Когда возник мальтийский орден. История мальтийского ордена от создания до начала великой осады. Смотреть что такое "Мальтийский орден" в других словарях

Древнейший из духовно-рыцарских орденов, Мальтийский орден, свое нынешнее название приобрел не так давно. Рыцарей ордена святого Иоанна Иерусалимского стали звать мальтийскими только с момента их заселения на Правда, длилось их пребывание там сравнительно недолго, если учитывать всю девятисотлетнюю историю Ордена госпитальеров - всего 268 лет.

Мальтийский орден и Россия

История этого древнего Ордена тесно взаимосвязана с историей России. Особенно эта связь усилилась во времена, когда правил император избранный великим магистром Ордена, после сдачи Мальты фон Гомпешем.

При императоре Павле I знаменитый суверенный Мальтийский орден был одним из символов Российской империи. Крест размещался на И после очень часто награды включали крест, напоминающий по форме мальтийский. И этому есть простое объяснение - Мальтийский орден считался символом доблести воинов, освященным легендарными победами рыцарей Мальты.

Но при этом крест также символизировал и помощь, гуманитарную и медицинскую. Ведь с оказания помощи всем нуждающимся начинали рыцари госпиталя. Теперь, когда в 80 странах мира открыто множество госпиталей и медицинских центров братства Мальты, благотворительность стала их основной деятельностью.

Деятельность Мальтийского ордена

В конце XVII века Орден стал независимой державой с собственным флотом. На Мальте была учреждена лучшая в мире морская академия. Многие правители отправляли своих сыновей проходить там курс обучения. Монархи европейских стран брали к себе на службу адмиралов и капитанов Мальтийской академии.

Орден основал публичные школы и публичную библиотеку, которая в ту пору была крупнейшей в Европе. В знаменитой Мальтийской библиотеке насчитывалось более 900 тысяч редких книг и рукописей, но Наполеон, захватив Мальту, пытался все вывезти, и библиотека затонула вместе с судном где-то вблизи Египта.

Мальтийский орден основал и самые современные для того времени госпитали не только на острове, но и в Европе. Именно здесь впервые начали лечение душевнобольных и изучали анатомию.

Сведения о Мальтийском ордене

Мальтийский орден масоны исторически никогда не принимали, даже наоборот, между масонством и мальтийскими рыцарями существуют вполне очевидные противоречия, которые актуальны не только для России, но и для всего мира. Суть их заключается в разном отношении к Богу. Но при этом и сегодня существуют объединения, члены которых считают себя одновременно и рыцарями мальтийского ордена, и масонами.

Объединение госпитальеров имеет статус католического рыцарского ордена с правами независимого государства, может заключать международные договоры, чеканить монету и выдавать паспорта.

Но при этом католическая организация не является государством и подчиняется Святому Престолу.

Основной деятельностью мальтийских рыцарей является благотворительность, которой они занимаются в 120 странах мира, включая В программу Ордена включена медицинская и социальная поддержка инвалидов и пожилых людей. Подданными ордена на сегодняшний день официально числятся порядка 13,5 тысяч человек, готовых защищать веру и помогать бедным.

Орден возник в Иерусалиме в 1048 г. благодаря купцам из Амальфи (городок южнее Неаполя) как странноприемный дом («госпиталь» – по-латински) для христианских паломников. В 1099 г., после взятия 15 июля Иерусалима крестоносцами под предводительством Готфрида Бульонского, был преобразован в духовно-рыцарский Орден. Свое название получил от воздвигнутого Орденом в Иерусалиме храма во имя Святого Иоанна Крестителя. В 1113 г. папа Пасхалий II утвердил Орден официально.

В 1118 г. Орден стал военно-монашеским и в начале XIII в. являлся основной военной силой христиан в Палестине, сдерживающей натиск мусульман. Но силы были неравными и в 1187 г. госпитальеры оставили Иерусалим и обосновались в Акке, а в 1291 г. и вовсе покинули Палестину.

Вначале Орден обосновался на острове Кипр, а в 1307-1310 гг. – на Родосе, который был отвоеван у Византии.

Последующие 214 лет своей истории рыцари-иониты вели тяжелую, почти непрерывную борьбу с турками, в которой не только упрочили свою славу, но и стали морской державой. С этого времени борьба христианских государств с турецким флотом не обходилась без участия кораблей ордена иоаннитов.

После падения Константинополя в 1453 г. орден Святого Иоанна остался единственным врагом турок в восточном Средиземноморье. Турки несколько раз пытались разгромить Орден, флот которого до конца XVIII в. обеспечивал безопасность мореплавания в Средиземном море, ведя борьбу с пиратами и мусульманскими флотами.

В 1480 г. иоанниты под предводительством Великого магистра Пьера д’Обюссона отбили атаку 70-тысячного турецкого войска. Однако в 1522 г. султан Сулейман осадил Родос силой в 700 кораблей и 200 тыс. войска (против 600 рыцарей и 5 тыс. солдат Ордена). Больше года рыцари удерживали остров, но, не получив помощи от христианских стран, Великий магистр Филипп Вилье де Лиль Адам для спасения остатков своего ордена начал переговоры с турками.

Султан предложил почетные условия сдачи, которые были приняты и в ночь на 1 января 1523 г. оставшиеся в живых рыцари на 50 судах покинули Родос.

В мае 1523 г. рыцари Ордена прибыли в Мессину, но чума заставила их покинуть город. Тогда император Карл V, стремясь усилить свое влияние в Средиземноморье, подарил Ордену в вечное владение город Триполи на побережье северной Африки, недавно завоеванной испанцами, и острова Мальту, Гозо и Комино. Во владение Мальтийским архипелагом Орден вступил 26 октября 1530 г. и с этого времени стал называться Суверенный Военный Госпитальный Мальтийский Орден.

Триполи иоанниты смогли удержать лишь до 1551 г., но скалистый остров Мальта стал надежным оплотом не только ордена, но и всего христианского мира в центре Средиземноморья.

Первое сражение у берегов Мальты, закончившееся поражением турок, произошло в июле 1551 г. А с 18 мая по 8 сентября 1565 г. Орден (400-700 рыцарей и 6-7 тыс. солдат), под командованием гроссмейстера Жана Паризо де ла Валетта, имя которого в настоящее время носит столица Мальты, выдержал осаду 100 тыс. турецкой армии и флота. 7 октября 1571 г. флот Ордена нанес крупное поражение турецкому флоту в заливе Лепанто.

В мае 1698 г. на остров Мальту к рыцарям-иоаннитам прибыл со свитой боярин Б.П. Шереметев – доверенное лицо московского царя Петра Алексеевича. Хотя в царской грамоте и значилось, что боярин следует на Мальту по «охоте его», а сам он объяснял свою поездку на остров желанием «большую себе к воинской способности восприять охоту», очевидно, что он имел дипломатические поручения по вхождению царства в антитурецкий союз. Очевидно, с этой же целью посетил рыцарей в июле 1698 г. и царский стольник П.А. Толстой. Однако затем контакты между Москвой и Мальтой прекратились.

Только в 1764 г. императрица Екатерина II поручила князю Д. А. Голицыну, своему посланнику в Вене, подобрать мальтийского рыцаря, сведущего в строительстве и управлении галерами. Позднее на обучение к мальтийским рыцарям были направлены русские военные моряки, которые провели там несколько лет.


Однако, несмотря на активность русского флота в Средиземном море во время русско-турецкой войны, Россия не проявляла особого интереса к Мальте, хотя в январе 1770 г. здесь появился первый поверенный в делах маркиз Кавалькабо.

При представлении Великому магистру Пинто маркиз Кавалькабо передал сразу два письма от императрицы Екатерины II, в которых она просила оказать помощь эскадре Г. А. Спиридова и благодарила за прием офицеров на обучение.

Хотя рыцари и отказались помогать русским в войне с турками, но контакты продолжались: на русскую службу был принят граф Мазе; граф А.Г. Орлов прислал Великому магистру ордена 86 пленных алжирцев для обмена на христиан, захваченных пиратами; русские корабли заходили для ремонта на Мальту; в августе 1772 г. Мальту инкогнито посетил граф А.Г. Орлов.

С начала XVIII в. начался упадок Ордена, так как стала отпадать необходимость в его военно-морской службе, а французская революция Декретом 1792 г. конфисковала всю собственность Ордена во Франции.

В этой обстановке контакты между Россией и Мальтийским орденом возобновились и 4 января 1797 г. была подписана «Конвенция, заключенная с Державным Орденом Мальтийским и его Преимуществом Грос-Мейстером, – об установлении сего Ордена в России», которая учреждала Российское римско-католическое великое приорство в составе «сана Великаго Приорства и из десяти Командорств». 17 ноября 1797 г. были подписаны Прибавочные статьи Конвенции, учреждавшие еще три командорства.

Однако Конвенция лишь частично компенсировала потери Мальтийского ордена от французской революции и не могла защитить от непосредственной угрозы самому Ордену.


10 июня 1798 г. по пути из порта Тулон в Египет французский флот, на кораблях которого находилась армия под командованием генерала Бонапарта, бросил якорь у острова Мальта. Бонапарт действовал решительно, а так как по правилам Ордена нельзя поднимать оружие на христиан, то рыцари были вынуждены 12 июня подписать конвенцию, в соответствии с которой Мальта переходила под суверенитет Франции, а рыцари должны были покинуть остров в течение трех дней.

В ответ на это 26 августа 1798 г. в «замке мальтийских рыцарей» на Садовой улице в Петербурге собрались кавалеры великого приорства российского. Они выразили протест против захвата Мальты, осудили Великого магистра барона Гомпеша за сдачу острова без боя и объявили о его низложении, а также постановили обратиться к императору Павлу I с просьбой принять орден Святого Иоанна под свой патронаж.

10 сентября Павел I принял «всех благонамеренных членов ордена под свое высочайшее руководство» и Петербург был объявлен штаб-квартирой Мальтийского ордена, рыцари всех «языков» и приорств приглашались в Россию, а президенту Академии наук барону Николаи поручалось в издаваемом календаре обозначить остров Мальту как «Губернию Российской империи».

27 октября члены великого приорства российского и мальтийские рыцари, находившиеся в России, провозгласили императора Павла I Великим магистром Иерусалимского Ордена Святого Иоанна и 13 ноября 1798 года император объявил о своем согласии принять этот титул. Однако часть великих приорств, в частности, Каталонии, Наварры, Арагона, Кастилии и Римское, отказались признать Павла I Великим магистром.


Герб Российской империи с Мальтийским крестом

Тем не менее по инициативе императора начались сложные переговоры с англичанами по поводу судьбы Мальты после освобождения ее от французов. Однако после 5 сентября 1800 г., когда французский гарнизон капитулировал, Англия не пошла навстречу пожеланиям русского императора, чем его глубоко обидела и Россия вышла из второй антифранцузской коалиции, а вскоре наметилось сближение Павла I с Наполеоном. Но в ночь на 12 марта 1801 г. русский император был убит в Михайловском замке заговорщиками, среди которых было немало и кавалеров Мальтийского ордена.

Вслед за этим начался быстрый закат Ордена в России. Уже 16 марта 1801 г. вышел Манифест о принятии новым императором Александром I лишь звания протектора ордена. 18 апреля 1801 г. вышел указ об исключении из титула императора «Великий магистр», 26 апреля именным указом Сенату повелевалось из российского государственного герба убрать Мальтийский крест, а в 1817 г. был упразднен российский орден Святого Иоанна Иерусалимского и российским подданным было запрещено носить мальтийские кресты.

Несмотря на то, что суверенные права Ордена на Мальту были подтверждены Амьенским договором (1802), Орден не смог вернуться на остров. С 1834 г., после временного пребывания в Мессине, Катанье и Ферраре (в Италии), Орден окончательно обосновывается в Риме, где на правах экстерриториальной собственности ему принадлежит Магистральный Дворец на Виа Кондотти 68 и Магистральная Вилла на холме Авентин, а сам Орден фактически является благотворительной организацией.

Флаг

На государственном флаге Ордена изображен белый прямой крест, т.н. латинский.


Но на так называемом рыцарском флаге, используемом в повседневных нуждах Ордена, изображен белый восьмиконечный крест, т.н. мальтийский. Он используется в Ордене так же давно, как и латинский и символизирует древнейшие связи Ордена с Республикой Амальфи.


Официальный сайт Ордена о истории флага сообщает следующее: «Он называется флагом Св. Иоанна и использовался с древнейших времен. В «Истории Ордена» Джузеппе Босио (1589) есть запись о том, что в 1130 г. Папа Иннокентий II издал предписание: «…Монашество должно воевать под флагом с белым крестом на красном поле».

После буллы Папы Александра IV (1259), позволяющей воюющим Рыцарям носить красную мантию с белым крестом, Орден стал использовать латинский крест в качестве своей эмблемы. В 1291 Орден переместился из Ватикана на Кипр, где получило расцвет его призвание к мореплаванию. С этой поры на протяжении последующих шести столетий над кораблями Ордена развевались рыцарские флаги».

Главная резиденция: Палаццо ди Мальта в Риме

Официальные языки: латинский и итальянский.


Глава Ордена – Великий Магистр, имеющий титул Князя Священной Римской империи, который управляет Орденом при содействии Суверенного Совета, им возглавляемого. Совет состоит из четырех высших должностных лиц Великого Магистерства, избираемых Генеральным Капитулом: Великий Командор, Великий Канцлер, Великий Госпитальер и Держатель Общего Казначейства; а также из шести членов Совета.

15 февраля 1113 года Папа Римский Пасхалий II принял устав ордена госпитальеров. Так появился один из самых известных и древних рыцарских орденов в мире - Мальтийский орден. Он существует и поныне. Вот некоторые любопытные факты о нем

Как появился

История Мальтийского ордена насчитывает не одно столетие. По легенде самих мальтийцев он был основан чуть ли не в VI веке н.э. святым Маврикием . Однако первые официальные данные об ордене появились только в XI веке в Иерусалиме . Сначала это был госпиталь, где принимали паломников, тысячами приезжавших в небесный город. Чтобы добраться до Иерусалима, людям нужно было проделать долгий путь по морю и суше. В дороге их ждало много опасностей: мародеры, пираты. На Святой Земле в те времена бушевали непрекращающиеся войны, процветала работорговля. Вот и решили первые госпитальеры основать странноприимный дом для паломников-христиан. Разрешение власти выдали в 1048 году, и возле Гроба Господня появилась христианская миссия. Здесь был построен храм. Братство предлагало паломникам кров, пищу, гостям даже залечивали раны.

С первым крестовым походом все изменилось. Чтобы защитить стены госпиталя, ректор братства Жерар предложил преобразовать братство в орден, а его члены обязались соблюдать обеты, главными из которых были целомудрие, отказ от мирских благ и послушание.

Кастовость Мальтийского ордена

Со дня своего образования орден придерживался христианских заветов, внутри него существовали строгие правила. Согласно уставу ордена, те, кто в него входил, делились на три группы. Привилегированной частью организации считались, конечно, рыцари. Они сражались, а также лечили людей. Рангом ниже были священники, потом шли оруженосцы.

Примечательно, что никогда не брали ростовщиков и купцов . Принимали в рыцари исключительно дворян. Процедура была весьма сложна. Например, мужчина должен был непременно документально подтвердить свое дворянское происхождение. Во многие другие рыцарские ордена вход женщинам был закрыт, а иоанниты принимали послушниц в свои ряды.

Богатства госпитальеров

Несмотря на обет нестяжания, госпитальеры никогда не бедствовали. Богатства они получали разными способами. В средние века, когда орден сконцентрировался на Родосе и Мальте , рыцари боролись с пиратами и с неверными. Достояние врагов, конечно, становилось собственностью захватчиков. Нередки были случаи, когда купцы обращались к рыцарям за помощью и просили сопровождать в пути их караваны, дабы воины защищали товар от грабителей.

Как разграбили Мальтийский орден

Тяжелые времена для ордена наступили в XVIII веке, когда Мальта оказалась в центре борьбы Англии , России и Франции за влияние в Средиземном море. Понятно, что рыцари оказались на пути у Наполеона. Хотя, надо сказать, что местные жители приняли завоевателя на «ура». Это не могло не сказаться на финансовом благополучии рыцарей. Сокровищницы, где хранились драгоценные камни, предметы искусства, медальоны, книги, разграбили. Доходило до того, что солдаты Наполеона воровали утварь в домах и церквях, и даже скалывали старинные гербы рыцарей со стен. Позже ученые подсчитали, что французская армия нанесла ущерб ордену почти на три десятка миллионов лир.

Предательство

Есть версия, что Мальтийский орден сдал позиции Наполеону из-за предательства великого магистра, которым на тот момент был Фердинанд Гомпеш. Он просто открыл двери перед французской армией и подписал акт о капитуляции. В благодарность Гомпешу оставили некоторые святыни, которые гроссмейстеру удалось вывезти с Мальты.

Судьба сокровищ и роль российского императора Павла I

Большая часть богатства госпитальеров пропала в водах Средиземного моря. Наполеон вывозил сокровища на борту корабля «Орьян», но в пути на него напали англичане, и судно пошло ко дну. Также известно, что многие ценности пошли на переплавку, а потом были попросту проданы. Меньше всего сокровищ попало в Россию. В то время российский император Павел I покровительствовал рыцарям Мальтийского ордена. Он и приютил тех, кто бежал с Мальты после вторжения Наполеона. Взамен орден наделил Павла титулом протектора и передал ему главные святыни. Сейчас в России остались кресты, которые иногда представляют на выставках.


Как именовали рыцарей Мальтийского ордена в разные времена

Любопытно, что с момента своего основания, Мальтийский орден никогда не прекращал своего существования. Всего им управляли 79 великих магистров. Кстати, российский император Павел I стал 72-ым в этом списке, получив звание в 1799 году. Как только не называли рыцарей в разные времена. Рыцарями Родоса их стали называть, когда они в пятнадцатом веке поселились на одноименном острове. Многие члены ордена были хорошими врачами, за что их прозвали госпитальерами. Рыцарей называли также рыцарями Святого Иоанна, Иерусалимскими, Мальтийскими. Последнее название закрепилось лучше всего.

На каких языках разговаривали рыцари

Понятно, что в Мальтийский орден принимали дворян самых разных национальностей и носителей разных языков. Но орден был своего рода отдельной государственной структурой. Кстати, и сейчас рыцари позиционируют свою организацию как отдельное государство со своей валютой. Но в Средневековье в ордене сложились так называемые ланги, чтобы люди могли лучше контактировать друг с другом. Руководил каждым лангом высокопоставленный рыцарь. Поначалу сложилось семь лангов: английский, французский, германский, арагонский, итальянский, Овернь и прованский. Примечательно, что, например, славянские языки, относили к германскому. Потом ланги исчезли, но позже появились национальные ассоциации, которых сегодня насчитывается 47.

Отличия ордена

Главным отличием рыцарей Мальтийского ордена стал белый восьмиконечный крест. Этот символ был и на одежде членов ордена, крестом украшали разные предметы. Тем самым он указывал на принадлежность к братству. Крест пришивали к черному плащу, который обычно носили госпитальеры. В поход они надевали алую накидку, а спереди красовался большой крест. Такой же крест из золота на черной муаровой ленте рыцари носили с собой.

Легенда

Согласно преданию, иоанниты через тридцать лет решили подарить испанскому королю в знак уважения сокола, но не живого, а сделанного из золота, украшенного бриллиантами и другими драгоценными камнями. Однако в пути на корабль, на котором плыл посланец с подарком, напали пираты. Теперь сами члены ордена и прочие охотники за легкими деньгами и сокровищами, ищут диковинку по всему миру.

Волхонка, самое сердце Москвы. Из огромных окон просторного, в хайтековском стиле обставленного офиса открывается потрясающий вид на Кремль, вдали сверкают золотые купола храма Христа Спасителя. Стены украшают внушительных размеров произведения современных российских художников. Мы – в посольстве Суверенного Военного ордена Госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты в Российской Федерации. Нам назначена встреча с господином Джанфранко Факко Бонетти – Чрезвычайным и Полномочным Послом Мальтийского ордена в России. Факко Бонетти в Москве бывает наездами, правда, приезжает довольно часто. Постоянно представляет интересы ордена в Москве его первый консул Никола Саворетти. Человек он у нас известный – крупный итальянский предприниматель, чей бизнес тесно связан с Россией. По матери Саворетти русского происхождения, несколько лет учился в Москве, бегло говорит по-русски, имеет тесные связи с российскими деловыми кругами. Хорошо знает и любит нашу страну и господин Факко Бонетти. Предыдущие пять лет, будучи послом Республики Италия в России, он много ездил по регионам, общался с людьми.

У Мальтийского ордена - уникальный статус государствоподобного образования. Этот католический институт - неофициальный канал контактов между православной церковью и Ватиканом.
Так что нетрудно предположить, какой интерес может быть у католического института, каковым является Мальтийский орден, в православной стране. Это – неофициальный канал контактов между православной церковью и Ватиканом. Когда Факко Бонетти был послом Италии, его неоднократно принимал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В России с 1990-х годов действуют представительства многих католических орденов – францисканцев, иезуитов, в прошлом году открылось представительство влиятельнейшей Opus Dei. Чем же от них отличается Мальтийский орден? У него уникальный статус государствоподобного образования, статус постоянного наблюдателя при ООН и Совете Европы, дипотношения со ста странами мира. С Россией они установились в 1992 году. А чтобы понять, почему у рыцарского ордена такие привилегии, когда его территория в 12 раз меньше даже площади Ватикана: палаццо и вилла в Риме, да бывшая резиденция мальтийцев на острове Мальта – форт Сант-Анджело, переданный им в пользование на 99 лет, надо обратиться к его более чем девятивековой истории. Братство бедных и милосердных. В XI веке Иерусалим принадлежал арабам, которые не препятствовали паломничеству европейцев к главным святыням христианства. Вместе с паломниками там появились и итальянские купцы, построившие приют с церковью Иоанна Крестителя и госпиталь, где монахи ухаживали за больными пилигримами. Потому членов этого ордена называют еще и иоаннитами или госпитальерами. Статус ордена был дарован им папой Паскалием II в 1113 году. И поскольку братство было религиозным, то все его члены давали обет бедности, целомудрия и послушания. С началом Крестовых походов к монахам начали поступать и раненые рыцари, жертвовавшие ордену значительные суммы и защищавшие братию оружием от участившихся вражеских набегов. Так орден приобрел еще и военно-рыцарский статус. Когда крестоносцев изгнали из Святой земли, госпитальеры сначала обосновались на Кипре, а затем, в 1310 году, перебравшись на остров Родос, построили там государство с мощным флотом, контролировавшим восточную часть Средиземного моря. Целых двести лет орден оставался форпостом католической Европы на ее восточных границах, отражая жестокие набеги турок. Однако в 1523 году после длительного и кровопролитного сражения иоанниты вынуждены были оставить Родос и семь лет скитались, пока император Карл V в 1530 году не передал им во владение остров Мальту – тогда за орденом и закрепилось название Мальтийского. Больше двух веков (вплоть до захвата острова Наполеоном в 1798 году) длилась эпоха наивысшего расцвета государственности госпитальеров: бурно развивались торговля, военное дело и строительство, окончательно сформировались структура, устав и иерархия ордена. Лишившись же, в который уже раз, своего дома, орден утрачивает прежнюю мощь. Только в 1834 году, получив дворец и виллу в Риме, он начинает новый отсчет своей истории. Великий магистр, дамы и кавалеры. Жизнь за стенами этих двух особняков – тайна за семью печатями. Известно, что в палаццо на самой дорогой улице Рима, Виа Кондотти, живет глава ордена – Его Высокопреосвященная Светлость Князь и Великий Магистр. Он избирается пожизненно Большим государственным советом и правит при помощи Суверенного магистрского совета (правительства) из четырех высших должностных лиц (Великого командора, Великого канцлера, Госпитальера и Держателя общего казначейства ордена), плюс шесть членов, возглавляющих основные структуры организации в разных странах – приораты. Совет избирается Великим капитулом (съездом), который созывается раз в пять лет. Магистр и правительство, которое тоже заседает на Виа Кондотти, – ядро ордена. Эти люди, происходящие только из старинных аристократических семей Европы, дают монашеский обет и ведут аскетический образ жизни. Все заседания, выборы, включая посвящение в рыцари, и сегодня проходят за плотно закрытыми дверями. Как рассказал посол, самому вступить в орден невозможно – можно быть только призванным. Но современность внесла свои коррективы в требования к кандидату. Чтобы стать «кавалером» или «дамой», необязательно дворянское происхождение – достаточно особых заслуг перед орденом. Членов ордена сегодня в мире – 12500 человек. Это, как правило, главы королевских семей, как испанский монарх Хуан Карлос, политики, банкиры и бизнесмены, делающие пожертвования в казну иоаннитов. Рыцари-Благотворители. Эмблему мальтийцев – белый восьмиконечный крест на красном фоне – можно сегодня встретить в любой точке мира: орден имеет свои структуры в 54 странах, включая 47 национальных ассоциаций, и работает более чем в 120 странах мира. В некоторых странах, например в Германии, орден – вторая после государства медицинская и социальная структура. Чем объяснить такую эффективность средневековой по сути и своему духу организации? Тем, что она приняла современные реалии, сместив акцент с первой части своего девиза («защита веры»), на вторую («помощь нуждающимся»). Там, куда это необходимо, мальтийцы посылают единовременную помощь в виде продовольствия, медикаментов и одежды. Во многих странах развернуты долгосрочные программы: открыты поликлиники, бесплатные столовые, дома для престарелых и инвалидов, детские дома, школы медсестер и другие благотворительные учреждения. Чтобы все это разветвленное хозяйство работало, созданы специальные структуры: International Hospitaller Committee, Malteser International и Emergency Corps of the Order of Malta. Группы помощи могут отправиться в район стихийного бедствия в течение 48 часов и развернуть лагеря на 1000 человек со всем необходимым. Работают повсюду только волонтеры, всего их по всем странам – около 80000 человек. Второе пришествие. В начале 1990-х Мальтийский орден пришел и в Россию: в 1996 году он был официально зарегистрирован как межрегиональная общественная благотворительная организация «Русская служба помощи суверенного Мальтийского ордена (Русская Мальтийская помощь)». Начиная с 90-х годов в российском направлении шли тонны грузов – продукты питания, медикаменты, одежда. Главным образом, все шло из Германии и распределялось среди нуждающихся в Москве, Петербурге, Калининграде, Смоленске и других городах. Только в 1995 году немцы-мальтийцы прислали в Россию гуманитарную помощь общим весом 700 тонн! Вначале это были разовые акции, затем в тех же Москве, Петербурге, Калининграде и Смоленске появились долгосрочные проекты. Помощь только адресная – так она гораздо эффективнее, быстрее работает, считают мальтийцы. Епархия ордена отдельного немецкого города помогает отдельному российскому городу: Аугсбург – Москве, Оснабрюк – Калининграду, Вюрцбург – Санкт-Петербургу. Читаю брошюру, которую мне дали в посольстве Мальтийского ордена в Москве, – сухие цифры и факты помощи нашим бедным и страждущим впечатляют, но не убеждают. Хочется все увидеть собственными глазами. ...Тихая, застроенная еще в позапрошлом веке улица Чайковского в самом центре Петербурга. Здесь, в подвальном помещении красивого старинного дома уже 16 лет работает столовая для малоимущих: с ее открытия, собственно, и началась история мальтийцев в Северной столице. Сюда ранним субботним утром мы приехали с Ириной Тынковой, отвечающей за связи с общественностью «Мальтийской помощи» в Петербурге. Заходим в очень маленькое, скромно обставленное, но чистое и уютное помещение столовой. Сегодня здесь никого нет – в выходные столовая не работает; по будням же сюда приходят не менее 500 человек. В основном, это пожилые люди с маленькой пенсией, поясняет Ирина, в последнее время к ним присоединились еще инвалиды и многодетные матери-одиночки. А началось все с того, что в 1992 году приехали немцы, пошли в администрацию района, и та выделила для столовой помещение в только открывшемся Доме ветеранов. Сперва здесь работали сами немцы, затем их сменил российский персонал.
…Для человека со стороны видеть все это тяжело. Другой, параллельный мир, о котором предпочитаешь не думать. И уж никак он не вяжется с кавалерами и дамами, устраивающими роскошные приемы и балы в ренессансных палаццо…
Как люди, которые сюда приходят, узнают о существовании бесплатной столовой? Ирина поясняет: «350 человек к нам посылает собес, 150 приходят от городских приходов – православных, католических и лютеранских». С городскими социальными службами и с православной церковью у Мальтийского ордена в России хорошие отношения (вот, оказывается, зачем нужны дипломаты!) В попечительском совете столовой даже православный священник – протоиерей Владимир Сорокин, бывший ректор Высшей православной духовной семинарии в Петербурге, а ныне настоятель одной из петербургских церквей. «Сюда приходят не только поесть, но и пообщаться. Ведь большинство наших подопечных – люди одинокие», – рассказывает Ирина. Уберите вывеску! Складывается очень уж благостная картина, но так ли все безоблачно? «Конечно, проблемы есть, – вздыхает Ирина. – Растут цены на продукты, и чуть ли не каждый месяц приходится просить немецких благотворителей увеличивать посылаемую на их закупку сумму». А наше государство помогает? «Собес района выделяет ежемесячную субсидию и еще оплачивает коммунальные услуги, но все равно не хватает, – говорит Ирина. – А год назад весь верхний этаж скупил один господин и теперь пытается выдворить столовую из этого здания. Ему, видите ли, мешают плохо одетые старики, которые рано приходят и шумят внизу. Заставили нас даже перенести вход во двор и убрать вывеску. Но пока держимся». Следующая наша цель – бездомные. По пути в «Ночлежку», российскую благотворительную организацию, созданную при поддержке Комитета по труду и социальной защите населения Санкт-Петербурга, заезжаем в офис ордена – небольшую квартиру в типичном питерском доме с мрачным двором-колодцем. Обстановка более чем скромная, почти аскетичная. Столы с компьютерами, по стенам – эмблемы Мальтийского ордена и фотографии, посвященные деятельности ордена в Петербурге. Ирина комментирует каждый снимок: «Это – лежачие больные. Мы им помогаем на дому. Здесь мы вручаем продукты пенсионерам и неполным семьям с детьми-инвалидами, оказавшимся без средств к существованию. А это – наше социальное такси. Сегодня мы эту программу закрыли, потому что появилась уже такая же государственная. Кстати, и диспетчер службы, и водители – сами инвалиды, работали на собственных машинах». Зато открыли новую программу – для детей-инвалидов. Горячий чай с супом. Компьютеров я насчитала четыре. «У нас шесть постоянных сотрудников, ведущих разные программы. Остальные – это волонтеры и работники поликлиник и больниц», – рассказывает Ирина. Далее едем уже на Боровую улицу, в «Ночлежку». По пути Ирина продолжает рассказ: «Послезавтра приедут 20 человек немцев из тех, что нам помогают. Это уже стало традицией – время от времени приезжать и на месте смотреть, как все работает, нужно ли еще что-то. Удивительно, но это никакие не миллионеры, а самые обычные люди, подающие всем нам удивительный пример жертвенности, что нас очень поддерживает морально». «Ночлежка» – вполне приличное с виду трехэтажное здание с чистым двором, где с краю расположилось со своим скарбом несколько бездомных. Ирина подходит к пожилой женщине, которая с ходу начинает жаловаться на кого-то. Ирина ее успокаивает, одновременно разбираясь с бомжом неопределенного возраста. Тот бормочет, что ему не дали чаю с печеньем, а еще, что он хочет вернуться в Москву. Навстречу нам выходят двое прилично одетых мужчин с долгожданным чаем для бомжа. Оказалось, что они сами бездомные. «Если они не пьют, то могут помогать, мы их оставляем», – говорит Ирина. Орден организует здесь ежедневное двухразовое горячее питание: растворимый, в стаканчике, обед и чай. Заходим в саму ночлежку, там три помещения для мужчин, одно – для женщин. Везде очень чисто, но все равно как-то не по себе – бомжи все-таки… Ирина же чувствует себя абсолютно естественно: всех знает по имени-отчеству, передает женщинам какие-то фотографии. Она здесь свой человек и легко находит правильную интонацию для общения. У мальтийцев в «Ночлежке» свой медпункт, где медсестра из районной поликлиники принимает непростых пациентов: кому надо рану обработать, кому перевязку сделать. Бывают случаи и похуже: чахотка, гангрена, СПИД… Помещение – совсем крохотное, идеальная чистота, лекарства и мединструменты аккуратно разложены. Читаю, заметив эмблему Мальтийского ордена, объявление на стене: желающих приглашают бесплатно помыться в одну из близлежащих бань: «Все пришедшие обеспечиваются мылом, мочалкой, одноразовой простынкой». Ирина же заводит меня в новый передвижной пункт санитарной обработки с восьмиконечным мальтийским крестом: «Только привезли, с понедельника начнет работать». …Для человека со стороны видеть все это тяжело. Другой, параллельный мир, о котором предпочитаешь не думать. И уж никак он не вяжется с кавалерами и дамами, устраивающими роскошные приемы и балы в ренессансных палаццо… Но именно благодаря им и целой невидимой армии волонтеров Мальтийский орден не ушел в историю. Русский след святынь госпитальеров. Мальтийский орден в России – до сих пор до конца не изученная тема. Когда Наполеон захватил Мальту, император Павел I приютил мальтийских рыцарей и был провозглашен в 1798 году Великим Магистром. После убийства императора деятельность ордена в России быстро сошла на нет. Но история на этом не закончилась. Покидая в спешке Мальту, тогдашний Великий Магистр фон Гомпеш увез с собой святыни ордена – десницу Иоанна Крестителя, Филермскую икону Божией Матери, по преданию, написанную самим евангелистом Лукой, и часть Животворящего Креста. Отрекшись в изгнании от власти, Гомпеш отослал эти святыни в Санкт-Петербург, где депутация рыцарей в торжественной обстановке вручила их Павлу I за оказанные им поддержку и заботу. После убийства императора реликвии вплоть до 1919 года хранились в Зимнем дворце. Их торжественно выносили лишь во время крестных ходов в Павловский собор, где выставляли на десять дней для поклонения, а затем возвращали обратно во дворец. Далее, по версии одного из ведущих наших специалистов по Мальтийскому ордену историка Владимира Захарова, события развивались следующим образом. В 1923 году итальянское правительство обратилось к большевикам с просьбой вернуть реликвии, но их успели вывезти в Эстонию. Какое-то время они хранились в православном соборе в Ревеле, но затем были перевезены в Данию вдовствующей императрице – матери Николая II. После кончины Марии Федоровны ее дочери передали святыни главе Русской православной церкви за границей митрополиту Антонию, и некоторое время они находились в православном храме в Берлине. Епископ Тихон передал их в 1932 году королю Югославии Александру. Во время войны глава Сербской православной церкви патриарх Гавриил вывез их в Черногорию, в монастырь Святого Василия Острожского. Тут след надолго потерялся. Лишь в 1994 году церковные иерархи Черногории заявили, что десница Иоанна Крестителя и реликварий с частицей Древа Животворящего Креста Господня находятся в Цетине, в монастыре Святого Петра Цетинского. Считалось, что навсегда утеряна еще одна святыня ордена – медальон Великого Магистра (в виде большого мальтийского креста с изображением Филермской иконы). Теперь известно, что он хранится в собрании Оружейной палаты музеев Московского Кремля. Там же – один из трех тронов с мальтийской символикой, изготовленных по приказу Павла I, и его корона с мальтийским крестом. Два других трона хранятся в Эрмитаже и музее-заповеднике «Гатчина».

Мальтийский орден, который имеет весьма длинное и витиеватое название - Суверенный военный орден рыцарей-госпитальеров святого Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты,Суверенный Военный Странноприимный Орден Святого Иоанна, Иерусалима, Родоса и Мальты - это рыцарский религиозный орден римско-католической церкви, более того это старейший в мире рыцарский орден.

Мальтийский орден имеет статус наблюдателя при ООН и дипломатические отношения со 104 государствами, поддерживаемые при помощи большого количества послов. По международному праву Мальтийский орден является государствоподобным образованием, при этом сам орден позиционирует себя как государство. Суверенитет Мальтийского ордена рассматривается на уровне дипломатических миссий, но не как суверенитет государства. Иногда рассматривается как карликовое государство.

Орден выдает собственные паспорта, печатает собственную валюту, марки и даже выдает автомобильные номера. Великий магистр ордена несет службу в качестве папского вице-короля, предоставляя дипломатам Ватикана процессуальную поддержку при подаче ходатайств, при внесении предложений о поправках, а также при необходимости принятия решений в сфере международной дипломатии.Претензии ордена на суверенитет оспариваются некоторыми учёными.

Предтечей ордена был основаный Иерусалиме в 1080 году амальфийский госпиталь, христианская организация, целью которой была забота о неимущих, больных или раненых пилигримах в Святой земле. После завоевания христианами Иерусалима в 1099 году в ходе Первого крестового похода религиозно-военный орден со своим собственным уставом. На орден была возложена забота и защита Святой земли.

Вслед за захватом Святой земли мусульманами орден продолжил деятельность на Родосе, владыкой которого он являлся, а после падения Родоса в 1522 году действовал с Мальты, находившейся в вассальном подчинении у испанского вице-короля Сицилии. После захвата Наполеоном Мальты в 1798 году российский император Павел I предоставил рыцарям убежище в Санкт-Петербурге (см. Мальтийская корона, Мальтийская капелла, орден Св. Иоанна Иерусалимского).

В 1834 году орден учредил новую штаб-квартиру в Риме. Долгое время Орден владел лишь комплексом особняков в Риме, но в 1998 году правительством Мальты замок Святого Ангела был передан рыцарям в исключительное пользование сроком на 99 лет, при этом строению был предоставлен статус экстерриториальности и назначен губернатор.

В настоящий момент Итальянская республика признаёт существование Мальтийского ордена на своей территории в качестве суверенного государства, а также экстерриториальность его резиденции в Риме (Мальтийский дворец, или Магистральный дворец на виа Кондотти, 68, резиденция, и Магистральная вилла на Авентине). С 1998 года Орден также владеет фортом Сант-Анджело, также имеющим экстерриториальный статус в течение 99 лет с момента заключения договора с правительством республики Мальта.

Имея территорию всего лишь 0,012 км? Мальтийский орден является самой густонаселенной страной в мире, поскольку плотность проживающих там людей ВНИМАНИЕ 1 583 333,33 чел./км?

Интересный факт, в Риме, в воротах резиденции мальтийских рыцарей на Авентине по проекту Пиранези проделано специальное отверстие. Многие считают, что оттуда видны целых три государства: Мальтийский орден (которому принадлежит резиденция Ордена), Ватикан (собор Святого Петра) и Италия (к которой относится всё, что в промежутке). Отличить отверстие с видами от простой замочной скважины очень просто: возле него всегда дежурит пара карабинеров.

Орден насчитывает около 13 тысяч подданных, интересно, что паспорт Мальтийского ордена признаётся многими странами, его обладатель имеет право безвизового въезда в 32 страны. Однако несколько государств не признают мальтийского паспорта и не имеют с ним дипломатических отношений: Нидерланды, Финляндия, Швеция, Исландия и Греция.

Орден имеет свою конституцию, законодательные акты и кодекс. Следует отметить, что на протяжении всего своего существования документы, как и все источники базировались на Каноническом Праве Римской Католической Церкви. Его принципы закладывались в основу всех правовых актов Ордена.

Согласно Конституции члены Ордена разделяются на три класса. Все члены должны вести примерный образ жизни в соответствии с учением и заповедями Церкви и посвятить себя работе Ордена по оказанию гуманитарной помощи.

Члены Первого класса - Рыцари Справедливости, или Признанные Рыцари, и Признанные Монастырские Капелланы, которые дали обеты «бедности, целомудрия и послушания, ведущие к совершенствованию по Евангелию». Они считаются монахами по Каноническому праву, но не обязаны жить в монашеских общинах.

Члены Второго класса, давшие обет послушания, должны жить по христианским принципам и возвышенным нравственным принципам Ордена. Они подразделяются на три категории: Рыцари и Дамы Чести и Преданности в Послушании Рыцари и Дамы Милости Господней и Преданности в Послушании Рыцари и Дамы Милости Магистра и Преданности в Послушании

Третий класс состоит из светских членов, которые не давали религиозных обетов и клятв, но которые живут в соответствии с принципами Церкви и Ордена. Они подразделяются на шесть категорий: Рыцари и Дамы Чести и Преданности Монастырские Капелланы Рыцари и Дамы Милости Магистра Донаты (мужчины и женщины) Преданности

Требования к принятию в различные классы и категории определяются Кодексом.

Правительством Мальтийского Ордена является Суверенный Совет. Он состоит из Великого Магистра, возглавляющего Совет, четырёх лиц, занимающих самые высокие посты (Великого Командора, Великого Канцлера, Великого Госпитальера и Хранителя Общей Казны) и шести других членов. За исключением Великого Магистра все они избираются Генеральным собранием на пятилетний срок.

Орден имеет некоммерческую плановую экономику. Источники доходов - в первую очередь пожертвования, а также продажа почтовых марок и памятных монет.

Орден имеет свою валюту - мальтийский скудо. Установлен курс к евро: 1 скудо = 0,24 евро

Отношения Мальтийского ордена с Россией неоднократно изменялись. Император Павел I установил с ним тесное сотрудничество, приняв статус великого магистра и протектора Ордена. Однако, после убийства Павла I довольно быстро отношения с Орденом были разорваны и восстановлены лишь в 1992 Указом Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: