Сопоставительный анализ стихотворений Ф. Тютчева и А. А.Фета. Поэзия «чистого искусства». Текст стихотворения Ф. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…»
Вопросы и задания для сопоставительного анализа
1. О чем эти стихотворения? Есть ли в них аллегорический подтекст?
3. Как в каждом из стихотворений отразилась поэтическая концепция мира Тютчева и мира Фета?
4. Выявите особенности художественной формы каждого стихотворения. Какой поэтический смысл можно при этом заметить?
5. Сопоставьте лексику, синтаксис, поэтические интонации стихотворений. Сделайте выводы о сходстве и различии чувств и образов этих стихотворений.
6. Сделайте выводы об основных особенностях поэтического стиля Тютчева и Фета, проявившихся в эти стихотворениях.
В начале урока учитель вместе с классом составляет обобщающую таблицу, которая записывается в тетрадях.
Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета
Тютчев | Фет |
Философский характер лирики, мысль в которой всегда сливается с образом. Стремление поэта осмыслить жизнь Вселенной и место человека в ней, постичь тайны космоса и человеческого бытия | Трагический характер лирики, доминирующее чувство -- напряжение. Вместе с тем присущий поэзии Фета свет и оптимизм. Диалектика трагедии и радости, преодоление драматических ситуаций чувством гармонии мира |
Жизнь, по Тютчеву, - это противоборство враждебных сил. Но драматизм восприятия действительности сочетается с неиссякаемой любовью ко всем ее проявлениям. Любовь, по Тютчеву, это почти всегда трагедия, ведущая к безнадежности и смерти, но именно любовь дает человеку величайший душевный взлет, ощущение счастья | Жизнь в стихах Фета -- миг, закрепленный в вечности. Красота в его стихах -- это преодоленное страдание, радость, добытая из боли. Любовь -- это тоже проявление изначальной красоты и гармонии мира, которые помогают человеку подняться над обыденной жизнью, найти точку опоры для душевных порывов |
Человеческое "я" по отношению к природе не капля в океане, а две равные беспредельности. Незримые движения человеческой души созвучны зримой диалектике природы. День и обычная жизнь -- это покровы, скрывающие первозданный хаос мира, видимый ночью. Душа человека изначально - это тоже хаос. | Импрессионистский характер изображения чувств, их фрагментарность и предельная образность. Вместе с тем, строгая художественная структура стихов, их внутреннее равновесие сочетаются с ощущением эскизности, нарочитой оборванности |
Образная система лирики сочетает предметные реалии внешнего мира и субъективные впечатления от этого мира, производимые на поэта. Мастерство в изображении гармонии предметных реалий мира внешнего и глубины мира внутреннего | Неожиданные и яркие краски, звуки, запахи мира создаются повышенной метафоричностью стихов, динамичностью и музыкальностью художественных образов. Настроение преобладает над мыслью, мысль "растворена" в музыке, которая тоже есть проявление красоты |
Мастерство поэта в создании фонетических и живописных образов, сочетание звукописи с неожиданной палитрой красок, цветных образов | Мастерство в использовании параллелизмов, повторов, периодов, ритмических пауз, богатство и глубина поэтических интонаций, звуковой инструментовки |
Тематика сочинений по лирике Тютчева и Фета
1. Можно ли услышать в лирике Тютчева "биение души" поэта?
2. В чем диалектика природы и внутреннего мира человека в лирике Тютчева?
3. В чем "блаженство и безнадежность" последней любви в лирике Тютчева?
4. Как отразились в лирике Тютчева его историко-политические взгляды?
5. Как проявились в пейзажной лирике Тютчева его философские взгляды?
6. Почему лирический герой Тютчева любит "убийственно"?
7. Цвет и звук в лирике Тютчева.
8. Единство хаоса и космоса в поэзии Тютчева.
1. Цивилизация и судьба России в творчестве Тютчева.
2. "Край родной долготерпенья..." (по лирике Тютчева).
3. "Умом Россию не понять..." (по лирике Тютчева).
4. Мое любимое стихотворение Тютчева (Фета): восприятие, истолкование, оценка.
5. В чем "поэтическая дерзость" лирики Фета?
6. В чем своеобразие темы любви в лирике Фета?
7. Какова стилистическая роль метафор в поэзии Ф. И. Фета?
8. "Что есть красота?" (Н. Заболоцкий). (По лирике Фета).
9. Импрессионизм поэзии Фета.
10. Почему у лирического "я" Фета радость есть преодоленное страдание?
11. Сопоставительный анализ двух стихотворений Тютчева (Фета). (По выбору учащихся).
12. В чем особенности поэтического стиля Тютчева и Фета?
Два величайших поэта своей эпохи - Федор Иванович Тютчев и Афанасий Афанасьевич Фет. Вклад этих писателей в систему русского стихосложения неоценим. В творчестве их обоих можно встретить черты, присущие многим литературным деятелям того времени. Возможно, именно поэтому этих двух поэтов так часто сравнивают. Между тем, и у Тютчева, и у Фета есть особые, неповторимые детали и настроения, которые не встретишь в творчестве другого.
Среди сходств творчества двух поэтов можно отметить то, как описывается внутренний мир лирических героев. И Тютчев, и Фет, уделяют большее внимание глубочайшим душевным переживаниям человека, портреты их лирических героев очень психологичны. Кроме психологизма оба поэта используют прием параллелизма: внутренний мир, настроение человека, его глубокие переживания и чувства часто находят отражение в природе.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Описания самой природы у поэтов так же схожи. У них природа двупланова: у нее есть пейзажная и психологическая сторона. Этим как раз и объясняется применение параллелизма: описание внешнего мира как бы переходит в описание эмоций лирического героя. Еще одно сходство – мотивы любовной лирики. Тютчев и Фет пережили жуткую трагедию: потеряли любимого человека, и эта потеря отразилась в характере их любовной лирики.
Несмотря на такое большое количество описанных выше сходных черт лирики Фета и Тютчева, в их творчестве достаточно много различий. Лирика Фета тяготеет более к описательной пейзажной тематике, в то время как стихотворения Тютчева обладают философским характером (хотя и у него достаточно пейзажных стихотворений). Отношение к жизни в стихотворениях поэтов так же разнится: Фет восторгается жизнью, а Тютчев воспринимает ее как бытие. Поэты по-разному воспринимают природу и человека: для Тютчева природа – это огромный мир, перед лицом которого человек становится бессильным, а Фет воспринимает ее как живое существо, живущее в абсолютной гармонии с человеком. Различна и «техническая» сторона стихотворений. Фет в большом количестве использует синтаксические средства выразительности, особенно часто у него встречается композиционный повтор. Тютчев же чаще применяет иносказательные тропы, в особенности метафору и ее разновидности.
Итак, несмотря на большое количество найденных сходств, нельзя упускать из виду и огромный пласт различий между лирикой Фета и Тютчева. Поэты жили в одной эпохе, на них влияло одно общество и даже некоторые факты биографии у них сходны, поэтому не стоит удивляться, что в их творчестве есть некоторые сходные мотивы. Но при этом Фет и Тютчев являются самостоятельными творческими личностями, способными творить нечто самобытное и уникальное, вкладывая в это частичку своей души.
Обновлено: 2018-02-18
Внимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Урок можно посвятить практической работе по
сопоставительному анализу стихов Тютчева и Фета, выявлению общности и
различий в их поэтической манере, подготовке к домашнему сочинению по
лирике поэтов.
Вопросы и задания к стихотворению Тютчева «Еще земли печален вид...»
1. Сопоставьте ключевые образы первой и второй строф стихотворения. Как композиция текста помогает понять его смысл?
2. Какие приметы в природе говорят о приближающейся весне?
Почему поэту, говоря о душе, важно сравнить ее именно с весенней
природой?
3. Какие два мира изображены в стихотворении? Как они взаимосвязаны?
4. Какой символический смысл приобретают во второй строфе слова
«сон», «спала» и выражения «тают глыбы снега», «блестит лазурь»?
5. Какой смысл придают второй строфе многочисленные вопросительные интонации?
6. Докажите, что Тютчев - мастер тонких звуковых и цветовых образов.
7. Чем, по Тютчеву, сходны пробуждение природы весной и
пробуждение души от женской любви? Как драматизм восприятия мира
преодолевается в стихотворении надеждой на весеннее возрождение природы
и души?
8. Как в стихотворении проявился философский характер поэзии Тютчева?
Вопросы и задания к стихотворению Фета «Еще весны душистой нега...»
1. Какие чувства вызывает у поэта приближение весны? Докажите, что доминирующее чувство в стихотворении - напряжение.
2. Как помогает понять смысл стихотворения его композиция?
3. Почему поэту радостна «возрожденья весть живая»?
4. Какие изобразительно-выразительные средства языка являются в этом стихотворении ключевыми?
5. Как в этом стихотворении отразились черты импрессионизма
поэтики Фета, его недосказанность, незавершенность поэтических образов?
6. Докажите, что стихотворение одновременно обладает строгой
художественной структурой, внутренним равновесием и ощущением
эскизности, нарочитой оборванности.
7. В чем динамичность и музыкальность художественных образов в стихотворении?
8. Как вписывается это стихотворение в фетовскую концепцию красоты и гармонии мира?
Вопросы и задания
для сопоставительного анализа
1. О чем эти стихотворения? Есть ли в них аллегорический подтекст?
2. Какие образы в стихотворениях можно считать образами-символами?
3. Как в каждом из стихотворений отразилась поэтическая концепция мира Тютчева и мира Фета?
4. Выявите особенности художественной формы каждого стихотворения. Какой поэтический смысл можно при этом заметить?
5. Сопоставьте лексику, синтаксис, поэтические интонации
стихотворений. Сделайте выводы о сходстве и различии чувств и образов в
этих стихотворениях.
6. Сделайте выводы об основных особенностях поэтического стиля Тютчева и Фета, проявившихся в этих стихотворениях.
В результате этой работы у учащихся должно сложиться четкое
представление об особенностях поэтического стиля Тютчева и Фета.
В конце урока учитель вместе с классом составляет обобщающую таблицу,
которая записывается в тетрадях.
Краткое описание
Тютчев и Фет, обусловившие развитие русской поэзии второй половины XIX века, вошли в литературу как поэты “чистого искусства”, выражающие в своем творчестве романтическое понимание духовной жизни человека и природы. Продолжая традиции русских писателей-романтиков первой половины XIX века (Жуковского и раннего Пушкина) и немецкой романтической культуры, их лирика была посвящена философско-психологическим проблемам.
Отличительной особенностью лирики этих двух поэтов явилось то, что она характеризовалась глубиной анализа душевных переживаний человека. Так, сложный внутренний мир лирических героев Тютчева и Фета во многом схож.
Вложенные файлы: 1 файл
Cвоеобразие Лирики
Тютчева и Фета. Лирические Герои.
Тютчев и Фет, обусловившие развитие русской
поэзии второй половины XIX века, вошли
в литературу как поэты “чистого искусства”,
выражающие в своем творчестве романтическое
понимание духовной жизни человека и природы.
Продолжая традиции русских писателей-романтиков
первой половины XIX века (Жуковского и
раннего Пушкина) и немецкой романтической
культуры, их лирика была посвящена философско-психологическим
проблемам.
Отличительной особенностью лирики этих
двух поэтов явилось то, что она характеризовалась
глубиной анализа душевных переживаний
человека. Так, сложный внутренний мир
лирических героев Тютчева и Фета во многом
схож.
Лирический герой - это образ того героя
в лирическом произведении, переживания,
мысли и чувства которого отражены в нем.
Он отнюдь не идентичен образу автора,
хотя и отражает его личные переживания,
связанные с теми или иными событиями
его жизни, с его отношением к природе,
общественной деятельности, людям. Своеобразие
мироощущения, миропонимания поэта, его
интересы, особенности характера находят
соответственное выражение в форме, в
стиле его произведений.
Тютчев применяет прием олицетворения
природы, который необходим поэту, чтобы
показать неразрывную связь органического
мира с жизнью человека. Часто его стихи
о природе содержат раздумья о судьбе
человека. Пейзажная лирика Тютчева приобретает
философское содержание.
Для Тютчева природа - загадочный собеседник
и постоянный спутник в жизни, понимающий
его лучше всех.
В стихотворении “О чем ты воешь, ветр
ночной?” (начало 30-х годов) лирический
герой обращается к миру природы, беседует
с ним, вступает в диалог, который внешне
имеет форму монолога:
Понятным сердцу языком
Твердишь о непонятной муке -
И роешь и взрываешь в нем
Порой неистовые звуки!..
У Тютчева нет “мертвой природы” - она всегда полна движения, на первый взгляд незаметного, но на самом деле непрерывного, вечного. Органический мир Тютчева всегда многолик и разнообразен. Он представлен в постоянной динамике, в переходных состояниях: от зимы к весне, от лета к осени, от дня к ночи:
Тени сизые смесились,
Цвет поблекнул, звук уснул -
Жизнь, движенья разрешились
В сумрак зыбкий, в дальний гул...
(“Тени сизые смесились”, 1835)
Однако в изображении
природы у Тютчева и Фета есть и глубокое
различие, которое было обусловлено прежде
всего различием поэтических темпераментов
этих авторов.
Тютчев - поэт-философ.
Именно с его именем связано течение философского
романтизма, пришедшее в Россию из германской
литературы. И в своих стихах Тютчев стремится
понять природу, включив ее е систему философских
взглядов, превратив в часть своего внутреннего
мира. Этим стремлением вместить природу
в рамки человеческого сознания была продиктована
страсть Тютчева к олицетворению.
В стихотворениях Фета
передается чувственное восприятие мира.
Именно непосредственность впечатлений
отличает творчество Фета.
Для Фета природа является естественной
средой. В стихотворении “Сияла ночь,
луной был полон сад...” (1877) единство человеческих
и природных сил чувствуется наиболее
ясно:
Сияла ночь. Луной был
полон сад, лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем
дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.
Тема природы у этих двух поэтов связана
с темой любви, благодаря которой также
раскрывается характер лирического героя.
Одной из главных особенностей тютчевской
и фетовской лирики было то, что в основе
ее лежал мир духовных переживаний любящего
человека. Любовь в понимании этих поэтов
- глубокое стихийное чувство, наполняющее
все существо человека.
Для лирики
Фета было характерно наличие параллелей
между явлениями природы и любовными переживаниями
(“Шепот, робкое дыханье...”).
В стихотворении “Сияла ночь. Луной был
полон сад...” пейзаж плавно переходит
в описание образа возлюбленной: “Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
что ты одна - любовь, что нет любви иной”.
Так, любовь наполняет
жизнь лирического героя смыслом: “ты
одна - вся жизнь”, “ты одна - любовь”.
Все треволнения, по сравнению с этим чувством,
уж не столь значимы:
Нет обид судьбы и
сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
Для любовной лирики
Тютчева характерно описание событий
в прошедшем времени (“Я очи знал, - о, эти
очи!”, “Я встретил вас- и все былое...”).
Это означает, что поэт осознает чувство
любви как давно ушедшее, поэтому восприятие
его трагично.
В стихотворении “К. Б.” трагизм любви
выражается в следующем. Время влюбленности
сравнивается с осенью:
Как поздней осени
порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас...
В данном контексте
это время года является символом гибельности
и обреченности высокого чувства.
То же ощущение наполняет стихотворение
“О, как убийственно мы любим!” (1851), вошедшее
в “Денисьевский цикл”. Лирический герой
размышляет о том, к чему же может привести
“поединок роковой двух сердец”:
О, как убийственно
мы любим!
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!..
Трагизм наполняет
и стихотворение “Последняя любовь”"(1854).
Лирический герой и здесь осознает, что
любовь, возможно, будет гибельной: “Сияй,
сияй, прощальный свет любви последней,
зари вечерней!”. И тем не менее ощущение
обреченности не мешает лирическому герою
любить: “Пускай скудеет в жилах кровь,
но в сердце не скудеет нежность...” В последних
строках Тютчев лаконично характеризует
само чувство: “Ты и блаженство, и безнадежность”.
Однако любовная лирика Фета тоже наполнена
не только чувством надежды и упования.
Она глубоко трагична.
Чувство любви очень
противоречиво; это не только радость,
но и муки, страдания.
Стихотворение “На заре ты ее не буди”
все наполнено двояким смыслом. На первый
взгляд, показана безмятежная картина
утреннего сна лирической героини, но
уже второе четверостишие сообщает напряжение
и разрушает эту безмятежность: “И подушка
ее горяча, и горяч утомительный сон”.
Появление эпитетов, таких, как “утомительный
сон”, указывает не на безмятежность,
а на болезненное состояние, близкое к
бреду. Далее объясняется причина этого
состояния, стихотворение доводится до
кульминации: “Все бледней становилась
она, сердце билось больней и больней”.
Напряжение нарастает, а последние строки
совершенно меняют всю картину: “Не буди
ж ты ее, не буди, на заре она сладко так
спит”. Финал стихотворения представляет
контраст с серединой и возвращает читателя
к гармонии первых строк.
Таким образом, восприятие лирическим
героем любви сходно для обоих поэтов:
несмотря на трагизм этого чувства, оно
вносит в жизнь смысл. Лирическому герою
Тютчева присуще трагическое одиночество.
В стихотворении философского характера
“Два голоса” (1850) лирический герой принимает
жизнь как борьбу, противостояние. И “хоть
бой и неравен, борьба безнадежна”, важен
сам поединок. Это стремление к жизни
пронизывает все стихотворение: “Мужайтесь,
боритесь, о храбрые други, как бой ни жесток,
ни упорна борьба!”. Тем же настроением
проникнуто стихотворение “Цицерон”
(1830).
В стихотворении “Silentium!” (1830), затрагивающем
тему поэта и поэзии, лирический герой
понимает, что не всегда будет принят обществом:
“Как сердцу высказать себя? Другому как
понять тебя?”. Важным здесь оказывается
мир душевных переживаний героя: “Лишь
жить в себе самом умей - есть целый мир
в душе твоей”.
У лирического героя Фета мировосприятие
не столь трагично. В стихотворении “Одним
толчком согнать ладью живую” (1887) лирический
герой ощущает себя частью Вселенной:
“Дать жизни вздох, дать сладость тайным
мукам, чужое вмиг почувствовать своим”.
В стихотворении “Кот поет, глаза прищуря”
(1842) Фет не изображает предметы и душевные
переживания в их причинно-следственной
связи. Для поэта задача построения лирического
сюжета, понимаемого как последовательность
душевных состояний лирического “я”,
сменяется задачей воссоздания атмосферы.
Единство мировосприятия мыслится не
как полнота знаний о мире, а как совокупность
переживаний лирического героя:
Кот поет, глаза прищуря,
Мальчик дремлет на ковре,
На дворе играет буря,
Ветер свищет на дворе.
Так, лирический герой Фета и лирический
герой Тютчева воспринимают реальность
по-разному. У лирического героя Фета мироощущение
более оптимистично, и мысль об одиночестве
не выдвинута на первый план.
Итак, лирические герои Фета и Тютчева
имеют как сходные, так и различные черты,
но в основе психологии каждого лежит
тонкое понимание мира природы, любви,
а также осознание своей судьбы в мире...
Теория: Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета
Тютчев | Фет |
Философский характер поэзии, мысль в которой всегда сливается с образом. В поэзии Тютчев стремится осмыслить жизнь Вселенной, постичь тайны космоса и человеческого бытия | Трагический характер лирики, доминирующее чувство - напряжение, вместе с тем присущий поэзии Фета свет и оптимизм. Диалектика трагедии и радости, преодоление драматических ситуаций чувством гармонии мира |
Жизнь - это противоборство враждебных сил. Драматизм восприятия действительности в сочетании с неиссякаемой любовью к жизни | Красота в его стихах - это преодоленное страдание, радость, добытая из боли. Жизнь в стихах Фета - миг, закрепленный в вечности |
Человеческое «я» по отношению к природе - не капля в океане, а две равные беспредельности. Внутренние, незримые движения человеческой души созвучны зримой диалектике явлений природы | Импрессионистский характер изображения чувств, их фрагментарность и предельная образность. Строгая художественная структура стихов, их внутреннее равновесие и ощущение эскизности, нарочитой оборванности |
Образная система лирики сочетает предметные реалии внешнего мира и субъективные впечатления от этого мира, производимые на поэта. Мастерство в изображении гармонии предметных реалий мира внешнего и глубины мира внутреннего | Повышенная метафоричность поэзии, динамичность и музыкальность художественных образов. Преобладание настроения над мыслью, мысль «растворена» в музыке |
Мастерство поэта в создании фонетических и живописных образов, сочетание звукописи с неожиданной палитрой красок, цветных образов | Мастерство в использовании параллелизмов, повторов, периодов, ритмических пауз, богатство и глубина поэтических интонаций, звуковой инструментовки |
Задания: прочитайте стихотворения Ф. Тютчева «Еще земли печален вид…» и стихотворения А. Фета «Еще весны душистой нега…» и письменно выполните сопоставительный анализ данных произведений по плану:
· Выявите особенности художественной формы каждого стихотворения. Какой поэтический смысл можно при этом заметить?
· О чем эти стихотворения? Есть ли в них аллегорический подтекст?
· Сопоставьте лексику, синтаксис, поэтические интонации стихотворений.
· Сделайте выводы о сходстве и различии чувств и художественных образов этих стихотворений.
· Сделайте выводы об основных особенностях поэтического стиля Тютчева и Фета, проявившихся в этих стихотворениях.
Самостоятельная работа № 16.
Тема: Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо». Нравственная проблематика поэмы.
Теория: учебник Ю.В.Лебедева «Литература. 10 класс. Часть 1», стр. 134 – 15.
Формы развития сюжета.
Задания.
1. Прочитайте статью учебника о поэме «Кому на Руси жить хорошо» стр. 134 – 157 и отрывки из поэмы в хрестоматии к учебнику на стр. 390. Устно подготовьте ответы на вопросы.
1. Какую роль в сюжетно – композиционном строе поэмы играет пролог?
2. Какие мысли и чувства рождает описание драки мужиков в сказочном лесу?
3. Расскажите о встрече крестьян с попом, помещиком, о Ермиле Гирине. Найдите строки, в которых говорится о том, что же включает в идеал счастья каждый из них.
4. Как представлена в тексте помещичья Русь?
Самостоятельная работа № 17.
Тема: А. К. Толстой. Обзор творчества.
Теория: учебникЮ.В.Лебедев «Литература. 10 класс. Часть 2», стр. 184 – 199
Варианты заданий.
Выполните одно по выбору:
1. Подготовьте доклад о жизни и творчестве А. К. Толстого
2. Сопоставьте стихотворение А. К. Толстого «Ты знаешь край…» со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Родина»
Самостоятельная работа № 18.
Тема: Урок поэзии А. Майков, А Григорьев, Я. Полонский
Теория: учебникЮ.В.Лебедев «Литература. 10 класс. Часть 2».
Задания: подготовить сообщение о творчестве одно из поэтов (А.Майкова, А.Григорьева, Я.Полонского), выучить наизусть одно стихотворение.
Самостоятельная работа № 19.
Тема: Ф.М.Достоевский. Очерк жизни и творчества.
Теория: учебник Ю.В.Лебедева «Литература. 10 класс. Часть 2», стр. 216 – 225.
Задание.
Прочитайте теоретический материал учебника (Ю.В.Лебедев Литература. 10 класс. Часть 2) на стр. 216 - 225 и составьте конспект по следующим тезисам:
1) Дебют писателя;
2) Достоевский и кружок Петрашевского;
3)Достоевский на каторге;
4) Достоевский и проблема веры;
5) Основные произведения Достоевского.
Самостоятельная работа № 20.
Тема: Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание». Бунт Раскольникова – причины и результаты. Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе.
Теория.
Теория «наполеонизма» сводится к формуле: «Свобода и власть, а главное - власть!» В романе Достоевского имя Наполеона упоминается несколько раз. Интерес к нему в России 60-х годов не случаен. Развитие буржуазных отношений обостряет социальные противоречия, приводящие к обнищанию широких масс. Поиски путей преобразования общества приводят к рождению всевозможных теорий, в том числе и идеи «сильной личности», способной подчинять себе людей и превращать их в орудие для достижения своих целей.
Теория Раскольникова возникает на этой исторической почве. Он видит страдания простого человека, понимает, что причина их - в социальной несправедливости. Что же делать? Смириться? Бороться? По его мнению, вступить в единоборство с этим безумным и грязным миром может только необыкновенная личность. Он приходит к мысли, что человечество делится на два разряда: па людей обыкновенных, составляющих большинство, и на людей необыкновенных, таких, как Наполеон, которые, если потребуется, не остановятся и перед преступлением.
Идея теории Раскольникова выражается в мучительном вопросе: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» И он уверяет себя, что является необыкновенным человеком, прирождённым «властелином судьбы». Власть ему нужна для того, чтобы спасти Полечку, Соню, Катерину Ивановну, - всё страдающее человечество. Убийство вредной, жадной старухи задумано Раскольниковым как проверка на частном случае своей страшной теории. Отсюда вытекает вывод, сформулированный самим героем: «Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил».
Крушение теории Раскольникова заключается в его ошибке: причины общественного зла он видит не в устройстве общества, а в самой природе человека. Вместо того, чтобы бороться против безнравственного строя и его законов, наш герой хочет следовать им. И в результате теряет веру в себя, в свои прежние убеждения, испытывает бесконечное отвращение к себе. Вместо счастья он неизбежно приносит зло себе, своим близким, безвинным людям. Отсюда его отчаяние: «Я себя убил, а не старушонку».
Задания:
1. Перечитайте содержание статьи Раскольникова «О праве сильной личности»
Заполните недостающие строки ниже (письменно в тетради):
1) Раскольников убеждён (он «верит»), что все люди по природе делятся на ____ разряда: _________________. «Обыкновенные» люди – это люди, которые «живут в послушании», они не имеют «нового слова». «Необыкновенные» люди -______________________. Все они _________: «переступают закон», молчаливо принятый большинством». Это сильные люди.
2) Люди «необыкновенные» могут разрешить себе _______________________________________
2. Прочитайте следующие размышления Раскольникова: «Законодатели и установители человечества, начиная с древнейших, продолжая Ликургами, Магометами, Наполеонами и так далее, все до единого были преступниками, уже тем одним, что, давая новый закон, тем самым нарушали древний, свята чтимый обществом и от отцов перешедший, и уж, конечно, не останавливаясь и перед кровью, если только кровь (иногда совсем невинная и доблестно пролитая за древний закон) могла им помочь». Сделайте вывод о том, как приходит Раскольников к своей «идее» (устно).
Напишите сочинение – миниатюру «В чем суть теории Раскольникова, актуальна ли она сегодня?»
Самостоятельная работа № 21.