Юридическая риторика прикладная отрасль риторического знания. Судоговорение в Древнем Риме. Риторика: определение понятия

Изучение этой темы необходимо начать с усвоения задач курса «Юридическая риторика». Далее необходимо усвоить понятия: юридическая риторика, речевая культура юриста, судебное красноречие, качества воздействующей речи.

В Древней Греции сложилась теория красноречия. Она включала пять классических вещей:

1. Нахождение – систематизация содержания речей и используемых в них доказательств.

2. Расположение – деление речи по композиционным частям.

3. Словесное выражение – украшение речи, использование тропов и фигур речи.

4. Запоминание.

5. Произнесение.

В современном понимании риторика – это наука об искусстве публичного выступления. Слово «риторика» означает «ораторское искусство». Таким образом, риторика – это наука об ораторском искусстве, о мастерстве публичного выступления перед аудиторией.

Юридическая риторика – это комплекс знаний, умений и навыков юриста по подготовке и произнесению судебной речи, а также использование риторических знаний во время проведения бесед и консультирования доверителей и участия в проведении переговоров.

Один из важнейших вопросов, какими качествами должен обладать человек, чтобы стать оратором. Ответ на этот вопрос нам дает М.В. Ломоносов:

К приобретению искусства красноречия требуется пять следующих следствий:

1. Природные дарования (душевные и телесные).

2. Наука (познание нужных правил, которые показывают подлинный путь к красноречию).

4. Упражнение в сочинении.

5. Знание других наук.

По мнению Цицерона, судебному оратору необходимо следовать четырем принципам:

Говорить ПРАВИЛЬНО,

И СООТВЕТСТВЕННО СОДЕРЖАНИЮ.

Поскольку после изучения курса мы ожидаем, что Вы сможете использовать полученные риторические знания в процессе делового юридического общения, то мы считаем необходимым самостоятельное чтение и анализ судебных речей, а также подготовку и произнесение на семинарских занятиях самостоятельных монологов, диалогов, этапов интервью, консультирования, ведения деловых переговоров и речей в судебных прениях.

А.А. Волков выделяет следующие виды словесности:

1. Фольклор.

2. Документ.

3. Дидактичекская литература.

4. Историческая литература.

5. Художественная литература.

6. Ораторская проза (судебная, политическая, показательная, пропагандистская, академическая) – один из важнейших источников образования ритора, ибо на образцах ораторской прозы вырабатывается искусство аргументации.

Ораторская проза – вид литературы, так как она представляет собой обработанные записи ораторских речей. Часто опубликованное произведение содержит то, что ритору не удалось сказать. Изучение ораторской прозы обогащает познания ритора, представляет образцы стиля.

7. Философская литература.

8. Научная литература.

9. Техническая литература.

10. Эпистолография (письма и послания).

11. Юридическая проза – особый и значительный вид словесности. Юридическая проза, обладающая собственным типом терминологии и собственной техникой аргументации, содержит нормы права, их философское и практическое обоснование.

12. Публицистика.

13. Духовная словесность.

Начнем с того, что ознакомимся со всеми видами монологической речи:

1. Описание – изображение состояния предмета речи посредством перечисления его частей, свойств, признаков, видов, объединяющее позиции участников общения.

2. Повествование – изображение предмета речи в изменении, как последовательности переживаемых событий или действий, разделяющее позиции участников общения.

3. Рассуждение – обоснование представления говорящего о предмете посредством доводов, с которыми получатель высказывания соглашается, присоединяясь тем самым к представлению говорящего.

Фактура, форма (диалогическая или монологическая), как и строение текста, задаются типом его содержания.

«Истинный оратор должен исследовать, переслушать, перечитать, обсудить, разобрать, использовать все, что встречается человеку в жизни, так как в ней вращается оратор и она служит ему материалом».Цицерон.

После изучения первой темы Вы должны усвоить следующие риторические термины: риторика, риторические приемы, семантика.

В Словаре русского языка риторика определяется так:

1.Теория красноречия, наука об ораторском искусстве.

2.Излишняя приподнятость изложения, напыщенность.

3.В старину: название младшего класса духовной семинарии.

Риторика (retorike - слово греческого происхождения) – это наука об искусстве публичного выступления.

Риторика - это наука и искусство убедительной и эффективной речи в различных ситуациях делового общения. В качествеобъекта изучения данной дисциплины выступают устные и письменные тексты, такие, как доклад на собрании, переговоры, публичные речи в судебных процессах и т.д. Данная учебная дисциплина призвана научить, как при помощи речи можно эффективно воздействовать на аудиторию.

Как предмет риторика сложилась раньше других филологических дисциплин. Грамматика, поэтика, история литературы, стилистика возникли позднее риторики и в течение долгого времени развивались как предметы подготовительные для изучения риторики.

Особенность риторики как учебного предмета заключается в том, что она преподается в виде определенных положений, правил. Эти правила не являются обязательными предписаниями, они лишь обобщают опыт известных ораторов, указывая на трудности, с которыми встречается каждый, кто готовится к публичному выступлению.

Термин «риторика » отличается многозначностью. Из наиболее распространенных его значений необходимо выделить: «красноречие», «ораторское искусство».

Красноречие – есть умение говорить интересно, хорошо, логично. Другими словами, говорить красно, то есть красиво.

Выражение ораторское искусство имеет несколько зна­чений. Под ораторским искусством понима­ется высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым убеждающим словом. Это искусство по­строения и публичного произнесения речи с целью оказа­ния желаемого воздействия на аудиторию. Подобное определение ораторского искусства было при­нято еще в античные времена. Например, Аристотель оп­ределял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предме­та». Эта традиция была продолжена и в русской риторичес­кой науке, например, в трудах М. В. Ломоносова.

Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства.

Многие современные исследователи рассматривают ора­торское искусство как один из специфических видов чело­веческой деятельности, овладеть которым обязан каждый, кто по роду своей деятельности связан с устным словом.

Как учебная дисциплина юридическая риторика преследует своей целью формирование языковой личности юриста и предполагает специальное (юридическое) образование, а также основы лингвистических знаний, осознанную мировоззренческую позицию, владение предметом аргументации и использование уместной техники речи.


Юридическая риторика как наука – это наука об ораторском искусстве, применимая в коммуникативной деятельности юристов. Юридическую риторику следует понимать как комплекс знаний по подготовке юриста к произнесению публичной судебной риторики сообразно с требованиями процессуального права, как умение построить объективно аргументированное рассуждение, формирующее научно-правовые убеждения; как умение воздействовать на правосознание людей.

Главная цель изучения риторики практическая - владение искусством убеждающего слова. Искусство слова - самое нужное, но и самое сложное из всех искусств, поэтому освоение его требует серьезного труда и основательной подготовки.

Связь риторики с другими науками. Риторика связана со следующими науками: философией, логикой, психологией, педагогикой, этикой, эстетикой и лингвистическими науками.

Риторика опирается на основные категории, которые могут быть представлены двумя схемами:

Схема Квинтилиана: Изобретение, расположение, исполнение.

Эта схема есть методика подготовки устной речи и ее произношения. Данная схема безразлична к содержанию речи.

Схема Аристотеля: Этос, пафос, логос.

Затрагивается действительность, речь превращается в процесс общественной жизни.

Под этосом античная традиция понимает условия и соглашения, на основе которых ритору дозволена действительность. Данные условия предлагает получатель речи создателю речи. Эти условия касаются времени, действия, сроков, предвидения речи, темпа речи.

Под пафосом понимается замысел речи, то есть пафос предполагает внесение новизны в речь, то есть то, для чего строится речь.

Под логосом понимают словесное наполнение речи, то есть воплощение замыслов в слове, то есть эмоции.

Структура риторики. Риторика подразделяется на общую и частную.

Общая риторика иногда используется как синоним "неориторика". В общей риторике развернута система правил образования речи.

Частная риторика главным своим содержанием имеет прежде всего классификацию родов и видов прозаических произведений. В каждом отдельном случае авторы различных пособий предлагают правила организации (построения) высказываний в соответствии с общими требованиями “искусства речи”. Следует подчеркнуть, что частная риторика имеет разные варианты названия: “прикладная”, “специальная”, “краткая ” и т.п. Каждая из частных риторик имеет свои особенности, достоинства и недостатки. Ряд положений и рекомендаций, которые дают авторы пособий, несомненно, устарел, но немало и таких положений, заданий формулировок, которые представляют теоретический и практический интерес до настоящего времени.

Российские частные методики выделялись как самостоятельные, исходя из целей и задач общения, социальной группы, в которой происходило общение.

Именно условия общения определяли в частных риториках речевые жанры, закрепленные за определенным видом красноречия. Например, для академического красноречия это, прежде всего, такие жанры, как лекция, речи, произнесенные на торжественных собраниях.

Особо следует выделить наиболее развитое в России юридическое красноречие, ориентированное на устную форму, причем ряд рекомендаций того времени до сих пор не утратил актуальности для обучения любой профессиональной устной речи.

Судебное красноречие в России достигло своего расцвета, как известно, во второй половине девятнадцатого века, предпосылкой к развитию которого послужила судебная реформа 1864 года, сделавшая судебный процесс гласным, своеобразным совершенством обвинения и защиты. Правильно, логично, доказательно построенная речь обвинения и защиты нередко могло служить основанием для того или иного приговора.

Судебные речи таких известных судебных ораторов как К.К. Арсеньева, Н.П. Карабчевского, Ф.Н. Плевако, Н.Ф. Кони, П.С. Пороховщикова, являясь образцами для юристов, в то же время служат образцовыми текстами, на основе которых учатся аргументированности, логичности, доказательности не только будущие юристы, но и будущие специалисты в других областях знаний, чья профессиональная деятельность требует умений создавать речи для публичных выступлений.

В юридической риторике основной акцент делается на знание правовых норм, большую роль играет и умение правильно, стилистически корректно строить речь, подбирать слова и обороты, которые точнее соответствуют целям судебной полемики. Игнорирование лингвистического аспекта отрицательно влияет на образ судебного оратора, приводит к ошибкам при вынесении судебного решения, искажает смысл и идею интеллектуального спора, снижает уровень культуры правосудия целом.

Риторика (греч. rhetorike – «ораторское искусство») – научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста. В древности риторика понималась как искусство оратора, искусство устного публичного выступления, т. е. только в прямом значении слова. Риторику можно рассматривать с различных позиций: как искусство речи и теорию этого искусства, как научную дисциплину, основанную на богатой культурной традиции, общую теорию мыслительно-речевой деятельности. Прежде чем установить предмет риторики, необходимо учесть тот факт, что за 2,5 тыс. лет существования данной науки в качестве определения использовались сотни формулировок. Среди них выделяют три основные направления. 1. Первое, условно называемое греческим, трактует риторику как «искусство убеждения» (центральное понятие у Платона, Аристотеля). 2. Второе направление связано в большей мере с римской традицией понимать риторику как «искусство говорить хорошо». С этого времени в риторике усиливается интерес к литературно-языковому компоненту. 3. Третье характерно для средневековья и начального периода Возрождения, в нем риторика является «искусством украшения». В результате возрастания интереса риторов к литературному компоненту усилилась эстетическая характеристика речи, что в итоге привело к распаду единства логоса (мысли) и выражения (языка). Каждое из перечисленных выше направлений, определяющих предмет и устанавливающих задачи риторики сообразно ему, не может быть строго приписано определенному периоду развития данной дисциплины, они полноправно сосуществуют и отражают объект с разных сторон.

2.Соотношение науки риторики с учебной дисциплиной. В науке традиционно различают общую и частную риторику. Общая риторика представляет собой науку об универсальных принципах и правилах построения хорошей речи, не зависящих от конкретной сферы речевой коммуникации; частная – рассматривает особенности отдельных видов речевой коммуникации в связи с условиями коммуникации, функциями речи и сферами деятельности человека. В современной риторике термин «общая риторика» имеет также второе значение – одно из направлений неориторики. В настоящее время различают столько же частных риторик, сколько существует сфер коммуникации, функциональных разновидностей языка, а в ряде случаев – и более мелких функциональных подразделений (например, риторика телевизионного выступления является подразделом публицистической риторики). В тот или иной период развития общества конкретные виды речевой коммуникации занимают доминирующее положение и оказывают наибольшее воздействие на сознание людей. Поэтому и изучающие их риторические дисциплины вызывают наибольший интерес. В настоящее время подобная роль отводится риторике средств массовой информации, политической и деловой (коммерческой) риторике. В науке также существует подразделение риторики на теоретическую, прикладную и тематическую. Теоретическая риторика – это раздел общей риторики, который занимается научным исследованием правил построения качественной речи. Прикладная же в данном случае использует уже найденные правила, закономерности и лучшие образцы наиболее успешных речей в практике обучения словесности. Эти два подразделения тождественны по содержанию научной и учебной риторике. Тематическая риторика получила распространение в США. Она изучает объединение различных видов словесности вокруг одной актуальной темы(например, выборов президента).



3.Общая риторика. В науке о риторике ученые выделяют две области: общую риторику и частную.

Предметом общей риторики являются общие закономерности речевого поведения (в различных ситуациях) и практические возможности использования их для того, чтобы сделать речь эффективной. Функции: Цели формирования всех необходимых знаний и навыков в сфере общей риторики – искусства воздействия на людей при помощи слова – и преследует настоящий учебный курс. Успешное изуче-ние этой дисциплины позволит каждому стать способным:

Свободно обсуждать самые разные темы (бытовые, деловые, общекультурные, научные, политические, философские и т.д.), используя при этом диктуемый ситуацией тот или иной стиль речи;

Излагать свои суждения ясно, последовательно, ярко, грамотно применяя изобразительно-выразительные средства («цветы красноречия») – тропы и риторические фигуры;

Подготовить для различных ситуаций и произнести для разных аудиторий публичную речь и быть принятым и понятым слушателями;

Последовательно и аргументированно отстаивать свою точку зрения в полемических спорах и дискуссиях и др.

Законы риторики. Закон гармонизирующего диалога. Первый закон современной общей риторики - закон гармонизирующегодиалога гласит: эффективное речевое общение возможно только при диалогическомвзаимодействии участников речевой ситуации.Закон продвижения и ориентации адресата , который требует, чтобы слушатель с помощью говорящего был ориентирован «в пространстве» речи и чтобы он чувствовал, что вместе с говорящим продвигается к цели. Закон эмоциональности , требует, «чтобы говорящий

не только мыслил, не только рассудком творил свою речь, но и чувствовал, переживал

эмоционально то, о чем он сообщает или беседует». Закон удовольствия . Речь тогда и потому

действенна, когда доставляет удовольствие слушателю (собеседнику).

4.Соотношение понятий оратора и ритора. Особенности требований общей риторики к умениям и мастерству оратора. Оратор – тот, кто произносит речь, а также человек, обладающий даром красноречия или владеющий ораторским искусством. Ритор – оратор, говорящий пышно и красиво, но малосодержательно, прибегающий к искусственным приемам красноречия.

Современные руководства по ораторскому искусству указывают свойства личности оратора:

1. обаяние;

2. артистизм;

3. уверенность;

4. дружелюбие;

5. искренность;

6. объективность;

7. заинтересованность, увлеченность.

Обаятельный человек тот, кто умеет быть самим собой, умеет отказаться от чужого, наносного, привнесенного. Артистизм - это умение общаться с окружающими активно и с игровой установкой, соблюдая при этом чувство меры. Уверенность. Право на речь в определенном смысле означает власть говорящего над слушающим, возможность управлять аудиторией. Эту возможность оратор должен реализовать. Но для этого нужно уметь играть роль «главного» в речевой ситуации, повести за собой слушателей. Это невозможно без чувства уверенности в себе. Дружелюбие. Это одно из основных условий успеха общения и действенности речи. Искренность. Применительно к публичной речи искренность называют «ораторской честностью». Это черта, которую особенно ценят слушатели у выступающего.Объективность. Говоря по вопросу, который может иметь разные трактовки и решения, нельзя просто игнорировать те взгляды или концепции, которые противоречат вашим. Чем полнее и доказательнее вы сможете показать, почему именно ваше мнение правильно, тем больший эффект будет иметь выступление. Заинтересованность. Без этого свойства оратора даже хорошо построенное выступление, прекрасно продуманная беседа теряют всякий смысл и не спасают слушателей от скуки.

5.Речь: понятие,виды и стили. Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Основные виды речи человека. Это - устная и письменная речь. Устной называется речь, при помощи которой люди непосредственно общаются друг с другом, произнося определенные наборы звуков, ассоциируемые с теми или иными известными по опыту предметами или явлениями. Письменной называют речь, основанную на изображениях символов (знаков, букв, иероглифов) на каких-либо материальных носителях: на папирусе, пергаменте, бумаге, экране монитора, на любом другом зрительно воспринимаемом материале. Стиль речи -исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении.

Научный стиль - стиль научных сообщений. Официально-деловой стиль используется для сообщения, информирования в официальной обстановке (сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности). Публицистический стиль служит для воздействия на людей через средства массовой информации. Разговорный стиль служит для непосредственного общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. Художественный стиль используется в художественной литературе.

6.Публичная речь как разновидность ораторского искусства. Публичная речь – это основа ораторского искусства. Задача выступающего - как можно более точно донести свои идеи до аудитории. Для того чтобы выступление было ярким и запоминающимся, нужно следовать некоторым правилам воздействия устной речи на слушателя:

1) выступающий должен сам всесторонне овладеть темой, четко представлять свои задачи и суть вопроса;

2) он должен быть убежден в своей правоте и постараться убедить в ней слушателя. Очень важно, чтобы лектор не сомневался в своих ответах;

3) нужно продемонстрировать личную заинтересованность в процессе, в теме, в раскрытии таковой и внимание к аудитории;

4) старайтесь психологически воздействовать на публику. Люди должны разделить ваш творческий поиск, пойти за вами;

5) необходим план вашего выступления: в виде тезисов, записей или конспекта, чтобы речь звучала интересно и логично. Но зритель не должен ощущать этого. Нельзя стоять все выступление, уткнувшись в записи. В идеале план должен быть у вас в голове;

6) правильное поведение во время выступления. Сюда входит как внешний вид оратора, так и его культура речи и тактичность поведения с возможными оппонентами.

Публичное выступление также допускает чтение по заранее приготовленному тексту, но зачастую это демонстрирует неумение автора выступать публично. Убедительнее и доходчивее звучит речь произносимая, а не зачитываемая с листа. Речь не должна быть слишком быстрой, пестрить слишком сложными словами или словами на иностранном языке. Речь выступающего должна быть культурной вне зависимости от темы. Выступление не должно быть растянутым, а должно содержать четко обозначенную мысль, идею автора в развернутом виде. Между слушателями и оратором должен появиться психологический контакт. Особый интерес для говорящих и исследователей звучащей речи представляют паузы, сопровождающие эмоциональную речь. Они передают чувства, охватывающие говорящего. Хотя слишком длинные паузы в речи оратора скорее всего свидетельствуют не о раздумье, а о плохом знании предмета.

7. Судебная речь имеет целью убедить судей и присяжных заседателей в правильности позиции оратора. Речевое воздействие - побуждение слушателя с помощью речи к определенному действию. Осуществляется путем организации речевой коммуникации т. о., чтобы слушатель выбрал из числа возможных поступков тот, к которому его подталкивает говорящий (путем угроз, обещания поощрения, насмешки, риторического вопроса, увещевания, просьбы и др.).

Речевое воз­действие - это воздействие человека на другого человека или группу лиц при помощи речи и сопровождающих речь невербальных средств для достижения поставленной гово­рящими цели - изменения поведения адресата, его установок, намерений, представлений, оценок и т.п. в ходе речевого взаимодействия с ним. В зависимости от того, какая сфера психической деятельности человека вовлечена в процесс коммуникации в большей степе­ни, речевое воздействие подразделяется на рациональное и эмоциональное. Пытаясь воз­действовать на поведение собеседника, говорящий может оказывать влияние на его рацио­нальную сферу. С этой целью он привлекает убедительные факты и аргументы, воздей­ствующие на сознание людей. Цель эмоционального воздействия заключается в выражении говорящим эмоций и достижении ответной эмоциональной реакции у слушаю­щего, приводящей к изменению его поведения. Эмоциональное воздействие де­лится на два типа: опосредованное, которое осуществляется путем первоначальной апел­ляции к рациональному «Я» адресата (оценка, информирование), и непосредственное, реализуемое за счет создания образности, различных сбоев логики мышления. По характеру взаимодействия субъекта с объектом различается прямое воздей­ствие, когда субъект открыто предъявляет объекту воздействия свои притязания и требо­вания, и косвенное воздействие, непосредственно направленное не на объект, а на окружа­ющую его среду. Прямой способ речевого воздействия включает такие формы, за которыми в системе языка закреплено определенное значение, прямо выражающее соот­ветствующую иллокуцию, то есть коммуникативную цель говорящего. Косвенный способ выражения коммуника­тивного намерения представляет собой употребление языковых форм для выражения ил­локутивной силы, не связанной с их прямым языковым значением. Косвенные формы не выражают открыто намерений говорящего. По критерию осознанности речевых действий разграничивается намеренное (ин­тенционалъное) и побочное (неинтенционалъное) воздействие. При намеренном речевом воздействии субъект ставит перед собой задачу добиться определенного ре­зультата от объекта речевого воздействия. Побочное речевое воздействие оказывается не­ произвольно, поскольку субъект не ставит задачу добиться определенного результата от объекта.

8.Коммуникативные качества речи интеллектуального воздействия. Судебная речь имеет целью убедить судей и присяжных заседателей в правильности позиции оратора. Для этого она прежде всего должна быть понята составом суда, а также всеми слушателями.

Ясность. Ясностьдостигается прежде всего глубоким знанием материала, четкой композицией речи, логичностью изложения, убедительностью аргументов. Нередко доходчивость (доступность) называют простотой. Простота изложения способствует тому, что речь понимается легко и мысль судей без затруднений следует за мыслью оратора. Довольно часто речь становится неясной из-за неуместного использования в ней иноязычных слов и узкоспециальных терминов: В ее жизни встал известный ингредиент. Причиной неясности может быть многословие: Другие показания давались Иванченко о том/ что у него значит/ украли/ значит/ это самое// И Протокова рассказала здесь/ в суде/ каким образом/ она обнаружить кражу в своем домике/ что у ней было украдено/ и что значит/ какие повреждения/ не могла.

Точность. Точность - характеристика содержания речи на основе соотношения речи и действительности (это фактическая, предметная точность), соотношение речи и мышления - это понятийная, смысловая точность, которая зависит от того, насколько говорящий следит за значением употребляемых слов. С целью достижения точности (юридической истины) оратор может использовать жаргонные слова, которые были употреблены подсудимым: «Свидетель Горлов говорил, что дней за десять до убийства к нему домой приезжал Еремин и предлагал «попасти» одного человека. На его уточняющий вопрос Еремин ответил, что надо «завалить» Гула (то есть Гулова)». Речевые неточности, вызванные слабым знанием предмета речи, вызывают негативное отношение слушателей к судебному оратору. Точность достигается употреблением юридических терминов и клише: мотивы преступления, а не побуждения; возбудить уголовное дело, а не начать и др. Неточность могут вызвать и «модные» слова. Неточно выражают мысль высказывания, засоренные лишними, «любимыми» словами и словосочетаниями: ну, значит, в общем-то, что ли, так сказать, как говорится, как бы и др. С чьей-то легкой руки стало модным употреблять слова как бы, которые не позволяют точно определить действие или состояние: Вы как бы признаете себя виновным частично? Неточность речи всегда возникает при употреблении иноязычных слов без учета их значения. Так, судья пишет в решении: С учетом девальвации выплатить…А надо было: с учетом инфляции, т.е. с учетом «обесценивания бумажных денег. Логичность. Логичность определяется в лингвистике как выражение в смысловых связях компонентов речи связей и отношений между частями и компонентами мысли. Различается логичность предметная и понятийная. Предметная логичность состоит в соответствии смысловых связей и отношений языковых единиц связям и отношениям предметов и явлений в реальной действительности. Логичность понятийная отражает логичное движение мысли в смысловых связях элементов языка. Мыслить и рассуждать логично - значит мыслить точно и последовательно, доказательно и убедительно, не допускать противоречий в рассуждении. Логичность на уровне целого текста создается композицией выступления и рядом логических приемов, основные из которых - определение понятия, объяснение, описание, сравнение, анализ, синтез, абстрагирование. Уместность. Важным качеством судебной речи является уместность, т.е. соотнесенность языковых средств с целевой установкой, с содержанием речи, умение построить ее соответственно теме, задаче, времени, месту и оратору. Уместная речь обладает следующими признаками: 1) соразмерностью языковых средств и содержания, т.е. слова должны точно передавать то или иное содержание. Например, определяя степень тяжести причиненного телесного повреждения, не следует выражать мысль приблизительно: очень тяжелые повреждения,- нужно использовать юридический термин тяжкие телесные повреждения. 2) соответствием языковых средств обстановке. В доме, в котором горе, неуместно приветствие «Добрый день». 3) соответствием языковых средств оратору. Чистота. Речь юриста, выступающего в суде, должна быть чистой. Чистой считается та речь, в которой нет просторечных и диалектных слов типа хотишъ, ложит, нет жаргонных слов, например, крутые, тащусь, кинуть, балдеть и др. В чистой речи не может быть современных устойчивых словосочетаний, таких, как высокая крыша, лицо кавказской национальности, крыша поехала и т.д. Засоряют речь различные заполнители пауз, например: а-а-а-а, м-м-м и др. Речь может быть засорена и «любимыми» словами, которые употребляются бездумно. Правильность. Одним из основных качеств судебной речи, определяющих ее эффективность, является правильность, которая предполагает соблюдение общепринятых норм литературного языка. Важно соблюдение лексических норм, обеспечивающих точность словоупотребления; орфоэпических (произносительных) и акцентологических (норм ударения), обусловливающих единство звукового оформления речи. Грамматические нормы (морфологические и синтаксические) устанавливают единообразие форм словоизменения и соединения слов в словосочетания и предложения. Довольно часто приходится наблюдать нарушение судебными ораторами синтаксических норм, в частности, норм управления, например: не касались к нему, согласно приказа, согласно статьи, уточнили о том, попытка о смягчении наказания и т.д. (надо: не касались его, согласно приказу, согласно статье, уточнили что-то, попытка смягчения наказания). Лаконичность. «Речь должна быть коротка и содержательна», - указывал П.С. Пороховщиков. Лучшие судебные ораторы использовали и используют сложные синтаксические конструкции с причастными и деепричастными оборотами, с однородными членами предложения; но, когда ораторы говорят по существу, убедительно, названные языковые средства способствуют проявлению ораторского мастерства. Лаконичность речи достигается точным выражением мыслей, наличием четких формулировок, отсутствием лишних слов, не несущих информации, отсутствием многословия и лишних, неуместных мыслей. Распространенной ошибкой является многословие: Кабинет/ так сказать/ ненадлежащим образом/ соответственными мерами/ был закрыт//.

Цицерон, а за ним и многие другие исследователи отмечают сходство ораторского и поэтического искусства. Чистота, ясность, точность и предельная информативность языка, необходимость природных задатков и большого старания роднит оратора и поэта.

В обоих случаях искусство обогащается научным знанием о себе самом. Практика коммуникации определяет искусство коммуникации и вместе с ним составляет предмет риторики как научной теории коммуникативной деятельности человека. Замечания античных авторов об этом предмете приобретают вполне определенный и выходящий далеко за рамки их определений и наблюдений смысл, если рассматривать их в контексте современной теории риторики.

Последнее умозаключение отталкивается от сравнения и небезупречно с точки зрения формальной логики. Сравнение ораторского и поэтического искусства только помогло дать определение предмета риторики в контексте общего рассуждения о взглядах античных авторов на соотношение науки и искусства красноречия. Ход мысли автора остался как бы «за кадром» в сфере образного, интуитивного, иррационального, но в то же время вполне доступного пониманию знания. Убедительна сама последовательность мысли, ее развитие и словесное оформление.

Изучение юридической риторики не может заключаться только в анализе текстов речей и судебных решений – наиболее яркой и хорошо изученной стороны юридической риторики. Менее заметная, но наиболее объемная часть предмета указанной дисциплины сосредоточена в процессе подготовки и формирования убеждений, оформления оценочных характеристик фактического содержания дела для последующей убедительной презентации в речи или судебном решении.

Поэтомуюридическая риторика это прежде всего методология исследования дела, а лишь затем искусство судебной речи.

Юридическая риторика, тесно взаимосвязанная с отраслями права и филологии, на самом деле является важнейшим из прикладных разделов научной риторики. Она всецело зависит именно от предмета и методологии этой систематической дисциплины. Специфически филологические или специфически правовые подходы к изучению юридической риторики правомерны только в том случае, если они согласуются с обязательно приложимым к предмету убеждения в любой гуманитарной отрасли риторическим методом исследования. Именно этот метод станет основой методологии настоящего исследования.

Таким образом, юридическая риторика как научная дисциплина изучает весь спектр проблем, связанных с аналитической подготовкой и убедительным представлением оценочных выводов о юридически значимых фактах в процессе их изучения и принятия решений правового характера. Предметом юридической риторики является убеждение в правовой сфере коммуникации. Научная методология этой прикладной дисциплины тесно взаимосвязана с методологией права как отрасли знания, с общей методологией гуманитарных наук, но базируется на риторическом методе исследования, предполагающем взаимозависимость процессов исследования и презентации его результатов на основе убедительности как критерия истины.

  • < Назад
Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: