Под темпераментом понимают характеристики психической. Управление и регулирование поступающей в управляющий орган информации о. моторика и эмоциональность, предложил выделить

Темперамент представляет собой индивидную характеристику человека.Под темпераментом в настоящее время понимают динамические характеристики психической деятельности . Выделяют три сферы проявления темперамента: общую активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности .

Общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой - физической и социальной. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным.

Проявления темперамента в моторной сфере можно рассматривать как частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота, ритм и общее количество движений.

Когда говорят об эмоциональности как проявлении темперамента, то имеют в виду впечатлительность, чувствительность, импульсивность и т. п.

Учение о темпераменте имеет давнюю и сложную историю. На протяжении длительной истории своего изучения темперамент всегда связывался с органическими основами , или физиологическими особенностями организма.

Корнями эта физиологическая ветвь учения о темпераменте уходит в античный период. Гиппократ (V в. до н.э.) описал четыре типа темперамента, исходя из физиологических представлений того времени. Считалось, что в организме человека имеется четыре основных жидкости, или «сока»: кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь. Смешиваясь в каждом человеке в определенных пропорциях, они и составляют его темперамент (лат. temperamentum - смесь, соотношение). Конкретное наименование каждый темперамент получил по названию той жидкости, которая якобы преобладает в организме. Соответственно были выделены следующие типы темперамента: сангвинический (от лат. sanguis - кровь), холерический (от греч. choie - желчь), флегматический (от греч. phlegma - слизь) и меланхолический (от греч. melaina choie - черная желчь).

У Гиппократа был чисто физиологический подход к темпераменту. Он не связывал его с психической жизнью человека и говорил даже о темпераменте отдельных органов, например сердца или печени. Но со временем появились умозаключения о том, какие психические свойства должны быть у человека, в организме которого преобладает кровь, желтая желчь и т. д. Отсюда и появились психологические описания - "портреты" различных темпераментов. Первая такая попытка принадлежит тоже античному врачу Галену (II в. н. э.). Много позднее, в конце XVIII в., психологические портреты четырех темпераментов дал И.Кант. Кантовские описания темпераментов были повторены потом во многих и многих источниках. Более того, представляя с самого начала полунаучные-полухудожественные образы, они довольно быстро перешли в общую культуру.

Дальнейшее развитие физиологической линии состояло в последовательной смене представлений об органических основах темпераментов. В качестве этой основы рассматривались: химический состав крови (кровь - главная жидкость в организме); ширина и толщина кровеносных сосудов; особенности обмена веществ; деятельность желез внутренней секреции; тонус нервных и мышечных тканей, и наконец (последняя гипотеза), свойства нервной системы.

В ряде концепций свойства темперамента понимались как наследственные или врожденные и связывались с индивидуальными различиями в особенностях телосложения. Такие типологии получили название конституционных типологий. Среди них наибольшее распространение получила типология, предложенная Э.Кречмером, который в 1921 г. опубликовал работу "Строение тела и характер". Главная его идея заключается в том, что люди с определенным типом телосложения имеют определенные психические особенности. Э.Кречмер провел множество измерений частей тела людей, что позволило ему выделить четыре конституциональных типа: лептосоматик, пикник, атлетик, диспластик. С названными типами строения тела Э.Кречмер соотносит три выделенных им типа темперамента, которые он называет: шизотимик , иксотимик и циклотимик .


Темперамент - следующая индивидная характеристика человека. Учение о темпераменте имеет давнюю и сложную историю.
Под темпераментом понимают динамические характеристики психической деятельности. Выделяют три сферы проявления темперамента: общую активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности.
Общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой - физической и социальной. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным.
Проявления темперамента в моторной сфере можно рассматривать как частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота, ритм и общее количество движений.
Когда говорят об эмоциональности как проявлении темперамента, то имеют в виду впечатлительность, чувствительность, импульсивность и т. п.
На протяжении длительной истории своего изучения темперамент всегда связывался с органическими основами, или физиологическими особенностями организма.
Корнями эта физиологическая ветвь учения о темпераменте уходит в античный период. Гиппократ (V в. до н. э.) описал четыре типа темперамента, исходя из физиологических представлений того времени. Считалось, что в организме человека имеется четыре основных жидкости, или «сока»: кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь. Смешиваясь в каждом человеке в определенных пропорциях, они и составляют его темперамент (лат. temperamentum - «смесь», «соотношение»). Конкретное наименование каждый темперамент получил по названию той жидкости, которая якобы преобладает в организме. Соответственно были выделены следующие типы темперамента: сангвинический (от лат. sanguis - «кровь»), холерический (от греч. chole - «желчь»), флегматический (от греч. phlegma - «слизь») и меланхолический (от греч. melaina chole - «черная желчь»).
У Гиппократа был чисто физиологический подход к темпераменту. Он не связывал его с психической жизнью человека и говорил даже о темпераменте отдельных органов, например сердца или печени.
Но со временем появились умозаключения о том, какие психические свойства должны быть у человека, в организме которого преобладает кровь, желтая желчь и т. д. Отсюда и появились психологические описания - «портреты» различных темпераментов. Первая такая попытка принадлежит тоже античному врачу Галену (II в. н. э.). Много позднее, в конце XVIII в., психологические портреты четырех темпераментов дал И. Кант, который писал, что они составлены «по аналогии игры чувств и желания с телесными движущими причинами» (38, с. 148).
Кантовские описания темпераментов были повторены потом во многих и многих источниках. Более того, представляя с самого начала полунаучные-полухудожественные образы, они довольно быстро перешли в общую культуру.
В качестве примера приведу отрывки из ярких описаний темпераментов, принадлежащих Стендалю.
Стендаль обращается к изображению темпераментов в своей работе «История живописи в Италии», считая, что каждый художник должен быть психологически образован, чтобы не делать ошибок в изображении персонажей - их общего облика, действий, настроений. Вот его «портреты» темпераментов (в сильно сокращенном виде) (104, т. 8, с. 209—226).

Сангвинический темперамент. Сангвиник - человек с ослепительным цветом лица, довольно полный, веселый, с широкой грудью, которая заключает в себе вместительные легкие и свидетельствует о деятельном сердце, следовательно, быстром кровообращении и высокой температуре.
Душевные свойства: приподнятое состояние духа, приятные и блестящие мысли, благожелательные и нежные чувства; но привычки отличаются непостоянством; есть что-то легковесное и изменчивое в душевных движениях; уму недостает глубины и силы. Сангвинику нельзя поручить защиту важной крепости, зато его следует пригласить на роль любезного царедворца. Подавляющая масса французов - сангвиники, и поэтому в их армии во время отступления из России не было никакого порядка.

Холерический темперамент. Желчь - один из самых своеобразных элементов в человеческом организме. В химическом отношении это вещество горючее, белковое, пенящееся. С точки зрения физиолога, это очень подвижная жидкость, сильно возбуждающая и действующая подобно дрожжам.
Душевные свойства: повышенная впечатлительность, движения резкие, порывистые. Пламя, пожирающее человека желчного темперамента, порождает мысли и влечения самодовлеющие и исключительные. Оно придает ему почти постоянное чувство тревоги. Без труда дающееся сангвинику чувство душевного благополучия ему совершенно незнакомо: он обретает покой только в самой напряженной деятельности. Человек холерического темперамента предназначен к великим делам своей телесной организацией. Холериками, по мнению Стендаля, были Юлий II, Карл V, Кромвель.

Флегматический темперамент присущ гораздо больше северным народам, например голландцам. Посетите Роттердам, и вы их увидите. Вот навстречу вам идет толстый, рослый блондин с необыкновенно широкой грудью. Вы можете заключить, что у него сильные легкие, большое сердце, хорошее кровообращение. Нет, эти объемистые легкие сдавлены излишним жиром. Они получают и перерабатывают лишь очень небольшое количество воздуха. Движения флегматика вялы и медлительны. В результате маленький и подвижный гасконец побивает огромного гренадера-голландца.
Душевные свойства: флегматику совершенно чужда тревога, из которой возникают великие дела, манящие холерика. Его обычное состояние - спокойное, тихое благополучие. Ему свойственна мягкость, медлительность, лень, тусклость существования.
Стендаль был участником войны 1812 г. и попал в Москву с армией Наполеона. Он выражает удивление по поводу того, что русские, живущие в стране с суровым климатом, обладают отнюдь не флегматичным темпераментом. В этом его убедила лихость московских извозчиков, а главное, тот факт, что Москва оказалась пустой. «Исход жителей из Смоленска, Гжатска и Москвы, которую в течение двух суток покинуло все население, представляет собой самое удивительное моральное явление в нашем столетии; я лично испытываю одно лишь чувство уважения - ___-; Исчезновение жителей Москвы до такой степени не соответствует флегматическому темпераменту, что подобное событие мне кажется невозможным даже во Франции», - заключает Стендаль (104, т. 8, с. 218).

И, наконец, меланхолический темперамент. Меланхолика отличают стесненность в движениях, колебания и осторожность в решениях. Чувства его лишены непосредственности. Когда он входит в гостиную, то пробирается вдоль стен. Самую простую вещь эти люди умудряются высказать с затаенной и мрачной страстностью. Любовь для них всегда дело серьезное. Один юноша-меланхолик пустил себе пулю в лоб из-за любви, но не потому, что она была несчастной, а потому, что он не нашел в себе сил признаться предмету своего чувства. И смерть показалась ему менее тягостной, чем это объяснение.

Описания Стендаля содержат все признаки общежитейского представления о темпераментах, которое мало изменилось и по настоящий день. Признаки эти следующие: во-первых, сохраняются четыре гиппократовских типа; во-вторых, обязательно предполагаются биологические основы обсуждаемых психических свойств (порой эти «основы» выглядят достаточно фантастично); в-третьих, что особенно следует подчеркнуть, в темперамент включается широкий спектр поведенческих свойств: от быстроты и резкости движений до способов объяснения в любви и манеры ведения войны.
Обратимся теперь к собственно научной судьбе «учения о темпераментах». Как уже говорилось, она развивалась по двум основным линиям: физиологической и психологической.
Дальнейшее развитие физиологической линии состояло в последовательной смене представлений об органических основах темпераментов. Перечислю несколько основных гипотез этого рода: химический состав крови (кровь - главная жидкость в организме); ширина и толщина кровеносных сосудов; особенности обмена веществ; деятельность желез внутренней секреции; тонус нервных и мышечных тканей и, наконец (последняя гипотеза), свойства нервной системы.
Наиболее серьезная попытка подвести физиологическую базу под темперамент связана с именем И. П. Павлова, а также с именами советских психологов Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына, идеи которых продолжают разрабатывать их сотрудники и ученики и по сей день.
Первоначально эта физиологическая концепция получила в школе Павлова название учения о типах нервной системы, а позже она трансформировалась в «учение о свойствах нервной системы». Эту трансформацию мы и проследим.
И. П. Павлов и его сотрудники, проводя многочисленные эксперименты на собаках, в которых применялись условно-рефлекторные процедуры, обнаружили, что животные сильно различаются между собой по многим параметрам - по скорости и легкости выработки условных связей, по их устойчивости, по скорости и легкости выработки дифференцировок, по способности выдерживать смену положительных подкреплений стимулов на отрицательные и др.
Анализ соответствующих экспериментальных ситуаций показал, что каждая из них выявляет какое-либо основное свойство нервной системы. Таких основных свойств И. П. Павлов выделил три: силу, уравновешенность и подвижность.
Так, если собака могла выдержать действие очень сильного раздражителя, не впадая в запредельное торможение, она демонстрировала силу нервной системы. Если у нее очень быстро вырабатывались условные рефлексы с положительным подкреплением и очень плохо - с отрицательным, то ее нервная система отличалась неуравновешенностью с преобладанием процесса возбуждения и т. п.
Наряду с этим Павлов и его сотрудники наблюдали общую картину поведения животных. Одни и те же животные исследовались в течение многих лет, так что каждое животное становилось известным по типичной манере своего поведения. Так определились агрессивные животные, которые могли даже укусить хозяина, наоборот, трусливые собаки, которые чуть что - поджимали хвост и уши, спокойные, которые мало на что реагировали, подвижные, «как ртуть», и т. д.
И вот встал вопрос: а нельзя ли скоррелировать особенности поведения животных с теми находимыми в лабораторных испытаниях свойствами нервных процессов, которые оказывались также характерными для каждого индивида? Такая работа по коррелированию двух систем индивидуальных свойств - свойств нервной системы (или высшей нервной деятельности) и особенностей поведения - была проведена и привела к очень известной схеме, которую я воспроизведу, чтобы вам ее еще раз напомнить.

Схема типов высшей нервной деятельности
(по И. П. Павлову)

Эта схема представляет собой «дерево» свойств. Определенные сочетания этих свойств были зафиксированы как типы нервной системы, или, что то же самое, как типы высшей нервной деятельности.
Так были выделены следующие четыре типа: сильный - уравновешенный - подвижный; сильный - уравновешенный - инертный; сильный - неуравновешенный; слабый.
И. П. Павлов счел возможным приписать каждому из этих типов название соответствующего темперамента по Гиппократу (см. схему).
Эта очень известная схема И. П. Павлова до сих пор приводится в некоторых учебниках психологии (например, для педвузов) как последнее слово науки о темпераментах, хотя она уже давно устарела и преодолена дальнейшим развитием исследований как в школе Павлова, так и в советской дифференциальной психологии.
Рассмотрим основные положения, на которых строилась эта концепция Павлова и по которым шел ее критический пересмотр. Таких положений я бы выделила пять.
1. Ключ к пониманию индивидуальных особенностей поведения животных и человека следует искать в свойствах нервной системы, а не в чем-либо другом.
2. Эти свойства нервной системы могут или, лучше сказать, должны изучаться с помощью условно-рефлекторных процедур.
3. Таких основных свойств три: сила, уравновешенность, подвижность. Они общие и постоянные для данного животного.
4. Сочетания основных свойств образуют четыре основных типа нервной системы (НС), или высшей нервной деятельности (ВИД).
5. Эти основные типы НС соответствуют четырем классическим типам темперамента, т. е. представляют собой физиологическую основу психологических портретов, описанных в рамках учения о темпераментах.
Первым обнаружил свою несостоятельность тезис о том, что каждому типу НС соответствует свой стиль, или «картина», поведения (см. п. 5).
Уже при жизни И. П. Павлова стали выявляться и постепенно накапливаться факты следующего рода: по общей картине поведения животное следовало отнести к какому-либо одному темпераменту, а по лабораторным испытаниям - к другому. Иными словами, в опытах это животное показывало набор совсем других свойств НС, чем в поведении, иногда эти свойства по своему смыслу оказывались даже противоположными.
Вот пример с одной собакой. По поведению трусливое, покорное существо, при обращении к нему «стелется» по земле, взвизгивает, мочится. Таким образом, по всем признакам - слабый тип, меланхолик. Однако в станке (т. е. в лабораторных испытаниях) собака работает прекрасно, обнаруживает сильную уравновешенную нервную систему.
Наблюдались и противоположные случаи. Например, бодрые, оживленные и общительные животные оказывались по экспериментальным процедурам представителями слабого типа.
На основании подобных фактов И. П. Павлов окончательно отказался ориентироваться в определении типа НС на картину поведения и сделал вывод о том, что типы НС должны определяться только по лабораторным процедурам, выявляющим особенности условно-рефлекторной деятельности (84, II, с. 358—359). Но тем самым, как вы понимаете, он отказался от того, чтобы рассматривать типы НС как физиологическую базу темпераментов, понимаемых как «картины поведения».
Более того, он изменил значение слова «темперамент», введя понятия «генотип» и «фенотип». Генотип Павлов определил как прирожденный тип нервной системы, фенотип - как склад высшей нервной деятельности, который образуется в результате комбинации врожденных особенностей и условий воспитания. Генотип Павлов связал с понятием «темперамент», а фенотип - с понятием «характер».
Это очень важный момент, поскольку тем самым Павлов, по сути, дал чисто физиологическую интерпретацию темперамента, отрешившись от его психологических аспектов. Психологические же аспекты темперамента он назвал характером.
Во всяком случае, последний тезис (п. 5) уже сам Павлов признал неверным: основные типы НС не соответствуют основным типам темперамента (в психологическом смысле).
Вскоре после этого был критически пересмотрен вопрос о количестве основных типов НС (п. 4). Возник вопрос: а почему именно названные типы следует считать основными? Разве только такие комбинации свойств возможны? Ведь теоретически можно говорить о сильном - неуравновешенном - подвижном типе, слабом - уравновешенном - подвижном, слабом - неуравновешенном - инертном и т. п. Да еще можно учитывать особенности отдельно тормозного и возбудительного процессов. Короче говоря, уже Павлов признавал, что различные комбинации свойств НС могут дать 24 разных типа. И действительно, позднее, при исследовании ВНД человека, оказалось, что стойких сочетаний основных свойств НС гораздо больше, чем четыре.
Почему же были выделены именно четыре типа, и именно такие четыре типа? Б. М. Теплов считает, что на Павлова, по-видимому, повлияла гиппократовская классификация темпераментов. Других оснований у него не было.
Перехожу к следующему тезису (п. 3): было критически пересмотрено понятие «общие свойства НС». Это было очень неприятное открытие. Оно состояло в том, что по мере умножения экспериментальных процедур стали получаться противоречивые факты. По одной процедуре индивид обнаруживал одни свойства НС, а по другой - другие. Например, при болевом подкреплении НС оказывалась сильной, а при пищевом - слабой.
Далее выяснилось, что разные свойства НС обнаруживаются у одного и того же испытуемого и в том случае, если раздражители адресованы разным анализаторам. В лаборатории Теплова была проведена большая работа по вычислению коэффициентов корреляции между показателями, полученными на зрительных, слуховых, тактильных анализаторах при определении одного и того же свойства. Эти коэффициенты были, как правило, низкими, а иногда даже равны нулю.
В результате пришлось говорить не об общих, а о частных свойствах НС, имея в виду свойства отдельных анализаторных систем, и не об общих типах НС, а о парциальных типах, имея в виду различные подкрепления.
Кроме того, анализ свойств НС привел к необходимости пополнения их списка. К трем основным свойствам были добавлены еще два - динамичность и лабильность. Был поставлен вопрос о выделении среди них первичных и вторичных свойств. Таким образом, представления об основных свойствах НС (п. 3) продолжают меняться и уточняться.
Далее было поставлено под сомнение положение о том, что свойства нервной системы должны изучаться с помощью условно-рефлекторных процедур (п. 2). Так ли безусловно верно это утверждение?
Конечно, процессы в анализаторных отделах коры больших полушарий, которые изучаются с помощью условно-рефлекторных процедур, имеют прямое отношение к поведению человека, особенно к его сознательным формам. Но можно ли сбрасывать со счетов остальные отделы головного мозга, особенно когда речь идет об энергетических и эмоциональных экспектах поведения? Нет, ни в коем случае нельзя.
Последние данные нейрофизиологии показывают фундаментальную роль в активации поведения и в его эмоциональной регуляции подкорковых структур - ретикулярной формации, лимбических образований, лобных долей и др. Отсюда напрашивался естественный вывод: может быть, физиологические основы динамических особенностей поведения (т. е. темперамента) следует искать, так сказать, в другом месте?
Именно такой вывод был сделан. В частности, В. Д. Небылицын в конце рано оборвавшейся жизни возглавил поиски физиологических основ индивидуальности в свойствах лобно-ретикулярных структур головного мозга, которые определяют общую активность поведения и его регуляцию, и лобно-лимбических структур, которые заведуют эмоциональными аспектами поведения (80).
Так оказался пересмотрен второй записанный выше тезис.
Нам осталось рассмотреть последнее утверждение (п. 1). Пожалуй, только оно и сохраняет свое значение, да и то с важной оговоркой. Конечно, если существуют физиологические основы индивидуальных различий поведения, то их следует искать прежде всего в центральной нервной системе. Однако ЦНС не существует отдельно от организма. Ее особенности - частичное проявление своеобразия каждого организма вообще; оно обнаруживается также и в особенностях его морфологии, и в деятельности его эндокринных систем, и в общем гуморальном фоне.
Таким образом, имеют полный смысл поиски и обсуждение органических коррелятов индивидуальности в более широких биологических функциях человека. И такие поиски Сегодня идут. Они уже были в истории науки и продолжаются в настоящее время.
Таким образом, подводя итог развитию «учения о темпераментах», можно констатировать следующее. Начало состояло в том, что Гиппократом были постулированы четыре типа темперамента, которые понимались в сугубо физиологическом смысле. Позже с ними были сопоставлены четыре психологических типа темперамента, что положило начало психологической линии. Дальнейшие поиски реальных органических основ темперамента все время соотносились с этими психологическими типами. Одна из последних попыток этого рода - учение о типах НС (или типах ВНД) Павлова. Типы НС некоторое время рассматривались как физиологическая основа темперамента. Однако развитие науки привело к тому, что и это представление стало достоянием истории. Что же осталось?
Некий «сухой остаток» состоит в следующем. Четыре типа темперамента уже нигде не фигурируют - ни в плане психологическом, ни в плане физиологическом. Выделяются «динамические аспекты» поведения, о которых говорилось вначале: это общая активность, включая ее моторные проявления, и эмоциональность. Темперамент (в психологическом смысле) - это совокупность соответствующих динамических свойств поведения, своеобразно сочетающихся в каждом индивиде.
Одновременно сохраняется уверенность, что такие свойства имеют «физиологическую базу», т. е. определяются некими особенностями функционирования физиологических структур. Каковы эти структуры и особенности? Этот вопрос находится «на переднем крае науки» и Сегодня интенсивно исследуется психофизиологами.
Менее единодушно мнение о том, с какими именно особенностями организма следует связывать темперамент: наследственными или просто физиологическими, которые могут быть, конечно, результатом прижизненного формирования. Решение этой альтернативы наталкивается на одну принципиальную трудность. Дело в том, что до сих пор не удалось в полной мере установить, что́ в плане поведения есть проявление генотипа, т. е. является свойствами темперамента, а что - результат прижизненных «наслоений», т. е. относится к свойствам характера.
Одновременно сохраняется и развивается другой подход к темпераменту. Он характерен для работ собственно психологического направления. Их авторы идут от анализа только поведения. В этих работах при определении темперамента признак врожденных (или органических) основ, как правило, не фигурирует; главную нагрузку несет признак «формально-динамических свойств поведения», которые пытаются абстрагировать из целостных поведенческих актов.
Однако при таком подходе обнаруживается своя существенная трудность. Указанный признак также не позволяет однозначно решить вопрос о круге конкретных свойств, которые следует отнести к темпераменту. Среди них перечисляются и «предельно формальные» особенности поведения, такие как темп, ритм, впечатлительность, импульсивность, и более «содержательные» свойства, которые чаще относят к характеру, например инициативность, стойкость, ответственность, терпимость, кооперативность, и даже такие личностно-мотивационные особенности, как любовь к комфорту, стремление к господству и т. п. Тенденция расширять круг свойств темперамента особенно характерна для авторов так называемых факторных исследований личности (74). Она приводит к смешению темперамента с характером и даже с личностью.
В качестве самого общего итога приходится констатировать, что, хотя темперамент и характер в психологии различаются, четкой границы между ними не проводится. В самом общем и приблизительном смысле темперамент продолжает пониматься либо как «природная основа», либо как «динамическая основа» характера.
Многое же из того, что составляло ранее психологическую часть представлений о темпераменте, ассимилировано характерологией.

Тест проверки знаний по дисциплине «Психология личности»

Акцентуациями являются такие варианты развития характера, которым не свойственна(о):

 повышение способности к социальной адаптации

Аккуратность, бережливость, щедрость - это:  черты, характеризующие отношение личности к вещам

Более зрелым психологическим механизмом защиты считается:  проекция

Бихевиористский подход рассматривает человека как результат:

 постижения им последствий своего поведения

Верифицируемость - это критерий ценности теории, заключающийся в:

 доступности эмпирической проверке понятий теории в силу их определенности и логической взаимосвязи

В большинстве определений личности подчеркивается

 структура, относительная устойчивость, развитие, индивидуальные различия

Висцеротонический, соматотонический, церебротонический компоненты в структуре темперамента выделил:  У. Шелдон

Ведущие инстинкты с точки зрения З.Фрейда  инстинкт жизни и инстинкт смерти

В темпераменте личность проявляется со стороны ее:  динамических свойств

Высокая степень работоспособности, умение спокойно находить выход в трудных ситуациях выявляют такие показатели нервной системы, как:  сила

Высшая форма направленности личности - это:  убеждение

В характере личность проявляется в большей степени со стороны:  содержательной

Высший этап онтогенетического развития человека в обществе – это  индивидуальность

Возникновение самосознания не связано  с увеличением непроизвольности

Воля-регулирование человеком своего поведения, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это регулирование:  сознательное

Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внешних и внутренних....  препятствий

Возможность человека определять свои поступки, ориентируясь не на давление окружающих, не на случайные влияния, а исходя из своих убеждений, знаний, характеризует его:  принципиальность

Возвращение к онтогенетически более ранним, инфантильным стратегиям поведения называется:  регрессией

В схеме личности Г. Айзенка выделяются два измерения: стабильность/нестабильность и:

 экстраверсия/интроверсия

В качестве элементов личности бихевиористская теории личности называет:

 рефлексы или социальные навыки

Важным дифференцирующим характерологическим признаком в ситуациях фрустрированности является параметр:  нейротизм

В понятии "стремление к превосходству", введенном А.Адлером, выражается

 стремление человека преодолевать ощущение недостаточности собственных сил и возможностей

Гарантом психологической защищенности является:

 адекватная самооценка

 чувство принадлежности к группе

 склонность к надситуативной активности

Главное отличие необихевиоральных подходов к изучению личности от классического бихевиоризма заключается в:  замене модели респондентного научения на модель оперантного научения отказе от принципа "стимул-реакция"

Достоинствами метода анамнеза являются  возможность принимать в расчет всю сложность и противоречивость индивидуальных особенностей личности

Дисциплина, стремящаяся зало­жить фундамент для лучшего понимания человеческой индивидуальности путем использования разнообразных исследовательских стратегий

 персонология

Замещение проявляется:  в изменении чувств  в изменении мотивов

 в изменении отношений личности на противоположные

З. Фрейд полагал, что Эдипов комплекс развивается на стадии:  фаллической

Идентичность Э. Эриксоном рассматривается в двух аспектах:

 групповой уровень идентичности

 органический и индивидуальный уровень идентичности

Источниками социализации выступают

 передача культуры через семейные и другие социальные институты, прежде всего через систему образования, обучения и воспитания

Иерархическую пирамиду потребностей разработал:  А. Маслоу

Индивидуальный психоанализ как направление психологии было основано ….. А.Адлером

Критериями ценности теории личности являются:

 верифицируемость, эвристическая ценность, внутренняя согласованность, экономность, широта охвата, функциональная значимость

Критерий, состоящий в способности теории помочь людям понять их повседневное поведение  функциональная значимость

Конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально-обусловленных психологических характеристик, определяющих его нравственные поступки – эт личность

Критерием темперамента является:  раннее проявление в детстве

Критерием социализированности личности является:

 степень независимости личности, уверенности, самостоятельности.

 степень раскрепощения, независимости

Ключевое понятие аналитической психологии - это:  архетип

Какой архетип К.Г.Юнг связывал с женским началом в мужчинах  анима

Как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия, трактует личность  С.Л.Рубинштейн

Личностные качества, предопределенные, главным образом, социальными факторами, - это

 ценностные ориентации

Личностные свойства, обусловленные социально – это  ценностные отношения

Личность – это  совокупность относительно устойчивых свойств и склонностей индивида, которые отличают его от других

Личность - это биосоциальная иерархическая структура, с позиции  К.К.Платонова

Люди скорее экставерты, чем интроверты с типами темперамента  сангвиник и холерик

Личность представляет собой результат взаимодействия способностей, прошлого опыта и ожиданий индивидуума, с одной стороны, и окружающей среды - с другой, по мнению: бихевиористов

Любое поведение определяется своими последствиями, с точки зрения:  Б. Скиннера

Личность - это биосоциальная иерархическая структура, с позиции К.К.Платонова

Механизм социализации личности включает в себя  Идентификацию  Имитацию

Многие черты личности обусловлены половыми влечениями, подавляющимися в детстве, согласно:  психоанализу

Недостатками корреляционного метода изучения личности являются:

 невыделение причинно-следственных связей; возможно вмешательство неконтролируемой третьей переменной

Назовите структурные компоненты темперамента  активность, эмоциональность

Неповторимое сочетание психологических особенностей человека – это  индивидуальность

Назовите основные функции воли  активизирующая

Назовите волевое качество. Сознательная направленность личности на достижение более или менее отдаленной цели  целеустремленность

Назовите волевое качество. Стремление одномоментно достичь желаемого, вопреки трудностям  упорство

Назовите волевое качество. Систематическое проявление силы воли при стремлении человека достичь отдаленной цели  настойчивость

Нейротизм как свойство личности входит в структуру личности:  по Г. Айзенку

Негативное подкрепление - это:  устранение приятного стимула, следующее за нежелательным поведением

Один из основных методологических принципов психологии, используемый и психологией личности  детерминизма

Отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных психологических и др. – это  личность

Основные подходы к измерению индивидуально-психологических особенностей человека

 номотетический  идеографический

Онтогенетические развитие человека, ч точки зрения отечественной психологии, можно охарактеризовать следующей последовательностью понятий

 индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность

Основная «единица» всякого исторического про­цесса, в том числе и биографии человека

Основные характеристики человеческих потребностей

 сила, периодичность возникновения, способ удовлетворения

Опредмеченная потребность, потребность именно в данном предмете, которая побуждает человека к активным действиям, - это:  мотив

Оценка личностью себя, своих возможностей, личностных качеств и места в системе межличностных отношений называется  самооценкой

Основоположником психодинамической теории личности является:  3. Фрейд

Одним из основоположников социального научения в поведенческой теории личности является:  А. Бандура

Отличительной чертой подхода А.Бандуры к изучению личности является:

 подчеркивание взаимовлияния средовых, когнитивных и поведенческих факторов, изучение научения через наблюдение (модели) и введение понятия самоэффективности

Принцип, причинной обусловленности иначе называется  принцип детерминизма

Принцип психологии личности, который реализуется в понимании процесса превращения биологических структур индивида в социально обусловленные структуры его личности

 принцип развития

Психологические отрасли, изучающие личность  социальная психология

 дифференциальная психология  персонология

Представления об экстраверсии/интроверсии были разработаны:  К. Юнгом

Понятие “акцентуации” было введено в психологию…  К. Леонардом

Понятие, введенное в персонологию Г. Олпортом, и представляющее собой позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы

 проприум

Понятие, использующееся в психологии личности при описании динамики личности, развитии индивидуальности  жизненный путь

Понятие выражающее неделимость, целостность и генотипичность особенности человека как представителя рода  индивид

По И.П. Павлову, сильный, уравновешенный и подвижный тип нервной системы характерен для:  сангвиников

По И.П. Павлову, сильный, неуравновешенный и подвижный тип нервной системы характерен для:  холериков

Процесс и результат усвоения социального опыта  социализация

Потребности, необходимые для нормального развития человека как личности  социогенные

Первые теоретические разработки в области Я-концепции принадлежат  К. Роджерсу

Понятие «Я-концепция» зародилось в русле психологии  гуманистической

По С.Л. Рубинштейну, самосознание  является этапом в развитии сознания

Психологическим механизмом самосознания выступает  рефлексии

Проблема психических механизмов защиты была впервые разработана:  в психоанализе

Преобразование энергии инстинктивных влечений в социально приемлемые способы деятельности называется:  сублимацией

Понятие «сублимация» введено в научный словарь:  3. Фрейдом

 сублимация

Понятие «духовные способности» в психологию введено  В.Д. Шадриков

Понятие, которое можно определить как сознавание человеком своей способности выступать причи­ной изменений (или противодействия изменениям) в окружаю­щем мире и в собственной жизни  ответственность

Понятие «комплекс неполноценности» в научную терминологию ввел:  А. Адлер

Психоаналитическая концепция личности 3. Фрейда относится:  к теориям инстанций личности

Проблема психических механизмов защиты была впервые разработана:

 в психоанализе

По А. Адлеру, комплекс неполноценности является:  следствием дефекта

 универсальной движущей силой развития личности

 следствием фрустрации потребности в преодолении неблагоприятных обстоятельств

По А. Адлеру, склонность опаздывать на свидания или потребность любой ценой вызвать восхищение выступает следствием  комплекса превосходства

Поведение человека в проблемной ситуации, базирующееся на переборе «слепых» двигательных проб, лишь случайно приводящих к успеху, объяснил (а):  бихевиоризм

Природу человека можно познать только благодаря аффективному опыту, через который она выражается «в данном месте и в данное время», согласно теориям личности:

 гуманистическим

Показатели экстраверсии/интроверсии и нестабильности/стабильности соотносятся следующим образом:  взаимонезависимы

Полноценно функционирующий человек, по Роджерсу, характеризуется:  открытостью переживанию (опыту), экзистенциальным образом жизни, организмическим доверием, эмпирической свободой, креативностью

Рассматривая психическую структуру человека, 3. Фрейд показал, что принципом удовольствия руководствуется:  «Оно

«Расцвет» личности зависит от того, как человек справляется с каждым из восьми психосоциальных кризисов, через которые он проходит в своей жизни, согласно:  Э. Эриксону

Роль это  ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека

 социальная функция личности

 соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их позиции в обществе

Рассматривая психическую структуру человека, 3. Фрейд показал, что принципом удовольствия руководствуется:  «Оно»

«Расцвет» личности зависит от того, как человек справляется с каждым из восьми психосоциальных кризисов, через которые он проходит в своей жизни, согласно:

 Э. Эриксону

Стандартизация подразумевает  единообразие проведения теста и подсчета результатов

Согласно Э. Эриксону, борьба между трудолюбием и неполноценностью развивается у человека во время:  школьного возраста

Социальная ситуация развития ребенка включает в свою структуру  все перечисленное

Сколько стадий выделяет Г. Олпорт в развитии проприума?  семь

Социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям “мужчина” и “женщина” – это…  гендер

Стабильность настроения, устойчивость впечатлений являются такими показателями нервной системы, как:  уравновешенность

Свойство, свидетельствующее о легкости приспособления к внешним воздействиям пластичность

Совесть, с точки зрения З.Фрейда- это  приобретается посредством родительских наказаний

Система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем называется:

 мировоззрением

Совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление её поведения  направленность

Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, - это:  характер

Самосознание можно определить как  образ себя

Способность человека к длительному и неослабному напряжению энергии, неуклонное движение к намеченной цели проявляются как:  настойчивость

Суть проекции заключается:  в приписывании другим людям собственных чувств

 идентификация

Справиться с комплексом Эдипа помогает одна из форм психологической защиты. Это:

 идентификация

Согласно гуманистическим теориям самореализация тесно связана:  с самоуважением

Скиннер Б. является представителем ….. направления в психологии  бихевиорального

Социальный интерес в "индивидуальной психологии" – это  личностная значимость для человека происходящего с другими людьми, человечеством в целом, выражающаяся в виде сотрудничества и взаимодействия с другими

Согласно Э.Эриксону, борьба между трудолюбием и неполноценностью развивается у человека во время:  школьного возраста

С точки зрения субъекта деятельности личность исследуется  А.Н.Леонтьевым

Теории, главную роль которых в детерминации поведения играют внешние ситуации, относятся к …  социодинамическим

То, что характер должен соответствовать соматической (телесной) конституции человека, полагал:  Э. Кречме

Теории, традиционно объясняющие развитие и поведение личности врожденными задатками, конституцией человека и, наконец, его генотипом  биогенетические

Три стадии развития по А.В.Петровскому, рассматривающего развитие как процесс вхождения личности в различные со­циальные группы.  адаптация, индивидуация, интеграция

Теории развития личности, созданные как выход из дискуссий о влиянии только среды или наследственности  двухфакторые теории

Термин, характеризующий динамику личности, и обозначающий временной интервал между рождением и смертью  время жизни

Теория У. Шелдона относится к теориям темперамента:  конституциональным

Тип темперамента, характеризующийся легкой ранимостью и склонностью к глубоким переживаниям, присущ:  меланхолику

Тип темперамента, отличающийся подвижностью, склонностью к частой смене впечатлений, отзывчивостью и общительностью, характерен для:  сангвиника

Тип темперамента, отличающийся сравнительно замедленной реакций на действующие стимул  флегматик

Темперамент является  биологическим фундаментом

Такие черты личности, как скромность и самокритичность, эгоизм, характеризуют отношение личности  к себе

Теория личности, отрицающая наличие общего фактора, детерминирующего поведение, называется теорией:  мультифакторно

Теории личностных черт пытаются описывать личность человека на основании:

 индивидуальных особенностей субъекта

Только поведение, поддающееся наблюдению, может быть описано объективно, по мнению:  бихевиористов

Тревога, согласно экзистенциальной психологии - это:

 неотъемлемый атрибут психологически здорового человеческого бытия

 индивид-субъект деятельности-личность-индивидуальность

Установите соответствие психических инстанций личности, с точки зрения психоанализа (Фрейдизма)

Управление своим жизненным путем личность осуществляет  сознательно

У Гиппократа был подход к темпераменту:  физиологический

Умение сдерживать свои чувства, недопущение импульсивных действий называется

 выдержка самообладание

У девочки комплексу Эдипа соответствует комплекс:  Электры

Установите соответствие между названием теории и ее автором

Условиями позитивного личностного изменения, в соответствии с подходом К.Роджерса, являются  безоценочное (безусловное) принятие, эмпатическое понимание, искренность

Уровни организации человека с точки зрения Б.Г.Ананьева

 индивид-субъект деятельности-личность-индивидуальность

Ф Феноменологическая позиция в психологии личности заключается в:

 подчеркивании необходимости понимания того, как человек воспринимает мир со своей индивидуальной, субъективной точки зрения

Х Характер считается патологическим, если он...  все ответы верны

ЦЦентральный архетип порядка и целостности личности по К. Юнгу  самость

Центр сознания и один из ключевых архетипов личности, по теории личности К. Юнга, - это:

Ч Человеческая природа такова, что поведение можно объяснить только путем изучения индивида как единого целого, с точки зрения сторонников подхода  холизм

Человек как индивид - это человек, в обусловленности поведения которого не раскрываются предпосылки  социальные

Человек как личность - это человек, раскрывающийся в обусловленности:  его общением с другими людьми структурой его ценностных ориентаций интернализированными им этническими и культурными стереотипами

 у него есть способность к сознательному управлению собственным поведением

 у него есть нравственные ценности и гуманистические установки

 он является творческим субъектом

Человек как типичный носитель видов человеческой активности - это:

 субъект деятельности

Чрезмерное усиление отдельных черт характера акцентуация

Человек как индивид - это человек, в обусловленности поведения которого не раскрываются предпосылки социальные

Человека как индивида характеризует средний рост

Человек, включающийся в систему общественных отношений и процессов личность

Э… - это психическая особенность человека, проявляющаяся в преодолении препятствий на пути к поставленной цели. воля

Экспериментальные исследования личности за рубежом были начаты…

 Р. Кеттелом и Г. Айзенком

Темперамент – одна из основных характеристик человека. Само слово «темперамент» означает в переводе с греческого «надлежащее соотношение частей». Под темпераментом понимают динамические характеристики психической деятельности человека. Выделяют три сферы проявления темперамента: общую активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности.

Общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой – физической и социальной. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным и т. д.

Особенности моторной сферы можно рассматривать как частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота ритм и общее количество движений и т. д.

Свойства эмоциональности: впечатлительность, чувствительность и импульсивность.

Родоначальниками учения о темпераментах были древнегреческие врачи Н. Гиппократ и К. Гален. Они создали, в сущности, гуморальную (от лат. humos – влага, сок, жидкость) теорию темперамента. Н. Гиппократ полагал, что у одних людей в теле преобладает желчь (chole), у других – больше всего крови (sanguinis), у третьих – особенно много слизи (phlegma) и, наконец, у четвертых – наибольшее количество черной желчи (melanos chole). Доминирование той или иной жидкости в организме человека определяет тип его темперамента.

К. Гален выделил четыре типа темперамента, которые в наше время рассматриваются как основные: холерик (бурный, порывистый, горячий и резкий), сангвиник (живой, подвижный, эмоциональный и отзывчивый), флегматик (спокойный, вяловатый, медлительный и устойчивый) и меланхолик (грустный, подавленный, робкий и нерешительный).

И. П. Павлов обратил внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Изучая три основных параметра процессов возбуждения (В) и торможения (Т) (сила – слабость, уравновешенность – неуравновешенность, подвижность – инертность) и большое число их возможных сочетаний в природе, он установил четыре наиболее ярко выраженных типа нервной системы, три из которых являются сильными (безудержный, живой, спокойный) и один – слабым.

Их проявления в поведении И. П. Павлов поставил в прямую связь с античной классификацией темперамента. Сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы он рассматривал как соответствующий темперамент сангвиника; сильный, уравновешенный, инертный – темперамент флегматика; сильный, неуравновешенный – темперамент холерика; слабый – темперамент меланхолика.

Каждый тип обуславливает успешное выполнение своего особого вида деятельности. В свою очередь, умственные и волевые возможности человека создают условия для компенсации недостатков темперамента. В то же время темперамент обуславливает индивидуальный стиль деятельности человека, а именно:

Холерик – субъект, характеризующийся высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движений, их быстрым темпом, порывистостью. Холерик склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивным. При отсутствии надлежащего воспитания его недостаточная эмоциональная уравновешенность может привести к неспособности контролировать свои эмоции в трудных жизненных обстоятельствах.

Сангвиник – субъект, характеризующийся высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи. Сангвиник стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на окружающие события, общителен. Эмоции – преимущественно положительные (быстро возникают и быстро сменяются). Сравнительно легко и быстро он переживает неудачи. При неблагоприятных условиях подвижность может вылиться в отсутствие сосредоточенности, неоправданную поспешность поступков, поверхностность.

Флегматик – субъект, характеризующийся медлительностью и невыразительностью мимики. Он трудно переключается с одного вида деятельности на другой, с трудом приспосабливается к новой обстановке. У флегматика преобладает спокойное, ровное настроение, чувства обычно отличаются постоянством. При неблагоприятных условиях у него может развиться вялость, бедность эмоций, склонность к выполнению однообразных привычных действий.

Меланхолик – субъект, характеризующийся низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью моторики и речи, быстрой утомляемостью. Меланхолика отличают глубина и устойчивость эмоций при слабом их внешнем выражении, причем, преобладают отрицательные эмоции. При неблагоприятных условиях у меланхолика могут развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчужденность.

О силе нервной системы у человека говорят его высокая работоспособность, достаточная степень сдержанности в выражении чувств, умение ждать и выслушивать других, инициатива и настойчивость в достижении цели. О слабости нервной системы свидетельствуют противоположные свойства, т. е. повышенная утомляемость, недостаточная инициативность, внушаемость, плаксивость, боязливость.

Уравновешенность нервных процессов проявляется как отсутствие склонности к раздражительности, колебаний настроения и аффективных вспышек. Неуравновешенность – как неспособность к ожиданию и нарушениях сна.

В изучении темперамента существует также так называемый конституционный подход . Попытка установить связь между строением тела индивида и его темпераментом была предпринята немецким психиатром Э. Кречмером, который утверждал, что каждому типу конституции телосложения соответствует определенный психологический склад человека. На основе клинических наблюдений он пришел к установлению связи между типами телосложения и типами характера. При этом Э. Кречмер выделял три основных типа телосложения и три соответствующих им типа темперамента.

1. Астенический тип конституции человека характеризуется наличием у него вытянутой и узкой грудной клетки, длинных конечностей, слабой мускулатуры, удлиненного лица, что соответствует шизоидному темпераменту. Это люди погружены в себя, замкнуты, проявляют склонность к чрезмерной абстракции и плохо приспосабливаются к окружению.

2. Пикнический тип конституции человека (греч. pyknos – толстый, плотный) характеризуется широкой грудью, коренастой, широкой фигурой, полнотой, круглой головой, короткой шеей. Они общительны, реалистично смотрят на мир и склонны к перепадам настроения от постоянно повышенного, веселого состояния духа у маниакальных субъектов до постоянно сниженного, печального – у депрессивных.

3. Атлетический тип конституции человека (греч. athlon – борьба, схватка) характеризуется сильной мускулатурой, пропорциональным телосложением, широким плечевым поясом, узкими бедрами. Эти люди выражают эмоции сдержанной мимикой и жестами, внешне спокойны и невозмутимы, но временами подвержены неадекватным вызвавшему поводу вспышкам гнева и ярости. Они отличаются невысокой гибкостью мышления, мелочны и трудно приспосабливаются к перемене обстановки.

Каждому типу свойственны определенные черты поведения. Например, пикническому типу – жизнерадостность, оптимизм, стремление к радостям жизни (вкусно поесть, хорошо одеться), в связи с этим наиболее уязвимым органом пикнического типа является желудок. Данный тип склонен к формированию маниакально-депрессивного психоза. Люди астенического типа склонны к аскетизму, интеллектуальной деятельности. Данный тип формирует шизофренические расстройства. В целом же, конкретные положения данной теории в дальнейшем подтверждения не получили.

К конституциональным теориям относят также концепцию американского психолога У. Шелдона, который выделил три основных типа соматической конституции: эндоморфный (с преобладающим развитием внутренних органов, слабым мешковатым телосложением и избытком жировой ткани), мезоморфный (с развитой мышечной тканью, сильным крепким телом) и эктоморфный (с хрупким телосложением слабой мускулатурой, длинными руками и ногами), которым соответствуют три типа темперамента: висцеротония, соматотония и церебротония.

Конституциональные типологии Э. Кречмера и У. Шелдона и предпринимаемые ими попытки связать тип телосложения с психологическими особенностями индивида подверглись критике за стремление напрямую связать тип телосложения, обусловленный генотипически, с характером и темпераментом человека, т. е. с психологическим складом личности.

Нельзя отрицать связи типов телосложения с определенными чертами характера и социальным поведением индивида. Однако не следует искать природу этой связи в наследственной обусловленности. Сами по себе особенности телосложения не определяют развитие психических качеств человека. Они могут выступать как органические предпосылки, влияющие на становление психических особенностей, и реально проявляют себя в свойствах темперамента.

Большинство исследователей выделяют такиесвойства темперамента человека, теснейшим образом связанные между собой и с качествами его характера:

■ Сензитивность – особенность человека, проявляющаяся в возникновении чувствительности (психической реакции) на внешний раздражитель.

■ Реактивность – особенность человека, связанная с силой эмоциональной реакции на внешние и внутренние раздражители.

■ Активность – способность человека, заключающаяся в преодолении внешних и внутренних ограничений.

■ Темп реакций – особенность человека, заключающаяся в скорости протекания психических процессов и состояний.

■ Пластичность/регидность – особенности человека гибко и легко приспосабливаться к новым условиям, либо инертно, не чувствительно вести себя в изменившихся условиях.

■ Экстраверсия/интроверсия – особенности человека, выражающиеся в преимущественной направленности активности личности либо вовне (на мир внешних объектов: окружающих людей, событий, предметов), либо вовнутрь (на явления своего субъективного мира, на свои переживания и мысли).

■ Впечатлительность характеризует степень воздействия различных раздражителей, время сохранения их в памяти и силу ответной реакции на это воздействие.

■ Эмоциональность выражает скорость, содержание, качество, глубину, динамику эмоциональных процессов и состояний.

■ Импульсивность заключается в склонности человека действовать по первому побуждению, спонтанно, под влиянием внешних воздействий или внезапно нахлынувших эмоций.

■ Тревожность – повышенная склонность человека испытывать беспокойство в любых ситуациях жизни, в том числе и не располагающих к этому.

Определенное сочетание свойств темперамента, проявляющееся в познавательных процессах, действиях и общении человека, определяет его индивидуальный стиль деятельности. Он представляет собой систему зависящих от темперамента динамических особенностей. Его можно рассматривать как результат приспособления врожденных свойств нервной системы и особенностей организма человека к условиям выполняемой деятельности. Индивидуальный стиль деятельности обеспечивает достижение наилучших результатов с наименьшими затратами.

В силу своей непосредственной обусловленности свойствами нервной системы, темперамент считается врожденной характеристикой человека. В ходе индивидуального развития при воспитательном воздействии индивид приобретает то, что мы называем характером.

План ответа

    Понятие темперамента.

    Физиологические теории темперамента

    1. Гуморальные теории.

      1. Гален и Гиппократ

        И. Кант и Лесгафт

    2. Конституциональные (морфологические) теории.

      1. Кречмер

        Шелдон

      Нейродинамические (нейрофизиологические) теории.

      1. И.П. Павлов

        Б.М. Теплов и В.Д. Небылицин

        В.М. Русалов

    Психологические теории темперамента.

    1. К.Г. Юнг

      Г. Айзенк

    Понятие индивидуального стиля деятельности.

  1. Понятие темперамента.

Термин «темперамент» был предложен в античности (Древнеримский врач Гален, 2 век н.э.). В переводе – соразмерность или надлежащее соотношение частей. Четкого определения темперамента не существует. В общем плане под темпераментом понимают динамические характеристики психической деятельности (Гиппенрейтер). Темперамент (Небылицын) – характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний. Темперамент является проявлением физиологических процессов. Изучается чаще в диагностическом подходе. Выделяют 3 сферы проявления темперамента: общую активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности.

Общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой – физической и социальной. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным.

Проявления темперамента в моторной сфере можно рассматривать как частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота, ритм и общее количество движений.

Когда говорят об эмоциональности как проявлении темперамента, то имеют в виду впечатлительность, чувствительность, импульсивность и т. п.

  1. Физиологические теории темперамента

    1. Гуморальные теории.

Темперамент определяется соотношением между четырьмя жидкостями, циркулирующими в организме – желчью, кровью, черной желчью и лимфой. По преобладающей в соотношении жидкости определялся темперамент: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.

      1. Гален и Гиппократ

Древнегреческий врач Гиппократ (5 век до н.э.): здоровье определяется правильным соотношением 4 жидкостей (соков) в организме: кровь вырабатывается сердцем, слизь производит мозг, желчь производит печень, черную желчь производит поджелудочная железа. Преобладание какого-то жизненного сока – болезнь. Кровь - «сангва», слизь - «флегма», желчь - «холе», черная желчь - «меланхоле» (4 типа).

Гален (основываясь на работах Гиппократа) обратил внимание, что жидкости оказывают влияние на наше поведение. Если какая-то жидкость в избытке, человек ведет себя соответственно органу, который его производит (сангвиник – избыток крови – очень энергичные люди; флегматик – избыток слизи – замедленные реакции, склонность к размышлению; холерик – желчь – человек вспыльчивый, неуживчивый; меланхолик – избыток черной желчи).

Таким образом, можно выделить гуморальные концепции, теории темперамента (в основе работы Галена и Гиппократа). Гуморальный – относящийся к жидким внутренним средам организма.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: