Овладение техникой чтения сознательность правильность беглость. Методика работы над правильностью чтения; типичные ошибки в чтении учащихся; приемы отработки беглости чтения с учетом программных требований и возрастных особенностей. Методика работы над на

Говорить о правильности и беглости как качествах навыка чтения имеет смысл только в том случае, если чтец понимает текст, который им озвучивается. Однако учитель должен знать специальные приемы, направленные на отработку правильности и беглости. Здесь имеют место два направления:

1)использование специальных тренировочных упражнений, совершенствующих зрительное восприятие, развитие артикуляци­онного аппарата, регуляцию дыхания;

2)применение при чтении художественных произведений прин­ципа многочтения, предложенного М.И. Омороковой и описан­ного В.Г. Горецким, Л.Ф. Климановой.

Этот принцип состоит в том, чтобы при анализе текста постоянно обращать ребенка к перечитыванию отрывков, важных в смысловом отношении, и тем самым не только обеспечивать проникновение в идею произведения, но и добиваться правильного и беглого чтения.

Правильность чтения - это чтение без искажений, т.е. без ошибок, влияющих на смысл читаемого. Многолетние наблюде­ния над становлением навыка чтения у детей позволяют выделить несколько групп типичных ошибок, допускаемых обучающимися чтению.

1. Искажение звукобуквенного состава:

Пропуски букв, слогов, слов и даже строчек;

Перестановка единиц чтения (буки, слогов, слов);

Вставка произвольных элементов в единицы чтения;

Замена одних единиц чтения другими.

Причины подобных ошибок несовершенство зрительного восприятия или неразвитость артикуляционного аппарата. Одна­ко причиной искажений может паи. и так называемое «чтение по догадке». В основе этого явления лежит такое свойство человека, как антиципация способность предугадывать смысл еще не I прочитанного текста по тому смыслу и стилю, который уже извес­тен из прочитанного предыдущего отрывка. Догадка появляется у чтеца с приобретением читательского опыта и является, таким образом, признаком его продвижения в овладении навыком чте­ния. В то же время учителю надо помнить, что текстуальная до­гадка опытного чтеца редко ведет к ошибкам, искажающим смысл читаемого, а субъективная догадка неопытного ребенка часто влечет за собой такие ошибки, которые мешают ему понять читаемое.

2. Наличие повторов.

Такие ошибки заключаются в повторении единиц чтения: букв, слогов, слов, предложений. Чем менее совершенен навык чтения, тем меньшая единица чтения повторяется. Эти ошибки очень близ­ки к предыдущему типу, однако их причины в другом. Повторы, как правило, связаны со стремлением ребенка удержать в опера­тивной памяти только что прочитанный компонент. Это необхо­димо маленькому чтецу для осмысления прочитанного. Поэтому на аналитическом этапе становления навыка повторы неизбежны и должны восприниматься учителем как явление закономерное и да­же положительное. Чрезмерная торопливость учителя, раннее пре­сечение «повторов» в чтении учащихся могут помешать ребенку свободно и естественно перейти на синтетический этап чтения.

3. Нарушение норм литературного произношения.

Среди ошибок этого типа можно, в свою очередь, выделить не­сколько групп:

1) ошибки собственно орфоэпические; среди них неправильное ударение - самый распространенный вид. Такие ошибки связаны с незнанием норм произношения или с незнанием лексического значения слов, которые читаются;

2) ошибки, связанные с так называемым «орфографическим чтением»: единицы чтения озвучиваются в строгом соответствии написанием, а не с произношением. Учитель должен иметь и виду, что «орфографическое чтение» - обязательный период становле­ния навыка. Чем скорее ученик научится синтезировать все дейст­вия процесса чтения (восприятие, произнесение, осмысление), тем скорее откажется от «орфографического чтения». Поэтому рабо­та, помогающая ребенку осмысливать читаемое, будет способст­вовать и устранению «орфографического чтения»;

3)интонационные ошибки, которые представляют собой непра­вильные логические ударения, неуместные в смысловом отношении паузы. Нетрудно заметить, что такие ошибки допускаются чтецом, если он не понимает читаемого. Однако от маленького ребенка про­цесс чтения требует не только интеллектуальных, но и физических усилий, поэтому причиной интонационных ошибок у маленького чтеца может стать нетренированность дыхания и речевого аппарата.

Правильно работать над исправлением и предупреждением ошибок при чтении учитель может только в том случае, если пони­мает причины ошибочного чтения и знает методику работы над ошибками. Итак, ведут к ошибочному чтению такие факторы, как:

1)несовершенство зрительного восприятия;

2)неразвитость (недостаточная гибкость) артикуляционного аппарата;

3)нехватка дыхания;

4)незнание орфоэпических норм;

5)незнание лексического значения слова;

6) «догадка», вызванная субъективным типом чтения.
Система упражнений должна быть направлена на преодоление

перечисленных трудностей.

Для совершенствования зрительного восприятия может быть использовано предварительное чтение слов с графическими поме­тами:

по д с не ж ни к -

или чтение слов, в которых минимальные единицы чтения напеча­таны разными шрифтами:

поТруДИлиСЬ.

Интересная система упражнений, тренирующих зрительное вос­приятие, предложена Л.Ф.Климановой. Приведем некоторые из них:

1)пары слов отличаются одной буквой: козы - косы, ветер - ве­чер, трава - травы, вбежал - взбежал;

2)цепочки слов, близких по графическому облику: вслух - глух -слух; вьют - вьюн - вьюга;

3)слова, в которых парные по твердости-мягкости фонемы вы­полняют смыслоразличительную функцию: есть - ест, угол -уголь, галка - галька, полка - полька;

4)чтение цепочек родственных слов: труд трудился - трудя­щийся; бег бегать - бегство.

(См.: Климанова Л.Ф. Навыки чтения младших школьни­ков и пути их совершенствования // Пути и средства достижения прочности знаний в начальных классах / Мод ред. М.П.Кашина. -М., 1978.)

Для тренировки артикуляционного аппарата можно привле­кать скороговорки и чистоговорки, при том детям предлагать сначала произносить их в очень медленном темпе, затем -в раз­говорном, потом в скороговорочном. И тренировке дыхания могут помочь такие задания:

на одном выдохе произнести четверостишие;

считан, на одном дыхании как можно дольше: 1,2,3,4,5...

Такие упражнения могут проводиться на уроке в виде физминуток, однако составляться и подбираться учителем они должны с учетом того текста, который предстоит читать детям.

Допустим, на уроке в I классе должен читаться рассказ Б. Жит­кова «Как слон спас хозяина от тигра» (см.: Голованова М.Г., Горецкий ВТ., Климанова Л.Ф. Родная речь. - Кн. 1. - М., 1992). В нем есть такие длинные слова со стечением согласных: протаптывал, насторожился, растоптал, повернулся, приготовил. В этих словах смычные взрывные звуки [п], [т] соседствуют со ще­левым [с] и со смычным дрожащим [р]. Чтобы подготовить арти­куляционный аппарат детей к прочтению таких слов, учитель мо­жет заранее предложить им скороговорку: Под деревом, под топо­лем тетерев тетерева встретил. С опорой на нее можно порабо­тать и над дыханием.

Упражнения в чтении слов также должны составляться с ори­ентацией на читаемый текст. В данном случае это могут быть це­почки слов: сторож - сторожил - насторожился; готов - готовил -приготовил; топтать - топтал - топтался -растоптал.

Учитывая то, что причиной ошибок может стать незнание норм произношения или незнание лексического значения слов, до чтения текста детей следует познакомить со значением и правиль­ным произношением слов: индус, хобот, поднял, на спину, отдал.

Таким образом, в предварительную работу по подготовке де­тей к чтению текста учитель включает упражнения по предупреж­дению ошибочного чтения. Но важна также и гибкая система ис­правления ошибок.

При этом ведущим учительским правилом должна стать уста­новка на минимальное вмешательство в процесс чтения ученика.

Для исправления ошибок учитель может прервать чтение ученика только в двух случаях: для устранения орфоэпической ошибки (сразу же дается образец правильного прочтения) и для исправле­ния ошибки, ведущей к искажению общего смысла читаемого (учитель привлекает ребенка к перечитыванию слова посредством вопроса или прямого указания на ошибку). Все другие ошибки исправляются после завершения чтения. Для этого могут быть использованы такие приемы:

Постановка вопроса, ответ на который требует перечитыва­ния;

Составление из разрезной азбуки ошибочно прочитанного слова;

Чтение с доски цепочки слов, среди которых есть ошибочно прочитанное;

Печатание ошибочно прочитанного слова учеником на доске;

Перечитывание отрывка про себя с целью ответить на вопрос учителя, поставленный к ошибочно прочитанному слову, и т. п.

Чем младше и неопытнее чтец, тем более развернутый способ исправления ошибки может быть предложен учителем. Полезно для исправления ошибок привлекать учеников класса, однако при этом учитель должен помнить о доброжелательной и деловой ат­мосфере, которая необходима на уроке в ходе этой работы.

Беглость -такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого. Таким обра­зом, беглость не может быть самоцелью, однако именно беглость становится определяющим фактором для других качеств чтения. Нормы беглости указаны в программе чтения по годам обучения, но главным ориентиром для учителя должна стать устная речь индивида. Объективным ориентиром беглости считается скорость речи диктора ТВ или радио, читающего новости, это примерно 120-130 слов в минуту.

Беглость зависит от так называемого поля чтения и дли­тельности остановок, которые чтец допускает в процессе чтения. Поле чтения (или угол чтения)- это такой отрезок тек­ста, который взгляд чтеца схватывает за один прием, после чего следует остановка (фиксация). Во время этой остановки и про­исходит осознание схваченного взглядом, т.е. осуществляется за­крепление воспринятого и его осмысление. Опытный чтец делает на строке незнакомого текста от 3 до 5 остановок, причем отрезки тек­ста, которые схватываются его взглядом за один прием, равномер­ны. Поле чтения у неопытного чтеца очень мало, иногда равно од­ной букве, поэтому на строке он делает много остановок и отрезки воспринятого текста у него не одинаковы. Они зависят от того, знакомы ли слова и словосочетания, которые читаются. С осмыслением схваченного за один прием связаны и повторы в чтении неопытного чтеца: если он не сумел удержать и памяти воспринятый отрезок, ему приходится еще раз вернуться к уже озвученному тексту, чтобы осознать то, что прочитано. Теперь становится понятным, что, тренируя зрительное восприятие, учитель работает не только над правильностью, но и над беглостью чтения.

Вообще, все упражнения, направленные па отработку правиль­ности чтения, в ТО же время совершенствуют и беглость. В последние годы в методике стали описываться и специальные упраж­нения для выработки беглости чтения. Обратимся к упражнениям, предложенным М.И. Омороковой, И.Л. Рапопортом, И.З. Постоловским в книге для учителя «Преодоление трудностей» (М., 1990):

Совместные групповые чтения небольших отрезков текста, когда темп задает учитель пли хорошо читающий ученик; чтение небольших отрывков текста в разных темпах: в медленном, с плавным, протяжным произношением глас­ных (при таком чтении происходит увеличение угла чтения, так как взгляд забегает вперед той единицы чтения, которая озву­чивается);

В среднем, разговорном темпе (отрабатывается способ чте­ния «как говорим»);

В «скороговорочном» темпе (достигается быстрейший синтез всех действий чтения; проводится только после медленного чтения);

Чтение отрывков «на время» (ученик наблюдает, за сколько времени он прочитал данный текст);

Чтение отрывков на определенное время, заранее известное детям (ученик наблюдает, каков объем текста, прочитанного им в определенный отрезок времени).

После чтения отрывков «на время» обязательно проверяется понимание читаемого. Упражнения, где предлагается чтение тек­ста в разных темпах, предполагают проверку понимания после медленного прочтения.

В пособии М.И. Омороковой «Совершенствование чтения, младших школьников» (М.,1997) учителю рекомендуется прово­дить ежедневные практические разминки на уроках чтения:

1)на доску вывешиваются гласные буквы, а дети, по алфавиту присоединяя к ним согласные, читают полученные слоги;

2)тренировка в чтении различных сочетаний гласных букв: а, о, у, и, э; а, и, у, о, э;

3)чтение сочетаний согласных и гласных букв в слогах: же, че, ща, ре, тра, три;

4) после этого - чтение слов и предложений: электрификация,

портфель; В январе много снегу во дворе.

5) чтение диалога:

- Собака, что делаешь? - Волков пугаю.

- А что хвост поджала?

- Волков боюсь.

Полезны упражнения в чтении цепочек слов с общим корнем, с разными корнями: вода - водный - водяной; чистота - частота; девушка - дедушка; булка - белка, а также упражнения, развивающие «оперативное поле чтения», например чтение «пира­мидок»:

бури

ветры

ураганы

разыграйся

заморозить

выхолаживая.

В последнее время в методику работы над беглостью чтения стали проникать приемы скорочтения. Действительно, некоторые из них могут быть использованы, однако, прибегая к ним, учитель должен осознавать, что предложить такие приемы можно только чтецу, накопившему определенный читательский опыт. Среди приемов, которые могут быть перенесены в начальную школу, могут быть такие:

-«чтение с помехами» (ученик читает под звук метронома или под счет);

- «быстро найди слово» (ученик в тексте должен обнаружить заданное учителем слово или словосочетание);

Чтение «через решетку» (на текст накладывается «решетка», так, что часть его оказывается закрыта, чтение протекает с учетом антиципации).

Успешно используются учителями и таблицы, составленные профессором Ф.И. Федоренко (Харьковская лаборатория). Они представляют собой 18 наборов по 6 предложений, в которых по­степенно увеличивается количество буквенных знаков. Таблицы предъявляются ребенку на несколько секунд, а затем проверяется, что и как он смог прочитать.

Известное письменное упражнение, когда дети должны вста­вить в текст пропущенные буквы или слова, тоже развивает их способность к антиципации, а значит, тренирует правильность и беглость чтения.

Работая так или иначе над совершенствованием навыка чте­ния, и в частности над правильностью и беглостью, учитель должен помнить, что маленький чтец должен испытывать максимальную комфортность при чтении. Поэтому следует обратить внимание на использование указки и закладки для слежения строчки, на правильную посадку; если текст читается не по учебнику хрестоматии, а по детской книге, отбирая ее, нужно учесть тип бумаги (лучше, чтобы текст был напечатан на белой бумаге № 1), размер нолей, длину строки (на аналитическом этапе чтения не) предлагать детям книги, где строка более 126 мм), соотношение тексте и иллюстраций (60%: 40%).

Правильность

Беглость

Сознательность

Выразительность

Работа над беглостью чтения



Правильность чтения

Искажение звукобуквенного состава:

Пропуски букв, слогов, слов и даже строчек;

Перестановка единиц чтения (букв, слогов, слов);

Вставка произвольных элементов в единицы чтения; - замена одних единиц чтения другими.

Причины подобных ошибок - несовершенство зрительного восприятия или неразвитость артикуляционного аппарата. Однако причиной искажений может стать и так называемое “чтение по догадке”.

Наличие повторов.

Такие ошибки заключаются в повторении единиц чтения: букв, слогов, слов, предложений. Повторы, как правило, связаны со стремлением ребенка удержать в оперативной памяти только что прочитанный компонент. Это необходимо маленькому чтецу для осмысления прочитанного.

Качества полноценного навыка чтения. Работа по формированию сознательности чтения.

Сознательность – самая важная черта детского чтения. Состоит в понимании читаемого, в раскрытии значения слов, отдельных предложений, всего текста. Развитию этого качества способствуют практически все приемы работы над художественным произведением:

Лексическая работа,

Перечитывание вслух, про себя,

Выборочное чтение,

Составление плана,

Иллюстрирование текста,

Пересказ,

Придумывание названия и т.п.

На первых этапах урока уровень сознательности минимальный, к концу урока формируется более глубокий сознательный уровень.

Качества полноценного навыка чтения. Работа по формированию беглости чтения.

Полноценный навык чтения – это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения. Успешное овладение навыком чтения – один из показателей общего развития познавательной деятельности ребёнка. Выделяется четыре качества навыка чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность.



Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.

Беглость – это скорость чтения, обуславливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту).

Сознательность чтения в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.

Выразительность – это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и своё собственное отношение к нему.

Управлять процессом формирования навыка чтения можно при соблюдении следующих условий:

  • При формировании этого навыка необходимо опираться на развитие таких важнейших психических процессов, как восприятие, память, мышление.
  • Выстраивать процесс обучения необходимо так, чтобы у ребёнка формировался интерес к занятиям, к чтению и книге вообще.
  • Беглость – это скорость чтения, обуславливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту).

Работа над беглостью чтения

Говорить о правильности и беглости как качествах навыка чтения имеет смысл только в том случае, если чтец понимает текст, который им озвучивается. Однако учитель должен знать специальные приемы, направленные на отработку правильности и беглости. Здесь имеют место два направления:

1) использование специальных тренировочных упражнений, совершенствующих зрительное восприятие, развитие артикуляционного аппарата, регуляцию дыхания;

2) применение при чтении художественных произведений принципа многочтения, предложенного М.И. Омороковой и описанного В.Г. Горецким, Л.Ф. Климановой.

Этот принцип состоит в том, чтобы при анализе текста постоянно обращать ребенка к перечитыванию отрывков, важных в смысловом отношении, и тем самым не только обеспечивать проникновение в идею произведения, но и добиваться правильного и беглого чтения.

Правильность чтения - это чтение без искажений, т.е. без ошибок, влияющих на смысл читаемого. Многолетние наблюдения над становлением навыка чтения у детей позволяют выделить несколько групп типичных ошибок, допускаемых обучающимися чтению.

Правильность чтения - по безошибочность и плавность воспроизведения звуковой формы слов.

Младшие школьники допускают следующие типичные ошибки при чтении:

1. Искажение звуко-буквенного состава слова, пропуски, замена, перестановки звуков (слогов), вставка других букв (слогов). Причинами подобных ошибок является дислексия, несовершенство зрительного восприятия, неразвитость артикуляционного аппарата, чтение по смысловой догадке (случайное угадывание).

2. Повторы единиц чтения или регрессия Причины регрессии: стремление ребенка удержать в оперативной памяти прочитанный компонент: рассогласованность компонентов чтения (восприятие, произнесение, осмысление).

3. Нарушение норм орфоэпии: замена орфоэпическое чтения орфографическим (ребенок читает «как написано», а не «как говорит»), собственно орфоэпические ошибки связанные с незнанием нормы, интонационные ошибки. Причины непонимания лексического значения отдельных слов и в целом текста, непонимание различим между орфографическим и орфоэпическим чтением.

Для выработай правильности чтения используются следующие упражнения:

а) упражнения., направленные на развитие четкости произношения, скороговорки, чистоговорки, чтение сочетаний звуков, песенки-долгоговорки.

б) упражнения, развивающие внимание к слову: чтение слов с общим корнем; слов, начинающихся с одной буквы (или слога); слов, различающихся только одной буквой; слов с разными корнями но одинаковыми окончаниями.

в) взаимопроверка правильности чтения: дети друг другу в парах (по очереди) читают какой-нибудь отрывок из знакомого текста, затем указывают друг другу на допущенные ошибки и оценивают.

г) выяснение перед чтением лексического значения незнакомых слов.

д) предварительное прочтение слов, имеющих сложный состав, а также всего текста (шепотом, про себя, дома).

е) чтение с использованием решеток, решетки различаются шириной перегородок, которые могут быть от 4 до б мм При чтении решетки накладываются на страницу, и дети, воспринимая видимые в окошках буквы, мысленно восполняют скрытые перегородками участки строки (текст должен быть знаком детям).

При исправлении ошибки учителем действует правило минимального вмешательства взрослого в процесс чтения ученика. Прервать чтение ученика можно только в двух случаях: если ошибка ведет к искажению смысла читаемого или если это орфоэпическая ошибка. Все другие ошибки лучше исправлять после завершения чтения.

Беглость - это оптимальный темп чтения, приближенный к среднему темпу устной речи, который обеспечивает понимание читаемого. Такой скоростью чтения является 75-90 слов в минуту: это достаточно быстрое чтение целыми словами, удобное для восприятия другими. Значительное увеличение этой скорости приводит к нарушению механизмов восприятия на слух» к расстыковке зрительных и моторных процессов. Информация может полностью не усвоиться, так как не успевает включаться механизм репродуктивного воображения.


Для формирования беглости чтения важно соблюдение следующих методических условия:

1) Применение при чтении художественных и информационных текстов принципе продуктивного многочтения.

2) Использование специальных тренировочных упражнении на совершенствование зрительного восприятия (поля чтения), оперативного поля чтения, памяти и других процессов.

3) Развитие механизма смысловой догадки (текстуального угадывания).

4) Создание ситуации успеха для поддержки даже малого продвижения ребенка в скорости чтения.

Беглость чтения зависит от так называемого поля чтения (зрения, узнавания) и длительности остановок (фиксаций), в процессе чтения. Поле чтения - это такой отрезов текста, который взгляд чтеца охватывает за один прием, после чего следует фиксация, в кот. И происходит осознание прочитанного. Опытный чтец делает на одной строке от 3 до 5 фиксаций через равномерные отрезки. У ребенка кол-во фиксаций больше и отрезки воспринимаемого текста не одинаковы.

Приемы выработки беглости чтения:

а) упражнении на развитие оперативного поля чтения и памяти, например, игра «Фотоглаз»: показывается слово (группа слов), а дети воспринимают и запоминают их за короткое время, игра «Угадай» на доске напечатано к.р.д.р. В нашей квартире узкий к..

б) зрительные диктанты по текстам И Т Федоренко. тексты составляют 18 наборов, в каждом по 6 предложении. От набора к набору постепенно, по 1-2 буквы, происходит наращивание длины предложений (от 8 букв а первом до 46 букв в последнем предложении).

в) прием многократного чтения в течение 1 минуты все» дети читают один и тот же текст и замечают до какого слова дочитали, затем следует повторное чтение этого же отрывка, в результате чего ученики прочитают на несколько слов больше(читать не больше 3-х раз)

г) ежеурочные пятиминутки чтение: урок по любому предмету начинается с того что дети 5 минут читают свои книги.

д) «жужжащее пение» когда все ученики читают одновременно вполголоса, каждый со своей скоростью.

е) продуктивное многочтение, т.е. чтение тексте с разным целевыми установками.

з) игра «Догоняшки» вверху над текстом кладется листе бумаги, который передвигается в низ по странице. Ученик должен успеть охватить глазом всю строку (пока лист ее не закрыл) и прочитать.

Требование понимания прочитанного не всегда существовало в практике начальной школы. Как правило, на ранних этапах обучения чтению от детей не требовали понимания каждого слова, но одобрительно оценивали умение дословно воспроизвести прочитанное («когда- нибудь поймешь!»)

В современной методике обучения чтению термин «сознательность» («осознанность») чтение употребляется в нескольких значениях. Во-первых, это понимание значений отдельных слов, предложений, частей текста и общего смысла всего текста. Во-вторых, это понимание не только фактического содержания, но и идейной направленности или так называемого подтекста, при этом ребенок осознает и собственное отношение к прочитанному. В-третьих, это осознанность индивидом своих читательских интересов, определение круга чтения с ориентацией на свои возможности (осознание себе как читателя).

Сознательность чтения зависит от многих факторов: жизненного опыта и кругозора; понимания лексического значения отдельных слов, от продуктивности способа чтения (побуквенное и послоговое чтение затрудняют понимание прочитанного), от правильности чтения (неправильно прочитывает, поэтому не понимает), от включения в чтение разных психологических процессов (памяти, мышления, воображения). О сознательности чтения учитель судит по правильности ответов на вопросы к тексту, по тому, насколько глубокого ребенок размышляет о прочитанном, по выразительности чтение, по глубине и точности формулируемых ребенком вопросов к тексту.

Данное качество формируется на всех этапах работы с текстом: до чтение актуальны такие приемы как вступительная беседе (рассказ), актуализирующая личный и читательский опыт детей, лексическая работа, прогнозирование, чтение вступительной статьи. Во время чтения важно организовать индуктивный путь познания от целостного восприятия к анализу-перечитыванию, от частного к общему, от фактического содержания к подтексту.

Работа с содержательной стороной текста предполагает ответы на фактуальные вопросы, нахождение (noдчеркивание) ключевых слов, работу с иллюстрациями в учебнике, составление характеристик героев, анализ изобразительных средств, работу с заголовком, необходимые комментарии учителя. Выполнение письменных заданий в рабочей тетради. Можно сказать, что все приемы анализа текста являются приемами выработки сознательности чтения. Работе после чтение (о6общение) может включать в себя следующие приемы: самопостановка вопросов к тексту, пересказы, драматизация, формулирование главной мысли, написание отзыва, выполнение творческих заданий, итоговое выразительное чтение.

Выразительность - это одно из качеств полноценного чтения, которое формируется а процессе анализа художественного произведения. Выразительно прочитать текст - это значит найти в устной речи средство, с помощью которого можно правдиво, точно, в соответствии с замыслом автора передать идеи и чувства, заложенные в произведении Таким средством является интонация.

Интонация - совокупность совместно действующих элементов звучащей речи, главнейшими из которых являются следующие:

3) Скорость (темп и ритм. ч/з длит-ть пауз).

4) тембр - оттенок (эмоциональную окраску. ч/з длит-ть пауз).

Из ряда умений, связанных с анализом текста выделяются:

Умение разбираться в эмоциональном настрое произведения. - умение представить в своем воображении картины, события. героев; - умение постигать смысл описанного события, создавать о них собственные суждения и выражать свое отношение. - умение определить задачу своего чтения (она тесно связана с пониманием подтекста). Задача чтения - это осознанное читающим желание вызвать у слушателей определенное отношение к тексту.

Осн.практич.умения по выразит-ти чтения:

1) соблюдение знаков препинания,

2) соблюдение логич.ударений.

3) Соблюдение пауз.

4) соблюдение ритма и темпа чтения.

5) Эмоционально-смысловая окраска речи.

Приемы, обеспечивающие овладение выразительностью речи:

1. Орфоэпическая работа.

2. Образец чтения.

3. Составление разметки текста, т.е. графического плана.

4. Упражнения в чтении.

5. Сравнительный анализ нескольких вариантов чтения с целью выбора правильного варианта.

Анализ разных УМК по литературному чтению в начальной школе: а) чтение в УМК Л.В. Занкова; б) чтение в УМК «Школа 2100»; в) чтение в УМК «Начальная школа 21 века» и др. (на выбор).

а) чтение в УМК Л.В. Занкова;

Учебник «Живое слово» (автор Романовская З.И.). Соответствуя главной установке дидактической системе на общее развитие детей, уроки чтения нацелены как на общее, так и на специальное развитие, предполагающее формирование культуры чтения детей, приобщение детей к литературе, как искусству слова, представления широкой картины миры на основе литературы и науки. В «Живом слове» 2 раздела: художественный и научно познавательный, что соответствует делению учебного предмета на 2 вида чтения: эстетическое и логическое. Исходя из принципа природосообразности, авторы включают в учебник много текстов близких детскому опыту.

В художественном разделе нет группировки по тематическому принципу: весь материал делится на 4 раздела (4 учеб.четверти) и имеет 3 главных тематических материала: жизнь нашей Родины, семья и дети, человек и природа. Произведения одних и тех же авторов выстраиваются с постепенным нарастанием трудности постижения их идейно-художественного смысла с учетом принципа приближения восприятия их к опыту детей. На основе развития интереса к чтению формируется техника чтения: 1 кл.- не ниже 40 сл./мин., 2 кл. - не ниже 70сл., 3 кл. - не ниже 100сл.(эти нормы несколько выше, чем в др.программах).

«Моя любимая азбука», «Букварь» (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина) УМК школа 2100

Данный учебник является составной частью серии «Свободный ум», выпущен в 1996 году как пробный,

Особенности:

Главная особенность - ориентация на разный уровень разви-тия у первоклассников умения читать. Левая страница каждого разворота предназначена для тех, кто учится читать (она напо-минает обычную букварную страницу), правая страница - это авторский текст для читающих детей (рассказ, сказка, стихот-ворение), в котором выделены такие слова, которые уже могут прочитать и те, кто только учится читать;

Методика работы с таким текстом строится с учетом формиро-вания у детей типа правильной читательской деятельности;

В учебнике два раздела: 1) «Говорим, рассказываем» (добуквенный этап) и 2) «Учим буквы - учимся читать» (букварный этап); это учебник-тетрадь, в котором ребенок

Самостоятельно работа-ет (печатает, рисует и т.д.);

Последовательность введения букв определяется не только принципом частности, но и особенностями начертания букв.

План

1. Общее понятие о навыке чтения.

2. Этапы становления навыка чтения у начинающего чтеца

3. Новые подходы к формированию навыка чтения

4. Проверка навыка чтения у младших школьников

Литература

1. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать. М.: Просвещение, 1991 – 160с.

2. Егоров Т.Г. Очерки психологии обучения детей чтению. -М., 1953. - С. 16

3. Егорова Н.С. Проблемы детского чтения глазами теоретиков и практиков // Начальная школа – 1998 - №9

4. Зайцев В.Н. Резервы бучения чтению. М.: Просвещение, 1990.

5. КлимановаЛ.Ф. Навыки чтения младших школьников и пути их совершенствования // Пути и средства достижения прочности знаний в начальных классах /Под ред. М.П.Кашина. -М.,1978.

6. Лушина Е.А. К вопросу о методическом сопровождении курса литературного чтения // Начальная школа - 2002 - №5

8. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.: изд-во «Академия», 2000 – 472с

9. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальной школе. М.: Просвещение, -1987. –С.106-112

10. Редозубов С.П. Методика русского языка в начальной школе. -М., 1954.-С. 100

11. Сосновская О.В. . Зачем учителю начальных классов нужно знать теорию литературы// Начальная школа – 1998 - №9

1. Общее понятие о навыке чтения.

Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем, чтение – один из основных способов приобретения информации, один из каналов всестороннего воздействия на школьника. Как особый вид деятельности чтение представляет большие возможности для умственного, эстетического, речевого развития ребенка. Все вышесказанное подчеркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над развитием и совершенствованием навыка чтения.

Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому.

Навык чтения складывается в целом из двух сторон:



1.Смысловой – понимание, уразумение содержания и смысла читаемого.

2.Технической – способом, правильностью и выразительностью чтения.

Ведущее место в «навыке чтения» принадлежит сознательности, пониманию того, что прочитывается. Все, что относится к технической стороне чтения подчинено все той же смысловой стороне.

Смысловая сторона чтения – это совокупное понимание читающим: 1) значений большей части слов, употребленных в тексте, как в прямом, так и в переносном смысле; 2) содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями; 3) предметного плана содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (т.е. не только о чем говорится, но и что этим сказано); 4) основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному.

Осознанность, уразумение содержания прочитанного, его понимание не имеет границ и пределов. Этот компонент навыка чтения обуславливает непрестанное совершенствование всех других компонентов. Глубина осознанности зависит от ряда обстоятельств – возрастных запросов и возможностей читателя, его общей развитости, круга и уровня притязаний, интересов и потребностей, начитанности и многого другого.



Техническая сторона чтения охватывает все другие компоненты навыка чтения – способ чтения, правильность, выразительность, скорость или темп чтения. Каждый из этих компонентов, как и их совокупность, подчинен смысловой стороне, пониманию, служит ее более полному выражению.

Важнейшим компонентом, составляющим технику чтения и более других воздействующим на иные ее стороны, является способ чтения . Чтение целыми словами и группами слов является самым продуктивным.

Существуют несколько типов чтения.

Механическое чтение – это самый простой вид чтения, при котором ребенок правильно воспроизводит слова и фразы, но смысл прочитанного не доходит до сознания ребенка, он остается равнодушен к прочитанному, ему трудно воспроизвести то, что только что прочитал, ответить на вопросы по прочитанному тексту.

Информативное чтение – чтение для получения какой-либо информации, например, короткого пояснения, вывески над магазином, указателя и т.д.

Чтение – общение . В процессе этого вида чтения сам «говорящий» всегда отсутствует, хотя именно он-то и выступает как субъект общения. Второй субъект общения – тот, кто, читая, слушает и должен услышать говорящего. Чтение-общение для читателя – это всегда процесс, во-первых, творческий: читатель вступает в общение с книгой и тогда непременно творит. Во-вторых, чтение-общение – процесс для читателя-слушателя спонтанный, т.е. самопроизвольный.

Эстетическое чтение - это глубокое понимание, прочувствование художественных произведений. Эстетическое чтение требует медленного темпа чтения.

В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества : правильность, беглость, сознательность и выразительность.

Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.

Беглость - это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту).

Сознательность чтения трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.

Выразительность - это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему. Все названные качества взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены.Без правильного озвучивания графических знаков невозможно понимание отдельных единиц текста, без уяснения значения каждой единицы нельзя уяснить их связь, а без внутренней связи отдельно взятых компонентов текста не произойдет осознания идеи произведения. В свою очередь, понимание общего смысла произведения помогает правильности чтения отдельных его элементов, а правильное чтение и понимание текста становятся основой для выразительности чтения. Беглость, являясь темпом чтения, при определенных условиях становится средством выразительности. Таким образом, подготовка чтеца должна строиться с учетом одновременной работы над всеми четырьмя качествами навыка чтения.

В методике наряду с термином навык чтения употребляется термин техника чтения . Известный психолог Т.Г.Егоров в работе «Очерки психологии обучения детей чтению» рассматривал чтение как деятельность, состоящую из трех взаимосвязанных действий: 1) восприятия буквенных знаков, 2) озвучивания (произношения) того, что ими обозначено, и 3) осмысления прочитанного. У маленького ребенка, который только учится читать, эти действия протекают последовательно. Однако по мере накопления опыта чтения текста эти компоненты синтезируются. Т.Г.Егоров термин «чтение» употребляет в разных значениях: в узком – формирование навыка чтения отождествляется с овладением техникой чтения, в широком – «чтение» трактуется как «техника чтения» плюс понимание прочитанного. Таким образом, технику чтения он не противопоставляет осмыслению читаемого. Чтобы чтение состоялось, все три действия должны быть совершены одновременно.

Таким образом, уже в 50-е годыXX столетия в методике закрепляется мнение о том, что без понимания прочитанного нельзя говорить о чтении. С этого времени термином техника чтения обозначаются все три компонента процесса чтения, описанные Т.Г. Егоровым: 1) восприятие, 2) произнесение, 3) понимание. Становление навыка чтения - процесс очень не простой и длительный. Учителю необходимо представлять этапы этого процесса, а также иметь в виду ориентиры, которые помогут устанавливать степень обученности каждого ребенка.

2. Этапы становления навыка чтения у начинающего чтеца

6. Развитие умения антиципации


С учетом условий, обеспечивающих процесс чтения, и психологических особенностей детей младшего школьного возраста можно выделить восемь этапов формирования беглости чтения в начальной школе:

1. Начальный этап (период обучения грамоте).

2. Этап развития кратковременной памяти.

3. Этап развития внимания.

4. Развитие угла зрения.

5. Переход на чтение «про себя».

6. Развитие умения антиципации.

7. Этап отключения «слуховых», «звуковых» аппаратов.

8.Этап формирования динамического чтения (см. рис.1).

Т.Г. Егоров выделяет три этапа формирования навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации.

Аналитический этап характеризуется тем, что все три компонента процесса чтения в деятельности чтеца «разорваны» и требуют от ребенка отдельных усилий по произведению конкретных операций: увидеть гласную букву, соотнести ее со слогом-слиянием, подумать, куда надо причитать буквы вне слияния, озвучить каждый увиденный графический слог. Таким образом, аналитический этап характеризуется слого-буквенным анализом и чтением слов по слогам. Обычно считают, что аналитический этап соответствует периоду обучения грамоте.

Синтетический этап предполагает, что все три компонента чтения синтезируются, т.е. восприятие, произнесение и осмысление читаемого происходят одновременно. На этом этапе ребенок начинает читать целыми словами. Однако главным признаком перехода чтеца на этот этап является наличие при чтении интонирования. Важно, чтобы ребенок не просто осмысливал отдельные единицы текста, а соотносил их с целостным содержанием читаемого. Интонация при чтении появляется при условии, если чтец удерживает в сознании общий смысл читаемого. Это обычно происходит на второй год обучения в начальной школе.

1) упражнения в чтении должны быть каждодневными;

2) отбор текстов для чтения должен производиться с учетом психологических особенностей детей и особенностей текстов;

3) учителем должна вестись систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения;

4) учителем должна быть использована система исправления допущенных при чтении ошибок;

5) специально должно быть организовано обучение чтению про себя, предполагающее несколько ступеней: чтение шепотом, беззвучное артикулирование читаемого, «тихое чтение» (в плане внутренней речи), собственно чтение про себя.

Навык чтения на начальной и конечной ступени отличается. Показателем развитого навыка чтения является темп чтения. Успешное осуществление всех требований программы возможно лишь при наличии у учащихся достаточно прочного навыка чтения. В букварный период дети обучаются чтению вслух и лишь во 2 полугодии учащиеся приобретают навык чтения «про себя», который окончательно формируется лишь в 3 классу. Только обладая обоими видами чтения: про себя и вслух, учащегося можно считать грамотным читателем. Методика рекомендует уже с 1 класса вводить чтение про себя, постепенно повышая его удельный вес. Во 2 полугодии 1 класса для чтения про себя даются уже прочитанные вслух произведения. Детям предлагается при чтении выбрать предложение к картинке, найти ответ на вопрос, указать слова персонажей сказки и т. д. Во 2 классе дети читают про себя новые произведения после подготовительной работы. При этом дети получают задания, требующие сознательности чтения: обдумать картинку к тексту, распределить данные учителем заголовки по частям произведения, приготовиться к выборочному пересказу, сделать выписки из текста и т. д. В 3 классе чтение про себя занимает значительное место на уроке как при первичном знакомстве с новым произведением, так и при выполнении различных заданий к знакомому тексту.

Чтение про себя должно контролироваться взрослым. В 1-2 классах контроль осуществляется путем устного опроса с помощью пересказа, выборочного чтения. Постепенно вводятся более сложные задания: составление плана, подготовка к выразительному чтению и т.д.

3. Новые подходы к формированию навыка чтения.

За последнее десятилетие немало работ было посвящено исследованию процесса чтения и особенностям его развития в начальной школе (В.Н.Зайцев, М.И.Оморокова, А.М.Кушнир, И.Т.Федоренко и др.).

Большой интерес вызывает теория обучения чтению А.М. Кушнира. Согласно этой теории, умение читать осваивается детьми в процессе деятельности по познанию окружающего мира, в процессе коллективного и активного слушания и обсуждения различных художественных произведений. Использование технологии обучения чтению, разработанной А.М. Кушниром, дает положительные результаты. Причины такого успеха «лежат» в следующих психологических закономерностях:

1. Ученические классы формируются по гетерогенному принципу, как по уровню предварительной подготовленности детей к школьному обучению, так и по уровню общего психического и умственного развития.

2. Процесс образования строится так, чтобы каждый ребенок мог принимать активное участие в этом процессе, независимо от своих личностных особенностей и природных задатков.

4. Процесс образования строится так, что осознаваемой детьми целью учения является значимая и понятная им цель в соответствии с их природными и развивающимися потребностями. Тем самым процесс образования строится на доминировании внутренней мотивации деятельности учащихся. Внешние мотивы оценки, престижа, благополучия используются лишь как вспомогательные.

5. Овладение детьми основными учебными навыками чтения, письма происходит в процессе интересной и понятной для детей деятельности. Поскольку овладение этими навыками происходит через подсознание, это обеспечивает возникновение у каждого ребенка явления гипермнезии (сверхзапоминания). Быстрое и качественное овладение детьми основными учебными навыками ведет за собой общее психическое и умственное развитие детей. Это приводит к коррекции и компенсации у слабо подготовленных и недостаточно развитых детей их недостатков и пробелов в развитии, а у детей, обладающих хорошими природными задатками, будет развивать их и превращать в высокие способности.

6. Овладение умениями и навыками, их совершенствование происходит в процессе личного детского творчества – литературного (сочинение стихов, рассказов, сказок), художественного (рисование и лепка воображаемых объектов и сюжетов на основе прочитанного текста или на определенную тему). Тем самым достигается не только овладение и совершенствование основных учебных навыков, но и эстетическое развитие детей.

7. Используется принципиально иная, нежели в других системах обучения, психофизиологическая модель чтения. Это не автоматизация аналитико-синтетических процессов по соединению слогов и слов в связанный смысл, а расширение словаря «мгновенно узнаваемых (соответственно и понимаемых) слов». В развитой форме это чтение образами, а не чтение по слогам.

На уроке чтения (по методике А.М.Кушнира) используются различные упражнения, направленные на:

Формирование правильности, безошибочности восприятия чтения;

Расширения оперативного поля чтения;

Развитие догадки (антиципации) на различных уровнях;

Развитие внимания и памяти в процессе восприятия;

Преодоление трудностей прочтения и понимания в разных условиях восприятия текста.

Назовем некоторые упражнения из каждой группы:

üАртикуляционная гимнастика (Чтение шепотом и медленно, тихо и умеренно, громко и уверенно.)

üИгры на звукоподражание, игры со словами «Дочитай слово», «Слог потерялся».

ü Работа с поговорками, пословицами, скороговорками, загадками, считалками.

üУпражнение-фотографирование

üУпражнение «Найди лишнее слово»

üЧтение текстов с пропущенными словами

üЧтение с закладкой

üЧтение «эхо»

üЧтение «канон»

üЧтение «спринт»

üЧтение «разведка»

Эффективность обучения чтению обусловлена опорой на интегральные процессы целостной психики личности, отказ от формирования, развития, тренировки каких бы то ни было отдельных процессов и функций, позволяя реализовать в современном учебном процессе тысячелетние традиции народной педагогики.

Другой исследователь в области совершенствования навыка чтения - В.Н. Зайцев в своей книге «Резервы обучения чтению» в главе «Как добиться оптимальной скорости чтения» предлагает для совершенствования навыка чтения использовать восемь «резервов» обучения чтению. Он считает, что:

1) важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому, если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ним небольшие по объему упражнения;

2) жужжащее чтение – это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью;

3) ежеурочные пятиминутки чтения;

4) хорошие результаты дает чтение перед сном;

6) установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти. Работа над развитием оперативной памяти проводится с помощью так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны профессором И.Т. Федоренко. Он содержит 18 наборов по шесть предложений в каждом. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего два слова – 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины происходит постепенно, по одной - две буквы. Время работы со всеми 18 наборами составляет примерно два месяца. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно. Обычно уже через месяц тренировочной работы появляются первые успехи в обучении чтению: дети легче усваивают смысл предложений, охотнее читают.

7) три типа упражнений, заимствованные из системы И.Т. Федоренко и М.Т. Пальченко:

Многократное чтение;

Чтение в темпе скороговорки;

Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

Все названные упражнения проводятся не индивидуально, а коллективно, т.е. читают одновременно все ученики (каждый в своем темпе), но в полголоса, чтобы не мешать товарищам.

При проведении многократного чтения следует учитывать, что скорость чтения у детей различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объему отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени.

При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности чтения, нельзя ставить одновременно две взаимоисключающие друг друга задачи. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь понижены, но зато повышены требования к четкости прочитывания окончания слов.

8) приемы стимулирования учащихся. Например: в конце урока чтения учитель оставляет 3-4 минуты для того, чтобы произвести самозамер скорости чтения. Дети в течение одной минуты читают текст, отмечают, до какого слова дочитали, затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результат чтения в дневнике. Эта работа производится каждый день. Результаты свидетельствует об увеличении скорости чтения, это благотворно сказывается на отношении учеников к тренировке.

М.И. Оморокова для формирования навыка осознанного чтения и умения самостоятельной работы с текстом предлагает использовать рабочие тетради на печатной основе и карточки. Для совершенствования навыка чтения она предлагает следующие упражнения:

1. Развитие четкости произношения (работа с поговорками, пословицами, чистоговорками, скороговорками, упражнения в четком чтении абзаца, строфы, упражнения по отработке сочетаний гласных и согласных).

2. Развитие внимания к слову и его частям как предпосылка правильного чтения (чтение слов с общим корнем, с разным корнем, установочное чтение).

3. Развитие оперативного поля чтения и памяти (чтение «пирамидок» слов, упражнения на проверку зрительной памяти).

4. Развитие гибкости и скорости чтения вслух и молча (упражнения «Губы», «Угадай», «Финиш», «Фотоглаз», «Буксир», «Молния», «Циферблат»).

5. Развитие антиципации (антиципация частей поговорок, частей диалога, таблица комбинаций согласных, тренировочное средство «Решетка»).

6. Упражнения, направленные на развитие выразительности чтения (указание на особенности чтения произведения данного жанра, объяснение тона, темпа, чтения в зависимости от содержания текста).

4. Проверка навыка чтения у младших школьников

Младший школьник по окончании начальной школы должен овладеть синтетическим чтением, которое характеризуется слиянием техники чтения и понимания. Формирование навыка чтения не заканчивается в начальной школе. Нужно помнить, что темп чтения от 40 слов в минуту при чтении вслух с переходом на чтение целыми словами дает возможность воспринимать только фактическую сторону текста. Смысловое понимание возникает при темпе чтения от 60 слов в минуту при способе чтения вслух целыми словами. Владение синтетическим чтением на уровне 90 слов в минуту вслух обеспечивает углубленное понимание прочитанного . Вот почему под особым контролем учителя должна быть и техническая сторона чтения, т. е. знания, умения и навыки по технике чтения на определенном отрезке времени.

Проверку сформированности навыка чтения целесообразно проводить три раза в год : в начале учебного года (10- 15 сентября); в конце первого полугодия (20-25 декабря); в конце учебного года (10-15 мая). Эти три точки отсчета дадут возможность увидеть степень продвижения ученика в овладении техникой чтения.

В помощь учителю предлагается пособие «300 учебных текстов, проверочных работ и тестов по чтению для начальной школы» (авторы Л. И. Тикунова, Т. В. Игнатьева). Материал распределен по классам, причем в каждом классе тексты объединены в три группы .

В 1 классе сначала предлагаются тексты, которые в своем большинстве состоят из слов с открытыми слогами (У реки были норы ... и т. д.). Затем ученики осваивают тексты, в которых преобладают слова со стечением согласных (Пришла весна; Сел дед пить чай и т. д.). В заключение даются тексты, в которые входят слова, состоящих из трех и более слогов.

Для проверки навыка чтения за первое полугодие и в конце учебного года учитель выбирает тот или иной текст в соответствии с уровнем подготовки учащихся. Для проверки сформированности навыка чтения во 2-4 классах также предлагается несколько вариантов текстов. По усмотрению учителя проверка может быть осуществлена на основе одного или нескольких текстов.

В начальной школе предусматривается овладение и таким видом чтения, как чтение про себя.

Соотношение чтения вслух и про себя на уроке.

На уроке в 1 классе чтениевслух занимает 90% урока, чтение шепотом – на 10% (по времени) больше

Во 2 классе чтениевслух осуществляется на 70% урока, чтение про себя - 30%.

В 3 классе чтение вслух 50% урока, чтение про себя - 50%

В 4 классе чтение вслух занимает 30% урока, чтение про себя – 70%

Чтение вслух предназначено для слушающего. Чтение же про себя подразумевает не только переработку информации читающим, но и интенсификацию процессов понимания, запоминания и усвоения прочитанного. Скорость чтения про себя должна превышать результаты при чтении вслух на 20-40 слов, иначе навык этого вида чтения можно считать несформировавшимся. Осуществлять же целенаправленный контроль за формированием навыка чтения про себя целесообразно со 2 класса. Тексты при этом лучше давать объемные, интересные по содержанию, яркие по использованию языковых средств, не очень известные детям. Методика проверки техники чтения про себя аналогична проверке чтения вслух. По окончании чтения важно выявить степень осознанности учащимися смысла прочитанного.

Стихотворные классические произведения можно использовать в работе по формированию и совершенствованию у детей навыка чтения, обращая внимание на соблюдение ритма, интонации, пауз, эмоциональную окраску, образность. Остановимся подробнее на таких важных аспектах навыка чтения, как осознанность, способ, правильность, темп, выразительность. Именно их учитель должен постоянно держать под контролем.

При проверке осознанности чтения следует обращать внимание на понимание содержания текста в целом, значения отдельных слов и словосочетаний, предложений.

Учитель может воспользоваться вопросами и заданиями, которые даются в конце текста, или предложить свои типа: «О чем этот текст?», «Назови главных действующих лиц», «Что тебе особенно запомнилось?». Однако количество их не должно быть слишком большим.

Одной из сторон навыка чтения у младших школьников является способ чтени я, который определен программой на каждый период обучения. Самым продуктивным способом чтения является чтение целыми словами - именно так должны читать ученики 3-4 классов. Многократное чтение учащимися текста на уроках создаст условия для совершенствования навыка, обеспе чения разнообразной деятельности детей с текстом. Две трети урока должны отводиться разнообразным видам чтения учащихся вслух (выборочное, хоровое, по ролям, цепочкой), а также чтению про себя - глазами, «просмотровому» - беглому чтению. «Просмотровое», беглое чтение целесообразно использовать перед устными формами работы с текстом (пересказ, составление плана, озаглавливание текста и т. д.). Необходимо, чтобы каждый ученик прочитывал текст на уроке не менее двух раз.

Именно от способа чтения зависит темп чтения. Он различный у детей, читающих по слогам, и у детей, читающих целыми словами. При подведении итогов чтения учителю следует руководствоваться нормами скорости чтения, которые предусмотрены программой.

Примерные нормативы темпа чтения в начальной школе

(количество слов в минуту)

На все ошибки, допущенные ребенком при чтении, учитель указывает лишь после окончания чтения (если они не ведут к сильному искажению смысла прочитанного).

При оценке выразительности чтения следует учитывать четкость, соблюдение пауз, логических ударений, эмоциональность, умение находить нужную интонацию, правильность чтения диалогов. Выразительное чтение рассматривается как высший тип чтения. Формировать его, как показывает практика, помогают вопросы и задания следующего типа (их учитель предлагает детям на текущих, ежедневных уроках):

а) какие строки в тексте (отрывке) ты будешь читать громко, радостно, какие спокойно, медленно, с грустинкой, почему;

в) читай так, чтобы слушатели поняли, каким был каждый из героев; читай спокойно, не спеша;

д) выбери слова, которые подходят в большей степени для чтения русских народных песен (колыбельных, хороводных, о животных): быстро, мелодично; спокойно, торжественно, напевно, ритмично, громко, тихо, вполголоса и т. д.

При изучении курса «Литературное чтение» (Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф.) проверяется следующее:

Навык осознанного чтения в определенном темпе вслух и про себя;

- умение учить наизусть стихотворение и прозаическое произведение;

Умение ориентироваться в книге;

Знать литературные произведения, их жанры, жанровые особенности, знание имен детских писателей и поэтов, их жанровых приоритетов.

1 класс. Проверяем сформированность слогового способа чтения с переходом к целым словам. Хороший чтец к концу 1 класса читает 30-50 слов, средний – 25-30 слов. Ученик должен осознавать общий смысл текста, понять отдельные слова и выражения. Про себя дети читают на 5-10 слов больше (шепотное чтение)

2 класс. Проверяем сформированность чтения целыми словами и словосочетаниями. Осознавать смысл читаемого при скорости 60-70/55-60 слов. Проверяем чтение с элементами выразительности. Ребенок должен правильно делать паузы, с помощью интонации передавать настроение и особенности характера героя.

3 класс. Читать словами и синтагмами. Темп 80-90/65-75. Про себя может читать 120 слов. Проверяем выразительность чтения подготовленного текста, прозы и стихотворения. Обращаем внимание на умение использовать паузы, ставить логические ударения, подчеркивать при чтении интонационный рисунок. Смотрим, насколько ребенок может осмысливать текст при темпе 80-90 слов (вслух), 115-120 слов (про себя). Смотрим выразительность чтения по книге и наизусть, как подготовленного, так и неподготовленного текста. Ученик должен уметь самостоятельно подбирать элементарные средства выразительности в зависимости от характера произведения.

В помощь учителю предлагаются таблицы для проверок навыка чтения. Ими желательно пользоваться на протяжении всего обучения в начальной школе. После каждой проверки делается сводная таблица по классу:

Проверяется навык чтения индивидуально у каждого ребенка. При проверке нежелательно пользоваться секундомером, лучше иметь часы с секундной стрелкой. Учитель фиксирует время незаметно от ученика, и отсчет его ведет с начала процесса чтения (многие ученики имеют привычку готовиться к чтению, ищут первую строку, концентрируют внимание и т. д.). Слабых учеников необходимо подбадривать, вселять в них уверенность, после окончания чтения сначала отмечать положительные стороны, а затем в доброжелательной форме указывать на недостатки. Особого внимания требуют дети, имеющие психофизиологические недостатки: заикание, пониженный процент зрения, чрезмерную медлительность и т. д. При подведении итогов чтения это учитывается. Контроль чтения у таких детей можно осуществлять на уроке.

Проверка навыка чтения проходит на незнакомых детям текстах, образцовых по языку. Они представлены в виде самостоятельных произведений и логически законченных отрывков. Объем текстов рассчитан на одну-две минуты чтения.

Ошибки и недочеты, влияющие на снижение оценки навыка чтения .

Ошибки :

Искажение читаемых слов (замена окончания, перестановка слогов или звуков, пропуск или добавление букв, слогов, слов);

Неправильная постановка ударения;

Чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

Непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

Неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

Неумение выделить основную мысль прочитанного, неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

Нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

Нетвердое знание наизусть подготовленного текста;

Монотонное чтение, отсутствие средств выразительности.

Недочеты

Не более двух неправильных ударений;

Отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

Осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

Неточность при формулировке основной мысли произведения;

Нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

Контроль навыка чтения бывает текущим и итоговым. Текущий контроль проводится на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального опроса: чтение текста, пересказ, выразительное чтение наизусть или с места. Возможны небольшие письменные работы (5-10 минут), ответы на вопросы, описание героя, событий, самостоятельная работа с книгой (с иллюстрацией, оглавлением), умение найти ошибку при работе с текстом.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме на уроке обобщения, после изучения раздела. Учитель выясняет:

Поняли ли дети содержание произведения, соотносят ли его с названием раздела,

Помнят ли они основных действующих лиц, запомнили ли яркие фразы, передающие смысл произведения, из каких произведений они.

Тесты и задания к лекции №3.

Качества полноценного навыка чтения .

1. Выбери более точное определение навыка чтения.

А) Навык чтения - это автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому.

Б) Навык чтения – автоматизированные действия, вырабатывающиеся в результате длительных организованных упражнений.

11. Термином техника чтения обозначаются следующие компоненты процесса чтения: А) восприятие, Б) воспроизведение, В) произнесение, Г) понимание, Д) слушание.

111. В методической науке выделяют следующие этапы формирования навыка чтения: А) аналитический, Б) аналитико-синтетический, В) синтетический, Г) этап воспроизведения, Д) этап автоматизации

Правильность чтения означает чтение без искажений: правильно передается слого-звуковой состав слова, грамматические формы слова, не допускается пропуск и перестановка слов в предложении. Причиной ошибочного чтения является несогласованность процессов чтения: восприятия, произнесения и осмысления. Как показывает практика, чаще всего дети делают ошибки при чтении в тех словах, смысл которых не понимают. Причиной искажений, по мнению М.Р. Львова, может стать так называемое «чтение по догадке», в основе которого лежит такое свойство человека, как АНТИЦИПАЦИЯ – способность предугадывать смысл еще не прочитанного предыдущего отрывка. Наличие повторов на аналитическом этапе явление закономерное и даже положительное – это необходимо маленькому чтецу для осмысления прочитанного. Чрезмерная торопливость учителя, раннее пресечение «повторов» в чтении учащихся затруднять будут переход к синтетическому этапу чтения.

Нарушение норм литературного произношения выражаются в неправильном ударении (самый распространенный вид) или с незнанием лексического значения слов, с незнанием норм произношения – это ошибки орфоэпические.

Имеются ошибки, связанные с так называемым «орфографическим чтением» (оно обязательный период становления навыка).

Интонационные ошибки (неправильное логическое ударение, паузы неоправданные в смысловом отношении) возникают в связи с непониманием читаемого.

К ошибкам приводят такие факторы;

– несовершенство зрительного восприятия

– неразвитость артикуляционного аппарата

– нехватка дыхания

– незнание орфоэпических норм

– незнание лексического значения слова

– «смысловая догадка.

Существуют специальные приемы, направленные на отработку правильности чтения: специальные тренировочные упражнения, совершенствующие зрительное восприятие (лексическое значение слов перед чтением, предварительное послоговое чтение трудных слов, предварительное чтение про себя, методически верное исправление ошибок в зависимости от характера ошибки (минимальное вмешательство в процесс чтения ученика).

Например, ошибка в окончаниях слов – учитель исправляет, не прерывая чтение ученика;

Ошибка, которая влечет за собой искажение смысла предложения – учитель исправляет, прерывая чтение, используя прием повторного чтения, ставит вопрос по содержанию прочитанного, отвечая на который ученик более внимательно повторно читает предложение или прямо указывает на ошибку.

При орфоэпической ошибке учитель прерывает чтение ученика и дает образец правильного прочтения. Все другие ошибки исправляются после завершения чтения.

При чтении художественных произведений применяется принцип многочтения, предложенный М.И. Омороковой и описанный В.Г. Горецким, Л.Ф. Климановой. Этот принцип состоит в том, чтобы при анализе текста постоянно обращать внимание ребенка к перечитыванию отрывков, важных в смысловом отношении, добиваясь правильного чтения (упражнения на тренировку зрительного восприятия, скороговорки и чистоговорки – три темпа, тренировка дыхания, предварительная работа перед чтением сол словами по предупреждению ошибочного чтения.



Беглость – это такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого. Характеризуется определенным количеством слов, произносимых в минуту. (СМ. Программу). Темп чтения растет постепенно в течение обучения и находится в определенной взаимосвязи с чтением правильным и сознательным. Объективным ориентиром беглости чтения считается скорость речи диктора ТВ (120-130 слов в минуту ).

Беглость зависит от так называемого поля чтения и длительности остановки при чтении. Поле чтения (или угол чтения) – это такой отрезок текста, который взгляд чтеца схватывает за один прием, после чего следует остановка (фиксация). Во время этой остановки и происходит осознание схваченного взглядом, т.е. осуществляется закрепление воспринимаемого и его осмысление. Опытный чтец делает на строке незнакомого текста 3-5 остановок. Поле неопытного чтеца (первоклассника) иногда равно одной букве, с осмыслением связаны повторы в чтении: если он не сумел удержать в памяти воспринятый отрезок, ему приходится еще раз вернуться к уже озвученному тексту, чтобы осознать то, что прочитано. Тренируя зрительное восприятие, учитель работает не только над правильностью, но и над беглостью чтения. Вообще, все упражнения, направленные на отработку правильности чтения, в то же время совершенствует и беглость.

В методике мы находим упражнения, направленные на отработку правильности чтения, в тоже время совершенствуют и беглость. В то же время существуют современные технологии, обеспечивающие беглость чтения (М.И. Оморокова, И.А. Рапопорт, И.З Постоловский. Книга для учителя «Преодоление трудностей» М. 1990г.):

– совместные групповые чтения небольших отрезков текста, когда темп задает учитель

– чтение небольших отрывков в разных темпах (медленно, плавно, протяжно, в разговорном темпе, в скороговорном)

– чтение отрывков «на время»

– чтение на определенное время с последующей проверкой понимания прочитанного.

М.И. Оморокова в пособии «Совершенствование чтения мл. шк.» (М., 1997) предлагаются ежедневные практические разминки на уроках чтения:

– чтение сочетаний СГ в слогах, сочетания гласных, чтение слов и предложений, диалогов, цепочки слов с одним корнем, с разными корнями. В последнее время стали проникать в методику работы над беглостью чтения приемы скорочтения (Техника быстрого чтения Кузнецов и Хромов). Однако надо помнить, что использовать следует их чтецу, накопившему определенный читательский опыт. М.М. Безруких считает, что данная направленность на скорочтение в начальных классах может привести к перегрузке и снижению мотивации к учению. Среди приемов, перенесенных в начальную школу, могут быть такие:

– чтение с помехами (метроном или под счет)

– быстро найди слово

– чтение через решетку (линейка).

Успешно используются учителями и таблицы, составленные профессором Ф.И. Федоренко (Харьковская лаборатория). Это 18 наборов по 6 предложений, в котором увеличиваются кол-во буквенных знаков (типа зрительного диктанта письменно и устно). Известны упражнения, в текст которых вставляются слова, буквы, что развивает способность к антиципации, тренирует правильность и беглость чтения.

В теории и практике начальной школы известен подход В.Н. Зайцева, способствующий формированию оптимального темпа чтения. Автор считает, что важна не длительность тренировочных упражнений, а их частота. Жужжащее чтение (еще В.А. Сухомлинский применял), ежеурочные пятиминутки чтения (этот резерв заимствован в школах МНР), в истории семейного чтения применялось чтение перед сном, для не желающих читать – режим щадящего чтения (1-2 строки – и кратковременный отдых), упражнение известное по имени авторов Федоренко – Пальченко (многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста).

Существуют правила текста для подготовки беглости и правильности чтения: если текст читается не по хрестоматии, а по детской книге, то текст должен быть напечатан на белой бумаге № 1, размер полей, длину строки (на аналитическом этапе чтения не предлагать детям книги, где строка более 126 мм), соотношение текста и иллюстрации (60% : 40%).

Сознательность чтения – иначе говоря – понимание прочитанного.

Однако в методике этот термин употребляется в двух значениях: 1) применительно в овладению самим процессом чтения (техникой чтения), т.е. насколько сознательно ребенок выполняет необходимые операции, из которых складывается озвучивание печатных знаков; 2) применительно к чтению в более широком смысле (Т.Г. Рамзаева) данный термин в методике действует на разных уровнях протекания самого процесса чтения. Первый уровень, часто совпадающий с аналитическим этапом становления навыка чтения, предполагает понимание большей части слов, отдельных предложений, отдельных частей текста и понимание общего смысла всего текста.

Второй уровень сознательного восприятия текста базируется на первом и предполагает осмысление подтекста произведения, т.е. уяснение его идейной направленности, художественных средств, а также позиции автора и своего собственного отношения к читаемому.

Можно говорить и о третьем уровне сознательного чтения, когда чтец сознательно определяет круг чтения, ориентируясь на свои возможности (М.Р. Львов). Таким образом, в современной методике утвердилась точка зрения, что сознательность чтения предполагает:

– осмысление значения каждой языковой единицы текста;

– понимание идейной направленности произведения, его образной системы, изобразительно-выразительных средств, т.е. позиции автора и своего собственного отношения к прочитанному;

– осознание себя как читателя (Требования к анализу художественного произведения будем рассматривать позднее.).

Начиная с 30-х годов 19 века выразительно чтение стало преподаваться в учебных заведениях России. Выразительность чтения – способность средствами устной речи передать слушателям свое отношение к идее произведения. Т.Г. Рамзаева отмечает выразительность как качество, которое формируется в процессе анализа произведения. Как видно из определения, выразительность связана с сознательностью чтения.

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ – одна из сторон навыка чтения. Признаки Б.ч.: 1) хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, их сочетаний, слов, достаточная громкость, темп, умение их регулировать; 2) умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора; 3) умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, отрицания, а также придавать голосу нужную эмоциональную окраску.

В практике работы школы выразительность – показатель сознательности. Однако следует помнить, что ученикам начальных классов свойственна так называемая «подражательная выразительность», когда дети с хорошим фонематическим слухом точно копируют интонационный рисунок, который используют взрослые. И наоборот, ребенок, хорошо понявший текст читает монотонно, тихо, не пользуясь интонацией средством выразительности. Это происходит или по причине излишней робости, застенчивости ребенка, или просто по причине его необученности.

Средствами устной речи – интонацией, мимикой, жестом, мезансценой – нужно учить пользоваться. Интонация – совокупность совместно действующих элементов звучащей речи, главнейшими из которых – ударение, темп и ритм речи, пауза, повышение и понижение голоса находятся во взаимосвязи и все вместе обусловливаются содержанием произведения. Большая часть работы над выразительностью чтения есть работа над интонацией как главным ее средством.

Главной целью обучения детей выразительному чтению является формирование умения определять задачу чтения вслух: передать слушателям свое понимание произведения при помощи правильно выбранных средств устной речи. Такое сложное умение возникает как результат кропотливой работы учителя над выработкой умений, помогающих проникнуть в смысл произведения, умений целесообразно пользоваться своим голосом. Подготовку к выразительному чтению условно делят на три этапа:

1) выяснение конкретного содержания произведения, анализ мотивов поведения действующих лиц, иначе говоря: осмысление идейно-тематической основы произведения, его образов в единстве с художественными средствами

2) разметка текста: проставление пауз, логических ударений, определение темпа чтения

3) упражнение в чтении.

Обучение выразительному чтению присутствует на всех этапах урока. Овладение навыками выразительного чтения – профессиональная задача каждого учителя. Выразительное чтение строится на тех же принципах, что и профессиональное искусство художественного слова (чтения), в основе которого лежит система К.С. Станиславского (Е.Д. Дмитриева). Различие между выразительным и профессиональным художественным чтением состоит в степени мастерства, в глубине, полноте и яркости передачи произведения. Для школьного выразительного чтения обязательно выполнение таких требований, как соблюдение знаков препинания (элементарный навык, который начинает формироваться еще в период обучения грамоте), соблюдение логических и психологических пауз, логического ударения. умение менять темп и ритм чтения. В курсе выразительного чтения института перед студентами ставятся две задачи: научиться самостоятельно готовиться к чтению художественного произведения, с тем, чтобы выразительно прочитать его детям, и овладеть методикой обучения детей выразительному чтению.

Итак, работа над выразительностью представляет собой соединение несколько направлений:

– технического – включающего тренировку дыхания, совершенствование артикуляционного аппарата;

– интонационного – предполагающего специальную работу над компонентами интонации;

– смыслового – реализующего всю систему работы по осмыслению идеи произведения;

– тренировочного – имеющего целью упражнять детей в выразительном прочтении произведения после анализа. Сочетание этих направлений в конкретном уроке зависит от очень многих факторов: от степени обученности учащихся, от объема произведения, от его формы, от задач урока и т.п.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: