Направления материальной культуры. Названия предметов и объектов духовной и материальной культуры человечества, а также названия растений и явлений природы. По результатам воспитания

Теоретические методы педагогического исследования

В педагогическом исследовании применяются следующие теоретические методы: абстракция и конкретизация, анализ и синтез, сравнение, индукция и дедукция, моделирование.

Абстракция – метод исследования, сущность котторого состоит в том, что исследователь мысленно выделяет в исследуемом объекте только определенные свойства, признаки, характеристики и как бы «забывает», отвлекается от других свойств, признаков и характеристик. Невозможно представить себе такие явления, как обучение, воспитание, развитие, метод и т.д., не прибегая к абстрагированию.

Какие знания приобретаются в результате абстрагирования? Это могут быть обобщения, переходящие в понятия, а так же чувственно-наглядные образы (чертежи, схемы, графики и т.д.).

С абстракцией тесно связан метод конкретизации . Известно, что нет абстрактной истины – истина всегда конкретна. Результатом применения метода конкретизации являются наглядные педагогические примеры, частные случаи с их полным анализом и описанием.

Анализ – метод исследования, при котором целое педагогическое явление мысленно расчленяется на составные части, но при этом выделенная «часть» осознается именно как часть целого. Цель анализа и состоит в познании частей как элементов сложного целого. С помощью анализа можно выделить строение исследуемого объекта, его структуру (например, структуру урока, структуру проблемной задачи). Результатом анализа становится также классификации, типологии и т.д.

От анализа неотделим синтез. Если при анализе мы разделяем целое на части, то синтез есть процесс объединения в одно целое частей, свойств, отношений, выделенных посредством анализа. Синтез позволяет рассмотреть педагогическое явление в единстве и связи всех его частей. Результатом синтеза становятся обобщения, выводы из фактов.



Моделирование - еще один метод теоретического исследования. Под моделированием понимается «воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения». Этот второй объект называется моделью. Далее изучаемый объект исследуют по аналогии с его моделью.

Можно выделить несколько видов моделирования:

1) предметное моделирование (например, проектируя школьное здание, прибегают к созданию модели этого задания);

2) знаковое, или информационное, моделирование (схемы, чертежи, формулы, алгоритмы, план исследования, структура рукописи);

3) мысленное моделирование (например, модель личности выпускника средней общеобразовательной школы, модель личности учителя).

Моделирование – достаточно редкий метод педагогического исследования. И все-таки к нему необходимо прибегать и в дипломной работе. Так, на этапе подготовки исследования необходимо мысленно представить его ход (модель исследования) от постановки цели до получения и интерпретации результатов. Оформляя рукопись курсовой или дипломной работы, необходимо разработать ее четкий план, структуру, мысленную модель текста научного сочинения.

Методы психодиагностики. Необходимость применения в педагогическом исследовании психологических методов очевидна. Конечной целью любого педагогического исследования является совершенствование личности. Поэтому эффективность полученных результатов определяется по тем качественным изменениям, которые происходят в личности обучаемого человека, а это возможно сделать используя методы и методики психологии. Как отмечают многие исследователи, критерии и средства, используемые в психодиагностике, должны соответствовать следующим основным требованиям:

1. Быть объективными, то есть давать возможность определить исследуемый признак однозначно;

2. Валидными, то есть должны измерять то, на что они направлены.

3. Обосновывать достоверность результатов, то есть при повторном исследовании должны дать те же результаты.

4. При использовании критериев и средств в исследовательской работе должна быть точная инструкция об их применении для экспериментаторов и испытуемых.

5. Результаты, полученные на основе используемых критериев и средств, должны быть сравнимы и легко применимы при статистической обработке.

ЛЕКЦИЯ 9. Педагогический эксперимент

1. Виды педагогических экспериментов.

2. Логике проведения эксперимента

3. Этапы экспериментальной работы

ЛИТЕРАТУРА:

Опираясь на опыт передовых школ и учителей и научные данные, исследователь намечает возможные пути преобразования, дальнейшего усовершенствования существующей школьной практики и организует их проверку на опыте одной или нескольких школ. Наиболее удачно эта работа проходит в том случае, когда исследователь работает не в одиночку, а с группой передовых учителей, которых он вдохновляет на дальнейшее усовершенствование их опыта.

Наиболее характерной чертой рассматриваемой формы научно-исследовательской работы является активное вмешательство исследователя в практическую работу школы, ее творческое преобразование, конструирование нового передового опыта. Учителя по совету исследователя внесли изменения в педагогический процесс, применили новые методы, приемы обучения и воспитания, а в результате улучшилось качество знаний, дети приобрели более совершенные навыки, в их развитии произошли заметные положительные сдвиги. Но обычно в таком пробном испытании замыслов исследователя проверяется не один прием, а целый комплекс педагогических воздействий. Поэтому в результате такой опытной работы удается выяснить лишь суммарное действие этого комплекса приемов, но остается неясным действие каждого отдельного приема.

При исследовании сложных педагогических явлений нельзя ограничиваться выявлением суммарного эффекта комплекса педагогических воздействий, а необходима изолированная проверка эффективности каждого отдельного приема, фактора, условия; иначе говоря, необходима постановка более узких, но зато более точных педагогических экспериментов.

Отсутствие в такой опытной работе многих важных признаков строгого научного эксперимента не дает основания для отказа от ее использования в исследовательской работе. Во многих случаях такая практическая опытная работа позволяет сделать вполне надежные выводы, на основании которых можно давать школе правильные методические рекомендации.

Однако интересы науки и школьной практики требуют постановки точного научного эксперимента. Экспериментом в науке называется искусственное изменение или воспроизведение явления с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях.

Для научного эксперимента характерны следующие признаки:

1. упрощение и схематизация сложного явления, вычленение узких вопросов, подлежащих углубленному экспериментальному исследованию;

2. строгое ограничение действия проверяемого педагогического приема;

3. точный объективный (качественный и количественный) учет эффективности проверяемых приемов;

4. дополнительные лабораторные эксперименты с отдельными учащимися или группами их для более глубокого раскрытия механизма действия исследуемых приемов.

В педагогических исследованиях применяются два вида эксперимента: естественный и лабораторный. Первый проводится в естественных условиях – в форме обычных уроков, внеклассных занятий. Второй – в искусственных – с отдельным учеником или небольшой группой. Лабораторный эксперимент обычно имеет вспомогательное значение: он обычно организуется для подготовки естественного эксперимента или же для углубления данных, полученных путем естественного эксперимента, для выяснения деталей и механизмов процесса усвоения знаний и т.д.

ЛЕКЦИЯ 10. Оформление научной работы.

1. Положение о квалификационной работе

2. О стиле научно-педагогического текста.

3. Структура дипломной работы.

4. Требования к оформлению работы.

5. Защита работы.

Подготовка материала.

Титульный лист.

На титульном листе указывается полное наименование университета, кафедры, на которой выполнена работа, название темы, фамилия и инициалы студента, номер группы, факультет, а также фамилия, инициалы, ученая степень и академическое звание научного руководителя, (научных консультантов – если они есть), название города и год написания работы.

Перенос слов на титульном листе не разрешается, точки в конце названий не ставятся.

Структура дипломной работы.

Как правило, дипломная работа состоит из введения, основной части и заключения. Основная часть разбивается на два или три раздела (главы). Каждый раздел, в свою очередь, - на два или более подразделов. Все разделы и подразделы нумеруются цифрами.

Название разделов и подразделов должны соответствовать аналогичным названиям в содержании, но не должны совпадать с темой работы. Справ, на уровне последней строки названия раздела должен быть указан номер страницы, на которой написано название раздела.

После титульного листа пишутся оглавления. Слово содержание пишется заглавными буквами. Также заглавными буквами пишутся: ВВЕДЕНИЕ, НАЗВАНИЯ ГЛАВ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ПРИЛОЖЕНИЯ. Слова «глава», названия параграфов пишутся прописными буквами.

Эти требования предъявляются и к тексту.

Введение.

В начале работы помещают введение. Слово ВВЕДЕНИЕ пишется по середине страницы заглавными буквами. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, объект, предмет, цели и задачи исследования, а так же новизна и практическая значимость.

Заголовки.

Заголовки необходимо формулировать кратко. Они должны отражать содержание главы или параграфа. В подчиненных заголовках не должно повторяться то, о чем уже говорилось в основном заголовке.

Например:

Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ.

1. Организация коллективной творческой деятельности в лагере.

2. Поэтапный процесс организации коллективной творческой деятельности в условиях лагеря.

Главы нумеруются римскими цифрами, параграфы арабскими.

Деление текста на абзацы.

Абзацами надо выделять обособленные по смыслу части текста, тесно связанные между собой предложения.

Ошибки: абзацы не выделяют вообще или начинают с красной строки почти каждое предложение.

Цитаты.

Цитаты должны полностью соответствовать подлиннику – сохранять все его особенности, в частности орфографию, пунктуацию и шрифтовые выделения. При этом обязательно должны даваться сноски.

Согласно современным требованиям сноски даются в тексте, с указанием номера в списке использованной литературы, например: (19, с.127). недословное приведение выдержки из какого-либо произведения не выделяется кавычками, но обязательно отмечается в конце фразы, например: (44, с. 36).

Если страница другая, то пишем (там же, с.37).

Н.М.Комкова 1994 года (книга или статья - безразлично).

Можно указать страницу: (Комков, 1994, с.76).

Этот вариант имеет то достоинство, что легко добавить что-либо в библиографию, составленную без номеров источников, но по алфавиту, и не надо будет менять всю систему ссылок.

Вообще все варианты предусмотреть трудно, хотя в книге по ГОСТ 7.1-84 (см.выше) указано практически все. Если что-либо здесь не оговорено, стараться приблизить к сходным описаниям.

Заключение.

В заключении дается краткое изложение полученных результатов. В нем не следует повторять содержания введения и основной части работы.

В целом заключение должно давать ответ на следующие вопросы.

· В чем значимость данного исследования?

· Что сделано?

Список литературы.

После заключения пишется список литературы. Список литературы дается в алфавитном порядке и нумеруется. Требования к списку должны соответствовать ГОСТу

Под методикой педагогического исследования подразумевают совокупность принципов, методов, приемов, техники, процедур и организации собственно исследовательской работы, т.е. изучение педагогических явлений, решение научных проблем в учебно-воспитательном процессе.

Что собой представляет методика педагогического исследования

К настоящему времени это достаточно развитая отрасль педагогической науки. Есть методы, исторически давно сложившиеся и ставшие уже традиционными, но есть и такие, которые возникли относительно недавно, или создаются в настоящее время. Перерабатываются ранее известные; используется современная компьютерная, вычислительная и видеотехника.

Классификация

Методы педагогического исследования, хотя и весьма условно, можно подразделить на две большие группы: общенаучные и конкретно-педагогические. Возможно еще и такое деление: методы теоретического исследования, моделирование, формализация, теория вероятностей; системный, структурно-функциональный, статистический анализ. Логические методы: сопоставление и сравнение, анализ и синтез, аналогия, индукция и дедукция, доказательства, обобщение и абстрагирование. На их характеристике мы не останавливаемся.
Есть и методы практические (в отличие от теоретических), имеющие задачей создание, сбор и организацию эмпирического материала - фактов педагогического содержания, продуктов воспитательной деятельности.
Существуют классификации методов исследования по источникам накопления информации, по изучению педагогического процесса в естественных условиях, то же - в специально измененных условиях, по способу обработки и анализа данных исследования.

Педагогические источники: подводные камни вопроса

Прежде чем перейти к изложению вопросов методики исследования, подчеркнем: источники предшествуют методам. Это надо понимать так: до того, как применять методы как инструмент исследования, надо иметь базу фактов и сами факты. Ибо именно они побуждают исследователя, увидевшего педагогическую проблему, сформулировать ее в виде проблемы научной, а затем уже обратиться к методам исследования. Короче говоря, идея об источниках и фактах предшествует идее о методах исследования. Сама идея о научном поиске начинается тогда, когда обнаруживается расхождение, противоречие, разрыв между каким-либо новым, неизвестным фактом и известной теорией.
Заостряем внимание на высказанной мысли потому, что в учебных пособиях по педагогике, вышедших за последние 30 лет, нет четкого и ясного изложения этого вопроса. Более того, в них, во-первых, даже не выделен как самостоятельный вопрос о педагогических источниках; во-вторых, в ряде пособий допущено смешение (контаминация) понятия «метод» с понятием «источник» педагогического исследования. В некоторых из них в качестве методов названы: изучение школьной документации и ученических работ; также - изучение письменных, графических работ и изделий учащихся; изучение детских работ и документации учебно-воспитательных учреждений; изучение продуктов деятельности учащихся и т.п. В учебных пособиях по педагогике последних лет изданий этот вопрос освещен аналогично.
Неточность здесь состоит в том, что имеются в виду только продукты ученических работ и продукты деятельности учащихся, а, например, не дошкольников, студентов и т.д. Но главный недостаток этого суждения - источники (продукты деятельности, ученические работы, школьная документация) причислены к методам. В этом случае не спасает добавление к ним слова «изучение» или «анализ», так как не раскрыта собственно методика изучения и анализа, а в ней-то и суть: какими методами изучать и анализировать - как раз это-то, к сожалению, не показано. К тому же «изделия учащихся» (ученические и детские работы) изучаются одними методами, а документация учебно-воспитательных учреждений - другими.
В некоторых пособиях по педагогике в числе методов педагогического исследования названо «изучение и обобщение передового педагогического опыта». Но в том-то и дело, что это «изучение и обобщение» само нуждается в методах и организации исследования; это не методы, а, скорее всего, область исследования. А опыт, практика являются, как было уже сказано, неисчерпаемым педагогическим источником, но не методами.

Методы

После этих замечаний вкратце рассмотрим методы педагогического исследования, не придерживаясь строгой классификации. Дело в том, что исследователь использует их в комплексе, хотя на отдельных этапах деятельности обращается то к одному, то к другому методу.
Наблюдение (обсервационные методы)- универсальный метод многих наук: психологии, биологии, химии, астрономии, а также педагогики. Чтобы подчеркнуть, что мы говорим о наблюдении явлений воспитания, впредь будем его называть педагогическим наблюдением. Сам термин «педагогическое наблюдение» имеет ряд значений: житейский смысл («Последи за ребенком, не выбежал бы на дорогу»); наблюдение практического педагога (воспитателя, учителя, преподавателя); наблюдение контрольное (инспектора, директора, администрации школы); учебное наблюдение (студента-практиканта, курсанта, слушателя, учителя-стажера) и наблюдение исследователя. О последнем мы поговорим более подробно.
Педагогическое наблюдение- метод познания педагогического процесса и явлений воспитания путем целенаправленного, планомерного, непосредственного их восприятия, прослеживания за изменением и развитием условий и результатов воспитательной практики. Педагогическое наблюдение проводится как в естественных, так и в экспериментальных условиях. Оно может быть организовано и в школе, и во внешкольных и дошкольных учреждениях, и в семье, и в оздоровительных лагерях, и в вузе, и в трудовом коллективе, - словом, всюду, где изучается и исследуется опыт воспитания, обучение, педагогическое явление.
Наблюдение бывает невключенным и включенным. Примером невключенного наблюдения может быть посещение завучем или методистом урока учителя для изучения познавательной активности учащихся, причем наблюдающие никак не вмешиваются в работу класса. И в то же время исследователь сам может вести урок, одновременно изучая какие-то педагогические вопросы, например, развития познавательной активности учащихся, результативности коллективной познавательной деятельности и др. При этом он сам активно руководит познавательным процессом, динамично управляет им. Это - пример включенного наблюдения.
На практике широко используется тот и другой вид наблюдения. При невключенном наблюдении исследователь оценивает видимые, воспринимаемые явления более полно и объективно, более точно фиксирует их, чем тот, кто ведет занятия. Но в то же время он не всегда сможет выявить мотивы каких-то действий преподавателя, ведущего урок, он не зафиксирует его соображений о творческом подходе к учебному процессу. При включенном же наблюдении исследователь обо всем этом знает сам. Но в то же время он более субъективен и пристрастен в оценке собственных действий и поступков, скажем, на уроке. Усложняется и возможность фиксации некоторых существенных деталей урока, получится некоторая неполнота фактов, а это отразится на общей оценке урока, приведет к неточной оценке учителем собственных действий.
Педагогическое наблюдение проводится не случайно и стихийно, а целенаправленно и планомерно. Для этого необходима предварительная подготовка. Исходя из темы, задач исследования, конкретной, избранной научно-педагогической проблемы, надлежит сформулировать цель и задачи наблюдения, наметить его объект, место и календарные сроки, определить участников. Следует также подготовить план, вопросы, последовательность, организацию наблюдения.
В момент невключенного наблюдения не следует вмешиваться в учебно-воспитательный процесс. Желательно, чтобы те, за кем ведется наблюдение, не знали его цели и темы. В противном случае их поведение может оказаться нарочитым, неестественным. Тогда наблюдаемые факты окажутся нетипичными, случайными и даже искаженными.
Необходимо фиксировать наблюдаемый материал. Это может быть обыкновенная протокольная запись или стенограмма, или, если есть возможность, звукозапись, фонограмма. В протоколе надо указать точные условия наблюдения: дату и часы, за кем ведется наблюдение (группа, класс, бригада, индивид), где, вид занятия или дела (урок, внеклассное занятие, трудовое дело, турпоход и т.п.), кто ведет наблюдение: учитель, воспитатель, кто-то другой. Запись ведется в свободной форме или в какой-либо иной.
После урока материалы наблюдения дополняются и уточняются беседой с учителем и, по необходимости, - с учащимися. Протокол уточняется. В последующем его материалы дадут необходимые факты при анализе изучаемой темы.
Запись в дневнике обычно ведется в такой форме: в левой половине листа- наблюдения, в правой- оценочные суждения. При этом необходимо фиксировать все сведения о наблюдаемом процессе: дату, место, время, объект и т.п.
Наблюдение дает живые факты, почерпнутые, как правило, в естественных, а иногда в специально создаваемых условиях, например, при эксперименте. В этом случае факты достоверны. Недостаток состоит в том, что при наблюдении могут не проявиться факты, которые раскрывают тему исследования, или их наберется мало. Потом наблюдения придется многократно повторять, а на это уходит много времени.
Опросные методы: беседа, анкетирование, интервью достаточно широко распространены в педагогическом исследовании.
Беседа - это обмен суждениями, мыслями двух (диалог) или нескольких лиц, группы. Есть ее ведущий и другие участники. Она имеет разные формы.
Катехизическая (от греч. katechesis - наставление, поучение) - вопросно-ответная форма изложения темы (первоначально - христианского вероучения): формулируется вопрос и тут же дается на него ответ. Например, по теме «Правописание частицы «не» с прилагательными» - 1)Как пишется частица «не» с прилагательными? Ответ: Слитно и раздельно. 2) В каких случаях пишется слитно? Ответ: Когда слово с частицей «не» можно заменить другим, одинаковым по смыслу словом без частицы (невеселый - грустный, невысокий- низкий) или когда это слово без частицы не употребляется (например, нелепый, неказистый). 3) Когда написание раздельное? Ответ: Когда в предложении есть противопоставление - не длинный, а короткий; не большой, а маленький.
Эвристическая (от греч. heurisko- нахожу)- система обучения, при которой задается серия наводящих вопросов. В процессе беседы ее ведущий постепенно подводит собеседников к восприятию новой информации. Они становятся как бы соучастниками ее открытия. Высоким искусством такой беседы владел древнегреческий мыслитель Сократ, поэтому такую беседу называют еще и сократической.
В педагогике различают три варианта беседы по ее назначению: информационную, воспитательную и исследовательскую.
В информационной беседе ее ведущий сообщает собеседникам новую информацию, например, из области науки, техники, искусства, политики, спорта.
Предназначение воспитательной беседы - объяснить, внушить собеседникам представления и понятия о принципах и нормах этики, права, эстетики, здорового образа жизни, существующих в данном обществе, о правилах взаимоотношения людей по законам нравственности, красоты, здоровья. Часто такую беседу называют этической, но это неточно, потому что тематика беседы не ограничивается только вопросами нравственности, она гораздо шире. В беседе раскрывается смысл регуляции поведения людей в обществе в соответствии с указанными нормами. Конечная цель такой работы - формирование поведения личности.
Исследовательская беседа предполагает получение ее руководителем новой информации педагогического содержания от самих собеседников. В эвристической и воспитательной беседе ее руководитель отдает другим новые знания, формирует и преобразует поведение других; в исследовательской же беседе он сам получает новую информацию от других. Это - его цель.
Искусство исследовательской беседы в том и состоит, чтобы через серию вопросов «выудить» у собеседников как можно больше новой информации по теме исследования, узнать побольше фактов. До беседы надо сформулировать конкретные вопросы, на которые исследователь хотел бы получить ответы.
Количество ответов может быть разным в зависимости от темы, ситуации. В процессе береды желательно не заглядывать в заготовленный вопросник: доверительные отношения всегда предрасполагают собеседника к откровенности, к большей объективности и информативности. Не следует задавать собеседнику вопросы, задевающие его честь, достоинство, допытываться об интимных, глубоко личных сторонах его жизни. Уважительное отношение к собеседнику, тактичность и благорасположение обеспечат успех исследовательской беседы.
Содержание исследовательской беседы необходимо зафиксировать сразу после ее проведения, так сказать, по горячим следам. Вести запись, тем более магнитофонную, в процессе беседы можно только при условии, если не возражает собеседник и если такая запись не стесняет, не отвлекает его, не приводит к замкнутости и не вызывает чувства настороженности.
В каждом случае необходимо точно указать дату, место беседы и данные о собеседнике: фамилию, имя, отчество, профессию, специальность, должность и т.д., например, учитель физики, классный руководитель 7-го класса, директор школы такой-то, бабушка ученика такого-то и т.п.
Ценность беседы как метода заключается в том, что это всегда живой контакт исследователя с объектом изучения. Непосредственное общение дает возможность варьировать вопросы, задавать уточняющие. Исследователь при этом нередко получает сведения о таких ценных фактах, о наличии которых и не подозревал.
Анкетирование - метод письменного опроса, подробно разработанный в социологии. В настоящее время анкетирование широко используется и в педагогическом исследовании и особенно в социальной педагогике.
Анкета - это опросный лист из серии упорядоченных вопросов и высказываний. Есть два варианта ответов: выборочный, когда из нескольких предлагаемых и анализируемых респондент выбирает тот, который соответствует (или наиболее близок) лично ему, и конструктивный, при котором анкетируемый сам формулирует ответ. Анкетирование проводится либо с указанием лица респондента, либо, для большей объективности, анонимно, т.е. без указания фамилии анкетируемого. Вопросы анкеты бывают закрытыми, т.е. к предлагаемым вопросам больше ничего не добавляется; открытыми, когда к предлагаемым вопросам и возможным ответам могут быть добавления.
Выбрав тему для анкетирования, исследователь составляет вопросы так, чтобы можно было ответить на них конкретно. К примеру, слишком расплывчаты формулировки вопросов типа: Какую музыку ты любишь?
Какая профессия тебе нравится? Конкретно ответить на них затруднительно, так как они слишком широки и расплывчаты. Здесь могло быть уточнение: какого жанра музыку ты любишь или предпочитаешь? Профессия в какой области труда тебе нравится? Как и в беседе, в анкетах не должно быть вопросов, задевающих достоинство личности, интимные моменты жизни.
Достоинства анкетирования: оно позволяет в сравнительно короткий срок получить много информации. Его данные можно подвергнуть количественному анализу, обратившись к статистическим методам, использовать вычислительную технику. Так будет схвачена обобщенная картина педагогического явления.
Недостатком анкетирования можно считать то, что получаемый фактический материал не персонализирован, непосредственного контакта анкетера с объектом исследования нет. В процессе сбора материала невозможно задавать респонденту уточняющие вопросы. Не исключено искажение ответов либо из-за неправильного понимания вопроса анкеты, либо преднамеренно несерьезного отношения к вопросам и ответам.
При обработке анкет сомнительные из них (неполные, заполненные не по инструкции) для обсчета не берут. Количественные данные, полученные путем анкетирования, потом дополняются качественным анализом и интерпретацией.
Интервью (от англ. interview- беседа)- один из основных видов опроса через беседу, которую проводит исследователь по заранее намеченному плану либо с одним лицом, либо с группой. Их ответы и служат материалом педагогического содержания для последующего анализа, интерпретации и обобщения, разумеется, в совокупности с материалом, полученным и другими методами. Темы интервью, как и анкет, могут быть самыми разнообразными, например, об учебной деятельности ученика: любимые и нелюбимые предметы, самостоятельная учебная работа, подготовка домашних учебных заданий и др. В интервью, в частности, по последней теме можно поставить такие вопросы: по каким предметам больше всего задают домашних заданий? Предпочитает ли он выполнять их один или с товарищами? Чем это объяснить? Какие предметы выполняет охотнее? Выполняя домашние задания, прибегает ли к помощи родителей? Интересуются ли родители выполнением домашних заданий? Как и в беседе, интервьюеру следует избегать бестактных вопросов, а также таких, на которые респондент не захочет откровенно отвечать. В частности, сомнительно, чтобы по той же теме интервью школьник откровенно ответил, скажем, на такие вопросы: всегда ли выполняешь домашние задания? Если не выполнил сам домашние задания, то пользуешься ли «шпаргалками»? Часто ли списываешь у товарища невыполненное тобой задание? На подобные вопросы, скорее всего, интервьюер не получит откровенного ответа от респондента, но главное- исчезнет доверительное отношение ученика к исследователю. Если ему необходимо получить ответы (фактический материал из первых рук) на подобные вопросы, то лучше это сделать с помощью анонимных анкет.
Интервью бывают свободными: интервьюеру предоставляется свобода в постановке, формулировке и порядке вопросов, в их количестве, но при условии, что они соответствуют теме исследования. Интервью полустандартизированное, когда интервьюер использует и строго необходимые и потому заранее намеченные, а также возможные и вариативные вопросы. Стандартизированное интервью проводится на основе строго сформулированных вопросов в точной последовательности- по опросному листу. Ответы бывают открытыми (любыми возможными) или закрытыми, т.е. только теми, которые содержатся в опросном листе. Материал интервью анализируется.
Достоинство интервью - непосредственное общение исследователя с объектом изучения, возможность получить конкретные факты из первых рук. В процессе интервью можно использовать для фиксации материала электронно-технические средства. Недостаток интервью - в отсутствии широкого охвата исследуемых лиц, ограниченная возможность использовать статистическую обработку полученного материала; не исключается также момент случайности, т.е. нетипичности представлений интервьюируемого лица: оно может не быть типичным представителем группы изучаемых людей.
К опросным методам близко примыкают характеристика и сочинения как методы исследования.
Характеристику как метод можно подразделить на независимую и свободную. Независимая имеет в виду получение характеристики на одно и то же лицо от разных людей по одной и той же теме. Например, на одного и того же студента независимо друг от друга могут дать характеристику ведущий преподаватель, декан факультета (как администратор), руководитель научного кружка, в котором состоит этот студент, тренер спортивной секции, лечащий врач, председатель студенческого совета общежития, староста академической группы, профорг, друг студента - сокурсник и др. Таким путем исследователь получит разносторонний фактический материал о студенте при изучении конкретной темы об учащихся высшей школы.
Свободная характеристика предполагает описание разными людьми какой-либо одной черты личности, но разных людей. К примеру, все студенты одной академической группы могут дать характеристику идеального студента, как каждый из них себе его представляет; то же - лучшего друга, авторитетного преподавателя и т.п. Затем исследователь проанализирует, какие же черты выделили разные студенты у авторитетного преподавателя или идеального студента.
Сочинения как метод исследования в чем-то схожи с характеристиками. Группа людей пишет свободное сочинение на заданную тему, интересующую исследователя. Объем работы не определяется.
Он зависит от способностей автора сочинения кратко или развернуто изложить изучаемую тему, а также от наличия фактического материала у автора сочинения. При изучении свободного времени школьников можно предложить такие темы сочинений: Мои каникулы; Мой выходной день; Мой режим дня; Мои любимые занятия в свободное время и др. Сочинения анализируются и обобщаются. Известную сложность представляет анализ фактов, так как они содержатся не в стандартизированном виде, а в свободном описании, и потому невозможно применить для анализа технические средства. К тому же интересующие нас люди (объект изучения) не всегда охотно соглашаются на просьбу писать сочинение.
Метод биографий. Изучение биографий известных ученых, писателей, других деятелей искусства и культуры, спорта, героев труда, войны, революции, политических деятелей и т.д. дает богатый фактический материал педагогического содержания. Исследователь анализирует условия, в которых они формировались как личности: какая была семья, окружающая социальная среда, увлечения, где учился, кем и где работал, что, по мнению исследователя, способствовало развитию, формированию и становлению таланта, выдающихся черт личности. К примеру, интереснейший материал педагогического содержания дает изучение биографии А.С.Пушкина (условий его воспитания в семье, лицее), академиков - братьев Николая Ивановича и Сергея Ивановича Вавиловых, академиков одной и той же Академии наук СССР отца Александра Ерминингельдо-вича и сына Бориса Александровича Арбузовых; первого космонавта Земли Ю.А. Гагарина (по воспоминаниям его матери, брата и сестры); биографии Г.К.Жукова- выдающегося полководца Второй мировой войны, выходца из бедной крестьянской семьи (по материалам В. В. Карпова, К. Симонова и др.); условия воспитания сестры и брата Зои и Александра Космодемьянских, ставших Героями Советского Союза и погибших за честь и свободу Отечества в минувшей войне (по воспоминаниям их матери Л.Т. Космодемьянской и др.). И совсем, казалось бы, обыденный пример многодетной семьи Лены Алексеевны и Бориса Павловича Никитиных по раннему и интенсивному развитию детей (по монографиям родителей о их семье) представляет несомненный интерес для педагогов и педагогики. Таких биографий очень много. Мы привели лишь некоторые яркие примеры.
Достоинство метода биографий в том, что исследователь берет для изучения жизнь и деятельность тех людей, которые, как правило, себя уже проявили выдающимися способностями, практическими делами и стали известны обществу. Он мысленно восстанавливает (реконструирует) условия их жизни и развития, ищет движущие силы формирования выдающихся способностей личности. Этот метод труден тем. что требует длительной, иногда продолжающейся годами, кропотливой работы исследователя. При этом практически невозможно прибегнуть к помощи статистики, вычислительной техники. Зато результаты исследовательской работы сторицей вознаграждаются добытыми фактами, прежде всего педагогического содержания, но и не только: исследователь имеет дело с фактами, относящимися к широкому спектру истории науки, культуры, социологии и т.д.
Педагогический эксперимент (от лат. experiment - проба, опыт). Это хотя и сложный и трудоемкий, но, пожалуй, самый продуктивный метод педагогического исследования. Дело в том, что педагогические процессы, проходящие в привычных условиях, не всегда содержат готовый материал по теме, интересующей исследователя. И поэтому методом обычного наблюдения трудно накопить фактический материал. Тогда исследователь искусственно создает такие условия, при которых проявились бы те явления, которые он изучает. Иначе говоря, он прибегает к педагогическому эксперименту, в котором используется комплекс методов: наблюдения, беседы, статистические исследования и др. Эксперимент проводится в специально создаваемых (в этом смысле - необычных, искусственных) и в то же время - контролируемых условиях и ситуациях. Эксперимент- это постановка своего рода «педагогического опыта» для проверки степени эффективности методов, приемов обучения и воспитания. Эксперимент позволяет вычленять те или иные педагогические явления, изменять ситуацию протекания педагогических процессов и по необходимости повторять их.
В зависимости от особенностей проведения в педагогическом исследовании используются различные виды экспериментов.
Констатирующий эксперимент предполагает опытную работу в несколько измененных контролируемых условиях. Например, при изучении степени эффективности использования технических средств в обучении на обычном (традиционном) уроке занятия проводятся с применением аппаратов и оборудования, притом - на разных этапах урока, а также без технических средств. Результаты усвоения учащимися материала сравниваются и делаются выводы: есть ли разница в эффективности обучения с применением ТС или нет; если есть, то в чем, и какая?
Преобразующий эксперимент (его еще называют созидающим) имеет в виду значительное и даже существенное изменение условий, иногда- среды протекания педагогического процесса. К примеру, одну и ту же тему по литературе в одном и том же классе изучают на уроках, традиционных по структуре: опрос, изложение нового материала, закрепление, проверка усвоенного. В другом классе ее изучают в иной организации - в форме деловой игры, «праздника» и т.д. В этом случае меняются, преобразуются и ситуация, и обстановка проведения занятий. Результаты усвоения материала также анализируются и делаются выводы об эффективности той или иной организации занятия.
Лабораторный эксперимент в отличие от естественного, который проводится в обычных и привычных условиях, организуется в специальной лаборатории. Здесь используются специальные приборы и оборудование, воспроизводящие педагогическую ситуацию, фиксирующие соответствующие реакции исследуемых. Например, при изучении реакции поведения школьницы 2-го класса в специальном помещении ей одной показывают сцены, разыгрываемые куклами (своеобразный кукольный театр). По сюжету демонстрируются и сцены, вызывающие восторг, и сцены конфликтных отношений и т.п. варианты поведения. Приборы фиксируют реакцию девочки на эти сцены: сочувственную, радостную, порывается помочь пострадавшему; сожаление, безразличие и т.д. Зафиксированные данные сравниваются с соответствующими сценами, которые вызвали те или иные переживания. Делаются выводы.
Лабораторный эксперимент точнее фиксирует факты (хоть и косвенные, но объективные), но его проведение возможно только в особом помещении, оборудованном специальными приборами. Сложность заключается также в дешифровке записей о поведении испытуемых, в декодировании индикаторов, характеризующих поведение исследуемого.
Контрольный эксперимент организуется для проверки степени достоверности тех результатов, которые получены ранее при проведении констатирующего, преобразующего или лабораторного экспериментов. Он организуется в виде повторного или перекрестного. Повторный проводится как дублирование уже состоявшегося эксперимента. Перекрестный имеет в виду перемену местами экспериментальной группы (ЭГ) с контрольной (КГ): бывшая экспериментальная группа в перекрестном эксперименте становится контрольной, а бывшая контрольная - экспериментальной.
Сравнивая результаты повторного и перекрестного экспериментов, мы можем судить, насколько достоверны полученные факты и материалы, в какой мере их можно использовать для последующего анализа.
Пилотажный эксперимент можно назвать также и предварительным. Всякую методику исследования, а особенно педагогический эксперимент, надо тщательно готовить. Первоначальный вариант эксперимента может быть удачным, но, возможно, и не наилучшим. Поэтому нужно проверить на практике уровень проработанности и качество методики эксперимента. Такой предварительный эксперимент сначала проводят не в полном, а в сокращенном варианте. Это и есть пилотажный эксперимент, предназначенный для проверки и доведения методики эксперимента до высокого уровня. После этого отдельные звенья эксперимента или его фрагменты корректируются. И уж только тогда можно организовать педагогический эксперимент в полном объеме.
Этапы и процедуры эксперимента. Эксперимент планируется: исследуемая педагогическая проблема определяет ее тему. Формулируются ее цель и задачи, выдвигается рабочая гипотеза; выбирается объект, разрабатывается экспериментальный материал, определяются сроки и этапы эксперимента, его участники. Затем проводится собственно эксперимент, который по времени может быть сравнительно коротким, например, серия уроков в течение одной недели, или длительным, например, проф-ориентационная работа с учащимися в школе по особой системе в течение года, двух-трех лет. При этом обязательно должны быть группы экспериментальные и контрольные. В экспериментальных группах учебно-воспитательный процесс организуется в измененных условиях. В контрольных группах учебно-воспитательный процесс проходит в обычных, привычных условиях. На каждом этапе и после завершения эксперимента сравниваются результаты исследуемого фрагмента учебно-воспитательной работы в экспериментальной и контрольной группах. По сути, эксперимент для того и проводится, чтобы сопоставить результаты работы в этих группах и на основании полученных фактов делать аргументированные выводы и обобщения.
Тест (от англ. test- испытание, исследование, проверка)- это объективное и стандартизированное измерение выборки поведения индивида. Говоря образно, из «моря» выхватываем «каплю», анализируем ее особенности и по ней судим обо всем «море». Подобно этому из всей бесконечной череды поведенческих решений, действий и поступков человека исследователь выбирает фрагмент его поведения; это собственно и есть выборка. Выборка относится к выполнению кратковременного задания, результат которого анализируется. По полученным данным судят об этом человеке вообще, распространяя эти же характеристики и на другое время поведения изучаемого человека. Тест предназначен для установления определенных, в том числе- психолого-педагогических характеристик человека. Он отличается кратковременностью, относительной простотой процедуры и доступностью оборудования, непосредственной фиксацией результатов. Тесты стандартны, строго сформулированы, так что правильные ответы на вопросы и задания не допускают вариативности. Их можно использовать в качестве инструмента исследования как индивида, так одновременно целых групп. Полученные результаты поддаются статистической обработке.
В зависимости от назначения различают тесты достижений, интеллекта, креативности (способностей), личностные и др.
Тесты достижений призваны выявить уровень достигнутых индивидом (учеником, студентом) знаний, умений и навыков в какой-то области, в частности по учебным предметам. По показателям выполненного задания и судят о качестве овладения учеником знаниями. В зарубежных странах (а теперь и в Беларуси) давно и успешно тесты используют для контроля знаний учащихся; собственно, для того тесты достижений и предназначены. Если проверяются знания не какого-то фрагмента учебного предмета, а всего курса или большого раздела, то используют батарею тестов, т.е. целую серию.
О тестах достижений подробно рассказано в теме о контроле и оценке успешности обучения.
Слабой стороной тестов достижений является то, что исследователь (диагност, учитель) не может выявить ряд интересующих его факторов. Например, можно выявить широту, глубину и осмысленность (понимание) знаний ученика, но определить прочность (длительность сохранения усвоенного) невозможно. Тест не устанавливает также, чем обусловлен, чем объясняется тот или иной уровень выявленных знаний ученика,.т.е. он чаще всего не позволяет установить причинные связи в результатах усвоения знаний. Он не определяет также общую образованность и подготовку индивида за все время обучения в школе, вузе.
Тесты интеллекта - психодиагностические приемы для исследования и качественной оценки уровня интеллектуального развития человека. Довольно распространены процедуры и известна формула теста интеллекта. Нужно сказать, что среди ученых педагогов и психологов есть как сторонники, так и противники установления интеллектуального коэффициента.
Тесты креативные (от лат. creatio - сотворение) призваны выявлять творческие способности, талант, одаренность индивида. Выполняя тесты этого рода, испытуемый находит (или не находит) неожиданное, необычное, неординарное решение заданий, проявляя (или не проявляя) при этом творческий, нетрадиционный подход. По результатам тестирования судят о мере одаренности конкретного индивида.
Тесты личности направлены на оценку эмоциональных и волевых компонентов психической деятельности и поведения человека.
Тесты прогностические (от греч. prognosis - предвидение, предсказание) предназначены для предсказания развития исследуемого индивида в будущем, о перспективах и возможном исходе этого развития. Это вид одного из трудных тестов; вероятность прогноза не превышает 50 %.
Таким образом, тресты выполняют на практике функции контроля знаний, диагностики и прогноза развития индивида. В последних двух функциях они являются также и инструментом исследователя. (В учебных заведениях более распространены тесты достижений, а также интеллекта и личности.)
Проективные методы - это разновидность тестов. Испытуемый высказывается о своих возможных действиях, поступках, поведении в условно предложенной ситуации. Например, как бы он поступил в конкретной ситуации, если бы стал директором школы. Скажем, во всех классах он ввел бы пятидневную учебную неделю, отменил бы школьные отметки и всякие экзамены, ввел бы для школьников свободное посещение занятий, дал бы ученикам право выбора своего учителя и классного руководителя и т.п. Анализ подобных суждений дает хороший материал для исследователя.
Оценочные шкалы (от лат. scala- лестница) как самооценка и рейтинг. Самооценка предполагает оценку индивидом по определенным параметрам своих достижений, личностных качеств, действий, поступков и т.п. Причем устанавливается шкала оценок в баллах, процентах или других количественных показателях, которые затем подвергаются статистическому анализу и качественной интерпретации. Слабая сторона этого метода состоит в значительной субъективности оценок индивидом собственных личностных качеств, действий, поступков и поведения.
Рейтинг (от англ. rating- оценка, порядок, классификация, класс, разряд) - это метод субъективной оценки какого-либо явления по заданной шкале. Подобные оценки дают эксперты (компетентные судьи). В их роли выступают, в частности, опытные методисты, директора школ, педагоги-новаторы, ученые-психологи, преподаватели вузов, сотрудники научных центров, института повышения квалификации и т.п. Например, при исследовании профессиональной квалификации учителя и установлении уровня его педагогического мастерства эксперты в соответствии с предложенной шкалой дают оценку отдельным качествам и действиям педагога. Данные анализируются: количественный анализ проводится по специальной формуле, и, кроме того, дается качественная оценка.
Педагогический консилиум (лат. consilium- совещание, обсуждение) как метод педагогического исследования впервые разработан и предложен Ю.К. Бабанским в 70-е годы. Сейчас консилиум используется чаще всего в педагогической диагностике.
Собирается консилиум в составе учителя-предметника, классного руководителя, школьного психолога, врача, социального педагога, представителя школьной администрации, юриста или других специалистов, чье мнение по обсуждаемому вопросу может быть важным и полезным.
Процедура консилиума состоит в обсуждении и всестороннем анализе какого-нибудь педагогического факта и явления, которые интересуют исследователей и диагностов. Участники консилиума излагают свои представления об объекте и предмете диагностики и исследования, приводят факты и доводы, подтверждающие их мнение, ищут эффективные пути (методы и средства) учебно-воспитательной работы применительно к конкретному ученику или группе в сложившейся ситуации, иногда выносят решение о том, чтобы в корне поменять обстановку учебно-воспитательного процесса. Такое разностороннее коллективное обсуждение и глубокий анализ ситуации дают развернутую картину педагогического явления и позволяют сделать обоснованные и объективные выводы об изучаемом объекте и предмете. Ход консилиума обычно протоколируется. Он будет иметь материал психолого-педагогического, иногда - правового и медицинского характера.
Педагогический консилиум предполагает опору в учебно-воспитательном процессе не столько на интуицию учителя, сколько на данные тщательного и взвешенного- без спешки! - анализа педагогических фактов и явлений.
Математическая статистика и теория вероятностей используются в исследовании тогда, когда материал педагогического содержания располагает количественными фактами, но не любые педагогические явления можно выразить в абстрактных понятиях статистики. К примеру, трудно выразить в количественных данных меру гуманности, милосердия, интеллигентности, потому что не существует соответствующих измерителей и норм. Зато они поддаются качественной характеристике.
Ряд авторов учебных пособий по педагогике к числу методов исследования относят изучение и обобщение практического опыта учителей, воспитателей. Но вряд ли это правомерно. Это не метод, а скорее идея. Сам же опыт - это источник, который изучается и обобщается теми методами, о которых уже говорилось: наблюдением, опросом и т.п.
Заканчивая разговор о методах педагогического исследования, подчеркнем, что они используются не отдельно, а в комплексе, дополняя друг друга. Например, педагогические факты, накапливаемые наблюдением, дополняются фактами, добытыми опросными, экспериментальными и другими методами. Каждый метод имеет и сильные, предпочтительные, и слабые стороны, которые в сочетании перекрываются.

Любое исследование начинается с формулировки проблемы. Сама проблема может возникнуть в ходе практической деятельности исследователя или его теоретических изысканий, но независимо от характера возникновения проблемы ее анализ, четкое определение и обоснование осуществляются, прежде всего, с помощью теоретических методов исследования.

Метод сравнительно-исторического анализа предполагает знакомство исследователя с состоянием вопроса в литературе, историческом наследии, научных монографиях и публикациях. Исследователь изучает историю развития вопроса, сравнивает и анализирует различные подходы к проблеме, делает выводы и обобщения. Анализирует все используемые в исследовании научные понятия, определяя свое отношение к раскрытию их сущности.

Метод моделирования - наглядно-образная характеристика изучаемых процессов и явлении с помощью схем, чертежей, кратких словесных характеристик, описаний. В отдельных случаях моделирование позволяет описать педагогические явления с помощью матриц, символов, математических формул. Модель не отражает полностью изучаемое явление, а является его идеализацией, определенным упрощением. В моделях значителен элемент условности и творческого домысливания исследователем. Однако это не снижает научной ценности моделирования, так как оно позволяет отвлечься от несущественных, второстепенных составляющих изучаемого явления, выделить основные, системообразующие и системоопределяющие связи и факторы.

Причинно-следственный анализ. Причиной называется то явление, которое вызывает или изменяет другое явление. Явление, вызываемое или изменяемое причиной, называется следствием. Причинность - это такая связь явлений, при которой явление-причина всегда порождает явление-следствие. Причина и следствие, как правило, имеют сложные взаимосвязи. Следствие не только порождается причиной, но и само в свою очередь влияет на причину, что значительно осложняет процесс установления факта причинности. Выявление, анализ и объяснение этих связей и позволит исследователю глубже проникнуть в суть изучаемого явления, сделать правильные выводы.

Метод контент-анализа - метод, позволяющий получить объективную информацию о состоянии вопроса на основе анализа определенных смысловых единиц содержания и формы информации. При изучении документов необходимо определить их сравнительную ценность для исследования, достоверность и адекватность проблеме, знать методы, которыми были получены фиксированные в документах данные.

Эмпирические методы исследования

Педагогические наблюдения - непосредственное, целенаправленное восприятие педагогического процесса в естественных условиях. Начиная наблюдение, исследователь должен знать, что и с какой целью наблюдать, как долго, какой ожидается результат. Приступать к наблюдению можно лишь при наличии необходимых знаний, умений в изучаемой сфере и методике проведения наблюдений. Наблюдение эффективно при продуманном и четком плане. Исследователю необходимо уметь правильно вести наблюдение, объективно выбирать факты, фиксировать результаты, выявлять причинно-следственные связи в наблюдаемых явлениях, делать правильные выводы и обобщения.

Собираемые в ходе наблюдения факты можно записывать, вести дневник, оформлять в виде протоколов, стенографировать, записывать па видеопленку, магнитофон; фотографировать, производить киносъемку.

Наблюдения по связи с объектом изучения могут быть непосредственными и опосредованными, открытыми и закрытыми, по признаку времени - непрерывные, дискретные (прерывистые), монографические (очень длительные и обстоятельные). Эффективным является так называемое включенное наблюдение, когда исследователь активно участвует в жизни и деятельности исследуемых (например, исследуя детей в условиях учебно-воспитательного процесса, наблюдатель становится их учителем или классным руководителем). При включенном наблюдении складываются естественные отношения, в возникающих явлениях нет налета искусственности.

В последнее время широко используется метод скрытого наблюдения проведение наблюдения в специально предназначенных классах через зеркально отражающую стену или с помощью замкнутой телеустановки. Скрытое наблюдение позволяет изучать поведение исследуемых в естественных условиях. Организация скрытого наблюдения требует от исследователя соблюдения такта.

В отдельных случаях может использоваться метод самонаблюдения.

Условия проведения наблюдений: целенаправленность, систематичность, длительность, разносторонность, объективность, массовость, соблюдение такта.

Метод наблюдения позволяет изучать исследуемые явления и процессы в естественных условиях, в чем их ценность. Однако наблюдение требует длительного времени, не всегда изучаемое явление может быть доступно наблюдению, одни исследователь наблюдением не может охватить большое количество объектов, при наблюдении в фиксации фактов и их интерпретации имеет место субъективный подход исследователя, наблюдаются только внешние проявления изучаемого.

Этапы наблюдения: определение задач и цели; выбор объекта, предмета и ситуации; выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор информации; выбор способов регистрации наблюдаемого; обработка и интерпретация информации.

Опросы: беседы, анкетирование, интервью. Беседа - диалог исследователя с испытуемым по заранее составленной программе. Беседа, проводимая но специально составленным вопросникам, позволяет выяснить многие аспекты изучаемых явлений, оценки и позиции исследуемых, их чувства и переживания, мотивы тех или иных поступков и др. Эффективность беседы зависит от умения исследователя установить дружеские отношения в ходе беседы, вызвать собеседника на откровенность. Беседа позволяет корректно направлять разговор в нужное русло, варьировать вопросы для лучшего и однозначного понимания их собеседником. Ответы испытуемого дополняются личными впечатлениями от общения с ним. Беседу необходимо фиксировать, но лучше или на диктофон, убранный из поля зрения (опрашиваемый знает, что идет запись), или сразу после беседы по памяти.

Беседа - сложный метод, которым умеют пользоваться далеко не все исследователи. В беседе исследуемый может скрыть свои истинные мысли и переживания, ввести исследователя в заблуждение.

Интервью - разновидность беседы, но оно больше ориентировано на выяснение оценок и позиций опрашиваемого. Интервью, как правило, проводится по заранее подготовленным вопросам, с одной стороны, и подготовленным ответам, с другой стороны, что делает их искренность и точность достаточно относительной.

В ходе бесед и интервью может использоваться и так называемая проективная методика, сущность которой заключается в том, что опрашиваемого мысленно ставят на место другого человека в специально спроектированной воображаемой ситуации: "Как бы вы поступили, если бы..."

Получение информации о типичности того или иного явления в большой группе исследуемых, выявление отношения, запросов, пожеланий возможно с помощью анкетирования. При анкетировании необходимо знать и соблюдать следующие требования:

  • тщательный подбор точных и корректных вопросов, наиболее полно отражающих изучаемое явление и дающих надежную информацию;
  • использование прямых и косвенных вопросов, позволяющих уточнить ответы, определить их правдивость;
  • однозначность задаваемых вопросов и отсутствие подсказки в их формулировке;
  • использование открытых (когда опрашиваемый может высказать свое собственное мнение), закрытых анкет (с ограниченным вариантом ответов), смешанных;
  • проверка подготовленной анкеты на небольшом количестве испытуемых и внесение необходимых коррективов.

Интересны полярные анкеты с балловой оценкой. Такие анкеты используют для самооценки и оценки других. Например, надо оцепить всех членов группы по ряду нравственных показателей: справедливый 5 4 3 2 1 несправедливый, добрый 5 4 3 2 1 недобрый.

В последнее время, изучая отношения в коллективе, педагоги часто используют метод социометрических анкет (социометрии): "С кем бы ты хотел быть в одной группе (в первую очередь, вторую и т.д.)?" и т.п.

Полученные результаты анкетных опросов, бесед и интервью обрабатываются специальными статистическими или машинными методами. Методы опроса позволяют собрать разнообразную, интересующую исследователя информацию. С помощью анкет можно охватить очень большие массивы опрашиваемых, грамотно составленные закрытые анкеты обрабатываются с помощью электронных счетных машин. Однако в любом опроснике всегда есть элемент неискренности, а нередко и ложности даваемых ответов, не для всех возрастов и не во всех ситуациях возможно проведение анкетирования.

Метод рейтинга и самооценки . Метод рейтинга - метод оценки тех или иных сторон деятельности компетентными (знающими) судьями (экспертами). К отбору экспертов предъявляют определенные требования: они должны быть компетентными, способными решать творческие задачи, положительно относиться к экспертизе, быть справедливыми, объективными, самокритичными. Для рейтинга могут использоваться полярные анкеты.

Полезно для объективно получаемой информации использовать методы самооценки по определенной программе, составленной исследователем.

В ходе анализа полученной информации можно применять и метод ранговых оценок, когда выявленные причины располагаются в порядке возрастания или убывания степени их проявления или те или иные признаки (явления) располагаются в зависимости от их значимости с позиции того, кто осуществляет оценку. Например, расположить по степени значимости для испытуемых предложенные мотивы учения.

Метод обобщения независимых характеристик повышает объективность выводов. Суть метода сводится к обработке исследователем информации, поступившей из разных источников. Например, изучая личность школьника, исследователь получает информацию о нем от учителя, воспитателя группы продленного дня, классного руководителя, родителей, сверстников, руководителя кружка и т.д.

Метод педагогического консилиума (разработан Ю. К. Бабанским) предполагает коллективное обсуждение результатов изучения воспитанников по определенной программе и единым признакам, коллективное оценивание тех или иных сторон личности, выявление причин возможных отклонений в сформированности тех или иных черт личности, коллективную выработку средств преодоления обнаруживаемых недостатков.

Изучение и анализ документации, продуктов деятельности позволяет собрать конкретный материал об изучаемых процессах и явлениях. Так, изучение ученических тетрадей может дать не только интересный материал об уровне знаний и умений учащихся по предмету, но и о работе учителя. Изучение ученических работ (рисунков, сочинений, дневников и т.д.) помогает выявить различные интересы учащихся, определить особенности их мышления, представлений, суждений и оценок, уровень сформированности учебных умений.

Педагогическое тестирование - целенаправленное обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее с помощью специально разработанных задач (заданий, опросников) объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.

Большинство применяемых педагогических тестов достаточно просты, доступны, возможно автоматизированное предъявление и обработка результатов (с помощью компьютера, простейших технических устройств). В педагогических целях чаще всего используются тесты успеваемости, тесты элементарных умений, тесты диагностики уровня обученности и воспитанности. Чаще всего используют тесты, содержащие вопросы и несколько (не менее четырех) вариантов ответа. Широкое применение в педагогической практике и педагогических исследованиях получили психологические тесты. При использовании таких тестов надо соблюдать такт, не разглашать полученные результаты, не делать их предметом обсуждения, соблюдать конфиденциальность и анонимность при обработке и анализе полученных результатов. Целый ряд специальных психологических тестов (ММР1, Векслера, цветовые пятна Роршаха и др.), используемых в работе профессиональных психологов самостоятельно или без предварительной и тщательной консультации, лучше не использовать: они нередко трудо- и времяемки при проведении и требуют специальных знаний и умений для обработки полученных результатов. При необходимости их использования в своей исследовательской работе целесообразнее обращаться за помощью к квалифицированным психологам.

Изучение и обобщение педагогического опыта дает ценный материал исследователю. Нередко учитель в своем творческом поиске находит интересные решения сложных проблем (поиск В. Ф. Шаталова, С. Н. Лысенковой и др.). Объектом изучения может быть массовый опыт - для выявления ведущих тенденций; отрицательный опыт - для выявления характерных недостатков и ошибок; передовой опыт - для выявления и обобщения инновационного поиска учителей.

Выделяют два вида педагогического передового опыта: педагогическое мастерство и новаторство.

Мастерство - умелое, рациональное и комплексное использование педагогом рекомендаций науки. Изучение, как это делает учитель - мастер вносит ясное понимание о разработке технологии внедрения науки в практику. Педагогическое новаторство - педагогический опыт, содержащий инновационные подходы в организации педагогической деятельности.

Критерии инновационного опыта:

  • новизна: от внесения новых положений в науку до эффективного применения уже известных положений и рационализации отдельных сторон педагогической деятельности;
  • результативность и эффективность: высокий уровень обученности, воспитанности и развития воспитанников;
  • соответствие требованиям педагогики, методик и психологии. Высокие результаты могут быть получены за счет использования неприемлемых методов обучения, воспитания и стимулирования, тогда опыт не имеет положительной ценности;
  • стабильность и повторяемость результатов в течение длительного периода времени использования этого опыта;
  • воспроизводимость опыта: возможность повторения опыта другими педагогами с таким же результатом;
  • оптимальность опыта в целостном педагогическом процессе: достижение высоких результатов при минимальной затрате сил и времени как учителя, так и учащихся, без необходимости отказываться от решения каких-то других не менее важных педагогических задач (В. И. Загвязинский).

Изучение и обобщение опыта осуществляется в следующей последовательности:

  • описание опыта на основе наблюдения, бесед, опросов, изучения документов;
  • классификация наблюдаемых явлений, их истолкование, подведение под известные определения и правила;
  • установление причинно-следственных связей и механизма взаимодействия различных сторон учебно-воспитательного процесса, их оценка: уяснение способов и средств деятельности педагога и воспитанников, приводящих к высокому результату.

Даже самый хороший педагогический опыт не может быть слепо скопирован, так как он во многом определяется личностью педагога, чей опыт изучается, во-вторых, требует глубокого научного анализа и осмысления.

В исследовании педагогических явлений есть такое понятие, как опытная работа - один из методологов педагогики. М. Н. Скаткин считал, что опытная работа становится самостоятельным методом исследования, семи она:

  • поставлена на основе добытых наукой данных в соответствии с теоретически обоснованной гипотезой;
  • преобразует действительность, создает новые явления;
  • сопровождается глубоким анализом и выводами. Опытная работа используется в период пробного применения гипотезы до организации эксперимента и после эксперимента для проверки на практике полученных выводов и рекомендаций.

Опытная работа - это широко поставленная проверка результатов внедрения чего-то нового, экспериментального в массовую практику по заранее разработанной программе. Многолетнюю опытную проверку проходили экспериментальные программы обучения в начальной школе, разработанные под руководством Л. В. Занкова и В. В. Давыдова. Опытную проверку проходят новые учебники и учебные пособия, прежде чем стать массовыми. Опытная работа дает только общие представления об эффективности или нецелесообразности применения того или иного средства, той или иной системы работы, что оказалось существенным в применении изучаемой системы, при каких условиях она эффективна. Что явилось причиной, а что следствием, можно выяснить только с помощью специально организованного педагогического эксперимента.

Педагогический эксперимент. Наблюдение в естественно протекающем педагогическом процессе не всегда бывает результативным, кроме того, возникает необходимость проверить те или иные предположения, возникшие у исследователя, выявить не случайные, а закономерные связи, проверить предлагаемую методику, содержание работы. С целью решения этих задач организуется педагогический эксперимент, сущность которого заключается в том, что исследователь создает планомерно организуемые ситуации. Эксперимент - активное вмешательство в предмет исследования с заранее заданными исследовательскими целями; научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. Эксперимент позволяет искусственно выделять изучаемое явление из ряда других, целенаправленно изменять условия протекания явления или процесса, повторять отдельные изучаемые явления в подобных или измененных условиях.

Выделяют этапы экспериментального исследования. Констатирующий этап исследования, когда изучаются существующие педагогические явления, уточняющий, когда проверяется гипотеза, преобразующий (созидательный, формирующий), когда на основе констатации и теоретического осмысления выявляются и вводятся новые педагогические явления и проверяется их истинность. Эксперимент может быть длительным и кратковременным. Наиболее объективную оценку достоверности разработанной исследователем модели дает опытная проверка выводов исследования в условиях массовой школы.

Эксперимент может быть естественным и лабораторным. Естественный эксперимент, эксперимент, протекающий в естественных или близких к ним условиях, когда участники эксперимента не знают о включенности в него. Сам исследователь может выступать в роли учителя (воспитателя), или все наблюдение за его ходом ведется скрыто, и учитель знает о нем, а дети - нет.

Лабораторный эксперимент - эксперимент, проводимый в специально оборудованной лаборатории {классе, аудитории и т.п.). Могут использоваться специальные лабораторные методы и средства исследования (компьютерное тестирование в начале и по ходу эксперимента, постоянный наблюдатель, находящийся в классе и др.).

При проведении педагогического эксперимента, как правило, организуются как минимум две группы испытуемых: контрольная и экспериментальная. Сравнение результатов эксперимента в экспериментальной группе с контрольной при равенстве общих условий осуществляемой педагогической деятельности и позволяет делать вывод об эффективности или неэффективности проводимого эксперимента.

Сильной стороной педагогического эксперимента является то, что изучаемые явления искусственно организуются, корректируются в процессе их реализации и отрабатываются определенные подходы к их пониманию и осуществлению. Это требует значительно меньше затрат времени, чем при наблюдении, делает полученные результаты доказательными и воспроизводимыми. Недостатком эксперимента является то, что люди, знающие, что они являются участниками эксперимента (будь то учитель или воспитанник), ведут себя не всегда так, как бы они вели себя в обычных условиях, что может исказить реальную картину изучаемого педагогического феномена.

Принцип (от лат. principium - основа, первоначало) - основоположение, руководящая идея, основное правило поведения, деятельности. (71). Так как специальная педагогика взаимосвязана с множеством различных наук – её первым (1) принципом является - принцип комплексности заимствования форм, методов, средств, инструментария смежных наук.

С целью изучения психофизических особенностей развития нетипичных детей и закономерностей их обучения и воспитания коррекционная педагогика использует систему методов научно-педагогических исследований. Особое значение имеют методы, направленные на изучение индивидуальных психофизических отклонений и особенностей различных категорий нетипичных детей, так как данное знание способствует повышению уровня образования в целом. Данное исследование проводится сначала в семье ребенка, затем - в школе на протяжении всех лет обучения, впоследствии - в условиях самостоятельной жизни.

Отсюда, второй(2) принцип - принцип коплексности изучения нетипичных людей , то есть сравнение данных, полученных учителями, воспитателями, психологами, врачами и т.д. Основная задача всех научных исследований в коррекционной педагогике - это разработка эффективных способов (методов) предупреждения и преодоления отклонений в развитии детей.

Остановимся кратко на методах педагогического исследования .

Метод (от греч. methodos - исследование) - прием, способ или образ действия (71). Методы исследования (по Бабанскому Ю.К.) представляют собой совокупность приемов и операций, направленных на изучение педагогических явлений и решение разнообразных научно-педагогических проблем. Философ Ф.Бэкон сравнивал метод с фонарем, который освещает путнику дорогу.

· По источникам накопления информации методы исследования делятся на методы изучения теоретических источников и методы анализа реального педагогического процесса . К методам изучения процесса в естественных условиях относятся: методы наблюдения, беседы, анкетирования, интервьюирования, анализа документов и продуктов деятельности, анализа опыта работы педагогов и др. К методам изучения процесса в специально измененных условиях относятся методы педагогического эксперимента и опытной проверки выводов исследования в массовой школе.

· По способу обработки и анализу данных исследования выделяют методы качественного анализа и методы количественной обработки результатов (статистическая и нестатистическая обработка).

Кратко охарактеризуем методы первой группы.

Метод наблюдения . Данный метод характеризуется непосредственным, в большинстве случаев - целеустремленным и систематическим, зрительным восприятием явлений и процессов в их цельности и динамике. Наблюдения могут быть стандартизированными (по определенной форме, плану) и нестандартизированными, выборочными и сплошными, включенными (совместная деятельность) и невключенными, прямыми и косвенными - инкогнито ("исподтишка").


Задачей наблюдения является накопление фактов и их научно-педагогический анализ. Результаты наблюдений дают педагогу основу для корректировки учебно-воспитательных воздействий, позволяют верно оценить сложившуюся педагогическую ситуацию, спроектировать дальнейшее изучение детей. Объективность выводов по данным наблюдений возрастает, если педагоги сопоставляют полученную ими информацию с данными коллег, используют специальные технические аудио-визуальные средства (например, видеозапись или наблюдение через, так называемое, "зеркало Гизелла").

Недостатком наблюдений является их субъективность, так как каждый человек воспринимает явления по-своему, используя свой социокультурный и психо-эмоциональный капитал.

Метод беседы и интервью. Это вопросно-ответные методы устного опроса, сбора психолого-педагогических и социокультурных данных, при которых источником информации выступает вербальное сообщение людей.

Применение данных методов в научных исследованиях дает наибольшую эффективность в том случае, когда четко намечена цель предстоящей беседы или интервью, намечен круг основных и вспомогательных вопросов, которые позволяют выяснить сущность интересующих исследователя проблем. При продумывании вспомогательных вопросов необходимо учитывать возможные варианты беседы и предусматривать ход ее развития в случае позитивных или отрицательных ответов. Успешность беседы во многом зависит от умения педагога:

1.Создавать в общении благоприятную морально- эмоциональную, психологическую атмосферу;

2.Считывать и адекватно трактовать невербальные компоненты речи респондента;

3.Выбрать удобные формы фиксации получаемой информации по ходу беседы и интервью (83).

Метод анкетирования. Один из методов письменного опроса, который служит получению информации о типичности тех или иных явлений. На результативность анкетирования влияют: подбор вопросов, наиболее точно характеризующих изучаемое явление, дающих валидную (правдивую) информацию; постановка как прямых, так и косвенных вопросов (например: прямой вопрос: - Вы хотите быть учителем? и косвенный вопрос: - Вам нравится профессия учителя?); исключение подсказок в формулировках вопросов; предупреждение двойственного понимания смысла вопросов; предварительная проверка степени понимания вопросов анкеты на небольшом числе респондентов и внесение соответствующих корректировок в содержание анкеты. В роли респондентов (анкетируемых) могут выступать учащиеся, их родители, учителя, воспитатели и т.д.

Классификация вопросов:

2. По форме: прямые и косвенные;

3. По структуре:

открытые - характер ответов, их форма, вид заранее не предусмотрены; закрытые - респондент самостоятельно выбирает один или несколько ответов из предложенных; полузакрытые - опрашиваемый выбирает один или несколько ответов, плюс ему дается возможность самостоятельно сформулировать ответ.

4. По функциям:

основные ; "ловушки ", предназначены выявить противоречие в ответах респондента. Например, "Вы бьете своего ребенка? - НЕТ. Через несколько вопросов: "Вы используете ремень как средство воспитания своего ребенка? – ДА; фильтрующие , которые часто подразумевают положительный ответ, раскрепощающий человека и сравнительно легки. Например, вопрос: "Нужно ли обучать человека?", или это может быть вопрос уточнения адреса, пола анкетируемого (83).

Метод рейтинга является ценным средством изучения педагогической деятельности. Это метод оценки тех или иных сторон учебно-воспитательной деятельности компетентными судьями (экспертами). К подбору экспертов предъявляются определенные требования: компетентность, аналитичность, конструктивность и креативность (способность решать творческие задачи), позитивное отношение к экспертизе, отсутствие склонности к конформизму, научная объективность, способность к продуктивной работе в команде, самокритичность.

Метод обобщения независимых характеристик. Суть метода в обработке информации, поступившей на ученика из разных источников: от родителей, врачей, социальных работников, воспитателей, психологов, учителей-дефектологов, логопедов и т.д., - в рамках деятельности ПМПК (психолого-медико-педагогический консилиум) коррекционного учреждения. Результатом работы ПМПК является разработка направлений индивидуальной программы развития (абилитации и реабилитации) ребенка.

Метод изучения продуктов деятельности детей включает анализ детских рисунков, сочинений и формуляров, школьных тетрадей и дневников, поделок и др.

Биографический метод. Сущность метода в исследовании субъективных (личностных) сторон жизни определенного человека, ребенка, на основе анализа его медицинских (медицинская карта) или других личных документов (дневников, писем, записок, сочинений, мемуаров). Ценность последних в том, что в них выражается личное видение человеком мира, мнение об особенностях его жизни, общественной ситуации, отношение к чему-либо или кому-либо.

Метод изучения документации образовательных учреждений. Осуществляется анализ общешкольных годовых планов работы, планов работы методических объединений, календарно - тематических планов учителей по преподаваемым предметам, индивдуальных программ, планов воспитательной работы, отчетов педагогов, классных журналов. Результаты анализа могут служить не только формированию адекватного представления о том, чем "дышит " учреждение, но и источником постановки научной проблемы.

Метод педагогического эксперимента (от лат. experimentum - проба, опыт). Эксперимент - это активная форма познания объективной действительности в науке, когда явления изучаются при помощи целесообразно выбранных (естественный ) или искусственно созданных (лабораторный ) контролируемых условий с целью установления закономерных связей между ними. Это комплексный метод научного исследования, который предполагает одновременное использование целого ряда других, более частных методов: беседы, интервью, анкетирования, диагностирующих контрольных работ, создания специальных учебно-воспитательных ситуаций. Педагогический эксперимент применяется для объективной и доказательной проверки достоверности педагогических гипотез.

При лабораторном эксперименте создается специальная ситуация эксперимента, где вмешательство исследователя постоянно. Он, для большего подтверждения гипотезы или для ее изменения, может преобразовать ход эксперимента в нужном ему русле. В рамках естественного (полевого) эксперимента исследователь является пассивным наблюдателем и констатателем того, что он видит. Таким образом, подтверждение или опровержение гипотезы происходит без какого-либо вмешательства извне.

Недостатком лабораторного эксперимента является возможная значительная оторванность результатов исследования от реальной ситуации, от реальных закономерностей образовательного процесса. Во втором случае - эксперимент менее контролируем.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: