в игры: “Назови звук”, “Поймай звук”, “Какой звук ты слышишь?”, “Звуковичок”.

Выбор формы продукта:

  • Какие игры можно сделать, для того, чтобы научиться различать звуки?
  • С кем и где мы будем с ними играть?
  • Всё, что мы узнаем о звуках, куда можем поместить?

Определение темы проекта и названия продукта:

В ходе беседы определились с названием “Царство звуков”, с перечнем игр для различения звуков в самостоятельной речи.

Постановка цели проекта:

Цель: научиться красиво и правильно говорить все звуки.

  • Побуждать детей ставить и решать проблему; развивать основы ключевых компетентностей – умение добывать и пользоваться знаниями через практическую деятельность; формировать коммуникативные компетентности, элементарные навыки обращения, разговора, возражения.
  • Развивать познавательные способности, речевую активность.
  • Активизировать желание искать пути решения проблемной ситуации; формировать предпосылки исследовательской и поисковой деятельности.
  • Развивать умение представлять продукт деятельности, умение вносить свой вклад в общее дело.

Деятельность педагога на первом этапе: он формулирует проблему, цель, определяет продукт проекта, вводит детей в игровую ситуацию, формулирует задачу.

Деятельность детей: они входят в проблему, вживаются в игровую ситуацию, принимают задачу.

2. Аналитический.

Анализ и подбор ресурсов:

Обсудили с детьми, наличие игр в группе, как будем оформлять новые игры, что для этого нужно и где возьмём материал? Что нужно, чтобы материал получился красочным? (дома нарисовать, записать, найти в интернете что-то интересно, сделать поделки и рисунки, фотографии)

Сбор и изучение информации:

Учителю-логопеду подготовить и провести консультацию для родителей “Нарушение звукопроизношения и его причины”;

Совместно с ребенком вести индивидуальный буклет “Трудные звуки”.

Использовать буклет в процессе закрепления правильного произношения звуков дома по заданию учителя-логопеда.

Деятельность детей на данном этапе:

Дети активно участвуют в разучивании артикуляционной гимнастики, помогают учителю – логопеду и родителям в красочном оформлении игр на развитие фонематического восприятия.

Деятельность педагога:

  • Консультация учителя-логопеда для воспитателей: “Нарушения звукопроизношения. Причины. Виды”
  • Составление совместно с детьми общего буклета “Трудные звуки” (на все звуки)
  • Использование буклета в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда.

3. Практический

В ходе практической части проекта дети знакомятся с органами артикуляции посредством “Сказки о Веселом Язычке”

Использовать на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровых приемов анализа артикуляции “Научи инопланетянина правильно произносить звук”, “Объясни товарищу правильное расположение органов артикуляции...” и др.

Использовать при анализе артикуляции изучаемого звука пособия “Артикуляционные уклады звуков”

Исследование особенностей произношения каждого изучаемого звука, постепенное (по мере постановки и автоматизации каждого нарушенного звука) оформление буклета “Трудные звуки”

В процессе деятельности по художественному творчеству, познанию, дома с родителями изготовить игры для ознакомления со звуками: “Назови звук”, “Поймай звук”, “Какой звук ты слышишь?”, “Звуковичок”.

Принять участие в празднике “Правильной речи”.

Деятельность педагога:

Педагог оказывает практическую помощь (по необходимости направляет и контролирует осуществление проекта)

Деятельность детей:

Формировать знания об артикуляционных укладах “трудных звуков”, умение слышать их, различать и выделять, а так же правильно произносить эти звуки.

4. Презентационный

На этом этапе деятельность педагога: подготовка к презентации.

Деятельность детей: готовят продукт деятельности к презентации.

5. Контрольный

Дети принимали активное участие: демонстрировали умения правильно произносить “трудные” звуки, различали схожие по артикуляционным и акустическим признакам звуки.

Дальнейшее использование продукта проектной деятельности

Подготовленные игры активно используются в группе, дети продолжают изучать звуки и овладевать звуковым анализом и синтезом под руководством педагогов.

Значение проекта

Данный проект повысил мотивацию детей к подготовке к школе. Дети активно участвовали во всех этапах проекта, были исполнены гордости за выполненные ими игры. Они не только сами с удовольствием принимали участие в играх, но и организовывали их друг для друга, проявляя при этом взаимопонимание, взаимовыручку. В результате работы над данным проектом, дети стали лучше произносить звуки, научились слышать, выделять, различать сходные между собой звуки.

№ п/п Деятельность участников проекта. Сроки Участники
1 Поисковый этап.

Беседа с детьми с целью определения темы, целей, продукта проекта. Определение степени участия детей, родителей, педагогов.

сентябрь Дети, логопед
2 Аналитический этап.

Уточнение информации об имеющихся играх, обсуждение списка игр, которые можно изготовить самостоятельно.

сентябрь Дети, логопед
3 Привлечение родителей к сбору информации о звуках. Изготовление буклета “Сказка о Веселом язычке”. сентябрь Логопед
5 Практический этап.

Разработка планирования занятий по постановке правильного звукопроизношения для детей средней и старшей групп ДОУ

15.09.14. Бондаренко Т.И.
6 Консультации для педагогов и родителей: “Нарушение звукопроизношения. Их причины и виды” 10.10.14. Логопед, воспитатели
7 Чтение стихотворений детям И. Лопухина “Песенка про звуки”, “Мы со звуком Ш играем”, “Мы со звуками играем”, “Буква Р” А.Барто, “Беда Олесика” Н.Тимчак; “Почему?” П.Высоцкий В течение года Логопед, воспитатели
8 Слушание диска Т.А. Ткаченко “Персональные упражнения” в течение года, по мере изучения. Дети, родители
9 Составление описательных рассказов о звуках. октябрь дети
10 Знакомство с органами артикуляции, рассматривание и изготовление профилей звуков. ноябрь дети
11 Подбор картин на заданный звук. С различным положением звука: начало, середина, конец слова. октябрь. дети
12 Выполнение заданий в тетрадях: “Шагаем по клеточкам”. еженедельно дети
13 Изготовление буклетов “Трудный звук” По мере постановки звуков Дети, логопед
14 Раскрашивание картинок на изучаемый звук. По мере изучения букв воспитатели
15 Запоминание характеристики звука и его артикуляции. По мере изучения звука Дети под руководством взрослых
16 Подбор табличек с названиями предметов к самим предметам. В НОД, в играх. Логопед, воспитател
17 Изготовление игр на формирование фонематического восприятия: “Назови звук”, “Поймай звук”, “Какой звук ты слышишь?”, “Звуковичок”. В течение года Дети, логопед, родители
18 Использовать на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровые приемы анализа артикуляции “Научи инопланетянина правильно произносить звук”, “Объясни товарищу правильное расположение органов артикуляции...” и др. В течение года Дети, логопед
19 Презентационный этап.

Презентация проекта: “Праздник правильной речи”

Участие родителей в презентации проекта.

ноябрь Родители, педагоги, дети

учитель-логопед МОУ «СОШ р.п. Озинки»

1. Паспорт проектной работы.

    Название проекта: “Трудный звук – я твой друг”.

    Руководитель проекта: учитель-логопед Надежкина Инна Викторовна.

    Учебный предмет: логопедия.

    Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: чтение, русский язык, изобразительное искусство, технология.

    Участники проекта: учащиеся логопедического пункта, родители, учитель-логопед.

    Тип проекта: творческий.

    Цель проекта:

    вовлечь каждого ученика в активный познавательный творческий проект при создании книги “Трудный звук – я твой друг” - понятной, полезной и доступной детям с речевыми нарушениями,

    учить представлять свой труд в виде страницы книги, выбирать средства и материалы для осуществления своих творческих замыслов,

    воспитывать у детей интерес к творческому взаимодействию при совместной работе.

    Задачи: Развитие творческих способностей, эстетического вкуса, умения самостоятельно работать с различными источниками при получении необходимых знаний, формирование навыков исследовательской деятельности, отработка умения применять свои знания на практике при создании творческого продукта – книги, развитие умения самостоятельно принимать решения и обмениваться информацией, пополнять активный запас учащихся элементами устного народного творчества.

    Вопрос проекта: Возможно ли силами детей логопедической группы и их родителей осуществить создание такой книги, которая была бы полезна детям с речевыми нарушениями?

    Оборудование: краски, фломастеры, ножницы, бумага, трафареты.

    Предполагаемый продукт проекта: книга “Трудный звук – я твой друг”.

    Этапы работы:

    Создание рабочей группы.

    Анализ существующих пособий.

    Выбор направления деятельности.

    Разработка структуры будущей книги.

    Анализ собранного материала.

    Иллюстрирование отобранного материала.

    Проверка в действии, обмен опытом.

    Презентация.

    Распределение ролей в проектной группе.

Роль учителя:

    координировать весь процесс учебной творческой деятельности,

    помогать детям в поиске источников информации,

    самому быть источником информации,

    поддерживать и поощрять активность учеников работе над проектом.

Роль учеников и родителей: создание одной страницы книги.

    Актуальность проекта.

Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедических занятиях наряду с другими видами используется исследовательская деятельность.

Речевые нарушения детей почти всегда сопровождаются более или менее выраженными нарушениями в формировании когнитивных, общеучебных и коммуникативных навыков. Следовательно, проектная деятельность должна быть направлена на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, навыков подготовки к занятиям, правильного распределения времени, планирования и самоконтроля. Логопедические занятия со школьниками, имеющими нарушения устной речи, целесообразно проводить по программе, основанной на взаимодействии взрослого и ребёнка. Взаимодействие способствует обучению ребёнка-логопата самостоятельному поиску путей и способов решения собственных проблем. Ребёнок перестаёт быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.

Метод проекта предоставляет ребёнку уникальную возможность реализовать свои фантазии и соединить их с мечтой о взрослости. Работать над проектом способны дети разного уровня подготовленности. Главное – помочь ребёнку поверить в свои силы. Наиболее полно и отчётливо воспринимается ребёнком то, что было интересно, то, что нашёл и доказал сам.

Продуктивный вид деятельности – благодатная почва для реализации принципа активности, который заключается в том, что человек усваивает 10% из того, что слышит, 50% - из того, что видит, 90% - из того, что делает.

2. Педагогическое описание проекта.

Знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительными эмоциями, не становятся полезными. Ребёнок на занятии пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как обучение не захватывает их. Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в жизни, в изучении русского языка. Нужно только найти его и подать детям, что побудит их самих подобным находкам и открытиям.

На логопедических занятиях дети могут не только учиться чему-либо, но и а самостоятельно пробовать, экспериментировать, добывать знания. Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах.

В проекте детям не сообщается, что они будут решать определённую педагогическую задачу. Им сообщается название и цели проекта, и уже через несколько минут дети погружаются в проблему проекта и уже что-то рисуют, вырезают, клеят, выписывают.

Дети, сами того не подозревая, вполне самостоятельно, активизируют свои знания, применяя их на практике в незнакомой ситуации.

Главная задача учителя-логопеда – научить ребёнка учиться. Успешность познавательной активности деятельности школьника с речевыми нарушениями зависит от выполнения ряда условий, в частности от обеспечения эмоционально благополучной позиции ребёнка.

Создание ситуации успеха его деятельности – основное условие воспитания положительного отношения к учению. Успех – это внутренний комфорт, радость от того, что всё не так уж трудно и плохо.

Добиться эффективной положительной мотивации ребёнка к учению педагогу помогает создание загадочного увлекательного мира для зарождения познавательных и социальных мотивов.

Задуманный проект “Трудный звук – я твой друг” помогает детям не только обрести навыки исследовательской деятельности, но и даёт возможность учителю-логопеду реализовать многие коррекционно-педагогические и воспитательные цели и задачи, вовлекая детей в творческую деятельность, соответствующую умственным и физическим возможностям детей с речевыми нарушениями.

Проект задуман как коллективная деятельность. Ученику, сталкивающемуся с проблемами в учёбе, сотрудничество даёт возможность получить дополнительную поддержку со стороны детей и логопеда, преодолеть страхи и неуверенность в себе, научиться быть самостоятельным и ответственным. Часто в течение всего учебного дня такие ученики чувствуют себя одинокими, неуспешными. Именно дополнительные занятия с логопедом могут и должны стать для них источником радости и уверенности в себе, предоставив возможность почувствовать поддержку окружающих. Именно на таких занятиях ученик, сам испытывающий трудности в учёбе, может помочь другому справиться с проблемами, помогая, таким образом, и себе (вспомним о самом эффективном методе – “учусь сам, обучая другого”.)

Радость, веселье, раскованность, некоторая таинственность привлекает детей. У них формируется выдержка, настойчивость, сопереживание.

Наблюдая за детьми, можно видеть, как они оживляются, стараются выполнить как можно лучше. Они безболезненно реагируют на замечания и ошибки, стараются исправить их. Дети не чувствуют усталости, не испытывают дискомфорта.

По завершению работы над книгой, организуется презентация каждым учеником своей страницы, для того чтобы обобщить полученные знания и умения, повысить самооценку учащихся, дать детям установку на дальнейшие учебные успехи. Учащиеся самостоятельно оценивают достигнутые результаты, а так же оценивают успехи и неудачи других детей.

В ходе работы над проектом у учащихся возникает интерес к логопедическим занятиям. Они учатся планировать свою деятельность, пользоваться различными источниками информации, отбирать нужные материалы, выражать своё мнение, создавать конечный продукт – материальный носитель проектной деятельности, оценивать себя и других. Полученный результат доказывает, что нет бездарных детей, нужно лишь вовремя оказать ребёнку помощь и дать поверить ему в свои силы.

Каждый ученик логопедической группы – это создатель одной книжной страницы. Детям даётся конкретное творческое задание, которое они выполняют совместно с родителями, а учитель-логопед преследует свои важные коррекционно-педагогические цели и задачи на каждом этапе. Попробуем описать ценность применения каждого задания в работе с детьми логопедической группы.

1этап. “Подобрать картинку, в названии которой есть заданный звук”.

Коррекционные цели: Формировать умение определять место звука в слове, развивать пространственную ориентацию при размещении картинки на странице азбуки.

Исследовательские цели: Формировать умение находить несколько вариантов решения проблемы и выбирать из них более подходящий.

Воспитательные цели: Воспитывать самостоятельность при работе с учебным материалом, чувства ответственности при выполнении своей задачи.

2этап. “Подобрать скороговорки и чистоговорки, в которых часто встречается заданный звук”.

Коррекционные цели: Развивать фонематический слух, и умение выделять букву в тексте; отрабатывать дикцию, силу голоса, выразительность.

Исследовательские цели: Формировать умение работать с литературными источниками.

Воспитательные цели: Формировать навыки самоконтроля.

3 этап. “Составить ребусы с данной буквой”.

Коррекционные цели: Развивать пространственное воображение при работе с буквами.

Исследовательские цели: Формировать творческое воображение, самостоятельность при принятии решения, умение отстаивать свою точку зрения, умение находить и исправлять ошибки в своей работе и работе других детей, умение оказывать помощь в группе при решении общих задач.

Воспитательные цели: Воспитывать эстетический вкус, уважение к чужому труду и гордости за свой труд.

4 этап. “Составить кроссворд с картинками, названия которых начинается на заданный звук ”.

Коррекционные цели : Формировать умение определять место звука в слове, узнавать предмет по контуру, корректировать мелкую моторику.

Исследовательские цели: Формировать умение выбрать нужный рисунок из заданной серии.

Воспитательные цели: Воспитывать аккуратность и бережливость.

5 этап. “Оформить страницу книги по образцу”.

Коррекционные цели: Развивать пространственную ориентацию; корректировать мелкую моторику.

Исследовательские цели: Формировать умение работать по образцу, находить и исправлять свои ошибки, планировать свою деятельность, время и ресурсы.

Воспитательные цели: Воспитывать гордость за свой труд и труд своих друзей.

Чистоговорки и скороговорки развивают логическое мышление, приучают к образному меткому слову, способствуют обогащению детского словаря, автоматизации звуков.

Приобщение детей к народному творчеству не только помогает обогатить речь детей, но и позволяет сделать их внутренний мир более богатым. Так же речевой материал, построенный по законам ритма и рифмы, служит определённой дидактической цели: максимально пополнить лексический материал заданным звуком.

Составить ребус с заданной буквой детям предлагается только после того, как они познакомятся с готовыми ребусами и правилами их построения. Затем учащемуся даётся задание составить ребус со своей буквой, а остальным его отгадать. Таким образом, учащиеся творят сами, оценивают ребусы других детей, имея возможность сравнить своё произведение с остальными. Если сам ребёнок не может выполнить задание – то есть возможность обратиться за помощью к тем учащимся, у которых составление ребуса не вызвало затруднения.

Оформление страницы книги “Трудный звук – я твой друг” требует усидчивости и аккуратности. Совершенствование ручной моторики способствует развитию речевой функции. Этот этап также формирует умение различать буквы, тренируют переключение внимания. Каждый этап работы над книгой должен иметь свой конкретный продукт.

Все этапы соответствуют поисково-творческим приёмам и помогают развивать навыки исследовательской деятельности в соответствии и индивидуальными и психическими особенностями каждого ребёнка.

Таким образом, силами детей логопедической группы и их родителей мы осуществили создание такой книги, которая будет полезна детям с речевыми нарушениями, сделали презентацию книги «Трудный звук – я твой друг». Затем мы подарили эту книгу первоклассникам, которые занимаются на логопедическом пункте.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: