Люди не любят когда их учат. Как себя вести с людьми, которые постоянно учат жизни. Возвращение энергии через отказ от сплетен

“Не суди, да не судим будешь…” Сегодня в этой фразе осталось мало жизни. Маховик осуждения до сих пор работает на полную мощность. Можно ли замедлить его ход и спасти человечество от разрушающей силы критики и сплетен?

Осуждение с точки зрения психологии – концентрат агрессии и разрушения

Как удержаться от волны обвинения в адрес родственников, коллег, прохожих, знаменитостей? И нужно ли? Ведь так хочется выразить свое мнение. Помочь людям стать лучше, умнее, успешнее. Через чужие ситуации вспомнить жизненные принципы и крепче утвердиться в них.

Критика и осуждение часто имеют положительный мотив. Они происходят из желания показать “как правильно”. Порой здоровые, обоснованные замечания действительно способствуют росту всех участников “конфликта”. Но реальность такова, что большинство людей агрессивно нападают друг на друга. Мы учим кого-то жизни с позиции “я умнее тебя”, забывая, что люди разные, как снежинки, со своим уникальным опытом за спиной.

Порицание – это бессмысленная борьба за несуществующую правильность. Мы оцениваем человека в своих системах координат, но согласится ли он с нами? Реакция на осуждение в лучшем случае равняется безразличию. Чаще “жертва” начинает злиться. Она может понимать, что не права, неопытна и принимает неверные решения. Но когда на нее нападают с поучениями, пусть и с добрыми намерениями, происходит отторжение.

Начиная осуждать, мы принимаем на себя волну негативных эмоций другого человека и отправляем ему ответный огонь. Каждый начинает защищать свои позиции, старается как можно больнее уколоть оппонента. Жесткая критика и обвинение ведут за собой разрушение. И речь не только о человеческих отношениях.

Страдает ваша личность, которая ломается от зависимости следить за жизнями других людей. Наблюдать за собой сложнее, признавать свои ошибки неприятно. Собственная жизнь становится задворками, и сам человек в ней больше не главный герой. К тому же добавляются вечные проблемы с временем, самоопределением и здоровьем.

Каждый день через критикана проходят негативные события, проживается чужой неприятный опыт. Это не может не отразиться на физическом и психическом состоянии. Болезни, неуспешность в делах и плохое настроение становятся постоянными гостями тех, кто подсел на осуждение.

Как перестать осуждать людей: мир начинается с вас

Чтобы выйти из минуса в плюс и стать счастливой, осознанной личностью, признайте “принцип зеркала” – все, что мы видим вокруг себя, является нашим отражением. Мир состоит из мыслей и оценок, которые хранятся у нас в голове.

Поэтому, если вы собрались кого-то осуждать, вспомните – где в вашей жизни спряталась подобная ситуация? Не обвиняете ли вы другого в том, чего не смогли достойно пройти сами?

Это сложно – суметь разглядеть свою темную сторону в другом человеке. Всегда хочется быстренько отряхнуться от чьей-то пыли и накидать вдогонку грязи.

Но что, если поменять подход?

Что, если заглянуть вглубь себя и познать своего демона? Пожать ему руку, принять его несовершенство и научиться жить вместе, помогая друг другу. Познайте себя полностью и полюбите такой, какая есть. Это поможет наладить отношения с собой, а значит, и с окружающими.

Подробнее о темной стороне в нашем видео:

Принимайте себя любой. Вам станет легче проникнуться проблемой других людей и понять их мотивы. С принятием приходит понимание: каждый действует так, как умеет, исходя из своих знаний.

  • Открывайтесь и учитесь новому

Критика, обвинение, сплетни рождаются от недостатка знаний. Попробуйте рассматривать события и людей с разных сторон. Изучайте другие культуры, задавайте собеседнику уточняющие вопросы. Узнавайте об окружающем мире больше.

  • Сочувствуйте

Когда человек совершает ошибки и, по вашему мнению, ведет себя неправильно, отключите порицание. Уложите спать внутреннего судью и выведите на свет милосердную часть себя.

Попробуйте понять, что привело вашего соседа к пьянству, а чего не хватило маленькому Гитлеру, чтобы вырасти не таким жестоким. Мы часто осуждаем людей за то, что им не доставало любви и поддержки. А своими поступками они пытаются получить нехватку внимания.

  • Будьте гибкими в своей правоте

Проверьте себя – не слишком ли зажали вас рамки убеждений? “Должно быть так, и никак иначе. Кто отклонился от курса – на расстрел”. Это позиция многих критиков.

Чтобы не осуждать, нужно смягчить свой консерватизм, стать гибче и научиться принимать другую сторону. Не обязательно обращаться в иную веру или делать те же поступки. Даже не обязательно любить человека, которого вы обвиняли. Достаточно позволить этому быть. И спокойно пойти дальше.

  • Составляйте собственное мнение, не пользуйтесь ярлыками

Что такое сплетни? Один человек рассказывает о ком-то неприятные истории. А его собеседник активно кивает головой и начинает думать точно так же. Не поддавайтесь чужому мнению о людях и событиях. Составьте свое собственное, поговорите с “плохим” человеком, узнайте его представление о ситуации. Скажем “НЕТ” стереотипам и ярлыкам!

  • Объединяйтесь

Вам кто-то не нравится, и очень хочется научить его жизни, указать на недостатки? Начните думать в другом направлении. Найдите точки соприкосновения. Общие интересы, похожие привычки, мировоззрение, одна страсть, смежные профессии. Объединение не оставляет места осуждению. Вы переключаете фокус внимания на позитив и забываете о критике.

Возвращение энергии через отказ от сплетен

Когда вы отказываетесь от осуждения, особенно в кругу подружек, то делаете себе роскошный подарок. Сплетни отнимают женскую энергию. Во время таких разговоров кажется, будто произошло освобождение, выговорилась. Но позже ощущается пустота, апатия, не хочется заниматься делами, мир кажется тусклым…

Закрывайте этот энергетический кран. Ни к чему впустую сливать женские силы, когда они нужны для себя, творчества, дома, любимых людей.

Помните марафон “Мир без жалоб”? Нужно было носить фиолетовый браслет в течение месяца. Как только начались жалобы, сплетни – надевать его на другую руку. Устройте себе такой марафон. Вовлеките подруг, чтобы вы могли контролировать друг друга и не возвращаться в старое болото. Либо назначьте себе штраф за сплетни и в случае срыва выплачивайте его мужу. Такие марш-броски осознанности изменят вашу жизнь.

Каждый раз, когда захочется обвинить, раскритиковать, научить кого-то жизни, остановитесь. Задайте себе вопрос: “Зачем я это делаю? Что полезного мои слова принесут этому человеку?” Посмотрите на своего собеседника с позиции равного, вспомните, что он видит мир по-другому. Научитесь уважать других людей так же, как себя. Тогда в вашей жизни не останется места для осуждения.

Мне часто приходится консультировать людей, которые очень хотят выучить иностранный язык, но по каким-то причинам у них это не получается. Они покупают отличные книги, ходят на курсы, находят индивидуальных преподавателей через Интернет. Некоторые из них неплохо разбираются в грамматике изучаемого языка, но говорить все также не могут.

У меня есть курс «Осознанное изучение иностранного языка». Курс очень интересный, глубокий, уникальный и, как мне кажется, единственный в своем роде. Я не обучаю языку, я учу языки учить, познавать их. Слово познание имеет особое значение. В Библии написано: «И познал Адам Еву…» То есть это что-то очень близкое, интимное, то, что происходит только между двумя людьми, знающими себя и стремящимися познать друг друга. Познание языка примерно такое же. Я знаю и продолжаю узнавать себя - что я люблю, какой я человек, через что я учусь, что меня вдохновляет и что заставляет скучать, на что я обращаю внимание и что мне безразлично. И через эту призму я познаю язык - его логику, его красоту, ритм, дыхание. Именно этому мы учимся на курсе.

Сегодня же я расскажу о тех вещах, которые сделают любой процесс достижения цели эффективным и естественным.

1. Ставим цель

Если только вы не полиглот, для которого сам по себе процесс изучения любого языка и есть цель, то для изучения иностранного языка вам необходима цель. Язык - это прежде всего инструмент. Любой инструмент должен носить прикладной характер. Для чего язык именно вам? Как вы поймете, что достигли цели в изучении языка?

Возьмем, к примеру, отвертку. Кому-то она нужна для того, чтобы раз в год подкрутить стул, стол или дверь. А для кого-то это ежедневный инструмент, с помощью которого он зарабатывает себе на жизнь. Поэтому и степень владения этим инструментом нужна разная. И время на обучение, и количество затраченных часов для практики будут разными.

Для чего вам язык? Вы хотите стать переводчиком? Открыть представительство за рубежом? Общаться со своей девушкой-иностранкой?

Не все умеют ставить цели. Иногда цель очень размытая: «Хочу общаться на иностранном языке». Непонятно. Как вы узнаете, что цель достигнута? Можно в первый же день изучения языка прийти в магазин, сказать «Ineed…» и показать руками движение, означающее, что вы чистите зубы. Продавец предложит вам зубную пасту и щетку, вы либо что-то выберете, либо возьмете то и другое. Цель достигнута? Можно считать обучение эффективным?

Чего вы хотите достичь? Сколько книг прочесть, какие песни выучить, какой уровень учебника пройти, сколько ошибок сделать, сколько текстов пересказать, с каким количеством людей в italki пообщаться, сколько фраз говорить на одном дыхании?

Понимаете? Конкретная. И еще - цель должна быть ваша, личная. Не навязанная обществом, Интернетом, женой или мамой. Ваша. Иначе далеко вы с такой целью не уйдете.

2. Знать Что? Где? Когда?

Ученые проводили такое исследование: произвольным образом разделили людей, которые хотели достичь те или иные цели, на три группы. Первую группу просто направляли: «Делайте. Вы должны. Делайте то и то». В этой группе процент достижения результатов был 38%.

Вторую группу мотивировали: «Ты сможешь. У тебя получится» - 35%

Третьей группе сказали, что нужно делать, как, сколько, в какое время и в каком месте - 91%.

Если вы заранее, до того, как вас засосет повседневная рутина, до того, как вы начнете приходить домой уставшим, садиться перед телевизором и засыпать с пультом в руках, решите, что вы будете делать для изучения языка, когда вы это будете делать и в каком месте, у вас больше шансов, что вы все таки достигните своей цели.

3. Повторять до того, как учить что-то новое

Так уж устроен мозг. Вся информация сначала попадает в кратковременную память. Мозгу нужно доказать, что информация достойна перейти в ячейки долгосрочной памяти. А доказать нужно многократными повторениями. Так мозг понимает, что для вас это важно, это нужно сохранить и сберечь.

Схем существует множество. Как правило, это многократные интервальные повторения.

Например:

Схема 1:

Выучили сегодня, повторить завтра, через два дня, через три дня, через 4, 5, 6 и 7. Потом еще через месяц.

Схема 2:

1. Повторить сразу

2. Через 20 минут

3. Через 8 часов

4. Через неделю

5. Через две недели (3-4 раза)

Или вы можете придумать другую, удобную для вас схему. Главное - чтобы она работала для вас.

4. Создавать привычки

Изучение языка - это долгосрочная цель. Для долгосрочных целей сила воли не работает. Это вам не к зубному сходить. Здесь работают привычки. Ваша задача - включить изучение иностранного языка в свою ежедневную рутину. Спустить большую цель до уровня ежедневных действий, которые не требуют большой силы воли. Один из способов - проанализировать свой день, определить одну привычку, от которой вы давно хотели избавиться, и начать вместо нее внедрять какое-то действие, которое продвигает вас в изучении языка.

5. Выбросить все книги и курсы и оставить одну/один

Если вы давно учите иностранный язык, то следы вашей деятельности можно обнаружить во всех уголках вашего дома. В туалете лежит несколько учебников по грамматике, на столе двуязычные книги, в закладках браузера выступления с ТЕД конференции.У вас даже есть подписка на Puzzle English или DuoLingo , на ваш электронный ящик приходят письма с нескольких языковых рассылок, а еще вы никогда не проходите мимо книжного - а вдруг появился новый современный курс.

И вам правда кажется, что вы изучаете язык. Или нет, вам кажется - вот, настанет время, когда я, наконец, смогу спокойно сесть за стол и начать детально изучать все эти книги.

В топку все! Нет плохих курсов, нет плохих книг, нет плохих преподавателей. Если знать для чего вам язык, выжать все нужное и полезное можно даже из 10 страничной брошюрки с таблицами грамматики изучаемого языка.

Выбросьте все, отдайте друзьям, сдайте в библиотеку. Оставьте только один учебник или курс и пройдите его вдоль и поперек, выжмите из него все, что только можно.

6. Баланс входящего и исходящего потока

Современные диетологи говорят, что для соблюдения физического баланса количество потребляемых и расходуемых калорий должно быть примерно одинаковым. Иначе - истощение или ожирение.

Тоже самое справедливо для интеллектуальной пищи. Условно навыки любого иностранного языка можно разделить на две части: Входящая - чтение и аудирование, Исходящая - письмо и говорение. Старайтесь, чтобы на одно прочтенное слово приходилось одно написанное, на одно услышанное - одно сказанное. Ну или установите сами для себя комфортное соотношение, главное, помните, что баланс - это не про «или/или», это про «и».

7. Будьте готовы сделать 50 ошибок в день

Кажется, в какой-то книге про «холодные звонки» автор говорил, как он борется со страхом услышать «нет». Он просто ставит перед собой задачу получить десять отказов в день. Его задача - получить не согласие на покупку, а собрать определенное количество отказов. Естественно, что пока он гоняется за отказами, он также получает и положительные результаты.

Не бойтесь ошибаться. Поставьте себе задачу сделать…. пусть 50 ошибок в день. Вы можете попросить друга или преподавателя найти ошибки в ваших упражнениях, попросить носителя по Скайпу исправлять вас, делать самостоятельный анализ и самому находить ошибки в своих письмах и т.д.

Не ошибается только тот, кто ничего не делает.

8. Станьте актером. Играйте роли

У меня есть внук, которому сейчас 1 год и 9 месяцев. Несмотря на свой маленький возраст, он учит свою бабулю очень многим интересным вещам. Я иногда очень эмоционально выражаю свои мысли. Жестикулирую, изображаю мимикой, хожу, прыгаю. И иногда я краем глаза замечаю, как малыш повторяет за мной движения, звуки, слова. Во-первых, это показывает его симпатию ко мне, привязанность, желание подражать. Во-вторых, таким образом он учится говорить и передавать вербальную и невербальную информацию.

Выберите себе для подражания человека, носителя изучаемого языка, которому вы хотели бы подражать. Артист, оратор, политик, бизнес-тренер. Подражайте ему. Стойте как он, имитируйте его интонацию, жесты, мимику. Это очень мощный инструмент для преодоления психологического языкового барьера.

9. Окружите себя языками

Если опять говорить о моем внуке, то процесс познания им языка проходит примерно в следующей последовательности: много слушать, пытаться говорить, говорить, позже читать, писать и уже намного позже - в школе - учить грамматику.

Если мы посмотрим на то, как учим иностранный язык мы, то у нас все с точностью до наоборот. Мы сначала учим грамматику, потом читаем-пишем, а когда доходит до говорить и слушать, то мы обрастаем таким количеством страха, что вся мотивация просто исчезает.

Поэтому самое главное - это много слушать, окружать себя языком. Ключевое слово здесь - МНОГО. Музыка, подкасты, новости, аудиокниги, фильмы. Благодаря Интернету сделать это не сложно.

Прямо сейчас войдите в настройки ваших телефонов, компьютеров, всех других устройств и переведите меню на изучаемый язык. Это тоже часть вашего окружения.

10. Примите язык таким, какой он есть

Для меня до сих пор, если честно, загадка как я закончила школу с пятеркой по английскому. Уверена, что с такой загадкой сталкивается периодически каждый из нас. Это особенности нашей системы образования. Но даже закончив школу с пятеркой по иностранному, пройдя университет, я все равно не понимала значения глагола-связки «tobe». Никак. Я никак не могла подобрать ему аналог в русском языке. А 12 времен глаголов английского языка против трех времен в русском?

Меня все это раздражало. Руки опускались и занятия прекращались до следующей волны вдохновения. Которая с каждым разом накатывала все реже и реже.

Примите язык таким, какой он есть. Вы не в силах изменить его. Перестаньте сопротивляться, начните наслаждаться. Это существенно сбережет ваше время, энергию и нервы.

Любой процесс, в том числе процесс изучения иностранного языка - это про жизнь, про любовь, про отношения. Получайте удовольствие, наслаждайтесь им, однажды это принесет огромный результат и вдохновит вас на новые цели, достигать которые можно с помощью этих же самых 10 способов.

Кто такая Мальвина ?

Это ангельское создание, которое все любят: звери, насекомые и птицы. Она красива и добра, воспитанная и кроткая. Она спасает Буратино, с помощью касторки и поцелуя возвращает его к жизни.

Просто идеал любого мужчины. Возможно, если бы не одно «но»! Она – «училка».

На следующее утро она тут же решает Буратино воспитывать!

Практически в каждой женщине сидит воспитательница и учительница. Женский взгляд всегда что-то выискивает в мужчине, что, кажется, нужно подправить, исправить, улучшить. Мы хотим привить ему манеры, воспитать его. Чтобы он был таким же утонченным, чистым, воспитанным, за едой отпиливал ножичком кусочек и медленно клал его в рот.

А мужчины часто ведут себя невоспитанно, могут запихивать еду целиком, громко жевать, сидеть, подворачивая под себя ногу, мусорить и свинничать, разбросать свои носки, пролить какао на скатерть и тд.

Нашему возмущению нет предела – откуда такая невоспитанность? И мы беремся за перевоспитание.

И когда женщина сажает мужчину за парту, он думает примерно, как Буратино: «Вот так влип!» И ему хочется побыстрее выбраться на свободу.

Общение с такой женщиной кажется мучительным для мужчины.

Часто женщина считает просто своим долгом воспитывать мужчину, следить за его внешним видом, давать рекомендации и наставления. Как сидеть, как держать спину, как говорить, какой должен быть уровень звука. Тем самым, очень возвышаясь над мужчиной, считая себя правильнее и умнее, как учительница над учеником.

Вот прямо как Мальвина : — Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь.

А когда мужчина начинает саботировать женские благие намерения и не выполнять данные инструкции, женщина начинает обижаться и расстраиваться. Почему ее никто не понял, ведь она хотела, как лучше. Заканчивается все тем, что женщина наказывает мужчину: обидой, гробовым молчанием, надутыми губами.

Как вы помните, Мальвина посадила Буратино в чулан, за то, что он не поддавался воспитанию. Посчитала, что у нее есть такое священное право, ведь если взялась за воспитание – дело нужно довести до конца.

Как часто женщина думает, что она просто обязана облагородить мужчину и сделать из него свою копию. Не догадываясь, что у мужчины нет никакого желания быть воспитуемым, что он ругает ее на чем свет стоит и мечтает быстрее от нее избавиться.

Буратино ворчал в темном чулане:- Вот дура девчонка... Нашлась воспитательница, подумаешь... У самой фарфоровая голова, туловище, ватой набитое...

И при первой возможности он убежит. И с неохотой захочет возвращаться

Буратино не очень хотелось возвращаться к девочке с голубыми волосами. — Если девчонка опять надумает воспитывать, напьюсь молока, — и нипочем я здесь не останусь.

А когда мужчина уйдет, женщина будет плакать и придумывать себе страшные истории, что с мужчиной что-нибудь случилось или что «его утащили крысы». Ей и в голову не придет, что он сбежал именно от ее нравоучений и совсем не хочет возвращаться.

А если он и вернется, женщина обрадуется его приходу, но все равно продолжит учительствовать.

— Ах, какое счастье! — прошептала Мальвина, но сейчас же прибавила взрослым голосом: — Мальчики, ступайте немедленно мыться и чистить зубы.

— Ты видел, — проворчал Буратино, — у нее бзик в голове — мыться, чистить зубы! Кого угодно со света сживет чистотой...

Мужчины не любят училок. Люди вообще не любят когда их учат, тем более мужчины.

Когда женщина умничает, делает замечания, подсказывает, критикует – это задевает мужское самолюбие.

Мужчине нравиться быть компетентным, правильным, самым умным и ему нравиться чувствовать свое превосходство перед женщиной.

Рядом с учительницей мужская самооценка страдает, а уверенность в себе падает, он теряет собственное уважение. И что интересно, если мужчина начинает слушаться и воспитываться, женщина перестает его уважать и вовсе.

Когда женщина учит и воспитывает, мужчина быстро начинает скучать и теряет к ней интерес как к женщине. Это очень осложняет отношения. Его единственное желание – сбежать.

Кто-то в буквальном смысле сбежит, кто-то сбежит в компьютер, на диван и в телевизор.

Поэтому если женщина хочет гармоничных и близких отношений с мужчиной, с замашками Мальвины придется расстаться.

Настоящий мужчина всегда останется неправильным, необузданным и со свободным нравом. Его невозможно гладко причесать и заставить жить по своим правилам. Но именно такой мужчина – резкий, дерзкий и неподконтрольный и привлекает нас женщин. Именно такой мужчина способен защитить женщину.

Надоело! Поучают, поучают!
- Поучаем, поучаем…
- Поучайте лучше ваших паучат!

Приключения Буратино

Поучительство как качество личности – склонность постоянно всех поучать, давать назидания, наставления и советы, в которых никто не нуждается.

Мать поучает дочь-подростка: — Выбор мужа - ответственное дело. К этому надо относиться с умом. Вот посмотри на папу. Он может починить всё, что угодно: и машину сам чинит, и в доме всё может починить: электричество, сантехнику… И мебель, если поломается, тоже починит. Дочка кивает головой. Всё это происходило на её глазах. Так вот. Если ты найдёшь себе такого мужа, - продолжала мать, - то у тебя никогда не будет ничего нового.

Поучительство – это бестактный призыв к тому, как «надо жить» и как «правильно жить». Это неправильный, неделикатный путь передачи знаний, предполагающий диктат, давление и насаждение. Это форма проявления гордыни. Алгоритм его всегда идет сверху вниз, свысока, с позиции «ты ничего не понимаешь и не знаешь», «слушай дядю – будешь жить!» Поучительство – это необоснованно присвоенное себе право учить «недоросшего». Словом, в поучительстве самомнение и самонадеянность находят достойную их уровню подругу.

Поучительство – это отрицание просьбы, как необходимого условия передачи знания. Правильный путь передачи знаний предполагает просьбу. Когда мы не просим, а просто давим, поучаем, у человека крадется право выбора, как реагировать на ту или иную ситуацию. Конечно, бывают ситуации, когда жизнь заставляет одного человека поучать другого. Например, мать говорит ребенку, что нельзя совать руки в кипяток, играть со спичками, совать вилку в электрическую розетку, трогать лекарства, открывать дверь незнакомым людям. В отличие от сказанного поучительство всегда проявляется, когда для него отсутствуют какие -либо основания. Оно проявляется, ибо любит поучать. Всё. Других причин нет.

Поучительство – это отрицание права человека давать согласие на получение нового знания. Это насилие над личностью, когда человек не желает слушать поучения, а ему «впаривают» какую-то инородную, неприемлемую для него точку зрения и требуют ее исполнения. Поучительство говорит, что оно лучше знает жизнь, что у него больше жизненного опыта, поэтому оно имеет право на психологическое давление. Но чего все больше всего не любят? Чтоб их насильно поучали.

Как известно, бывают советы, поучения, обучение и нравоучение. С двумя последними всё достаточно просто, хотя нравоучения тоже носят надоедливый, навязчивый характер. Советование как качество личности – склонность давать или просить у кого-нибудь совета, внушать или рекомендовать как поступить в том или ином случае, предостерегать от чего-нибудь, обмениваться мнениями, совещаться о чём-нибудь. В отличие от советования поучительство в характерном для него менторском тоне вызывает крайнее раздражение и неприятие. Если поучения выходят за рамки разумного времени или нарушают дистанцию между людьми, происходит резкое отторжение. Относительно взрослого допустимы отдельные короткие фразы поучительного рода лишь в сложной жизненной ситуации. Нельзя злоупотреблять поучениями в отношении детей (их длительностью, частотой, повторяемостью одного и того же), так как это снижает их эффективность и приводит к известному психологическому эффекту бумеранга (поступают наоборот в качестве бессознательного протеста против поучений). Дети нуждаются не в поучениях, а в живых примерах.

Поучительство отвергает уважительные, доверительные отношения между «учителем» и «учеником». В армии существует такой феномен как дедовщина. «Дедушка» поучает «салагу» как правильно нести службу. В этом поучительстве отсутствует всякое уважение. Одно издевательство, стремление самоутвердиться за счет другого и самооправдаться за унижения, допущенные в период, когда сам был салажонком, и приходилось пресмыкаться перед дембелями, гладя их шнурки, качая кровать дедушки, представляющего, что он уже едет в поезде домой. После чистки зубной щеткой казарменного туалета особой жизненной мудрости не почерпнешь.

Совет другого человека проходит в разум, когда между вами сложились уважительные, доверительные отношения. Слова другого человека доходят до нашего разума, если в них нет эгоизма. Стоит появиться ноткам эгоизма в голосе говорящего, как у его визави возбуждается ложное эго, начинается противостояние двух эго, разговор практически теряет смысл. Поучительство не понимает принципа общения: никто не обязан следовать вашим поучениям. Единственная роль и значение совета, поучения, наставления – бескорыстное, не эгоистичное, но обязательно смиренно-доброжелательное оглашение истины. Ваша мысль принимается уважающим вас человеком, если он транслирует волну доброжелательности и смирения. Если эти условия не соблюдаются, высказанная мысль превращается в сотрясение воздуха. Необходимо для начала обрести спокойное состояние, пожелать человеку счастья, а затем уже смиренно высказать ему то, о чем думаете.

Человеку, находящемуся под влиянием энергии благости, можно говорить добрую правду просто, без ложной гордости. Человеку, находящемуся под влиянием энергии страсти, можно говорить ту правду, которую он способен принять, и перед тем, как высказывать свои мысли о том, как нужно жить, хорошенько его похвалить. Человеку в невежестве поучения следует высказывать только, когда он сильно страдает и/или сам просит о помощи.

Поучительство, когда оно лживо и лицемерно, вызывает особую неприязнь и отторжение. Виктор Астафьев в «Зрячем посохе» пишет: «Никто почему-то не учит нас вкусу, и много поучают, нудно, привычно, по старому и совсем уж одряхлевшему рецепту: воровать нехорошо, жить надо честно, праведно, уважать старших; но сами наставники и моралисты чаще всего и воруют больше других, и жрут из отдельного корыта, начисто отметая ту мораль, коей пичкают людей с общественной трибуны. Ворюга, требующий честности от других, - это давнее, но не отжившее приобретение человечества в наши дни, бодро воспрянувший на нашей новой ниве».

Поучительство – сестра глупости. Разумный человек занимает в жизни позицию вечного ученика. Век живи – век учись. Глупец становится на платформу учителя и начинает всех поучать, как правильно жить. Разумный человек осознает, что у всех есть чему поучиться. Даже у деградантов. В Ведах говорится: «Тот, кто мнит себя великим учителем, обладающий правом учить, руководить и поучать других, на самом деле является великим глупцом».

Поучительство, проявленное в отношении к мужу, — шаг к одиночеству. Природа женщины – заботиться о муже, вдохновлять его на взятие жизненных вершин, уметь прощать, принимать его таким, каков он есть. Когда жена начинает грубо поучать мужа, он отгораживается от нее. В отношениях появляется холодок и отчуждение. Мудрецы древности говорили: «Та женщина, которая начинает поучать мужа, сразу его толкает к деградации». Мужчина подавляется мощной женской энергетикой. Если женщина говорит: «Да, ну что ты какую-то ерунду мелешь? Делай так, как я говорю», она уничтожает мужчину как личность. Жена должна уметь «растопить кусочек льда сердцем своим горячим», потихоньку, не прямолинейно вкладывая мужу в уши мысль, как нужно поступить. Иногда нужно в ласковой, нежной форме сто раз сказать об одном и том же. Что делать? Мужской разум просто так в лоб, на таран не возьмешь. Нужно поступать гибко, и тогда он, усвоив пользу от мысли жены, помчится – не остановишь.

Петр Ковалев

Ника Кравчук

Прежде чем поучать других - примирись с собой

Человек по собственной греховности часто не замечает собственных пороков, зато покопаться в душе ближнего — всегда пожалуйста. Уже само словосочетание — поучать других — звучит как-то свысока. Оно может быть одним из проявлений греха гордыни, мол, вот я это читал и знаю, давай-ка и тебе необразованному расскажу.

Искушение для новоначальных

Это ничего, что с золотыми фондами он еще не познакомился. Зато побывал несколько раз в храме, свечки ставит, записочки подает, даже в монастырь раз съездил и начал в Великий пост поститься. Время поучать других.

Начать с себя

В церковь не ходите, Библию не читаете, постов не соблюдаете, короткие юбки носите — перечень пороков можно продолжать. Конечно, все это может соответствовать действительности. Апостол Павел говорит, что если замечаешь грехи других, то надо людям говорить об этом.

Вот только в чем подвох? В том, что для начала надо самому очиститься от того, в чем собираешься обличать другого. Серафим Саровский говорит: «Когда человек придет в мирное устроение, тогда он может от себя и на других изливать свет просвещения разума».

Если ты сам что-то прочел в литературе, но ничего толком не понял, не пережил, то твои советы в большей степени будут похожими на профанацию. Так почему же мы продолжаем поучать других?

Можно ли учить другого плавать, если сам не умеешь? Или рассказывать о том, как красиво в Австралии, если сам там никогда не был? Наговорить можно много всего, но какая от этого польза?

Не приходилось ли вам замечать, насколько осторожными в высказываниях могут быть монахи? Люди учатся фильтровать каждую мысль, слово, поступок.

Конечно, если у человека талант от Бога проповедовать и передавать знания, то нельзя его закапывать в землю. Но между «учить» и «поучать» других — существенная разница. Второе требует особой мудрости и умения подбирать ключик к каждому, чтобы ваше замечание было воспринято правильно.

За каждое замечание, которое отдалило человека от церкви, бабушке из храма придется ответить. За каждую ошибку в стремительном воцерковлении родных с нас спросят.

За каждое невнимательное действие священника по отношению к пастве придется отчитаться. Если не здесь, то там. Поэтому нужно быть очень осторожным в вопросах поучения других. Лучший способ — начать совершенствование с самого себя, а за других, в первую очередь, молиться.

Есть еще один способ проверить, надо ли человеку что-то сказать. От всего сердца помолитесь (хоть трижды прочитав Иисусову молитву), если желание кому-то помочь советом не пропало, тогда обращайтесь. Если же нет — просто переключитесь на анализ собственных поступков.

  1. Прежде чем обличать другого, вытащите бревно из своего глаза.
  2. Перед тем, как обратиться к другому, попросите Бога помочь.
  3. Говорите с людьми на их языке.
  4. Обращайтесь к человеку только тогда, когда он может воспринять (не нужно «метать бисер перед свиньями» — разбрасываться словами впустую и только злить другого человека).
  5. Помните, что один и тот же совет может быть полезным для одного человека и вредным — для другого.
  6. Говорите то, что знаете наверняка: пережили сами, прочитали в авторитетных источниках.
  7. Помните, что ереси распространялись благодаря тому, что люди, которые недопонимали суть, передавали ошибочные знания другим. Поэтому избегайте собственных экстравагантных и подозрительных суждений.

Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: