Социология, социальная психология. Социология, социальная психология Человек может обрести себя прийти к знанию

1) «...Все люди нуждаются друг в друге, и... вы ожидаете помощи от себе подобных точно так же, как они ждут её от вас» (Д. Дидро).

Гениальный французский писатель и философ 18 века Дени Дидроговорит о взаимной зависимости и ответственности людей друг перед другом...

2) «Функция выбора – основа личности» (Б.Ф. Поршнев).

Главное, на что хотелось бы обратить внимание в высказывании Бориса Федоровича Поршнева, известного советского историка, это слово «функция». Что такое функция? Это работа, производимая органом, организмом; роль, значение чего-либо. Можно смело утверждать, что автор цитаты указывает не только на то, что личности присущая свобода выбора, он обращает наше внимание на то, что выбор является необходимой функцией личности. Кто не способен на самостоятельный выбор, тот не может считаться личностью.

3) «Справедливость наших суждений и наших поступков – не более как удачное совпадение наших интересов с общественными» (К. Гельвеций).

Гельвеций, конечно же, прав, утверждая, что суждения и поступки человека могут расцениваться как справедливые только при условии сбалансированности его интересов с интересами общества. Ведь понятие «справедливость» тесно связано с понятиями «правило», «правильно», а источником правил является, прежде всего, само общество.

4) «Понимание всегда есть нечто большее, чем просто воспроизведение чужого мнения» (Г.-Г. Гадамер).

Действительно, мы довольно часто в общении с другими людьми повторяем их слова. Однако немецкий философ Ганс Георг Гадамер совершенно справедливо указывает, что для понимания другого человека этого недостаточно. Ведь понимание объективного как истинного требует определённых знаний. Понимание же другого человека – это, прежде всего, разделение его ценностей. В любом случае понимание всегда гораздо глубже чисто формального выражения согласия. И потому я не могу не согласиться с высказыванием Гадамера.

5) «Человек может обрести себя, прийти к знанию своей индивидуальности исключительно через посредника – социальную жизнь» (Э. Киссирер).

Довольно часто под индивидуальностью понимают природные данные человека, отличающие его от других людей. Но я совершенно согласен с мнением Э. Киссирера, утверждающего, что индивидуальность – это процесс активного познания человеком самого себя в социальной среде. Киссирер указывает именно на социальную природу постижения человеком индивидуальности как результат познания им своих социально значимых черт в общении с другими людьми.

6) «Поведение – это зеркало, в котором каждый доказывает свой истинный облик» (И. Гете).

Доказывать свой истинный облик… Что это значит? И что значит истинный облик? Очевидно, гениальный немецкий поэт под истинным обликом понимал тот идеальный образ себя, который создает человек и которому он старается следовать. В таком случае лучшим доказательством истинности этого облика является поведение. Ведь рассказать о себе можно все что угодно, а вот следовать сказанному гораздо труднее.



7) «Заблуждение всегда противоречит себе, истина никогда» (К. Гельвеции).

Если иметь в виду, что Клод Гельвеций был французским философом-материалистом 18 века, несложно догадаться, что его высказывание имеет отношение именно к научному познанию. Гельвеций хотел сказать, что истина всегда адекватно отражает объективную действительность, а ошибочное мнение ей противоречит.

8) «Человек создан, чтобы жить в обществе; разлучите его с ним, изолируйте его – и мысли его спутаются, характер ожесточится» (Д. Дидро).

Есть две составляющие в человеке – биологическая и социальная. Как живой организм, человек самодостаточен и не очень нуждается в себе подобных. Но вот как социальное существо, человек формируется и полноценно существует только в обществе. Даже непродолжительная изоляция человека от общества лишает его возможности жить в гармонии с другими людьми, поскольку общество – живой, постоянно меняющийся организм. Само же общество продолжает жить даже после потери выдающихся его членов.

9) «Лично я люблю землянику со сливками, но рыба почему-то предпочитает червяков. Вот почему, когда я иду на рыбалку, я думаю не о том, что люблю я, а о том, что любит рыба» (Д. Карнеги).

Естественно, я полностью соглашусь с высказыванием Дейла Карнеги, известного знатока межличностных отношений. Общаясь с другими людьми, следует иметь в виду не только и не столько собственные пристрастия и интересы, сколько интересы этих людей. Без знания основ социальной психологии выстраивать свое поведение с представителями различных социальных групп даже не стоит и пытаться.

10) «Нет покровителей надёжнее, чем наши собственные способности» (Л. Вовенарг).

Если бы все следовали рекомендации Люка Вовенарга, мы по целеустремленности были бы похожи на американцев, полагающихся больше на себя, чем на помощь государства или богатого дяди. Я полностью согласен с французским писателем. Сегодня покровитель благосклонен, а завтра он повернётся к вам спиной. Сегодня государство оказывает покровительство незащищенным слоям общества, а завтра оно может обанкротиться. Человек должен всегда полагаться, прежде всего, на себя, на свои способности. Только в этом случае его можно назвать самодостаточным. Особенно ярко действие этого принципа проявляется в период социальных потрясений и трудностей. Кто не боится временных затруднений, тот не опускает руки. Вот почему следует быть разносторонним человеком, или, по крайней мере, владеть не одной профессией.

По каким физическим законам проходят необычные сеансы спиритизма? Почему возникает полтергейст?

Согласно научным исследованиям, реальным доказанным фактам и медицинской статистике, побывав за порогом смерти, некоторые из «воскресших» людей внезапно обретают новые по сравнению с рядовыми людьми сверхвозможности. У них вдруг проявляются такие экстрасенсорные способности как дар ясновидения, яснослышания, умение скорочтения, владение гипнозом, возможность астрального путешествия, телепортации, дар целительства, способности к телекинезу, телепатии и прочие запредельные для здравого смысла умения.

Не только эзотерики, но и ученые пришли к выводу, что кратковременная клиническая смерть способна изменить человека и пробудить запрограммированные в геноме возможности. В научной сфере связывают предсмертные процессы не с чудесами потустороннего мира, а только со свойствами головного мозга во время катарсиса, вызванного кислородным голоданием (мозговой гипоксией).

В момент смерти нейроны мозга активно выбрасывают нейромедиаторы, избыток которых и вызывает сопутствующие слуховые, визуальные и тактильные галлюцинации на обратимом этапе умирания человека. В момент возвращения сознание человека претерпевает изменения под воздействием остаточного запредельного количества диметилтриптамина (психоделика DMT). В головном мозгу образуются аномальные энергетические потоки.

Доктора медицинских наук, проводившие специализированные исследования околосмертного опыта пациентов, пришли к выводу, что в различных случаях клинической смерти, когда формируется энергетический поток, свойства сознания проявляются и за пределами головного мозга человека. В такие моменты люди ощущают отделение своего сознания от физического тела и астральный выход в небытие.

Сверхспособности могут развить и обычные люди без критического перехода через клиническую смерть. В Советском Союзе существовала целая государственная программа по исследованию необычных возможностей человека методом их практической активации и применения на практике. Основной темой программы было раскрытие феноменальных способностей людей. К проекту были подключены Академия наук СССР, Академия медицинских наук, Госкомитет по науке и технике во главе с академиком Девятковым Н. Д., засекреченные организации военной промышленности, МГУ, Физтех, Институт нормальной физиологии под управлением академика Судакова К. В., 1-й Ленинградский медицинский институт с лабораторией доктора медицинских наук Бехтеревой Н. П.

Научные исследования показали, что в первую очередь у любого обучаемого по разработанной этой фундаментальной системой методике легко развиваются творческие способности. Испытуемые начинали писать талантливые стихи, литературную прозу, создавали музыкальные произведения, проявлялись способности в живописи. Левое и правое полушария у них начинали работать одинаково интенсивно и параллельно, что активирует подкорковые процессы. Как следствие подсознание таких людей активизировалось, повышая в разы человеческие возможности.

Благодаря специальной тренировке мозга по особой разработанной для спецслужб советской научной системой методике, каждый человек может обрести и сверхспособности, такие, как проникновение в сознание другого человека, различные манипуляции им, гипноз и даже левитацию.

На сегодняшний день частично некоторые разработки используются в мирных целях для оздоровления людей. Например, сейчас все активнее применяют модную процедуру с флоатинг – камерой, когда для снятия стресса и избавления от депрессии человека погружают внутрь изолированной от внешних шумов и света камеры в плотный соляной раствор с температурой тела. По рассказам людей прошедших эту необычную процедуру описания ощущений полностью совпадают с видениями переживших клиническую смерть.

В ходе научных экспериментов ученые пришли к выводу, что душа человеческая состоит из материальных частичек и даже имеет собственный вес приблизительно двадцать один грамм. Доктора технических наук на сегодняшний день уже нашли объяснение такому странному явлению потустороннего мира как полтергейст. Специалисты считают, что загадочное воздействие «гостей» запредельного мира на земные предметы связано с душами умерших, состоящих из мельчайших физических частиц и имеет квантово-механическую интерпретацию.

Ученые утверждают, что после смерти человека от тела отделяется его информационная сущность – душа. Доктора технических наук, изучив сделанные в научных лабораториях соответствующие замеры уверенны, что активность души после смерти продолжается.

На основе подобных исследований получается, что и сама душа материальна, а значит, может влиять на окружающие предметы и с ней можно выходить на контакт. Отсюда возникает и осознанное понятие спиритизма – одного из способов контакта с духами почивших. Во время спиритических сеансов стирается граница между миром живых и миром мертвых. Самый древний опыт общения с душами погибших животных и умерших людей имеют шаманы.

Во время таких необычных контактов происходит выход сознания человека за пределы зримого ощутимого органами чувств земного мира в иную запредельность потустороннего света, в которой особенные люди могут черпать потоки информации.

Многие странные вещи, происходящие в природе, наука сегодня уже способна изучить и обосновать, однако «белых пятен» из категории очевидное-невероятное еще достаточно.

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания , полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия , а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

29.1 Философия: «Культура, прежде всего, природный феномен, хотя бы потому, что её творец – человек – биологическое создание». (П. С. Гуревич)

29.2 Экономика: «Главная социальная ответственность бизнеса состоит в том, чтобы не содействовать росту нищеты и безработицы». (Б. С. Ерасов)

29.3 Социология, социальная психология: «Человек может обрести себя, прийти к знанию своей индивидуальности исключительно через посредника – социальную жизнь». (Э. Кассирер)

29.4 Политология: «Гражданин, имеющий долю власти, должен действовать не для личных выгод, а для общего блага». (Б. Н. Чичерин)

29.5 Правоведение: «Легче создавать законы, чем следовать им». (Наполеон Бонапарт)

Пояснение.

1. Задание является альтернативным, то есть необходимо выбрать одно высказывание из пяти, выписать цитату и ее номер , прежде чем приступить к написанию мини-сочинения. На что следует обратить внимание:

1.1. Раздел обществознания , в контексте которого дано высказывание. Именно от него зависит сфера, в которой приводится аргументации, используемые обществоведческие понятия и т. д.

1.2. Смысл высказывания должен быть полностью понятен учащемуся. Если он раскрывается неверно, мини-сочинение не читается за К1 (первый критерий) выставляется 0 баллов и само мини-сочинение не оценивается.

2. Структура мини-сочинения:

2.1. Необходимо объяснить смысл высказывания. В данной части необходимо выделить ключевую идею или идеи высказывания. (К1, макс. 1 балл) Не допускается: подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера («домашней заготовкой»), не отражающими специфики предложенного высказывания; прямой пересказ, перефразирование приведённого высказывания или последовательное объяснение каждого слова в высказывании без объяснения смысла высказывания в целом.

2.2. Необходимо на теоретическом уровне раскрыть каждый аспект основной идеи или идей авторского высказывания. Необходимые элементы:

2.2.1. Использование ключевых для основной идеи или идей высказывания обществоведческих понятий , их объяснение, а также теоретических положений, раскрывающих идею или идеи высказывания. Важно , чтобы они соответствовали разделу обществознания, в котором дано высказывание. (К2, макс. 2 балла).

2.2.2. В контексте хотя бы одной выделенной идеи с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод (К3, макс. 1 балл).

2.3. Необходимо привести не менее двух примеров из разных сфер , которые будут подкреплять теоретическую аргументацию. (К4, макс 2 балла) Необходимые элементы:

2.3.1. Использовать примеры из разных источников . В качестве источников могут использоваться факты общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), материалы учебных предметов (истории, географии и др.). Примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников.

2.3.2. Каждый пример должен на практике отражать теоретические положения аргументов.

3. При написании мини-сочинения, важно помнить:

3.1. В структуре необходимо избегать внутренней противоречивости.

3.2. Каждая часть должна органически входить в структуру мини-сочинения (аргументация соответствует аспектам проблемы, обозначенным в объяснении высказывания, а фактические примеры иллюстрируют теоретические аргументы).

3.3. Необходимо избегать обыденного языка.

3.4. Необходимо избегать грубых грамматических ошибок, особенно, в обществоведческой и иной предметной терминологии.

3.5. Наличие ошибочных, с точки зрения научного обществознания, а также смысловых и фактических ошибок ведет к снижению баллов по К2 и/или К4, в зависимости от характера ошибки.

Вот уже пять лет промежуточная аттестация учеников 10-х классов нашей гимназии по обществознанию проходит с использованием технологий смешанного обучения. Определённая часть работы выполняется дистанционно, но итогом становится устные выступления. Всё, что я писала по этой теме раньше, можно прочитать по ярлыку Аттестация .

Три последних года промежуточная аттестация проходит в формате работы над многозадачным групповым проектом. Все проекты объединяет какая-то тема.

  • 2013—2014 учебный год: « На какой урок я пойду с удовольствием » (сайт аттестации);
  • 2014—2015 учебный год: « Вдохновляющая презентация » (сайт аттестации);
  • 2015—2016 учебный год: « Для ЕГЭ или для жизни? » (сайт аттестации).

В этом году одним из заданий аттестации было написание эссе по предложенной цитате в рамках темы, выбранной группой для своего проекта. Я не случайно начинаю писать об аттестации этого года именно с этого задания. Послезавтра выпускники 11-х классов будут сдавать ЕГЭ по обществознанию — самый популярный ЕГЭ по выбору. А потому, я надеюсь, что работы моих учеников окажутся актуальными и полезными. Понятно, что высказывания, предлагаемые для написания эссе на ЕГЭ, очень разнообразны. Однако смысл высказываний нередко строится вокруг одних и тех же тем курса, а какие-то аргументы из готовых эссе относительно универсальны и могут быть использованы при написании эссе по другим высказываниям.

Каждое задание аттестации оценивалось по заранее известным критериям. Для большей нагля дности я оформила их таблицей .

В принципе, все эссе можно посмотреть на сайте аттестации. Но я решила для удобства поиска и работы собрать воедино ссылки на все эссе, написанные в процессе аттестации, сопроводив каждое эссе наименованием позиции из кодификатора содержания ЕГЭ, в рамках которой оно было написано . По каждому эссе в скобках я даю свою оценку по критериям ЕГЭ . Оценивание проведено достаточ но лояльно: ещё раз обращаю внимания на то, что авторы всех эссе — ученики 10-х классов, которые ещё только учатся выполнять данный тип задания из спецификации ЕГЭ.

Так как в 10 классе мы учились рассуждать по высказыванию на основе шаблона С. Маркина, (подробно я описывала этот шаблон ) неудивительно, что многие группы взяли именно этот шаблон за основу структуры своего эссе. Я не поклонница этого шаблона, но для начала работы с этим заданием спецификации ЕГЭ он является вполне подходящим вариантом (о достоинствах и недостатках шаблона С. Маркина я писала ).

Человек и общество
1.1 Природное и общественное в человеке (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)
« Человек это нечаянная прекрасная попытка природы осознать саму себя » (Василий Шукшин) >>> (1 —1 1 )

1.3 Виды знаний
« Видеть и чувствовать - это быть, размышлять это жить » (У. Шекспир) >>> (1 0 1 )

« Искусство попытка создать рядом с реальным миром другой, более человечный мир » (А. Моруа) >>> (1 —1 1 )

1.4 Понятие и стины, её критерии
« Знание — сокровищница, но ключ к ней — практика » (Т. Фуллер) >>> (1 —0 1 )

1.5 Мышление и деятельность
« Если нет цели, не делаешь ничего; и не делаешь ничего великого, если цель ничтожна » (Д. Дидро) >>> (1 —1 2 )

«Личность творится не тем, что человек слышит и говорит, а трудом и деятельностью» (А. Эйнштейн) >>> (1 —1 1 )

1.6 Потребности и интересы
« У богатого, свободного, образованного — одна степень удовлетворения потребностей, у бедного и измученного — другая » (Н. М. Амосов) >>> (1 —1 1 )

1.7 Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность
« Реализация свободы достаточно трудна: необходимо делать выбор, а разные выборы дают неодинаковые результаты » (М. Малерб) >>> (1 1 1 )

1.9 Основные институты общества
«Человек может обрести себя, прийти к знанию своей индивидуальности исключительно через посредника – социальную жизнь» (Э. Кассирер) >>> (1 —2 —1 )

1.16 Понятие общественного прогресса
« Революция варварская форма прогресса » (Ж. Жорес) >>>
(1 —1 1 )

1.17 Многовариантность общественного развития (типы обществ)
« Современная цивилизация: обмен ценностей наудобства » (С. Лем) >>> (1 —2 —1 )

1.18 Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)
«В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природой, – не только не благо, но несомненное и очевидное зло» (Л. Н. Толстой) >>> (1
—2 —1)


Социальные отношения
3.1 Социальная стратификация и мобильность
«Не всякие различия между людьми создают стратификацию». (Е. Бергель) >>> (1 —1 2 )

«Социальный статус родителей человека обычно оказывает небольшое непосредственное воздействие на его профессиональные достижения» (П. Блау) >>> (1 —1 —2 )

3.4 Этнические общности
3.5 Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения
«Настоящий патриотизм как частное проявление любви к человечеству не уживается с неприязнью к отдельным народам» (Н.А. Добролюбов)

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: