Крестьяне которые проживали на государственных землях. Что значит "государственные крестьяне". История государственных крестьян

Крестьянин - это один из представителей основного класса российского населения в Средневековой Руси, главным занятием которого являлось земледелие. Ввиду того что долгое время в России большую часть жителей составляли эти работяги, данный период в истории нашей страны представляет особый интерес. Формирование крестьянства приходится на четырнадцатый-пятнадцатый век. Уже в шестнадцатом-семнадцатом веке было реализовано массовое закрепощение. Крестьянин - это, прежде всего, человек, у которого отсутствовали гражданские и

Что представлял собой класс крепостного населения

Начиная с одиннадцатого века, стала господствовать эпоха Находящийся в зависимости от землевладельца крепостной крестьянин трудился в первую очередь на барина, а потом на себя. Будучи в таком положении, за какое-либо нарушение крестьянин, связанный мог законно подвергнуться Надел хозяина не допускалось закладывать, продавать или дарить, так как это была собственность помещика. К середине семнадцатого века в крепостной зависимости уже было около половины населения страны. Именно их труд в то время создавал основу для дальнейшего развития государства.

Государственные крестьяне

Оставшееся незакрепощенное население, занимавшееся земледелием, во второй половине восемнадцатого века было оформлено государственными крестьянами. Они проживали на казенной земле и отрабатывали повинности в пользу власти, а также платили подати в казну. при этом считался лично свободным.

Вследствие конфискации церковных владений правительство увеличивало количество государственных крестьян. Кроме того, их число пополнялось за счет бегства крепостных крестьян из сел, а также за счет приезжих из других стран.

Отличие государственных крестьян от крепостных

Предполагают, что коронные крестьяне из Швеции послужили примером для определения юридических прав государственных крестьян. В первую очередь они обладали личной свободой. В отличие от крепостных, государственным крестьянам было разрешено участвовать в судебных процессах. Им давалось право заключать сделки и владеть собственностью. Государственный крестьянин - это «свободный сельский обыватель», который мог организовывать как розничную, так и оптовую торговлю, а также открыть фабрику или завод. Крепостные жители такого права не имели, так как их личная свобода целиком и полностью принадлежала землевладельцу. Государственный крестьянин - это временный пользователь владений правительства. Несмотря на это, известны случаи совершения ими сделок в качестве владельца земельного участка.

Проблемы и трудности крепостного права

Крестьяне были недовольны неравноправным положением в обществе. Неумеренная эксплуатация со стороны помещиков провоцировала массовые беспорядки и восстания. Наиболее крупным крестьянским восстанием стала война, предводительство которой взял на себя Степан Разин, продолжавшаяся с 1670 по 1671 годы. Громким также стало восстание крестьян под предводительством Е.И. Пугачева, продлившееся с 1773 года по 1775 год.

Лишь к концу восемнадцатого века власти России задумались о проблеме существования крепостного права. Правовое и имущественное положение не устраивало и самое многочисленное сословие страны.

1861 год стал решающим: Александр II провел крепостную реформу, в результате которой крепостное право отменили, а свыше двадцати миллионов человек, наконец, получили свободу. Однако полное освобождение было получено по истечении двух лет, во время которых отрабатывали повинности.

), Государственные крестьяне жили на казённых землях и, пользуясь отведёнными наделами, были подчинены управлению государственных органов и считались лично свободными.

По данным 1-й ревизии (1724), их насчитывалось (в Европейской России и Сибири) 1 049 287 душ мужского пола, т. е. 19% всего земледельческого населения страны; по 10-й ревизии (1858), - 9 345 342 души мужского пола, т. с. 45,2% земледельческого населения Европейской России. Сословие Государственные крестьяне увеличивалось за счёт крестьян секуляризованных церковных владений и вновь присоединённых территорий (Прибалтики, Правобережной Украины, Белоруссии, Крыма, Закавказья), украинских казаков, бывших крепостных конфискованных польских имений и т. д. В конце 30-х гг. 19 в. средний земельный надел Государственные крестьяне в 30 губерниях из 43 был меньше 5 десятин и лишь в немногих губерниях достигал установленной нормы (8 десятин в малоземельных и 15 десятин в многоземельных губерниях). Основная масса Государственные крестьяне вносила в казну денежный оброк; на территории Прибалтики и губерний, присоединённых от Польши, казённые имения сдавались в аренду частным владельцам и Государственные крестьяне отбывали преимущественно барщину; пашенные крестьяне Сибири сначала обрабатывали казенную пашню, затем вносили продуктовый оброк, а позднее - денежный. В 1-й половине 19 в. оброк Государственные крестьяне колебался от 7 руб . 50 коп . до 10 руб . с души в год. По мере усиления эксплуатации удельных и помещичьих крестьян денежный оброк Государственные крестьяне становился относительно меньшим, чем сопоставимые с ним повинности др. категорий крестьян. Кроме того, Государственные крестьяне обязаны были вносить деньги на земские нужды и на мирские расходы; наряду с др. категориями крестьян платили подушную подать и отбывали натуральные повинности (например, дорожную, подводную, постойную). За исправное несение повинностей отвечали круговой порукой.

Развитие торговли и промышленности в 18-1-й половине 19 вв. повлекло расширение прав Государственные крестьяне : им было разрешено вести торговлю, открывать фабрики и заводы, владеть «ненаселенными» землями (т. е. без крепостных крестьян) и т. д. Но одновременно, в связи с ростом помещичьего предпринимательства, дворянство систематически присваивало государственные земли и стремилось обратить свободных Государственные крестьяне в своих крепостных (см. Генеральное межевание ). Во 2-й половине 18 в. правительство роздало дворянству миллионы десятин казённой земли и сотни тысяч Государственные крестьяне ; в 1-й половине 19 в. практиковалась массовая продажа государственных имений и передача их в удельное ведомство. Многие дворяне требовали ликвидировать сословие Государственные крестьяне , передав казённые земли с их населением в частные руки.

В результате роста малоземелья и повышения феодальных повинностей в начале 19 в. обнаружились прогрессирующее обеднение и недоимочность Государственные крестьяне Всё чаще повторялись массовые волнения Государственные крестьяне , направленные против сокращения наделов, тяжести оброков, произвола арендаторов и чиновников. Вопрос об изменении управления Государственные крестьяне вызвал многочисленные проекты как крепостнические, так и либерально-буржуазные. Обостряющийся кризис феодально-крепостнического строя заставил правительство Николая приступить к реформе управления государственной деревней с целью поддержать государственные финансы, подняв производительные силы государственной деревни, и приблизить помещичьих крепостных к положению «свободных сельских обывателей». В течение 1837-1841 под руководством генерала П. Д. Киселева было учреждено специальное министерство государственных имуществ со сложной иерархией бюрократических органов. На созданную администрацию было возложено «попечительство» над Государственные крестьяне через посредство традиционной сельской общины, опекаемой правительственными чиновниками.

Программа хозяйственного подъёма государственной деревни также не могла быть осуществлена. Относительно прогрессивное значение имели такие меры, как ликвидация барщинных повинностей Государственные крестьяне в Литве, Белоруссии и на Правобережной Украине, прекращение сдачи государственных имений в аренду частным владельцам и замена душевого оброка более равномерным земельно-промысловым сбором. Однако эти меры не могли внести коренного изменения в положение Государственные крестьяне Малоземелье не было ликвидировано. Количество недоимок не уменьшилось, а выросло ещё более; агротехнические меры оказались недоступными для крестьянской массы; врачебная и ветеринарная помощь оказывалась в ничтожных размерах, а главное - вся система управления на началах феодальной опеки сопровождалась чудовищными насилиями и поборами. Феодальное управление государственной деревней находилось в резком противоречии с экономическими процессами 40-50-х гг. 19 в., препятствовало росту крестьянской торговли и промышленности, мешало развитию сельского хозяйства и сковывало рост производительных сил крестьянства. Результатом реформы был рост крестьянского движения, которое приняло особенно бурные формы в районах Северного Поморья, Приуралья и Поволжья, где Государственные крестьяне жили крупными компактными массами. Непрерывные протесты против системы управления крепостнического государства наблюдались также в центральных и западных районах (см. «Картофельные бунты» , «Холерные бунты» и др.). После окончания Крымской войны 1853-56 обнаружилась явная тенденция к слиянию борьбы Государственные крестьяне с движением удельных и помещичьих крестьян. В свою очередь дворянство, встревоженное планами правительства, с одной стороны, и нарастающим крестьянским движением - с другой, негодовало против реформы Киселева и требовало ликвидации системы «попечительства». В 1857 Александр , назначив новым министром государственных имуществ реакционера М. Н. Муравьева , одобрил проект контрреформы - приближения Государственные крестьяне к положению удельных крестьян.

19 февраля 1861 крепостное право в России было отменено. При этом на бывших помещичьих и удельных крестьян были распространены личные права Государственные крестьяне и формы их «самоуправления», установленные законами 1838-41. Государственные крестьяне в 1866 были подчинены общей системе сельского управления и признаны «крестьянами-собственниками», хотя продолжали платить оброчную подать. Права полной собственности на землю Государственные крестьяне получили по закону 1886 об обязательном выкупе земельных наделов, причём размеры наделов Государственные крестьяне оказались больше, а выкупные платежи меньше, чем у помещичьих крестьян. Государственные крестьяне Сибири и Закавказья остались в прежнем положении держателей казённой земли, поскольку на них не были распространены законы 1866 и 1886. Попытки правительства улучшить положение Государственные крестьяне Закавказья в конце 19 в. не устранили острого малоземелья деревни и произвола местной администрации.

Лит.: Дружинин Н. М., Государственные крестьяне и реформа П. Д. Киселева, т. 1-2, М. - Л., 1946-58; Антелава И. Г., Реформа поземельного устройства государственных крестьян Закавказья в конце XIX в., Сухуми, 1952; его же, Государственные крестьяне Грузии в первой половине XIX в., Сухуми, 1955.

Н. М. Дружинин.

Статья про слово "Государственные крестьяне " в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 5897 раз

Государственные крестьяне в Ярославской губернии появились согласно указу 1724 о введении подушной подати.

В губернии существовало шесть основных источников их пополнения: вольные люди из других сословий; вольноотпущенные от помещиков и свободные хлебопашцы; крестьяне выморочных имений; переведенные в казну за долги; перешедшие из одной подгруппы сословия в другую; крестьяне помещичьих имений, которые были заложены, но не проданы с публичного торга.

За период сер. XVIII — 1-й половины XIX вв. прирост государственных крестьян в губернии был значительным и составлял 54,2%. Если в 1762 в губернии проживало 3344 государственных крестьян, то к 1858 их численность увеличилась до 124 905. В середине XIX в. на долю государственных крестьян приходилось 27,94% всего мужского населения губернии. В XVIII — первой половине XIX вв. государственные крестьяне состояли из: собственно государственных крестьян, поселенных на казенной земле(казенные крестьяне), ямщиков, крестьян, водворенных на собственных землях(свободные хлебопашцы), которые уже не платили феодального оброка на землю. К 1858 государственные крестьяне губернии проживали в 18 волостях и 90 сельских обществах. Из 3716 казенных селений 2057 находились на казенной земле(102 178 душ), а 550 — на собственных землях(12 338 душ).

Государственные крестьяне как лично, так и по имуществу пользовались всеми правами лиц свободного состояния. В 1801 казенные поселяне получили право покупать земли без крестьян. Этот указ стал узаконением начавшегося процесса нарушения монополии дворянства и казны на владение землей и открывал возможности для возникновения крестьянской земельной собственности. К середине XIX в. в губернии было 12 338 душ государственных крестьян — собственников земли, что составило 9,2% от их общего количества.

Права государственных крестьян в сфере землепользования в конце XVIII — первой половине XIX вв. не изменялись. Указом 1799 казенным крестьянам определялась норма надела в 15 десятин в многоземельных губерниях и в 8 десятин в малоземельных. Ярославская губерния принадлежала к малоземельным, и государственные крестьяне испытывали постоянный недостаток надельной земли. Общий уровень крестьянских хозяйств оставался низким: катастрофически не хватало удобрений, скота, кормов. Общее малоземелье обострялось повсеместным изменением размера надельной пашни. В нечерноземной зоне надел пашни для обеспечения сельскохозяйственного производства должен был составлять не менее 6 десятин на душу. А в Ярославской губернии средний размер общего надела на рубеже XVIII — XIX вв. составлял около 5 десятин, к 1832 он уменьшился и составил 2,3 — 3,4 десятин. В казенных имениях губернии были и практически безземельные селения, где на 1 душу приходилось 2 десятины земли. Для увеличения площади пашни крестьяне расчищали участки леса, но сам размер расчисток был ограничен: можно было расчищать не более 1 десятины на душу. Самовольные расчистки в казенных лесах были строжайше запрещены.

Наряду с надельной землей в казенной деревне существовали и другие формы землевладения — аренда и покупка земли. Арендовали большей частью пашни и сенокосы. В 1837 — 1839 государственные крестьяне за наём чужих, в т. ч. помещичьих земель, платили ежегодно 179 448 руб. К 1858 государственные крестьяне 89-ти сельских обществ арендовали 50 799 десятин вненадельной земли. Земледелие в большинстве уездов не обеспечивало крестьянам даже простого воспроизводства. В 1846 губернатор замечал, что более достойными и зажиточными являются свободные хлебопашцы, за ними следуют крестьяне крупных вотчин. Казенные крестьяне — на последнем месте по причине малоземелья.

Важным процессом в хозяйственной жизни государственных крестьян губернии в середине XIX в. стал рост торгового земледелия. Основными направлениями этого производства были льноводство, картофелеводство и торговое огородничество. Там, где позволяло плодородие почвы, государственные крестьяне старались расширить традиционные рамки земледелия, особенно если обнаруживался повышенный спрос на те или иные земледельческие культуры. Посевы льна за период 1802 — 1850 увеличились на 66 тыс. четв. Рост посевов картофеля привел к возникновению нового вида промысла — картофеле-паточного производства. В Ярославской губернии уже в 40-е XIX в., т. е. значительно раньше, чем в других губерниях Центрального промышленного района, сложились необходимые предпосылки для успешного развития торгового картофелеводства, а с начала 50-х XIX в. — товарного его производства. Крупным центром торгового огородничества был Ростовский уезд, где в 40−50-е XIX в. государственные крестьяне перестали заниматься хлебопашеством и начали выращивать овощи на продажу.

Усовершенствованию производственных навыков и орудий труда способствовала деятельность практической школы в имении помещика Е. С. Карновича и деятельность Северной Вологодской земледельческой школы. Развитие торгового земледелия было ярким показателем роста общественного разделения труда, связи крестьянских хозяйств с рынком, превращения торгового земледелия в капиталистическое хозяйство. Вместе с тем, районы торгового земледелия были островками в сельском хозяйстве и их влияние на социально-экономическое развитие государственной деревни было ограниченным, имело локальный характер.

Малоземелье и скудность почвы предопределили широкое развитие отходничества среди государственных крестьян. Они имели право открывать торговые заведения, брать и выдавать векселя, заниматься казенными подрядами, учреждать мануфактуры и заводы. Законодательство об отходничестве было наиболее подвижным. Государство, заинтересованное в регулярном получении податей, поощряло деятельность казенных крестьян по изысканию дополнительных средств. В силу своей личной свободы государственные крестьяне уходили на длительные сроки в отход. В среднем по губернии паспорта получал каждый 12-й из государственных крестьян и каждый 18-й из помещичьих. За период 1842 — 1852 паспорта отходников получили 222 545 государственных крестьян, причем многие неоднократно.

Профессии отходников были различными, но неустойчивыми. Они менялись в зависимости от спроса на труд. В губернии к началу XIX в. сложилась специализация по отдельным уездам: Ярославский уезд поставлял каменщиков, плотников; Даниловский — штукатуров, лепщиков; Мологский — коноводов; Мышкинский — крючников, извозчиков; Ростовский — огородников; Угличский — ткачей, колбасников; Любимский — служителей трактиров, харчевен. Преобладали рабочие строители, что объяснялось развитием казенного и частного строительства. Широко был развит у государственных крестьян огородный отхожий промысел. К началу 50-х XIX в. почти 12% отходников были заняты огородничеством: из ростовских — 3295 государственных крестьян, 1975 — помещичьих. Среди них было 418 женщин: 306 из государственных крестьян, 112 — из помещичьих. В Петербурге ¾ огородов арендовали государственные крестьяне из Ярославской губернии.

Исторически сложившаяся роль Ярославля как одного из крупных торговых центров в значительной мере подготовила почву для массового торгового отхода, который к 50-м XIX в. охватил более 10 тыс. ярославских крестьян — 16,83% всех уходивших на промыслы. Большая численность торговцев среди отходников объясняется тем, что эта отрасль деятельности была широко развита и, вместе с тем, не требовала квалификации. Поэтому именно в сфере торговли приходившим крестьянам легче было найти работу.

К середине XIX в. усилилось значение торгово-промышленной деятельности, товарно-денежных отношений. Они глубже и всестороннее охватили хозяйственную деятельность крестьян. Острее обнаружилось малоземелье, и, вместе с тем, промысловый характер района. Ярославская губерния по процессу отрыва крестьян от земледелия занимала второе место после Московской. Государственные крестьяне губернии занимали видное место среди отходников. В их среде начиналось социальное расслоение, связанное с ростом торгово-промысловой деятельности, с развитием новых капиталистических отношений в деревне. Чем больше государственных крестьян уходило на заработки, чем дольше, чем прочнее была связь с городом, тем быстрее, основательнее подрывались основы феодального способа производства.

Государственные крестьяне Ярославской губернии занимались и неземледельческими промыслами: обслуживание водного транспорта(коноводный, бурлацкий, лоцманство), переработка сельскохозяйственного сырья(овчинно-шубный, картофеле-паточный, маслобойный). Эта деятельность явилась следствием избытка рабочих рук, который составлял 51%. Такая ситуация имела место даже тогда, когда на 100 душ приходилось 57 работников. Рабочие кадры на водном транспорте, связанном с самой тяжелой, неквалифицированной и малооплачиваемой работой, были представлены наиболее трудоспособными государственными крестьянами.

Неземледельческие занятия государственных крестьян по переработке сельскохозяйственного сырья отличались разнообразием переходных форм от ремесла до мануфактуры включительно. Наиболее распространенным было мелкотоварное производство: в этой группе промыслов значительная часть крестьян располагала собственным сырьем. В 1853 у государственных крестьян губернии было в собственности 14 картофеле-паточных предприятий, в 1855 — 15, в 1856 — 17. Семейный труд в картофеле-паточном промысле, особенно к началу 50-х XIX в., постепенно вытеснялся наёмным. На этих предприятиях было занято около 300 промышленных рабочих. Развитие картофеле-паточного производства у государственных крестьян губернии являлось примером разложения натурального хозяйства и вовлечения крестьян в рыночные отношения.

У государственных крестьян губернии во владении были и предприятия других отраслей. В 1855 они имели две политурных мануфактуры, восемь кирпичных заводов, десять цикорных, одно — снастопрядильное. Вместе с картофеле-паточными во владении государственных крестьян губернии к 1856 находилось 45 предприятий. Всего в губернии было около 500 промышленных заведений, т. е. предприятия государственных крестьян составляли 9%.

В государственной деревне Ярославской губернии в 1854 — 1858 было 42 921 наличных промышленников, т. е. крестьян, отрывавшихся от собственного хозяйства в поисках дополнительного дохода от торговли, промышленности, сельского хозяйства(батрачество). Они составляли 34,3% от общей численности государственных крестьян губернии или 75,8% от числа государственных крестьян — работников. На каждый из 36 468 дворов приходилось 1,18 промышленников, а работников — 1,55. Таким образом, на три двора найдется едва один работник, не занимающийся промыслами. Неземледельческие занятия государственных крестьян на местах, т. е. в пределах губернии, к середине XIX в. носили массовый характер. Происходило углубление и расширение в мелкой промышленности общественного разделения труда: в конце XVIII в. в губернии насчитывалось свыше 100 видов промыслов, а к середине XIX в. только у государственных крестьян их было уже свыше 500.

Развитие производственных сил, их рост в результате совершенствования трудовых навыков на основе углубления общественного разделения труда не изменили характер хозяйства в государственной деревне. Он по-прежнему оставался потребительским.

Положение государственных крестьян в немалой степени зависело от размеров и способов взимания повинностей. К государственным повинностях относились подушная подать, земская, мирские сборы, подать на устройство путей сообщения, рекрутская. Феодальной повинностью являлся поземельный оброк. Наряду с развитием хозяйств государственных крестьян росли повинности. Подушная подать с 1798 по 1818 выросла в 3 раза, оброк — в 2 раза. Земская повинность отправлялась в натуральной форме: подводная, дорожная. Размеры мирских сборов устанавливались в каждой волости самостоятельно.

С 1840 был установлен общественный сбор с государственных крестьян, который заменил земские и мирские сборы. В среднем он составлял 7 руб. серебром. Различные селения при одинаковой сумме платежей имели далеко не одинаковые земельные наделы и по размеру и по качеству. Между различными селениями, волостями и тем более уездами усиливалась неравномерность в отбывании повинностей. Сельское и волостное начальство нередко злоупотребляло властью. В казенных деревнях царил разгул« ограбления» и со стороны крестьянского начальства и со стороны чиновников. За период 1841 — 1844 были судимы начальники семи сельских обществ.

Самым распространенным видом правонарушений среди государственных крестьян Ярославской губернии были действия против имуществ и доходов казны в форме нарушений уставов о казённых надобностях. В губернии годовые лесосеки были отведены 987-ми казенным селениям(41 887 душ), а 929 селений(50 106 душ) остались без леса. Следствием такого положения стали массовые самовольные порубки. По мнению чиновников Министерства государственных имуществ, истребление лесов имело троякий

Государственные крестьяне , категория крестьян (см. Крестьянство) в России в 18—19 вв., оформленная из незакрепощённого земледельческого населения. Г.к. жили на гос. землях, пользовались отведёнными наделами, платили подушную подать и 40-копеечный оброк, несли ряд повинностей (в 1850 часть повинностей заменена денежным сбором), подчинялись управлению гос. органов и считались лично свободными. На терр. Башкортостана Г.к. известны с 18 в. Формировались из бобылей, монастырских крестьян, ясачных людей, тептярей, детей отставных солдат, чемоданных татар (содержали ям за свой счёт, занимались перевозкой людей и казённых грузов из Казани в Уфу), белопахотных солдат (с 1842 часть переведена в Г.к., остальные — в казачье сословие), отписных, вымороченных и банковских крестьян (крестьяне, отобранные у помещиков за долги или оставшиеся без владельцев). Часть Г.к. селилась на вотчинных землях башкир по договору с башкирами-вотчинниками (см. Асаба) о припуске. Наиболее ранние поселения Г.к. появились в вост. районах Оренбургской губернии. Г.к. вносили в казну денежные сборы (подушная подать, оброк на прибавочный продукт, земские и мирские сборы) и выполняли натур. повинности (поставляли продовольствие на Уйскую и Яицкую дистанции Оренбургской линии), вместо 40-копеечного оброчного сбора распахивали «государеву десятинную пашню» (с 1743 заменена натур. хлебным оброком), отбывали барщину и натуральные повинности (подводную, постойную, дорожную, рекрутскую и др.). Денежные сборы с Г.к. Оренб. губ. постепенно возрастали: в 1724 — 40 коп. с души, 1810 — ок. 2 руб., 1812 — 3 руб., 1816 —3 руб. 26 коп., 1817 — 3 руб. 30 коп., с 1839 (в пересчёте на серебро) — 95 коп., 1861—62 — 1 рубль. Г.к. сеяли озимую рожь, овёс, ячмень, просо, гречиху, полбу, горох, коноплю и лен; производили товарный хлеб и вывозили в города центр. России. Занимались пчеловодством, лесным, кожевенным, портняжным, рыбным (арендовали у башкир озёра и участки рек) и др. промыслами; было распространено отходничество, наём на горные заводы. В конце 50-х гг. 19 в. размеры зем. наделов Г.к. на терр. Оренб. губ. составляли: в Белебеевском уезде — 10,2 дес. земли на душу муж. пола, Бирском уезде — 19, Мензелинском уезде — 8,6, Оренбургском уезде — 14,8, Стерлитамакском уезде — 7,4, Троицком уезде — 11,1, Уфимском уезде — 8,3, Челябинском уезде — 18,1 дес. земли. В ходе Генерального межевания Г.к. наделялись 15 дес. земли. Численность Г.к. (тыс. душ муж. пола), по данным 2-й ревизии (1719), составила св. 11,6, 3-й ревизии (1762) — св. 99, 5-й ревизии (1800) — св. 161,5, 7-й ревизии (1816) — св. 171,6, 8-й ревизии (1834) — св. 310 (из них в Белебеевском у. — св. 11,5, Бирском у. —св. 8,6, Бугульминском уезде — св. 35,5, Бугурусланском уезде —св. 60, Бузулукском уезде — ок. 51, Верхнеуральском уезде —св. 0,8, Мензелинском у. — ок. 26, Троицкому. — св. 9,5, Оренб. у. — св. 26, Стерлитамакском у. — св. 6,3, Уфим. у. — св. 16, Челяб. у. — св. 46), 9-й ревизии (1850) — ок. 326. Накануне Крестьянской реформы 1861 в Оренб. губ. насчитывалось Г.к. ок. 214 тыс. душ муж. пола (1858), в Оренб. и Уфимской губерниях — св. 241 тыс. (1865). Этнич. состав Г.к. (по данным 10-й ревизии; 1859) был разнообразен: русские составляли св. 152 тыс. чел. (71,3%), татары — св. 33 тыс. (15,6%), чуваши — ок. 15 тыс. (7%), мордва — св. 10 тыс. (5%) и др. С нач. 18 в. была распространена приписка Г.к. к горным заводам (см. Горнозаводские крестьяне, Приписные крестьяне), выполнявшим гос. заказы, и отдача в аренду горнозаводчикам (см. Посессионные крестьяне); перевод в категорию удельных крестьян; продажа частным лицам и др. В 1-й пол. 19 в. Г.к. получили право покупать земли, не населённые крестьянами (указ от 1801), заниматься торговой деятельностью (манифест от 1824), переходить на жительство в города (законом от 24 янв. 1849). Г.к. приняли участие в восстании 1835, в 1859 — в «трезвенном движении» против системы винных откупов. В соотв. с законом «О поземельном устройстве государственных крестьян» от 24 нояб. 1866 за Г.к. сохранялись земли (в размере от 8 до 15 дес.), находившиеся в их пользовании. По закону от 12 июня 1886 получили право собственности на выкупленные земли.

Сословный строй и изменение социальной структуры общества.

Классовая структура российского общества начинала изменяться. Наряду со старыми классами феодалов и крестьян зарождались новые классы - буржуазия и

пролетариат. Но официально всё население делилось на 5 сословий: дворянство, духовенство, крестьянство, городские обыватели, казачество.

Начало 19 века:

Дворянство – экономически и политически господствующий класс. Дворяне владели большей частью земли, эксплуатировали живших на этих землях крестьян. Им принадлежало монопольное право на владение крепостными. Занимая все командные должности государственного аппарата они составляли его основу. Права: владение землей и крепостными, сословное самоуправление, освобождение от налогов, рекрутской повинности и телесных наказаний.

Духовенство . Делилось на черное и белое. Наиболее преданных церковников самодержавия стремилось привлечь к своей социальной среде, где господствовала дворянская аристократия. Награжденное орденами духовенство приобретало дворянские права. Белое духовенство получало наследственное дворянство, а черное – возможность передавать имущество по наследству вместе с орденом. Права: владение землей и крепостными, сословное самоуправление, освобождение от налогов, рекрутской повинности и телесных наказаний.

Крестьяне . Феодально-зависимые крестьяне составляли основную массу населения, и подразделялись на помещичьих, государственных посессионных и удельных, принадлежащих царской фамилии. Положение помещичьих крестьян было особо тяжелым. Помещики распоряжались крестьянами как своей собственностью. Труд посессионных крестьян был малопроизводителен, из-за чего в промышленности стало все больше увеличиваться применение наемного труда. Обязанности как собственности дворян: барщина, оброк и др. повинности. Обязанности как подданных государства: рекрутская повинность, уплата налогов. Права: общинное владение землей, общинное самоуправление.

Городские обыватели . Это сословие делилось на 6 групп: почетные граждане, купцы, цеховые мастера, мещане, мелкие собственники и рабочие люди, т.е. работавшие по найму. Почетные граждане пользовались рядом привилегий: освобождались от телесных наказаний, от личных повинностей. Купечество делилось на 2 гильдии. Первая - оптовые торговцы; вторая розничные торговцы. Группу цеховых составляли ремесленники, приписанные к цехам, делясь на мастером и подмастерьев. Городское население составляли мещане, в основном работавших по найму на фабриках и заводах. Права: занятие городскими промыслами и мелкой торговлей, сословное самоуправление. Обязанности: рекрутская повинность, уплата налогов.

Казачество как сословие утвердилось только ко второй половине 19 века. В 1837 г. государство стремилось выделить казачество среди остального населения. Все казаки получали наделы по 30 десятин земли. Земли казачьего дворянства в 1848 г. были объявлены потомственной собственностью. Всеми этими мерами царизм стремился законсервировать экономический и общественно-политический уклад казачества. Полицейские обязанности: ночные разъезды в городах, поимка беглых, конвой казенных транспортов, побуждение к платежу податей и исправлению недоимок, наблюдение за благочинием на ярмарках, и др. Хозяйственные: развозка, хранение и продажа продовольствия, сбор податей, разные поручения при казенных заготовках.

Государство стало создавать новые казачьи войска для охраны границ. Так было образовано Сибирское казачье войско, а затем Забайкальское. К середине XIX века в России существовало девять казачьих войск: Донское, Черноморское (позднее преобразованное в Кубанское), Терское, Астраханское, Оренбургское, Уральское, Сибирское, Забайкальское и Амурское. Права: владение землей, освобождение от податей. Обязанности: воинская служба со своим снаряжением.

Население России в первой половине XIX в. неуклонно росло. По разным оценкам, в начале столетия в России проживали около 40 млн человек, в 1825 г. - чуть более 50 млн человек, в 1851 г. - около 70 млн человек. Соотношение численности сельского и городского населения существенно не менялось (в городах жило не более 7-8% россиян). В основе социальной структуры лежал сословный принцип. Принадлежность к определенному сословию - социальной общности, выделяемой по признакам происхождения и правового положения, - играла существенную роль в жизни человека. Господствующим сословием оставалось дворянство . Оно составляло примерно 1% населения страны, но обладало исключительными правами на владение землей и крепостными крестьянами, было освобождено от налогов и рекрутской повинности. В офицерском корпусе русской армии преобладание дворянства было абсолютным; немало дворян служили в государственном аппарате. Чиновник, достигший VIII (с 1832 г. - V) класса по Табели о рангах, становился потомственным дворянином. В дворянской среде происходили довольно сложные процессы. Современники отмечали разрастание слоя мелкопоместных и даже беспоместных дворян, говорили о «засорении» дворянства выходцами из других сословий. Правительство Николая I (1825-1855) прилагало серьезные усилия к тому, чтобы поддержать высшее сословие: повысило класс (чин), дававший право на потомственное дворянство, ввело звание почетного гражданина, приняло закон о майоратах, разрешивший объявлять поместья не подлежащими разделу между наследниками. К привилегированным сословиям принадлежали также духовенство и купечество. Духовенство, подобно дворянам, имело право владеть землей и крестьянами, было освобождено от налогов и рекрутской повинности. Купечество делилось на три гильдии в зависимости от размеров капитала. Купцы первой гильдии занимались внутренней и внешней торговлей, не платили большинства налогов и не подлежали рекрутскому набору. Купцы второй гильдии вели внутреннюю торговлю по всей стране, а купцы третьей гильдии - в пределах города или уезда. Они платили налоги в казну и не были освобождены от рекрутчины. Полупривилегированным считалось военно-земледельческое сословие казаков. Податными сословиями являлись крестьянство и мещанство (непривилегированное городское население - ремесленники, мелкие торговцы).

Крупнейшим по численности сословием было крестьянство. Оно делилось на три большие группы - помещичьи (принадлежали частному владельцу - помещику), государственные (принадлежали казне) и удельные (принадлежали членам императорской семьи и управлялись особым дворцовым ведомством, уделом). Крестьяне выполняли различные повинности в пользу своих собственников (барщина, оброк и др.), платили налоги в пользу государства, подлежали рекрутскому набору. Важную роль в жизни русской деревни играла крестьянская община (мир), которая осуществляла периодическое перераспределение пахотных и сенокосных угодий между крестьянами. На общинном сходе решались важные вопросы, назначались выборные (старосты, сотские и др.) для руководства жизнью деревни. Крестьянство было самым бесправным сословием и более других страдало от крепостничества. Крепостное состояние препятствовало социальному росту предприимчивых (« капитал истых ») крестьян, подрывало экономические силы крепостной деревни. Следует отметить, что целый ряд социальных процессов, происходивших в первой половине XIX в., противоречил господствовавшему сословному строю. Развитие промышленности вело к численному росту того слоя лиц, кто занимался предпринимательством. Среди удачливых предпринимателей - не только купцы первой и второй гильдий, но и сколотившие огромные состояния крепостные крестьяне (Прохоровы, Рябушинские, Морозовы и др.)> и даже дворяне. Новым явлением было также формирование обширного слоя разночинцев. Мелкие чиновники, дети священнослужителей и разорившихся купцов, они были освобождены от уплаты налогов, но не могли покупать землю без крестьян, заниматься торгово-промышленным предпринимательством. Сферой приложения их сил становились чиновничья служба, занятия свободными профессиями (врачи, учителя, журналисты и др.). Именно из разночинцев в последующие полвека сформировалась российская интеллигенция. Пода́тные сосло́вия- в России XV - первой половины XIX веков группы населения (крестьяне и мещане), платившие подушную подать, подвергавшиеся телесным наказаниям, выполнявшие рекрутскую и другие натуральные повинности. Сословия, не подлежавшие подушной подати, назывались неподатными.

Дворянство: состав, личные и имущественные права и обязанности, положение и правовой статус.

В первой половине XIX в. государственный и общественный порядок Российской империи находился на прежних основаниях. Дворянство, составляющее малую часть населения, оставалось господствующим, привилегированным классом. Оно составляло основу государственного аппарата, занимая в нём все командные должности. Освобожденные от обязательной службы государству помещики из служилого сословия превратились в праздный, чисто потребительский класс рабовладельцев. Из дворян формировались бурно растущие в то время канцелярии бюрократического аппарата империи. В стране царил чиновничий и помещичий произвол.

К моменту составления Свода законов 1832г, дворянству были даны новые права: иметь в городах фабрики и заводы, вести торговлю на ровне с купечеством. Усилилось и значение губернской дворянской корпорации как юридического лица, наделенного в том числе и имущественными правами. Тем самым государство через законы стремилось максимально усилить позиции дворян – крупных землевладельцев, надежной опоры российского абсолютизма.

Большое влияние на дворянство оказала государственная деятельность и Николая I. Оформление правового положения подданных произошло в 1830 - 50-х годах в ходе систематизации общероссийского законодательства, которая явилась чрезвычайно важным этапом в развитии российского права. В результате получил законодательное оформление юридический статус всех сословий в Российской Империи: дворянства, духовенства, городских жителей и сельских обывателей. Император понимал, что сила и поддержка его власти опирается на крупных и средних землевладельцев, поэтому всячески старался оказывать им поддержку. Незыблемость власти заключалась в задаче укрепления положения крупных и средних землевладельцев в местных органах дворянского самоуправления – этому был посвящен Манифест 6 декабря 1831 г. Он установил имущественный ценз для участия дворян в выборах кандидатов для замещения государственных и общественных должностей. Правом голоса пользовались потомственные дворяне, имевшие в собственности в пределах губернии не менее 100 душ крепостных или 3 тыс. десятин земли. Через уполномоченных могли участвовать в выборах владельцы не менее 5 душ крестьян или 150 десятин земли. Отсюда следует, что возможность активного участия в корпоративной жизни сословия представлялась прежде всего наиболее состоятельной части дворянства. Сама деятельность уездных и губернских дворянских собраний ставилась под более жесткий контроль правительственных чиновников. Правительство пыталось бюрократизировать дворянство, крепче связать его с правительственным аппаратом, превратить сословно-корпоративную службу в разновидность государственной.Юридически регламентировал положение дворянства и Свод законов Российской Империи 1832 года. Дворяне по-прежнему оставались высшим привилегированным сословием и определялись как «следствие, истекающее от качества и добродетели начальствовавших в древности мужей, отличивших себя заслугами: чем, обращая самую службу в заслугу, приобрели потомству своему нарицание благородное» (ст.15); разделялось на потомственное и личное (ст.16); также закреплялись способы получения потомственного и личного дворянства (отделение 2).

Правительство продолжало на протяжении XIX в. поддерживать поместное дворянство, предоставляя ему льготный кредит из казенных банков под залог населенных имений и передавая ему казенные земли. Для сохранения крупной дворянской земельной собственности в 1845 г. был издан закон о майоратах. Суть его заключалась в том, что владельцам имений свыше 1000 душ разрешалось объявлять их "заповедными". Они целиком передавались по наследству старшему сыну в семье, а не дробились между другими наследниками. Закон носил рекомендательный характер, поэтому им воспользовались лишь немногие из крупных помещиков. До 1861 г. на майоратном праве находилось на менее 20 крупных дворянских имений. Несмотря на все эти мероприятия в период с 1836 по 1858 гг. около 3,6 тыс. дворян лишились всех своих земель, став беспоместными. Сословная политика Николая I привела к тому, что дворянское сословие стало более замкнутым, а позиции наиболее состоятельной его части значительно укрепились. Все эти меры, однако, не смогли приостановить объективный процесс снижения социальной и политической роли дворянства. Несмотря на преобладание потомственного дворянства в среде высшей бюрократии состав чиновничества активно пополнялся выходцами из иных сословий.

Владельческие , или крепостные , или помещичьи крестьяне жили в вотчинах и поместьях, находясь под властью помещика и выплачивая ему ренту, а государству повинности. До конца XVI века владельческие крестьяне пользовались правом ухода («отказа», «выхода») от землевладельца один раз в год в Юрьев день, при соблюдении определённых условий. С 1597 года указом правительства был введён пятилетний срок сыска беглых крестьян, что фактически означало жёсткое прикрепление их к земле владельца. Уложением 1649 года был введён бессрочный сыск. В XVIII веке положение владельческих крестьян ещё более ухудшилось - безземельных крестьян всё чаще продавали, а неугодных помещики имели право сослать в Сибирь. В 1859 году общая численность владельческих крестьян мужского и женского пола составляла около 23 миллионов человек. Безземельными крестьянами называли в России категорию владельческих крестьян, не имеющих надела земли в результате: - отказа от надела при составлении уставной грамоты; - утраты права на полученный надел с выходом из сельского общества; - утраты надела вследствие неисправного внесения платежей и повинностей, долговых и податных взысканий в неурожайные годы, потери скота и т. п. Безземельные крестьяне существовали как категория населения до 1861 года, когда были приравнены к категории дворовых крестьян. Дворовые крестьяне в России были зависимыми лицами, жившими при дворе помещика и обслуживавшими его и его семью. Дворовых крестьян называли также челядью, холопами, прислугой и пр. С конца XVII века до 1861 года дворовые крестьяне входили в категорию крепостных, были лишены земельных наделов и жили в господских дворах. С конца XVII века, в связи с развитием промышленных и горнодобывающих предприятий, в России появились горнозаводские крестьяне. Эта категория владельческих крестьян была распространена на Урале и частично на Алтае. Горнозаводские крестьяне состояли из лично свободных приписных и владельческих посессионных крестьян и были обязаны жить и работать на горных заводах. Посессионные крестьяне появились в России в 1721 году. Это были крепостные крестьяне, закреплённые за посессионными мануфактурами и продаваемые или покупаемые неотъемлемо от этих мануфактур. Сначала посессионных крестьян можно было покупать на оговариваемые сроки, а с 7 января 1736 года в «вечное пользование». В XIX веке в число посессионных крестьян были включены «непременные работники» (новое название приписных крестьян). Посессионных крестьян нельзя было использовать на сельскохозяйственных работах, отдавать в рекруты вместо крепостных и пр. Наказывали посессионных крестьян как физически, так и экономически - налагали денежные штрафы, производили выплаты из жалованья. В XIX веке владельцы посессионных мануфактур стали стремиться заменять крепостных крестьян наёмными рабочими, и с 1840 года получили право освобождаться от посессионных крестьян. В 1861-1863 годах категория посессионных крестьян была ликвидирована. Ещё одна категория крепостных крестьян в России - дворцовые крестьяне. Дворцовое землевладение сложилось в стране в период XII - XV веков. С XVI века среди членов царской семьи распространилась мода раздавать дворцовых крестьян в качестве вознаграждения своим родственникам, фаворитам, приближённым, служилым дворянам. Дворцовые крестьяне принадлежали лично царю и членам царской фамилии, жили на землях великих князей и царей (так называемых «кабинетских землях») и несли в их пользу различные повинности - натуральный и (или) денежный оброк (с 1753 года в основном только денежный оброк). Главной обязанностью дворцовых крестьян было снабжение царской семьи продовольствием и дровами. Со временем дворцовые крестьяне вошли в категорию владельческих крестьян, а с 1797 года стали именоваться удельными крестьянами. Количество дворцовых крестьян в 1700 году составляло 100 тысяч дворов. С 1724 года дворцовыми крестьянами ведала Главная дворцовая канцелярия - центральный административный, хозяйственный и судебный орган по управлению дворцовыми крестьянами. На местах дворцовыми землями управляли приказчики, а с начала XVIII века управители. В XVIII веке экономическое положение дворцовых крестьян было лучше относительно прочих крепостных, поскольку их повинности были легче, а свободы в хозяйственной деятельности они имели больше. В результате к концу XVIII века среди дворцовых крестьян выделились зажиточные категории - богатые крестьяне, торговцы, ростовщики и другие. Удельные крестьяне, являвшиеся, в сущности, бывшими дворцовыми крестьянами, появились в России, как было сказано выше, в 1797 году, и хозяйствовали на удельных землях, то есть на землях, находящихся в собственности императорской семьи. Удельные крестьяне и удельные земли управлялись Департаментом уделов через местные удельные конторы. Селения удельных крестьян объединялись в волости. На сельских сходах избирали старост, сотских и десятских. Преобладающей формой повинностей удельных крестьян был оброк. Удельные крестьяне пользовались большей свободой хозяйственной деятельности, чем владельческие крестьяне. Количество мужских душ удельных крестьян постепенно увеличивалось: 1797 год - 463 тысячи; 1812 год - 570 тысяч; 1857 год - 838 тысяч. Указом от 26 июня 1863 года на удельных крестьян были распространены основные положения крестьянской реформы 1861 года. В частности, удельные крестьяне получили в собственность часть удельных земель за обязательный выкуп. В результате наделы удельных крестьян в четырнадцати губерниях уменьшились на 10,7 %, а в пяти северных губерниях увеличились на 41,6 %. В целом бывшие удельные крестьяне получили земли больше, чем владельческие, но меньше, чем государственные. В частности, в 1905 году в среднем на двор у бывших категорий крестьян приходилось надельной земли: - владельческих крестьян - 6,7 десятины; - удельных крестьян - 9,5 десятины; - государственных крестьян - 12,5 десятины. Удельные земли были национализированы в соответствии с Декретом о земле 1917 года. Среди крепостных крестьян существовали крестьяне, освобождённые от барщины и получавшие в оплату за работу на помещика деньги или хлеб. Таких крестьян называли задельными . В XVIII веке из владельческих крестьян выделился и оформился слой крестьян-предпринимателей . Их появление связывают с усилением имущественной дифференциации крестьянства, особенно в оброчных поместьях. В этот период широкое распространение получила денежная рента, вызвавшая процессы отходничества. Крестьяне-предприниматели быстро стали образовывать класс сельской и городской буржуазии, а после 1861 года этот процесс ещё более ускорился. Со 2 апреля 1842 года часть бывших владельческих крестьян получила от помещиков в собственность земельные наделы, и до приобретения крестьянами этой земли они именовались обязанными крестьянами. Согласно указа 1842 года, обязанные крестьяне по соглашению с помещиками (помещики не были обязаны заключать договор) приобрели личную свободу, но земля оставалась в собственности помещика, и крестьяне обязаны были нести повинности за пользование ею - барщину и оброк. Ограничения власти помещиков не предусматривалось. К концу эпохи крепостничества в категорию обязанных были переведены лишь 0,25 % из десяти миллионов владельческих крестьян.

Лично свободные крестьяне Пашенные крестьяне обрабатывали казённые (государственные) пашни, в состав которых входили земли в Сибири, земли на юге России и дворцовые (кабинетские) земли. С конца XVI века пашенный крестьянин получал в личное пользование участок земли (собинную пашню) при условии обработки казённого поля, хлеб с которого шёл в казну. С 1769 года в Сибири для пашенных крестьян обработка казённой земли была заменена денежным оброком, а с XVIII века пашенные крестьяне вошли в категорию государственных крестьян, то есть оставались лично свободными. С XIV века в России появились черносошные , или чёрные , крестьяне. Они не зависели от землевладельца, сохраняли большую степень личной свободы и право распоряжения землёй. К концу XVI века черносошные крестьяне сохранились в основном лишь на севере России, а в XVII - XVIII веках появились и закрепились в Сибири. При Петре I черносошные крестьяне стали именоваться государственными, были обложены подушной податью и дополнительным оброком в пользу государства. Сословие государственных , или казённых , крестьян, оформилось в России в начале XVIII века указами Петра I из состава свободных к тому времени крестьянских сословий - черносошных крестьян, половников Северного Поморья, сибирских пашенных крестьян, однодворцев и нерусских народностей Поволжья и Приуралья. Государственные крестьяне жили на казённых землях, пользовались отведёнными наделами, находились в государственном управлении и считались лично свободными. Государственные крестьяне обязаны были вносить деньги на земские нужды и на мирские расходы, платить подушную подать и отбывать натуральные повинности по принципу круговой поруки. С начала XIX века государственным крестьянам разрешили вести торговлю, открывать фабрики и заводы, владеть ненаселёнными (без крепостных крестьян) землями и пр. Одновременно обнаружились прогрессирующее обеднение и недоимочность среди государственных крестьян, дворяне требовали передачи их в частные руки. В 1837 - 1841 годах было учреждено специальное министерство государственных имуществ со сложной иерархией бюрократических органов для попечительства над государственными крестьянами через сельские общины. В середине XIX века государственные крестьяне составляли около 45 % всех крестьян России. Главной проблемой для крестьянства было малоземелье. В 1866 году государственные крестьяне были подчинены общей системе сельского управления и признаны крестьянами-собственниками, хотя продолжали платить оброчную подать. Права полной собственности на землю государственные крестьяне получили по закону 1886 года об обязательном выкупе земельных наделов, при этом размеры наделов государственных крестьян оказались больше, а выкупные платежи - меньше, чем у помещичьих крестьян. Государственные крестьяне Сибири и Закавказья остались в прежнем положении держателей казённой земли, так как на них не были распространены законы 1866 и 1886 годов. С конца XVII века в России существовала категория приписных крестьян, обязанных вместо уплаты оброчной и подушной подати «вечно» работать на казённых или частных заводах и фабриках, в соответствии с политикой правительства, поддерживающего развитие крупной промышленности и стремившегося обеспечить её дешёвой и постоянной рабочей силой. В основном приписные крестьяне существовали на Урале и в Сибири. С 1807 года на Урале приписные крестьяне стали освобождаться владельцами от обязательных заводских работ, а немного позже под названием «непременных работников» вошли в категорию посессионных крестьян. И последняя категория крестьян, приравненных к государственным крестьянам позднее прочих - в первой четверти XIX века - крестьяне-однодворцы . Однодворцами с первой четверти XVIII века называли потомков служилых людей, нёсших дозорную и сторожевую службу на южной границе. Создание регулярной армии повлекло освобождение части военного люда, которые начали крестьянствовать и образовали крестьянские дворы. Именно этими причинами объясняется преимущественное распространение однодворцев в центрально-черноземных районах России, а именно, на территориях Воронежской, Курской, Орловской, Тульской, Тамбовской, Пензенской и Рязанской губерний. Число однодворцев в России увеличивалось: 1730-е годы - 453 тысячи мужчин-однодворцев; 1830-е годы - около 1 миллиона; 1851 год - 1,2 миллиона. Однодворцы обязаны были выплачивать подушную подать и четырёхгривенный оброк, а до 1840 года имели право владеть крепостными, однако, право это не получило широкого использования (в 1833 - 1835 годах однодворцы владели в целом 11 тысячами крестьянских душ, живя одним двором с крепостными).

Чиновничество

Чиновников (государственных служащих) различного ранга было 0,3% – более 500 тыс. человек, то есть один на каждые 3000 жителей страны. По тем временам это был самый большой бюрократический аппарат в мире. На его содержание уходило 14% государственного бюджета (в Англии – 3%, Франции – 5%, Италии и Германии – по 7%). Маленькие оклады чиновников способствовали взяточничеству и коррупции. Сформировался тип российского бюрократа – взяточника и самодура, вымещающего на просителях неудовлетворенность собственной жизнью. Российские чиновники были малоподвижными, неинициативными.

Быт и нравы сословий.

У различных социальных групп, классов под влиянием географических и социально-экономических условий складывается свой комплекс бытовых норм, традиций, обычаев, обрядов. При этом в городе и деревне формируются различные формы быта. Повседневный быт оказывает огромное влияние на другие области социальной жизни и, прежде всего, на труд, общественную деятельность, психологический настрой и поведение людей; воздействует на формирование самой личности человека. В свою очередь, быт каждого индивида определяется уровнем его культуры.

Последняя четверть XIX в. – особый период в развитии Российского государства: активный процесс урбанизации и развитие капитализма открыл новые возможности для представителей разных социальных категорий российского города. Переходность периода определила размытость социальной структуры: традиционное деление на сословия постепенно утрачивало свою актуальность, а наследование сословной принадлежности больше не гарантировало человеку определенного места в обществе. В ходе буржуазной модернизации российского общества сословия начинали постепенно трансформироваться в классы и профессиональные группы. В основе данного процесса лежала эволюция сословно-ценностных ориентиров, когда под влиянием социально-экономических процессов капиталистического характера сословный статус в общественном сознании уступал место социальному, базировавшемуся на показателях финансового благополучия. Базой и внутренним механизмом для трансформации общества из сословно-представительского в классовое, формируемое не законами и обычаями, а экономическими отношениями, считается профессионализация трудовой деятельности. В условиях развития капитализма занятия, а тем более профессия, определялись свободным выбором того или иного лица и выражали активное участие данного лица в социальной жизни страны. Профессионализация городского населения отражала дальнейший процесс разделения труда в обществе. Кроме углубления собственно профессиональной специализации, она предполагает еще и консолидацию «представителей отдельных профессий в профессиональные организации с целью коллективного отстаивания своего общественного статуса и контроля за той сферой рынка, где данная профессиональная группа осуществляет свои функции».

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: