Презентация к уроку литературы на тему"Серебряный век русской поэзии. Октябрьская революция глазами поэтов".(11 класс). Презентация на тему "Литература и революция. Поэты и вожди" На смуглые ладони площадей…

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

7 ноября 2017 года отмечается 100-летие Октябрьской революции 1917 года (полное официальное название - Великая Октябрьская социалистическая революция, иные названия: "октябрьский переворот", "Октябрьское восстание", "большевистский переворот").

3 слайд

Описание слайда:

Революция - это ревы улиц, это топот толп, прочтенный вслух. Только в революцию можно стать под пули, грудью их отвеяв, словно пух. <…> Революция - это праздник праздных, тем, кто не у дел был - даль привет: только в революцию за дело казни, за безделье ж казней нет! Николай Асеев Из сборника "Бомба" (Владивосток, весна 1921)

4 слайд

Описание слайда:

Наш царь – Мукден, наш царь – Цусима, Наш царь – кровавое пятно, Зловонье пороха и дыма, В котором разуму темно. … Он трус, он чувствует с запинкой, Но будет, час расплаты ждет. Кто начал царствовать – Ходынкой, Тот кончит – встав на эшафот. Константи́н Дми́триевич Бальмо́нт

5 слайд

Описание слайда:

Когда я итожу то, что прожил, и роюсь в днях - ярчайший где, я вспоминаю одно и то же - двадцать пятое, первый день. Владимир ВладимировичМаяковский

6 слайд

Описание слайда:

Сарынь на кичку! Ядреный лапоть! Чеши затылок у перса-пса. Зачнем с низовья Хватать царапать И шкуру драть Парчу с купца. Сарынь на кичку! Кистень за пояс. В башке зудит Разгул до дна. Свисти – глуши, Зевай - раздайся! Слепая стерва - не попадайся! Вввва! Василий Васильевич Каменский

7 слайд

Описание слайда:

Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию! Александр Александрович Блок

8 слайд

Описание слайда:

Как же мы потом жить будем? Что нам этот ужас принесет? Что теперь от ненависти к людям Душу мою спасет? Макси́м Го́рький (настоящее имя - Алексе́й Макси́мович Пешко́в)

9 слайд

Описание слайда:

Теперь ты - бунт. Теперь ты - топки полыханье. И чад в котельной, где на головы котлов Пред взрывом плещет ад Балтийскою лоханью Людскую кровь, мозги и пьяный флотский блев. Бори́с Леони́дович Пастерна́к

10 слайд

Описание слайда:

Блевотина войны - октябрьское веселье! От этого зловонного вина Как было омерзительно твое похмелье, О бедная, о грешная страна! Какому дьяволу, какому псу в угоду, Каким кошмарным обуянный сном, Народ, безумствуя, убил свою свободу, И даже не убил - засек кнутом? Смеются дьяволы и псы над рабьей свалкой. Смеются пушки, разевая рты… И скоро в старый хлев ты будешь загнан палкой, Народ, не уважающий святынь. 29 октября 1917 Зинаи́да Никола́евна Ги́ппиус

11 слайд

Описание слайда:

На битву! - и бесы отпрянут, И сквозь потемневшую твердь Архангелы с завистью глянут На нашу весёлую смерть. Леони́д Иоаки́мович (Аки́мович) Кáннегисер

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

Земля моя златая! Осенний светлый храм! Несется к облакам. Небо – как колокол, Месяц – язык, Мать моя – родина, Я – большевик Серге́й Алекса́ндрович Есе́нин

14 слайд

Описание слайда:

Презренного, дикого века Свидетелем быть мне дано, И в сердце моем так могильно, Ак мерзлое это окно. Ива́н Алексе́евич Бу́нин

15 слайд

Описание слайда:

Пал без славы Орел двуглавый. – Царь! – Вы были неправы. Мари́на Ива́новна Цвета́ева

16 слайд

Описание слайда:

Прославим, братья, сумерки свободы, Великий сумеречный год! В кипящие ночные воды Опущен грозный лес тенет. Восходишь ты в глухие годы, О, солнце, судия, народ. О́сип Эми́льевич Мандельшта́м

17 слайд

Описание слайда:

Революция губит лучших, Самых чистых и самых святых, Чтоб, зажав в тенетах паучьих, Надругаться, высосать их. Драконоборец Егорий, Всю ты жизнь провёл на посту – В уединении лабораторий И в сраженьях лицом к лицу. Максимилиан Александрович Волошин

18 слайд

Описание слайда:

Все за свободой - туда. Люди с крылом лебединым Знамя проносят труда. Жгучи свободы глаза, Пламя в сравнении - холод, Пусть на земле образа! Новых напишет их голод… Двинемся вместе к огненным песням, Все за свободу - вперед! Если погибнем - воскреснем! Каждый потом оживет. Двинемся в путь очарованный, Гулким внимая шагам. Если же боги закованы, Волю дадим и богам… Велими́р Хле́бников (настоящее имя Виктор Владимирович Хлебников)

21 слайд

Описание слайда:

Использованные материалы https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BF%D0%BE%D1%8D%D1%82%D1%8B%20%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B1%D1%80%D1%8F%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0&img_url=https%3A%2F%2Flh3.googleusercontent.com%2F-LptmO0GkuJ4%2FVdWyDMWFMwI%2FAAAAAAAAf7I%2F6sZW8XxKvoQ%2Fw530-h366-p%2F5c3d7d868fd209c9f314b24a08e9b0b9.jpg&pos=33&rpt=simage&lr=10758 https://yandex.ru/images/search?text=%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%86%D0%B8%D1%8F%201917%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&lr=10758 https://yandex.ru/images/search?text=%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%BA%D0%B8%D0%B9&lr=10758 https://yandex.ru/images/search?text=%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B0&lr=10758 https://yandex.ru/images/search?text=%D0%B0%D1%85%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0&lr=10758 https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BC%D0%B0%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9&lr=10758 https://yandex.ru/images/search?text=%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD&lr=10758 https://yandex.ru/images/search?text=%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BA&lr=10758 https://yandex.ru/images/search?text=%D1%85%D0%BB%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2&lr=10758 https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BF%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BA&lr=10758 https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BC%D0%B0%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9&lr=10758 https://yandex.ru/images/search?text=%D0%B0%D1%85%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0&lr=10758 https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%88%D1%82%D0%B0%D0%BC&lr=10758

краткое содержание презентаций

Русская революция 1917 года

Слайдов: 13 Слов: 436 Звуков: 0 Эффектов: 0

Россия в эпоху революций 1917 года и становления Советской власти. Договоренность с Германией о заключении сепаратного мира. Двоевластие в стране. Советская власть. Разгон Учредительного собрания в январе 1918 г.. Октябрьская революция 1917 г.. Временное правительство. 8-часовой рабочий день. В Декрете о земле 1917 г. говорилось. Учредительное собрание. Отношения советской власти с православной церковью. Проверяем. А) 2. Б) 3. А) 4. В) 5. Б) 6. Б) 7. Б) 8. Б) 9. В) 10. - Русская революция 1917 года.ppt

Российская революция 1917 г.

Слайдов: 21 Слов: 1128 Звуков: 0 Эффектов: 0

Революции 1917 г. Общество накануне революции. Положение в армии. Положение в экономике. Деньги обесценились. Г.Распутин. Февральская революция. Хронология событий. Петросовет. Россия в условиях двоевластия. Двоевластие. Решения Временного правительства. Альтернативы развития. Апрельский кризис. Июльский кризис. Ленин. Конец мирного периода революции. Корниловский мятеж. Последствия корниловского мятежа. Курс на вооруженное восстание. Политический переворот. - Российская революция 1917 г..ppt

Февральская революция 1917 года

Слайдов: 14 Слов: 944 Звуков: 0 Эффектов: 0

Февральская революция 1917. Причины. Основные события. Февральская революция 1917 года. Николай Семёнович Чхеидзе. Состав временного правительства. Георгий Евгеньевич Львов. Проект состава временного правительства. Декларация временного правительства. 2 марта царь отрекается в пользу Алексея 3. 6 марта упразднены охранные отделения. Ссылка отрекшегося Николая II в Тобольске. Петроград. Вывод. - Февральская революция 1917 года.ppt

Россия весной и летом 1917 г

Слайдов: 41 Слов: 1237 Звуков: 0 Эффектов: 0

Россия весной и летом 1917 г. Политические партии после Февраля. Кадеты. Социалистические партии. Ряды партии социалистов-революционеров. Позиция меньшевиков. Либеральная буржуазия. Большевики. Апрельские тезисы. Захват власти в стране. О задачах пролетариата в данной революции. Политика Временного правительства. Влияние меньшевиков. Никакой поддержки Временному правительству. Ленин призывал перейти к новому этапу революции. Кризисы власти. Совершившийся переворот. Антивоенные демонстрации. Соглашение о коалиционном правительстве. Симбирск. Всероссийский съезд. Демонстрация в поддержку решений съезда. - Россия весной и летом 1917 г.pptx

Октябрьская революция 1917 года

Слайдов: 27 Слов: 1054 Звуков: 3 Эффектов: 133

Победа вооруженного восстания в Петрограде. Цель занятия. План занятия. Вопрос занятия. Кризис власти осенью 1917 г. Растущее в обществе недовольство политикой Временного правительства. 10 октября Ленин нелегально приехал в Петроград. К восстанию было привлечено до 30 тыс. человек. Решение немедленно начать восстание. Октябрьская революция 1917 года. II Всероссийский съезд Советов. Сопротивление юнкеров было сломлено. Съезд провозгласил Россию республикой Советов. Большевики приходят к власти. На этом съезде были приняты декреты о мире и земле. В декрете о земле отменялась частная собственность. - Октябрьская революция 1917 года.ppt

Приход к власти большевиков

Слайдов: 45 Слов: 503 Звуков: 7 Эффектов: 54

Великий Октябрь. Цели урока. Задачи. План урока. Альтернативы общественного развития в 1917 году. Приход к власти большевиков. Приход к власти большевиков. Н.А.Бердяев. Приход к власти большевиков. Приход к власти большевиков. Свидетели октября 1917 года. Зимний дворец. Запомнить дату. Символ революции. Приход к власти большевиков. Керенский. Переворот. Революция. Приход к власти большевиков. Декрет. Приход к власти большевиков. Приход к власти большевиков. Приход к власти большевиков. Приход к власти большевиков. Декретъ о землъ. Декретъ о мире. Итоги декрета о мире. - Приход к власти большевиков.ppt

Слайдов: 32 Слов: 790 Звуков: 2 Эффектов: 6

Становление Советской власти. Автор. Программы действий. Развал экономики. Захват власти большевиками в Петрограде. Создание Военно-революционного комитета. Организация отрядов Красной гвардии. Ход восстания и захват власти большевиками. Зимний Дворец. Установление Советской власти. Первые декреты. Становление Советской власти. Декрет о мире. Декрет о земле. Становление Советской власти. Становление Советской власти. Декрет об установлении 8-часового рабочего дня. Вопрос снабжения городов продовольствием. Выборы. Становление Советской власти. Учредительное собрание. - Становление Советской власти.ppt

Слайдов: 33 Слов: 1701 Звуков: 0 Эффектов: 0

2 съезд Советов, установление советской власти, Брестский мир. 2 съезд Советов. Основные решения. Принятие декретов. Мероприятия большевиков. Установление Советской власти. Триумфальное шествие Советской власти. Учредительное собрание. Большевики. Утверждена Декларация прав трудящегося. Введение Декрета о рабочем контроле. Выполнение Декрета о земле. Брестский мир. Условия. Последствия. Введение в стране продовольственной диктатуры. Гражданская война. Белое движение. Периодизация войны. Основные очаги сопротивления. Начало военной интервенции. Белые наносят удар по разным направлениям. - Установление Советской власти.ppt

Слайдов: 27 Слов: 1663 Звуков: 0 Эффектов: 0

Становление Советской власти. Выступление Ленина. II съезд Советов. Декрет о земле. Право частной собственности. Земельные участки. Хозяйственный инвентарь. Декрет о мире. Декрет о власти. Декларация прав народов России. Первые декреты. Сословное деление общества. Всероссийская чрезвычайная комиссия. Судьба Учредительного собрания. Декларация прав трудящегося. Демонстрация. ВЦИК принял декрет. Формирование советской государственности. Первая Конституция. Сепаратный мир. Народный комиссар. Позиции большевиков. Брест-Литовский мир. Экономическая политика новой власти. Экономика. - Первый год Советской власти.pptx

Русские эмигранты

Слайдов: 26 Слов: 1633 Звуков: 3 Эффектов: 3

Русское зарубежье. Познакомить учащихся с одной из самых драматичных и нераскрытых страниц истории Отечества. Гражданская война. Ты – в сердце, Россия. Русская эмиграция. Белая эмиграция. Фашистские партии русских эмигрантов. Объединения российских земских и городских деятелей. Научные общества. Сикорский Игорь Иванович. Русская культура за рубежом. Певец Ф.И.Шаляпин. Композитор С. Рахманинов. Композитор А. Глазунов. И. Бунин. А. Куприн. М. Цветаева. К Бальмонт. Набоков. Балерина А. Павлова. Художник К. Коровин. Картины К.Коровина. Художник Н. Рерих. Картины Н.Рериха. Героиня Франции. -

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Подписи к слайдам:

Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов XX века Октябрь 1917 года

  • монументально героический, односторонне политизированный: «революция – праздник трудящихся и угнетенных»;
  • «окаянные дни», «глухие годы», «роковое бремя».
  • Мучительный вопрос: «Принимать или не принимать революцию?» - стоял для многих людей того времени. Каждый отвечал на него по-своему.
Рыдай, огневая стихия, В столбах громового огня! Россия, Россия, Россия – Безумствуй, сжигая меня! В твои роковые разлуки, В глухие твои глубины, - Струят крылорукие духи Свои светозарные сны. Андрей Белый Трагические, антиромантичные художественные документы
  • «Окаянные дни» (1918-1920) И.А. Бунина,
  • «Несвоевременные мысли» (1917-1918) М. Горького,
  • «Стихи о терроре» (1920) М. Волошина,
  • «Апокалипсис нашего времени» (1917- 1918) В.В. Розанова,
  • «Слово о погибели русской земли» (1917) и «Заповедное слово русскому народу» (1918) A.M. Ремизова.
  • Диктатором в сфере идеологии стал Л.Д. Троцкий, создавший книгу «Революция и литература» (1923), серию статей об «октябрьской» и «внеоктябрьской» литературе и т.п. Утверждал: время раскололо русскую литературу на две половины - «мертвую» и «живую». Кто хочет уцелеть - примкнет к живой половине!
Леонид Андреев Леонид Андреев, совершенно потерявший всякую ориентацию в событиях, написал в 1919 году примечательное письмо-жалобу Н.К. Рериху: «Все мои несчастья сводятся к одному - нет дома. Нет России, нет и творчества. Так жутко мне без моего царства, и словно потерял я всякую защиту от мира. И некуда прятаться ни от осенних ночей, ни от печали, ни от болезни. Изгнанник трижды - из дома, из России и из творчества, я страшнее всего ощущаю для себя потерю последнего, испытываю тоску по беллетристике, подобную тоске по родине». «...С лязгом, скрипом, визгом опускается над Русской Историею железный занавес. «...С лязгом, скрипом, визгом опускается над Русской Историею железный занавес. Представление окончилось. Публика встала. Пора одевать шубы и возвращаться домой. Оглянулись. Но ни шуб, ни домов не оказалось» В.В. Розанов «Апокалипсис нашего времени» (1917-1918) И.А.Бунин «Окаянные дни » (1918-1920) - это история сопротивления души измельчанию, угасанию духа. Автор не просто негодует, он мучительно ищет истоки общего поражения культуры, литературы, забывавшей напоминать народу, что и у него есть обязанности, есть ответственность за Россию. В особенности поражен был Бунин, как и многие писатели 20-х годов, грязью рынков, вокзалов и таким следствием «окаянных дней», как толпы, хищные стаи беспризорников, сирот, ночевавших в старых вагонах, кочегарках, асфальтовых чанах. «Несвоевременные мысли» М. Горького - Это диалог писателя с новой властью, с В.И. Лениным и Л.Д. Троцким по поводу культуры, но без всяких попыток узнать мнение самого народа, увидеть этот реальный народ. Это серия статей, печатавшихся в 1917-1918 годах в литературной газете «Новая жизнь», с подзаголовком «Заметки о революции и культуре». «…Владимир Ленин вводит в России социалистический строй по методу Нечаева - «на всех парах через болото»... И Ленин, и Троцкий, и все другие, кто сопровождает их к гибели... убеждены, что «правом на бесчестье всего легче русского человека за собой увлечь можно»; «…Я знаю, - сумасшедшим догматикам безразлично будущее народа, они смотрят на него как на материал для социальных опытов»; «…Где слишком много политики, там нет места культуре, а если политика насквозь пропитана страхом перед массой и лестью ей - как страдает этим политика советской власти - тут уже, пожалуй, совершенно бесполезно говорить о совести»… Основные литературные направления и течения 20-ых годов
  • Новый расцвет романтизма;
  • Реализм
  • Модернистские течения (экспрессионизм, импрессионизм, сюрреализм и др.)
  • Взаимопроникновение разных художественных тенденций, возникновение «пролетарских» художественных систем.

Поэзия 20-х гг.

Пролетарская поэзия

Романтическая поэзия.

Культурологическая поэзия (наследники серебряного века)

Поэзия с философской ориентацией. В.Хлебников, Н.Заболоцкий

«Новокрестьянская» поэзия

Пролетарская поэзия Особенности:

  • Традиционный герой – герой «мы» (массовый герой), человек труда – преобразователь мира
  • Темы: защита революции, построение нового мира, созидательный труд, гимн труду
  • Жанры – гимн, марш, лозунг, баллада
  • Средства – гиперболизация, библейская символика как выражение могущества пролетариата планетарность и космизм, интернационалистский пафос
  • Максимальная абстрактность.
  • Представители: В.Князев, И. Садофьев, В.Гастев, А. Маширов, Ф.Шкулев, В.Кириллов.
Мы, несметные, грозные Легионы Мы, несметные, грозные Легионы Труда- Мы победили пространства морей, океанов и суши, Светом искусственных солнц мы зажгли города, Пожаром восстаний горят наши гордые души. Мы во власти мятежного, страстного хмеля, Пусть кричат нам: «Вы палачи красоты..» Во имя нашего Завтра – сожжем Рафаэля, Разрушим музеи, растопчем искусства цветы. В.Кириллов «Мы». Василий Казин Василий Казин РУБАНОК Живей, рубанок, шибче шаркай, Шушукай, пой за верстаком, Чеши тесину сталью жаркой, Стальным и жарким гребешком. Ой, вейтесь, осыпайтесь на пол Вы, кудри русые, с доски! Ах, вас не мед ли где закапал: Как вы душисты, как сладки! 1920 В.Казин РАБОЧИЙ МАЙ Стучу, стучу я молотком, Верчу, верчу трубу на ломе,- И отговаривается гром И в воздухе, и в каждом доме. Кусаю ножницами я Железа жесткую краюшку, И ловит подо мной струя За стружкою другую стружку. А на дворе-то после стуж Такая же кипит починка. Ой, сколько, сколько майских луж – Обрезков голубого цинка! Как громко по трубе капель Постукивает молоточком, Какая звончатая трель Гремит по ведрам и по бочкам! 1919 «Новокрестьянская» поэзия Н.Клюев, С.Есенин, С.Клычков, П.Орешин, А.Ширяевич. Цель: восстановление крестьянской идиллии. Темы: судьба русской деревни, «избяной космос» Опора на традиции народно-поэтической культуры. Октябрь – путь к национальному возрождению России, восстановление единства человека с миром природы. Из подвалов, из темных углов Николай Клюев Из подвалов, из темных углов, От машин и печей огнеглазых Мы восстали могучей громов, Чтоб увидеть всё небо в алмазах, Уловить серафимов хвалы, Причаститься из Спасовой чаши! Наши юноши - в тучах орлы, Звезд задумчивей девушки наши. Город-дьявол копытами бил, Устрашая нас каменным зевом. У страдальческих теплых могил Обручились мы с пламенным гневом. Гнев повел нас на тюрьмы, дворцы, Где на правду оковы ковались... Не забыть, как с детями отцы И с невестою милый прощались… Мостовые расскажут о нас, Камни знают кровавые были... В золотой, победительный час Мы сраженных орлов схоронили. Поле Марсово - красный курган, Храм победы и крови невинной... На державу лазоревых стран Мы помазаны кровью орлиной. Петр Орешин Осень Белым березовым звоном Падает мудрый голос. Льнет к голубым иконам В поле усатый колос. Сходит вечерним светом С плеч кровяных сермяга. Песням, дулейкой напетым, Внемлет певцов ватага. Голосом красного грома Радость подходит ближе. Колосу зреть золотому Любо на пашнях рыжих. Песен неслыханных кольца Нижет на пальцы ветер. Много за сельской околицей Нищих я в поле встретил. Очи - пустые бреши, Сердце - без снов и веры. Высыпал щедро на плеши Им я зерна три меры. Рожь перекошена к часу, Вытекло слез немало. Яблоком в бороду Спасу Осень моя упала. 1918 Молодые романтики Октября Безоговорочно приняли революцию. Юность прошла на фронтах гражданской войны. Искренне верили в идеалы революции: Свободу, Равенство, Братство. Романтическое восприятие событий революции и гражданской войны. Н.Тихонов, Э.Багрицкий, М.Светлов Николай Тихонов «Его увлекают сильные люди, героизм. Активность – как раз все то, что совершенно необходимо России и что старая литература не воспитывала в русском народе» (М.Горький) Возродил жанр баллады. Мужество, воля, верность долгу – главная тема баллад Тихонова. Мотивы самопожертвования во имя общего дела. Н.Тихонов БАЛЛАДА О ГВОЗДЯХ Спокойно трубку докурил до конца, Спокойно улыбку стер с лица. "Команда, во фронт! Офицеры, вперед!" Сухими шагами командир идет. И слова равняются в полный рост: "С якоря в восемь. Курс - ост. У кого жена, брат – Пишите, мы не придем назад. Зато будет знатный кегельбан". И старший в ответ: "Есть, капитан! " А самый дерзкий и молодой Смотрел на солнце над водой. "Не все ли равно,- сказал он,- где? Еще спокойней лежать в воде". Адмиральским ушам простукал рассвет: "Приказ исполнен. Спасенных нет". Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей. Между 1919 и 1922 Э.Багрицкий Нас водила молодость В сабельный поход, Нас бросала молодость На кронштадтский лед. Боевые лошади Уносили нас, На широкой площади Убивали нас. Но в крови горячечной Подымались мы, Но глаза незрячие Открывали мы. Возникай содружество Ворона с бойцом,- Укрепляйся мужество Сталью и свинцом. Чтоб земля суровая Кровью истекла, Чтобы юность новая Из костей взошла… Михаил Светлов «Гренада» Наследники серебряного века Б.Пастернак, А.Ахматова, О.Мандельштам, М.Цветаева, М.Волошин Критерии оценки действительности носят общечеловеческий характер: О.Мандельштам: «тоска по мировой культуре»; Б.Пастернак: абсолютная ценность жизни как таковой; А.Ахматова: смерть и любовь; М.Волошин: история России и цивилизации … Максимилиан Волошин (1877-1932) Одни восстали из подполий, Из ссылок, фабрик, рудников, Отравленные темной волей И горьким дымом городов. Другие - из рядов военных, Дворянских разоренных гнезд, Где проводили на погост Отцов и братьев убиенных. В одних доселе не потух Хмель незапамятных пожаров, И жив степной, разгульный дух И Разиных, и Кудеяров. В других - лишенных всех корней – Тлетворный дух столицы Невской: Толстой и Чехов, Достоевский – Надрыв и смута наших дней… И там и здесь между рядами Звучит один и тот же глас: "Кто не за нас - тот против нас. Нет безразличных: правда с нами". А я стою один меж них В ревущем пламени и дыме И всеми силами своими Молюсь за тех и за других. 21 ноября 1919 Коктебель Литературные направления и группировки 20-х годов Сравнительная таблица Скифы. В преддверии Октября и годы революции символисты, и прежде всего А.Блок примкнули к известной группе "Скифы" (1917-1918), возглавляемой Р.Ивановым-Разумником. Это были писатели разных школ и направлений (кроме А.Белого и А.Блока в группу входили С.Клычков, С.Есенин, П.Орешин, А.Чапыгин, О.Форш; в сборниках также печатались А.Ремизов, Е.Замятин, М.Пришвин). "Цех поэтов" Акмеисты, в свое время объединившиеся в группу "Цех поэтов" (1911-1914) после Октября возобновляют активную организационную деятельность. Истинным вождем, душой этого направления был Н.Гумилев - поэт, прозаик, драматург, критик, солдат и путешественник. «Центрифуга" Но "ко двору" революционной власти, несомненно, пришлись футуристы. "Центрифуга", куда входили Б.Пастернак, Н.Асеев, существовала и в первые годы советской власти. Большинство футуристов, прежде всего кубофутуристы, считая себя "новыми людьми новой жизни", восторженно приняли Октябрь, мечтали о мировой революции (хотя Д.Бурлюк оказался в эмиграции). "Председателем Земного шара" объявил себя В. Хлебников. Маяковский, по его же собственному признанию, "Пошел в Смольный. Работал. Все, что приходилось". И как заметил В.Ходасевич, "для большевиков... он оказался истинной находкой", его группа оказалась первой, на которую "было обращено покровительство власти". ЛЕФ (Левый фронт искусства)
  • В конце 1922 г. образовалась группа ЛЕФ), куда входили В.Маяковский, Б.Арватов, В.Каменский, Б.Пастернак, Н.Асеев, В.Шкловский, О.Брик, С.Кирсанов, С.Третьяков, Н.Чужак. К ЛЕФу были близки кинорежиссеры - С.Эйзенштейн, Д.Вертов.
  • Лефовцы выдвинули теорию "социального заказа", идею "производственного" искусства. Эта группа афишировала себя как "гегемона" революционной литературы и нетерпимо относилась к другим группам.
  • В 1928 г. Маяковский вышел из ЛЕФа, но не порвал с ним связи, пытаясь летом 1929 г. преобразовать ЛЕФ в РЕФ (революционный фронт искусства). Но после окрика "Правды" 4 декабря 1929 г. и вступления Маяковского в ассоциацию пролетарских писателей РЕФ прекратил свое существование.
Имажинизм.
  • В январе 1919 г. С.А.Есенин, Р.Ивнев, А.Б.Мариенгоф, В.Г.Шершеневич и др. выступили с изложением принципов нового, альтернативного футуризму литературного направления - имажинизма. В группу входили Р.Ивнев, И.Грузинов; будущий известный кинодраматург Н.Эрдман и др.
  • "Штаб-квартирой" имажинистов было кафе "Стойло Пегаса"; сборники выходили в издательстве "Имажинисты".
  • Имажинисты провозглашали "победу образа над смыслом": imagо (лат.) - образ. Отвергая представления о целостности, завершенности художественного произведения, имажинисты считали, что из стиха без ущерба можно изъять одно слово-образ или вставить еще десять. Имажинистское стихотворение могло не иметь содержания, но насыщалось словесными образами, которые подчас трактовались в духе раннего футуризма.
  • В.Шершеневич в книге "2х2=5" писал: "Слово вверх ногами: вот самое естественное положение слова, из которого должен родиться образ..."
Конструктивизм.
  • В 1923 г. К.Л.Зелинским, И.Л. Сельвинским, А.Н.Чичериным было провозглашено преимущественно авангардное течение с установкой на поэтический эксперимент - "конструктивизм", к которому примыкали В.А.Луговской, В.М.Инбер, Э.Г.Багрицкий и др.
  • В 1930 г. "Конструктивизм" как группа, не отвечающая духу времени, самораспустился.
Серапионовы братья.
  • В начале февраля 1921 г. несколько молодых писателей при Петербургском Доме Искусств - образовали группу "Серапионовы братья" (по названию кружка друзей в одноименном романе Э.Гофмана). В нее вошли Вс. Иванов, К.Федин, Н.Тихонов, М.Зощенко, В.Каверин, Н.Никитин, М.Слонимский. Атмосфера была дружественной.
  • М.Горький писал в августе 1922г.:"Она (группа) для меня самое значительное и самое радостное в современной России. На мой взгляд - и я уверен, что не преувеличиваю, - вы начинаете какую-то новую полосу в развитии литературы русской".
  • Серапионовы братья" демонстрировали плюрализм художественных тенденций
Перевал.
  • В конце 1923г. вокруг редактируемого А.К.Воронским журнала "Красная новь" образовалась группа "Перевал" (название было дано по статье А.Воронского "На перевале (дела литературные)".
  • Первоначально в группу входили А.Веселый, Н.Зарудин, М.Светлов, М.Голодный, а позднее - И.Катаев, Э.Багрицкий, М.Пришвин, А.Малышкин.
  • В отличие от многих других групп, перевальцы подчеркивали свои связи с лучшими традициями русской и мировой литературы, отстаивали принципы реализма и познавательную роль искусства, не признавали дидактику и иллюстративность.
Пролеткульт.
  • Пролеткульт оформился 19 октября 1917 г., ставил своей целью развитие творческой самодеятельности пролетариата, создание новой пролетарской культуры.
  • После Октябрьской революции Пролеткульт стал самой массовой и наиболее отвечающей революционным задачам организацией. Он объединял большую армию профессиональных и полупрофессиональных писателей, вышедших главным образом из рабочей среды. Наиболее известны М.Герасимов, А.Гастев, В.Кириллов, В.Александровский, критики В.Плетнев, Вал. Полянский. Почти во всех крупных городах страны существовали отделения Пролеткульта и свои печатные органы: журналы "Пролетарская культура" (Москва), "Грядущее" (Петербург).
  • Деятельность Пролеткульта была подвергнута резкой критике В.И.Лениным в письме ЦК РКП(б) "О пролеткультах", и в начале 20-х годов эта организация была ликвидирована в административном порядке.
РАПП.
  • Самой мощной литературной организацией 20-х годов была Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), официально оформившаяся в январе 1925 года в рамках ВАПП.
  • В ассоциацию входили многие крупные писатели: А.Фадеев, А.Серафимович, Ю.Либединский и др. Ее печатным органом стал журнал "На литературном посту».
  • РАПП выдвинула новую, как казалось тогда, идейную и творческую платформу пролетарского литературного движения. Основа - пролетарский реализм.
  • Активную роль в жизни РАПП играли А.Фадеев, Ю.Либединский, В.Ставский и критики Л.Авербах, И.Гроссман-Рощин, А.Селивановский, В.Ермилов, Г.Лелевич. Первый Всесоюзный съезд пролетарских писателей (1928) реорганизовал Всероссийскую ассоциацию.
ОБЭРИУ.
  • В группу вошли Д.Хармс, А.Введенский, Н.Заболоцкий, Н.Олейников и др. Название Обэриу, возникшее в конце 1927 г., расшифровывается как Объединение Реального искусства.
  • Для поэзии обэриутов характерны алогизм, гротеск, "столкновение смыслов", понимаемые не только как художественные приемы, но и как выражение конфликтности мироуклада, как путь "расширения" реальности, неподвластной законам разума; ломались причинно-следственные связи повествования, создавались "параллельные миры"; стирались границы между живой и неживой природой; разрушались жанровые рамки.



Отношения между поэтами и политиками в первые годы советской власти могли быть дружески-покровительственными.

Ленин более всех ценил Горького и даже какое-то время прощал ему враждебные выпады против революции в «Несвоевременных мыслях». Луначарский симпатизировал Маяковскому , которого Ленин как раз не любил за футуризм. Есенин мог находить покровительство у Троцкого , Пастернак и Мандельштам – у Бухарина.



Однако дружеское расположение оканчивалось там, где начинались жестокая политика и настоящая литература . Приведенное выше наблюдение об отношениях поэта и времени Цветаева продолжает так: «Тема Революции – заказ времени. Тема прославления Революции – заказ партии». Настоящие поэты, даже констатируя крушение гуманизма и отстаивая необходимость сотрудничества с новой властью, отвечали на заказ времени. А партия давала социальный заказ и пыталась сделать литературу «частью общепа ртийного дела»



Идеолог Пролеткульта, старый большевик, ученый и фантазер, автор утопических романов об идеальном социалистическом обществе, А. А. Богданов (настоящая фамилия Малиновский, 1973–1928) утверждал: «Пролетариату необходимо искусство коллективистское, которое воспитывало бы людей в духе глубокой солидарности, товарищеского сотрудничества, тесного братства борцов и строителей, связанных общим идеалом. И такое искусство зарождается. Мы имеем его в России в виде молодой пролетарской поэзии» («Пролетариат и искусство», 1920).


Одним из самых известных, подававших надежды, пролетарских поэтов считался Василий Александровский ( 1897–1934).


Вот фрагмент его стихотворения «Мы» (1922):

На смуглые ладони площадей

Мы каждый день расплескиваем души;

Мы каждый день выходим солнце слушать

На смуглые ладони площадей…

Мы пьем вино из доменных печей,

У горнов наши страсти закаляем,

Мы, умирая, снова воскресаем,

Чтоб пить вино из доменных печей…


Другой пролетарский поэт,

С. А. Обрадович (1892–1956)


Он призывает собратьев:

Полно говорить о соловьях и луне

По транспаранту Надсона и Фета,

Когда корчится в роковом огне

В муках земная планета…

И вот пришли – не в покорном трауре,

На площади боль прошлого расплескав,

Буйные, в дыму и зареве -

Поэтические перекрестки: поэзия революции.
100-летию Октябрьской революции 1917 г. посвящается…

Артемьева Светлана Геннадьевна


1. Введение

Революции 1917г., одна из самых дискуссионных тем во всей отечественной историографии.

В феврале 1917 года в России произошла революция, результатом которой стало свержение царизма. Между февралем и октябрем 1917 г. прошло немного времени, однако, этот период был наполнен острыми политическими спорами, быстро меняющейся обстановкой, изменением в соотношении политических сил.
Февральская революция знаменовала собой лишь начальный этап в демократическом преобразовании страны. В России предстояло выбрать и конституционно закрепить новую форму правления, сформировать единые и стабильные государственные структуры, разрешить обострившиеся национальные противоречия, определить отношение к войне и, наконец, решить аграрный вопрос.
Выбор путей общественного развития обусловливался раскладом политических сил, сложным взаимоотношением партий, правительственных организаций и их лидеров.
Вот уже многие десятилетия предметом дискуссий является вопрос об отношении к Октябрьской революции. Был ли неизбежен Октябрь? Носила ли Октябрьская революция общенародный характер? Ускорила или замедлила она развитие нашей страны? Является ли революционный путь перспективным? Как отразилась Октябрьская революция на судьбах всего человечества?
Ответы на эти вопросы требуют знания хода событий и вдумчивого подхода к его оценке.

2. Место проведения занятия, оснащение

Занятие (внеаудиторное мероприятие) проводится в актовом зале.

Оборудование: мультимедиа проектор, презентация «Россия в 1917 году».

3. Продолжительность: 1,5 часа.

4. Вид занятия : внеаудиторное мероприятие, литературно-музыкальная композиция, исследовательская деятельность.

Методы: словесный, текстовый, наглядный, творческий, частично поисковый уровень работы учащихся.
5. Цели и задачи внеаудиторного мероприятия:
  • Образовательные: пополнить знания учащихся о российском обществе накануне революции, выявить причины падения монархии в России рассмотреть события февральской революции и октябрьского переворота 1917 года.
  • Развивающие: развивать когнитивную сферу образовательной деятельности учащихся, продолжать формировать у учащихся умения устанавливать причинно-следственные связи.
  • Воспитательные: воспитание глубокого уважения к истории Отечества и чувства патриотизма.
6. Основные понятия урока : революция, Февральская революция, Октябрьский переворот, Советы, демонстрация, забастовка, манифест, монархия, Временное правительство, двоевластие, политический кризис.

7. План внеаудиторного мероприятия :
I. Организационный момент
II. Вступительное слово. Актуализация темы.
III. Литературно-музыкальная композиция.
IV. Рефлексия. Опрос учащихся.

8. Ход внеаудиторного мероприятия

  1. Вступительное слово. Актуализация темы.

Учитель 1.

Приветствие.

Сегодня мы проводим мероприятие, посвященное 100-летию Октябрьской революции 1917 года.
Как вы думаете, для чего мы торжественно отмечаем эту дату? Что мы должны узнать на этом мероприятии? Мы сегодня будем говорить о революции. Что такое революция? Понятие «революция» несет в себе негативный или позитивный оттенок?
Давайте разберемся в этой теме вместе, почувствуем дух той эпохи, проникнемся настроением революционных событий. Внимательной смотрите и слушайте все, что будет происходить на сцене. В конце обсудим и подведем итоги.

Звучит «Марсельеза».
Учитель 1: Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Предсказание» (отрывок)
Настанет год, России чёрный год,
Когда царей корона упадёт;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь…

Удивительным был 1917 год в нашей истории, наполненный бурными политическими событиями. Россия оказалась на перекрестке исторических дорог, и нужно было выбрать ту, которая вела не в исторический тупик, а «в лучшее завтра». Об изменении жизни к лучшему, о прекращении войны, о благополучии в доме и стабильности в обществе мечтали все. Мечтали о порядке, а волею судеб стали участниками грандиозных исторических катаклизмов.
В ходе этого мероприятия нам предстоит познакомиться с этими историческими событиями, услышать голоса из прошлого и самим оценить значение происшедшего. Вам предстоит быть не просто учащимися, а исследователями данной проблемы. Необходимо выяснить:
- положение в стране накануне Октября 1917 года;
- причины революции;
- ход революции и её политические итоги;
- Февральская и Октябрьская революции глазами современников, писателей, поэтов и историков. Попробуйте понять основную проблему того периода. О чем мечтали люди, к чему стремились?

Учитель 2:

«Ураган времени - революция,
корабль бытия
пляшет на волнах,
летит в грозовой мрак.
Трещат и падают устои,
рвутся в клочья паруса сознания…»

Так, с одной стороны, невольно воскрешая образы библейского потопа, апокалипсической катастрофы, а с другой стороны, картину сотворения мира, рождения света из тьмы и тверди посреди воды, написал летописец этих дней Алексей Николаевич Толстой в 1922 году. Что это - предисловие, громкий эпиграф к эпохе, сложное нравственное обязательство? Трудно сказать. Но образ революции - корабля, впечатляющая картина неизведанного мучительного пути в грозовом мраке, среди “рева племени”, бездн оказались не просто символическими, но и пророческими.
Сегодня вы услышите стихи и песни о революции. Подумайте, каков эмоциональный настрой поэтических отрывков? Какие общие мотивы звучат во всех произведениях?

Учитель 1:
Прежде чем перейти к рассмотрению событий 1917 года вспомним, что такое социальная революция вообще.
Под социальной революцией понимают глубокий насильственный переворот в жизни общества, приводящий к переходу государственной власти от одного класса к другому. Иными словами, революция - это смена общественных элит.
Что представляла собой Россия перед революцией? В начале XX века наша страна была огромной империей с самодержавной формой правления, крупнейшей в Европе армией и статусом великой державы. По темпам промышленного роста и по экспорту хлеба Россия занимала первое место в мире. Казалось еще немного и империя догонит развитые капиталистические страны и сможет решить вековую проблему экономической отсталости…
Однако этим надеждам не суждено было осуществиться. Экономические успехи царской России имели свою обратную неприглядную сторону, которая сводила на нет положительные результаты. Достаточно сказать, что продажа за границу огромных объемов зерна обеспечивалась страшной ценой хронического недоедания крестьян и самой высокой в Европе детской смертности, а промышленный подъем был совершен за счет широкого привлечения иностранного капитала, что в свою очередь вело к экономическому закабалению страны Западом.
Трагическим следствием экономической зависимости России от Запада стало ее участие в Первой мировой войны. Россия должна была принять на себя основную тяжесть боевых действий с Германией и тем самым минимизировать потери Англии и Франции. Фактически России в войне была уготована бесчеловечная роль пушечного мяса, согласившись на которую царский режим вынес себе смертный приговор. В течение двух с половиной лет русские солдаты проливали свою кровь за чужие интересы, отрабатывая долги царского правительства перед европейскими «союзниками», а в начале 1917 года терпение народа закончилось. В стране началась революция.

Учитель 2:

Эпиграфом к мероприятию будет древнекитайская пословица «Не забывай прошлого, оно учитель будущего». Так как именно история, события и процессы прошлых времен дают молодому настоящему поколению опыт жизни. Нельзя создавать новый мир, минуя прошлое. Знание истории помогает понять современность, избежать ошибок прошлого, создать прогноз на будущее. Исторические события дают ответ на самые насущные вопросы современности. На этих примерах люди учатся жить, воспитываются в уважении к вечным человеческим ценностям: миру, добру, справедливости, свободе, равенству, красоте.

II. Литературно-музыкальная композиция.

Ведущий 1:

Роковая страна, ледяная,
Проклятая железной судьбой -
Мать Россия, о Родина злая,
Кто же так подшутил над тобой?

Эти строки из стихотворения «Родина» поэта Андрея Белого передают острые переживания всех мыслящих людей России за судьбу своей родины в начале 20 века.

Вальс «Амурские волны» (3 пары) .
Выходят Ведущие.
Ведущий 1:
Блистательные балы, размеренный образ жизни элиты российского общества были прерваны Первой мировой войной, обернувшейся для нашей страны небывалой катастрофой.
Ведущий 2:
В начале войны в 1914 году воздух был пропитан воодушевленными, патриотическими мыслями, чувством единения власти и народа. Солдаты шли в атаку со словами «За Веру, Царя и Отечество!».

Звучит песня «Когда мы были на войне».

Видео с трагической музыкой.

Чтец 1:
Петроградское небо мутилось дождем,
На войну уходил эшелон.
Без конца - взвод за взводом и штык за штыком
Наполнял за вагоном вагон.
В этом поезде тысячью жизней цвели
Боль разлуки, тревоги любви,
Сила, юность, надежда... В закатной дали
Были дымные тучи в крови.

Чтец 2:
И, садясь, запевали Варяга одни,
А другие - не в лад - Ермака,
И кричали ура, и шутили они,
И тихонько крестилась рука.

Чтец 3:
Вдруг под ветром взлетел опадающий лист,
Раскачнувшись, фонарь замигал,
И под черною тучей веселый горнист
Заиграл к отправленью сигнал.
И военною славой заплакал рожок,
Наполняя тревогой сердца.

Чтец 4:
Не меня храни, родная,
В роковом бою,
Ты храни, не покидая,
Родину мою.
Дай ей славу, дай ей силу —
Вот моя мольба.
Я ж без ропота в могилу
Лягу, коль судьба.

Ведущий 1:

«Мне на плечи кидается век-волкодав», - сказал в одном из своих стихотворений поэт Осип Мандельштам и был пророчески прав.

Ведущий 2:

20 век ознаменовался в России тремя революциями: в 1905 году («Кровавое воскресенье») и двумя в 1917 году, столетие которых мы отмечаем сегодня, в 2017 году.

Ведущий 1:

Конец 19 - начало 20 века в России - это период мощного кризиса, охватившего чуть ли не все стороны русской жизни. Вот что написал в своих «Дневниках» Михаил Пришвин 30 марта 1917 года.

Чтец.

Михаил Пришвин (слайд):

«Приближенные царские давно уже, как карамельку, иссосали царя и оставили народу только бумажку. Но все государство шло так, будто царь где-то есть. Та часть народа, которая призывала к верности царю, сама ни во что не верила. Не было времени, и можно было узнать его скорость лишь в быстрой смене министров и росте цен. В тишине безвременья каждый давно уже стал отворачиваться от забот государственных и жил интересом личным: все грабили. Это привело к недостатку продуктов в городах и армии. Недостаток хлеба вызвал бунт…»

Чтец.
Марина Цветаева (слайд):

Мракобесие. - Смерч. - Содом.
Берегите Гнездо и Дом.
Долг и Верность спустив с цепи,
Человек молодой - не спи!
В воротах, как Благая Весть,
Белым стражем да встанет - Честь.
Обведите свои дом - межой,
Да не внидет в него - Чужой.
Берегите от злобы волн
Садик сына и дедов холм.
Под ударами злой судьбы -
Выше - прадедовы дубы.

Звучит «Варшавянка».

Ведущий 1:

1917 год с его двумя революциями - Февральской и Октябрьской - на многие десятилетия определил путь, по которому будет развиваться отечественная история и культура. Через произведения русской литературы можно услышать голоса ушедшей эпохи, стать участником споров, которые велись во всех слоях российского общества.

Ведущий 2:

Все началось с хлебного кризиса. В конце февраля 1917 года из-за снежных заносов был сорван график грузовых перевозок хлеба и пошли слухи о скором переходе на карточки на хлеб. У хлебных лавок образовались очереди, потом начались беспорядки. 21 февраля толпа с лозунгом «Хлеба, хлеба!» начала громить булочные лавки.

Чтец.
Сергей Есенин (слайд):

Он был сыном простого рабочего,
И повесть о нем очень короткая.
Только и было в нем, что волосы как ночь
Да глаза голубые, кроткие.

Жил Мартин, и никто о нем не ведал.
Грустно стучали дни, словно дождь по железу.
И только иногда за скудным обедом
Учил его отец распевать «Марсельезу».

"Вырастешь, - говорил он, - поймешь...
Разгадаешь, отчего мы так нищи!"
И глухо дрожал его щербатый нож
Над черствой горбушкой насущной пищи.

Но вот под тесовым
Окном -
Два ветра взмахнули
Крылом;

То с вешнею полымью
Вод
Взметнулся российский
Народ...

Ведущий 1:

Вот что написала Зинаида Гиппиус в своем дневнике.

Чтец.

Зинаида Гиппиус (слайд):

«23 февраля 1917года: «Сегодня беспорядки. Никто, конечно, в точности ничего не знает… до сих пор никакой картины организованного выступления не наблюдается, но очень похоже, что это обыкновенный голодный бунтик, какие случаются в Германии. Правда, параллелей нельзя проводить, ибо здесь надо учитывать громадный факт саморазложения правительства… как в воде, да еще мутной, мы глядим и не видим, в каком расстоянии мы от краха. Он неизбежен».

Звучит «Интернационал».

Чтец.
Александр Блок (слайд):

Рожденные в года глухие
Пути не помнят своего.
Мы - дети страшных лет России -
Забыть не в силах ничего.

Испепеляющие годы!
Безумья ль в вас, надежды ль весть?
От дней войны, от дней свободы -
Кровавый отсвет в лицах есть.

Есть немота - то гул набата
Заставил заградить уста.
В сердцах, восторженных когда-то,
Есть роковая пустота.

И пусть над нашим смертным ложем
Взовьется с криком воронье,-
Те, кто достойней, Боже, Боже,
Да узрят царствие твое!

Ведущий 1:
25 февраля экономические забастовки переросли во всеобщую политическую стачку, проходившую под лозунгами «Долой царизм!», «Долой войну!». В ней участвовали более 300 тыс. человек.

Ведущий 2:
Император Николай II из Ставки в Могилёве отправил телеграмму: «Повелеваю завтра же прекратить в столице беспорядки!».

Сценка (слайд):
Николай II сидит за письменным столом читает (на лице задумчивость, голос медленный, растерянный) телеграмму Председателя Государственной Думы М.В. Родзянко

«Положение серьёзное. В столице - анархия. Правительство парализовано. На улицах беспорядочная стрельба. Необходимо поручить лицу, пользующемуся доверием страны, составить новое правительство. Медлить нельзя… Молю Бога, чтобы в этот час ответственность не пала на венценосца»… Ответ(пишет): «Повелеваю распустить Государственную Думу!».

Чтец.
Осип Мандельштам (слайд):

Век мой, зверь мой, кто сумеет
Заглянуть в твои зрачки
И своею кровью склеит
Двух столетий позвонки?

Горлом из земных вещей,
Захребетник лишь трепещет
На пороге новых дней…
Кровь - строительница хлещет
Горлом из земных вещей
И горящей рыбой плещет
В берег теплый хрящ морей.
И с высокой сетки птичьей,
От лазурных влажных глыб
Льется, льется безразличье
На смертельный твой ушиб.

Ведущий 1:
27 февраля. Восставшие захватили Арсенал, вокзалы, важнейшие правительственные учреждения, освободили из тюрем политических и уголовных заключённых. Овладели Зимним дворцом.
Ведущий 2:
28 февраля. Пало Адмиралтейство. Царские министры арестованы.

Чтец 1:
Революция — это ревы улиц,
это топот толп, прочтенный вслух.
Только в революцию можно стать под пули,
грудью их отвеяв, словно пух.

Чтец 2:
Революция — это души настежь!
Сердце сбило всех обид замки,
и в пустые ребра, как очей ни застишь,
небо набивает синевы комки.

Чтец 3:
Революция — это праздник праздных,
тем, кто не у дел был — даль привет:
только в революцию за дело казни,
за безделье ж казней нет!

Ведущий 1:
28 февраля Николай II выехал из ставки в Царское село, ночью 1 марта ему сообщили, что железнодорожные пути заняты восставшими войсками.
Ведущий 2:
«Обстановка по-видимому, не допускает иного решения» - ответило высшее военное командование на вопрос об отречении Николая II. Император был потрясён. 2 марта он подписал акт об отречении от престола в пользу брата Михаила.
На слайде Манифест об отречении Николая II.
Чтец:
Настежь, настежь
Царские врата!
Сгасла, схлынула чернота.
Чистым жаром
Горит алтарь.
— Христос Воскресе,
Вчерашний царь!
Пал без славы
Орел двуглавый.
— Царь! — Вы были неправы.
Помянет потомство
Еще не раз —
Византийское вероломство
Ваших ясных глаз.

Ваши судьи —
Гроза и вал!
Царь! Не люди —
Вас Бог взыскал.

Звучит песня А. Вертинского «То, что я должен сказать…»

Ведущий 1:
3 марта Михаил отрёкся от престола и заявил, что судьбу страны должно решить Учредительное собрание.
Ведущий 2:
Монархия пала. Николай II и его семья вначале находились под арестом в Царском Селе, в августе 1917 года их отправили в ссылку в Тобольск. В стране установилось двоевластии: Временное правительство во главе с князем Львовым и Совет рабочих и солдатских депутатов.
Чтец.
Гимн свободной России — вариант гимна России, предложенный после Февральской революции композитором А. Т. Гречаниновым на слова К. Бальмонта :


Могучая держава, безбрежный океан!
Борцам за волю слава, развеявшим туман!
Да здравствует Россия, свободная страна!
Свободная стихия великой суждена!
Леса, поля, и нивы, и степи, и моря,
Мы вольны и счастливы, нам всем горит заря!
Да здравствует Россия, свободная страна!
Свободная стихия великой суждена!

Чтец
Валерий Брюсов (слайд):

Воплощены сны вековые
Всех лучших, всех живых сердец.
Преображенная Россия
Свободной стала наконец!

Ведущий 1

Встреченная с энтузиазмом Февральская революция 1917 года хоть и покончила в России с абсолютной монархией, очень скоро разочаровала революционно настроенные «низовые слои» — армию, рабочих и крестьян, которые ожидали от неё завершения войны, передачи земли крестьянам, облегчения условий труда для рабочих и демократического устройства власти.

Ведущий 2

В стране сложилась мощная система Советов рабочих и солдатских депутатов, ставшая альтернативой органам Временного правительства.

Ведущий 1

Временное правительство в июле 1917 года проводит массовые аресты депутатов Петроградского Совета, и в это же время в Петрограде проходят демонстрации под лозунгом «Вся власть — Советам!»

Ведущий 2

Большевики взяли курс на вооружённое восстание в августе 1917 года. События развивались стремительно.

Ведущий 1

Ведущий 2

В 10 часов утра 25 октября Военно-революционный комитет выпустил воззвание, в котором сообщал, что вся «государственная власть перешла в руки органа Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов». В 21:00 холостой выстрел орудия крейсера Балтийского флота «Аврора» подал сигнал к началу штурма Зимнего дворца, и в 2 часа ночи 26 октября Временное правительство было арестовано.

Звук пушки.
Чтец.
Сергей Есенин:
Небо — как колокол,
Месяц — язык,
Мать моя родина,
Я — большевик.

Ради вселенского
Братства людей
Радуюсь песней я
Смерти твоей.

Крепкий и сильный,
На гибель твою
В колокол синий
Я месяцем бью.

Братья-миряне,
Вам моя песнь.
Слышу в тумане я
Светлую весть.

Ведущий 2:

К революционным событиям 1917 года отношение было неоднозначное и противоречивое: от «Моя революция, пошел в Смольный» В Маяковского до «Окаянных дней» И.Бунина. Вот как к ним отнесся поэт Александр Блок.

Чтец.
Александр Блок:

« Переворот 25 октября … встретил радостно, с новой верой в очистительную силу революции... ходил молодой, веселый, бодрый, с сияющими глазами и прислушивался к той "музыке революции", к тому шуму падения старого мира, который непрестанно раздавался у меня в ушах».

Ведущий 1:

Маяковский тоже восторженно отнесся к революции, и это отношение красной нитью проходит через все творчество поэта. Однако автор прекрасно осознает, что смена власти - это серьезное общественное потрясение, которое несет в себе не только свободу простому народу, но и разруху, голод, болезни и пьяный разгул. «Ода революции» - знаковое в этом отношении стихотворение.

Звучит песня «Смело мы в бой пойдем за власть Советов…»

Чтец.
Владимир Маяковский (слайд):

Тебе,
освистанная,
осмеянная батареями,
тебе,
изъязвленная злословием штыков,
восторженно возношу
над руганью реемой
оды торжественное
«О!»
О, звериная!
О, детская!
О, копеечная!
О, великая!
Каким названьем тебя еще звали?
Как обернешься еще, двуликая?

Кто вы?
Мы
разносчики новой веры,
красоте задающей железный тон.
Чтоб природами хилыми не сквернили скверы,
в небеса шарахаем железобетон.
победители,
шествуем по свету
сквозь рев стариков злючий.
И всем,

You have no rights to post comments

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: