Когда творчество не нужно. Творческий человек - кто Он? Они задают много вопросов

Мы часто пишем, что чувак должен следовать зову своего сердца, реализовывать свои амбиции и вообще стараться идти своим путем. Особенно если его путь — быть творческим человеком. Профессионально создавать оригинальные тексты, рисовать, заниматься искусством и тем, что принято называть хобби — мечта многих и многих людей. К сожалению, осуществить ее дано далеко не всем. Пожив жизнью художника или инди-программиста, наш гипотетический творческий человек осознает, что она на так привлекательна, как казалось ранее: денег не так уж и много, сроки поджимают, заказчик дурак, других заказчиков не предвидится, а признание что-то не приходит. Неужели нужно было выбирать более приземленную профессию? А мама говорила!

Жизнь творческого человека своеобразна. Творческий человек, по-настоящему творческий, а не тот, кто себя таким считает, заслуживает уважения. К сожалению, сам термин «творческий человек» порядком испорчен второсортными литераторами, плохими художниками и другими претенциозными чуваками. Истинно творческий человек близок архетипу в том смысле, что его ценности сильно отличаются от общепринятых. Таких людей мало, поскольку не каждый человек всерьез готов пройти этот путь. В нем очень много плюсов, но от твоей непохожести на других тебе будет мучительно. Чаще всего не на нас давит общество, а мы сами.

С детства, когда мы изучали «стабильные» и «респектабельные» сферы человеческой деятельности, такие как биология, математика, химия, право, языки, бизнес, программирование и экономика, мы впитали уверенность, что любое искусство как профессия — это риск. Большинство чуваков до сих пор верят, что признание приходит ТОЛЬКО после смерти. Кажется, что общество испытывает неприязнь к человеку, который больше хочет реализоваться в творчестве, чем получить стабильную престижную профессию.

Отчасти это справедливо: жизнь нестабильна, в ней много рисков. Эта памятка поможет тебе в выборе пути. Кто ты: творческий человек или обычный работник, который творит на досуге?

Ты можешь выдержать все невзгоды?

Жизнь человека, который хочет заработать на творчестве, сложнее, чем у всех остальных. Творчество надо продать, вдохновение улетучивается, заказчика нет. Конечно, в жизни «обывателей» тоже может не быть работы и зарплата может не устраивать, но у них это бывает значительно реже. Большая проблема многих людей, занимающихся традиционно творческой работой, в том, что они не умеют себя рекламировать. На одних смотришь и понимаешь: человек талантлив и действительно оригинально рисует, шьет и что-то делает руками. А вот смотришь на другого и видишь, что он ничего делать не умеет, что его картины — второй курс худграфа, горизонт на фотографиях перекошен, а статьи — полная лабуда, но его главное отличие от первого: он умеет заинтересовать своими способностями и расхвалить их. Поэтому он успешнее первого.

Ты можешь пробовать вновь и вновь?

Человека творческой профессии с роднит необходимость рисковать. Это значит, что ему нужно снова и снова пытаться сделать свой проект. Выгорело одно дело? Начни заниматься другим. Не выгорело дело? Начинай сначала. Современный чувак слишком любит бросать всё на полпути. Убедись, что ты не один из них.

Можешь ли ты обойтись без роскоши?

Поскольку получать ты будешь мало и непостоянно, роскошь не будет твоим спутником. Конечно, если тебе повезет и ты научишься зарабатывать на искусстве, то будешь купаться в роскоши аки Никас Сафронов, но это редкость. Если денег едва хватает на то, чтобы заплатить за аренду комнаты хозяйке, что говорить про покупку нового айфона или ужин в хорошем месте? Тебе даже потратиться не дадут на подобные . Иногда творческому человеку есть нечего, а чай он пьет, макая недельный пакетик в кипяток. Это тоже не редкость.

Ты сможешь быть одиноким?

Мы не раз писали, что . Посмотрим правде в глаза: быть одиноким сложно и страшно. Чтобы не бояться, нужно уметь быть одиноким. А ты умеешь? Даже доброжелательные люди могут отстраниться от тебя, если увидят, насколько ты не вписываешься в общепринятые нормы. Будь готов растерять большинство своих товарищей. Даже винить их особо не стоит!

Ты сможешь выдержать критику?

Самое неприятное, что может случиться с юным дарованием, — это критика. Где-то в глубине души многие креативные чуваки считают себя исключительными, творческими и настоящими новаторами, которые уверены, что все правила живописи, фотографии и построения текста — устаревшая унылая хрень. Они не понимают, что их рисунки не удаются, они что критик хочет натолкнуть их на путь истинный, а не оскорбить. Если ты не умеешь адекватно реагировать на критику, принимать предложения по улучшению работ и всерьез задумываться над ними, лучше тебе не идти в творчество. Зачем плодить непрофессионализм?

Ты сможешь постоянно учиться?

Ты сможешь постоянно изучать новые методики, неустанно практиковаться и совершенствоваться? Без прогресса ты не сможешь привлекать новых клиентов и идти вперед. Сам ты в скором времени перестанешь быть довольным своими успехами, но чтобы разработать что-то новое, часто нужно узнать что-то старое. Придумать что-то с нуля получается далеко не у каждого.

Сможешь ли ты заниматься этим без награды?

Если ты планируешь делать что-то ради признания, ты проиграешь. Признание пройдет, если ты его, конечно, достигнешь, и ты снова останешься ни с чем. Делать это нужно только для того, чтобы реализовать свой творческий потенциал и из-за любви к этой теме. В этом случае твоя творческая карьера будет в разы терпимее и приятнее. Из-за любви к своему делу можно перетерпеть отсутствие женщины, жизненных перспектив и денег. А успех пусть будет чем-то побочным.

Любой творческий человек смотрит на мир со своей точки зрения. И при этом его видение жизни иногда кардинально отличается от общепринятых взглядов. Креативность может быть даром, а может быть проклятием, но в любом случае у творческих людей есть много схожих черт характера. И самое главное сходство заключается в том, что такие люди ценят себя не за то, кем являются, а за то, кем бы они могли стать в будущем. У креативных людей всегда большие планы.

История знает немало творческих умов, способных создавать целые миры и даже вселенные. Курт Воннегут, Лев Толстой, Айзек Азимов… Этот перечень можно продолжать до бесконечности. Как им удалось воплотить свои фантазии в жизнь? Что для этого нужно? А нужно всего одно – думать иначе. Думать и делать свое дело по-другому, не так, как принято. Вот 11 вещей, которые творческие люди делают иначе.

Они работают по собственному графику

Творческий человек, конечно, знает, что творить в приливе вдохновения легко и приятно. Но сидеть и ждать, когда вновь вернется ушедшая муза, крайне непродуктивно. Поэтому творческие люди предпочитают работать по собственному графику. У каждого творца есть свои привычки, связанные с рабочими процессами. Кто-то хорошо думает с утра, другие достигают пика активности ближе к вечеру. Но в любом случае этот график не имеет ничего общего с рутинной работой с девяти до шести. Творческий человек находит время и для отдыха и для работы.

Они ищут новые возможности и впечатления

Еще одной общей чертой креативных людей является потребность в новом опыте и впечатлениях. Их никогда не устраивает что-то одно, так как это существенно ограничивает творческий потенциал. Очень многие люди являются разносторонне одаренными и для них мучительно отказываться от своих будоражащих ум идей в пользу одного дела. Творческие люди всегда находятся в поиске новых впечатлений так как впечатления являются пищей для их пытливых умов.

Они признают, что их работа может быть неудачной

Творческие люди могут работать очень хорошо на пике вдохновения, но все они признают, что этого недостаточно для того, чтобы создать что-нибудь стоящее. Очень часто вдохновение обманчиво и произведение получается слишком банальным или неинтересным. Признать это нелегко. Но креативные люди как раз и отличаются тем, что умеют признавать, что создали совершеннейшую дешевку. Они хорошо различают, где сумели реализовать уникальную идею, а где воспользовались штампами и клише.

Они не боятся неудачи

Успешные творческие люди не боятся неудач. Они абсолютно уверены в том, что любая неудача является ключом к успеху. Умение учиться на своих ошибках и извлекать пользу из неудачного опыта – это та черта, которая объединяет всех креативщиков, чем бы они ни занимались. Неудача для творческого человека является лишь досадной преградой, это небольшая помеха, которая настолько незначительна, что ей можно пренебречь на пути к сияющей цели. И если впечатления являются для таких людей пищей для ума, то неудачи – это энергетическая подпитка всего организма.

Они находят идеи везде, где только можно

Личный опыт имеет огромное значение для любого креативного человека. И получить этот опыт можно путем исследования окружающего мира. Одаренные люди находятся в постоянном поиске новых идей и новых стимулов. Нетерпеливые и любопытные, они заглядывают в разные сферы жизни, пытаясь понять, как полученные знания можно использовать в своей работе. Они ищут вдохновения, но вдохновения особого, которое может дать только новый опыт. Творческий человек не имеющий идеи, которую ему хотелось бы реализовать, испытывает сильный дискомфорт и это неприятное ощущение заставляет его продолжать поиски.

Они верят в свою мечту
Они живут в мире фантазий

В современном обществе мечтательность считается чем-то несерьезным, однако это общая черта всех творческих людей. Они много думают, так как их мозг постоянно создает новые образы. Жизнь в мире фантазий бывает настолько прекрасна, что очень часто творческие люди полностью отдаются своему вдохновению. Про таких говорят «не от мира сего» и в какой-то мере это действительно так. Погруженный в свои мысли человек выглядит отрешенным и сосредоточенным на себе. Но иначе нельзя, только так, живя в мире фантазий, можно создать великое произведение.

Они уверены в себе

Уверенность в своих силах часто является отличительной чертой креативного человека. Но это уверенность особого рода. Это еще и стремление рисковать. Каждый творческий человек бывает настолько уверен в себе и своих способностях, что не боится ставить смелые эксперименты, опровергать распространенные мнения и в пух и прах разбивать устоявшиеся теории. Его креативность и умение смотреть на мир другими глазами не дают покоя и креативщик не остановится, пока не докажет миру, что все можно сделать иначе. Даже если его одолевают сомнения, творческий человек знает, что то, в чем он уверен, можно создать. Даже то, что никогда не будет существовать.

Они не признают никаких границ

Творческие люди никогда не следуют общепринятым правилам и предписаниям, если они появляются на их пути. Любые ограничения для одаренного человека только мешают ему творить. Поэтому такие люди пытаются любым образом обойти запреты или инструкции. Они ищут нового, они стремятся создавать новое, и правила, особенно глупые, способны вызвать у них настоящую ярость. Желание свободно творить бывает настолько сильным, что художник или, к примеру писатель, может покинуть свою родину, если законы государства вступают в противоречие с их творчеством. История знает немало примеров, когда великий ум покидал свою родину только потому, что ему не давали творить.

Они задают много вопросов

Многие люди полагают, что стремление задавать множество вопросов являет признаком глупости и стараются помалкивать, даже если они чего-то не понимают. Но творческие люди, которые делают все по-другому, с этим не согласятся. Они настолько любопытны, что готовы задавать сотни вопросов, пока не разберутся в сути какого-либо явления. Даже если они при этом выглядят как забавные почемучки. Белые пятна для креативного человека являются сильным раздражителем, особенно в работе над важным произведением. Нехватка информации может повредить творчеству и вещь получится однобокой и неинтересной. Чтобы этого не допустить, недостаток знаний стоит восполнить. А значит, нужно спрашивать, в том числе и у себя.

Они создают творческое пространство

Стремление к одиночеству отличает многих креативных людей. Одиночки, конечно, не являются изгоями в современном обществе, но часто на них смотрят искоса, особенно если человек живет в мире фантазий. Но для создания действительно чего-то стоящего многим требуется уединение. И тогда одаренный человек начинает искать место, где он мог бы остаться один и спокойно подумать. Мастерские, кабинеты, просто тихое место в парке – для творческого человека подойдет любой вариант, лишь бы ему никто не мешал думать или воплощать в жизнь свои замыслы.

На Лайфхакере. Если хотите узнать, как пробудить в себе творческие порывы и что нужно делать, чтобы ваш внутренний творец рос и развивался, обязательно уделите время этой статье. Не пожалеете!

«Я не творческая личность, мне это не дано», - говорят многие из нас, с восхищением поглядывая на шаржи уличных художников или слушая, как патлатый хиппи поёт песню Radiohead в переходе. Но есть хорошие новости: последние научные исследования говорят о том, что все люди одинаковы и в каждом из нас живёт творец. Поэтому фраза «Я не творческая личность» - это лишь удобное оправдание своей лени .

Миф о творческой жилке долгое время культивировался и тщательно оберегался в богеме. Художники, музыканты, актёры, дизайнеры и даже средней руки копирайтеры любят выглядеть так, словно они принадлежат к другой породе, а во время работы ими двигает как минимум рука господня. Эталон творческой личности - это помесь Леди Гага с Агузаровой, которая вчера собиралась улететь на Луну, сегодня крушит хит-парады с новой песней, а завтра даёт интервью о пользе медитации в потешном кокошнике. А чтобы начать творить, нам нужно пройти девять кругов ада, как минимум трижды , пройти курс реабилитации от наркотиков и уехать медитировать в тибетские горы.

Научные исследования отвергают любое разделение на креативный и корпоративный рабочий класс

Что говорить, если в современной корпоративной среде существует искусственное разделение на «креативные» и «корпоративные» типажи, которые относятся друг к другу, как ученики Гриффиндора и Слизерина. Однако едва ли не все исследования творческих способностей, которые проводились в течение последних 50 лет, отвергают это разделение: творческий мускул никак не связан ни с генетикой, ни с уровнем интеллекта, ни с личностными качествами.

Например, в ходе эксперимента в Институте диагностики и исследования личности (IPAR) учёные пригласили на конференцию несколько десятков успешных представителей разных творческих профессий. В течение нескольких дней они прошли множество , которые не очень-то прояснили, где искать творческие задатки. Единственные общие черты исследуемых выглядели так: сбалансированность личностных характеристик, интеллект выше среднего, открытость новому опыту и склонность выбирать сложные варианты. Как видите, ничего особенного.

Никакого творческого типа личности не существует

Тогда упорные ребята в белых халатах начали искать творческие задатки в личностных качествах человека: был собран огромный массив информации о выдающихся творцах XX века, после чего каждый прошёл виртуальный тест «пятифакторная модель личности». Учёные рассчитывали, что у творческих людей будет перекос по одной из пяти личностных характеристик (открытость опыту, добросовестность, экстраверсия, доброжелательность и невротизм), но снова пальцем в небо - среди испытуемых были и неврастеники, и экстраверты, и доброжелательные пьяницы, и ещё много кто. Вывод: никакого творческого типа личности не существует.

Забросив психологию, искать творческий мускул стали в мозгу человека. Исследователи наплевали на просьбу о кремации и сразу после смерти гения полезли изучать его черепную коробку. И снова разочарование: мозг знаменитого физика ничем не отличался от мозга профессионального бейсболиста или попавшего под машину бездомного. Третий раунд стрельбы из рогатки по самолётам завершён, учёные «горят» со счётом 3:0.

Корреляции между генным кодом и творческими способностями нет

Когда у разбитого корыта остались и психологи, и физиологи, и просто все неравнодушные, разгадывать задачу стала генетика, до этого безуспешно пытавшаяся найти ген старости и ген . Чтобы исключить разницу в генах и влияние воспитания, учёные исследовали только семьи с детьми-близнецами. Исследуя Коннектикутский реестр близнецов с 1897 года, группа Марвина Резникоффа собрала команду из 117 близнецов и разделила их на две группы (однояйцевые и двуяйцевые). Результаты двух десятков тестов показали, что корреляции между генным кодом и творческими способностями нет. 4:0, и это почти Аргентина с Ямайкой.

За последние 50 лет таких экспериментов было вагон и маленькая тележка. В своей книге «Муза не придёт» Девид Брукс приводит ещё с десяток ссылок на безуспешные попытки найти природу творческого мускула и делает вывод, что , как и любой другой навык, можно прокачать при помощи тренировок.

Тренировки для прокачки творческого мышления

Утренние страницы

Старый как мир, но действенный метод. Как только просыпаемся, хватаем блокнот с ручкой и начинаем писать. Без разницы, будет это история о шагающем по Токио Годзилле, эссе о тёплом одеяле или сонный анализ геополитики Монголии. Главное - просто писать и ни о чём не думать. Норма утреннего письма - это три тетрадные страницы или 750 слов. Можно воспользоваться ресурсом 750 words и барабанить по клавишам, но бывалые писаки советуют делать это по старинке - ручкой по бумаге.

А что, если бы

Это даже не метод, а простой вопрос, задавать который Станиславский заставлял любого начинающего актёра. «А что, если бы» можно применять к любому привычному объекту, его части или действию. Например, а что, если бы историю в книге рассказывали картинками? Так появился комикс. Или что, если бы вместо мировых новостей мы будем рассказывать то, что волнует простых людей? Так появилась жёлтая пресса.

Этот метод отлично развивает фантазию и фактически является спусковым механизмом любого творческого процесса. Причём очень весело задавать странные вопросы. А что, если бы все люди пили кровь? А что, если бы президентом страны стал забавный мужчина с замашками диктатора из банановой республики?

Дробление слова

В мозгу взрослого человека существует жёсткая система символов, которая при первой же возможности любит давать оценки и клеить ярлыки на всё вокруг. В результате такой автоматизации , но это же является главной причиной узкого и шаблонного мышления. Придумывая новые слова, мы заставляем мозг отключать рациональное мышление и включать фантазию. Техника родом из детства и крайне проста: берём два любых слова, соединяем их в одно и потом пытаемся представить, как это выглядело бы в жизни. Ванна + унитаз = ваннитаз, Ким + Канье = Кимье.

Метод Торренса

Метод основывается на дудлах - однотипных каракулях, которые нужно превратить в рисунок. На листе бумаги рисуем в ряд одинаковые символы (круг, два круга, гвоздь, крест, квадрат и т. д.). Затем включаем фантазию и начинаем рисовать.

Пример. Круг может быть щитом Капитана Америки, глазом кошки или 5-копеечной монетой, а квадрат - домом с приведениями или произведением искусства. Развивает не только фантазию, но и упорство в поиске идей, так как каждый новый дудл - это соревнование с самим собой.

Метод фокальных объектов

Метод заключается в поиске связей между основной идеей и случайными объектами. Например, открываем книгу на произвольной странице, хватаем 3–5 слов, которые первыми попались на глаза, и пытаемся связать их с предметом, над которым думаем. Книгу можно заменить телевизором, видеоигрой, газетой или чем-то ещё. Отлично работает, когда мыслительный процесс движется по инерции.

Аналогии Гордона

Это не самый простой в освоении, но весьма действенный метод. Уильям Гордон считал, что кладезь творческих идей заключается в поиске аналогий, которые он разделил на четыре группы.

  • Прямая аналогия : ищем аналогию объекту в окружающем мире. В масштабах от своей комнаты до страны.
  • Символическая : ищем аналогию, которая в двух словах опишет суть объекта.
  • Фантастическая аналогия : придумываем аналогию, вынося за скобки ограничения объективной реальности.
  • Личная аналогия : пытаемся встать на место объекта и посмотреть на ситуацию глазами объекта. Например, как живётся стулу, на котором мы сидим.

Непрямые стратегии

Этот очень странный и интересный способ, который придумали Брайан Ино и Питер Шмидт, чтобы выводить уставший мозг из творческого ступора по секретным тропам. Суть метода: у нас есть 115 карточек, на которых написаны советы. Причём советы довольно странные: «Убери двусмысленности и преврати их в подробности», «Помассируй шею» или «Используй старую идею». Фокус в том, что здесь нет прямых инструкций к действию, и в каждом совете два человека могут видеть два разных решения проблемы. Карточки можно сделать самому и высыпать их, например, в вазу или воспользоваться подсказками онлайн. Например, .

Придерживайтесь распорядка дня

В своей последней работе «О чём я говорю, когда говорю о беге» (What I Talk About When I Talk About Running) Харуки Мураками развенчивает миф о творческом лентяе, рассказывая о том, что строгий распорядок дня (подъём в 5 утра, отбой в 10 вечера) стал главным катализатором его работоспособности. Разум склонен капризничать и находить оправдания собственной лени, а следование режиму выводит его из и учит включаться с пол-оборота.

Не пренебрегайте другими творческими занятиями

Учитесь или . Любое творческое занятие держит мозг в тонусе, а их чередование переключает внимание и позволяет найти ответы в довольно неожиданных местах.

По данным исследований, более трети лауреатов Нобелевской премии по литературе занимались ещё одним видом искусства - живописью, театром или танцем. Эйнштейн своей второй страстью называл музыку и, если бы не стал физиком, скорее всего, подался бы в скрипачи.

Не опускайте руки

Когда дело не двигается с мёртвой точки, проявите упорство. Например, писатель Роди Дойл рассказывает, что во время ступора начинает изливать на бумагу пришедшую на ум белиберду. Через время мозг перестаёт тужиться и протестовать и просто отключается, выпуская наружу потоки мыслей. А Хемингуэй, когда садился писать роман, мог писать десятки вариантов первого предложения, пока не находил то, которому верит. Затем от него развивал действие.

Не зацикливайтесь

Если упорство не помогает, идём от обратного. Гуляйте, делайте что-то отвлечённое, общайтесь с другими людьми. Существует теория, согласно которой всё уже давно придумано, а творческий процесс заключается лишь в комбинации этих идей. А если ответы скрыты внутри нас, нужно лишь настроиться на правильную волну и услышать их. Можно сидеть под солнышком в позе лотоса, сосредоточенно мыть посуду, по лесу, слушая эмбиент, или пойти попрыгать на рок-концерт. Главное - делать то, что позволяет нам отключать внутренний диалог и концентрироваться на моменте.

Относитесь к творчеству как к игре

Творчество - это в первую очередь весело. Не стоит относиться к нему чересчур серьёзно. Сейчас объясню почему. В 2001 году в Мерилендском колледже прошёл эксперимент, в котором студентам нужно было провести мышку через нарисованный, как в детстве, лабиринт. Студенты первой группы шли вперёд к куску сыра (позитивный настрой), вторые же бежали от совы (негативный). Обе группы справились за одинаковое время, однако у студентов второй группы запустились механизмы избегания, и последовавшие за лабиринтом задачи вторая группа в среднем решала на 50% дольше, чем студенты первой группы.

Просто начните

Многие из нас в детстве мечтали стать музыкантами, художниками или актёрами, но со временем прагматичный подход к жизни задвинул эти мечты подальше на антресоли. У Бетси Эдвардс есть теория, согласно которой у большинства современных людей с возрастом левая половина мозга становится доминантной. Она отвечает за аналитическое мышление, систему символов и режим действия, и каждый раз, когда мы пытаемся научиться играть на гитаре или рисовать, то слышим её голос, который советует отложить подальше эту фигню и заняться чем-то полезным.

Поначалу переступить через будет сложно, но если хватит духу и желания, то со временем его голос станет тише, а критика в стиле «ты рисуешь как м*дак» сменится на что-то более конструктивное. Начать - это самое сложное.

ВЫВОД

Как видите, творчески мыслить может каждый человек , вопрос лишь в тренировках. Это можно сравнить с отсутствием гибкости: сходу пытаясь сесть на шпагат, мы будем кряхтеть, стонать и плакать, но если мышцы правильно разогревать и растягивать, то через пару лет можно будет отправлять резюме на должность циркового гимнаста. Главное - помните, что начинать что-то новое никогда не поздно : художники, музыканты, поэты и писатели уже живут в нас. Не стесняйтесь будить их.

Нейробиология рисует сложную картину творческого потенциала. Ученые теперь понимают, что природа креативности гораздо сложнее, чем различия в право- или левосторонней ориентации мозга (левое полушарие = рациональное и аналитическое, правое = творческое и эмоциональное). На самом деле, творчество, как полагают, связано с рядом познавательных процессов, нервных импульсов и эмоций, и мы до сих пор не имеем полного представления о том, как работает творческий разум.

С психологической точки зрения творческие типы личности с трудом поддаются определению. Они сложны, парадоксальны и, как правило, избегают рутины. И это не просто стереотип «замученного художника». Исследования показали, что креативность предполагает взаимодействие множества черт характера, поведения и социальных влияний в одном лице.

«На самом деле творческим людям тяжелее узнать себя, потому что они сложнее, чем нетворческие », - рассказал Huffington Post Скотт Барри Кауфман, психолог из Университета Нью-Йорка, который провел годы исследования творческого потенциала. «Что самое парадоксальное в творческой личности...у этих людей более хаотичный ум ».

Нет никакого «типичного» портрета творческой личности, но есть характерные особенности в поведении творческих людей. Вот 18 пунктов, которые им свойственны.

Они мечтают

Творческие личности это мечтатели, несмотря на то, что их школьные учителя, возможно, говорили, что мечтать это пустая трата времени.
Кауфман и психолог Ребекка Л. Макмиллан, она же соавтор документа под названием «Ода положительной созидательной мечтательности », считают, что блуждание ума способно помочь в процессе «творческой инкубации ». И, конечно, многие по опыту знают, что лучшие идеи посещают нас, когда мысленно мы находимся совсем в другом месте.

Нейробиологи обнаружили, что воображение включает те же мозговые процессы, которые связаны с фантазией и творчеством.

Они все замечают

Творческий человек видит возможности повсюду и постоянно впитывает информацию, которая становится пищей для творческого самовыражения. Как часто цитируют Генри Джеймса, писатель это тот, от кого «ничего не ускользает» .

Джоан Дидион всегда носила с собой блокнот и говорила, что она записывает наблюдения о людях и событиях, которые, в конечном счете, помогают ей лучше понять сложности и противоречия собственного ума.

У них свои часы работы

Многие великие мастера признаются, что свои лучшие работы они создают либо очень рано утром, либо поздно вечером. Владимир Набоков начинал писать сразу после того как просыпался в 6 или 7 утра, а Фрэнк Ллойд Райт взял за привычку просыпаться в 3 или 4 часа утра и работал в течение нескольких часов перед тем, как отправиться обратно в постель. Люди с высоким творческим потенциалом не придерживаются стандартного распорядка дня.

Они находят время для уединения

«Чтобы быть открытым для творчества, нужно иметь способность к конструктивному использованию уединения. Надо преодолеть страх перед одиночеством» , - писал американский экзистенциальный психолог Ролло Мэй.

Художники и креативщики часто стереотипно воспринимаются как одиночки, хотя на самом деле они ими могут и не быть. Уединение может быть ключом к созданию лучших работ. Кауфман связывает это с воображением - мы должны дать себе время просто помечтать.

«Вам нужно войти в контакт с внутренним голосом, чтобы иметь возможность самовыразиться. Сложно услышать свой внутренний творческий голос, если вы... не в контакте с самим собой и не размышляете о себе» , - говорит он.

Они «переваривают» жизненные преграды

Многие из самых культовых историй и песен всех времен творили под воздействием душераздирающей боли. Часто проблемы становились катализатором для создания выдающихся произведений. В психологии это называют посттравматическим ростом, который предполагает, что люди в состоянии использовать свои тяготы и ранние жизненные травмы для существенного творческого роста. Исследователи обнаружили, что травма может помочь человеку преуспеть в межличностных отношениях, в удовлетворенности жизнью, в росте духовности, личной силы и в открытии новых возможностей.

Они в поиске новых впечатлений

Творческие люди любят испытывать новые впечатления, ощущения и состояния ума, и это немаловажный предопределяющий фактор для творческого результата.

«Открытость новым переживаниям это самый сильный предиктор творческих достижений », - говорит Кауфман. «Здесь множество различных взаимосвязанных аспектов: интеллектуальная любознательность, поиск острых ощущений, открытость для эмоций и воображения. А все вместе - это двигатель для познания и исследования мира, как внутреннего, так и внешнего» .

Они терпят неудачу

Стойкость - практически необходимое качество для творческого успеха, говорит Кауфман. Неудача часто подстерегает творческого человека, как минимум, несколько раз, но креативщики - по крайней мере, успешные - учатся не сокрушаться по этому поводу.

«Творческие люди терпят неудачу, а по-настоящему хорошие терпят ее часто» , - написал в Forbes Стивен Котлер в отрывке о творческом гении Эйнштейна.

Они задают важные вопросы

Творческие люди ненасытно любознательны. Они, как правило, предпочитают исследовать жизнь и даже когда взрослеют, сохраняют интерес первооткрывателя. Через активные беседы или индивидуальные умственные размышления креативщики, глядя на мир, постоянно задают себе массу вопросов.

Они наблюдают за людьми

Природная наблюдательность и интерес к жизни других людей иногда помогает генерировать лучшие из идей.

«Марсель Пруст почти всю свою жизнь провел, наблюдая за людьми, он записывал свои замечания, и это нашло выход в его книгах» , - говорит Кауфман. «Для многих писателей очень важно наблюдение за людьми...».

Они рискуют

Отчасти творческая деятельность требует рискованности, и многим преуспевающим творческим личностям приходится рисковать в различных аспектах жизни.

«Существует глубокая и значимая связь между принятием риска и творчеством и это часто упускается из виду », - пишет Стивен Котлер в Forbes. «Творчество это акт создания чего-то из ничего. Оно требует обнародования того, что сначала существовало лишь в воображении. Такое занятие не для робких. Потраченное впустую время, запятнанная репутация, напрасно потраченные деньги - ... Это все побочные явления, когда творчество идет наперекосяк ».

Они все в жизни рассматривают как возможность для самовыражения

Ницше считал, что жизнь и мир следует рассматривать как произведение искусства. Творческие личности постоянно ищут возможности для самовыражения в повседневной жизни.

«Творческое выражение - это самовыражение. Творческий потенциал это не что иное, как частное выражение Ваших потребностей, желаний и уникальности» , - говорит Кауфман.

Они следуют своей истинной страсти

Творческие люди, как правило, имеют внутреннюю мотивацию. Это означает, что они действуют, руководствуясь каким-то внутренним желанием, а не стремлением к внешнему вознаграждению или признанию.

Психологи говорят, что творческие люди возбуждаются захватывающими видами деятельности, а это признак внутренней мотивации. Исследования показывают, что простые размышления о собственных причинах к деятельности могут быть достаточно стимулирующими, чтобы повысить творческий потенциал.

Они выходят за границы собственного разума

Кауфман утверждает, что способность мечтать еще необходима для того, чтобы помочь нам выйти за пределы привычного видения и исследовать другие способы мышления, которые могут быть важным активом для творчества.

«Мечтательность развивается, чтобы позволить нам отпустить настоящее », - говорит Кауфман. «Сеть мозга, связанная с мечтательностью, это сеть мозга, связанная с теорией разума. Мне нравится называть ее «сетью воображения» - она позволяет вам представить себя в будущем, а также представить чужие мысли» .

Они теряют чувство времени

Творческие личности могут обнаружить, что, когда они пишут, танцуют, рисуют или еще как-то самовыражаются, они оказываются «в состоянии потока », который помогает им творить на самом высоком уровне. Это психическое состояние, когда человек выходит за пределы сознательной мысли, чтобы достичь состояния повышенной концентрации и спокойствия. Тогда он практически не подвержен ни внутренним, ни внешним раздражителям, которые могут помешать его деятельности.

Вы оказываетесь «в состоянии потока », когда занимаетесь тем, что вам очень нравится, от чего чувствуете себя хорошо.

Они окружают себя красотой

Творцы, как правило, обладают превосходным вкусом и любят находиться в красивом окружении.

Исследование, недавно опубликованное в журнале «Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts», показало, что музыканты, в том числе преподаватели музыки и солисты, демонстрируют высокую чувствительность и восприимчивость к художественной красоте.

Интересное....Творческие люди - это талантливые личности, которые любят приносить пользу и делать окружающим добро. Им нравится свобода, поэтому любые ограничения будут восприниматься ими как ущемление прав. Многие полагают, что творческие люди одиноки, несчастны и долго не живут. К счастью, это не всегда так. Талант дается человеку Богом, нужно лишь не упустить момент и начать вовремя развивать свои способности.

Стоит отметить, что среди вундеркиндов действительно много несчастных людей, поскольку их творчество не всегда понятно окружающим. Как правило, у среднестатистического человека мозговая деятельность происходит в определенных рамках, а все, что выходит за эти рамки, воспринимается как что-то неестественное и ненормальное.По этой причине творческим людям очень сложно выживать в этом жестоком мире, в котором так много устойчивых стереотипов и нежелания эволюционировать. Нейробиология подтверждает, что талантливые личности думают и действуют по-другому. Мышление творческих людей буквально создано для того, чтобы думать уникально, не так, как большинство. Однако такой подарок природы может существенно усложнять жизнь и напрягать отношения с окружающими. Если вы знакомы с творческим человеком, наверно, у вас не раз возникала мысль, что он живет в каком-то совершенно ином мире. В большинстве случаев попытка понять такую личность так же бесперспективна, как и попытка изменить ее. Для того чтобы суметь приспособиться к такому человеку, нужно научиться смотреть на мир его глазами.


Талант лжеца

Следует отметить, что творческие люди являются отличными врунами. Проведение ряда экспериментов показало, что такие личности расположены к более замысловатой и сложной лжи. Кроме этого, они и сами могут с легкостью вычислить обманщика. Одним из проявлений творчества является неприемлемость существующих шаблонов и ломка устоявшихся стереотипов. Талантливые люди достаточно легко воспринимают неэтичность своего собственного поведения, а также спокойно относятся к аналогичным действиям окружающих.

Высокая степень недоверия

Одаренный человек склонен не доверять даже близким людям. Несмотря на то что он быстро распознает ложь, подозрительное отношение к окружающим также является отличительной чертой таланта. И это неудивительно, ведь чтобы сделать новое открытие, нужно научиться смотреть под другим углом на элементарные вещи. Именно поэтому талантливая личность все подвергает сомнению, ведь создать что-то новое намного легче на пустом месте.


Нахальство

В ходе различных экспериментов было установлено, что скромность - это не удел талантливых людей. Многие из них, как правило, гордятся своими способностями и умело ими пользуются, что позволяет набивать себе непомерно высокую цену. Кроме того, одаренный человек очень стремится показать, насколько он впечатлителен и как сильно умеет переживать.


Депрессии

Нередко талантливые люди впадают в депрессивные состояния. У многих таких гениев наблюдаются различные фобии: одни боятся заболеть неизлечимым недугом, другим страшно умереть молодым, третьи и вовсе падают в обморок при виде паука или таракана. Психологи многих стран пытались выяснить, правда ли депрессия связана с талантом. Изучив данные, полученные из психиатрических клиник, они установили, что у творческих личностей чаще развиваются тяжелые формы психических заболеваний. Кроме этого, было доказано, что не только талант, но и подобные расстройства могут передаваться по наследству.

Сложно поверить в себя

Даже если человек уверен в своих силах, со временем он начинает задаваться вопросами: «Достаточно ли я хорош? Все ли я делаю правильно?» Творческие люди постоянно сравнивают свою работу с творениями других мастеров и не замечают собственного блеска, который может быть очевиден для всех остальных. В связи с этим нередко наблюдаются творческие застои, когда человек просто опускает руки, думая, что все его предыдущие идеи были напрасны и бессмысленны. В такой момент очень важно, чтобы рядом находился верный друг, который помог бы мастеру пережить этот сложный период.

Время мечтать

Творческие люди являются мечтателями, это помогает им в работе. Многие из нас замечали, что самые лучшие идеи приходят к нам тогда, когда мы мысленно переносимся далеко от реальности. Нейробиологи доказали, что посредством воображения включаются мозговые процессы, которые тесно связаны с творчеством и фантазией.

Зависимость от времени

Большинство великих мастеров признается, что лучшие свои работы они создали либо ночью, либо на рассвете. Например, В. Набоков брался за перо в 6 утра, как только просыпался, а Фрэнк Ллойд Райт имел привычку в 3 часа ночи приниматься за работу и через несколько часов обратно отправляться в постель. Как правило, люди с большим творческим потенциалом редко придерживаются стандартного дневного распорядка.

Уединение

Чтобы максимально открыться для творчества, необходимо научиться конструктивно использовать уединение. Для этого многие таланты преодолевают свой страх перед одиночеством. Нередко креативщиков и художников окружающие воспринимают как одиночек, хотя на самом деле они таковыми не являются. Такое стремление к уединению может быть важным моментом в создании лучших работ.

Преодоление жизненных преград

Многие культовые произведения увидели свет в результате переживания их творцом душераздирающей боли и сильных эмоций. Нередко различные проблемы становятся катализатором, помогающим создать неповторимые и выдающиеся шедевры. Психология дала этому явлению научное название - посттравматический рост. Исследователи выяснили, что нередко сильное потрясение помогает человеку преуспеть в том или ином деле, а также открыть в себе новые возможности.

Поиск новых впечатлений

Многие креативные люди постоянно пребывают в поиске новых эмоций и впечатлений. К сожалению, некоторые из них, чтобы добиться такого эффекта прибегают к помощи алкоголя и наркотиков. Следует отметить, что талантливая личность всегда открыта для новых познаний, она достаточно интеллектуальна и любознательна. Переход из одного эмоционального состояния в другое - это некий двигатель для исследования и познания двух миров, внутреннего и внешнего.

Красота спасет мир!

Творческие люди, как правило, отличаются отменным вкусом, поэтому они постоянно стараются окружить себя красивыми вещами. Это могут быть не только детали одежды, но и элементы интерьера, картины, книги, украшения. По результатам некоторых исследований было выявлено, что певцы и музыканты демонстрируют повышенную восприимчивость и чувствительность к художественной красоте.

Соединение точек

Творческие личности способны находить возможность там, где другие ее попросту не замечают. Многие знаменитые писатели и художники считают, что творчество - это умение соединять точки, которые обычный человек не догадался бы соединить в такой последовательности. Если спросить гения, как он объединил эти вещи, он почувствует себя неловко, поскольку ответа на этот вопрос у него не будет. То, что для других является сложным, для творческого человека не составляет труда.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: