Программы предметов коррекционной школы 5 вида. Программа коррекционно-логопедического сопровождения учащихся в классах V вида. Детский сад плюс начальная школа

Специальные образовательные учреждения предназначены для обучения , имеющих различные отклонения в развитии. Всего существует восемь видов таких школ. Для обучения неслышащих детей созданы коррекционные учреждения1-го вида. Специальные школы 2-го вида предназначены для обучения слабослышащих детей, имеющих частичную потерю слуха и разную степень недоразвития речи. Коррекционные школы 3-го и 4-го видов организованы для обучения, воспитания, коррекции отклонений в развитии , имеющих нарушения . В такие образовательные учреждения принимаются незрячие и слабовидящие дети, дети с амблиопией, косоглазием, со сложными сочетаний нарушений функций зрения, страдающие глазными заболеваниями, приводящими к слепоте.

Коррекционные школы 5-го вида предназначены , имеющих тяжелые речевые патологии, детей с общим недоразвитием речи тяжелой степени, с заиканием. Специальные образовательные учреждения 6-го вида созданы для обучения и воспитания детей с какими-либо нарушениями развития опорно-двигательного аппарата, с ДЦП, деформациями опорно-двигательного аппарата. Специальные школы 7-го вида предназначены для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития. При сохранных возможностях интеллектуального развития у таких детей наблюдается внимания, памяти, повышенная истощаемость, недостаточность темпа психических процессов, эмоциональная неустойчивость, несформированность произвольной регуляции деятельности. Коррекционные образовательные учреждения 8-го вида созданы для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью.

Коррекционные школы 8-го вида

Целью создания специальных образовательных учреждений 8-го вида является коррекция отклонений в развитии, а также социально-психологическая реабилитация для дальнейшей интеграции в общество. В таких школах создаются классы для детей, имеющих глубокую умственную отсталость, наполняемость таких классов не должна быть больше 8 человек. Ученики школ 8-го вида имеют необратимые нарушения развития и никогда не смогут догнать сверстников, поэтому в большей степени обучение в этих образовательных учреждениях направлено на развитие их жизненной компетенции для адаптации в социуме, позволяющей избежать катастроф социального характера. В небольшом объеме им дают академические знания, которые направляются на поддержание социализации. Дети с нарушенным интеллектом обучаются по специальной программе до 9-го класса. Те из них, кто может освоить рабочую профессию, занимаются, в дальнейшем, малоквалифицированным трудом.

Совет 2: Как определить, в хороший ли класс попал учиться ребенок

Нет точного определения «хороший класс». Для одних – это специализированный класс с углубленным изучением предметов, для других – индивидуальный подход к ребенку, а для третьих – строгая дисциплина. Определять критерии хорошего класса следует из своих предпочтений. Хотя дружеская атмосфера, психологический комфорт и получение глубоких знаний – неотъемлемые черты хорошего класса.

Прежде всего, хороший должен быть ориентирован на учебный процесс. При этом важно, чтобы дети получали глубокие и прочные знания в комфортной для себя обстановке. Чтобы узнать, в хороший ли класс попал ребенок, можно обратиться к общественному мнению. Для этого следует выяснить техническую оснащенность , преподавательский состав, успеваемость учеников класса в целом, а также их участие и победы на всевозможных олимпиадах. При этом надо помнить, что не всегда регалии учителей свидетельствуют об их человеческих качествах, а победы на олимпиадах отдельных учеников – о высоком образовательном уровне всего класса.

Обязательно следует поинтересоваться мнением о учеников и их родителей. Поговорив с большим количеством людей, можно узнать о плюсах и минусах в организации учебного процесса, достоинствах и недостатках педагогов.

Во многом обстановка и атмосфера в классе зависят от учителя. Поэтому необходимо познакомиться с преподавателями и классным руководителем лично. Очень важно, какой стиль воспитания проповедуется в семье (строгий или демократичный). У учителя с похожим подходом к воспитательной работе ребенок будет чувствовать себя комфортнее.

Стоит побывать в классе на школьной перемене и посмотреть, чем занимаются дети. Возможно, в классе приветствуется самоуправление или принято шефство старшеклассников над младшими школьниками. Все это дисциплинирует и положительно влияет на ребенка.

Многое может рассказать оформление класса, наличие стендов, наглядных пособий, стенгазет. О сплоченности учеников говорят классные традиции, проведение совместных мероприятий (походы, чествование именинников и т.д.).

Сейчас в школах внедряются различные обучающие программы. Следует узнать, по какой из них преподают в классе, где . Это может быть развивающее обучение системы Занкова, программа «Росток» или обычная традиционная программа. Ребенок должен обучаться по той системе, предпочтение которой отдают родители.

Совет 3: Какие речевые проблемы можно избежать перед поступлением ребенка в школу

Увы, большинство родителей замечают, что их ребенок не выговаривает какие-то звуки, только при записи его в первый класс. И тогда начинается муштра, ежедневные занятия и с врачом, и дома, лишь бы успеть "подтянуть" ребенка до сентября.

Во-первых, это нагрузка на детей - за 3 месяца освоить то, чему надо было учиться 5-6 лет.

А во-вторых, таких проблем можно было бы избежать, если родители хотя бы раз в год приходили с ребенком к логопеду. Потому что только специалист вовремя увидит нарушения в развитии речи у малыша. Это может быть дислалия - нарушение произношения отдельных звуков. Фонетико-фонематические нарушения - когда ребенок не только произносит, но и воспринимает неправильно звуки родного языка. И, наконец, общее недоразвитие речи, когда нарушены и произношение, и восприятие, и грамматика, бедный словарный запас и связная речь.


Что должен уметь ребенок?

В 3 года малыш имеет полное право коверкать звуки, неправильно строить предложения. Главное, чтобы он понимал обращенную к нему речь и умел донести до других свои мысли. Если ребенок в состоянии выполнить ваши нехитрые просьбы, а вы понимаете его, несмотря на кашу во рту, - все в порядке. Помощь специалиста нужна трехлетним молчунам и тем малышам, которым неясны самые простые ваши требования. В 4 года ребенок уже должен говорить так, чтобы его понимали не только родители, но и посторонние. Кстати, для мам и пап это своеобразный критерий "правильности" развития их сына или дочки. Родители привыкают к неправильной речи своих детей, и мама, конечно, сможет "перевести" детский язык на взрослый. Но если воспитательница в саду или сосед по несколько раз переспрашивает вашего малыша, возможно, ему нужно позаниматься с логопедом.

В 5 лет ребенок еще может не выговаривать звук "р". А в 6 лет, перед школой, считается нормой правильное произношение и использование падежей, умение связно и грамотно говорить.

Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо.

Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Нужно научить надувать щеки и удерживать воздух, "перекатывать" его из одной щеки в другую.

Что значит - развивать мелкую моторику. Это значит - малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва "помогать" одеться куклам и даже родителям. По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме. В малышовом возрасте очень полезно лепить. Только не нужно оставлять малыша наедине с пластилином, чтобы вовремя пресечь его желание попробовать слепленный шарик на вкус. Многие мамы не доверяют ребенку ножницы. Но если в кольца ножниц просовывать свои пальцы вместе с детскими и вырезать какие-нибудь фигурки, получится отличная тренировка для руки.


Пальчиковые игры для детей

Помощник

Посуду моет наш помощник

(потирают ладошки друг о друга - «моют посуду».

Моет вилку, чашку, ложку.

Вымыл блюдце и стакан,

(разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца).

И закрыл покрепче кран.

(выполняют имитирующее движение).

Хлеб

Муку в тесто замесили,

(сжимают и разжимают пальчики).

А из теста мы слепили:

(прихлопывают ладошками, «лепят»).

Пирожки и плюшки,

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи -

Всё мы испечем в печи.

(поочередно разгибают пальчики, начиная с мизинца. Обе ладошки разворачивают вверх).

Очень вкусно!

В связи с необходимостью разработки новых образовательных стандартов для коррекционных школ, в том числе и для школ V вида, актуальной является проблема определения специфики изучения различных разделов блока лингвистических дисциплин детьми с тяжелыми нарушениями речи.

В настоящее время учащиеся с тяжелыми нарушениями речи в 5-10 классах обучаются по программе массовой школы. При этом требования программы, естественно, не учитывают особенностей аномального развития учащихся. Однако наблюдения учителей показывают, что дети с тяжелыми нарушениями речи испытывают значительные трудности в обучении на протяжении всего школьного курса. Это требует создания специальных коррекционно-ориентированных методических материалов для обучения данного контингента школьников.

Необходимо учитывать следующие особенности распределения материала и содержания работы по развитию связной письменной речи в 5-10 классах.

  1. Важным компонентом работы является привлечение заданий, направленных на преобразование текста (структурное, лексико-грамматическое). Это позволяет школьникам осознать композиционно-смысловое единство текста, использовать вариативные средства для выражения одной и той же мысли.
  2. Изучение различных типов речи начинается с повествования, поскольку в таких текстах развертывание сообщения соответствует фактическому ходу событий, тексты-повествования достаточно просты по структурному оформлению.
  3. Обучение рассуждению проводится в устном плане и тесно увязывается с изучением программного материала по русскому языку, литературе, предметов гуманитарного и естественнонаучного циклов. Это позволяет реализовать коммуникативный прин цип обучения, в соответствии с которым первоочередной является задача развития устной речи, а с другой стороны, установить межпредметные связи.
  4. Коммуникативный принцип реализуется также путем включения письменной речи в те виды деятельности учащихся, которые могут быть впоследствии социально востребованы (составление деловых бумаг. писем и т.п.)
  5. Особое внимание в работе уделяется содержанию, структуре, языковому оформлению текстов. В связи с этим большое место отводится анализу готовых текстов, изложениям, составлению собственных текстов на основе созданной модели, по аналогии с анализируемым текстом.
  6. Исследования и школьная практика показывают, что сочинение в том виде, в котором оно существует в массовой школе, недоступно большинству учащимся с тяжелыми нарушениями речи. Данный вид работы мы обозначили как составление текста с использованием различного рода содержательных и смысловых вербальных и невербальных опор, которые в совокупности представляют собой модель анализируемого или создаваемого высказывания.
  7. Формирование основных лексических понятий переносится с уроков русского языка на уроки развития речи и увязывается с работой по обогащению словарного запаса учащихся.

Кроме перечисленных в предыдущей статье общеобразовательных программ, существуют и специальные программы: речевые (5 вид) и коррекционные (7 и 8 вид). Они созданы на основе традиционной программы для детей с особенностями в развитии. Поступить на обучение по такой программе ребенок может только по заключению районной (или городской) медико-психолого-педагогической комиссии при обязательном согласии родителя.

Дело в том, что по Закону об образовании за получение ребенком обязательного образования отвечают родители, и только они могут принять решение, где будет учиться ребенок. Если родитель на предложение проходить комиссию и поступать в такой класс скажет «нет», то никто не вправе его заставить.

Родители могут изъявить собственное желание и обратиться в комиссию для определения дальнейшего образовательного маршрута.

Допустим, родители решили проходить комиссию. Далее следуют:

Диагностика структуры интеллекта ребенка психологом.

Диагностика речевого развития логопедом (в любом возрасте, даже если на комиссию привели старшеклассника; у первоклассника проверяют фонематический слух, звукопроизношение, начиная со второго класса — письменную речь и навык чтения).

По результатам диагностики психолога — консультация врача-психиатра.

Параллельно с консультациями специалистов составляется педагогическая характеристика ребенка в том образовательном учреждении, где он обучается или воспитывается (детский сад, школа).

Посещение самой комиссии, на которой дается рекомендация (рекомендация!), с которой родители могут согласиться или не согласиться. Если соглашаются, им подбирают конкретное ОУ и дают направление, с которым они идут в новое образовательное учреждение устраивать (писать заявление о приеме в школу) ребенка.

Без комиссии, исходя только из желания родителей, зачислить ребенка в специализированный класс нельзя, так как там создаются специальные условия для обучения.

Особенности обучения по речевой программе (5 вида):

1. Программа общеобразовательная учебная коррекционно-развивающая 5 вида.

2. В 1 и 2 классе проводятся уроки произношения.

3. Наполняемость классов 7-12 человек.

4. Школа полного дня; вторая половина дня — логопедические и психологические занятия.

5. Отсутствие уроков иностранного языка (усвоение иностранного вместе с родным языком может вызвать ряд дополнительных трудностей).

6. Интегрированный курс «Развитие речи и окружающий мир».

7. В силу малой наполняемости классов есть возможность обучения на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка

8. В речевые классы зачисляются дети с интеллектуальным развитием, соответствующим возрастным нормам, но имеющим трудности в речевом развитии.

Особенности обучения по коррекционной программе (7 вид):

1. Программа общеобразовательная учебная коррекционно-развивающая 7 вида.

2. Наполняемость классов 7-12 человек.

3. Школа полного дня; вторая половина дня — логопедические, дефектологические и психологические занятия. Во многих коррекционных школах большое внимание уделяется дополнительному образованию (художественные, музыкальные, спортивные кружки и секции).

4. Отсутствие уроков иностранного языка в начальной школе.

5. В силу малой наполняемости классов есть возможность обучения на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка

6. Вариативность в обучении (для усвоения основных тем есть возможность использовать больше часов уроков для более прочного закрепления материала).

7. На выходе (при переходе с одной ступени на другую) объем полученных знаний должен соответствовать единому государственному стандарту.

В коррекционные классы зачисляются дети с трудностями в интеллектуальном развитии. При условии решения проблем, исправления задержки в развитии ребенок может быть переведен в массовую школу на обучение по любой программе, соответствующей его уровню развития.

Если вашему ребенку рекомендуют ту или иную специализированную программу, важно прислушаться к мнению специалистов и постараться имеющиеся проблемы решить как можно раньше, пока они не усугубились и не дошли до того уровня, когда справиться с ними уже гораздо сложней.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат V вида № 28

Рассмотрено Утверждено

на заседании МО учителей решением ПС учреждения

гуманитарного цикла Протокол № ___ от______

Протокол №_____ от_______ Приказ № ___ от_______

Руководитель МО______________ И.О. директора __________

Рабочая программа

для групповых

Логопедических занятий

5 класс

Разработана в соответствии с программой основного общего образования по русскому языку с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования

Срок реализации учебной программы 2014-2015.

Разработали:

учителя русского языка и литературы

ГБОУ СКОШИ V вида № 28

Куцева Н.С.

Москва, 2014

Пояснительная записка

Проведение логопедических занятий направлено на достижение следующих целей и задач:

Образовательные. Посредством формирования и развития грамматико-аналитических орфографических и пунктуационных навыков систематизировать те непрочные знания и навыки, которые имеются у учащихся по грамматике, орфографии и пунктуации.

Развивающие. Развивать познавательную активность учащихся. Развивать интеллектуальные умения: приемы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации. Развивать словарь, обогащать содержательную сторону высказываний учащихся, формировать и развивать умения в построении связного текста. Развивать учебные умения: работа с книгой, со справочной литературой, совершенствовать навыки чтения.

Воспитательные. Воспитывать нравственные качества учащихся, уважение к труду. Воспитывать навыки самоконтроля, самооценки.

Коррекционные. Всестороннее развитие личности логопата; добиваться того, чтобы обучение носило воспитывающий характер; учитывать возрастные особенности учащихся и уровень развития и в соответствии с этим подбирать дидактический материал; осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности; добиваться прочности приобретенных знаний и навыков; использовать наглядность;строить занятия с учетом программы соответствующего класса;стремиться к тому,чтобы на каждом логопедическом

занятии было слушание, говорение, письмо и чтение.

Данная программа составлена на основе программ по русскому языку и развитию речи, которые были составлены ранее на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и концепцией модернизации российского образования, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации

№ 1756-р от 29 декабря 2001 года; одобренный решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 года № 21\12; утвержденный приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования» от 5 марта 2004 года.

Речь - важнейшее средство общения, позволяющее осуществлять обмен мыслями и добиваться взаимопонимания. Эффективность социализации развивающейся личности находится в прямой зависимости от полноценности процесса речевого общения и взаимодействия. При отставании в развитии речи или нарушениях речевой функции у ребенка возникают проблемы, связанные с вербальным общением, появляются трудности коммуникативного поведения, что в целом затрудняет взаимоотношения между человеком и обществом, а это проявляется в речевом общении.

Во многих исследованиях, посвященных изучению особенностей устной и письменной речи уч-ся младшего и среднего звена специального (коррекционного) образовательного учреждения V вида, отмечается, что эффективность логопедической коррекции и социальной адаптации уч-ся в значительной степени зависит от их общей и коммуникативной культуры, качества общения с окружающими. Практический опыт обучения и воспитания детей с ТНР показывает, что проблемы, связанные с речевым и коммуникативным развитием уч-ся, являются выраженными не только в младших классах, но и на второй ступени обучения(5-10 классы). Система дифференцированного логопедического воздействия в специальной школе V вида позволяет добиться у старшеклассников с ТНР определенных положительных изменений в разговорной и описательной речи, в частности у большинства уч-ся удается преодолеть основные трудности в речевом общении, устранить дефекты звукопроизношения, добиться удовлетворительного развития лексико-грамматической стороны речи, овладения навыками письма и чтения. У многих уч-ся с ТНР старшего школьного возраста обнаруживаются дефекты сложной организованной речи, специфические особенности словесно-логического мышления, произвольных форм речевой памяти, воображения и др.

Для большинства детей с ТНР характерны затруднения в общении со взрослыми и сверстниками: их не понимают, с ними не желают разговаривать, смеются над ними, дразнят и т.д. В связи с этим особую актуальность приобретает формирование основ коммуникативной культуры уч-ся старших классов с ТНР с учетом особенностей их речевого, коммуникативного и индивидуально-личностного развития.

Программа для детей с ТНР руководствуется задачами, поставленными перед общеобразовательной школой, однако эффективность решения этих задач во многом зависит от реализации коррекционно-развивающих, коррекционно-образовательных и коррекционно-воспитательных направлений в обучении.

Учащиеся с речевой патологией испытывают стойкие трудности при усвоении программы общеобразовательной школы вследствие недостаточности формирования речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

Коррекционно-развивающая работа по формированию устной и письменной речи уч-ся с речевой патологией в школе V вида тесно связана с общим развитием речи уч-ся, опирается на ознакомление с окружающим миром, на овладение грамотой (в начальной школе), а также уроки русского языка и развития речи, обусловлена спецификой овладения ими и методикой.

Ориентируясь на содержание программы по русскому языку в общеобразовательной школе, т. е. на тот уровень развития речи, которого по речевым умениям и навыкам достигают школьнике в норме, и учитывая своеобразие и индивидуальные особенности речевого развития уч-ся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы V вида, можно в общем виде сформулировать задачи индивидуальной логопедической помощи.

*формирование, уточнение и коррекция звукопроизношения.

*уточнение и коррекция фонематического восприятия

*уточнение и коррекция навыков звукобуквенного анализа и синтеза

*формирование, уточнение, обогащение и коррекция словарного запаса

*уточнение и коррекция грамматических категорий

*коррекция специфических ошибок письменной речи

*формирование и совершенствование коммуникативных умений и навыков

Коррекционная работа в школе V вида осуществляется в основном в группе, логопед должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, при этом следуя единому плану занятий и понимая особенности детей, имеющих определенные логопедические нарушения.

Для выработки единого подхода к коррекционному развитию уч-ся, логопед должен взаимодействовать с педагогическим коллективом образовательного учреждения, родителями уч-ся, школьным психологом, воспитателем ГПД.

Для коррекционно-развивающих логопедических занятий в 5 классе программой предусмотрено 175 часов по 5 часов в неделю. Из них 70 часов отводиться на каждую из 2-х групп по 2 часа в неделю и 35 часов на индивидуальные занятия по 1 часу в неделю.

Основной формой организации логопедической работы являются групповые и индивидуальные. В группу подбираются дети с однородной структурой речевого дефекта. На этих занятиях все учащиеся выполняют одну и ту же работу парами или коллективно.

Индивидуальные занятия проводятся с одним ребёнком. Для этого разрабатываются индивидуальные программы с учётом структуры речевого дефекта конкретного учащегося и программы обучения школьного учреждения, а также содержания всех видов коррекционной работы.

Все типы логопедических занятий делятся на:

  • Обучающие, целью которых является овладение новыми знаниями. На этих занятиях учащиеся накапливают фактический материал, изучают языковые явления и процессы, что в дальнейшем ведет к формированию понятий.
  • Закрепляющие, на которых у учащихся совершенствуются и формируются практические умения и навыки, а так же систематизируются наиболее важные вопросы, восполняются имеющиеся пробелы в знаниях у детей.
  • Комбинированные занятия, целью которых является решение одновременно дидактических и коррекционных задач. Такие занятия проводятся в логопедической практике чаще, чем другие.

Механизмы обучения, построены с ориентацией: на дидактическую цель, лежащую в основе того или иного этапа обучения (методы обучения и методы контроля); на источник получения знаний учащимися (слово учителя, беседа, наблюдение, языковой анализ и др.); на способ мышления при познании (методы индукции и дедукции, аналогии, сопоставления и противопоставления, анализа и синтеза); методы теоретического изучения языка (сообщение, беседа, самостоятельная работа по учебнику); методы теоретико-практического изучения языка и обучения речи (упражнения с языковым разбором, диктант, наблюдение, видоизменение, конструирование); методы реализации личностно-ориентированного подхода к обучению (метод опоры на ранее приобретенные знания).

Для осуществления контроля применяются текущий и итоговый контроль, которые включают в себя опросы, диктанты, тесты.

Учебники и пособия, используемые в учебно-коррекционном процессе:

  1. Русский язык: 5 кл. общеобразоват. учреждений /М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская Л.А.Тростенцова и др.; научн. ред. Н. М. Шанский/.- 31-е изд.- М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2008.
  2. Рабочая тетрадь по русскому языку. 5 класс. К учебнику М.Т. Баранова "Русский язык. 7 класс", Ерохина Е.Л. Издательство: Экзамен
    Серия: Учебно-методический комплект . УМК
  3. Дидактические материалы по русскому языку 5 класс. Кн.для учителя/Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская, М.М, Стракевич, -3- изд. – М.: Просвещение, 2004.- 144 с.

Обследование

В начале и конце учебного года учитель выявляет степень готовности учащихся к обучению; наличие знаний, навыков, умений по основным разделам программы русского языка, развития речи и литературы 5 класса.

Посредством диктанта обследуется фонематический слух и письменная речь учащихся. Выявляются дисрафические ошибки обусловленные нарушением фонематического слуха, слоговой структуры, оптико-пространственных представлений, а также орфографические ошибки.

Посредством написания изложения обследуется не только фонематический слух, но и нарушения речи на уровне грамматического строя и связной речи.

Также проводиться обследование техники чтения. Выявляются ошибки дислексического характера. Посредством пересказа и рассказа по картине обследуется устная речь ребенка (звукопроизношение, фонематический слух, анализ и синтез звуков, слоговая структура, построение фразы, последовательность в построении высказывания).

По итогам обследования учащиеся делятся по группам, составляется планирование и график логопедических занятий.

Восполнение пробелов в знаниях за курс 4 класса.

Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и,а,у , после шипящих. Разделительные ъ и ь . Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих. Имя прилагательное: род, падеж. Число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. Местоимения 1,2,3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -ться ; раздельное написание не с глаголами. Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

Диффернциация звуков. Анализ и синтез слов. Согласование существительных, прилагательных, местоимений, глаголов в роде числе и падеже.

Формирование и развитие грамматико-аналитических, орфографических, пунктуационных навыков. Коррекция на синтаксическом уровне и связной речи.

Закрепление основных синтаксических понятий (единицы): словосочетание, предложение, текст. Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании. Знаки препинания: знаки завершения, выделения, разделения. Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами. Не связанными союзами, а также связными союзами а, но, и одиночным союзом и ; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и . Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. Синтаксический разбор словосочетания и предложения. Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания. Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении). Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если . Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи. Диалог. Тире в начале реплик диалога.

Развитие фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза. Коррекция на фонетическом уровне. Коррекция почерка. Отработка техники чтения и пересказа.

Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Дифференциация звуков. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Парные и непарные твердые и мягкие согласные. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков. Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари. Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия. Звуковое значение букв е,е,ю,я . Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Чтение текстов. Пересказ.

Формирование грамматико-аналитических и орфографических навыков. Коррекция на уровне грамматического строя. Развитие словообразования, словоизменения.

Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их значение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож- - -лаг- , -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц .

Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы.

Формирование грамматико-аналитических и орфографических навыков. Коррекция на грамматическом и синтаксическом уровне. Развитие связной речи. Коррекция техники чтения.

Синтаксическая роль имени существительного в предложении. Большая буква в названиях, выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Склонение существительных на - ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую. Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких – по родам и числам.

Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части.

Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

Доказательства и объяснения в рассуждении.

Описание животного.

Учебно-тематический план

Русский язык

Кол.

Развитие речи

Кол.

Логопедические групповые занятия

К. ч.

На 1 гр.

Язык – важнейшее средство общения

Обследование

Повторение изученного в 4 классе

Текст. Тема текста. Стили.

Восполнение пробелов в знаниях за курс 4 класса. Коррекция дисграфических и и дислексических ошибок.

Синтаксис. Пунктуация.

Речь устная и письменная. Диалог и монолог. Письмо.

Формирование и развитие грамматико-аналитических, орфографических, пунктуационных навыков. Развитие речи.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.

Типы текстов

Развитие фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза. Коррекция почерка. Отработка техники чтения и пересказа.

Морфемика. Орфография

Лексика.

Создание текста на основе исходного.

Описание изображенных предметов на картине.

Формирование грамматико-аналитических и орфографических навыков. Коррекция на лексическом уровне. Развитие словообразования, словоизменения.

Морфология. Имя существительное

Рассуждение в повествовании. Доказательства и объяснения в рассуждении.

Формирование грамматико-аналитических и орфографических навыков. Коррекция на грамматическом и синтаксическом уровне. Развитие речи. Коррекция техники чтения.

Морфология. Имя прилагательное

Описание животного.

Формирование грамматико-аналитических и орфографических навыков. Коррекция на грамматическом и синтаксическом уровне. Развитие связной речи.

Повторение и систематизация изученного в 5 классе

Обследование

Всего: 175

Всего: 70

Всего: 70

Требования к уровню подготовки учащихся за курс 5 класса

Учащиеся должны знать определения основных изученных в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

К концу класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

Разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;

Разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическими и толковыми словарями;

Соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами;

Находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки. Которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать свой выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По развитию речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине. . УМК

  • Уроки русского языка в 5 классе: Кн. для учителя Г.А. Богданова. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2003 г.
  • Дидактические пособия по коррекции письменной речи. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. В 2-х частях. – М.: Книголюб, 2004. – 112.
  • Дидактические пособия по коррекции письменной речи. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. Выпуск 1. В 2-х частях., М.: Книголюб, 2004. – 112.
  • Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашние тетради для закрепления произношения шипящих звуков Ш, Ж, Щ, Ч, звуков Л, Р.
    1. Классная доска.
    2. Ноутбук.
    3. Наглядный материал: таблицы, плакаты, карточки, картинки.

    Есть вопросы?

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: