Эмоциональный интеллект – важное качество лидера. Эмоциональный интеллект Профессионализм личность и эмоциональный интеллект лидера

Эта статья будет особо полезна айтишникам. Почему айтишникам? Мне кажется, что это самый яркий пример, где требуется развитие эмоционального лидерства. Именно ИТ-сфера - это то место, где руководителями становятся быстрее всего. Ребята в уже начинают руководить небольшими командами, а к 25–30 годам могут быть руководителями крупных подразделений.

Итак, ты совсем недавно стал project manager или team lead в успешной ИТ-компании, теперь в твоём подчинении команда из 10–15 человек, и ты думаешь, что наконец-то сможешь отдохнуть, раздавая задачи своим сотрудникам.

Но вдруг что-то пошло не так. Сотрудники совсем не хотят следовать алгоритму «подчинённый - руководитель», начинают оспаривать задачи, их мотивация к работе падает, сроки выполнения затягиваются, и они начинают подыскивать себе новую работу. Знакомая ситуация? Это признак того, что ты не применяешь свой эмоциональный интеллект в управлении людьми.

На самом деле ты уже знаешь, как применять свой эмоциональный интеллект, но пока ещё не применяешь по разным причинам.

Поэтому здесь я покажу тебе, как ты можешь его применять.

Шаг 1. Покажи свои эмоции

Лидеры всегда применяют эмоции в управлении людьми. Хороший это лидер или лидер, который кричит на своих подчинённых матом, эмоции - это усилитель информации. Эмоции всегда помогают обратить внимание на то, что ты говоришь, вовлечь, вдохновить.

Сравни два варианта:

Вариант 1. Александр, ты должен подготовить отчёт для руководства к пятнице и так, чтобы мне не пришлось его переделывать. Если ты не сделаешь, я тебя оштрафую.

Вариант 2. Александр, дружище, только ты способен сделать это, и я решил доверить тебе задание по спасению мира. Нашему руководству нужно подготовить суперотчёт так, чтобы там и комар носа не подточил. Ты у нас самый крутой аналитик, и именно поэтому я решил попросить тебя сделать. Спасай Вселенную, сделай отчёт до пятницы.

Иногда всего нескольких эмоциональных слов достаточно, чтобы сотрудник захотел выполнить задачу.

Шаг 2. Убеждай эмоциональными аргументами

Если ты хочешь кого-либо убедить в чём-либо, забудь про аргументы. Аргументами нельзя убедить. Можно обосновать свою точку зрения, но человек всё равно останется при своих мыслях. Нами давно и всерьёз руководят эмоции. Отличный пример - многомиллиардные продажи iPhone. Ты, наверное, видел сравнения вроде этих:

Но тем не менее всегда побеждает iPhone, и причина тому - эмоции покупателей.

Чтобы вспомнить, как это работало на тебе самом, предлагаю сделать небольшое упражнение от Западного резервного университета Кейза.

Возьми лист бумаги и раздели его на две части. Напиши в левой колонке, что делал лидер, который в твоём прошлом помог тебе раскрыть твои сильные стороны. Это может быть кто-то из твоих руководителей, учителей в школе, родителей или знакомых. А в правой колонке напиши, что делал лидер, который, наоборот, мешал раскрывать твой потенциал.

Обычно люди пишут следующее.

В левой колонке:

  • он вдохновлял меня;
  • с ним было весело;
  • он давал мне ощущение причастности к чему-то значимому;
  • он доверял мне;
  • он защищал меня, когда я нуждался в этом;
  • он учил меня не бояться рисковать;
  • он стимулировал меня сложными задачами;
  • в отдельных вопросах он проявлял компетентность, но чаще просто знал, к кому и как обратиться, чтобы задача была решена.

В правой колонке:

  • они придирались к каждой мелочи;
  • занимались микроменеджментом;
  • в неудачах обвиняли нас;
  • проявляли враждебность и ;
  • их слова отталкивали;
  • мы чувствовали, что к нам относятся лишь как к кадрам, но не как к личностям;
  • зациклены на себе.

Ты увидишь, что лидер всегда применял эмоции, поддерживал тебя. И что самое интересное, ты интуитивно уже знаешь, что должен делать, чтобы быть выдающимся лидером, так как в твоей голове уже есть положительные примеры лидерства.

Шаг 3. Входи в резонанс

Пример резонанса в коллективе:

Выдающихся лидеров ещё называют резонансными лидерами. Это люди, которые могут входить в резонанс с другими людьми. Входить в резонанс - это быстро становиться одним целым. Входить в резонанс - это вдохновлять и воодушевлять. Люди после общения с тобой должны чувствовать себя воодушевлёнными. Если не так - ты не можешь быть эффективным лидером.

Шаг 4. Вдохновляй через миссию и видение

Все выдающиеся лидеры демонстрируют сотрудникам значимость их работы, связывая её с чем-то более масштабным, показывая, как их работа отобразится на деятельности целой компании.

Сделаем простое упражнение: сформулируй задачу для своего собеседника (мужа, жены, брата, сына, друга, соседа, коллеги), который находится рядом прямо сейчас. Пусть это будет просьба сделать что-либо за тебя: помыть посуду, написать отчёт, отвезти твои часы в ремонт. Ты, конечно же, читал уже книги по менеджменту и знаешь, что задачи нужно ставить по принципу SMART.

Скорее всего, у тебя получится средний результат. Твой собеседник, может, и согласится сделать, но без особого воодушевления.

А теперь попробуй сделать то же самое, но уже используя информацию о том, что эмоциональные лидеры вдохновляют. Ниже представлены фразы, которые помогут тебе сделать твою речь более вдохновляющей:

Скорее всего, у тебя получилось нечто такое:

Вариант 1. Дорогая, отвези, пожалуйста, мои часы на следующей неделе в ремонт, чтобы к пятнице они уже были готовы.

Вариант 2. Дорогая, очень нужна твоя помощь. Мои часы нужно сдать в ремонт. У меня в следующую пятницу очень важные переговоры, и мои часы Omega помогут провести их более результативно. Я очень на тебя рассчитываю, так как сам не смогу, у меня целую неделю подготовка к квартальному отчёту. Уверен, ты точно сможешь спасти меня!

Шаг 5. Заряжай эмоционально

Для начала посмотри ролик:

Хорошее настроение передаётся. Уверен, что после просмотра ролика ты начал улыбаться. То же самое и в управлении людьми: лидер эмоционально заряжает своих сотрудников. всегда передаются от человека к человеку. Любые твои эмоции будут транслироваться на твоих сотрудников.

Просто вспомни случай, когда ты сам настраивался на эмоции другого человека. Когда тебе было грустно, а кто-то очень весёлый на тебя повлиял, или наоборот.

Часто продавцам в магазинах говорят фразу «Оставьте свои эмоции дома». К сожалению, это никогда не работает. Единственный способ помочь продавцу - настроить его на другие эмоции. Именно поэтому все любят сотрудников, которые могут непрерывно рассказывать анекдоты, шутить и радоваться жизни.

Вот ещё прекрасный пример на эту тему:

Если ты ещё сомневаешься в том, что эмоции заразительны, вот ещё один ролик:

Зевнули? :)

Шаг 6. Начни восстанавливаться после стресса

Все успешные попытки бросить курить были сделаны не после постепенного сокращения количества выкуренных сигарет, а после того, как человек проснулся утром и понял, что больше курить он не будет.

Существует рабочая схема, как меняется человек. Применяя её на практике, ты можешь улучшать своих подчинённых.

Помоги своему сотруднику увидеть лучшего себя. Обсуди с ним, кем он хочет быть, каковы его карьерные цели, какова самая амбициозная карьерная мечта. Скажи, что ты в него веришь, окажи поддержку. Уделяй много времени обсуждению с сотрудником его будущего образа.

Следующий шаг развития - осознание себя реального. Помоги сотруднику определить свои зоны развития. Дай ему обратную связь о том, что он мог бы улучшить. Помни о позитиве и доверии. Применяй активное слушание.

Теперь помоги сотруднику составить план своего развития. Поговори, какие книги, тренинги ему помогут. Какие новые задачи он может выполнять, чтобы улучшать свои навыки.

Начинай ставить своему подчинённому задачи так, как будто он уже изменился и достиг своего идеального образа. Но здесь приведу аналогию с залом: нагрузку нужно повышать постепенно. По 1 кг в неделю. Так же и с сотрудником: увеличивай сложность задач, но не перегрузи.

Отпразднуй с ним результат, когда он добьётся своей цели. И вот ещё один ролик, демонстрирующий, как происходят изменения сотрудников:

Шаг 10. Перестань запугивать своих подчинённых

Самое глупое, что я слышал когда-либо от менеджеров, - это фраза про кнут и пряник. Нет кнутов и пряников. Это не работает с людьми. Даже с животными не всегда. На эту тему даже есть классная книга, очень рекомендую прочитать:

Так вот, исследования больных диабетом показали, что запугивания их, чтобы они соблюдали , абсолютно не работали.

Пациент гораздо быстрее выздоравливает тогда, когда врач помогает ему представить себя здоровым, сочувствует, делится положительными эмоциями.

Воспользуйся примером из своего прошлого. Вспомни, когда через «страшную историю» тебя пытались изменить.

А теперь вспомни ситуацию, когда ты был доволен собой и своей жизнью. Когда чем-либо гордился.

А теперь подумай, в каком настроении и состоянии ты был бы готов сделать больше? Где ты был бы более продуктивным?

Поэтому как лидеру тебе стоит применять только инструменты вовлечения и воодушевления сотрудников. Тебе нужно создавать специальную атмосферу, общаясь с подчинёнными.

Поэкспериментируй на своих знакомых. Задай им вопросы из списка ниже и обрати внимание на их состояние. Как ты считаешь, были бы они эффективными сотрудниками в таком состоянии воодушевления?

Шаг 11. Начни менять себя

А теперь примени для себя знания о том, как меняются люди. Вот как полностью выглядит процесс изменений:

Задай себе вопрос:

В отличие от руководителей, у которых всё наоборот:

Поэтому составь для себя небольшой график на 10 недель, занеси туда 10 качеств, которые ты хочешь практиковать эти 10 недель (список немного выше), и практикуй целую неделю одно качество.

»
И помни:

Конечно, многие будут говорить, что это всё у нас не работает, что сотрудники у нас совершенно другие, ленивые и так далее. Но это не более чем нежелание меняться. Не будь одним из них, меняйся!

И последний вдохновляющий ролик:

P. S. Какой ролик понравился больше всего? Напиши в комментариях.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. Эмоциональный интеллект и лидерство

1.1 Эмоциональный интеллект………………………………………………....5

1.2 Лидерство в малых группах……………………………………………….11

ГЛАВА 2. Опытно-эмпирическое исследование взаимосвязи уровня эмоционального интеллекта и лидерства

2.1 Методы, процедура и объект исследования………………………….…..15

2.2 Анализ результатов исследования………………………………………..16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....21

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….23

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

В современном обществе проблема компетентности в понимании и выражении эмоций стоит достаточно остро, поскольку в нем искусственно насаждается культ рационального отношения к жизни, воплощенный в образе некоего эталона – несгибаемого и как бы лишенного эмоций супермена.

Известно, что запрет на эмоции ведет к их вытеснению из сознания; в свою очередь, невозможность психологической переработки эмоций способствует разрастанию их физиологического компонента. В современном цивилизованном обществе постоянно растет число людей, страдающих неврозами. С особой силой и отчетливостью эмоциональные проблемы проявляются у людей с пониженным уровнем самоконтроля. Выйдя из-под контроля сознания, эмоции препятствуют осуществлению намерений, нарушают межличностные отношения, не позволяют надлежащим образом выполнять служебные и семейные обязанности, затрудняют отдых и ухудшают здоровье.

Решению проблемы эмоциональных и психосоматических расстройств могла бы способствовать целенаправленная работа по развитию эмоциональной мудрости, той способности, которая в современных зарубежных и отечественных исследованиях называется эмоциональным интеллектом.

Низкий уровень эмоционального интеллекта способен привести к закреплению комплекса качеств, названного алекситимией. Алекситимия - затруднение в осознании и определении собственных эмоций – повышает риск возникновения психосоматических заболеваний у детей и взрослых. Таким образом, умение разбираться в собственных чувствах и управлять ими является личностным фактором, укрепляющим психологическое и соматическое здоровье человека .

Проблема эмоциональной культуры человека оставалась актуальной на протяжении всей истории человеческого общества. Еще в Библии, в Книге Притчей, мы находим примеры эмоциональной мудрости человечества: «У глупого тотчас же выскажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбления» (12:15); «Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых врачует» (12:18) .

Современные философы вслед за мыслителями древности подчеркивают актуальность проблемы развития эмоциональной компетентности – открытости человека своим эмоциональным переживаниям, связывая ее возможности с гармоничным взаимодействием сердца и разума, аффекта и интеллекта. В отечественной психологии идея единства аффекта и интеллекта нашла свое отражение в трудах, .

Известно, что большинство лидеров обладают развитым эмоциональным интеллектом, ведь именно эмоциональный интеллект позволяет понимать эмоции и мотивы других людей и эффективно управлять ими.

Цель исследования: изучить взаимосвязь между статусным положением детей старшего школьного возраста и уровнем их эмоционального интеллекта.

Объект исследования: эмоциональный интеллект.

Предмет исследования : взаимосвязь статусного положения и уровня эмоционального интеллекта.

Гипотеза исследования: если учащийся старшего школьного возраста имеет высокое статусное положение («лидер»), то уровень его эмоционального интеллекта выше нормы.

Для обоснования цели и подтверждения гипотезы были определены следующие задачи:

1. Осуществить теоретический анализ понятия «эмоциональный интеллект».

2. Теоретически изучить феномен лидерства в малых группах.

3. На основе теоретического анализа подобрать методы эмпирического исследования.

4. Установить взаимосвязь между статусным положением в коллективе и уровнем эмоционального интеллекта учащихся старшего школьного возраста.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: изучение и анализ научной литературы , наблюдение, беседа, групповое тестирование.

ГЛАВА 1. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ЛИДЕРСТВО

1.1. Эмоциональный интеллект

Эмоциона́льный интелле́кт (англ. emotional intelligence, EQ) – понятие, возникшее в психологии в начале 1990-х годов. В данное время имеется несколько концепций того, что такое «эмоциональный интеллект», и единой точки зрения на содержание этого понятия нет. Согласно представлениям авторов оригинальной концепции эмоционального интеллекта Дж. Мейера, П. Сэловея, Д. Карузо, эмоциональный интеллект – это группа ментальных качеств, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих. Существуют также и другие определения эмоционального интеллекта. Однако все существующие трактовки, как правило, включают в себя как рациональное, так и эмоциональное начало (то есть именно те признаки, которые нужны для того, чтобы общаться с людьми) и в конечном счете характеризуют эмоциональный интеллект как способность к пониманию и управлению собственными эмоциями, к пониманию и управлению эмоциями других людей. Выделяются четыре главных составляющих EQ:

Самовосприятие,

Управление собой,

Социальная восприимчивость,

Управление отношениями.

Четыре навыка эмоционального интеллекта можно разбить на две пары: одна образует внутриличностную компетентность, вторая - межличностную (социальную) компетентность. Внутриличностная компетентность формируется за счет навыков самовосприятия и управления собой, которые концентрируются преимущественно на личности, а не на взаимодействиях с другими людьми. Внутриличностная компетентность представляет собой способность сохранять восприимчивость своих эмоций и управлять деталями и общими тенденциями своего поведения. Социальная компетентность состоит из навыков социальной восприимчивости (чуткости, эмпатии) и управления отношениями. Социальная компетентность представляет собой способность понять настроения, поведение и мотивы других людей, с тем, чтобы улучшить качество отношений и связей с ними.

Самовосприятие. Единственный способ по-настоящему понять собственные эмоции состоит в том, чтобы уделить достаточное время их осмыслению, пониманию причин их возникновения и сохранения.

Человек, обладающий высоким самовосприятием, чаще пользуется правильными возможностями, использует свои сильные черты для решения рабочих вопросов и (что, возможно, важнее всего) не позволяет эмоциям останавливать или удерживать себя.

Управление собой. Проявляется в случае, когда человек действует - или, напротив, воздерживается от действий. Некоторые эмоции способны создать у нас ощущение парализующего страха, способное настолько затуманить наше мышление, что мы не можем найти выхода из создавшегося положения (при условии, что нам нужно что-то делать в этой ситуации).

Социальная восприимчивость представляет собой способность точно улавливать эмоции других людей и понимать, что на самом деле с ними происходит. Слушание и наблюдение являются двумя самыми важными элементами социальной восприимчивости. Всегда следует дожидаться хода собеседника и перестать думать заранее о том, что сказать в ответ на очередную его реплику.

Управление отношениями . Чем слабее связи между людьми, тем сложнее им донести свои мысли друг другу. Чтобы люди слушали говорящего, ему нужно практиковаться в управлении отношениями и находить преимущества в каждой связи, даже не самой очевидной .

Что мешает людям понимать друг друга? Разные способы восприятия информации, которые зависят от типа личности, разный жизненный опыт, разные цели. Но два обстоятельства мешают больше всего:

1. Атавизмы. В первобытном обществе незнакомец воспринимался как источник угрозы. И сейчас новый человек, который появляется в нашей личной зоне, подсознательно воспринимается так же. Потом включаются механизмы более позднего развития – мы пытаемся определить его намерения, наблюдаем за словами и действиями. К моменту начала диалога защитная конструкция у нас в голове уже готова. И каждое слово мы оцениваем с точки зрения этой конструкции. Информация искажается. Естественно, понять друг друга не получается.

2. Внутренние проблемы и комплексы мешают правильно воспринимать других людей. Человек, не исцеливший психологические травмы, очень чувствителен к подобным проявлениям. Чем больше психологических проблем, тем выше склонность осуждать других людей. Людей, которым удалось избежать психологических травм, очень мало. Такие травмы становятся причиной возникновения комплексов. Прежде, чем сказать о другом человеке плохо, необходимо определить, что вызывает в нём беспокойство, подумать о своих проблемах. Возможно, в чужих поступках человек видит себя или собственные нереализованные желания. Понимание этого помогает прекратить злость, зависть, негативные эмоции.

Эмоционально интеллектуальные люди могут хорошо владеть собой и эффективно налаживать взаимодействие с окружающими. Психологи и представители других научных дисциплин, а также лидеры многих организаций, признают, что эмоциональный интеллект имеет жизненно важное значение. Некоторые даже считают, что эмоции в большей степени, чем интеллектуальные способности, определяют мышление людей и человеческие взаимоотношения .

Очень важно понимать, что эмоциональный интеллект нельзя противопоставлять собственно интеллекту; это не триумф разума над чувствами, это уникальное пересечение обоих процессов, взаимодействие эмоций и интеллекта. Эмоциональный интеллект не является чем-то кардинально отличным от того, что измеряется посредством IQ. Это также ментальная способность, при помощи которой осуществляется переработка особого типа информации – информации эмоциональной. И, тем не менее, IQ и EQ – два различных фактора жизненных достижений. Замечено, что люди с высоким IQ, но невысоким EQ часто не в полной мере используют свой потенциал и теряют шансы на успех потому, что мыслят и общаются неконструктивно.

Основы EQ формируются еще в раннем детстве, и существует множество факторов, как биологических, так и социальных, которые способствуют развитию (или наоборот – подавлению) эмоционального интеллекта. Одним из важных факторов является уровень EQ родителей. Чем выше уровень эмоционального интеллекта у родителей и семейный доход, тем более высокие показатели эмоционального интеллекта у их детей. Согласно теории Д. Гоулмана, карьерные и материальные успехи являются, как правило, следствием высокого эмоционального интеллекта. Также EQ в немалой степени зависит от свойств темперамента: мыслительная активность экстравертов более направлена на внешний мир, чем на самих себя, а это означает, что они наиболее способны к формированию адекватного эмоционального ответа на действия и чувства других людей .

Кроме того, ученые, занимающиеся исследованием эмоционального интеллекта, полагают, что EQ напрямую связан с функциональной асимметрией мозга, в частности, с доминированием правого полушария. Как известно, правое полушарие отвечает за творчество, воображение, за целостное восприятие (восприятие образов) и интуицию (в противовес функциями и компетенциям левого полушария). Было доказано, что люди с развитым правым полушарием лучше распознают эмоции окружающих по речевой интонации, поскольку правополушарный тип мышления связан с невербальным интеллектом. Таким образом, доминирование у личности правого полушария над левым выступает в качестве определенного залога повышенной эмоциональной восприимчивости, которая характеризует успешность адаптации эмоционального состояния индивидуума к внешним условиям .

Движение к любой цели заставляет человека столкнуться лицом к лицу с множеством страхов и сомнений. Человек с низким эмоциональным интеллектом, вероятно, свернёт в сторону под их напором. Человек с развитым эмоциональным интеллектом встретится лицом к лицу со своими страхами и, возможно, поймёт: не всё так страшно, а значит продолжит медленное движение вперёд. У человека с высоким эмоциональным интеллектом просто не будет внутренних тормозов, он “налету” разберётся со страхами и будет с радостью двигаться к своим целям. Таким образом, навык понимания своих эмоций напрямую связан с эффективностью достижения своих целей.

Человек с высоким эмоциональным интеллектом способен видеть свои недостатки и избавляться от них. Он терпим к окружающим, так как понимает, что не бывает людей совершенных. Чем успешнее человек, тем более он толерантен к другим.

Также не менее важен эмоциональный интеллект при устройстве на работу и прохождении собеседования. Ведь на собеседовании нас оценивают как личность по всем параметрам, а не только учитывая уровень нашего профессионализма. То, как мы ведем себя на собеседовании – умеем ли свободно выражать свои чувства и мысли и адекватно реагировать на вопросы самого различного характера, – показывает, насколько эффективно мы можем взаимодействовать с окружающими и разумно вести себя в критических ситуациях.

В настоящее время многие профессиональные сообщества уже четко осознали необходимость развития эмоционального интеллекта и роль его в повседневной жизни.

Некоторые ученые полагают, что эмоциональную компетентность развивать не только можно, но и необходимо. Ведь речь вовсе не о том, что эмоциональный интеллект есть что-то врожденное или раз и навсегда приобретенное. Это способности, над которыми нужно работать и которые могут быть успешно развиты. Эмоциональный интеллект растет в течение всей жизни, естественным образом увеличиваясь с возрастом и жизненным опытом.

Ежедневно общаясь с людьми, тем самым мы способствуем развитию своего эмоционального интеллекта – учимся понимать собеседника, осознавать свои чувства и управлять эмоциями, такими как гнев, раздражение или уныние. При этом, общаясь, старайтесь обращать внимание на свое настроение и настроение собеседника. Попытайтесь представить себе, о чем он думает, что чувствует… Порой у каждого из нас бывают такие эмоциональные состояния, которые определить бывает непросто. Часто мы сами (или человек, с которым мы общаемся) пребываем в неопределенном состоянии: эмоция возникла, но понять, что происходит с нами или с другими людьми, мы не можем. Что-то неопределенное, какая-то тревога, смятение чувств, неясный отзвук какого-то чувства – все эти эмоции нарушают ясность коммуникации, вносят «эмоциональный шум». Поэтому важно уметь не только замечать в себе чувства, но и знать, как они называются, уметь подбирать подходящие слова для их выражения. Эмоциональное состояние, будучи названным и понятным, становится «ключом» к пониманию самого себя и других людей .

Важно не только уметь распознавать эмоции, но и учиться находить адекватный способ выразить их. Нужно не игнорировать свои чувства и не подавлять их, а уметь выражать в диалоге с партнером и добиваться конгруэнтности (соответствия) вербальных и невербальных средств выражения чувств.

Практика показала, что чем больше человек открыт к диалогу и восприятию, тем успешнее складываются у него отношения с окружающими.

Кроме того, в диалоге мы учимся не только понимать собеседника, но и самих себя, осознавать свои чувства и выявлять их причину. А когда причина эмоций (в том числе и негативных – таких как гнев, раздражение или уныние) становится известна, это помогает лучше управлять своими чувствами. Известно, что наибольшего успеха в жизни добиваются те, кто в состоянии в критический момент взять себя в руки и не поддаться негативным эмоциям. Если человек наделен подобными способностями, то они распространяются на все жизненные ситуации.

Лидеры – это личности с развитым эмоциональным интеллектом. И вот почему:

Во-первых, развитие эмоционального интеллекта позволяет избавиться от многих страхов и сомнений, начать действовать и общаться с людьми для достижения своих целей.

Во-вторых, эмоциональный интеллект позволяет понимать мотивы других людей, “читать их как книгу”. А это значит – находить нужных людей и эффективно взаимодействовать с ними.

Силу лидерства используют по-разному: либо манипулируют людьми, либо предпочитают вместе делать одно большое дело.

Независимо от своих намерений, лидер может достигать результатов силами многих людей, что повышает вероятность его успеха по сравнению с одиночкой.

Вот почему лидеру не обязательно иметь высокий IQ. Его EQ позволяет ему окружать себя умными людьми и использовать их гениальность.

1.2. Лидерство в малых группах

Феномен лидерства привлекает внимание исследователей, прежде всего исключительной практической значимостью проблемы с точки зрения повышения эффективности управления в различных сферах общественной жизни. Существует три основных теоретических подхода в понимании происхождения лидерства.

«Теория черт». Лидером, согласно этой теории, может быть лишь такой человек, который обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт. На смену теории черт пришло новое объяснение, сформулированное в «ситуационной теории лидерства». В данной концептуальной схеме утверждается, что в основном лидерство – продукт ситуации. Как это часто бывает в истории науки, два столь крайних подхода породили третий, более или менее компромиссный вариант решения проблемы. Этот третий вариант был представлен в так называемой системной теории лидерства, согласно которой лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер – как субъект управления этим процессом. При таком подходе лидерство интерпретируется как функция группы, и изучать его следует поэтому с точки зрения целей и задач группы, хотя и структура личности лидеров при этом не должна сбрасываться со счетов .

Лидерство в малой группе – это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов. Лидерство основано на личных качествах лидера и социально-психологических отношениях, складывающихся в группе. Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для её организации при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Таким образом, лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, т. е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми. Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре. Поэтому феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы. Этот процесс может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать. Выяснить действительные возможности лидера – значит выяснить, как воспринимают лидера другие члены группы. Мера влияния лидера на группу также не является величиной постоянной, при определенных обстоятельствах лидерские возможности могут возрастать, а при других, напротив, снижаться .

Основными референтами (признаками) лидерства являются: более высокая активность и инициативность индивида при решении группой совместных задач; большая информированность о решаемой задаче, членах группы и ситуации в целом; более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы; большее соответствие поведения социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе; большая выраженность личных качеств, эталонных для данной группы.

К основным функциям лидера относятся: организация совместной жизнеде­ятельности в различных ее сферах, выработка и поддержание групповых норм, внешнее представительство группы во взаимоотношениях с другими группами, принятие ответственности за результаты групповой деятельности, установление и поддержание благоприятных социально-психологических отношений в группе.

В соответствии с выделением двух основных сфер жизнедеятельности малой группы: деловой, связанной с осуществлением совместной деятельности и решением групповых задач, и эмоциональной, связанной с процессом общения и развития психологических отношений между членами группы, выделяют два основ­ных вида лидерства: лидерство в деловой сфере (иногда его называют «инструментальное лидерство») и лидерство в эмоциональной сфере («экспрессивное лидерство»). Эти два вида лидерства могут быть персонифицированы в одном лице, но чаще они распределяются между разными членами группы. В зависимости от степени выраженности направленности на ту или иную сферу жизнедеятельности группы можно выделить типы лидеров, ори­ентированных на решение групповых задач, лидеров, ориентированных на общение и взаимоотношения в группе, и универсальных лидеров. Внутри каждой из сфер групповой жизнедеятельности могут быть выделены более дифференцированные роли: лидер - организатор, лидер - специалист, лидер - мотиватор, лидер - генератор эмоционального настроя и т. д.

Феномен лидерства определяется взаимодействием ряда переменных, основными из которых являются: психологические характеристики личности самого лидера, социально-психологические характеристики членов малой группы, особенности ситуации, в которой находится группа, и характер решаемых задач.

В настоящее время имеются серьезные возражения представлениям о существовании универсального набора психологических качеств, «делающих» человека лидером. В частности, Р. Стогдилл (1974), проведя комплексный обзор исследований в области лидерства, отмечает, что изучение личностных качеств лидеров дает противоречивые результаты. К числу наиболее часто упоминаемых ис­следователями личных качеств эффективных лидеров относятся: интеллект, стремление к знаниям, доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, надежность, ответственность, независимость, общительность. Однако, как показывают исследования, взаимосвязь между степенью выраженности отдельных качеств и эффективностью лидерства носит неоднозначный характер, в разных ситуациях эффективные лидеры обнаруживают разные качества. В результате анализа Р Стогдилл сделал вывод о том, что не существует такого набора личных качеств, который присутствует у всех эффективных лидеров, и что структура личных качеств лидера должна соотноситься с личными качествами членов группы, характером групповой деятельности и решаемыми задачами.

Представители поведенческого подхода к исследованию лидерства считают, что лидером становится человек, который обладает нужной формой поведения. В рамках этого подхода были выполнены многочисленные исследования стилей лидерства и разработаны их классификации. Наибольшую известность получили классификации стилей лидерства К. Левина, описавшего и исследовавшего автократический , демократический и либеральный стили лидерства, и Р. Лайкерта, выделявшего стиль лидерства, ориентированный на задачу, и стиль лидерства, ориентированный на человека Результаты эмпирических исследований свидетельствуют об отсутствии однозначной связи между характеристиками стиля лидерства и его эффективностью .

Сторонники ситуационного подхода (Ф. Фидлер, Т. Митчел и Р. Хаус, и К. Бланшар) пришли к выводу, что эффективность лидерства определяется соответствием качеств лидера и особенностей его поведения ситуации, в которой находится группа (характеру решаемой задачи, сложившимся условиям, степени благоприятности отношений лидера с членами группы, величине реальной власти, которой обладает лидер в группе). Ф. Фидлер обнаружил интересную закономерность: стиль лидерства, ориентированный на задачу, чаще эффективен в наиболее и наименее благоприятных ситуациях, а стиль, ориентированный на человека, - в умеренно благоприятных условиях.

В рамках функционального подхода лидерство понимается как функция группы, т. е. явление, порождаемое особенностями групповой активности и характеристиками группы в целом.

Таким образом, в настоящее время лидерство предстает как сложное мно­гоплановое явление, определяемое целым рядом факторов. Одним из наиболее важных факторов, по нашему мнению, является уровень эмоционального интеллекта, так как во всех перечисленных выше категориях, так или иначе, присутствуют качества, присущие людям с высоким EQ.

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИДЕРСТВА

2.1 Методы, процедура и объект исследования

Основными методами исследования выступили теоретический анализ литературы и такие методики эмпирического анализа, как социометрия и тест самооценки эмоционального интеллекта (Приложение А).

1. Социометрия - теория измерения межличностных отношений, автором которой является австрийско-американский психолог и социолог Якоб Морено. Также социометрией называют методику изучения внутригрупповых связей и иерархии в малых группах.

Социометрический метод предполагает анализ осмысленных ответов членов группы на ряд по­ставленных вопросов различного типа и характера, на­пример: "С кем бы ты хотел си­деть за одной партой?"; "…готовиться вме­сте к контрольной работе?" и т. д.

Подобные вопросы называются социометрическими критериями, они охваты­вают различные стороны деятельности и общения личностей внутри групп. Такие критерии могут быть связаны с выполнением какой-либо задачи, с учебой, общест­венными нагрузками, отдыхом, совместным времяпрепровождением и т. д.

2. Тест самооценки эмоционального интеллекта.

В настоящее время существует 3 группы методик изучения эмоционального интеллекта:

1). Методики, исследующие отдельные способности, входящие в состав эмоционального интеллекта;

2). Методики, основанные на самоотчете и самооценке испытуемых;

3). Методики - “мульти-оценщики”, то есть тесты, которые должен заполнить не только испытуемый, но и 10-15 знакомых ему людей (так называемых “оценщиков”), проставляющих баллы его эмоциональному интеллекту .

Используемый нами тест относится ко второй группе

Процедура исследования состояла из следующих этапов:

1. Теоретический анализ (изучение литературы по теме лидерства в малых группах и по вопросу уже существующих исследований эмоционального интеллекта)

2. Исследование межличностных взаимоотношений и установление социального статуса каждого ребенка в группе.

3. Изучение уровня эмоционального интеллекта учащихся.

4. Анализ, обработка и интерпретация результатов исследований.

Исследование проводилось на базе МБОУ г. Иркутска СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 2. В эксперименте приняли участие 24 респондента – детей старшего школьного возраста, обучающихся в 11 А классе.

2.2 Анализ результатов исследования

Изучение статусного положения учащихся в классном коллективе осуществлялось с помощью социометрической методики. Статус ребенка определяется числом полученных им выборов:

1 – «лидеры» - 5 и более выборов,

2 – «предпочитаемые» - 3-4 выбора,

3 – «принятые» - 1-2 выбора,

4 – «аутсайдеры» - 0 выборов.

В социометрии нами был использован эмоциональный критерий.

Результаты, полученные в исследовании, приведены в приложении Б (таблица Б.1), а их процентное соотношение показано на рисунке 1 в виде диаграммы.

Рисунок 1. Результаты изучения социометрического статуса учащихся

Полученные в ходе исследования данные позволяют отметить, что данный коллектив включает в себя представителей всех социометрических статусов. Так, лидеров в классе 13 % (3 человека), 37 % (9 человек) являются предпочитаемыми для общения личностями. Почти половина класса, 46 % (11 человек) относится к категории принятых (недостаточно активных в общении). И 4 % (1 человек) является аутсайдером. Коэффициент сплоченности, взаимности и удовлетворенности межличностными отношениями выше среднего, что свидетельствует о сложившемся коллективе, в котором каждый может прийти на помощь друг другу и готов оказать поддержку в трудной ситуации.

Для подтверждения гипотезы нами было проведено изучение уровня эмоционального интеллекта учащихся. Результаты, полученные в ходе исследования, приведены в таблице Б.2 (приложение Б), а их процентное соотношение показано на рисунке 2 в виде диаграммы.

Рисунок 2. Результаты изучения уровня эмоционального интеллекта учащихся.

Таким образом, большинство опрошенных - 63 % (15 человек) имеют средний уровень эмоционального интеллекта. Уровень ниже среднего имеют 4 % (1 человек) респондентов. И 33 % (8 человек) имеют высокий уровень EQ. Анализируя уровень EQ по компонентам в целом по классу, было обнаружено следующее. Такие компоненты, как «Владение собой», «Социальное сознание» и «Управление отношениями» находятся на среднем уровне. А компонент «Самосознание» имеет высокий уровень выраженности, что говорит о преобладании внутриличностной компетенции в структуре эмоционального интеллекта большинства учащихся класса.

В результате сравнения данных, полученных в ходе диагностики, мы выяснили, что все учащиеся, которые имеют статус лидера в классе, обладают также высоким уровнем эмоционального интеллекта.

Следовательно, мы можем сделать вывод: если человек имеет в коллективе статус лидера, то уровень его эмоционального интеллекта выше нормы. Гипотеза подтвердилась. Наличие в классе учащихся, имеющих высокий уровень EQ, но не занимающих высокое статусное положение в группе, не противоречит поставленной гипотезе, так как мы предполагаем, что высокий уровень эмоционального интеллекта – лишь одно из слагаемых, составляющих успешность человека в обществе.

Существует три этапа развития эмоционального интеллекта. Первый - это познание самого себя. Подчинение корпоративным правилам часто стирает различие между собственными чувствами и тем, чего ожидают от человека окружающие. Как результат - верх берет "ложное я", этакая карикатура на некоего "хорошего малого". "Это "ложное я" похоже на мужчину, который, примеряя в магазине новый костюм, спрашивает у жены: «Как ты думаешь, дорогая, мне бы он понравился?»

Следующий шаг в развитии эмоционального интеллекта - это умение управлять своими эмоциями. Лидеры, неправильно управляющие своими эмоциями, создают каскадный эффект, достигающий самых низших уровней организации. Восточная мудрость гласит: "Если в порыве злобы вы ударите по камню, вы повредите свою же ногу". Если такие чувства возникают внезапно, лидеру следует, например, устроить перерыв или спросить мнение окружающих, чтобы выиграть время и взять себя в руки. Но это вовсе не означает тотальной сдержанности и замкнутости. Как замечает директор по проектам в СНГ компании "Голден Телеком" Сергей Лихарев, успешный лидер умеет в разумной степени размахивать руками и произносить эмоциональные речи. Ведь лидер - это тот, кто может вести за собой, даже не имея административных ресурсов", - говорит он и добавляет, что такой человек готов воспринимать проявление эмоций и от своей команды.

Чувствовать команду многим лидерам мешает излишняя сконцентрированность на себе самом. При этом у него со временем вырабатывается способность сверять чувства окружающих с некими общими эмоциями, которые, как у большого организма, есть в каждой группе.

Чтобы развить свой эмоциональный потенциал, необходимо научиться следующему:

Активно слушать. Умение слушать – это намного больше, чем просто молча ждать своей очереди высказаться, периодически кивая головой. Активные слушатели заняты только одним делом – они полностью участвуют в том, что было сказано. Они периодически переспрашивают, чтобы убедиться, что они услышали именно то, что им хотели сказать.

Слушать глазами. Второй навык - восприятие жестов - в общем-то тоже относится к умению слушать. Но еще он помогает доносить собственные мысли. Например, во время обеда наиболее вежливый способ намекнуть собеседнику, что уголки его рта испачканы едой, - взять салфетку и, глядя в глаза собеседнику, вытереть уголки собственного рта. Велика вероятность того, что визави сделает то же самое, но произойдет это бессознательно, и жест не будет воспринят как намек.

Адаптироваться к эмоциям. У каждого эмоционального состояния есть положительная и отрицательная сторона. Взять, к примеру, гнев. Хотя он отдаляет от окружающих, мешает критической самооценке и парализует тело, он, кроме того, служит защитой от самолюбия: создает чувство справедливости и побуждает человека к действиям. Для того чтобы увеличить положительный эффект и сократить отрицательный, лидеры должны стать опытными в вопросе распознавания чувств и научиться бегло и конструктивно их выражать. И будучи лидерами, они должны быть способны помочь своим людям делать то же самое.

Вашему вниманию предлагается несколько конкретных практических советов:

Научитесь осознавать собственные эмоции. Чаще задавайте вопрос: «Действительно ли это то, чего я хочу?»

Управляйте эмоциями. Если вы чувствуете, что назревает конфликт и вы можете сорваться, возьмите тайм-аут, поразмышляйте и отвлекитесь.

Активно слушайте. Необходимо полностью включаться в процесс беседы. Не стоит стесняться лишний раз уточнить, что собеседник имел в виду.

Адаптируйтесь к эмоциям. Ваша задача – научиться «считывать» чужие эмоции .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эмоциональный интеллект в значительной степени влияет на эффективность лидера, играя при этом ключевую роль в его успехе. В самых разнообразных ситуациях лидеры проявляют уверенность в себе, решительность и настойчивость, прибегают к убеждению через эмоции и обращаются к чувствам окружающих, создают образ будущего и мотивируют воплотить мечты в реальность, что требует использования компонентов эмоционального интеллекта.

Высокий уровень самосознания в сочетании со способностью управлять своими эмоциями позволяет лидеру демонстрировать уверенность в себе и вызывать доверие и уважение других людей. Кроме того, умение управлять эмоциями других людей или сдерживать эти эмоции помогает лидеру объективно оценить потребности окружающих, которые могут скрываться за непосредственным проявлением чувств.

Около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% - всем известный IQ – коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей человека.

Полученные в ходе исследования данные позволяют с уверенностью говорить о том, что люди, имеющие высокое статусное положение в группе («лидеры»), обязательно будут обладать высоким уровнем эмоционального интеллекта.

Эмоциональное состояние лидера влияет на обстановку в группе. Эмоции передаются от человека к человеку. Если мы находимся в обществе жизнерадостных и энергичных людей, их эмоции передаются и нам. И напротив, грустный человек способен вселить в нас уныние. Эта эмоциональная заразительность лидера, сохраняющего уравновешенность и внутреннюю мотивацию, служит примером для членов его группы, вдохновляет их и передает им его чувства. Оптимистичный и энергичный лидер способен повысить активность всего коллектива. Чуткость и умение наладить взаимодействие помогают мотивировать, вдохновлять и объединять людей.

Главное, что эмоциональный интеллект позволяет лидеру, - это возможность относиться к каждому как к целостной личности со своими чувствами, мнениями, идеями, потребностями, способностями и мечтами. Именно эмоциональный интеллект помогает лидеру организовать коллектив и поддерживать в нем стабильные отношения.

Эмоционально интеллектуальный лидер создает атмосферу доверия и уважения, наполняет смыслом совместную деятельность коллектива так, что все стремятся не только удовлетворить личные потребности, но и принести максимальную пользу группе.

В настоящее время существует потребность в дальнейшем исследовании феномена эмоционального интеллекта, его структуры, путей его развития, что откроет реальную возможность оптимизации взаимоотношений через более глубокое осознание эмоциональных процессов и состояний, возникающих между людьми в процессе межличностного взаимодействия. Развитие эмоционального интеллекта может рассматриваться как значимый фактор повышения психологической культуры общества в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева социальной компетентности и эмоционального интеллекта у подростков // Женщина. Образование. Демократия: Материалы 5-й Междунар. междисциплинарной научно-практ. конф. 6–7 ноября 2002 г., г. Минск. Минск, 2003. – с.194–196

2. Андреева и структура эмоционального интеллекта // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Междунар. научно-практ. конф. 26–27 ноября 2004 г., г. Смоленск: В 2 ч. Ч. 1. Смоленск: Изд-во СГПУ, 2004. – с.22–26.

3. Андреева интеллект: исследования феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3. с.78-86.

4. Библия. Книги Ветхого Завета. М.: Рос. библейское об-во, 1994. с.648–682.

5. Бояцис Р., Гоулман Д., МакКи Э. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта – М.: «Альпина Бизнес Букс», 2008. – с.33-48

6. Вайсбах Х., Дакс У. Эмоциональный интеллект. М.: Лик Пресс, 1998. – с.24-39

7. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект – М.: АСТ, 2008. – с.115-129.

8. Кетс де Врис М. Мистика лидерства - развитие эмоционального интеллекта – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – с.77-83

9. , Погольша общение. СПб.: Питер, 2001. – с.18-23.

10. Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. М: КСП+, 2003. – с.57-68.

11. Психология эмоций. Тексты / Под ред. , . М.: Изд-во МГУ, 1993. С. 248–250.

12. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979. С. 133–179.

13. Семенова психологической коррекции алекситемии // Телесность человека: Междисциплинарные исслед. М.: Филос. об-во СССР, 1991. С. 89–96.

Большое число исследований подтверждает тот факт, что мы все обладаем множеством интеллектов. Наиболее общепринятым является когнитивный, он же познавательный, он же умственный интеллект (измеряемый тестами на определение коэффициента интеллекта, или IQ). При всей неоднозначности понимания сущности и происхождения умственного интеллекта и сложности его измерения, признается, что интеллект этот находится вне сферы нашего контроля, особенно в первые годы нашей жизни. Он определяется нашей наследственностью или нашим генетическим кодом. Интересен тот факт, что корреляция между уровнем IQ и успехом в жизни (т.е. занятием высоких постов, достатком, общественным признанием, удовлетворением от жизни, высоким профессиональным рейтингом среди коллег и руководства), по существу, равна нулю. Очень умные люди ничуть не счастливее и не благополучнее тех, у кого низкий уровень IQ. (Sternberg, 1996; Spencer & Spencer, 1993; Goleman, 1998). Что касается эмоционального интеллекта, то он способен оказать очень позитивное влияние на жизненный успех и снизить уровень стресса, возникающего от противостояния чему-либо или кому-либо.

Эта взаимосвязь подтверждена многими исследованиями (Goleman, 1995). В исследовании, проводившемся сотрудниками Стенфордского университета, четырехлетние дети были вовлечены в активную деятельность, позволявшую оценить уровень развития их эмоционального интеллекта. (К примеру, им показывался леденец и предлагался следующий выбор: съесть его сразу или подождать минут 15, когда взрослый наставник вернется из другой комнаты, и получить уже не один, а два леденца.) Продолжено исследование было через 14 лет, когда эти же дети стали студентами. Так вот, те студенты, которые в детстве продемонстрировали больший эмоциональный интеллект (т.е. отсрочившие получение вознаграждения в задании с леденцами), вообще реже испытывали стресс, отличались меньшей раздражительностью и меньшей подверженностью стрессу в условиях межличностных трений, чаще достигали поставленных перед собой целей и набрали в ходе вступительных экзаменов в колледж в среднем на 210 баллов больше других (Goleman, 1998). IQ студентов при этом практически не отличались друг от друга, а показатели эмоционального интеллекта существенно различались. Согласно дополнительным исследованиям у этих студентов именно эмоциональный интеллект предопределяет жизненный успех и способность противостоять стрессовым ситуациям.

Американский ученый Д. Гоулман (D. Goleman) использует концепцию эмоциональных способностей, или эмоционального интеллекта (emotional intelligence) (ЭИ), для определения группы навыков, близких по смыслу таким понятиям, как "коммуникативная компетентность" и "социальная компетентность". Эмоциональный интеллект (выражаемый через EQ – коэффициент эмоционального развития), согласно Гоулману, представлен способностями к самоосознанию, саморегуляции или самоконтролю, умением стимулировать других, способностью сопереживать чужим эмоциональным и поведенческим проявлениям (эмпатией) и навыками общения, или коммуникативными навыками. В отличие от когнитивного интеллекта, или коэффициента интеллекта (IQ), который в течение жизни данного индивида не претерпевает особых изменений, эмоциональные способности могут развиваться и совершенствоваться. На деле, как показали результаты ряда исследований, успех организационной деятельности во многом зависит именно от этих эмоциональных способностей менеджеров .

Сорокалетние исследования, проводившиеся в Калифорнийском университете (Беркли), показали, что успех в той или в иной сфере деятельности, включая фундаментальную науку, зависит прежде всего от EQ, причем степень его влияния на успех вчетверо превышала влияние уровня IQ. Всемирные же исследования показали, что при найме новых сотрудников компании в 67% случаев считали самым желательным их качеством именно наличие высоких EQ. При исследовании двух групп сотрудников консалтинговой компании, которые имели высокие и средние EQ, оказалось, что 41% представителей первой группы за два года сумели добиться существенного продвижения по службе, в то время как для второй группы этот же показатель составил всего 10%. Помимо прочего, сотрудники с высоким EQ принесли своей компании в два раза большую прибыль, чем сотрудники с низким EQ. Вывод совершенно ясен.

Не без сожаления можно считать установленным фактом, что происходивший в течение последних 50 лет известный рост IQ сопровождался ослаблением эмоциональных способностей или навыков. В общем, сегодняшний человек хуже руководит как самим собой, так и другими. Если средний показатель IQ подскочил на целых 25 пунктов, то EQ подростков и людей среднего возраста заметно снизился. Если период "технологического созревания" сократился во много раз (время между появлением новой технологии и ее распространением или пересмотром сегодня составляет уже не годы, а всего лишь недели), то время "человеческого созревания" осталось практически тем же. На развитие поведенческих навыков и умений сегодня уходит столько же времени, сколько и всегда. И поныне не появилось никаких методик или средств, которые позволили бы сократить этот период, – развитие эмоциональных способностей и навыков общения происходит все так же медленно. Развитие методов управления чрезвычайно отстает от технологического прогресса, что ставит менеджеров в крайне непростое положение. Выход из этого положения – в создании такой системы управления людьми в организациях, которая бы способствовала постоянному их развитию, прежде всего, в части эмоционального интеллекта.

Возникает естественный вопрос: если этот вид интеллекта столь важен, то как его развить? Многие навыки напрямую связаны с эмоциональным интеллектом. При развитии таких лидерских навыков, как самооценка, решение проблем, поддерживающие коммуникации, самомотивация и стимулирование других, управление конфликтами и воодушевление других, возрастает и уровень собственной эмоциональной компетентности. Этот момент крайне важен, поскольку проводившиеся в общенациональных масштабах исследования работников показали, что работники, оценивающие своих руководителей как способных оказать поддержку и компетентных в межличностных отношениях, нс так быстро изматываются на работе, меньше подвержены действию стрессов, реже болеют по причинам, связанным со стрессами, работают более продуктивно и более лояльны по отношению к организации, чем работники, находящиеся под началом безразличных к их проблемам и некомпетентных в области межличностных отношений менеджеров (Nothwestern National Life, 1992). Эмоционально интеллектуальные лидеры способствуют не только собственному успеху, но и успеху деятельности своих подчиненных.

Мы предлагаем достаточно простой рецепт: одним из самых эффективных средств устранения стрессов, возникающих от противостояния, является развитие эмоционального интеллекта. Благодаря этому развитию число конфликтов сокращается, люди, с которыми мы общаемся, становятся более склонными к сотрудничеству, у нас устанавливаются более эффективные и удовлетворительные межличностные отношения со всеми, с кем мы работаем. Итак, уровень эмоционального интеллекта и успешность в роли лидера непосредственно связаны друг с другом; кроме того, развитие ЭИ позволит избавиться и от ряда стрессоров противостояния.

  • См.: Бэттен Д. А ., Камерон К. С. Развитие навыков менеджмента. С. 30-31.

Эмоциональная компетентность важна для людей любого возраста и рода занятий. Она позволяет лучше ориентироваться в жизненных ситуациях, определять родные ценности, добиваться поставленных целей. имеет прямую связь с уровнем личной эффективности. Такой навык не даётся с рождением, он является результатом усердной работы над собой и своими привычками.

  • Содержание:

Понятие эмоциональный интеллект

Само понятие появилось в конце 20 века благодаря Дж. Мейеру и П. Сэловею, определявшими его как осознание и управление собственными эмоциями , а также эмоциями других людей. Это один из ментальных навыков, находящийся в ряду прочих личностных качеств человека.

В широком понимании — это умение обрабатывать поступающую информацию, которая содержится в эмоциях, и предпринимать действия на основе полученной информации. Он является составной частью общего понятия социальный интеллект .

Основные составляющие

Управление собой и другими можно представить в виде пирамиды, в фундаменте которой лежит осознание себя, а на вершине — владение общей ситуацией, умение повернуть её в нужное русло. Поступательное движение к вершине и есть личностный рост человека.

Самосознание

Самосознание необходимо для анализа собственных эмоций. Нужно учиться выявлять взаимосвязь между проявлением своих настроений и последствиями, каким образом то или иное поведение влияет на окружающих. Понимание себя это первый шаг к пониманию окружающих и база для управления собой.

Эмоции могут быть положительными и отрицательными. Наше внутреннее состояние напрямую влияет на восприятие окружающего мира, формируя соответствующий образ мыслей. Сообразно мыслям мы начинаем действовать. Поддерживая высокий эмоциональный фон, можно легко и быстро решать вопросы, заряжая окружающих позитивной энергией. С негативными ощущениями также надо уметь работать, прорабатывать их и отпускать, иначе запущенные отрицательные мысли могут стать причиной болезней.

Самомотивация

Начать движение по целям помогает особый настрой. Верно установленные ценности не требуют дополнительной мотивации, вас несёт в потоке событий в нужном направлении. При возникновении трудностей необходим самоконтроль, умение отказать себе в сиюминутных удовольствиях ради большой цели. Формула «Плохо сейчас, хорошо потом» не позволит отступить от намеченного плана. Если цели родные, в большей степени нужна самодисциплина, нежели мотивация. Таким образом развивается воля к действию .

Распознавание эмоций окружающих

Кто умеет контролировать себя и имеет желание действовать, получает доступ к следующей ступени — возможности улавливать социальные сигналы, несущие в себе информацию о настроении и переживаниях окружающих людей. Зная свои слабости и способы их преодоления, человек тонко чувствует настроения окружающих. Один из показателей общего уровня интеллекта — умение распознать эмоциональное состояние собеседника. В этом случае можно выбрать модель поведения и взять ситуацию в свои руки.

  • распознавание эмоций окружающих + воля к действию = управление ситуацией

Управление отношениями

Через работу над собой зарождаются лидерские качества. На вершине эмоциональной осознанности приходит понимание законов человеческих отношений. Уверенный в себе, спокойный, проницательный, волевой — всё это характеристики сильного лидера. Каждый руководитель обязан продолжать саморазвитие в области эмоционального интеллекта, применяя новые знания на практике. Иначе он рискует попасть под влияние более сильной личности и утратить нити управления. Переворот может произойти как внутри руководимой им группы, так и путём поглощения со стороны.

Темп жизни постоянно ускоряется, возрастает частота и интенсивность нагрузок на нервную систему. Тревожность, тоска, беспомощность, стрессовые реакции - все эти негативные симптомы являются результатом низкого уровня эмоциональной культуры . Увеличивается число людей, у которых проявляется непринятие собственной личности, непонимание и отвержение окружающих.

Если вас что-то не устраивает в других, проще изменить собственное отношение к ситуации, чем пытаться всех переделать. Вместо предъявления требований к окружающим, следует для начала повысить требования к себе. Хороший руководитель это эмоционально компетентный человек. Эффективное управление коллективом возможно тогда, когда вы в ладу с самим собой.

  • путь к управлению другими лежит через умение управлять собой

Можно самостоятельно развивать эмоциональный интеллект или записаться на специальные тренинги. Это должны быть в основном практические занятия в той последовательности, о которой мы написали выше. То есть начать движение от понимания себя и развития своей воли. Принимайте участие в командных играх, станьте судьёй в игровом виде спорта, организуйте мероприятие, найдите возможность выступить перед аудиторией. это мощный инструмент управления вниманием и настроением окружающих.

Тренировка эмоционального интеллекта важна в той же степени, как и физическая подготовка. Людям свойственно ослаблять усилия, погружаясь в зону комфорта. В запущенных стадиях это приводит к потере уверенности в себе и снижению качества жизни. Покидать зону комфорта надо для выхода на новый уровень или возвращения прежней формы. Как и в спорте, набирать ход надо размеренно, постепенно повышая нагрузку. Фокус должен быть направлен на приобретение трёх групп навыков.

  • ЭИ = ЭН + КН + ПН

I. Эмоциональные навыки направлены внутрь своей личности:

  • определение настроений;
  • выражение эмоций;
  • определение интенсивности эмоций;
  • владение своими и управление чужими состояниями;
  • понимание того, когда действия основаны на эмоциональных импульсах;
  • умение контролировать импульсы;
  • умение направить эмоции для достижения определенных целей, воздержавшись от сиюминутных удовольствий.

II. Когнитивные навыки дают представление о себе в окружающем мире:

  • осознание настоящего момента, мысли о прошлом и будущем уместны только тогда, когда в этом есть польза;
  • умение ставить цели, предвидение последствий и поиск альтернативных путей;
  • усвоение поведенческих норм;
  • уважение чужого мнения и отличных точек зрения;
  • направление мыслей на решение проблем, исключая пустые переживания;
  • установление своей роли в обществе;
  • позитивная настроенность к себе, жизни и окружающим.

III. Поведенческие навыки направлены на совершение действий во внешнем мире:

  • умение вести себя сдержанно в любой ситуации;
  • совершенствование речевых навыков;
  • внутренний самоконтроль тела во избежание неосознанных движений;
  • придерживание здорового образа жизни.

Считается, что в деловой сфере нельзя полагаться на эмоции и они не должны влиять на результат. Однако в действительности эмоциональное взаимодействие в бизнесе очень важно, поскольку позволяет выработать эффективные решения и обеспечить их выполнение.

Надо правильно разграничивать понятия эмоциональный интеллект и эмоциональность . Последняя обнаруживает себя в нестандартном проявлении настроений, имеющем яркий и эксцентричный характер. Высокая интенсивность эмоций становится препятствием для принятия взвешенных решений, ими невозможно управлять, поэтому они идут во вред общему делу. Эмоции умеренной интенсивности содержат большой объём полезной информации.

Перемены настроения присущи всем без исключения людям, и часто определяют их поведение. Нобелевскую премию по экономике в 2002 году получил Даниэль Канеман. Он доказал, что эмоциональные факторы влияют на принятие важных экономических решений.

Связь лидерства и эмоционального интеллекта

В каждой общности есть человек, который стремится занять лидирующую позицию. Успеха достигает тот, кто имеет развитый эмоциональный интеллект . Это не всегда самый начитанный представитель коллектива, но тот, кто на деле не боится взять в свои руки ответственность за себя и остальных. Именно совокупность практических навыков и воля к действию определяют успех.

  • сильный лидер — эмоционально зрелая личность

Высокий уровень эмоционального интеллекта избавляет от пустых страхов и сомнений, делает понятными чужие мотивы, позволяет наладить эффективное взаимодействие с окружающими. Умение окружить себя профессионалами намного целесообразнее, чем делать всё самостоятельно. Сильный лидер умеет ставить чёткие цели, обладает высокой степенью самоактуализации, уверен в себе, умеет признавать свои промахи и ошибки. Иными словами, он способен проявлять эмоциональную зрелость.

Примеры успеха в развитии эмоциональной компетентности

Об эмоциональном интеллекте говорят уже давно, но не во всех странах ему уделяют одинаковое внимание. На Западе его преподают в школах и институтах, как основу успеха в трудоустройстве и личной жизни. Программы MBA делают упор на управление эмоциями и лидерство .

Зарубежный пример

Компания American Express с выводом на рынок нового продукта «Страхование жизни» столкнулась с огромным сопротивлением. Негативное отношение наблюдалось и у клиентов, и сотрудников, ведь данная услуга наводила на мысли о смерти. Агрессивный стиль продаж не сработал, нужно было срочно предпринимать эффективные меры. Тогда в American Express всех сотрудников отправили на обучение по развитию эмоционального интеллекта . В результате продажи резко увеличились.

Отечественный пример

В России концепция не так популярна, но в последнее время к ней стали относиться с повышенным интересом. Всё больше и больше компаний целенаправленно способствуют развитию эмоционального интеллекта своих сотрудников. Хорошим примером являются компании «СИБУР», «Сбербанк». Этот навык имеет хороший отклик в производственной сфере, где результат внедрений виден практически сразу.

Многие люди обладают талантами, умом и сообразительностью, но это не делает их состоятельными. Они часто находятся в одном шаге (знании) от полноценного преуспевания. Возможно, для вас это недостаточный уровень эмоционального интеллекта?

Экология жизни: Он же у меня все время списывал, я ему курсовые делал, а теперь я лишь рядовой сотрудник банка, которым он руководит...

«Он же у меня все время списывал, я ему курсовые делал, а теперь я лишь рядовой сотрудник банка, которым он руководит. Как же так?»

Подтверждений этому много. Например, будущий миллиардер Пол Орфала в начальных классах не мог даже выучить алфавит и был отчислен из четырех школ. Его табель пестрил двойками и единицами. Школу юноша окончил кое-как – восьмым с конца в списке успеваемости (из книги «Копируй это») .

Известного всем Стива Джобса несколько раз временно исключали из школы за плохое поведение и невыполнение домашних заданий - он наотрез отказывался делать то, что считал напрасной тратой времени. Сам Стив говорил по этому поводу: «Мне было очень скучно в школе, и я стал настоящим сорвиголовой» (из книги «iKoна. Стив Джобс» Джеффри С. Янга, Уильяма Л. Саймона).

Эмоциональное лидерство

Так почему же многие из тех, кто был отличниками в школе, добиваются «по жизни» меньших успехов, чем те, кто числились в проблемных или даже безнадежных учениках?

Известный психолог Марина Мелия считает, что причина в эмоциональном интеллекте . У успешных людей такой интеллект высокоразвит. Получается, что для достижения успеха он важнее, чем IQ. Ученые Гарвардского университета даже утверждают, что значимость IQ в данной случае составляет всего-то 20%. И если руководитель обладает высочайшим IQ, но его EQ минимальный, вряд ли он сможет реализовать свой потенциал.

Понятие «эмоциональный интеллект» многозначное и сложное. Марина Мелия в своей книге «Бизнес – это психология» пишет, что он складывается из массы разных качеств, часто трудно определяемых, которые проявляются:

  • в высоком уровне понимания себя,
  • в способности слышать и понимать других людей, предвидеть их поведение,
  • контролировать свои и чужие эмоции,
  • в умении принимать правильные решения,
  • способности влиять, формировать и мотивировать команду на достижение цели и т.д.

Одно из важных проявлений эмоционального интеллекта - умение адекватно оценивать собственные возможности и ограничения, максимально эффективно использовать свои сильные качества и стараться нивелировать слабые стороны.

Впервые об этом явлении заговорили на Западе после выхода книги Дэниела Гоулмана «Эмоциональное лидерство».

Гоулман выявил четыре составляющие эмоционального интеллекта . Высокие результаты в этих категориях гарантируют лидерам достижение максимально комфортных и гармоничных отношений с окружающими, уважение и доверие своих сотрудников, а значит - неизменный успех в управлении и руководстве.

1. Самовосприятие

Это способность прислушиваться к своим внутренним чувствам, осознавать свои сильные и слабые стороны, пределы своих возможностей. Люди с развитым самосознанием относятся к себе с юмором, с готовностью обучаются навыкам, которыми плохо владеют, и приветствуют конструктивную критику и отзывы о своей работе. Точное знание своих способностей позволяет им полноценно использовать свои стороны, придает уверенности в себе.

2. Управление собой

Объективное представление о своих сильных и слабых сторонах, способность прислушиваться к своим эмоциям позволяют повысить уровень самоконтроля. Люди, обладающие этим навыком, находят способы контролировать свои негативные эмоции, сохранять спокойствие и рассудительность даже во время кризисов и сильных стрессов. Они гибко приспосабливаются к сложностям, в трудных обстоятельствах всегда видят благоприятную возможность, а не угрозу.

3. Социальная восприимчивость

Понимание своих эмоций и контроль над ними помогают развить навык сочувствия и сопереживания окружающим людям. Социальная восприимчивость позволяет понимать невысказанные чувства других людей. Благодаря такой эмпатии легко находить общий язык с людьми из разных социальных слоев и даже разных культур.

4. Управление отношениями

Это умение использовать свою способность воспринимать эмоции (как собственные, так и чужие), чтобы эффективно выстраивать отношения. Это способность оказывать влияние на людей: от умения выбрать верный тон при обращении к конкретному слушателю до способности привлечь на свою сторону заинтересованных лиц и добиться массовой поддержки своей инициативы. Люди, обладающие этим навыком, неизменно убедительны и обаятельны.

Марина Мелия добавляет еще и 5-ю составляющую эмоционального интеллекта:

5. Умение принимать решения

В том, как люди принимают решения, эмоциональный интеллект проявляется наиболее ярко.

Мелина Мелия обозначает пять ключевых слов, которые отличают людей эффективных, то есть умеющих принимать решения, от неэффективных.

Эти слова – осознание, реальность, критерий, ответственность и безальтернативность .

Эффективный человек способен четко осознать, что он находится в ситуации выбора и что если перед ним стоит проблема, то ее необходимо решать.

Эффективный человек способен увидеть максимально объективную картину, «посмотреть правде в глаза».

Эффективный человек всегда осознает, на основании чего (на основании каких критериев) он принимает решение в конкретной ситуации.

Эффективный человек никогда не перекладывает ответственность на чужие плечи.

И наконец, эффективный человек не возвращается на полпути к другим вариантам. Приняв решение, он твердо действует в выбранном направлении.

И еще один важный момент. Если IQ с возрастом снижается, то эмоциональный интеллект продолжает совершенствоваться на протяжении всей жизни . И руководитель, который работает над развитием своего эмоционального интеллекта, добивается высочайших результатов. опубликовано . Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта .

По материалам книг Дэниела Гоулмана "Эмоциональное лидерство" и Марины Мелия "Бизнес - это психология"

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: