Различные предложения по комплексам средств наглядности на уроках химии в средней общеобразовательной школе. Презентация на тему "методы обучения химии"

Читать

Автореферат диссертации по теме "Использование изобразительных средств наглядности в процессе обучения химии"

D ^ _ л - ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЬ ОД ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

ШЕШУКОВА ЛЮДМИЛА АНАТОЛЬЕВНА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ

13.00.02 - методика преподавания химии

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Работа выполнена в Тобольском государственном педагогическом институте им. Д. И. Менделеева.

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

Кандидат педагогических наук, доцент Н. Н. Суртаева.

Республиканский Горно-Алтайский государственный университет.

Член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Т. С. Назарова, -кандидат химических наук, доцент В. А. Шелонцев.

Защита состоится "3/" 1995 г. в /-^"^часов

на заседании диссертационного совета К -113.40.03 в Омском государственном педагогическом университете по адресу: 644000, г. Омск, наб. Тухачевского 14.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета.

Учёный секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук, профессор

Н.В.Чекалева

Общая характеристика работы.

Современное состояние науки и техники, безгранично увеличивающаяся техническая вооруженность человеческого общества предъявляют высокие требования к совершенствованию учебного процесса в средней школе.

Процессы, происходящие в обществе на современном этапе, во всех сферах жизни предъявляют новые требования к качествам личности. На первое место выдвигаются самостоятельность, творчество, предприимчивость, активность. Эти и ряд других новых задач, предложенных школе, старая система организации обучения решить не в состоянии или делает это с большим трудом. Поэтому система образования поставлена перед проблемой совершенствования, поиска других новых форм, методов и средств обучения, а также иных путей их использования в учебной деятельности.

Одним из таких средств обучения, которым в последнее время уделяется все больше внимания, являются изобразительные средства наглядности: рисунок, ^рафика, живопись и фотография. Образовательное значение которых достаточно велико и отвечает современным требованиям, предъявляемым к процессу обучения.

Любой предмет призван сформировать у учащихся умение наблюдать, описывать и излагать результаты своего учебного труда. ?Симия же, как учебный предмет, обладает уникальными возможностями для использования изобразительных наглядных средств обучения, которые как раз и помогают в формировании этих умений. Надо заметить, что в отечественной методике преподавания естествознания, химии, физики постоянно уделялось должное внимание зарисовкам приборов, лабораторной посуды,

приспособлений, схемы технологических процессов и аппаратуры.

Внедрение в дальнейшем технических средств обучения сместило акценты в этом методическом приеме с выразительности графического представления на интенсификацию процесса предъявления информации. Акцент на создание гуманистической школы, в основе которой немаловажное место занимает концепция гуманитарного образования, а также современной деятельности, а не только информационный подход, нацеливает на гармоничное сочетание всех сторон интеллектуального развития учащихся, заставляет вернуться к забытым уже достижениям в использовании изобразительных средств наглядности в учебном процессе и гуманистическом развитии личности.

Проблеме использования изобразительных средств наглядности, технических средств обучения и появившихся в последнее деслтилетие средств новых информационных технологий в методике преподавания посвящены работы: В.Н. Верховского, Я.Л. Гольдфарба, A.A. Грабецкого, И.Л. Дрижуна, Л.С. Зазнобиной,Д.М. Кирюшкина, В.М. Монахова, Т.С. Назаровой, Е.С. Полат. B.C. Полосина. Л.П. Прессмана, H.A. Пугал. Л.Я. Сморгонского, В.В. Фельдта, С.Г. Шаповаленко и других.

Многие наработки, высказанные в начале столетия, забыты, работа по использованию изобразительных средств наглядности ведется не системно, не целенаправленно, недостаточно реализует дидактические функции указанных средств обучения, которые являются мощным средством активизации познавательной деятельности и особенно важны в период гуманистической парадигмы образования. Выше сказанное, а также противоречие между с одной стороны имеющимся огромным резервом дидактических возможностей изобразительных средств наглядности и с другой стороны слабым использованием этих возможностей при организации учебно-воспитательного процесса с учащимися в современной школе определили АКТУАЛЬНОСТЬ НАШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: разработка методической системы, направленной на систематическое использование рисунка, графики, живописи и фотографии как средства наглядности в процессе обучения химии.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является учебно-воспитательный процесс по химии с систематическим использованием изобразительных средств наглядности при изучении химии в средней школе.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: пути использования изобразительных средств наглядности, выявления их роли, влияния на уровень усвоения знаний учащихся и развитие творческой деятельности.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: если разработать

методическую систему целенаправленного использования

изобразительных средств наглядности и внедрить ее в учебный процесс, то можно ожидать развития творческого мышления и деятельности, а также повышения уровня усвоения знаний учащимися по химий.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме с целью выявления функционального значения, места, методов использования рисунка, графики, живописи, фотографии в процессе преподавания химии.

2. Разработка методической системы использования рисунка, графики, живописи и фотографии при изучении химии, как средства развития творческого мышления и деятельности.

3. Разработка различных видов таких изобразительных средств наглядности как рисунок, графика, живопись и фотография при изучении различных тем курса химии.

4. Проверка эффективности предлагаемой методической системы в практике преподавания химии в школе.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы, изучение и обобщение опыта работы учителей различных дисциплин, применяющих рисунок.

графику, живопись и фотографию, анкетирование и интервьюирование учителей и учащихся, беседы, наблюдение, педагогический эксперимент и методы статистической обработки.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ работы состоит в том, что:

1. Предложена методическая система использования рисунка, графики, живописи и фотографии в процессе обучения химии как средства развития творческого мышления и деятельности, и средства повышения уровня усвоения знаний учащихся по химии.

2. Дано обоснование целесообразности использования изобразительных средств наглядности в процессе преподавания химии, как средства развития творческого мышления и деятельности.

3. Выделены этапы формирования творческого мышления и деятельности через использование изобразительных средств наглядности в процессе преподавания химии.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ: разработана методическая система использования рисунка, графики, живописи и фотографии для решения задач в современной вариативной школе в процессе преподавания химии, разработаны изобразительные наглядные пособия для разных тем курса органической и неорганической химии.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ следующие положения:

1. Теоретическое обоснование роли и места рисунка, графики, живописи и фотографии как средства наглядности в решении задач современной вариативной школы.

2. Методическая система целенаправленного использования изобразительных средств наглядности в процессе изучения химии.

АПРОБАЦИЯ осуществлялась нами в школах 10, 12, 17 г. Тобольска, в лицее при Высшем Педагогическом колледже с 1991г. по настоящее время, с общим охватом 1087 учащихся. В учебно-воспитательном процессе в Тобольском государственном педагогическом институте им. Д.И. Менделеева на биолого-химическом факультете, филологическом факультете, русско-татарском отделении филологического факультета, на факультете педагогики и методики начального обучения. Студентами Тобольского государственного Педагогического института написано 30 курсовых работ по этой проблеме и 3 дипломные работы, которые выполнялись студентами с 1991 по 1995 гг. (диссертант соруководитель). Основные положения и результаты исследования обсуждались на ежегодных Менделеевских чтениях в Тобольском государственном педагогическом институте им. Д.И. Менделеева, в институте повышения квалификации учителей с 1991 по 1995 г. в г. Тюмени, на методических семинарах кафедры химии и МПХ в ТГПИ им. Д.И. Менделеева в 1991-1995г. на кафедре органической химии и МПХ Омского государственного педагогического университета 1995 г., а также на конференциях и семинарах:

На городской конференции "Инновационные процессы в образовании". (Тобольск, 1994г).

На Общесибирском семинаре "Гуманитаризация

педагогического образования. Взаимосвязь психолого-

педагогических и культурологических дисциплин". (Томск, 1994г.).

На Омской научно-методической конференции по проблемам гуманитаризации. (Омск, 1993г.).

На методических объединениях учителей химии, биологии, естествознания, географии, экологии. (Тобольск, 1991-1995 г.).

Задачи исследования, логическая последовательность их решения определили структуру диссертации: Введение, 3 главы, Заключение, Библиографии, Приложения.

Объем диссертации страниц машинописного текста, 15

таблиц, 24 схемы, 5 диаграмм, И рисунков. Библиография содержит 218 наименований.

Исследование проводилось с 1991 г. по настоящее время на кафедре химии и МПХ в Тобольском государственном педагогическом институте им. Д.И. Менделеева.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируется цель, гипотеза и задачи исследования, научная новкзна, теоретическая и практическая значимость работы, сформулированы положения, выносимые на защиту.

В первой главе. - "Теоретическое обоснование использования рисунка, графики, живописи и фотографии как изобразительных средств наглядности в процессе изучения химии" - дан анализ психолого-педагогических и методических аспектов целесообразности систематического использования этих средств наглядности в учебно-воспитательном процессе, определяется место и функциональная роль рисунка, графики, живописи и фотографии как изобразительных средств наглядности в процессе преподавания химии приводится разработанная нами.методическая система целенаправленного использования изобразительных средств наглядности.

Психологическое обоснование целесообразности использования изобразительных средств наглядности дают в своих работах следующие авторы: Б.Г. Ананьев, Н.М.Амосов, М. Афасижев, Р.Арнхейм, Б.Ф.Ломов, J1.A. Пийрсалу, П.В.Симонов, O.K. Тихомиров и др. По мнению психологов, изобразительные средства

наглядности являются необходимым элементом в организации успешной учебной деятельности, так как восприятие ребенком изображения опирается на ряд психических процессов: создание образа, представление, воображение и наконец творческое мышление. Различного рода изображения выступают в роли опорного образа для теоретических знаний. Изобразительные средства наглядности раскрывают в ярких зрительных образах наиболее существенные и порой трудно воспринимаемые детским

мышлением явления. На основании изучения литературы нами дан анализ использования изобразительных средств наглядности в учебно-воспитательном процессе и выделено три этапа в развитии использования рисунка, графики, живописи и фотографии.

1 этап - изобразительные средства наглядности используются в рамках естествознания, так как химия отсутствовала как отдельный предмет (Я.А. Коменский, ДЛокк, Ж.-Ж.Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Уышнский и др).

2 этап - изобразительные средства наглядности используются в рамках самостоятельного предмета химии, что представлено в работах В.Н. Верховскогс, П.А. Глориозова, A.A. Грабецкого, Л.С. Зазнобиной, Т.С. Назаровой, И.М. Титовой, С.Г. Шаповаленко и др.

3 этап - использование данных средств наглядности происходит в условиях дифференциации и интеграции как активно действующих процессов в современных условиях.

Анализ методической литературы показал, что методические пособия по химии содержат лишь разрозненные сведения по проблеме использования изобразительных средств наглядности, что говорит о необходимости разработки методической системы целенаправленного использования рисунка, живописи, графики и фотографии в процессе обучения химии.

В результате исследования состава и функций (образующей, систематизирующей, моделирующей, эвристической,

диагностической) изобразительных средств наглядности мы пришли к выводу, что они должны представлять различные понятия и объекты, развивать мышление, способствовать развитию познавательной активности учащихся, способствовать лучшему усвоению знаний, развитию воображения и творческих способностей.

Кроме того, в данной главе, на основании анализа литературы, были рассмотрены возможности использования компьютерной графики в учебно-воспитательном процессе.

Решение задачи интенсификации учебного процесса, усиление в нем содержательной стороны и наукоемкости во многом решаются применением компьютеров в обучении, которым передается определенная часть обучающих функций, ранее выполняемых учителем. С этой целью созданы и продолжают создаваться малью автоматизированные обучающие системы, идет развитие

информационно-вычислительных сетей коллективного пользования.

В последнее время все большее развитие получают так называемые перспективные средства новых информационных технологий (СНИТ), проблемой разработки которых в учебном процессе занимаются: Г.А. Бордовский, И.Л. Дрижун, Л.С. Зазнобит, В.А. Извозчиков, В.М. Монахов, М. Пак, Е.С. Полат, В. Поспелов, Л.П. Прессман, H.A. Пугал, Э.В. Роберт, С.З. Свердлов, В.В. Соколов.

К средствам новых информационных технологий относится и компьютерная (когнетивная) графика, которая побуждает к жизни мертвые числа и стимулирует "обучение на ошибках". Ошибки в

процессе компьютерного эксперимента наносят несравненно меньший ущерб, чем в реальном мире.

В современных системах компьютерной графики используются обычно три основных метода: свободное рисование, метод аппликаций, формирование рисунков из графических примитивов. Чаще всего графические видеоэффекты можно использовать в двух направлениях. В первом случае компьютерная графика используется в качестве иллюстрации чего -либо (научного текста, задач, контрольных заданий и т.д.). Во втором случае графические видеоэффекты используются для научных целей, например для моделирования различных объектов по заданным траекториям.

Таким образом, компьютерная графика может использоваться в разных целях. При иллюстрации нового материала с помощью графических видеоэффектов можно демонстрировать такие объекты, в показе которых была необходима схематизация в связи с невозможностью воспроизвести объект с натуры. Такого рода изображения необходимы при изучении молекулярного строения вещества, строения изомеров, полимеризации, и т.д. Кроме того целесообразно, на наш взгляд, применять компьютерную графику в процессе проверки знаний учащихся. Нами была предпринята попытка использования возможностей компьютера в построении графика. Построение графика на дисплее компьютера сопровождалось рядом контрольных заданий и вопросов. Подобные работы позволяют учащимся совершенствовать.умение

анализировать графики и применять их для решения задач, анализировать ход опыта с помощью графика, совершенствовать умения выражать результат опыта на графике, применять графики для установления химических зависимостей и т.д.

Использование компьютерных изображений в учебно-воспитательном процессе по химии позволило нам убедиться в эффективности данного вида изобразительных средств наглядности для решения дидактических задач по химии и развития компьютерной культуры в целом. г.

Проанализировав педагогическую литературу по проблеме использования средств наглядности, выявив их функциональное значение, нами представлена схема, указывающая цели и соответственно этому пути и методы использования

изобразительных средств наглядности, которые способствует повышению уровня знаний учащихся по химии и развитию творческого мышления (схема 1, С. 10).

Основные элементы методической системы сгруппированы нами в блоки (А,Б,В,Г). Остановимся более детально на отдельных элементах методической системы.

Блок А указывает цели учебно-воспитательного процесса, выполнению которых способствует применение изобразительных средств наглядности. При реализации цели, направленной на гуманитаризацию учебно-воспитательного процесса по химии такие

изобразительные средства наглядности как рисунок, графика, живопись и фотография имеют немаловажное значение. Данные средства наглядности сами непосредственно относятся к видам искусства и. соответственно, несут определенную эмоциональную окраску. При демонстрации подобных средств наглядности осуществляется не только сопровождение нового материала красочными пособиями, но и знакомство учащихся с определенными видами изобразительного искусства, его жанрами и техникой.

Химия как учебный предмет имеет огромные. возможности внедрения искусствоведческого материала, который может быть использован в качестве отдельных фрагментов непосредственно на уроке, а обобщен и систематизирован в условиях внеклассной работы.

Кроме решения такой цели как, гуманитаризация обучения, изобразительные средства наглядности способствуют развитию практических умений, сначала посредством теоретической проработки различных изображений, а затем в ходе эксперимента, так, при зарисовке какого-либо прибора с натуры или с рисунка учителя, учащиеся обрабатывают практические учения по его сборке.

Изобразительные средства наглядности, при систематическом применении способствуют развитию интелектуальных умений. Различного рода изображения могут быть использованы с целью развития таких умений как обобщение, классификация, систематизация, и др. В данном случае учащимся предлагается на основе представленных рисунков сделать обобщение, провести классификацию или систематизацию представленного материала.

Кроме перечисленных выше умений рисунок, графика, живопись и фотография способствуют развитию графических умений, таких как:

1. Умения добывать информацию из готовых графических пособий.

2. Умения преобразовывать усвоенную информацию на основании выделения существенных признаков, структуры материала и знания приемов графического их выражения.

3. Умения творчески применять на практике графические изображения теоретических знаний (графическое прогнозирование, моделирование, графические способы решения задач, и др).

Изобразительные наглядные средства выполняют ряд дидактических задач (см. блок Б, схема 1.). Прежде всего они позволяют наглядно представить учебный материал, а также, благодаря художественной образности представления информации способствуют формированию более прочных и осознанных знаний.

Изобразительные средства наглядности находят применение не только на этапе сообщения новых знаний, но и при их закреплении и проверке, так как способствуют созданию более ярких образов, реализации принципа наглядности с помощью рисунка или другого

МЕСТО И РОЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ

НАГЛЯДНОСТИ В УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ХИМИИ.

Гуманитаризация ч_

Развитие практи- - ческих умений Развитие интелек- *- туальных умений Развитие графических умений Развитие наблюда-* тельности

Развитие творческого < мышления

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА НАГЛЯДНОСТИ

НАТУРАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

МЕСТО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

1.При сообщении новых знаний.

2.При закреплении новых знаний.

3.При проверке знаний.

4.В домашней работе.

5.Во внеклассной работе

6.В ходе самостоятельной деятельности

-»Наглядность

" Прочность

^Осознанность

ПУТИ И МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 1 .демонстрации готового

пособия. 2.Зарисовка.

3.Дорисовка.

4.Устранение ошибок.

5.Проблемная ситуация

изображения возможно создание на уроке проблемной ситуации, которая требует от учащихся применения имеющихся знаний.

Однако, часто задания, включающие различного рода изобразительную деятельность требуют значительных затрат времени. Поэтому целесообразно некоторые из них предлагать учащимся для выполнения в домашних условиях.

Блок Г схемы N1 показывает некоторые пути и методы использования изобразительных средств наглядности в учебно-воспитательном процессе. Каждый метод предусматривает различные виды деятельности как учителя, так и учащихся.

Особенности использования изобразительных средств наглядности заключаются прежде всего в определенном сочетании или последовательности использования данных пособий. Наш вариант сочетания основных типов изобразительных средств наглядности представлен в схеме 2 (с. 12).

При систематическом и целенаправленном использовании изобразительных средств наглядности необходимо учитывать возможность одновременного применения различных их видов в рамках одного урока, для реализации одной и той же цели.

Такой принцип применения оправдывается индивидуальными особенностями восприятия учащихся, так одни лучше воспринимают художественные произведения, другие - простые, схематичные изображения.

Изобразительные средства, на наш взгляд, должны применяться при постоянном усложнении заданий, т.е. в развитии и поэтапно. На первом этапе изобразительные средства наглядности используются как источник знаний и соответственно от учащихся требуется лишь их воспроизведение. На втором этапе они являются источником проблемной ситуации, решить которую предлагается учащимся. На третьем этапе школьникам предлагаются задания и изобразительные средства наглядности, требующие осуществить или разработать самим творческий подход.

В связи с дифференциацией образования на современном этапе очевидно вырисовывается проблема вариативного использования изобразительных средств наглядности. В условиях обычной средней общеобразовательной школы целесообразно равномерное применение рассматриваемых нами изобразительных средств. В школах технической направленности необходимо сместить акцент в использовании изобразительных средств наглядности в сторону схем, схематических рисунков, графиков, чертежей. В школах с гуманитарным уклоном превалирующее положение отводится рисунку, живописи, фотографии. Кроме того, в этом случае можно использовать изобразительные средства наглядности в качестве иллюстраций, составляющих содержание гуманитарной компоненты.

СОЧЕТАНИЕ ОСНОВНЫХ ТИПОВ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ.

Таким образом, изобразительные средства наглядности такие как рисунок, графика, живопись и фотография, способствуют решению главных задач учебно-воспитательного процесса образованию, воспитанию, развитию. Для повышения качества решения этих задач необходимо: отбор соответствующих методов, путей включения видов организации различной деятельности школьника и целенаправленная, систематическая, разнообразная деятельность. В этом случае можно ожидать повышения графической культуры, уровня знаний, определенной гуманитарной образованности.

Во второй главе - "Реализация методической системы целенаправленного применения изобразительных средств наглядности в процессе преподавания химии в средней школе" - изложены возможности использования методической системы

целенаправленного применения изобразительных средств наглядности в процессе преподавания химии. Показано, как необходимо использовать рисунок, графику и фотографию с целью повышения уровня усвоения знаний учащихся и развития их творческой деятельности, как включаться в учебный процесс, на различных его этапах, и какие учебно-воспитательные задачи решают, в каждом случае, перечисленные выше наглядные средства обучения.

На основании анализа методической литературы, мы выявили дидактические требования, предъявляемые к изобразительным средствам наглядности. В методике преподавания химии данная проблема освещена в работах: В.Н. Верховского, П.А. Глориозова, Я.Д. Гольдфарба, Л.С. Зазнобиной, Т.С. Назаровой, Л.М. Сморгунского, В.В. Фельдга, С.Г. Шаповаленко и др. Общие дидактические требования к изобразительным средствам наглядности можно встретить в работах методистов других

дисциплин, в частности истории, географии, биологии, физики: И.И. Заславского, В.П. Игнатьева, B.C. Мурзаева, В.А. Нукало и др.

В результате анализа методической литературы по проблеме дидактических и методических требований нами выделены такие как:

1. графическая грамотность,

2. аккуратность,

3. своевременность,

4. сопровождение словесным методом,

5. возможность организации различных видов деятельности при использовании изобразительных средств наглядности.

Выявив дидактические требования к изобразительным средствам наглядности, мы рассмотрели возможности использования рисунка, графики, живописи и фотографии на различных этапах учебно-воспитательного процесса.

На этапе сообщения новых знаний изобразительные средства наглядности могут подаваться различными путями и использоваться в трех направлениях:

2)в качестве содержания гуманитарной компоненты,

3)в деятельностном, т.е. предусматривающем определенную практическую мыслительную деятельность учащихся, направленную на развитие творчества.

На этапе закрепления и проверки знаний учащихся возможно применение различного рода заданий, включающих какое-либо изображение. Среди них можно выделить следующие группы: задачи в рисунках (на узнавание и обобщение свойств вещества, на узнавание и обобщение способов их получения задачи, проверяющие знания условий осуществления реакции и др.), задания для проверки назначения приборов, задания, проверяющие умения разбираться и понимать различные таблицы и схемы, и т.д.

Использование изобразительных средств наглядности помогает более эффективно решать учебные задачи на этапе закрепления и проверки знаний учащихся по химии, способствует организации более разнообразных видов деятельности учащихся, являясь одновременно целью, средством и результатом в учебном процессе.

Сам процесс применения изобразительных средств наглядности предполагает множество путей их использования, позволяет эффективнее проводить дифференцированный контроль и проверку знаний учащихся.

Применение фотографий, репродукций известных художников, с акцентом на авторов этих произведений, работать на раскрытие гуманитарной составляющей, на повышение общей культуры.

В третьей главе - "Проверка эффективности предлагаемых методических рекомендаций" - проводилось экспериментально-методическое исследование с целью проверки выдвинутых теоретических положений и подтверждения эффективности

методической системы. Основная цель исследования состояла в выявлении возможностей улучшения оптимального

функционирования методической системы использования рисунка, графики, живописи и фотографии в условиях проведения j экспериментальных уроков по неорганической и органической химии.

На первом этапе педэксперимента для изучения состояния вопроса использования рисунков, графиков, фотографий на практике преподавания химии в школе проводилось анкетирование и интервьюирование учителей и учащихся, наблюдение и беседы с учителями, проверка знаний учащихся.

На первом этапе, также был определен начальный уровень знаний учащихся. Анализ работ учащихся проводился по методике, предложенной A.B. Усовой. Были определены коэффициент полноты выполнения операций (Кпо) и коэффициент усвоения знаний учащихся (Куз), на основании анализа работ были выбраны экспериментальная и контрольная группы, методом случайного отбора. Результаты анализа контрольных работ показали более низкий уровень знаний в экспериментальных группах (Куз эксп.=0,31, Куз контр. =0,33).

На формирующем этапе педагогического эксперимента в процессе педагогического воздействия, которое носило формирующий характер, была поставлена цель повышения у учеников уровня усвоения знаний учащихся и развития творческой деятельности. Для этого в экспериментальных классах было! организовано обучение с целенаправленным и систематическим использованием рисунка, графики, живописи и фотографии. Для проверки результатов были проведены контрольные срезы и их анализ по той же методике, что и на первом этапе педагогического эксперимента. Изменения значения коэффициентов полноты выполнения операций и усвоения знаний приведены в столбиковых диаграммах N1 и N2.

Окончательным критерием, по которому мы судим об; эффективности предлагаемой методики, был выбран коэффициент 1 эффективности, методика определения которого пре^^жена A.B. УсовойГКзультата аншпдоГэтог^ что темпы

формирования умений в экспериментальных классах, по сравнению с контрольными, выше в 1,62, что позволяет считать полученные результаты достоверными.

Кроме определения Куз и Кпо нами было проведено уровневое исследование развития учащихся. На основании анализа работ В.П.Беспалько, Э.И.Моносзона, A.B. Усовой, A.A. Кыверялга были выделены следующие уровни: репродуктивный, продуктивный, творческий. Результаты исследования показали, что 27 % учащихся 1 экспериментальных групп вышли на творческий уровень, а в контрольных группах только 4 %.

Таким образом, результаты исследования на этапе формирующего эксперимента убедительно показывают, что

Столбиковая диаграмма 1 Изменение значения Куз в экспериментальных и контрольных группах на формирующем этапе педэксперимента.

Куз 0,7" 0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 0,1

контрольная группа,

контр.срезов Экспериментальная группа

Столбиковая диаграмма 2 Изменение значений Кпо в экспериментальных и контрольных группах на формирующем этапе педэксперимента.

0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 0,1

контрольная группа

контр,ср,

эксперементальная группа

использование нашей методической системы, основанной на применении изобразительных средств наглядности, существенным образом влияет на организацию обучения, способствует формированию более глубоких и прочных знаний, формированию умственных действий и развитию творческого мышления и деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Таким образом, результаты статистической обработки подтвердили эффективность методической системы для повышения уровня усвоения знаний и развития творческого мышления и деятельности учащихся, т.е. в ходе педагогического эксперимента по внедрению методической системы подтверждена рабочая гипотеза, выдвинутая в начале исследования.

В работе выявлено функциональное значение, место и роль, а также методы использования рисунка, графики, живописи и фотографии в процессе преподавания химии, что позволяет констатировать широкие дидактические возможности изобразительных средств наглядности.

Анализ исследуемой проблемы в практике преподавания химии в школе показал, что рисунок, графика, живопись и фотография используются в учебно-воспитательном процессе, но используются не систематически и являются эпизодическим явлением, а также в большей степени выполняют роль средств. демонстрационной наглядности и в меньшей мере применяются для решения других задач. Причем используются в основном на этапе сообщения новых знаний.

Разработанная нами методическая система использования изобразительных средств наглядности в системе показывает возможности в решении различных задач воспитания, развития, обучения.

Реализация всех дидактических возможностей изобразительных средств наглядности значительно повышает эффективность учебно-воспитательного процесса, способствует его разнообразию, решению ряда задач: гуманитаризации, развитию творческого мышления и деятельности, развитию графических и практических умений, повышению прочности и осознанности знаний, созданию эмоционального фона, эстетическому развитию.

Использования изобразительных средств наглядности в разных вариантах для достижения различных целей помогает решить задачу вариативности школ и дифференциации химического образования.

1. Рисунок и графика в педагогической деятельности учителя и гуманитарная направленность учебного процесса //Гуманитаризация образования: проблемы, опыт, перспективы. -Омск: ОГПИ.О.О.П.О.-1993. - С.46. /В соавт./

2. Организация графической и художественной деятельности учащихся при изучении химии как средство творческого восприятия окружающего мира //Гуманитаризация педагогического образования. Взаимосвязь психолого-педагогических и культурологических дисциплин (Тез. докл. Общесиб. семинара по проблемам гуманитаризации образования. -Томск: ТГПИ. -1994.-С.157/в соавт/

3. Изучение изменчивости в природных популяциях в связи с загрязнением среды на полевой практике по генетике //Территориальный подход в подготовке учителей к осуществлению экологического образования (тез. докл. Межвуз. научн.- практ. конф. -Тобольск: ТГПИ.- 1991.-С.191 /в соавт/.

4. Программа. Учебная и прикладная фотография и кинематография /Педагогическая культурология и ее роль в реализации базисных учебных планов общеобразовательной школы: Методическое пособие -Тобольск: Тобольский педагогический колледж. -1995. - С 64-69.

5. Рисунок как средство активизации познавательной деятельности учащихся //Добро-инициативе, творчеству, поиску /Матер, город, научн. - практ. конф. - Тобольск. - 1994. С -109-110.

Гусева В.В.

РАЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО КОМПЛЕКСАМ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ ХИМИИ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Гусева Вера Владимировна, учитель химии
Спас-Заулковская школа-интернат

В арсенале каждого учителя предметника в школе есть большое количество методических пособий.В данной статье я хотела бы сравнить наглядные пособия предложенные программой и комплекс средств наглядности, которые я использовала на своих уроках химии в 8 классе. Так же я покажу результаты, которые были получены.

Для исследования я выбрала тему урока «Реакции обмена» в 8 классе. Данная тема находится в разделе «Изменения, происходящие с веществами. Химические реакции» по программе О.С.Габриеляна «Химия 8 класс». Цель данного урока: сформировать у школьников понятие о сущности реакции обмена. Продолжить формирование у них умения записывать уравнения и предвидеть продукты реакции обмена. Дать первоначальное понятие об условиях течения реакций между растворами до конца.

Программой предложены следующие наглядные средства: 1) эксперименты (реакция нейтрализации, реакции между щелочами и солями и реакции между оксидами металлов и кислотами); 2) таблица растворимости.

Для проверки усвоения данной темы учащимися была подобрана самостоятельная работа (тестовые задания), по основным аспектам новой темы.

В процессе оценки самостоятельных работ учащихся их ответы делились на простейшие элементы по содержанию. Вначале выделялись элементы, которые соответствовали требованиям программы. Затем при анализе ответов учащихся фиксировалось наличие или отсутствие знаний каждого элемента путем сравнения с образцом. На основе этих работ были сделаны выводы о качестве усвоения материала учащимися.

В одном из 8 классов урок был выполнен согласно предложениям программы. На следующем занятии была проведена небольшая самостоятельная работа. В ней были представлены тестовые задание на усвоение основных понятий темы.

Мы получили следующие показатели: 5% полностью справились с заданием, 75 % справились с некоторыми погрешностями, 16%-допустили грубые ошибки, 4% не справились с заданием. Из данных результатов можно сделать выводы, что предложенные программой средства наглядности не могут полностью раскрыть сущность реакций обмена. Для учащихся некоторые аспекты темы так и остаются неясными.

В параллельном 8 классе, учащимся был предложен комплекс средств наглядность, разработанный для этой темы. Сейчас существует большой набор средств наглядности, поэтому среди них я выделила модели, так как для создания образа данный вид наглядности хорошо подходит. Для перевода образа в знание к моделям будут добавляться другие средства наглядности. В разработанный комплекс кроме моделей входят также эксперименты, схемы, модели на компьютере.

Данные средства были мною выбраны по следующим причинам: они просты в использовании, наглядны и помогают выполнить поставленные мною цели. А именно: модель создает образ, схема - переводит созданный образ в понятие и знания, а эксперимент дает возможность применить это знание на практике. Так же данные средства в сочетании их друг с другом дополняют друг друга. Использование на этом этапе обучения модели нецелесообразно, так как она очень красочна и может отвлечь учащихся от сути процесса.Кроме этого в модели фрагменты процесса сильно преувеличены и представлены условно. Эксперимент устраняет искаженное понимание процесса.

Так же не случайно выбран и порядок использования данных наглядных средств (модель-схема-эксперимент). Экспериментально было выяснено, что для лучшего понимания материала при демонстрации моделей, их необходимо подкреплять схемами и таблицами. Заключительное место эксперимента в уроке, связывает весь пройденный материал с жизнью и делает вывод о значимости данного процесса.

В начале урока будет демонстрироваться модель происходящей реакции нейтрализации кислоты щелочью в присутствие индикатора. На ней показано, по какому принципу происходит данная реакция. Модель красочна и создает яркий образ у учащихся.

Здесь показано, что результатом любой реакции нейтрализации будет соль и вода.

После составления уравнения и расстановки коэффициентов приступаем к эксперименту. Здесь можно провести связь с биологией, а именно с пищеварительной системой. Так процесс изжоги и последующее ее устранения и есть реакция нейтрализации в желудке человека. Тем самым мы свяжем нашу тему с практикой.

Таким образом, данный комплекс выполнил поставленные нами цели. Дальнейшая проверка знаний учащихся с помощью той же самостоятельной работы, дала следующие результаты: полностью справились с заданием 5% учащихся, справились с заданием, но допустили небольшие погрешности 79%, допустили грубые ошибки-13%, не справились с заданием 3% учеников.

В обучении химии применяются следующие средства наглядности:

1. Предметная наглядность – образцы веществ, приборы, химические опыты и т.д.

2. Изобразительные – картины, диапозитивы, фильмы, слайды и т.д.

3. Условные – диаграммы, схемы, графики, таблицы и др.

К наглядным методам относятся, прежде всего, демонстрация химических опытов, киноурок, урок-экскурсия.

Демонстрация химических опытов

Педагогический эффект демонстрации химических опытов зависит от трех факторов:

I. Техники выполнения эксперимента;

II. Учета внешних условий;

III. Метода включения демонстрации в объяснение учителя.

Рассмотрим каждый из этих факторов. Начнем с первого:

I.Техника выполнения эксперимента :

1. Первое, что должен знать учитель, это то, что опыты должны быть абсолютно безопасны для учащихся. Учитель отвечает за каждый несчастный случай не только морально, но и юридически. Предварительная проверка опытов (их проведение до урока) обязательна! На уроке опыты проводят с теми же реактивами, с которыми проводилась проверка.

2. Учитель должен демонстрировать безупречную технику выполнения опыта, правильно нагревать, растворять и т.д.

5. Опыт проводят в минимально необходимое время, чтобы не загазовывать лабораторию.

6. Каждый опыт фиксируется в специальном журнале, который может быть проверен методистом управления образования.

II. Об учете условий демонстрации . Необходимо продумывать каждый опыт таким образом, чтобы он был виден всем, и чтобы он наилучшим образом получался (размеры приборов, экран, подсветка, дополнительное подкисление и т.д.). Лучше вообще не показывать, чем пытаться сделать, но неудачно.

III. Методы включения демонстрации в объяснение учителя . Показ учителем химического опыта должен сочетаться с речью учителя. Если учащиеся посредством слов учителя ставятся в такие условия, при которых они оказываются в состоянии приобретать знания о веществах и явлениях самостоятельно, на основе наблюдения демонстрируемого опыта, то такую форму сочетания слова и демонстрации относят к исследовательскому методу демонстрации .

Если же сведения о явлениях или свойствах веществ учащиеся получают сначала со слов учителя, а показ химического опыта служит лишь подтверждением или конкретизацией словесного сообщения, то такой метод называют иллюстративным . Например, опыт по взаимодействию натрия с водой может быть включен в объяснения учителя по-разному.

Если учитель использует исследовательский метод, то он начинает объяснение с обращения к классу с просьбой вспомнить признаки химических реакций (выделение газа, тепла, изменение цвета и т.д.).

Затем говорит: "Давайте посмотрим, будем ли мы наблюдать эти признаки, если опустим кусочек натрия в воду".

Он демонстрирует опыт и вновь обращаться к классу, который подтверждает, что наблюдалось выделение газа и нагрев. Затем учитель добавляет в раствор фенолфталеин и просит учеников сказать, что получилось в ходе реакции. Можно также собрать выделяющийся газ, и по хлопку при поджигании ученики определяют, что это водород. Учитель вызывает одного из учеников и просит записать уравнение реакции. Так как при наблюдении опыта класс убедился, что образуется щелочь и выделяется водород, то ученик напишет:

2Na + 2H 2 O = 2NaOH + H 2 .

При иллюстрированном методе демонстрации учитель вначале сам запишет это уравнение, а затем для его подтверждения продемонстрирует опыт.

Какой метод применить, учитель решает сам в зависимости от темы и контингента класса. При прочих равных условиях лучше использовать исследовательский метод .

Киноурок является методом обучения в том случае, если содержание кинолент служит средством изучения нового материала. Построение его может быть различным. Киноурок может идти по следующему плану:

Вариант 1 :

1. Обзор темы (цель).

2. Написание вопросов на доске.

3. Просмотр фильма.

4. Беседа с оценкой знаний.

При таком плане в начале урока учитель делает краткий обзор темы и ставит перед учащимися цель.

На доске записываются основные вопросы, на которые ученики должны обратить внимание при просмотре фильма. После просмотра проводится беседа с оценкой (обязательно!) знаний.

Вариант 2 :

1. Цель урока.

2. Книга (план).

4. Беседа с оценкой.

После постановки цели учитель предлагает просмотреть материал по учебнику и составить план. Затем показывают фильм, детализирующий знания.

Урок также заканчивается беседой с оценкой. Такую форму часто используют при изучении производств.

Вариант 3 :

1. Задача (цель).

3. Работа по учебнику.

4. Письменная самостоятельная работа.

Здесь сначала демонстрируется фильм, а затем идет уточнение формулировок, понятий по учебнику.

При любом варианте заканчивается урок контролем за полученными знаниями и их оценкой.

Экскурсия – средство обобщения и практической конкретизации изученного материала (роль возрастает в наше время).

Учащиеся заранее подготавливаются к экскурсии: все процессы и аппараты изучаются путем демонстрации опытов, таблиц, коллекций, устных разъяснений. Производство предварительно изучается самим учителем. После экскурсии обязательно подводятся итоги (конференция, письменные отчеты, модели, макеты и т.д.).

Кроме экскурсии на те заводы, с производством которых учащиеся знакомятся в школьной программе, рекомендуются в 8 классе экскурсии в химические лаборатории промышленных и сельскохозяйственных предприятий, аптеки, краеведческие и минералогические музеи (знакомство с веществами), паросиловые установки, водоочистные сооружения (тема: вода, растворы) и другие.

Химия – очень увлекательная дисциплина, но, к сожалению, не каждое учебное учреждение может похвастаться хорошо оборудованным кабинетом химии, поэтому, к сожалению, зачастую все эксперименты проводятся на словах. Презентации по химии помогут преподавателю показать учащимся разные интересные химические эксперименты, что поможет знаниям намного лучше усвоиться. Благодаря большому количеству слайдов и видео, презентации станут незаменимым помощником на многих занятиях по химии.

Презентации по химии выполнены в программе PowerPoint, у нас вы найдете большой ассортимент презентаций по химии, которые можно скачать абсолютно бесплатно. Чтобы это сделать необходимо перейти на выбранную презентацию и нажать на кнопку «скачать». Перед этим Вы можете увидеть каждый слайд и просмотреть их описание, Вам не придется сперва качать файлы и только потом понять, что это не совсем то что нужно. Если возникли трудности с поиском нужной Вам темы, можете воспользоваться поиском по всем презентациям, введите ключевое слово и мы подберем для Вас самые подходящие работы.

Здесь Вы найдете презентации по химии как для младших классов, так и для старшеклассников. Благодаря наглядности, красочности слайдов, правильно структурированной и разбитой по блокам информации аудитория будет легче воспринимать предмет и лучше концентрироваться на теме.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: