Социально политическое устройство киевской руси. Особенности общественно-политического устройства Киевской Руси IX – нач. XII вв. Родовые идеалы и политическая практика

Киевская Русь – раннефеодальная монархия. Во главе стоял Великий князь Киевский. После принятия восточного христианства князья воспринимаются как лица освященные властью, учрежденной Богом.

Полномочия князя – сбор налогов; законодательная деятельность; судебные и административные функции; военные функции (князь являлся верховным военачальником); представление государства во внешних сношениях.

Власть передавалась по наследству старшему в роду.

В Киевской Руси не было различия между органами государственного управления и органами управления делами Великого князя.

Часто поручая суд своим заместителям «посадникам и тиунам» князь возглавлял аппарат управления княжеством. Он назначал областных управителей – «посадников». В своей деятельности князь опирался на совет старейшин (княжеский совет). Совет – это совещательный орган, юридически не оформленный, но имеющий серьезное влияние на монарха в решении важнейших законодательных и религиозных вопросов, проблем внешней политики, сбора полюдья. Совет состоял из бояр, городской знати, представителей высшего духовенства. Обязательность для князя совещаться с ними утверждалась обычаем.

Усиление феодалов в XI в. вызвало появление нового органа власти – снема , т.е. феодального съезда. На съезде решались вопросы междукняжеских споров, войны и мира, военных походов, разделения земель.

В Древнерусском государстве существовало вече . Вече – это народное собрание для обсуждения и решения важных общих дел. В вече принимали участие все свободные жители города и примыкающих поселений. Способ созыва был разнообразным: через глашатаев (биричей), и по звону колокола (в Новгороде). Вече решало вопросы налогообложения, обороны города и организации военных походов. Решения вече были обязательны для всех.

8. Социально-экономический строй Киевской Руси

Существовало две формы организации производства:

    вотчина (или отчина) – отцовское владение, передававшееся по наследству от отца к сыну, владельцем вотчины был князь или боярин;

    земли общинников , ещё не подвластных частным феодалам, они платили дань великому князю в пользу государства.

Основным населением страны были свободные люди, которые не знали сословных перегородок и делений.

Все свободное население пользовалось одинаковыми правами, но различные его группы отличались друг от друга по своему фактическому положению, богатству и социальному влиянию.

Высший слой населения или боярство состоял из двух элементов:

    «Земские бояре», местная аристократия, возникшая до образования Древнерусского государства. Это были потомки родовых старейшин и родовых князьков, крупные торговцы, вооруженное купечество;

    «княжьи мужи», княжеское боярство, высший слой дружинников.

В течение XI-XII вв. происходит сближение и слияние земского и княжеского боярства. В результате этого процесса боярство превращается в феодалов.

К средним слоям населения можно причислить рядовую массу княжеских дружинников и средние слои городского купечества.

Низшие слои – городское и сельское простонародье – «смерды». Они составляли основную массу населения, были лично свободны и объединялись в территориальные общины. Смерды платили дань князю, в экономическом отношении были зависимы от него и бояр.

Значительным слоем зависимого населения были холопы, проживавшие на землях крупных землевладельцев.

Холопство было двух видов: полное и неполное.

Полное – «челядь», рабы и т.д. – обрабатывали боярские земли, обслуживали их дворы.

Неполное – закупы, пошедшие в кабалу к князю, так как не могли вернуть ему ссуду; рядовичи – заключившие ряд (договор) с феодалом; изгой – изгнанный из общины.

Рабство на Руси носило патриархальный характер.

К началу X в. образовалось единое государство Русь. Но по привычным для нас меркам оно было необычным - являлось территориально-политическим объединением союзов племенных княжений. Границы нового государства, обозначенные на исторических картах, никто не проводил и никто (за исключением опорных сторожевых пунктов) не охранял. Важным механизмом сохранения контроля над государственной территорией стало полюдье - объезд князем вместе с дружиной подвластных земель с глубокой осени до ранней весны. Полюдье - это не только сбор дани-налога, но и способ управления страной при отсутствии государственного аппарата: во время объезда князь лично разрешал конфликты, вершил суд, улаживал пограничные споры. Но это не означало, что он мог самоуправствовать: в 945 г. произвольный сбор дани в древлянской земле закончился убийством князя Игоря и его приближенных. Как известно из летописи, за него отомстила вдова - властная и мудрая правительница Руси княгиня Ольга (945-957). Из того же рассказа выясняется, что у древлян была своя столица Искоростень, свой верховный князь Мал, а у него «мужи, иже держаху Деревску землю». Таким образом, в Древнерусской державе с центром в Киеве под властью первых общерусских князей сохранялись местные племенные структуры, с которыми они должны были считаться. Неслучайно и известные договоры с греками X в. заключались Олегом и Игорем от имени «великих и светлых князей», возглавлявших союзы племенных княжений. Поэтому мудрая княгиня Ольга, победив древлян, провела первую налоговую реформу: утвердила точный размер платежей Киеву - уставы и уроки и создала систему административных центров - погостов, где останавливались князья и княжеские «мужи» для сбора дани и административно-судебного управления.

Весной вместе с собранной данью князь возвращайся в Киев. А летом дань вместе с другими товарами грузилась на суда и отправлялась вниз по Днепру - по «пути из варяг в греки» - в столицу Византийской империи Константинополь. Неслучайно в дошедших до нашего времени договорах Руси с Византией 911 и 944 гг. большая часть статей посвящена правовому урегулированию торговли русских купцов в империи.

Новый этап развития древнерусской государственности пришелся на время правления на Руси великих князей Владимира Святославича (980-1015) и его сына Ярослава Мудрого (1019-1054) - эпоху, когда держава Рюриковичей переживала подъем. При Владимире впервые начинается чеканка своей монеты (злагники и сребреники), около 1015 г. Ярославом создается древнейшая часть (Краткая редакция) «Русской Правды» - первого письменного свода законов Древнерусского государства.

На рубеже X-XI вв. Владимир постепенно ликвидировал племенные княжения: археологические исследования показали, что многие племенные центры на рубеже X-XI вв. потеряли прежнее значение, а некоторые из них были уничтожены - так в Древлянской земле вместо сожженного Искоростеня появился княжеский замок Овруч. Стали появляться и новые княжеские «грады» (Смоленск, Туров, Владимир-Волынский, Белгород, Рязань); туда князь стал сажать по «волостям» своих детей в качестве наместников. Например, его сын Ярослав (в будущем Мудрый) отправился сначала в Ростов и здесь, на северо-восточной окраине Руси основал город Ярославль, а затем княжил в Новгороде.

Такой тип государства часто называется раннефеодальной монархией. Однако следует иметь в виду, что Русь X - начала XII вв. была более близка по типу развития к государствам Восточной и Северной Европы - Норвегии, Швеции, Польше, Чехии, Венгрии. От стран Западной Европы эти страны отличались прежде всего отсутствием частной феодальной собственности на землю и преобладанием централизованной эксплуатации свободных крестьян-общинников корпорацией дружинной знати во главе с князем.

Дружина на Руси была главным и всеобъемлющим органом государственной власти и управления. С ней князья и конунги отправлялись в «полюдье» («вейцла» - гощение в Скандинавии). Княжеские старшие дружинники - бояре и младшие - отроки и детские исполняли судебные и административные функции, получая за это часть от дани, пошлин и добычи в военных походах; население должно было кормить их во время исполнения служебных обязанностей в качестве судей и приставов. В X- XII вв. боярином мог стать и умелый воин, и «ионов внук», и даже выходец «из племени смердья», т.е. простой общинник-смерд.

В новых городах и замках князь оставлял свои гарнизоны с наместниками (на Руси - посадниками, в Польше и Чехии - «каштелянами», в Венгрии - «ишпанами»). Сюда стекалась дань, треть которой шла в пользу наместника и его воинов; здесь вершился суд. Окрестное население - жители княжеских сел - было обязано не только платить дань, но и выполнять определенные «службы» - повинности: строить крепости, поставлять в них продовольствие, пасти княжеские табуны и т.д. Археологи нашли на Украине остатки больших пекарен, где делали хлеб для княжеских людей; а документы XIV-XV вв. подтверждают, что службы княжеских бобровников, бортников, рыбаков сохранялись и позднее. Поэтому в литературе можно встретить характеристику такого типа государства как дружинного, а отношения власти и подданных - служебной организацией общества.

При этом власть еще не окончательно «оторвалась» от народа. Одним из освященных временем обычаев были воспетые в преданиях и сказках пиры князя Владимира. В эпоху становления государственности такие застолья были своеобразным общественным институтом - совещанием князя со своей дружиной и «множеством народа», где обсуждались вопросы войны и мира, сбора дани с подвластных земель, принимались послы; в былинах богатыри на пиру вызывались «на службу дальнюю». В торжественной обстановке князь вершил суд, награждал отличившихся, наделял обездоленных, т.е. непосредственно общался с подданными и должным образом реагировал на общественные настроения.

Одним из важных государственных институтов древнерусской государственности было вече , о котором за столетие (997-1097) имеются только несколько летописных упоминаний: «...поведаша на вечи. И реша людье», «створиша вече», «рече им на вечи». Можно предположить, что это явление пережило за несколько столетий серьезную трансформацию: из архаического высшего органа племенного народного самоуправления оно превратилось в XII-XIII вв. в городской представительный орган. Судя по отрывочным данным, вече играло (особенно во время острых социально-политических конфликтов) важную политическую роль: проводило денежные сборы, решало вопросы обороны, приглашало князей; но его социальный состав не поддается точному определению. При этом вече проявляло себя преимущественно в критических ситуациях; оно могло судить и карать княжеских слуг, но не подменяло собой княжеской власти и нигде, за исключением Новгорода и Пскова, не переросло в постоянную и организованную структуру государственной и правительственной деятельности.

Территория государства Русь рассматривалась как коллективная собственность (домен) правящего великокняжеского рода Рюриковичей, каждый из представителей которого имел право на свою долю власти и доходов. На практике это выражалось в том, что киевские князья Святослав Игоревич (945-972), Владимир Святославич и Ярослав Мудрый выделяли «города» своим детям в «отчину», дробя территорию Руси на «волости» на условиях передачи в Киев части дани с этих земель. При этом княжичи сохраняли наследственное право власти, и в случае смерти кого-либо из них остальные «молодшие» перемещались, занимая все более престижные княжения. После смерти отца, как это было в 972 и 1015-1019 гг., между братьями начиналась борьба за владение киевским «столом», и каждый раз победитель возрождал эту лествичную систему. После смерти Ярослава Мудрого наследники - старшие Ярославичи: Изяслав, Святослав и Всеволод - жили дружно. Но после поражения от половцев в 1068 г. на реке Альте между братьями началась борьба за Киев. На нескольких княжеских съездах-«снемах» они пробовали договориться о принципах разделения «столов», но каждый раз потомки Ярослава Мудрого возобновляли усобицу за новый передел княжений. В итоге договориться удалось только в 1097 г., на съезде в Любече, когда внуки Ярослава - Свято- полк Изяславич, Владимир Всеволодович Мономах, Василько Ростиславич, Давыд и Олег Святославичи установили новый принцип организации власти: «кождо да держит отчину свою». Отныне княжества отцов - «отчины» должны были передаваться детям - наследникам каждой из княжеских линий. После ухода с политической сцены трех старших Ярославичей киевский престол перешел к сыну Изяслава Святополку. Но он оказался плохим полководцем и корыстолюбивым правителем, и его смерть в 1113 г. послужила сигналом к народному восстанию в Киеве. По просьбам киевлян великим князем киевским стал Владимир Мономах (1113-1125), прославившийся своей многолетней борьбой с половцами. С его именем связано составление нового свода законов - так называемая Пространная редакция «Русской Правды», в которой отразились изменения в социально-политическом развитии Руси. Своим авторитетом и умелой политикой этот князь сумел сохранять мир и относительное единство Руси: его дети управляли такими «волостями», как Переяславль, Смоленск, Суздаль, Новгород, Владимир-Волынский, Туров. Столь же решительно действовал и сын Моно- маха Мстислав (1125-1132): по его указу подвластные князья совершили успешный поход на Полоцк, а тамошние князья Всеславичи попали в заточение. Но после смерти Мстислава Великого, с середины 30-х годов XII в., русские земли утрачивают политическое единство и распадаются на фактически суверенные княжества-государства.

История Киевской Руси, хронологические рамки которой большинство историков определяют как IX - начало XII вв., условно может быть разделœена на три периода:

  1. 1) IX - середина Х в. - начальный, время первых киевских князей;
  2. 2) вторая половина Х - первая половина XI в. - время Владимира и Ярослава Мудрого, эпоха расцвета Киевской Руси;
  3. 3) вторая половина XI - начало XII в., переход к территориально-политической раздробленности.

Восточнославянское государство формируется на рубеже IX-X вв., когда киевские князья постепенно подчиняли восточнославянские союзы племенных княжеств. Ведущую роль в этом процессе играла военно-служилая знать - дружина киевских князей.

Некоторые из союзов племенных княжеств были подчинœены киевскими князьями в два этапа:

  1. 1) союзы племенных княжеств выплачивали дань, сохраняя внутреннюю автономию. Во 2-й половинœе X в. дань взималась в фиксированных размерах, в натуральной или денежной форме;
  2. 2) на втором этапе союзы племенных княжеств подчинялись непосредственно. Местное княжение ликвидировалось, и представитель киевской династии назначался в качестве наместника.

Земли древлян, дреговичей, радимичей и кривичей были подчинœены в IX-Х вв. (древлян - к серединœе Х в.). Вятичи дольше всœех боролись за свою самостоятельность (подчинœены ко второй половинœе Х в.).

Ликвидация «автономии» всœех восточнославянских союзов племенных княжеств означала завершение формирования к концу Х в. территориальной структуры государства Русь.

Территории в рамках единого раннефеодального государства, управлявшиеся князьями - вассалами киевского правителя, получили наименование волость. В целом же в Х в. государство именовалось «Русь», «Русская земля».

Окончательно структура государства оформляется при князе Владимире (980–1015). Он посадил на княжение в 9 крупнейших центрах Руси своих сыновей.

  1. 1) объединœение всœех восточнославянских (и части финских) племен под властью великого князя киевского;
  2. 2) приобретение заморских рынков для русской торговли и охрана торговых путей, которые вели к этим рынкам;
  3. 3) защита границ Русской земли от нападения степных кочевников.

Древнерусское государство по форме правления представляет собой раннефеодальную монархию . Кроме монархического элемента͵ который, несомненно, является основой, политическая организация русских княжеств киевского периода имела также сочетание аристократического и демократического правления.

Монархический элемент представлял собой князь. Во главе государства стоял Великий князь киевский, который, однако, в Древней Руси не был самодержавным правителœем (а скорее был «первым среди равных»). Его братья, сыновья и дружинники осуществляли: 1) управление страной, 2) суд, 3) сбор дани и пошлин.

Главной функцией князя была военная, первой обязанностью - оборона города от внешних врагов. Среди других функций - судебная. Он назначал местных судей разбирать дела среди своих подопечных. В важных случаях судил сам как верховный судья.

Аристократический элемент был представлен Советом (Боярской думой), в который входили старшие дружинники - местная знать, представители городов, иногда духовенство. На Совете как совещательном органе при князе решались важнейшие государственные вопросы (полный состав совета созывался в случае крайне важности): избрание князя, объявление войны и мира, заключение договоров, издание законов, рассмотрение ряда судебных и финансовых дел и др. Боярская дума символизировала права и автономию вассалов и обладала правом «вето».

Младшая дружина, включавшая боярских детей и отроков, дворовую прислугу, как правило, в Совет князя не входила. Но при разрешении важнейших тактических вопросов князь обычно советовался с дружиной в целом. Распространено мнение (Г.В. Вернадский), что бояре были совершенно свободны в своей службе князю. Боярин всœегда мог покинуть его двор или поступить на службу к другому князю. При этом, с тех пор как бояре стали собственниками земельных владений, они могли поступить так, только пожертвовав своими правами на землю. Иногда случалось, что боярин, который был владельцем земли в одном княжестве, служил князю другого. Но тем не менее обычно рост земельных владений заставлял бояр чаще сочетать свои интересы с княжеством, где они жили.

С участием князей, знатных бояр и представителœей городов собирались и феодальные съезды , на которых рассматривались вопросы, затрагивающие интересы всœех княжеств. Формировался аппарат управления, ведавший судопроизводством, сбором пошлин и тарифов. Из числа дружинников князь назначал посадников - наместников для управления городом, областью; воевод - предводителœей (воевода: большой, великий, градный, местный, ратный, старейший и др.) различных военных отрядов; тысяцких - высших должностных лиц (в так называемой десятичной системе военно-административного делœения общества, восходящей к догосударственному периоду); сборщиков поземельных податей - данников , судебных чиновников - вирников, подъездных, сборщиков торговых пошлин - мытников . Из состава дружины выделялись и управители княжеского вотчинного хозяйства - тиуны (впоследствии они становились специальными чиновниками правительства и включались в систему государственного управления).

Демократический элемент управления обнаруживается в городском собрании, известном как вече. Это был не орган представителœей, а собрание всœех взрослых мужчин. Для принятия любого решения было крайне важно единодушие. На практике случалось, что это требование приводило к вооруженным столкновениям между спорившими на вече группами. Проигравшая сторона вынужденно соглашалась с решением победителœей. Вече в столице княжества оказывало влияние на вече менее крупных городов. В XI-XII вв. вече попало под влияние социальных верхов, утрачивая функции управления и самоуправления (А.П. Новосœельцев).

Важной особенностью Киевской Руси, сложившейся вследствие постоянной опасности, особенно со стороны степных кочевников, стало всœеобщее вооружение народа, организованное по десятичной системе (сотни, тысячи). Именно многочисленное народное ополчение зачастую решало исход сражений, и подчинялось оно не князю, а вече. Но как демократический институт оно уже в XI в. стало постепенно терять главенствующую роль, сохранив свою силу на несколько столетий лишь в Новгороде, Киеве, Пскове и других городах, продолжая оказывать заметное влияние на ход общественно-политической жизни Русской земли.


  • - Территориально-политическая организация власти

    Еще одной универсальной характеристикой формы государства является способ территориально-политической организации государственной власти. Форма государственного политико-территориального устройства – это способ территориальной организации государственной... [читать подробенее]


  • -

    Субъекты власти Формы осуществления и организации политической власти Власть. Понятие и сущность политической власти Понятие политики Платон определял политику как "искусство жить... [читать подробенее]


  • - Государство и политическая организация общества

    Различные общественные силы (классы, нации, другие социальные группы и слои), выражая свои коренные интересы, объединяются в разные политические организации: партии, союзы, ассоциации, движения. Некоторые из этих организаций имеют достаточно жесткую командную структуру,... [читать подробенее]


  • - Политическая система политическая организация жизни общества.

    Политика – это сфера общественных отношений, связанная с регулированием общественных отношений. Политическая система общества – это наиболее широкое понятие, включающее совокупность общественных процессов, институтов, возникающих и функционирующих в сфере...

  • норманская теория:

    Антинорманская..

    Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин. Первые русские князья:

    Рюрик (862-879) утвердился в новгороде. Олег (879-912). 882 г поход на киев, 907 и 911 дважды успешно воевал в константинополе- в результате договоры с греками, согласно которым рус.купцы имели право месяц жить за счет греков в Константинополе. Игорь (912-945) 1ое народное возмущение (восстание древлян 945), в результате которого Игоря казнили. Ольга(945-957) мстила за смерть мужа, установила уроки и погосты, присоединены земли тиверцев, уличей,древлян. Святослав (957-972)сын. Святослав в ходе своих многочисленных походов начал присоединение земель вятичей, нанес поражение Волжской Болгарии, покорил мордовские племена, разгромил Хазарский каганат, отразил натиск печенегов. Он попытался приблизить границы Руси к Византии и включился в болгаро-византийский конфликт, а затем повел упорную борьбу с константинопольским императором за Балканский полуостров. Однако борьба с Византией окончилась неудачно, Святослав был окружен стотысячным греческим войском. С большим трудом ему удалось уйти на Русь. Был заключен договор с Византией о ненападении, но дунайские земли пришлось вернуть.

    Сыновья Святослава: ярополк-киев, олег-древлянскаяземля, Владмир-новгород. При Владимире I (980-1015) все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Появилась защита русских земель от набегов печенежских племен. В 988 г. при Владимире I в качестве государственной религии было принято христианство. г. Корсуни(Крым). Дальше правил Святополк (1015-1019), но его изгнал из Киева в Польшу

    Ярослав Мудрый(1019-1054) При Ярославе Муром был возведен Софийский собор храм, были сооружены Золотые ворота, перевод книг на русский язык, обучению грамоте. Распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина, т.е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины был князь или боярин.

    Ярослав Мудрый разделил территорию державы между пятью своими сыновьями и племянником от умершего старшего сына Владимира (лествичный порядок престолонаследования) .Со смертью в 1093 г. последнего из Ярославичей Всеволода власть над Киевом перешла к старейшему в роду Святополку II Изяславичу (1093-1113). Новый князь не сумел справиться с усобицами, противостоять половцам.

    После смерти Святополка П в 1113 г. вспыхнуло восстание в Киеве. Киевские бояре призвали на великокняжеский престол Владимира Мономаха (1113-1125).

    Владимир МономахУстав упорядочил взимание процентов ростовщиками, улучшил правовое положение купечества,

    Сыну Владимира Мономаха Мстиславу I Великому (1125-1132) удавалось еще некоторое время удерживать единство русских земель. После смерти Мстислава Киевская Русь окончательно распалась на полтора десятка княжеств-государств.

    Этапы объединения Руси. Альтернативные центры объединения Руси в единое государство. Деятельность первых московских князей.

    Борьба за свержение золотоордынского ига и восстановление экономики страны и ее дальнейшее развитие создали предпосылки для объединения русских земель. На лидерство претендовали Тверь и Москва. Тверское княжество было тогда сильнейшим на Руси. Но не ему суждено было возглавить объединительный процесс. В конце ХIII - начале XIV в. стремительно возвышается Московское княжество.

    Предпосылки возвышения Москвы:

    1. Периферийное положение

    2. Москва являлась центром развитого ремесла, сельскохозяйственного производства и торговли

    3. Гибкая политика московских князей, которые привлекли на свою сторону другие русские княжества и церковь.

    Основателем династии московских князей был младший Даниил Александрович (1276-1303). При нем территория Московского княжества за три года увеличилась вдвое. Московский князь вступил в борьбу за Великое княжение.

    Борьба Москвы и Твери за великокняжеский престол. В то время в Твери правил Михаил Ярославич (1304-1319) а в Москве сын Даниила Александровича Юрий (1303-1325). В 1315 г. Михаил начал войну с Юрием, разгромил его дружину, захватил в плен ханскую сестру, которая вскоре умерла в Твери. Юрий обвинил в смерти жены тверского князя. Вызванный в Орду, Михаил был казнен. Московский князь впервые в 1319 г. получил ярлык на Великое княжение. Однако уже в 1325 г. Юрий был убит старшим сыном Михаила Тверского Дмитрием Грозные Очи. Хан Узбек казнил Дмитрия, но продолжая политику стравливания русских князей, передал Великое княжение брату казненного Александру Михайловичу (1325-1327).

    Восстание в Твери. В 1327 г. население Твери восстало против сборщика налогов Щелкана. Восставшие тверичи перебили татар. Воспользовавшись этим, московский князь Иван Данилович явился в Тверь с монголо-татарским войском и подавил восстание. Ценой жизни населения другой русской земли он способствовал возвышению собственного княжества. В то же время разгром Твери отвел удар от остальных русских земель.

    Иван Данилович Калита (1325-1340) Его главной политикой было присоединение земель. Методы собирания земель: прямой захват, покупка, династические браки, присоединение выморочных земель. Он укреплял столицу (1ый деревянный кремль), договорился с ордой об откупной системе, перенес кафедру митрополита из Владимира в Москву, установил единонаследие.

    Реформы Александра II.

    Февр.1861 года Александр подписал «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» и «Манифест об освобождении крестьян».Они объявлялись свободными в юридическом отношении.Начало перехода крестьянства от крепостн. зависимости к состоянию свободных сельских обывателей и земельных собственников.В течение этого периода крестьяне были обязаны “отбывать в пользу помещиков повинности работой или деньгами”,поскольку их прежние хозяева предоставляли им в бессрочное пользование усадебную землю,полевые и пастбищные наделы.Принципиальное отличие этого состояния от крепостного:обязанности крестьян четно регламентировались законом и ограничивались во времени.В продолжение переходного периода бывшие крепостные крестьяне именовались временнообязанными.

    С 1864 года в стране проводилась судебная реформа, по которой утверждался бессословный, гласный суд с участием присяжных заседателей,адвокатура и состязательность сторон.Была создана единая система судебных учреждений(формальное равенство перед законом всех социальных групп населения).Судебная реформа закончилась к 1870 году, когда новые суды были созданы почти в 70 губерниях.

    В 1860-е годы проходила реформа образования. В городах были созданы начальные народные училища, наряду с классическими гимназиями стали функционировать реальные училища, в которых больше внимания уделялось изучению математики,естественных наук,получению практических навыков в технике.

    В 1863 году был воссоздан университетский устав 1803 года, по которому вновь закреплялась частичная автономия университетов, выборность ректоров и деканов и т.д. В 1869 году в России были созданы первые женские учебные заведения–Высшие женские курсы с университетскими программами. В этом отношении Россия шла впереди многих европейских стран.

    В 1860-1870-х годах в России была проведена военная реформа, необходима благодаря поражению в Крымской войне.Был сокращен срок военной службы до 12 лет,позже отменили телесные наказания в армии. Было создано 15 военных округов со своим управлением,подчиненным лишь министру.Создавались юнкерские училища, в которых готовились младшие офицеры, а также военные академики для подготовки среднего и высшего командного состава.

    Крымская война показала,что регулярная армия, основанная на рекрутских наборах,не может противостоять буржуазным армиям европейских государств.

    1 января 1874года был издан МАНИФЕСТ О ВСЕОБЩЕЙ ВОИНСКОЙ ПОВИННОСТИ. Одновременно был издан новый “Устав о воинской повинности”.

    В 1874 году был отменен рекрутский набор и установлена всеобщая воинская повинность, которая распространялась на все мужское население, достигшее 20-летнего возраста, без сословных различий. Срок действительной военной службы в сухопутных войсках устанавливался 6 лет, и 9 лет – пребывание в запасе, на флоте – 7 и 3 года соответственно.Причем, чем выше был уровень образования, тем меньше был срок действительной службы.Для окончивших начальную школу он был равен 4 годам, гимназию -–1,5 года, для имевших высшее образование – полгода. Призыву на военную службу не подлежал единственный сын у родителей,единственный кормилец в семье,а также младший сын, если старший находится на военной службе или уже отслужил свой срок.Новобранцев из крестьян обучали не только военному делу, но и грамоте, что восполняло недостаток школьного образования в деревне. Сохранялись льготы для дворян, которые служили в основном в офицерском составе. В целом, военная реформа способствовала улучшению боеспособности русской армии.

    Контрреформы Александра III

    После убийства царя Александра 2 на престол вступил его сын Александр 3 (1881-1894). Потрясенный насильственной смертью своего отца, опасаясь усиления революционных проявлений, в начале своего царствования он колебался в выборе политического курса. Но, попав под влияние инициаторов реакционной идеологии К.П.Победоносцева и Д.А.Толстого, Александр 3, отдал политические приоритеты сохранению самодержавия, утеплению сословного строя, традиций и основ российского общества, неприязни к либеральным преобразованиям. В этих условиях стал возможен поворот к контрреформам в политике Александра 3. Это четко обозначилось в Манифесте, опубликованном 29 апреля 1881 г., в котором император заявил о своей воле сохранить устои самодержавия и тем самым устранил надежды демократов на трансформацию режима в конституционную монархию. Александр III заменил в правительстве либеральных деятелей на сторонников жесткого курса. Концепция контрреформ была разработана главным ее идеологом К.Н.Победоносцевым. Он утверждал, что либеральные реформы 60-х годов привели к потрясениям в обществе, а народ, оставшись без попечительства, стал ленив и дик; призывал вернуться к традиционным основам национального бытия.

    Для укрепления самодержавного строя была подвергнута изменениям система земского самоуправления. В руках земских начальников соединили судебную и административную власть. Они располагали неограниченной властью над крестьянами. Изданное в 1890 г. «Положение о земских учреждениях» усилило роль дворянства в земских учреждениях и контроль администрации за ними. Значительно увеличилось представительство помещиков в земствах путем введения высокого имущественного ценза.

    Видя главную угрозу существующему строю в лице интеллигенции, император для укрепления позиций верного ему дворянства и бюрократии в 1881 г. издал «Положение о мерах к сохранению государственной безопасности и общественного спокойствия», которое предоставило многочисленные репрессивные права местной администрации (объявлять чрезвычайное положение, местные власти получали право арестовывать «подозрительных лиц», без суда ссылать из на срок до пяти лет в любую местность и предавать военному суду, закрывать учебные заведения и органы печати). Этот закон использовался вплоть до реформ 1917 г. и стал инструментом для борьбы с революционным и либеральным движением.

    В 1892 г. было издано новое «Городовое положение», которое ущемляло самостоятельность органов городского самоуправления. Правительство включило их в общую систему государственных учреждений, поставив тем самым под контроль.

    Важным направлением своей политики Александр 3 считал укрепление крестьянской общины. В 80-е годы наметился процесс освобождения крестьян от пут общины, которая мешала свободному их передвижению и инициативе. Александр 3 законом 1893 г. запретил продажу и залог крестьянских земель, сведя на нет все успехи предыдущих лет.

    В 1884 г. Александром была предпринята университетская контрреформа. Произошло ограничение самоуправления университетов. Ректоры, декан, профессура теперь не выбирались, а назначались Министерством просвещения.

    При Александре 3 началась разработка фабричного законодательства, которое сдерживало инициативу хозяев предприятии и исключало возможность борьбы рабочих за свои права.

    Итоги контрреформ Александра 3 противоречивы: стране удалось добиться промышленного подъема, удержаться от участия в войнах, но при этом усилились социальные волнения и напряженность.

    Образование и развитие политических партий в России в начале 20 века.

    1. РСДРП. (Российская социал-демократическая рабочая партия)

    Образована в 1903 году на съезде. Тут же произошло разделение на большевиков и меньшевиков.

    Программа-минимум реализация буржуазно-демократических требований: ликвидация самодержавия, ограничение рабочего дня 8 часами; введение всеобщего, равного, прямого избирательного права

    и других демократических свобод; возвращение крестьянам отрезков и предоставление им права свободного распоряжения землей; отмена выкупных платежей, возвращение крестьянам сумм, взятых в форме выкупных и оброчных платежей.

    Программа-максимум предполагала социалистическую революцию и диктатуры пролетариата.

    Меньшевики ориентировались на союз с либералами (Мартов, Плеханов – меньшевики – на выборах получили меньшинство). Они считали, что после демократической революции в России наступит длительный этап буржуазного развития, в процессе которого отсталая Россия преобразуется в капиталистическую страну. За это время должна созреть материальная база социализма. Они за муниципализацию земли (передача земли органам местного самоуправления для сдачи ее в аренду крестьянам).

    Ленин и его сторонники, большевики, на первый план выдвигали конечную цель – социалистический переворот, стремились максимально приблизить его. Пролетариат должен блокироваться с беднейшим крестьянством. Т.е. главный союзник пролетариата – крестьянство. Большевики выступали за национализацию земли (передачу ее в общенародную собственность). После свержения старого строя должен утвердиться “революционно-демократическая диктатура” рабочего класса и крестьянства.

    2.Эсеры (Чернов) (Партия социалистов-революционеров)

    Сложилась в 1902 г. на основе объединения неонароднических кружков. Своей социальной опорой эсеры считали крестьян, однако состав партии был преимущественно интеллигентским. Лидером и идеологом эсеров был В. М. Чернов. В их программе предусматривалось свержение самодержавия, экспроприация капиталистической собственности и реорганизация общества на коллективных, социалистических началах, введение 8-часового рабочего дня, всеобщего избирательного права и демократических свобод. Главная идея эсеров заключалась в «социализации земли», т. е. уничтожении частной собственности на землю, передаче ее крестьянам и разделе между ними по трудовой норме. Тактикой борьбы эсеры избрали террор. «Боевая организация партии эсеров» во главе с Г. А. Гершуни провела ряд покушений на министров и губернаторов, убила генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича и др. Путем террора эсеры пытались разжечь революцию и устрашить правительство, заставить его создать Земский собор (Учредительное собрание).

    3. Кадеты(Конституционно-демократическая партия) (1905) -> позднее “партия народной свободы”. Она была преимущественно “интеллигентской”. В ней состояли преподаватели, врачи, инженеры, адвокаты, деятели искусства и представители либерально настроенных помещиков и буржуазии, некоторые рабочие и крестьяне.

    Лидер: Милюков, Корнилов, Вернадский.

    Основными положениями партийной программы кадетов были следующие: плавное реформирование политической системы России (замена самодержавия парламентской монархией по английскому образцу, создание ответственного перед Государственной думой правительства, введение всеобщего избирательного права и демократических свобод); искоренение полуфеодальных пережитков в деревне, частичная конфискация помещичьих земель и увеличение размеров крестьянских наделов; признание за рабочими права на забастовки, государственное страхование, 8-часовой рабочий день. Кадеты объединили в своем составе представителей интеллектуальной российской элиты: преподавателей, юристов, философов, экономистов, журналистов (С.А. Муромцев, В.И. Вернадский, А.А. Корнилов, В.А. Маклаков, А.И. Шингарев, Д.И. Шаховской и др.), лидером партии был известный историк П.Н. Милюков.

    Октябристы (Гучков) 1905

    Первый съезд «Союза 17 октября» (так официально называлась эта политическая партия) состоялся в феврале 1906 г. Партия представляла интересы торгово-промышленной буржуазии, крупных землевладельцев, а также части земских деятелей, несогласных с кадетскими позициями. Они выступали за сохранение в России монархии, не принимали западный вариант парламентаризма, а будущий государственный строй видели в сочетании власти императора с властью парламента (правительство должно назначаться царем, но нести ответственность не только перед ним, но и перед представительным органом). В аграрном вопросе основным для них было увеличение земельных крестьянских наделов за счет ресурсов государства и покупки земли через Крестьянский банк теми, кто мог ее приобрести. Рабочий день 10 часов.

    Монархисты или черносотенцы

    1905 Сохранение и усиление самодержавия, никаких изменений не должно быть, а если и должны то незначительны и минимальны.

    31. Реформы Столыпина: последний шанс царской России .

    Центральное место во внутренней политике занимал аграрный вопрос. Борьба крестьян заставила правительство отменить (ноябрь 1905 г.) выкупные платежи с 1906 г. наполовину, а с 1907 г.- полностью. Но этого было недостаточно. Крестьяне требовали земли. Правительство вынуждено было вернуться к идее отказа от общинного и перехода к частному крестьянскому землевладению. Она высказывалась еще в 1902 г., но тогда правительство отказалось от ее реализации. П. А. Столыпин настоял на проведении реформы, и поэтому ее назвали Столыпинской.

    Реформа осуществлялась несколькими методами:1) указ от 9 ноября 1906 г. разрешал крестьянину выход из общины;2) крестьянин мог потребовать объединения надельных участков в единый отруб и даже выселиться на отдельный хутор;3) создавался фонд из части казенных и императорских земель;4) для покупки этих и помещичьих земель Крестьянский банк давал денежные ссуды;5) учитывая «земельный голод» в центре России, правительство поощряло переселение крестьян за Урал. Переселенцам давали ссуды для обустройства на новом месте, создавали казенные склады сельскохозяйственных машин, обеспечивали медицинскую помощь.

    Цель реформы состояла в том, чтобы сохранить помещичье землевладение и одновременно ускорить буржуазную эволюцию сельского хозяйства, воспитать в каждом крестьянине чувство собственника, хозяина земли, сняв тем самым социальную напряженность в деревне и создав там прочную социальную опору правительства в лице сельской буржуазии.

    Реформа способствовала подъему экономики страны. Сельское хозяйство приобрело устойчивый характер. Увеличились покупательная способность населения и валютные поступления, связанные с вывозом зерна.

    Однако социальные цели, поставленные правительством, не были достигнуты. Из общины вышло в разных районах только 20-35% крестьян, так как большинство сохраняло коллективистскую психологию и традиции. Хуторское хозяйство завело лишь 10% домохозяев. Кулаки чаще выходили из общины, чем бедняки. Первые покупали землю у помещиков и обедневших односельчан, заводили рентабельное товарное хозяйство. Бедняки уходили в города или становились сельскохозяйственными рабочими. 20% крестьян, получивших ссуды Крестьянского банка, разорились. Около 16% переселенцев не смогли устроиться на новом месте, вернулись в центральные районы страны и пополнили ряды пролетариев. Реформа ускорила социальное расслоение - формирование сельской буржуазии и пролетариата. Правительство не обрело в деревне прочной социальной опоры, так как не удовлетворило нужды крестьян в земле.

    Февральская революция

    Причины революции

    В 1914 г. в России началась 1 мировая война, продлившаяся до 1918 г. Россия в этой войне была обороняющейся стороной. Армия теряла своих солдат и терпела поражения. Рост дефицита сырья, топлива, транспорта, квалифицированной рабочей силы. Роль государственного регулирования возрастала вместе с ростом негативных факторов экономики. В городах появились очереди (психологическим надлом для сотен тысяч рабочих и работниц).

    Преобладание выпуска военной продукции над гражданской и рост цен на продовольствие приводили к росту цен на все потребительские товары. При этом з/п не поспевала за ростом цен. Недовольство в тылу и на фронте.

    События февраля 1917 г.Волнения в армии, в деревнях, неспособность политического и военного руководства защитить национальные интересы России, что катастрофически обострило внутреннее положение страны, не насторожило царское правительство, поэтому, начавшаяся стихийно февральская революция стала для правительства неожиданной.

    Начало первых беспорядков: забастовка рабочих Путиловского завода 17 февраля (требовали увеличения расценок на 50% и приёма на работу уволенных рабочих). Администрация не удовлетворила заявленные требования. Вместе с путиловскими рабочими забастовали многие предприятия Петрограда, к ним присоединялись тысячи случайных людей: подростков, студентов, мелких служащих, интеллигентов.

    В Петрограде-демонстрации с требованием хлеба, переросли в столкновения с полицией (была захвачена событиями врасплох). Против полиции выступила и часть Павловского полка.

    Со стороны правительства приказа об открытии стрельбы по демонстрантам отдано не было. В районах города-разоружения полицейских, у них были отобраны десятки револьверов и шашек. Наконец полиция перестала противодействовать демонстрантам, и город оказался в их руках.

    Число бастовавших около 300 тысяч! Главные лозунги: Долой самодержавие!,Долой войну!,Долой царя!,Долой Николая!,Хлеба и мира!.

    Вечером 25 февр. Николай II отдал приказ прекратить беспорядки в столице. Гос.Дума распущена. За ночь был арестован 171 человек. 26 февр.-ружейные выстрелы в безоружную толпу, которыми удалось рассеять огромные скопления народа. Только 4-я рота Павловского полка отказалась действовать против народа.

    В ночь с 26 на 27 февр. к рабочим присоедин. восставшие солдаты, утром 27-сожжен окружной суд и захвачен дом предварительного заключения,из тюрьмы освобождены заключенные, среди них-члены революционных партий, арестованных в последние дни. 27 февр. захвачены Арсенал и Зимний дворец. Самодержавие было свергнуто. 2 мара. 1917 г., узнав о мнении командующих всеми фронтами, что он должен уйти, Николай II подписал отречение от престола.

    2 март.,по требованию председателя Временного комитета Думы М.В.Родзянко и с согласия Николая II, временным командующим Петроградским округом назначен Л.Г. Корнилов.

    Прибыв 5 марта в Петроград, Корнилов проявил качества политика: демонстративные меры - арест императрицы Александры Федоровны и царских детей, чистка офицерского состава, разработка проекта Петроградского фронта - реальные шаги Корнилова для успокоения революционного города.

    С отречением Николая II от престола сложилось несколько полит. группировок, провозгласивших себя правительством России:

    1) Временный комитет членов Государственной Думы сформировал Временное правительство; главная задача-завоевание доверия населения. Оно объявило себя законодательной и исполнительной властью.

    2) Петроградский совет, состоящий из умеренно-левых политиков.Он объявил себя гарантом от возврата к прошлому, от восстановления монархии и подавления политических свобод.

    3) Формировались и другие органы фактической власти на местах: фабрично-заводские комитеты, районные советы и др

    Сложившаяся полит. ситуация стала носить название «двоевластия», хотя на практике это было многовластие.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

    Россия - республика. Февральская революция 1917 превратила Россию в одну из наиболее демократичных стран. 8-ми часовой рабочей день был установлен. Не был решен аграрный вопрос и вопрос о выходе из войны.

    Брежнев. Эпоха «застоя».

    С отставкой Н.С. Хрущева завершился процесс либерализации общественно-политической жизни, окончились начатые им преобразования. К власти пришло новое руководство. Пер-вым секретарем ЦК КПСС (с 1968 г. - Генеральным секретарем) стал Л.И. Брежнев, находившийся в течение многих лет на партийной рабо-те. Именно он был одним из инициаторов и организаторов смещения Н.С. Хрущева. Человек осторожный, консервативный, он более всего стремился к стабильности общества. Главой правительства был назна- чен А.Н. Косыгин, руководивший в разные годы Госпланом СССР, ми- нистерствами финансов, легкой и текстильной промышленности. Идейно-теоретической основой деятельности нового руко-водства была разработанная в конце 60-х годов концепция "развитого социализма". В официальных документах "развитой социализм" тракто-вался как обязательный этап на пути продвижения советского общества к коммунизму, в ходе которого предстояло добиться органического со- единения всех сфер общественной жизни. Концепция не подвергала сомнению теоретические положения о коммунистической перспективе, содержащиеся в партийных документах предшествующих лет, в частно- сти в Программе КПСС. Начался отход от курса десталинизащш. В печати прекратились критика культа личности И.В. Сталина, разоблачение беззаконий ста- линского режима. Вновь была ужесточена цензура. Как и прежде, огра- ничивался доступ к источникам научной информации - отечественной и зарубежной - для исследователей. Эта мера повлекла за собой тяжелые последствия дня развития науки. В начале 70-х годов Л.И. Брежневым было заявлено о том, что в СССР достигнуто равенство республик по уровню экономики и культу- ры и что национальный вопрос в стране решен. Утверждалось также о складывании новой исторической общности - советского народа. Одна- ко ни в этот период, ни позднее полного фактического равенства рес- публик достигнуто не было. Более того, в межнациональных отношени- ях возникали новые проблемы, требующие незамедлительного разреше- ния. Представители республик требовали расширения сети школ с пре-подаванием на родном языке. Усилилось движение в защиту окружаю-щей среды, за сохранение исторических памятников и национальных традиций. Но руководство страны не уделяло должного внимания нарас- тающим конфликтам в национальной сфере. Рост национального само-сознания народов, выступления в защиту национальных интересов рас-сматривались как проявление местного национализма.К концу 60-х г. экономическая реформа, начатая в 1965 г., пошла на убыль. Средние годовые темпы прироста национального дохода снизились с 6,8% до 3%. Застой был обусловлен рядом причин, в числе которых субъективные и объективные. Сам Брежнев был консерватором, симпатизирующим сталинской эпохе. С его приходом время энергичных перемен сменилось временем стабильности. Опора на командно-бюрократическую систему была непоколебимой. «Кадры решают все» - этот принцип привел к тому, что у власти закрепился узкий слой номенклатуры, сосредоточивший в своих руках всю власть. На международной арене реализовывалась доктрина Брежнева (ограничение суверенитета соцстран).Декларируя миролюбивую политику СССР наращивал военный потенциал, оказывал поддержку союзникам, стремился сохранять паритет с США. Разрядка – новая волна потепления международных отношений. Ограничение стратегичеких вооружений. 1979 г. – договор об ограничении стратег. Воор. Установление потолка стратег. Наступательных средств.

    46. Перестройка: планы и реализация.

    Характер перестройки (1985-1991) определялся стремлением реформировать советское общество, к началу 80-х гг. вступившее в затяжной социально-экономический и духовно-нравственный кризис. При этом конкретное содержание и даже цели реформаторского курса изменялись. В истории перестройки выделяют три этапа: 1985-1986, 1987-1988, 1989-1991 гг.

    1985-1986гг.: период ускорения. Избранный в марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачев исходил из того, что, во-первых, реформы необходимы и, во-вторых, они должны реализовать огромные экономические и политические возможности, которые есть у построенного в СССР социализма. Была выдвинута концепция ускорения социально-экономического развития. Ставилась цель уже к 2000 г. удвоить промышленный потенциал СССР. Методы реализации этой стратегии оказались вполне традиционными: активизация «человеческого фактора» (соцсоревнование, укрепление трудовой дисциплины, борьба с пьянством - знаменитая антиалкогольная кампания); использование скрытых резервов. Добиться существенного повышения темпов роста не удалось.

    1987-1988гг.: «гласность» и перестройка.

    В 1988 г. был сделан следующий шаг: разрешено мелкое частное предпринимательство.

    В 1987г. была сформулирована концепция нового политического мышления во внешней политике: мир признавался целостным и неделимым, общечеловеческие ценности ставились выше классовых и партийных, универсальным способом решения международных проблем признавался баланс интересов.

    1989-1991 гг.: поздняя перестройка. В 1989 г. состоялись выборы Съезда народных депутатов. Между тем к 1990-1991 гг. ситуация приобрела конфликтный, взрывоопасный характер. Рушились базовые структуры советской системы.

    1990-1991 гг. были отмечены так называемым «парадом суверенитетов», когда все союзные республики объявили себя суверенными государствами. В 1991 г. состоялись выборы президента России. Им стал Б. Н. Ельцин. Проведенный в марте 1991 г. всенародный референдум показал, что большинство граждан выступают за сохранение СССР. Летом 1991 г. был подготовлен договор о реформе федеративного государства, расширении полномочий республик. Его подписание давало шанс на сохранение единства.

    В 1989-1990гг. фактически рухнула мировая система социализма. Революции в странах Центральной и Юго-Восточной Европы привели к победе демократических сил, ориентировавшихся на страны Запада. В 1990 г. произошло объединение Германии. В следующем году были распущены СЭВ и ОВД.

    21 августа попытка государственного переворота была подавлена. Горбачев вернулся в Москву, но союзный договор так и не был подписан.

    В декабре 1991 г. руководители России, Украины и Белоруссии подписали в Беловежской Пуще заявление о прекращении действия Союзного договора 1922 г. и о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 25 декабря Горбачев заявил о своем уходе в отставку с поста президента. Распад СССР стал фактом.

    Перестройка потерпела крах.

    Восточные славяне. Образование Древнерусского государства.

    Первые письменные свидетельства о славянах относятся к началу I тысячелетия н.э.

    Предпосылками этого объединения были: этническая общность древнерусской народности, говорившей на одном языке;

    стремление соединить силы в борьбе с кочевниками и Византией; эконом интересы древнерусских княжеств по пути "из варяг в греки"

    Территория восточных славян (VI-IX вв.). Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. В VI-IX вв. славяне объединялись в общности

    В летописном рассказе о расселении славянских племен названо полтора десятка объединений восточных славян. Эти союзы включали в себя 120-150 отдельных племен.

    Поляне, северяне (Чернигов),древляне, бужане и волыняне, уличи, тиверцы, вятичи, кривичи, радимичи, хорваты.

    Основным занятием восточных славян было земледелие. С земледельческим занятием было тесно связано скотоводство

    Древние славяне были язычниками

    широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, рост числа городов, возникновение дружины свидетельства формирующейся государственности.

    норманская теория:

    В 18 веке приглашенные в Российскую академию наук немецкие ученые Байер и Миллер, а позднее А. Шлецер, некритически истолковали летописи, выдвинули так называемую норманнскую теорию возникновения Русского государства. Согласно этой теории Русское государство создали варяги (норманны). Этой теории позднее был придан политический смысл, на ее основе враги нашей страны пытались доказать, что русские были не способны сами создать государственную организацию и для этого понадобилась "помощь" чужеземцев-завоевателей. подарили славянам государство

    Антинорманская..

    Особенности общественно-политического устройства Киевской Руси IX – нач. XII вв.

    Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин. Первые русские князья.

    Есть вопросы?

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: