Программа кружка по профессии штукатур. Учебная программа кружка технического творчества рабочая программа на тему. Использование материала из древесины

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ

ПО ПРОФЕССИИ «ШТУКАТУР»

Москва 2004

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КОМПЛЕКТ УЧЕБНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ

ПО ПРОФЕССИИ «ШТУКАТУР»

ИЗ ЧИСЛА ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве примерной учебно-программной документации для профессиональной подготовки рабочих

Москва 2004

Комплект учебной документации для профессиональной подготовки рабочих по профессии «Штукатур» из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья подготовлен н.с. ИРПО Г.С. Сорокиной, зав. лабораторией подготовки рабочих на производстве ИРПО В.А. Малышевой, н.с. лаборатории подготовки рабочих на производстве ИРПО Е.Д. Кошелевой.

Научный консультант: Малышева В.А. – зав. лабораторией подготовки рабочих на производстве ИРПО, канд. пед. наук, доцент.

Рецензенты:

М.П. Лукина – заместитель директора «Федерального центра социальных технологий (ГУ)», руководитель УМК.

Г.И. Клюев – заслуженный учитель РФ, преподаватель спецдисциплин строительного профиля.

Учебная документация предназначена для подготовки рабочих по профессии «Штукатур» из числа выпускников вспомогательных школ VIII вида (для детей с умственной отсталостью).

© Сорокина Г.С., Малышева В.А., Шмельков С.В., Кабышева С.А., Колкова Т.Е., Кошелева Е.Д., Пахомова И.А., 2004.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В соответствии с решением коллегии от 24.06.2003 г. № 10/2 «О совершенствовании профессионального образования инвалидов» Институту развития профессионального образования Минобразования России поручено разработать программы обучения в учреждениях начального профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья по строительным профессиям (штукатур, маляр, плотник).

Настоящий комплект учебной документации разработан в рамках Федеральной программы развития образования и предназначен для профессиональной подготовки рабочих по профессии «Штукатур» из числа выпускников специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида (для детей с умственной отсталостью).

Учебный план по профессии «Штукатур» составлен на основе Модели учебного плана для профессиональной подготовки лиц, не имеющих основного общего образования, разработанной учебно-методическим кабинетом Государственного Федерального учреждения Министерства труда и социального развития РФ в 2001 г. и согласованной с Управлением начального профессионального образования Минобразования России (4 января 2001 г.).

В сборник включены: квалификационная характеристика на 2-й разряд, примерный учебный и тематические планы по предметам «Основы трудового законодательства», «Этика и психология общения», «Охрана окружающей среды», «Экономика отрасли и предприятия», тематические планы и программы по предметам «Материаловедение», «Специальная технология» и производственному обучению для подготовки новых рабочих.

Квалификационные характеристики составлены в соответствии с действующим Единым тарифно-квалифика-ционным справочником работ и профессий рабочих (выпуск 3 «Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы», 1985 г.).

Для детей с умственной отсталостью противопоказаны работы на высоте.

Продолжительность обучения 2 года, пятидневная учебная неделя.

Обучение подразделяется на два вида: обязательное обучение и факультативные предметы. В обязательное обучение входит общеобразовательная и профессиональная подготовка. Перечень факультативных предметов определяется образовательным учреждением и они являются не только свободно выбираемыми, но и свободно посещаемыми.

Продолжительность учебного года 1 курса 52 недели и 2-го курса – 43 недели.

В тематические планы изучаемых предметов могут вноситься изменения и дополнения с учетом специфики отрасли в пределах часов, установленных учебным планом.

В процессе обучения особое внимание должно быть обращено на необходимость усвоения и выполнения требований безопасности труда.

К самостоятельному выполнению работ обучающиеся допускаются только после сдачи зачета по безопасности труда.

По завершению обучения обучающиеся должны самостоятельно выполнять все работы, предусмотренные квалификационной характеристикой.

В конце обучения проводится экзамен по предмету «Специальная технология».

Профессиональная подготовка обучающихся завершается сдачей квалификационного экзамена, на проведение которого отводится 12 часов за счет производственного обучения.

Квалификационный экзамен проводится в установленном порядке квалификационной комиссией, создаваемой в соответствии с действующими нормативными актами.

Количество часов, отводимых на изучение отдельных тем программы, последовательность их изучения в случае необходимости разрешается изменять при условии, что программы будут выполнены полностью. Изменения по содержанию и общему количеству часов рассматриваются учебно-методическим (педагогическим) советом образовательного учреждения и утверждаются его председателем.

При успешной сдаче экзаменов, обучающимся выдается свидетельство установленного образца и присваивается 2-й начальный разряд по изучаемой профессии.

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Профессия – штукатур

Квалификация – 2-й разряд

Штукатур 2-го разряда должен знать :

  1. способы и приемы выполнения простейших штукатурных работ;
  2. наименование и назначение ручного инструмента и приспособлений;
  3. способы приготовления простых штукатурных растворов;
  4. приемы подготовки поверхностей под мокрую штукатурку;
  5. способы ремонта оштукатуренных поверхностей;
  6. правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности.

Штукатур 2-го разряда должен уметь :

  1. выполнять простейшие работы при оштукатуривании поверхностей и ремонте штукатурки;
  2. прибивать драночные щиты и штучную дрань;
  3. прибивать изоляционные материалы и металлическую сетку;
  4. приготавливать вручную простые сухие смеси по заданному составу;
  5. набивать гвозди и оплетать их проволокой;
  6. процеживать и перемешивать растворы;
  7. транспортировать материалы в пределах рабочей зоны;
  8. выполнять правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности.

СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ГОДА

Кол-во недель

КУРСЫ

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ УЧЕБНОГО ГОДА

I полугодие

Зимние каникулы

II полугодие

Экзамены

Летние каникулы

Праздничные дни

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

для профессиональной подготовки рабочих

по профессии «Штукатур»

из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья

Пятидневная рабочая неделя

Срок обучения – 2 года

КУРСЫ, ПРЕДМЕ-ТЫ

Экзамены по курсам

Общее кол-во часов

График изучения предметов

1 курс

2 курс

Полугодия

Полугодия

17н

23н

17н

13н

А. Обязательное обучение

2302

1. Общеобразовательная подготовка

1.1. Основы трудового законодательства

1.2. Этика и психология общения

1.3. Охрана окружающей среды

1.4. Физическая культура

2. Профессиональная подготовка

2106

2.1. Общетехнический (общепро-фессиональный) курс

2.1.1. Экономика отрасли и предприятия

2.1.2. Материа-ловедение

2.2. Специальный курс

2033

2.2.1. Специальная технлогия

2.2.2. Производственное обучение

1326

2.2.3. Производственная практика

2.2.4. Групповые и индивидуальные консультации

2.2.5. Квалификационные экзамены

Всего:

2302

Экзамен

Б. Факультативные предметы

Всего (А+Б)

2438

Факультативные предметы определяются ежегодно и утверждаются директором ПУ.

А. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

I. ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

1.1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по предмету «Основы трудового законодательства»

№ п/п

Наименование тем

Кол-во часов

Введение

Труд и трудовое право

Трудовой договор

Расторжение трудового договора по инициативе администрации

Рабочее время

Время на отдых

Заработная плата

Трудовая дисциплина

Охрана труда

Льготы для рабочих и служащих, совмещающих работу с обучением

Трудовые споры

Социальное страхование

Коллективный договор

ИТОГО:

1.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по предмету «Этика и психология общения»

№ п/п

Наименование тем

Кол-во часов

Введение

Психология общения

Этическая культура

Организационная культура

ИТОГО:

1.3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по предмету «Охрана окружающей среды»

№ п/п

Наименование тем

Кол-во часов

Введение

Общая экология

Социальная и прикладная экология

Природоохранная деятельность человека

ИТОГО:

2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

2.1. ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИЙ

(ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ) КУРС

2.1.1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по предмету «Экономика отрасли и предприятия»

№ п/п

Наименование тем

Кол-во часов

Экономика и ее роль в жизни общества

Производство – главное звено в экономике

Ресурсы и факторы производства

Цены, их виды и функции

Распределение доходов в обществе

Налоговая система

Банки и их роль в экономике

ИТОГО:

2.1.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ПРОГРАММА

по предмету «Материаловедение»

Тематический план

№ п/п

Наименование тем

Кол-во часов

Введение

Свойства строительных материалов

Вяжущие вещества

Материалы для подготовки поверхностей под штукатурку

Растворы

Отделочные материалы

Заполнители

Наполнители

Вспомогательные материалы

Зачет

ИТОГО:

П Р О Г Р А М М А

Тема 1. Введение

Общие сведения о строительных материалах. Классификация штукатурных строительных материалов. Понятие о ГОСТ на материалы.

Тема 2. Свойства строительных материалов

Механические, физические, химические и технологические свойства. Свойства материалов по отношению к действию тепла, звука, электричества и воды.

Тема 3. Вяжущие вещества

Гипс строительный. Известь строительная: воздушная и гидравлическая. Глина белая и красная. Цемент, Виды цемента. Жидкое стекло.

Тема 4. Материалы для подготовки поверхностей

под штукатурку

Дрань штукатурная. Виды, размеры. Сетка металлическая. Гидроизоляционные материалы. Гвозди штукатурные. Стекловидный холст.

Тема 5. Растворы

Общие сведения о растворах. Виды растворов: простые и сложные. Составные части. Свойства растворных смесей. Подвижность, определение подвижности. Специальные растворы. Сухие смеси. Приготовление растворов.

Универсальные выравнивающие составы «Нивоплан» фирмы MAPEL и сухие смеси для производства штукатурных работ «Ротбанд». Штукатурные смеси производства немецкого концерна KNAUF на основе строительного гипса для внутренней отделки помещений.

Тема 6. Отделочные материалы

Обшивочные крупноразмерные листы сухой штукатурки. ДВП и ДСП. Декоративный гипсоволокнистый пластик. Новые виды отделочных материалов. Мастика для крепления листов сухой штукатурки.

Тема 7. Заполнители

Песок горный, речной и шлаковый; вредные примеси в песке. Легкие заполнители растворов.

Тема 8. Наполнители

Мел молотый. Древесные опилки. Белый кварцевый песок. Древесная мука.

Тема 9. Вспомогательные материалы

Грунтовки, подмазочные пасты, шпатлевки, их виды и применение. Разбавители и растворители, их назначение.

Смывочные составы, сиккативы, кислоты; их применение.

Материалы для шлифовки поверхностей; их виды и назначение.

Прочие вспомогательные материалы: воск, церезин, парафин, соли минеральных кислот и другие, их применение.

2.2. СПЕЦИАЛЬНЫЙ КУРС

2.2.1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ПРОГРАММА

предмета «Специальная технология»

Тематический план

№ п/п

Наименование тем

Кол-во часов

Введение

Гигиена труда, производственная санитария и профилактика травматизма

Охрана труда, электробезопасность и пожарная безопасность на предприятии

Общие сведения о зданиях и сооружениях

Общие сведения о штукатурных работах

Инструменты и оборудование для штукатурных работ

Подготовка поверхностей к оштукатуриванию

Технология штукатурных работ

Последовательность ведения штукатурных работ

Облицовка поверхностей листами сухой штукатурки

Контроль качества штукатурки

Ремонт штукатурки

ИТОГО:

П Р О Г Р А М М А

Тема 1. Введение

Значение строительных материалов для отрасли строительства, рост производства. Ведущие фирмы стран мира по производству строительных материалов. Требования строительных норм и правил. ГОСТ на материалы. Понятие о стандартах.

Тема 2. Гигиена труда, производственная санитария

и профилактика травматизма

Задачи гигиены труда и производственной санитарии и их связь с технологией производства. Понятие об утомляемости. Значение рационального режима труда и отдыха. Значение правильной рабочей позы. Режим рабочего дня, гигиенические требования к рабочей одежде, уход за ней и правила ее хранения.

Санитарные требования к рабочим помещениям. Значение правильного освещения помещения и рабочих мест; требования к освещению. Необходимость вентиляции производственных помещений. Виды вентиляции.

Основные вредные производственные факторы и меры борьбы с ними. Работа в холодное время года на открытом воздухе. Работа в помещениях с повышенной температурой, в запыленной и загазованной воздушной среде.

Воздействие вибрации и шума на организм человека.

Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим при механических травмах, электротравмах, отравлениях, обмораживании, обмороках, тепловых ударах, травмировании глаз. Правила и приемы транспортировки пострадавших.

Порядок сообщения о происшедшем несчастном случае.

Тема 3. Охрана труда, электробезопасность и

пожарная безопасность на предприятии

Требования безопасности труда. Основы законода-тельства о труде. Правила и нормативные документы по безопасности труда. Органы надзора за охраной труда. Изу-чение инструкций по безопасности труда. Правила поведе-ния на территории и в цехах предприятия.

Основные причины травматизма на производстве. Меры безопасности при работе штукатура.

Особенности штукатурных работ в зимних условиях.

Электробезопасноть. Действие электрического тока на организм человека и виды поражения электрическим током. Защита от прикосновения к токоведущим частям. Первая помощь при поражении электрическим током.

Пожарная безопасность . Основные причины пожаров в цехах и на территории. Противопожарные мероприятия. Пожарные посты, пожарная охрана, приборы и сигнализация. Противопожарные средства. Правила поведения в огнеопасных местах и при пожарах.

Тема 4. Общие сведения о зданиях и сооружениях

Классификация зданий и сооружений по назначению, капитальности, этажности, материалам и конструкциям. Требования, предъявляемые к зданиям и сооружениям. Основные части зданий, их характеристика.

Виды отделочных работ. Требования, предъявляемые к отделке зданий. Последовательность ведения отделочных работ.

Тема 5. Общие сведения о штукатурных работах

Понятие о штукатурке, ее назначение, область применения.

Классификация штукатурок по качеству и назначению.

Штукатурные слои. Толщина и назначение каждого слоя.

Сухая штукатурка. Область применения.

Преимущества и недостатки облицовки поверхностей листами сухой штукатурки перед оштукатуриванием мокрым способом.

Требования, предъявляемые к качеству штукатурных работ.

Тема 6. Инструменты и оборудование

для штукатурных работ

Ручной инструмент, инвентарь и приспособления для производства простых штукатурных работ (штукатурная лопатка, совок-лопатка, сокол, деревянные полутерки и терки, гладилка, правило, молотки, топор, лопаты, растворосмесители, ящик штукатурный и другие).

Ручные и механические сита для просеивания материалов.

Инструменты для контроля качества выполненной штукатурки.

Мероприятия по безопасности труда при использовании ручного инструмента при производстве штукатурных работ.

Тема 7. Подготовка поверхностей к оштукатуриванию

Общие требования к подготовке поверхностей. Подготовка кирпичных поверхностей. Подготовка деревянных поверхностей. Подготовка железобетонных и металлических поверхностей.

Заделка стыков разнородных поверхностей. Техника безопасности при подготовке поверхностей.

Тема 8. Технология штукатурных работ

Требования СНиП к штукатурным работам.

Виды штукатурной отделки.

Способы выполнения штукатурных работ (ручной и механизированный).

Технология нанесения раствора способом набрасывания и намазывания.

Разравнивание раствора. Накрывка, ее нанесение, разравнивание и затирка.

Заглаживание раствора, способы и применение.

Технология отделки лузгов. Технология отделки усенков.

Фаски, их виды, назначение и способы натирки.

Требования, предъявляемые к качеству штукатурки.

Организация рабочего места и безопасное ведение штукатурных работ.

Тема 9. Последовательность ведения

штукатурных работ

Последовательность оштукатуривания зданий. Технология выполнения простой штукатурки.

Основные сведения о провешивании стен и потолков.

Назначение и устройство марок и маяков. Инвентарные маяки, их установка.

Тема 10. Облицовка поверхностей листами

сухой штукатурки

Заготовка листов сухой штукатурки. Подготовка поверхностей. Технология облицовки стен. Способы отделки швов между листами сухой штукатурки.

Техника безопасности при облицовке поверхностей листами сухой штукатурки.

Тема 11. Контроль качества штукатурки

Требования к качеству штукатурки. Оценка качества штукатурки. Точность выполнения штукатурки. Виды дефектов и их характеристика.

Тема 12. Ремонт штукатурки

Дефекты штукатурки и причины их образования, способы устранения.

Заделка дефектных мест. Перетирка штукатурки.

2.2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ПРОГРАММА

ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Тематический план

№ п/п

Наименование тем

Кол-во часов

I курс

I полугодие

Вводное занятие

Безопасность труда и пожарная безопасность в учебных мастерских

Экскурсия на строительство

Подготовка к работе ручного инструмента

Подготовка поверхностей под оштукатуривание

Приготовление растворов и других материалов

Проверочные работы

ИТОГО за I полугодие:

II полугодие

Проверочные работы

ИТОГО за II полугодие:

ВСЕГО за I курс:

II курс

I полугодие

Освоение приемов штукатурных работ

Обучение приемам работ по ремонту штукатурки

Проверочные работы

ИТОГО за I полугодие:

II полугодие

Выполнение комплекса штукатурных работ

Предвыпускная производственная практика на рабочих местах

Квалификационные экзамены

ИТОГО за II полугодие:

ИТОГО за II курс:

ВСЕГО за курс обучения:

1710

П Р О Г Р А М М А

Тема 1. Вводное занятие

Профессиональное училище – школа профессионалов.

Сведения об училище и его истории.

Традиции училища, перспективы его развития. Базовое предприятие, его трудовые традиции. Профессия отделочника. Знание технологической дисциплины в отделочных работах. Роль производственного обучения в подготовке квалифицированных штукатуров. Учебная мастерская. Размещение в ней рабочих мест учащихся, оборудования, строительных материалов. Хранение инструментов, учебно-наглядных пособий и технической документации.

Режим работы и правила внутреннего распорядка в мастерской.

Тема 2. Безопасность труда и пожарная

безопасность в учебной мастерских

Причины травматизма, виды травм, меры предупреждения травматизма. Основные правила и инструкции по безопасности труда. Основные правила электробезопасности. Причины пожаров, меры предупреждения пожаров. Отключение электросети. Правила поведения учащихся при пожаре. Порядок вызова пожарной команды. Правила пользования первичными средствами пожаротушения. Устройство и применение огнетушителей, пожарных кранов. Средства тушения пожара в учебной мастерской и помещениях училища.

Тема 3. Экскурсия на строительство

Строительный объект, его территория, размещение строящегося здания. Возведение нулевого цикла, монтаж надземной части здания. Виды отделочных работ, последовательность их выполнения.

Беседы с инженерно-техническими работниками предприятия, рабочими о профессии штукатура. Знакомство с работой бригад, разделением труда среди членов бригады, организацией рабочих мест.

Экскурсия на строительную выставку

Знакомство с ведущими строительными фирмами мира. Рабочая одежда различных фирм, логотипы предприятия, нашивки – бесплатная реклама.

Новые отделочные материалы различных фирм, новые инструменты, средства механизации.

Знакомство с новейшими технологиями отделочных строительных работ. Энергосберегающие технологии. Ознакомление с системой переподготовки рабочих кадров. Обобщение результатов экскурсии.

Тема 4. Подготовка к работе ручного инструмента

Освоение приемов подготовки ручных инструментов к работе. Удаление смазки, заточка рабочих частей инструмента; приемы работы с инструментами; освоение правил ухода и хранения инструментов.

Освоение приемов заправки и заточки шпателей, скребков, штукатурных лопаток. Уход и хранение ручного инструмента. Пользование подмостями, лестницами, стремянками, лесами.

Освоение приемов работы с ручными инструментами для отделочных работ.

Тема 5. Подготовка поверхностей под оштукатуривание

Изготовление драночных щитов, набивка штучной драни для оштукатуривания поверхностей. Удаление брызг раствора с поверхностей железобетонных элементов. Набивка гвоздей и сплетение их проволокой. Очистка металлических поверхностей от грязи и ржавчины. Насечка бетонных и др. камневидных поверхностей вручную. Контроль качества работ.

Тема 6. Приготовление растворов и других материалов

Ознакомление с рабочими составами растворов и сухих растворных смесей. Освоение приемов дозирования материалов. Освоение приемов приготовления сухих растворных смесей вручную. Дозирование, перемешивание и процеживание раствора вручную. Определение подвижности раствора стандартным конусом. Транспортировка раствора в носилках, ящиках внутри рабочей зоны.

ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ

Тема 7. Освоение приемов штукатурных работ

Инструктаж по содержанию занятий, организации рабочего места и безопасности труда. Ознакомление с видами поверхностей, подлежащих оштукатуриванию.

Ручные инструменты, применяемые для подготовки камневидных поверхностей. Уход за инструментами и их хранение.

Приемы подготовки под оштукатуривание камневидных поверхностей: насечка, расшивка швов, очистка стальными щетками.

Материалы и инструменты, применяемые при подготовке деревянных поверхностей. Виды и нормы расхода материалов. Приемы расклинивания досок, обработки антисептиком, набивки изоляционных материалов, штучной драни, драночных щитов.

Приемы подготовки железобетонных и металлических поверхностей, затягивание стыков разнородных поверхностей и каналов, натягивание сетки по каркасу, армирование штукатурного намета забивкой гвоздей и оплетением их проволокой.

Приготовление растворов. Подготовка к работе инструментов, инвентаря; уход за ними.

Приемы приготовления простых, тощих и жирных растворов ручным и механизированным способом. Проверка подвижности растворов стандартным конусом.

Приемы набрасывания раствора на поверхность. Подготовка к работе инструментов и уход за ними. Приемы накладывания раствора из ящика на сокол. Приемы набрасывания раствора на стену штукатурной лопаткой с сокола «слева направо». Элементы приема: рабочая поза, расположение лопатки в руке, последовательность и характер движений, сила броска раствора. Набрасывание раствора на верхнюю, среднюю и нижнюю части стены.

Освоение приемов набрасывания раствора штукатурной лопаткой с сокола «справа налево» на верхнюю, среднюю и нижнюю части стены.

Приемы набрасывания раствора штукатурной лопаткой с сокола в лузговые углы и на откосы.

Приемы намазывания раствора на стены соколом и полутерком. Приемы намазывания раствора на сетчатые поверхности штукатурной лопаткой с сокола.

Штукатурные слои; нанесение обрызга, грунта, накрывки. Разравнивание раствора соколом, полутерком, правилом; проверка ровности штукатурки правилом. Приготовление раствора для накрывочного слоя. Определение состава раствора, крупности заполнителя, процеживания раствора и проверка его подвижности.

Приемы нанесения, разравнивания и затирка накрывочного слоя. Затирка вкруговую и вразгонку. Заглаживание накрывочного слоя.

Приемы натирки лузговых, усеночных углов и фасок простыми и фасонными полутерками.

Приемы набрасывания раствора из ящика штукатурной лопаткой, соколом, ковшом.

Контрольно-измерительные инструменты, применяемые при провешивании поверхностей. Проверка точности показаний контрольно-измерительных инструментов.

Освоение приемов определения угла рассвета откосов при помощи угольника с передвижной планкой.

Контроль качества выполненных штукатурных работ.

ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ

Тема 8. Обучение приемам работ

по ремонту штукатурки

Инструктаж по содержанию занятий, организации рабочего места и безопасности труда.

Ознакомление с видами, объемами, технологией и организацией ремонтных штукатурных работ. Подготовка рабочих мест, материалов и инструментов.

Освоение приемов очистки от набелов, отбивки отстающей штукатурки, подборки и приготовления раствора для ремонтных работ, расшивки и затирки трещин, оштукатуривания отбитых мест, перетирки штукатурки, лузгов, усенков, откосов.

Освоение приемов ремонта сухой штукатурки мокрым и сухими способами.

Контроль качества выполненных работ.

ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ

Тема 9. Выполнение комплекса штукатурных работ

Инструктаж по содержанию занятий, организации рабочего места и безопасности труда.

Выполнение учащимися в составе комплексных бригад под руководством квалифицированных рабочих штукатурных работ, предусмотренных квалификационной характеристикой в соответствии с действующими СНиП, техническими условиями и нормами на производство работ.

Подготовка поверхностей под оштукатуривание.

Насечка бетонных и других камневидных поверхностей, выборка швов каменных поверхностей, набивка штучной драни на деревянные поверхности. Удаление брызг раствора с железобетонных элементов. Набивка гвоздей и сплетение их проволокой. Очистка металлических поверхностей от грязи и ржавчины.

Оштукатуривание поверхностей.

Набрасывание, разравнивание раствора на поверхности, нанесение накрывки и затирка «вкруговую» или «вразгонку».

Ремонт штукатурки.

Отбивка старой штукатурки, удаление набела, снятие старых обоев, очистка слабодержашейся краски. Нанесение раствора на отбитые места, разравнивание, перетирка штукатурки. Расшивка и подмазка трещин подмазочными пастами и их обработка. Подмазка швов между плит перекрытий. Контроль качества.

Работы выполняются с применением новейших технологий, материалов, инструментов, приспособлений, высокопроизводительных методов труда и на основе технической документации, применяемой в строительстве.

Тема 10. Предвыпускная производственная практика

на рабочих местах

Выполнение учащимися в составе бригад квалифицированных штукатуров всего комплекса штукатурных работ, предусмотренных квалификационной характеристикой в соответствии со строительными нормами, правилами и техническими условиями.

Работы выполняются с применением новейших технологий, материалов, инструментов, приспособлений, высокопроизводительных методов труда на основе технической документации по нормам рабочих соответствующего разряда.

Основные виды работ, выполняемые учащимися в период предвыпускной производственной практики:

  • изготовление вручную и прибивка драночных щитов, камышовых плетенок и штукатурной драни;
  • приготовление вручную сухих смесей (гарцовка) по заданному составу;
  • пробивка гнезд вручную с поставкой пробок;
  • процеживание и перемешивание растворов;
  • транспортирование материалов в пределах рабочей зоны.

Примечание. Детальная программа предвыпускной производственной практики, учитывающая конкретные условия базового предприятия и специализацию учащихся, овладение учащимися современной техникой и технологиями, приемами и способами работы, разрабатывается в училище с участием предприятия, рассматривается методической комиссией и утверждается руководством училища.

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ЭКЗАМЕНЫ

ПРИМЕРНЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ

Экзаменационные билеты являются примерными, их содержание при необходимости может корректироваться преподавателем учебного заведения, рассматриваться методической комиссией и утверждаться директором учебного заведения.

Билет № 1

  1. Штукатурные слои. Виды и назначение.
  2. Технология подготовки железобетонных поверхностей под оштукатуривание.
  3. Правила производственной санитарии при выполнении отделочных работ.

Билет № 2

  1. Виды штукатурок по качеству.
  2. Технология нанесения растворов способом набрасывания.
  3. Правила оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях.

Билет № 3

  1. Сухая и монолитная штукатурка. Область применения.
  2. Технология выполнения простой штукатурки.
  3. Требования безопасности при работе на высоте.

Билет № 4

  1. Инструменты и оборудование для штукатурных работ.
  2. Технология подготовки кирпичных поверхностей под оштукатуривание.
  3. Основные причины возникновения пожаров на строительных объектах.

Билет № 5

  1. Вяжущие материалы и их назначение.
  2. Влияние «жирных» и «тощих» растворов на качество оштукатуривания.
  3. Причины дефектов штукатурки, методы их исправления.

Билет № 6

  1. Наполнители: назначение и применение.
  2. Виды, последовательность и способы выполнения работ при ремонте оштукатуренных поверхностей.
  3. Виды травм при выполнении отделочных работ и меры их предупреждения.

Билет № 7

  1. Вспомогательные материалы и их назначение.
  2. Виды, последовательность и способы выполнения работ при оштукатуривании ниш.
  3. Правила хранения инструментов и приспособлений.

Билет № 8

  1. Виды и марки штукатурных растворов. Требования к штукатурным растворам.
  2. Технология нанесения растворов способом намазывания.
  3. Гигиенические требования к рабочей одежде, уход за ней и правила хранения.

Билет № 9

  1. Гипсовые, вяжущие вещества, их свойства.
  2. Способы и приемы нанесения штукатурного раствора на поверхность.
  3. Организация рабочего места при оштукатуривании внутренних поверхностей вручную.

30

Билет № 10

  1. Воздушная известь, ее применение в строительных растворах.
  2. Технология отделки лузговых и усеночных углов.
  3. Правила подъема и складирования материалов на наружных лесах и подмостях.

Билет № 11

  1. Цементы и их виды. Марки цемента, применяемые в строительстве.
  2. Назначение, устройство и способы применения измерительного инструмента при выполнении штукатурных работ.
  3. Правила поведения в огнеопасных местах и пожаре.

Билет № 12

  1. Добавки к вяжущим материалам, их классификация по назначению.
  2. Виды, последовательность и способы выполнения накрывки, затирки и заглаживания поверхностей.
  3. Профессиональные заболевания и меры профилактики.

Билет № 13

  1. Мастики, их свойства и применение.
  2. Технология подготовки и оштукатуривания вертикальных поверхностей по металлической сетке.
  3. Правила пожарной безопасности на строительных объектах.

Билет № 14

  1. Сухие растворные смеси, их использование при штукатурных работах.

31

  1. Способы отделки швов между листами сухой штукатурки.
  2. Требования безопасности труда при устройстве и использованию лесов, подмостей.

Билет № 15

  1. Добавки, ускорители вяжущих веществ, их назначение и свойства.
  2. Технологический процесс подготовки деревянных поверхностей под оштукатуривание.
  3. Безопасность труда при ремонте штукатурки.

32

Л И Т Е Р А Т У Р А

Ивлиев А.А. и др. Отделочные строительные работы. – М.: ИРПО, изд. центр Академия, 2003.

Чичерин И.И. Общестроительные работы. – М.: Профобриздат, 2001.

Смирнов В.А. и др. Материаловедение. – М.: ИРПО, изд. центр Академия, 2003.

Гусарова Е.А., Митина Т.В., Ю.О. Полежаев. Строительное черчение. – М.: ИРПО, изд. центр Академия, 2003.

Голицин А.Н. Основы промышленной экологии. – М.: ИРПО, Изд. центр «Академия», 2002.

33

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Стр.

Пояснительная записка ………………………………...

3

Квалификационные характеристики ………………….

6

Примерный учебный план для профессиональной

подготовки рабочих по профессии «Штукатур» на 2-й разряд ……………………………………………………

8

Тематический план «Основы трудового законода-

тельства» ………………………………………………..

10

Тематический план «Этика и психология общения» ...

10

Тематический план «Охрана окружающей среды» …..

11

Тематический план «Экономика отрасли и предпри-

ятия» ……………………………………………………..

11

Тематический план и программа предмета «Материа-

ловедение» …………………………………....................

12

Тематический план и программа предмета «Специальная технология» ………………………......................

14

Тематический план и программа производственного

обучения ………………………………….......................

20

Примерные экзаменационные билеты ………………...

28

Литература ………………………………………………

32

Сорокина Галина Сергеевна

Малышева Валентина Александровна

Кошелева Екатерина Дмитриевна

Сборник учебных планов и программ для профессиональной подготовки рабочих по профессии «Штукатур» из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Ответственный за выпуск В.А. Малышева

Компьютерная верстка Е.Д. Кошелева

Комитет образования и науки Волгоградской области

ГКОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Красноярская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида».

Рассмотрена на МО учителей Утверждено пед.советом

трудового обучения «___»____________

«___»______________ №____

Директор школы Н.В.Жерновников

Программа кружка

«Мастерок»

Возраст: 12-16 лет

Учитель штукатурно-малярного дела

П.Красный Яр

Пояснительная записка.

Образовательная дополнительная программа кружка «Веселый мастерок» рассчитана на 1 год обучения, носит индивидуальный и групповой характер обучения. Настоящая программа предусматривает подготовку учащихся к самостоятельному выполнению производственных заданий на уровне 1 разряда квалификационной характеристики по специальности каменщик.

Несложность образования, наличие инструментов, доступность работы позволяет заниматься каменными работами учащимися 5-9 классов. Занятия в кружке «Веселый мастерок» позволяет существенно влиять на трудовое воспитание учащихся, рационально использовать свободное время.

Новизна данной программы – заключает в себе практическое выполнение заданий при работе с камнем и реализует творческие индивидуальности каждого ученика.

Актуальность программы заключается в соединении умственного и физического труда. Программа содержит установку на раскрытие потребности детей творить и осознавать свои возможности.

Педагогическая целесообразность: темы программы помогают учащимся ознакомиться с особенностями профессий, связанных со строительством: каменщик, штукатур, маляр, плиточник, а также способствует развитию творческих (индивидуальных) способностей учащихся.

Цель программы – закрепление умений и навыков, полученных на уроках штукатурно-малярного дела, подготовка учащихся к дальнейшему получению профессии «строитель», подготовка учащихся к семейной жизни, ведению домашнего хозяйства, строительным и ремонтным работам в быту.

Основание учебно-воспитательные задачи дополнительной образовательной программы кружка «Веселый мастерок».

Обучающие:

Освоить приемы работы с камнем, технику безопасности при каменных работах;

Научить учащихся пользоваться контрольно-измерительными инструментами;

Научить работать различными инструментами и приспособлениями;

Научить выполнять некоторые виды каменных кладок.

Развивающие:

Развивать умения и навыки при работе с камнем, инструментом;

Развивать моторику рук;

Развивать пространственное воображение;

Развивать логическое мышление, память, кругозор.

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к профессии «строитель»;

Воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда;

Воспитывать чувство товарищества и коллективизма;

Формировать навыки работы в разновозрастном коллективе.

Коррекционные:

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;

Развитие внимания и самоконтроля;

Развитие личностной сферы;

Повышение познавательной и творческо-поисковой активности детей.

Отличительные особенности программы заключаются в том, что она нацелена на работу с камнем с использованием вяжущих растворов. Образовательная программа модифицирована, разработана с использованием программы по штукатурно-малярному делу. Внесены свои разделы с учетом интересов учащихся специальной коррекционной школы, психофизических возможностей. В реализации программы участвуют учащиеся 5-9 классов.

Разработанная программа по своему тематическому содержанию применима как для учащихся среднего, так и старшего звена.

Условия реализации программы: направление работы кружка зависит от материальной базы школы. Учитель, исходя из материальной базы школы и уровня подготовленности учащегося, вправе заменять темы занятий.

Занятия должны проводиться в штукатурно-малярной мастерской, которая отвечает требованиям санитарии и противопожарной безопасности, оснащена необходимым инструментом и оборудованием.

Для воплощения творческих идей учащихся, занимающихся в кружке, требуются материалы:

Емкость для раствора;

Мастерки;

Молоток – кирка;

Расшивка;

Уровень;

Угольник.

Срок реализации программы 1 год. Основными формами работы в кружке являются теоретические и практические занятия: беседы, объяснения, рассказы, практические работы, образцы кладок. Кружковцы во время занятий должны работать в рабочей форме. Формы организации учебной деятельности: групповая и индивидуальная.

Режим занятий: 78 часов в год, 4 часа в неделю по 2 часа с каждой группой учащихся. Наполняемость группы – 5 человек.

Ожидаемые результаты обучения. В ходе реализации этой программы учащиеся должны приобрести знания, практические умения и навыки при выполнении каменных кладок. Особое внимание следует обратить правилам техники безопасности. На заключительных занятиях дети должны продемонстрировать свои практические умения и навыки. Хочется надеяться, что знания, умения и навыки, приобретенные на кружке, будут способствовать профессиональной ориентации учащихся и их жизненному самоопределению.

Дети должны знать:

Принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;

Принципы подбора инструмента по назначению;

Способы проверки правильности каменной кладки;

Приемы и способы выполнения каменной кладки;

Виды растворов и способы их приготовления;

Виды каменных кладок;

Технологический процесс выполнения каменных работ.

Дети должны уметь:

Рационально организовывать рабочее место, соблюдать правила техники безопасности;

Применять инструмент по назначении.;

Производить разметку и пользоваться контрольно-измерительным инструментом;

Выполнять кладку каменных конструкций;

Выполнять работу самостоятельно;

Бережно относиться к школьному имуществу.

Критерии и показатели оценки знаний воспитанников.

Теоретический уровень знаний;

Степень овладения рабочими приемами при работе с инструментом и приспособлениями;

Применение полученных знаний на практике;

Соблюдение технологических требований;

Качество выполненной работы;

Соблюдение правил техники безопасности.

Косвенные:

Желание трудиться;

Познавательная активность и творческий подход;

Самостоятельность;

Партнерские отношения при коллективной работе.

Формы подведения итогов программы.

Практические работы учащихся;

Участие детей в благоустройстве школьной территории, ремонт помещений и т.д.

Учебно-тематический план.

1 год обучения 78ч.

Количество часов

Практические работы

Значимость каменных работ. Т.Б. при каменных работах.

Природные каменные материалы.

Материалы для каменных кладок.

Вяжущие материалы.

Инструменты и материалы, используемые в кладке.

Общие сведения о кирпичной кладке. Виды кирпича.

Грани кирпича. Виды и назначение кладки.

Раздел II. Приготовление растворов. Системы перевязки швов. Выполнение кладок.

Инструктаж по Т.Б. и П.П.Б.

Приготовление воздушных и гидравлических растворов.

Приготовление глиняно-песочных растворов.

Системы перевязки швов.

Выполнение каменных кладок (работа с конструктором).

Раздел III. Виды систем перевязки швов.

Инструктаж по Т.Б. и П.П.Б.

Однорядная система перевязки швов. Однорядная цепная система перевязки швов.

Трехрядная система перевязки швов.

Многорядная система перевязки швов

Раздел IV. Кладка кирпича (практические работы).

Инструктаж по Т.Б. и П.П.Б.

Контрольно-измерительный инструмент, его применение и назначение.

Кладка конструкций из кирпича (практические работы). Работы по благоустройству школы.

Раздел I. Знакомство с материалом, инструментом. Виды кладок. 20ч.

Тема 1.1 Охрана труда, пожарная безопасность при работе штукатурно-малярной мастерской.

Тема 1.2 Общие сведения о каменной кладке. Т.Б. при выполнении работ

Тема 1.3 Виды каменных природных материалов, добыча и обработка.

Тема 1.4 Виды материалов для каменных работ.

Тема 1.5 Глина, известь, гипс. Марки цемента.

Тема 1.6 Воздушные гидравлические растворы, их особенности. Порядок приготовления раствора.

Тема 1.7 Инструмент каменщика.

Тема 1.8 Виды кирпича. Виды конструкций из кирпича.

Тема 1.9 Грани кирпича. Элементы кладки.

Раздел II. Системы перевязки швов. Выполнение кладок. 18ч.

Тема 2.1 Охрана труда. Пожарная безопасность.

Тема 2.2 Технология приготовления воздушных и гидравлических растворов. Соотношение пропорций.

Тема 2.3 Приготовление глиняно-песочного раствора.

Тема 2.4 Системы перевязки швов (однорядная, трехрядная, многорядная).

Тема 2.5 Выполнение каменных кладок (работа с конструктором).

Тема 3.1 Инструктаж по Т.Б. при работе в учебной мастерской, инструктаж по П.П.Б.

Тема 3.2 Контрольно-измерительный инструмент (уровень, отвес, рулетка, угольник, рейка). Порядок работы инструментом.

Тема 3.3 Однорядная система перевязки швов. Однорядная цепная система перевязки швов. Кладка в кирпич. Практические работы (работа с конструктором, работа с камнем).

Тема 3.4 Трехрядная система перевязки швов (кладка столбов в кирпич, 1,5 2 2,5). Кладка колонн.

Тема 3.5 Многорядная система перевязки швов. Кладка стен, углов, простенков. Кладка вприсык, вприжим, полувприсык.

Раздел IV. Каменная кладка (практические работы) 18ч.

Тема 4.1 Инструктаж по Т.Б. при работе в учебной мастерской, на строительной площадке.

Тема 4.2 Контрольно-измерительные инструменты, порядок работы.

Тема 4.3 Выполнение каменных кладок. Организация труда каменщика. Расшивка швов.

Методическое обеспечение программы по разделам и темам.

Наименование разделов и тем.

Форма занятий

Приемы и методы

Средства обучения

Раздел I. Знакомство с материалом, инструментами. Виды кладок.

Вводное занятее. Охрана труда. Т.Б. при работе в мастерской.

Словесно-наглядный

Таблицы, журнал по Т.Б.

Общие сведения о кладке. Т.Б. при выполнении работ.

Словесно-наглядный

Иллюстрации, таблицы, плакаты.

Бут, щебень, клинец. Назначение и применение.

Словесно-наглядный

Учебник, таблицы.

Глина, ее свойства. Песок, известь кирпич.

Объяснение.

Словесно-наглядный

Материалы для каменной кладки.

Гипс. Марки цемента.

Объяснение, работа в тетрадях.

Словесно-наглядный

Вяжущие материалы.

Особенности и преимущества растворов. Воздушные и гидравлические растворы.

Объяснение, показ.

Словесно-наглядный

Растворы.

Инструмент каменщика: мастерок, кирочка, шнур-пригалка, расшивка, уровень.

Объяснение, показ.

Словесно-наглядный

Инструмент и принадлежности.

Полнотелый керамический кирпич. Пустотелый керамический кирпич. Силикатный кирпич.

Объяснение, показ, работа с учебником.

Словесно-наглядный

Каменные материалы.

Грани кирпича: тычок, ложок, постель. Элементы кладки: внутренняя и наружняя, верста, зубатка.

Объяснение, показ.

Словесно-наглядный

Таблицы, учебник, констуктор.

Раздел II. Приготовление растворов. Система перевязки швов. Кладки.

Инструктаж по Т.Б. и П.П.Б. при работе в учебной мастерской.

Словесно-наглядный

Раздаточный материал.

Соотношение пропорций вяжущих материалов и воды, наполнителей (песок), порядок приготовления раствора.

Объяснение, показ.

Словесно-наглядный

Карточки, задания.

Соотношение пропорций глины, воды и песка. Т.Б. при приготовлении раствора.

Объяснение, показ.

Словесно-наглядный

Раздаточный материал.

Система перевязки швов. Применение этих систем.

Объяснение, показ.

Словесно-наглядный

Таблицы, конструктор.

Кладка углов в 0,5 1 1,5 кирпича.

Практическое выполнение.

Словесно-наглядный

Таблицы, конструктор.

Раздел III. Виды систем перевязки швов. 22ч.

Словесно-наглядный

Таблицы, журнал по Т.Б.

Контрольно-измерительный инструмент (уровень, отвес, угольник, рейка-правило, рулетка). Правила работы с инструментом.

Показ, объяснение.

Словесно-наглядный

Таблицы, учебник, раздаточный материал.

Кладка угла в кирпич, кладка стены в кирпич.

Практическое выполнение.

Словесно-наглядный

Карточки-задания, материал, инструмент.

Кладка столбов в кирпич, 1,5 2 2,5 кирпича, кладка колонны.

Практическое выполнение.

Словесно-наглядный

Инструмент, материал, таблицы.

Кладка стены по шнуру-пригалки.

Практическое выполнение.

Словесно-наглядный

Инструмент, материал, таблицы

Раздел IV. Кладка кирпича. Практические работы.

Вводное занятие охрана труда. ППБ. Т.Б. при работе в учебной мастерской.

Словесно-наглядный

Журнал по Т.Б.

Инструмент.

Показ, объяснение.

Словесно-наглядный

Инструмент.

Кладка конструкций из кирпича.(благоустройство территории школы)

Практическое выполнение.

Словесно-наглядный

Инструмент, материалы.

Оснащение занятий. Каждый учащийся должен иметь:

Тетрадь;

Линейка;

Резинка;

Учебник;

Конструктор;

Уровень;

Рулетка;

Угольник;

Мастерок;

Шнур-пригалка;

Расшивка.

Список литературы:

Для руководителя кружковой работы:

1.Ю.И.Крылов «Фундаменты и кладка»

2.А.В.Александровский «Строительное дело»

Для учащихся:

1.С.В.Бобрикова «Технология штукатурно-малярное дело»

министерство образования нижегородской области

государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«нижегородский техникум городского хозяйства и предпринимательства»

Рабочая ПРОГРАММа производственного обучения

профессия ОК 016-94 - 19727 Штукатур

для обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья

Нижний Новгород,

    Рабочая программа производственного обучения разработана на основе модели учебного плана для профессиональной подготовки лиц, не имеющих основного общего образования, разработанной учебно-методическим кабинетом Государственного Федерального учреждения Министерства труда и социального развития РФ в 2001 г. и согласованная с Управлением начального профессионального образования Минобразования России (4 января 2004 г.).

Организация-разработчик: ГБОУ СПО «Нижегородский техникум городского хозяйства и предпринимательства» г. Нижний Новгород.

Разработчик:

Румянцева Л.А.. – мастер производственного обучения высшей квалификационной категории ГБОУ СПО «Нижегородский техникум городского хозяйства и предпринимательства» г. Нижний Новгород.

СОДЕРЖАНИЕ

    ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ производственного обучения

1.1. Область применения программы

Рабочая программа производственного обучения предназначена для профессиональной подготовки рабочих из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья по профессии ОК 016-94- 19727 «Штукатур» 2 разряда. Срок обучения 1 год. Для обучения по данной профессии принимаются выпускники специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида при наличии медицинских показаний.

1.2. Цели и задачи модуля - требования к результатам освоения модуля

В результате освоения программы производственного обучения обучающийся по профессии Штукатур 2-го и 3-го разрядов должен:

знать:

уметь:

всего - 846 часов, в том числе:

1 полугодие-306 часов

2 полугодие-540 часов.

2. СТРУКТУРА и содержание программы производственного обучения

Наименование разделов и тем

Объем часов

Уровень

освоения

1 полугодие

Вводное занятие

Профессиональное училище - школа профессионалов.

Сведения об училище и его истории.

Традиции училища, перспективы его развития.

Базовое предприятие, его трудовые традиции.

Профессия отделочника. Знание технологической дисциплины в отделочных работах. Роль производственного обучения в подготовке квалифицированных штукатуров.

Учебная мастерская. Размещение в ней рабочих мест учащихся, оборудования, строительных материалов. Хранение инструментов, учебно-наглядных пособий и технической документации.

Режим работы и правила внутреннего распорядка в мастерской.

Безопасность труда и пожарная безопасность в учебных мастерских

Причины травматизма, виды травм, меры предупреждения травматизма.

Основные правила и инструкции по безопасности труда.

Основные правила электробезопасности. Отключение электросети.

Причины пожаров, меры предупреждения пожаров. Правила поведения учащихся при пожаре. Порядок вызова пожарной команды. Правила пользования первичными средствами пожаротушения. Устройство и применение огнетушителей, пожарных кранов. Средства тушения пожара в учебной мастерской и помещениях училища.

Экскурсия на строительство

Строительный объект, его территория, размещение строящегося здания. Возведение нулевого цикла, монтаж надземной части здания. Виды отделочных работ, последовательность их выполнения.

Беседы с инженерно-техническими работниками предприятия, рабочими о профессии штукатура. Знакомство с работой бригад, разделением труда среди членов бригады, организацией рабочих мест.

Подготовка к работе ручного инструмента

Ознакомление с видами поверхностей, подлежащих оштукатуриванию.

Освоение приемов подготовки ручных инструментов к работе. Удаление смазки, заточка рабочих частей инструмента; приемы работы с инструментами; освоение правил ухода и хранения инструментов.

Освоение приемов заправки и заточки шпателей, скребков, штукатурных лопаток. Уход и хранение ручного инструмента. Пользование подмостями, лестницами, стремянками, лесами.

Освоение приемов работы с ручными инструментами для отделочных

Подготовка поверхностей под оштукатуривание

Инструктаж по содержанию занятий, организации рабочего места и безопасности труда.

Изготовление драночных щитов, набивка ручной драни для оштукатуривания поверхностей. Удаление брызг раствора с поверхностей железобетонных элементов. Набивка гвоздей и сплетение их проволокой. Очистка металлических поверхностей от грязи и ржавчины. Насечка бетонных и др. камневидных поверхностей вручную. Контроль качества работ.

Приготовление растворов и других материалов

Ознакомление с рабочими составами растворов и сухих растворных смесей. Освоение приемов дозирования материалов. Освоение приемов приготовления сухих растворных смесей вручную. Дозирование, перемешивание и процеживание раствора вручную. Определение подвижности раствора стандартным конусом. Транспортировка раствора в носилках, ящиках внутри рабочей зоны.

Освоение приемов штукатурных работ

Ручные инструменты, применяемые для подготовки камневидных поверхностей. Уход за инструментами и их хранение.

Приемы подготовки под оштукатуривание камневидных поверхностей: расшивка швов, очистка стальными щетками.

Материалы и инструменты, применяемые при подготовке деревянных поверхностей. Виды и нормы расхода материалов. Приемы расклинивания досок, обработки антисептиком, набивки изоляционных материалов, штукатурной драни, драночных щитов.

Приемы подготовки железобетонных и металлических поверхностей, затягивание стыков разнородных поверхностей и каналов, натягивание сетки по каркасу, армирование штукатурного намета забивкой гвоздей и оплетением их проволокой.

Приготовление растворов. Подготовка к работе инструментов, инвентаря; уход за ними.

Приемы приготовления простых, тощих и жирных растворов ручным и механизированным способом. Проверка подвижности растворов стандартным конусом.

Приемы набрасывания раствора на поверхность. Подготовка к работе инструментов и уход за ними. Приемы накладывания раствора из ящика на сокол. Приемы набрасывания раствора на стену штукатурной лопаткой с сокола «слева направо». Элементы приема: рабочая поза, расположение лопатки в руке, последовательность и характер движений, сила броска раствора. Набрасывание раствора на верхнюю, среднюю и нижнюю части стены.

Освоение приемов набрасывания раствора штукатурной лопаткой с сокола «справа налево» на верхнюю, среднюю и нижнюю части стены.

Приемы набрасывания раствора штукатурной лопаткой с сокола в лузговые углы и на откосы.

Приемы намазывания раствора на стены соколом и полутерком. Приемы намазывания раствора на сетчатые поверхности штукатурной лопаткой с сокола.

Штукатурные слои; нанесение набрызга, грунта, накрывки. Разравнивание раствора соколом, полутерком, правилом; проверка ровности штукатурки правилом. Приготовление раствора для накрывочного слоя. Определение состава раствора, крупности заполнителя, процеживания раствора и проверка его

Приемы нанесения, разравнивания и затирка накрывочного слоя. Затирка вкруговую и вразгонку. Заглаживание накрывочного слоя.

Приемы натирки лузговых, усеночных углов и фасок простыми и фасонными полутрками.

Приемы набрасывания раствора из ящика штукатурной лопаткой, соколом, ковшом.

Контрольно-измерительные инструменты, применяемые при провешивании поверхностей. Проверка точности показаний контрольно- измерительных инструментов.

Освоение приемов определения угла рассвета откосов при помощи угольника с передвижной планкой.

Контроль качества выполненных штукатурных работ.

Проверочная работа

2 полугодие

Обучение приемам работ по ремонту штукатурки

Инструктаж по содержанию занятий, организации рабочего места и безопасности труда.

Ознакомление с видами, объемами, технологией и организацией ремонтных штукатурных работ. Подготовка рабочих мест, материалов и инструментов.

Освоение приемов очистки от набелов, отбивки отстающей штукатурки, подборки и приготовления раствора для ремонтных работ, расшивки и затирки трещин, оштукатуривания отбитых мест, перетирки штукатурки, лузгов, усенков, откосов.

Освоение приемов ремонта сухой штукатурки мокрым и сухими способами.

Контроль качества выполненных работ.

Выполнение комплекса штукатурных работ

Инструктаж по содержанию занятий, организации рабочего места и безопасности труда.

Выполнение учащимися в составе комплексных бригад под руководством квалифицированных рабочих штукатурных работ, предусмотренных квалификационной характеристикой в соответствии с действующими СНиП, техническими условиями и нормами на производство работ.

Подготовка поверхностей под оштукатуривание.

Насечка бетонных и других камневидных поверхностей, выборка швов каменных поверхностей, набивка штучной драни на деревянные поверхности. Удаление брызг раствора с железобетонных элементов. Набивка гвоздей и сплетение их проволокой. Очистка металлических поверхностей от грязи и ржавчины.

Оштукатуривание поверхностей.

Набрасывание, разравнивание раствора на поверхности, нанесение накрывки и затирка «вкруговую» или «вразгонку».

Ремонт штукатурки.

Отбивка старой штукатурки, удаление набела, снятие старых обоев, очистка слабодержащейся краски. Нанесение раствора на отбитые места, разравнивание, перетирка штукатурки. Расшивка и подмазка трещин подмазочными пастами и их обработка. Подмазка швов между плит перекрытий. Контроль качества.

Работы выполняются с применением новейших технологий, материалов, инструментов, приспособлений, высокопроизводительных методов труда и на основе технической документации, применяемой в строительстве.

Проверочная работа

Тема 10.

Предвыпускная производственная практика на рабочих местах

Выполнение учащимися в составе бригад квалифицированных штукатуров всего комплекса штукатурных работ, предусмотренных квалификационной характеристикой в соответствии со строительными нормами, правилами и техническими условиями.

Работы выполняются с применением новейших технологий, материалов, инструментов, приспособлений, высокопроизводительных методов труда на основе технической документации по нормам рабочих соответствующего разряда.

Основные виды работ, выполняемые учащимися в период предвыпускной производственной практики:

изготовление вручную и прибивка драночных щитов, камышовых плетенок и штукатурной драни;

    прибивка изоляционных материалов и металлических сеток;

    приготовление вручную сухих смесей (гарцовка) по заданному составу;

    пробивка гнезд вручную с поставкой пробок;

    процеживание и перемешивание растворов;

    транспортирование материалов в пределах рабочей зоны.

Итого

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

      Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие мастерской для подготовки штукатура;

Оборудование мастерской:

1. Рабочие места по количеству обучающихся.

2. Рабочее место преподавателя.

3. Наглядные пособия:

- планшет по технике безопасности

Стенд с образцами отделочных материалов –

Планшеты по технологии отделочных работ – комплект

4. Технологическое оборудование:

    агрегат штукатурный;

    машина штукатурно-затирочная;

    растворонасос для транспортирования раствора;

    растворонасос для нанесения штукатурных слоев;

    растворосмеситель;

    растворонасосная установка;

5. Инструмент для штукатурных работ:

    кельма штукатурная;

    отвес стальной строительный, шпагат;

    контрольный уровень;

  • инвентарные марки, маяки;

    гладилка металлическая;

Кисти различного назначения;

    клещи строительные;

    ковш для отделочных работ;

    лопата растворная;

    кусачки торцовые;

    молотки, гвозди;

    ножи для отделочных работ;

    полутерки деревянные, полиуритановые;

  • Рустовки;

  • сокол (три вида);

  • угольники металлические;

    уровень строительный;

    шпатель резиновый;

    шуруповерт электрический

    щетка стальная

Личный технологический инструмент мастера – комплект

Штукатурные ящики.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основная литература:

    Б.А. Буданов Технология монтажа каркасно-облицовочных конструкций, учебник для начального профессионального образования. /Б.А. Буданов, В.В. Поплавский, Москва, издательский центр «Академия», 2012 год 176 с.

    О.Н. Куликов Охрана труда в строительстве, учебник для начального профессионального образования. /О.Н. Куликова, Е.И. Фомин 5е издание, переработанное и дополненное /– Москва, издательский центр «Академия», 2008 – 352 с.

    Е.В. Парикова Материаловедение (сухое строительство) учебник для начального профессионального образования /Е.В. Парикова, Г.Н. Фомичёва, В. Л. Елизарова/ – Москва: издательский центр 2010 – 304 с.

    И.В. Петрова Общая технология отделочных строительных работ: учебное пособие для начального профессионального образования – Москва, издательский центр «Академия» 2009- 192 с.

    Г.Г. Черноус Штукатурные работы: учебное пособие для начального профессионального образования. Москва, – издательский центр «Академия» 2009 – 224 с. (ускоренная форма подготовки).

Дополнительная литература:

    Альбом «Отделочные работы», Москва, академия, 2005.-30 плакатов

    Журавлев И.П. «Штукатур», Ростов-на-Дону, Феникс, 2003.-384с.

    Завражин Н.Н. «Отделочные работы», Москва, Академия, 2006.-320с.

    Ивлиев А.А. «Отделочные строительные работы», Москва, ИРПО, 2005.-488с.

    Ивлиев А.А. «Реставрация строительных работ», Москва, Профобриздат, 2001.-272с.

    Соколов Г.К. «Технология и организация строительства», Москва, академия, 2002.-528с.

    Электронный учебник «Практикум по материаловедению для строителей-отделочников».

3..3. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Реализация программы практики должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее или высшее профессиональное образование, соответствующее профессии.

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:

Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников.

Мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.

3.4. Общие требования к организации образовательного процесса

Основная профессиональная образовательная программа обеспечивается учебно-методической документацией по всем дисциплинам и производственному обучению. Реализация основных профессиональных образовательных программ обеспечивается доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин основной профессиональной образовательной программы.

Во время самостоятельной подготовки обучающиеся обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального цикла и одним учебно-методическим печатными/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет.

Образовательное учреждение предоставляет обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

Практика является обязательным разделом учебной программы. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. Предусматриваются следующие виды практик: учебная практика (производственное обучение) и производственная практика.

Учебная практика (производственное обучение) проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных умений реализуются рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями. Производственная практика проводится в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся. Производственная практика проводится концентрированно, после изучения завершения учебной практики и теоретического обучения. По завершении производственной практики на строительных объектах города проводится квалификационный экзамен с присвоение 2-3 разрядов по профессии штукатур.

4. Контроль и оценка результатов освоения производственного обучения

Контроль и оценка результатов освоения программы осуществляется мастером производственного обучения в процессе проведения уроков производственного обучения, а также выполнения заданий на рабочих местах предвыпускной производственной практики.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умеет:

    выполнять простейшие работы при оштукатуривании поверхностей и ремонте штукатурки;

    прибивать драночные щиты и штучную дрань;

    прибивать изоляционные материалы и металлическую сетку;

    приготавливать вручную простые сухие смеси по заданному составу;

    набивать гвозди и оплетать их проволокой;

    процеживать и перемешивать растворы;

    транспортировать материалы в пределах рабочей зоны;

    выполнять правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности.

Текущий контроль в форме:

Рубежный контроль в форме:

проверочной работы

Итоговый контроль в форме:

дифференцированного зачета

Знает:

    способы и приемы выполнения простейших штукатурных работ;

    наименование и назначение ручного инструмента и приспособлений;

    способы приготовления простых штукатурных растворов;

    приемы подготовки поверхностей под мокрую штукатурку;

    способы ремонта оштукатуренных поверхностей;

    правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности.

Текущий контроль в форме:

    оценки результатов выполнения практических работ;

    оценки результатов выполнения тестовых заданий;

    проверки индивидуальных заданий.

Рубежный контроль в форме:

проверочной работы

Итоговый контроль в форме:

дифференцированного зачета

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: