Речевые ошибки в употреблении наречий. Типичные трудности при изучении наречия. Пути исправления и предупреждения речевых ошибок

Морфология занимает важное место в начальном курсе русского языка, так как изучение частей речи способствует развитию логического мышления младших школьников, обеспечивает возможность совершенствования речи учащихся на сознательной основе, является необходимой базой формирования у них навыков правописания.

В то же время морфология является и самым сложным для ребенка разделом курса, поскольку его изучение предполагает усвоение понятий высокой степени абстракции и требует определенного уровня развития мыслительных операций, способности к обобщению. Кроме того, необходимыми условиями для овладения морфологическими знаниями и умениями являются достаточный словарный запас, умение устанавливать связи между словами в предложении, а также знания из области словообразования и синтаксиса.

В соответствии с Государственным стандартом учащиеся начальных классов должны усвоить основные признаки трех знаменательных частей речи : имени существительного, имени прилагательного, глагола. Независимо от образовательной программы младшие школьники учатся различать названные части речи на основе общего лексического значения, вопросов, постоянных и непостоянных морфологических признаков, синтаксической функции. Также у учащихся формируется представление о местоимении (на примере личных местоимений).

В большинстве современных программ по русскому языку для начальной школы предусмотрено увеличение объема усваиваемых школьниками знаний по морфологии и более высокий уровень их обобщения. Расширение круга изучаемых частей речи, включение в содержание курса многих не изучавшихся ранее грамматических категорий, усиление внимания к значению грамматических категорий, формирование у младших школьников представления о системе частей речи - все это характеризует программы по русскому языку в образовательных системах Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, «Начальная школа XXI века», «Гармония».

Такие изменения в содержании курса русского языка объясняются не только необходимостью создания условий для развития ребенка в процессе усвоения знаний.

Это связано и осознанием недостатков «традиционного» подхода к изучению морфологии, к которым относятся формализм при рассмотрении грамматических категорий, опора не на понимание учениками способов действия со словом как частью речи, а на запоминание, стихийно формирующаяся у школьников ориентация на вопросы при распознавании частей речи.

Наши наблюдения показывают, что не только ученики начальных классов, но и большинство выпускников школы, а также учителей начальной школы не могут раскрыть содержание таких морфологических понятий, как «часть речи », «предмет », «признак » или «действие » как категориальное значение определенной части речи, затрудняются при объяснении значения грамматических категорий падежа, времени, лица.

В лучшем случае понятие конкретизируется: «часть речи - это глагол, существительное, прилагательное...»; «существительное обозначает предмет, это может быть еще человек или животное, явление природы...». Между тем результаты обучения младших школьников в системах развивающего обучения показывают, что понимание действительного лингвистического содержания грамматических понятий оказывается вполне доступным уже на начальной ступени обучения.

Предметом нашего рассмотрения являются условия содержательного усвоения младшими школьниками понятия «наречие». Включение этого понятия в большинство новых программ по русскому языку вызвано высокой частотностью наречий, значимостью их изучения для совершенствования речи учащихся.

В отличие от основных частей речи, изучаемых поэтапно, наречие вводится сразу на основе всех существенных признаков в четвертом классе. Хотя объем усваиваемых учащимися знаний и умений по теме «Наречие» в начальных классах невелик, при изучении наречия могут возникать трудности.

Какие трудности возникают у младших школьников при изучении наречия?

1. Во-первых, разнообразие лексических значений , выражаемых наречиями, может помешать их обобщению и усвоению категориального значения наречия как части речи.

Наречия обозначают самые разные признаки действия:

  • место (вдали )
  • время (вчера )
  • причину (сгоряча )
  • цель (в насмешку )
  • способ действия (наизусть )
  • его качественные характеристики (быстро, громко )
  • степень проявления действия или признака (очень, часто ).

Данные значения мало связаны в сознании ребенка со словом «признак», которое дети привыкли употреблять по отношению к прилагательному и, вероятнее всего, должны осмыслять как называющее какую-то особенность предмета.

Кроме того, наречия в соответствии со своим значением отвечают на разные вопросы (где? когда? почему? зачем? как? и др.), что еще больше затрудняет объединение столь разных по значению слов в один класс. Надо отметить, что недостаточное осознание категориального значения наречия наблюдается не только у младших школьников, но и у учащихся основной школы, что приводит к формальному усвоению данного понятия, к затруднениям в распознавании наречий, смешению наречия с прилагательным. Для предупреждения возникновения подобных нарушений в учебниках имеется материал для сопоставления наречия с прилагательным.

2. Вторая трудность связана с разграничением наречий и омонимичных им словоформ других частей речи . С одной стороны, образуясь от существительных, прилагательных, деепричастий, наречия могут по форме полностью или частично совпадать с мотивирующими словами (осенью, быстро, вдали, на цыпочках и под.). В подобных случаях при распознавании наречия необходимо ориентироваться прежде всего на значение, что, как мы уже отмечали, также затрудняет ученика, и особенности сочетаемости слова, его синтаксическую функцию.

С другой стороны, наречия переходят в другие лексико-грамматические разряды:

  • слова категории состояния (весело играть - мне весело )
  • предлоги (хорошо вокруг - обойти вокруг дома )
  • частицы (дождь всё идет - дождь всё усиливается ).

Конечно, в начальной школе подобные трудные случаи разграничения частей речи не рассматриваются, так как для этого у учащихся нет еще соответствующей теоретической базы, однако учителю начальных классов необходимо предвидеть возможные затруднения учащихся и учитывать их при отборе материала для упражнений. Вряд ли можно признать целесообразным включение в упражнение, предполагающее выделение наречий, таких предложений, как Посередине реки медленно плыли облака или Опасно передвигаться по льду во время оттепели .

Ориентируясь на неизменяемость слова, дети могут относить к наречиям и не совпадающие с ними по форме неизменяемые слова, чаще всего частицы и предлоги (только, будто, близ, вопреки ). Для предупреждения подобных ошибок в дальнейшем обучении необходимо уже в начальной школе обеспечить понимание учащимися категориального значения наречия как части речи.

3. Большие затруднения возникают у школьников также при усвоении правописания наречий , поскольку оно недостаточно систематизировано, однако это создает проблемы при изучении наречия уже в основной школе. Наиболее частотные наречия включены в орфографический минимум для начальной школы, и их правописание младшие школьники запоминают в словарном порядке независимо от того, изучается ли наречие как часть речи.

В тех случаях, когда изучение наречия включено в программу начального образования, рассматриваются только самые простые правила:

  • правописание мягкого знака на конце наречий после шипящих;
  • правописание суффиксов и на конце наречий с приставками в-, на-, за-, из-, до-, с- ;
  • правописание суффиксов и на конце наречий после шипящих.

Усвоение этих правил обычно не вызывает у учащихся больших трудностей, если они овладели умением распознавать наречия.

Все выделенные нами возможные затруднения школьников при изучении наречия обусловлены особенностями данной части речи. Главной трудностью для учащихся начальных классов, по-видимому, является усвоение категориального значения наречия . Представляется особенно важным добиться его глубокого осознания на основе содержательного обобщения, поскольку это предупредит возникновение многих трудностей в дальнейшем изучении наречия уже в основной школе.

Поскольку наречия используются в речи только в сочетании с другими частями речи, они не являются основным изобразительным средством в языке, а служат лишь для конкретизации и дополнения описываемых действий. Но в контексте наречия могут приобретать особое звучание. Например, у А.С. Пушкина:

Я знаю: век уж мой измерен; Но чтоб продлилась жизнь моя, Я утром должен быть уверен, Что с вами днем увижусь я...

Здесь наречия утром и днем несут особую стилистическую нагрузку, именно на них падает логическое ударение.

При использовании наречий необходимо помнить о соблюдении литературных норм.

Наречия всегда – завсегда, зря зазря, вместо – заместо, красивее – красивше различаются в зависимости от стиля (вто­рые варианты характерны для просторечного употребления).

Вопросы и задания

Какими признаками характеризуется наречие? Назовите разряды наречий по значению.

2. От следующих прилагательных образуйте наречия и все возможные формы степеней сравнения наречий:

новый, особый, праздничный, красивый, хороший, счастливый, высокий, редкий, русский, лисий, волчий, внешний, средний, яро­стный, ужасный, дорогой, большой.

3. Найдите ошибки в употреблении наречий и исправьте их:

а) Эта дорога поширше будет.

б) Это решение гораздо простее, но оно требовало более лучше подготовиться.

в) Никто не делает это ловчее его.

г) Этот заказ выполнили несколько получше предыдущего.

д) К завтрому необходимо подготовиться к зачету.

е) Ничего нет мерзее лжи.

ж) Он ведет себя все более принципиальнее.

з) Это платье гораздо красивше того.

и) Мы сходили туда зазря.

к) Он завсегда на завтрак ест яичницу.

л) Я сделаю это заместо тебя.

Служебные части речи

В отличие от самостоятельных частей речи служебные части речи служат лишь для связи слов в предложении и для связи предложений. Они не являются членами предложения.

К служебным частям речи относятся предлоги, союзы и частицы.

Предлог

Предлог – это служебная часть речи, которая характеризуется следующими признаками.



1. Семантический признак: выражает различные отношения между формами имени существительного, числительного, местоимения и другими словами в предложении.

2. Морфологический признак: неизменяемость.

3. Синтаксический признак: не является членом предложения. Предлоги выражают различные отношения:

ü пространственные (выйти на улицу, войти в дом);

ü временные (заниматься с утра до вечера, отдыхать во время каникул);

ü причинные (бледнеть от страха, ошибка по невнимательности);

ü целевые (отдать в ремонт) и др.

По структуре предлоги бывают простые (состоящие из одного элемента: в, на, вдоль, около и т.д.), сложные (слившиеся из простых: из-за, из-под), составные (состоящие из двух или из трех элементов (по причине, в связи с, по отношению к).

По происхождению предлоги делятся на непроизводные, которые не произошли от других частей речи, и производные, которые образовались путем перехода в предлоги других частей речи: вдоль, вокруг, мимо – наречные предлоги; благодаря, включая, несмотря на – глагольные предлоги.

Использование предлогов в речи

Предлоги выражают различные отношения вместе с косвенными падежами имен существительных, числительных и местоимений.

Предлоги могут употребляться с одним падежом, двумя или тремя. Употребление предлогов в речи также требует соблюдения определенных норм.

Предлог между (меж) употребляется с двумя падежами: творительным и родительным: «Меж ними все рождало споры» (А.С. Пушкин). Между деревьями виднелось озеро. В современном русском литературном языке предлог между чаще употребляется с творительным падежом.

Предлоги благодаря, согласно, вопреки, наперекор, навстречу, подобно употребляются с дательным падежом: благодаря вашему совету, согласно вашему желанию, вопреки предсказанию, наперекор судьбе.

Лексическое значение предлога благодаря обусловливает его сочетание с существительными, имеющими «положительное» значение, поэтому такое предложение, как Благодаря аварии мы оказались в больнице, является неудачным из-за неправильно выбранного предлога.

По своему значению предлоги могут быть синонимичными. Синонимичны предлоги из-за (чего-либо) – в результате (чего-либо); в случае – при условии (чего-либо); для – в целях (чего-либо); вопреки (чему-либо) – несмотря на (что-либо); в официально-деловом стиле, например, будет написано: Вследствие проведения поисковых работ...; в газетных публикациях: В результате проведения...; в разговорной речи: Из-за проведения...

Принято различать и пары: для (нейтральное) – в целях (сугубо официальное); вопреки (официальное) – несмотря на (нейтральное) и т. п. Например: в целях проведения...

Предлоги по отношению – в отношении (обозначающие направление действия) не имеют заметного различия. Им присущ книжный характер. Например: Надо быть вежливым по отношению к старшим. В отношении Вас я принял решение о переводе из одного отдела в другой.

Предлоги с целью – в целях употребляются в официально-деловой речи: Проект осуществляется с целью...

Очень распространены ошибки в употреблении предлога по: учебники по вождению – беседы по итогам выборов. Первый пример – правомерное употребление предлога по, так как здесь указывается вид деятельности, а не конкретная тема или содержание книги. Не следует употреблять предлог по и в значении предлогов для и из-за. Например: работа по благоустройству парка (следует: для благоустройства парка).

При глаголах «чувства» скучать, тосковать, плакать, соскучиться и т.п. предлог по употребляется с дательным падежом: скучать по сыну, плакать по отцу, тосковать по родному городу. Но личные местоимения при этих глаголах употребляются в предложном падеже: скучаю по тебе, по вам, по ней и т.д.

Ошибочным является употребление после указанных глаголов предлога за с творительным падежом: он скучает за тобой, за вами и т.д.

Предлог по с предложным падежом употребляется в книжной речи со значением «после чего-нибудь»: по истечении срока, по окончании школы, по приезде домой. Употребление в этих случаях дательного падежа считается ошибкой (нельзя сказать по окончанию школы).

Вопросы и задания

Охарактеризуйте предлог как часть речи.

Раскройте скобки, выбирая нужный падеж.

а) Благодаря (новые впечатления) я повеселел.

б) Вопреки (предсказания) я вышел из этой ситуации победителем.

в) Не надо тосковать по (несбыточные мечты).

г) Он соскучился по (свой дядя).

д) По (окончание школы) он пошел учиться дальше.

е) По (прибытие) на место мы пошли осматривать окрестности.

ж) Согласно (мой план), мы должны были ехать дальше.

з) Мы будем действовать наперекор (все трудности).

и) Он вернется по (завершение) работы.

к) У нас большой перерыв между (лекции).

л) Он пел подобно (соловей).

м) Мы вц|шли навстречу (участники соревнования).

3. Найдите ошибки в употреблении предлогов с падежными формами и исправьте их. Запишите правильные варианты.

а) Ребенок плакал за своей мамой.

б) По окончанию университета он нашел хорошую работу.

в)Он шел наперекор судьбы.

г) Вопреки ожидания он произвел благоприятное впечатление

д) Учитель указал о том, что в работе имеются ошибки.

е) Все говорило за то, что мы не выполним работу в срок.

ж) Ответ по жалобе был получен сразу же.

з) Согласно указаний директора, все вышли на работу.

и) Это вселяет в меня уверенность в победе.

к) Он хорошо отдохнул между занятий.

л) Благодаря дождю наша прогулка не состоялась.

м) По истечению срока отпуска он вышел на работу.

н) По приезду в город мы пошли в кино.

о) Мы вышли навстречу победителей олимпиады.

Союз

Союз – служебная часть речи, которая связывает однородные члены в составе простого предложения и простые предложения в составе сложного.

Союзы выражают различные отношения, которые устанавливаются между членами предложения и целыми предложениями.

Сочинительные союзы выражают равноправные отношения между членами предложения и между частями сложного предложения.

Сочинительные союзы делятся на три группы:

соединительные: и, да (в значении и), не только... но и, как... так и;

противительные: а, но, да (в значении но), однако же, зато;

разделительные: или, или... или, либо, то... то, не то... не то.

Например: Букет состоял из белых и красных гвоздик (союз и соединяет однородные члены). Мама вернулась домой, и мы отправились за покупками (союз и соединяет простые предложения в составе сложного).

Подчинительные союзы выражают неравноправные отношения между простыми предложениями в составе сложноподчиненного предложения.

Подчинительные союзы по значению делятся на следующие группы:

причинные: потому что, оттого что, так как, в виду того что, благодаря тому что, вследствие того что, в связи с тем что и др.;

целевые: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы и др.;

временные: когда, лишь, пока, с тех пор как, лишь только, едва и др.;

условные: если, если бы, ли, раз, как скоро и др.;

сравнительные: как, будто, словно, как бы, точно, как будто и др.;

изъяснительные: что, чтобы, как и др.;

уступительные: несмотря на то что, хотя, как ни, пусть, даром что и др.;

следствия: так что.

По структуре союзы делятся на простые и составные.

Простые союзы состоят из одного слова (а, если, что, хотя, едва и т.д.), составные союзы состоят из нескольких слов (как будто, оттого что, с тех пор как и т. д.).

С точки зрения употребления союзы делятся на одиночные, повторяющиеся и двойные.

Одиночные союзы употребляются в предложении один раз: Когда он наконец вернулся, все очень обрадовались.

Повторяющиеся союзы в предложении всегда повторяются два и более раз: То бушует ветер, то вьюга злится, то скрипнет дверь, то окно отворится.

Двойные союзы состоят из нескольких элементов, расположенных в разных частях предложения: Он любил не только осень, но и зиму.

По происхождению союзы бывают непроизводными и производными.

Непроизводные союзы не образованы ни от каких других частей речи (и, а, но, или и др).

Производные союзы образованы от других частей речи (оттого что, вследствие того что, благодаря тому что и др.).

Вопросы и задания


Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Речь – это канал развития интеллекта,
чем раньше будет усвоен язык,
тем легче и полнее будут усваиваться знания.

Николай Иванович Жинкин,
советский лингвист и психолог

Речь мыслится нами как абстрактная категория, недоступная для непосредственного восприятия. А между тем это – важнейший показатель культуры человека, его интеллекта и , способ познания сложных связей природы, вещей, общества и передачи этой информации путём коммуникации.

Очевидно, что и обучаясь, и уже пользуясь чем-либо, мы в силу неумения или незнания совершаем ошибки. И речь, как и другие виды деятельности человека (в которых язык – важная составляющая часть), в данном отношении не является исключением. Ошибки делают все люди, как в , так и в устной речи. Более того, понятие культуры речи, как представление о « », неразрывно связано с понятием речевой ошибки. По сути это – части одного процесса, а, значит, стремясь к совершенству, мы должны уметь распознавать речевые ошибки и искоренять их.

Виды речевых ошибок

Сначала разберёмся с тем, что такое речевые ошибки. Речевые ошибки – это любые случаи отклонения от действующих языковых норм. Без их знания человек может нормально жить, работать и настраивать коммуникацию с другими. Но вот эффективность совершаемых действий в определённых случаях может страдать. В связи с этим возникает риск быть недопонятым или понятым превратно. А в ситуациях, когда от этого зависит наш личный успех, подобное недопустимо.

Автором приведённой ниже классификации речевых ошибок является доктор филологических наук Ю. В. Фоменко. Его деление, по нашему мнению, наиболее простое, лишённое академической вычурности и, как следствие, понятное даже тем, кто не имеет специального образования.

Виды речевых ошибок:

Примеры и причины возникновения речевых ошибок

С. Н. Цейтлин пишет: «В качестве фактора, способствующего возникновению речевых ошибок, выступает сложность механизма порождения речи». Давайте рассмотрим частные случаи, опираясь на предложенную выше классификацию видов речевых ошибок.

Произносительные ошибки

Произносительные или орфоэпические ошибки возникают в результате нарушения правил орфоэпии. Другими словами, причина кроется в неправильном произношении звуков, звукосочетаний, отдельных грамматических конструкций и заимствованных слов. К ним также относятся акцентологические ошибки – нарушение норм ударения. Примеры:

Произношение : «конечно» (а не «конешно»), «пошти» («почти»), «плотит» («платит»), «прецендент» («прецедент»), «иликтрический» («электрический»), «колидор» («коридор»), «лаболатория» («лаборатория»), «тыща» («тысяча»), «щас» («сейчас»).

Ударение : «зво́нит», «диа́лог», «до́говор», «ката́лог», «путепро́вод», «а́лкоголь», «свекла́», «феноме́н», «шо́фер», «э́ксперт».

Лексические ошибки

Лексические ошибки – нарушение правил лексики, прежде всего – употребление слов в несвойственных им значениях, искажение морфемной формы слов и правил смыслового согласования. Они бывают нескольких видов.

Употребление слова в несвойственном ему значении . Это самая распространённая лексическая речевая ошибка. В рамках этого типа выделяют три подтипа:

  • Смешение слов, близких по значению: «Он обратно прочитал книжку».
  • Смешение слов, близких по звучанию: экскаватор – эскалатор, колос – колосс, индианка – индейка, одинарный – ординарный .
  • Смешение слов, близких по значению и звучанию: абонент – абонемент, адресат – адресант, дипломат – дипломант, сытый – сытный, невежа – невежда. «Касса для командировочных» (нужно – командированных).

Словосочинительство . Примеры ошибок: грузинец, героичество, подпольцы, мотовщик.

Нарушение правил смыслового согласования слов . Смысловое согласование – это взаимное приспособление слов по линии их вещественных значений. Например, нельзя сказать: «Я поднимаю этот тост» , поскольку «поднимать» значит «перемещать», что не согласовывается с пожеланием. «Через приоткрытую настежь дверь», – речевая ошибка, потому что дверь не может быть и приоткрыта (открыта немного), и настежь (широко распахнута) одновременно.

Сюда же относятся плеоназмы и тавтологии. Плеоназм – словосочетание, в котором значение одного компонента целиком входит в значение другого. Примеры: «май месяц», «маршрут движения», «адрес местожительства», «огромный мегаполис», «успеть вовремя». Тавтология – словосочетание, члены которого имеют один корень: «Задали задание», «Организатором выступила одна общественная организация», «Желаю долгого творческого долголетия».

Фразеологические ошибки

Фразеологические ошибки возникают, когда искажается форма фразеологизмов или они употребляются в несвойственном им значении. Ю. В. Фоменко выделяет 7 разновидностей:

  • Изменение лексического состава фразеологизма: «Пока суть да дело» вместо «Пока суд да дело»;
  • Усечение фразеологизма: «Ему было впору биться об стенку» (фразеологизм: «биться головой об стенку»);
  • Расширение лексического состава фразеологизма: «Вы обратились не по правильному адресу» (фразеологизм: обратиться по адресу);
  • Искажение грамматической формы фразеологизма: «Терпеть не могу сидеть сложив руки». Правильно: «сложа»;
  • Контаминация (объединение) фразеологизмов: «Нельзя же все делать сложа рукава» (объединение фразеологизмов «спустя рукава» и «сложа руки»);
  • Сочетание плеоназма и фразеологизма: «Случайная шальная пуля»;
  • Употребление фразеологизма в несвойственном значении: «Сегодня мы будем говорить о фильме от корки до корки».

Морфологические ошибки

Морфологические ошибки – неправильное образование форм слова. Примеры таких речевых ошибок: «плацкарт», «туфель», «полотенцев», «дешевше», «в полуторастах километрах».

Синтаксические ошибки

Синтаксические ошибки связаны с нарушением правил синтаксиса – конструирования предложений, правил сочетания слов. Их разновидностей очень много, поэтому приведём лишь некоторые примеры.

  • Неправильное согласование: «В шкафу стоят много книг»;
  • Неправильное управление: «Оплачивайте за проезд»;
  • Синтаксическая двузначность: «Чтение Маяковского произвело сильное впечатление» (читал Маяковский или читали произведения Маяковского?);
  • Смещение конструкции: «Первое, о чём я вас прошу, – это о внимании». Правильно: «Первое, о чём я вас прошу, – это внимание»;
  • Лишнее соотносительное слово в главном предложении: «Мы смотрели на те звёзды, которые усеяли всё небо».

Орфографические ошибки

Этот вид ошибок возникает из-за незнания правил написания, переноса, сокращения слов. Характерен для речи. Например: «сабака лаяла», «сидеть на стули», «приехать на вогзал», «русск. язык», «грамм. ошибка».

Пунктуационные ошибки

Пунктуационные ошибки – неправильное употребление знаков препинания при .

Стилистические ошибки

Этой теме мы посвятили отдельный .

Пути исправления и предупреждения речевых ошибок

Как предупредить речевые ошибки? Работа над своей речью должна включать:

  1. Чтение художественной литературы.
  2. Посещение театров, музеев, выставок.
  3. Общение с образованными людьми.
  4. Постоянная работа над совершенствованием культуры речи.

Онлайн-курс «Русский язык»

Речевые ошибки – одна из самых проблемных тем, которой уделяется мало внимания в школе. Тем русского языка, в которых люди чаще всего допускают ошибки, не так уж много — примерно 20. Именно данным темам мы решили посвятить курс « ». На занятиях вы получите возможность отработать навык грамотного письма по специальной системе многократных распределенных повторений материала через простые упражнения и специальные техники запоминания.

Источники

  • Беззубов А. Н. Введение в литературное редактирование. – Санкт-Петербург, 1997.
  • Савко И. Э. Основные речевые и грамматические ошибки
  • Сергеева Н. М. Ошибки речевые, грамматические, этические, фактологические…
  • Фоменко Ю. В. Типы речевых ошибок. – Новосибирск: НГПУ, 1994.
  • Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 1982.

УПОТРЕБЛЕНИЕ НАРЕЧИЙ В РЕЧИ

Ход урока

I Слово учителя: «Внимательно послушайте стихотворение «Наш язык и скромен и богат». Подумайте, какова основная мысль текста? Как вы думаете, какова будет тема нашего урока сегодня?»

Чтение учеником наизусть стихотворения:

Наш язык и скромен и богат.

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси –

И представишь сразу неба синь.

Ты скажи: «Кругом белым-бело» -

И увидишь зимнее село,

С белых крыш свисает белый снег,

Не видать под белым снегом рек.

Вспоминается наречие «светло» -

И увидишь: солнышко взошло.

Если скажешь слово ты «темно»,

Сразу вечер поглядит в окно.

Если скажешь «ароматно» ты,

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну, а если скажешь ты «красиво»,

Пред тобою – сразу вся Россия!

(Э.Куклина )

После обсуждения учащиеся записывают в тетради тему урока. Учитель называет основную цель урока: «Сегодня мы будем учиться определять роль наречий в тексте как средства выразительности и средства связи предложений в тексте, а также учиться использовать наречия в собственной речи».

II Анализ текста, распечатанного на отдельных листах для каждого учащегося:

Темное чистое небо торжестве(н, нн)о и необ…ятно высоко стояло над нами со всем своим таинстве(н, нн)ым великолепием. Сладко ст…снялась грудь вдыхая тот особенный томительный и свежий запах – запах русской летней ночи.

Кругом не слышалось почти (ни)какого шума… Лишь изредк… в близкой реке с внезапной звучностью плеснет большая рыба и пр…брежный трос…ник слабо зашумит едва поколебле(н, нн)ый набежавшей волной… Одни огоньки тихонько потрескивали.

Задания к тексту:

    Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

    Определите главную мысль текста. Как можно его озаглавить?

    Определите стиль текста, тип речи. Докажите, что стиль – художественный. Найдите художественные средства в тексте.

Цель художественного текста – воздействовать на ум и чувства человека.

Особенности художественного стиля:

- изображение словами каких-то картин (образность);

- выражение определенного чувства (эмоциональность);

- использование выразительных средств языка (олицетворение, эпитеты, сравнения).

Эпитеты: темное чистое небо, томительный и свежий запах, таинственное великолепие

Олицетворения: огоньки потрескивали, тростник слабо зашумит.

Тип речи – описание природы.

5. Найдите в тексте наречия, докажите, что эти слова являются наречиями.

Основные признаки наречия

вопрос

грамматическое значение

неизменяемость

сочетаемость чаще с глаголом

синтаксическая роль – обстоятельство

6. Вспомним, что в зависимости от грамматического значения все наречия делят на две группы: определительные и обстоятельственные. Выполним задание по вариантам:

Найдите в тексте наречия, которые "живописуют" действия;

Найдите наречия, которые указывают на место и время действия.

Сделайте вывод, какую роль играют наречия в данном тексте.

7. Орфографическая и пунктуационная работа с текстом. Один ученик объясняет правописание слов, другой читает предложения, где пропущены знаки препинания, и объясняет их.

III Слово учителя: «Наречия могут использоваться не только для описания состояния природы, но и для описания внешнего вида человека, для оценки поступков, поведения человека, его характеристики, а также для описания процесса действий человека. Давайте выполним творческую работу и посмотрим, как вы умеете использовать наречия в собственной речи».

Класс делится на группы.

1 группа

Дать небольшое описание происходящего на катке, используя для характеристики действий опытного конькобежца различные наречия: плавно, изящно, стремительно, великолепно и т.д.

2 группа

Дать небольшое описание происходящего на катке, используя для характеристики действий начинающего конькобежца различные наречия: еле-еле, неуклюже, робко, неповоротливо и т.д.

3 группа

Описать состояние болельщиков на футбольном матче, если их команда одержала победу, используя различные наречия: восторженно, ликующе и т.д.

4 группа

Описать состояние болельщиков на футбольном матче, если их команда проиграла, используя наречия или слова категории состояния: удрученно, досадно, возмущенно, огорченно и т.д.

После выполнения задания зачитываются сочинения-миниатюры от каждой группы. Остальные учащиеся внимательно слушают, оценивают и выбирают наиболее удачные работы.

IV Слово учителя: «Чтобы наша речь была более выразительной, яркой, чтобы не повторять одни и те же наречия, надо уметь подбирать синонимы. В качестве синонимов у наречий часто используются фразеологические обороты. Что такое фразеологический оборот?».

Далее проводится игра-конкурс: «Кто больше и лучше?», который заключается в том, чтобы заменить наречие фразеологическим оборотом. Потом подводится итог: какая команда является победителем? Список слов и словосочетаний выводится на экран с помощью проектора.

сильно краснеть - до конца волос ;

крепко спит - как убитый ;

быстро скакать - во весь опор ;

быстро бежать - во весь дух, во все лопатки, сломя голову; одна нога здесь, другая там;

громко кричать - во все горло, во всю ивановскую ;

хорошо знать - как свои пять пальцев ;

тесно - яблоку негде упасть ;

темно - хоть глаз выколи ;

мало - кот наплакал, раз, два- и обчелся ;

медленно - черепашьим шагом, в час по чайной ложке ;

рано - чуть свет, ни свет ни заря ;

плохо - из рук вон, некуда не годится; спустя рукава; с грехом пополам ;

много - куры не клюют ;

скоро - со дня на день ;

близко - рукой подать ;

далеко – на краю света; у черта на куличиках; бог знает где; за тридевять земель; за морями, за долами; где раки зимуют .

V Слово учителя: «В употреблении наречий часто допускаются лексические и орфоэпические ошибки.

Что вы понимаете под лексическими ошибками?

Что вы понимаете под орфоэпическими ошибками?»

1. Слушается инсценировка «РЕЦЕПТ».

Врач спрашивает пришедшего к нему на прием ученика:

В каком классе ты учишься, молодой человек?

В шестом " Бы".

- "Бы"? Не знаю такого класса. А дружно вы живете в своем классе?

Нормально. Жутко дружно, ужасно весело...

Жутко дружно. Ужасно весело! А учитесь- то хорошо?

Нормально! Особенно девочки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.

Нормально... В пух и прах хвалит... Да, болезнь серьезная. У тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты можешь только сам.

Врач дает рецепт - учебник грамматики русского языка.

"Актеры" задают вопрос: "Какие случаи неправильного употребления наречий вы услышали? В чем здесь ошибки? "

2. На доске записаны словосочетания:

пиши красивее

не увидеть сослепу

вытереть досуха

вымыть добела

ударить наотмашь

вытри дочиста

увидеть мельком

упасть навзничь

сделай иначе

уехать надолго

наесться досыта

Задание – переписать словосочетания, поставить ударение в наречиях, прочитать их правильно. К доске вызывается один ученик.

3. На доске записаны предложения:

а) Мальчик навзничь упал на землю и уткнулся лицом в ладони.

б) Вперед подумай, потом отвечай.

в) Отряд двинулся в путь, спереди шел вожатый.

г) Раздели яблоко напополам.

д) Держитесь долее свободнее.

е) Я приду к тебе днями.

Задание – исправить лексические ошибки в употреблении наречий. К доске вызывается один ученик.

VI Слово учителя: «Наречия в нашей речи могут выполнять еще одну функцию – связывать в тексте предложения. Выполним практические задания и сделаем вывод о роли наречий как средстве связи предложений в тексте».

1. Чтение текста (Русский язык: рабочая тетрадь для 7 класса. Часть II / Богданова Г.А., упр.16):

Лесистую долину мы облюбовали для своих детских игр еще в младших классах. Тут всегда было прохладно и тихо. Став взрослыми, мы по привычке приходили туда, если надо было о чем-то поговорить. Там мы снова собрались, когда узнали, что долину скоро начнут застраивать. Пока же здесь щебетали птицы и шелестели ветки деревьев и кустов.

Задание: с помощью каких наречий связываются слова в тексте, укажите смысловой разряд наречий.

2. Раздается текст на листочках. Работа проводится в парах. Задание: заменить в тексте повторяющиеся слова наречиями и местоимениями, определить, какие изменения вызвала эта замена:

Рано утром я вошел в сарай. Вдруг кто-то прошмыгнул мимо моих ног и бросился в сарай. Я вошел в сарай. Из угла, где лежало сено, доносились какие-то звуки. В углу кто-то возился. Не успел я что-либо предпринять, как из угла выскочила мышь, а за ней наш кот Васька. В то же мгновенье мышь юркнула в щель под сараем.

Слова для замены: туда же; там; оттуда; она.

Чтение исправленного текста.

Вывод о роли наречий.

VII Подведение итогов конкурса на лучшую творческую работу по теме "Наречие". Конкурс проводился за неделю до проведения урока. Учащимся было предложено сочинить стихотворение, рассказ, сказку о наречии, составить кроссворд и т.д. Зачитываются лучшие работы. Мы представляем стихотворение Сипилина Романа, ученика 7Б класса, ставшего победителем в конкурсе на лучшую творческую работу о наречии.

Наречие

Я, конечно, не поэт,

Спору с этим нету,

Но готов я изложить

Мысли по предмету.

"Наречие, наречие", -

Мы слышим очень часто,

Сейчас узнаем, что это,

И будет просто классно!

Признак действия обозначает

И на вопросы отвечает:

Как? Куда? И

Где? Когда?

Почему и отчего?

С какой целью? Для чего?

Но не буду на месте стоять,

Буду я свой рассказ продолжать.

Наречие не склоняется,

Наречие не спрягается,

Скажу вам по секрету,

Что форм у него нету…

Без наречий нам, конечно,

Ну, никак не обойтись!

Для дальнейшего ученья

Надо ими запастись.

Наречий много в мире есть,

Но всех их мне не перечесть:

По-французски, по-немецки,

Да по-братски, по-советски,

Во-вторых и как-нибудь,

Вдалеке, как-либо,

И по-рысьи, и чуть-чуть,

Дружески, игриво,

Сгоряча и поневоле,

Оттого и потому,

Сдуру, сослепу и вволю,

Вдвое, так и почему.

Люди умные здесь жили,

Хорошо язык учили.

Вместе все наречия были,

Их на группы разделили.

Наречия имеют значения:

Образа и способа действия,

Цели, меры и степени,

Причины, а также и времени.

Есть близняшки "ни" и "не",

Но какую ставить где?

Ударенье любит "не",

Без ударенья – "ни" везде:

Нигде, нисколько, никогда,

Никак и ниоткуда,

И негде, некто, некогда,

А также неоткуда.

Язык не может состоять

Лишь только из наречий,

Нам не надо исключать

Другие части речи.

Ну, а если отличить

Стих сей сколько сможешь.

Кто будет знать наречия "на пять",

Учить их долго и упорно,

Тот без запинки будет отвечать

На уроке Ларисы Федоровны!

VIII Подведение итогов урока.

Что нового вы узнали на уроке?

Чью работу на уроке вы бы оценили на «хорошо» и «отлично»?

Классификация ошибок по ФИПИ

  1. Грамматические ошибки.
  2. Речевые ошибки.
  3. Логические ошибки
  4. Фактические ошибки.
  5. Орфографические ошибки.
  6. Пунктуационные ошибки.
  7. Графические ошибки.

Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической.

Например:

  • подскользнуться вместо поскользнуться , благородность вместо благородство – здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или не тот суффикс;
  • без комментарий, едь вместо поезжай , более легче – неправильно образована форма слова, т. е. нарушена морфологическая норма;
  • оплатить за проезд, удостоен наградой – нарушена структура словосочетания (не соблюдаются нормы управления);
  • Покатавшись на катке, болят ноги; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю – неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2), т. е. нарушены синтаксические нормы.

В отличие от грамматических, речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например:

  • Штольц – один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов»;
  • Они потеряли на войне двух единственных сыновей.

Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.

Ниже приводятся общепринятые классификаторы грамматических и речевых ошибок.

Виды грамматических ошибок:

  1. Ошибочное словообразование - Трудолюбим ый, над смехаться.
  2. Ошибочное образование формы существительного - Многие чуда техники, не хватает время.
  3. Ошибочное образование формы прилагательного - Более интереснее, красивше.
  4. Ошибочное образование формы числительного - С пятистами рублями.
  5. Ошибочное образование формы местоимения - Ихнего пафоса, ихи дети.
  6. Ошибочное образование формы глагола - Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы.
  7. Нарушение согласования - Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.
  8. Нарушение управления - Нужно сделать свою природу более красивую.
    Повествует читателей.
  9. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым - Большинство возражали против такой оценки его творчества.
  10. Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях - Он написал книгу, которая эпопея.
    Все были рады, счастливы и веселые.
  11. Ошибки в построении предложения с однородными членами - Страна любила и гордилась поэтом.
    В сочинении я хотел сказать о значении
    спорта и почему я его люблю.
  12. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом - Читая текст , возникает такое чувство…
  13. Ошибки в построении предложения с причастным оборотом - Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.
  14. Ошибки в построении сложного предложения - Этакнига научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то, что это сон.
  15. Смешение прямой и косвенной речи - Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.
  16. Нарушение границ предложения - Когда герой опомнился. Было уже поздно.
  17. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм - Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

Виды речевых ошибок:

  1. Употребление слова в несвойственном ему значении - Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.
    Мысль развивается на продолжении всего текста.
  2. Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом - Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры.
  3. Неразличение синонимичных слов - В конечном предложении автор применяет градацию.
  4. Употребление слов иной стилевой окраски - Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.
  5. Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов - Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
  6. Неоправданное употребление просторечных слов - Таким людям всегда удается объегорить других.
  7. Нарушение лексической сочетаемости - ​​​​​​Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные >особенности (вместо средства).
  8. Употребление лишних слов, в том числе плеоназм - Красоту пейзажа автор передаетнам с помощью художественных приемов. Молодой юноша, очень прекрасный.
  9. Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) - В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
  10. Неоправданное повторение слова - Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.
  11. Бедность и однообразие синтаксических конструкций - Когда писатель пришел в редакцию , его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.
  12. Неудачное употребление местоимений - Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю. У меня сразу же возникла картина в своем воображении.

Типичные грамматические ошибки (К9)

Это ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц:

  1. Ошибки в образовании личных форм глаголов : Им двигает чувство сострадания (следует: движет);
  2. Неправильное употребление видовременных форм глаголов : Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно (следует: ...даст.., научит... или...дает.., учит...);
  3. Ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий : Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует: стекавшие);
  4. Ошибки в образовании деепричастий : Вышев на сцену, певцы поклонились (норма: выйдя);
  5. Неправильное образование наречий : Автор тута был не прав (норма: тут);
Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: