Как не заглушить творческое мышление у детей. Какие занятия развивают у малышей креативность мышления и творческие способности? Как развивать в себе креативное мышление

– это что-то наподобие рисуночков, стишков, песенок, фантазий. Словом, что-то несерьёзное.

Есть – хорошо, нет – ничего страшного. Скорее всего, рассуждающие так взрослые с творческим мышлением не сталкивались.

Когда надо обратить внимание на состояние творческого мышления ребёнка? В этих двух случаях обязательно.

  1. Если вы замечаете, что ваш ребёнок скучает, ждёт от вас развлечений, не может придумать игр с имеющимися игрушками. Он не рассматривает окружающий мир как источник разнообразной деятельности. Находить в нём для себя пищу для размышлений он никогда не будет сам.
  2. Если у вашего ребёнка проблемы в школе с чтением, математикой, и вообще он соображает медленно и как-то вяло.

Сейчас много говорят о развитии креативного мышления . Родители вроде и согласны с этим. Но что конкретно надо делать? Нет никакой чёткой методики, а только размытые рекомендации: почаще играть или побольше читать. Опять во что конкретно играть и что читать.

В школе тоже времени на занятия по творческому мышлению нет. А рядом мультимедиа, и товарищи обсуждают, не выпадать же. Этого тоже не убрать из жизни ребёнка.

Творческое мышление у детей

Будем говорить про детей, но всё это касается родителей, потому что будет ли творческое мышление или нет, отвечают взрослые.

Важно, как сам родитель будет общаться с ребёнком, какие слова будет ему говорить, какое поведение поощрять или запрещать. Именно поэтому далеко не каждый ребёнок сильно меняется при обучении за книжкой.

Дети подражают. Это их основной способ обучения. У ребёнка сильно развиты зеркальные нейроны. Именно благодаря им он научается всему хорошему и не очень. Какие бы хорошие книги и методики у вас не были, они действуют в обучающей среде. А она – это родители.

Итак, если вам кажется, что ребёнок не творческий, не активный, всё можно поправить. Стратегии этих изменений следующие.

Пути развития творческого мышления

Стратегия 1. Открытые задачи

Показывайте ребёнку открытые задачи в жизни и учите их решать. Все задачи в жизни двух типов: закрытые и открытые.

Закрытая задача имеет чёткое условие. В нём есть всё для решения задачи. Ничего лишнего. Закрытая задача предполагает один способ решения и один правильный ответ. Такие задачи в школе. По существу это и не задачи, а тренажёры для отработки действий и формул. В жизни таких задач нет или они очень редки.

Пример. На столе 5 яблок. Мама взяла на пирог 3 яблока. Сколько яблок осталось?

В жизни мы сталкиваемся с обилием других задач: творческих и открытых. Условие этих задач размыто, способ решения неизвестен, а ответов много и все они правильные.

Пример. Мама хочет приготовить пирог. Сколько яблок ей надо?

Однако, отдавая предпочтение открытым задачам можно попасть в другую ловушку: поменяем в учебниках закрытые задачи на открытые. Но это тоже неправильно. Нужны и те, и другие.

Педагог К. Несютина предлагает свою формулу нахождения открытых задач.

  1. Находите противоречия между желаниями и действительностью.
  2. Исследуйте мир вокруг.

Противоречия

Пример. Хочется, чтобы пирог был сладким, но в доме нет сахара. Отсюда вытекает открытая задача: как испечь сладкий пирог без сахара?

Противоречия между «хочу» и «имею» в жизни малыша возникают постоянно. Но тренироваться надо на тех, которые вызывают наименьший эмоциональный отклик (не расстраивают его).

Второй источник исследовательских задач - книги. Например, три друга решили отправиться в путешествие по миру в фургоне. Все любили мороженное и решили взять его побольше, чтобы надолго хватило. Но холодильник в фургоне работает пока он стоит. Когда едет, выключается. Вот открытая задача: как сохранить мороженное в такой ситуации.

Сперва такие задачи будут находиться плохо. Но по мере появления опыта дело упростится.

Исследуя мир вокруг, создавайте область «неясных знаний»

Ответить на вопрос ребёнка можно по-разному.

  1. Есть взрослые, любящие сказки, которые считают, что надо фантазировать с ребёнком всегда и везде. Это выглядит примерно так.

Ребёнок спрашивает: почему идёт дождь. Родитель начинает придумывать: на облаке сидит гномик и из волшебного кувшинчика поливает землю водой.

  1. Другие родители считают, что надо давать энциклопедические знания, точные. Они расскажут о круговороте воды в природе. И непременно хотят, чтобы ребёнок всё это понял.

У обоих подходов есть изъяны.

Первое. Они дают однозначный ответ.

1. Сказка. Дети верят всему, что говорят родители. Но приходит момент, когда они начинают просить правду: ты опять мне врёшь.

Опять ты врёшь!

2. Энциклопедии. Казалось бы, подход помогает вырастить очень умного человека. Но когда ребёнок всё знает, создаётся закрытая модель сознания. Малыш усваивает: в жизни всё ясно и изучено и надо просто повторять за взрослыми дядями и тётями. Растёт человек, способный решать только закрытые задачи. Любая неточность ставит его в тупик.

Рассказать побольше полезненького, нужного – это и есть один из главных способов вытаптывания ростков оригинального мышления и думания детей.

Как же быть?

Есть несколько подходов помогающих воспитать творческого ребёнка.

1. Ваши ответы на вопросы не должны быть однозначными.

Вы всегда должны немного сомневаться. Озвучивать несколько версий. Например, про дождь. Учёные говорят, что в туче скапливается вода и проливается на землю дождём. А сказочники говорят, что там гном с волшебной лейкой. А древние люди думали, что есть бог дождя, который посылает его на землю. В этом случае ребёнок может продолжить думать и рассуждать, искать ответ, включая собственные наблюдения.

2. Ответы на вопрос не должны быть полными и исчерпывающими. Всегда должна оставаться капелька чего-то неизвестного.

Критерий: если в результате вашего разъяснения у ребёнка возникли вопросы, замечательно; если нет – вы много сказали. Уже точно надо остановиться и дать время возникнуть вопросам. А не бежать впереди паровоза, рассказывая то, что не актуально для ребёнка и мешает его возможности подумать. Неполный ответ рождает область неясных знаний: ребёнок что-то слышал, но не до понимания. Область неясных знаний рождает вопросы. Отсюда идёт познавательная активность.

Творчество должно являться неотъемлемой частью жизни для каждого человека. Оно помогает развивать фантазию и нетривиальное мышление. Благодаря нестандартному мышлению человек может получить хорошо оплачиваемую работу, открыть свой бизнес и жить интересно. Как развивать креативное мышление, читайте ниже.

Определение

Человек, который ищет работу, не раз видел в объявлении фразу о том, что требуются люди с креативным мышлением. Как же оно должно проявляться? Человек должен быстро уметь генерировать идеи по улучшению или модернизации какого-либо предмета или объекта. Что это - креативное мышление, как развить творческое начало? Если вы не можете фантазировать и у вас есть проблемы с пониманием того, как работают современные технологии, вам нужно быстро убрать пробел в своем образовании. Креативное мышление делает человека полноценным, ведь благодаря нестандартному подходу к стандартным вещам человек может быстро улучшить свою жизнь. Как это сделать?

Расширяйте кругозор

Если вы задумываетесь о том, как развивать креативное мышление, то начните с чтения. Что нужно читать и зачем? Эрудированный человек понимает суть многих вопросов лучше своего неначитанного коллеги. Проблема людей, которые не могут фантазировать, заключается в том, что они не понимают, как это делать. Читая фантастику, можно мысленно улететь в другой мир, который населен роботами, приведениями или же троллями. Подобные рассказы помогают понять, что человеческое воображение безгранично.

Читать нужно не только фантастику. Желательно ежемесячно обращаться к классике. Прочитывая книги признанных гениев, можно понять психологию людей, их ценности и проблемы. Подобные знания можно получить из жизни, но они будут даваться только наблюдательным персонам и то в небольших количествах.

Не пренебрегайте журналами. Читайте специализированную литературу, просматривайте ролики в интернете, изучайте новейшие исследования. Человек, который обладает большим запасом знаний, может фантазировать легко и быстро.

Основательно разбирайтесь в проблеме

Вам нужно время от времени выдавать интересные идеи по определенной теме? В этом случае вам следует полностью погрузиться в область или в проблему. Как развивать креативное мышление, имеющее направление? Изучайте проблему. Читайте специализированную литературу, просматривайте фильмы заданной тематики и разговаривайте со специалистами. Такой подход вам кажется не креативным? Возможно, но чтобы что-то придумать, нужно изначально обладать каким-то набором знаний. Человек не сможет усовершенствовать мотор в машине, если не будет знать, как работает стандартный мотор. Поэтому не жалейте времени на подробное изучение материала. Возможно, кто-то до вас уже пытался решить вопрос, но это было давно и у персоны не было хорошего технического оснащения, которое сегодня есть у вас. Не пренебрегайте чужими идеями. Копировать их не нужно, но вот синтезировать и перерабатывать можно.

Бредогенератор

Простые детские игры очень часто направлены на развитие креативности. Если у вас проблемы с фантазией, то можете заняться бредогенератором. В подобную игру можно играть как с ребенком, так и с ровесниками. В чем заключается развлечение? Ведущий задает тему, например, шкаф, и задает время, например, 5 минут. Игрок в течение пяти минут должен рассказывать о шкафе. Можно говорить про физические свойства вещи, про внешний вид, про то, как и куда лучше поставить шкаф. Главное - не лить воду и не уходить от заданной темы. Шкаф на протяжении пяти минут должен оставаться центральной темой. В подобную игру можно играть даже в одиночестве. Засекайте время и концентрируйтесь на выбранном предмете или объекте. Со временем вам станет легко говорить на заданную тему 5 минут, поэтому постепенно увеличивайте время. Сначала пусть это будет 7 минут, а затем 10.

Строительство дома

Как развить креативность? Полезные приемы и советы будут очень простые. Играйте с друзьями в игры. «Строительство дома» может стать любимым застольным развлечением. Подобные игры развивают фантазию и заставляют человека взглянуть на привычные вещи под непривычным углом. В начале игры каждый из участников должен назвать какой-то предмет или объект. Это может быть что-то съедобное, например, картошка, или что-то живое, например, ежи. Когда у вас наберется 5-7 наименований, можете приступать к игре. Первый участник выбирает из всех перечисленных объектов тот, который подойдет для фундамента. Например, это может быть картошка. Игрок должен аргументировать свою позицию. Картошка будет фундаментом по той причине, что она прорастает и укрепляет землю, тем самым не давая ей возможности просесть. Выстраивать стены можно из виноградной лозы, которая поможет защитить помещение от ветра и дождя. Дом нужно построить полностью. Можете даже детализировать строение, придумав ему дверь и наличники на окна.

Контакт

Эта простая игра поможет вам лучше понимать своих друзей и искать нестандартные трактовки для обычных вещей. Не нужно долго думать над тем, как развивать креативное мышление, играйте на каждой встрече с друзьями в «контакт», и уровень креативности поднимется почти без усилий. Правила игры просты. Ведущий придумывает слова и говорит игрокам первую букву. Слово нужно выбрать посложнее, чтобы участники сразу не догадались, о чем именно идет речь. Например, можно загадать интенцию. Ведущий говорит участникам букву «И». Игроки должны придумать свое слово на «И» и попытаться объяснить его так, чтобы кто-то из участников догадался, о чем идет речь, а ведущий остался в неведении. Игрок, который понял объяснения, говорит «контакт», и участники начинают считать до 10. Если ведущий за это время не догадался, о чем идет речь, то на счет 10 игроки одновременно озвучивают слово. Если слово совпало, значит, ведущий озвучивает вторую букву своего термина. Теперь игрокам нужно придумать слово на две первые буквы и опять его объяснить завуалировано. Игра заканчивается, когда слово ведущего отгадано.

Делайте привычные действия непривычным способом

У вас часто бывают пробелы в памяти? Например, вы выходите из дома, садитесь в машину и пытаетесь вспомнить, выключили вы утюг или нет? Приходится возвращаться и убеждаться, что вилка бытового прибора не в розетке. Подобные неприятности случаются с теми персонами, которые привыкли жить на автомате. Если человек не задумывается над своим действием, значит, он выполнял его уже много раз, и теперь подсознание, а не сознание отвечает за рутинную деятельность. Один из методов развития креативного мышления заключается в том, что человек должен начать делать привычные действия непривычными способами. Например, закрывайте дверь левой, а не правой рукой. Непривычное действие отразится в вашей памяти и вам не придется возвращаться и проверять, закрыта ли дверь. Если вам нужно дойти до работы, выйдите из дома на 20 минут пораньше и попробуйте дойти до дома непривычным маршрутом. Например, обойдите лишний квартал. Так ваше мышление активизируется.

Новая жизнь старым вещам

Чем вы занимаете свой разум, когда завтракаете? Думаете о бытовых проблемах, решаете кроссворды или же смотрите телевизор? Все эти занятия относительно бесполезны. Как развить креативность? Тренировка творчества или нетривиального мышления начинается с того, что человек начинает думать шире, чем он обычно это делает. Например, за завтраком вы можете придумать, как можно пользоваться вилкой. Стандартный способ применения столового прибора учитывать не нужно. Подумайте, ведь вилка может стать холодным оружием, ей можно проткнуть упаковку или же отрезать кусок масла. Вилку можно использовать как заколку, украшение или подставку. Рисуйте образы как можно ярче. Вы должны увидеть перед глазами вилку, которая выполняет ту или иную нестандартную для нее роль.

Мозговой штурм

Хотите развить креативное мышление? Как упражнения помогут улучшить воображение? Человек, который хочет стать более креативным, должен научиться расслаблять свой мозг и отпускать внутреннего цензора. У каждого человека время от времени появляются гениальные идеи. У кого-то есть смелость воплотить их в реальность, а кому-то ее не хватает. В чем же разница между людьми? Первый тип людей разрешает себе побыть ребенком, а второй нет. Как же научиться мыслить оригинально и не бояться проявления своей фантазии? В этом поможет мозговой штурм. Упражнение простое. Вам понадобится лист и 5 минут времени. Сядьте в удобное кресло и засеките 5 минут. За этот временной промежуток вам нужно выплеснуть на лист все идеи по проекту, который зашел в ступор. Позвольте себе писать все, что придет в голову. Не оценивайте идеи. Пишите даже то, что кажется совершенно абсурдным. Выбирать вы будете потом. Первым делом вам нужно выписать все, а затем структурировать и отобрать рабочие варианты от всевозможного мусора.

Выходите из зоны комфорта

Чем чаще вы будете оказываться в непривычных ситуациях, тем лучше будет работать креативное мышление. Упражнения, которые помогут развить креативность, могут выглядеть очень нестандартно. Например, вы можете начать бороться со своими страхами и фобиями или же просто делать страшные и опасные вещи. Например, прыгнете с парашютом. Как это действие может развить креативность? Человек редко попадает в ситуации, в которых не знает, что делать. Спорт помогает вырабатывать организму адреналин, который заставляет мозг работать лучше. Персона, занимающаяся горными лыжами, скалолазанием, парашютным спортом, серфингом и другими сложными видами спорта, нарабатывает себе реакцию и учится перебарывать страх и быстро принимать сложные решения. Подобная практика нужна всем творческим людям.

Читайте книги с конца

Как развить креативность и творческое мышление? Чтение помогает человеку развиваться. А вот обратное чтение помогает взглянуть на мир под другим углом. Начните читать книги с конца. Вы последовательно будете узнавать финал, кульминацию, развязку и предысторию. Узнав, чем закончится произведение, вы можете гадать, с чего же все начиналось. Такая практика помогает лучше понять мысль автора. Ведь порой концовка книги кажется не очень логичной. А вот когда вы ее будете читать вначале, у вас не будет разочарования. Ведь начало книги всегда захватывающее. Больше не нужно задаваться вопросом, как развить креативное мышление у взрослых. Собирайтесь с друзьями на вечернее чаепитие, берите небольшой детектив и читайте его с конца. Будет интересно посмотреть, кто как мыслит относительно того, как все должно было начаться в такой запутанной истории.

Каляки-маляки

Выше был приведен список упражнений, развивающих креативное мышление. Если вы хотите натренировать свой мозг, чтобы он думал нетривиально, то вам нужно ежедневно делать хотя бы одно упражнение. Вы можете заниматься в одиночестве или же подключать к тренировкам родных и близких. Вышеприведенные способы не все подходят для того, чтобы развивать креативное мышление у детей. Какие же существуют актуальные способы для малышей? Рисование и дорисовка - одно из лучших упражнений. Как его проводить? Возьмите обычную кафельную плитку и нанесите на нее гуашь. Краску следует накладывать равномерно на все края керамики, но не смешивать цвета друг с другом. Дайте ребенку плитку, пусть он сделает отпечаток на листе. Когда краска подсохнет, попросите малыша создать из хаотичных пятен какую-то фигуру. Ребенок должен именно дорисовывать то, что он увидел, а не рисовать фломастером или ручкой цельное изображение. Взрослые тоже могут присоединиться к творческому процессу. Даже если вы не умеете рисовать, попробовать вам никто не мешает. Результат деятельности не нужно показывать окружающим, рисуйте для себя.

Чтобы развить у себя творческие способности, вам необходимо полностью посвятить себя этому процессу. Если вы занимаетесь определенным видом деятельности и хотите улучшить подход к работе, досконально изучите ее, станьте экспертом в своей области. Хороший багаж знаний является одним из необходимых условий творчества, он улучшает мышление и помогает быстрее находить инновационные решения стоящих задач.
Развить творческое мышление невозможно, если не уделять этому время. Составьте график и ежедневно и целенаправленно занимайтесь собственным развитием.

Принимайте на себя риски

Творческий подход к делу часто сопряжен с тем, что взрослому человеку приходится идти на определенный риск, т.к. предлагаемые им решения в таком случае нестандартны. Принимаемые решения при этом не всегда приводят к успеху, однако здесь важен сам процесс их поиска, т.к. он закрепляет вновь приобретенные навыки и помогает не бояться решать сложные задачи. Сохраняйте уверенность в себе и в своих силах. Постоянно ищите мотивацию для развития своего творческого потенциала.

Избавьтесь от негатива

Хорошее настроение и положительный настрой улучшают способность к творческому мышлению. Никогда не занимайтесь самокритикой по поводу своей деятельности, гоните от себя все негативные мысли. Все это может негативно повлиять на ваши творческие способности.

Мозговой штурм

Мозговой штурм – это распространенная техника решения сложных задач, он основан на активном вырабатывании различных методов решения проблем. Эта техника очень хорошо развивает творческое мышление. Определите проблему и начните записывать способы ее решения. Ваша задача состоит в том, чтобы записать максимальное количество идей за короткий промежуток времени. После этого сосредоточьтесь на записанных решениях и совершенствуйте их до тех пор, пока не найдете наилучшее из них.
Не останавливайтесь на быстрых и простых ответах. Всегда ищите альтернативные пути решения задач.

Записывайте свои идеи

Хороший способ развития творческого мышления – записывать свой творческий процесс. Заведите дневник и записывайте в него все идеи, которые приходят вам в голову, они могут относиться к самым разным темам. Дневник поможет вам не зацикливаться на одних и тех же решениях и стимулирует вас на поиск новых. Кроме того, при решении конкретной задачи вы всегда можете обратиться к своему дневнику и почерпнуть из него собственные идеи.

Ищите вдохновение

Развить творческое мышление на пустом месте невозможно. Постоянно ищите источники вдохновения. Читайте книги, слушайте разнообразную музыку, смотрите фильмы, чаще участвуйте в оживленных дискуссиях. Все это является источником новых идей, а также мотиватором к самостоятельной творческой деятельности.

Как вырастить ребенка креативным?

Под креативностью психологи понимают способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения проблем. Креативность является полной противоположностью шаблонному мышлению. Она уводит в сторону от банальных идей, привычного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения.

Исследователи интеллекта давно пришли к выводу о слабой связи творческих способностей человека со способностями к обучению и интеллектуальными способностями. В творческой активности важную роль играют особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи и т. п.

Творческие способности могут проявляться в различных видах деятельности. На волнующий многих родителей вопрос, можно ли их развить, можно ли обучить креативности, психологи отвечают: да. Это связано с тем, что дошкольный возраст является очень восприимчивым, пластичным, здесь появляется такая психическая функция, как воображение. Другими словами, возраст от трех до семи лет наиболее благоприятен для развития креативности.

Креативность делает процесс мышления увлекательным и помогает находить новые решения старых проблем.

Способов развития креативности множество, и в первую очередь у родителей. В пользу того, что именно мама и папа могут лучше всего организовать процесс творческого развития ребенка, говорят следующие факты:

Ребенок высоко ценит общение с родителями, которые являются для него авторитетами;
- родители хорошо знают своего ребенка и потому подбирают те возможности развития, которые понравятся малышу и будут ему интересны;
- творческая деятельность - один из самых продуктивных вариантов времяпрепровождения взрослого и ребенка;
- внимание мамы или папы целиком посвящено ребенку, тогда как воспитатель старается распределить его равномерно между всеми детьми в группе;
- эмоциональный контакт со значимым взрослым доставляет малышу особые впечатления радости совместного творчества;
- у ребенка формируется представление о родителе как о человеке, с которым интересно быть вместе;
- мама и папа выбирают, как правило, разные средства для развития ребенка, а потому творческий опыт малыша, который он получает в семье, умножается вдвое.

Прежде чем мы покажем, какими способами можно развивать креативность, приведем небольшую историю, герой которой обладает явно выраженной способностью к творчеству.

Во время Первой мировой войны некому мистеру Хэрригану жена прислала отчаянное письмо. "Похоже, во всей Ирландии не осталось ни одного трудоспособного мужчины, - писала она, - и мне приходится самой вскапывать сад". В ответ Хэрриган написал: "Не вскапывай сад. Там зарыто оружие". Письмо было вскрыто цензурой, в дом жены нагрянули солдаты и перекопали весь сад до последнего дюйма. "Не знаю, что и думать, дорогой, - написала миссис Хэрриган мужу, - пришли солдаты и перерыли весь наш сад". - "Теперь посади картошку", - ответил Хэрриган.

Мистер Хэрриган избрал неожиданный, нестандартный ход, просчитав предварительно последствия своих действий. И, как видим, не прогадал. В то же время собственно в действиях нет ничего необычного: он просто написал жене письмо.

При развитии творческих способностей ребенка материалом служат, как и в приведенном примере, самые разные - и в большинстве случаев обычные - окружающие вещи. Очень важна способность находить разные пути поиска решения, рассмотреть явление или предмет с разных сторон и т. д. Приведем несколько возможных занятий с ребенком.

Задачи и упражнения для развития творческого мышления

Предлагаемые в этом разделе занятия направлены на развитие у детей общих приемов творческого мышления, не привязанных к конкретному учебному предмету. В то же время они могут быть использованы и для активизации творческого мышления применительно к различным содержательным областям, традиционно изучаемым в дошкольных учреждениях.

Упражнение

Цель: развитие творческих способностей с помощью активизации фантазии.

1. Расскажите детям следующую историю.

Однажды маленький мальчик шел из школы домой. Ступая по тротуару, он очень внимательно смотрел себе под ноги, чтобы быть уверенным, что не наступает ни на одну букашку. Это был очень добрый мальчик. Он не хотел никому причинять вреда. Неожиданно он остановился. Прямо у его ног лежала, сверкая в лучах солнца, абсолютно новая монета.

"Ух ты!" - воскликнул мальчик и поднял монету. "Сегодня, должно быть, счастливый день", - подумал он. А монета была действительно очень красивой: на одной ее стороне было изображено дерево, а на другой - диковинная птица. На самом деле это была волшебная монета, но мальчик, конечно же, об этом не знал. Как только он опустил монету себе в карман, он почувствовал что-то весьма странное. Ему показалось, что он становится все меньше и меньше, и это чувство не покидало его, пока он не сделался совсем крошечным человечком.

2. Спросите ребенка: "Если бы ты был(а) этим маленьким мальчиком, о чем бы сразу подумал (а)?"

3. Продолжите таким образом: "Ты предложил(а) очень интересные догадки, сейчас я расскажу о том, что же подумал наш мальчик на самом деле. Мальчик начал думать прежде всего о том, как же он теперь будет добираться домой. Но так как в этой истории ничего не говорится о том, что предпринял этот мальчик, ты можешь рассказать об этом сам(а). Итак, каким образом он может добраться до своего дома? Не забудь, что мальчик очень маленького роста".

4. Задайте вопрос относительно последствий, с которыми может столкнуться наш герой, вообще человек, имеющий такой рост. Постарайтесь заинтересовать ребенка и получить от него максимальное количество ответов. Советуем вам воспользоваться следующими вопросами (хотя можно придумать и свои собственные).

Что произойдет, когда мальчик попадет домой? Что подумают его родители? Что подумают его братья и сестры, а также его собака и кошка?
- что изменится, когда он будет есть?
- какую разницу он почувствует в ночное время и когда проснется утром?

Принимайте все ответы, несмотря на то что некоторые из них могут показаться нелепыми.

5. Продолжите рассуждение: "Ты высказал(а) достаточно много интересных предположений. А теперь подумай, как будут обстоять дела мальчика в детском саду?"

Предоставьте ребенку две попытки для высказывания. Имейте в виду, что для того, чтобы соответствовать критерию, ребенок должен назвать минимум два предположения.

6. Неожиданный поворот событий. Напомните ребенку о содержании рассказанной вами истории. Затем скажите: "Итак, после того как мальчик стал маленьким, прошли целые дни и ночи. И он решил опять стать таким, каким был раньше".

Прервитесь на минутку и попросите ребенка высказать предположения относительно того, как мальчик сможет этого добиться. Постарайтесь стимулировать его на высказывание самых разнообразных соображений. Продолжите так: "Мальчик решил положить волшебную монету обратно на тротуар в надежде снова вырасти и стать прежним. Он положил монету вверх той стороной, на которой было изображено дерево. В тот момент, когда монета коснулась земли, мальчик почувствовал, что становится все больше и больше. Но волшебная монета не знала, какого роста должен быть нормальный мальчик, а потому он рос, пока его рост не стал больше высоты потолка в этой комнате".

Попросите детей перечислить проблемы, с которыми может столкнуться человек, имеющий такой рост. Постарайтесь сделать так, чтобы ответов было как можно больше.

7. Заключение. "Ясно, что мальчику не хотелось быть великаном, точно так же как не хотелось быть совсем крошечным. Он очень хотел быть обычным мальчиком его возраста".

Снова прервитесь на некоторое время и предложите ребенку высказать свои соображения по поводу того, как мальчик сможет это сделать.

"В нашей истории мальчик решил снова вернуться на то место, где он нашел волшебную монету. На этот раз он положил ее на землю той стороной вверх, на которой была изображена птица. Как только он это сделал, он почувствовал, что быстро уменьшается в размерах. Вдруг настал момент, когда он перестал уменьшаться. Он оглянулся вокруг и заметил, что снова стал обычного роста".

В заключение попросите ребенка высказать свое предположение о том, чем, по его мнению, закончилась эта история.

Таким образом, разбив небольшую историю на несколько сюжетных этапов, можно стимулировать ребенка к поиску самых разных путей развития ситуации. Если вы занимаетесь с несколькими детьми, выслушивать нужно каждого, даже если оригинальность и логичность одного ребенка, допустим старшего, очевидна. В такого рода творческих играх могут принимать участие и взрослые члены семьи: например, если ведущим выступает мама, папа и ребенок могут посоревноваться в необычности предлагаемых решений.

Старайтесь из любого, даже на первый взгляд ординарного факта создать интересную логическую цепочку. Варите на кухне суп? Спросите ребенка, а что будет, если сломается плита? Если не убавить огонь? Не посолить? Старайтесь, чтобы ответ ребенка был лишь основанием для следующего вопроса в логической цепочке.

Логическую цепочку можно нарисовать. Нередко дети задают вопрос "Что мне еще нарисовать?" Обратитесь к первому рисунку, придумайте сюжет и его продолжение. Ребенку интересно самому создавать истории, которые к тому же можно не раз посмотреть, показать другим.

Стимулируя ребенка к поиску нестандартных решений, родители создают своего рода задел для развития творческих способностей в самых разных областях.

В качестве примера способов развития творческого мышления приводим небольшую схему-вопросник (табл. 1).

Таблица 1. Активизация творческого мышления в различных видах деятельности.

Деятельность

Примерные вопросы и задания

Познавательная

1) общие сведения

2) сведения о людях, предметах и явлениях

3) математика и логика

1) Расскажи о всех возможных вариантах использования воды. Постарайся назвать максимальное количество предметов, работающих на электричестве.

2) Назови всех людей, которые помогают нам совершать путешествия, предохраняют нас от заболеваний, обеспечивают всем необходимым для жизни, строят для нас дома и т. д.

3) Подумай, что общего у следующих (показать ребенку, каких именно) предметов (форма, цвет, размер и т. д.). Назови предметы, которые существуют парами. Сколько, по-твоему, мячей вместится в корзину? Дай столько фигурок, сколько лап у кошки и т. д.
Что будет, если исчезнут все зонтики? А если перестанет идти дождь?
Составь историю про мячик, зайчика и солнце.
Как можно использовать пустые коробки, бумажные пакеты, кусочки цветных мелков, стружки от карандашей и т. п. ?

Речевая Опиши, как выглядит попавший на Землю инопланетянин, во что одет, какой у него корабль и т.д.
Расскажи историю о том, что бы ты увидел(а), если бы прокатился(лась) по радуге: что видно сверху, какие ощущения - радостно или страшно, кого хотел(а) бы с собой взять и т. д.
Превратись в маму (папу и т. д.). Как ты будешь теперь разговаривать? Попроси меня о чем-нибудь, будто ты воспитатель.
Представь, что ты телеведущий(ая) программы о животных. Что ты можешь рассказать зрителям?
Творческая 1) музыка

2) художественное творчество

1) Попытайся извлечь самые разные звуки из имеющегося музыкального инструмента.
Как ты думаешь, о чем может рассказать эта мелодия? Какая она - грустная или веселая? Хочется танцевать или прыгать, двигаться на цыпочках или просто полежать?
Прохлопай ритм мелодии. Подумай, каким из известных героев (книг, мультфильмов) подошла бы эта музыка. Почему?

2) Построй дом для воображаемого существа из имеющегося материала (щепки, тряпочки, картон, пластилин и т. п.).
Нарисуй птичку акварелью, гуашью, восковыми мелками. Слепи ее из глины и раскрась. Попробуй сделать такую же из пластилина. А теперь аппликацию из картона и цветной бумаги.
Вот фигура. Дорисуй ее так, чтобы она на что-то походила.
Вот несколько одинаковых шариков из пластилина, нитки, спички, пуговки, сухие веточки. Что можно сделать, чтобы ни один шарик не походил на другой?

Коммуникативная Предложите ребенку сделать небольшую покупку, оплатить проезд в транспорте, ответить на вопрос соседки.
Смоделируйте ситуацию, к примеру, вы - пациент, ребенок - врач. Разыграйте ее.
Разрешите вашему ребенку познакомиться с незнакомыми детьми (в зоопарке, театре, кафе и т. д.)

Расшифруем несколько разделов.

Математика. Развитие математических навыков представляет собой умение анализировать, синтезировать, классифицировать, обобщать и оценивать. С детьми можно проводить следующие упражнения.

1. Помогите ребенку проследить применение математических понятий на практике. Например, попросите его подсчитать, сколько осталось дней до какого-либо интересного и значимого для него события, к примеру до поездки за город. Вы можете спросить, хватает ли салфеток для всех сидящих за столом. Процесс приготовления пищи также дает возможность практичного применения математических знаний (отмеривание исходных продуктов при помощи чашек, чайных ложек и т. п.).

2. Организуйте дома импровизированный магазин. Предоставьте ребенку решать, что продавать, какие устанавливать цены, как регистрировать закупки и т. д.

Анализ

3. Предложите детям несколько задач (головоломок) на классификацию геометрических фигур по цветам и размерам. Попросите нарисовать (или указать) фигуру треугольника, которая должна идти при следующей последовательности: треугольник - круг - квадрат - треугольник - круг - квадрат - треугольник - ...

4. Попросите детей выстроить жестяные банки по высоте. Затем заполните эти банки различным материалом и попросите детей поставить их в порядке возрастания веса.

Синтез

5. Предложите ребенку изобрести новую геометрическую фигуру и дать ей название.

6. Скажите ребенку, что как будто какой-то грабитель похитил все имеющиеся в городе часы. Каким образом можно следить за ходом времени, пока в городе не будут установлены новые часы?

Оценка

7. Чем лучше отмерить компоненты, входящие в шоколадный кекс: муку, воду, соль, сахар, ванилин, какао - измерительными ложками или чашками?

Речь. Искусство владения языком включает умение слушать и общаться (в устной форме), а в более старшем возрасте - читать. Развитие речевых навыков можно стимулировать отгадыванием загадок, чтением стихов, народных легенд и сказок, рассказов и т. д. Следующее упражнение дает представление о некоторых методах развития навыков в этой области.

Практическое применение знаний

1. Придумайте предложения, в которых опущено последнее слово. Предложите ребенку закончить фразу словом, подходящим по смыслу. Например: "Я хочу носить...", или "Мой любимый цвет...", или "Петя бросил...". Более сложной разновидностью этого упражнения будет задача подобрать подходящие слова в середине или в начале фразы. Например: "...ехал на велосипеде" или "Даша... ее маленького брата".

2. Поставьте перед детьми задачу назвать рифмующиеся слова, например, со словом "машина". Затем попросите их придумать стихотворение, содержащее эти слова.

Анализ

3. Предложите ребенку составить связный рассказ по картинкам. Затем поменяйте картинки местами. Поставьте перед ребенком задачу расположить их в первоначальном порядке.

Синтез

4. Предложите ребенку представить себе, что он самый лучший повар на свете и должен выступить в телевизионной передаче, чтобы продемонстрировать способы приготовления самых изысканных блюд. Правилами этой игры предусмотрено, что дети могут пользоваться любым необходимым им подсобным материалом.

5. Выдайте ребенку четыре не связанных между собой по смыслу картинки. Попросите его сгруппировать их так, чтобы получился рассказ.

6. Предложите детям придумать окончания историям, прослушанным по магнитофону.

Оценка

7. Покажите ребенку репродукции наиболее известных произведений живописи и графики. Попросите высказать и обосновать свое отношение к той или иной картине, назвать произведение, которое им понравилось больше всего. Если представлены работы разных художников, попросите детей назвать художника, произведения которого понравились больше других, а затем обосновать свой выбор.

Наука. Способности к научной деятельности включают в себя умение наблюдать, классифицировать, экспериментировать и выдвигать гипотезы. Что касается дошкольного образования, то наиболее распространенными темами, изучаемыми на этом уровне, являются органы чувств, воздух, вода, времена года, погода, простейшие законы природы, насекомые, растения и животные.

Практическое применение знаний

1. Расскажите ребенку о каком-либо животном, например о змее. Попросите дать ответы на следующие вопросы: чем бы ты кормил(а) змею? Какое бы выстроил(а) для нее жилище? Где бы стал(а) искать змей?

2. Покажите ребенку, как изготавливаются простейшие весы. Для этого возьмите длинную плоскую пластину, например деревянную линейку или деталь конструктора, и положите ее на точку опоры. Объясните, как можно уравновесить два предмета. Затем предложите самостоятельно провести эксперимент, помещая разное количество грузов на оба конца доски.

Анализ

3. Дайте ребенку пипетку, две банки подкрашенной воды, лист вощеной бумаги и увеличительное стекло. Предложите поближе ознакомиться с этими предметами, затем попросите объяснить, что произойдет с водой при попадании ее на вощеную бумагу? Что произойдет с двумя каплями воды разного цвета при соприкосновении друг с другом? Что произойдет с водой, если она попадет на руку?

4. Помогите ребенку отыскать муравейник и исследовать его с помощью увеличительного стекла. Рассыпьте хлебные крошки вблизи муравейника и попросите ребенка высказать предположение о том, как будут вести себя муравьи. Увидев, что муравьи проложили путь к крошкам, спросите, что они будут делать, если на их пути поместить камень или смыть часть пути водой.

5. Дайте ребенку несколько дождевых червей, воду, землю, темную и светлую бумагу, увеличительное стекло и фонарик. Попросите его взять на себя обязанность заниматься червями в течение нескольких дней, за время которых необходимо приобрести навык обращения с ними. Убедившись в том, что дошкольник имел достаточные возможности для наблюдения за поведением червей, можно задать ему следующие вопросы: что делают черви на свету? Как они реагируют на воду? Как можно определить, где находится хвост, а где голова червя? Дайте ребенку возможность высказывать все свои соображения по результатам наблюдения за червями.

Б Попросите вашего ребенка вырастить семена люцерны, погружая их в жидкость с вечера и накрывая мокрым полотенцем. Дайте ребенку задание фиксировать процесс прорастания семян (например, нарисовать). Попросите его описать все изменения, происходящие в процессе роста растения. Вместо семян люцерны можно использовать семена других растений и злаков.

Синтез

7. Попросите ребенка представить себе, что коровы потеряли голос и не могут мычать. Спросите, каким образом в этом случае коровы будут общаться друг с другом.

8. Поставьте перед дошкольником задачу получить краски новых цветов путем смешивания. В виде исходных материалов могут быть использованы не только масляные краски, но и подкрашенная вода, пластилин и пр.

9. Предложите изобрести новое фантастическое существо, нечто среднее между насекомым, млекопитающим и рыбой. Попросите описать это новое творение: чем оно питается, где живет, как передвигается и т. д. Затем попросите изобразить его на бумаге.

Оценка

10. Попросите ребенка назвать свое любимое блюдо и рассказать, почему он любит это блюдо больше других. Темой для рассказа могут быть любимые животные, рыбы, насекомые, растения и т. д.

11. Предложите ребенку представить себе, что он при помощи волшебства может превратиться в машину или животное. Спросите его, какой вариант он бы предпочел и почему.

Работая в рамках данных упражнений, вы сможете определить, как постепенно изменяется уровень развития творческого (креативного) мышления у вашего ребенка.

Коммуникативная сфера. В заключение мы приведем несколько рекомендаций относительно того, как развивать творческие способности ребенка в сфере общения.

1. Предложите ребенку попробовать свои силы в разных ролях: стюардессы (стюарда) и официанта, парикмахера и воспитателя, продавца и покупателя и т. д. Как он справляется с провокационными ситуациями? Какой находит выход при общении с нестандартными пассажирами (покупателями и т. д.)?

2. Предложите первому отвечать на телефонные звонки. Поблагодарите, если он хорошо справляется с обязанностями диспетчера.

3. Попросите самостоятельно объяснить продавцу, какую игрушку (или продукт) нужно достать с полки магазина.

4. Перед днем рождения предложите позвонить бабушке и дедушке, друзьям и т. д. и пригласить их на праздник.

5. Пусть ребенок рассказывает по понедельникам воспитателю, как прошли выходные. Делиться интересными событиями можно каждое утро.

Если ребенок не испытывает трудностей в общении, ему, как правило, не сложно адаптироваться к школьной жизни, к процессу учебной деятельности. И чем выше уровень его творческих способностей, тем больший интерес будет вызывать каждая возможность общения.

Итак, возможностей для развития творческих способностей у родителей немало. Ребенок будет играть в любую игру, предложенную взрослыми, если она ему по силам, соответствует его уровню знаний и навыков и дает возможность достичь большего.


Хотите, чтобы интернет обращал внимание на то, что вы делаете? Тогда старайтесь подходить к задачам творчески. Неважно, о чем именно идет речь, оригинальным и необычным может быть абсолютно все - и , и пост в блоге, и заметка в соцсетях.

Правда, иногда попытка сделать что-нибудь необыкновенное оборачивается настоящим провалом. В голове пусто, как ни старайся: ни одной стоящей мысли, ни малейшей зацепки, вот буквально ничегошеньки. Полный ноль. Дырка от бублика.

Если честно, у нас тоже такое бывает. Вот поэтому мы решили узнать, можно ли «разбудить» мозги и заставить их работать? Оказывается, можно! Мы, по крайне мере, нашли целых семь способов.


Устали? Поработайте!

В состоянии усталости сложно заниматься аналитической работой, но оно идеально подходит для решения творческих задач. Когда наш мозг переутомлен, ему трудно фильтровать информацию и концентрироваться на какой-то одной задаче. Обрывки мыслей скачут в голове и наталкивают вас на неожиданные решения. Вы находите ответы на вопросы и понимаете, что делать дальше. Отсюда вывод: в первой половине рабочего дня нужно заниматься тем, что требует высокой концентрации внимания, а творческие задачи лучше откладывать на вечер - тогда справиться с ними будет гораздо легче.


Займитесь спортом

Да, мы прекрасно понимаем, что никто не хочет делать зарядку по утрам. Тем не менее физические нагрузки и способность к творчеству связаны между собой очень тесно. В 2005 году психологи проводили эксперимент на выявление творческого потенциала. Участников эксперимента делили на две группы и давали им тесты. Единственное различие заключалось в том, что первая группа выполняла тесты после зарядки, а вторая - нет. Угадайте, чьи результаты были лучше?

Посидите в шумном месте

Нас всех испортили библиотеки. Мы привыкли считать, что работать можно только в абсолютной тишине. С одной стороны, это действительно так: тишина помогает сконцентрироваться. С другой стороны, есть исследования, которые доказывают , что легкий фоновый шум - никакая не помеха. Когда вы сидите на веранде кафе или в другом общественном месте, шум стимулирует абстрактное мышление, жизненно необходимое для решения творческих задач, и повышает вашу креативность.


Выключите яркий свет

Оказывается, в темноте мы все гораздо более творческие люди, чем на свету. Разумеется, речь идет не о том, чтобы работать впотьмах, а лишь о том, чтобы слегка приглушить свет. В полумраке вы чувствуете себя раскованно, не «застреваете» на очевидных вещах, лучше понимаете суть задачи и находите неожиданное, порой смелое решение. Звучит, может, как фантастика, но есть серьезные исследования , которым можно доверять.

Устройте небольшой беспорядок

Как вы уже поняли, для наших задач годится все, что помогает «раскочегарить» мозг. Сюда же относится и легкий - рабочий – беспорядок. В непринужденной обстановке творить гораздо легче, чем в идеально прибранной комнате, где все разложено по полочкам. Не зря писатель Эжен Савицкая однажды сказал: «Милый бардак лучше безжизненного порядка». Главное - не увлекайтесь, а то в итоге не найдете даже собственную клавиатуру.


Придумайте ограничения

Этот совет может показаться не самым логичным, но ограничения полезны для творчества. Мы привыкли думать, что чем больше свободы, тем смелее наши идеи, но не всегда это так. Когда нас сдерживают определенные факторы, мозг активизируется, пытаясь решить задачу наилучшим образом, перестает лениться, ищет и находит выход. Попробуйте сознательно ограничить себя: поставьте четкие сроки, остановитесь на единственной цели, выберите определенную тему или сократите бюджет. Креативность возрастет в разы, вот увидите.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: