Классификация интерактивных методов обучения в спо. Современные проблемы науки и образования. Ролевые, деловые и самые разные игры

В специальной литературе есть разные трактовки терминов "метод обучения" и "прием обучения". По сути — это способ взаимодействия учителя и учащихся, с помощью которого происходит передача знаний, умений и навыков.

Разница в том, что прием — это кратковременный способ, который предполагает работу с одним, конкретным ЗУНом. А метод — процесс длительный, состоящий из нескольких этапов и включающий в себя множество приемов.

Таким образом, прием обучения — лишь составная часть того или иного метода.

Классификация методов обучения

Методы классифицируют по разным признакам:

  • по характеру учебной деятельности: репродуктивные, проблемные, исследовательские, поисковые, объяснительно-иллюстративные, эвристические и пр.;
  • по степени активности педагога и учащихся: активные и пассивные;
  • по источнику учебного материала: словесные, практические;
  • по способу организации учебно-познавательной деятельности: методы формирования ЗУН на практике, методы получения новых знаний методы проверки и оценивания.

Активные методы обучения: определение, классификация, особенности
Что такое активные методы обучения?

Активные методы обучения строятся по схеме взаимодействия "учитель = ученик". Из названия понятно, что это такие методы, которые предполагают равнозначное участие учителя и учащихся в учебном процессе. То есть, дети выступают как равные участники и создатели урока.

Идея активных методов обучения в педагогике не нова. Родоначальниками метода принято считать таких прославленных педагогов, как Я. Коменский, И. Песталоцци, А. Дистервег, Г. Гегель, Ж. Руссо, Д. Дьюи. Хотя мысль, что успешное обучение строится, прежде всего, на самопознании, встречается еще у античных философов.

Признаки активных методов обучения

  • активизация мышления, причем учащийся вынужден быть активным;
  • длительное время активности — учащийся работает не эпизодически, а в течение всего учебного процесса;
  • самостоятельность в выработке и поиске решений поставленных задач;
  • мотивированность к обучению.

Классификация активных методов обучения

Самая общая классификация делит активные методы на две большие группы: индивидуальные и групповые. Более подробная включает такие группы:

  • Дискуссионные.
  • Игровые.
  • Тренинговые.
  • Рейтинговые.

Методы и приемы активного обучения

В процессе обучения педагог может выбирать как один активный метод, так и использовать комбинацию нескольких. Но успех зависит от системности и соотношения выбранных методов и поставленных задач.

Рассмотрим самые распространенные методы активного обучения:

  • Презентации — наиболее простой и доступный метод для использования на уроках. Это демонстрирование слайдов, подготовленных самими учащимися по теме.
  • Кейс-технологии — используются в педагогике с прошлого века. Строится на анализе смоделированных или реальных ситуаций и поиске решения. Причем различают два подхода к созданию кейсов. Американская школа предлагает поиск одного-единственного правильного решения поставленной задачи. Европейская школа, наоборот, приветствует многогранность решений и их обоснование.
  • Проблемная лекция — в отличие от традиционной, передача знаний во время проблемной лекции происходит не в пассивной форме. То есть учитель не преподносит готовые утверждения, а лишь ставит вопросы и обозначает проблему. Правила выводят сами учащиеся. Этот метод достаточно сложен и требует наличия у учеников определенного опыта логических рассуждений.
  • Дидактические игры — в отличие от деловых игр, дидактические игры регламентируются жестко и не предполагают выработку логической цепочки для решения проблемы. Игровые методы можно отнести и к интерактивным методам обучения. Все зависит от выбора игры. Так, популярные игры-путешествия, спектакли, викторины, КВН — это приемы из арсенала интерактивных методов, так как предполагают взаимодействие учащихся друг с другом.
  • Баскет-метод — основан на имитации ситуации. Например, ученик должен выступить в роли гида и провести экскурсию по историческому музею. При этом его задача — собрать и донести информацию о каждом экспонате.

Интерактивные методы обучения: определение, классификация, особенности

Что такое интерактивные методы обучения?

Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия "учитель = ученик" и "ученик = ученик". То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия для инициативы детей.

Задачи интерактивных методов обучения

  • Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.
  • Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.
  • Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.

Методы и приемы интерактивного обучения

  • Мозговой штурм — поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, при котором анализ правильности/неправильности производится после проведения штурма. Читайте подробнее о .
  • , сравнительные диаграммы, пазлы — поиск ключевых слов и проблем по определенной мини-теме.
  • Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ . Например, тесты в режиме онлайн, работа с электронными учебниками, обучающими программами, учебными сайтами.
  • Круглый стол (дискуссия, дебаты) — групповой вид метода, которые предполагает коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения.
  • Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные, луночные) — достаточно популярный метод, который может применяться даже в начальной школе. Во время игры учащиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии.
  • Аквариум — одна из разновидностей деловой игры, напоминающая реалити-шоу. При этом заданную ситуацию обыгрывают 2-3 участника. Остальные наблюдают со стороны и анализируют не только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи.
  • Метод проектов — самостоятельная разработка учащимися проекта по теме и его защита.
  • BarCamp , или антиконференция. Метод предложил веб-мастер Тим О´Рейли. Суть его в том, что каждый становится не только участником, но и организатором конференции. Все участники выступают с новыми идеями, презентациями, предложениями по заданной теме. Далее происходит поиск самых интересных идей и их общее обсуждение.

К интерактивным методам обучения на уроке также относят мастер-классы, построение шкалы мнений,

Использование современных интерактивных методов обучения в системе СПО на примере уроков информатики.

Преподаватель: Максимова А.Д.

Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном профессиональном учебном заведении. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Интерактивное обучение - способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности.

Основные цели интерактивного обучения:

    стимулирование учебно-познавательной мотивации;

    развитие самостоятельности и активности;

    воспитание аналитического и критического мышления;

    формирование коммуникативных навыков

    саморазвитие учащихся.

Для эффективного решения подобного рода задач, возникает острая необходимость в умениях, которые студенты смогут выработать только на практике, решая задачи прикладного характера, близкие к их будущей профессиональной деятельности.

В современных лечебных учреждениях уже остро стоит потребность в высококвалифицированных кадрах, обладающих ИКТ-компетенциями.

Студенты проявляют интерес в приобретении новых знаний, в том числе и по информатике, что создает благоприятные условия для преподавателя для работы в учебной группе, развития компетентности целеполагания, и для органичного внедрения компетентностного подхода. Эти особенности позволяют преподавателю использовать различные методы и приемы на своих уроках.

Таким образом, возникает необходимость создания условий для формирования ИКТ-компетентности студентов медицинского колледжа.

Но здесь возникают противоречия между учебной и практической деятельностью.

Ведь в практической деятельности требуется проявить компетентность в решении поставленной задачи.

Информационно-коммуникационная компетентность (ИКК) является одной из самых востребованных компетентностей современного человека и проявляется, прежде всего, в деятельности при решении различных задач с привлечением компьютера, средств телекоммуникаций, Интернета и др.

формирование у студентов медицинского колледжа ИКТ-компетентности требует от преподавателя информатики специальных методов и приемов, и здесь неоценимую роль могут играть методы интерактивного обучения.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки.

Основные интерактивные методы обучения: «Мозговой штурм», ролевая игра, игровые упражнения, метод проектов, кейс-метод, инсценировка, проигрывание ситуаций, дебаты и др.

В курсе изучения «Информатика и ИКТ» для студентов всех специальностей медицинского колледжа мною выбраны следующие интерактивные методы обучения: деловая игра, метод проектов и кейс-метод

Многообразие тем в курсе «Информатики и ИКТ» предоставляет широкие возможности для реализации метода проектов. Поэтому в данной статье мне хотелось бы подробнее остановиться именно на этом методе.

Например, очень эффективен метод проектов при изучении темы: «СУБД и их использование»

Целью использования данного метода является не только изучение конкретной СУБД, но и освоении идеологии информационной модели, баз данных, их типов, функций, способов связи, информационных систем и приобретения профессиональных навыков проектирования и ведения баз данных.

Практические занятия можно построить следующим образом: сначала идет закрепление теоретических знаний на примере демонстрационной БД, а затем учащиеся переходят к самостоятельной работе над индивидуальным проектом (при необходимости обращаясь к справочной презентации). При использовании метода проектов на уроках очень важно определить, какие темы учащиеся будут осваивать обычным путём, а какие на этапе проектирования. В качестве основного методического приема используется проблемный метод обучения и эвристические лабораторные работы. Темы занятий объединены по группам. Они включают теоретический материал по теме, разработки для проведения лабораторных работ, практических заданий, тесты, позволяющие проводить контроль на протяжении всего курса обучения, а также зачёты по теме каждой группы, деловые игры, проектные работы.

Специфические особенности приобретает организация контроля знаний учащихся. После изучения раздела или темы курса проводится мини-зачет, который включает в себя тематическое тестирование по основным понятиям и определениям данного раздела. Кроме того учащиеся должны отчитаться по индивидуальному проекту. По окончании курса проводится итоговое тестирование, охватывающее все разделы курса для проверки уровня усвоения учащимися теоретических основ, например, курса СУБД. Проверка практических навыков разработки информационных систем осуществляется в ходе защиты индивидуальных проектов. Кроме тестовой формы контроля можно использовать рейтинговую систему для оценки проектных работ.

Общее количество баллов по теме определяется в зависимости от отведённого на её изучение количества часов, а также значимости данной темы по сравнению с другими.

Для того чтобы использовать рейтинговую систему оценки преподавателю необходимо:

    определить основные темы изучаемого курса, выделить при этом все виды учебной работы;

    иметь наборы контрольных заданий по каждой теме;

    определить содержание индивидуальных заданий, творческих заданий;

    составить вопросы к зачёту, если проведение такого предполагается или сформулировать требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по данной теме;

    сообщить правила соотнесения результатов учебной работы учащихся с их рейтингом;

    разработать методические указания для учащихся по изучению данной темы;

Можно сделать вывод, что применение современных образовательных технологий, в данном случае технологии интерактивного обучения на уроках информатики может сделать урок содержательным и практически значимым для учащегося.

Использование метода проектов позволяет реализовать развивающий подход в обучении, дает возможность учащемуся выполнять совместную творческую работу.

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике для студентов медицинских колледжей по теме"Проценты в нашей жизни". В данной методической разработке связаны такая тема математики как "проценты" и употребление ПАВ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ

КОМИТЕТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБОУ СПО "ЛЬГОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ"

(из опыта работы преподавателя математики ОБОУ СПО "Льговский медицинский колледж" Азарцовой Л.А.)

Льгов - 2012

ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................4

АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ

И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ............................................................................7

Методическая разработка внеклассного мероприятия по предмету "Математика" Тема: Проценты в нашей жизни.................................14

Приложение 1……………………………………………………………..34

Приложение 2……………………………………………………………..36

Введение

Информационные технологии имеют огромный диапазон и потенциал возможностей для совершенствования учебного процесса средних учебных заведений и системы образования в целом. Одним из дидактических средств, обладающих значительным развивающим потенциалом, является мультимедиа, позволяющая использовать текст, графику, видео и мультипликацию в режиме диалога, что расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Изобразительный ряд, включая образное мышление, помогает обучаемому целостно воспринимать предлагаемый материал. Появляется возможность совмещать теоретический и демонстрационный материалы. Тестовые задания уже не ограничиваются словесной формулировкой, но и могут представлять собой целый видеосюжет.

Сегодня мультимедиа используется для разработки образовательных технологий и формирования новых эффективных средств обучения.

«Мультимедиа, представляют особый вид компьютерных технологий, которые объединяют в себе как традиционную статическую визуальную информацию (текст, графику), так и динамическую (речь, музыку, видеофрагменты, анимацию), обусловливая возможность одновременного воздействия на зрительные и слуховые органы чувств обучающихся, что позволяет создавать динамически развивающиеся образы в различных информационных представлениях (аудиальном, визуальном)».

В образовательном процессе активно применяются мультимедийные технологии как средства при проведении различного типа занятий. В процессе чтения лекций применяются презентации, содержащие различные виды информации: текстовую, звуковую, графическую, анимации. Большую популярность приобрели электронные учебники, где представлен достаточно широкий арсенал мультимедийных средств, что не идет в сравнение с использованием обычных «бумажных» учебников. Кроме того, электронный учебник является одним из инструментов самостоятельной подготовки обучаемого по предмету. На практических занятиях – использование тестовых программ для закрепления и контроля знаний, электронных обучающих тетрадей, интерактивных задачников с разным уровнем сложности представления информации, видео задач.

При подборе мультимедийного средства обучения преподавателю необходимо учитывать своеобразие и особенности конкретной учебной дисциплины, предусматривать специфику соответствующей науки, ее понятийного аппарата, особенности методов исследования ее закономерностей. Мультимедийные технологии должны соответствовать целям и задачам курса обучения и органически вписываться в учебный процесс.

В соответствии с требованиями к условиям реализации ФГОС нового поколения преподавание математики не может обойтись без использования информационных технологий, как инструмента для совершенствования и оптимизации учебного процесса.

Во время занятия презентация демонстрируется на экран большого размера, позволяя студентам хорошо видеть все, что на нем появляется.

Презентация применяется на различных этапах занятия. Например, на этапе актуализации опорных знаний, в ходе фронтального опроса, текст вопроса появляется на экране, а после правильного ответа студентов осуществляется переход по гиперссылке к слайду с визуализацией ответа. В качестве фреймовых опор визуализируются этапы решения задач, от которых легко и быстро можно перейти на слайд с новыми начальными условиями или рисунком, а затем продолжить решение задачи, а в случае необходимости вернуться назад к общей схеме. Это позволяет значительно экономить время и опрашивать большее количество студентов.

На этапе объяснения нового материала, широко используется анимация объектов. На некоторых слайдах присутствует до 20 эффектов анимации. Все дополнительные построения и описание этапов решения появляются не в готовом виде, а по ходу решения, что позволяет быстрее понять и запомнить их последовательность.

Благодаря возможностям Power Point в презентации вставлены видеоролики, позволяющие проиллюстрировать связь математики с медициной и с достижениями человеческой цивилизации.

Для закрепления нового материала используется разбор решения задач на готовых примерах. Это позволяет значительно увеличить объем решенных задач.

Подведение итогов занятия, рефлексия также проводится с помощью презентации. На слайде выводится своего рода «опорный конспект», и каждый студент сам для себя определяет степень усвоения новых знаний на данном аудиторном занятии, что будет создавать дополнительную мотивацию для выполнения домашнего задания по теме.

Студенты отмечают, что такие занятия красочные, наглядные, динамичные, запоминающиеся. К недостаткам можно отнести усталость глаз, ведь демонстрационный экран – это тот же монитор компьютера, только увеличенный в несколько раз. Поэтому необходимо проводить физкультминутки для глаз, а также разумно сочетать мультимедийное сопровождение занятий и традиционные методы преподавания математики.

Использование информационных технологий на занятиях по математике стимулирует познавательную активность студентов, облегчает восприятие новой информации, делает более успешным запоминание материала, основанного на динамичных зрительных образах, развивает пространственное воображение и умение логически мыслить.

АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Прежде чем рассматривать проблему использования активных и интерактивных форм и методов обучения, надо уточнить понятия.

Метод (от греческого methodos, что в дословном переводе на русский язык означает «путь исследования, теория» и способ достижения какой-либо цели или решения конкретной задачи

Метод рассматривают как сочетание способов и форм обучения, направленных на достижение определенной цели обучения. Метод содержит способ и характер организации познавательной деятельности студентов, то есть представляет собой систему совместных действий преподавателя и студентов, которые вызывают специфические изменения в психике, в деятельности субъекта учения, обеспечивающие формирование у субъектов учения определенного вида деятельности. Метод обучения может быть открыт, а способ обучения – изобретен.

Рассмотрим соотношение таких терминов как метод, методика, технология.

  1. Метод, лежащий в основе той или иной технологии, раскрывает структурный аспект всех выполняемых действий
  2. Методика реализуется в образовательной практике с помощью определенной системы методов и приемов.
  3. Технология обладает определенной системой предписаний, гарантированно ведущих к цели, т.е. инструментовкой всех действий для ее достижения

Активные методы

Что слышу - забываю; что вижу - помню;

что делаю - понимаю.

Конфуций

Активные методы - это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты. В основе традиционного объяснительно-иллюстративного подхода к обучению лежит принцип передачи студентам знаний в готовом виде. В случае же использования активных методов происходит смещение акцентов в направлении активизации умственной деятельности студентов.

Активные методы обучения позволяют решить одновременно три учебно-организационные задачи

1) подчинить процесс обучения управляющему воздействию преподавателя;

2) обеспечить активное участие в учебной работе как подготовленных студентов, так и не подготовленных;

3) установить непрерывный контроль за процессом усвоения учебного материала.

Активные методы
(классификация А.М. Смолкина)

Неимитационные

  1. проблемная лекция, лекция вдвоём, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция пресс-конференция;
  2. эвристическая беседа;
  3. поисковая лабораторная работа студента;
  4. учебная дискуссия;
  5. самостоятельная работа с литературой
  6. семинары;

Имитационные

игровые

  1. деловая игра;
  2. педагогические ситуации;
  3. педагогические задачи;
  4. ситуация инсценирование различной деятельности

неигровые

  1. коллективная мыслительная деятельность;
  2. ТРИЗ работа

Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса

1 этап – первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.

2 этап – контроль знаний (закрепление) , могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.

3 этап – формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы.

Интерактивные методы

От англ. (inter - “между”; act – “действие”)– позволяющие учиться взаимодействовать между собой. Интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностоориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, фасилитатора, создателя условий для инициативы учащихся. Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта.

Классификация интерактивных методов обучения

1. Творческие задания.

2. Работа в малых группах.

3. Обучающие игры.

3.1. Ролевые.

3.2. Деловые.

3.3. Образовательные.

4. Использование общественных ресурсов.

4.1. Приглашение специалиста.

4.2. Экскурсии.

5. Социальные проекты.

5.1. Соревнования.

5.2. Выставки, спектакли, представления и т.д.

6. Разминки (различного рода).

7. Изучение и закрепление нового информационного материала.

7.1. Интерактивная лекция.

7.2. Ученик в роли учителя.

7.3. Работа с наглядным пособием.

7.4. Каждый учит каждого.

7.5. Использование и анализ видео-, аудио- материалов;

7.6. Практическая задача, кейс-метод; разбор ситуаций из практики участника;

8. Работа с документами.

8.1. Составление документов.

8.2. Письменная работа по обоснованию своей позиции.

9. Обсуждение сложных и дискуссионных проблем

10. Тестирование, экзамен с последующим анализом результатом

Педагогический процесс в нашем учебном заведении предполагает обучение, обеспечивающее максимальное развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности, формирование познавательных интересов и способностей, творческой активности будущего специалиста.

При подготовке медицинского работника среднего звена применяются активные формы проведения занятий, где студенты являются “субъектом” обучения, выполняют творческие задания, манипуляции, вступают в диалог с преподавателем. Основные методы это творческие задания, вопросы от студента к преподавателю, и от преподавателя к студенту.

Значительная роль отведена также интерактивному обучению – обучению, построенному на взаимодействии всех студентов, включая преподавателя. Эти методы наиболее соответствуют личностно ориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и студент и преподаватель являются субъектами учебного процесса. Преподаватель чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы обучающихся.

Преподаватели специальных дисциплин применяют на занятиях игровое обучение. Игровое обучение – это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. Особенностями игрового обучения являются: творческий характер деятельности, импровизация; состязательность участников в процессе игры; имитационный характер деятельности, в которой моделируется профессиональная сторона жизни человека; ограниченность местом действия, продолжительностью, рамками пространства и времени.

При выборе и разработке практических ситуаций учитываются требования: содержание ситуации отражает реальные события и факты (заболевания пациентов, комплексная оценка здоровья и др.).

Деловые игры направлены на снятие определенных практических проблем, приобретение навыков выполнения конкретных приемов деятельности.
Ролевые игры позволяют отработать тактику поведения, действий конкретного лица воображаемой ситуации. Для проведения этих игр разрабатывается модель ситуации, между студентами распределяются роли (роль фельдшера, медицинской сестры, пациента и др.).

Активные методы, направленные на первичное овладение знаниями способствуют развитию мышления, познавательных интересов и способностей, формированию умений и навыков самообразования, но требуют значительного времени.

В практике преподавания дисциплин математического цикла в нашем учебном заведении применяется многообразие интерактивных форм обучения, которые обеспечивают педагогическое взаимодействие преподавателя и студентов.

Для решения воспитательных и учебных задач используются следующие интерактивные формы: интерактивная экскурсия; использование кейс - технологий; проведение видеоконференций; круглый стол; мозговой штурм; дебаты; фокус – группа; деловые и ролевые игры; анализ конкретных практических ситуаций; учебные групповые дискуссии; тренинги.


Умелое применение методов и приемов активной и интерактивной форм проведения занятий позволяет формировать познавательный интерес обучающихся с целью достижения определенных учебно-воспитательных целей и выполнения образовательных задач.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ "МАТЕМАТИКА"

ТЕМА: "Проценты в нашей жизни"

Пояснительная записка

"Подобно тому, как бывает болезнь тела, бывает также болезнь образа жизни".

Демокрит

Распространение среди подростков социально-обусловленных заболеваний (алкоголизм, наркотизация и т.д.) является одной из центральных психолого-педагогических проблем, с которыми сталкивается образовательное учреждение. Тяжелое экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового приводит общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам. Особенно трудно с этот период оказалось подрастающему поколению. Среди молодежи усиливается нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, распространяется аддитивное поведение. Среди основных тенденций, характеризующих наркологическую ситуацию в России, наибольшую тревогу вызывает неуклонное омоложение потребителей психоактивных веществ. Все больше фиксируется случаев, когда первая проба наркотических и других психоактивных веществ (ПАВ) приходится на возраст 6-10 лет.

За последние два десятилетия отмечают рост потребления психоактивных веществ (ПАВ), вызывающих зависимость, а также распространенность различных видов наркомании и токсикомании.

Показатель, распространенности токсикоманиями, алкоголизма среди подростков составляет 21,9 на 100 тыс. подростков и является самым высоким за последние 10 лет. Одновременно чрезвычайно высока численность подростков, злоупотребляющих алкоголем без признаков сформировавшегося алкоголизма (профилактическое наблюдение) – 827,1 на 100 тыс. подростков, что выше ее уровня в населении в целом в 3 раза.

Среди подростков уровень распространенности наркомании за последние 10 лет увеличился в 14 раз.

В настоящее время наркомания и алкоголизм приняли настолько угрожающую масштабность, что ставится под вопрос не только здоровье будущего поколения, но и общества в целом.

Актуальность проблемы повышается, что определяется множеством причин:

  1. Во- первых, это постоянный рост числа лиц подросткового и даже детского возраста, вовлекаемых в употребление ПАВ.
  2. Во-вторых, отчетливо заметна тенденция к снижению возраста начала употребления ПАВ.
  3. В-третьих, с развитием фармакологической и химической промышленности наблюдается расширение группы используемых психоактивных веществ, а также способов их введения.

Прогрессирующее ухудшение наркоситуации в России сопровождается также такими негативными тенденциями, как неуклонное «омоложение» современной российской наркомании (средний возраст 12-13 лет), повышение уровня вовлеченности в употребление, прямая зависимость между ростом случаев наркомании среди несовершеннолетних и ростом случаев правонарушений, совершаемых детьми и подростками в наркотическом и алкогольном опьянении или в связи со злоупотреблением наркотиками и алкоголем. У преобладающего большинства детей и подростков отсутствует примитивная психологическая защита и ценностные барьеры, обеспечивающие иммунитет в приеме наркотических веществ.

Таким образом, общество не может чувствовать себя в безопасности, не найдя эффективного механизма предупреждения наркомании и алкоголизма, их лечения и организации социального контроля над их распространением.

Тяжелые последствия наркомании в последние годы значительно усилилось эпидемическим распространением среди потребителей наркотиков ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов.

По данным международной статистики круг заболеваний, связанных с наркоманией, дает около 10% всех смертей и 20% госпитализаций. Поэтому, очень важно проводить работу по профилактике зависимости от психоактивных веществ в студенческой среде.

Термин аддиктивное поведение (от англ. addiction - пристрастие, пагубная привычка, порочная склонность) описывает злоупотребление изменяющими психическое состояние веществами (табак, алкоголь, наркотики и не входящие в список наркотиков вещества) без сформированной физической зависимости: обозначает не болезнь, а нарушение поведения.

Учитывая актуальность проблемы профилактики аддиктивного поведения среди подростков нами было проведено исследование.

Объект исследования – студенты Льговского медицинского колледжа в количестве 200 человека.

Предмет исследования

Мотивы курения и употребления алкоголя;

Осведомленность студентов по вопросам употребления психоактивных веществ.

Цель:

Выяснить причины употребления психоактивных веществ среди студентов и разработать профилактические мероприятия.

Задачи

Проанализировать литературные и Интернет источники по выбранной теме;

Разработать анкеты для выявления зависимости студентов от психоактивных веществ;

Провести анкетирование по всем специальностям;

Обработать и интерпретировать полученные данные, сделать выводы;

Разработать психопрофилактические мероприятия по предупреждению аддиктивного поведения среди студентов.

Гипотеза

Если использовать способы профилактики зависимости от психоактивных веществ в студенческой среде, то количество студентов их употребляющих уменьшится.

Методы и методики исследования : анкетирование и наблюдение.

Результаты исследования

После проведенного исследования получили следующие результаты:

По анкете №1.

Попробовали курить - 69% респондентов. В возрасте 10-13 лет - 25%, 14-16 лет - 62%, 17-18 лет - 13%

Мотивами курения у большинства студентов является: желание новых ощущений (48 %) и пример родителей (21 %).

На данный момент курят: 35% опрошенных, большинство из которых желают бросить курить, но не получается (69%) и им необходима помощь специалистов.

По анкете №2.

Употребляют алкоголь: 77% респондентов, хотя осознают, что это пагубная привычка. Начали употреблять алкоголь с 10 - 13 лет: 42%, с 14-18 лет: 58%, Первый раз попробовали алкоголь в компании (69%), с родителями (31%).

Большинство (52%) предпочитают пиво.

Наиболее благоприятными условиями для распития спиртных напитков являются:

Употребляют алкоголь дома и в компании друзей 40%, в кафе, баре 38%, на улицах, в

парках 22% Основным мотивом употребления алкоголя является стресс и депрессия (54%).

Готовы отказаться от употребления алкоголя 70%.

По анкете №3.

Никогда на пробовали наркотики 94% опрошенных.

Мотивами употребления наркотиков считают: получение удовольствия (37%), различные проблемы (21%), стресс (42%) и др.

У 83% респондентов нет знакомых, употребляющих наркотики.

Отношение к людям, употребляющим наркотики различное: равнодушное у 40%, жалость у 36%, презрение у 24%

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1. У большинства студентов имеются признаки аддитивного поведения.
  2. Однако, они признают, что это пагубная привычка и готовы от нее отказаться, но им необходима помощь специалистов.
  3. Знания студентов по профилактике применения психоактивных веществ ограничены.
  4. Для сохранения здоровья студентов необходимо проводить психопрофилактические мероприятия как индивидуальные, так и групповые.

Задумываясь над всем вышесказанным, мы решили предложить такое групповое профилактическое мероприятие по предупреждению аддиктивного поведения, которое разработали со студентами посещающими математический кружок. Мы решили связать между собой такую тему математики как "Проценты" и потребление ПАВ.

Почему мы выбрали тему «Проценты»?

Тема «Проценты» является универсальной в том смысле, что она связывает между собой многие точные и естественные науки, бытовые и производственные сферы жизни. Обучающиеся встречаются с процентами на уроках физики, химии, чтении газет, просмотре телепередач.

Проценты – это одна из сложнейших тем математики, и очень многие студенты затрудняются или вообще не умеют решать задачи на проценты. А понимание процентов и умение производить процентные расчёты необходимы для каждого человека. Прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, экономическую, демографическую и другие сферы нашей жизни. Изучение процента продиктовано самой жизнью. Умение выполнять процентные вычисления и расчеты необходимо каждому человеку, так как с процентами мы сталкиваемся в повседневной жизни.

Немецкий физик 18-го столетия Лихтенберг сказал: « То, что вы были принуждены открыть сами, оставляет в вашем уме дорожку, которой вы сможете снова воспользоваться, когда в том возникнет необходимость». Поэтому мы решили и сделали подборку задач где применяется знание данной темы.

Тема: Проценты в нашей жизни.

Методическая цель:

1. Внедрение технологии интерактивного обучения студентов.

2. Расширение знаний о применении процентных вычислений в задачах и из разных сфер жизни человека;

Цели занятия:

1. Образовательные:

  1. Обобщить учебный материал по теме «Проценты», представив его как систему знаний;
  2. выявить уровень овладения знаниями и качество знаний по данной теме;
  3. актуализировать имеющиеся знания;
  4. научить использовать приобретённые знания при решении задач;
  5. создать условия для объективной самооценки обучающихся;

2. Развивающие:

  1. Совершенствовать интеллектуальные умения (наблюдать, сравнивать, размышлять, применять знания, делать выводы);
  2. привить обучающимся умение выделять главное в материале с целью создания компьютерных презентаций;
  3. привить навыки работы с научно-популярной литературой, ресурсами Интернета;
  4. углубить знания обучающихся, расширить их кругозор;
  5. наглядно показать широкую сферу практического приложения знаний о процентах;
  6. развитие зрительного и мысленного анализа, умения выделять основное;
  7. развить умения планировать полный или частичный ход решения;
  8. осуществлять целенаправленные поисковые действия умственного и практического плана;
  9. развивать наглядно-образное мышления, умение самоорганизовываться, осуществлять самоконтроль, доводить начатое дело до результата;
  10. развитие познавательного интереса, мотивации обучения.

3. Воспитательные:

  1. Повысить интерес обучающихся к предмету;
  2. учить видеть практическую пользу знаний;
  3. воспитывать чувство любви к ближнему, доброжелательность, взаимовыручку;
  4. воспитывать прилежание, активность, внимание, умение переключаться с одного вида работы на другой;
  5. продолжить формирование коммуникативных умений.

Формируемые компетенции:

  1. Учебно-познавательные:

Ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы, формировать выводы;

Анализировать наблюдаемые факты, обозначать свою позицию по отношению к изучаемой проблеме;

Умение логически мыслить;

Умение планировать учебную деятельность с целью достижения прогнозированного результата.

Осуществление анализа собственной деятельности, способность к самооценке и рефлексии.

Выдвижение гипотез при решении учебно-познавательных проблем;

  1. Социокультурные:

Определить своё место и роль в коллективе;

Владеть нормами речевого этикета, умение понимать и использовать их в процессе общения.

  1. Коммуникативные:

Овладевать способами совместной деятельности в группе;

Владение различными видами речевой деятельности (монолог, диалог).

Уважение иной точки зрения;

Умение ценить совместную работу;

Умение выступать перед аудиторией;

Навыки работы в группе: способность к совместной работе ради достижения цели;

Умение представить аудитории итоги проделанной работы.

  1. Информационные:

- самостоятельно искать, извлекать, систематизировать и отбирать необходимую для решения учебно-производственных задач информацию;

Владеть навыками работы с различными источниками информации: учебниками и справочниками на бумажных и электронных носителях, Интернетом;

Ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное, необходимое;

Владение навыками работы с персональным компьютером для решения учебных задач;

  1. Здоровьесберегающие:

Знать и уметь применять правила техники безопасности в учебно-производственных ситуациях.

  1. Профессиональные:

Организовывать собственную деятельность,

Выбирать способы решения задач;

Владеть профессиональной терминологией;

Умение проявлять инициативу;

  1. Целостно-смысловые:

Владение способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;

Умение принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия.

Уровни усвоения учебного материала:

  1. Уровень: Студент должен знать:

Определение процента;

Определение концентрации растворов;

Методы решения задач на проценты.

II. Уровень: Студент должен уметь:

Решать основные задачи на проценты;

Составлять и решать пропорции;

Использовать математические методы в профессиональной деятельности.

Тип занятия: внеклассное мероприятие по предмету, по теме "Проценты"

Вид занятия: комбинированное

Технология:

  1. использование компьютерных технологий;
  2. представление презентаций;

Методы и приемы обучения:

  1. самостоятельная работа с последующей самопроверкой;
  2. проектная деятельность;

Межпредметные связи:

  1. Психология. «Аддиктивное поведение».
  2. Здоровье мужчины и женщины. «Действие ПАВ на организм человека».
  3. Медицинская статистика. «Демографический кризис в России»
  4. Акушерство и гинекология. «Течение нормальной беременности».
  5. Информационные технологии: «Работа с офисными программами».

Место проведения: учебная аудитория.

Оснащение:

  1. Компьютер, мультимедийный проектор.
  2. Мультимедийная презентация.
  3. Социальные ролики о вреде курения, алкоголизма и наркомании.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Слайд 1.

1. Из истории происхождения процентов

Слайд 2.

Слово «процент» происходит от латинского pro centum, что буквально означает «за сотню» или «со ста». Процентами очень удобно пользоваться на практике, так как они выражают целые части чисел в одних и тех же сотых долях.

Слайд 3.

Первые упоминания о процентах были еще в Вавилоне и Древнем Риме! Знак «%» происходит, как полагают, от итальянского слова cento(сто), которое в процентных расчетах часто писалось сокращенно cto . Существует и другая версия возникновения этого знака.

Слайд 4.

Предполагается, что этот знак произошел в результате нелепой опечатки, совершенной наборщиком. В 1685 году в Париже была опубликована книга "Руководство по коммерческой арифметике" Матье де ла Порта. В одном месте речь шла о процентах, которые тогда обозначались cto. Однако наборщик принял это " cto" за дробь и напечатал %. Так из-за опечатки этот знак вошел в обиход.

Проценты применялись только в торговых и денежных сделках. Затем область их применения расширилась, проценты встречаются в хозяйственных и финансовых расчетах, статистике, науке и технике, медицине. Ныне процент – это частный вид десятичных дробей, сотая доля целого (принимаемого за единицу).

Слайд 5.

В современной жизни знание процентов необходимо при: вычислении цен на распродаже, расчете тарифов за коммунальные услуги, подсчете голосов на выборах, начислении пени, оформлении кредита, начислении зарплаты, подсчете статистических данных, вычислении процентных отношений веществ и многого другого.

Слайд 6.

2. Решение задач на проценты разными способами

При решении задач на проценты применяют следующие правила:

  1. Нахождение процентов от числа:

Чтобы найти проценты от числа нужно, проценты превратить в десятичную дробь и умножить на это число.

  1. Нахождение числа по его процентам:

Чтобы найти число по его процентам нужно, проценты превратить в десятичную дробь и число разделить на эту дробь.

  1. Нахождение процентного отношения чисел:

Чтобы найти процентное отношение чисел, надо отношение этих чисел умножить на 100.

Задачи на проценты можно решать разными способами: составляя пропорцию; по действиям; обозначив неизвестное за х , составляя и решая уравнение; используя логические рассуждения; используя правила.

Слайд 7.

Мы в своем пректе предлагаем обсудить проблемный вопрос «Жить или... » и сделали подборку задач при решении которых вывод напрашивается сам собой. А вот выбор делать Вам.

Слайд 8.

Демокрит говорил: "Подобно тому, как бывает болезнь тела, бывает также болезнь образа жизни".

Слайд 9.

Современная молодежь считает: "Что не запрещено - то разрешено".

И именно в этом возрасте, только самое небольшое число подростков задумываются о своем здоровье и последствиях потребления психоактивных веществ (ПАВ). Привязанность к табаку, алкоголю, наркотикам может усугубиться настолько, что переходит в финальную стадию - зависимость. А это самое страшное. Поэтому, решая даные задачи, остановитесь и задумайтесь о том, что для вас важнее минутное удовольствие, или долгая и счастливая жизнь, в которой вы только начинаете строить планы.

Слайд 10 (видеоролик).

Наиболее опасное влияние на здоровье оказывает употребление табака, алкоголя, наркотиков. Под их воздействием поражаются внутренние органы (сердце, легкие, желудок и пр.), сосуды, головной мозг. Снижается работоспособность человека, ослабевает зрение, слух, память. Меняется поведение людей: они становятся неуправляемыми и способны совершать поступки, опасные для их жизни и жизни окружающих. Жизнь таких людей становится однообразной, они перестают стремиться к цели, их не интересует окружающий мир, они многое не узнают в жизни.

Это связано стем, сто попадая в организм ПАВ становятся неотъемлемой частью обменных процессов, и он начинает требовать тех компонентов, которые вредны для здоровья.

Слайд 11.

Задача 1. (Приложение 1)

При решении этой задачи получаем, что синильной кислоты содержится 1%, табачного дегтя – 15%, окиси углерода – 9%, полония – 6%.

Решение этой задачи наводит на мысль о том, что все ядовитые вещества влияют на органихм человека. В результате чего курильщики страдают от различных заболеваний.

Слайд 12.

Посмотрим данные статистики, они показывают, что среди курящих подростков мальчиков – 60%, девочек – 40%.

Задача 2. (Приложение 1)

Может быть решая эту задачу многие задумаются о том, почему же все-таки люди курят? А то, что начинается это в подостковом возрасте уже очевидно.

Решив задачу и получив ответ, можно сделать вывод, что почти половина подростков не задумывается о своем здоровье.

Слайд 13.

Задача 3. (Приложение 1)

Решив ее получаем 57,8 лет.

Курящие подростки чаще болеют.

Задача 4. (Приложение 1)

Решив задачу получаем – 14 учащихся по 2, 6 учащихся по 1 заболеванию. Т.е – ни одного здорового.

Слайд 14.

Дети, рожденные в семьях курильщиков в 4-5 раз чаще болеют простудными заболеваниями, хроническими воспалениями. Такие дети более раздражительные.

Слайд 15 (видеоролик).

Слайд 16.

Задача 5. (Приложение 1)

Решая задачу получаем: 4%, 9%.

Согласитесь с тем, что полностью здоровым этот малыш не будет, и всю жизнь ему придется расплачиваться за легкомыслие своих родителей.

Слайд 17.

Курение не только ухудшает здоровье всех членов семьи, но и серьезно подрывает семейный бюджет. А ведь эти деньги могли быть потрачены на полезные вещи.

Слайд 18.

Курение опасно не только для самого курильщика, но и для его окружающих. Нахождение в течение 8 часов в накуренном помещени равносильно пяти выкуренным сигаретам. Всемирная организации здравоохранения выдвинула тезис: «Право некурящих на чистый воздух выше права курящего на курение».

Слайд 19.

Причины, по которым подросток впервые попробовал алкоголь, могут быть разными: с подачи родителей или в компании сверстников. Но не стоит недооценивать вред алкоголя для молодого организма, даже если он пока ограничивается только пивом или баночными коктейлями.

Слайд 20 (видеоролик).

Удар в мозг. Содержащийся в алкогольных напитках этанол, он же этиловый спирт , влияет на головной мозг , который в подростковом возрасте находится на стадии структурных и функциональных изменении, поэтому особенно уязвим для влияния химических веществ. Результаты экспериментов на животных и добровольцах-людях показывают, что даже однократная и небольшая доза спиртного может нарушить химический механизм мозга, ответственный за обучение. Наступает задержка развития мышления, нарушается выработка нравственных и этических норм, могут угаснуть уже проявившиеся способности. Под действием алкоголя подросток буквально тупеет: и интеллектуально и эмоционально. А недостаточно зрелый мозг подростка быстрее формирует зависимость от алкоголя.

Удар в живот. Печень подростка разрушается под действием алкоголя гораздо быстрее, чем у взрослого человека, ведь проницаемость сосудистых стенок у подростков выше, а механизмы работы ферментов в печени еще не сформированы окончательно. Алкоголь приводит к жировому перерождению клеток печени и нарушению синтеза витаминов, ферментов, белкового и углеводного обмена. Наблюдаются и сбои в работе желудочно-кишечного тракта - под действием алкоголя изменяются свойства и количество желудочного сока, нарушается работа поджелудочной железы, что может привести не только к панкреатиту, но и к диабету. Даже самое легкое пиво - сильное мочегонное средство. И, если его употреблять регулярно, из организма вымываются минеральные и питательные вещества, потеря которых для растущего организма подростка может оказаться невосполнимой. А сладкие слабоалкогольные коктейли в баночках, очень популярные в подростковой среде - настоящая гремучая смесь из сахара, красителя и спирта. Которая, помимо дозы алкоголя, поставляет в организм подростка избыточное количество калорий. Нередко в таких баночках содержится и кофеин, негативно влияющий на нервную и сердечно-

сосудистую системы.

Удар по будущему. Сексуальные контакты без контрацепции в подростковой среде чаще всего случаются именно «по пьяни». Подобные случайные связи могут привести к заражению инфекциями, передающимся половым путем, гепатиту В и С, ВИЧ-инфицированию. Нередко незащищенный секс может стать причиной ранней беременности у девочек, аборта и следующих за ним гинекологическим проблемам.

Все остальное. Не закончивший свое формирование организм очень болезненно отвечает на поступающий в него этанол. Нарушается деятельность сердечно-сосудистой системы: появляются тахикардия, перепады артериального давления. Иммунная система перестает полноценно выполнять свои функции: употребляющий алкоголь подросток становится очень восприимчив к инфекционным заболеваниям. И не только простудным - среди выпивающих молодых людей нередко встречаются инфекции мочевыводящих путей и почек и хронические воспалительные заболевания дыхательных путей, нередко осложняющиеся еще и курением.

Слайд 21.

Демографический кризис в России в высокой степени является результатом алкогольной сверхсмертности.

Задача 6. (Приложение 1)

Ответ: 541500 человек.

Слайд 22 (видеоролик).

Возраст приобщения к алкоголю по сравнению с советским периодом снизился с 17 до 14 лет.

Слайд 23.

Задача 7. (Приложение 1)

Ответ: 896 студентов.

Пьющие люди не думают не только о своем здоровье, но и о здоровье своих будущих детей.

Слайд 24(видеоролик).

Слайд 25.

Задача 8. (Приложение 1)

Ответ: 570150 детей могли бы родиться здоровыми.

Наркомания – беда 21 века. И возраст современной наркомании постепенно уменьшается. Как много соблазнов и опасностей таит в себе жизнь, и как порой трудно их разглядеть, почувствовать, распознать, особенно когда ты молод, полон надежд и веришь, что впереди только лучшее. Но соблазны буквально подстерегают подростков на пути и они могут без особых усилий попасть в их тонкие сети. Одним из таких соблазнов, пожалуй самых страшных, часто смертельно опасных стала наркомания. Молодое поколение практически не задумывается о том, к каким последствия может привести употребление наркотиков.

Слайд 26 (видеоролик).

Слайд 27.

Задача 9. (Приложение 1)

Ответ: около 0,03%.

Слайд 28.

Наркомания - (от греч. оцепенение, сон, безумие) – это тотальное поражение личности, к тому же в большинстве случаев сопровождающееся осложнениями со стороны физического здоровья.

Физическая зависимость развивается в результате того, что организм "настраивается" на прием наркотиков и включает их в свои биохимические процессы. Объяснить коротко и понятно, что происходит при этом, невозможно. Главный принцип прост: наркотики - каждый препарат по-своему - начинают выполнять функции, которые раньше обеспечивались веществами, производящимися самим организмом.

Слайд 29 (видеоролик).

Слайд 30.

Среди беременных, к сожалению, наркомания встречается все чаще. Наркотики оказывают куда больший вред еще неродившемуся ребенку, чем его матери. Такой ребенок после рождения становится сам предрасположен к наркомании. Практически все наркотики вызывают задержку физического и умственного развития плода, а некоторые угрожают его жизни, провоцируют невынашивание, всевозможные пороки развития.

Что чувствует плод во время наркотического опьянения матери или во время "ломки", которую она испытывает? Скорее всего, то же, что им мать. Наркотические вещества проникают через плаценту в кровь плода и вызывают изменения в его психике. Мать, употребляющая наркотики, рискует получить не только физически слабого ребенка с "запрограммированной" умственной отсталостью, но и психического инвалида.

К сожалению, постоянная "бомбардировка" организма ребенка токсичными для него веществами не ограничивается наркотиками. Их употребление, как правило, сопровождается курением и принятием алкоголя. В результате эффект злостного воздействия на плод умножается многократно.

Кроме того, при применении ряда наркотических веществ значительно увеличивается риск передачи опасных гемотрансмиссивных инфекций, таких как ВИЧ и гепатиты, а ребенок практически в 100% случаев заражается ими от матери.

Дети женщин, употреблявших при беременности наркотики, рождаются с наркотической зависимостью, через несколько часов после рождения у них начинается синдром отмены – ломка, которая очень тяжело протекает и при отсутствии адекватной помощи может стоить ребенку жизни.

Слайд 31 (видеоролик).

Слайд 32.

Наркологи утверждают, что эффективность лечения наркомании составляет 3-5%.

Задача 10. (Приложение 1)

Ответ: 95-97 человек из 100 обратившихся, так и не перестанут употреблять наркотики.

Слайд 33 (видеоролик).
3. Вывод:
Юноши и девушки! Вы познакомились с вредом, наносимым организму алкоголем, наркотиками, табаком. Вы внимательно просмотрели презентацию? А теперь сделайте свой выбор.
Подумайте о том, что вас ждет впереди.Алкоголь, наркотики, табак коварны, и расплата неотвратима.

Трудно бороться с вредными привычками? Безусловно, но если подойти к этому делу со всей серьезностью, изучить некоторые приемы, то порвать с вредными привычками сможет практически любой человек.

Слайд 34.

Необходимо сосредоточить основные усилия на формировании положительных привычек, а не только на избавлении от вредных привычек.

О вреде курения и алкоголизма, а уж тем более наркомании, сейчас говорят очень много. Все знают, что здоровье и эти вредные привычки – несовместимы. И всё же с каждым днём всё больше молодых людей, которые начинают либо курить, либо выпивать, а кто-то идёт и на самое страшное – принимает наркотики. Им нужно знать, что всё это ведёт к болезням и очень ранней смерти. Мы должны сами бережно относиться к своему здоровью и к своей жизни. Жизнь – это самое прекрасное, что есть на земле. Курильщиками, алкоголиками и наркоманами не рождаются, ими становятся в силу многих причин. Здоровье любого из нас – это самый драгоценный дар, который даёт нам природа. Ни за какие деньги нельзя приобрести безотказное сердце, могучие лёгкие, налитые силой мускулы. Здоровье потерять легко, а вот вернуть – очень и очень трудно.

Схватка с самим собой – дело не легкое. Преодоление вредной привычки – наиболее сильное испытание воли.

Самое трудное – суметь преодолеть искушение наедине с самим собой.

Испытайте и закалите свою волю, выработайте самодисциплину, совершенствуйте самоорганизацию.

Помните: здоровье, радости жизни и счастье в ваших руках.

Приложение 1.

Задачи на проценты.

Задача 1.

В табачном дыме одной сигареты содержится много ядовитых веществ, разрушающих организм, например никотина – 2%. Определить % содержание самых ядовитых веществ: синильной кислоты, табачного дегтя, окиси углерода, полония - в одной сигарете. Если синильная кислота составляет 1/2 часть никотина, табачного дегтя в 7,5 раз больше. Чем никотина, окись углерода составляет 3/5 от количества табачного дегтя, полоний составляет 2/3 от количества окиси углерода.

Задача 2.

Данные статистики показывают, что среди курящих подростков мальчиков – 60%, девочек – 40%.

Определить используя статистические данные, сколько курящих подростков в школе, если в ней 350 мальчиков и 390 девочек.

Задача 3.

Курящие дети сокращают жизнь на 15%.

Определить, какова продолжительность жизни (предположительно) нынешних курящих детей, если средняя продолжительность жизни в России 68 лет.

Задача 4.

При проверке состояния здоровья группы студентов колледжа из 20 человек со стажем курения 3-5 лет, обнаружено, что 70% из них имеют по 2 заболевания (органов дыхания и пищеварения). Остальные – по 1 заболеванию. Определить, сколько студентов этой группы имеют по 2 и сколько по 1 заболеванию?

Задача 5.

Средний вес новорожденного ребенка 3 кг 300 г. Если у ребенка курит отец, то вес малыша будет меньше среднего на 125 г, а если курит мать – меньше на 300 г. Определить, сколько % в весе теряет новорожденный, если курит папа, а если мама?

Задача 6.

25 % смертей в России прямым или косвенным образом связано с алкоголем. Вычислить какое количество людей погибает ежегодно преждевременно, если средняя смертность по России за год составляет 2 млн. 166 тыс. человек.

Задача 7.

Около 70% подростков потребляют алкогольные напитки. Определить какое количество студентов колледжа употребляют алкоголь, если в нем обучаются 530 юношей и 750 девушек.

Задача 8.

Более 90% детей в России страдающих физическими и психическими расстройствами – это дети пьющих родителей. Вычислить, какое количество детей родившихся за год могло бы быть здорово, если их родители не употребляли бы алкоголь. По данным статистики в среднем за год в России рождается 1 млн. 267 тыс. детей и ½ из них с различными видами заболеваний.

Задача 9.

В России проживает 142 млн. 857 тыс. человек, ежегодно от

употребления наркотиков гибнут 40 тыс. человек. Вычислить, сколько % от общего количества населения умирает от наркотиков.

Задача 10.

Наркологи утверждают, что эффективность лечения наркомании составляет 3-5%.
Вычислить, сколько человек из 100 обратившихся за помощью к наркологу так и не перестанут употреблять наркотики.

Литература

  1. «Внеклассная работа по математике», Альхова З.Н., Макеева А.В., Саратов ОАО Издательство «Лицей»,2003.
  2. Алипов В.И,Алкоголизм и материнство,Л.,1999
  3. Анисимов Л.Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодёжи. М.: Юридическая литература, 1988.
  4. Буянов М.И. Размышления о наркомании: Книга для учителя. М.: Просвещение,1990.
  5. Воспитательная работа в школе 1005. №3.
  6. Горкова Л.Л. Почему это опасно. М.: Просвещение,1989.
  7. Гурски С.,Внимание-наркомания!,М.,2001
  8. Деглин В.Я. Пагубные пристрастия. М.: Знание,1972.
  9. Дорофеев Г.В., Седова Е.А. Процентные вычисления. М. Дрофа 2003.
  10. Запорожченко В.Г,Образ жизни и вредные привычки,М.,1984
  11. Классный руководитель 2001. №8.
  12. Классный руководитель 2007.№5,№6.
  13. Наркомании и их профилактика: Учебное пособие, составители: Лиферов А.П. и др.; Рязанский государственный педагогический университет им. С.А.Есенина.- Рязань,2004.
  14. Макеева А.Г. Не допустить беды,- М.: Просвещение,2003.
  15. Профилактика подростковой наркомании: наглядно-методическое пособие.- М.: Центр «Планетариум»,2003.
  16. Шереги Ф.Э., Арефьев А.Л. Наркоситуация в молодёжной среде: структура, тенденции, профилактика, - М.: Издательский Дом «Генжер».-2003.
  17. Ягодинский В.Н. Уберечь от дурмана: Книга для учителя. М.: Просвещение,1989.
  18. Ягодинский В.Н. Школьникам о вреде никотина и алкоголя: Книга для учителя. 2-е изд., переработанное. М.: Просвещение, 1986.

Применение активных и интерактивных форм и методов при ведении учебных занятий в учреждении СПО. В нашей стране произошли большие изменения в системе образования. Внедряемые, новые образовательные стандарты требуют масштабной перестройки учебно-воспитательного процесса, результатом которой являются потребности, желания и умения обучающихся, самостоятельно повышать свой уровень образованности. Работая с подростками среднего профессионального образовательного учреждения, часто сталкиваешься с отсутствием мотивации обучения, потребности в самосовершенстве, неумением приобретать знания и применять их на практике, поэтому, в этих условиях, занятия, разработанные только традиционным методам, будут неэффективны. Традиционный метод предусматривает взаимодействия преподавателя и студента, в котором преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а студенты выступают в роли довольно пассивных слушателей, подчиненных указаниям преподавателя. Для построения учебного процесса в учреждениях СПО следует применять активные методы, которые характеризуются формой взаимодействия преподавателя и студентов друг с другом, при этом студенты не являются пассивными слушателями, а играют роль активных участников образовательного процесса. Преподаватель и студенты имеют равные права. Стиль управления занятием в данном случае более демократичен. Построение учебного процесса на принципах активного обучения создает эмоционально-комфортную атмосферу в группе, благоприятные условия для протекания процесса социализации студента, тесное взаимодействие педагогов и родителей. Кроме того, активные формы проведения занятий способствуют целенаправленной активизации мышления, когда студент вынужден быть активным независимо от его желания; достаточно длительное время активности обучаемых (в течении всего занятия); повышенной самостоятельной степени мотивации творческой выработке эмоциональности решений, обучаемых; взаимодействие обучаемых строится преподавателем посредством прямых и обратных связей. Студенты средних профессиональных образовательных учреждений относятся к категории старших подростков, имеют свои возрастные особенности. В этом возрасте для подростка огромное значение имеют эмоциональные контакты. Поиск новых, оценка имеющихся контактов заполняют все время подростков. Для организации учебного процесса целесообразно использовать и интерактивные формы работы, такие как, работу в парах, в группах, т. к. такие формы работы способны негативную сторону потребности в общении перенаправить на совершенствование образовательного уровня студентов. Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестаѐт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даѐт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы. Для решения воспитательных и учебных задач преподавателем могут быть использованы следующие активные и интерактивные формы: 1) активные и интерактивные лекции; 2) дискуссии; 3) разбор конкретных ситуаций; 4) деловые игры; 5) психологические и иные тренинги; 6) компьютерные симуляции. 1. Активные и интерактивные лекции могут проводиться в разных формах: проблемная лекция, лекция с запланированными ошибками, лекциявизуализация, лекция-диалог, лекция с разбором конкретных ситуаций и т. д. Лекция является наиболее распространенной и сравнительно простой формой активного вовлечения студентов в учебный процесс. Она предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Преимущество лекции состоит в том, что она позволяет привлекать внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей студентов. Эффективность лекции в условиях группового обучения снижается из-за того, что не всегда удается каждого студента вовлечь в двусторонний обмен мнениями. В первую очередь это связано с недостатком времени, даже если группа малочисленна. В то же время групповая беседа позволяет расширить круг мнений сторон, привлечь коллективный опыт и знания, что имеет большое значение в активизации мышления студентов. Участие слушателей в лекции-беседе можно привлечь различными приемами, например, озадачивание студентов вопросами в начале лекции и по ее ходу. Вопросы могут быть информационного и проблемного характера для выяснения мнений и уровня осведомленности студентов по рассматриваемой теме, степени их готовности к восприятию последующего материала. Вопросы адресуются всей аудитории. Студенты отвечают с мест. Если преподаватель замечает, что кто- то из студентов не участвует в ходе беседы, то вопрос можно адресовать лично тому студенту или спросить его мнение по обсуждаемой проблеме. Для экономии времени вопросы рекомендуется формулировать так, чтобы на них можно было давать однозначные ответы. С учетом разногласий или единодушия в ответах преподаватель строит свои дальнейшие рассуждения, доказательно изложить имея при очередное этом возможность понятие наиболее лекционного материала. Студенты, продумывая ответ на заданный вопрос, получают возможность самостоятельно прийти к тем выводам и обобщениям, которые преподаватель должен был сообщить им в качестве новых знаний, либо понять важность обсуждаемой темы, что повышает интерес и степень восприятия материла студентами. Эффективное всевозможных чтение лекции иллюстративных предполагает средств, использование например: аудио- и видеоматериалов, фрагментов кино, демонстрацию слайдов проектором на экране или печатного материала с помощью диапроектора. Сегодня все чаще при чтении лекций демонстрируются компьютерные презентации (в Power Point). 2. Дискуссия как один из активных методов проблемного обучения находит всѐ большее применение и организуется в форме круглого стола, конференции, пресс-конференции и др. Данный метод реализуется в форме обсуждения вопросов группой людей, участников дискуссии. Это, как правило, процедура выработки общего мнения. В отличие от конфликтности и борьбы мнений, свойственных спору и полемике, дискуссия характеризуется целенаправленностью и стремлением к компромиссу. Поэтому дискуссию можно рассматривать как деятельность, которая, в отличие от спора, не разъединяет, а объединяет. Еѐ цель – достижение максимально возможной в данных условиях степени согласия ее участников по обсуждаемой проблеме. 3. Разбор конкретных (производственных) ситуаций - метод, с помощью которого значительно облегчается и качественно улучшается обмен идеями в группе обучающихся. При этом кейс (от англ. case – случай, обстоятельство) рассматривается как описание ситуации или случая, которые используют для обучения, оценки и поиска наиболее эффективного и (или) быстрого решения. Этот метод ещѐ определяют как ситуационный анализ. Суть метода выражается в следующем: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций. Студентам предлагают осмыслить реальную жизненную или производственную ситуацию (ситуацию в организации), описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, которые видят в нем возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию к учебе. 4. Деловая игра - это метод группового обучения совместной деятельности в процессе решения общих задач в условиях максимально возможного приближения к реальным проблемным ситуациям. Деловые игры в профессиональном обучении воспроизводят действия участников, стремящихся найти оптимальные пути решения производственных, социально-экономических и других проблем. Началу деловой игры предшествует изложение проблемной ситуации, формирование цели и задач игры, организация команд и определение их заданий, уточнение роли каждого из участников. Взаимодействие участников игры определяется правилами, отражающими фактическое положение дел в соответствующей области деятельности. Подведение итогов и анализ оптимальных решений завершают деловую игру. С помощью деловой игры можно определить: наличие тактического и (или) стратегического мышления; способность анализировать собственные возможности и выстраивать соответствующую линию поведения; способность анализировать возможности и мотивы других людей и влиять на их поведение. В учебном процессе можно применять различные модификации деловых игр: имитационные игры, исполнение ролей (ролевые игры), «Деловой театр» (метод инсценировки), игровое проектирование. 5. Психологические и иные тренинги обучения, целью которой является это интерактивная форма формирование недостающих поведенческих навыков и умений. Эта форма групповой работы позволяет работать с жизненными ситуациями. Тренинг как форма групповой работы позволяет использовать самые разнообразные интерактивные технологии. Активные групповые методы, применяемые в тренинге, составляют три блока: дискуссионные методы (групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики, моделирование практических ситуаций, метод кейсов и др.); игровые методы (имитационные, деловые, ролевые игры, мозговой штурм и др.); сенситивный тренинг (тренировка самопонимания, межличностной чувствительности, эмпатии к другим людям). В ходе тренинга развивающаяся группа оказывает воздействие на каждого члена группы в трех плоскостях: познавательной, эмоциональной, поведенческой. 6. Компьютерные симуляции - это моделирование учебной ситуации и последовательное ее проигрывание с целью решения на компьютере. Симуляции представляют некоторую часть окружающей действительности, они позволяют изучать те аспекты действительности, которые не могут быть изучены другим способом по соображениям безопасности, этики, высокой стоимости, необходимого технического обеспечения или масштаба изучаемого явления. Симуляции помогают наглядно представить абстрактные понятия. Компьютерная симуляция как интерактивная форма обучения обладает огромными возможностями: создаѐт образ реальных атрибутов деятельности; выступает как виртуальный аналог реального взаимодействия; создаѐт условия замещения реального профессиональных ролей; исполнения социальных является формой контроля или эффективности профессионального обучения. Рассмотренные активные и интерактивные формы обучения позволяют решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков у студентов СПО. Данное обучение помогает установлению эмоциональных контактов между обучающимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, обеспечивает высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность. Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их переключать внимание на узловые вопросы темы занятий. Литература. деятельности, 1. Балаев А.А. Активные методы обучения. М., 2006. 2. Башмакова В.А. Условия развития универсальны х учебных действий старших подростков в системе среднего профессионального образования// «Сибирский педагогический журнал» . – 2012. №4. 3. Вербицкий А.А. Деловая игра как метод активного обучения // «Современная высшая школа». – 2005. - №3. 4. Погребная Я.А, Герасимова В.А. . Активные и интерактивные методы обучения. Учебно-методическое пособие. М., 2012. 5. Ступина, С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: уч. метод. пособ. / С.П. Ступина. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2009.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: