Развитие профессиональной компетентности педагога через. Развитие профессиональной компетентности учителя. На чем основана модель развития профессиональных компетенций

Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей

М.Барбер

Традиционно система образования ориентировалась на знания как на цель обучения. По сумме полученных выпускниками знаний оценивалась работа педагогического коллектива школы. Преобразования российского общества в целом и школы в частности обусловили изменение требований к ученику. «Выпускник знающий» перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на «Выпускника умеющего, творческого», имеющего соответствующие ценностные ориентации, выпускника, который может брать на себя ответственность, участвует в совместном принятии решений, умеет извлекать пользу из опыта, критически относится к явлениям природы и общества.

Поэтому основным направлением работы в школе считаем развитие профессиональной компетентности учителя, который способен умело организовать деятельность учеников, передать обучающимся определенную сумму знаний к овладению ими способностями к активному действию.

Обратим внимание на подходы к определению профессиональной компетентности. В толковом словаре С.И.Ожегова компетентность определяется как характеристика знающего, осведомленного, авторитетного в какой-либо области специалиста. По мнению В.Н.Введенского профессиональная компетентность педагога не сводится к набору знаний, умений, а определяет необходимость и эффективность их применения в реальной образовательной практике. Понимание профессиональной компетентности как «единства теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности» можно найти в трудах Бориса Семеновича Гершунского.

Несмотря на неоднозначность представленных подходов профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» называет ряд приоритетных направлений, одним из которых является совершенствование учительского корпуса. Новая школа требует сегодня нового учителя. Современному педагогу становится необходимым постоянно повышать уровень своих профессиональных компетентностей: предметной, методической, коммуникативной, информационной, общекультурной, правовой.

Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, школа определяет основные пути развития его профессиональной компетентности:

  • Работа в методических объединениях, творческих или проблемных группах (школьного и муниципального уровней).
  • Инновационная деятельность педагога.
  • Участие в конкурсах профессионального мастерства, мастер-класса, форумах, фестивалях и т.п.
  • Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
  • Аттестация педагогов, повышение квалификации
  • Развитие профессиональной компетентности через активные формы работы с педагогами.

Данные направления реализует методическая служба школы, в состав которой входит: педагогический совет, методический совет, школьные методические объединения, проблемные группы, служба информационного обеспечения школы, социально-психологическая служба.

Нормативно-правовой базой, обеспечивающей работу школьной методической службы, являются внутренние локальные акты школы.

Методический совет школы – коллективный общественный орган, координирующий деятельность различных служб и подразделений школы, школьных методических объединений, проблемных групп, направленную на развитие и совершенствование образовательного пространства в школе. Функции, которые выполняет методический совет, это:

  • Аналитическая (состоит в изучении профессиональной культуры педагога, его умений работать с классом, отдельными учащимися, его владение профессиональным языком, методикой организации и проведения урока, диагностике результатов деятельности педагога)
  • Консультативная (состоит в оказании аналитической, практической, консультативной и иной помощи структурным подразделениям в разработке и внедрении инновационных форм работы; в обобщении опыта работы педагогов школы)
  • Организационная (состоит в организации и проведение методических, предметных недель, в организации работы творческих и проблемных групп педагогов, в организации работы с молодыми педагогами)

Среди приоритетных направлений деятельности методической службы выделяем:

Организацию работы педагогического коллектива над единой методической темой.

С 2009 года школа работает над методической темой: «Моделирование современного урока». Методическая тема школы и вытекающие из нее темы работы школьных методических объединений соответствуют основным задачам функционирования и развития школы. Цель работы над единой методической темой: совершенствование профессиональной компетентности учителя в рамках моделирования современного урока.

Каждое предметное методическое объединение также строит свою работу в соответствии с единой методической темой школы. В школе создано 5 предметных МО, приоритетными направлениями, работы которых являются:

– совершенствование методического и профессионального мастерства учителей, развитие их творческого потенциала;
– создание системы обучения, обеспечивающей потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями;
– организация взаимопомощи для обеспечения современных требований к обучению и воспитанию учеников;
– освоение современных методик и технологий обучения.

В последнее время школьные методические объединения уделяют большое внимание рассмотрению вопросов, связанных с формированием у учащихся навыков творческой научно-исследовательской деятельности.

Позволяют повысить качество проведения современного урока и такие формы работы с педагогами, как:

  • тематические педсоветы: «Урок и здоровье ребенка», «Мотивация деятельности учащихся на уроке и создание условий для ее реализации», «Система педагогического проектирования урока в условиях разных образовательных технологий»
  • инструктивно-методические совещания по методической теме : «Альтернативные уроки в практике работы учителя», «Развитие предметных компетенций учащихся на уроке», «Интегрированный урок. Виды интеграции», «Основные этапы исследовательского поиска», «Как сделать презентацию к уроку» и другие.

Открытые уроки на муниципальном и институциональном уровнях:

  • в рамках городских семинаров для заместителей директоров: «Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе», «Организация работы профильного сезонного лагеря «Планета знаний», для учителей истории и обществознания: «Гражданско-правовое образование посредствам современного урока», для учителей русского языка и литературы: «Развитие критического мышления посредством чтения и письма»
  • в рамках реализации муниципального проекта «Уроки в подарок»
  • в рамках институциональной «Панорамы открытых уроков».

Управление современным образовательным учреждением сегодня невозможно без получения систематической, оперативной, достоверной информации как средства обратной связи. Средством получения такой информации может служить педагогическая диагностика как прием, при помощи которого определяются характер и сущность изучаемого процесса.

Для осуществления качественной работы над методической темой с педагогами школы было проведено анкетирование: «Изучение степени затруднений при подготовке к уроку», «Трудности организации школьного урока», позволяющее выявить затруднения педагогов в вопросах проектирования отдельных этапов уроков, развития коммуникативных умений учащихся, использования активных форм проведения уроков. Выявленные затруднения педагогов помогли качественно спланировать и осуществить коррекцию в работе учителей над структурой современного урока.

Посещение уроков администрацией, руководителями ШМО, взаимопосещение, анализ диагностических анкет показывают, что рекомендации педагогических советов и ИМС используются учителями в практике своей работы. Вместе с тем еще остаются проблемы с организацией этапов целеполагания и рефлексии, рациональным распределением времени работы учащихся на уроке. Низка доля посещения уроков у своих коллег молодыми специалистами.

Самообразование – главный и наиболее доступный источник знаний. До недавнего времени педагоги разрабатывали план работы над темой самообразования. Выбор темы основывался на оценке деятельности педагога, видении каждым своих личностных и профессиональных проблем, умении корректно формулировать цели и последовательно их решать, умении проектировать и контролировать свою деятельность. Но план отражал лишь одну сторону работы учителя. Возникла необходимость в разработке индивидуального плана профессионального развития педагога, который имеет более широкую структуру.

Структура написания плана профессионального развития педагога, включает в себя следующие направления:

  • Изучение психолого-педагогической литературы
  • Разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса
  • Работа над темой самообразования
  • Участие в системе школьной методической работы
  • Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне школы
  • Руководство повышением квалификации других учителей
  • Работа в составе органов управления школой (Указываются органы, в составе которых работает учитель (профсоюзный комитет, Управляющий совет, ПМПК, ШСП), а также его функциональные обязанности)

Написание плана – это творческая работа, и насколько она станет такой же на практике, во многом зависит от руководства школы. Важно, чтобы сама процедура разработки индивидуального плана не приобрела формальный характер. Поэтому в разработке структуры плана профессионального развития принял участие весь педагогический коллектив; при написании планов методической службой школы были оказаны консультации отдельным педагогам по рациональному использованию того или иного материала для приобретения и совершенствования нужных компетенций, возможностей системы методической работы школы и муниципальной методической службы.

Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность . В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.

Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, т.е. системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения, то для перехода в инновационный режим определяющей является готовность педагога к инновациям.

В ноябре 2010 года проведено анкетирование с целью определения уровня готовности коллектива к инновационной деятельности. Данный вопрос является актуальным, т.к. коллектив приступил к разработке новой Программы развития, основные направления которой будут реализовываться через проекты. Целью анкетирования стало определение уровня готовности педагогов к освоению нового, желание осваивать те или иные новации, а управленческой команде анкетирование позволило правильно выстроить серию методических учеб, практикумов, педсоветов, которые помогли бы учителям совершенствовать свое профессиональное мастерство. В целом следует отметить, что коллектив школы достаточно адекватно воспринимает необходимость внедрения инновационных процессов, не следует за ними вслепую, взвешивает все за и против внедрения нового. Этому в полной мере способствует стабильность педагогического коллектива, высокий уровень квалификации кадров, эффективная управленческая поддержка инновационных процессов в школе, достаточная теоретическая и практическая подготовка педагогов школы по вопросам инновационной деятельности. Тем не менее, сегодня управленческая команда должна успешно решить и следующие задачи:

– создать систему мотивации и стимулирования участников инновационных процессов;
– обеспечить эффективное методическое сопровождение деятельности педагогов, внедряющих инновации.

Инновационная деятельность педагогов в школе представлена следующими направлениями: апробация учебников нового поколения, внедрение ФГОС НОО, освоение современных педагогических технологий, социальное проектирование, создание индивидуальных педагогических проектов.

Одним из путей развития профессиональной компетентности педагога является его участие в конкурсах профессионального мастерства :

За два последних года в конкурсах профессионального мастерства приняли участие 23 педагога (46%) на Всероссийских, краевых, муниципальных конкурсах. Имеем 11 призовых мест.

Считаем, что активность участия педагогов в конкурсах не высока по причинам отсутствия внутренней мотивации, загруженности педагогов, высокой стоимости конкурсов.

Одной из ведущих форм повышения уровня профессионального мастерства является изучение опыта коллег, трансляция своего собственного опыта . За два последних года 21 педагог школы (39%) транслировали опыт на педагогических конференциях различного уровня.(III международная НПК «Формирование профессиональной компетентности учителя начальных классов», Всероссийская НПК «Непрерывное образование: проблемы, поиски, перспективы», Рождественские чтения педагогических работников Верхнекамья, краевая конференция «Проблемы и перспективы подготовки педагогов в условиях внедрения новых образовательных стандартов и другие)

Показателем творческой деятельности педагогов, механизмом совершенствования управления качеством образования является аттестация педагогических работников . Учителя проходят процедуру аттестации согласно перспективному плану. В связи с изменением порядка аттестации проведена серия инструктивно-методических совещаний по ознакомлению педагогов школы с нормативно-правовой базой, регламентирующей новый порядок аттестации на первую и высшую квалификационные категории;
индивидуальные и групповые консультации по вопросам заполнения электронного портфолио педагога. В 2010-2011 учебном году все заявленные педагоги прошли успешно процедуру аттестации 17 педагогов (32,7%), причем количество аттестованных педагогов по сравнению с 2009-2010 учебным годом увеличилось на 12%.

Активно проходит обучение учителей на курсах повышения квалификации по приоритетным направлениям , определяемым образовательным учреждением и муниципальной системой образования: внедрение ФГОС НОО, подготовка учащихся к ГИА и ЕГЭ, моделирование вопросов современного урока, организация работы с одаренными детьми. Ежегодно обучаются на курсах повышения квалификации, участвуют в научно-практических семинарах и конференциях до 30% педагогов.

Результаты эффективности курсовой подготовки отслеживаются через планы профессионального развития педагогов и итоговые диагностические карты.

Такие карты ежегодно заполняются учителями на основании Положения о рейтинговой оценке уровня методической работы педагога. На основании карт и самоанализа деятельности педагога администрация имеет возможность отследить уровень методической активности педагога и рост его профессионального мастерства. Самоанализ помогает учителю спланировать работу по развитию своей профессиональной компетентности уже в новом качестве и на более высоком уровне.

Управляя развитием профессиональной компетентности педагога, мы не останавливается только на традиционных формах работы. К новым формам работы с педагогами можно отнести:

  • активные формы при проведении инструктивно-методических совещаний, педагогических советов: методический ринг, мозговой штурм, организованный диалог, проблемная ситуация, работа в малых творческих группах;
  • методическую неделю, включающую в себя проведение панорамы открытых уроков, педагогические чтения по теме самообразования педагогов, тематический педагогический совет;
  • школьные конкурсов профессионального мастерства , проведение которых дает педагогу возможность распространения инновационного опыта среди коллег, способствуют профессиональному самоопределению молодых педагогов.

В 2010-2011 учебном году впервые были проведены школьные конкурсы профессионального мастерства: «Имя тебе – Учитель!», посвященный году учителя, «Компьютерная презентация к уроку». В конкурсах приняли участие 48% педагогов.

Для качественного проведения конкурсов были разработаны Положения, созданы оргкомитеты по организации и проведению конкурсов, а так же определен состав жюри для оценки конкурсных работ, в который вошли представители администрации и учителей.

Следует отметить, что не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Можно выделить два пути осуществления профессионального развития учителя:

– посредством самообразования, т.е. собственного желания, постановки цели, задач, последовательного приближения к этой цели через определенные действия;
– за счет осознанного, обязательно добровольного участия учителя в организованных школой мероприятиях, т.е. фактора влияния окружающей профессиональной среды на мотивацию учителя и его желание профессионально развиваться и расти.

Отсюда вытекает необходимость мотивации педагогов и создания благоприятных условий для их педагогического роста.

Диагностика, проведенная руководителем школы в рамках изучения вопроса мотивации профессионального развития педагогов, позволила определить приемы и методы, способствующие повышению мотивации профессионального развития для различных категорий педагогов нашего образовательного учреждения, а также выстроить модель руководства мотивацией профессионального развития педагогов. Данная модель будет реализована при условии создания определенной среды, обеспечивающей атмосферу вдохновения и желания продуктивно работать. В качестве приоритетных направлений создания мотивационной среды можно выделить следующие:

– формирование устойчивой мотивации профессионального развития (акцент на ценностно-мотивационные аспекты профессиональной деятельности и потребность в саморазвитии педагога);
– психологическое сопровождение профессионального развития педагогов;
– обновление и развитие системы повышения квалификации педагогов и обучения их в образовательном учреждении;
– усиление индивидуальной и дифференцированной работы с педагогом, планирование его профессиональной карьеры.

От качества работы учителя зависит и качество обучения учащихся. Анализ результатов образовательной деятельности непосредственно определяется уровнем профессионализма педагогов.

Учащиеся школы на протяжении многих лет показывают стабильные результаты учебной деятельности. Об этом свидетельствуют мониторинговые карты.
В 2010-2011 учебном году вырос процент успеваемости учащихся по I и II ступеням обучения, в целом по школе вырос на 0,5%, выросло качество знаний по I и II ступеням, и в целом по школе на 3,6%. Целевые показатели, определяемые школой, выполнены.

Выпускники 9-х классов сохранили по сравнению с прошлым годом стабильным качество знаний по предметам по выбору, которое составляет от 50 % до 100 %, несмотря на то, что количество выпускников, выбравших экзамены по тестам Федерального уровня, увеличилось с 19 до 43 человек (больше на 24 выпускника). Проблемой остается низкое качество результатов учащихся 9-х классов по математике. Проблема решается через организацию системной, планомерно выстроенной работы по подготовке учащихся к сдаче ГИА в текущем учебном году.

Значительно выросла и доля учащихся, ставших призерами и победителями различных конкурсов, олимпиад, соревнований, научно-практических конференций.

(В городских предметных олимпиадах – рост на 46%, в городских творческих конкурсах, фестивалях, НПК – на 17%, в краевых, всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, фестивалях, НПК – на 60%).

Благодаря целенаправленной, планомерно выстроенной работе по развитию профессиональной компетентности учителей школа занимает 2 место в рейтинге общеобразовательных учреждений города.

В современных условиях только активная жизненная позиция, повышение профессионального мастерства помогает педагогу обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.

Формирование профессиональной компетенции педагога и её влияние на взаимоотношения с детьми.

В отличие от образования на других возрастных этапах развития,

дошкольное образование рассматривается как система, в которой центральное место занимают не содержание и формы, а процесс взаимодействия педагога с детьми. Педагогическое взаимодействие представляет собой целенаправленный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Поскольку педагог для ребенка –значимая фигура, на него ложится ответственность за качество взаимодействия с детьми. Следовательно, рядом с дошкольниками должны находиться

высокопрофессиональные педагоги.

Исследуя профессиональную компетентность педагога , Э.Ф. Зеер, Е.А.

Климов, А.К. Маркова, Л.Г. Семушина, Н.Н. Тулькибаева, А.И. Щербаков и

другие указывают на ее составляющие: специальные знания, умения, навыки,

значимые личностные свойства и ценностные ориентации.

Конкретизируя понимания сущности профессионализма применительно к

профессионально – педагогической деятельности, О.М. Краснорядцева

определяет профессионала педагога как человека, хорошо понимающего общие тенденции развития образовательного процесса, своего места в нем и

обладающего особым видением человека в процессе развития, понимающего

направленность и результативность психологических действий и воздействий; превращающего любую учебную ситуацию в пространство для развития ребенка и способного к проектированию развивающей педагогической среды и самого себя.

В условиях модернизации дошкольного образования в деятельности

педагогов выделяют ряд взаимосвязанных компонентов: конструктивный,

организаторский, коммуникативный, которые конкретизируют деятельность

педагогов. В целом на федеральном уровне только разрабатываются требования к личности и функциональным обязанностям современного воспитателя.

Становление новой системы дошкольного образования требует радикального

переосмысления сложившегося подхода к профессиональной деятельности

педагога. Современному детскому саду нужен педагог, способный

самостоятельно планировать, организовывать педагогически целесообразную

систему работы, а не просто выполнять должностные обязанности.

Современное образование характеризуется активным включением педагогов в нновационную деятельность, процесс внедрения новых программ и

технологий, методов и приѐмов взаимодействия с детьми. В таких условиях

особое значение придаѐтся состоянию профессиональной деятельности,

уровню компетентности педагогов, повышению их квалификации, стремлению к самообразованию, самосовершенствованию.

Профессиональная компетентность педагога характеризуется как общая

способность педагога мобилизовать свои знания, умения. Стабильно высокий

уровень профессиональной компетентности может быть достигнут при условии непрерывного образования. На первый план выступает не формальная принадлежность к профессии, а профессиональная компетентность, то есть соответствие специалиста требованиям профессиональной деятельности.

Формирование профессиональной педагогической компетентности – процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека. Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность.

Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное

явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и

способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).

Под профессиональной компетентностью понимается совокупность

профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной

педагогической деятельности.

Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на

достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность,

педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в развитии и воспитании.

В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников предлагается осуществлять с использованием трех критериев:

1. Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности.

2. Готовность решать профессиональные предметные задачи.

3. Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.

В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности. Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ…». Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

Воспитатель 21 века – это:

Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии

обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

Умеющий организовать рефлексивную деятельность;

Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

Компетентность – это личностная характеристика, а компетенция – это

совокупность конкретных профессиональных качеств.

Профессиональная компетентность – это способность педагога решать

профессиональные проблемы, задачи в условиях профессиональной

деятельности. Профессиональная компетентность – это сумма знаний и умений, которая определяет результативность и эффективность труда, это комбинация личностных и профессиональных качеств.

Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

Работа в методических объединениях, творческих группах;

Исследовательская деятельность;

Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

Различные формы педагогической поддержки;

Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;

Трансляция собственного педагогического опыта и др.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог

сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной

компетентности.

Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс

усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию

индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

1. самоанализ и осознание необходимости;

2. планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);

3. самопроявление, анализ, самокорректировка.

Формирование профессиональной компетентности - процесс цикличный,

т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное

повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы

повторяются, но уже в новом качестве. Говоря о профессиональной компетентности педагога, нельзя не сказать о создании портфолио. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценка и осознание необходимости саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога,

т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной

деятельности. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа

деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности. А

чтобы создать портфолио, необходимо иметь положительные результаты работы с воспитанниками и достижения самого педагога. Имея хорошее портфолио, можно принимать участие в различных грантах.

В структуре компетентности можно выделить три компонента (уровня): теоретический, практический, личностный. К основным составляющим профессиональной компетенции педагога относятся:.

Интеллектуально - педагогическая компетентность – умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;

Коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию, эмпатию.

Информационная компетенция – объем информации педагога о себе,

учениках, родителях, о коллегах.

Регулятивная компетентность – умение педагога управлять своим

поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии,

стрессоустойчивость.

Также выделяют следующие виды компетентностей:

1. Компетенция в ведении образовательного процесса. Подготовка к

образовательной деятельности вызывает необходимость иметь высокую

компетентность, постоянный поиск новой информации. Глубокое знание

дошкольной педагогики, основных методик воспитания и обучения детей

дошкольного возраста с применением на практике. Использование различных методов обучения, различных видов деятельности и материалов, которые соответствуют уровню развития детей. Использование средств диагностики.

2. Компетенция в организации информационной основы деятельности

воспитанников. Подготовка к образовательной деятельности вызывает

необходимость иметь высокую ИКТ- компетентность, постоянный поиск новой информации.

3. Компетентность в организации воспитательной работы. Признание за детьми права выбора (деятельности, партнера). Проявление уважения к мыслям и суждениям каждого ребенка.

4. Компетентность в установлении контактов с родителями.

5. Компетентность в выстраивании индивидуального образовательного

маршрута воспитанников. Организация собственной педагогической

деятельности, ориентированной на индивидуальные особенности ребенка.

Владение средствами диагностики индивидуальных особенностей ребенка и

особенностей группы. Определение индивидуальных целей на краткосрочную и долгосрочную перспективу.

6. Компетентность в разработке и реализации авторских образовательных

программ.

7. Компетентность во владении современными образовательными

технологиями.

8. Компетентность профессионально-личностного совершенствования.

Обеспечивает постоянный рост и творческий подход в педагогической

деятельности, предполагает непрерывное обновление собственных знаний и

умений, что обеспечивает потребность к постоянному саморазвитию.

9. Креативная компетентность педагога. Позитивное отношение к новым идеям, стремление реализовать их на практике по собственной инициативе.

Проявление компетентности в обобщении и распространении педагогического опыта.

10. Компетентность в организации здоровьесберегающих условий

образовательного процесса. Данная компетентность обеспечит наличие

критерия нового качества образования - создание условий для сохранения

здоровья всех участников образовательного процесса.

11. Компетентность в создании предметно-пространственной среды. Данная

компетентность позволяет обеспечить организацию детских сообществ и

стимулирование процессов саморегулирования детей, предоставляя им

материалы, время и место для выбора и планирования их собственной

деятельности.

Залогом профессионального роста педагога является постоянное стремление к повышению мастерства. Профессиональное умение достигается лишь

постоянным трудом. Требование учиться на протяжении жизни не является

новым для работников образовательной сферы. Однако сегодня оно получило новое звучание. Педагог должен не только отслеживать и изучать стремительно происходящие изменения в профессиональной отрасли, но и овладеть современными педагогическими технологиями.

Педагоги с достаточным уровнем внутренней мотивации, креативные личности, ориентированные на успех, способны самостоятельно достигнуть высокого уровня профессионализма.

В современных условиях педагог – это прежде всего исследователь,

обладающий такими качествами, как научное психолого-педагогическое

мышление, высокий уровень педагогического мастерства, развитая педагогическая интуиция, критический анализ, потребность в

профессиональном самосовершенствовании и разумном использовании

передового педагогического опыта, т.е. обладающий сформированным

инновационным потенциалом.

Предлагаю работу по развитию профессиональной компетенции педагогов организовать следующим образом:

1 этап. Выявление уровня профессиональной компетентности педагога:

Диагностирования, тестирование;

Определение путей совершенствования профессиональной компетентности.

2 этап. Механизмы развития профессиональной компетентности педагога.

Обучение на курсах повышения квалификации, в том числе в дистанционном

режиме и др.

Работа в РМО, творческих группах, педмастерские, мастер-классы.

Активное участие в педсоветах, семинарах, конференциях.

Участие в различных конкурсах.

Участие в исследовательских работах, создание собственных публикаций.

Обобщение и распространение опыта.

Аттестация.

Творческий отчет.

Использование современных методик, форм, видов, средств обучения и новых

технологий.

Самообразование.

3 этап. Анализ деятельности педагога.

Обобщение опыта.

профессиональной компетентности педагогов.

Самоанализ деятельности.

Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей

М.Барбер

Традиционно система образования ориентировалась на знания как на цель обучения. По сумме полученных выпускниками знаний оценивалась работа педагогического коллектива школы. Преобразования российского общества в целом и школы в частности обусловили изменение требований к ученику. «Выпускник знающий» перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на «Выпускника умеющего, творческого», имеющего соответствующие ценностные ориентации, выпускника, который может брать на себя ответственность, участвует в совместном принятии решений, умеет извлекать пользу из опыта, критически относится к явлениям природы и общества.

Поэтому основным направлением работы в школе считаем развитие профессиональной компетентности учителя, который способен умело организовать деятельность учеников, передать обучающимся определенную сумму знаний к овладению ими способностями к активному действию.

Обратим внимание на подходы к определению профессиональной компетентности. В толковом словаре С.И.Ожегова компетентность определяется как характеристика знающего, осведомленного, авторитетного в какой-либо области специалиста. По мнению В.Н.Введенского профессиональная компетентность педагога не сводится к набору знаний, умений, а определяет необходимость и эффективность их применения в реальной образовательной практике. Понимание профессиональной компетентности как «единства теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности» можно найти в трудах Бориса Семеновича Гершунского.

Несмотря на неоднозначность представленных подходов профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» называет ряд приоритетных направлений, одним из которых является совершенствование учительского корпуса. Новая школа требует сегодня нового учителя. Современному педагогу становится необходимым постоянно повышать уровень своих профессиональных компетентностей: предметной, методической, коммуникативной, информационной, общекультурной, правовой.

Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, школа определяет основные пути развития его профессиональной компетентности:

  • Работа в методических объединениях, творческих или проблемных группах (школьного и муниципального уровней).
  • Инновационная деятельность педагога.
  • Участие в конкурсах профессионального мастерства, мастер-класса, форумах, фестивалях и т.п.
  • Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
  • Аттестация педагогов, повышение квалификации
  • Развитие профессиональной компетентности через активные формы работы с педагогами.

Данные направления реализует методическая служба школы, в состав которой входит: педагогический совет, методический совет, школьные методические объединения, проблемные группы, служба информационного обеспечения школы, социально-психологическая служба.

Нормативно-правовой базой, обеспечивающей работу школьной методической службы, являются внутренние локальные акты школы.

Методический совет школы – коллективный общественный орган, координирующий деятельность различных служб и подразделений школы, школьных методических объединений, проблемных групп, направленную на развитие и совершенствование образовательного пространства в школе. Функции, которые выполняет методический совет, это:

  • Аналитическая (состоит в изучении профессиональной культуры педагога, его умений работать с классом, отдельными учащимися, его владение профессиональным языком, методикой организации и проведения урока, диагностике результатов деятельности педагога)
  • Консультативная (состоит в оказании аналитической, практической, консультативной и иной помощи структурным подразделениям в разработке и внедрении инновационных форм работы; в обобщении опыта работы педагогов школы)
  • Организационная (состоит в организации и проведение методических, предметных недель, в организации работы творческих и проблемных групп педагогов, в организации работы с молодыми педагогами)

Среди приоритетных направлений деятельности методической службы выделяем:

Организацию работы педагогического коллектива над единой методической темой.

С 2009 года школа работает над методической темой: «Моделирование современного урока». Методическая тема школы и вытекающие из нее темы работы школьных методических объединений соответствуют основным задачам функционирования и развития школы. Цель работы над единой методической темой: совершенствование профессиональной компетентности учителя в рамках моделирования современного урока.

Каждое предметное методическое объединение также строит свою работу в соответствии с единой методической темой школы. В школе создано 5 предметных МО, приоритетными направлениями, работы которых являются:

– совершенствование методического и профессионального мастерства учителей, развитие их творческого потенциала;
– создание системы обучения, обеспечивающей потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями;
– организация взаимопомощи для обеспечения современных требований к обучению и воспитанию учеников;
– освоение современных методик и технологий обучения.

В последнее время школьные методические объединения уделяют большое внимание рассмотрению вопросов, связанных с формированием у учащихся навыков творческой научно-исследовательской деятельности.

Позволяют повысить качество проведения современного урока и такие формы работы с педагогами, как:

  • тематические педсоветы: «Урок и здоровье ребенка», «Мотивация деятельности учащихся на уроке и создание условий для ее реализации», «Система педагогического проектирования урока в условиях разных образовательных технологий»
  • инструктивно-методические совещания по методической теме : «Альтернативные уроки в практике работы учителя», «Развитие предметных компетенций учащихся на уроке», «Интегрированный урок. Виды интеграции», «Основные этапы исследовательского поиска», «Как сделать презентацию к уроку» и другие.

Открытые уроки на муниципальном и институциональном уровнях:

  • в рамках городских семинаров для заместителей директоров: «Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе», «Организация работы профильного сезонного лагеря «Планета знаний», для учителей истории и обществознания: «Гражданско-правовое образование посредствам современного урока», для учителей русского языка и литературы: «Развитие критического мышления посредством чтения и письма»
  • в рамках реализации муниципального проекта «Уроки в подарок»
  • в рамках институциональной «Панорамы открытых уроков».

Управление современным образовательным учреждением сегодня невозможно без получения систематической, оперативной, достоверной информации как средства обратной связи. Средством получения такой информации может служить педагогическая диагностика как прием, при помощи которого определяются характер и сущность изучаемого процесса.

Для осуществления качественной работы над методической темой с педагогами школы было проведено анкетирование: «Изучение степени затруднений при подготовке к уроку», «Трудности организации школьного урока», позволяющее выявить затруднения педагогов в вопросах проектирования отдельных этапов уроков, развития коммуникативных умений учащихся, использования активных форм проведения уроков. Выявленные затруднения педагогов помогли качественно спланировать и осуществить коррекцию в работе учителей над структурой современного урока.

Посещение уроков администрацией, руководителями ШМО, взаимопосещение, анализ диагностических анкет показывают, что рекомендации педагогических советов и ИМС используются учителями в практике своей работы. Вместе с тем еще остаются проблемы с организацией этапов целеполагания и рефлексии, рациональным распределением времени работы учащихся на уроке. Низка доля посещения уроков у своих коллег молодыми специалистами.

Самообразование – главный и наиболее доступный источник знаний. До недавнего времени педагоги разрабатывали план работы над темой самообразования. Выбор темы основывался на оценке деятельности педагога, видении каждым своих личностных и профессиональных проблем, умении корректно формулировать цели и последовательно их решать, умении проектировать и контролировать свою деятельность. Но план отражал лишь одну сторону работы учителя. Возникла необходимость в разработке индивидуального плана профессионального развития педагога, который имеет более широкую структуру.

Структура написания плана профессионального развития педагога, включает в себя следующие направления:

  • Изучение психолого-педагогической литературы
  • Разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса
  • Работа над темой самообразования
  • Участие в системе школьной методической работы
  • Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне школы
  • Руководство повышением квалификации других учителей
  • Работа в составе органов управления школой (Указываются органы, в составе которых работает учитель (профсоюзный комитет, Управляющий совет, ПМПК, ШСП), а также его функциональные обязанности)

Написание плана – это творческая работа, и насколько она станет такой же на практике, во многом зависит от руководства школы. Важно, чтобы сама процедура разработки индивидуального плана не приобрела формальный характер. Поэтому в разработке структуры плана профессионального развития принял участие весь педагогический коллектив; при написании планов методической службой школы были оказаны консультации отдельным педагогам по рациональному использованию того или иного материала для приобретения и совершенствования нужных компетенций, возможностей системы методической работы школы и муниципальной методической службы.

Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность . В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.

Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, т.е. системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения, то для перехода в инновационный режим определяющей является готовность педагога к инновациям.

В ноябре 2010 года проведено анкетирование с целью определения уровня готовности коллектива к инновационной деятельности. Данный вопрос является актуальным, т.к. коллектив приступил к разработке новой Программы развития, основные направления которой будут реализовываться через проекты. Целью анкетирования стало определение уровня готовности педагогов к освоению нового, желание осваивать те или иные новации, а управленческой команде анкетирование позволило правильно выстроить серию методических учеб, практикумов, педсоветов, которые помогли бы учителям совершенствовать свое профессиональное мастерство. В целом следует отметить, что коллектив школы достаточно адекватно воспринимает необходимость внедрения инновационных процессов, не следует за ними вслепую, взвешивает все за и против внедрения нового. Этому в полной мере способствует стабильность педагогического коллектива, высокий уровень квалификации кадров, эффективная управленческая поддержка инновационных процессов в школе, достаточная теоретическая и практическая подготовка педагогов школы по вопросам инновационной деятельности. Тем не менее, сегодня управленческая команда должна успешно решить и следующие задачи:

– создать систему мотивации и стимулирования участников инновационных процессов;
– обеспечить эффективное методическое сопровождение деятельности педагогов, внедряющих инновации.

Инновационная деятельность педагогов в школе представлена следующими направлениями: апробация учебников нового поколения, внедрение ФГОС НОО, освоение современных педагогических технологий, социальное проектирование, создание индивидуальных педагогических проектов.

Одним из путей развития профессиональной компетентности педагога является его участие в конкурсах профессионального мастерства :

За два последних года в конкурсах профессионального мастерства приняли участие 23 педагога (46%) на Всероссийских, краевых, муниципальных конкурсах. Имеем 11 призовых мест.

Считаем, что активность участия педагогов в конкурсах не высока по причинам отсутствия внутренней мотивации, загруженности педагогов, высокой стоимости конкурсов.

Одной из ведущих форм повышения уровня профессионального мастерства является изучение опыта коллег, трансляция своего собственного опыта . За два последних года 21 педагог школы (39%) транслировали опыт на педагогических конференциях различного уровня.(III международная НПК «Формирование профессиональной компетентности учителя начальных классов», Всероссийская НПК «Непрерывное образование: проблемы, поиски, перспективы», Рождественские чтения педагогических работников Верхнекамья, краевая конференция «Проблемы и перспективы подготовки педагогов в условиях внедрения новых образовательных стандартов и другие)

Показателем творческой деятельности педагогов, механизмом совершенствования управления качеством образования является аттестация педагогических работников . Учителя проходят процедуру аттестации согласно перспективному плану. В связи с изменением порядка аттестации проведена серия инструктивно-методических совещаний по ознакомлению педагогов школы с нормативно-правовой базой, регламентирующей новый порядок аттестации на первую и высшую квалификационные категории;
индивидуальные и групповые консультации по вопросам заполнения электронного портфолио педагога. В 2010-2011 учебном году все заявленные педагоги прошли успешно процедуру аттестации 17 педагогов (32,7%), причем количество аттестованных педагогов по сравнению с 2009-2010 учебным годом увеличилось на 12%.

Активно проходит обучение учителей на курсах повышения квалификации по приоритетным направлениям , определяемым образовательным учреждением и муниципальной системой образования: внедрение ФГОС НОО, подготовка учащихся к ГИА и ЕГЭ, моделирование вопросов современного урока, организация работы с одаренными детьми. Ежегодно обучаются на курсах повышения квалификации, участвуют в научно-практических семинарах и конференциях до 30% педагогов.

Результаты эффективности курсовой подготовки отслеживаются через планы профессионального развития педагогов и итоговые диагностические карты.

Такие карты ежегодно заполняются учителями на основании Положения о рейтинговой оценке уровня методической работы педагога. На основании карт и самоанализа деятельности педагога администрация имеет возможность отследить уровень методической активности педагога и рост его профессионального мастерства. Самоанализ помогает учителю спланировать работу по развитию своей профессиональной компетентности уже в новом качестве и на более высоком уровне.

Управляя развитием профессиональной компетентности педагога, мы не останавливается только на традиционных формах работы. К новым формам работы с педагогами можно отнести:

  • активные формы при проведении инструктивно-методических совещаний, педагогических советов: методический ринг, мозговой штурм, организованный диалог, проблемная ситуация, работа в малых творческих группах;
  • методическую неделю, включающую в себя проведение панорамы открытых уроков, педагогические чтения по теме самообразования педагогов, тематический педагогический совет;
  • школьные конкурсов профессионального мастерства , проведение которых дает педагогу возможность распространения инновационного опыта среди коллег, способствуют профессиональному самоопределению молодых педагогов.

В 2010-2011 учебном году впервые были проведены школьные конкурсы профессионального мастерства: «Имя тебе – Учитель!», посвященный году учителя, «Компьютерная презентация к уроку». В конкурсах приняли участие 48% педагогов.

Для качественного проведения конкурсов были разработаны Положения, созданы оргкомитеты по организации и проведению конкурсов, а так же определен состав жюри для оценки конкурсных работ, в который вошли представители администрации и учителей.

Следует отметить, что не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Можно выделить два пути осуществления профессионального развития учителя:

– посредством самообразования, т.е. собственного желания, постановки цели, задач, последовательного приближения к этой цели через определенные действия;
– за счет осознанного, обязательно добровольного участия учителя в организованных школой мероприятиях, т.е. фактора влияния окружающей профессиональной среды на мотивацию учителя и его желание профессионально развиваться и расти.

Отсюда вытекает необходимость мотивации педагогов и создания благоприятных условий для их педагогического роста.

Диагностика, проведенная руководителем школы в рамках изучения вопроса мотивации профессионального развития педагогов, позволила определить приемы и методы, способствующие повышению мотивации профессионального развития для различных категорий педагогов нашего образовательного учреждения, а также выстроить модель руководства мотивацией профессионального развития педагогов. Данная модель будет реализована при условии создания определенной среды, обеспечивающей атмосферу вдохновения и желания продуктивно работать. В качестве приоритетных направлений создания мотивационной среды можно выделить следующие:

– формирование устойчивой мотивации профессионального развития (акцент на ценностно-мотивационные аспекты профессиональной деятельности и потребность в саморазвитии педагога);
– психологическое сопровождение профессионального развития педагогов;
– обновление и развитие системы повышения квалификации педагогов и обучения их в образовательном учреждении;
– усиление индивидуальной и дифференцированной работы с педагогом, планирование его профессиональной карьеры.

От качества работы учителя зависит и качество обучения учащихся. Анализ результатов образовательной деятельности непосредственно определяется уровнем профессионализма педагогов.

Учащиеся школы на протяжении многих лет показывают стабильные результаты учебной деятельности. Об этом свидетельствуют мониторинговые карты.
В 2010-2011 учебном году вырос процент успеваемости учащихся по I и II ступеням обучения, в целом по школе вырос на 0,5%, выросло качество знаний по I и II ступеням, и в целом по школе на 3,6%. Целевые показатели, определяемые школой, выполнены.

Выпускники 9-х классов сохранили по сравнению с прошлым годом стабильным качество знаний по предметам по выбору, которое составляет от 50 % до 100 %, несмотря на то, что количество выпускников, выбравших экзамены по тестам Федерального уровня, увеличилось с 19 до 43 человек (больше на 24 выпускника). Проблемой остается низкое качество результатов учащихся 9-х классов по математике. Проблема решается через организацию системной, планомерно выстроенной работы по подготовке учащихся к сдаче ГИА в текущем учебном году.

Значительно выросла и доля учащихся, ставших призерами и победителями различных конкурсов, олимпиад, соревнований, научно-практических конференций.

(В городских предметных олимпиадах – рост на 46%, в городских творческих конкурсах, фестивалях, НПК – на 17%, в краевых, всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, фестивалях, НПК – на 60%).

Благодаря целенаправленной, планомерно выстроенной работе по развитию профессиональной компетентности учителей школа занимает 2 место в рейтинге общеобразовательных учреждений города.

В современных условиях только активная жизненная позиция, повышение профессионального мастерства помогает педагогу обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.

Сегодня выделяется шесть психологических подходов к изменению поведения и психологических качеств учителя : терапевтический, бихевиористический, гигиенический, динамический, социально-психологический и гуманистический (см.: ).

При терапевтическом подходе учителя и дети рассматриваются в качестве пациентов (клиентов). Терапевтический подход базируется на теории и практике психоанализа различных его представителей

(3. Фрейда, К. Г. Юнга, А. Адлера и др.). Задача психолога в этом случае заключается в проведении психоаналитической работы для разрешения личностных проблем своих клиентов. Преодоление личностных проблем позволяет учителю адекватно воспринимать себя и других и творчески самореализовываться в личной жизни и в профессии. В процессе анализа выявляются глубинные личностные мотивации клиента, раскрываются детские страхи и комплексы, вытесненные в бессознательное. Неадекватность действий педагога рассматривается психоанализом как следствие неотреагированных психических травм, полученных в детстве и делающих неспособным педагога объективно воспринимать реальность. Поэтому чаще всего тактика психоаналитиков сводится к тому, что клиентов возвращают в детство, обсуждая с ними ситуации возникновения стереотипов реагирования и формирования защитных механизмов. После такой работы педагог способен принять социально не одобряемые качества и чувства и интегрировать их в структуру личности. В конечном счете это позволяет педагогу более внимательно относиться к чувствам и действиям детей, найти с ними общий язык и установить эмоционально значимые отношения (см.: ). Примером могут служить группы психоаналитической взаимопомощи, названные в честь их основателя психоаналитика Микаэла Балинта. Они формируются из людей, деятельность которых связана с человеческими отношениями: учителей, врачей, воспитателей детских садов, социальных работников. Занятия проводятся под руководством специально приглашаемого опытного психоаналитика. Участники делятся своими проблемами и сообща «нащупывают» в них бессознательные мотивы. Задача руководителя - направлять течение беседы в нужное русло, но не вмешиваться непосредственно в эту беседу. У участников должно остаться чувство, что они совершили анализ сами, чтобы эмоционально прочувствовать и успешно переработать существующую у них проблему (см.: ).

Бихевиористический подход нацеливает психолога на формирование у педагога нужных для эффективной работы навыков и умений. Для этого обычно проводят функциональный анализ педагогической деятельности, который позволяет выявить задачи деятельности, соответствующие им виды действий и требуемые для этого умения. Для того чтобы педагог овладел нужными умениями, используют тренинговые формы работы, позволяющие «модифицировать поведение», основываясь на подкреплении тех приемов, которые соответствуют некому новому стандарту мастерства. Формирование нужных умений также может происходить и в процессе социального научения (по А. Бандуре). В этом случае педагоги, посещая занятия и уроки более опытных коллег, могут имитировать увиденные приемы, пополняя ими свой репертуар педагогических методов. Важную роль при бихевиористиче- ском подходе играет система поощрений и наказаний, которая стимулирует повышение профессионального мастерства педагогов. Одним из управленческих механизмов развития профессиональных умений работников образовательной отрасли является аттестация, в ходе которой определяется квалификационная категория педагога.

Целью гигиенического подхода считается профилактика психического здоровья в школе. Выделяют шесть аспектов психического здоровья, на поддержание которых может ориентироваться психолог при работе с педагогом:

  • 1) положительное отношение к себе;
  • 2) оптимальное развитие, рост и самоактуализацию личности;
  • 3) психическую интеграцию;
  • 4) личную автономию;
  • 5) реалистическое восприятие окружения;
  • 6) умение адекватно воздействовать на окружение.

Большой проблемой современной системы образования является синдром «эмоционального сгорания» педагогов, проявляющийся в депрессивном состоянии, чувстве усталости, опустошенности, недостатке энергии, утрате способности видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке по отношению к работе и жизни в целом. Исследование Н. В. Клюевой выявило следующие причины возникновения «синдрома сгорания» у педагогов:

  • - напряженность и конфликты в профессиональном окружении, недостаточная поддержка со стороны коллег;
  • - однообразие и нетворческий характер труда, когда не созданы условия для самовыражения педагога, для экспериментирования и новаций;
  • - вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточном признании и положительной оценке со стороны окружающих;
  • - постоянное напряжение из-за дефицита средств к существованию;
  • - конфликт между реальностью и идеальной педагогической моделью поведения, сложившейся у педагога (стремление контролировать свои эмоции, быть равным со всеми и т.п.);
  • - работа без перспективы, невозможность выстроить профессиональную карьеру в тех условиях, в которых работает педагог;
  • - немотивированность учащихся, результаты работы с которыми не «видимы»;
  • - неразрешенные личностные конфликты педагога, переживание собственной неполноценности .

По мнению Н. А. Аминова, сопротивляемость к развитию синдрома «эмоционального сгорания» зависит от активности лобно-лимбической системы человека, контролирующей и регулирующей эмоциональные состояния человека. От активности этой системы зависит качество силы/слабости нервных процессов, которое и определяет выносливость человека при нервно-эмоциональной нагрузке.

Главным методом работы при гигиеническом подходе является консультирование учителей и обучение их методам психологического самосовершенствования и релаксации. Также могут использоваться методы группового аутотренинга, организационно-управленческие методы, позволяющие перераспределить учебную нагрузку, пересмотреть функциональные обязанности педагога.

Динамический подход рассматривает профессиональное развитие педагогов в процессе совершенствования их взаимоотношений. Основой и обязательным условием такой работы является организация тренинга профессионального мастерства, в ходе которого происходят процессы групповой динамики. Сосредоточение на процессах групповой динамики позволяет формировать у участвующих в тренинге педагогов чувство взаимной ответственности, социальной активности и инициативу. Желательно использовать динамический подход при работе с социально пассивными учителями, которые при решении своих профессиональных проблем надеются только на администрацию образовательного учреждения или более высокое начальство.

Социально-психологический подход рассматривает школу как систему, которую надо реформировать. Главная задача этого подхода - развитие всей организации в целом. Обычно социально-психологический подход реализуется в длительном тренинге, состоящем из 10 этапов.

На первом этапе решается задача повышения психологической культуры педагогов через тренинг общения. На втором главным является вопрос о деловых взаимосвязях членов педагогического коллектива. Обсуждаются вопросы постановки целей работы педагога и методы и способы их достижения. Выделяются три группы целей: 1) интересы организации; 2) личные интересы учителей; 3) цели группы (внутренняя стабильность, согласованность позиций всех членов, комфортный микроклимат). Третий этап посвящается знакомству с диагностическими методиками и отработке разнообразных умений: передавать информацию, фиксировать цели, организовывать деловое общение и т.д. Четвертый этап - проведение «мозговых штурмов» и групповых дискуссий. На пятом и шестом этапах в лабораторных условиях путем моделирования и ролевой игры отрабатываются новые способы поведения. Последние четыре этапа связаны с организацией помощи учителям в перенесении моделей поведения, освоенных в лабораторных условиях, в реальную практику школы (см.: ).

Важным компонентом любого тренинга являются задания на проектирование компонентов урока и отдельных творческих упражнений. А. А. Востриков, разрабатывающий технологию продуктивного обучения в начальной школе, пишет, что для освоения современной педагогической технологии учитель должен уметь проектировать учебный процесс и реализовывать свой проект . Проектирование, таким образом, является важнейшей профессиональной способностью, необходимой для реализации творческого обучения. Эта форма работы с учителями позволяет интегрировать все имеющиеся у учителей методы, приемы, приспособить их к особенностям предметного материала, оценить с учетом дидактических возможностей и практически апробировать способы организации трех этапов учебной деятельности.

Гуманистический подход в работе психолога с педагогами предполагает опору на самостоятельное, свободное самосовершенствование учителя, которому нужно для этого создать необходимые условия.

Л. М. Митина выделяет две возможные модели поведения учителя: модель адаптивного поведения и модель профессионального развития.

При адаптивном поведении учитель подчиняет свою профессиональную деятельность внешним обстоятельствам в виде социальных требований, ожиданий и норм. Учитель приспосабливается к требованиям администрации, родителей, индивидуальным особенностям учеников. Он пользуется, как правило, постулатом экономии сил и реализует наработанные алгоритмы решения педагогических ситуаций. В основе адаптивного поведения лежит низкий уровень развития самосознания учителя, который находится «внутри» самого профессионального труда и способен лишь к отдельным фрагментам и характеристикам этого труда, а не к труду в целом.

Модель профессионального развития: учитель прежде всего ориентируется на стратегию личностного развития, что позволяет ему решать ценностно-нравственные проблемы, активно воздействовать на среду и при необходимости ей противостоять. Модель профессионального развития педагога соответствует гуманистическому подходу к построению педагогического процесса. Важными условиями личностного развития педагога являются его относительная независимость и право самостоятельно решать вопросы, связанные с содержанием, методами и формами обучения. Это дает ему возможность творческих решений педагогических ситуаций. Основой профессионального развития является развитие самосознания от сопоставления своего «Я» с другим человеком к сопоставлению себя с собой и своего «Я» с «высшим Я». Знания о своем «высшем Я» педагог получает в процессе экспериментирования, творчества, которое является актом личностной «самоактуализации» (по Н. А. Бердяеву). Творя, педагог расширяет рамки осознания самого себя, своего места в жизни, вступает в противоречие с возможностью реализации себя в профессиональной деятельности. Это противоречие вызывает потребность полностью реализовать собственное творческое «Я» . Таким образом, развивая самосознание педагога, вводя его в ситуацию творчества и организуя его «внутреннюю» рефлексию, можно сформировать у него творческую потребность и таким образом подготовить к работе в новых современных условиях.

Вопросы и задания для самопроверки

  • 1. Назовите основные задачи работы с педагогами при терапевтическом подходе.
  • 2. Какие методы и приемы используются при работе с учителями при бихе- виористическом подходе?
  • 3. Какие факторы и условия способствуют поддержанию и укреплению психического здоровья учителя?
  • 4. Какие цели и задачи ставятся при проведении групповых тренингов профессионального мастерства?
  • 5. Назовите внешние и внутренние условия, необходимые для профессионального саморазвития педагога.

Основная литература

Дополнительная литература

  • 3. Аминов, Н. А. Диагностика педагогических способностей / Н. А. Аминов. - М.; Воронеж, 1997.
  • 4. Бердяев, Н. А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого / Н. А. Бердяев. - Париж, 1931.
  • 5. Востриков, А. А. Теория и технология продуктивного обучения в начальной школе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / А. А. Востриков. - Ярославль: ЯГПУ, 2001.
  • 6. Клюева, Н. В. Технология работы психолога с учителем / Н. В. Клюева. - М., 2000.
  • 7. Митина, Л. М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога / Л. М. Митина. - М., 1999.
  • 8. Фигдор, Г. Психоаналитическая педагогика / Г. Фигдор. - М., 2000.

Структура может быть раскрыта через его педагогические умения. Модель профессиональной компетентности учителя выступает как единство его теоретической и практической готовности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Дым-Тамакская основная общеобразовательная школа" Ютазинского муниципального района Республики Татарстан

Доклад на тему:

« Развитие профессиональной компетентности учителя как фактор повышения качества образования в условиях перехода на новые образовательные стандарты»

Гумерова И.И.

учитель математики

первой квалификационной

В современных условиях основным принципом построения образовательного процесса в школе является ориентация на развитие личности учащегося, вооружение его способами действий, позволяющих продуктивно учиться, реализовывать свои образовательные потребности, познавательные интересы и будущие профессиональные запросы. Поэтому в качестве основной задачи школы выдвигается задача организации образовательной среды, способствующей развитию личностной сущности ученика.

Решение поставленной задачи напрямую зависит от профессиональной компетентности педагогических кадров. Как сказано в «Профессиональном стандарте педагога»: «Педагог – ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.

Следовательно, важным условием введения ФГОС в общеобразовательную школу является подготовка учителя, формирование его философской и педагогической позиции, методологической, дидактической, коммуникативной, методической и других компетенций. Работая по стандартам второго поколения, учитель должен осуществить переход от традиционных технологий к технологиям развивающего, личностно ориентированного обучения, использовать технологии уровневой дифференциации, обучения на основе компетентностного подхода, «учебных ситуаций», проектной и исследовательской деятельности, информационно-коммуникационных технологий, интерактивных методов и активных форм обучения.

Неотъемлемой составляющей профессионализма и педагогического мастерства учителя принято считать его профессиональную компетентность .

Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Поэтому понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

Структура профессиональной компетентности учителя может быть раскрыта через его педагогические умения. Модель профессиональной компетентности учителя выступает как единство его теоретической и практической готовности. Педагогические умения здесь объединены в четыре группы.

1. Умения "переводить" содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи: изучение личности и коллектива для определения уровня их подготовленности к активному овладению новыми знаниями и проектирование на этой основе развития коллектива и отдельных учащихся; выделение комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач, их конкретизация и определение доминирующей задачи.

2. Умения построить и привести в движение логически завершенную педагогическую систему: комплексное планирование образовательно-воспитательных задач; обоснованный отбор содержания образовательного процесса; оптимальный выбор форм, методов и средств его организации.

3. Умения выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие:

создание необходимых условий (материальных, морально-психологических, организационных, гигиенических и др.); активизация личности школьника, развитие его деятельности, превращающей его из объекта в субъект воспитания; организация и развитие совместной деятельности; обеспечение связи школы со средой, регулирование внешних непрограммируемых воздействий.

4. Умения учета и оценки результатов педагогической деятельности: самоанализ и анализ образовательного процесса и результатов деятельности учителя; определение нового комплекса доминирующих и подчиненных педагогических задач.

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

– это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества. Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентно способную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, школа определяет основные пути развития его профессиональной компетентности:

  • Система повышения квалификации.
  • Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию.
  • Самообразование педагогов.
  • Активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов. Востребованными формами методической работы являются теоретические и научно-практические конференции, слеты, съезды учителей.
  • Владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование.
  • Овладение информационно-коммуникационными технологиями.
  • Участие в различных конкурсах, исследовательских работах.
  • Обобщение и распространение собственного педагогического опыта, создание публикаций.

Остановимся на некоторых пунктах подробнее.

Активно проходит обучение учителей на курсах повышения квалификации раз в пять лет и профессиональной переподготовки по актуальным проблемам образования педагогов и приоритетным направлениям, определяемым образовательным учреждением и муниципальной системой образования. Важнейшей формой повышения квалификации, обеспечивающей профессиональный рост учителя в условиях введения ФГОС ООО, остается семинар. Ожидаемый результат повышения квалификации – профессиональная готовность работников образования к реализации ФГОС:

  • обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования;
  • принятие идеологии ФГОС общего образования;
  • освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, результатам её освоения и условиям реализации, а также системы оценки итогов образовательной деятельности обучающихся;
  • овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС.

Одним из средств реализации новых направлений является и аттестация педагогических кадров , задача которой – стимулирование роста профессионализма и продуктивности педагогического труда. Аттестация – это только вершина айсберга, подводной частью которого является межаттестационный период. Вот где поле деятельности для совершенствования уровня педагогической компетентности.

Процесс самообразования педагогов стал особенно актуальным на этапе введения ФГОС в связи с тем, что главной идеей стандартов является формирование у ребенка универсальных учебных действий. Научить учиться может только тот педагог, который сам совершенствуется всю свою жизнь.

Самообразование осуществляется посредством следующих видов деятельности:

  • систематическое повышение квалификации;
  • изучение современных психологических и педагогических методик;
  • участие в семинарах, мастер-классах, конференциях, посещение уроков коллег;
  • просмотр телепередач, чтение прессы.
  • знакомство с педагогической и методической литературой.
  • использование интернет – ресурсов;
  • демонстрация собственного педагогического опыта;
  • внимание к собственному здоровью.

Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.

Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, т.е. системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения, то для перехода в инновационный режим определяющей является готовность педагога к инновациям.

Инновационная деятельность педагогов в школе представлена следующими направлениями: апробация учебников нового поколения, внедрение ФГОС НОО, освоение современных педагогических технологий, социальное проектирование, создание индивидуальных педагогических проектов.

Одним из путей развития профессиональной компетентности педагога является его участие в конкурсах профессионального мастерства :

Считается, что активность участия педагогов в конкурсах не высока по причинам отсутствия внутренней мотивации, загруженности педагогов.

Одной из ведущих форм повышения уровня профессионального мастерства является изучение опыта коллег, трансляция своего собственного опыта.

Педагоги школ активно участвуют в различных конференциях, семинарах, съездах и т.д., они не только распространяют свой педагогический опыт на разных уровнях, но и участвуют в создании инновационного пространства, объединяющего педагогов по близким педагогическим проблемам для аккумуляции идей и объединения возможностей.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.

Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Формирование профессиональной компетентности - процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие.

Таким образом, мы видим, что цель методической работы в школе в условиях внедрения ФГОС – обеспечить профессиональную готовность педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития каждого педагога.

Понятно, что решение основных задач общего образования в первую очередь зависит от профессиональной компетентности педагогических работников – главных исполнителей требований ФГОС. Ясно одно, что воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» входят не только профессиональная, коммуникативная, информационная и правовая составляющие компетентности работников образования, но и личностный потенциал педагога, система его профессиональных ценностей, его убеждения, установки, в целостности, дающие качественные образовательные результаты.

В современных условиях требования к профессиональной компетентности учителя предъявляет не только новый образовательный стандарт, но и ВРЕМЯ, в котором мы живем. И перед каждым учителем поставлена сложная, но разрешимая задача – «оказаться во времени». Чтобы это произошло каждый, выбравший профессию учителя, периодически должен вспоминать очень важные и правильные слова русского педагога, основоположника научной педагогики в России, Константина Дмитриевича Ушинского, на которых я и закончу своё выступление: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».


Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: