Поступок лидии михайловны педагогическое преступление или. Сочинение на тему: что лежит в основе поступка лидии михайловны (в. г. распутин. «уроки французского»). Защита своих поделок

Лидия Михайловна — молодая учительница фран­цузского языка и классный руководитель главного ге­роя рассказа. После того как директор стал свидете­лем игры учительницы и ученика на деньги, Лидии Михайловне приходится оставить школу. Конечно, можно согласиться с мнением директора, что поступок учительницы — «…преступление. Растление. Совраще­ние. И еще, еще…». Но если знать, что учительница ре­шилась на это не ради забавы, а ради спасения жизни ребенка, то ее поступок выглядит совсем по-другому. В нем — желание помочь голодному ученику выжить в прямом смысле этого слова. Стремление помочь очень способному ученику не скатиться на дно, не опу­ститься до воровской жизни, а, наоборот, помочь ему раскрыть свои способности.

Скромный, бедно одетый, очень способный мальчик вызывал симпатию у учительницы. А узнав, что он по­луголодный, молодая женщина пытается помочь маль­чику. Она всячески старается ему помочь, даже посы­лает ему посылку. И только когда ученик отказывается от всего, учительница решается на крайность — пыта­ется дать ученику самому заработать деньги.

В основе поступка, на мой взгляд, — милосердие. Можно бесконечно говорить о нем, а можно взять и по­мочь конкретному человеку, как это сделала учитель­ница. А результат ее поступка налицо — из главного героя получился хороший человек, благодарный своей учительнице.

Сочинение на тему: ЧТО ЛЕЖИТ В ОСНОВЕ ПОСТУПКА ЛИДИИ МИХАЙЛОВНЫ (В. Г. Распутин. «Уроки французского»)

4.1 (82.22%) 9 votes

На этой странице искали:

  • почему Лидия Михайловна решилась на игру в замеряшки со своим учеником
  • сочинение на тему Уроки француского
  • Почему лидия михайловна решилась на игру в замеряшки
  • отзыв уроки французского распутин
  • сочинение на тему как я отношусь к поступку лидии михайловны

Тема: «Воспитание чувств» в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»

Цель: раскрыть душевный мир героя рассказа; отметить роль игры в жизни человека; показать неординарность учительницы; обозначить нравственные проблемы, поднятые писателем в рассказе.

Ход урока

Учитель: Сегодня на уроке нам предстоит обсудить три аспекта рассказа «Уроки французского». В первую очередь остановимся на образе главного героя, его душевном состоянии; далее речь пойдет о «необыкновенном человеке» - учительнице французского; завершим разговор о рассказе обсуждением основных его проблем.

Главный герой в рассказе

Учитель: Предлагаю начать разговор с рассказа о герое. Обращаю Ваше внимание на вопросы, которые помогут Вам рассказать о герое.

    Почему мальчик оказался в райцентре? (Тоня)

    Каковы были успехи героя рассказа в райцентре? (Таня)

    Каково было душевное состояние героя? (Степа)

    Что заставило мальчика играть в «чику» на деньги? (Рафаэль)

    Как складывались отношения героя с окружающими его ребятами? (Леша)

    Каково было отношение мальчика к учительнице? (Аня)

Примерные ответы:

    «Учился я и тут хорошо… по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки».

    «Так мне было плохо, так горько и постыло! – хуже всякой болезни».

Как вы понимаете слово «постыло»? Почему он свое состояние сравнивает с болезнью?

    «Получив его (рубль)… я покупал на базаре баночку молока».

Герой был не только одинок в этом райцентре, его мучил голод. А представьте теперь эти два чувства вместе! Шел 1948 год. В деревне голод, вокруг нищета, но, несмотря на это, ему присылают продукты «довольно часто». Как? «Примерно раз в неделю».

    «Они били меня по очереди… не было в тот день… человека несчастнее меня».

    «Я пугался и терялся… она представлялась мне человеком необыкновенным, не походила на всех остальных».

Учитель: На протяжении всего рассказа мы с вами видим игру, и не просто игру, а игру послевоенную.

    Что в ней особенного?

    Почему дети не играли, например, в войну?

    Почему играли на деньги?

    Как вы думаете, что же такое игра и что она значит в жизни каждого человека?

Игра – выражение сущности человеческих отношений. В игре человек раскрывается, иногда неожиданно и почти всегда проявляет себя.

    Как проявил себя в игре герой рассказа?

    Почему у героя нет имени? Ведь на протяжении всего рассказа мы не слышим его, никто не называет его по имени?

(Наверное, этим мальчиком-пятиклассником был сам Валентин Григорьевич Распутин, который рассказал нам о своем детстве в рассказе «Уроки французского»)

Учитель: Должна с вами согласиться. Послушайте, что написал сам В.Г. Распутин о рассказе: «…Спустя более чем 20 лет я сел за стол и стал вспоминать, что было когда-то со мной, пятиклассником-мальчишкой из глухой сибирской деревни. Вернее, стал записывать то, что никогда и не забывалось, что постоянно просилось во мне налюди. Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в свое время уроки, лягут на душу как маленького, так и взрослого писателя».

Выводы: Одиннадцатилетний мальчик впервые волею обстоятельств оторван от семьи, вырван из привычного окружения. Однако маленький герой понимает, что на него возложены надежды не только родных, но и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению односельчан, призван быть «ученым человеком». Герой прилагает все усилия, преодолевая голод и тоску по дому, чтобы не подвести земляков.

Лидия Михайловна - «человек необыкновенный»

Учитель: Какой запомнилась мальчику учительница французского? Прочитайте описание портрета Лидии Михайловны. Что особенно отмечено в нем?

(«Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет двадцать пять или около того…» и далее по тексту: «В лице ее не было жестокости».)

Учитель: Какие чувства вызывал у Лидии Михайловны мальчик?

(К мальчику Лидия Михайловна относилась с пониманием и сочувствием, она ценила его целеустремленность. В связи с этим учительница начала дополнительно заниматься с героем французским языком, рассчитывая дома подкормить его.)

Учитель: Почему он не садился с ней кушать? Понимаете ли вы его поведение?

Учитель: Почему затея с посылкой ей не удалась?

(Учительница наполнила посылку «городскими» продуктами и тем самым выдала себя. Гордость не позволила мальчику принять «посылку»)

Учитель: Удалось ли учительнице найти способ помочь мальчику, не ущемляя его гордости?

(Она предложила ему играть на деньги в «пристенок».)

Учитель: Почему Лидия Михайловна прислала вторую посылку?

(Посылка явилась подтверждением добрых чувств Лидии Михайловны к мальчику и уверенности в своей правоте.)

Учитель: Прав ли герой, считая учительницу человеком необыкновенным?

(Лидия Михайловна наделена необыкновенной способностью к состраданию и добротой, за что и пострадала, лишившись работы.)

Выводы: Лидия Михайловна идет на рискованный шаг, играя с учеником на деньги, из человеческого сострадания: мальчик крайне истощен, а от помощи отказывается. Кроме того, она рассмотрела в своем ученике недюжинные способности и готова любыми способами помочь им развиваться.

«Воспитание чувств» в рассказе

Учитель: В.Г. Распутин как-то сказал: «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература на мой взгляд, - это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства».

Что такое чувства?

(Чувства - эмоции, «движения (волнения) души»

В повседневной жизни говориться о чувствах голода, жажды, боли; приятного и неприятного; усталости, болезни и здоровья; радости и печали, любви и ненависти; ужаса, стыда, страха, восторга, сострадания, т.е. практически все чувства связаны с душой человека.)

Учитель: Какие чувства воспитывает рассказ «Уроки французского»?

(Доброту, сострадание)

Учитель: Воспитание чувств писатель проводит через образ учительницы, хотя ее игра с учеником на деньги воспринимается весьма неоднозначно. Как можно оценить поступок Лидии Михайловны? Выскажите свое мнение.

(С одной стороны, это непедагогично, с другой стороны, игра с учеником на деньги была единственной возможностью помочь ему.)

Учитель: Почему рассказ назван «Уроки французского»?

(Уроки французского, общение с Лидией Михайловной стали для героя уроками жизни, воспитание чувств.)

Учитель: Чему научились вы на этих уроках?

(Участию, пониманию окружающих людей, чуткости, самоотдаче и целеустремленности.)

Выводы: Игра на деньги учительницы со своим учеником, с точки зрения педагогики, - поступок безнравственный. Но что стоит за этим поступком? – спрашивает писатель. Видя, что школьник (в голодные послевоенные годы) недоедает, учительница французского языка под видом дополнительных занятий приглашает его к себе домой и пытается подкормить. Она присылает ему посылки, как будто от матери. Но мальчик от всего отказывается. Учительница предлагает играть на деньги и, естественно, «проигрывает», чтоб на эти копейки мальчик смог купить себе молока. И она счастлива, что ей удается этот обман.

Доброта – вот что привлекает в героях рассказа. Герой открывает для себя доброту и участие, понимание среди окружающих людей.

Учитель: Предлагаю вам в заключение нашего сегодняшнего урока открыть «Музей героя» рассказа «Уроки французского».

Учитель: Какие предметы вы поместили бы в музей?

Макароны (говорят о гордости, чувстве собственного достоинства мальчика, которая не позволила ему принять посылку), пол-литровая баночка молока (ради нее ему пришлось играть на деньги), тетради (подчеркивают способности героя в учении), монеты (испытание героя игрой), яблоки (доброе отношение к нему учительницы), картофель, хлеб (меню героя, голод, который ему приходилось преодолевать).

Выводы: Все эти предметы помогают нам лучше понять особенности характера героя, говорят о его сложной судьбе в послевоенной России.

Учитель: Наш урок подошел к концу, и мне хочется вам сказать, что личность человека формируется в детстве, именно в детстве происходит ее становление и все, что человек впитал в себя в детские годы, определяет его дальнейшую судьбу. Если мы с вами посмотрим на жизнь В.Г. Распутина, которому пришлось в детстве нелегко: он не понаслышке знает что такое голод, тоска по родным, но он смог стать писателем с мировым именем, которого признали при жизни (хотя многие писатели и поэты приобретают известность и ценятся после смерти). Как ему это удалось?

Во-первых, он человек целеустремленный, знает, что он хочет от жизни.

Во-вторых, конечно, те уроки, которые он получил в детстве, уроки не только французского, а уроки доброты, милосердия, сострадания, сочувствия, уроки «воспитания чувств» - все это определило его писательскую судьбу.

Вашему вниманию предлагается стихотворение еще одного известного поэта Марка Сергеева, которое называется «Жизнь меня спросила»

Хочется, чтоб это стихотворение натолкнуло Вас на соответствующие мысли.

«Чего ты хочешь?» - жизнь меня

спросила.

И я ответил ей: «Хочу всего:

высот, что нелегки, как доброта,

лесов, что обступают, как сомненья,

дорог, порой ведущих в никуда,

ладоней, что, встречаясь, дарят

сердце».

Подводя итог, хочется спросит: Чем стал для вас рассказ «Уроки французского»? О чем вы задумались на сегодняшнем нашем уроке?

Домашнее задание: Сочинение-рассуждение «Чего ты хочешь?» - жизнь меня спросила.

Сочинение

В рассказе Валентина Распутина учительница французского языка совершила необычный поступок по отношению к своему ученику, который жил далеко от дома. Он пошел в пятый класс в сорок восьмом году. Жил он бедно, у него не хватало денег на пропитание. Больше всего он нуждался в молоке, так как у него из-за малокровия было головокружение. Чтобы заработать на молоко, он стал играть на деньги со старшеклассниками, которые били его за выигрыши.
В школу ученик ходил охотно. У него по всем предметам было хорошо, кроме французского. Из-за произношения. Ученику пришлось каждый день ходить домой к учительнице французского Лидии Михайловне. Ей было жаль голодного мальчика. И она пыталась накормить его у себя после занятий. Но он был гордый и отказывался есть, поэтому шел туда как на пытку. Затем учительница сделала еще одну попытку помочь мальчику. Однажды, когда он пришел заниматься, учительница предложила ему сыграть на деньги в «пристенок». Он согласился. Но позже заметил, что учительница подыгрывала ему. Игра теряла смысл. Однажды привлеченный стуком директор пришел узнать в чем дело и застал учительницу и ученика за игрой на деньги. После этого случая Лидия Михайловна уехала.
Я считаю этот поступок благородным и самоотверженным, потому что учительница разными способами пыталась помочь способному мальчику и ради того, чтобы его никто не тронул, покинула школу.

….А в середине январских каникул мальчику пришла посылка. В ней были макароны и три красных яблока. Мальчик догадался, что это от Лидии Михайловны.

Другие сочинения по этому произведению

Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В. Астафьева «Конь с розовой гривой» и В. Распутина «Уроки французского». Нравственный выбор моего ровесника в рассказах В. Астафьева и В. Распутина Приходилось ли вам встречать человека, который самоотверженно и бескорыстно делал людям добро? Расскажите о нем и о его делах (по рассказу В. Распутина «Уроки французского») Чем стали для главного героя эти уроки французского? (по одноименной повести В. Распутина) Школьный учитель в изображении В. Распутина (по рассказу В. Распутина «Уроки фрвнцузского») Анализ произведения "Уроки французского" Распутина В.Г. Мое отношение к поступку учительницы (по рассказу Распутина "Уроки французского") Бескорыстное добро учителя в рассказе Распутина «Уроки французского» Значение образа Лидии Михайловны Образ учительницы в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»

Лидия Михайловна – молодая учительница фран­цузского языка и классный руководитель главного ге­роя рассказа. После того как директор стал свидете­лем игры учительницы и ученика на деньги, Лидии Михайловне приходится оставить школу. Конечно, можно согласиться с мнением директора, что поступок учительницы – “…преступление. Растление. Совраще­ние. И еще, еще…”. Но если знать, что учительница ре­шилась на это не ради забавы, а ради спасения жизни ребенка, то ее поступок выглядит совсем по-другому. В нем – желание помочь голодному

ученику выжить в прямом смысле этого слова. Стремление помочь очень способному ученику не скатиться на дно, не опу­ститься до воровской жизни, а, наоборот, помочь ему раскрыть свои способности.

Скромный, бедно одетый, очень способный мальчик вызывал симпатию у учительницы. А узнав, что он по­луголодный, молодая женщина пытается помочь маль­чику. Она всячески старается ему помочь, даже посы­лает ему посылку. И только когда ученик отказывается от всего, учительница решается на крайность – пыта­ется дать ученику самому заработать деньги.

В основе поступка, на мой взгляд, – милосердие. Можно бесконечно говорить о нем, а можно взять и по­мочь конкретному человеку, как это сделала учитель­ница. А результат ее поступка налицо – из главного героя получился хороший человек, благодарный своей учительнице.

Глоссарий:

– почему Лидия Михайловна решилась на игру в замеряшки со своим учеником

– сочинение на тему Уроки француского

– Почему лидия михайловна решилась на игру в замеряшки

– отзыв уроки французского распутин

– сочинение на тему как я отношусь к поступку лидии михайловны


Другие работы по этой теме:

  1. Здравствуйте, уважаемая Лидия Михайловна. Се­годня я получил Вашу посылку и хочу сказать Вам ог­ромное спасибо. Только вы не беспокойтесь – у меня уже все хорошо,...
  2. Название рассказа “Уроки французского” как будто бы дает ответ на вопрос – Лидия Михайловна учила героя французскому языку. Но на самом деле это не так...
  3. Почему рассказ называется “Уроки французского”? Рассказ В. Г. Распутина впервые вышел в свет в 1963 году. Произведение считается отчасти автобиографическим, так как оно повествует о...
  4. Уроки доброты Рассказ Валентина Распутина “Уроки французского” – это, в первую очередь рассказ о человеческой доброте. В нем автор рассказывает о своих нелегких школьных годах,...
  5. Герой произведения – одиннадцатилетний мальчик, который жил и учился в деревне. Его считали “башковитым”, потому что он был грамотным, а также к нему часто приходили...
  6. Я прочитала произведение В. Г. Распутина “Уроки французского”, главным героем которого является обычный одиннадцатилетний мальчик. Этот мальчик родился в деревне, в бедной семье. У его...
  7. Лидия Михайловна Лидия Михайловна – героиня рассказа В. Распутина “Уроки французского”, учительница французского и классный руководитель пятого класса в одном сибирском городке. Она была добрым...
  8. Анализ произведения Валентин Распутин стал известен широкому кругу читателей как “деревенский” писатель. Его прежде всего интересуют не нов­шества нашей жизни, а то древнее, исконно русское,...

Скрипко Елена Валерьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №17
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: Открытый урок по литературе
Тема: "Что говорит сердце..." по произведению В.Г. Распутина "Уроки французского"
Дата публикации: 23.03.2017
Раздел: среднее образование

Тема: «Что говорит сердце… » Нравственная проблематика рассказа В. Г.

Распутина «Уроки французского».

Форма: открытый урок по литературе в 6 а

Раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут

герои В.Распутина;

Развивать умение анализировать художественное произведение,

коммуникативные навыки учащихся, продолжить работу по развитию

культуры речи учащихся;

Воспитывать у учащихся умение представить точку зрения писателя и

собственные суждения, способствовать воспитанию этических норм

взаимоотношений учащихся;

Корректировать социальное поведение при работе в группах, память,

внимание, логическое мышление.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

Организация класса.

Вступительное слово учителя.

Григорьевич

Распутин. Перед вами выставка книг писателя. (На стенде произведения В. Г.

Распутина: «Прощание с Матёрой», «Живи и помни», «Последний поклон»,

«Деньги для Марии» и другие).

Писателя интересуют те моменты человеческой жизни, когда возникает

необходимость совершить поступок, значимый не столько для жизни другого

человека, сколько для

самого себя, для самого главного в себе – для души. Произведениям

Распутина созвучны слова французского писателя 18 века Жозефа Жубера:

«Разум может подсказать, чего следует избегать, и только сердце говорит,

что следует делать». Это высказывание станет эпиграфом к уроку,(Слайд 1)

посвящённому изучению рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского».

Открываем тетради, записываем в тетрадь эпиграф. А как вы понимаете

слова французского писателя?

Ответы детей.

Наша задача на уроке – на примере рассказа «Уроки французского»

выяснить, чего, по мнению Распутина, следует избегать в жизни и что

нужно в ней делать.

Тема: «Что говорит сердце… » Записываем в тетрадь.

Начнём урок с проверки домашнего задания. Вы были разделены на группы.

Задание первой группы : рассказать о детстве писателя.(Клепач, Гварамадзе)

Иркутской области в поселке Усть - Урда, расположенном на берегу

Ангары. Детство совпало с войной: в первый класс будущий писатель пошел

в 1944 году. И хотя здесь не гремели бои, жизнь была трудной, временами

Окончив 4 класса в Аталанке, Распутин хотел продолжить учебу. Но школа, в

которой были пятый и последующие классы, находилась в 50 км от родной

деревни. Нужно было уезжать из дома, причем одному. Учиться было

сложно: голод (мать с оказией передавала ему раз в неделю хлеб и картошку,

но их всегда не хватало), бедность, одиночество. Однако учился он только на

отлично. «Что мне оставалось? – затем я сюда и приехал, другого дела у меня

здесь не было…. Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня

невыученным хоть один урок », – вспоминал писатель.

Вопрос к классу : что помогло Распутину получить образование и выйти в

люди?(его настойчивость, целеустремленность)

Вторая группа готовила сообщение о жизни героя в райцентре по плану :

Почему мальчик, герой рассказа, оказался в райцентре?

Каковы были успехи героя в школе?

Каково было душевное состояние мальчика?

Олег Дмитриев написал стихотворение об одном мальчишке, но

таких в то время были тысячи (Слайд 4)

Сидит кусочком хлебушка тарелку молча трет

Но за кусочек хлебушка не выдаст, не соврет

И вот тарелка светится, сверкает белизной.

Как будто чудо-зеркальце, из сказочки одной

Еще движенье корочки и выплывет со дна

Холодная, голодная, последняя война

Всплывет щадящей плошкою полуподвальный свод

И мальчуган с ладошкою, протянутой вперед

Все ближе, нестерпимее в заветном там кольце

Кричат глаза огромные на узеньком лице

Забудь, другое времечко и сказочка не та

Но все же чиста тарелочка, тарелочка пуста.

Можно ли данное стихотворение соотнести с биографией автора и с нашим

Вывод: Итак, ребята, из ваших ответов мы поняли, что прообразом главного

героя рассказа является сам В.Г. Распутин. Все события, которые произошли

с героем, были в жизни писателя. Одиннадцатилетний герой впервые волею

обстоятельств оторван от семьи, он понимает, что на него возложены

надежды родных и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению

сельчан, призван быть «ученым человеком». Герой прилагает все усилия,

преодолевая голод и тоску по дому, чтобы не подвести земляков.

Как складывались отношения героя с окружающими его ребятами ? (ответы

учеников)

Издавна общество рассматривает игры на деньги как безнравственное

занятие. Как вы понимаете значение слова безнравственный? Как вы

почему азартные игры – безнравственное занятие? Какие эмоции вызывает

человек, проигравший в карты или рулетку? А вызывает ли такое чувство

герой рассказа Распутина? Как называется чувство, противоположное

безнравственности? (нравственность)

Что такое нравственность ? Как вы понимаете смысл слова?(Слайд 5)

Найдите определение в словаре и сравните со своим.

Нравственный или безнравственный поступок совершает герой, играя в

«чику»? (Распутин предлагает нам иной взгляд на азартные игры. Для

мальчика игра - единственно возможный способ выжить. Голодный и

постоянно тоскующий по дому деревенский мальчик лишь добывал себе

рубль на молоко. В его поведении не было ничего безнравственного,

плохого. Он никого не обижал и силой денег не забирал, да и разве богатство

это – один рубль?)

Третья группа работала с вопросом : кому посвящен рассказ «Уроки

французского»?(Слайд 6)

Сообщение 3 группы. Рассказ «Уроки французского» посвящен Анастасии

Прокофьевне Копыловой, матери друга В. Г. Распутина и известного

драматурга Александра Вампилова, которая всю жизнь проработала в школе.

В основе рассказа – воспоминание детской жизни. Лидия Михайловна –

учительница Валентина Григорьевича по французскому языку, его классный

руководитель. Она названа в произведении своим именем. Это Молокова

Л.М.. Несколько лет назад она жила в Саранске, преподавала в Мордовском

университете. Когда в 1973 году вышел в свет этот рассказ, она сразу узнала

себя в нем, отыскала Валентина Григорьевича, несколько раз встречалась с

ним. Лидия Михайловна жива и сегодня, она живёт в Москве.

Вопрос классу : как вы думаете, почему автор посвятил рассказ своей(Слайд

учительнице? Какую роль сыграла Лидия Михайловна в жизни мальчика ?

Для ответа на этот вопрос обратимся к тексту произведения.

Какой запомнилась учительница главному герою ? Найдите в тексте

описание

портрета Лидии Михайловны; что особенного отмечено в нем? (чтение

описания «Лидии Михайловны тогда было….»; «В лице ее не было

жестокости…»)

Какие чувства вызывал у Лидии Михайловны мальчик? (Она относилась к

нему с пониманием и сочувствием, ценила его целеустремленность. В связи с

этим учительница начала заниматься с героем дополнительно, рассчитывая

его дома покормить)

Почему Лидия Михайловна решила послать посылку мальчику и почему

затея не удалась ? (Она хотела помочь ему, но наполнила посылку

«городскими» продуктами и выдала себя. Гордость не позволила мальчику

принять подарок)

Удалось ли учительнице найти способ помочь мальчику, не ущемляя его

гордости? (Она предложила играть на деньги в «пристенок»).

Почему главный герой считал крайне неприличным и безнравственным

принимать деньги от Лидии Михайловны в виде «подачки», но спокойно

относился к «чике» и игре в «замеряшки» с ней? (Главный герой считал

выигранные деньги честно заработанными, а деньги, доставшиеся без

каких-либо усилий с его стороны, ранили самолюбие. Лидия Михайловна

без труда раскрыла причину отказа от подарка. И выбрала иной способ

Как вы относитесь к этому поступку учительницы?

Нравственно ли её решение играть на деньги с собственным учеником?

(Помочь главному герою иначе не было никакой возможности – ужинать он

не садился, подарков или денег не принимал, а дать ему работу по тем

временам было бы ещё более безнравственно.)

А нравственно ли было бы закрыть глаза на его голод? Нравственной ли

была бы профессиональная позиция нейтралитета? (Нет, потому что в

первую очередь это было бы бесчеловечным. Пусть она не воспитывала в

нём высокой морали, не заботилась о его нравственном воспитании. Прежде

всего, Лидия Михайловна заботилась о его физическом состоянии, о том,

чтобы он хотя бы мог нормально учиться, не думая постоянно о голоде).

Вывод учителя . Играя на деньги со своим учеником, Лидия Михайловна, с

точки зрения педагогики, совершила поступок безнравственный. «Но что

голодные, послевоенные годы недоедает, она старалась ему помочь: под

видом дополнительных занятий приглашала домой, чтобы подкормить,

присылала посылку, будто от матери. Но мальчик от всего отказался. И

учительница решается играть с учеником на деньги, подыгрывая ему. Она

идет на обман, но счастлива, потому что ей это удается. Это лучше, чем

нравственное бездушие и профессиональный нейтралитет.

А как отнёсся к игре с учеником директор школы? В чём он обвинил Лидию

Михайловну?

Формально он прав. Но за этим скрывается безнравственность и отсутствие

человеколюбия, понимания трудностей жизни ребёнка, оторванного от

родного дома.

«Разум может подсказать, чего следует избегать, и только сердце говорит,

что следует делать». Как соотносится это высказывание с произведением В.

Г. Распутина «Уроки французского»?

«Прием пластилиновый герой»

Сейчас, используя пластилин, слепите то, что характеризует учительницу как

человека.

– а как по-вашему лучше быть добрыми или лучше строгими

Нужно ли современному учителю чувство юмора? (для чего)

Защита своих поделок.

V. Стадия рефлексии .

– Для чего как вы думаете создан этот рассказ?

Исход борьбы добра и зла может решить только добрый человек, который

протянет руку помощи, проявить милосердие и любовь, таким человеком

оказалась молодая учительница.

Человек есть тайна. Ее надо разгадать. И если будешь ее разгадывать всю

жизнь, то не говори, что потерял зря время, ты занимаешься этой тайной,

значит, ты хочешь быть человеком.

Добро – самая великая тайна на земле, помните об этом.

Почему, на этот вопрос вам ответит Распутин. (слайд 8)

Вывод учителя . Самый грозный судья человека – он сам. Руководствуясь

своими жизненными принципами, этическими нормами, мы все свои

поступки в основном неосознанно подвергаем подробному анализу и

оценке, коря и виня себя за неверный шаг. И именно этот укор совести

гораздо больнее осуждения общества, именно тихий мерзкий голосок,

нашёптывающий: «Ах, как плохо ты поступил… не следовало бы…»

выдвигает обвинения гораздо более страшные, чем самый жестокий

приговор

окружающих людей. И перед ним не оправдаешься. Потому что

нравственность во все времена оценивают по одному и тому же критерию:

насколько человечен был поступок. И Лидии Михайловне не в чем

оправдываться. Она поступила по совести, так, как хотело её сердце.

Домашнее задание. Написать мини – сочинение на тему: «Каким должен

быть учитель, чтобы остаться в памяти ученика»

Рефлексия. Чему научил меня сегодняшний урок? Что я понял на уроке? Что

заставило меня задуматься во время урока?

Автобиография Фомичева, Зозуля, Неговора

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: