Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению. Основные группы сложноподчинённых предложений Урок изучения нового материала. Презентация основные группы сложноподчиненных предложений
Основной принцип деятельности на учебном занятии – проблемность, которая обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся, помогает организовать творческий процесс самостоятельного познания.
Технология проблемного обучения и проектно-исследовательская технологияпозволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, совершенствовать их навыки работы с информацией, представленной в различных видах, развивать кругозор, культуру, самосознание учащихся, развивать творческие и коммуникативные способности школьников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко Волоконовский район Белгородская область»
Конспект урока по русскому языку в 9 классе
« Основные группы сложноподчинённых предложений »
подготовила
учитель русского языка и литературы
Морозова Алла Станиславовна
с. Погромец
2011
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ
Основной принцип деятельности на учебном занятии – проблемность, которая обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся, помогает организовать творческий процесс самостоятельного познания.
Технология проблемного обучения и проектно-исследовательская технология позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, совершенствовать их навыки работы с информацией, представленной в различных видах, развивать кругозор, культуру, самосознание учащихся, развивать творческие и коммуникативные способности школьников.
Разминка по технологии Ю.А. Поташкиной – составная часть каждого урока, которая позволяет актуализировать и систематизировать знания учащихся на этапе подготовки к аттестации по русскому языку в новой форме.
Последовательность этапов урока, обобщённых шагов по организации поискового учебного процесса соответствует логике проблемного обучения: постановка проблемы → поиск путей решения проблемы → формулировка вывода.
Применение компьютерной презентации обеспечивает восприятие, усвоение, осмысление материала, отражает результаты учебной исследовательской деятельности.
Высокий темп занятия, смена видов деятельности поддерживают интерес учащихся к уроку на всём его протяжении.
Домашнее задание по выбору учащихся – это элемент разноуровневого обучения, отражающий ситуации:
- «выбираю → понял» («Диагностика успешности»);
- «выбираю → хочу понять» («Диагностика затруднений»).
Данный урок при хорошей организации проблемного и исследовательского подходов в обучении предполагает ситуацию успеха для каждого ученика, что является основным требованием любого современного урока.
ТЕМА УРОКА: «Основные группы сложноподчинённых предложений».
ЦЕЛЬ УРОКА:
- обеспечить восприятие, усвоение и осмысление нового материала через создание проблемной ситуации → её исследование → решение → анализ → обобщение;
- создать условия для развития умений формулировать учебную цель, самостоятельно выявлять связи и отношения между изучаемыми понятиями, делать самостоятельные выводы;
- вызвать у учащихся заинтересованность в решении проблемных, исследовательских, познавательных учебных задач
ТИП УРОКА: изучение нового материала
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ТЕХНОЛОГИЯ: проблемное обучение, проектно-исследовательская технология.
ОБОРУДОВАНИЕ: персональный компьютер, мультимедийный проектор, проекционная доска, магнитофонная запись.
НАГЛЯДНОСТЬ: Презентация Microsoft PowerPoint «Основные группы сложноподчинённых предложений».
ЭПИГРАФ УРОКА: «Исследование – это дорога к творческому труду»
Ход урока
I. Разминка (по системе Ю.А. Поташкиной).
- Скандирование слов: этимология, классика, территория, беллетристика, исследование.
- Подбор слов – родственников к слову «исследовение» (следовать, исследовательский, следствие).
- Диагностика: о б о с о бление, и сс лед о вание, ра з г о рат ь ся.
- Фонетическая часть разминки:
в каком слове букв меньше, чем звуков: обособление, полёт, польёт.
- Развести по значению и написанию:
светит по-весеннему, по весеннему лесу.
6. Определение начальной формы:
обособляет, с нами, висящего.
- Осложнить простое предложение: Будьте всегда внимательны.
- Определение количества простых предложений в составе сложного: [ Тёплый ветер проходит лениво над полем, перебирает тяжёлые наливающиеся колосья ] , и [ во ржи открываются, вглядываются на меня и снова меркнут миловато-синие, голубые, добела выцветшие васильки ] ; [ далеко впереди, (где теряется в хлебах просёлок), стоят над землёю неподвижно белые и плотные июльские облака ] .
Составление схемы предложения: , и ; [..., (где), ... ].
- Вернуть предложение со знаками:
Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю.
[сущ., | ~~~~~~~ |, ...].
II. Введение в ситуацию урока
Синхронное включение слайда №1 «О чём сегодня пойдёт речь?» (см. приложение 1, слайд №1) и магнитофонной записи.
Магнитофонная запись:
«Ребята, эти три предложения пока для нас являются незнакомцами. Они тщательно маскируются от нас. Выяснить их подлинную сущность в разделе «Сложное предложение» нам с вами пока не удалось.
Требуются знатоки для тщательного следствия по установлению личности незнакомцев!»
III. Получение новых знаний. Исследование
Постановка проблемы
Запуск слайда №2 «Основные группы сложноподчинённых предложений». (см. приложение 1, слайд №2).
Учитель:
Поработаем над заголовком темы учебного занятия. Вчитаемся в звучание темы. Учитывая проблемную ситуацию, возникшую при прослушивании магнитофонной записи, сформулируем учебную цель, учебную проблему.
/учащиеся формулируют вопрос-задачу:
«Какие основные группы сложноподчинённых предложений существуют в русском языке?»/
Учитель:
Нам необходимо выработать основные шаги по определению основных групп сложноподчинённых предложений».
Поиск путей решения проблемы
Учитель:
Для решения проблемы необходим поиск. Работа эта нелёгкая, требующая настойчивости, внимания, самостоятельности, накопления знаний по крупицам. Но это дорога к творческому труду.
/обращаемся к эпиграфу/
Начнём учебное исследование:
1)(см. приложение 1, слайд №3)
Запишем предложения и определим в них второстепенные члены, поставив соответствующие вопросы:
Сердце предчувствовало (что?) недоброе.
- (чей?) Мой дом находится в новом районе.
Мы добрались до цели нашего путешествия (когда?) вечером.
(запуск слайда №4)
2) (см. приложение 1, слайд №5)
Подберём к данным предложениям синтаксические синонимы – перестроим предложения так, чтобы они стали сложноподчинёнными:
Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе.
Дом, в котором я живу, находится в новом районе.
Мы добрались до цели нашего путешествия, когда наступил вечер.
3) (см. приложение 1, слайд №6)
Поставим вопросы к придаточным предложениям:
Предчувствовало (что?)
Дом (какой?)
Добрались (когда?)
IV. Сравнение, сопоставление, выводы.
Сравним простые и сложноподчинённые предложения и сделаем выводы (см. приложение 1, слайд №7):
- Придаточные предложения сходны по смыслу с второстепенными членами предложения.
- Три основных группы придаточных предложений соответствуют трём группам второстепенных членов: дополнениям, определениям, обстоятельствам.
Учитель:
Обобщим материал исследования. Сформулируем первую версию решения проблемно-поисковой задачи.
Ученики самостоятельно формулируют результаты учебной работы над проблемой «Какие основные группы сложноподчинённых предложений существуют в русском языке?»
- Основные группы сложноподчинённых предложений носят названия, сходные с названиями второстепенных членов: СПП с придаточными определительными, изъяснительными (сходны с дополнениями) и обстоятельственными, которые в свою очередь делятся на подгруппы.
- Чтобы определить вид СПП, нужно правильно задать вопрос.
Учитель:
Проведём наблюдение-анализ.
Цель:
- выяснить, к чему относятся придаточные предложения, от каких слов в главном предложении ставится вопрос к придаточному?
- каким способом придаточные прикрепляются к главному?
Запуск слайда №8 «Предложения для наблюдения и анализа» (см. приложение 1, слайд №8).
1) Комната (какая?), куда меня привели, была похожа на сарай.
2) Отец потребовал (чего?), чтобы я ехала с ним.
3) Я пришёл домой (когда?), когда уже смеркалось.
Учитель:
- К чему относятся придаточные предложения? (1- к существительному в главном, 2- к глаголу в главном, 3 – ко всему главному предложению).
- Каким способом придаточные прикрепляются к главному? (с помощью союзов куда, чтобы, когда ).
Формулировка вывода
Учитель:
Обобщим материал наблюдения-исследования. Сформулируем версию №2 решения проблемно-поисковой задачи.
Ученики самостоятельно формулируют результаты учебной работы над проблемой, определяя основные шаги по определению основных групп сложноподчинённых предложений».
1 шаг: найти главное предложение;
2 шаг: определить, от чего будем задавать вопрос;
3 шаг: вспомнить, какой второстепенный член отвечает на такой вопрос:
4 шаг: сопоставить и сделать вывод (это придаточное определительное, изъяснительное или обстоятельственное);
5 шаг: определить средство связи.
Синхронное включение слайда №9 «Основные шаги по определению основных групп сложноподчинённых предложений».
(см. приложение 1, слайд №9) и магнитофонной записи:
«Ваша версия верна. В русском языке существует три основных группы сложноподчинённых предложений: СПП с придаточными определительными, изъяснительное и обстоятельственными).
Слайд № 10:
V. Заключительный этап урока
- Рефлексия: составление синквейна.
- Домашнее задание: учебник, §22, упражнения 109, 110, 111, 112 – по выбору учащихся.
Приложение1
1 слайд:
2 слайд:
3 слайд :
4 слайд:
5 слайд:
6слайд:
7 слайд:
8 слайд :
9 слайд:
Сложноподчиненными называются сложные предложения, в которых одно простое предложение по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом.
Такое предложение может состоять из двух и более простых предложений, одно из которых является главным, а остальные -- придаточными предложениями.
Придаточное предложение может стоять перед главным, после него или даже в середине.
Придаточные предложения служат для пояснения либо одного члена в главном предложении, либо всего главного предложения в целом.
Придаточные предложения присоединяются к главному с помощью подчинительных союзов, выражающих различные значения, или с помощью союзных слов.
В отличие от союзов союзные слова не только связывают придаточные предложения с главным, но и являются членами придаточных предложений.
Подчинительные союзы:
Простые: что, чтобы, как, когда, пока, будто, словно, если, точно, едва, лишь, хотя, ибо и др.
Составные: потому что, так как, оттого что, ввиду того что, в связи с тем что и др.
Союзные слова:
Относительные местоимения: что, кто, какой, который, каков, чей, сколько и др.
Местоименные наречия: где, как, когда, куда, откуда, почему и др.
Слова что, как, когда в СПП могут быть и союзами и союзными словами.
В главной части СПП иногда могут использоваться указательные слова: тот, такой, весь, каждый, никто, там, тогда и др.
Основные группы сложноподчиненных предложений
По значению и строению СПП делятся на три основные группы. Придаточные в этих сложных предложениях соотносятся с тремя группами второстепенных членов предложения: определениями, дополнениями и обстоятельствами.
1. Определительные (в том числе местоименно-определительные)
2. Изъяснительные
3. Обстоятельственные:
* образа действия, меры и степени (как?, каким образом?),
* времени (когда?, во сколько?),
* места (откуда?, куда?, где?),
* цели (зачем?, с какой целью?),
* причины (почему?, зачем?),
* условия (при каком условии?, в каком случае?),
* уступки
* сравнения
* следствия
СПП могут иметь не одно, а несколько придаточных предложений.
Типы сложноподчиненных предложений
На основании того, к чему относятся придаточные части и как они соотносятся друг с другом, выделяется три типа СПП с несколькими придаточными.
1. СПП с последовательным подчинением придаточных. При таком подчинении первое придаточное относится к главному предложению, второе -- к первому придаточному, третье -- ко второму придаточному и т. д. Специфика придаточных частей при этом состоит в том, что каждая из них является придаточной по отношению к предыдущей и главной по отношению к последующей.
2. СПП с однородным соподчинением придаточных. При таком подчинении все придаточные относятся к одному слову в главном предложении или ко всему главному предложению, отвечают на один и тот же вопрос и принадлежат к одному и тому же типу придаточных предложений.
3. СПП с неоднородным подчинением придаточных (или с параллельным подчинением). При таком подчинении придаточные относятся:
а) к разным словам главного предложения или одна часть ко всему главному, а другая -- к одному из его слов;
б) к одному слову или ко всему главному предложению, но отвечают на разные вопросы и являются разными типами придаточных предложений.
Сложноподчиненные предложения в основном используются в письменной речи, но особенно широко в языке художественной литературы.
Разделы: Русский язык
Общеобразовательная цель:
- Дать общее представление о группах сложноподчиненных предложений по их значению;
- Закрепить умение определять место придаточного в сложноподчиненном предложении, способы его связи с главным;
- Совершенствовать умение правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы СПИ.
Воспитательная цель:
- Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.
Развивающая цель:
- Формировать умение выделять существенные признаки и свойства;
- Развивать умения частично-поисковой познавательной деятельности.
Оборудование: учебник по русскому языку, листы с текстом для каждого ученика, таблица.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Лирическая минутка (постановка воспитательной цели ):
С тех пор как мир возник во мгле,
еще никто на всей земле
не предавался сожаленью
о том, отдал жизнь ученью.
С тех пор как существует мирозданье –
Такого нет, кто б не нуждался в знании.
Какой мы ни возьмем язык и век,
Всегда стремится к знанью человек.
3. Постановка темы и цели урока.
- Мы продолжим стремиться к знаниям.
- О чем говорили на прошлом уроке?
- Сегодня продолжим знакомство со сложноподчиненными предложениями и поговорим об основных группах СПП по значению.
- Цель нашего урока научиться определять основные группы придаточных, определять границы главного и придаточного, правильно расставлять знаки препинания.
4. Повторение пройденного материала.
А сейчас мы вспомним, что знаем о СПП. Если вы согласны с высказыванием, то ставите на полях тетради “плюс”, если не согласны, то ставите “минус”. Итак,
- Сложноподчиненным предложением называется сложное предложение, части которого соединены при помощи подчинительных союзов и союзных слов.
- СПП имеет две части, при этом ни одна часть не зависит от другой.
- Придаточная часть СПП может стоять только после главной.
- Подчинительные союзы и союзные слова находятся в придаточной части.
- Подчинительные союзы в СПП являются членами предложения.
- Союзные слова являются членами предложения.
- Проверьте ответ: 1.+; 2-; 3-; 4 + ; 5-; 6 +.
- Кто ошибся в первом, втором и т.д. утверждении. Озвучим правильные ответы.
5. Новая тема.
– Молодцы. Вернемся к теме урока. Придаточные выполняют большую смысловую работу, поэтому их делят на несколько групп в соответствии с теми смыслами, которые они выражают. Эти смыслы легко понять, если научиться ставить вопрос.
– Разберем три предложения и зададим вопрос от главной части к придаточной.
– Выделить грамматическую основу, объяснить постановку запятой.
– Что объединяет эти предложения? (Это СПП, есть главная и придаточная части. )
– Чем отличаются? (Вопросом. )
– Выпишем вопросы. (Какой? Зачем? Что? )
– Какие члены предложения отвечают на такие же вопросы? (Второстепенные члены предложения. )
– По названию второстепенных членов дали название группам придаточных: определительные, изъяснительные и обстоятельственные.
(По ходу работы на доске постепенно создается таблица )
Группы придаточных
Какой? | Зачем? | Что? |
Определительные | Обстоятельственные | Изъяснительные |
Относятся к существительному, давая ему характеристику или раскрывая его признак | Относятся в главном предложении к словам со значением речи, мысли и чувства и уточняют смысл этих слов | Относятся к глаголам или словам с обстоятельственным значением в главном предложении и уточняет место, время, причину, цель. |
Вопрос: какой? | Падежные вопросы | Вопросы обстоятельства |
Присоединяются с помощью союзных слов -местоимений, наречий: что, кто, который, где, куда, откуда и др | Присоединяются при помощи союзов или союзных слов что, как, как будто и др. | Присоединяются при помощи союзов и союзных слов |
Всегда находятся после главного или внутри главного | Всегда находятся после главного | Могут находиться на любом месте по отношению к главному. |
– Итак, что узнали?
– Как определить вид придаточного? (Нужно задать вопрос от главного к придаточному. )
6. Закрепление.
Выполним упражнение № 8. Обозначьте границы предложений, входящих в состав сложного. Укажите 1) грамматические основы; 2) союзы или союзные слова, которыми связываются придаточные предложения с главным; 3) какими членами предложения являются союзные слова; 4) задайте вопрос и определите вид придаточного.
- Справа он увидел большую поляну, на которой стоял кряжистый дуб.
- Последние годы жизни Опекушин провел в родном селе на берегу Волги, где он родился и провел детство.
- Их ноги вымокли до колен так, словно ребята только что пересекли вброд ручей.
- К реке подошли, когда солнце за их спинами клонилось к дальнему лесу.
- Разумный видит, что за чем идет.
- Не пойму, с чего мне стало сопутствовать необычайное везение.
7. Самостоятельная работа.
№ 11. Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. Выделите границы главного и придаточного. Укажите, союзом или союзным словом связаны части сложного предложения. Составьте схему предложения. Задайте вопрос и определите группу придаточного.
- Уже совсем стемнело когда мы отправились в путь.
- Мы спустились в д..лину где р..ели р..скошные цветыи причудливые деревья и устроили привал.
- Угре..няя роса оставила на лепестках несколько слезинок, в которых играло солнце.
- Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнус..на вредна.
- Я не знал что полагается делать в подобной ситуации и немного растерялся.
8. Подведение итогов.
Урок русского языка в 9 классе «Основные группы сложноподчиненных предложений»
Подготовила и провела: учитель русского языка и литературы Ангархаева Э.Д.
Цели урока:
- Обеспечить восприятие, усвоение и осмысление нового материала через создание проблемной ситуации → ее исследование → решение → анализ → обобщение;
- Создать условия для развития умений формулировать учебную цель, самостоятельно выявлять связи и отношения между изучаемыми понятиями, делать самостоятельные выводы;
- Вызвать у учащихся заинтересованность в решении проблемных, исследовательских, познавательных учебных задач.
Словарная работа:
- Бе..етристика
- Те..итория
- И..ледование
- Эти..ология
Фонетическая разминка: в каком слове букв меньше, чем звуков?
- Полет
- польет
Развести по значению и написанию:
- Светит по-весеннему;
- По весеннему лесу;
Определить начальную форму слов:
- обособляет
- с нами
- висящего
Осложнить простое предложение:
- Будьте всегда внимательны.
Определить количество простых предложений в составе сложного, определить отношения между ними:
- Теплый ветер проходит лениво над полем, перебирает тяжелые наливающиеся колосья, и во ржи открываются, вглядываются в меня и снова меркнут миловато-синие, голубые добела выцветшие васильки; далеко впереди, где теряется в хлебах проселок, стоят над землею неподвижно белые и плотные июльские облака.
Построить предложение по схеме:
- [ сущ, │ ~~~~~~~ │, …].
Рассмотрим предложения:
- Люблю я солнце осени, … ,меж тучек и туманов пробираясь, оно кидает бледный луч на сырую землю.
- У меня беспрестанно брала плотва, … Евсеич насаживал мне крючок хлебом, или окуни, … удочка насаживалась червячком.
- Мы повернули к станции, … направлялись и другие подводы.
1) Запишем предложения и определим в них второстепенные члены предложения:
- Сердце почувствовало (что?) недоброе.
- (Чей?) Мой дом находится в новом районе.
- Мы добрались до цели нашего путешествия (когда?) вечером.
2) Перестроим предложения так, чтобы они стали сложноподчиненными:
- Сердце почувствовало, что случится что-то недоброе.
- Дом, в котором я живу, находится в новом районе.
- Мы добрались дор цели нашего путешествия, когда наступил вечер.
Физкультминутка
- Поднимаем руки все – это раз,
- Повернулась голова – это два,
- Руки вниз, вперед смотри – это три,
- Руки в сторону пошире развернули на четыре,
- С силой их к плечам прижать – это пять,
- Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
Сравнение, сопоставление, выводы
- Придаточные предложения сходны по смыслу с второстепенными предложениями.
- Три основных группы сложноподчиненных предложений соответствуют трем группам второстепенных членов: дополнениям, определениям и обстоятельствам. Группы СПП сходны с названиями второстепенных членов предложения: определительные, изъяснительные(сходные с дополнениями), обстоятельственные, которые в свою очередь делятся на подгруппы.
- Чтобы определить вид СПП, надо правильно поставить вопрос к придаточному предложению.
Наблюдение: к чему в главном предложении относится придаточное предложение.
- 1) Комната (какая?), куда меня привели, была похожа на сарай.
- 2) Отец потребовал (чего?), чтобы я ехала с ними.
- 3) Я пришел домой (когда?), когда уже смеркалось.
Сверим наши выводы:
- 1 – к существительному в первом предложении
- 2 – к глаголу в первом предложении
- 3 – ко всему главному предложению
Карточка зеленая:
- 1) СПП с придаточным определительным (какая?)
- 2) СПП с придаточным изъяснительным (о чем?)
Карточка желтая:
- 1) СПП с придаточным определительным, относится к существительному, связано с помощью союза;
- 2) СПП с придаточным изъяснительным, относится к глаголу, связано с помощью союзного слова;
- 3) СПП с придаточным обстоятельственным, относится ко всему главному предложению, связано союзом, придаточное находится перед главным
Карточка красная:
- 1) СПП с двумя придаточными определительными, придаточные присоединяются союзом где и союзным словом которая.
- 2) СПП с первым придаточным изъяснительным (союз что), второе – обстоятельственное (союз пока), третье – определительное (союз где), четвертое – определительное (союз если).
- 3) СПП с придаточным обстоятельственным (где?)
Формулировка вывода
- 1шаг: найти главное предложение;
- 2шаг: определить от чего задается вопрос к придаточному предложению;
- 3 шаг: по вопросу определить вид придаточного;
- 4 шаг: определить средство связи.
- Ваша версия верна, в русском языке существует три основных группы сложноподчиненных предложений: СПП с придаточным определительным, с придаточным изъяснительным, с придаточным обстоятельственным.
Домашнее задание:
- Составить синонимичные простые и сложные предложения:
- на «5» - пять пар предложений;
- на «4» - четыре пары;
- на «3» - три пары предложений.
§ 1 Основные группы сложноподчиненных предложений
Цель этого урока - расширить знания о сложноподчиненном предложении, о его строении и структуре; дать общее представление о группах сложноподчиненных предложений, при этом особое внимание уделить придаточным определительным предложениям.
Нам известно, что сложное предложение, в котором одно простое предложение по смыслу и структуре зависит от другого (подчиняется ему) и связано с ним на основе подчинительной связи, называется сложноподчиненным. Части сложноподчиненного предложения неравноправны по смыслу: главное предложение подчиняет себе придаточное, от главного к придаточному можно поставить смысловой вопрос. Кроме того, связь между главным и придаточным предложением осуществляется с помощью подчинительных союзов и союзных слов, а также с помощью интонации.
Например:
В этом предложении придаточная часть относится к грамматической основе главной части «слышно было», и именно от основы ставится вопрос к придаточному предложению, в качестве средства связи между частями используется подчинительный союз «что».
Сложноподчиненные предложения, состоящие из двух простых, по смысловому значению придаточного делятся на три основные группы. Эти группы носят названия, сходные с названиями второстепенных членов (в зависимости от того, какой член предложения был замещен этим придаточным):
Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными,
Изъяснительными (сходны с дополнениями)
И обстоятельственными.
Группы придаточных предложений можно представить в виде таблицы
Что обозначают |
Прикрепляется к главному |
Указа-тельные слова |
|||
Подчинительные союзы |
Союзные слова |
||||
Определи- |
Характеристика предмета или явления, названного в главной части |
Который, что, какой, где, чей |
Тот, такой, таков, всякий, каждый, любой, все |
||
Изъясни-тельные |
Характеристика главного члена предложения со значением речи, мысли, чувства, названного в главной части |
Падежные вопросы |
Что, чтобы, как, как будто, частица ЛИ |
Что, когда, как, куда |
|
Обстоя-тельственные |
Характеристика члена предложения со значением места, времени, образа действия, степени, условия и др., названного в главной части |
Где? Как? Куда? Зачем? |
Когда, пока, если, чтобы, так что |
Куда, когда, откуда и др. |
Там, туда, оттуда, везде, всюду, до тех пор, в том случае, ввиду |
Таким образом, группы сложноподчиненных предложений определяются по следующим признакам:
1. по смысловому вопросу, на который отвечает придаточное предложение;
2. по средствам связи придаточного предложения с главным (подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова).
Например:
В этом предложении придаточная часть относится к существительному «дом» в главной части, и именно от этого слова ставится вопрос к придаточному предложению, в качестве средства связи между частями используется союзное слово «в котором». Перед нами сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.
В этом предложении придаточная часть относится к сказуемому главной части «предчувствовало», и именно от него ставится вопрос к придаточному предложению, в качестве средства связи между частями используется подчинительный союз «что». Перед нами сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.
В этом предложении придаточная часть относится ко всей главной части «мы добрались до цели нашего путешествия», и именно от всей главной части ставится вопрос к придаточному предложению, в качестве средства связи между частями используется подчинительный союз «когда». Перед нами сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным.
Особняком стоит еще один вид придаточных предложений - это придаточные присоединительные, которые содержат дополнительное сообщение, пояснение по поводу того, о чем говорится в главном предложении; они прикрепляются при помощи союзных слов: что, где, куда, когда, как, почему, отчего, зачем, вследствие чего.
Особенностью таких предложений является то, что от главной части к придаточной нельзя поставить вопрос, поскольку нет слова или словосочетания в главном предложении, которые бы требовали наличия придаточного предложения.
Например:
Назначение придаточного в этом сложном предложении - дать дополнительное пояснение по поводу сообщения в главной части.
§ 2 Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными
Остановимся более подробно на группе сложноподчиненных предложений с придаточными определительными. Такие придаточные содержат характеристику предмета или явления, названного в главном предложении, и отвечают на вопрос «какой?», они относятся к члену главного предложения, который выражен существительным или другим словом в значении существительного.
Придаточное определительное прикрепляется к определяемому слову в главном предложении с помощью союзных слов - местоимений и наречий: который, какой, чей, что, где, куда, откуда, когда.
Например:
Чтобы правильно выделить определяемое слово в главном предложении, можно употребить указательное слово.
В таких предложениях придаточная часть прикрепляется к сочетанию существительного с указательным словом, которое не является обязательным и может быть опущено.
Придаточное определительное всегда находится после главного или внутри главного предложения, причем следует строго за определяемым словом, характеризуя именно его.
В силу такой особенности подобные придаточные не могут находиться до главного предложения.
Например:
В этой связи необходимо заметить, что союзные слова который, какой, чей обязательно согласуются с определяемым словом в роде и числе, а их падежные формы зависят от того, каким членом предложения являются эти слова в придаточной части.
Например:
В этом предложении союзное слово который, как и определяемое слово «родничок», стоит в мужском роде и в единственном числе, а в придаточной части союзное слово является подлежащим, потому что стоит в форме именительного падежа.
Нередко нарушается порядок слов в предложениях с придаточными определительными. По правилу, союзные слова (который, какой, чей) замещают ближайшее предшествующее существительное.
Это положение не соблюдено в следующем примере Неизменным успехом пользуются книги наших писателей, которые отражают современность. Для устранения речевой ошибки можно ввести в главное предложение указательное местоимение тот или такой, соотносительное союзному слову который:
Часто сложноподчиненные предложения с придаточными определительными можно заменить синонимичными простыми предложениями с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.
Сравните:
К придаточным определительным близки придаточные, относящиеся к местоимениям тот, каждый, всякий, все, любой, такой, таков (местоименно-определительные).
Они отвечают на вопросы «Кто именно?», «Что именно?».
Например:
(Кто с пользою отечеству трудится), [тот с ним легко не разлучится].
Местоименно-определительные придаточные могут стоять и до определяемого слова, до всей главной части.
Схема (Кто…), [мест. Тот…].
В таких предложениях придаточное конкретизирует, наполняет содержанием значение местоимения в главном предложении, к которому относится. Термин «определительное» по отношению к придаточному используется в данном случае условно, в значении «раскрывающее содержание».
Подводя итог, можно отметить, что умение грамотно и верно употреблять разные группы сложноподчиненных предложений необходимо каждому, кто говорит на русском языке, это дает возможность совершенствовать грамматические знания и пунктуационные навыки.
Список использованной литературы:
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: универсальное пособие. 9 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 224с.
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2007. – 171с.
- Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2007. – 285с.
- Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка: Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 1977. – 316с.