Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению. Основные группы сложноподчинённых предложений Урок изучения нового материала. Презентация основные группы сложноподчиненных предложений

Основной принцип деятельности на учебном занятии – проблемность, которая обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся, помогает организовать творческий процесс самостоятельного познания.

Технология проблемного обучения и проектно-исследовательская технологияпозволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, совершенствовать их навыки работы с информацией, представленной в различных видах, развивать кругозор, культуру, самосознание учащихся, развивать творческие и коммуникативные способности школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко Волоконовский район Белгородская область»

Конспект урока по русскому языку в 9 классе

« Основные группы сложноподчинённых предложений »

подготовила

учитель русского языка и литературы

Морозова Алла Станиславовна

с. Погромец

2011

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ

Основной принцип деятельности на учебном занятии – проблемность, которая обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся, помогает организовать творческий процесс самостоятельного познания.

Технология проблемного обучения и проектно-исследовательская технология позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, совершенствовать их навыки работы с информацией, представленной в различных видах, развивать кругозор, культуру, самосознание учащихся, развивать творческие и коммуникативные способности школьников.

Разминка по технологии Ю.А. Поташкиной – составная часть каждого урока, которая позволяет актуализировать и систематизировать знания учащихся на этапе подготовки к аттестации по русскому языку в новой форме.

Последовательность этапов урока, обобщённых шагов по организации поискового учебного процесса соответствует логике проблемного обучения: постановка проблемы → поиск путей решения проблемы → формулировка вывода.

Применение компьютерной презентации обеспечивает восприятие, усвоение, осмысление материала, отражает результаты учебной исследовательской деятельности.

Высокий темп занятия, смена видов деятельности поддерживают интерес учащихся к уроку на всём его протяжении.

Домашнее задание по выбору учащихся – это элемент разноуровневого обучения, отражающий ситуации:

  1. «выбираю → понял» («Диагностика успешности»);
  2. «выбираю → хочу понять» («Диагностика затруднений»).

Данный урок при хорошей организации проблемного и исследовательского подходов в обучении предполагает ситуацию успеха для каждого ученика, что является основным требованием любого современного урока.

ТЕМА УРОКА: «Основные группы сложноподчинённых предложений».

ЦЕЛЬ УРОКА:

  1. обеспечить восприятие, усвоение и осмысление нового материала через создание проблемной ситуации → её исследование → решение → анализ → обобщение;
  2. создать условия для развития умений формулировать учебную цель, самостоятельно выявлять связи и отношения между изучаемыми понятиями, делать самостоятельные выводы;
  3. вызвать у учащихся заинтересованность в решении проблемных, исследовательских, познавательных учебных задач

ТИП УРОКА: изучение нового материала

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ТЕХНОЛОГИЯ: проблемное обучение, проектно-исследовательская технология.

ОБОРУДОВАНИЕ: персональный компьютер, мультимедийный проектор, проекционная доска, магнитофонная запись.

НАГЛЯДНОСТЬ: Презентация Microsoft PowerPoint «Основные группы сложноподчинённых предложений».

ЭПИГРАФ УРОКА: «Исследование – это дорога к творческому труду»

Ход урока

I. Разминка (по системе Ю.А. Поташкиной).

  1. Скандирование слов: этимология, классика, территория, беллетристика, исследование.
  2. Подбор слов – родственников к слову «исследовение» (следовать, исследовательский, следствие).
  3. Диагностика: о б о с о бление, и сс лед о вание, ра з г о рат ь ся.
  4. Фонетическая часть разминки:

в каком слове букв меньше, чем звуков: обособление, полёт, польёт.

  1. Развести по значению и написанию:

светит по-весеннему, по весеннему лесу.

6. Определение начальной формы:

обособляет, с нами, висящего.

  1. Осложнить простое предложение: Будьте всегда внимательны.
  2. Определение количества простых предложений в составе сложного: [ Тёплый ветер проходит лениво над полем, перебирает тяжёлые наливающиеся колосья ] , и [ во ржи открываются, вглядываются на меня и снова меркнут миловато-синие, голубые, добела выцветшие васильки ] ; [ далеко впереди, (где теряется в хлебах просёлок), стоят над землёю неподвижно белые и плотные июльские облака ] .

Составление схемы предложения: , и ; [..., (где), ... ].

  1. Вернуть предложение со знаками:

Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю.

[сущ., | ~~~~~~~ |, ...].

II. Введение в ситуацию урока

Синхронное включение слайда №1 «О чём сегодня пойдёт речь?» (см. приложение 1, слайд №1) и магнитофонной записи.

Магнитофонная запись:

«Ребята, эти три предложения пока для нас являются незнакомцами. Они тщательно маскируются от нас. Выяснить их подлинную сущность в разделе «Сложное предложение» нам с вами пока не удалось.

Требуются знатоки для тщательного следствия по установлению личности незнакомцев!»

III. Получение новых знаний. Исследование

Постановка проблемы

Запуск слайда №2 «Основные группы сложноподчинённых предложений». (см. приложение 1, слайд №2).

Учитель:

Поработаем над заголовком темы учебного занятия. Вчитаемся в звучание темы. Учитывая проблемную ситуацию, возникшую при прослушивании магнитофонной записи, сформулируем учебную цель, учебную проблему.

/учащиеся формулируют вопрос-задачу:

«Какие основные группы сложноподчинённых предложений существуют в русском языке?»/

Учитель:

Нам необходимо выработать основные шаги по определению основных групп сложноподчинённых предложений».

Поиск путей решения проблемы

Учитель:

Для решения проблемы необходим поиск. Работа эта нелёгкая, требующая настойчивости, внимания, самостоятельности, накопления знаний по крупицам. Но это дорога к творческому труду.

/обращаемся к эпиграфу/

Начнём учебное исследование:

1)(см. приложение 1, слайд №3)

Запишем предложения и определим в них второстепенные члены, поставив соответствующие вопросы:

Сердце предчувствовало (что?) недоброе.

- (чей?) Мой дом находится в новом районе.

Мы добрались до цели нашего путешествия (когда?) вечером.

(запуск слайда №4)

2) (см. приложение 1, слайд №5)

Подберём к данным предложениям синтаксические синонимы – перестроим предложения так, чтобы они стали сложноподчинёнными:

Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе.

Дом, в котором я живу, находится в новом районе.

Мы добрались до цели нашего путешествия, когда наступил вечер.

3) (см. приложение 1, слайд №6)

Поставим вопросы к придаточным предложениям:

Предчувствовало (что?)

Дом (какой?)

Добрались (когда?)

IV. Сравнение, сопоставление, выводы.

Сравним простые и сложноподчинённые предложения и сделаем выводы (см. приложение 1, слайд №7):

  1. Придаточные предложения сходны по смыслу с второстепенными членами предложения.
  2. Три основных группы придаточных предложений соответствуют трём группам второстепенных членов: дополнениям, определениям, обстоятельствам.

Учитель:

Обобщим материал исследования. Сформулируем первую версию решения проблемно-поисковой задачи.

Ученики самостоятельно формулируют результаты учебной работы над проблемой «Какие основные группы сложноподчинённых предложений существуют в русском языке?»

  1. Основные группы сложноподчинённых предложений носят названия, сходные с названиями второстепенных членов: СПП с придаточными определительными, изъяснительными (сходны с дополнениями) и обстоятельственными, которые в свою очередь делятся на подгруппы.
  2. Чтобы определить вид СПП, нужно правильно задать вопрос.

Учитель:

Проведём наблюдение-анализ.

Цель:

  1. выяснить, к чему относятся придаточные предложения, от каких слов в главном предложении ставится вопрос к придаточному?
  2. каким способом придаточные прикрепляются к главному?

Запуск слайда №8 «Предложения для наблюдения и анализа» (см. приложение 1, слайд №8).

1) Комната (какая?), куда меня привели, была похожа на сарай.

2) Отец потребовал (чего?), чтобы я ехала с ним.

3) Я пришёл домой (когда?), когда уже смеркалось.

Учитель:

  1. К чему относятся придаточные предложения? (1- к существительному в главном, 2- к глаголу в главном, 3 – ко всему главному предложению).
  2. Каким способом придаточные прикрепляются к главному? (с помощью союзов куда, чтобы, когда ).

Формулировка вывода

Учитель:

Обобщим материал наблюдения-исследования. Сформулируем версию №2 решения проблемно-поисковой задачи.

Ученики самостоятельно формулируют результаты учебной работы над проблемой, определяя основные шаги по определению основных групп сложноподчинённых предложений».

1 шаг: найти главное предложение;

2 шаг: определить, от чего будем задавать вопрос;

3 шаг: вспомнить, какой второстепенный член отвечает на такой вопрос:

4 шаг: сопоставить и сделать вывод (это придаточное определительное, изъяснительное или обстоятельственное);

5 шаг: определить средство связи.

Синхронное включение слайда №9 «Основные шаги по определению основных групп сложноподчинённых предложений».

(см. приложение 1, слайд №9) и магнитофонной записи:

«Ваша версия верна. В русском языке существует три основных группы сложноподчинённых предложений: СПП с придаточными определительными, изъяснительное и обстоятельственными).

Слайд № 10:

V. Заключительный этап урока

  1. Рефлексия: составление синквейна.
  2. Домашнее задание: учебник, §22, упражнения 109, 110, 111, 112 – по выбору учащихся.

Приложение1

1 слайд:

2 слайд:

3 слайд :

4 слайд:

5 слайд:

6слайд:

7 слайд:

8 слайд :

9 слайд:

Сложноподчиненными называются сложные предложения, в которых одно простое предложение по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом.

Такое предложение может состоять из двух и более простых предложений, одно из которых является главным, а остальные -- придаточными предложениями.

Придаточное предложение может стоять перед главным, после него или даже в середине.

Придаточные предложения служат для пояснения либо одного члена в главном предложении, либо всего главного предложения в целом.

Придаточные предложения присоединяются к главному с помощью подчинительных союзов, выражающих различные значения, или с помощью союзных слов.

В отличие от союзов союзные слова не только связывают придаточные предложения с главным, но и являются членами придаточных предложений.

Подчинительные союзы:

Простые: что, чтобы, как, когда, пока, будто, словно, если, точно, едва, лишь, хотя, ибо и др.

Составные: потому что, так как, оттого что, ввиду того что, в связи с тем что и др.

Союзные слова:

Относительные местоимения: что, кто, какой, который, каков, чей, сколько и др.

Местоименные наречия: где, как, когда, куда, откуда, почему и др.

Слова что, как, когда в СПП могут быть и союзами и союзными словами.

В главной части СПП иногда могут использоваться указательные слова: тот, такой, весь, каждый, никто, там, тогда и др.

Основные группы сложноподчиненных предложений

По значению и строению СПП делятся на три основные группы. Придаточные в этих сложных предложениях соотносятся с тремя группами второстепенных членов предложения: определениями, дополнениями и обстоятельствами.

1. Определительные (в том числе местоименно-определительные)

2. Изъяснительные

3. Обстоятельственные:

* образа действия, меры и степени (как?, каким образом?),

* времени (когда?, во сколько?),

* места (откуда?, куда?, где?),

* цели (зачем?, с какой целью?),

* причины (почему?, зачем?),

* условия (при каком условии?, в каком случае?),

* уступки

* сравнения

* следствия

СПП могут иметь не одно, а несколько придаточных предложений.

Типы сложноподчиненных предложений

На основании того, к чему относятся придаточные части и как они соотносятся друг с другом, выделяется три типа СПП с несколькими придаточными.

1. СПП с последовательным подчинением придаточных. При таком подчинении первое придаточное относится к главному предложению, второе -- к первому придаточному, третье -- ко второму придаточному и т. д. Специфика придаточных частей при этом состоит в том, что каждая из них является придаточной по отношению к предыдущей и главной по отношению к последующей.

2. СПП с однородным соподчинением придаточных. При таком подчинении все придаточные относятся к одному слову в главном предложении или ко всему главному предложению, отвечают на один и тот же вопрос и принадлежат к одному и тому же типу придаточных предложений.

3. СПП с неоднородным подчинением придаточных (или с параллельным подчинением). При таком подчинении придаточные относятся:

а) к разным словам главного предложения или одна часть ко всему главному, а другая -- к одному из его слов;

б) к одному слову или ко всему главному предложению, но отвечают на разные вопросы и являются разными типами придаточных предложений.

Сложноподчиненные предложения в основном используются в письменной речи, но особенно широко в языке художественной литературы.

Разделы: Русский язык

Общеобразовательная цель:

  • Дать общее представление о группах сложноподчиненных предложений по их значению;
  • Закрепить умение определять место придаточного в сложноподчиненном предложении, способы его связи с главным;
  • Совершенствовать умение правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы СПИ.

Воспитательная цель:

  • Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.

Развивающая цель:

  • Формировать умение выделять существенные признаки и свойства;
  • Развивать умения частично-поисковой познавательной деятельности.

Оборудование: учебник по русскому языку, листы с текстом для каждого ученика, таблица.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Лирическая минутка (постановка воспитательной цели ):

С тех пор как мир возник во мгле,
еще никто на всей земле
не предавался сожаленью
о том, отдал жизнь ученью.
С тех пор как существует мирозданье –
Такого нет, кто б не нуждался в знании.
Какой мы ни возьмем язык и век,
Всегда стремится к знанью человек.

3. Постановка темы и цели урока.

  • Мы продолжим стремиться к знаниям.
  • О чем говорили на прошлом уроке?
  • Сегодня продолжим знакомство со сложноподчиненными предложениями и поговорим об основных группах СПП по значению.
  • Цель нашего урока научиться определять основные группы придаточных, определять границы главного и придаточного, правильно расставлять знаки препинания.

4. Повторение пройденного материала.

А сейчас мы вспомним, что знаем о СПП. Если вы согласны с высказыванием, то ставите на полях тетради “плюс”, если не согласны, то ставите “минус”. Итак,

  1. Сложноподчиненным предложением называется сложное предложение, части которого соединены при помощи подчинительных союзов и союзных слов.
  2. СПП имеет две части, при этом ни одна часть не зависит от другой.
  3. Придаточная часть СПП может стоять только после главной.
  4. Подчинительные союзы и союзные слова находятся в придаточной части.
  5. Подчинительные союзы в СПП являются членами предложения.
  6. Союзные слова являются членами предложения.
  • Проверьте ответ: 1.+; 2-; 3-; 4 + ; 5-; 6 +.
  • Кто ошибся в первом, втором и т.д. утверждении. Озвучим правильные ответы.

5. Новая тема.

– Молодцы. Вернемся к теме урока. Придаточные выполняют большую смысловую работу, поэтому их делят на несколько групп в соответствии с теми смыслами, которые они выражают. Эти смыслы легко понять, если научиться ставить вопрос.

– Разберем три предложения и зададим вопрос от главной части к придаточной.

– Выделить грамматическую основу, объяснить постановку запятой.

– Что объединяет эти предложения? (Это СПП, есть главная и придаточная части. )

– Чем отличаются? (Вопросом. )

– Выпишем вопросы. (Какой? Зачем? Что? )

– Какие члены предложения отвечают на такие же вопросы? (Второстепенные члены предложения. )

– По названию второстепенных членов дали название группам придаточных: определительные, изъяснительные и обстоятельственные.

(По ходу работы на доске постепенно создается таблица )

Группы придаточных

Какой? Зачем? Что?
Определительные Обстоятельственные Изъяснительные
Относятся к существительному, давая ему характеристику или раскрывая его признак Относятся в главном предложении к словам со значением речи, мысли и чувства и уточняют смысл этих слов Относятся к глаголам или словам с обстоятельственным значением в главном предложении и уточняет место, время, причину, цель.
Вопрос: какой? Падежные вопросы Вопросы обстоятельства
Присоединяются с помощью союзных слов -местоимений, наречий: что, кто, который, где, куда, откуда и др Присоединяются при помощи союзов или союзных слов что, как, как будто и др. Присоединяются при помощи союзов и союзных слов
Всегда находятся после главного или внутри главного Всегда находятся после главного Могут находиться на любом месте по отношению к главному.

– Итак, что узнали?

– Как определить вид придаточного? (Нужно задать вопрос от главного к придаточному. )

6. Закрепление.

Выполним упражнение № 8. Обозначьте границы предложений, входящих в состав сложного. Укажите 1) грамматические основы; 2) союзы или союзные слова, которыми связываются придаточные предложения с главным; 3) какими членами предложения являются союзные слова; 4) задайте вопрос и определите вид придаточного.

  1. Справа он увидел большую поляну, на которой стоял кряжистый дуб.
  2. Последние годы жизни Опекушин провел в родном селе на берегу Волги, где он родился и провел детство.
  3. Их ноги вымокли до колен так, словно ребята только что пересекли вброд ручей.
  4. К реке подошли, когда солнце за их спинами клонилось к дальнему лесу.
  5. Разумный видит, что за чем идет.
  6. Не пойму, с чего мне стало сопутствовать необычайное везение.

7. Самостоятельная работа.

№ 11. Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. Выделите границы главного и придаточного. Укажите, союзом или союзным словом связаны части сложного предложения. Составьте схему предложения. Задайте вопрос и определите группу придаточного.

  1. Уже совсем стемнело когда мы отправились в путь.
  2. Мы спустились в д..лину где р..ели р..скошные цветыи причудливые деревья и устроили привал.
  3. Угре..няя роса оставила на лепестках несколько слезинок, в которых играло солнце.
  4. Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнус..на вредна.
  5. Я не знал что полагается делать в подобной ситуации и немного растерялся.

8. Подведение итогов.

Урок русского языка в 9 классе «Основные группы сложноподчиненных предложений»

Подготовила и провела: учитель русского языка и литературы Ангархаева Э.Д.


Цели урока:

  • Обеспечить восприятие, усвоение и осмысление нового материала через создание проблемной ситуации → ее исследование → решение → анализ → обобщение;
  • Создать условия для развития умений формулировать учебную цель, самостоятельно выявлять связи и отношения между изучаемыми понятиями, делать самостоятельные выводы;
  • Вызвать у учащихся заинтересованность в решении проблемных, исследовательских, познавательных учебных задач.

Словарная работа:

  • Бе..етристика
  • Те..итория
  • И..ледование
  • Эти..ология

Фонетическая разминка: в каком слове букв меньше, чем звуков?

  • Полет
  • польет

Развести по значению и написанию:

  • Светит по-весеннему;
  • По весеннему лесу;

Определить начальную форму слов:

  • обособляет
  • с нами
  • висящего

Осложнить простое предложение:

  • Будьте всегда внимательны.

Определить количество простых предложений в составе сложного, определить отношения между ними:

  • Теплый ветер проходит лениво над полем, перебирает тяжелые наливающиеся колосья, и во ржи открываются, вглядываются в меня и снова меркнут миловато-синие, голубые добела выцветшие васильки; далеко впереди, где теряется в хлебах проселок, стоят над землею неподвижно белые и плотные июльские облака.

Построить предложение по схеме:

  • [ сущ, │ ~~~~~~~ │, …].

Рассмотрим предложения:

  • Люблю я солнце осени, … ,меж тучек и туманов пробираясь, оно кидает бледный луч на сырую землю.
  • У меня беспрестанно брала плотва, … Евсеич насаживал мне крючок хлебом, или окуни, … удочка насаживалась червячком.
  • Мы повернули к станции, … направлялись и другие подводы.

1) Запишем предложения и определим в них второстепенные члены предложения:

  • Сердце почувствовало (что?) недоброе.
  • (Чей?) Мой дом находится в новом районе.
  • Мы добрались до цели нашего путешествия (когда?) вечером.

2) Перестроим предложения так, чтобы они стали сложноподчиненными:

  • Сердце почувствовало, что случится что-то недоброе.
  • Дом, в котором я живу, находится в новом районе.
  • Мы добрались дор цели нашего путешествия, когда наступил вечер.

Физкультминутка

  • Поднимаем руки все – это раз,
  • Повернулась голова – это два,
  • Руки вниз, вперед смотри – это три,
  • Руки в сторону пошире развернули на четыре,
  • С силой их к плечам прижать – это пять,
  • Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

Сравнение, сопоставление, выводы

  • Придаточные предложения сходны по смыслу с второстепенными предложениями.
  • Три основных группы сложноподчиненных предложений соответствуют трем группам второстепенных членов: дополнениям, определениям и обстоятельствам. Группы СПП сходны с названиями второстепенных членов предложения: определительные, изъяснительные(сходные с дополнениями), обстоятельственные, которые в свою очередь делятся на подгруппы.
  • Чтобы определить вид СПП, надо правильно поставить вопрос к придаточному предложению.

Наблюдение: к чему в главном предложении относится придаточное предложение.

  • 1) Комната (какая?), куда меня привели, была похожа на сарай.
  • 2) Отец потребовал (чего?), чтобы я ехала с ними.
  • 3) Я пришел домой (когда?), когда уже смеркалось.

Сверим наши выводы:

  • 1 – к существительному в первом предложении
  • 2 – к глаголу в первом предложении
  • 3 – ко всему главному предложению

Карточка зеленая:

  • 1) СПП с придаточным определительным (какая?)
  • 2) СПП с придаточным изъяснительным (о чем?)

Карточка желтая:

  • 1) СПП с придаточным определительным, относится к существительному, связано с помощью союза;
  • 2) СПП с придаточным изъяснительным, относится к глаголу, связано с помощью союзного слова;
  • 3) СПП с придаточным обстоятельственным, относится ко всему главному предложению, связано союзом, придаточное находится перед главным

Карточка красная:

  • 1) СПП с двумя придаточными определительными, придаточные присоединяются союзом где и союзным словом которая.
  • 2) СПП с первым придаточным изъяснительным (союз что), второе – обстоятельственное (союз пока), третье – определительное (союз где), четвертое – определительное (союз если).
  • 3) СПП с придаточным обстоятельственным (где?)

Формулировка вывода

  • 1шаг: найти главное предложение;
  • 2шаг: определить от чего задается вопрос к придаточному предложению;
  • 3 шаг: по вопросу определить вид придаточного;
  • 4 шаг: определить средство связи.

  • Ваша версия верна, в русском языке существует три основных группы сложноподчиненных предложений: СПП с придаточным определительным, с придаточным изъяснительным, с придаточным обстоятельственным.

Домашнее задание:

  • Составить синонимичные простые и сложные предложения:
  • на «5» - пять пар предложений;
  • на «4» - четыре пары;
  • на «3» - три пары предложений.

§ 1 Основные группы сложноподчиненных предложений

Цель этого урока - расширить знания о сложноподчиненном предложении, о его строении и структуре; дать общее представление о группах сложноподчиненных предложений, при этом особое внимание уделить придаточным определительным предложениям.

Нам известно, что сложное предложение, в котором одно простое предложение по смыслу и структуре зависит от другого (подчиняется ему) и связано с ним на основе подчинительной связи, называется сложноподчиненным. Части сложноподчиненного предложения неравноправны по смыслу: главное предложение подчиняет себе придаточное, от главного к придаточному можно поставить смысловой вопрос. Кроме того, связь между главным и придаточным предложением осуществляется с помощью подчинительных союзов и союзных слов, а также с помощью интонации.

Например:

В этом предложении придаточная часть относится к грамматической основе главной части «слышно было», и именно от основы ставится вопрос к придаточному предложению, в качестве средства связи между частями используется подчинительный союз «что».

Сложноподчиненные предложения, состоящие из двух простых, по смысловому значению придаточного делятся на три основные группы. Эти группы носят названия, сходные с названиями второстепенных членов (в зависимости от того, какой член предложения был замещен этим придаточным):

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными,

Изъяснительными (сходны с дополнениями)

И обстоятельственными.

Группы придаточных предложений можно представить в виде таблицы

Что обозначают

Прикрепляется к главному

Указа-тельные слова

Подчинительные союзы

Союзные слова

Определи-

Характеристика предмета или явления, названного в главной части

Который, что, какой, где, чей

Тот, такой, таков, всякий, каждый, любой, все

Изъясни-тельные

Характеристика главного члена предложения со значением речи, мысли, чувства, названного в главной части

Падежные вопросы

Что, чтобы, как, как будто, частица ЛИ

Что, когда, как, куда

Обстоя-тельственные

Характеристика члена предложения со значением места, времени, образа действия, степени, условия и др., названного в главной части

Где? Как? Куда? Зачем?

Когда, пока, если, чтобы, так что

Куда, когда, откуда и др.

Там, туда, оттуда, везде, всюду,

до тех пор,

в том случае, ввиду

Таким образом, группы сложноподчиненных предложений определяются по следующим признакам:

1. по смысловому вопросу, на который отвечает придаточное предложение;

2. по средствам связи придаточного предложения с главным (подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова).

Например:

В этом предложении придаточная часть относится к существительному «дом» в главной части, и именно от этого слова ставится вопрос к придаточному предложению, в качестве средства связи между частями используется союзное слово «в котором». Перед нами сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.

В этом предложении придаточная часть относится к сказуемому главной части «предчувствовало», и именно от него ставится вопрос к придаточному предложению, в качестве средства связи между частями используется подчинительный союз «что». Перед нами сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.

В этом предложении придаточная часть относится ко всей главной части «мы добрались до цели нашего путешествия», и именно от всей главной части ставится вопрос к придаточному предложению, в качестве средства связи между частями используется подчинительный союз «когда». Перед нами сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным.

Особняком стоит еще один вид придаточных предложений - это придаточные присоединительные, которые содержат дополнительное сообщение, пояснение по поводу того, о чем говорится в главном предложении; они прикрепляются при помощи союзных слов: что, где, куда, когда, как, почему, отчего, зачем, вследствие чего.

Особенностью таких предложений является то, что от главной части к придаточной нельзя поставить вопрос, поскольку нет слова или словосочетания в главном предложении, которые бы требовали наличия придаточного предложения.

Например:

Назначение придаточного в этом сложном предложении - дать дополнительное пояснение по поводу сообщения в главной части.

§ 2 Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

Остановимся более подробно на группе сложноподчиненных предложений с придаточными определительными. Такие придаточные содержат характеристику предмета или явления, названного в главном предложении, и отвечают на вопрос «какой?», они относятся к члену главного предложения, который выражен существительным или другим словом в значении существительного.

Придаточное определительное прикрепляется к определяемому слову в главном предложении с помощью союзных слов - местоимений и наречий: который, какой, чей, что, где, куда, откуда, когда.

Например:

Чтобы правильно выделить определяемое слово в главном предложении, можно употребить указательное слово.

В таких предложениях придаточная часть прикрепляется к сочетанию существительного с указательным словом, которое не является обязательным и может быть опущено.

Придаточное определительное всегда находится после главного или внутри главного предложения, причем следует строго за определяемым словом, характеризуя именно его.

В силу такой особенности подобные придаточные не могут находиться до главного предложения.

Например:

В этой связи необходимо заметить, что союзные слова который, какой, чей обязательно согласуются с определяемым словом в роде и числе, а их падежные формы зависят от того, каким членом предложения являются эти слова в придаточной части.

Например:

В этом предложении союзное слово который, как и определяемое слово «родничок», стоит в мужском роде и в единственном числе, а в придаточной части союзное слово является подлежащим, потому что стоит в форме именительного падежа.

Нередко нарушается порядок слов в предложениях с придаточными определительными. По правилу, союзные слова (который, какой, чей) замещают ближайшее предшествующее существительное.

Это положение не соблюдено в следующем примере Неизменным успехом пользуются книги наших писателей, которые отражают современность. Для устранения речевой ошибки можно ввести в главное предложение указательное местоимение тот или такой, соотносительное союзному слову который:

Часто сложноподчиненные предложения с придаточными определительными можно заменить синонимичными простыми предложениями с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.

Сравните:

К придаточным определительным близки придаточные, относящиеся к местоимениям тот, каждый, всякий, все, любой, такой, таков (местоименно-определительные).

Они отвечают на вопросы «Кто именно?», «Что именно?».

Например:

(Кто с пользою отечеству трудится), [тот с ним легко не разлучится].

Местоименно-определительные придаточные могут стоять и до определяемого слова, до всей главной части.

Схема (Кто…), [мест. Тот…].

В таких предложениях придаточное конкретизирует, наполняет содержанием значение местоимения в главном предложении, к которому относится. Термин «определительное» по отношению к придаточному используется в данном случае условно, в значении «раскрывающее содержание».

Подводя итог, можно отметить, что умение грамотно и верно употреблять разные группы сложноподчиненных предложений необходимо каждому, кто говорит на русском языке, это дает возможность совершенствовать грамматические знания и пунктуационные навыки.

Список использованной литературы:

  1. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: универсальное пособие. 9 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 224с.
  2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2007. – 171с.
  3. Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2007. – 285с.
  4. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка: Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 1977. – 316с.
Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: