Войти в личный кабинет. Открыт второй фронт Где были советские войска 6 июня 1944

В течение 6 июня в районе северо-западнее и севернее города ЯССЫ наши войска успешно отбили все атаки пехоты и танков противника. За 5 июня в этом районе подбито и уничтожено 49 немецких танков и сбито 42 самолёта. На других участках фронта - без перемен.

За 5 июня на всех фронтах в воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 48 самолётов противника.

Массированный налёт нашей авиации на железнодорожный узел и военные объекты города Яссы

В ночь на 6 июня наша авиация дальнего действия произвела массированный налёт на железнодорожный узел и военные объекты города Яссы (Румыния). В результате бомбардировки возникло до 90 очагов пожара. Горели железнодорожные составы, станционные здания и военные склады противника. Пожары сопровождались сильными взрывами. Пулемётно-пушечным огнем обстреляно и подожжено несколько эшелонов на ближайших к городу Яссы железнодорожных станциях. Пламя пожаров наши летчики наблюдали при уходе от цели с расстояния более 100 километров.

Все наши самолеты вернулись на свои базы.

Северо-западнее и севернее города Яссы наши войска продолжали вести бои с противником. Немцы, понёсшие за последние дни большие потеря, сегодня ввели в бой сравнительно меньшие силы танков и пехоты. Советские части успешно отбили все атаки гитлеровцев. Ожесточённый бой произошёл лишь на участке, который обороняет Н-ское соединение. В течение дня немцы в этом районе дважды переходили в атаку, но не добились никаких результатов. Перед нашими позициями осталось несколько подбитых немецких, танков и бронетранспортёров и до 300 вражеских трупов.

Северо-западнее города Тирасполь тридцать семь снайперов Н-ской части за последние пять дней истребили 158 немцев. Снайпер т. Никулин убил 13 немецких солдат, снайпер т. Лапин - 8, снайпер т. Рябушенко - 7, снайпер т. Климентьев уничтожил 5 немцев.

Северо-западнее города Витебск разведывательный отряд под командование капитана Герасименко рано утром ворвался в расположение противника. Советские бойцы взорвали три землянки, уничтожили 20 гитлеровцев и, захватив 6 пленных, вернулись в свою часть.

Авиацией Краснознамённого Балтийского флота в ночь на 5 июня потоплены в Балтийском море три немецких транспорта общим водоизмещением в 11 тысяч тонн.

35 немецких самолётов вчера пытались произвести налёт на один из наших военных объектов в Финском заливе. Самолёты противника были встречены истребителями части подполковника Корешкова. В ожесточённых воздушных боях лётчики-балтийцы сбили 20 немецких самолётов. Ни один вражеский самолёт не был допущен к цели. В воздушных боях особенно отличились лётчики: старший лейтенант Черненко, старший лейтенант Камышников, лейтенант Жучков я лейтенант Шестопалов.

Партизаны отряда, действующего в Минской области, узнали, что в одном населённом пункте немцы грабят мирных жителей. Советские патриоты устроили засаду и напали на гитлеровцев, возвращавшихся с разбойничьего набега. Партизаны убили 69 немецких солдат и офицеров и захватили в плен двух унтер-офицеров. Имущество, награбленное гитлеровцами у советских граждан, возвращено населению. Партизаны отряда имени Щорса пустили под откос воинский эшелон противника. Разбиты паровоз и 10 вагонов. Убито и ранено до 200 немецких солдат и офицеров.

Пленный командир 3 роты 12 полка 15 румынской пехотной дивизии капитан Николай Александреску рассказал: «Осенью 1941 года наша дивизия была разбита под Одессой. Её остатки были отведены в тыл на переформирование. Примерно через год дивизию перебросили в район Клетской, где она за два месяца потеряла 12 тысяч человек. Дивизия в третий раз была заново сформирована и опять направлена на фронт. Дивизией командует бригадный генерал Штефан Бардан. При штабе дивизии находятся немецкий майор Вендт, его помощник обер-лейтенант Грезе и несколько немецких писарей. Немец Вендт - фактический хозяин. Он бесцеремонно отменяет приказы командира дивизии и делает всё по своему усмотрению. Румынские солдаты не хотят воевать за Гитлера. В этом я ещё раз убедился в последнем бою. Небольшая группа русских солдат на трёх лодках незаметно переправилась через реку, вышла на берег и с криками «ура» бросилась к нашим позициям. Эти позиции обороняла румынская рота, имевшая несколько станковых пулемётов. Когда наши солдаты услышали крики «ура», они сразу же разбежались. Несколькими бросками русские достигли командного пункта. Увидев, что сопротивление бесполезно, я встал и поднял руки. Вместе со мной сдались в плен лейтенант Леху, старший лейтенант Рошка и лейтенант Рыжкану».

Вернуться в дату 6 июня

Комментарии:

Форма ответа
Заголовок:
Форматирование:

"Второй фронт". Целых три года его открывали наши солдаты. Именно так называли американскую тушёнку. А ещё "второй фронт" существовал в виде самолётов, танков, грузовиков, цветных металлов. Но настоящее открытие второго фронта, высадка в Нормандии, произошло только 6 июня 1944 года.

Европа как одна неприступная крепость

В декабре 1941 года Адольф Гитлер заявил, что создаст пояс из гигантских фортификационных сооружений от Норвегии до Испании и это будет непреодолимым фронтом для любого противника. Эта была первая реакция фюрера на вступление США во Вторую мировую войну. Не зная, где произойдет высадка союзных войск, в Нормандии или другом месте, он пообещал всю Европу превратить в неприступную крепость.

Сделать это было абсолютно невозможно, впрочем, еще целый год никакие фортификационные сооружения вдоль береговой линии и не строились. Да и зачем было это делать? Вермахт наступал на всех фронтах, и победа немцев им же самим казалась просто неизбежной.

Начало строительства

В конце 1942 года Гитлер теперь уже серьезно приказал за год возвести на западном побережье Европы пояс сооружений, названный им Атлантическим валом. На строительстве работало почти 600 000 человек. Всю Европу оставили без цемента. Использовались даже материалы со старой французской линии Мажино, но к сроку успеть не удалось. Не хватало главного - хорошо обученных и вооруженных войск. Восточный фронт буквально пожирал немецкие дивизии. Так что многие части на западе приходилось формировать из стариков, детей и женщин. Боеспособность таких войск не внушала никакого оптимизма главнокомандующему на Западном фронте генерал-фельдмаршалу Герду фон Рундштедту. Он неоднократно просил фюрера о подкреплении. Гитлер в конце концов прислал ему в помощь генерал-фельдмаршала Эрвина Роммеля.

Новый куратор

Престарелый Герд фон Рундштедт и энергичный Эрвин Роммель не сработались сразу. Роммелю не понравилось, что Атлантический вал построен только наполовину, орудий крупного калибра не хватает, а в войсках царит уныние. В приватных разговорах Герд фон Рундштедт называл защитные сооружения блефом. Он считал, что свои части нужно отвести от побережья и атаковать место высадки в Нормандии союзников уже после. Эрвин Роммель с этим был категорически не согласен. Он намеревался разбить англичан и американцев прямо на берегу, куда они не смогут подтянуть подкрепление.

Для этого нужно было сосредоточить у побережья танковые и моторизованные дивизии. Эрвин Роммель заявил: «Война будет выиграна или проиграна на этих песках. Первые 24 часа вторжения будут решающими. Высадка войск в Нормандии войдет в военную историю как одна из самых неудачных благодаря доблестной немецкой армии». В целом Адольф Гитлер одобрил план Эрвина Роммеля, но оставил танковые дивизии в своём подчинении.

Береговая линия укрепляется всё больше

Даже в этих условиях Эрвин Роммель сделал очень многое. Практически всё побережье французской Нормандии было заминировано, а ниже уровня воды при отливе установили десятки тысяч металлических и деревянных рогаток. Казалось, что высадка десанта в Нормандии невозможна. Заградительные сооружения должны были остановить десантные суда, чтобы береговая артиллерия успела пристреляться по объектам противника. Войска без перерыва занимались боевой подготовкой. На побережье не осталось ни одной части, где не побывал бы Эрвин Роммель.

Всё готово к обороне, можно отдохнуть

В апреле 1944 года он скажет своему адъютанту: «Сегодня у меня есть только один враг, и этот враг - время». Все эти заботы настолько вымотали Эрвина Роммеля, что в начале июня он уехал в короткий отпуск, впрочем, как и многие немецкие военные начальники западного побережья. Те, кто не уехал в отпуск, по странному стечению обстоятельств оказались в командировках далеко от побережья. Оставшиеся на местах генералы и офицеры были спокойны и расслаблены. Метеопрогноз до середины июня был самым неподходящим для десанта. Поэтому высадка союзников в Нормандии казалась чем-то нереальным и фантастическим. Сильное волнение на море, шквалистый ветер и низкая облачность. Никто и не догадывался, что невиданная армада кораблей уже покинула английские порты.

Великие битвы. Высадка в Нормандии

Операцию по высадке в Нормандии союзники назвали «Оверлорд». В дословном переводе это означает «властелин». Она стала самой крупной десантной операцией в истории человечества. Высадка союзных войск в Нормандии происходила с участием 5000 боевых кораблей и десантных судов. Главнокомандующий союзными силами генерал Дуайт Эйзенхауэр не мог отложить высадку из-за погоды. Только три дня - с 5 по 7 июня - была поздняя луна, и сразу после рассвета - малая вода. Условием переброски парашютистов и десанта на планерах было тёмное небо и восход луны во время приземления. Отлив был необходим, чтобы морской десант видел прибрежные заграждения. В штормовом море тысячи десантников страдали от морской болезни в тесных трюмах катеров и барж. Несколько десятков судов не выдержали штурма и утонули. Но уже ничто не могло остановить операцию. Высадка в Нормандии начинается. Войска должны были высадиться в пяти местах побережья.

Начало операции «Оверлорд»

В 0 часов 15 минут 6 июня 1944 года властелин вступил на землю Европы. Операцию начали парашютисты. Восемнадцать тысяч десантников рассыпались по землям Нормандии. Однако далеко не всем повезло. Примерно половина попала в болота и на минные поля, но другая половина свои задачи выполнила. В немецком тылу началась паника. Были разрушены линии связи, и, главное, были захвачены неповреждённые стратегически важные мосты. К этому времени морские десантники уже дрались на побережье.

Высадка американских войск в Нормандии была на песчаных пляжах Омаха и Юта, англичане и канадцы высаживались на участках Сворд, Джуна и Голд. Боевые корабли вели дуэль с береговой артиллерией, стремясь если не подавить, то хотя бы отвлечь её от десантников. Тысячи самолётов союзной авиации одновременно бомбили и штурмовали немецкие позиции. Один английский пилот вспоминал, что главной задачей было не столкнуться друг с другом в небе. Преимущество союзников в воздухе было 72:1.

Воспоминания немецкого аса

Утром и днём 6 июня люфтваффе не оказали войскам коалиции никакого сопротивления. Только два немецких пилота показались в районе высадки, это командир 26-й истребительной эскадры - знаменитый ас Йозеф Приллер, и его ведомый.

Йозеф Приллер (1915-1961) устал слушать путаные объяснения того, что происходит на берегу, и сам вылетел на разведку. Увидев тысячи судов на море и тысячи самолётов в воздухе, он иронически воскликнул: «Сегодня поистине великий день для пилотов люфтваффе». Действительно, ещё никогда военно-воздушные силы Рейха не были столь бессильны. Два самолёта пронеслись на бреющем полёте над пляжем, стреляя из пушек и пулемётов, и скрылись в облаках. Это всё, что они могли сделать. Когда механики осмотрели самолёт немецкого аса, оказалось, что в нём более двухсот пулевых пробоин.

Штурм союзных войск продолжается

Нацистские военно-морские силы добились чуть большего. Три торпедных катера в самоубийственной атаке флота вторжения сумели потопить один американский эсминец. Высадка войск союзников в Нормандии, а именно англичан и канадцев, не встретила серьёзного сопротивления на своих участках. К тому же им удалось в целостности переправить на берег танки и орудия. Американцам же, особенно на участке Омаха, повезло куда меньше. Здесь оборону у немцев держала 352-я дивизия, которая состояла из обстрелянных на разных фронтах ветеранов.

Немцы подпустили десантников на четыреста метров и открыли ураганный огонь. Почти все лодки американцев подошли к берегу восточнее заданных мест. Их снесло сильное течение, да и густой дым от пожаров мешал ориентироваться. Сапёрные взводы были почти уничтожены, так что проходы в минных полях было некому делать. Началась паника. Тогда несколько эсминцев подошли вплотную к берегу и начали бить прямой наводкой по позициям немцев. 352-я дивизия в долгах перед моряками не осталась, корабли получили серьёзные повреждения, но десантники под их прикрытием смогли прорвать немецкую оборону. Благодаря этому на всех участках высадки американцы и англичане смогли продвинуться на несколько миль вперёд.

Неприятности для фюрера

Через несколько часов, когда Адольф Гитлер проснулся, фельдмаршалы Вильгельм Кейтель и Альфред Йодль осторожно доложили ему, что высадка союзников, кажется, началась. Поскольку никаких точных данных не было, фюрер им не поверил. Танковые дивизии остались на своих местах. В это время фельдмаршал Эрвин Роммель сидел у себя дома и тоже ничего толком не знал. Немецкие военные начальники упустили время. Атаки последующих дней и недель ничего не дали. Атлантический вал рухнул. Союзники выходили на оперативные просторы. Всё решилось за первые двадцать четыре часа. Высадка союзников в Нормандии состоялась.

Исторический день «Д»

Огромная армия пересекла Ла-Манш и высадилась во Франции. Первый день наступления назвали днём «Д». Задача - укрепиться на побережье и выбить нацистов из Нормандии. Но плохая погода в проливе могла привести к катастрофе. Ла-Манш славится своими бурями. В считанные минуты видимость могла снизиться до 50 метров. Главнокомандующий Дуайт Эйзенхауэр требовал ежеминутного отчёта о погоде. Вся ответственность легла на главного метеоролога и его команду.

Военная помощь союзников в борьбе с нацистами

1944 год. Вторая мировая война идёт уже четыре года. Немцы оккупировали всю Европу. Силы союзников Великобритании, Советского Союза и США нуждаются в решающем ударе. Разведка докладывала, что скоро немцы начнут применять управляемые ракеты и атомные бомбы. Энергичное наступление должно было прервать планы нацистов. Самый простой способ - это пройти через оккупированные территории, например через Францию. Секретное название операции - «Оверлорд».

Высадка в Нормандии 150 тысяч солдат союзников намечалась в мае 1944 года. Их поддерживали транспортные самолёты, бомбардировщики, истребители и флотилия в 6 тысяч кораблей. Наступлением командовал Дуайт Эйзенхауэр. Дату высадки держали в строжайшем секрете. На первом этапе высадка в Нормандии 1944 года должна была захватить более 70 километров французского побережья. Точные районы штурма немецких войск держали в строгом секрете. Союзники выбрали пять пляжей с востока на запад.

Тревоги главнокомандующего

1 мая 1944 года потенциально могло стать датой начала операции «Оверлорд», но от этого дня отказались по причине неготовности войск. По военно-политическим мотивам операцию перенесли на начало июня.

В своих мемуарах Дуайт Эйзенхауэр писал: «Если эта операция, высадка американцев в Нормандии, не состоится, то виноват буду только я». В полночь 6 июня начинается операция «Оверлорд». Главнокомандующий Дуайт Эйзенхауэр лично посещает 101 воздушную дивизию перед самым вылетом. Все понимали, что до 80 % солдат не выживут в этом штурме.

«Оверлорд»: хроника событий

Высадка в Нормандии воздушного десанта должна была первой произойти на берегах Франции. Однако всё пошло не так. Пилотам двух дивизий нужна была хорошая видимость, они не должны были сбросить десант в море, но они ничего не видели. Парашютисты скрылись в облаках и приземлились в нескольких километрах от точки сбора. Затем бомбардировщики должны были расчистить путь для морского десанта. Но они не фиксировали свои цели.

На пляж Омаха должны были лечь 12 тысяч бомб, чтобы уничтожить все препятствия. Но когда бомбардировщики достигли берегов Франции, пилоты оказались в трудной ситуации. Кругом были тучи. Основная часть бомб упала в десяти километрах южнее пляжа. Планёры союзников оказались неэффективными.

В 3.30 утра флотилия направилась к берегам Нормандии. Через несколько часов солдаты пересели на маленькие деревянные лодки, чтобы добраться наконец-то до пляжа. Огромные волны раскачивали маленькие лодки, как спичечные коробки, в холодных водах Ла-Манша. Только на рассвете началась десантная высадка союзников в Нормандии (фото см. ниже).

На берегу солдат ожидала смерть. Кругом находились заграждения, противотанковые ежи, всё вокруг было заминировано. Флот союзников обстреливал немецкие позиции, но сильные штормовые волны мешали прицельному огню.

Первых высадившихся солдат ждал яростный огонь немецких пулемётов и пушек. Солдаты гибли сотнями. Но они продолжали бороться. Это казалось настоящим чудом. Несмотря на мощнейшие немецкие заграждения и плохую погоду, крупнейший в истории десант начал своё наступление. Солдаты союзников продолжали высадку на 70-километровом берегу Нормандии. Днём облака над Нормандией стали рассеиваться. Главным препятствием для союзников стал Атлантический вал, система долговременных укреплений и скалы, которые защищают побережье Нормандии.

Солдаты начали взбираться на береговые скалы. Сверху их обстреливали немцы. К середине дня войска союзников стали численно превосходить фашистский гарнизон Нормандии.

Старый солдат вспоминает

Рядовой американской армии Гарольд Гаумберт спустя 65 лет вспоминает, что ближе к полуночи все пулемёты замолчали. Все нацисты были убиты. День «Д» окончен. Высадка в Нормандии, дата которой - 6 июня 1944 года, состоялась. Союзники потеряли почти 10 000 солдат, но они захватили все пляжи. Казалось, что пляж залили ярко-красной краской и раскидали тела. Раненые солдаты умирали под звёздным небом, а тысячи других двинулись вперёд, чтобы продолжить борьбу с врагом.

Продолжение штурма

Операция «Оверлорд» перешла в следующую фазу. Задача - освободить Францию. Утром 7 июня перед союзниками появилось новое препятствие. Непроходимые леса стали очередной преградой для атаки. Сплетённые корни нормандских лесов были прочнее английских, на которых тренировались солдаты. Войскам приходилось обходить их. Союзники продолжали преследовать отступающие немецкие войска. Фашисты сражались отчаянно. Они пользовались этими лесами потому, что научились в них прятаться.

День «Д» был всего лишь выигранным сражением, война для союзников только начиналась. Войска, с которыми столкнулись союзники на пляжах Нормандии, не были элитой нацистской армии. Начинались дни тяжелейших боёв.

Разрозненные дивизии в любой момент могли разбить нацисты. У них было время, чтобы успеть перегруппироваться и пополнить свои ряды. 8 июня 1944 года началось сражение за Карантан, этот город открывает путь к Шербуру. Понадобилось более четырёх дней, чтобы сломить сопротивление немецкой армии.

15 июня силы Юты и Омахи наконец-то объединились. Они взяли несколько городов и продолжили наступление на полуострове Котантен. Силы объединились и двинулись в направление Шербура. Две недели немецкие войска оказывали жесточайшее сопротивление союзным. 27 июня 1944 года войска союзников вошли в Шербур. Теперь у их кораблей был собственный порт.

Последняя атака

В конце месяца началась следующая фаза наступления союзников в Нормандии, это операция «Кобра». На этот раз целью были Канны и Сен-Ло. Войска стали продвигаться в глубь Франции. Но наступлению союзников противостояло серьёзное сопротивление нацистов.

Французское движение сопротивления во главе с генералом Филиппом Леклерком помогло союзникам войти в Париж. Счастливые парижане с радостью встречали освободителей.

30 апреля 1945 года Адольф Гитлер покончил с собой в собственном бункере. Через семь дней немецкое правительство подписало пакт о безоговорочной капитуляции. Война в Европе была окончена.

ИЗ ИНТЕРНЕТА
по- переписке

Второй фронт - Read it, I never knew such details Очень интересная статья, ; ; советую почитать.

Http://a.kras.cc/2015/04/blog-post_924.html

Http://a.kras.cc/2015/04/blog-post_924.html

Вторая мировая война, начавшаяся 1 сентября 1939 года и закончившаяся 2 сентября 1945 года, давно уже описывается историками и мемуаристами как мучительное и кровавое движение от одного решающего сражения до другого. Иные из них длились несколько суток, другие месяцами. Среди них были сражения гигантского масштаба, такие как, например, многомесячные бои в Северной Африке, штурм японских островов в Тихом океане, сражение в Арденнах, Сталинградская или Курская битва. В этих боях участвовали миллионы бойцов, тысячи танков и самолётов. Расход вооружений и боеприпасов исчислялся многими тысячами тонн в сутки, человеческие жертвы несколькими тысячами в день. Таких боёв было немало во время войны в Европе и в Азии и всё-таки высадка англо-американских армий в Нормандии, под кодовым названием «Оверлорд», начавшаяся рано утром 6 июня 1944 года была явлением уникальным в истории всех войн! Её масштабы и результаты, её техническое оснащение, её влияние на послевоенные дела в мире вынудили даже Сталина оценить это событие по достоинству. В поздравительной телеграмме Черчиллю от 11 июня 1944 года, Сталин писал: «История отметит это событие как достижение высшего порядка!»

Наполеон во время войны с Англией собрал на материке огромную армию для высадки её на английском побережье. Гитлер сделал то же самое во время Второй мировой войны. Но оба они так и не решились на высадку, понимая, что шансов на успех очень мало, а риск потерять свою армию очень велик. Нам, бывшим гражданам СССР и России, об этом событии известно крайне мало, если вообще известно. Даже по прошествии с тех пор десятков лет, русские публикации о войне не содержат сколько-нибудь надёжных сведений о D-Day, как принято называть это событие в западных источниках. Коммунистической режим в СССР старательно скрывал от своих граждан ту огромную роль, которую играли союзники Англия и Америка в ходе войны Советского Союза с Германией. Теперь можно полагать, что без помощи союзников в период 1941-1942 годов СССР не выстоял бы против немцев. Но, это специальная тема и не о ней сейчас речь.

Я хорошо помню как всю войну и после неё советские люди говорили: «Союзники не воевали». Если мерить участие в войне количеством людских потерь, то союзники не только не воевали, но и вообще не знали, что идёт война. Они, воюя одновременно в Европе и Азии, потеряли убитыми в десять раз меньше чем Красная Армия. Мало того, советская пропаганда твердила, что союзники не открывают второго фронта в Европе, намеренно способствуя ослаблению СССР в войне. Много чего ещё вещали советская пресса и радио, чтобы свалить на «бездействие союзных стран» бездарное руководство страной и войной товарища Сталина и его команды. Почему же действительно до июня 1944 года союзники СССР не открыли второго фронта во Франции. Ведь и в их интересах было скорее закончить войну. Англия уже была почти банкротом!

В отличие от гуманитариев-историков, всегда почему-то извиняющихся перед читателем за приведение «скучных» цифр, я инженер и за это извиниться не буду. Никакой скуки в цифрах я не вижу и считаю, что без цифр невозможно правильно представить масштабы исторических событий. Мало того, отсутствие цифр позволяет искажать события и часто превращает историка в идеолога и даже партийного деятеля.

Начнём с цифр. В первые сутки с 6 тысяч крупных и мелких кораблей на берег было переправлено 150 тысяч солдат и офицеров. 9 тысяч тонн различных грузов, 3 тысячи тонн горючего, 2 тысячи грузовых автомобилей, и Джипов. Несколько сотен орудий, десятки танков и пр.

Только на перегрузке всего этого с кораблей на берег работали 2 тысячи человек. И это только в первые сутки! Каким же образом можно было отправить на берег такое количество грузов за такой короткий срок? К этому времени были построены десятки тысяч специальных десантных судов. Среди них были небольшие суда для высадки взвода бойцов с лёгким стрелковым оружием. Были и крупные десантные корабли, подходившие вплотную к берегу с откидными носами-рампами, по которым из трюмов выезжали танки, тяжелые пушки с автомобилями-буксирами, сотни джипов, и тысячи тяжёлых грузовиков, нагруженных ящиками с боеприпасами. Всё это осложнялось бурным морем, штормовым ветром и яростным сопротивлением немцев, расположившихся на высоких до 30 метров берегах. Немцами были построены железобетонные бункеры с сотнями пушек и пулемётных гнёзд. Берег и мелкая часть пляжей были усеяны минами, колючей проволокой и стальными ежами. Для разрушения их, для подавления огня с высот, немцев обстреливали 14 линкоров из орудий калибра от 5 до 16 дюймов, подошедших на предельно близкое расстояние к берегу. Семьдесят крейсеров и полторы сотни эскадренных миноносцев стреляли по берегу из всех орудий! Сотни ракетомётных барж обрушивали на противника залпы из 70 крупных ракет в каждом. Был задействован даже старый линкор «Техас» постройки 1912 года с шестью 12; орудиями и двенадцатью 6;.

Тысячи самолётов союзников обеспечивали полное превосходство в воздухе. Транспортные самолёты снабжали боеприпасами парашютистов, выброшенных ночью в глубине обороны немцев. Тысячи тяжёлых бомбардировщиков бомбили немецкие укрепления на берегу. Сотни истребителей не подпускали к местам высадки практически ни одного немецкого бомбардировщика, штурмовика или истребителя.

С первого дня высадки союзники начали строить временный порт, без которого операция была бы обречена на провал. Снова цифры и ничего кроме цифр! До захвата 14 сентября первого крупного порта Антверпен, который можно было захватить только комбинированным ударом с моря и суши, на берег с помощью временного порта с кодовым названием Малберри было доставлено 2,5 миллиона бойцов и прочего персонала нескольких армий, 500 тысяч автомобилей и 4 миллиона тонн различных грузов от боеприпасов и танков до продовольствия и медикаментов. Для того только, чтобы собрать и сосредоточить в портах Англии такое количество людей и груза потребовалось два года напряжённой подготовительной работы на английском и американском берегах. Да ещё и спланировать столь сложную операцию

В течение года на крупных пассажирских судах, включая знаменитую «Queen Mary I», водоизмещением 80 тысяч тонн, из Америки в Англию перевозили целые дивизии. Скорости этих судов были столь велики, что они не боялись тихоходных подводных лодок и шли через Атлантику без боевого охранения. Одна «Queen Mary» после переоборудования из роскошного океанского лайнера в транспортное судно могла взять на борт 10 тысяч солдат! Она пересекала океан за четыре-пять дней в зависимости от погоды. Без глубоководного порта с причалами и кранами высадить такое количество людей и оборудования было немыслимо! В Англии они были в избытке. А в Нормандии? Голый пляж!

Начиная с 1943 года 150 тысяч человек отправлялись в Англию ежемесячно, пока их число не достигло 2,5 миллионов человек. Тогда шутили, что под этой нагрузкой, плюс десятки тысяч самолётов, танков, пушек и грузовиков маленькая Англия утонет в океане. В Англию переправлялись авиачасти с самолётами, продовольствие и боеприпасы. Однако, большинство грузов перевозилось из Америки на обычных тихоходных транспортных кораблях. Атлантика кишела немецкими подводными лодками и до тех пор пока они не были уничтожены на две трети к концу 1943 года нечего было и думать о переброске такого количества войск, техники и боеприпасов. Кроме того, море было насыщено миллионами мин. Об уничтожении сотен немецких подводных лодок написаны увлекательные книги, настолько сложной и опасной была эта борьба! И не только флота, но и электронной техники.

Уже из этих цифр видно, почему союзники не могли осуществить высадку в Нормандии раньше. Нужно было собрать гигантскую армию с полным вооружением. Нужны были горы оружия и техники. Войну союзники начали совершенно неподготовленными к такой операции. В Америке к началу войны не было и 150 танков и не более 1500 самолётов всех видов. Но, если правдиво описывать события, то следует упомянуть о том, что ещё летом 1943 года союзники высадили крупные десанты сначала в Сицилии, а потом и на основной территории Италии в районе города Салерно. Не менее 22 немецких дивизий дрались летом 1943 года в Италии с войсками союзников. В разгар Курского сражения, начавшегося 5 июля 1943 года, танковая армия Фельдмаршала Манштейна была срочно переброшена 10 июля из-под Курска в Италию. Не был ли это второй фронт?

А если вспомнить о грандиозном поражении армии Фельдмаршала Роммеля в Северной Африке весной 1943 года, когда союзники уничтожили и взяли в плен 250 тысяч немецких солдат и офицеров, то открытие второго фронта можно передвинуть на конец 1942 года. Напомню читателям, что почти в это же время под Сталинградом была разгромлена армия Фельдмаршала Паулюса в составе 250 тысяч человек. Однако высадка в Нормандии превзошла по масштабам и главное по степени риска все предыдущие операции союзников.

Англия, страна с населением вдвое меньшим чем Германия, летом 1940 года потеряла на континенте всё своё вооружение, когда Франция по существу отказалась воевать и весь экспедиционный корпус англичан в 350 тысяч человек чудом смог переправиться в Англию практически только с винтовками. Тысячи пушек, танков, бронетранспортёров и прочего тяжёлого вооружения были потеряны и их пришлось делать заново. А Англия вела уже тогда войну с Японией в восточной Азии и на безграничных просторах Тихого Океана. Вскоре к ней присоединилась Америка. Сотни кораблей, тысячи самолётов и десятки дивизий морской пехоты дрались там с Японцами.

Но, вернёмся на пляжи Нормандии! Высадка началась одновременно в пяти районах прибрежной Нормандии между городами Гавр и Шербур. Эти пять пляжей растянулись на 50 миль и были распределены между армиям Англии, Канады и Америки. Американцы высаживались на двух из них. Их условные названия –Utah и Omaha. В первые часы высадки войска и техника, как я уже писал, доставлялись на берег только с десантных судов и автомобилей амфибий грузоподъёмностью 2,5 тонны. Пока немцы не подтянули к пляжам полностью вооружённые танковые и моторизованные дивизии союзники могли с успехом захватывать их береговые укрепления. Но с приходом основных немецких сил, сражаться ними стало бы невозможно без постоянных поставок огромных количеств техники, людей и боеприпасов. Нужны были тысячи тонн горючего, продовольствия и даже воды вместе с сотнями тонн медикаментов.

Нужна была устойчивая проводная связь. Доставлять всё это без постоянных портовых сооружений было невозможно.

Союзники понимали это и заранее начали по совету и эскизам Черчилля строительство гигантских железобетонных плавучих блоков-кессонов, составлявших элементы будущих причалов и волнорезов. Их кодовое название «Феникс». Таких кессонов было построено 23. Гигантские блоки имели следующие размеры в метрах: 18 х 18 х 60. Строительство их заняло 9 месяцев и потребовало 20 тысяч рабочих, трудившихся днём и ночью. Полые блоки обладали положительной плавучестью и в первые часы высадки их буксирами доставили к пляжам, на которых ещё шёл бой. Кому, как не Черчиллю было знать о том, каким крахом заканчивается попытка высадки крупных воинских соединений на враждебный берег без надлежащей подготовки, снабжения и разведки. Он поплатился за такую попытку в 1915 году министерским постом и множеством иных крупных неприятностей. В Первую мировую войну провалилась попытка английских войск высадиться с моря на побережье Турции в Галлиполи в феврале 1915 года. С помощью немцев турки долго держались и сбросили англичан в море с огромными жертвами. Инициатором операции был Первый Лорд Адмиралтейства Сэр Уинстон Черчилль! И хотя командовал ею не он, всю вину за провал свалили на него.

Но вернёмся к бетонным блокам. Они заполнялись водой и затапливались в нужных местах, к ним подводились следующие блоки, их надводные плоские части превращалась в причалы, достаточно высоко находящиеся над поверхностью воды. Не менее важно было то, что это были превосходные волнорезы, составившие вместе защищённую от ветра и волн гавань. Её кодовое название «Малберри». Из них были составлены длинные волноломы-причалы и по ним тяжёлые грузы могли быть доставлены на пляжи с обычных грузовых судов, имеющих подъёмные краны. Однако, сооружение волнорезов и причалов было только частью задачи. Они были затоплены перпендикулярно к берегу и на значительном расстоянии от него. Их высокие,18 метровые стенки не позволяли пользоваться ими как причалами вблизи берега.

Известно, что морской берег на пляжах очень отлогий и глубина в несколько метров находится иногда в сотне и более метров от суши. Для транспортировки грузов на берег были построены понтонные мосты с шарнирными сочленениями, позволявшими секциям мостов подниматься и опускаться в соответствии с уровнем воды во время приливов и отливов, а также в случае волнения моря. Одним концом мосты крепились к кессонам другой конец выходил на сушу. С этих мостов нагруженные грузовики, танки и пушки своим ходом или на буксире съезжали на берег. Часть волноломов была составлена из 70 старых судов, которые были затоплены в необходимых местах. Общая длина волноломов составляла 7,5 километров. Большая, удобная гавань.

Следует упомянуть, что в дальнейшем горючее и смазочные масла доставлялись на берег из Англии по трём трубопроводам, проложенным по дну Ла-Манша. 12 июня трубопроводы длинною в 30 миль каждый начали работать! Связь осуществлялось по подводному кабелю, также проложенному после высадки. Прокладка трубопроводов была очень сложной задачей. На гигантский барабан диаметром в несколько метров наматывалась гибкая труба. Барабан буксировался от берега Англии до места высадки, труба разматывалась и ложилась на дно. И всё это при весьма свежей погоде! Насосные станции были сооружены к этому времени на берегу.

Теперь понятно, как была обеспечена высадка в первые дни боя. Однако, это далеко не всё. Следует упомянуть, что в 1942 году была предпринята пробная высадка дивизии союзников на французском побережье около города Дьепп. Без предварительной разведки, без портовых сооружений и, следовательно, без тяжёлого вооружения дивизия была разгромлена и остатки её сброшены в море. Берег был сильно укреплён, крупные немецкие соединения были быстро доставлены к Дьеппу по железной дороге и высадка закончилась ничем, кроме потери нескольких сотен солдат и офицеров союзников. Их командование снова поняло, что так высаживаться на побережье, контролируемом противником нельзя. К следующей высадке готовились серьёзно. Кроме тех приготовлений, о которых было сказано выше, пришлось уже с 1942 года высаживать с небольших лодок по ночам группы людей, бравших пробы грунта в местах предполагаемой высадки и изучавших берег. Нередко они взрывали неприятельские радары. При высадке у Дьеппа выяснилось, что песчаный и галечный грунт пляжа не годятся для прохода танков. Они буксовали на гальке или глубоко зарывались гусеницами в мокрый песок. Толку от них было мало. Одна обуза.

Нужно было строить специальные машины для преодоления этого препятствия. Нужны были машины для разминирования пляжей. Саперов туда не пошлёшь. Их перебьют из пулемётов в несколько минут! Этим занялся военный инженер майор Перси Хобарт. Основой для таких машин был взят танк с тяжёлой бронёй. Спереди к нему подвешивались на двух параллельных стальных балках вращающиеся барабаны, увешанные отрезками стальных цепей. Получался минный трал. При движении танка барабан вращался, цепи колотили по земле и подрывали мины. Взрывы их не могли повредить танку. От осколков экипаж был прикрыт бронёй и взрывались мины далеко впереди гусениц, не нанося им никаких повреждений. На другом типе машин на таких же балках крепился барабан, на котором был намотан армированный проволокой толстый прорезиненный брезент. Диаметр намотки был более трех метров.

При движении танка брезент разматывался, танк въезжал на брезент, и он ложился впереди и позади танка гладкой и не скользящей дорогой. Следующие танки шли уже по ней. Иначе по гальке и песку пляжа танки не смогли бы двигаться.

Но и это ещё не всё! Были построены танки, нёсшие на себе гигантские связки длинных брёвен. Эти связки сваливались в противотанковые рвы и танки проходили по брёвнам, минуя ров. Судов, с которых танки сходили на берег, недоставало и были построены плавающие танки. Штатные плавающие лёгкие танки были в армиях нескольких стран, но это были танкетки с противопульной бронёй. Для штурма берега, вооружённого противотанковыми пушками танкетки явно не годились. Перси Хобарт заставил плавать танки с орудиями 76 мм. и весом свыше 30 тонн, которые для плавания отнюдь не предназначались конструкторами. Он герметизировал их и снабдил даже винтами-движителями. Пусть читатель представит себе сколько времени и денег, и материалов затратили союзники на сооружение всего этого портового и штурмового хозяйства. Неудивительно, что понадобилось два года для того, чтобы начать высадку с надеждой на успех. Однако, любая военная операция нуждается в разведке. Она велась с первых дней войны, поскольку англичане опасались десанта немцев уже с 1940 года.

Вдоль побережья немцы установили радарные и радиостанции для предупреждения о налётах английских самолётов на немецкую территорию.

Требовалось узнать место их расположения, тип установок, способы их охраны. Необходимо было взломать секретные коды немецкой армии и флота. Уже в 1942 году немцы начали строить вдоль побережья так называемый Западный Вал для отражения десанта союзников с британских островов.

Английская авиация начала систематическую аэрофотосъёмку побережья Бретани. Десятки самолётов изо дня в день при свете дня фотографировали не только берег, но и расположенные в глубине сооружения и ландшафт. Сотни километров плёнки с пятью миллионами кадров обрабатывали специально подготовленные специалисты. Специальная аппаратура позволяла делать снимки трехмерными и постепенно штаб союзников получил полную картину мест, где предстояла высадка и где пошли дальнейшие бои по захвату более глубокого плацдарма, чем узкая полоса пляжей. Десятки лётчиков погибли, выполняя эту задачу. Союзников интересовали не только оборонительные сооружения немцев. Автомобильные и железные дороги, реки и каналы, мосты, железнодорожные станции были не менее важны. Уже ночью в день высадки союзная авиация произвела точную бомбардировку этих объектов, лишив немцев возможности подвозить боеприпасы и подкрепления к местам боёв. А в течение трех предыдущих месяцев авиация союзников сбросила на немецкие позиции и дороги 66 тысяч тонн бомб. Часть из них расходовалась только на то, чтобы глубокие воронки от тяжелых бомб были использованы десантниками как укрытия в первые часы боёв! Поразительная, беспримерная забота о жизни бойцов! Для сравнения; Маршал Жуков гнал солдат на минные поля, раз – минируя их таким «оригинальным» способом из экономии времени. Об этом он рассказал генералу Эйзенхауэру, что нашло отражение в мемуарах последнего. Генерал меланхолически заметил там же, что недолго командовал бы он, дойди до Конгресса что-нибудь подобное. Военный трибунал и позорная отставка последовали бы незамедлительно! Разные миры, скажем мы. Разные войны, разные обстоятельства.

Но самой, пожалуй, грандиозной частью предстоящей операции были мероприятия по обману противника. Немцы не должны были знать точного места высадки. Естественно было ожидать, что она произойдёт в самом узком участке Ла-Манша у города Кале. Однако, союзники решили, что высадку произвести удобнее западнее этого места. Но Ла-Манш там раза в три шире! Следовало держать немцев в уверенности, что высадка будет там, где они предполагали. Сначала была организована блестящая операция по обману гитлеровского Генштаба. В лондонском морге был найден труп только что скончавшегося от туберкулёза рабочего. Туберкулёзные лёгкие при вскрытии дают картину лёгких человека, недавно утонувшего в морской воде. Труп одели в форму майора английской армии, прикрепили к его кисти стальной цепочкой особый портфель с «секретными документами», выдержали его много часов в морской воде до требуемых утопленнику медицинских кондиций, организовали «катастрофу» над морем английского самолёта, утонувшего на недосягаемой глубине и подкинули труп с подводной лодки прямо у испанского берега недалеко от Гибралтара.

Специалисты снабдили «утопленника» таким набором документов, бумаг и бумажек, что искушённые немецкие контрразведчики не учуяли подделки. В карманах у майора Мартина был подлинный билет лондонского кинотеатра, куда покойник сходил перед своей гибелью, квитанция отеля, где он остановился в «последнюю» ночь. Письмо от возлюбленной с реальным именем и адресом в Лондоне, письмо его строгого отца, не одобрявшего его выбор и обручение с нею и множество столь же искусно сфабрикованных деталей.

Испанские рыбаки обнаружили Мартина на берегу и сообщили испанской полиции. Те забрали тело и немедленно позвонили в немецкое консульство. Из Германии прилетели контрразведчики и патологоанатом из гестапо. Самое тщательное исследование ловушки не обнаружило, а в портфеле оказались совершенно секретные документы о высадке союзников у Па-де-Кале в июне 1944 года. Так немцы целиком проглотили наживку. Мартин спас тысячи жизней потому, что немцы были уверены в подлинности документов. А мероприятия по обману немцев продолжались. Были сооружены фальшивые аэродромы, дороги, на них стояли тысячи макетов транспортных и боевых самолётов, танков и пушек, тягачей и автомобилей, построены казарменные помещения. С воздуха это выглядело вполне реально. На земле у немцев шпионов не было. Генерала Джорджа Паттона, самого пожалуй талантливого и агрессивного генерала союзных войск, назначили командующим несуществующей армии, расположенной напротив Кале.

Немцы знали: там, где Паттон там наступление! Там жди беды! С ним приехали его радисты, «почерк» которых немецкая разведка знала ещё со времён вторжения на Сицилию, где Паттон командовал американской армией вторжения. Эти радисты наполняли эфир ложными распоряжениями, стилем похожими на хорошо известные немцам приказы генерала Паттона. На английском берегу, с которого немцы ожидали высадки, происходили манёвры огромного количества войск с посадкой на транспортные корабли. Союзники установили на берегу Па-де-Кале в самом узком его месте мощные радиоусилители и через громкоговорители передавали записанные заранее звуки голосов и погрузки, моторов военной техники и кораблей, чтобы подкрепить уверенность немцев в том, что высадка готовится здесь. Немецкие корабли и подлодки постоянно слушали берег. А истинные операции шли в глубочайшей тайне и место высадки было известно всего нескольким командующим включая, Черчилля и Рузвельта. Командующим всей операцией был назначен американский генерал Дуайт Эйзенхауэр.

Штабу союзников необходимо было добыть секретные шифры, которыми пользовались немецкая армия и флот. Ещё более ценными были кодирующие аппараты, автоматически превращавшие нормальный текст в шифровку и обратно. С помощью польских партизан были добыты некоторые детали этихмашин, а дерзкий ночной рейд на немецкую радиостанцию позволил получить шифровальные коды, сам аппарат в полной исправности и нескольких живых немецких радистов. Однако, и этого было мало. Немцы периодически меняли коды и перехваченные по радио сигналы приходилось расшифровывать специальной бригаде, работавшей в Блетчли Парке под Лондоном. Там собралась странная команда из военных шифровальщиков, инженеров, шахматных гроссмейстеров, специалистов по кроссвордам, профессоров математики, театральных художников-декораторов и даже фокусников. Они успешно решали многие головоломки немецких кодов, придумывали фальшивые сооружения и делали невидимыми с воздуха реальные объекты.

Расшифровка немецких кодов и шифров была долгой и трудоёмкой работой, потому, что использовалась техника 19 века – перфорационные машины. Поэтому в 1943 году гениальные англичане-инженер Томми Флауэрс и математик Вильям Татт, работавшие в Блэтчли Парке, изобрели первый в мире компьютер на 6 тысячах вакуумных лампах, производивший 5 тысяч операций в секунду, названный «Колоссус» и разработали алгоритм расшифровки. Он за несколько часов обрабатывал такое количество информации, что для её ручной обработки понадобились бы годы. К сожалению, работа была столь секретной ещё много лет после войны, что слава изобретателей компьютера досталась другим, а об истинных изобретателях до сих пор мало кто знает. Ещё не всё рассекречено до сих пор! Вскоре английская разведка имела возможность расшифровать любой радиосигнал немцев! Выдающаяся роль Блетчли Парка в войне описана во множестве книг и статей. Генерал Эйзенхауэр сказал, что гении Блэтчли Парка на два года приблизили победу. Это был мозговой трест союзников! Они играли с Гитлером как кошка с мышью, заранее зная о его действиях и планах и подсовывая ему ложную информацию о том, чего они и делать не собирались. Они даже знали координаты немецких подводных лодок в океане!

Но и этим сложности высадки не исчерпывались. Следовало сочетать такие факторы, как приливы, лунные ночи и погоду. Получалось, что благоприятное сочетание этих данных происходит два раза в месяц. И если упустить эти дни, то придётся ждать следующего раза. Всё это добавляло забот генералу Эйзенхауэру и его штабу! Особенно погода! В это время года Атлантика очень ненадёжна. Сильные штормы, когда высота холодных волн превышает три метра

Случаются там очень часто. В такой шторм высадка с малых транспортных судов не возможна. И именно в назначенный день высадки 5 июня шторм разгулялся настолько, что высадку пришлось отложить на сутки. Представьте себе тысячи кораблей, стоящих на рейде у берегов Англии и среди них очень маленьких, на которых находилось 150 тысяч солдат и офицеров.

Высадить их на берег для того, чтобы переждать штормовую ночь на берегу невозможно. Высадку тогда пришлось бы отложить на месяц. И удержать её в секрете от немцев было бы тогда невозможно тем более. Всю ночь штаб высадки находился в сверхнапряжённом состоянии. Особенно Командующий. Колоссальная ответственность лежала на нём! Прогнозов погоды требовали ежечасно. Когда шторм слегка утих и прогноз на ближайшие два часа был обнадёживающим, Эйзенхауэр отдал приказ к высадке.

По строго размеченным графикам, ещё ночью при свете Луны с точностью до минуты гигантская армада, во главе с 350-ю тральщиками двинулась к берегу. Пролив кишел миллионами мин! Немцы говорили, что воды было не видно из-за тысяч судов, плотно идущих к берегу! Одновременно тысячи корабельных орудий обрушили на немецкие укрепления тонны снарядов. Тысячи самолётов занялись обработкой укреплений, дорог, мостов и железнодорожных станций.

Но ещё за несколько часов до высадки в тыл немцам были заброшены сотни грузовых планёров с пехотой, легкими танками и пушками. Знаменитая сто первая авиадесантная дивизия в полном составе, более 12 тысяч бойцов, была сброшена на парашютах в тылу для удержания тех, специально не разрушенных авиацией мостов, которые могут понадобиться в ходе боёв. Не забыта была и диверсионная работа. Был также применён обманный трюк, о котором до сих пор рассказывают в военных училищах. Тысячи примитивных чучел, изображающих вооружённых десантников были выброшены на парашютах в местах сосредоточения немецкой пехоты. В темноте ночи, освещённые луной, издали и в воздухе эти чучела вполне сходили за настоящих парашютистов.

Десантники называли это чучело из мешков с песком и в примитивном военном обмундировании «Рупертом». Всё в армии должно иметь имя! Эти Руперты отвлекали внимание сотен обороняющихся немцев. По ним били из всех стволов, расходуя сотни килограммов боеприпасов. На их захват устремились специальные подразделения, в то время как настоящие парашютисты без особых помех действовали в других районах. Бравые Руперты спасли сотни жизней. Немцы далеко не сразу поняли, как их позорно обманули!

Итак, десантные суда начали высадку первых подразделений. На крутой волне, под огнём далеко не полностью разрушенных железобетонных бункеров, откуда били пулемёты, и даже крупные пушки, бойцы выскакивали на берег и по минным полям вслед за танками-тральщиками устремлялись к подножию высоких до 30 метров дюн. Немало бойцов утонули, в тяжелом снаряжении не добравшись до суши. Многие были убиты на пляжах у линии воды! Затонуло насколько плавучих танков и малых десантных судов. Шторм не утихал! Сверху в десантников стреляли из всех видов оружия. Укрытия на пляжах бойцы находили только за стальными ежами, поставленными немцами как противотанковые препятствия и в воронках от бомб и снарядов. И только добравшись, те, кому удалось, до основания высокого берега, они оказывались вне огня гитлеровских солдат. Отсюда бойцы начинали штурм высот.

Штурмовые лестницы, альпинистское оборудование и простые верёвки с якорями на концах были их единственным средством. Плюс высокая выучка на макетах французского берега, длившаяся несколько месяцев, и мужество в большинстве не обстрелянных бойцов. А наверху их ждали пулемётные гнезда и колючая проволока. В ход пошли гранаты, взрывчатка на длинных палках, которую просовывали под колючую проволоку и под брустверы пулемётчиков. И конечно разнообразное стрелковое оружие. Нередко дрались врукопашную, чем ни попадя, атакуя немцев. Отдельные подразделения, заброшенные ночью с парашютов и планёров, уничтожив орудийные расчеты, добрались сверху до немецких укреплений на дюнах и совместными усилиями десантников с моря овладели береговыми высотами, открыв путь вглубь береговой территории.

Что делали в это время высшие командиры немцев? Фельдмаршал Роммель улетел в Германию праздновать день рождения жены. Главнокомандующий Западным фронтом Фельдмаршал Рунштедт тоже находился далеко от места высадки. Гитлер спал и ни под каким видом его нельзя было будить. Вся верхушка Вермахта была уверена, что в такую бурную погоду высадка невозможна, да и ждали её в Па-де-Кале за добрую сотню миль восточнее. Гитлер к тому же не разрешил без своего приказа двинуть к месту высадки танковые дивизии. «Ни одного танка». Поэтому Рунштедт ждал пробуждения фюрера, ругаясь как грузчик. Гитлер проснулся по обыкновению очень поздно. Он работал по ночам и заставлял других придерживаться своего расписания.

Размышления о том, не является ли эта высадка ложной для отвлечения немцев от Па-де-Кале, заняли не менее суток. Вспомнили, конечно, и майора Мартина.

Танки стояли, Гитлер думал, Рундштедт ругался, но сделать ничего не мог. Этот выдающийся командир сразу понял, что высадка не ложная, что если союзников не сбросить в море в первые двое суток, то войну можно считать законченной! Когда же немецкие танки, наконец, двинулись на платформах по железной дороге (танки к бою своим ходом не идут, если дорога длинна) выяснилось, что пути разрушены авиацией союзников, имевшей полное превосходство в воздухе. Пока их восстанавливали, немцы и снова разрушала союзная авиация прошло очень много времени. Не раз танковые эшелоны подвергались сокрушительной бомбёжке с воздуха.

Вместо суток танки ехали трое и когда стало ясно, что они опоздали и начальник гитлеровского штаба генерал Цейцлер спросил у Рунштедта «что же теперь делать?» тот, обозлённый вконец тупостью фюрера и подогретый беспрерывными проклятиями в его адрес заорал в телефонную трубку: «Идиоты! Заключайте мир пока не поздно! Война проиграна!» Этот крик привёл к немедленной его отставке, но ситуация от этого не изменилась. Шансов на победу у Гитлера не было уже со времён Сталинграда, а после удачной высадки союзников в Нормандии время до конца «тысячелетнего» Рейха стало измеряться месяцами.

Как шли события на месте высадки дальше? 19 июня искусственный порт, с такими трудами сооружённый союзниками был размётан невиданным даже в этих краях по силе штормом. Ремонт порта потребовал нескольких дней, однако к тому времени на берег были доставлены войска, тяжёлое вооружение и боеприпасы в таком количестве, что и без порта союзники наступали и немцы уже ничего не могли сделать! За две недели работы импровизированного порта на берег было доставлено 2,5 миллиона военнослужащих, 4 миллиона тонн грузов и 500 тысяч автомобилей, от артиллерийских тягачей – полноприводных трёхосных Студебеккеров и до Джипов. Студебеккеры использовались и как грузовые машины, перевозившие по абсолютному бездорожью до 2,5 тонн груза.

Кстати, шестьсот тысяч таких машин безвозмездно поставили союзники Советскому Союзу в 1942-1945 годах. Я хорошо помню, что вся страна ездила на них и на американских мотоциклах ещё лет 10 после победы. В своих мемуарах Маршал Жуков так высказался о них: «Мы получили от союзников в годы войны шестьсот тысяч автомобилей. И каких автомобилей! Бездорожье им было нипочём».

Что можно сказать в заключение? Читатель, надеюсь, увидел сколь грандиозной была задача и как блистательно она была решена. Сэр Уинстон Черчилль писал впоследствии, что за исключением ничтожных мелочей операция прошла как на параде. Он был профессиональным военным и знал дело, о котором писал. Он непосредственно участвовал в планировании этой операции! Галлиполи не повторилось! Высадка под непрерывным обстрелом противника, в шторм, с тысяч судов всех типов и размеров шла как в кино. Только это «кино» обошлось в первые сутки в 2 тысячи убитых и 8 тысяч раненых бойцов. Я чуть не написал «всего» 2 тысячи! В мемуарах Генерал Эйзенхауэр писал, что ожидались потери не менее 25%, что в несколько раз выше истинных потерь. Мало того, он заготовил для прессы в случае неудачи высадки короткое сообщение о том, что вся ответственность за неудачу ложится не только на погоду и иные непреодолимые причины, но и на него, как Верховного Главнокомандующего всей операцией. Вот до какой степени трудна и непредсказуема была задача, которую так блестяще решили союзные войска.

Изучая всю жизнь историю Второй мировой войны, я не встретил ни одной военной операции сколько-нибудь похожей по масштабу, сложности, опасности и эффективности на операцию Оверлорд. Думаю, что только армия и люди свободных стран, не боящиеся отвечать за свои действия, только Армия свободных людей и её командующие, которые не боятся, что в случае неудачи их обвинят в предательстве, вредительстве или шпионаже, как часто бывало в армии СССР, способна на такие действия. Поражает прежде всего организация всего этого дела. Координация действий тысяч подразделений, миллионов людей и промышленности на двух удалённых друг от друга континентах.

Согласованные действия армий и флотов двух стран в колоссальных масштабах действующих как один организм, не имеют аналогов в истории. Не думаю, что Советский Союз решил бы такую задачу вообще. Для этого нужен иной социально-политический строй и иной человеческий материал. Мужества, храбрости и умения воевать в 1944 году у воинов Красной Армии было не меньше, чем у воинов союзников. И оружие было не хуже. Однако, в диктаторском сталинском режиме, подавлявшем инициативу людей, смертельно запугавшем весь народ, включая генералов и маршалов, которых Сталин периодически расстреливал даже осенью 1941 года для острастки остальных, подобную операцию просто некому было бы организовать и осуществить. Да и русский «авось» не позволил бы этого как следует сделать!

Фронт вооруженной борьбы США и Великобритании, а также войск ряда союзных им государств, против нацистской Германии в 1944-1945 гг. в Западной Европе был открыт 6 июня 1944 г. высадкой англо-американских экспедиционных сил на территории Северной Франции (Нормандская десантная операция).

С самого начала Великой Отечественной войны советское руководство ставило перед США и Великобритании вопрос о скорейшем открытии англо-американскими войсками второго фронта в Западной Европе. Высадка союзников во Франции вела к уменьшению потерь Красной Армии и гражданского населения, быстрейшему изгнанию противника с оккупированных областей. На некоторых этапах боевых действий в 1941 — 1943 гг. проблема второго фронта имела для Советского Союза критическое значение. В то же время, своевременное открытие боевых действий на Западе могло значительно ускорить разгром фашистского блока, сократить продолжительность всей Второй мировой войны. Однако для западных лидеров вопрос о втором фронте был в большой степени вопросом претворения в жизнь их стратегии.

В ходе переговоров наркома иностранных дел В.М. Молотова с премьер министром Великобритании У. Черчиллем и президентом США Ф. Рузвельтом в мае-июне 1942 г. была достигнута договоренность о создании второго фронта в Западной Европе в 1942 г. Однако вскоре после переговоров западные лидеры приняли решение пересмотреть свои прежние обязательства и перенести открытие второго фронта

Лишь в ходе Тегеранской конференции в ноябре-декабре 1943 г. вопрос о сроках открытия второго фронта был решен. Союзники согласились высадить свои войска во Франции в мае 1944 г. Со своей стороны, сделал заявление, что примерно в то же время он начнет на советско-германском фронте мощное наступление.

Общее руководство боевыми операциями союзников в Европе было возложено на командующего экспедиционными силами генерала Д. Эйзенхауэра. Во главе английской группы войск стоял фельдмаршал Б. Монтгомери. Открытие второго фронта искренне приветствовали в Москве. Но за двухлетний период откладывания союзниками высадки в Северной Франции — с мая 1942 до июня 1944 гг. только безвозвратные потери советских вооруженных сил (убитыми, пленными и пропавшими без вести) составили более 5 млн человек.

Мягков М.Ю. Второй фронт. // Великая Отечественная война. Энциклопедия. /Отв. ред. Ак. А.О. Чубарьян. М., 2010

ПЕРЕПИСКА У.ЧЕРЧИЛЛЯ И И.СТАЛИНА В ПЕРИОД ВЫСАДКИ СИЛ СОЮЗНИКОВ В НОРМАНДИИ, 6-9 июня 1944 г.

Все началось хорошо. Мины, препятствия и береговые батареи в значительной степени преодолены. Воздушные десанты были весьма успешными и были предприняты в крупном масштабе. Высадка пехоты развертывается быстро, и большое количество танков и самоходных орудий уже на берегу.

Виды на погоду сносные, с тенденцией на улучшение.

Б) СЕКРЕТНО И ЛИЧНО ОТ ПРЕМЬЕРА И. В. СТАЛИНА ПРЕМЬЕР-МИНИСТРУ г-ну У. ЧЕРЧИЛЛЮ, 6 июня 1944 года.

Ваше сообщение об успехе начала операций «Оверлорд» получил. Оно радует всех нас и обнадеживает относительно дальнейших успехов.

Летнее наступление советских войск, организованное согласно уговору на Тегеранской конференции, начнется к середине июня на одном из важных участков фронта. Общее наступление советских войск будет развертываться этапами путем последовательного ввода армий в наступательные операции. В конце июня и в течение июля наступательные операции превратятся в общее наступление советских войск.

Обязуюсь своевременно информировать Вас о ходе наступательных операций.

В) ЛИЧНОЕ И СТРОГО СЕКРЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ ОТ г-на УИНСТОНА ЧЕРЧИЛЛЯ МАРШАЛУ СТАЛИНУ, 7 июня 1944 года.

1. Благодарю Вас за Ваше послание и поздравление по поводу Рима. В отношении «Оверлорда» я вполне удовлетворен положением, как оно развивалось до полудня сегодня, 7 июня. Только в одном прибрежном районе, где высаживались американцы, были серьезные трудности, причем теперь они ликвидированы. В тылу противника на его флангах благополучно приземлились двадцать тысяч авиадесантных войск, в каждом случае они установили контакт с американскими и британскими войсками, высаженными с моря. Мы переправились с небольшими потерями. Мы рассчитывали потерять около 10 тысяч человек. Мы надеемся иметь сегодня к вечеру на берегу большую часть четверти миллиона людей, включая значительное количество бронетанковых сил (танков), выгруженных на берег со специальных судов или дошедших до берега своим ходом, вплавь. В этом последнем типе танков были довольно значительные потери, особенно на американском фронте, вследствие того, что волны опрокидывали эти плавающие танки. Мы должны теперь ожидать сильных контратак, но мы рассчитываем на превосходство в бронетанковых силах и, конечно, на подавляющее превосходство в воздухе всякий раз, когда небо будет свободно от облаков.

2. Вчера поздно вечером в районе Кана имело место танковое сражение наших только что выгруженных на берег бронетанковых сил с пятьюдесятью танками противника из 21-й бронетанковой гренадерской дивизии, в результате которого противник оставил поле боя. Сейчас вступает в действие 7-я британская бронетанковая дивизия, и она должна нам дать превосходство в течение нескольких дней. Речь идет о том, какое количество сил они могут бросить против нас в ближайшую неделю. Погода в районе Канала, по-видимому, не будет как-либо препятствовать продолжению нашей высадки. В самом деле, погода кажется более обещающей, чем прежде. Все командующие удовлетворены тем, что в действительности в процессе высадки десанта дела шли лучше, чем мы ожидали.

3. Особо секретно. Мы предполагаем очень скоро устроить два больших сборных порта на берегах широкого залива в устье Сены. Ничего похожего на эти порты не было видано когда-либо раньше. Большие океанские лайнеры будут иметь возможность разгружаться и через многочисленные причалы доставлять снабжение сражающимся войскам. Это должно быть совершенно неожиданным для противника, и это позволит производить накопление в весьма значительной степени независимо от условий погоды. Мы надеемся в скором времени в ходе операций захватить Шербур.

4. С другой стороны, противник будет быстро и интенсивно концентрировать свои силы, и бои будут ожесточенными, и их масштабы увеличатся. Мы по-прежнему надеемся, что к дате D-30 мы развернем около 25 дивизий со всеми их вспомогательными войсками, причем оба фланга фронта будут упираться в море и фронт будет располагать по крайней мере тремя хорошими портами: Шербуром и двумя сборными портами. Этот фронт будет непрерывно снабжаться и расширяться, причем позднее мы надеемся включить Брестский полуостров. Но все это зависит от случайностей войны, которые Вам, Маршал Сталин, так хорошо известны.

5. Мы надеемся, что эта успешная высадка и победа под Римом, плоды которой еще нужно собрать с отрезанных дивизий гуннов, обрадуют Ваших доблестных солдат после всего бремени, которое им пришлось нести и которое никто за пределами Вашей страны не ощущал более остро, чем я.

6. После того как я продиктовал вышеизложенное, я получил Ваше послание, касающееся успешного начала «Оверлорда», в котором Вы говорите о летнем наступлении советских войск. Я сердечно благодарю Вас за это. Я надеюсь, что Вы обратите внимание на то, что мы никогда не задавали Вам ни одного вопроса ввиду нашего полного доверия к Вам, Вашему народу и Вашим войскам.

Г) СЕКРЕТНО И ЛИЧНО ОТ ПРЕМЬЕРА И. В. СТАЛИНА ПРЕМЬЕР-МИНИСТРУ г-ну У. ЧЕРЧИЛЛЮ, 9 июня 1944 года.

Ваше послание от 7 июня с сообщением об успешном развертывании операции «Оверлорд» получил. Мы все приветствуем Вас и мужественные британские и американские войска и горячо желаем дальнейших успехов. Подготовка летнего наступления советских войск заканчивается. Завтра, 10 июня, открывается первый тур нашего летнего наступления на Ленинградском фронте.

Я был очень рад получить Ваше послание, которое я сообщил генералу Эйзенхауэру. Весь мир может видеть воплощение тегеранских планов в наших согласованных атаках против нашего общего врага. Пусть же всяческие удачи и счастье сопутствуют советским армиям.

Переписка Председателя Совета министров СССР с президентами США и премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны 1941-1945. Т.1. М., 1986

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ Д. ЭЙЗЕНХАУЭРА

Период от дня «Д» до нашего решительного прорыва вражеской обороны 25 июля составил определенную фазу в операциях союзных войск и получил название «Сражение за плацдарм». Эта фаза включала в себя ряд непрерывных и тяжелых боев, в ходе которых, если не считать захвата Шербура, нам не удалось далеко продвинуться. Однако именно в это время были подготовлены условия для последующих действий по освобождению Франции и Бельгии...

Со дня, как мы высадились на берег, боевые действия нигде не приобретали позиционного характера времен Первой мировой войны, за исключением боев у отдельных изолированных пунктов. Однако такая возможность существовала, и все мы, а особенно наши английские друзья, это все это помнили...

Ко 2 июля 1944 года мы высадили в Нормандии около миллиона человек, в том числе 13 американских, 11 английских и 1 канадскую дивизии. В этот же период мы выгрузили на берег 566 648 тонн грузов и 171 532 автошины. Это была очень тяжелая и изматывающая работа, но она окупилась сторицей, когда мы, наконец, подготовились к нанесению удара по противнику всей мощью. За эти первые три недели мы захватили 41 тыс. пленных. Наши потери составили 60 771 человек, из них 8975 убитыми.

Эйзенхауэр Д. Во главе союзных войск. // Вторая мировая война в воспоминаниях У. Черчилля, Ш. де Голля, К. Хэлла, У. Леги, Д. Эйзенхауэра. М., 1990

Во вторник 6 июня 1944 года в ходе Второй Мировой Войны американскими и английскими войсками была проведена самая крупная в истории морская десантная операция. "День Д" вошел в века.

Во Франции на побережье Нормандии высадилось почти три миллиона солдат.

Западный фронт, называемый у нас Вторым фронтом, наконец-то был открыт.

В ходе операции "Оверлорд" туманным утром тысячи судов, вышедших из портов юга Англии, пересекли Ла-Манш и приступили к освобождению захваченной немцами Франции.

Немцы знали и готовились. Северное побережье Франции защищал т.н. "Атлантический Вал" - полоса мощных прибрежных укреплений. Поскольку бОльшая часть вермахта сражалась на Восточном фронте, во Франции солдат было немного, и битва на укрепленных рубежах побережья решала судьбу всего Западного фронта.

Союзники высадились на слабоукрепленных пляжах Нормандии, операция была страшно засекречена и эффект внезапности удался.

Высадка происходила на пяти нормандских пляжах, кодовые названия которых, конечно должен знать каждый школьник (американский я полагаю) - Юта, Омаха, Голди, Джуно и Сворд.

На пляже Омаха немцами было оказано ожесточенное сопротивление. Высадка первого эшелона превратилась в кровавую бойню. "Кровавая Омаха" стала для американцев символом всей Второй Мировой войны.

Я вот люблю историю.

И вот я в зоне высадки "Омаха".

Американцы неспроста выбрали этот пляж для высадки. На многие километры вокруг побережье представляет собой отвесные скалы, и лишь эта шестикилометровая открытая полоса пригодна для десантирования людей и техники.

Немцы тоже догадывались об этом скромном факте, вот почему здесь американцев ждалом 8 крупнокалиберных орудий, 18 противотанковых орудий, и под сотню пулеметов. Весь берег пляжа представлял из себя сплошное мессиво из ежей, мин, колючей проволоки, в воду были вбиты сваи, чтобы помешать подходу десантных судов.

а за ней - двухсотметровой ширины заболоченный солончак

а за ним - пятидесятиметровой высоты гряда холмов, недоступная для техники. На ней то и сидели немцы.

Но американцам очень нужно было высадиться

К пяти утра около шести тысяч судов, гигантская армада, перескла Ла-Манш, и часть этой Армады согласно плану направилась к сектору высадки "Омаха"

Если высадка англичан и канадцев на участках "Голди", "Джуно" и "Сворд" прошла гладко, то здесь у американцев не заладилось с самого начала - сильный туман, шторм, отвратительная видимость.

Яростная бомбардировка холмов "Омахи" с самолетов и с кораблей не принесла немцам никакого вреда - настолько надежны были доты. В нескольких километрах от берега американцы приступили к посадке десантников с кораблей на легкие десантные катера.

Вот где-то там это было, вдали

Одновременно линкоры "Техас" и "Арканзас" пытались превратить немецкие укрепления в мессиво, но тщетно.

Практически ничего не видя, вслепую, десантные катера закрутило на волнах и в лабиринтах ежей и свай. В панике началась выгрузка танков-амфибий на глубокой воде. Из 32 танков утонуло 29 со всеми экипажами. Лишь один капитан катера ослушался приказа и не выпустил свои танки. Эти то три танка и были единственной поддержкой пехоте

Которая таки добралась до небольшой глубины и приступила к высадке. Небольшая глубина - это два-три метра, что логично, большое количество солдат с 30-килограммовой амуниций сразу пошло ко дну

А остальных ждала кипящая от немецких пуль и снарядов прибрежная вода.

Участок "Омаха" был поделен на восемь секторов.

Вот столбики, они означают границы участков.

Один из них, с кодовым названием "Дог Грин", увековечил Стивен Спилберг в своем "Спасти Рядового Райана". Собственно, как и саму "Омаху".

За каждый сектор отвечала одна рота.

Восемь участков - восемь рот первой волны, 1450 человек.

Из этих солдат спаслись немногие.

Картина бойни, показываемая Спилбергом, близка к истине. Но длилась она недолго, потому что следующие волны, пройдя по трупам товарищей, начали выбивать немцев, которых, к слову, было немного.

Тем не менее, итоговые потери американцев на Омахе составили три тысячи человек - с учетом того, что потери всех союзнических сил во время высадки на всех пяти участках составили пять тысяч.

На "Юте" потери составили всего 200 человек, благодаря погоде - высадились не в том месте, а в двух километрах.

История рядового Райана имеет под собой реальную основу - два брата Ниландов были убиты на "Юте" и "Омахе", а третьего отправили домой к маме, правда, его никто не искал.

Для американцев Омаха - важная точка на мировой карте.

Помимо символа мужества и ужасающих для них потерь (естественно, несравнимых с масштабами операций Восточного фронта), здесь же находится военное мемориальное кладбище погибших американских солдат в ходе операции "Оверлорд".

По воле судьбы, я попал на "Омаху" 8 мая, а это, как известно, на Западе - День Победы. Мы закончили войну в Праге днем позже. Поэтому здесь было весьма многолюдно. По пляжу задумчиво бродили одиночки и пары с необъяснимым чувством в глазах.

Кто-то очень долго стоял и просто смотрел в море, в сторону Англии, туда, откуда 65 лет назад показалась флотилия союзников.

Кладбище более чем впечатляет

Огромный луг с аккуратными белыми крестами

Здесь лежит 9 300 солдат

Кресты изредка прерываются звездами Давида

Для многих американских евреев считалось святым долгом записаться добровольцем в армию, чтобы бороться с ненавистным Гитлером

На всех крестах надпись - имя погибшего, где служил, когда и где убит, и самое святое - штат. Для американца тех лет место рождения - это как клеймо, настолько он определял характер и менталитет того или иного человека.

Все 48 штатов лежат здесь

И все эти имена, кресты, даты, звезды Давида, штаты, тянутся до горизонта.

Среди них есть могила и Райана.

при кладбище замечательный мемориал, по крайней мере, для такого человека, как я - весь в картах и схемах

"Мои глаза увидели...

"... славу пришествия Бога"

А рядом - музей. В самом что-ни на есть западном смысле слова "музей" - фотографии, фильмы, слайды, выбитые на мраморе великие слова.

На обратном пути обнаружили сохранившийся немецкий дот. Уцелел, наверное, благодаря тому, что на нем воздвигли себе памятник победители - пятая инженерная бригада. И фамилии человек ста с лишним, которых положила бригада при штурме высоты и дота.

А впрочем, нет. Чуть ниже по склону сохранился еще один дот.

Внутри уцелели полозья для поворачивания лафета крупнокалиберной пушки

Вот взгляд из дота глазами этой пушки. Весь пляж как на ладони. Немудрено, что американцам дорогого стоило взять высоты на "Омахе".

Но немцев это не спасло. В течении двух месяцев сражение в Нормандии было проиграно, Париж был сдан немцами без боя, и с августа 1944 года они катились на восток практически без сопротивления.

А в апреле 1945 года американский и русский офицеры в городке Торгау на Эльбе впервые пожали друг другу руки

почитайте интересные комментарии к теме

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: