Тест для определения уровня личностной тревоги. Онлайн-тест для определения уровня личностной тревожности. Что значат результаты

Под тревожностью понимают состояние, возникающее в ситуациях неопределенности, когда невозможно предсказать время или характер угрозы. Человек при этом ощущает непонятное чувство растущей опасности.

Данное состояние имеет ситуативный характер, то есть оно чаще всего возникает в определенных ситуациях, однако может быть индивидуальной особенностью личности.

Оценить уровень тревожности проще всего при помощи теста Спилбергера-Ханина, состоящего из двух шкал - шкалы личностной тревожности и шкалы реактивной тревожности.

Реактивная тревожность - напряжение, беспокойство, даже нервозность, которые возникают в конкретных ситуациях. Определить уровень данного показателя вы можете в отдельном тесте.

Личностная тревожность - этот термин употребляют для описания устойчивого состояния восприятия большого круга ситуаций как угрожающих.

Она может возникать в ответ на любые раздражители, например, на незначительные колебания в состоянии здоровья (как соматического, так и психологического), необходимость как-то изменить жизненную позицию, особенности восприятия некоторых аспектов действительности.

Личностная тревожность в основном представляет собой особенность конкретной личности, то, как человек реагирует на внешние и внутренние изменения. Это готовность человека к тревожным реакциям, заключающаяся в неуверенности в будущем, постоянном беспокойстве о нем.

Хорошо это или плохо?

Безусловно, волноваться о том, что нас ждет в будущем, какие будут последствия наших действий, нужно. Это стимулирует человека быть собранным, ответственным, стараться лучше выполнять свою работу, ставить перед собой определенные цели.

Но не стоит забывать и об обратной стороне медали - высокий уровень личностной тревоги нарушает нормальную жизнедеятельность человека, мешает ему концентрироваться на поставленных целях, здраво мыслить. Все силы при этом уходят на изматывающие волнения, а не на конкретные действия.

Личностная тревога может повышаться при следующих патологиях:

  • и некоторых других.

Рекомендации по выполнению теста для оценки уровня личностной тревожности

Чтобы оценить уровень личностной тревожности, вам необходимо ответить на 20 вопросов, представленных в опроснике.

Прочитайте предложенные высказывания и выберите те из них, которые наиболее точно описывают ваше состояние в данный момент. Самое важное правило - давать тот ответ на вопрос, который первым приходит в голову.

Вопросам возникновения тревоги и стресса посвящено множество научных работ, разработано большое количество опросников и тестов: для диагностирования тревожности и оценки ее уровня у каждой конкретной личности. Очень важно знать уровень тревоги, так как именно этот показатель обусловливает поведение индивидуума как реакцию на какой-либо внешний раздражитель (ситуацию).

Тревога по Спилбергеру

Много трудов и работ было написано Чарльзом Спилбергером. В соответствии с трудами Спилбергера, следует разделять тревогу как состояние и тревогу как свойство. Первая определяет тревогу как кратковременную реакцию на раздражитель (нормальная реакция организма на внештатную ситуацию), вторая - как склонность личности к возникновению тревоги (в зависимости от личностных качеств). На основании данного разделения Ч. Спилбергер разработал тест на тревожность. Адаптацию теста для русскоязычного населения выполнил Ю.Л.Ханин, известный в своих кругах деятель в области психологии. Поэтому тест называется по имени двух ученых Спилбергера и Ханина. Этот тест имеет большое значение для диагностики уровня тревожности.

Именно с этой диагностики начинается исследование различных личностных нарушений. Тест-исследование Спилбергера-Ханина можно незамедлительно пройти онлайн и понять, являются ли неврозы и недомогания (головокружение, дискомфорт в области сердца) следствием повышенного уровня тревоги. Кроме этого, тест позволяет оценить уровень тревоги самостоятельно, в рамках проведения самоконтроля и самоанализа качеств личности и восприятия ею определенных ситуаций, что способствует самовоспитанию.

Тест на тревожность, прохождение которого онлайн, занимает всего несколько минут, позволяет оценить уровень тревоги по двум направлениям: оценка ситуативной тревожности и тревожности личностной. Собственно говоря, это единственный тест, позволяющий оценить эти два показателя в рамках одного исследования, аналогов больше нет.

Суть теста

Определенный уровень тревоги - это естественное состояние, обусловленное жизнедеятельностью человека. Проблемы, переживания, волнения, ситуации, воспринимаемые личностью как угроза для самооценки и др. - провоцируют изменение уровня тревоги в течение дня. Тест позволяет оценить индивидуальную предрасположенность к тревоге в данный момент и в перспективе, для чего разработаны 2 шкалы:


После прохождения теста подсчитывается уровень тревожности: чем выше балл, тем выше уровень тревоги. Преимущество данного теста заключается не только в том, что одновременно оцениваются уровни тревоги в конкретный момент времени и в длительный период, но и в том, что выделяется широкий спектр ситуаций, на которые человек реагирует.

Что значат результаты

Если в ходе проведения теста выяснилось, что ситуативная тревога на высоком уровне, а личностная - ниже среднего, значит, человек переживает эмоцию (положительную или отрицательную) в данный период, но быстро тревогой справится с тревогой. Обратные показатели свидетельствуют о том, что человек склонен тревожится часто, воспринимает действительность субъективно, постоянно чувствует угрозу и склонен долго это переживать.

Конечно, в одном случае, тревога не возникает при переживании каких-либо внештатных ситуаций, а в другом случае на аналогичную ситуацию человек настолько эмоционально реагирует, что повышается не только тревога, но и возникает стресс. При этом таких переживаний, к примеру, в неделю, может не быть вовсе, а может по несколько раз за день. Отсюда появляется постоянная подавленность и стресс. Поэтому для более глубокого анализа и выявления причин тревожности следует проводить дополнительные тесты.

Эмоциональные переживания представляют собой важнейший компонент адаптивного поведения человека. Наиболее выраженные эмоциональные реакции, к которым относится и тревожность, как правило, возникают в критические моменты разбалансированности взаимодействия человека и среды. При этом важно, что и чувство тревоги и соответствующие ему поведенческие проявления - во многом результат субъективной оценки человеком внешних требований и своих внутренних ресурсов. Однако не следует забывать, что определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. Для каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность…

В психологическом феномене тревожности ученые выделяют две составляющие: тревожность как состояние и тревожность как личностную особенность.

Тревожность как состояние (ситуативная тревожность, реактивная тревожность, состояние тревоги) характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: динамичным напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию (ситуативную неспособность человека справиться с требованиями конкретной задачи и/или ожиданиями партнера, боязнь негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного отношения к себе) и отличается различной интенсивностью. Поскольку измерение ситуативной тревожности - это своеобразная одномоментная «фотография» эмоционального состояния индивидуума, ее уровень меняется с течением времени в зависимости от того, насколько человек расценивает свое окружение как опасное или угрожающее.

Тревожность как личностная особенность (личностная тревожность, активная тревожность) - это устойчивая индивидуальная характеристика степени подверженности человека действию различных стрессоров. Она отражает предрасположенность субъекта к тревоге и предполагает наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» объективно безопасных ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией (повышением реактивной тревожности). Как правило, интенсивность переживаний не соответствует величине реальной опасности и характеризует прошлый опыт индивида, то есть насколько часто ему приходилось испытывать состояние ситуативной тревоги.

Единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство и как состояние, является методика, предложенная Чарльзом Д. Спилбергером (Ch. D. Spielberger ) и адаптированная Юрием Ханиным.

Шкала ситуативной (реактивной) и личностной тревожности
Спилбергера-Ханина

Шкала состоит из двух подшкал для измерения двух форм тревожности: подшкалы оценки ситуативной тревожности, диагностирующей самочувствие в данный момент , и подшкалы оценки личностной тревожности, определяющей обычное самочувствие человека.

Подшкала оценки ситуативной тревожности (СТ)

Инструкция: в данный момент

1 - нет, это совсем не так
2 - пожалуй, так
3 - верно
4 - совершенно верно

Бланк для ответов (СТ)


Фамилия, имя, отчество


п/п

Суждение

Оценка

Я спокоен
Мне ничего не угрожает
Я напряжен
Я внутренне скован
Я чувствую себя свободно
Я расстроен
Меня волнуют возможные неудачи
Я ощущаю душевный покой
Я встревожен
Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения
Я уверен в себе
Я нервничаю
Я не нахожу себе места
Я взвинчен
Я не чувствую скованности, напряженности
Я доволен
Я озабочен
Я слишком возбужден и мне не по себе
Мне радостно
Мне приятно

Подшкала оценки личностной тревожности (ЛТ)

Инструкция: Прочитайте внимательно приведенные ниже суждения. Оцените, насколько каждое из них соответствует тому, как вы себя чувствуете обычно . Поскольку правильных или неправильных ответов нет, отвечайте, не задумываясь. Проставьте отметку в графе, соответствующей вашему выбору:

1 - нет, это совсем не так
2 - пожалуй, так
3 - верно
4 - совершенно верно

Бланк для ответов (ЛТ)

______________________________________________________
Фамилия, имя, отчество


п/п

Суждение

Оценка

У меня бывает приподнятое настроение
Я бываю раздражительным
Я легко могу расстроиться
Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие
Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть
Я чувствую прилив сил, желание работать
Я спокоен, хладнокровен и собран
Меня тревожат возможные трудности
Я слишком переживаю из-за пустяков
Я бываю вполне счастлив
Я все принимаю близко к сердцу
Мне не хватает уверенности в себе
Я чувствую себя беззащитным
Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей
У меня бывает хандра
Я бываю доволен
Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня
Бывает, что я чувствую себя неудачником
Я уравновешенный человек
Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

Обработка результатов

Показатели ситуативной и личностной тревожности подсчитываются по формулам.

Ситуативная тревожность:

СТ = ∑1 – ∑2 + 50 ,

где ∑1 - сумма баллов по таким пунктам подшкалы: 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18;
∑2 - сумма баллов по таким пунктам подшкалы: 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20.

Личностная тревожность:

ЛТ = ∑1 – ∑2 + 35 ,

где ∑1 - сумма баллов по таким пунктам подшкалы: 2, 3, 4, 5, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 20;
∑2 - сумма баллов по таким пунктам подшкалы: 1, 6, 7, 10, 13, 16, 19.

Для облегчения процедуры подсчета баллов предлагаем воспользоваться Бланком для подсчета результатов.

Бланк для подсчета результатов

Подшкала СТ

Подшкала ЛТ

Номер суждения

Баллы

Номер суждения

Баллы

Номер суждения

Баллы

Номер суждения

Баллы

Сокращенный вариант
оценки ситуативной тревожности

Для оценки динамики и контроля состояния тревоги (например, до и после коррекции) можно применять сокращенную процедуру оценки ситуативной тревожности. При этом на заполнение бланка требуется всего 10–15 сек.

Инструкция: Прочитайте внимательно приведенные ниже суждения. Оцените, насколько каждое из них соответствует тому, как вы себя чувствуете в данный момент . Поскольку правильных или неправильных ответов нет, отвечайте, не задумываясь. Проставьте отметку в графе, соответствующей вашему выбору:

1 - нет, это совсем не так
2 - пожалуй, так
3 - верно
4 - совершенно верно

Бланк для ответов (СТсокр.)

______________________________________________________
Фамилия, имя, отчество

Обработка результатов

Показатели оценки ситуативной тревожности по сокращенному варианту подсчитываются следующим образом:

СТсокр. = ((∑1 - ∑2) + 15) : 4,

где ∑1 - сумма баллов по пунктам 2 и 5 подшкалы;
∑2 - сумма баллов по пунктам 1, 3 и 4 подшкалы.

Интерпретация полученных результатов

Итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно ориентироваться на следующие оценки тревожности:

  • до 30 баллов - низкая;
  • 31–44 балла - умеренная;
  • 45 и более - высокая.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выявляет у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях (особенно, когда они касаются оценки его компетенции и престижа). Для коррекции этого состояния рекомендуется снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование у человека чувства уверенности в успехе. Очень высокая личностная тревожность может свидетельствовать о наличии невротического конфликта, который при неблагоприятных условиях способен спровоцировать эмоциональные срывы и даже психосоматические заболевания. Всегда следует помнить, что значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания.

Низкая тревожность сигнализирует о том, что испытуемый нуждается в повышении чувства ответственности и осознании реальных мотивов собственной деятельности. Но иногда очень низкая тревожность является свидетельством активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».

Известно, что тревога и тревожность тесно связаны со стрессом. Благодаря этому тесты, оценивающие выраженность тревожности, могут быть успешно использованы также и для диагностики уровня стресса. При этом, ситуативная тревожность будет характеризовать уровень стресса в данный момент, а личностная тревожность - уязвимость (или устойчивость) к воздействию различных стрессоров в целом.

Оценка тревожности как устойчивой черты личности важна при отборе персонала, формировании команд с учетом психологической совместимости, особенно для работы в условиях повышенной опасности, когда нужны исполнители ответственные, осторожные, способные к анализу и обобщению информации, избегающие конфликтных ситуаций.

  • Психология: личность и бизнес

Ключевые слова:

1 -1

Шкалы: ситуативная тревожность, личностная тревожность

Назначение теста

Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Данный опросник позволяет дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние.

Тест

Шкала ситуативной тревожности (СТ)

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

Нет, это не так Пожалуй, так Верно Совершенно верно
1 2 3 4

1. Я спокоен
2. Мне ничто не угрожает
3. Я нахожусь в напряжении
4. Я внутренне скован
5. Я чувствую себя свободно
6. Я расстроен
7. Меня волнуют возможные неудачи
8. Я ощущаю душевный покой
9. Я встревожен
10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения
11. Я уверен в себе
12. Я нервничаю
13. Я не нахожу себе места
14. Я взвинчен
15. Я не чувствую скованности, напряжения
16. Я доволен
17. Я озабочен
18. Я слишком возбужден и мне не по себе
19. Мне радостно
20. Мне приятно

Шкала личной тревожности (ЛТ)

Инструкция . Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

Никогда Почти никогда Часто Почти всегда
1 2 3 4

21. У меня бывает приподнятое настроение
22. Я бываю раздражительным
23. Я легко расстраиваюсь
24. Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие
25. Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть
26. Я чувствую прилив сил и желание работать
27. Я спокоен, хладнокровен и собран
28. Меня тревожат возможные трудности
29. Я слишком переживаю из-за пустяков
30. Я бываю вполне счастлив
31. Я все принимаю близко к сердцу
32. Мне не хватает уверенности в себе
33. Я чувствую себя беззащитным
34. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей
35. У меня бывает хандра
36. Я бываю доволен
37. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня
38. Бывает, что я чувствую себя неудачником
39. Я уравновешенный человек
40. Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту

СТ Ответы ЛТ Ответы
№ 1 2 3 4 № 1 2 3 4
Ситуативная тревожность Личностная тревожность
1 4 3 2 1 21 4 3 2 1
2 4 3 2 1 22 1 2 3 4
3 1 2 3 4 23 1 2 3 4
4 1 2 3 4 24 1 2 3 4
5 4 3 2 1 25 1 2 3 4
6 1 2 3 4 26 4 3 2 1
7 1 2 3 4 27 4 3 2 1
8 4 3 2 1 28 1 2 3 4
9 1 2 3 4 29 1 2 3 4
10 4 3 2 1 30 4 3 2 1
11 4 3 2 1 31 1 2 3 4
12 1 2 3 4 32 1 2 3 4
13 1 2 3 4 33 1 2 3 4
14 1 2 3 4 34 1 2 3 4
15 4 3 2 1 35 1 2 3 4
16 4 3 2 1 36 4 3 2 1
17 1 2 3 4 37 1 2 3 4
18 1 2 3 4 38 1 2 3 4
19 4 3 2 1 39 4 3 2 1
20 4 3 2 1 40 1 2 3 4

Обработка и анализ результатов теста

При анализе результатов самооценки тревожности надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).

При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:

. до 30 баллов - низкая,
. 31 - 44 балла - умеренная;
. 45 и более - высокая.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

Источники

Исследование тревожности (Ч.Д.Спилбергер, адаптация Ю.Л.Ханин) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб., 2002. С.124-126.
Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: