Теория социальных ролей. Теории взаимодействия Теории ролей динамика и смена ролевого поведения

Первые теории взаимодействия включали в себя описание структуры социального действия. В истории социальной психологии было предпринято несколько попыток описать структуру взаимодействий. Так, среди социологов (М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс) и социальных психологов большое распространение получила теория действия, или теория социального действия, в которой в различных вариантах предлагалось описание индивидуального акта действия. Исследователи фиксировали некоторые компоненты взаимодействия: люди, их связь, воздействие друг на друга и, как следствие этого, их изменения. В качестве задачи исследования выступал поиск доминирующих факторов мотивации действий во взаимодействии.

Например, согласно теории Т. Парсонса, в которой описывалась структура социального действия, в основе социальной деятельности лежат межличностные взаимодействия, на которых строится человеческая деятельность (как результат единичных действий). С точки зрения абстрактной схемы в качестве элементов взаимодействия выступают: а) деятель; б) "другой" (объект, на который направлено действие); в) нормы (по которым организуется взаимодействие); г) ценности (которые принимает каждый участник); д) ситуация (в которой совершается действие). По Парсонсу, деятель мотивирован реализацией своих установок (потребностей). В отношении "другого" он развивает систему ориентации и ожиданий: стремление к достижению цели и учет вероятных реакций другого. Автор выделяет пять пар таких ориентаций, предполагая при их помощи описать все виды человеческой деятельности.

Однако данная теория не имела никакого значения для эмпирического анализа различных видов действий. По мнению А. Н. Леонтьева, при таком подходе невозможно уловить содержательную сторону действий, ибо она задается содержанием социальной деятельности в целом . Кроме того, предложенное Парсонсом направление неизбежно приводит к утрате социального контекста, так как в нем все богатство социальной деятельности (вся совокупность общественных отношений) выводится из психологии индивида .

Социологические исследования структуры взаимодействия связаны с описанием ступеней его развития. При этом взаимодействие расчленяется не на элементарные акты, а на стадии, которое оно проходит. Данный подход был разработан польским социологом Я. Щепаньским. Основным понятием при описании социального поведения по Щепаньскому является понятие социальной связи, которая представлена как последовательное осуществление: а) пространственного контакта; б) психического контакта (взаимной заинтересованности); в) социального контакта (совместной деятельности); г) взаимодействия ("систематического, постоянного осуществления действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера..."); д) социального отношения (взаимно сопряженных систем действий) . Согласно автору, выстраивание в ряд ступеней, предшествующих взаимодействию, не является слишком строгим: пространственный и психический контакты в этой схеме выступают в качестве предпосылок индивидуального акта взаимодействия. Однако включение в предпосылки взаимодействия "социального контакта" уводит нас от истинного понимания содержательной стороны самого взаимодействия, так как данное взаимодействие может быть рассмотрено как реализация совместной деятельности.

В современной психологии можно выделить следующие основные теории взаимодействия:

  • 1) теория социального обмена (Дж. Хомане, П. Блау);
  • 2) теория символического интеракционизма (Дж. Г. Мид, Г. Блумер, И. Гофман);
  • 3) психоаналитическая теория (3. Фрейд);
  • 4) трансактный анализ (Э. Берн);
  • 5) когнитивные теории, среди которых в плане описания взаимодействия основное внимание привлекают теории баланса .

Бихевиоральный подход. Теория социального обмена Дж. Хоманса включает рассмотрение социального поведения как взаимодействия людей, находящихся в непрерывных процессах обмена друг с другом. Люди при этом могут обмениваться как материальными, так и нематериальными ценностями (идеями, вниманием, заботой и т.п.). Данная теория основана на бихевиоральной методологии, согласно которой в поведении человека закрепляются те реакции, которые чаще получают вознаграждение. Соответственно, если человек получает от другого человека вознаграждения (например, в виде внимания, положительных эмоций), контакт продолжается. Однако взаимодействие будет продолжаться тогда, когда плата за него (например, время, личные усилия, деньги) не превышает вознаграждения. Если же одна из сторон взаимодействия чувствует себя ущемленной, взаимодействие может закончиться или перейти в конфликт (например, вы все время сами приглашаете подругу сходить в кафе, оплачиваете счет, но с ее стороны не получаете даже благодарности). Соответственно, если человек уверен, что его издержки компенсируются той пользой, которую ему приносит контакт, отношения остаются стабильны. Однако второй партнер также должен иметь такую уверенность. Таким образом, происходит своего рода обмен взаимными выгодами между партнерами взаимодействия. Если же один из партнеров чувствует себя ущемленным, он стремится отрегулировать взаимодействие, и на этой основе может возникнуть конфликт.

Таким образом, социальная связь устанавливается и поддерживается в том случае, если она отвечает следующим условиям:

  • 1) соответствует личностной целесообразности, т.е. издержки не превышают получаемого вознаграждения;
  • 2) если достигнута взаимная согласованность, выработаны единые критерии платы и вознаграждения и достигнуто взаимное равновесие издержек и вознаграждений.

Однако бывают отношения, которые существуют достаточно длительно, но при этом не являются согласованными и симметричными. Например, в паре двух подруг одна всегда получает больше вознаграждений, чем вторая.

Для объяснения несимметричных отношений Хомане выдвигает принцип наименьшего интереса, который состоит в том, что лицо, имеющее наименьшую заинтересованность в продолжении социальной ситуации обмена, обладает большей способностью диктовать условия обмена другим участникам ситуации. В результате он получает власть, так как имеет больше возможностей вознаграждать других, чем его партнеры. Поэтому любые властные отношения, даже насильственные, являются, по мнению Хоманса, случаями несимметричного обмена.

Хомане использует принцип дистрибутивной справедливости, согласно которому любое отношение обмена стремится к тому, чтобы награды участников были пропорциональны их затратам, что неизбежно порождает дифференциацию людей. Следовательно, социальное неравенство естественно, справедливо, закономерно, поскольку отражает пропорции личных вкладов людей в общественное целое.

Таким образом, отношения власти возникают как частные случаи социального обмена, когда один из участников процесса обмена обладает монопольным правом па некое вознаграждение (материальное или нематериальное), которое остальные участники стремятся заполучить. В этом случае он будет стараться как можно выгоднее обменять имеющуюся у него награду, навязывая свою волю другим участникам, что в конце концов приводит к образованию системы рангов, социальных статусов, социальной стратификации. Но чтобы утвердиться, власть должна быть санкционирована остальными участниками обмена, легитимирована на основе норм и ценностей, основанных па определенной системе культуры, причем эта система культуры не связана с процессами обмена.

Теория символического интеракционизма Дж. Г. Мида рассматривает взаимодействие между людьми как непрерывный диалог, в процессе которого люди наблюдают, осмысляют и понимают намерения другого человека.

Взаимодействие с точки зрения интеракционистов имеет символическую природу, т.е. люди используют символы для обмена действиями. Любой символ (например, слово), в свою очередь, возникает в результате взаимодействия и имеет договорную природу. Люди должны сходным образом расшифровывать смысл символа, чтобы понимать друг друга. Например, один и тот же жест (кивание головой) имеет разное значение в разных культурах, что может приводить к непониманию между людьми. В случае если люди одинаково расшифровывают символы, они приспосабливают свои действия к действиям других людей и взаимодействие происходит эффективно.

Люди реагируют нс только на поступки других людей, но и на их намерения, т.е. "разгадывают" намерения других людей, анализируя их поступки, ставя себя на место другого человека, принимая роль другого. С позиции символического интеракционизма взаимодействие между людьми рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них.

Интеракционисты подчеркивают, что язык, речь – главный фактор в теории межличностного взаимодействия. Язык имеет символическую природу, любой языковой символ (слово) является частным значением, возникшим в результате частного взаимодействия и имеющим договорную природу, т.е. люди, стремясь к достижению практических результатов в кооперации друг с другом, договаривались о принятии определенного значения за определенным словом. Сходное понимание слов, жестов, других символов облегчает взаимодействие, позволяет интерпретировать поведение друг друга. Понимая поведение друг друга, люди меняют свое, приспосабливая свои поступки к действиям другого, координируя свои действия с другими людьми, обучаясь видеть себя глазами группы, учитывать ожидания других людей.

Социальные ожидания – экспектаций – влияют на поведение человека; он вынужден вести себя так, как требуют нормы поведения, как ожидают другие люди и общество в целом, реализуя те права и обязанности, которые присущи его социальной роли.

Социальная роль – это относительно устойчивый шаблон поведения, включая действия, мысли, чувства, выработанные в данном обществе для выполнения определенной социальной функции, для реализации определенного социального статуса.

Социальный статус – это совокупность прав и обязанностей человека, обусловленных его положением в определенной социальной системе и иерархии общественных отношений. Социальный статус связан с системой социальных ожиданий (от человека ждут определенных действий, человек ждет от других определенного отношения к себе). Если поведение человека расходится с ожиданиями, если он плохо выполняет свою роль, то окружающие люди, группа применяют к нему социальные санкции принуждения: насмешки, бойкот, угрозы, неодобрение, наказание и т.п.

Можно выделить три типа реализации ролей: "подражание", "исполнение", "выбор". Для раннего возраста присуще "подражание" – примеривание на себя позиций, экспектаций, шаблонов поведения разных социальных ролей. "Исполнение" есть результат взаимодействия социального "Я" человека и ролевых экспектаций. Если к человеку предъявляются противоположные социальные требования, может возникнуть конфликт ролей, и тогда человек осуществляет "выбор" какой-то роли, игнорируя другие требования и роли, другие группы людей, при этом человек отходит от лиц, которые его недооценивают, и стремится сблизиться с теми, кто его ценит, с теми группами, которые становятся значимыми, важными, цепными, референтными для него.

Разновидностью символического интеракционизма является теория социальной драматургии И. Гофмана. Данный автор рассматривает межличностное взаимодействие как своеобразную театральную пьесу, где люди разыгрывают роли и представление, являясь одновременно и режиссером, и актером, тщательно охраняя места своих "частных кулис", где они могут расслабиться после представления. Эту концепцию Гофмана называют драматургическим подходом, или концепцией управления впечатлениями, т.е. люди сами создают ситуации, чтобы выразить символические значения, с помощью которых они производят хорошее впечатление на других, стараются "сохранить свое лицо", если по каким-то причинам произвели невыгодное впечатление.

К символическому интеракционизму примыкает также этнометодология Г. Гарфинкеля. Предметом изучения этнометодологи и являются принятые на веру правила, регулирующие взаимодействие между людьми (эти правила могут определять, когда уместно что-то сказать, или промолчать, или пошутить и т.п.). Эти правила могут быть специфичными при взаимодействии с людьми, которых очень хорошо знаем. Если человек нарушает эти правила, то взаимодействие с людьми резко затрудняется и последствия могут быть непредсказуемыми.

Правила и само собой разумеющиеся положения, мнения, запасы знания, имеющиеся у людей, и составляют основу социального мира, т.е. идеи, ценности, правила, нормы видятся центром социальной жизни и взаимодействия. Этнометодология изучает методы, с помощью которых люди создают социальный порядок: ценности, нормы, верования, но они сами могут изменяться, отмирать, иметь свою внутреннюю структуру. Описывая ситуацию, устанавливая связи между значениями, проясняя их смысл, люди приходят к установлению каких-либо правил, приходят к согласию, к социальной стабильности. Социальная структура рассматривается как продукт взаимодействия, как следствие отношения между "поверхностными" и "глубокими" правилами, где "поверхностные" правила – это нормы социальной жизни, а "глубокие", интерпретационные правила являются основой возникновения и существования любых значений, основой любого воспитания и обучения (А. Сикурел).

Выработка единых критериев, стандартов поведения людей по отношению друг к другу объединяет людей. Т. Парсонс назвал символическими посредниками эти единые критерии, которые понятны всем, и все готовы ими пользоваться. К их числу он отнес систему ценностей, деньги, закон, власть, которые создают возможность регулировать социальные связи на основе социокультурных, экономических и политических критериев. Общество через нормы, ценности, стандарты поведения устанавливает определенный набор социальных характеристик, которыми должен обладать любой участник общественной жизни независимо от его индивидуальных особенностей. Система ценностей, возникшая для регулирования отношений в обществе в целом, во многом подчиняет себе социальные механизмы регуляции межличностных отношений на микроуровне.

Психоаналитический подход , основоположником которого является З. Фрейд, рассматривает процесс взаимодействия с точки зрения воспроизведения детского опыта. Люди в процессе взаимодействия невольно используют понятия и сценарии, которые усвоили в детстве.

Если в детстве у ребенка доминировали реакции подчинения, покорности, уступчивости, то и в дальнейшем такой человек будет предпочитать подчиняться, не брать на себя ответственность за принятие важных решений. Фрейд считал, что люди образуют социальные группы и остаются в них отчасти потому, что испытывают чувство преданности и покорности лидерам группы, невольно отождествляя их с могущественными личностями, которых в детстве олицетворяли отцы. В таких ситуациях люди регрессируют, возвращаются к более ранней стадии развития. Если взаимодействие людей первоначально является неорганизованным и у них нет четкого плана действий, то это способствует укреплению власти лидера группы.

В теории трансактного анализа сочетаются принципы психоанализа и бихевиоризма. Э. Берн, основатель трансактного анализа, рассматривает взаимодействие как результат выбора позиции и соответствующего действия – трансакции. Выделяются три позиции, которые являются результатом актуализации соответствующего состояния личности: Ребенок; Взрослый; Родитель (эти состояния соотносимы с тремя подструктурами личности по 3. Фрейду, но не соответствуют им полностью). Ребенок – это актуализация состояния, свойственного ребенку: непосредственного восприятия и реагирования на происходящее, позиция "снизу". Родитель – состояние "сверху", положение знающего, авторитетного, поучающего родителя. Взрослый – это состояние партнера, "на равных". Каждое действие является трансакцией, совершаемой при актуализации определенного состояния. В каждый момент времени может актуализироваться только одно состояние "Я" (эго), но состояние может быстро меняться. Взаимодействие представляет собой обмен трансакциями. При этом трансакции могут быть взаимодополняющими – при полном взаимопонимании партнеров, или пересекающимися – при несогласовании действий партнеров. Пересекающиеся трансакции являются потенциальными конфликтогенами.

Берн выделяет также виды взаимодействия: "отсутствие", ритуалы, развлечения, игры, совместная активность, интимность.

Когнитивные теории . С точки зрения когнитивного подхода не сами по себе стимулы определяют поведение человека, а то, как он их воспринимает и интерпретирует.

Теории баланса, или теории когнитивного соответствия, которые являются разновидностью когнитивных теорий, рассматривают поведение человека как функцию его отношения к партнеру и к объекту, в связи с которым происходит коммуникация.

К теориям соответствия относятся:

1) теория структурного баланса Хайдера: он постулирует сбалансированность когнитивной структуры в ситуации восприятия другого человека и построения двух рядов отношений: к этому человеку и к объекту, общему для двух партнеров по общению. Каждый человек старается углядеть мотивы другого человека. Наряду с экспериментальными исследованиями необходимо учитывать эти категории здравого смысла.

Основное внимание уделяется проблеме восприятия другого человека.

"Друг моего друга – мой друг" – это формула, отражающая стремление к балансу.

Данная теория основывается на двух постулатах:

  • баланса;
  • приписывания (человек приписывает другому определенные качества и причины поведения).

Модель отношений: Р – О – X (Р – воспринимающий человек, О – другой, X – тот объект, который они воспринимают). Все эти три момента связаны между собой. Под объектом может восприниматься и человек, и предмет, и явление (например, ситуация выборов). Положительное отношение к О переносится на X – они транситивны (например: мать любит свою дочь, дочь любит своего жениха – следовательно, мать будет любить жениха дочери. Если мать не любит этого жениха – несбалансированная структура, кто-то должен изменить свое отношение). Положительные отношения транситивны, а отрицательные – нет, они не переносятся на другого человека;

  • 2) теория коммуникативных актов Ньюкома (рис. 4.3): А – В – X (А – воспринимающий, В – другой, X – объект). Если А и В относятся друг к другу хорошо, они стремятся одинаково относиться к X; если нет – они стремятся договориться об этих общих отношениях. Если это не удается – люди могут разойтись (А – бизнесмен. Хочет купить лодку X. Он любит жену В. Жена против лодки. Между А и В должны состояться переговоры, чтобы уладить эту несбалансированность: либо В изменит отношение к X, либо А и В поссорятся);
  • 3) теория когнитивного диссонанса Фестингера. Данный автор заменяет термин "противоречие" на "диссонанс".

Человек знает, что чего-то делать нельзя, а все равно это делает – возникает когнитивный диссонанс.

Основные постулаты теории когнитивного диссонанса заключаются в следующем:

  • между когнитивными элементами может возникать диссонанс;
  • существование диссонанса вызывает желание его уменьшить;
  • проявления этого стремления: изменить поведение; изменить свои знания; осторожно относиться к новой информации (например, курильщик избегает информации о вреде курения или обесценивает ее, чтобы избежать когнитивного диссонанса);
  • 4) теория конгруэнтности Осгуда, Танненбаума.

Рис. 4.3.

В этой теории также берется триада: Р – реципиент, К – коммуникатор, О – объект, сообщение.

Бывают случаи, когда одновременно изменяется отношение и к коммуникатору, и к идее, которую он проповедует.

Для исследования используется методика семантического дифференциала: по 7-балльной шкале оцениваются эмоциональное отношение, сила и активность.

В ходе исследований было обнаружено, что скорее меняется отношение к К (коммуникатору), чем к О (объекту беседы). Таким образом, оказалось, что отношение к объекту является более прочным, чем отношение к личности, т.е. человеку проще порвать отношения с близкими людьми, чем изменить свои взгляды.

Обобщение различных теорий взаимодействия представлено в табл. 4.1.

Таблица 4.1

Теории межличностного взаимодействия

Основные положения

Бихевиоральные теории: теории социального обмена

А. Люди взаимодействуют, обмениваясь друг с другом информацией, какими-то благами. Если человек получает нужные блага от взаимодействия, то контакт продолжается.

Б. Человек стремится к "максимальному выигрышу" (сумма благ должна превышать сумму издержек, причем так, чтобы другой человек не извлек больше пользы, чем вы).

В. Закон агрессии: если человек не получает вознаграждения, на которое рассчитывал, то агрессия становится для него более ценной, чем взаимодействие.

Г. "Закон насыщения": чем чаще человек получал некое вознаграждение, тем менее ценным будет для него повторение этой награды.

Д. "Принцип наименьшего интереса": человек, который менее заинтересован в том, чтобы данная социальная ситуация обмена и общения была продолжена, обладает большей способностью диктовать свои условия обмена, получает власть.

Е. "Принцип монополии": если человек обладает монопольным правом на некое вознаграждение, которое хотят получить другие участники обмена, то он навязывает им свою волю (отношения власти).

Ж. Люди стремятся к симметричному обмену, чтобы награды участников были пропорциональны затратам

Теория символического интеракционизма

A. Люди наблюдают, осмысливают намерения друг друга, ставят себя на место другого человека, приспосабливают свое поведение к ожиданиям и действиям других людей.

Б. Люди реализуют социальные ожидания – "экспектаций" друг друга, нормы поведения, права и обязанности своей социальной роли.

B. Человек реализует социальные роли через "подражание" (в детстве), "исполнение" и "выбор" тех ролей и групп, где этого человека ценят

Теория социальной драматургии

Люди, как актеры, разыгрывают роли, хотят произвести хорошее впечатление на других, скрывают свои недостатки. Взаимодействие людей – это театральная пьеса

Теория этнометодологии

А. Взаимодействие людей регулируется законами, нормами, правилами, ценностями – это центр социального взаимодействия.

Б. Люди сами стремятся к установлению согласия, каких-то правил

Пихоаналитические теории

При взаимодействии людей воспроизводится их детский опыт (подчиняются лидерам группы, подобно тому как подчинялись в детстве отцу; конфликтуют с людьми, если в детстве протестовали против родителей)

Трансактный

A. Взаимодействие людей зависит от психологических позиций, занимаемых ими в процессе общения.

Б. Человек может занимать позицию Взрослого, Родителя либо Ребенка в той или иной ситуации взаимодействия.

B. Различные формы взаимодействия людей характеризуются специфическими позициями участников.

Г. Выделяют формы взаимодействия: ритуалы, операции, времяпрепровождение, игры, манипуляции, уход, соревнование, конфликт

Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии: пер. с польск. М.: Прогресс, 1969. С. 84.
  • Столяренко Л. Д„ Столяренко В. Е. Социальная психология. 4-е изд. М.: Юрайт, 2012.
  • Человек (личность) определяется требованиями и ожиданиями общества. Поэтому у нее есть набор ролей, способов поведения. Они определяют ее статус. Внешнее поведение не зависит от внутреннего мира человека. Игнорируется своеобразие человека, его активность, внутренний мир.

    Чарльз Кули (1864-1929) – ам. социолог. Интеракционизм.

    В формировании социальных процессов решающая роль принадлежит сознанию человека, способности выделять себя из группы, создавать свое Я.

    Человеческое Я включает в себя:

    1. как я представляюсь другому (презентирую себя)

    2. как я воспринимаюсь другим (каким я кажусь другому человеку и как этот другой оценивает мой образ)

    3. вытекающее отсюда чувство Я вроде гордости и унижения.

    Другие люди – зеркала, которые помогают формировать собственный образ каждого человека.

    Теория получила название теории зеркального Я.

    Джордж Герберт Мид (1863-1931) – американский социолог, внесший наибольший вклад в теорию символического интеракционизма.

    Cоциальное взаимодействие – общение, осуществляемое посредством социальных символов (языка, жестов, культурных символов и т.п.).

    Выделяет два вида символов:

    1. незначимые – символы (жесты), вызывающие реакции, в которых отсутствует мысль (инстинктивные акты – прикрытие лица от удара);

    2. значимые – символы (жесты), присущие только человеку, вызывают предсказуемые реакции, позволяют совершать осмысленные действия.

    Значимые символы содержатся, прежде всего, в языке.

    В процессе взаимодействия люди должны интерпретировать значения, намерения других, для чего принимают роль.

    Центральное понятие символического интеракционизма – «самость» (self) – «я сам». Самость – это способность людей представлять себя в качестве объекта собственной мысли. Развивается через процесс принятия роли в процессе социальных контактов.

    Принятие роли – умение мысленно поставить себя на место другого человека в общении, понять его намерения. Человеческое общение – постоянный процесс интерпретации путем принятия роли другого.

    Формирование самости имеет два аспекта:

    1. «Я» («I») – спонтанное внутреннее представление индивидом себя.

    2. «Я и другие» («Me») – это совокупность усвоенных в обществе установок, норм и ценностей других.

    Результат рефлексии – способности индивида понимать, как он воспринимается и оценивается другими; влияния социальных групп на личность.

    Установка всего сообщества – установка «обобщенного Другого».

    Через «обобщенного Другого» осуществляется воздействие на подсистему «Ме», «Ме» осуществляет контроль над «I».

    В обществе множество «обобщенных Других», субъект выбирает из них значимых других, тем самым не только усваивает, но и отторгает установки других.



    В свою очередь социальное «Я» является источником социальных изменений: отклоняется от социальных ожиданий, вносит во взаимодействие изменения, которые трансформируют в целом содержание социального процесса.

    По мнению Мида, в традиционных обществах (более ранних) преобладает подсистема «Ме», в современных – «I».

    В отечественной науке активно используются понятия интериоризации внешнего (социального) опыта (Л.С. Выготский), присвоения (А.Н. Леонтьев).

    Б.Д. Парыгин различал узкий и широкий аспекты социализации.

    В узком понимании социализация есть ни что иное как процесс вхождения в социальную среду и адаптации к ней.

    В широком смысле – как исторический процесс, филогенез.

    Ценным является замечание Г.М. Андреевой о том, что между социализацией и воспитанием нет существенных различий. Имеется один важный отличительный аспект.

    Под воспитанием принято понимать процесс целенаправленного социального воздействия на личность.

    Социализация – во многом стихийный, не всегда осознаваемый процесс.

    Важнейшим механизмом присвоения установок является конформизм - подверженность индивидов групповому давлению, подчинение ему; присвоение и изменение ценностей, поведение под влиянием других.

    Уровни конформизма:

    1) на уровне внушаемости – непроизвольной податливости индивида мнению группы;

    2) на уровне сознательной уступчивости большинству во имя избежания конфликта (как внутренняя, усвоенная реакция или как внешнее демонстративное согласие с группой).

    Основными причинами конформности являются:

    Потребности человека в принадлежности к группе,

    В социальном одобрении,

    В возможности обладания преимуществами, которые дает групповое членство,

    В избежании конфликтных ситуаций при отклонении от нормы.

    Не станем исключать и влияния на формирование ценностей феномена нонконформизма - опровержение мнения группы, как отрицательной подчиненности той же группе.

    А также подлинной противоположности конформизму – позиции самоопределения - избирательного отношения индивида к влияниям группы, при котором на основе рационального сравнения информации с убеждениями, целями человек принимает самостоятельное решение.

    В процессе социализации можно выделить наиболее характерные этапы:

    1) этап подчинения – установки формируются под влиянием общественного мнения (близкого семейного окружения, более дальних контактных групп) на основе положительной оценки как подкрепляющего и фиксирующего элементарные нравственные представления фактора;

    2) этап идентификации - поведение контролируется совестью, чувством долга, не исключаются внешние влияния;

    3) этап интернализации – появление устойчивых внутренних позиций, побуждений, нравственного чувства как особой формы проявления нравственной потребности.

    Следует отметить, что этапы взаимосвязаны между собой, тем более, что в стадиях присвоения может одновременно находиться несколько установок.

    Возможен этап индивидуализации установок, когда воспринятые они подвергаются более глубокому анализу, сопоставлению с другими; дальнейшей систематизации, переработке с учетом развивающихся идеалов субъекта.

    Процесс социализации осуществляется посредством разнообразных социальных институтов в разных формах и видах общения.

    Социализация осуществляется в различных формах общения: массовое, групповое, межличностное, неформальное, деловое, посредством СМИ, как воздействие культуры в целом.

    Агенты, институты социализации: политические, экономические, общественные (семья, школа, неформальные группы, официальные организации).

    role theory) - подходы в социологии, которые подчеркивают значение ролей, а также "принятия роли" в формировании и поддержании социального порядка и социальной организации. См. Роль.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    ТЕОРИЯ РОЛЕЙ

    концепция, возникшая для объяснения взаимоотношений индивида и об-ва. Формирование Т.р. связано с именами Дж Мида, Р. Линтона, Я. (Дж.) Морено. В Т.р. можно выделить три уровня анализа: социологич., где роль рассматривается по преимуществу как элемент соц. структуры и культуры; соц.-психоло-гич. уровень соц. взаимодействия индивидов между собой, индивида и группы, где роль оказывается совокупностью общих значений, без к-рых немыслима коммуникация; наконец, роль может рассматриваться на уровне личности как системы. В ее исследовании сливаются интересы общей психологии, соц. психологии и социологии. При этом упор делается на личностную интерпретацию роли и влияние роли на личность. Существуют различн. подходы к Т.р. В символич. интеракционизме, развитом Мидом, об-во рассматривается как система общения, действий, являющихся соц. постольку, поскольку они имеют общую цель и пользуются выработанными в процессе взаимодействия общими значениями-символами. Индивид включается в coii взаимодействие и становится соц. существом в той мере, в какой он научается "брать роли другого", т. е. осваивать общие значения, предвидеть реакцию другого на свои действия, ставит себя на его место и тем самым становится объектом для самого себя. Обучение ролям начинается в детском возрасте сначала в неорганизованных играх, затем в играх по правилам. Личность индивида есть единство двух "Я": соц являющегося рез-том освоения различн. ролей, интериоризированных установок др. людей и глубинного - индивидуального, спонтанного Оставаясь в своем анализе роли преимущественно на соц.-психологич. уровне, Мид, однако вводит понятие "генерализированного "Другого" имея в виду коллективные предписания группы к поведению индивида. Линтон анализирует роли и статусы, исходя из социологич. т. зр. В системе об-ва он выделял статусы - позиции в структуре соц. отношений и связанные с ними совокупности прав и обязанностей. Роль он определяет как динамич. аспект статуса, не объясняя того, чем роль отличается от "играния роли". Главное для Линтона - понимание ролей как идущих от об-ва предписаний, стандартов поведения, культурных моделей. Поэтому роль как динамич. аспект статуса правильнее понимать как функциональный, культурный его аспект, но в этом случае она и есть совокупность прав и обязанностей, выполнение к-рых ожидается об-вом. Отсюда необходимость уточнения понятия статуса, к-рое позднее было заменено более нейтральным термином "позиция" как место в системе отношений; за статусом же осталось значение ранга, престижа. Основатель социометрии Морено рассматривал роли гл. обр. в практич. части своего учения - психотерапии. Разработанные им методы психо- и социодрамы предполагали играние драматич. ролей, но не предписанных, а свободно изобретаемых в ходе действия. Это "обучение спонтанности" должно было, по мысли Морено, излечивать индивидов от соц.-психич. заболеваний, помогать разрешению жизненных трудностей. Роль не лишена соц., культурного содержания, но соц. и индивидуальное в ней слиты. Морено подчеркивает конфликт между Я и официальными ролями. Большая группа соц. психологов и социологов, разрабатывающих Т.р., состоит из тех, кто так или иначе тяготеет к одному из трех названных выше уровней анализа. Соответственно меняется круг категорий, к-рыми оперируют авторы. В самую значительную группу входят представители соц.-психологич. подхода к анализу роли (И.Гофман, Т. Ньюком, Ж. Стецель). Нек-рые из них прослеживают формирование ролей из взаимодействия в неорганизованных группах и превращение их в институализированные роли, приобретающие нормативный и принудительный характер. Важными категориями Т.р. при этом подходе являются "ролевое поведение", "действие в роли", коммуникация, согласие. С общесоциологич. т. зр. рассматривает роли Т. Парсонс; для него взаимодействие двух людей - это образец соц. взаимодействия в масштабах об-ва, а роль - нормативно регулируемое на основе общепринятых ценностей поведение, компонент соц. структуры. Однако наиболее общими понятиями Т.р. на разных уровнях анализа являются "роль", "ролевое поведение", "позиция" (статус), "предписание" или "ожидание", требование". Этот же принцип реализует Р. Да-рендорф, подчеркивающий безличный и внешний индивиду характер предписанной роли, ее нормативность. Лит.: Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969; Role. Camb., 1972; Role theory: concepts and research. Huntington, 1979. Э.М. Коржева.

    Теория ролей, или социально-психологическая теория символ, интеракционизма (Дж. Мид, Г. Блумер, Э. Гоффман, М. Кун и др.) рассматривает личность с точки зрения ее социальных ролей. Относится к социологизаторские концепциям, поскольку утверждает, что социальная среда есть решающий фактор развития личности и выдвигает на первый план значение межличностного взаимодействия людей (интеракции), ролевого поведения.

    Важным в Теории ролей является утверждение о том, что основной механизм и структура личности связаны с ролевой сущностью. Личность рассматривается как совокупность ее социальных ролей. Согласно этим взглядам, человек в своей жизни, в общении с др. людьми, деятельности никогда не остается "просто человеком", а всегда выступает в той или иной роли, является носителем определенных социальных функций и обществ. нормативов. С точки зрения Теории ролей исполнение роли имеет большое значение в развитии личности человека Развитие психики, психической деятельности, социальных потребностей происходит не иначе, как в выполнении определенных обществ, ролевых функций, а социализация человека представляет собой формирование ее социальных ролей.

    Социальные роли в Теории ролей рассматриваются в трех планах: 1) в социологическом – как система ролевых ожиданий, т. е. заданная обществом модель роли, имеющая большое значение для формирования личности человека и овладения им социальными ролями; 2) в социально-психологическом – как исполнение роли и реализация межличностного взаимодействия; 3) в психологическом – как внутренняя или воображаемая роль, которая не всегда реализуется в ролевом поведении, но определенным образом на нее влияет.

    Взаимосвязь этих трех аспектов и представляет собой ролевой механизм личности При этом ведущими считаются социальные ролевые ожидания (экспектации), определяющие поведение человека, за что концепция интеракционизма самим основоположником, Дж. Мидом, названа "социальный бихевиоризм". Одно из важнейших понятий Теории ролей – "принятие роли другого", т. е. представление себя на месте партнера по взаимодействию и понимание его ролевого поведения. При этом человек приводит свои экспектации по отношению к этому человеку в соответствие с его социальными ролями. Без такого соответствия не может возникнуть интеракции, а человек не может стать социальным существом, осознать значимость и ответственность собственных действий и поступков.

    Список литературы

    П. П. Горностай. Теория ролей


    Уровня развития, в отдельных случаях при серьезных дефектах воспитания это корпоративные группы. Западная психология абсолютизирует возрастные периоды развития личности., строя на основе каждого из них особые психологические теории личности: психоаналитическая на основе абсолютизации развития личности в раннем детском возрасте, необехейвиористская, теория социального научения, ...




    ...). Мы придерживаемся точки зрения, согласно которой региональная экономика является ветвью общей экономической теории, относящейся к разделу «Мезоэкономика», то есть рассматриваем региональную экономику как часть крупную подсистему национальной экономики (Макроэкономики). Курс методологически опирается на основы экономической теории и органически связан с конкретными экономическими дисциплинами, ...

    Руководителя, не имеет очень большого значения в жизни современных школьников. Он воспринимается как необходимость. Таким образом, современное понимание роли коллектива в формировании личности отличается от того, которое было разработано и обосновано представителями гуманистической педагогики. Заключение Данная работа посвящена изучению роли коллектива в формировании личности. Актуальность...

    Наделяет человека-испытуемого теми же самыми устремлениями, что и у так называемого ученого-психолога. Именно представление о том, что психолог не отличается от испытуемого, которого он изучает, резюмирует когнитивную теорию личности Келли. Оно подтверждает веру Келли в то, что все люди действуют как ученые в повседневной жизни. Для него различие между ученым и неученым было недостоверным. То, ...

    ТЕОРИЯ РОЛЕЙ

    - англ. theory, role; нем. Rollentheorie. Совокупность концепций и подходов, объясняющих взаимоотношения индивида и общества (Дж. Мид, Р. Линтон, Я. (Дж.)Морено и др.). В Т. р. обычно выделяют несколько уровней анализа: социологический - роль как элемент соц. культуры и структуры; соц.-психол. - взаимодействие индивидов между собой, индивида и группы (где роль оказывается совокупностью общих значений, без к-рых немыслима коммуникация), уровень личности как системы, где сливаются интересы общей психологии, соц. психологии и социологии.

    Antinazi. Энциклопедия социологии , 2009

    Смотреть что такое "ТЕОРИЯ РОЛЕЙ" в других словарях:

      теория ролей - социально психологическая теория личности и отношений межличностных, опирающаяся на понятие роли социальной. Представляет их в терминах поведения ролевого. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия

      Теория ролей - – теоретическое представление о том, что основная часть наблюдаемого повседневного поведения – это просто выполнение людьми своих социальных РОЛЕЙ. В рамках теории роль представляет собой набор ожиданий в отношении действий, соответствующих… … Словарь-справочник по социальной работе

      ТЕОРИЯ РОЛЕЙ - – социально психологическая теория символического интеракционизма (Дж. Мид, Г. Блумер, Э. Гоффман, М. Кун и др.), рассматривающая личность с т. зр. ее социальных ролей. Относится к социологизаторским концепциям, поскольку утверждает, что… …

      ТЕОРИЯ РОЛЕЙ - концепция, возникшая для объяснения взаимоотношений индивида и об ва. Формирование Т.р. связано с именами Дж Мида, Р. Линтона, Я. (Дж.) Морено. В Т.р. можно выделить три уровня анализа: социологич., где роль рассматривается по преимуществу как… … Российская социологическая энциклопедия

      Теория ролей - (Интеракционизм) Теория в социальной психологии, согласно которой людям в зависимости от их статуса и их позиции в обществе характерно то или иное поведение. Понятие роли ввел в социальную психологию американский социолог и психолог Д. Мид,… … Словарь социолингвистических терминов

      Теория ролей - (интеракционизм) Теория в социальной психологии, исследующая поведение людей, зависящее от их статуса и их позиции в обществе. Понятие роли ввел в социальную психологию Д. Мид. Комплекс ролей, связанных с одним статусом, называется ролевым… … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

      ТЕОРИЯ РОЛЕЙ - англ. theory, role; нем. Rollentheorie. Совокупность концепций и подходов, объясняющих взаимоотношения индивида и общества (Дж. Мид, Р. Линтон, Я. (Дж.)Морено и др.). В Т. р. обычно выделяют несколько уровней анализа: социологический роль как… … Толковый словарь по социологии

      теория ролей (интеракционизм) - Теория в социальной психологии, исследующая поведение людей, зависящее от их статуса и их позиции в обществе. Понятие роли ввел в социальную психологию Д. Мид. Комплекс ролей, связанных с одним статусом, называется ролевым набором … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

      теория ролей (Дж. Мид и др.) - теории о ролевом поведении людей … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

      СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РОЛЕЙ - теория, описывающая и объясняющая ролевое поведение людей в обществе и в непосредственном общении друг с другом … Словарь терминов по психологическому консультированию

    Книги

    • Теория каст и ролей , Крол Алекс. Революционная книга, в которой автор делит общество на касты и описывает роли людей в них. Касты определяют уровень свободы и безопасности каждого человека. Рабы, чиновники, жандармы,…
    Есть вопросы?

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: