Мы вольные птицы пора пора. Стихотворение «Узник. Размер, композиция и художественные средства выразительности

Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно;
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»

Краткое содержание

Александр Сергеевич Пушкин, 1799-1837

Узник томился в темнице и вел наблюдение за орлом, который также являлся невольником. Птица была пленена клевала кровавую пищу по окну темницы. Герой сравнивал себя с орлом, который был вскормлен в темнице. Орла он называл своим товарищем.

Узник задумался о побеге. Ему показалось, что крылатый товарищ одобрил его намерения. Орлы являются вольными птицами. Поэтому орел желал, как и узник, совершить побег. Герой говорил, что орел взглядом и голосом призывал его вырваться из темницы.

Орел и узник рвались освободиться и отбыть на белую гору за тучей, к морю, туда, где бы они гуляли в компании свободного ветра.

Представленное стихотворение является творением о свободной жизни, вольном творчестве. Произведение создавалось, когда автор находился в южной ссылке. Герой стихотворения сравнивал себя с орлом, запертого в клетке по прихоти людей. Однако талант невозможно сдержать никакими запорами. Автору необходима свобода для написания произведений. По этой причине он желал освободиться из темницы.

Анализ

История создания

Стихотворение «Узник» было написано А. С. Пушкиным в 1822 г. Ряд исследователей считает, что поводом к созданию могло стать посещение поэтом Кишиневского острога, во время которого один из заключенных рассказал ему о готовящемся побеге.

Смысл названия

Главная тема произведения

Главная тема произведения — стремление к свободе.

В стихотворении просматривается явный намек на судьбу самого автора. В ряде других произведений этого периода он с горечью описывает ссылку, наложившую ограничения на его физическую свободу. Более того, слежка за Пушкиным имела целью ограничить и его творческую и духовную свободу.

При создании стихотворения Пушкину шел двадцать третий год, поэтому лирический герой — «вскормленный в неволе орел молодой». Его пытаются лишить самого лучшего и плодотворного периода жизни. Романтически настроенный поэт превыше всего ценил свободу, а его определили на место простого чиновника, от которого требовалось лишь неукоснительное исполнение распоряжений начальства. Правда Пушкин так и не смирился с назначением и всячески избегал возложенных на него обязанностей.

«Грустный товарищ» лирического героя символизирует оставшихся на родине близких друзей поэта. Его призыв «Давай улетим!», возможно, связан с планами Пушкина о побеге за границу, которые, к счастью для всей русской литературы, так и не были осуществлены.

«Вольные птицы» ассоциируются в стихотворении с истинными поэтами и писателями. Вдохновение может прийти к ним только в условиях абсолютной творческой свободы. Слепое следование любым цензурным требованиям и ограничениям превращают труд поэта в казенную однообразную работу, результат которой ничтожен.

Бескрайние воздушные просторы, «где синеют морские края», «гуляем лишь ветер… да я!», означают для автора необъятность творческой фантазии, которую невозможно заключить в узкие рамки.

Проблематика

Южная ссылка Пушкина стала результатом его первого столкновения с неумолимым и грозным политическим режимом. Вольнолюбивые стихотворения молодого поэта вызвали гнев императора и многих важных чиновников. До конца жизни Пушкину придется бороться с проблемой запрета или искажения его произведений.

Не исключено, что автор аллегорически коснулся и более серьезной проблемы: в условиях деспотического политического режима большинство заключенных невиновны. Отсутствие реальной свободы неизбежно толкает любого честного и справедливого человека на путь борьбы против произвола. В этом плане стихотворение «Узник» можно считать пророческим, так как до восстания декабристов оставалось всего лишь три года.

Размер, композиция и художественные средства выразительности

Стихотворение написано амфибрахием с парной рифмовкой. Оно состоит из трех строф, где последовательно описываются: заключение, призыв на волю и счастье на свободе.

Пушкин использует яркие эпитеты («сырой», «кровавую», «вольные»), олицетворения («грустный товарищ [орел]… задумал», «вымолвить хочет», «гуляем лишь ветер…»). Эмоциональное напряжение постепенно нарастает, особенно в финальном трехкратном лексическом повторе («туда, где…»).

Чему учит автор

Стихотворение «Узник» представляет собой своеобразный гимн свободе. Стремление к воле нельзя уничтожить. Человека можно посадить за решетку, но над его мечтами и надеждами на освобождение никто не властен.

1. Творчество А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.
2. Своеобразие стихотворений «Узник» каждого из поэтов.
3. Сходство и различие стихотворений.

А. С. Пушкина по праву считают «солнцем русской поэзии», его творчество так многогранно и богато разнообразными оттенками, как только может быть богато творчество истинного гения. М. Ю. Лермонтова очень часто называют последователем Пушкина, многие исследователи и просто поклонники его дарования утверждают, что если бы он прожил дольше, его творения могли бы затмить творчество Пушкина. Мне лично кажется, что и Лермонтов и его предшественник являются гениальными, самобытными писателями, конечно, каждый человек волен выбирать между ними, ценить то или иное произведение, сравнивать их. Стихотворение Пушкина «Узник» хрестоматийно, все мы знаем его наизусть. Оно написано от лица орла — гордой, свободолюбивой птицы, символа бесстрашия и героизма. Именно такой образ, заключенный в «темницу» вызывает наибольшее сочувствие. Орлу как никакой другой птице трудно примириться с заточением. Первые строки говорят нам о его судьбе:

Сижу за решеткой в темнице сырой
Вскормленный в неволе орел молодой.

Мы понимаем, что орел не знал иной жизни, его посадили за решетку еще птенцом. Однако в глубинах его памяти всегда существует тоска по воле. Возможно о том, что существует иная, привольная жизнь, поведал другой орел:

Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном.

Пушкинский узник не только прозябает в неволе, что само по себе тяжело, он еще и вынужден наблюдать, как:

Клюет и бросает и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно.

Вольная птица сопереживает узнику, сочувствует, призывает покинуть свою темницу:

Зовет меня взглядом криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим».

Чтобы у невольника не осталось сомнений, свободный орел добавляет:

Мы — вольные птицы. Пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,
Туда где синеют морские края,
Туда, где бываем лишь ветер, да я.

Мы можем только догадываться, что творится в душе у пленника после таких рассказов. Вряд ли он сможет покинуть свою темницу и устремиться в те прекрасные дали, о которых ему поведал «грустный товарищ». Скорее ему предстоит сделать жестокий выбор между продолжением такого жалкого существования в неволе или смертью. Автор предоставляет читателям самим додумать финал этой печальной истории. И хоть мы не слышим жалоб узника, но представляем, что творится у него в душе.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Узник» также повествует о томящемся в неволе лирическом герое. Однако сразу хочется сказать, что в нем нет того щемящего трагизма, который пронизывает пушкинское произведение. Стихотворение начинается с призыва:

Отворите мне темницу!
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня!

Я красавицу младую
Прежде сладко поцелую,

На коня потом вскочу,
В степь как ветер улечу! -

Герой не выглядит сломленным или подавленным. Напротив, в его душе живы воспоминания о вольной жизни, он способен мысленно перенестись за мрачные стены темницы, воскресить в памяти светлые и радостные картины. Однако герой отдает себе отчет, что в данный момент вольная жизнь для него под запретом:

Но окно тюрьмы высоко,
Дверь тяжелая с замком.
Черноокая далеко, —
В пышном тереме своем.
Добрый конь в зеленом поле
Без узды, один, на воле
Скачет, весел и игрив,
Хвост по ветру распустив.

Герой осознает, что его мечты несбыточны. Заточенному в темницу узнику остается только вспоминать о светлых и радостных минутах свободной жизни. Конечно, он вызывает в читателе сочувствие, но вместе с тем мы понимаем, что скорее всего герой стихотворения несет заслуженное наказание. Возможно, он совершил преступление. Почему-то кажется, что он вполне мог оказаться разбойником, слишком много удали в его словах. А, возможно, узник был военным человеком и теперь томится в плену. Но и в этом случае подобное стечение обстоятельств можно было предполагать и ожидать.

Финал стихотворения трагичен. Герой понимает, что для него нет выхода из мрачных стен темницы:

Одинок я, нет отрады!
Стены голые кругом,
Тускло светит луч лампады
Умирающим огнем.
Только слышно, за стенами
Звучно-мерными шагами
Ходит в тишине ночной
Безответный часовой.

Я считаю, что каждое из проанализированных стихотворений является шедевром поэтического творчества. И Пушкину, и Лермонтову удалось гениально изобразить тоску свободолюбивой души, заключенной в неволю. И каждое стихотворение красиво, насыщено разными художественными средствами. Пушкин и Лермонтов — это два истинных гения. И каждый силой своего безграничного таланта сумел воплотить одну и туже идею, создав два самобытных произведения.

УЗНИК
Александр Пушкин

Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормлённый в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно;
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»

Популярный ныне напев относится ко второй половине XIX века, когда пушкинский «Узник» получил широкое распространение в революционной среде и стал народной песней, неоднократно записанной фольклористами в живом бытовании. «Переделанный» вариант «Узника» получил широкое распространение в качестве «тюремной» и «блатной» песни.

Антология русской песни / Сост., предисл. и коммент. Виктора Калугина. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.

Романсы на стихотворении создали более 40 композиторов: Александр Алябьев (1832), Александр Даргомыжский (1850-е гг.), Антон Рубинштейн (1860), Полина Виардо (1864), Николай Метнер (1929) и другие.

Такун Ф. И. Славянский базар. – М.: «Современная музыка», 2005.

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)

ФОЛЬКЛОРИЗОВАННЫЕ ВАРИАНТЫ (5)

1. Узник

Сижу я, мальчишка,
В темнице сырой,
Ко мне прилетает
Орел молодой,
Он вымолвить хочет:
- Давай улетим,
Улетим далеко, в дальние края,
Где солнце не всходит, месяц никогда,
За высокие горы, за синие моря...
По синему морю плывут корабли,
Два корабля белы, третий голубой,
Во этом корабле сидит милый мой.

Записана от Лебеденковой А. Т., 1917 г. р., г. Иссык, в 1976 г. Фольклоризованный песенный вариант стихотворения А. С. Пушкина "Узник". Авторский текст "Песни и романсы русских поэтов", серия "Библиотека поэта", М.-Л., 1965, № 186, значительно изменен. Всего записано 6 текстов песни. У Савиновой В. А.:

Напрасно, напрасно
В окошко гляжу...
В Сибирские края...
Где люди не робят,
Празднуют всегда.

Багизбаева М. М. Фольклор семиреченских казаков. Часть 2. Алма-Ата: «Мектеп», 1979, № 282.

2. Сижу за решеткой в темнице сырой
(Народный вариант "Узника" А. С. Пушкина)

Сижу за решеткой
В темнице сырой,
Да вскормленный на воле
Орелик молодой.

Эх, и да вскормленный на воле
Орелик молодой.

Мой верный товарищ,
Махая крылом,
Да кроваву пищу
Клюет под окном.

Эх, и да кроваву пищу
Клюет он под окном.

Клюет он и бросает
И смотрит в окно
Да как будто со мною
Задумал он одно.

Эх, и да как будто со мною
Задумал одно.

Зовет меня он взглядом
И криком своим
И он вымолвить хочет:
"Давай, брат, улетим".

Мы вольные птицы,
Пора, брат, пора,
Да острог нам не батька,
Тюрьма нам не сестра.

Эх, да и острог нам не батька,
Тюрьма нам не сестра.

Туда, где синеют
Морские края,
Туда, где гуляет
Лишь ветер да я.

Эх, и да туда, где гуляет
Лишь ветер да я.

Песни узников. Составитель Владимир Пентюхов. Красноярк: Производственно-издательский комбинат "ОФСЕТ", 1995.

Сижу за решеткой в темнице сырой...

Сижу за решеткой в темнице сырой,
В стремленной неволе орел молодой,
Мой грузной товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном.

Как будто со смною задумал одно,
Зовет меня взглядом и криком своим,
Вымолвит:

Хотишь, давай полетим!

Мы вольные птицы, давай улетим,
Пора, брат, пора. Туда,
Где сияют морские края,
Туда, где белеет над тучей гора,
Туда, где гуляет лишь ветер да я.

Сидел за решеткой...

Сидел за решеткой
Орел молодой,
Кровавую пищу он носом клювал,
Клюет и бросает, сам смотрит в окно,
Он ждет, дожидает себе сокола.
Задумал, товарищ, задумал одно:
- Давай, брат, слетаем -
Давай полетим,
Давай, брат, слетаем
За синее море.
На синем-то море
Волнует волна,
За этой волною
Синеет гора.
За этой горою
Белеет тюрьма.
Во этой тюремке
Разбойник сидит,
Засажен мальчишка
Шестнадцати лет.
Он ждет, дожидает себе палача.
Палач открыл двери -
Разбойник в окно.
Палач оглянулся -
Разбойничек тут,
Мечом размахнулся -
Разбойничка нет.

Сижу за решеткой в темнице сырой...

Сижу за решеткой

в темнице сырой,

Ко мне прилетает

орел молодой. (2 раза)

Он крыльями машет,

стучит под окном. (2 раза)

Товарищ, товарищ,

пора нам туда (2 раза)

За высокие горы,

во темные леса, (2 раза)

Где солнце не всходит,

и месяц никогда (2 раза).

Где снежки белеют, синеют моря.
По синему морю

плывут корабли (2 раза).

На первом корабле -

машут паруса, (2 раза)

На втором корабле -

матрос молодой, (2 раза)

На третьем корабле сидит

мать с отцом.


Гуревич А.В., Элиасов Л.Е. Старый фольклор Прибайкалья. Том первый. Улан-Удэ, 1939. С. 1-2. Раздел «Бродяжьи тюремные песни», №№1-3. С прим. (с. 441-443):

1. Текст записан т. Дмитриевым К.А. со слов т.т. Греблищикова А.Д., Лобазерова Г.Т. И Солодухина в с. Б. Куналей, Тарбагатайского района, БМАССР, 1936 г.

2. Текст записан Гуревичем А.В. со слов т. Башаровой В.Ф., 75 л., рыбачка, в с. Усть-Баргузине, Баргузинского аймака, БМАССР, 1927 г.

3. Текст записан Гуревичем А.В., со слов т. Кликунова Т.Ф., рабочего рыбоконсервного завода, в с. Усть-Баргузин, Баргузинского аймака, БМАССР, 1927 г.

«Узник» А.С. Пушкина записан собирателями в разных концах Сибири. Вот несколько вариантов:

I. Сидит за решеткой орел молодой,

Клюет и бросает, сам смотрит в окно...
Любезный, брат-товарищ, задумал одно...
Чево ты задумал, чево загадал?
Полетим, брат-товарищ, за сини-моря:
На синем на море волнует струя,
За этой струею белеет гора,
За этой горою разбойник живет:
Разбойник, палачник, на смерть палача.

(Н.М. Костюрина «Сибирские народные песни, записанные в подгородных деревнях около Тобольска летом 1894 года. С приложением некоторых мелодий», с примечаниями члена редакционной комиссии Л.Е. Луговского). «Ежегодник Тобольского губернского музея», - 1895 г., выпуск III, стр. 54, текст №78 - «Проголосные песни».

II. Сидел за решеткой орел молодой,
Клевальную пищу клюет под окном,
Клюет он, бросает, сам смотрит в окно:
Постой, брат, полетим, постой, полетим
За сине за море...
За синем за морем чернеет гора,
За этой горою белеет тюрьма;
Во этой тюремке разбойник сидит,
Ждет он веселого дня,
Себе палача.
- Сруби мою голову,
Спали телеса,
Развей ты мой пепел
Во темны леса.

(В. Арефьев - «Несколько тюремных и поселенчнских песен», газ. «Енисей», 1898 г. №89, стр. 2-3). (Песня записана в Енисейском округе).

III. Сидит за решеткой орел молодой,
Питательну пищу клюет под окном,
Клюет он, бросает, сам смотрит в окно.
- Давай, брат, сполетим, давай улетим.
- Куда мы полетим, куда полетим?
- За горы высоки, за темны леса,
За тою горою синеет волна,
За тою волною чернеет тюрьма.
В тою тюрьме разбойник сидит,
С часу на минутку казни он ждет.
- Точите кинжалы, точите острей.
Режьте меня, режьте скорей.
Того я достоин, того заслужил.

(В. Плотников «Песни казаков сибирского казачества». Записки Семипалатинского отдела Зап.-Сиб. отд. Русского Географического Общества», выпуск I-й, Семипалатинск, 1911 г., стр. 49, «Проголосные», текст №14).

IV. Сидел за решеткой
Орел молодой.
Клевальную пищу
Клюет под окном,
Клюет и бросает,
Сам смотрит в окно.
И один мой товарищ
Задумал одно.
Куда ж мы, товарищ,
С тобой полетим?
Полетим, товарищ,
На сини моря.
На синем на море
Бушует волна.
За этой волною
Белеет тюрьма.
Во этой тюремке
Несчастный сидел.
Несчастный сидит,
Сам в окошко глядит.
В окошко глядит -
Палача к себе ждет.
Идет палач в тюрьму
И кнут на руке.
Зашел палач в тюрьму -
Разбойника нет.
Зацыкал, затопал,
Разбойник пришел.
- Судите, рядите,
Начальство, меня,
Бейте плетями
Спину вы мою,
Знать я, мальчишко,
Достоин тому.
Смотрите, ребята,
В подзорну трубу -
Иду на смерть я.
Жгите, палите
Костры из огня,
Точите, вострите
Ножи и копья,
Секите, рубите
Главу вы мою,
Бросайте в огонь
Вы мясо мое,
Пущай горит мясо,
Пылат из огня.

(Песня записана А.В. Андриановым в деревне Жилиной, Барнаульского уезда, Томской губернии. «Записки Красноярского подотдела Восточно-Сибирского отдела Русского Географического Общества» том I-й, выпуск I-й, Красноярск, 1902 г., текст №41, стр. 154).

Александр Сергеевич Пушкин не раз отправлялся в ссылки, и каждая из них ознаменована созданием прекрасных произведений, ставших классикой русской литературы. И одно из них, безусловно, – это “Узник”, написанный во время южной ссылки. Тогда поэт рассердил власть имущих своими шутливыми эпиграммами и более серьезной крамольной поэзией, за что и был сослан на службу в Кишинев. Однако до этого он провел прекрасные дни с семьей Раевских, которые остались в его творческом наследии. Однако читать стих “Узник” Пушкина довольно грустно, потому что написан он уже на службе, когда поэт занимался канцелярской работой, вгонявшей его почти в такую же сильную тоску, как выжженная степь вокруг. Ощущая себя полностью зависимым от воли начальства, настоящим пленником, он выплеснул свои чувства в стихотворение ”Узник”. В двенадцати строчках нет ни одного лишнего слова, а фольклорная напевность позволила впоследствии положить его на музыку.

Несложно понять. что основной темой произведения является свобода, которая тем ценнее, чем меньше есть ее у лирического героя и его грустного товарища. Оба они томятся в клетка, пусть даже прутья видны только у одной из них. Ничто не может заменить свободу – говорит Александр Сергеевич всем своим произведением, ценность ее невозможно измерить и заменить ее также невозможно, ведь ни одно из мирских благ не равно ей. Также поэт подчеркивает, что именно свобода – естественное состояние каждого живого существа, а если оно – будь то человек или птица – попадает в неволю, то стремление вновь оказаться хозяином своей жизни – это самое нормальное состояние. Свободолюбивое стихотворение демонстрирует отношение Пушкина к самодержавию, что легко объяснить на уроке литературы: творец аллегорически высказывает мнение всех передовых людей своего времени, призывает бороться не только за личную свободу, но и за народную.

По своему настроению текст стихотворения “Узник” Пушкина, которое изучается в 6 классе, четко разделяется на две части. Первая строфа наполнена тоской и грустью из-за подрезанных крыльев, невозможности улететь физически, разве что мыслью. Но уже со второй начинается нарастание другого чувства – это надежда, которая в итоге делает произведение радостным. Чтобы это понять, достаточно скачать его и прочитать, ведь невозможно не проникнуться горделивым мужеством и страстным призывом, которым пронизана последняя строфа этого замечательного стихотворения. Кажется, еще немного – и ветер действительно унесет двух узников к свободе…

Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно;
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: “Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..”

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: