Реформаторская педагогика (Д. Дьюи, Г. Кершенштейнер, А. Лай, Э. Мейман). Образование как социальный феномен

Педагогика к экзамену

1 Педагогика как антропологическая наука , ее возникновение и развитие.

На определенной ступени становления человеческого общества, в частности в поздний период рабовладельческого строя, когда производство и наука достигли определенного уровня развития, воспитание превращается в социальное явление и приобретает особую общественную функцию, т.е. возникают специальные воспитательные учреждения, появляются специалисты, профессией которых становится обучение и воспитание детей.

Таким образом, процесс передачи культурно-исторического опыта стал необходимым и целенаправленным. Осуществляется он в ходе взаимодействия старшего с младшим, опытного с менее опытным, обучающего с обучаемым. Это взаимодействие получило название – педагогический процесс.

Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие обучающего и обучаемого (старшего и младшего, опытного и менее опытного) в целях передачи-освоения культурно-исторического опыта (производственного, научного, социального, культурного), необходимого человеку для самостоятельной жизни и труда в обществе.

Педагогика – это наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

Объектом педагогики выступает человек, развивающийся посредством специально организованного процесса воспитания и обучения.

Предметом педагогики какнауки могут выступать педагогические явления, которые протекают в процессах функционирования и жизнедеятельности государства и общества, всех их сфер и структур, культурно-просветительных и образовательно-воспитательных учреждений, людей, их семей и существуют в виде педагогических закономерностей, факторов, механизмов образования, воспитания, обучения и развития личности.

2 теоритическая и технологическая функция педагогики

Функции педагогической науки. Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом. Это теоретическая и технологическая функции, которые она осуществляет в органичном единстве.

Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:

    описательном, или объяснительном, - изучение передового и новаторского педагогического опыта;

    диагностическом - выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих;

    прогностическом - экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности. Прогностический уровень теоретической функции связан с раскрытием сущности педагогических явлений, нахождением глубинных явлений в педагогическом процессе, научным обоснованием предполагаемых изменений. На этом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем, опережающие образовательную практику.

Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации:

    проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих "нормативный, или регулятивный" (В. В.Краевский), план педагогической деятельности, ее содержание и характер;

    преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;

    рефлексивный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.

воспитание, обучение, образование .

Для определения указанных категорий будет использоваться межпредметное понятие – развитие. Развитие – это объективный процесс последовательных количественных и качественных внутренних изменений во всех сферах личности; ее взросление.Можно выделить физическое, психическое, социальное, духовное развитие .Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.

Воспитание (в широком смысле) как социальное явление – это передача культурно-исторического опыта подрастающему поколению с целью подготовки его к самостоятельной общественной жизни и производственному труду.

Воспитание (в узком смысле) – целенаправленная педагогическая деятельность, призванная сформировать у обучающихся систему качеств личности, взглядов и убеждений, мировоззрения, отношений, форм поведения.

Обучение – специально организованный процесс целенаправленного взаимодействия педагога и обучающихся, в результате которого обеспечиваются усвоение определенной системы знаний, навыков, умений, способов мышления и деятельности, развитие познавательных и других способностей, формирование мировоззрения.

Образование (как система) – специально организованная совокупностьобразовательных, культурно-просветительных заведений, учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров, органов управления образованием, учебно-методическое обеспечение осуществляемого в учреждениях образовательного процесса, а также всех его участников.

Формирование – это процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов.

Педагогика» – слово греческого происхождения (пейда – дитя, гогос – вести), буквально оно переводится как «деторождение», «детовождение» или искусство воспитания.

4 воспитание как явление общественной жизни исторический и классовый характер

До того как зародилась письменность, педагогические суждения имели устное бытование и до нашего времени дошли в виде пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений. Истоки народной педагогики, как первого этапа развития педагогики вообще, мы находим в сказках, былинах, песнях, частушках, детских прибаутках, пословицах, поговорках, заговорах, колыбельных песнях и песнях-хороводах, загадках, скороговорках, считалках, колядках, исторических преданиях, народных приметах.

Истоки теоретической педагогической мысли содержатся в работах великих древних философов – Сократа, Платона и Аристотеля. В рамках становящейся философской парадигмы они сформулировали основы возрастной периодизации и раскрыли цели и этапы образования и воспитания человека.

Мощный импульс развитию педагогики дала эпоха Возрождения (ХIV–ХVI в.в.). В 1623 г. англичанин Фрэнсис Бэкон (1561-1626) вычленил педагогику из системы философских наук как самостоятельную науку. С ХVII века педагогическая мысль начинает опираться на данные передового педагогического опыта. Немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571-1635) разработал содержательные понятия образования и соответствующую методологию, установив критерий педагогических исследований.

Огромный вклад в создание научных основ педагогики был внесен великим чешским педагогом Яном Амосом Коменским (1592-1670). Он обосновал необходимость обучения и воспитания сообразно природе ребенка, на основе объективных закономерностей разработал систему принципов обучения, создал классно-урочную систему обучения, заложил основы классического или традиционного образования.

Много прогрессивных идей было внесено в педагогическую науку и практику трудами Эразма Роттердамского (1469-1536) в Голландии, Дж. Локка (1632-1704) – в Англии, Ж.Ж. Руссо (1712-1778), К.А. Гельвеция (1715-1771) и Д. Дидро (1713-1784) – во Франции, И.Г. Песталоцци (1746-1827) – в Швейцарии, И.Ф. Гербарта (1776-1841) и А. Дистервега (1790-1866) – в Германии, Я. Корчака (1878-1942) – в Польше, Д. Дьюи (1859-1952) – в США и др. Постепенно преодолевался религиозный характер образования, расширялось содержание классического образования, основательно стали изучаться родной язык, история, география, естествознание. В XIX в. возникают реальные (с преобладанием предметов естественно-математического цикла) и профессиональные школы, в том числе и по подготовке педагогов. Таким образом, педагогика сформировалась в качестве учебной дисциплины. В стиле и методах педагогической работы получили развитие идеи гуманного отношения к детям, отмены физических наказаний в школах, преодоления средневековой схоластики и зубрежки, активизации учебной деятельности, отказа от «словесного воспитания», усиления нравственного воспитания, приближения образования к жизни, соединения обучения и воспитания с трудом, специальной подготовки учителей как профессионалов в вопросах обучения и воспитания и др.

Заметной вехой в развитии отечественной педагогики стала теоретическая и практическая деятельность Симеона Полоцкого (1629-1680), под наблюдением которого воспитывался в детстве Петр I. Он выступал против «врожденных идей», определяющих якобы развитие детей, придавал решающее значение в воспитании примеру родителей и учителей, считал, что развитие чувств и разума должно осуществляться целенаправленно.

Педагогическая мысль плодотворно развивалась в трудах М.В. Ломоносова (1711-1765), Н.И. Новикова (1744-1818), Н.И. Пирогова (1810-1881), К.Д. Ушинского (1824-1870), Л.Н. Толстого (1828-1910), П.Ф. Каптерева (1849-1922) и др.

В период социалистического развития система образования строилась на идеях формирования всесторонне развитой личности, непрерывности и преемственности обучения, соединения образования с трудом и общественной работой, воспитания в коллективе и через коллектив, четкой организации и управления педагогическим процессом, сочетания высокой требовательности с уважением к личному достоинству учащихся, личного примера учителя и пр. Основы такого образования получили развитие в трудах Н.К. Крупской (1869-1939), С.Т. Шацкого (1878-1934), П.П. Блонского (1884-1941), А.С. Макаренко (1888-1939), В.А. Сухомлинского (1918-1970) и др. В последние десятилетия XX в. интересные педагогические идеи активизации обучения, проблемного и развивающего обучения, педагогического сотрудничества, формирования личности разрабатывались учеными-педагогами Ю.К. Бабанским, В.В. Давыдовым, И.Я. Лернером, М.И. Махмутовым, М.А. Даниловым, Н.К. Гончаровым, Б.Т. Лихачевым, П.И. Пидкасистым, И.П. Подласым, М.Н. Скаткиным, В.А. Сластениным, И.Ф. Харламовым, педагогами-новаторами Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталовым, Е.Н. Ильиным и др.

В современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обучения и воспитания человека на всех этапах его личностного и профессионального развития.

1.2.Отрасли педагогических знаний.

5 В систему педагогических наук входят:

1.Общая педагогика , исследующая основные закономерности воспитания, обучения, образования и развития личности.

2.История педагогики , изучающая развитие педагогических идей и воспитания в различные исторические эпохи.

3.Сравнительная педагогика , исследующая закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и отличий.

4.Возрастная педагогика , изучающая особенности воспитания человека на различных возрастных этапах. В зависимости от возрастной характеристики различают дошкольную педагогику, педагогику средней школы, педагогику профессионально-технического образования, педагогику среднего специального образования, педагогику высшей школы, педагогику взрослых (андрагогику).

5.Специальная педагогика , разрабатывающая теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования детей и взрослых, имеющих отклонения в психофизическом развитии. Специальная педагогика (дефектология) распадается на ряд отраслей: вопросами воспитания и образования глухонемых и глухих детей и взрослых занимается сурдопедагогика, слепых и слабовидящих – тифлопедагогика, умственно отсталых – олигофренопедагогика, детей и взрослых с расстройством речи – логопедия.

6.Профессиональная педагогика изучает закономерности, разрабатывает теоретическое обоснование, содержание и технологии обучения и воспитания человека, ориентированного на конкретно профессиональную сферу действительности.

7.Социальная педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых. Многопрофильные образовательно-воспитательные и культурно-просветительные учреждения (клубы, центры, спортивные секции, студии музыкального и театрального искусства и др.) являются средством воспитания и развития личности, повышения культуры общества, передачи профессиональных знаний, проявления творческих способностей людей.

8.Исправительно-трудовая педагогика содержит теоретическое обоснование и методики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления.

9.Лечебная педагогика разрабатывает систему образовательно-воспитательной деятельности педагогов с хворающими, недомогающими и больными школьниками. Возникает интегрированная медико-педагогическая наука, направленная на разработку теоретического и содержательно-методического обеспечения лечения и обучения учащихся в щадящем режиме.

10.Методики преподавания различных дисциплин содержат специфические частные закономерности обучения конкретным дисциплинам (языку, физике, математике, химии, истории и др.), накапливают технологический инструментарий, позволяющий оптимальными методами и средствами усваивать содержание той или иной дисциплины, овладевать опытом предметной деятельности, оценочными отношениями.

6 педагогика в решении проблем современного общества

Педагогическая деятельность есть особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими целями. Педагогическая деятельность представляет собой самостоятельное общественное явление, единое с воспитанием, но отличное от него.

Педагог, вооруженный осознанным воспитательским опытом, педагогической теорией и системой специальных учреждений, сознательно вмешивается в объективный процесс воспитания, организует его, ускоряет и улучшает подготовку детей к жизни. Воспитание людей всегда, на любой стадии общественного развития осуществляется всем обществом, всей системой общественных отношений и форм общественного сознания. Оно вбирает в себя и отражает всю совокупность общественных противоречий. Педагогическая деятельность как общественная функция возникает в недрах объективного процесса воспитания и осуществляется педагогами, специально подготовленными и обученными людьми. В отличие от них, многие взрослые, участвующие в воспитательном процессе, не осознают огромного воспитательного значения своих взаимоотношений с детьми, действуют и поступают вопреки педагогическим целям.

Иногда педагог может отставать от требований жизни, от объективного воспитательного процесса, вступать в противоречие с прогрессивными социальными тенденциями. Научная педагогическая теория изучает законы воспитания, воспитательного влияния жизненных условий и их требования. Тем самым она вооружает педагога достоверными знаниями, помогает ему стать глубоко сознательным, эффективным, способным к разрешению возникающих противоречий.

Педагогическая деятельность как органическая, сознательная и целенаправленная часть воспитательного процесса - одна из важнейших функций общества.

Для того, чтобы эффективно воздействовать на детей, вступать с ними в воспитательные взаимодействия, стимулировать их самодеятельность, необходимо глубокое знание законов, по которым происходит процесс усвоения знаний, умений и навыков, формирования отношений к людям и явлениям мира. Педагогу необходимо научиться пользоваться этими знаниями на практике, овладеть опытом, мастерством, искусством их умелого применения. Педагогическая практика нередко требует оценки сложившейся ситуации и срочного педагогического реагирования. На помощь учителю приходит интуиция, представляющая собой сплав опыта и высоких личностных качеств. В воспитательском опыте вырабатывается умение выбрать из арсенала педагогических качеств именно то, которое отвечает требованиям данного момента.

Важным компонентом педагогической деятельности является высочайшая политическая, нравственная, эстетическая культура ее носителя. Вне такой культуры все другие компоненты в педагогической практике оказываются парализованными, малоэффективными. Эта общая функция включает в себя ряд более конкретных . К ним относятся: а) передача знаний, умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения; б) развитие их интеллектуальных сил и способностей, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер; в) обеспечение сознательного усвоения воспитуемыми нравственных принципов и навыков поведения в обществе; г) формирование эстетического отношения к действительности; д) укрепление здоровья детей, развитие их физических сил и способностей. Все эти функции неразрывно взаимосвязаны. Передача ребенку знаний, умений и навыков, организация его многообразной и разнообразной деятельности закономерно влечет за собой развитие его сущностных сил, потребностей, способностей, дарований.

Педагогическая деятельность как общественное явление реализуется диалектически, в противоречиях. Именно противоречия являются движущей силой ее развития, возникновения передового начала. Социальная роль педагогической профессии в современном обществе

Учитель в широком смысле слова это тот человек, который передает знания, умения, навыки, опыт. Учитель в узком смысле слова это тот человек, который получил специальность и обучает людей в учебных заведениях. Он воспитывает детей; ведет пропаганду педагогических знаний; обучает подрастающее поколение; развивает детей умственно, физически, эстетически; воспитывает социально активную личность; организовывает различные виды деятельности: просветительскую, оздоровительную.

История человечества свидетельствует, что образование и общество неотделимы. Все глобальные проблемы (экономические, социальные, политические, культурологические, демографические, экологические и др.), с которыми сталкивается общество, так или иначе сказываются на сфере образования. Например, в связи с экономическими трудностями, переживаемыми многими странами, в том числе и Российской Федерацией, уменьшается государственное финансирование системы образования, что ведет к ослаблению материально-технического оснащения учебно-воспитательных учреждений, к снижению качества подготовки педагогических кадров, рождает у педагогов социальную неуверенность в завтрашнем дне. Или неблагоприятная экологическая обстановка, царящая на планете, разрушающе действует на здоровье человека еще до его рождения. В результате снижаются способности к обучению; возникает потребность в создании образовательных учреждений коррекционного, компенсаторного, оздоровительного характера. В период войн, этнических конфликтов, которые вспыхивают то в одной, то в другой точке планеты, проблемы образования уходят на последний план перед угрозой смертельной опасности, катастрофически падает сама возможность учиться в школе, посещать детский сад.

Но, с другой стороны, образование во многом определяет лицо общества. Ученые подчеркивают социальное значение образования как важной преобразующей силы общества. Отмечается, что для выхода из кризиса, переживаемого в настоящее время мировой цивилизацией, необходимы глубокие изменения в сознании, поведении людей. Центральное место в структуре системы образования занимает учитель. Преобразовывать внутренний мир индивида на основе гуманистических идеалов, целенаправленно формировать нравственные качества, повышать уровень культуры и профессиональной подготовки человека - таковы функции современного учителя. Социальная роль педагога заключается в возможности оказывать влияние на развитие тех или иных тенденций в обществе, социуме, готовить подрастающее поколение к решению глобальных или локальных проблем современности, учить прогнозировать и, если потребуется, предупреждать их последствия.

Для каждого отдельного человека образование имеет более или менее выраженную личностную ценность. Процесс получения образования, который в развитых странах занимает четверть жизненного пути современного человека, делает содержательной и одухотворенной его жизнь, окрашивает ее разнообразными эмоциями, удовлетворяет потребности в познании, общении, самоутверждении. В ходе образования выявляются и развиваются потенциальные способности личности, осуществляется её самореализация, формируется «образ человеческий». С помощью образования человек адаптируется к жизни в обществе, приобретает необходимые для этого знания и умения.

Переживаемый в нашем обществе кризис больно задел и сферу образования, что с наибольшей отчетливостью проявилось в падении общественной ценности образования и тесно связанным с этим падением престижа учительского труда, вызвавшие деформацию учебного процесса.

В работе Ф.Г. Зиятдиновой, базирующейся на материалах социологических опросов и посвященной анализу социального положения учительства, отмечается, что престиж профессии учителя значительно понизился в последние 2-3 года. Во-первых, среди самих учителей растёт доля лиц, скептически оценивающих культурно-образовательные возможности своей профессии. По данным опросов учителей регионов Сибири, Дальнего Востока, некоторых центральных районов, около 40% отрицательно настроены по отношению к своей профессии, а 30,6% затруднились с ответом. Мотивация учительского труда, настроенность на созидательный труд также значительно изменились в отрицательную сторону: 4% учителей идут в школу охотно и радостно, 2% отбывают время, 19% - с текучим меняющимся настроением, 19% - с чувством тяжелой повинности, а большая часть 61% - с постоянным беспокойством и тревогой. Налицо кризис профессии учителя, огромная неудовлетворенность своим трудом громадной армии работников школы. Главная причина такого положения - кризисные явления в экономике, политике, морали и культуре, отсутствие четкой государственной программы перестройки школы, которая не только была бы способной на достаточно высоком уровне обеспечить финансирование школы, но и, что самое главное - создать условия для социальной востребованности образования и знаний, которые будут способствовать росту их престижа и, безусловно, повысят социальный статус учителя.

А что происходит в действительности? Свыше 60% опрошенных из факторов, важных для успеха в жизни, поставили образование на предпоследнее - 14-е место. Самое печальное, что именно у молодых людей в возрасте до 20 лет, когда и приобретаются знания, ценность образования стоит на предпоследнем месте, у родителей оно на третьем месте от конца из 14-ти позиций. Как следствие, около половины учащихся старших классов и студентов вузов слабо настроены на получение знаний. Падение ценности образования в нашем обществе закономерно вызывает и низкий рейтинг учительской профессии в общественном сознании. Это подтверждают и социологические опросы. Так, в 1989 г. при ответе на вопрос, заданный учащимся-старшеклассникам "Как вы оцениваете престиж профессии учителя в нашем обществе?" 4,6% признали его "высоким", 61,5% - "средним" и почти одна треть респондентов "низким" и "очень низким" (32,8%). Через два года (в 1991 г.) эти оценки снизились: уже 45,3% опрошенных учащихся признали престиж профессии учителя в обществе "низким" и 21% -"очень низким". Опросы родителей также свидетельствуют о резком снижении авторитета учителя в обществе: только 35% считают престиж учительской профессии высоким, около половины, 46% -- "средним", а 51% - "низким "и "очень низким".

7.Методология и методы педагогических исследований.

Методология педагогики – учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности.

Функции методологии педагогической науки (педагогики):

праксеологическая (преобразовательная) функция – обеспечивает целеполагание и конструктивное описание путей, способов, технологий достижения поставленных образовательных целей и внедрение результатов в педагогическую практику. Реализация праксеологической функции делает педагогическую науку прикладной и выявляет ее практическую значимость;

аксиологическая (оценочная)

аксиологическая (оценочная) функция или функция критики развития педагогической науки – реализация этой функции способствует разработке системы оценок, критериев эффективности педагогических моделей, преобразований, инноваций и т.д.;

функциянормативного предписания – показывает «что должно быть и как»;

эвристическая (творческая) функция – заключается в постановке теоретико-практических задач и поиске их решений, в ходе которого реализуются функции педагогики как науки.

Основные методологические подходы в педагогике:

    системный;

    личностный;

    деятельностный;

    полисубъектный (диалогический);

    аксиологический;

    культурологический;

    антропологический;

    этнопедагогический.

Системный подход применяется при исследовании сложных объектов, представляющих собой органичное целое. Исследовать педагогический объект с позиции системного подхода означает проанализировать внутренние и внешние связи и отношения объекта, рассмотреть все его элементы с учетом их места и функций в нем.

Личностный подход в педагогике утверждает представления о социальной, деятельной и творческой сущности человека как личности. Он предполагает опору в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

Деятельностный подход. Деятельностный подход предполагает рассмотрение исследуемого объекта в рамках системы деятельности, ее генезиса, эволюции, развития. Деятельность как форма активности человека, выражающаяся в его исследовательском, преобразующем и практическом отношении к миру и самому себе, является ведущей категорией деятельностного подхода. Деятельность – это способ существования и развития общества и человека, всесторонний процесс преобразования природы и социальной реальности (включая его самого).

Полисубъектный (диалогический) подход означает, что личность обретает свое «человеческое» содержание в общении с другими. В этом смысле личность есть продукт и результат общения с окружающими людьми.

Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным позволяет создать психолого-педагогическое единство субъектов, благодаря которому «объектное» воздействие уступает место творческому процессу взаиморазвития и саморазвития.

Аксиологический (или ценностный) подход в педагогике означает признание и реализацию в обществе ценностей человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности, образования в целом; является методологической основой развития педагогической науки и совершенствования образовательной практики.

Культурологический подход как методология познания и преобразования педагогической реальности имеет своим основанием аксиологию – учение о ценностях и ценностной структуре мира.

Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Человек содержит в себе часть культуры. Он не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой развитие самого человека, становление его как творческой личности и субъекта культуры.

Этнопедагогический подход предполагает организацию и осуществление процесса воспитания с опорой на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, обычаи, привычки.

Антропологический подход впервые разработал и обосновал К.Д.Ушинский (1824-1870 гг.). В его понимании – это системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса.

Основные идеи современной педагогической антропологии, которые являются методологическими основаниями исследований в области педагогики:

Образование – атрибут человеческого бытия (бытие человека реализуется в непрерывном образовании);

Цели и средства образования выводятся из сущности человека; расширяется круг традиционных педагогических понятий такими категориями, как «жизнь», «свобода», «смысл», «творчество», «событие», «антропологическое пространство», «самостановление»;

Использование антропологического подхода к изложению знаний конкретных наук о человеке (история как историческая антропология, биология – биологическая антропология и т. д.);

Природа воспитания диалогична;

Условия и технологии воспитания и обучения задаются с антропологических позиций и направлены на становление родовых качеств личности воспитанника;

Детство самоценно, ребенок – «ключ» в познании человека.

Использование методологических подходов педагогики позволяет, во-первых, определить ее научно-теоретические проблемы, установить их иерархию, разработать стратегию и основные способы их разрешения, во-вторых, обосновать, создать и реализовать технологические механизмы модернизации образовательной практики; а также осуществить прогнозирование развития педагогической науки и практики.

Методами педагогического исследования называются способы изучения педагогических явлений, процессов. Педагогика располагает системой методов исследования, позволяющих с достаточно высокой степенью объективности и достоверности выявлять и оценивать все аспекты предмета исследования.

Методы педагогического исследования

  • Общая педагогика – изучает и формирует принципы, формы и методы обучения и воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений; исследует фундаментальные законы обучения и воспитания.
  • Пенитенциарная педагогика (педагогика исправительно-трудовых учреждений) – занимается вопросами воспитания и перевоспитания правонарушителей.
  • Превентивная педагогика – педагогика ненасилия, изучает пути и методы предупреждения социальных отклонений среди подростков и молодежи.
  • Возрастная педагогика – занимается вопросами воспитания и обучения людей разных возрастных групп.
  • Специальная педагогика – занимается проблемами обучения и воспитания детей с физическими и психическими особенностями (тифлопедагогика – обучение и воспитание слабовидящих и слепых; сурдопедагогика – обучение и воспитание детей с дефектами слуха; олигофренопедагогика – работа с умственно отсталыми; логопедия – педагогика постановки речи).
  • Этнопедагогика (народная педагогика) – занимается традиционными народными методами и приемами обучения и воспитания.
  • Религиозная педагогика – рассматривает вопросы воспитания и обучения подрастающего поколения в религиозных традициях (христианство, ислам, иудаизм и т.д.).

Дука Н.А. Введение в педагогику

В ходе развития педагогики некоторые ее разделы выделились в относительно самостоятельные отрасли знания.

Школоведение - система знаний об организации школьного дела и управления им. Теорию образования детей с физическими недостатками называют коррекционной педагогикой . История педагогики позволяет заново осмыслить, глубже понять закономерности историко-педагогических процессов.

В процессе дифференциации научной дисциплины выделяются различные области педагогики - общая, дошкольная, школьная, профессиональная, социальная, возрастная, сравнительная, коррекционная, военная, спортивная. А также история педагогики, педагогика высшей школы, антропогогика (обучение, воспитание и развитие человека на протяжении всего жизненного пути).
Совокупность отраслей педагогики образует развивающуюся систему педагогических наук.
Педагогика зарождалась и складывалась как социальная наука. Она находится в системе гуманитарных знаний и продолжает развиваться в соответствии с другими гуманитарными науками. Прежде всего - с философией, этикой, эстетикой, психологией.Поскольку человек неотделим от природы и развитие его (физическое и психическое) представляет собой процесс социально-биологический, то состояние педагогики во многом зависит от уровня развития естественнонаучных знаний (биологии, физиологии, генетики). Например, теория физического воспитания опирается на анатомию и физиологию человека, коррекционная педагогика - на педиатрию и психиатрию.



Для современной педагогики характерно укрепление связей с антропологией (наукой о происхождении и эволюции человека), социологией и психологией. Соотношение между педагогикой и другими науками сложны, относительны и подвижны. Психология не ограничивается изучением только психики человека. Изучается психология социальных масс, групп, коллективов и проч. Педагогика же признает что воспитание должно строиться на основе изучения объективных закономерностей жизни и развития детей в различных социально-исторических условиях.

Для современной педагогики характерны комплексные исследования, которые сочетают социологический, психологический и собственно педагогический анализ того или иного явления.Если на процесс воспитания в широком его смысле посмотреть более детально, то можно выделить более мелкие отрасли педагогического знания.Например, антропология изучает человека (того, кто передает и кому передается опыт), педагогическая культурология изучает саму человеческую культуру (то, что передаетсяв процессе воспитания). Педагогическая социология исследует проблемы человеческого общества в контексте педагогических задач. Педагогическая аксиология - наука о человеческихценностях.

Многоаспектность педагогики свидетельствует о широком спектре вопросов и задач, решаемых педагогикой как наукой. В этой связи немаловажным будет также определение функций педагогики, реализация которых объединяет все рассмотренные отрасли в единую систему.

Задание 5. Проведите сравнительный анализ функций педагогики, используя информационный материал к данному заданию. Сравнительный анализ функций педагогики представьте в виде графического изображения (схема, кластер и т.д.)

Цель: Выполнив это задание, Вы научитесь определять и различать функции педагогики, понимать взаимосвязь и специфику их отражения в образовательной системе школы.

Рекомендации по выполнению задания : рассматривая информационный материал по данному заданию, обратите внимание на взаимосвязь и специфику функций педагогики как науки. Составьте схему или кластер (графическое изображение) с целью отражения функций педагогики в их взаимосвязи, в схеме кратко укажите сущность каждой функции.

Требования к отчету по данному заданию : оформление графического изображения функций педагогики.

Критерии оценки задания:

Отражение в графическом изображении взаимосвязи функций,

Наглядность и четкость графического изображения,

Культура оформления схемы, кластера,

Оригинальность, творчество.

Формы и технологии учебной деятельности студентов : Задание 2 выполняется студентами индивидуально, оформляется в виде графического изображения, обсуждается в группе.

Предваряя знакомство с каким-либо новым словом, понятием, явлением, необходимо выяснить значение, этимологию этого словообразования. Термин «педагогика» образовался от греческих слов paides – «дитя» и gogos – «вести». Таким образом, дословный перевод paidagogike означает «детовождение». Постепенно слово «педагогика» стало обозначать искусство «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать и обучать, направлять его духовное и физическое развитие. Таким образом, во всех изданиях справочного, научного и учебного характера педагогика рассматривается как наука о воспитании и обучении, но не только. Более подробное определение педагогики нам предстоит вывести чуть позже, а пока интересно проследить историческое развитие и становление педагогики, как на протяжении веков менялось значение и отношение к воспитанию, образованию, какие цели преследуются и средства применяются.

Педагогика – очень интересная наука. Интересна история ее развития, становления, с ошибками, заблуждениями, драматическими судьбами, с прозрениями и открытиями, а также заслуживает отдельного внимания предмет изучения педагогики. Развитие общества, потребность в образовании и воспитании привели к тому, что создавались специальные воспитательные и учебные заведения, которые отвечали за осмысление теоретических знаний, опыта обучения и внедрение в процесс воспитания. Все это привело к тому, что педагогика как наука сформировалась и обособилась в отдельную отрасль.

Именно поэтому в определенный момент развития цивилизации, когда получили развитие производство и наука, это было в поздний период рабовладельческого строя, образование превратилось в определенный институт воспитания, появились воспитательные учреждения, специалисты, главной задачей которых стало воспитание и обучение детей. Такие школы появились в Древнем Египте, в странах Ближнего Востока, Древней Греции. Необходимо добавить, что уже в древнем мире некоторые ученые умы осознавали значение воспитания и передачи положительного опыта поколениям. Даже в Библии есть указания на педагогическую и образовательную деятельность. Так, царь Соломон в своих высказываниях делал акцент на воспитательной роли отцов, которые должны были позаботиться об обучении своих сыновей в том или ином труде. Постепенно, усложняясь и расширяясь, воспитание стало развиваться более интенсивно и эффективно. Сначала это происходило в сфере философии.

Уже в трудах древнегреческих философов – Гераклита (530–470 гг. до н. э.), Демокрита(460 – нач. IV в. до н. э.), Сократа(469–399 гг. до н. э.), Платона(427–347 гг. до н. э.), Аристотеля(384–322 гг. до н. э.) и др. – содержалось немало глубоких мыслей по вопросам воспитания. Итак, исторические этапы развития педагогики.

Первобытно-общинный строй

На заре цивилизации в первобытно-общинном строе цель воспитания состояла в приобретении жизненного опыта и трудовых умений и навыков.

Поскольку было развито животноводство и земледелие, то, соответственно, детей учили ухаживать за животными и выращивать растения. Девочки помогали женщинам готовить пищу, делать одежду, посуду. Вместе с отцами сыновья учились охоте и рыбной ловле, учились бороться. Образ жизни первобытного человека был тесно связан с природой, поэтому существовало много обрядов, традиций, языческих праздников, в которые посвящали и детей. Дети должны были знать историю рода, обычаи и т. д. Детей учили участвовать в праздниках, играх, обрядах, а также они изучали устное народное творчество: сказки, песни, предания и др. Воспитание в этот период было тесно связано с бытом, и человек еще не был способен выделить этот предмет в отдельную отрасль науки.

Античная Греция (Спарта и Афины)

Вследствие того что Спарта – это город, где главенствующую роль играл спорт, то и целью воспитательного и педагогического процесса считалось воспитание и подготовка мужественных и выносливых воинов, которые позже могли стать рабовладельцами.

В Спарте готовили воинов, поэтому занимались воспитанием мальчиков в специализированных учреждениях. Мальчики в 7 лет забирались из семьи, подготовка состояла из военно-физической тренировки: необходимо было научиться быстро бегать, прыгать, бороться, метать диск и копье, быть неприхотливыми в еде, не бояться темноты, легко переносить трудности, голод, жажду и другие неудобства. Самое главное, чему учили мальчиков, – беспрекословно подчиняться старшим, уметь четко и кратко отвечать на вопросы. С 18 до 20 лет юноши проходили специальную военную подготовку, а затем зачислялись в войско. Основная направленность воспитания в Спарте – презрение к рабам и физическому труду и восхваление спортивных достижений.

Девочки воспитывались дома, но, так же как и мальчики, должны были быть физически развитыми, подготовленными к управлению рабами. Образование ограничивалось обучением письму и счету. Так же как и мужчины, девушки участвовали в спортивных состязаниях и празднествах. В то время, когда мужчины-воины участвовали в военных действиях и отсутствовали дома, женщинам-хозяйкам приходилось самим охранять свое жилище и свой город, а также держать рабов в строгом подчинении.

Афины

В отличие от Спарты, целью воспитания в Афинах становится умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие человека, поскольку считался идеальным тот, кто прекрасен и в физическом, и в нравственном отношении. До 7 лет все дети воспитывались в семье. Огромное внимание уделялось физическому развитию детей. Чтобы дети развивались умственно, им читали сказки, литературные произведения, играли с ними, слушали музыку. Дети с малых лет участвовали в торжествах, праздниках, спортивных состязаниях, учились играть на музыкальных инструментах. Одним словом, развитие детей отличалось эмоциональной направленностью, а воспитание носило эстетический характер. Сначала в школе грамматиста дети обучались чтению, письму и счету, затем в школе кифариста учились литературе и здесь специально получали эстетическое воспитание – учились петь, декламировать, играть на музыкальных инструментах. Следующий этап обучения – палестра, где подростки овладевали пятиборьем (бег, борьба, метание копья и диска, плавание), занимались спортом, а также беседовали на нравственные и политические темы с наиболее уважаемыми гражданами.

Для богатых рабовладельцев Афин существовали гимназии – школы, где изучались такие науки, как философия, литература, управление государством. С 18 лет в течение двух лет юноши, так же как и в Спарте, проходили военно-физическую подготовку.

Таким образом, процесс поэтапного и разностороннего обучения, воспитания и образования был возможен и доступен только детям состоятельного сословия. Для остального бедного населения – народа – образование заканчивалось в палестре, рабы вообще не имели права учиться, а образование девушек было ограничено семейным кругом.

Древний Рим и Римская империя

В древнем Риме существовала практика семейного образования, когда все обучение велось в стенах дома. Но, так же как и в Афинах, характер образования зависел от материального достатка и социального положения семьи.

Учителя на дому занимались с детьми богатых и знатных родителей литературой. Воспитание мальчиков и девочек проводилось совместно до достижения ими возраста 4–5 лет, затем их разделяли. Воспитанием девочек занимались матери, кормильцы, няни. Главное их занятие – рукоделие, музыка, танцы. Так продолжалось до замужества. Прослеживается очень характерное светское воспитание.

Мальчиков воспитывали отцы, воспитатели. Их учили владеть оружием и приучали к мужским занятиям.

Дети небогатых граждан могли получить образование в платных и частных школах. Возникают грамматические школы, где обучались сыновья богатых родителей. Основным дисциплинами, которые преподавали в таких школах, были: риторика, греческий язык, литература, история. Таким образом, благодаря появлению общественных структур, можно было проводить образовательные занятия. Так постепенно образование и воспитание в Риме выходят из круга семьи и становятся общественным явлением.

Целью воспитания становится умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие человека.

Школы ораторов появляются в годы республиканского Рима, где юноши, чьи родители принадлежали к высшим слоям общества, получали образование за высокую плату, и их готовили к высшим государственным должностям. Обучение велось таким наукам, как: риторика, греческий язык, правоведение, математика, философия.

Во времена Римской империи все школы получили статус государственных и готовили чиновников, преданных императорской власти. Во времена христианства учителями назначались представители духовенства. Воспитание все больше приобретало религиозный характер.

Средневековье (ХIV-ХVIII вв.)

Ярко выраженный религиозный характер носило воспитание в период Средневековья, образование во многом потеряло прогрессивную направленность.

Поэтому целью воспитания являлось воспитание смиренного, терпеливого, покорного человека.

Духовенство очень негативно и агрессивно относилось к античной культуре, школе, искусству, наукам. Основная идея религиозного католичества в то время – это воспитание «в страхе божьем». Так как ребенок рождается во грехе и имеет отношение к «первородному греху», то грех следует побеждать только смирением. Монахи и священники, которым доверялось воспитание детей, обучали в духе христианской религии, учили читать и писать на латинском языке. Дети зазубривали молитвы, подвергались тяжелым физическим наказаниям и все время помнили о тяжести греха и божьей каре за неповиновение.

Более светское воспитание получали дети феодалов и рыцарей. Семь рыцарских добродетелей общеизвестны: ездить верхом, фехтовать, плавать, владеть мечом, копьем и щитом, охотиться, играть в шахматы, слагать и петь стихи для дамы своего сердца. Дочери феодалов воспитывались в монастырях и обучались рукоделию, чтению, письму.

С развитием ремесел, ростом городов стала возрождаться светская культура и образование. В городах ремесленники открывали для своих детей цеховые школы, а купцы – гильдейские школы, где обучение велось на родном языке, обучали детей письму, счету, чтению, а религия вытеснялась на второстепенный план и переставала быть основой обучения. Такие городские начальные школы подрывали монополию церкви в области обучения.

Возрождение (ХIV-ХVI вв.)

В эпоху Возрождения многие сторонники гуманистического движения в науке стремились критиковать распространенную в Средневековье строгую и ограниченную палочную дисциплину. Гуманисты проповедовали бережное и внимательное отношение к ребенку, предлагали уважать ребенка и видеть в нем личность. Большое внимание уделялось физическому и умственному воспитанию детей, при котором, как считали педагоги-гуманисты, происходит развитие творческой активности, самостоятельности, эмоциональной свободы, самодеятельности. В конечном итоге, подобное воспитание способствовало развитию и проявлению светских знаний.

Во время эпохи Возрождения выделился ряд выдающихся мыслителей, педагогов-гуманистов, которые выступали под лозунгом античного изречения: «Я – человек, и ничто человеческое мне не чуждо».

Труды ранних социалистов-утопистов Т. Мора (1478–1535) и Т. Кампанеллы(1568–1639) стали прекрасным проявлением возрождения человеческого духа. Томас Мор предложил идею обучения детей на родном языке, а также большое значение Мор придавал физическому воспитанию. Томазо Кампанелла считал, что «изучение наук следует сочетать с регулярным посещением различных мастерских, чтобы дать воспитанникам технические знания и возможность сознательного выбора будущей профессии».

XVII в.

Яркие представители педагогической школы этого времени – чешский педагог Я. А. Коменский (1592–1670) и английский педагог Дж. Локк(1632–1704). Отличительные особенности развития педагогики в данный период состоят в том, что педагогика выделилась в самостоятельную науку, хотя и осталась связана с философией, так как обе эти науки изучают бытие и развитие человека. Целью образования становится физическое и нравственное воспитание, формирование «дисциплины тела» и «дисциплины духа».

Ян Амос Коменский – создатель научной педагогической системы, выделил педагогику из философии и оформил ее в научную систему. Он явился основоположником классно-урочной системы обучения и разработал основные вопросы организации учебной работы. Большое влияние оказали его работы на педагогическую мысль и школьную практику всего мира.

Джон Локк предложил систему воспитания светского молодого человека («джентльмена»), умеющего в то же время прибыльно вести свои дела.

Просвещение (XVIII в.)

Эпоха Просвещения пронизана идеями единения с природой, воспевания всего прекрасного и просвещенного.

В это время основоположником теории естественного воспитания становится французский просветитель Ж.-Ж. Руссо (1712–1778), определяющий педагогику как «воспитание, которое должно осуществляться в соответствии с природой человека, не мешая его естественному развитию». Руссо был убежден, что при обучении и воспитании детей важно учитывать их возрастные особенности.

Он считал необходимым наличие тесной связи обучения с жизнью и природой человека и природой как таковой.

И. Г. Песталоцци (1746–1827) – швейцарский педагог, который целью воспитания считал развитие способностей человека, постоянное его совершенствование, формирование нравственного облика, т. е. саморазвитие природных сил, заложенных на генетическом уровне.

Продолжая идею образования эпохи Просвещения, Ф. А. Вильгельм (1790–1886) – немецкий педагог-демократ – призывал учитывать возрастные особенности ребенка в процессе обучения. Дистервег(1790–1866) и его сторонники проповедовали и провозглашали идею воспитания общечеловеческого масштаба, в человеке определяющим считалось определение, формирование и развитие его природных характерных качеств и способностей, полагаясь на естественные законы природы. Также Дистервег выступал против сословного и религиозного воспитания.

Родоначальниками революционно-демографических взглядов в русской педагогике были В. Г. Белинский (1811–1848),А. И. Герцен(1812–1870),Н. Г. Чернышевский(1828–1889) и В. А. Добролюбов(1836–1861). На становление отечественной научной педагогики большое влияние оказали труды Л. Н. Толстого(1828–1910),Н. И. Пирогова(1810–1881).

К. Д. Ушинский (1824–1870) – великий русский педагог, сыграл очень важную роль в истории развития педагогики в России. Ушинский выделяет одним из ведущих принципов педагогики принцип народности. Он воспевал самобытность русской педагогической науки, которая впитала в себя многовековую практику воспитания. Благодаря этому принципу, на первое место в формировании человека выходит язык своего народа, а это значит, что его надо знать в совершенстве, как и историю своей родины.

Другим важным принципом педагогической системы К. Д. Ушинский считал принцип воспитания в труде. По его мнению, основой счастья человека является труд, трудолюбие. При этом одинаково важным является и физический, и умственный труд. Ушинский обращал особое внимание на сознательность, систематичность и прочность обучения. Большую роль он придавал правильной организации урока, труда учителя и учеников. Он впервые в истории педагогики считал необходимым включать детей в разнообразные формы активной педагогической деятельности, т. е. ставить детей в активную позицию.

В этот период целью воспитания становится развитие личности.

Выдающийся советский педагог и писатель А. С. Макаренко (1888–1936) разработал методику трудового воспитания, определил основные принципы создания детского коллектива, выделил задачи педагогического руководства детским коллективом. Он детально изучал вопросы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье. Важным критерием был гуманизм. Макаренко указывал, что очень важно, чтобы в отношении к детям было «чувство меры в любви и строгости, в ласке и суровости». С гуманизмом тесно связан оптимизм, умение видеть положительные стороны в каждом ученике, «проектировать» в человеке развитие самого лучшего. Так как развитие человека можно рассматривать только в сочетании с обществом, основное место в своей педагогической системе Макаренко определил проблеме воспитания в коллективе и через коллектив. Им были обоснованы законы жизни и деятельности коллектива, этапы и пути его формирования, определены задачи трудового воспитания, дисциплины и методики. Таким образом, Макаренко явился одним из первых советских педагогов, который занимался проблемой семейного воспитания.

Совершенно не случайно, что педагогика выдвигает большое количество крупных педагогов. Это явилось общественно необходимым, так как интенсивное развитие производства, науки и культуры требовало повышения профессионализма, культуры и грамотности граждан.

С древнейших времен существует передача опыта от старших поколений младшим. Развитие человечества исторически привело к пониманию необходимости специально заниматься обучением и воспитанием детей.

Каждому поколению людей приходится решать три важнейшие задачи:

1) изучить опыт предыдущих поколений;

2) обогатить и приумножить этот опыт;

3) передать его следующему поколению.

Прогресс в обществе и стал возможен, потому что следующее поколение перенимало опыт предков, обогащало этот опыт, который затем наследовали потомки.

Перемены, новое время, третье тысячелетие, события, происходящие в нашей стране, в жизни российского общества, стали преобладать гуманистические и демократические идеи, рыночные отношения, нормы жизни правового государства и гражданского общества. Все это по-новому ставит задачи перед педагогикой и воспитанием. Провозглашенные идеи не всегда воплощались в жизнь. Практика показывает, что люди должны уметь жить в условиях предоставленных свобод. Жизнь при демократии возможна лишь при условии, что демократия будет существовать в нас, также как мораль, справедливость, право. Для педагогики данная задача является серьезной проблемой.

2. Педагогика – наука или искусство

Насколько можно говорить о педагогике как о науке, когда в среде самих педагогов она зачастую рассматривается как искусство или как нечто производное от философии, психологии, социологии? Известные ученые и философы по-разному высказывались на эту тему.

«Лишь идея, а не техника и не талант, может быть сообщена одним лицом другому, и потому лишь в виде теоретической науки может существовать педагогика» (П. П. Блонский).

«Педагогика – прикладная наука. Наука не о сущем, а о должном, исследующая не то, что есть, а то, как необходимо поступать. Это наука об искусстве деятельности» (С. И. Гессен).

«Полное и систематическое изложение теории воспитания, т. е. правил и методов, относящихся к воспитанию, называется наукою воспитания, или педагогикою; употребление же теории воспитания на самом деле составляет педагогическое искусство» (А. Г. Ободовский).

«Искусство основано на интуиции, технология – на науке. С искусства все начинается, технологией – заканчивается, чтобы затем все началось сначала» (В. П. Беспалько).

«Положения науки, – говорит английский мыслитель Джон Стюарт Милль, – утверждают только существование, последовательность, сходство. Положения искусства не утверждают, что что-нибудь есть, но указывают на то, что должно быть».

«Передается мысль, выведенная из опыта, но не сам опыт. Самый опыт всегда остается личным достоянием только того, кто этот опыт пережил; передается же лишь логический вывод из опыта, т. е. известная, основанная на опыте теория. Таким образом, педагогика – не простая техника воспитания, но она и не чисто индивидуальное творчество; она – система логически обоснованных идей о воспитании. Иными словами, педагогика есть теоретическая наука» (П. П. Блонский).

В статье «О пользе педагогической литературы» К. Д. Ушинский писал: «Ни медицина, ни педагогика не могут быть названы науками в строгом смысле этого слова». Однако ему же принадлежат и такие слова: «Педагогика – не наука, а искусство».

К. Д. Ушинский в конце XIX в., по мнению многих, не рассматривал педагогику как науку. На самом деле он рассматривал педагогику достаточно обстоятельно.

В первых работах К. Д. Ушинский рассматривал вопросы о соотношении науки и искусства воспитания как практической учебно-воспитательной деятельности. К таким работам относятся «Лекции о камеральном образовании» (1846–1848), «О пользе педагогической литературы» (1857), «О народности в общественном воспитании» (1857), а также в других работах, где были использованы различные средства, которые могут быть реализованы в учебно-воспитательной деятельности.

Ушинский выражал такую мысль, что предмет всех наук и каждой из них в отдельности не является постоянным, но исторически изменяется.

Его несогласие с немецкими философами и психологами возникало, потому что они все представляли в систематическом изложении, называли практическую деятельность наукой, в результате чего четкая граница между ними исчезала. Ушинский указывал на то, что истина – это есть завершающий сущностный этап, к которому возможно подойти через исследования предмета науки. Это и есть основной и определяющий критерий, по которому выделяются научные базовые понятия и определяется наука вообще. Ушинский также говорил: «Возле всякой науки может образоваться искусство, которое будет показывать, каким образом человек может извлечь выгоды в жизни, пользуясь положениями науки; но эти правила пользования наукой не составляют еще науки…».

Чтобы доказать свою точку зрения, Ушинский давал определения, согласно которым искусство, в отличие от науки, может состоять из бесконечного множества бесконечно изменяющихся правил, определяемых произвольными желаниями человека. В то время как выводы науки имеют объективный характер, в искусстве преобладает субъективное начало. В то время как многие критерии и принципы меняются в течение определенного времени, «истины науки не изменяются произвольно, а только развиваются; и это развитие состоит в том, что человек от причин более видимых восходит к причинам более глубоким или, что все равно, приближается более и более к сущности предмета».

К. Д. Ушинский, в отличие от своих предшественников, высказывает мнение, что педагогика не наука, а искусство, совершенно неправильно было считать педагогику и медицину искусством лишь потому, что они изучают практическую деятельность и стремятся творить то, чего нет. Ошибочно полагать, что любая теория или наука, приложенная к практике, перестает быть наукой и становится искусством.

Н. К. Гончаров не соглашался с этим и считал, что Ушинский инициалы не проявляет последовательности в определении предмета педагогики как науки или искусства.

Долгое время разделение педагогики как науки и искусства воспитания имело место тогда, когда Ушинский определял отличие педагогики от других наук. Отсюда смысл противопоставления искусства воспитания таким наукам проявлялся в определении практических задач и целей педагогики – совершенствование воспитательной деятельности на научной основе.

Педагогическая наука очень заинтересована во влиянии других наук, в том смысле, что необходимые научные знания можно использовать для продвижения собственных целей и получения необходимого результата педагогического действия.

К. Д. Ушинский указывал на то, что если большинство наук только открывают факты и законы и не занимаются разработкой практической деятельности, то педагогика существенно отличается в этом отношении.

Пытаясь разобраться в сути вопроса и наконец определить, к какой сфере деятельности относится педагогика, можно предположить, что философ, психолог реализуют те же функции, что и педагог, но каждый из них является прежде всего специалистом в своей деятельности. Можно спросить: какую позицию занимает педагогика среди наук и какова особенная область ее изучения? Стоит рассмотреть объект и предмет изучения для определения области изучения науки.

В соответствии с объектом изучения науки разделяются на естественные и гуманитарные. Являясь прикладной наукой, педагогика в своем теоретическом обосновании содержит и использует данные других наук как естественного, так и гуманитарного характера, среди них – философия, психология, физиология, социология и другие науки о человеке и обществе.

Определение объекта, предмета, функций и задач педагогики поможет выяснить, что такое педагогика – наука, искусство, наука и искусство. В качестве критерия нужно пользоваться общепринятыми определениями науки, ее предмета и объекта, также ее функциями.

Наука определяет сферу человеческой деятельности, ее задача – выработать и систематизировать объективные знания о действительности.

Цель науки – описать, объяснить и спрогнозировать процессы и явления действительности, которые составляют предмет ее изучения на основании открываемых законов.

Предмет науки – это наиболее важные признаки, свойства объекта, которые исследуются с определенной целью в данной науке.

Можно выделить три концепции во взглядах ученых на педагогику.

Первая концепция представляет собой мнение, что педагогика – междисциплинарная область человеческого знания. Если рассматривать педагогическую науку с такой точки зрения, то в этом случае совершенно теряется смысл и значение педагогики как самостоятельной науки. Данный подход дает представления о педагогике, как о несамостоятельной науке, объясняя ее как область отражения педагогических явлений. В данном случае в педагогике рассматриваются различные объекты действительности, например, космос, социализация, развитие.

Вторая концепция представляет педагогику как прикладную дисциплину, задачей которой является опосредованное использование знаний, заимствованных из других наук (психологии, естествознания, социологии и др.) и адаптированных к решениям некоторых задач, которые возникают в сферах воспитания и образования.

На первый взгляд, объектом педагогики является любой человек, которого обучают и воспитывают. Но в этом случае и педагогика, и психология изучают психическую реальность (психику человека), причем педагогика – лишь прикладная часть психологии, ее «практическое приложение».

И первая, и вторая концепции подхода к педагогике отрицают право педагогики на свой предмет и, следовательно, собственное теоретическое определение, подменяя его совокупностью положений, взятых из других наук. Это очень отрицательно отражается на педагогической практике. Только педагогика позволяет достаточно подробно, емко, систематично отразить суть явлений и процессов, происходящих в практической деятельности обучения, воспитания человека. Ни одна наука не изучает педагогическую действительность так полно и углубленно. Такой подход не может позволить разработать основательный фундамент для функционирования и преобразования педагогической практики.

Эффективной и продуктивной для науки и практики является третья концепция, по которой педагогика является относительно самостоятельной дисциплиной, со своим объектом и предметом изучения.

3. Предмет, объект и функции педагогики

Предметом педагогики является особая функция общества – воспитание.

Но не только педагогика изучает образование. Его изучают другие науки, такие как философия, социология, психология, экономика и т. д. Так, например, экономист, определяя уровень возможностей «человеческих ресурсов», продуцируемых системой образования, пытается вычислить затраты на их подготовку. Социолог выясняет, хорошо ли готовит современная система образования людей, которые адаптируются к социальной среде, помогают научно-техническому прогрессу, различным социальным преобразованиям. Психолог изучает психологические аспекты образования как педагогического процесса. Политолог хочет выяснить, насколько эффективна государственная образовательная политика и т. д.

Вклад многих наук в изучение образования очень ценный, но эти науки не затрагивают важные, определяющие аспекты образования, связанные с каждодневными процессами развития человека, взаимодействием педагогов и учащихся в процессе этого развития и с соответствующей ему структуре. И это понятно, так как изучение данных элементов определяет ту часть объекта (образования), которую должна изучать специальная наука – педагогика.

Предмет педагогики

Предметом педагогики является образование как целостный педагогический процесс. В данном случае педагогика является наукой, которая изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического образования.

В связи с этим педагогика вырабатывает теорию и технологию организации образования, формы и методы, которые совершенствуют деятельность педагога и различные виды деятельности учащихся, а также стратегии и способы их взаимодействия.

Объект педагогики

А. С. Макаренко в 1922 г. высказал мысль об особенностях объекта педагогической науки. Он писал, что «многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является педагогический факт (явление)». В то же самое время человек не исключается из внимания исследователя. Но, являясь одной из наук о человеке, педагогическая наука предполагает исследование эффективности профессиональной практической деятельности педагогических процессов и явлений, направленных на формирование и развитие личности.

Поэтому в качестве объекта педагогика имеет не отдельного человека, его психику (это объект психологии), а систему образовательных и педагогических явлений, связанных с его развитием. Можно сказать, что объектом педагогики является та действительность, которая обусловливает развитие человека в процессе деятельности общества. Эти явления называются образованием. Это и есть предмет педагогики.

Педагогика рассматривает следующие проблемы:

1) сущность и закономерность развития личности и их влияние на воспитание;

2) цель воспитания;

4) методы воспитания.

Функции педагогической науки. Функции педагогической науки, несомненно, определены ее предметом. Имеется в виду определение теоретических и технологических задач, поставленных в процессе выявления принципов и закономерностей педагогической деятельности. Это теоретическая и технологическая функции, которые педагогика осуществляет в ограниченном виде.

Теоретическая функция осуществляется на трех уровнях: 1) описательная – предполагает исследование новаторского опыта ученых-педагогов; на описательном, или, как его еще называют, объяснительном, уровне изучает основы новаторского педагогического опыта.

2) диагностический уровень – предполагает выявление состояния педагогических процессов, эффективности деятельности преподавателя и учащихся, установление причинно-следственных связей;

3) прогностический уровень – представляет собой экспериментальные исследования педагогического процесса, а также построение на их основе моделей преобразования действительности. Прогностический уровень теоретической функции раскрывает сущность педагогических процессов, научно обосновывает предполагаемые изменения. На этом уровне создаются определенные теории обучения и воспитания, а также модели педагогических систем, которые опережают педагогическую практику.

Технологическая функция также осуществляется на трех уровнях реализации:

1) проективный уровень – предполагает формирование критериев и принципов построения учебного пособия, составление методических разработок (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), которые воплощают теоретические концепции и определяют «нормативный, или регулятивный» (В. В. Краевский) план педагогической работы;

2) преобразовательный уровень – изучает и внедряет опыт педагогической науки;

3) рефлексивный уровень – предполагает определение степени влияния результатов исследований на практику образовательной деятельности и последующую коррекцию.

4. Задачи и методы педагогики

Существуют теоретические и практические задачи педагогики, которые следует различать. Педагогика решает некоторые важные теоретические задачи:

1) определение закономерности процесса обучения, воспитания и образования;

2) изучение и обобщение опыта педагогической деятельности различных школ;

3) разработка и внедрение новых методов, форм, систем обучения и управления образовательными структурами;

4) изучение и внедрение результатов исследований в практику преподавания;

5) постановка целей и планирование образования на ближайшее и отдаленное будущее.

Теоретические задачи целиком и полностью имеют практическое воплощение в образовательных учреждениях.

К. Д. Ушинский, например, утверждал, что науки вообще только открывают факты и законы и не занимаются разработкой их практической деятельности и приложения. В то время как педагогика отличается в этом отношении. Поэтому задачу педагогики Ушинский видел в «изучении человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания».

Практические задачи педагогики заключаются в том, чтобы «открывать средства к образованию в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты» (Ушинский К. Д., «О народности в общественном воспитании» (1857)).

В настоящее время существует множество разнообразных научных методов педагогики. Основными из них являются:

1) педагогическое наблюдение;

2) исследовательская беседа;

3) изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся;

4) педагогический эксперимент;

5) изучение и обобщение передового педагогического опыта.

Педагогическое наблюдение, как основной источник накопления знаний, фактов и сведений, применяется в любой исследовательской деятельности. Особенно этот прием важен в педагогической деятельности, когда иначе описать процесс невозможно.

Педагогический эксперимент – это научный метод исследования, который позволяет подтвердить или отвергнуть какие-либо теоретические выкладки опытным путем. Назначение целей педагогического эксперимента определяет следующие виды экспериментов:

1) констатирующий;

2) созидательно-преобразующий;

3) контрольный;

4) естественный.

Отрасли педагогической науки

Общая педагогика – предполагает исследование критериев, способов и форм образования. В данном случае необходимо учитывать общие возрастные признаки и условия получения образования в образовательном учреждении. Разделами общей педагогики являются теория воспитания, теория обучения и теория организации и управления в системе образования.

Дошкольная педагогика – занимается вопросами изучения закономерности воспитания детей дошкольного возраста.

Педагогика общеобразовательной школы – занимается изучением содержания, форм, методов обучения и воспитания школьников.

Специальная педагогика (дефектология) особая наука, которая изучает развитие и закономерности обучения и воспитания детей, имеющих физические или психические отклонения в развитии.

Педагогика профессионально-технического и среднего специального образования – занимается изучением и разработкой вопросов обучения и воспитания учащихся ПТУ и средних специальных заведений.

Исправительно-трудовая педагогика – изучает проблему перевоспитания правонарушителей всех возрастов.

Педагогика высшей школы – занимается вопросами обучения и воспитания студентов вузов.

Педагогика, как самостоятельная научная дисциплина, не может развиваться, не взаимодействуя с другими науками. Так, например, при разработке педагогической теории важную методологическую роль занимает философия, которая определяет исходные данные при исследовании педагогических процессов. Психология влияет на решение конкретных вопросов обучения и воспитания, затрагивая вопросы разработки режимов труда и отдыха (особенно возрастная и педагогическая психология, изучающая закономерности психических процессов детей в зависимости от возраста, в условиях обучения и воспитания). Социология, которая изучает общество как сложный целостный механизм, дает педагогике большой практический материал для логической организации процесса обучения и воспитания.

Таким образом, в данной лекции мы познакомились с основными историческими этапами педагогической науки, предметом, объектом, функциями, задачами и методами педагогики.

Фамилия, напечатанная на обложке этой книги, знакома, конечно, многим. Чаще всего - еще со студенческой скамьи. Д.Дьюи - это из тех классических имен, с которыми память часто шутит свою известную шутку: наше знание как бы "известковывается", превращается в застывшее сочетание нескольких дат, понятий, лишних подробностей и пары отрывочных цитат. Действительно, кто же из педагогов или психологов не знают о Дьюи?

Эта книга, многоуважаемый читатель, поможет Вам открыть для себя "живого" Дьюи - практика и мыслителя. Причем, практика - прежде всего. В процессе знакомства с книгой мне временами даже казалось, что, если выпустить этот текст с незначительными изменениями под шаблонным названием типа "Методические рекомендации по педагогическому руководству мыслительной деятельностью учащихся", большинство читателей и не догадается о времени его написания.

Книга действительно чрезвычайно современна и содержательна. На ее страницах последовательно, не спеша, доступно и интересно излагается процесс формирования теоретического мышления учащихся, навыков понимания, усвоения и развития учебного материала под руководством учителя и самостоятельно. То есть в ней обсуждаются вопросы животрепещущие для современного школьного образования, стремящегося не просто "нашпиговать" школьника современным знанием, а научить его эффективным приемам интеллектуальной переработки информации и ее творческого развития, дать импульс процессам самообразования. Об этом много и плодотворно пишут сегодня. Но интересно, что именно у Дьюи читатель найдет истоки многих идей современных исследователей, причем изложены они у профессора Колумбийского университета часто значительно понятнее, доступнее и технологичнее.

На последнем остановлюсь особо. Не случайно возникает ассоциация с методическими рекомендациями. В данной работе есть и необходимый "ликбез" для педагогов и школьных психологов по вопросам теоретического мышления и его развития, и четкие практические выкладки. Они могут быть непосредственно использованы, задействованы педагогом при создании новых учебных курсов, совершенствовании методики преподавания. Школьному психологу они помогут построить систему психолого-педагогической оценки (экспертизы) учебных программ.

БИЛЕТ № 1

Педагогика как наука. Методы педагогических исследований

Слово «педагогика» происходит от греческих слов «пайдес» (дети) и «эго»(вести) и в дословном переводе означает «детовождение». Первоначально слово «педагогика» использовалось для описания воспитательной работы с детьми. А людей, которые занимались этой деятельностью, называли педагогами. В Древней Греции, например, это были рабы или рабыни.

Постепенно слово «педагогика» стало использоваться в более широком смысле для обозначения процесса воспитания, обучения, развития духовного и телесного, то есть науки и искусства вести ребенка по жизни.

Возникновение и накопление новых знаний в этой области привело к возникновению и становлению науки о воспитании и обучении, получившей название «педагогика».

В общем смысле наука определяется как сфера деятельности человека, результатом которой являются новые знания.

Педагогика – это наука о законах воспитания и обучения.

Объектом педагогики являются воспитание и обучение детей и взрослых.

Предметом педагогики являетсясистема отношений, возникающих в ходе воспитания и обучения.

Выводы педагогической науки отличаются большой вариативностью и неопределенностью. Во многих случаях она лишь устанавливает норму («учитель должен», «ученик должен», «родители должны», «школа должна»), но не обеспечивает достижение этой нормы.

Поэтому во все времена актуален вопрос соотношения науки и педагогического мастерства. Создать условия для достижения теоретической нормы может только творческий педагог, увлеченный своим делом. Работа такого специалиста выглядит искусством . Поэтому немаловажным при выборе профессии педагога является наличие способностей к этому виду деятельности, интереса и склонностей, которые впоследствии назовут призванием.

«Педагогика не наука, а искусство: самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств… Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство, оно кроме знаний требует способности и наклонности, и как искусство же оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека». (Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. – М.; Л., 1946).

Как наука педагогика выполняет определенныефункции:

· Аналитическая (связана с изучением, описанием и анализом передового и новаторского педагогического опыта, выявлением эффективности деятельности педагога и учащихся, а также условий, обеспечивающих эту эффективность).

· Конструктивная (связана с внедрением достижений педагогической науки в практику преподавания с целью ее совершенствования и реконструкции, повышения качества образования).


· Проективная (связана с разработкой программ обучения, учебников, учебных пособий, учебных планов, методических материалов, рекомендаций).

· Прогностическая (связана с прогнозированием результатов экспериментальных исследований и построением на их основе моделей преобразования педагогической деятельности).

Педагогическая наука оперирует целым рядом понятий и терминов, которые называют также педагогическими категориями .

В широком педагогическом смысле воспитание это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива и воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. То есть воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Образование - это результат обучения, то есть буквально формирование образа хорошо обученного и воспитанного человека.. Главные критерии образованности: системность знаний, системность мышления, которые проявляются в способности человека самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений. Древний афоризм гласит: «Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается».

Обучение это процесс, направленный на развитие личности посредством усвоения научных знаний и способов деятельности.

Развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений человека.

Формирование – это процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов (психологических, социальных, идеологических, экологических, экономических, и т.д.) Формирование подразумевает движение личности к некоей законченности, к достижению известного уровня зрелости, устойчивости.

В течение всего периода своего существования педагогика развивалась на основе взаимодействия со многими другими науками, которые прямо или косвенно влияли на ее становление в системе наук о человеке.

Связь педагогики с философией является наиболее длительной и продуктивной, потому что философские идеи являлись толчком для поиска педагогических теорий. Система философских взглядов определяет направление педагогической деятельности, устанавливает систему общечеловеческих ценностей, мировоозрения. Философия является в сущности методологической основой развития педагогики.

Связь педагогики с психологией очевидна и традиционна, так как все педагоги во все времена считали необходимым понимать свойства человеческой природы, законы психической деятельности и строить образование с учетом этих законов.

Связь педагогики с биологией, анатомией, физиологией, медициной и социологией проявляется при изучении проблемы соотношения природных и социальных факторов развития человека, которая является одной из главных проблем для педагогики.

История педагогики уходит в далекое прошлое. Пройдя длительный путь развития, накопив информацию, педагогика превратилась в систему научных знаний , которая представлена системой педагогических наук, включающей:

· Философию образования (разрабатывает принципы и критерии, позволяющие выявить сущность предмета и методов воспитания)

· Общую педагогику (изучает общие закономерности воспитания и обучения)

· Историю педагогики (изучает развитие воспитания и обучения как общественного явления, «понимая прошлое, заглядываем в будущее»)

· Возрастную педагогику (изучает закономерности воспитания и обучения подрастающего человека – дошкольника, школьника, студента)

· Педагогику высшей школы (изучает закономерности и проблемы высшего образования в современных условиях)

· Военную педагогику (исследует особенности УВП в специфических условиях)

· Социальную педагогику (исследует семейные отношения, проблемы перевоспитания правонарушителей, проблемы профилактики правонарушений и т.д.)

· Специальную педагогику (обучение и воспитание глухих и глухонемых – сурдопедагогика , обучение и воспитание слепых – тифлопедагогика, обучение и воспитание умственно отсталых - олигофренопедпагогика )

· Частные методики (особая группа педагогических наук, исследующая закономерности (методику) преподавания и изучения конкретных дисциплин во всех типах образовательных учреждений)

Методы научно-педагогических исследований – это способы получения информации с целью установления закономерностей, отношений, зависимостей и построения научных теорий.

С помощью методов научно-педагогического исследования добывают информацию об объекте и предмете изучения. Характерными чертами педагогических процессов являются неоднозначность протекания (результаты обучения, воспитания, развития зависят от одновременного воздействия множества факторов - стоит измениться хотя бы одному из них и результат будет другой) и неповторимость (повторное исследование всегда происходит с другим материалом и в других условиях, поэтому чистый эксперимент в педагогике невозможен). Отсюда осторожность и корректность в выводах.

Методов научно-педагогического исследования достаточно много. Среди них наиболее часто используются те, которыми пользовались в свое время Платон и Квинтилиан, Песталоцци и Коменский. Называют их еще эмпирическими или интуитивными и относят к группе традиционных методов.

Эмпирические методы исследования направлены на накопление педагогических фактов, их отбор, анализ, синтез, количественную обработку: это наблюдение, опрос, изучение продуктов и процесса деятельности учеников и учителей, изучение школьной документации и т.д.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: