Акустические физиологические и профессиональные характеристики речевого голоса. Анализ акустических характеристик голоса. Акустические свойства голоса

М., 2007.

Основы фонопедии

Логопедия.

Лаврова Е.В.

ПРЕДИСЛОВИЕ.......................................................................................................................... 3

Глава 1 ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ГОЛОСА И ЕГО ПАТОЛОГИИ И ЕЕ СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ............................................................................................... 5

Глава 2 СВЕДЕНИЯ ИЗ АКУСТИКИ И ФИЗИОЛОГИИ
ГОЛОСООБРАЗОВАНИЯ....................................................................................................... 12

Глава 4 МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ И ВЫЯВЛЕНИЯ ПАТОЛОГИИ ГОЛОСА..... 34

Глава 5 ХАРАКТЕРИСТИКА И КЛАССИФИКАЦИЯ НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА........ 45

6.3 Коррекционное обучение после удаления гортани................................................ 81

7.3. Фонастения................................................................................................................... 127

7.4. Функциональная афония............................................................................................ 132



8.1. Их причины и распространенность......................................................................... 150

8.2. Профилактика и превентивные мероприятия предупреждения
расстройств голоса............................................................................................................. 156

ПОСЛЕСЛОВИЕ..................................................................................................................... 164

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ........................................................................ 166

ПРИЛОЖЕНИЕ 2КОМПЛЕКС ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ................................ 173

Упражнения для больных с удаленной гортанью....................................................... 175

ПРЕДИСЛОВИЕ

Голос - уникальное явление не только физиологическое или акустическое, но и социальное. Полноценную информацию можно передавать, обладая здоровым, красивым голосом, который служит и средством общения, и орудием производства для людей огромного числа профессий - педагогов, актеров, политических деятелей и др.

Необходимость совершенствовать голос, исправлять его врожденные или приобретенные недостатки побуждает разные науки изучать голосовую функцию, ее определяющие характеристики, возможности и особенности. Акустика анализирует звук голоса в качестве физического явления, физиология пытается объяснить механизм порождения звука в голосовом аппарате, фониатрия как раздел медицины рассматривает заболевания, методы лечения и профилактики расстройств голосовой функции.

Главной задачей фонопедии является коррекция голоса специальными педагогическими приемами.

Термин «фонопедия» прочно вошел в современную педагогическую и медицинскую практику. Ранее различные исследователи давали свои названия проблемам восстановления голоса: фонический метод, ортофоническая или фоническая ортопедия, голосовая гимнастика. Все эти понятия подразумевали одно - исправление дефектов голоса специальными, целенаправленными тренировками голосового аппарата.

Изучение патологии голоса и способов его восстановления - одна из важнейших проблем логопедии. В последние годы область применения фонопедии значительно расширилась. Четко обозначилась необходимость устранения как собственно голосовых расстройств, так и расстройств, входящих в структуру речевого дефекта при ринолалии, дизартрии, афазии, заикании. Контингент нуждающихся в педагогической помощи расширился и за счет увеличения расстройств голосового аппарата у детей.

Фонопедию можно определить как комплекс педагогического воздействия, направленного на постепенную активизацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани специальными упражнениями, коррекцию дыхания и личности обучающегося. Специальные тренировки позволяют установить такой способ функционирования голосового аппарата, при котором полноценный акустический эффект может быть достигнут с наименьшей нагрузкой. Фонопедия базируется на физиологии голосообразования, на принципах дидактики и методологических основах логопедии и тесно связана с дисциплинами медико-биологического цикла. Функциональные тренировки, направленные на коррекцию голоса, проводятся с учетом патологических изменений голосового аппарата, которые диагностируются врачом-фониатром или оториноларингологом. Кроме этого для определения первичности или вторичности голосового дефекта учитывается нервно-психическое состояние человека.

По своей этиологии и характеру проявлений нарушения голоса весьма разнообразны (их многообразие будет рассмотрено нами отдельно), здесь же важно отметить, что фонопедические методы коррекции следует применять лишь при хронической патологии.

В настоящее время фонопедия прочно заняла свое место в комплексе лечебно-реабилитационных мероприятий, а в ряде случаев оказывается единственным способом возвращения полноценной голосовой функции. Знание ее основ, а также методов профилактики голосовых нарушений необходимо логопедам при их подготовке к профессиональной деятельности. Они и сами должны обладать хорошим, выносливым голосом, владеть приемами коррекции голоса и у детей, и у взрослых с учетом всего разнообразия его патологии.

Глава 1
ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ
ИЗУЧЕНИЯ ГОЛОСА И ЕГО ПАТОЛОГИИ И ЕЕ СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

Процессы становления науки, посвященной проблемам изучения голоса, прослеживаются со времен глубокой древности.

Речь и голос как средства коммуникации всегда рассматривались в тесном единстве. В системе образования Древней Греции важное место отводилось риторике - дисциплине, в задачи которой входило формирование правильной речи, выносливого красивого голоса, умения логично излагать свои мысли, убедительно вести полемику. Исторические источники сохранили для нас имя Демосфена (ок. 384-322 гг. до н.э.), сумевшего устранить с помощью специальных тренировок дефекты собственной речи и ставшего затем известным оратором. Гиппократ (ок. 460 - ок. 370 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э.), Гален (ок. 130 - ок. 200) изучали недостатки речи и делали попытки описать строение гортани.

Ученый средневековья Авиценна (Ибн Сина, ок. 980-1037) довольно подробно рассмотрел заболевания и способы лечения голосового аппарата в фундаментальном труде «Канон врачебной науки». К 1024 г. им был завершен фонетический трактат, охватывающий многие проблемы голосообразования. В нем объяснялись причины возникновения звука и процессы его восприятия органом слуха, анатомия и физиология функционирования голосо-речевых органов, давались физиологические и акустические характеристики фонем. Особое значение в механизме голосообразования отводилось голосовым складкам: ученый указывал на их активную роль в фонации. В своих трудах Авиценна подчеркивал взаимосвязь функций головного мозга и голосового аппарата.

В конце XVI в. историческое развитие мировой культуры знаменовалось появлением нового музыкального сценического жанра - оперы (ее родиной признают Флоренцию). Для исполнения оперных партий артист должен был обладать не только хорошими вокальными данными, но и большой выносливостью голосового аппарата, иначе наступало переутомление, и вследствие этого возникали нарушения голоса, которые уже можно было считать профессиональными. Выявление характерных для певцов специфических заболеваний, высокие требования к мастерству и качеству исполнения вынуждали специалистов пристально изучать физиологию голосообразования, искать пути совершенствования голосовых возможностей и способов устранения дефектов в случае их появления.

Исследования на изолированной гортани трупов позволили немецкому физиологу И. Мюллеру установить (1840), что оформление звука зависит от строения не только гортани, но и надставной трубки. Однако в это время еще были недоступны наблюдения гортани живого человека.

В 1855 г. певец и вокальный педагог Мануэль Гарсия (родной брат знаменитой певицы Полины Виардо) впервые применил для осмотра гортани зеркало, изобретенное Листоном, английским врачом-стоматологом. Таким образом, появилась возможность обозревать гортань и колеблющиеся голосовые складки. Этот метод исследования получил название ларингоскопия (от греч. laryngis "гортань", scopia "смотрю") и сохраняется по сей день. Однако в тот период, по мнению болгарского фониатра И. Максимова (1987), еще нельзя было говорить о становлении фониатрии - медицинской науки о лечении голосового аппарата. Все исследования касались нарушений речевой и вокальной функций различной этиологии, попыток их устранения совместными усилиями врачей и логопедов. А потому И. Максимов назвал его «реабилитационно педагогическим».

В 1905 г. в Берлинском университете немецкий врач Г. Гутцман (Н. Hutzmann) защитил диссертацию на тему «Расстройства разговорной функции как предмет клинического преподавания». Именно этот момент считается началом выделения фониатрии как самостоятельной медицинской специальности. Сам термин «фониатрия» ввели в 1920 г. ученики Гутцманна - Г. Штерн (Н. Stern) и М. Зееман (М. Seemann). Последний основал и долгие годы руководил одной из первых в мире фониатрической клиникой в Праге.

Можно полагать, что с этого времени ведет свой отсчет и становление логопедии, ибо она всегда объединяла изучение речи и голоса.

Начало XX в. характеризуется большой активностью в развитии логопедии как науки. Выделяются две школы - «органиков» в Берлине во главе с Г. Гутцманом и «психологов» в Вене, сплотившейся вокруг австрийского ученого Е. Фрёшельса (Е. Fröschels). В этих городах создаются отделения и кабинеты по оказанию помощи людям с нарушениями речи и голоса при тесном сотрудничестве врачей-фониатров и логопедов. В 1924 г. по инициативе Е. Фрёшельса был проведен 1-й Международный конгресс и организована ассоциация логопедов и фониатров, существующая и поныне.

В России разработке основ фониатрии посвятили свои труды Е. Н. Малютный, И. И. Левидов, Ф. Ф. Заседателев, Л. Д. Работнов (1920-1940-е гг.), М. И. Фомичев, В. Г. Ермолаев (1940- 1950-е гг.).

Иосиф Ионович Левидов (1933) изучал постановку голоса и функциональные расстройства голосового аппарата. Проделав ряд опытов и учитывая личные ощущения певца, ученый пришел к выводу, что звучание голоса «в маске» является результатом резонации носовой и придаточных полостей. Функциональные расстройства голоса он считал следствием плохой вокальной школы, форсирования звука и неправильных самостоятельных занятий.

Федор Федорович Заседателев также видел причины профессиональных заболеваний в неправильной постановке голоса и особое внимание обращал на дыхание и способ голосоведения. Результаты своих экспериментальных наблюдений он обобщил в труде «Научные основы постановки голоса» (1935), где подробно проанализировал типы дыхания, различные положения гортани при пении, рассмотрел значение и роль резонаторов.

Многолетние наблюдения отражены в книге Леонида Дмитриевича Работнова «Основы физиологии и патологии голоса певцов» (1932). Автор исследовал функции всех частей голосового аппарата и более подробно остановился на процессах дыхания. Им была высказана гипотеза о роли в процессе фонации гладких мышц бронхов и о «парадоксальном дыхании» певцов, когда грудная клетка при пении не спадает и совершаются легкие вдыхательные движения.

В монографии Михаила Ивановича Фомичева «Основы фониатрии» (1949) значительное место занимают описания фонопедических мероприятий. Автор дает четкие рекомендации по правильному голосовому режиму, описывает дыхательные, артикуляционные и голосовые упражнения.

В 1970 г. вышла в свет коллективная работа Владимира Георгиевича Ермолаева, Нины Федоровны Лебедевой и Владимира Петровича Морозова «Руководство по фониатрии», суммировавшая результаты научных исследований по физиологии и патологии голосообразующих органов и описывающая наиболее распространенные методы акустического анализа вокального голоса. Книга была адресована врачам фониатрам и оториноларингологам, оказывающим помощь певцам, однако она представляла значительный интерес и для всех специалистов, занимающихся проблемами голоса и его патологии.

Все указанные работы заложили научные и методические основы фониатрии, дали ключ к пониманию многих явлений в физиологии голосообразования, и хотя большинство исследований было направлено на изучение певческого голоса, они имели большое теоретическое и практическое значение для постановки речевого голоса и для устранения его дефектов.

Одновременно с интересом к проблемам коррекции нарушений голоса взрослых перед врачами и педагогами возник вопрос о развитии и охране детского голоса. Еще в 30-е гг. прошлого столетия изучение особенностей становления детского голоса было предпринято в лаборатории экспериментальной фонетики, возглавляемой Евгением Николаевичем Малютиным (с 1922 по 1941 г.), при Московской консерватории. В это же время в Ленинграде Иосиф Ионович Левидов на кафедре болезней уха, горла, носа Института усовершенствования врачей исследовал природу детского голоса инструментальными методами - пневмографией, ларингостробоскопией. В 1936 г. было опубликовано его методическое пособие «Вокальное воспитание детей». Автор считал необходимым правильное руководство развитием детской речи и голоса и для этого предлагал проводить в школах лечебно-профилактические мероприятия и медико-педагогическое консультирование.

В послевоенные годы в Москве при Академии педагогических наук был организован Институт художественного воспитания, в котором велись экспериментальные исследования детского голоса.

Вопросы воспитания и обучения всегда рассматривались отечественными учеными и практиками в неразрывной связи с индивидуальными возрастными особенностями развития, с учетом новейших естественнонаучных данных, при этом достигалось объединение усилий представителей различных областей науки - физиологии, психологии, морфологии. Важную роль сыграли исследования Магдалины Сергеевны Грачевой (1956) морфологических особенностей формирования гортани, функционального взаимодействия мягкого нёба и голосовых складок. Эдуардом Карловичем Сийрде (1970) был проведен сравнительный количественный и качественный анализ своеобразия дыхательной функции у людей, имеющих различные речевые патологии - заикание, дефекты речи в результате нарушений слуха, у людей с нормальным голосообразованием и у певцов. Материалы такого сопоставления подтвердили значимость и в патологических случаях необходимость коррекции и специальных тренировок дыхания, направленных на исправление речи и голоса.

Зависимость состояния голоса от развития музыкального слуха детей подчеркивалась в работах отечественных авторов Е. М. Малининой (1967), М. Ф. Заринской (1963) и чешского фониатра Е. Седлачковой (1963), подтвердивших, что снижение акустико-фонационных стереотипов и ослабление способности восприятия звука влияют на регуляцию самой фонации.

Нарушения голосовой функции и интонации у детей с различными нарушениями речи исследовались Валентиной Ивановной Филимоновой (1990), Татьяной Викторовной Колпак (1999) и Ларисой Александровной Копачевской (2000). В работах этих авторов представлены различные приемы проведения педагогического обследования и выявления акустических характеристик голоса и подтверждено, что его патология часто является компонентом структуры речевого дефекта.

В 1990 г. была переведена и опубликована монография американского педагога Д. К. Вильсона (D. К. Wilson) «Нарушения голоса у детей», в которой затронуты многие аспекты голосовой патологии - анатомия и физиология, инструментальные методы обследования, лечение и голосовая терапия. В ней также рассматриваются и проблемы нарушения голоса взрослых, ибо они зачастую берут свое начало с изменений голосовой функции в детстве. В этой работе в известной степени сделана попытка обобщения современных знаний как о нормальном, так и о патологическом развитии голосообразования.

За последние три десятилетия заметно возросло число публикаций, посвященных различным аспектам патологии голоса, подготовленных педагогами-логопедами. Так, Светлана Леоновна Таптапова (1963, 1971, 1974, 1985, 1990) разработала методику восстановления звучной речи после удаления гортани или ее частичной резекции; Елена Самсоновна Алмазова (1973) предложила систему упражнений по коррекции голоса детей при Рубцовых деформациях гортани; автор настоящего пособия (1971, 1974, 2001) изучила и описала различные расстройства голоса функционального и органического генеза; Ольга Святославовна Орлова (1980, 1998, 2001) исследовала сложные проблемы спастических нарушений голоса и обозначила систему коррекционной работы по предупреждению и устранению нарушений голоса у педагогов.

В 1971 г. был образован Союз Европейских фониатров (UEP), объединивший всех специалистов, работающих в области патологии голоса. Ежегодно в одном из европейских городов проводятся конгрессы, на которых обсуждаются многообразные аспекты изучения голоса и его нарушений - диагностика, инструментальные и объективные методы исследования, классификация и терминология, методы лечения и голосовой реабилитации.

В 1991 г. была создана Ассоциация фониатров и логопедов (фонопедов) России, которая в качестве коллективного члена вошла в Союз Европейских фониатров и в Международный Союз. Российская ассоциация организует ежегодные конференции, посвященные актуальным вопросам исследования, лечения и восстановления голосовой функции, к участию в которых привлекаются специалисты из СНГ, а часто и из Европы. Усиление международных связей и научного взаимодействия, изменение социального характера, стиля и темпа жизни - все это требует большего общения между людьми. Голос, как одно из средств коммуникации, его качество и возможности играют в этом процессе весьма значительную роль.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите ученых Древнего мира и Средневековья, которые изучали проблемы голосообразования.

3. Какой жанр искусства обусловил необходимость профессионального изучения голоса?

4. Кем впервые была осмотрена гортань и какое название получил этот метод?

5. Когда и кем было положено начало изучения голоса как самостоятельного предмета медицины и педагогики?

6. Назовите отечественных ученых 1930-1950-х гг., внесших большой вклад в изучение различных свойств голоса и его нарушений.

7. Укажите имена современных специалистов, разработавших методики коррекционного воздействия при органической патологии голоса.

8. Назовите специалистов, предложивших методики коррекции функциональных нарушений голоса.

Глава 2
СВЕДЕНИЯ ИЗ АКУСТИКИ И
ФИЗИОЛОГИИ ГОЛОСООБРАЗОВАНИЯ

Человеческий голос складывается из совокупности разнообразных по своим характеристикам звуков, образующихся при участии голосового аппарата. Источником голоса является гортань с колеблющимися голосовыми складками. Расстояние между голосовыми складками принято называть «голосовой щелью». При вдохе голосовая щель полностью раскрыта и приобретает форму треугольника с острым углом у щитовидного хряща (рис. 1). В фазе выдоха голосовые складки несколько сближаются, однако при этом не замыкают полностью просвет гортани.

В момент фонации, т. е. воспроизведения звука, голосовые складки начинают колебаться, пропуская порции воздуха из легких. При обычном осмотре они кажутся сомкнутыми, так как глаз не улавливает скорости колебательных движений (рис. 2).

Человеческий голос, его акустические свойства, механизмы его порождения изучают самые различные науки - физиология, фонетика, фониатрия, логопедия и др. Поскольку голосовой феномен - явление не только физиологическое, но и физическое, он становится предметом изучения такого раздела физики, как акустика, которая дает четкие характеристики каждого воспроизведенного звука. Согласно акустике, звуком считается распространение колебаний в упругой среде. Человек и говорит, и поет в воздушной среде, поэтому звук голоса - это колебание частиц воздуха, распространяющихся в виде волн сгущения и разрежения, как волны на воде, со скоростью 340 м/с при температуре +18°С.

Среди окружающих нас звуков различаются тоновые звуки и шумы. Первые порождаются периодическими колебаниями источника звука с определенной частотой. Периодичность колебаний создает в нашем слуховом органе ощущение высоты звука. Шумы появляются при беспорядочных колебаниях различной физической природы.

В голосовом аппарате человека возникают и тоновые, и шумовые звуки. Все гласные имеют тоновой характер, а глухие согласные - шумовой. Чем чаще совершаются периодические колебания, тем выше воспринимаемый нами звук. Таким образом, высота звука - это субъективное восприятие органом слуха частоты колебательных движений. Качество высоты звука зависит от частоты колебаний голосовых складок в 1 с. Сколько смыканий и размыканий голосовые складки осуществляют в процессе своих колебаний и сколько порций сгущенного подскладочного воздуха они пропускают, таковой оказывается и частота рожденного звука, т. е. высота тона. Частота основного тона измеряется в герцах и может в обычной разговорной речи у мужчин изменяться в пределах от 85 до 200 Гц, а у женщин - от 160 до 340 Гц.

Изменение высоты основного тона создает выразительность речи. Одной из составляющих интонации является мелодика - относительные изменения высоты основного тона звуков. Речь человека весьма богата сменами мелодического рисунка: повествовательным предложениям свойственно понижение тона в конце; вопросительная интонация достигается значительным повышением основного тона на слове, содержащем вопрос. Основной тон всегда повышается на ударном слоге. Отсутствие заметной, меняющейся мелодики речи делает ее маловыразительной и обычно свидетельствует о какой-либо патологии.

Для характеристики нормального голоса существует такое понятие, как тоновой диапазон - объем голоса - возможность продуцировать звуки в определенных пределах от самого низкого тона до самого высокого. Это свойство для каждого человека индивидуально. Тоновой диапазон разговорного голоса у женщин находится в пределах одной октавы, у мужчин чуть меньше, т.е. изменение основного тона при разговоре в зависимости от его эмоциональной окраски колеблется в пределах 100 Гц. Тоновой диапазон певческого голоса значительно шире - певец обязательно должен владеть голосом в две октавы. Известны певцы, у которых диапазон достигает четырех и пяти октав: они могут брать звуки от 43 Гц - самые низкие голоса - до 2 300 Гц - высокие голоса.

Сила голоса, его мощность, зависит от интенсивности амплитуды колебаний голосовых складок и измеряется в децибелах, чем больше амплитуда этих колебаний, тем голос сильнее. Однако в большей степени это зависит от подскладочного давления воздуха, выдыхаемого из легких в момент фонации. Вот почему, если человек собирается громко крикнуть, он предварительно делает вдох. Сила голоса зависит не только от количества воздуха в легких, но и от умения расходовать выдыхаемый воздух, поддерживая постоянное подскладочное давление. Обычный разговорный голос, по данным разных авторов, составляет от 40 до 70 дБ. Голос певцов имеет 90-110 дБ, а иногда достигает 120 дБ - силы шума авиационного мотора. Слух человека обладает адаптационными возможностями. Мы можем слышать тихие звуки на фоне сильного шума или, очутившись в шумном помещении, сначала ничего не различаем, затем привыкаем и начинаем слышать разговорную речь. Однако и при адаптационных возможностях человеческого слуха сильные звуки небезразличны для организма: при 130 дБ наступает болевой порог, 150 дБ - непереносимость, а сила звука в 180 дБ для человека смертельна.

Особое значение в характеристике силы голоса приобретает динамический диапазон - максимальная разница между звуком самым тихим (piano) и самым громким (forte). Большой динамический диапазон (до 30 дБ) - необходимое условие для профессиональных певцов, но он важен в разговорном голосе и для педагогов, так как придает речи большую выразительность.

При нарушении координационных взаимоотношений между натяжением голосовых складок и воздушным давлением происходит потеря силы голоса и изменение его тембра.

Тембр звука является существенной характеристикой голоса. По этому его качеству мы узнаем знакомых людей, известных певцов, еще не видя их воочию. В человеческой речи все звуки сложны. Тембр отражает их акустический состав, т. е. строение. Каждый звук голоса состоит из основного тона, определяющего его высоту, и многочисленных добавочных или обертонов более высокой, чем основной тон, частоты. Частота обертонов в два, три, четыре и так далее раз больше, чем частота основного тона. Возникновение обертонов связано с тем, что голосовые складки колеблются не только по своей длине, воспроизводя основной тон, но и отдельными своими частями. Именно эти частичные колебания и создают обертоны, которые в несколько раз выше основного тона. Любой звук можно проанализировать на специальном приборе, расчленить на отдельные составляющие обертоны. Каждый гласный в своем обертоновом составе содержит области усиленных частот, которые характеризуют только этот звук. Эти области называются формантами гласных. В звуке их несколько. Для его различения достаточно двух первых формант. Первая форманта - диапазон частот 150-850 Гц - при артикуляции обеспечивается степенью подъема языка. Вторая форманта - диапазон 500-2 500 Гц - зависит от ряда гласного звука. Звуки обычной разговорной речи располагаются в области 300-400 Гц. От того, в каких частотных областях возникают обертоны, зависят такие качества голоса, как его звонкость, полетность.

Изучением тембра голоса занимаются и в нашей стране (В. С. Казанский, 1928; С. Н. Ржевкин, 1956; Е. А. Рудаков, 1864; М. П. Морозов, 1967), и за рубежом (В. Бартоломью, 1934; R. Husson, 1962; Г. Фант, 1964). Тембр формируется благодаря резонансу, возникающему в полостях рта, глотки, гортани, трахеи, бронхов. Резонанс - это резкое возрастание амплитуды вынужденных колебаний, происходящих при совпадении частоты колебаний внешнего воздействия с частотой собственных колебаний системы. При фонации резонанс усиливает отдельные обертоны звука, формирующегося в гортани, и вызывает совпадение колебаний воздуха в полостях грудной клетки и надставной трубки.

Взаимосвязанная система резонаторов не только усиливает обертоны, но и влияет на сам характер колебаний голосовых складок, активизируя их, что в свою очередь вызывает еще большее резонирование. Выделяют два основных резонатора - головной и грудной. Под головным (или верхним) понимают полости, расположенные в лицевой части головы выше нёбного свода, - носовую полость и ее придаточные пазухи. При использовании верхних резонаторов голос приобретает яркий полетный характер, а у говорящего или поющего возникает ощущение, что звук проходит через лицевые части черепа. Исследованиями Р. Юссена (1950) доказано, что вибрационные явления в головном резонаторе возбуждают лицевой и тройничный нервы, которые связаны с иннервацией голосовых складок и стимулируют голосовую функцию.

При грудном резонировании происходит вибрация грудной клетки, здесь резонаторами служат трахея и крупные бронхи. При этом тембр голоса «мягкий». Хороший, полноценный голос одновременно озвучивает головной и грудной резонаторы и накапливает звуковую энергию. Колеблющиеся голосовые складки и система резонаторов увеличивают коэффициент полезного действия голосового аппарата.

Оптимальные условия для функционирования голосового аппарата появляются при создании в надскладочных полостях (надставной трубке) определенного сопротивления порциям подскладочного воздуха, проходящего сквозь колеблющиеся голосовые складки в момент фонации. Это сопротивление называется возвратным импедансом. При формировании звука «на участке от голосовой щели до ротового отверстия возвратный импеданс проявляет свою защитную функцию, создавая в рефлекторном адаптационном механизме предварительные условия для наиболее благоприятного, быстро повышающегося импеданса». Возвратный импеданс на тысячные доли секунды предваряет фонацию, создавая для нее наиболее благоприятные щадящие условия. При этом голосовые складки работают с малой затратой энергии и хорошим акустическим эффектом. Феномен возвратного импеданса - один из важнейших защитных акустических механизмов в работе голосового аппарата.

1) сначала идет легкий выдох, затем смыкаются и начинают колебаться голосовые складки - голос звучит как бы после легкого шума. Такой способ считается придыхательной атакой;

Наиболее употребительна и физиологически оправдана мягкая атака. Злоупотребление твердым или придыхательным способами подачи голоса может привести к значительным изменениям в голосовом аппарате и потере необходимых качеств звука. Доказано, что длительное использование придыхательной атаки ведет к снижению тонуса внутренних мышц гортани, а постоянная твердая голосовая атака может провоцировать органические изменения голосовых складок - возникновение контактных язв, гранулем, узелков. Однако использование придыхательной и твердой атак звука все же возможно в зависимости от задач и эмоционального состояния человека, а иногда и в целях постановки голоса в каком-то одном, определенном периоде занятий.

Рассмотренные акустические свойства присущи нормальному, здоровому голосу. У всех людей в результате голосоречевой практики формируется достаточно четкое представление о голосовой норме детей и взрослых в зависимости от пола и возраста. В логопедии «под нормой речи понимают общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности». Это в полной мере относится и к определению нормы голоса. Здоровый голос должен быть достаточно громким, высота его основного тона соответствующей возрасту и полу человека, соотношение речевого и носового резонирования должно быть адекватным фонетическим закономерностям данного языка.

Человеческий голос складывается из совокупности разнообразных по своим характеристикам звуков, образующихся при участии голосового аппарата. Источником голоса является гортань с колеблющимися голосовыми складками. Расстояние между голосовыми складками принято называть ʼʼголосовой щельюʼʼ. При вдохе голосовая щель полностью раскрыта и приобретает форму треугольника с острым углом у щитовидного хряща (рис. 1). В фазе выдоха голосовые складки несколько сближаются, однако при ϶том не замыкают полностью просвет гортани.

В момент фонации, т. е. воспроизведения звука, голосовые складки начинают колебаться, пропуская порции воздуха из легких. При обычном осмотре они кажутся сомкнутыми, так как глаз не улавливает скорости колебательных движений (рис. 2).

Человеческий голос, ᴇᴦο акустические свойства, механизмы ᴇᴦο порождения изучают самые различные науки - физиология, фонетика, фониатрия, логопедия и др.
Размещено на реф.рф
Поскольку голосовой феномен - явление не только физиологическое, но и физическое, он становится предметом исследования такого раздела физики, как акустика, которая дает четкие характеристики каждого воспроизведенного звука. Согласно акустике, звуком считается распространение колебаний в упругой среде. Человек и говорит, и поет в воздушнои̌ среде, по϶тому звук голоса - ϶то колебание частиц воздуха, распространяющихся в виде волн сгущения и разрежения, как волны на воде, со скоростью 340 м/с при температуре +18°С.

Среди окружающих нас звуков различаются тоновые звуки и шумы. Первые порождаются периодическими колебаниями источника звука с определеннои̌ частотой. Периодичность колебаний создает в нашем слуховом органе ощущение высоты звука. Шумы появляются при беспорядочных колебаниях различнои̌ физической природы.

В голосовом аппарате человека возникают и тоновые, и шумовые звуки. Все гласные имеют тоновой характер, а глухие согласные - шумовой. Чем чаще совершаются периодические колебания, тем выше воспринимаемый нами звук. Таким образом, высота звука - ϶то субъективное восприятие органом слуха частоты колебательных движений. Качество высоты звука зависит от частоты колебаний голосовых складок в 1 с. Сколько смыканий и размыканий голосовые складки осуществляют в процессе своих колебаний и сколько порций сгущенного подскладочного воздуха они пропускают, таковой оказывается и частота рожденного звука, т. е. высота тона. Частота основного тона измеряется в герцах и может в обычнои̌ разговорнои̌ речи у мужчин изменяться в пределах от 85 до 200 Гц, а у женщин - от 160 до 340 Гц.

Изменение высоты основного тона создает выразительность речи. Однои̌ из составляющих интонации является мелодика - относительные изменения высоты основного тона звуков. Речь человека весьма богата сменами мелодического рисунка: повествовательным предложениям свойственно понижение тона в конце; вопросительная интонация достигается значительным повышением основного тона на слове, содержащем вопрос. Основнои̌ тон всегда повышается на ударном слоге. Отсутствие заметнои̌, меняющейся мелодики речи делает её маловыразительнои̌ и обычно свидетельствует о какой-либо патологии.

Для характеристики нормального голоса существует такое понятие, как тоновой диапазон - объем голоса - возможность продуцировать звуки в определенных пределах от самого низкого тона до самого высокого. Это свойство для каждого человека индивидуально. Тоновой диапазон разговорного голоса у женщин находится в пределах однои̌ октавы, у мужчин чуть меньше, т.е. изменение основного тона при разговоре исходя из ᴇᴦο эмоциональнои̌ окраски колеблется в пределах 100 Гц. Тоновой диапазон певческого голоса значительно шире - певец обязательно должен владеть голосом в две октавы. Известны певцы, у которых диапазон достигает четырех и пяти октав: они могут брать звуки от 43 Гц - самые низкие голоса - до 2 300 Гц - высокие голоса.

Сила голоса, ᴇᴦο мощность, зависит от интенсивности амплитуды колебаний голосовых складок и измеряется в децибелах, чем больше амплитуда этих колебаний, тем голос сильнее. Однако в большей степени ϶то зависит от подскладочного давления воздуха, выдыхаемого из легких в момент фонации. Вот почему, в случае если человек собирается громко крикнуть, он предварительно делает вдох. Сила голоса зависит не только от количества воздуха в легких, но и от умения расходовать выдыхаемый воздух, поддерживая постоянное подскладочное давление. Обычный разговорный голос, по данным разных авторов, составляет от 40 до 70 дБ. Голос певцов имеет 90-110 дБ, а иногда достигает 120 дБ - силы шума авиационного мотора. Слух человека обладает адаптационными возможностями. Мы можем слышать тихие звуки на фоне сильного шума или, очутившись в шумном помещении, сначала ничᴇᴦο не различаем, затем привыкаем и начинаем слышать разговорную речь. Однако и при адаптационных возможностях человеческого слуха сильные звуки небезразличны для организма: при 130 дБ наступает болевой порог, 150 дБ - непереносимость, а сила звука в 180 дБ для человека смертельна.

Особое значение в характеристике силы голоса приобретает динамический диапазон - максимальная разница между звуком самым тихим (piano) и самым громким (forte). Большой динамический диапазон (до 30 дБ) - необходимое условие для профессиональных певцов, но он важен в разговорном голосе и для педагогов, так как придает речи большую выразительность.

При нарушении координационных взаимоотношений между натяжением голосовых складок и воздушным давлением происходит потеря силы голоса и изменение ᴇᴦο тембра.

Тембр звука является значительнои̌ характеристикой голоса. По ϶тому ᴇᴦο качеству мы узнаем знакомых людей, известных певцов, ещё не видя их воочию. В человеческой речи все звуки сложны. Тембр отражает их акустический состав, т. е. строение. Важно отметить, что каждый звук голоса состоит из основного тона, определяющᴇᴦο ᴇᴦο высоту, и многочисленных добавочных или обертонов более высокой, чем основнои̌ тон, частоты. Частота обертонов в два, три, четыре и так далее раз больше, чем частота основного тона. Возникновение обертонов связано с тем, что голосовые складки колеблются не только по своей длине, воспроизводя основнои̌ тон, но и отдельными своими частями. Именно эти частичные колебания и создают обертоны, которые в несколько раз выше основного тона. Любой звук можно проанализировать на специальном приборе, расчленить на отдельные составляющие обертоны. Важно отметить, что каждый гласный в своем обертоновом составе содержит области усиленных частот, которые характеризуют только ϶тот звук. Данные области называются формантами гласных. В звуке их несколько. Для ᴇᴦο различения достаточно двух первых формант. Первая форманта - диапазон частот 150-850 Гц - при артикуляции обеспечивается степенью подъема языка. Вторая форманта - диапазон 500-2 500 Гц - зависит от ряда гласного звука. Звуки обычнои̌ разговорнои̌ речи располагаются в сфере 300-400 Гц. От того, в каких частотных областях возникают обертоны, зависят такие качества голоса, как ᴇᴦο звонкость, полетность.

Изучением тембра голоса занимаются и в нашей стране (В. С. Казанский, 1928; С. Н. Ржевкин, 1956; Е. А. Рудаков, 1864; М. П. Морозов, 1967), и за рубежом (В. Бартоломью, 1934; R. Husson, 1962; Г. Фант, 1964). Тембр формируется благодаря резонансу, возникающему в полостях рта, глотки, гортани, трахеи, бронхов. Резонанс - ϶то резкое возрастание амплитуды вынужденных колебаний, происходящих при совпадении частоты колебаний внешнᴇᴦο воздействия с частотой собственных колебаний системы. При фонации резонанс усиливает отдельные обертоны звука, формирующегося в гортани, и вызывает совпадение колебаний воздуха в полостях груднои̌ клетки и надставнои̌ трубки.

Взаимосвязанная система резонаторов не только усиливает обертоны, но и влияет на сам характер колебаний голосовых складок, активизируя их, что в свою очередь вызывает ещё большее резонирование. Выделяют два основных резонатора - головнои̌ и груднои̌. Под головным (или верхним) понимают полости, расположенные в лицевой части головы выше нёбного свода, - носовую полость и её придаточные пазухи. При использовании верхних резонаторов голос приобретает яркий полетный характер, а у говорящᴇᴦο или поющᴇᴦο возникает ощущение, что звук проходит через лицевые части черепа. Исследованиями Р. Юссена (1950) доказано, что вибрационные явления в головном резонаторе возбуждают лицевой и тройничный нервы, которые связаны с иннервацией голосовых складок и стимулируют голосовую функцию.

При грудном резонировании происходит вибрация груднои̌ клетки, здесь резонаторами служат трахея и крупные бронхи. При ϶том тембр голоса ʼʼмягкийʼʼ. Хороший, полноценный голос одновременно озвучивает головнои̌ и груднои̌ резонаторы и накапливает звуковую энергию. Колеблющиеся голосовые складки и система резонаторов увеличивают коэффициент полезного действия голосового аппарата.

Оптимальные условия для функционирования голосового аппарата появляются при создании в надскладочных полостях (надставнои̌ трубке) определенного сопротивления порциям подскладочного воздуха, проходящᴇᴦο сквозь колеблющиеся голосовые складки в момент фонации. Это сопротивление называется возвратным импедансом.
Понятие и виды, 2018.
При формировании звука ʼʼна участке от голосовой щели до ротового отверстия возвратный импеданс проявляет свою защитную функцию, создавая в рефлекторном адаптационном механизме предварительные условия для наиболее благоприятного, быстро повышающегося импедансаʼʼ. Возвратный импеданс на тысячные доли секунды предваряет фонацию, создавая для нее наиболее благоприятные щадящие условия. При ϶том голосовые складки работают с малой затратой энергии и хорошим акустическим эффектом.
Понятие и виды, 2018.
Феномен возвратного импеданса - один из важнейших защитных акустических механизмов в работе голосового аппарата.

1) сначала идет легкий выдох, затем смыкаются и начинают колебаться голосовые складки - голос звучит как бы после легкого шума. Такой способ считается придыхательнои̌ атакой;

Наиболее употребительна и физиологически оправдана мягкая атака. Злоупотребление твердым или придыхательным способами подачи голоса может привести к значительным изменениям в голосовом аппарате и потере необходимых качеств звука. Доказано, что долгое использование придыхательнои̌ атаки ведет к снижению тонуса внутренних мышц гортани, а постоянная твердая голосовая атака может провоцировать органические изменения голосовых складок - возникновение контактных язв, гранулем, узелков. Однако использование придыхательнои̌ и твердой атак звука все же возможно исходя из задач и эмоционального состояния человека, а иногда и в целях постановки голоса в каком-то одном, определенном периоде занятий.

Рассмотренные акустические свойства присущи нормальному, здоровому голосу. У всех людей в результате голосоречевой практики формируется достаточно четкое представление о голосовой норме детей и взрослых исходя из пола и возраста. В логопедии ʼʼпод нормой речи понимают общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельностиʼʼ. Это в полнои̌ мере относится и к определению нормы голоса. Здоровый голос должен быть достаточно громким, высота ᴇᴦο основного тона соответствующей возрасту и полу человека, соотношение речевого и носового резонирования должно быть адекватным фонетическим закономерностям данного языка.

Общаясь с другими людьми, человек произносит звуки и воспринимает их.

Способность человека издавать звуки называется голосом .

Голосовой аппарат

Источником звука является голосовой аппарат человека . Он устроен довольно сложно. Его основные части: лёгкие и бронхи с системой дыхательных мышц грудной клетки, гортань с голосовыми складками и система воздушных полостей, которые выполняют роль резонаторов и излучателей звука. Функции всех этих органов объединяются нервной системой в единый процесс, в результате которого и возникает звук.

Звук появляется только при выдохе, когда воздух из лёгких проходит через нос и рот, вызывая вибрацию голосовых связок. Между правой и левой связками находится голосовая щель. Через неё проходит воздух при дыхании. Мышцы гортани меняют положение её хрящей. В результате меняется ширина голосовой щели, а также натяжение голосовых связок.

Когда человек молчит, его голосовые связки разведены в стороны, а голосовая щель раскрыта, чтобы не мешать воздуху свободно проходить при дыхании. При воспроизведении звука голосовая щель становится у́ же, от проходящего через неё воздуха вибрируют связки, которые, в свою очередь, заставляют вибрировать воздух. Возникает голосовая волна, которая и называется голосом. Далее голос проходит в полости глотки, носа и рта. Он встречает на своём пути препятствия, которые создают для него определённые положения языка, губ и зубов. Преодолевая эти препятствия, голос рождает звуки.

У разных людей связки имеют разную длину и толщину. Поэтому и голоса у людей различаются. Чем длиннее и толще голосовые связки у человека, тем ниже его голос.

Характеристики голоса человека

Тоновый диапазон

Тоновый диапазон голоса зависит от частоты колебаний голосовых связок. Поэтому его называют также частотным. Чаще всего частота голоса человека колеблется в пределах от 64 до 1300 Гц. Но его можно расширить с помощью специальных вокальных упражнений.

Частота основного тона взрослого мужчины (нижний тон натурального звукоряда) колеблется в диапазоне 85-155 Гц, взрослой женщины от 165 до 255 Гц. Диапазон частоты разговорного детского голоса – от 170 до 600 Гц.
Во время пения частотный диапазон значительно шире разговорного. Крайне низкие тоны некоторых басовых голосов имеют частоту 50-60 Гц. Самый низкий тон, который может взять человеческий голос, - «фа» контроктавы с частотой 43,2 герца. А самый высокий тон – «фа» третьей октавы (1354 герца). Но некоторые всемирно известные оперные певцы достигали тонов «a3», «c4» (2069 Гц) и даже «d4» (2300 Гц).

Тембр голоса

В физике резонансом называют совпадение частоты собственных колебаний системы с частотой колебаний какого-то внешнего воздействия, в результате чего резко возрастает амплитуда вынужденных колебаний системы.

А так как звук – это колебательный процесс, то явление резонанса присуще и ему. При помощи явления резонанса можно усилить даже очень слабые периодические колебания.

Расположив рядом 2 камертона и легонько стукнув по одному, можно услышать, как второй камертон издаст звук. Это происходит потому, что он попал в резонанс с первым, и его колебания усилились.

Гитарная струна сама по себе издаёт негромкий звук. Но её струны располагают на корпусе, который имеет определённую форму и круглое отверстие в середине. Звук от струны попадает внутрь корпуса, резонирует и усиливается.

Точно так же усиливается и человеческий голос. Резонаторами служат полости, лежащие выше голосовых связок – носовые ходы, гайморовы и лобные пазухи. Эти резонаторы называют верхними. Они придают голосу звонкость. Лёгкие, бронхи и трахея – нижние резонаторы. Они усиливают низкие звуки. Проходя через них, голос приобретает силу, полноту звука.

Сила и громкость голоса

А громкость – это субъективное восприятие силы звука, то, как ухо конкретного человека воспринимает звук. Для её оценки принята величина, которая называется сон . 1 сон – это громкость синусоидального чистого тона частотой 1 кГц, создающего звуковое давление 2 мПа.

Но одинаковую громкость могут иметь звуки разной интенсивности (имеющие различное звуковое давление) на разных частотах. Поэтому громкость звука оценивают, сравнивая её с громкостью стандартного чистого тона частотой 1 кГц. Эту величину называют уровнем громкости звука . Единица уровня громкости – фон . Предположим, что существуют 2 звука, частота которых одинакова, но громкость разная. Каждому из этих звуков поставим в соответствие звук такой же громкости с частотой 1 кГц. Если их громкость отличается на 1 децибел, то разность уровней исходных звуков будет равна 1 фон .

Ещё одной величиной измерения уровня громкости звука является бел . Это безразмерная единица измерения, которая представляет собой десятичный логарифм отношения физической величины к такой же физической величине, принимаемой за исходную. Названа так в честь Александра Грэхема Бела, изобретателя телефона. Считается, что громкость равна 1 Б, если его мощность в 10 раз превышает порог слышимости. На практике применяют единицу децибел , в 10 раз меньшую бела. Децибел показывает не величину громкости звука, а измерение отношения двух величин.

Децибел не является официальной единицей в системе СИ, но его применение разрешено совместно с СИ.

Громкость зависит от звукового давления и имеет логарифмический характер. Если звуковое давление повышается на 10 дБ, то громкость увеличивается в 2 раза.

Наше ухо воспринимает громкость звука по-разному. Чем выше частота колебаний голоса при одинаковой амплитуде, тем более громкими нам кажется звуки. Высокий женский голос, имеющий частоту 1000 Гц, будет нам казаться более громким, чем мужской голос частотой 200 Гц, даже если они имеют одинаковую амплитуду.

В книге рекордов Гиннеса зафиксирован случай, когда на специальных соревнованиях 14-летняя школьница из Шотландии перекричала шум двигателя взлетающего «Боинга». Уровень громкости её голоса составил 125-130 дБ. Это на 10 дБ выше предельного значения уровня звука для человеческого уха.

Голосовой аппарат человека передаёт энергию в окружающее нас пространство. Но эта энергия очень мала. Кроме того, звуковая волна распространяется по всем направлением, и энергия рассеивается. Но если её сосредоточить в каком-то конкретном направлении, то голос будет слышен гораздо лучше. Поднеся ладони ко рту, мы направляем наш голос в нужную нам сторону. По такому же принципу действует рупор. С его помощью голос можно слышать на большом расстоянии.

Звуки могут издавать и другие живые существа: животные, птицы и даже рыбы, но только человек умеет разговаривать. С помощью органов речи он способен произносить звуки в определённой последовательности так, что они выстраиваются в определённые слова.

Источник голосового сигнала , продуцируемый колебаниями голосовых складок, представляет собой практически периодическую последовательность звуковых волн, где каждая предыдущая волна почти повторяет последующую. Благодаря своей периодичности, голосовой сигнал состоит из обертонов: синусоид, формирующих базовую частоту голоса.

Таким образом, звуковой сигнал может быть представлен (изменение потока воздуха) либо как воздушный поток с определенными временными характеристиками (сверху), либо как серия синусоид с различной амплитудой и одной частотой (снизу). Таким образом, источник звукового сигнала можно представить не как серию воздушных «толчков», а скорее, как связку определенных частот, поступающую в вышележащие отделы дыхательных путей через голосовую щель.

Достаточно точной аналогией является трубач или другой игрок на духовом инструменте, который за счет движений губ на мундштуке трубы обеспечивает поступление в него серии воздушных импульсов. Эти импульсы, являясь периодическими, также приводят к формированию на проксимальном конце трубы серии гармонических частот.

Голосовой тракт , подобно музыкальному инструменту, обладает определенными акустическими свойствами, которые зависят от его длины и формы. Некоторые гармонические колебания при прохождении через него подвергаются определенным изменениям, другие же остаются неизменными. Упрощая, можно сказать, что голосовой тракт действует как акустический фильтр. Характеристики фильтра можно представить в виде «аудиограмм», как это сделано на рисунке ниже, представив модифицирующий эффект голосового тракта как функцию от частоты гармонических колебаний.

Этот рисунок отражает «модуляционно-передаточную» функцию голосового тракта . Когда спектр, получаемый в результате изменения потока воздуха, поступает в фильтр голосового тракта, передаточная функция голосового тракта определяет объем передачи до дистального отдела голосового тракта (губ). Конечный результат представлен на рисунке ниже в нижнем правом углу. У выходного спектра теперь есть пиковые значения, которые не подверглись какой-либо модификации, и плато, которые оказались наиболее модифицированными. Сверху изображена исходная звуковая волна, которая достигает ушей слушателя и воспринимается им как голос говорящего.

Характеристики голосовых складок в трех различных голосовых регистрах.

а) Регистры голоса . Описанная выше модель фонации подходит для использования в большинстве случаев обычной спокойной речи. В то же время, определенные движения голосовых складок могут использоваться для произведения определенных голосовых регистров. Голосовой регистр можно определить, как определенную воспроизводимую схему работы гортани, которая может использоваться на уровне определенных частот для произведения голоса с нужными качествами. Частоты различных регистров обычно почти не пересекаются. Музыканты предпочитают пользоваться более сложным, но менее точным определением регистра, которое основано исключительно на воспринимаемых качествах голоса.

Между различными музыкальными школами уже давно идут споры о том, сколько же на самом деле существует регистров и как их правильно называть. Для физиолога существует три голосовых регистра, которые определяются в соответствии с определенными движениями краев голосовых складок, визуализируемых при эндоскопическом обследовании гортани. Они представлены на рисунке ниже.

Тональный регистр , встречается наиболее часто, используется для бытовой речи. Голосовые складки напрягаются умеренно, их края несколько закруглены. Фаза открытой голосовой щели незначительно превышает фазу закрытой. Давление воздушного потока умеренное, голосовая F 0 находится в области средних значений (около 120 Гц для мужчин и 210 Гц для женщин).

Фальцет , старый музыкальный термин, все еще широко используется для обозначения голоса с максимальной частотой F 0 . Более современным термином является «верхний регистр». Очень сильно натянутые голосовые складки колеблются под действием воздушной волны высокого давления, края голосовых складок подобны острию ножа. У мужчин F 0 в данном регистре составляет 275 Гц и выше, у женщин - около 500 Гц. Колебания голосовых складок представляют собой синусоиду, полного закрытия голосовой щели чаще всего не происходит.

Пульсовой регистр , ранее известный под старым названием «штробас» (тип фонации, при котором голосовые связки вибрируют, но при этом практически не напряжены. Является самым низким вокальным регистром). F 0 составляет около 30 Гц. Звуковые импульсы изолированы друг от друга. Голосовые связки расслаблены, атоничны, края их притуплены. Уровень воздушного давления низкий. Относительно короткие периоды открытия голосовой щели сменяются длинными периодами смыкания.

Колебания голосовых складок периодичны только в некоторые моменты фонации. Часто фонация имеет «дикротический» характер, когда за коротким быстрым открытием голосовой щели следует более долгое и широкое. Несмотря на то, что штробас воспринимается как грубый голос, он не является при знаком заболевания гортани. Также его использование не наносит гортани никого вреда (хотя в клинической практике часто бытует обратное мнение).

б) Ключевые моменты :
И «источник», и «фильтр» принимают участие в формировании человеческого .
Во время фонации, вдох занимает лишь 10% дыхательного цикла. При спокойном дыхании он занимает около 40%.
При разговоре давление в трахее может превышать давление покоя в 10 раз и более.
Согласно миоэластической-аэродинамической теории фонации, колебания голосовых складок, биомеханические свойства которых изменяются под действием внутренних мышц гортани, формируют базовую гармоническую частоту фонации, которая в дальнейшем модифицируется под действием структур голосового тракта.


Положение и очертание голосовых складок во фронтальной проекции и при виде через просвет гортани во время фаз колебательного цикла.
График в центре отображает изменения давления потока воздуха.
(1) Голосовая щель полностью закрыта. (2) Расхождение нижних краев голосовых складок.
(3,4) Постепенное расхождение голосовых складок. (5) Расхождение центральных и верхних отделов голосовых складок.
(6) Голосовая щель полностью раскрыта (7-9). Смыкание нижних краев голосовых складок.
(10) Полное смыкание нижних краев голосовых складок. Верхние края частично сомкнуты.


Модель голосообразования «источник-фильтр».
Легкие обеспечивают энергию воздушного потока, из которого на уровне голосовых складок образуется звук с базовой частотой и обертонами.
Затем эти частоты модифицируются в голосовом тракте.

Изучение интенсивности звучания: Используется аппаратура: шумометр, измерительные приборы типа “Vocal 2”, “Видимая речь” и др. (приборы, позволяющие анализировать частоты). Записывается звучание голоса, неоднократно, с интервалами 3 – 5 минут, вычисляются средние показатели.

Измерение частоты фонации: Также используется компьютерная программа “Видимая речь” (модули “Высота” и “Спектр”). Испытуемый длительно произносит заданный звук. На экране дисплея в зависимости от высоты голоса “ртуть на градуснике” поднимается при изменении высоты звучания. Индикатор фиксирует границы частотного диапазона.

Спектральный анализ гласных звуков: Проводится с использованием электроакустических методов – спектрометрии. Первоначально проводится запись голоса на высокочувствительную магнитную пленку в звукоизолированном помещении, после чего речевой материал подвергается спектрографическому анализу, когда дается оценка разных параметров звука. Для оценки интонационных особенностей речи используется прибор интонограф . Магнитофонные записи пропускают через осциллограф.

Одним из методов исследования голоса является определение профиля речевого голоса или голосового поля. Его сущность заключается в регистрации уровня звукового давления в зависимости от изменения интенсивности голоса, что дает представление о динамическом диапазоне. Динамический диапазон служит важнейшим показателем владением голосом. Изменение интенсивности и высоты основного тона определяют такие качества, как гибкость и мелодичность. Известно, что монотонная речь затрудняет восприятие слушателями и является частой причиной более быстрого перенапряжения голоса.

Исследование проводиться в помещении с нормальной акустикой, фоновый шум не превышал 40 дБ. Интенсивность речевого голоса или уровень звукового давления (УЗД) определяется с помощью прибора SM O3 фирмы «Atmos» (Атмос). При проведении исследования испытуемый находится в вертикальном положении, стоя, микрофон расположен на расстоянии 30 см от губ. Согласно инструкции к прибору необходимо начать беглый счет с цифры двадцать. Вначале числа произносятся тихо, затем постепенно увеличивается интенсивность голоса до максимально громкого произнесения. При этом дисплее точечного сигнала высвечиваются данные уровня звукового давления, которые заносятся на специальный бланк фонетограммы. Линия, соединяющая полученные координаты, образует профиль речевого голоса. Графический рисунок (фигуру) называют голосовым полем. Он показывает основные акустические параметры певческого голоса: тоновый диапазона, динамический диапазон и площадь голосового поля как характеристику голосовых возможностей исследуемого. Площадь данной фигуры напрямую связано с функциональным состоянием голосового аппарата: чем меньше площадь, тем ниже возможности голоса, а при заболеваниях голосового аппарата – выражение нарушение.



Другой вариант проведения методики (кроме счета до 20): пропевать гланую “а” длительностью не менее 2 секунд. Тихое пение (panissimo) перед очень громким (fortissimo). При исследовании тон задается на пианино. Испытуемый воспроизводит заданный тон с соответствующей частотой насколько возможно тихо. Затем задается следующий тон, который пропевается аналогичным образом, и так продолжают до пределов диапазона, присущего голосу исследуемого. Таким же образом исполняется данный звукоряд в пределах диапазона насколько возможно громко. При этом на цифровом и точечном дисплее прибора высвечиваются данные уровня звукового давление. Исследование провододится на гласной «а». Это объясняется тем, что звук «а» позволяет лучше всего расслабить голосовой аппарат от излишнего напряжения, обладает наибольшей интенсивностью, и поэтому его образование требует наименьших усилий. Помимо этого, гласный «а» является самым распространенным звуком, с которого большинство вокальных педагогов начинают воспитывать голос.

Логопедическое обследование

При определении характерных особенностей голоса особое вниманиме обращается на:

Его интенсивность – сильный, нормальный, слабый, иссякающий

Тональность звучания – низкий, нормальный, высокий, фальцет



Тембр – чистый, хриплый, напряженный, дрожащий, глухой, назализованный.

Логопед изучает качество звучания измененного голоса – охриплость, падение силы, звучности, напряжение наружных мышц шеи, появление рефлекторного кашля, прорывов звучного голоса или, наоборот, полное его выпадение, тип дыхания. По характеру звучания голоса опытный логопед может определить этиологию и механизмы нарушения.

Исследование проводят с использованием различного речевого материала:

Изолированных звуков, слогов, слов, предложений

Вопросно-ответной формы речи

Чтения ритмизированных и произаических текстов.

Обследование детей требует особого подхода. Дошкольники и даже младшие школьники обычно не осознают нарушений своего голоса, они как бы «не слышат» себя и никаких жалоб не предъявляют, ничего определенного о развитии своего дефекта рассказать не могут. Не всегда нарушенный голос ребенка замечают родители и педагоги.

Зависимость голоса человека от его эмоционального состояния не требует доказательств, поэтому и о голосе ребенка можно получить наиболее полное представление только при условии хорошего контакта с ним, его доверия к логопеду и заинтересованности в занятиях. Многократные и разнообразные по форме приемы обследования позволяют выявить картину функционального состояния голосового аппарата.

Аудитивная оценка голоса проводится в беседах с детьми в непринужденной обстановке, во время наблюдений за ними в режимные моменты или в играх со сверстниками и, конечно, при целенаправленном обследовании. Принимая во внимание тесную связь голосовой и психической функций, следует учитывать настроение детей, знать особенности их обычного поведения. Если ребенок вял, плаксив, обследование в такой момент проводить не стоит.

Экспериментальные задания предлагаются ребенку в игровой форме, которая должна соответствовать его возрастным возможностям и интересам. Выполняя их, дети демонстрируют звучание голоса при произнесении гласных, слогов, слов, отдельных предложений, в свободном рассказе, при повторении стихотворений, во время участия в организованных инсценировках. Речевой материал для выявления состояния голоса должен содержать максимальный набор гласных, сонорных и звонких согласных звуков.

В.И. Филимонова (1990) предложила методику исследования состояния голоса дошкольников:

Изолированные гласные предлагаются в следующей последовательности: [а, о, у, э, и]. Именно при такой последовательности увеличивается плотность смыкания голосовых складок (на [а] охриплость может не появиться, а на [и] – появится). Кроме того, увеличивается возвратный импеданс – соотношение надскладочного и подскладочного давления воздушной струи.

Изучение особенностей произнесения звуков происходит в условиях их многократного звучания (например, укачивания куклы «а-а-а» и т.п.), во время которого легко выявляется интонационная характеристика голоса:

[а] – проверяется при выполнении ребенком инструкции: «Как нужно укачивать куклу!». В случае если он не может самостоятельно выполнить задание, логопед показывает необходимые движения и произносит «а-а-а», затем просит ребенка повторить их;

[о] – в ответ на инструкцию: «Покажи, как стонет человек, у которого что-нибудь болит»;

[у] – при выполнении задания: «Покажи, как звучит самолет в воздухе»;

[э] – при повторении вслед за логопедом коротких слов эй, это, эхо;

[и-а] – в ответ на просьбу: «Покажи, как кричит маленький ослик».

Аналогичным способом проверяются характеристики голоса при выполнении следующих инструкций – «Покажи,

как рычит собака, если ей что-нибудь не нравится» – [р];

как звенит комар – [з];

как жужжит жук весной – [ж];

как лает собака, когда не подпускает чужих к дому – [ав];

как вздыхает старенькая бабушка – [ох];

как мычит корова – [му];

как мычит теленок, который потерял маму –(жалобно) [ме];

как пищат мышки (тихо) [пи];

как мурлычет взрослый кот – [мурр];

как мяукает маленький котенок – [мяу];

как кричит петушок –[ку-ка-ре-ку];

как тикают часики –[тик-так].

В каждом случае, когда ребенок затрудняется в выполнении задания, логопед показывает ему образец.

2. Произнесение слов, обозначающих название той или иной предметной картинки. При выборе картинок учитывается максимальный набор в их названиях гласных и сонорных: мак, малина, мыло, машина, лимон, дом, самолет, юла, лиса, мел.

3. Повторение за логопедом коротких фраз типа: Мама мыла Милу. Мила любила молоко. Нина ела малину. Мама купила лимон.

4. Произнесение тех же фраз с различной интонацией – утвердительной, вопросительной и восклицательной.

5. Произнесение тех же фраз с вопросительной интонацией с логическим ударением на разных словах. Например: Мама мыла Милу? Мама мыла Милу? Мама мыла Милу ?

6. Чтение наизусть коротких стихотворений:

Мама мыла Милу мылом, Мыла Мила мишку мылом,

Мила мыло не любила. Мила мыло уронила,

Уронила Мила мыло, Уронила Мила мыло,

В мыльной пене утопила. Мишку Мила не домыла.

Маланья-болтунья Марину и Милу

Болтала, выбалтывала, Малина манила,

Да не выболтала. Марине и Миле

Малина мила.

Ла-ла-ла Лу-лу-лу Ул-ул-ул

Мила пол мела. Слава взял пилу. Михаил уснул.

7. Инсценирование сказок с целью проверки умения детей передавать голосовыми реакциями характер персонажей и интонационно оформлять собственную речь. Можно использовать русские народные сказки «Три медведя», «Волк и козлята», сказку В. Сутеева «Кто сказал мяу?» и др. Между детьми распределяются роли: они в соответствии с сюжетной последовательностью рассказывают сказку, при этом каждый должен имитировать голос персонажа.

Очень важные сведения о состоянии голоса ребенка и о владении им интонацией дают наблюдения за его поведением и во время собственно логопедических занятий, и в среде сверстников – в процессе игр, на прогулках, в различные режимные моменты, т. е. в любой непринужденной ситуации и в беседах на различные доступные ребенку темы.

При достаточно большом количестве известных в настоящее время инструментальных и объективных методов исследования, аудитивный метод оценки голоса по-прежнему остается главным и ведущим . Тренированное ухо специалиста способно улавливать малейшие оттенки нарушенного голоса, по которым ставится диагноз, часто более точный, чем при клиническом обследовании.

Изучение дыхания

Тип дыхания (ключичный, грудной, брюшной) – при наблюдении в процессе общения. Тип фонационного дыхания выявляли по преобладающим движениям различных участников грудной клетки (верхнее-, средне- или нижнереберное дыхание) во время звучания голоса. При затруднении визуального определения клали кисти рук последовательно на верхние, средние и нижние отделы грудной клетки. Также обращается внимание, в какой фазе – вдоха или выдоха – проговариваются слова, отмечалась продолжительность ротового выдоха.

Координированность вдоха и выдоха

Их характер (через нос или рот, частоту вдохов)

Распределение силы выдыхаемого воздуха во время речи

Для оценки фонационного дыхания, выносливости голоса определяется время максимальной фонации. Этот простой и легко выполнимый тест позволяет судить о состоянии голосовой щели. Известно, что продолжительность тона зависит, с одной стороны, от дыхания, а с другой – от тонуса голосовых складок. Время нормальной фонации – от 15 секунд. Уменьшение времени фонации свидетельствует о снижении тонуса голосовых складок, несформированности дыхательной опоры.

Определение времени максимальной фонации проводилось следующим образом: испытуемому предлагалось после вдоха длительно и без напряжения фонировать гласные на удобном для него уровне громкости и высоты. Измерение проводилось при помощи электронного секундомера последовательно для гласных «а», «о», «и» . Результат оценивался по средним данным.

Изучение речевого слуха (Е.Л. Черкасова – электрон. хрестоматия ):

1. восприятие ритмов и темпов

2. различение звукокомплексов, слогов по таким акустическим характеристикам, как громкость, высота, длительность (фонетический слух)

Хлопнуть в ладоши, услышав тихие гласные звуки, и «спрятаться», если услышишь громкие звуки,

Движения руки, соответствующие понижению или понижению голоса учителя-логопеда,

3. развитие интонационного слуха заключается в различении и воспроизведении:

Речевого темпа: выполнение быстрых и медленных движений в соответствии с меняющимся темпом произнесения слов учителем-логопедом,

Тембра речевых звучаний: определение тембра мужского, женского и детского голосов,

4. фонематический слух

Обследование строение артикуляционного аппарата и его моторик и. Описывается состояние губ, зубов, языка, твердого и мягкого неба, наличие или отсутствие напряжения, истощаемость движений, объем, изменение темпа и плавности, появление синкинезий. Для обследования двигательной функции артикуляционного аппарата используются общеизвестные логопедические пробы. На этих же заданиях проверяется умение найти предложению позу (по речевой инструкции, по подражанию, перед зеркалом) и умение удержать заданную позу. При отсутствии анатомо-физиологических нарушений отмечается, что артикуляционный аппарат в норме.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: