Почему дополнительное образование важно и полезно. Дополнительное образование: выбираем курсы и репетиторов. Виды учреждений ДОД

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был всесторонне развит. Поэтому на помощь общему образованию приходит дополнительное. Другими словами, свободное от одного образования время тоже расходуется на образование, только другое: удовлетворяющее творческие потребности ребенка и его желания.

Но тогда времени на самые обычные игры и прогулки у ребенка остается все меньше. Как найти баланс между занятостью и свободой – и нужен ли он?

Для чего нужно дополнительное образование?

Главная задача дополнительного образования – реализация врожденных способностей детей и приобретение новых способностей. В каждом человеке есть целый арсенал скрытых возможностей, которые важно вовремя раскрыть и развить. Развитие – вот главное направление любой внеурочной деятельности.

Дополнительное образование связано и с процессом воспитания. Посредством дополнительных образовательных программ решается целый ряд воспитательных задач. Причем происходит это ненавязчиво, в процессе деятельности, без нотаций и нравоучений.

Возможности дополнительного образования огромны. Перечислим лишь некоторые из них:

    В небольшом собираются единомышленники – дети, объединенные общей деятельностью. Здесь пропагандируются общечеловеческие ценности, уважается стремление к выражению себя, поощряется любое проявление активности, самостоятельности и творчества.

    Дополнительное образование всегда направлено на личность, учитывая его уровень и способности. Оно сугубо индивидуально: даже в группе детей перед каждым ставятся свои задачи.

    Дополнительное образование имеет большой потенциал и способно реализовать любые потребности:

    • художественные;
    • физкультурно-спортивные;
    • военно-патриотические;
    • социально-педагогические;
    • культурологические;
    • технические.
  • Дополнительное образование способствует профилактике асоциального поведения детей и подростков, обеспечивая занятость в свободное время.

    Дополнительное образование систематизирует интересы ребенка, ориентируя его на будущую профессиональную деятельность.

    Дополнительное образование способствует социализации детей.

Школа дает ребенку общее образование, а многогранному развитию личности способствует именно дополнительное.

Как выбрать направление дополнительного образования?

Вариантов выбора дополнительной программы может быть несколько.

Вариант 1. Пробуем все, что интересно ребенку.

Помните стишок про Лиду Агнии Барто?

«Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок - мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали».

И вот девочка Лида ищет себя, потому что ей интересно все. Конечно, на каком-то этапе будет происходить «распыление» ребенка. Но понять, нравится блюдо или нет, можно только попробовав его. Поэтому вполне допустимо позволять ребенку , главное, чтобы процесс поиска не был бесконечным.

Вариант 2. Направляем ребенка в зависимости от способностей.

Бывает нелегко правильно определить способности детей, так как не всегда есть возможность для их проявления. Возможно, ваш сын прекрасно играет в керлинг. Но как вы можете это понять, если в вашем городе нет соответствующей секции? В любом случае, важно обращать внимание на любое проявление детских интересов.

Чтобы максимально объективно оценить способности ребенка, ответьте на вопросы:

  • Что делает ваш ребенок, когда находится один?
  • Какие действия он повторяет за взрослыми?
  • Какими качествами наделила его природа: активность, общительность, гибкость, быстрота, пластичность, художественные способности и т.д.

Сопоставив все ответы, вы сможете определить направление развития для ребенка.

Вариант 3. Занимаем свободное время ребенка.

Вполне вероятно, что у вас совершенно обычный ребенок без выдающихся способностей и интересов. В таком случае, основная задача дополнительного образования - занять ребенка в целях профилактики любых негативных воздействий на его неокрепшую психику. В этом случае нужно выбирать что-то простое, доступное каждому, но весьма увлекательное.

Если сработают два принципа: доступно и интересно, то ваш ребенок быстро втянется в деятельность.

Что касается самого направления, то здесь в приоритете будет территориальная расположенность детского объединения.

Должно ли быть у ребенка свободное время?

Дополнительное образование реализуется в свободное от основной деятельности время, то есть вне учебы и подготовки к ней. Для начала нужно определить объем свободного времени и его рамки.

Итак, берем время окончания уроков, прибавляем к нему путь из школы, учитываем обед, ужин и время приготовления домашних заданий. Где-то между этими периодами и находится свободное время.

Теперь важно определить рамки свободного времени.

    Если ваш ребенок достаточно вынослив и школьные уроки не вызывают у него сильную физическую усталость, то можно включить допобразование во временной период после занятий в школе. Это разгрузит детскую психику и даст возможность отдыха. Как известно, лучший отдых – смена деятельности.

    Если ребенок физически ослаблен, то сразу после школы лучше дать ребенку возможность для обычного отдыха, недеятельного. После небольшого «тихого часа» ребенку можно предложить выполнить домашние задания, и только после этого отправиться на дополнительные занятия. Это связано с тем, что ребенок может получить излишнюю психологическую нагрузку во время дополнительных занятий, что не позволит потом сосредоточиться на уроках.

    Если ваша семья не имеет семейных традиций по проведению выходных, то включите допобразование в планы на выходные.

Свободное время в полном его понимании должно быть, но в разумных рамках. Ребенок не должен скучать и искать себе занятие, иначе можно «набрести» на весьма опасные вещи на просторах интернета или в бездумном блуждании по местности. Свободное время может быть потрачено на чтение книги, просмотр любимого фильма, общение с друзьями. Да, родители должны контролировать детский распорядок дня, но нельзя руководить каждой секундой жизни ребенка. Важно создать баланс.

И ещё, увлекаясь различными видами образования, не освобождайте ребенка от повседневных трудовых обязанностей. Помощь по дому, забота о себе и своих близких не должна заменяться псевдостремлением к всестороннему развитию. В этом случае вы рискуете упустить другой важный момент воспитания – нравственный.

Светлана Садова

Родители бывают разные. Кто-то считает, что ответственность за воспитание учеников целиком лежит на школе. Другие убеждены, что школа – это зло и что она ограничивает развитие детей, лишает их индивидуальности, убивает творческое начало.

Но большинство понимает: истина где-то посередине. Школа необходима для того, чтобы дать базовые знания, которые пригодятся человеку потом, во взрослой жизни, независимо от его профессии и социального статуса. При этом даже лучший, опытнейший педагог объективно не в силах обеспечить индивидуальный подход каждому из 20–40 подопечных. Он обязан дать знания каждому из них, и потому зачастую учебный процесс адаптирован к наиболее слабым ученикам в потоке. Даже если в классе собрались подготовленные, сильные дети, все равно развитие ребенка в школе будет ориентировано на усредненный, обезличенный вариант.

Какой выход возможен в этой ситуации? Согласно опросу, проведенному Высшей школой экономики (НИУ ВШЭ), среди 6 тысяч родителей подавляющее большинство учеников в России прибегают к услугам дополнительного образования. В больших городах таких респондентов 96%, в средних и малых – 93%, в поселках – 85%. Цифры колоссальные!

Цель дополнительных занятий для старшеклассников – это, в первую очередь, профориентация, углубление знаний по выбранной специализации. А зачем внеклассное образование нужно младшим школьникам?

Родители выделяют несколько ключевых причин, которые побуждают их тратить время и силы на «сверхпрограммное» обучение своих детей:

1. Желание выявить склонности и таланты ребенка, отыскать те области, в которых он сможет добиться заметных результатов.

2. Стремление разнообразить досуг школьника, заинтересовать его, мотивировать учиться.

3. Необходимость помочь начинающему школьнику справиться с тем, что у него не получается, вызывает отторжение и страх.

Родители могут преследовать одну из этих целей или сразу все, но при этом они единодушно отмечают, что при правильном выборе и позитивном настрое дополнительное образование дает массу существенных преимуществ.

Оно позволяет:

1. Приобрести уверенность в себе и своих возможностях

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан, а каждый ребенок хочет быть лучшим. Очень важно, чтобы у младшеклассника, который пока еще мало что знает и почти ничего не умеет, была своя «территория успеха»: шахматы, плавание, умение быстро считать в уме – что угодно. Это позволит ему не бояться неудач и свободно осваивать новые темы и предметы в школе.

2. Научиться систематизировать и применять на практике знания, полученные из разных источников

Контрольная работа в школе – это проверка одной или нескольких пройденных тем. Написал и забыл! Ну или, в лучшем случае, запомнил. А конкурсы и олимпиады для детей требуют наличия и оперативного применения знаний по самым разным темам одновременно. Чтобы справиться с заковыристыми олимпиадными задачками, ребенку придется научиться выстраивать цепочки логических заключений, определять приоритеты и планировать время (ведь зачастую абсолютно все задачи решить просто невозможно), управлять своими эмоциями.

4. Найти единомышленников, вовлечь ребенка в круг одаренных детей со схожими интересами

Видя сверстников, увлеченных его любимой темой, ребенок чувствует себя окрыленным, приобретает новых друзей и становится «своим среди своих».

5. Понять, что бывает иначе

Не всегда ребенку везет с первыми учителями. Не всегда предлагаемые школой учебные пособия отличаются увлекательной подачей материала. Довольно скоро юный ученик может приуныть и сделать вывод, что этот предмет ему неинтересен.

Как убедить его, что русский язык – это не только унылое «Мама мыла раму» и набившее оскомину «Как я провел лето», а захватывающее дух приключение, полное тайн, находок, открытий и озарений? Например, с помощью с игровой подачи материала и знакомства с современными остроумными, веселыми текстами.

6. Приобрести привычку к учебе

Пожалуй, это самое важное преимущество дополнительного образования. По-настоящему успешные в этом мире люди – это активные и энергичные индивиды, которые не могут и не хотят сидеть без дела. Ребенок, который с младшего возраста привык учиться и узнавать новое, сохранит интерес к личностному росту и саморазвитию на всю оставшуюся жизнь.

Как видите, любая внеклассная деятельность ребенка, будь то спорт, творческие, технические, научные кружки, различного рода олимпиады, в общем, любая активность, в которую вы вовлекаете своего младшеклассника, – это важный вклад в его успешное будущее.

Работая над созданием олимпиад, методисты Умназии , платформы ежемесячных онлайн-олимпиад для детей по основным предметам начальной школы, думают о каждом из этих преимуществ и составляют задания так, чтобы ребенку из месяца в месяц было интересно, необычно, немножко сложно и хотелось сделать хотя бы еще один шажок вперед.

Фото: Shutterstock.com, МИА «Россия сегодня».

В соответствии с Конституцией Российской федерации каждый гражданин имеет право на обучение. Система бесплатного образования, которая гарантирована государством, включает три уровня: дошкольное, среднее и высшее. Но этого бывает недостаточно. Дополнительное образование существует как система удовлетворения потребностей граждан в определенных программах, объем которых выходит за пределы государственных стандартов. Эта форма обучения может предлагаться как на платной, так и на бесплатной основе.

Что такое дополнительное образование

Существуют определенные стандарты обучения, цель которых - предоставить одинаковый объем и качество базовых знаний, которые необходимы для жизни в обществе. Однако у каждого свои потребности в знаниях и возможности их удовлетворения.

Именно для тех людей, у которых потребности в познании выходят за общие стандарты либо ими не предусмотрены, предлагаются разные возможности получить дополнительное образование.

Какие существуют дополнительные формы обучения?

Для получения образования, выходящего за пределы основного, существуют государственные учреждения дополнительного образования:

  • Дома творчества.
  • Клубы по месту жительства.
  • Кружки, студии, ансамбли и другие формы творческой деятельности.
  • Курсы повышения квалификации.
  • Высшие учебные заведения.

Негосударственное дополнительное образование - это частные школы, курсы и творческие коллективы, прием в которые осуществляется на платной основе. Негосударственные, некоммерческие организации, существующие на базе благотворительности, также часто не взимают плату за обучение.

Принцип дополнительного образования - свободный выбор

Каждый человек, и ребенок, и взрослый, может выбрать любую форму деятельности в той сфере, которая его интересует.

Часто дополнительные возможности проявляются как хобби. Говорят, что в счастливой жизни совпадают хобби и работа. В сообществах, организованных по принципу свободного выбора, будь то студия, творческий или образовательный коллектив, собираются увлеченные одной деятельностью люди. Создается творческая атмосфера, позволяющая развивать и совершенствовать таланты людей.

Дополнительное образование детей создает лучшие условия для раскрытия их творческого потенциала. Поскольку основано на желании и потребностях ребенка. Художественное творчество, мастерские, школы изобразительного искусства создают условия не только для получения дополнительных знаний детьми, но и определенную систему роста и проявления различных успехов. Соревнования, фестивали, конкурсы дают возможность личности быть замеченной и получить первые знаки признания востребованности его таланта.

Система дополнительного обучения

Свобода выбора и самовыражения не означает стихийности дополнительного образования. Что это означает? Оно базируется на определенной системе и оформляется как программа дополнительного образования.

Любое обучение должно быть целесообразной деятельностью. Программой образования и ставится цель, а также определяются задачи и методы ее достижения.

В процессе обучения дополнительное образование детей помогает им овладеть определенными навыками и умениями. Степень владения ими и результаты деятельности представляются на творческих выставках и иных мероприятиях. Если программа дополнительного образования успешно выполнена, обучающийся, как правило, получает определенный сертификат либо создает творческий проект, продукт своей деятельности.

Образование и дополнительные возможности человека

Раскрытие своего потенциала возможно в любом возрасте. Творческие коллективы и секции формируют среду людей по интересам. Например, спортивные секции - как правило, доступная для любого человека форма организации свободного времени. Участие в различных соревнованиях и достижение результатов дает шанс раскрыть свои спортивные данные. Путь в профессиональный спорт, как правило, начинается именно в системе дополнительного образования.

Получить первое высшее профессиональное образование бесплатно имеет право каждый гражданин. Как, впрочем, в последующем он может получить любое количество специальностей на платной основе. Специализированные курсы, повышение квалификации - все это относится к сфере дополнительного образования.

В любом возрасте человек может раскрывать свои таланты и способности. Дома творчества не ограничивают людей по возрасту. Известно много случаев, когда человек, всю трудовую жизнь отработав по одной специальности, после выхода на заслуженный отдых раскрывает в себе новые таланты.

Дополнительное образование - это свобода выбора человека с целью его самореализации в жизни.

Прежде всего, это проблема выбора — сделал его сам ребенок, или вы помогли ему сориентироваться, или попросту навязали свои представления о том, что ему пригодится в жизни.

Например, нередко кто-то из родителей мечтает вырастить из сына или дочери музыканта-профессионала, потому что у самого в детстве не сложилось - не было условий или собственные родители не были так уж настойчивы.

Разумеется, все мы знаем примеры, когда эта настойчивость плодов не приносила, а давала прямо противоположные результаты: ребенок либо выбирал себе совершенно другое направление, либо становился пассивным, не творческим исполнителем.

Стоит иметь ввиду: вовсе не у многих детей к 10-12 годам уже сформированы устойчивые интересы. С одной стороны, время для поиска есть всегда. Надо предоставлять ребенку широкие возможности для выбора. А с другой - необходимо поддерживать его интерес к выбранному занятию.

Многое будет зависеть от вашей поддержки, в том числе и материальной. Интересуетесь ли вы, чем занимается ребенок в кружке или секции, какие у него успехи, как складываются там отношения с ребятами, чем ему помочь. Стараетесь ли снабжать всем необходимым для занятий - будь то спортивная форма, ракетка «как у всех» или мольберт и дорогие краски.

Позволять ли ребенку менять занятия, как перчатки?

Уточните сначала, что не позволяет ребенку или подростку удержать свой интерес на чем-нибудь одном. Вовсе не обязательно, что это природная лень или легкомыслие. Причины могут быть самыми разными. Возможно, не сложились отношения с руководителем кружка или тренером, с кем-то из ребят. Или ребенок быстро теряет интерес, если не видит моментальных результатов. Он может болезненно переживать успехи других и собственные неудачи. Не исключено, что он сам или родители переоценили его способности к этому конкретному занятию. В любом из этих случаев ситуацию можно изменить.

Давление и упреки в легкомыслии не сделают ребенка более серьезным и целеустремленным. В конце концов, главное - чтобы увлечения делали его сегодняшнюю и будущую жизнь интереснее и богаче. Как сказал народный артист России, профессор Зиновий Корогодский, «к творческим интересам ребенка нельзя относиться прагматично, подсчитывая, какие «дивиденды» принесет в ближайшем будущем его увлечение. Оно принесет душевное богатство, которое необходимо и доктору, и летчику, и бизнесмену, и уборщице».


Что можно сделать, чтобы увлечь маленького ребенка каким-нибудь занятием?

Могут ли родители увлечь ребенка каким-то занятием? Или он сам будет пробовать лет до 15-17-ти, пока не найдет то, что ему нужно? Рассчитывать ли только на счастливый случай? Следует ли избегать всякого давления и советов со стороны взрослых? Эти вопросы задают себе практически все родители.

Попробуйте наладить творческий процесс дома: не сковывая инициативу малыша, подсказывайте ему, чем можно заняться и что для этого использовать.

1. Создайте ребенку дома условия для игр и творчества. Оборудуйте несколько зон, которые он будет использовать по своему усмотрению:

  • уголок для спокойного отдыха и чтения, для релаксации - с ковром, подушками, уютной лампой;
  • место на полу для занятий с большими игрушками - конструктором, железной дорогой, кукольным театром;
  • достаточно большой стол для рисования, настольных игр - одному или с друзьями;
  • место, где ребенок мог бы оборудовать себе секретное убежище с помощью одеял и других подручных средств - как палатку, шалаш или домик;
  • ящик для игрушек и вещей, полезных в игре, время от времени можно часть забытых игрушек из обычного шкафа или стеллажа перекладывать в этот сундук, добавлять туда другие предметы, которые могут пробудить фантазию ребенка.

2. Осваивайте с ребенком обычные виды детского творчества (рисование, лепка, конструирование, аппликация, музицирование, инсценировка и др.) и показывайте, как можно разнообразить эти занятия.

  • Для рисования - обычный песок и сыпучие продукты (крупы), для аппликации - нитки, листья, ракушки и камешки, для скульптуры - картофельное пюре, папье-маше и пену для бритья, вместо кисточки - собственные пальцы или ладошки, скалку и т д.
  • Для конструирования и строительства предлагайте разнообразные материалы от готового конструктора до подручных средств - например, картонных коробок разных размеров.
  • Старайтесь поддерживать исследовательские и экспериментаторские интересы малыша - на прогулке, в поездке, дома.
  • Помогайте ребенку освоить возможности его собственного тела - предлагайте игры на развитие координации движений, пространственных представлений, подвижные игры.

3. Выбирайте подарки, которые могут стать основой будущего увлечения:

  • стимулирующие воображение, фантазию,
  • подарки, помогающие освоить новые навыки - различные инструменты, наборы для ручной работы, возможно, приборы - например, фотоаппарат или микроскоп,
  • интересные справочные издания, энциклопедии (возможно, и в электронном виде), музыкальные записи, видеофильмы, альбомы с репродукциями, абонементы в театр.

4. Рассказывайте сыну или дочери о собственных детских увлечениях . Может быть, вы до сих пор храните альбомы со своей детской коллекцией марок или значков - рассмотрите их вместе с ребенком, поищите информацию о том, чего только не коллекционируют люди, помогите выбрать и положить начало новой коллекции.

5. Конечно, не забывайте время от времени бывать на экскурсиях и в разнообразных музеях . Найдите возможность познакомить сына или дочь с профессионалами - наверняка среди ваших знакомых найдутся художник, скульптор, архитектор, врач или ученый-исследователь. Можно побывать в мастерской художника, на операции в больнице или на реставрационных работах в музее.

А если ребенок увлечен каким-то занятием настолько, что забывает об учебе?

Не исключено, что такое сильное увлечение станет основой для выбора будущей профессии. Значит, можно попробовать убедить ребенка или подростка, что освоение школьных знании поможет ему стать настоящим профессионалом. Будущему модельеру нужно создавать выкройки - для этого хорошо бы владеть основами геометрии и навыками черчения, знать историю и этнографию, спортсмену нужны знания анатомии и физиологии и т. д.

Нужно ли отдавать ребенка в секцию или кружок?

Не станет ли это для него чрезмерной нагрузкой вдобавок к занятиям в школе? Или, наоборот, следует исходить из того, что смена деятельности - лучший отдых? Наверное, каждый родитель однажды задается этими вопросами. Однозначного ответа на них дать нельзя. Папе и маме в каждом конкретном случае придется взвешивать все «за» и «против» .

Итак, «ЗА»:

1. Занятия в кружке или секции - это: - смена вида деятельности.

Если ваш ребенок посещает спортивную секцию, то школьная умственная активность здесь сменяется физической. Если это музыкальная школа или художественный кружок - творческой. В кружках прикладного творчества - двигательной (моторной) активностью, то есть ручным трудом. Даже если ваши сын или дочка предпочли шахматы, математический или литературный кружок - все равно там они будут заниматься только тем, что им нравится, тем, что их интересует; - смена стиля общения.

Как правило, в кружках или секциях царит более неформальная обстановка, чем в школе. Не предъявляется столь жестких требований к дисциплине. Представляете, какое удовольствие маленький школьник получает от того, что не нужно сидеть неподвижно и молча, отвечать только тогда, когда тебя спросят? Преподаватели в кружке не такие строгие, как учителя в школе, - разрешают пошалить, побегать, пошуметь. Все эти вольности допускаются, разумеется, в разумных пределах. Поэтому вы можете не опасаться, что вашего ребенка «избалуют» подобной снисходительностью; - смена обстановки.

Помещения, предназначенные для занятий с детьми, в детских клубах стараются оборудовать с учетом их интересов. Их оснащают играми, игрушками, материалами для творчества, спортивными снарядами. В обязанности ребенка здесь не входит по сорок минут сидеть прямо и неподвижно на жестком стуле за не всегда подходящей по росту партой.

В хорошем кружке к услугам уставшего ученика различные зоны для занятий, игры и отдыха: хочешь - занимайся за столом, хочешь - удобно устройся на детском диванчике или пуфе, можешь даже расположиться на ковре, если тебе так больше нравится.

2. Занятия в кружке, секции - это способ организации досуга ребенка.

Это один из наиболее частых аргументов «за», приводимых родителями. Действительно, кружки и секции нередко являются единственным способом организовать время после школы для тех пап и мам, которые работают и не могут сидеть дома с любимым чадом после уроков.

У ребенка, посещающего внешкольные занятия, меньше шансов попасть в какую-нибудь беду на улице, натворить что-нибудь дома, приобрести вредные привычки (например, научиться курить под заботливым контролем старших товарищей или пристраститься к игре на автоматах, которые сегодня стоят на каждом углу и призывно мигают разноцветными лампочками). Согласитесь, в кружке под присмотром руководителя ребенок в большей безопасности.

3. Занятия в кружке, секции способствуют формированию ответственности, самостоятельности.

Если ребенок хочет посещать любимый кружок, значит, он должен научиться запоминать и контролировать множество вещей сразу. Например:

  • запомнить расписание занятий и вовремя на них являться;
  • запомнить, собрать и принести все необходимое для занятий (юной танцовщице, например, каждый раз нужно принести купальник, юбочку, носочки, специальную обувь, да еще и прическу сделать);
  • запомнить и самостоятельно выполнить данные руководителем домашние задания (разучить песню, нарисовать пейзаж, выучить танцевальное па, потренироваться в выполнении спортивного упражнения и т. д.);
  • организовать свое время таким образом, чтобы все успеть: и в школу сходить, и уроки сделать, и маме с папой помочь, и с друзьями пообщаться.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был всесторонне развит. Поэтому на помощь общему образованию приходит дополнительное. Другими словами, свободное от одного образования время тоже расходуется на образование, только другое: удовлетворяющее творческие потребности ребенка и его желания.

Но тогда времени на самые обычные игры и прогулки у ребенка остается все меньше. Как найти баланс между занятостью и свободой – и нужен ли он?

Для чего нужно дополнительное образование?

Главная задача дополнительного образования – реализация врожденных способностей детей и приобретение новых способностей. В каждом человеке есть целый арсенал скрытых возможностей, которые важно вовремя раскрыть и развить. Развитие – вот главное направление любой внеурочной деятельности.

Дополнительное образование связано и с процессом воспитания. Посредством дополнительных образовательных программ решается целый ряд воспитательных задач. Причем происходит это ненавязчиво, в процессе деятельности, без нотаций и нравоучений.

Возможности дополнительного образования огромны. Перечислим лишь некоторые из них:

    В небольшом собираются единомышленники – дети, объединенные общей деятельностью. Здесь пропагандируются общечеловеческие ценности, уважается стремление к выражению себя, поощряется любое проявление активности, самостоятельности и творчества.

    Дополнительное образование всегда направлено на личность, учитывая его уровень и способности. Оно сугубо индивидуально: даже в группе детей перед каждым ставятся свои задачи.

    Дополнительное образование имеет большой потенциал и способно реализовать любые потребности:

    • художественные;
    • физкультурно-спортивные;
    • военно-патриотические;
    • социально-педагогические;
    • культурологические;
    • технические.
  • Дополнительное образование способствует профилактике асоциального поведения детей и подростков, обеспечивая занятость в свободное время.

    Дополнительное образование систематизирует интересы ребенка, ориентируя его на будущую профессиональную деятельность.

    Дополнительное образование способствует социализации детей.

Школа дает ребенку общее образование, а многогранному развитию личности способствует именно дополнительное.

Как выбрать направление дополнительного образования?

Вариантов выбора дополнительной программы может быть несколько.

Вариант 1. Пробуем все, что интересно ребенку.

Помните стишок про Лиду Агнии Барто?

«Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок - мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали».

И вот девочка Лида ищет себя, потому что ей интересно все. Конечно, на каком-то этапе будет происходить «распыление» ребенка. Но понять, нравится блюдо или нет, можно только попробовав его. Поэтому вполне допустимо позволять ребенку , главное, чтобы процесс поиска не был бесконечным.

Вариант 2. Направляем ребенка в зависимости от способностей.

Бывает нелегко правильно определить способности детей, так как не всегда есть возможность для их проявления. Возможно, ваш сын прекрасно играет в керлинг. Но как вы можете это понять, если в вашем городе нет соответствующей секции? В любом случае, важно обращать внимание на любое проявление детских интересов.

Чтобы максимально объективно оценить способности ребенка, ответьте на вопросы:

  • Что делает ваш ребенок, когда находится один?
  • Какие действия он повторяет за взрослыми?
  • Какими качествами наделила его природа: активность, общительность, гибкость, быстрота, пластичность, художественные способности и т.д.

Сопоставив все ответы, вы сможете определить направление развития для ребенка.

Вариант 3. Занимаем свободное время ребенка.

Вполне вероятно, что у вас совершенно обычный ребенок без выдающихся способностей и интересов. В таком случае, основная задача дополнительного образования - занять ребенка в целях профилактики любых негативных воздействий на его неокрепшую психику. В этом случае нужно выбирать что-то простое, доступное каждому, но весьма увлекательное.

Если сработают два принципа: доступно и интересно, то ваш ребенок быстро втянется в деятельность.

Что касается самого направления, то здесь в приоритете будет территориальная расположенность детского объединения.

Должно ли быть у ребенка свободное время?

Дополнительное образование реализуется в свободное от основной деятельности время, то есть вне учебы и подготовки к ней. Для начала нужно определить объем свободного времени и его рамки.

Итак, берем время окончания уроков, прибавляем к нему путь из школы, учитываем обед, ужин и время приготовления домашних заданий. Где-то между этими периодами и находится свободное время.

Теперь важно определить рамки свободного времени.

    Если ваш ребенок достаточно вынослив и школьные уроки не вызывают у него сильную физическую усталость, то можно включить допобразование во временной период после занятий в школе. Это разгрузит детскую психику и даст возможность отдыха. Как известно, лучший отдых – смена деятельности.

    Если ребенок физически ослаблен, то сразу после школы лучше дать ребенку возможность для обычного отдыха, недеятельного. После небольшого «тихого часа» ребенку можно предложить выполнить домашние задания, и только после этого отправиться на дополнительные занятия. Это связано с тем, что ребенок может получить излишнюю психологическую нагрузку во время дополнительных занятий, что не позволит потом сосредоточиться на уроках.

    Если ваша семья не имеет семейных традиций по проведению выходных, то включите допобразование в планы на выходные.

Свободное время в полном его понимании должно быть, но в разумных рамках. Ребенок не должен скучать и искать себе занятие, иначе можно «набрести» на весьма опасные вещи на просторах интернета или в бездумном блуждании по местности. Свободное время может быть потрачено на чтение книги, просмотр любимого фильма, общение с друзьями. Да, родители должны контролировать детский распорядок дня, но нельзя руководить каждой секундой жизни ребенка. Важно создать баланс.

И ещё, увлекаясь различными видами образования, не освобождайте ребенка от повседневных трудовых обязанностей. Помощь по дому, забота о себе и своих близких не должна заменяться псевдостремлением к всестороннему развитию. В этом случае вы рискуете упустить другой важный момент воспитания – нравственный.

Светлана Садова

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: