Основные этапы развития и динамика конфликта. Этапы и фазы конфликта Последовательность этапов развития конфликтов

Сложное разноплановое явление, имеющее свою динамику и структуру, принято обозначать понятием "конфликт". Этапы конфликта определяют сценарий его развития, который может состоять из нескольких соответствующих периодов и фаз. В данной статье пойдет речь об этом сложном социально-психологическом явлении.

Определение понятия

Динамику конфликта можно рассматривать как в узком, так и в широком смысле. В первом случае под этим состоянием подразумевают наиболее острую стадию противостояния. В широком смысле этапы развития конфликта - это длительный процесс, при котором фазы сменяют друг друга в пространстве и времени. К рассмотрению этого явления нет однозначного подхода. Например, Л. Д. Сегодеев выделяет три этапа динамики конфликта, каждый из которых им разбивается на отдельные фазы. Китов А. И. разделяет процесс противостояния на три стадии, а В. П. Галицкий и Н. Ф. Фседенко - на шесть. Некоторые ученые считают, что еще более сложным явлением является конфликт. Этапы конфликта, по их мнению, имеют два варианта развития, три периода, четыре стадии и одиннадцать фаз. В данной статье будет изложена именно эта точка зрения.

Варианты развития, периоды и стадии

Этапы развития конфликта могут развертываться по двум разным сценариям: борьба входит в стадию эскалации (первый вариант) или минует ее (второй вариант).

Периодами развития конфликта можно назвать следующие состояния:

  1. Дифференциация - противоборствующие стороны разъединяются, пытаются отстаивать только свои интересы, используют активные формы противостояния.
  2. Конфронтация - участники конфликта используют жесткие силовые методы борьбы.
  3. Интеграция - оппоненты идут навстречу друг другу и начинают искать компромиссное решение.

Кроме вариантов и периодов, можно выделить следующие основные этапы конфликта:

  1. Предконфликт (скрытый этап).
  2. Конфликтное взаимодействие (противодействие в активной стадии, которое, в свою очередь, делится на три фазы: инцидент, эскалация, сбалансированное взаимодействие).
  3. Разрешение (завершение противостояния).
  4. Постконфликт (возможные последствия).

Ниже мы подробно рассмотрим фазы, на которые делится каждая стадия конфликтного взаимодействия.

Предконфликт (основные фазы)

В развития можно выделить следующие фазы:

  1. Возникновение На этом этапе между оппонентами возникает определенное противоречие, но они еще не осознают его и не предпринимают никаких активных действий к отстаиванию своих позиций.
  2. Осознание В это время противоборствующие стороны начинают понимать, что столкновение неизбежно. При этом восприятие возникшего положения обычно носит субъективный характер. Осознание конфликтной объективной ситуации может быть как ошибочным, так и адекватным (то есть правильным).
  3. Попытка оппонентов разрешить наболевший вопрос коммуникативными способами, грамотным аргументированием своей позиции.
  4. Предконфликтная ситуация. Возникает, если способы мирного разрешения проблемы успеха не принесли. Противоборствующие стороны осознали реальность возникшей угрозы и решили отстаивать свои интересы другими методами.

Конфликтное взаимодействие. Инцидент

Инцидент - это преднамеренные действия оппонентов, желающих единолично завладеть объектом конфликта, невзирая на последствия. Осознание угрозы своим интересам заставляет противоборствующие стороны применять активные методы воздействия. Инцидент - это начало столкновения. Он конкретизирует расстановку сил и обнажает позиции конфликтующих сторон. На этой стадии оппоненты еще слабо представляют себе свои ресурсы, потенциалы, силы и средства, которые помогут им одержать верх. Это обстоятельство, с одной стороны, сдерживает конфликт, а с другой - заставляет его развиваться дальше. На этой фазе противники начинают обращаться к третьей стороне, т. е. апеллировать в юридические органы для утверждения и защиты своих интересов. Каждый из субъектов противостояния старается привлечь к себе наибольшее количество сторонников.

Конфликтное взаимодействие. Эскалация

Эта стадия характеризуется резким увеличением агрессивности противоборствующих сторон. При этом их последующие деструктивные действия гораздо интенсивнее, чем предыдущие. Последствия сложно предсказать, если так далеко заходит конфликт. Этапы конфликта в своем развитии делятся на несколько ступеней:

  1. Резкое уменьшение когнитивной сферы в деятельности и поведении. Субъекты противостояния переходят к более агрессивным, примитивным способам противоборства.
  2. Вытеснение объективного восприятия оппонента универсальным образом «врага». Этот образ становится ведущим в информационной модели конфликта.
  3. Увеличение эмоционального напряжения.
  4. Резкий переход от разумных аргументов к личным выпадам и претензиям.
  5. Рост иерархического ранга запрещаемых и нарушаемых интересов, их постоянная поляризация. Интересы сторон делаются биполярными.
  6. Бескомпромиссное применение насилия в качестве аргумента.
  7. Утрата первоначального предмета столкновения.
  8. Генерализация конфликта, его переход в глобальную стадию.
  9. Вовлечение в противоборство новых участников.

Вышеперечисленные признаки характерны как для межличностных, так и для групповых конфликтов. При этом инициаторы столкновения могут всячески поддерживать и формировать данные процессы при помощи манипулирования сознанием противоборствующих сторон. Необходимо подчеркнуть, что в процессе эскалации сознательная сфера психики оппонентов постепенно утрачивает свою значимость.

Конфликтное взаимодействие. Сбалансированное взаимодействие

В этой фазе субъекты конфликта понимают, наконец, что силовыми методами им проблему не разрешить. Они продолжают борьбу, но градус агрессивности постепенно снижается. Однако реальных действий, направленных на мирное урегулирование ситуации, стороны пока не предпринимают.

Разрешение конфликта

Этапы разрешения конфликта характеризуются прекращением активного противоборства, осознанием необходимости сесть за стол переговоров и переходом к активному взаимодействию.

  1. Завершение активной фазы столкновения может быть спровоцировано несколькими факторами: коренной переменой конфликтующих сторон; явным ослаблением одного из оппонентов; очевидной бесперспективностью дальнейших действий; подавляющим превосходством одной из сторон; появлением в противостоянии третьей стороны, способной внести весомый вклад в решение проблемы.
  2. Собственно разрешение конфликта. Стороны начинают вести переговоры, полностью отказываются от силовых методов борьбы. Способы разрешения противоборства могут быть следующими: изменение позиций конфликтующих сторон; устранение одного или всех участников противостояния; уничтожение объекта конфликта; эффективные переговоры; обращение оппонентов к третьей стороне, играющей роль третейского судьи.

Конфликт может завершиться и другими путями: затуханием (угасанием) или перерастанием в противоборство другого уровня.

Постконфликтный этап

  1. Частичное разрешение. Этапы социального конфликта завершаются на этой относительно мирной стадии. Данное состояние характеризуется сохранением эмоциональной напряженности, переговоры происходят в атмосфере обоюдного высказывания претензий. На этом этапе противостояния часто возникает постконфликтный синдром, который чреват развитием нового спора.
  2. Нормализация, или полное разрешение конфликта. Эта фаза характеризуется полным устранением негативных установок и выходом на новый уровень конструктивного взаимодействия. Этапы на данной стадии полностью завершаются. Стороны восстанавливают отношения и начинают продуктивную совместную деятельность.

Заключение

Как уже упоминалось выше, конфликт может развиваться по двум сценариям, один из которых подразумевает отсутствие фазы эскалации. В таком случае противоборство сторон проходит в более конструктивном русле.

Имеет свои границы каждый конфликт. Этапы конфликта ограничены временными, пространственными и внутрисистемными рамками. Длительность столкновения характеризуется его временной продолжительностью. Внутрисистемные границы обусловлены выделением субъектов противоборства из общего числа участников.

Таким образом, конфликт представляет собой сложное взаимодействие между агрессивно настроенными оппонентами. Его развитие подчиняется определенным законам, знание которых может помочь участникам столкновения избежать возможных потерь и прийти к согласию мирным, конструктивным путем.

смешенный конфликт - конфликт, возникший на ложном основании, когда истинная причина конфликта скрыта

неверно приписанный конфликт - это конфликт, в котором истинный виновник, субъект конфликта находится за «кулисами» противоборства, а в конфликте задействованы участники, не имеющие отношения к конфликту.

Если за основание классификации берется психическое состояние сторон и соответствующее этому состоянию поведение людей в конфликтных ситуациях, то конфликты делят на рациональные и эмоциональные. В зависимости от целей конфликта и его последствий конфликты подразделяют на позитивные и негативные, конструктивные и деструктивные.

Обычно в социальном конфликте выделяют четыре стадии развития: предконфликтную, собственно конфликт (стадию развития конфликта), стадию разрешения конфликта, послеконфликтную стадию:

Предконфликтная стадия

Конфликту предшествует предконфликтная ситуация. Это рост напряженности в отношении между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определенными противоречиями. Лишь те противоречия, которые осознаются потенциальными субъектами конфликта как несовместимые противоположности интересов, целей, ценностей и т. д., ведут к обострению социальной напряженности и конфликтам.

Социальная напряженность тоже не всегда является предвестником конфликта. Это сложный социальный феномен, причины возникновения которого могут быть самые различные. Вот некоторые наиболее характерные из причин, вызывающих рост социальной напряженности:

а) реальные «ущемления» интересов, потребностей и ценностей людей;

б) неадекватное восприятие происходящих в обществе или отдельных социальных общностях изменений;

в) неверная или искаженная информация о тех или иных (реальных или мнимых) фактах, событиях и т. д.3

Социальная напряженность по сути представляет собой психологическое состояние людей и до начала конфликта носит латентный (скрытый) характер. Наиболее характерным проявлением социальной напряженности в этот период являются групповые эмоции.

Одним из ключевых понятий в социальном конфликте является также «неудовлетворенность». Накопление неудовлетворенности существующим положением дел и ходом развития событий ведет к росту социальной напряженности.

Предконфликтную стадию можно условно разделить на три фазы развития, для которых характерны следующие особенности во взаимоотношении сторон:

Возникновение противоречий по поводу определенного спорного объекта; рост недоверия и социальной напряженности; предъявление односторонних или взаимных претензий, уменьшение контактов и накопление обид;

— стремление доказать правомерность своих притязаний и обвинение противника в нежелании решать спорные вопросы «справедливыми» методами; замыкание на своих собственных стереотипах; появление предубежденности и неприязни в эмоциональной сфере;

— разрушение структур взаимодействия; переход от взаимных обвинений к угрозам; рост агрессивности; формирование образа «врага» и установка на борьбу.

Таким образом, конфликтная ситуация постепенно трансформируется в открытый конфликт. Но сама по себе конфликтная ситуация может существовать длительный период времени и не перерастать в конфликт. Для того, чтобы конфликт стал реальным, необходим инцидент.

Инцидент - это формальный повод для начала непосредственного столкновения сторон. Инцидент может произойти случайно, а может быть спровоцирован субъектом (субъектами) конфликта. Инцидент может также явиться результатом естественного хода развития событий. Бывает, что инцидент готовит и провоцирует некая «третья сила», преследующая свои интересы в предполагаемом «чужом» конфликте.

Инцидент знаменует собой переход конфликта в новое качество. В сложившейся ситуации возможны три основных варианта поведения конфликтующих сторон:

Стороны (сторона) стремятся уладить возникшие противоречия и найти компромисс;

Одна из сторон делает вид, что «ничего особенного не произошло» (уход от конфликта);

Инцидент становится сигналом к началу открытой противостояния.

Выбор того или иного варианта во многом зависит от конфликтной установки (целей, ожиданий) сторон.

Стадия развития конфликта

Начало открытого противоборства сторон является результатом конфликтного поведения, под которым понимают действия, направленные на противостоящую сторону с целью захвата, удержания спорного объекта или принуждения оппонента к отказу от своих целей или к их изменению. Выделяют несколько форм конфликтного поведения:

а) активно-конфликтное поведение (вызов);

б) пассивно-конфликтное поведение (ответ на вызов);

в) конфликтно-компромиссное поведение;

г) компромиссное поведение.

В зависимости от конфликтной установки и формы конфликтного поведения сторон конфликт приобретает свою собственную логику развития. Развивающийся конфликт имеет тенденцию создавать дополнительные причины своего углубления и разрастания.

Можно выделить три основные фазы в развитии конфликта:

1. Переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборство сторон. Борьба ведется пока ограниченными ресурсами и носит локальный характер. Происходит первая проба сил. На этой фазе еще существуют реальные возможности прекратить открытую борьбу и решить конфликт иными методами.

2. Дальнейшая эскалация противоборства. Для достижения своих целей и блокирования действий противника вводятся все новые и новые ресурсы сторон. Почти все возможности найти компромисс упущены. Конфликт становится все более неуправляемым и непредсказуемым.

3. Конфликт достигает своего апогея и принимает форму тотальной войны с применением всех возможных сил и средств. На этой фазе конфликтующие стороны как бы забывают истинные причины и цели конфликта. Главной целью противоборства становится нанесение максимального урона противнику.

Стадия разрешения конфликта

Длительность и интенсивность конфликта зависят от многих факторов: от целей и установок сторон, от имеющихся в их распоряжении ресурсов, от средств и методов ведения борьбы, от реакции на конфликт окружающей среды, от символов победы и поражения, от имеющихся и возможных способов (механизмов) нахождения консенсуса и т. д.

На определенной стадии развития конфликта у конфликтующих сторон могут существенно измениться представления о своих возможностях и о возможностях противника. Наступает момент «переоценки ценностей», обусловленный новыми, возникшими в результате конфликта отношениями, новой расстановкой сил, осознанием невозможности достичь целей или непомерной цены успеха. Все это стимулирует изменение тактики и стратегии конфликтного поведения. В этой ситуации одна или обе конфликтующие стороны начинают искать пути выхода из конфликта и накал борьбы, как правило, идет на убыль. С этого момента фактически начинается процесс завершения конфликта, что не исключает новых обострений.

На стадии разрешения конфликта возможны следующие варианты развития событий:

1) очевидный перевес одной из сторон позволяет ей навязать более слабому оппоненту свои условия прекращения конфликта;

2) борьба идет до полного поражения одной из сторон;

3)недостаток ресурсов борьба принимает затяжной, вялотекущий характер;

4) исчерпав ресурсы и не выявив явного (потенциального) победителя, стороны идут на взаимные уступки в конфликте;

5) конфликт может быть также остановлен под давлением третьей силы.

Социальный конфликт будет продолжаться до тех пор, пока не появятся очевидные, четкие условия его прекращения. В конфликте такие условия могут быть определены еще до начала противоборства (например, как в игре, где существуют правила ее завершения), а могут быть выработаны и взаимно согласованы уже в ходе развития конфликта. Но могут возникать дополнительные проблемы его завершения. Существуют также абсолютные конфликты, в которых борьба ведется до полного уничтожения одного или обоих соперников.

Существует много способов для завершения конфликта. В основном они направлены на изменение самой конфликтной ситуации либо путем воздействия на участников конфликта, либо путем изменения характеристики объекта конфликта, либо иными способами.

Завершающий этап стадии разрешения конфликта предполагает проведение переговоров и юридическое оформление доступных договоренностей. В межличностных и межгрупповых конфликтах результаты переговоров могут иметь форму устных договоренностей и взаимных обязательств сторон. Обычно одним из условий для начала переговорного процесса является временное перемирие. Но возможны варианты, когда на стадии предварительных договоренностей стороны не только не прекращают «боевых действий», но идут на обострение конфликта, стремясь упрочить свои позиции на переговорах. Переговоры предполагают взаимный поиск компромисса конфликтующими сторонами и включают следующие возможные процедуры:

Признание наличия конфликта;

Утверждение процедурных правил и норм;

Выявление основных спорных вопросов (оформление протокола разногласий);

Исследование возможных вариантов решения проблем;

Поиск соглашений по каждому спорному вопросу и урегулированию конфликта в целом;

Документальное оформление всех достигнутых договоренностей;

Выполнение всех принятых взаимных обязательств.

Переговоры могут отличаться друг от друга как уровнем договаривающихся сторон, так и существующими между ними разногласиями. Но основные процедуры (элементы) переговоров остаются неизменными.

Послеконфликтная стадия

Завершение непосредственного противоборства сторон не всегда означает, что конфликт полностью разрешен. Степень удовлетворенности или неудовлетворенности сторон заключенными мирными договоренностями во многом будет зависеть от следующих положений:

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]
перед публикацией все комментарии рассматриваются модератором сайта — спам опубликован не будет

Динамика конфликта

Важной характеристикой конфликта является его динамика.

Динамика конфликта как сложного социального явления находит свое отражение в двух понятиях: этапы конфликта и фазы конфликта.

Этапы конфликта – отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения и до разрешения. Поэтому знание основного содержания каждого из этапов конфликта важно для его прогнозирования, оценки и выбора технологий управления этим конфликтом.

1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта.

2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть: изменение настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника, ограничение контактов с ним и т. д.

3. Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап выражается в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям (в форме демарша, заявления, предупреждения и т. п.), направленным на нанесение ущерба «противнику». Другой участник при этом сознает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта.

4. Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта.

5. Разрешение конфликта. В зависимости от содержания, разрешение конфликта может быть достигнуто двумя методами (средствами): педагогическими (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т. п.) и административными (перевод на другую работу, увольнение, решения комиссий, приказ руководителя, решение суда и т. п.).

Фазы конфликта непосредственно связаны с его этапами и отражают динамику конфликта прежде всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения.

Основными фазами конфликта являются:

1) начальная фаза;

2) фаза подъема;

3) пик конфликта;

4) фаза спада.

Важно помнить, что фазы конфликта могут повторяться циклически.

Например, после фазы спада в 1–м цикле может начаться фаза подъема 2–го цикла с прохождением фаз пика и спада, затем может начаться 3–й цикл и т. д. При этом возможности разрешения конфликта в каждом последующем цикле сужаются. Описанный процесс можно изобразить графически (рис. 2.3):

Взаимосвязь фаз и этапов конфликта, а также возможности менеджера по его разрешению отражены в табл. 2.3.

Рис. 2.3. Фазы конфликта

Таблица 2.3. Соотношение фаз и этапов конфликта

Также выделяют следующие три основные стадии развития конфликта:

1) латентную стадию(предконфликтная ситуация),

2) стадию открытого конфликта,

3) стадию разрешения (завершения) конфликта.

На скрытой (латентной) стадии возникают уже все основные элементы, образующие структуру конфликта, его причины и главные участники, т.е. налицо основная база предпосылок для конфликтных действий, в частности, определенный объект возможного противостояния, наличие двух сторон, способных одновременно претендовать на этот объект, осознание одной или обеими сторонами ситуации как конфликтной.

На этой “инкубационной” стадии развития конфликта могут предприниматься попытки решить вопрос полюбовно, например отменить приказ о дисциплинарном взыскании, улучшить условия труда и т.п. Но при отсутствии положительной реакции на эти попытки конфликт переходит в открытую стадию.

2. Признаком перехода скрытой (латентной) стадии конфликта в открытую является переход сторон к конфликтному поведению. Как отмечалось выше, конфликтное поведение представляет собой выраженные вовне действия сторон. Их специфика как особой формы взаимодействия состоит в том, что они направлены на блокирование достижения противником его целей и осуществление своих собственных целей. Другими признаками конфликтных действий являются:

  • расширение числа участников;
  • нарастание числа проблем, образующих комплекс причин конфликта, переход от деловых проблем к личностным;
  • смещение эмоциональной окраски конфликтов сторону темного спектра, негативных чувств, таких, как неприязнь, ненависть и т.п.;
  • возрастание степени психической напряженности до уровня стрессовой ситуации.

Вся совокупность действий участников конфликта на его открытой стадии характеризуется терминам эскалация, под которым понимаются интенсификация борьбы, нарастание разрушительных действий сторон друг против друга, создающих новые предпосылки для негативного исхода конфликта.

Последствия эскалации, целиком зависящие от позиции сторон, особенно той, которая имеет большие ресурсы, силы, могут быть двух видов.

В случае несовместимости сторон, стремления к уничтожению другой стороны последствия открытой стадии конфликта могут быть катастрофическими, привести к развалу добрых отношений или даже к уничтожению одной из сторон.

Выделяют несколько стадий конфликтной ситуации – динамика С.К. – процесс изменения и развития конфликта.

1. ПРЕДКОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ. Рассматриваются ситуации на кануне конфликта. Предпосылки: интриги, слухи. Намечаются противоречия, но столкновения нет.

2. СОБСТВЕННЫЙ КОНФЛИКТ И ЕГО ЭТАПЫ.

— Этап открытого противоборства:

— инцидент (начало конфликта),

— случай (имитирующий конфликт) стычка, стороны делятся на своих и чужих. Возникает непонятная ситуация. Возможно решить конфликт мирным путем.

— Эскалация, действия направлены на достижения целей, установка на борьбу. Создается негативный образ врага. Демонстрируется сила в целях устранения оппонента, используется насилие.

— Расширение и поведение конфликта.

3. ЗАВЕРШЕНИЕ.

Характерно ослабление одной или двух сторон, когда исчерпаны ресурсы.

Основные стадии развития конфликта

Осознание бесперспективности. Преобладание одной из сторонни ее возможность подавить оппонента. Появление третьей стороны способной подавить противостояние.

  1. Управление социальными конфликтами. Способы их разрешения..

Если конфликт игнорировать или разрешать его словесно, он будет развертываться стихийно объединяясь с другими конфликтами и завершится разрушением. Под управлением понимается подавление С.К. в интересах общества в целом или отдельного субъекта. В широком смысле управление конфликтом, связано с воздействиями на конфликт.

1) предупреждение о К. т.е. не допустить его развертывание.

2) Профилактика, т.е. преодоление противоречий.

3) Предотвращение, устранение причин противостояний. Если не удается «задушить конфликт», то задача сводится к локализации противоборства.

4) Регулирование динамики К. т.е. устранение и разрешение К. Устранение предполагает:

— победу одной стороны, и уничтожение другой.

— уничтожение обеих сторон;

— перерастание одного конфликта в другой.

Методы разрешения:

— сглаживание (убеждение);

— быстрое разрешение, за короткие сроки;

— метод скрытых действий;

— метод компромисса (путем переговоров);

— сотрудничество;

— метод насилия (навязывание одной из сторон своей позиции).

⇐ Предыдущая45678910111213Следующая ⇒

Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 155 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Стадии развития конфликта

Процесс развития конфликта проходит несколько стадий, каждая из которых может отличаться напряженностью между конфликтующими и степенью изменения их отношений друг к другу.

Некоторые авторы предлагают рассматривать целостно конфликт и процесс его разрешения, выделяя при этом следующие моменты: 1) предконфликтная стадия; 2) собственно конфликт; 3) разрешение конфликта; 4) послеконфликтная стадия .

Несколько иного подхода к развитию конфликта придерживается В.Ю. Питюков, описывающий именно стадии конфликта.

На первой стадии хотя бы у одного из партнеров возникает недовольство , т.е. ощущение неудовлетворенности чем-то или кем-то. Оно может выражаться недовольными взглядами, соответствующей мимикой, интонацией голоса, позой и, конечно же, словами несогласия, отрицания, раздражения или эдакого бурчания. При этом знаки недовольства могут и не доходить до партнера, не задевать его.

Стадии развития конфликта

На этой стадии происходит своеобразное личное возбуждение одного из потенциальных участников конфликта (а возможно, что и обоих участников), являющееся признаком того, что между субъектами назревает противоречие. Недовольство может длиться довольно долго и необязательно развиться в обострение отношений. Особенно если партнеры не имеют возможности выразить свое состояние непосредственно или через посредников друг другу.

Однако если партнеры получают возможность для взаимного предъявления своего недовольства, то наступит новая стадия — разногласие , т.е. разные гласы, различные голоса. На этой стадии субъекты предъявляют друг другу свои различные мнения и будут, прежде всего, заботиться о том, чтобы их мнения, их взгляды были высказаны партнеру, доведены до него.

Если каждая из сторон проявляет настойчивость, то разногласие перерастает в противодействие , т.е. действие, создающее помеху действию партнера. Здесь любые доводы и аргументы противоположной стороны будут натыкаться на своеобразные препятствия в виде язвительных реплик, контраргументов и примеров решения конфликтного вопроса в свою пользу.

В случае неспособности найти способы примирения конфликт может затянуться и перейти в стадию противостояния . Стоя на своем, каждая из сторон будет демонстрировать непоколебимость своей позиции, свою особую "принципиальность". "Все равно будет по-моему!", "Ни за что не уступлю!", "Пусть я потеряю то-то и то-то, но я ему докажу" — примерно такие "формулы самовнушения" довольно часто используют партнеры. Подобное упрямство свидетельствует о еще большем нарастании напряженности между субъектами, которые все упорнее загоняют себя в безвыходное положение.

Противостояние часто перерастает в противоборство , т.е. в борьбу против кого-то или чего-то. Стремясь достигнуть своих интересов, субъекты не стесняются в выборе способов подавления своего противника, пуская в ход всевозможные словесные оскорбления, применение физической силы.

Противоборство сторон может перерасти в одну из двух форм: разрыв отношений или принуждение . Разрыв отношений, как правило, происходит, когда соперники обладают примерно одинаковыми силами либо занимают равные позиции. Если же один из соперников значительно превосходит другого, то их противоборство заканчивается принуждением более слабой стороны.

Например, конфликт между двумя учениками, не желающими идти на примирение, обычно завершается разрывом их отношений, поскольку каждый из них имеет практически одинаковый статус в школе.

Конфликт между директором и учителем либо между директором и учеником может завершиться принуждением со стороны директора, который обладает большими, нежели учитель и ученик, "рычагами" воздействия на своих подчиненных.

Рассмотренные формы развития конфликта иногда представляют в виде своеобразной "лесенки" конфликта :

  • разрыв или принуждение
  • противоборство
  • противостояние
  • противодействие
  • разногласие
  • недовольство

Чем выше конфликтующие стороны поднимаются по этой "лесенке", тем больше нарастает напряженность в их отношениях, тем ближе они к разрыву отношений между собой. Это тот случай, когда развитие конфликта идет по деструктивному пути.

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Причины возникновения конфликтов в процессе общения. Этапы развития конфликтов

⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 28Следующая ⇒

Конфликт — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Основу любого конфликта составляет ситуация, включающая противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо спорные цели и средства их достижения в данных обстоятельствах или несовпадение интересов, желаний, наконец, удерживает субъектов возможного конфликта и его объект. Однако для того чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если противоположная сторона отвечает тем же, конфликт из потенциального переходит в актуальный.

В современной психологии выделяют ряд основных элементов конфликта:

стороны (участники, субъекты) конфликта;

условия прохождения конфликта;

образы конфликтной ситуации;

возможные действия участников конфликта.

Причины конфликтов

В основном основные причины возникновения конфликтов — это разные аксиологические (ценностные) установки коммуникантов. А.П. Егидес предлагает определять два основных типа коммуникативного поведения — конфликтогенных и синтонных.

Конфликтогенное поведение провоцирует конфликт, который возникает, когда потребности одного человека мешают удовлетворению потребностей другого.

Конфликтогенные ситуации возникают на каждом шагу. Например, двое разговаривают, подходит третий. Собеседники умолкли (конфликтогенная ситуация) или включили его в свой разговор (синтонная ситуация).

Или: я даю человеку совет, когда она меня просит (синтонно ситуация) я даю совет, когда она этого у меня не просит (конфликтогенна ситуация). Когда с вами переходят на «ты» без разрешения, это может стать началом конфликтной ситуации — там, где люди чувствуют равными, скажем, в очереди («я с тобой свиней не пас!"). Но даже если вы должны терпеть такое хамство со стороны или начальника, то искреннего друга, в вашем лице он, согласитесь, не приобретет себе единомышленника. Правильным путем до начала конфликта является притворно доброжелательные фразы вроде «Как бы это вам объяснить?», «Ты не понимаешь …».

Немало конфликтов возникает из-за того, что люди по-разному понимают одно и то же слово или болезненно воспринимают логические и языковые ошибки (нелогичность изложения или употребление слова в неверном смысле). В свое время известный философ Б. Рассел создал «семантическую философию»: она утверждала, что все конфликты, вплоть до войн включительно, возникают исключительно из-за неадекватного восприятия и толкования чужого языка и чужих слов. Например, в украинском, русском и польском языках существует различное семантическое насыщение слова «жалко». В украинском и польском языках «сожаление» — это эмпатия, понимание проблем собеседника как собственных. В русском же языке слово «пожалеть» воспринимается как унижение.

Особенно горячо разгорается конфликт, когда наблюдается вербальная агрессия — недвусмысленные образы и унижения собеседника или одиозное отрицание его утверждений (особенно без аргументации). Если вы хотите быть благородным, никогда не надо опускаться в конфликте к такого рода вещам.

Однако для создания конфликтогенной ситуации не надо особых обидных слов. Нейтральное слово или предложение могут создать как синтонно, так и конфликтогенную ситуацию, если включаются невербальные факторы. Например, «спасибо» можно сказать таким ледяным тоном, что у собеседника пропадет всякое желание продолжать разговор. Таким образом, кофликтогенные ситуации формируются не только в русле собственно речевой деятельности. Скажем, демонстративно не замечать или не слушать человека, когда он к вам обращается, не отвечать на приветствие (такая себе примитивная имитация «аристократизма», как его себе представляет данный субъект) — конфликтогенная ситуация. И даже такой фактор, как угрюмое выражение лица, тоже может привести к ссоре.

Синтонное поведение (от лат. «Тон» — «звук») — это поведение, которое соответствует ожиданиям собеседника. Это любые формы благодарности, улыбки, дружеские жесты и т.д. — то, что в упоминавшейся выше методике нейролингвистического программирования (НЛП) называется «подстройкой" под собеседника. Пример: жена разбила чашку, я, человек, виню ее — и это конфликтогенна ситуация, но если я виню себя в том, что собственноручно поставил чашку на край стола, — это ситуация синтонная.

Большинство людей в большинстве случаев придерживаются нейтральной поведения. Так, если взять выполнение требований закона, здесь можно выделить 3 варианта поведения: не обязан, а сделал (синтонно) обязан, а не сделал (конфликтогенная) обязан и сделал (нейтральная). Соблюсти нейтральную линию не всегда удается: например, только моральный урод, может спокойно слушать, как оскорбляют близкого ей человека.

Этапы развития конфликта

Первый этап — зарождение. Характеризуется аморфностью, всеобщностью и включенностью во все многообразные отношения между субъектами. Противоречия на этом этапе существуют потенциально. Они заключены в разных и даже противоречивых ценностях, нормах, потребностях, знаниях и т.п. Есть точка отсчета, вокруг которой в дальнейшем может развиваться конфликт; это общий интерес, новые связи, отношения, общее пространство и т.п. Поэтому любой человек является потенциальным противником в будущем конфликте.

Второй этап – созревание.

Стадии развития конфликта:

Из многочисленных связей и отношений субъект начинает выбирать те, которые он считает приемлемыми или неприемлемыми. Это может быть все что угодно: работа, секс, форма поведения, деньги, власть, процесс познания и т.п. Конкретно выделяется субъект (группа) как носитель той или иной притягательной или отталкивающей черты, и вокруг него начинает концентрироваться определенная информация. Идет поиск людей, симпатизирующих конкретной группе или человеку. Второй этап характеризуется:

Выделением конкретного оппонента;

Накапливанием определенной негативной информации о субъекте;

Четким выделением сферы конфликтной ситуации;

Концентрацией групп сторонников и противников;

Усилением и осознанием психологического напряжения между оппозициями.

Третий этап – инцидент. Часто перед ним наблюдается некоторое затишье, выжидание. Выделяются позиции «провокатора», «жертвы», «судьи», «базарной бабы», борца за справедливость». Как бы осторожно ни вела себя оппозиция, повод для инцидента найдется. Это может быть все, что угодно: не тем тоном сказано, не так взглянул, не предупредил или наоборот накричал, сделал замечание – это лишь «зацепка». Сам инцидент – «мелкий камешек», могущий вызвать обвал, приведя в действие всю мощь стихии. Его фиксация не позволяет увидеть основные противоречия и предмет конфликта между субъектами, однако он является отправной точкой для столкновения. Участники ситуации созрели для открытого противостояния, и начинается столкновение, т.е. конфликт.

Четвертый этап – столкновение (конфликт). Его можно сравнить со взрывом, в результате которого на поверхность выбрасывается как»пустая» порода, так и «ценная». Прямое столкновение проявляется на нескольких уровнях: эмоционально – психологическом, физическом, политическом, физическом, политическом, экономическом и т.д.

Требования, претензии, обвинения, эмоции, стрессы, скандалы вызывают борьбу, противостояние и конфронтацию. Способность определить «ценную породу» от «пустой» зависит от того, по какому пути пойдет конфликт: рациональному или иррациональному. Этот этап характеризуется:

Ярко выраженными противостояниями;

Выделением предмета конфликта, осознанного субъектами;

определением масштаба и границ конфликта;

Появлением третей стороны (наблюдателей, групп поддержки, и пр.);

Определением масштаба и границ конфликтной ситуации;

Предъявлением средств управления и манипулирования субъектами в конфликте;

Появлением факторов, подтверждающих необходимость столкновения.

Конфликт становится событием для окружающих, его видят, о нем говорят, к нему вырабатывается определенное отношение.

Пятый этап – развитие конфликта. Говоря о развитии мы имеем в виду изменение некоторых элементов и характеристик, которые присутствуют в ситуации, а также факторов, оказывающих то или иное влияние на конфликт. На этом этапе есть факторы, которые не развиваются и не меняются, т.е. статичны, постоянны: предмет конфликта; социальные факторы; базовые ценности; стратегические цели.

Элементы, которые частично меняются: связи и отношения между субъектами (группами); интерпретация фактов; интересы; потребности; тактические задачи; представления о конфликте, субъектах отношениях. Элементы, которые могут быть заменены другими: смысловой контекст; позиции, роли; средства борьбы; социальные нормы, принципы взаимодействия; реакции; чувства; эмоции. Именно здесь происходит развитее конфликта. Действия конфликтующих сторон определяются этими элементами.

Шестой этап – пост конфликтная ситуация, последствия конфликта. С точки зрения выделения этапов конфликта необходимо отметить, что часто конфликтующие стороны начинают осознавать ситуацию с третьего и четвертого этапов, когда конфликт созрел и многие процессы вышли из под контроля. Иными словами субъекты, уже находятся внутри конфликта и действуют в соответствии с его логикой борьбы и противостояния, уничтожения и подавления.

На основании выделения этапов развития конфликтной ситуации и выделения специфических характеристик можно;

Сформулировать задачи для осуществления целенаправленного вмешательства в конфликты на разных этапах;

Применять закономерности в практике управления и в учебном процессе;

Применять схему для диагностики конфликтной ситуации;

Профессионально управлять конфликтной ситуацией посредством изменения основных характеристик и элементов;

Профессионально «встраиваться в конфликт» с целью управления ситуацией изнутри и т.д.;

Таким образом, методически «расщепляя» конфликт и определяя место конфликта, мы строим некоторую конструкцию, позволяющую приблизиться к богатству содержания и распознать тончайшие нюансы этого социального феномена.

⇐ Предыдущая14151617181920212223Следующая ⇒

Особенностями конфликта как социального явления, механизмов его возникновения и решения является то, что конфликт выступает не как одномоментное явление, а как процесс, зарождается, проходит определенные этапы и завершается.

Конфликта в своей реальной форме предшествует латентная фаза. На этой стадии сформировались практически все элементы конфликта, отсутствуют только активные действия. Эта стадия сама по себе не является одномоментной, она содержит несколько этапов И по времени может продолжаться очень долго.

Первый этап включает в себя зарождения объективной проблемной ситуации будущего конфликта.

Второй этап включает процесс осознания субъектом объективной проблемной ситуации. На этом этапе существует наиболее реальная возможность избежать перерастания ситуации в конфликт еще на латентной стадии. События этого этапа несут в себе следующие аспекты: первый аспект - это осознание какой - либо из сторон проблемности создавшейся ситуации. Интересы могут быть какие вполне реальными, так же и неправильно восприняты.

Второй аспект содержит себе процесс осознания препятствий, которые могут встать на пути реализации своих интересов. Будущие препятствия могут быть трех типов:

Препятствия, которые вытекают из объективной ситуации и вовсе не

зависят от других, возможных субъектов будущего конфликта;

Препятствия, которые могут возникнуть в зависимости от личных

качеств возможного участника конфликта;

Препятствия внешнего характера, которые могут выступать в качестве

персонифицированы. Третий аспект включает в себя осознание соотношения своих интересов с возможными и явными препятствиями.

Третий этап можно рассматривать как попытку решения конфликтной ситуации неконфликтный способами. Возможность подобного решения ситуации может заключаться в том, что противоположная сторона, реализуя свой интерес, своими действиями может и не доводить до конфликта. Взаимопонимание на этом этапе создает реальную возможность не дать проблемной ситуации перерасти в реальный конфликт.

Четвертый этап характеризуется конкретными действиями, которые были направлены на реализацию своих интересов обеими сторонами и которые в результате имели негативные последствия. На этом этапе четко обозначаются позиции обеих сторон и проводится подготовительная работа. С формальной стороны этот этап можно рассматривать как передконфл-иктный, хотя на самом деле конфликт уже начался.

Представлены этапы можно рассматривать как идеальный вариант зарождения конфликта. В реальной жизни некоторые этапы могут выпадать или даже повторяться.

Окончание последнего этапа завершает латентную фазу динамики конфликта. Переход в открытую фазу определяется несколькими обстоятельствами. Во-первых, для всех участников становится очевидным состояние конфликта. Во-вторых, действия участников назревающего конфликта все больше приобретают форму внешней направленности. В-третьих, о выходе конфликта из латентной фазы узнает третья сторона. Конфликт начинает чувствовать внешнее воздействие, не обязательно может привести к его эскалации, это влияние может выполнить положительную роль, то есть погасить его.

Открытая фаза конфликта начинается с инцидента - действия, столкновения, носит явно непримиримый характер. Подобные действия могут носить как случайный характер, так и организованный одной из сторон. Значение инцидента в том, что с него начинаются открытые действия против соперника, а инцидент придает этим действиям будто законный (лигитимний) характер. Размеры инцидента значения не имеют. Напротив, ничтожество, по мнению стороннего наблюдателя, инцидента, приведшего к открытому проявлению конфликта, может говорить о глубине противоречий и неслучайности открытого противостояния.

Отдельно необходимо выделить группу инцидентов, которые можно отнести к случайным, так как они в большей степени, чем остальные случаи, могут зависеть от внешнего фактора влияния на развитие конфликтной ситуации. Часть случайных инцидентов можно связать с объективными факторами, природа которых мало зависит от влияния человека. Очень часто их характеристика связана с совпадением объективных обстоятельств. Вторую группу случайных инцидентов можно связать с субъективным фактором, а именно - с целенаправленной деятельностью третьих лиц, заинтересованных в эскалации конфликтного противостояния.

После инцидента конфликт может развиваться как в негативном, так и в положительном направлении. Однако, чаще всего борьба усиливается, а сам конфликт разрастается. Этот период фазы открытого противостояния называется эскалация.

Закономерностью эскалации конфликта является укрупнение субъектов противостояния за счет привлечения новых участников. Межличностный конфликт может перерасти в межгрупповой. В условиях эскалации каждые следующие действия одной из сторон становятся более разрушительными по интенсивности чем предыдущие. Это находит оправдание в мотивации, как противодействие другой стороне. Это, в свою очередь, вызывает агрессивные, соответственно сильнее действия. Ситуация становится все более запутанной. На данном этапе чаще всего конфликт переходит от спора аргументов к безапелляционным претензий, к личностным обвинений и даже физических действий. Критика воспринимается уже только в форме угрозы. Противостояние приобретает такой формы остроты, когда Его стороны могут начать понимать необходимость перехода к конструктивным действиям и поиска взаимно понятных позиций. На смену дифференциации может прийти интеграция интересов, возможность которой вытекает из необходимости выхода из конфликта. Причина и источник конфликта при этом не исчезают, однако последствия конфликта могут заставить обе стороны начать искать возможности прекращения открытого противостояния.

Ситуация на этом этапе достаточно непредсказуема, сложно прогнозируемая, поэтому вариант начала решения конфликта возможен как из-за действий самих участников конфликта, так и путем привлечения третьей силы. Большая степень вероятности развития конфликта и по другому варианту, когда одна из сторон принимает решение активизировать свои действия и завершения конфликта видит только в уничтожении другой стороны. Это может стать результатом осознания возможности выйти победителем из конфликта или просто решением идти до конца.

Все действия в конфликте имеют конкретную направленность и их можно разбить на несколько типов противоборства:

А) действия, направленные на захват или удержание объекта при различных жизненных ситуациях;

Б) создание препятствий и косвенный вред;

В) использование слов и действий, несущих прямой оскорбительный смысл

и направлены непосредственно против противоположной стороны; Г) подчинения или уничтожения субъекта, лишение его мотивации и желания к самостоятельным действиям с помощью психологического давления или непосредственного насилия. Д) осуществление прямых убытков, физических потерь с целью преобразования одной из сторон конфликта с субъекта борьбы в объект властвования. Прекращение конфликта - это окончание активных действий сторонами конфликта по разным причинам. Формы прекращения конфликта могут быть разными:

♦ прекращения конфликта из-за взаимного примирения сторон;

♦ прекращения конфликта путем его симметричного решения, когда обе стороны или выигрывают, или проигрывают;

♦ прекращения конфликта путем его асимметричного решения, когда выигрывает одна сторона, а другая проигрывает;

♦ перерастания конфликта в другое противоборство;

♦ постепенное угасание конфликта.

Завершение конфликтов может проходить и в других формах, таких, например, как мирное урегулирование, использование насилия третьей стороной, т.н. "тупик", уход от конфликта одной из сторон, предложение третьего варианта разрешения конфликта.

Прекращение конфликта не означает автоматического прекращения существования конфликтной ситуации, поэтому конфликт может переходить из открытой фазы снова в латентную - постконфликтную. ее особенность заключается в том, что на этом этапе конфликт может протекать вокруг поиска нормализации отношений и создание условий для полного решения проблемных вопросов.

После активной фазы конфликта снова может наступить латентная, постконфликтное фаза, которая может включать в себя два этапа.

Первый этап может включать частичную нормализацию отношений, когда глубина противоречий еще существует, но уже устранены механизмы для разрастания конфликта. Противостояние еще может сохраняться и даже может быть заморожено на длительное время, пока будет присутствовать объект конфликта. Второй этап - это полная нормализация конфликта. Мероприятия, проводимые на этом этапе, направленные на преодоление самых причин конфликтной ситуации. Подобные действия возможны при взаимном желании их устранить. При этом не стоит забывать, что возможность возобновления конфликта может оставаться и на этом этапе, поводом могут послужить недомолвки, недосказанности, а так же моменты морального плана.

Время на чтение: 2 мин

Стадии конфликта. Социологи утверждают, что конфликтное взаимодействие является нормальным состоянием социума. Ведь любое общество вне зависимости от эпохи характеризуется наличием ситуаций конфронтации. Даже, когда межличностное взаимодействие выстраивается гармонично и основывается на взаимопонимании, столкновения неизбежны. Чтобы противостояния не разрушали жизнь социума, чтобы общественное взаимодействие было адекватным, необходимо знать основные стадии развития конфликта, которые помогут выявить момент зарождения конфронтации, эффективно сглаживать острые углы в спорах и разногласия. Большинство психологов рекомендуют использовать конфронтацию в качестве источника самообучения и жизненного опыта. Анализ конфликтной ситуации позволяет узнать больше о собственной персоне, вовлеченных в противостояние субъектов и ситуации, спровоцировавшей конфронтацию.

Стадии развития конфликта

Принято выделять четыре понятия стадии развития конфликтов: предконфликтную стадию, непосредственно сам конфликт, стадию разрешения противоречия и послеконфликтную стадию.

Итак, основные стадии конфликта: предконфликтная стадия. Начинается она с предконфликтной ситуации, поскольку любому противостоянию вначале предшествует рост напряженности во взаимодействии потенциальных субъектов конфликтного процесса, спровоцированного определенными противоречиями. При этом далеко не все противоречия и не всегда ведут к возникновению конфликта. Лишь те расхождения влекут за собой конфликтный процесс, которые осознаются субъектами конфронтации как противопоставление целей, интересов и ценностей. Напряженность являет собой психологическое состояние индивидов, которое носит скрытый характер до начала конфликтного процесса.

Неудовлетворенность считается одним из ключевых факторов возникновения конфликтов.

Скопление неудовлетворенности из-за существующего положения вещей или развития событий приводит к увеличению напряженности. Потенциальный субъект конфликтного противостояния, недовольный объективно сложившимся положением вещей, находит предполагаемых и реальных виновников его неудовлетворенности. Одновременно с этим у субъектов конфликтного столкновения происходит понимание неразрешимости сформировавшейся ситуации конфронтации привычными способами взаимодействия. Таким путем постепенно проблемная ситуация перерастает в явное столкновение. При этом спорная ситуация существовать независимо от субъективно-объективных условий может продолжительное время, не трансформируясь непосредственно в конфликт. Чтобы конфликтный процесс начался, нужен инцидент, то есть формальный предлог для возникновения прямого столкновения участников. Инцидент может появиться случайно или быть спровоцированным субъектом конфликтного противостояния. Более того, он может являться и результатом естественного течения событий.

Конфликтная ситуация, как стадия развития конфликта бывает выявлена далеко не всегда, поскольку нередко столкновение может начинаться непосредственно со столкновения сторон, другими словами начинается с инцидента.

По характеру зарождения выделяют четыре разновидности конфликтной ситуации: объективно-целенаправленная и нецеленаправленная, субъективно-целенаправленная и нецеленаправленная.

Конфликтная ситуация, как стадия конфликта создается одним оппонентом или несколькими участниками взаимодействия и чаще всего является условием зарождения конфликтного процесса.

Как было выше сказано, для возникновения непосредственно столкновения необходимо наличие инцидента вкупе с ситуацией конфронтации. При этом ситуация противостояния зарождается до инцидента (происшествия). Она может образовываться объективно, то есть вне желания людей, и субъективно, вследствие мотивов поведения, сознательных устремлений оппонирующих участников.

Основные стадии развития конфликта – непосредственно конфликт.

Начало явного противоборства участников является следствием конфликтного стиля поведенческого реагирования, под которым понимаются поступки, направленные на конфронтирующую сторону ради завладения, удержания объекта спора либо принуждение соперника к изменению собственных намерений или отречению от них.

Можно выделить четыре формы конфликтного стиля поведения:

Вызов или активно-конфликтный стиль;

Ответ на вызов или пассивно-конфликтный стиль;

Конфликтно-компромиссная модель;

Компромиссное поведение.

Противостояние обретает собственную логику и развитие в зависимости от проблемной установки и стиля конфликтного поведенческого реагирования участников. Развивающееся противостояние характеризуется тенденцией образовывать дополнительные поводы для собственного обострения и разрастания. Поэтому каждая конфронтация имеет свои стадии динамики конфликта и в определенной мере является уникальной.

Противостояние может развиваться по двум сценариям: войти в фазу эскалации либо миновать ее. Другими словами динамика развития столкновения на стадии конфликта обозначается термином эскалация, которая характеризуется возрастанием деструктивных действий противоборствующих сторон. Эскалация конфликтов часто может приводить к необратимым последствиям.

Обычно выделяют три основные стадии динамики конфликта, проистекающие на этом этапе:

Перерастание противостояния из латентной формы в открытое столкновение оппонентов;

Дальнейшее нарастание (эскалация) конфликта;

Противоборство достигает своего пика и принимает вид всеобщей войны, на которой не гнушаются никакими средствами.

На последней стадии конфликта развитие происходит следующим образом: конфликтующие участники «забывают» настоящие причины конфликта. Для них главной целью становится причинение максимального ущерба противнику.

Основные стадии развития конфликта – разрешение противостояния.

Интенсивность и длительность конфронтации зависят от множества условий и факторов. На определенной стадии протекания конфронтации у противоборствующих участников могут значительно измениться мнение о собственном потенциале и о возможностях соперника. То есть наступила пора «переоценки ценностей», обусловленная обновленными, возникшими вследствие конфликта, взаимоотношениями, осознанием непомерной «стоимости» успеха либо невозможности достичь целей. Это подталкивает оппонентов на трансформацию тактики и стиля конфликтного противостояния. На этом этапе одно противоборствующая сторона либо обе стремятся отыскать пути разрешения проблемной ситуации, вследствие чего, как правило, накал борьбы идет на спад. С этого и начинается процесс окончания конфликтного взаимодействия. Однако нового обострения это не исключает.

Завершающая стадия конфронтации – после конфликтная.

Окончание непосредственно противостояния оппонентов далеко не всегда знаменует полное разрешение конфронтации. Во многом степень удовлетворенности субъектов конфликтного взаимодействия либо неудовлетворенности участников «заключенными мирными соглашениями» характеризуется зависимостью от нижеприведенных положений:

Достигнута ли цель, преследуемая конфликтом, и насколько она удовлетворена;

Какими средствами и методами велось противоборство;

Насколько велик ущерб сторон (например, материальный);

Насколько высока степень ущемления чувства достоинства оппонентов;

Получилось ли в ходе заключения «мира» ликвидировать эмоциональное напряжение участников;

Какие способы были базисом переговорного взаимодействия;

Насколько получилось согласовать интересы участников;

Было ли компромиссное решение навязано в результате принуждения или явилось итогом взаимного нахождений пути разрешения столкновения;

Какова реакция социального окружения на результаты конфликта.

Стадии социального конфликта

Принимая непосредственное участие в противостоянии, довольно сложно абстрагироваться и мыслить о чем-то ином, поскольку часто расхождение во взглядах бывает довольно острым. При этом наблюдатели конфронтации могут без труда выделить основные стадии социального конфликта. Обычно социологи расходятся во мнениях о количестве стадий социального противостояния. Зато все они сходны в определении социального противоборства. В узком смысле, социальным противостоянием именуют конфронтацию, причиной которой стали разногласия социальных общностей в обосновании трудовой деятельности, в целом ухудшение экономического состояния и статусного положения либо в сравнении с иными коллективами, снижение уровня удовлетворенности совместной деятельностью. Характерным признаком социального противостояния считается существование объекта противоборства, обладание которым имеет связь с индивидов, вовлеченных в социальную конфронтацию.

Основные стадии социального конфликта: латентная (скрытое нарастание недовольства), пик социального напряжения (явное выражение противостояния, активные действия участников), разрешение столкновения (снижение социальной напряженности путем преодоления кризиса).

Латентная стадия знаменует этап зарождение конфликта. Часто она даже незаметна для стороннего наблюдателя. Все действия этой стадии развиваются на социально-бытовом и психологическом уровне.

Примеры стадии конфликта - зарождение (разговоры в курилках или кабинетах). Нарастание этой фазы можно отследить по ряду косвенных признаков. На латентной стадии конфликта примеры признаков можно привести следующие: рост числа прогулов, увольнений.

Данный этап может быть довольно растянутым по длительности.

Пиковая фаза является критической точкой противостояния. На пиковой стадии протекания конфликта взаимодействие между противоборствующими сторонами достигает предельной остроты и интенсивности. Важно суметь выявить прохождение данной точки, поскольку ситуация конфронтации после своего пика, как правило, поддается управлению. Одновременно с этим социологи утверждают, что вмешательство в столкновение на пиковой фазе бесполезно, нередко даже опасно.

На пиковой стадии конфликта примеры можно привести следующие: вооруженные массовые восстания, территориальные разногласия держав, забастовки.

Угасание конфронтации происходит вследствие либо исчерпания ресурсов одной из участвующих сторон, либо достижения соглашения.

Стадии разрешения конфликта

Социальное противостояние будет наблюдаться, пока не возникнут очевидные и ясные условия для его завершения. Внешним признаком прекращения конфликта может являться окончание инцидента, что означает прекращение конфликтного взаимодействия между субъектами противостояния. Завершение конфликтного взаимодействия считается необходимым, но при этом недостаточным условием для угасания противоборства. Поскольку в определенных обстоятельствах угасший конфликт может воспламениться вновь. Другими словами, ситуация не до конца разрешенного конфликта провоцирует его возобновление на том же фундаменте либо вследствие новой причины.

Однако неполное разрешение конфронтации все же нельзя рассматривать в качестве ущербного действия. Зачастую оно обусловлено объективно, так как не всякое столкновение разрешается с первой попытки и навсегда. Напротив, человеческое бытие наполнено конфликтами, которые разрешаются либо временно, либо частично.

Понятия стадии конфликтов дают возможность субъектам противостояния наметить наиболее адекватную поведенческую модель.

Стадия разрешения конфронтации предполагает следующие вариации развития ситуации:

Явное превосходство одного субъекта взаимодействия позволяет ему навязать оппоненту собственные условия завершения столкновения;

Борьба может тянуться до капитуляции одного из участников;

Вследствие дефицита ресурсов борьба приобретает длительный, вялотекущий характер;

Использовав все ресурсы, не выявив бесспорного победителя, субъекты идут на уступки;

Конфронтация может быть прекращена под давлением третьей стороны.

Стадия разрешение конфликтного взаимодействия при умении регулировать противостояние может и даже должна начинаться до возникновения непосредственно конфликта. С этой целью рекомендуется применять следующие формы конструктивного разрешения: коллективное обсуждение, переговоры и т.п.

Существует множество способов конструктивного завершения противостояния. В большинстве своем эти способы направлены на видоизменение самой ситуации конфронтации, также применяется воздействие на субъектов конфликта или изменение характеристики конфликтного объекта.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Конфликт не возникает вдруг. Причины его накапливаются, зреют иногда довольно длительное время. И в зависимости от того, на какой стадии находится конфликт, эффективность п рименяемых способов для его урегулирования зависит от владения конкретными техниками и приемами поведения.

Выиграна война, но не мир.

Альберт Эйнштейн

Скачать:


Предварительный просмотр:

Стадии и этапы конфликтного взаимодействия

Конфликты, несмотря на свою специфику и многообразие, в целом имеют общие стадии протекания:

  1. потенциальное формирование противоречивых интересов, ценностей, норм;
  2. переход потенциального конфликта в реальный или стадию осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов;
  3. конфликтные действия (инцидент);
  4. снятие или разрешение конфликта.
  5. наступление последствий конфликта и их оценка.

Каждый конфликт имеет также более или менее четко выраженную структуру. В любом конфликте присутствует объект конфликтной ситуации, связанный либо с организационными и технологическими трудностями, особенностями оплаты труда, либо со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон.

Следующий элемент конфликта – это цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами.

Конфликт предполагает наличие оппонентов, конкретных лиц, являющихся его участниками.
И, наконец, в любом конфликте важно отличить непосредственный повод столкновения от подлинных его причин, зачастую скрываемых.

Динамика конфликта представляет собой процесс развития конфликта, его качественных изменений при переходе от одной стадии к другой.

Можно выделить следующие три основные этапа/стадии развития конфликта:

I этап - предконфликтная ситуация (латентная стадия);

II этап - стадия открытого конфликта;

III этап - послеконфликтная стадия (стадия разрешения/завершения конфликта).

Рассмотрим выделенные стадии развития конфликта более подробно.

Предконфликтная стадия представляет собой не сам конфликт, а лишь возможность его возникновения. На данной стадии участники еще не осознают в полной мере сути противоречий.

На данном этапе выделяют периоды:

Скрытый период - обусловленный неравным положением групп индивидов в сферах “иметь” и “мочь”. Она охватывает все аспекты жизненных условий: социальный, политический, экономический, моральный, интеллектуальный. Главная ее причина - стремление людей к улучшению своего статуса и превосходству;

Период напряженности , степень которой зависит от позиции противоборствующей стороны, имеющей большую мощь, превосходство. Например, напряженность равна нулю, если доминирующая сторона занимает позицию сотрудничества, напряженность понижена - при примиренческом подходе, очень сильна - при непримиримости сторон;

Период антагонизма проявляется как следствие высокой напряженности;

Период несовместимости - следствие высокой напряженности. Это собственно и есть конфликт.

Возникновение конфликта не исключает сохранения предыдущих стадий, так как скрытый конфликт продолжается по частным вопросам и, более того, возникают новые напряженности.

Кроме того, конфликт может быть разрешен и без усилий со стороны возможных оппонетов, если условия, породившие конфликт, исчезнут сами по себе.

Например, конфликты, которые могут возникать по причине дефицита учебных классов, могут быть успешно разрешены, если расписание занятий составить заранее и оповестить об этом всех участников образовательного процесса. В случаях, когда конфликтные условия сохраняются, эффективным способом разрешения конфликтной ситуации является осознание причин возникновения конфликта его оппонентами и возможных вариантов решения.

Дина́мика (от греч. δυναμις - сила) - состояние движения, ход развития, изменение какого-либо явления под влиянием действующих на него факторов.

Профилактика конфликта на этом этапе включает следующие действия со стороны его участников:

Переговоры и договоренности относительно степени опасности предконфликтной ситуации и возможности возникновения конфликта в будущем;

Сбор как можно более полной информации о сути и причинах создавшейся предконфликтной ситуации;

Выяснение степени вероятности и возможности бесконфликтного и безболезненного разрешения обнаруженных проблем;

Разработка конкретных действий по разрешению предконфликтной ситуации.

Итак, на скрытой (латентной) стадии возникают уже все основные элементы, образующие структуру конфликта, его причины и главные участники, т.е. налицо основная база предпосылок для конфликтных действий, в частности, определенный объект возможного противостояния, наличие двух сторон, способных одновременно претендовать на этот объект, осознание одной или обеими сторонами ситуации как конфликтной.

На этой “инкубационной” стадии развития конфликта могут предприниматься попытки решить вопрос полюбовно, например отменить приказ о дисциплинарном взыскании, улучшить условия труда и т.п. Но при отсутствии положительной реакции на эти попытки конфликт переходит в открытую стадию .

Признаком перехода скрытой (латентной) стадии конфликта в открытую является переход сторон к конфликтному поведению. Так как конфликтное поведение представляет собой выраженные вовне действия сторон, то их специфика как особой формы взаимодействия состоит в том, что они направлены на блокирование достижения противником его целей и осуществление своих собственных целей. Другими признаками конфликтных действий являются:

  1. расширение числа участников;
  2. нарастание числа проблем, образующих комплекс причин конфликта, переход от деловых проблем к личностным;
  3. смещение эмоциональной окраски конфликта в сторону темного спектра, негативных чувств, таких, как неприязнь, ненависть и т.п.;
  4. возрастание степени психической напряженности до уровня стрессовой ситуации.

Стадия открытого конфликта характеризуется также тем, что наличие противоборства становится очевидным всем. Каждая сторона начинает открыто защищать свои собственные интересы, привлекая для этого третьих лиц. Каждый старается привлечь на свою сторону как можно больше союзников. Внутри открытого периода можно выделить свои внутренние этапы, характеризующиеся различной степенью напряженности.

Инцидент - это случай, который инициирует открытое противоборство сторон. Оппоненты, с одной стороны, уже готовы к «военным» действиям в отношении противника, с другой - им часто недостает информации о его возможностях. Поэтому важными элементами развития конфликта на этой стадии являются сбор информации об истинных возможностях и намерениях оппонентов, поиск союзников и привлечение на свою сторону дополнительных сил. После инцидента все еще сохраняется возможность решить конфликт мирным путем, посредством переговоров прийти к компромиссу. Если найти компромисс не удалось, то за первым инцидентом следуют второй, третий и т.д.

Конфликт вступает в следующий этап - происходит его эскалация (нарастание).

Эскалация конфликта - это самая напряженная стадия, на которой происходит обострение всех противоречий между его участниками, и используются все возможности для победы в противоборстве. Вопрос стоит только так: «кто кого». На этой стадии становятся затруднительными какие-либо переговоры или иные мирные способы разрешения конфликта. Эмоции часто начинают заглушать разум, логика уступает чувствам. Главная задача состоит в том, чтобы любой ценой нанести как можно больший вред противнику.

Этап эскалации конфликта характеризуется следующими особенностями:

Создание образа врага (противоположные стороны начинают рассматривать друг друга через призму недостатков, все положительные качества перестают замечаться);

Демонстрация силы и угроза ее применения (стремление любыми способами доказать свою силу и мощь с целью заставить противника капитулировать, что приводит к нагнетанию эмоциональной напряженности, вражды и ненависти);

Применение насилия (жесткое подчинение одних другими, предельная стадия в эскалации конфликта);

Тенденция к расширению и углублению конфликта (конфликт начинает охватывать новые сферы и социальные уровни взаимодействия).

На стадии эскалации конфликта очень важно контролировать свои эмоции и помнить о том, что чувство гнева целиком зависит от нас.

При обоюдном стремлении сторон к снятию возникшего напряжения, взаимным уступкам, к восстановлению сотрудничества, конфликт вступает в стадию разрешения и завершения.

Возможные способы разрешения конфликта:

1) трансформация объективных факторов, породивших конфликт;

2) преобразование субъективной, психологической стороны, идеальных образов конфликтной ситуации, сформировавшихся у сторон.

Однако эффективность применения этих методов может быть разной. Их использование может привести или к полному, или же лишь к частичному разрешению конфликта.

Частичное разрешение конфликта достигается, когда прекращается внешнее конфликтное поведение сторон, но еще не преобразуется внутренняя, так называемая когнитивная, интеллектуальная и эмоциональная сфера, породившаяконфликтное поведение. Так, конфликт разрешается не полностью, лишь на поведенческом уровне, когда, например, применяются административные санкции к обеим сторонам конфликта, а объективная причина конфликта не устраняется.

Полное разрешение конфликта достигается лишь тогда, когда преобразуются оба компонента конфликтной ситуации - и на внешнем, и на внутреннем уровнях. Такой полный результат достигается, например, при удовлетворении всех справедливых требований конфликтующей стороны или обеих сторон путем изыскания дополнительных ресурсов.

Итак, завершение конфликта - это последний этап открытого периода. Часто завершение конфликта характеризуется тем, что обе стороны осознали безрезультатность продолжения конфликта. На этой стадии возможны самые раз личные ситуации, побуждающие обе стороны или одну из них к прекращению конфликта; с этими ситуациями связаны и способы завершения конфликта.

Понятия «завершение конфликта» и «разрешение конфликта» не тождественны. Разрешение конфликта есть частный случай, одна из форм завершения конфликта и выражается в позитивном, конструктивном решении проблемы основными участниками конфликта или третьей стороной.

Ситуации завершения конфликта

Способы завершения конфликта:

Явное ослабление одной или обеих сторон или исчерпание их ресурсов, не позволяющее вести дальнейшее противоборство

Устранение оппонента или обоих оппонентов противоборства

Очевидная бесперспективность продолжения конфликта и ее осознание его участниками

Устранение объекта конфликта

Обнаружившееся преобладающее превосходство одной из сторон и ее способность подавить оппонента или навязать ему свою волю

Изменение позиций обеих или одной из сторон конфликта

Появление в конфликте третьей стороны и ее способность и желание прекратить противоборство

Участие в конфликте новой силы, способной завершить его путем принуждения

Обращение сторон конфликта к арбитру и завершение его при посредстве третейского судьи

Переговоры как один из наиболее эффективных способов разрешения конфликта могут быть использованы в любой ситуации

Послеконфликтная стадия характеризуется ликвидацией напряженности, отношения между сторонами нормализуются и начинают преобладать сотрудничество и доверие.

Однако за завершением конфликта может следовать постконфликтный синдром, выражающийся в напряженных взаимоотношениях бывших оппонентов конфликта. А при обострении противоречий это может стать источником следующего конфликта.

Вопросы и задания для размышления

Проанализируйте предложенные ситуации с точки зрения проявления динамики конфликта:

Ситуация 1

Родители пришли в детский сад, чтобы забрать документы своего сына. Ребенок посещал детский сад в течение трех дней, после чего заболел, и родители приняли решение забрать ребенка. Заведующая потребовала, чтобы родители оплатили пребывание ребенка в детском саду через Сберегательный банк. Но родители не захотели идти в банк и предложили заплатить деньги лично ей. Заведующая объяснила родителям, что она не может принять деньги. Родители возмутились и, наговорив массу оскорблений в ее адрес и в адрес детского сада, ушли, хлопнув дверью.

Ситуация 2

До начала урока 10 минут. В классе находятся учитель и несколько учеников. Обстановка спокойная, доброжелательная. В класс входит другой учитель с целью получить необходимую информацию у коллеги. Подойдя к коллеге и ведя с ним беседу, вошедший учитель вдруг обрывает ее и обращает свое внимание на сидящую напротив ученицу 10-го класса, у которой на руке золотое колечко: «Ты посмотри, ученики все в золоте ходят. Кто тебе разрешил носить в школу золото?!». При этом, не дождавшись ответа от ученицы, учитель повернулся к двери и, продолжая громко возмущаться, покинул кабинет, хлопнув при этом дверью. Один из учеников спросил: «Что это было?». Вопрос остался без ответа. Сидящий в классе учитель всё это время молчал, не находя выхода из сложившейся ситуации. Ученица смутилась, покраснела, стала снимать колечко с руки. Обратившись то ли к учителю, то ли ко всем в классе, она спросила: «Почему и за что?» В глазах девушки появились слёзы.


Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: