Учебная литература л магницкий м смотрицкий. Биография магницкого леонтия филипповича

Леонтий Филиппович Магницкий

Совершенно удивительнейший человек.

Один из первых российских учителей, создатель уникального учебника, по которому два столетия учились российские отроки. Кстати, впервые этот учебник вышел под редакцией, кого бы вы думали? Самого Петра I.

Кто в юные годы шёл с рыбным обозом на Москву, поступил там в лучшее учебное заведение, а вскоре после его окончания прославился как учёный?

Правильно — Ломоносов.

Но те же эпизоды на полвека раньше определили биографию Леонтия Филипповича Магницкого. Вот с кого Михаил Васильевич делал себя!
В родную деревню Ломоносова — Денисовку на севере России сочинение Магницкого, познакоарифметики, привёз в торбе односельчанин. Уже на вершине славы Ломоносов называл «Арифметику» Леонтия Магницкого и «Грамматику» Мелетия Смотрицкого «вратами своей учёности».

О детских годах известно лишь то, что родился он в крестьянской семье в Осташковской монастырской слободе на берегу озера Селигер. Отца будущего математика звали Филиппом, прозвище его было Теляшин, фамилии же в то время крестьянам не полагались. Мальчик еще в детстве научился самостоятельно читать, благодаря чему временами исполнял обязанности псаломщика в местной церкви.

Судьба юноши резко изменилась, когда из родной слободы его отправили с возом мороженой рыбы в Иосифо-Волоколамский монастырь. Видимо, в монастыре паренек проявил интерес к книгам, и игумен, убедившись в его грамотности, оставил Леонтия чтецом. Уже через год игумен благословил юношу на учебу в Славяно-греко-латинскую академию, бывшую в тот период основным учебным заведением в России.
В академии Леонтий проучился около восьми лет.Любопытно, что математику, которой Магницкий затем занимался до конца жизни, в академии не преподавали. Следовательно, её Леонтий изучил самостоятельно, как и основы навигации и астрономии. Закончив академию, Леонтий не стал постригаться в священнослужители, как надеялся отправлявший его на учебу игумен, а стал преподавать математику, а, возможно, и языки, в семьях московских бояр.

А что же тогда вообще произходило в России? На троне находился Петр I. Царь реформатор. Сам он учился в Европе и приехав обратно в Россию развернул черезвычайно бурную деятельность. Заставил бояр брать бороды и переодеваться в европейское платье. Создавал новые органы управления. Велась Северная война. Возникала огромная необходимость в своем флоте.

Настоятельная потребность в образованных людях для целей государства в его возрастающем развитии должна была вызвать и вызвала появление целого ряда школ для обучении всякого чина детей, опричь однодворцев, от 10 до 15 лет цифири (арифметике) и геометрии. Велено было учредить их в каждом значительном городе и разместить при наиболее зажиточных монастырях и архиерейских домах или же в нарочно устроенных для того зданиях при воевожских канцеляриях.

Для детей духовенства обучение в этих школах было обязательно: не желающим учиться грозила военная служба или податное состояние; юношам, не окончившим курса цифирной школы, даже не должно было даваться разрешение на вступление в брак.

Практическое создание школ началось с 1715 года, когда с перемещением Школы математических и навигацких наук в Петербург Пётр I распорядился разослать по губерниям по два ученика этой школы, выучивших геометрию и географию для «науки молодых ребяток из всяких чинов людей». Уже в следующем 1716 году было открыто двенадцать школ в разных городах России, а в 1720-1722 годах открылись ещё тридцать. Новые школы обучали арифметике и геометрии, отчего и назывались цифирными (а также, изредка, арифметическими).

Петр 1 искал учителей, которые могли бы преподавать в навигационных школах. Искал своих, русских учителей. Молодой Леонтий Филлипович произвёл на царя Петра I очень сильное впечатление незаурядным умственным развитием и обширными познаниями. В знак почтения и признания достоинств Пётр I «жаловал» ему фамилию Магницкий «в сравнении того, как магнит привлекает к себе железо, так он природными и самообразованными способностями своими обратил внимание на себя». Для современных людей значимость этого подарка не совсем понятна, а ведь в то время фамилии имели только представители высшей знати.

В число российской знати царский подарок Магницкого не вывел, но вскоре произошло его назначение на государственную службу, о чем сохранилась запись: «Февраля в 1 день (1701 г.) взят в ведомость Оружейной палаты осташковец Леонтий Магницкий, которому велено ради народныя пользы издать чрез труд свой словенским диалектом книгу арифметику.

Петра интересовал не просто учебник арифметики, а всеобъемлющая книга с доступным изложением основных разделов математики, ориентированная на потребности морского и военного дела. Поэтому трудился над учебником Магницкий при Навигацкой школе, открытой в этот год в Москве в Сухаревой башне. Здесь он мог пользоваться библиотекой, пособиями и навигационными инструментами, а также советами и помощью преподавателей-иностранцев.

Удивительно, но учебник был написан и издан всего за два года. При этом он не являлся просто переводом иностранных учебников, по структуре и по содержанию это был полностью самостоятельный труд, причем даже отдаленно напоминающих его учебников в Европе в то время не существовало. Естественно, что автор пользовался европейскими учебниками и трудами по математике и что-то из них взял, но изложил так, как считал нужным. По сути, Магницкий создал не учебник, а энциклопедию математических и навигационных наук. Причем написана книга была простым, образным и понятным языком, изучать по ней математику, при наличии определенных начальных знаний, можно было и самостоятельно.


По традиции того времени автор дал книге длинное название – «Арифметика, сиречь наука числителная. С разных диалектов на славенский язык преведеная, и во едино собрана, и на две книги разделена». Не забыл автор и себя упомянуть – «Сочинися сия книга чрез труды Леонтиа Магницкаго», вскоре все и стали называть книгу коротко и просто – «Математика Магницкого».

В книге, содержащей более 600 страниц, автор подробно разобрал арифметические действия с целыми и дробными числами, дал сведения о денежном счете, мерах и весах, привел много практических задач, применительно к реалиям российской жизни. Затем изложил алгебру, геометрию и тригонометрию. В последнем разделе, названном «Обще о земном размерении и яже к мореплаванию надлежит», рассмотрел прикладное применение математики в морском деле. Магницкий в своем учебнике не только стремился доходчиво разъяснить математические правила, но и побудить у учеников интерес к учебе. Он постоянно на конкретных примерах из обыденной жизни, военной и морской практики подчеркивал важность знания математики. Даже задачи старался формулировать так, чтобы они вызывали интерес, зачастую они напоминали анекдоты с замысловатым математическим сюжетом.

Задачи Магницкого

1. Вопросил некто некоего учителя, сколько имеешь учеников у себя, так как хочу отдать сына к тебе в училище. Учитель ответил: если ко мне придет учеников еще столько же, сколько имею, и пол столько и четвертая часть и твой сын, тогда будет у меня учеников 100.
Сколько было у учителя учеников? (Отв. 36).

2. Некий человек продал коня за 156 рублев; раскаявшийся купец начал отдавать продавцу, говоря, что конь недостоин такой высокой цены. Продавец предложил ему иную куплю, говоря: если тебе кажется цена коню высока, то купи только гвозди, которые у коня в подковах, коня же возьми даром, а гвоздей в каждой подкове 6. За 1-й гвоздь дай мне полушку (1/4 копейки), за другой 2 полушки, за 3-й - копейку, за 4-й - две копейки и т. д. за все гвозди. Купец, полагая, что все гвозди обойдутся не свыше 10 рублев, восхотел коня в дар получити и согласился на такую цену. Ведательно есть, коликим купец-он проторговался. (Отв. 4 178 703 3/4 коп.).

3. Некий человек нанял работника на год, обещав ему дать 12 рублев и кафтан. Но тот по случаю, проработав 7 месяцев, восхотел уйти и просил достойную плату с кафтаном. Ему дали по достоинству 5 рублей и кафтан. Какой цены был оный кафтан? (Отв. 4 4/5 рубля или 48 гривен).

4. Один человек выпьет кадь пития в 14 дней, а с женой выпьет ту же кадь в 10-й день. И ведательно есть, в колико дней жена его особно выпьет ту же кадь? (Отв. 35 дней)

В 1704 году Магницкому царским указом было пожаловано дворянство. Пётр I был особенно расположен к Леонтию Филипповичу, жаловал его деревнями во Владимирской и Тамбовской губерниях, приказал выстроить ему дом на Лубянке, а за «непрестанные и прилежные в навигацких школах во учении труды» наградил «саксонским кафтаном» и другой одеждой.

В 1714 году Магницкому поручен набор учителей для цифирных школ.

В 1715 году в Петербурге была открыта Морская академия, куда было перенесено обучение военным наукам, а в московской Навигатской школе стали учить только арифметике, геометрии и тригонометрии. С этого момента Магницкий становится старшим учителем школы и руководит её учебной частью.

С 1732 года и до последних дней своей жизни Л. Ф. Магницкий являлся руководителем Навигацкой школы.

Умер в октябре 1739 года в возрасте 70 лет. Похоронен в Церкви Гребневской Иконы Божией Матери у Никольских ворот. Прах Магницкого обрёл покой почти на два века рядом с останками князей и графов (из родов Щербатовых, Урусовых, Толстых, Волынских).

В 1932 году при постройке метро 27 мая на глубине одного метра обнаружилась плита из крепкого известняка, на обратной стороне которой оказалась тонко выбита «эпитафия» надгробия Л. Ф. Магницкого, написанная его сыном Иваном. На другой день под плитой-памятником на глубине четырёх метров обнаружена была гробница. Она была выложена из хорошего кирпича и залита со всех сторон известью. В могиле находилась дубовая колода, в ней лежал невредимый скелет Леонтия Филипповича с некоторыми сохранившимися на нём покровами, под головой находилась стеклянная чернильница, имевшая форму лампадки, и рядом лежало полуистлевшее гусиное перо.
Использованы материалы сайтов:

  • http://shkolazhizni.ru http://www.peoples.ru/science/mathematics/
  • http://bozhoklv.ucoz.ru/news/uchebnik_magnickogo/
  • http://azbukivedi-istoria.ru/publ/prochee/

Леонтия Филипповича Магницкого. Это был первый печатный российский учебник, изданный в Москве, по которому два столетия учились российские отроки. Он создавался как учебник для будущих офицеров армии и флота, обучавшихся в Школе навигацких и математических наук.

В 1700 году Магницкий встретился с царем Петром I в 1700 году. Вскоре после этого он был назначен на государственную службу, о чем сохранилась запись: «Февраля в 1 день (1701 г.) взят в ведомость Оружейной палаты осташковец Леонтий Магницкий, которому велено ради народныя пользы издать чрез труд свой словенским диалектом книгу арифметику».

Царя Петра интересовал не просто учебник арифметики, а всеобъемлющая книга с доступным изложением основных разделов математики, ориентированная на потребности морского и военного дела, поэтому трудился над учебником Магницкий при Навигацкой школе, открытой в 1701 год в Москве и располагавшейся в Сухаревой башне. Здесь Магницкий мог пользоваться библиотекой, пособиями и навигационными инструментами, а также советами и помощью преподавателей-иностранцев, в том числе и Якова Брюса, который, по-видимому, и контролировал ход написания Магницким учебника. Вышла в свет «Арифметика» в январе 1703 года, как о том сказано на титульном листе книги.

Магницкий написал и издал свой учебник всего за два года. При этом книга являлась не просто переводом иностранных учебников — по структуре и по содержанию это был полностью самостоятельный труд. Следует отметить, что даже отдаленно напоминающих его учебников в Европе в то время не существовало. Безусловно, Магницкий при написании своей книги пользовался европейскими учебниками и трудами по математике и что-то из них включал в свою книгу, но излагал материал он так, как считал нужным. В настоящее время исследователи не установили точно все иностранные источники, использованные Магницким в своей работе. Но, например, точно установлено, что заглавная гравюра, выражавшая аллегорию Арифметики была заимствована Магницким из книги по военной арифметике немецкого автора Беклера (Bockler G.A. Arithmetica nova militaris. Nurnberg, 1661).

По сути, Магницкий создал не просто учебник математики, а энциклопедию математических и навигационных наук. Причем написана книга была простым, образным и понятным языком, изучать по ней математику, при наличии определенных начальных знаний, можно было и самостоятельно.

По традиции того времени автор дал книге длинное название - «Арифметика, сиречь наука числителная. С разных диалектов на славенский язык преведеная, и во едино собрана, и на две книги разделена», указав и себя в качестве автора - «Сочинися сия книга чрез труды Леонтия Магницкаго». Вскоре все и стали называть книгу коротко и просто - «Математика Магницкого».

В книге Магницкого содержится более 600 страниц, набранных кириллицей. Книга украшена гравюрами, текст иллюстрируется рисунками и чертежами, используются стихотворные вставки. В нижней части титульного листа указано имя составителя, а на обороте титульного листа зашифровано акростихом «Правил Теодор Поликарпов». Известно, что Ф. П. Поликарпов-Орлов был управляющий Московским печатным двором.

Указанные в заглавии две книги назывались: «Арифметика политика, или гражданская» и «Арифметика логистика не по гражданскому токмо, но и к движению небесных кругов принадлежащая».

Первая книга состоит из пяти частей. В начале своего учебника Магницкий дает сведения о нумерации, подробно разбирает четыре арифметических действия с целыми числами, приводит таблицу сложения и умножения десятичных чисел. Интересно, что Магницкий в своей книге приводит таблицы сложения и умножения не в том виде, как их принято было давать в наше время, а только их половину, то есть коммутативность этих операций («от перемены мест слагаемых (сомножителей) сумма (произведение) не меняется») давалась ученикам сразу и наглядно. После трех первых задач на сложение следующие примеры на сложение содержат уже больше десятка слагаемых. Также автор дает раздел о денежном счете, мерах и весах. В следующей части рассматриваются действия с дробями. В третьей и четвертой части приводятся практические задачи применительно к реалиям российской жизни. В последней части рассматриваются алгебраические правила в применении к морскому и военному делу, математические прогрессии и корни. В завершении даются десятичные дроби.

Вторая книга, названная автором арифметик-логистика, поделена на три части. В первой части Магницкий рассматривает квадратные уравнения. Во второй он излагает геометрию и тригонометрию, и тоже на практических жизненных примерах. Например, теорема Пифагора изучается на задаче, что есть башня некоторой высоты и лестница определенной длины. Насколько нужно отодвинуть нижний конец лестницы, чтобы ее верх совпал с верхом башни? Изучается и геометрия окружности, вписанных многоугольников.

В последнем, заключительном разделе книги, носящем название «Обще о земном размерении и яже к мореплаванию надлежит», рассматривается прикладное применение математики в морском деле, описывается в виде приложения применение математики к навигационным наукам. В частности, при помощи прилагаемых таблиц решается задача определения широты места по наклонению магнитной стрелки, рассчитывается время приливов и отливов и решаются другие навигационные задачи.

Магницкий в своем учебнике не только стремился доходчиво разъяснить математические правила, но и побудить у учеников интерес к учебе. Он постоянно на конкретных примерах из обыденной жизни, военной и морской практики подчеркивал важность знания математики. Даже задачи старался формулировать так, чтобы они вызывали интерес, зачастую они напоминали анекдоты с замысловатым математическим сюжетом. Созданный Магницким учебник оказался столь удачным, что в течение нескольких лет распространился по всей России.

Огромное количество отечественной литературы посвящено описанию и исследованиям самого учебника. Например, об учебнике «Арифметика» и жизни его автора написано в книге Дмитрия Дмитриевича Галанина 1914 года издания «Леонтий Филиппович Магницкий и его Арифметика» (читать в электронном виде вып. 1 и вып. 2).

Внимательное ознакомление с предисловием учебника «Арифметики» и самой «Арифметикой» показывает, что Магницкий несомненно был одним из выдающихся русских людей своего времени не только по своим математическим познаниям, но и по общему образованию. Так, второе предисловие его «Арифметики» написано по всем правилам риторики, а стихотворения, имеющиеся в начале книги и в различных её частях, указывают на знакомство автора с пиитикой. И наконец, Магницкий был знаком, по-видимому, с греческим, латинским, немецким и итальянским языками.

Авторитет Магницкого среди современников был огромен. Поэт и филолог В. К. Тредиаковский писал о нем, как о добросовестном и нельстивом человеке, первом российском издателе и учителе арифметики и геометрии. Адмирал В. Я. Чичагов называл Магницкого великим математиком, а об его книге отзывался как об образце учености. «Вратами своей учености» считал «Арифметику Магницкого» М. В. Ломоносов .

Несколько экземпляров «Арифметики» Леонтия Филипповича Магницкого бережно хранится в фонде редких книг Научной педагогической библиотеки им. К. Д. Ушинского.

Познакомиться с текстом Предисловия к "Арифметике" Л. Ф. Магницкого и Стихами на герб в переводе со старославяского.

Литература:

1. Баранов П. «Арифметика Магницкого. Точное воспроизведение подлинника. С приложением статьи П. Баранова «Биографические сведения о Магницком и историческое значение его Арифметики». М.: Изд. П. Баранова.1914. с.86.
2. Магницкий А. К. «Леонтий Филиппович Магницкий — первый учитель и математик России». /Сборник «Селигер — родина Л.Ф. Магницкого, первого выдающегося русского учителя». Изд. Тверская региональная общественная организация «Верхневолжский духовно-просветительский центр «Наследие Селигера» имени Л.Ф. Магницкого - первого выдающегося русского учителя и первого математика России». Тверь-Старица. 2010. с. 11 - 59.
3. Симонов Р.А. «300 лет «Арифметике» Леонтия Магницкого» /Сборник «Селигер — родина Л.Ф. Магницкого, первого выдающегося русского учителя». Изд. Тверская региональная общественная организация «Верхневолжский духовно-просветительский центр «Наследие Селигера» имени Л.Ф. Магницкого - первого выдающегося русского учителя и первого математика России». Тверь-Старица. 2010. с. 60 - 70.
4. http://www.sedmitza.ru/news/1520266.html — Сайт «Седмица.RU». Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия». Материалы пресс-конференция, посвященной презентации благотворительного проекта «Леонтий Филиппович Магницкий - первый выдающийся учитель России». 30 сентября 2010 года.

А. М. Цапенко, НПБ им. К. Д. Ушинского

______________

1 Обращаем внимание на то, что стихотворное предисловие «Стихи на предлѳжащій гербъ» в большей своей части представляетъ акростих. А именно, большие начальные буквы (красные) последовательных строк этого стихотворения составляютъ фразу: „На честнии крест на Государев герб..." и т. д. (

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство науки и образования Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Забайкальский государственный университет"

Кафедра "Гидрогеология и инженерная геология"

Доклад на тему :

" Арифметика Л.Ф. Магницкого "

Выполнил: Колесникова К.О.

Чита 2014 г.

Введение

С арифметики, науки о числе, начинается наше знакомство с математикой. С арифметикой мы входим, как говорил М.В. Ломоносов, во "врата учености" и начинаем наш долгий и нелегкий, но увлекательный путь познания мира. арифметика магницкий число

Слово "арифметика" происходит от греческого arithmos, что значит "число". Эта наука изучает действия над числами, различные правила обращения с ними, учит решать задачи, сводящиеся к сложению, вычитанию, умножению и делению чисел. Часто представляют себе арифметику как некоторую первую ступень математики, основываясь на которой можно изучать более сложные ее разделы - алгебру, анализ математический и т.д. Даже целые числа - основной объект арифметики - относят, когда рассматривают их общие свойства и закономерности, к высшей арифметике, или теории чисел.

Один из первых русских учебников арифметики, написанный Л.Ф. Магницким в 1703 г., начинался словами: "Арифметика или числительница, есть художество честное, независтное, и всем удобнопонятное, многополезнейшее и многохвальнейшее, от древнейших же и новейших, в разные времена живших изряднейших арифметиков, изобретенное и изложенное". Именно Леонтий Филиппович Магницкий положил начало развитию Арифметики в России.

Биография

Леонтий Филиппович Магницкий родился 9 июня 1669 года в Осташковской слободе Тверской губернии. Русский математик, педагог. Автор первого в России учебного справочника по математике.

С 1685 по 1694 год учится в Славяно-греко-латинской академии. Математика там не преподавалась, что говорит о том, что свои математические познания он приобрёл путем самостоятельного изучения рукописей, как русских, так и иностранных.

Знания Леонтия Филипповича в области математики удивляли многих. При встрече он произвёл на царя Петра I очень сильное впечатление незаурядным умственным развитием и обширными познаниями. В знак почтения и признания достоинств Пётр I "жаловал" ему фамилию Магницкий "в сравнении того, как магнит привлекает к себе железо, так он природными и самообразованными способностями своими обратил внимание на себя".

В 1701 году по распоряжению Петра I был назначен преподавателем школы "математических и навигацких, то есть мореходных хитростно наук учения", помещавшейся в здании Сухаревой башни.

В 1703 году Магницкий составил первую в России учебную энциклопедию по математике под заглавием "Арифметика, сиречь наука числительная с разных диалектов на славянский язык переведенная и во едино собрана, и на две книги разделена" тираж 2400 экземпляров. Как учебник эта книга более полувека употреблялась в школах благодаря научно-методическим и литературным достоинствам.

Умер Леонтий Филиппович в Москве, в октябре 1739 года в возрасте 70 лет.

Ист ория создания .

"Арифметика" Л.Ф. Магницкого - одна из самых знаменитых русских книг, по праву принадлежащих к памятникам национальной письменной культуры. Итак, 22 февраля 1702 г. Л.Ф. Магницкому был заказан учебник математики, отпущены средства на его составление и печатание. В чрезвычайно короткие сроки - за 9 месяцев - он создал уникальную по своим качествам учебную математическую книгу, которая издана большим для того времени тиражом. Она имела пышное и длинное по обычаям того времени название: "Арифметика, сиречь наука числительная. С разных языков на славенский язык переведенная, и воедино собрана, и на две книги разделена".

Издана она в Москве в январе 1703 г. и сыграла в истории отечественного математического образования чрезвычайную роль: в течение полувека она была необыкновенно популярна и не имела конкурентов как в немногочисленных школах того времени, так и в более широких читательских кругах, в том числе и среди самоучек.

Характеристика книги.

Такая необычайная популярность во многом объясняется тем, что несмотря на указание в подзаголовке о переводном характере книги, на самом деле это было достаточно оригинальное как в содержательном, так и в методическом плане сочинение, которое явилось связующим звеном между традициями московской рукописной учебной литературы и влияниями новой западноевропейской. Хорошо знавший иностранные языки, Магницкий изучил большое количество европейских учебников, книги греческих и латинских авторов, русские математические рукописи и использовал все эти материалы в работе над учебником.

"Арифметика" Магницкого прямо или косвенно в свою очередь оказала большое влияние на всю последующую отечественную математическую литературу. Об "Арифметике" Магницкого написано много и подробно. Дадим краткую характеристику этой уникальной книги.

Полифункциональность.Следуя традициям отечественной рукописной учебной литературы, Магницкий включил в "Арифметику" чисто, если можно так выразиться, "былинный" материал: она описывала "деяния Петра" и поэтому могла в какой-то мере выполнять функции учебника новейшей российской истории.

Кроме того, "Арифметика" содержала большое количество общефилософских рассуждений, советов читателю, общих выводов, часто изложенных в стихотворной форме, что усиливало ее воспитательное воздействие. Так как это был учебник для будущих мореплавателей, в нем содержались сведения по метеорологии, астрономии и навигации, а также многочисленные данные по естествознанию и технике, что позволяет считать "Арифметику" предтечей отечественной печатной научно-популярной литературы, хотя основное содержание книги - все-таки математика.

Название книги гораздо уже ее математического содержания, так как помимо арифметических сведений в ней представлен также значительный алгебраический, геометрический материал, элементы плоской и сферической тригонометрии. Таким образом, с содержательной точки зрения "Арифметика, сиречь наука числительная..." является скорее энциклопедией современных автору математических знаний, чем простым учебником арифметики.

Системы счисления. Магницкий использует в "Арифметике" индо-арабскую десятичную позиционную систему счисления, лишь вскользь разъясняя латинскую и упоминая о славянской. Пагинация (нумерация страниц) также славянская. При характеристике системы счисления Магницкий использует своеобразную терминологию, которая удержалась в учебниках математики до конца XVIII в. Все числа первого десятка он называет перстами; десятки, сотни и т.д. (числа вида 30, 900, ...) - суставами, все остальные числа - сочинениями. Значащие цифры Магницкий называет знаменованиями в отличие от нуля, который зовется цифрою.

Арифметические действия у Магницкого носят два названия - латинское и русское: нумерацио, или счисление; аддицио, или сложение; субстракцио, или вычитание; дивизио, или деление. Нумерация, как и прежде, выделяется в особое действие.

Особое внимание уделяет Магницкий числам вида 10n (n - целое положительное) и их наименованиям. Старый счет на тьмы, легионы и пр. заменен общепринятыми в Европе миллионами, биллионами, триллионами и квадриллионами (каждый класс содержит 6 десятичных разрядов).

Здесь же впервые в русской математической литературе 0 возведен в ранг числа: Магницкий причисляет его к "перстам" (первым 10 числам) и тем самым намного опережает свое время.

Структура книги. Большой том, объемом свыше 600 страниц, "Арифметика" Магницкого состоит из 2 арифметических книг: "Арифметики политики, или гражданской" и "Арифметики логистики, не ко гражданству токмо, но к движению небесных кругов принадлежащей". Третья книга посвящена навигации.

Книга уникальна не только своей историей, но и содержанием. Интересно отметить, что кроме удивительной для современного читателя таблицы сложения уже на второй странице примеров на сложение присутствуют задачи на нахождение суммы шести шестизначных чисел, а на третьей демонстрируется пример сложения семнадцати четырехзначных. Возведение в квадрат возникает из теоремы Пифагора на примере лестницы длиной 125 стоп, приставленной к башне высотой 117 стоп.

Что же представляет собой "Арифметика" Магницкого? Об этой книге написано очень много. Исследователи характеризуют содержание по-разному, но всегда - положительно. Профессор П.Н. Берков называет "Арифметику" "одним из важнейших явлений книгопечатной деятельности Петровского времени". В наши дни ее называют книгой энциклопедического характера по различным отраслям математики и естествознания (геодезии, навигации, астрономии). Исследователи до сих пор не имеют общего мнения о том, по каким руководствам Магницкий составил свою "Арифметику". А.П. Юшкевич считает, что был использован рукописный и печатный материал более раннего времени, который Леонтий Филиппович тщательно отобрал, существенно обработал, составив новый, оригинальный труд с учетом знаний и запросов русского читателя.

Все произведение Магницкий разделил на две книги. Собственно арифметические сведения изложены в первых трех частях первой книги. Часть 1-я - "О числах целых", часть 2-я - "О числах ломаных или с долями", часть 3-я - "О правилах подобных, в трех, пяти и в семи перечнях", части 4-я и 5-я - "О правилах фальшивых и гадательных", "О прогрессии и радиксах квадратных и кубических" - содержат, скорее, алгебраический, а не арифметический материал. Вторая книга подразделяется на три части: часть 1-я - "Арифметика алгебраика". Часть 2-я - "О геометрических через арифметику действуемых", часть 3-я - "Общее о земном размерении и як же к мореплаванию принадлежа". В этих книгах, кроме операций с буквенными выражениями, излагаются решения квадратных и биквадратных уравнений, начала плоской и сферической тригонометрии, вычисление площадей и объемов. В 3-й части содержится много необходимых для мореплавания сведений об определении местоположения. Заканчивается книга дополнением "О толковании проблемах навигацких различных через вышеположенныя таблицы локсодромические".

Магницкий впервые ввел термины "множитель", "делитель", "произведение", "извлечение корня". Заменил устаревшие слова "тьма, легион" словами "миллион, биллион, триллион, квадриллион".

В "Арифметике" строго и последовательно проведена одна форма изложения: каждое новое правило начинается с простого примера, потом идет общая формулировка, которая закрепляется большим количеством примеров и задач. Каждое действие сопровождается правилом проверки ("поверением"); это делается как для арифметических, так и для алгебраических действий.

Примеры задач и их решение.

1. Один человек пришёл к учителю в школу и спросил у учителя: "Сколько у тебя учеников? Я просто хочу отдать тебе на обучение своего сына. Не стесню я тебя?". В ответ учитель сказал: "Нет, ваш сын не стеснит мой класс. Если бы ко мне пришло столько же, сколько есть, да полстолька, да четверть того, да ещё и твой сын, у меня бы учащихся стало 100". Сколько учеников было у учителя?

Пусть один набор учеников будет X. Тогда получим уравнение:

x + x + 1/2*x + 1/4*x + 1 =100

(2 + 3/4)*x = 99.

Отсюда x = 36 учеников. Ответ: 36 учеников.

2. Некто продал лошадь за 156 рублей. Но покупатель, обретя лошадь, раздумал и возвратил продавцу, говоря: "Нет мне расчета покупать за эту цену лошадь, которая таких денег не стоит". Тогда продавец предложил другие условия: "Если по-твоему цена лошади высока, то купи ее подковные гвозди, лошадь же получишь тогда бесплатно. Гвоздей в каждой подкове 6. За первый гвоздь дай мне ј копейки, за второй - Ѕ копейки, за третий - 1 копейку, и т. д.". Покупатель, соблазненный низкой ценой. И желая даром получить лошадь, принял условия продавца, рассчитывая, что за гвозди придется уплатить не более 10 рублей.

1. Составим последовательность чисел ј; Ѕ; 1; 2; 22;…221 .

2. Данная последовательность является геометрической прогрессией со знаменателем q=2, b=1/4, n=24.

4. Зная формулу

Ответ: 42000 рублей.

Заключение

Влияние этой книги на развитие физико-математических знаний и исследований в России было очень велико. Недаром когда говорят про "Арифметику" Магницкого, то всегда вспоминают слова М.В. Ломоносова, называвшего ее "вратами своей учености". Она была "вратами учености" не только для Ломоносова, но и для ряда поколений русских людей, сделавших много для просвещения страны. К тому же нужно учесть, что, помимо арифметических знаний, в ней были изложены также алгебраические, геометрические, тригонометрические, астрономические и навигационные сведения, так что произведение Магницкого в действительности было своеобразной энциклопедией математических знаний и давало достаточно обширные прикладные сведения.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Учебник математики как средство обучения табличному умножению и делению, его применение в процессе обучения младших школьников табличному умножению и делению. Сравнительная характеристика учебников по математике для 2 класса Л.Г. Петерсон и М.И. Моро.

    курсовая работа , добавлен 30.05.2010

    Сущность метода моделирования. Основные виды моделей. Принципы использования моделирования в развитии математических представлений детей младшего, среднего дошкольного возраста и старших дошкольников. Формы и методы обучения сложению и вычитанию.

    контрольная работа , добавлен 05.12.2008

    Школа как важнейший фактор ускорения социально-экономического развития страны. Особенности процесса обучения младших школьников табличному умножению и делению, знакомство с теоретическими аспектами. Анализ приемов запоминания табличных случаев деления.

    курсовая работа , добавлен 16.01.2014

    Этапы развития числа. Изучение арифметики натуральных чисел. Введение дробных чисел. Схема введения отрицательных чисел. Определения свойств действий над целыми числами. Введение иррационального числа. Методическая схема введения действительного числа.

    реферат , добавлен 07.03.2010

    Многозначные числа в обучении математике младших школьников. Методика изучения нумерации чисел. Сравнительный анализ учебников начальных классов альтернативных систем обучения. Особенности изучения нумерации многозначных чисел младшими школьниками.

    дипломная работа , добавлен 16.06.2010

    Психолого-педагогические и методические основы изучения в школе теории комплексных чисел. Методическое обеспечение изучения этой темы в 10 классе общеобразовательной школы. Обзор учебников по алгебре и началам математического анализа для 10-11 классов.

    дипломная работа , добавлен 26.12.2011

    Пути реализации развивающих функций в процессе изучения алгебры в 7 классе. Формирование конструктивных умений и навыков детей на уроках стереометрии. Методика изучения тождественных преобразований, числовых выражений и свойств действий над числами.

    дипломная работа , добавлен 24.06.2011

    Возникновение понятия системы счисления. Запись чисел в позиционной системе счисления. Перевод чисел из десятичной системы в любую другую позиционную систему. Количество цифр (знаков), используемых для представления чисел. Выполнение действий над числами.

    реферат , добавлен 27.02.2014

    Переход от линейной структуры изучения истории к концентрической в 1990-ые годы, появление новых учебников истории и проблемы выбора. Обзор постсоветских учебников по Истории Отечества. Использование мультимедийных средств в преподавании в 2000-х гг.

    реферат , добавлен 06.10.2016

    Понятия счисления натуральных чисел и правила их образования и чтения. Методики изучения чисел в концентре. Особенности изучения нумерации чисел в концентре тысячи. Использование практических заданий, связанных с повседневной жизнью обучающихся.

В год ос-но-ва-ния Мос-ков-ско-го уни-вер-си-те-та Ми-хай-ло Ва-си-лье-вич Ло-мо-но-сов на-пи-сал о Пет-ре I: «К ве-ли-ким Сво-им на-ме-ре-ни-ям пре-муд-рый мо-нарх преду-смот-рел за необ-хо-ди-мо нуж-ное де-ло, чтобы вся-ко-го ро-да зна-ния рас-про-стра-нить в оте-че-стве и лю-дей, ис-кус-ных в вы-со-ких на-у-ках…».

В ян-ва-ре 2005 го-да мас-штаб-но от-ме-ча-лось 250-ле-тие уни-вер-си-те-та. На от-кры-тие но-во-го зда-ния Биб-лио-те-ки при-е-хал Пре-зи-дент Рос-сии В. В. Пу-тин. В за-ле, где ви-се-ли фла-ги Рос-сии, Моск-вы и Мос-ков-ско-го уни-вер-си-те-та, сто-я-ла ещё и плаз-мен-ная па-нель, де-мон-стри-ру-ю-щая ро-лик, пред-ла-га-е-мый ва-ше-му вни-ма-нию. Хо-те-лось вспом-нить, что зна-чи-ло об-ра-зо-ва-ние для Пет-ра I.

При огром-ном уча-стии Пет-ра в Рос-сии вы-хо-дит пер-вый оте-че-ствен-ный учеб-ник по ма-те-ма-ти-ке. Идёт 1703 год. Леон-тий Филип-по-вич Маг-ниц-кий из-да-ёт «Ариф-ме-ти-ку».

«Ариф-ме-ти-ка, си-речь на-у-ка чис-ли-тель-ная. С раз-ных диа-лек-тов на сла-вян-ский язык пе-ре-ве-дён-ная, и во-еди-но со-бра-на, и на две ча-сти раз-де-лён-ная».

Труд Леон-тия Филип-по-ви-ча не был пе-ре-вод-ным, ана-ло-гов учеб-ни-ка в то вре-мя не су-ще-ство-ва-ло. Это бы-ла уни-каль-ная кни-га.

«Ариф-ме-ти-ка или чис-ли-тель-ни-ца, есть ху-до-же-ство чест-ное, неза-вист-ное, ... »

Ис-сле-до-ва-ния са-мо-го учеб-ни-ка «Ариф-ме-ти-ка» и жиз-ни его ав-то-ра при-ве-де-но в кни-ге 1914 го-да Дмит-рия Дмит-ри-е-ви-ча Га-ла-ни-на «Леон-тий Филип-по-вич Маг-ниц-кий и его Ариф-ме-ти-ка».

Мы же лишь cде-ла-ем несколь-ко штри-хов.

Учеб-ник со-дер-жит бо-лее 600 стра-ниц и вклю-ча-ет в се-бя как са-мые на-ча-ла - таб-ли-цу сло-же-ния и умно-же-ния де-ся-тич-ных чи-сел, так и при-ло-же-ния ма-те-ма-ти-ки к на-ви-га-ци-он-ным на-у-кам.

Маг-ниц-кий учит Рос-сию де-ся-тич-но-му ис-чис-ле-нию. Что ин-те-рес-но, он при-во-дит таб-ли-цу сло-же-ния и умно-же-ния не в том ви-де, как её при-ня-то сей-час из-да-вать на по-след-ней стра-нич-ке 12-ли-сто-вой тет-ра-ди, а толь-ко её по-ло-ви-ну. Т. е. ком-му-та-тив-ность этих опе-ра-ций да-ва-лась сра-зу.

По-сле трой-ки пер-вых за-дач на сло-же-ние сле-ду-ю-щие при-ме-ры со-дер-жат уже боль-ше де-сят-ка сла-га-е-мых.

В учеб-ни-ке рас-смат-ри-ва-ет-ся и гео-мет-рия. На-при-мер, тео-ре-ма Пи-фа-го-ра изу-ча-ет-ся на за-да-че о башне неко-то-рой вы-со-ты и лест-ни-це опре-де-лён-ной дли-ны. На-сколь-ко нуж-но ото-дви-нуть ниж-ний ко-нец лест-ни-цы, чтобы ее верх сов-пал с вер-хом баш-ни? Изу-ча-ет-ся и гео-мет-рия окруж-но-сти, впи-сан-ных мно-го-уголь-ни-ков, ...

Все за-да-чи, ис-поль-зу-е-мые в кни-ге, жиз-нен-ные. Ну а за-кан-чи-ва-ет-ся «Ариф-ме-ти-ка», ко-неч-но же, при-ло-же-ни-я-ми изу-чен-но-го ма-те-ри-а-ла к жиз-ни. В част-но-сти, ис-поль-зо-ва-ни-ем ло-га-риф-ми-че-ских таб-лиц в на-ви-га-ци-он-ном де-ле.

Несколь-ко эк-зем-пля-ров «Ариф-ме-ти-ки» бе-реж-но со-хра-ни-ли в От-де-ле ред-ких книг и ру-ко-пи-сей биб-лио-те-ки Мос-ков-ско-го уни-вер-си-те-та.

Вто-рым рос-сий-ским учеб-ни-ком по ма-те-ма-ти-ке бы-ла кни-га, пе-ре-ве-дён-ная в 1708 го-ду с немец-ко-го Я. В. Брю-сом, «Гео-мет-рия сло-вен-ски зем-ле-ме-рие». В ос-но-ве «Гео-мет-рии» бы-ло ав-стрий-ское из-да-ние «При-ё-мы цир-ку-ля и ли-ней-ки». Идёт Се-вер-ная вой-на, и в пе-ре-ры-вах меж-ду сра-же-ни-я-ми Пётр I лич-но ре-дак-ти-ру-ет учеб-ник. При-слан-ная им Брю-су ру-ко-пись ис-пещ-ре-на по-прав-ка-ми, по-мет-ка-ми, встав-ка-ми и до-пол-не-ни-я-ми «в пре-мно-гих ме-стах». Царь дал учеб-ни-ку и но-вое на-зва-ние.

В этом из-да-нии Пётр на прак-ти-ке осу-ще-ствил своё тре-бо-ва-ние к рос-сий-ским учеб-ни-кам и пе-ре-во-дам с дру-гих язы-ков. Он счи-тал необ-хо-ди-мым пе-ре-да-вать не бук-валь-ную точ-ность тек-ста ори-ги-на-ла, а «вы-ра-зу-мев текст, [...] на свой язык уж так пи-сать, как внят-нее [...] и не вы-со-ки-ми сло-ва-ми сло-вен-ски-ми, а про-стым рус-ским язы-ком».

Во вто-ром из-да-нии этой кни-ги, вы-шед-шем под на-зва-ни-ем «При-ё-мы цир-ку-ля и ли-ней-ки», тре-тья часть со-дер-жа-ла тек-сты рус-ских ав-то-ров, а гла-ва о по-стро-е-нии сол-неч-ных ча-сов бы-ла на-пи-са-на Пет-ром I.

К раз-во-ро-там учеб-ни-ка, пред-став-лен-ным в ро-ли-ке, а так-же к си-ту-а-ции в Рос-сии уди-ви-тель-ным об-ра-зом по-до-шли из-вест-ные ци-та-ты, ко-то-рые хо-те-лось бы на-пом-нить Пре-зи-ден-ту Рос-сии.

«Ма-те-ма-ти-ка - ца-ри-ца на-ук, ариф-ме-ти-ка - ца-ри-ца ма-те-ма-ти-ки». К. Ф. Гаусс.

«За-ве-сти по пра-ви-лам ар-тил-ле-рию,..., к че-му нема-лые зна-ния гео-мет-рии, ме-ха-ни-ки и хи-мии тре-бу-ют-ся...». М. В. Ло-мо-но-сов.

«...Мы про-иг-ра-ли рус-ским за школь-ной пар-той». Дж. Кен-не-ди.


Бла-го-дар-но-сти

Спа-си-бо тем лю-дям, по ини-ци-а-ти-ве и уси-ли-я-ми ко-то-рых воз-ник об-ще-до-ступ-ный элек-трон-ный ва-ри-ант «Ариф-ме-ти-ки». Это Ви-та-лий Ар-нольд, Ири-на Лео-ни-дов-на Ве-ли-код-ная, Та-тья-на Вя-че-сла-вов-на Крю-ко-ва, Алек-сандр Ва-си-лье-вич Ми-халёв, Алек-сандр Сер-ге-е-вич Ми-щен-ко, Алек-сей Са-ви-щев, Иван Ящен-ко.

В 1703 г. в Москве был издан первый печатный учебник «Арифметика» на русском языке, автором которого, как известно, был Леонтий Филиппович Магницкий (1669-1739). И сам этот труд, и его автор представляют собой уникальное явление в истории математического образования. Неудивительно, что появился этот учебник в годы правления императора Петра I, который сам обладал довольно широкими для того времени математическими и техническими познаниями. В молодости Петр I основательно изучал математику и технические науки, овладев ими настолько хорошо, что мог выполнять работу квалифицированного инженера, архитектора и навигатора того времени. Он умел свободно пользоваться чертежными инструментами и измерительными приборами. Понимая значение математики для развития техники, Петр I считал ее одним из основных учебных предметов, за преподаванием которого следил и сам лично. По своим научным познаниям Петр I превосходил не только всех своих предшественников на русском престоле, но и монархов Западной Европы. Не случайно он был избран первым русским почетным академиком Парижской Академии наук.

В 1708 г. в Москве вышел перевод австрийской книги А. Э. Буркгарда фон Пюркенштейна, дважды изданный под названием «Геометрия славенски землемерие» и со шмуцтитулом «Приемы циркуля и линейки» (под этим названием она была переиздана в 1709 г.). Это была первая печатная работа по геометрии на русском языке. Переводчиком книги был сподвижник императора Я. В. Брюс (1669-1735). Петр I не только принимал активное участие в редактировании этой книги, но и дополнил ее второе издание главой об изготовлении солнечных часов.

Следует также обратить внимание на личное знакомство Петра I со знаменитым немецким математиком Г. В. Лейбницем (1646-1716), с которым русский император обсуждал вопросы, касающиеся организации науки и образования в России.

Мысля прагматически, император осознавал необходимость развития науки и просвещения, так как и то и другое было крайне необходимо для становления России как великого государства, для развития ее промышленности, торговли и других отраслей. В 1701 г. он издал указ об открытии первого светского учебного заведения - школы математических и навигацких наук, для которой были написаны первые учебники по математике и грамматике.

В XVIII-XIX вв. учебнику отводилась ведущая роль в обучении. В то время учебной программы не существовало, ее заменяло авторское изложение разделов курса. «Первичность учебника, - отмечают Ю. М. Колягин, О. А. Саввина, - по отношению к программе обеспечивала стабильность обучения» . Поэтому значение учебника Магницкого в становлении математического образования трудно переоценить.

Книга «Арифметика» получила большую известность еще в XVIII в. К изучению истории создания этой книги и судьбы ее автора обращались как дореволюционные (П. А. Баранов, Д. Д. Галанин и др.) исследователи, так и советские (И. К. Андронов, В. Е. Прудников и др.), а также современные (Ю. М. Колягин, О. А. Саввина, О. В. Тарасова и др.). Однако до настоящего времени многое в характере Л.Ф. Магницкого, его отношениях с императором, истории создания «Арифметики» представляется загадочным. Вне поля зрения современных исследователей остается мировоззрение этого талантливого педагога-математика, что нельзя считать справедливым.

Сегодня уже является известным факт происхождения фамилии автора книги. Когда Петр I познакомился с самородком Леонтием Теляшиным, то был настолько поражен разносторонними познаниями (словно магнит, притягивающий науки), что в знак уважения и признания достоинств жаловал ему фамилию Магницкий, лично направив его преподавать в школу математических и навигацких наук .

С 1701 г. и до конца своей жизни Л. Ф. Магницкий преподавал математику в этой школе. Среди учителей школы он выделялся своим необыкновенным трудолюбием и добросовестностью. В одном из донесений графу Ф. А. Головину, которому была подчинена школа, сообщалось: «Англичане учат их (учеников) той науке чиновно, а когда временем и загуляются и до Леонтия наукой не дошли», а Леонтий «непрестанно в той школе бывает и всегда имеет тщание не только к единому в учениках науках радению, но и по иным к добру поведением» .

Л. Ф. Магницкий в стихотворном предисловии к «Арифметике» написал:

И желаем, да будет сей труд,

добре пользовать русский весь люд.

Иже да поет Богу Славу

и величит твою державу .

Это пожелание оказалось пророческим. Около 50 лет по этой книге училось русское юношество. Более того, она оказала большое влияние и на создание учебной литературы по математике в последующее время. Много идей из «Арифметики» Л. Ф. Магницкого позаимствовал автор учебников конца XVIII в. Н. Г. Курганов. А затейливые задачи Л. Ф. Магницкого нередко цитируются и в современной научно-популярной математической литературе для школьников.

В предисловии «Арифметики» Л. Ф. Магницкий заметил: «Разум весь собрал и чин. Природно русский, а не немчин… С разных диалектов на славенский язык переведенная, и во едино собрана, и на две книги разделена» .

Здесь стоит не согласиться с Л. Ф. Магницким, который в силу своей природной скромности умаляет собственный вклад в книгу, ограничивая его лишь характеристикой «переведенная». Понятно, что автор позаимствовал какой-то материал из европейских математических книг, но и по структуре, и по содержанию это был полностью самостоятельный труд. Никаких подобных учебников в Европе в то время не существовало. Кроме того, Л. Ф. Магницкий включил в книгу много затейливых и замысловатых задач из русского быта, развивающих смекалку и математическое мышление.

Свое сочинение Л. Ф. Магницкий разделил на две части. В первой части рассматривалась практическая арифметика (действиями над целыми и ломаными числами, деньги и меры различных государств, тройное правило и правило ложного положения, прогрессии, извлечение квадратных и кубических корней), практические задачи геометрии.

Впервые в русской литературе автор определил предмет арифметики: «Арифметика, или числительница, есть художество честное, независтное и всем удобопонятное, многополезнейшее, и многохвальнейшее, от древнейших же и новейших, в разная времена живщих изряднейших арифметиков, изобретенное и изложенное» .

В первой части представлены задачи арифметического характера. Рассмотрим для примера несколько задач.

Задача 1. Купил некто трёх сукон 106 аршин; единого взял 12-ю больше перед другим, а другого 9-ю больше перед третьим, и ведательно есть, колико коего сукна взято было.

Задача 2. Один человек выпьет кадь пития в 14 дней, а со женою выпьет ту же кадь в 10 дней, и ведательно есть, в колико дней жена его особо выпьет ту же кадь.

Задача 3. В жаркий день 6 косцов выпили бочонок кваса за 8 часов. Нужно узнать, сколько косцов за 3 часа выпьют такой же бочонок кваса .

Кроме того, в учебнике приведены задачи-головоломки. Например, такая:

«В некоей единой мельнице были три жерновы, и едины жерновы в сутки могут смолотить 60 четвертей, а другие в толикое же время могут смолотить 54 четверти, третьи же в толикое же время могут смолотить 48 четвертей, и некий человек даде жита 81 четверть, желал в скорости оно смолотить, и насыпать на все три жерновы, и ведательно есть, в колико часов жито смолотися и колико на всякие жерновы достоит мельнику насыпати» .

К каждой подобной задаче в книге даны свои рисунки и решения.

Во второй части «Арифметики» приводятся сведения из алгебры (решение уравнений первой и второй степени), тригонометрии, астрономии, землемерия и навигации. Таким образом, название книги только частично отражает ее содержание. По сути, «Арифметика» явилась своеобразной энциклопедией научных знаний своего времени.

К сожалению, вне поля зрения исследователей часто остается тот факт, что эту книгу в 1914 г. переиздал педагог-математик Петр Алексеевич Баранов (1873-1915). До революции он был известен в Москве как преподаватель Учительского института, автор учебных пособий по математике и физике. «Арифметика Магницкого», изданная П. А. Барановым, является точным воспроизведением подлинника. К этому учебнику П. А. Баранов написал дополнение, в котором содержались биографические сведения о Л. Ф. Магницком и исторические сведения о создании «Арифметики». При сравнении этого издания с подлинником заметно, что эти издания идентичны. П. А. Баранов сохранил шрифт, расположение букв, цифр, рамок и т. п. Он скопировал все мельчайшие особенности текста. Оставил без изменения даже плотность бумаги и цвет краски (черную и красную).

П. А. Баранов очень деликатно относился к тексту «Арифметики» и его оформлению. Он признавался, что замечал в других переизданиях типографические исправления, ошибочно напечатанные слова, опечатки. П. А. Баранов стремился не допустить таких же ошибок. Заметным отличием от подлинника было лишь то, что переиздание было выполнено немного в уменьшенном формате (5/6 от подлинника).

Судьба издателя П. А. Баранова удивительна и поучительна. Как замечает О. А. Саввина, «Петр Алексеевич всегда выделялся бравым характером, честностью и отзывчивостью» . Со студенческих лет он интересовался военным делом, готовил себя к тому, чтобы в опасную минуту встать на защиту Отечества. Петр Баранов принял участие и в Русско-японской войне 1905 г., и в Первой мировой войне. Подготовив к изданию в 1914 г. первую часть «Арифметики Магницкого», он ушел на фронт добровольцем, служил в 97-й пешей Орловской дружине. На фронте Баранов не переставал размышлять над вопросами преподавания математики и физики. Ему присылали свежие журналы и книги, которые он читал между боями . Он мечтал продолжить издание «Арифметики». Увы, этого ему не удалось сделать. Летом 1915 г. 97-я дружина оказалась в центре военных действий у знаменитой крепости Осовец, где 10 августа и застала смерть издателя «Арифметики Магницкого».

Изучая биографию Леонтия Магницкого, можно понять, что это был глубоко верующий человек и даже воинствующий православный христианин.

Леонтий родился в простой крестьянской семье . Его детство прошло у стен монастыря Нилова Пустынь, где он имел возможность наблюдать за монашеской жизнью, протекающей в непрестанных молитвах и трудах. В середине XVII в. Нилова пустынь была крупнейшим духовным и культурно-просветительским центром не только Верхневолжья, но и всей России . Этот монастырь славился богатейшей рукописной библиотекой, в которой и приобрел крестьянский сын Леонтий свои первые знания. Самоучкой научившись читать и писать, он, как свидетельствует дореволюционный автор Н. А. Криницкий, «был страстный охотник читать в церкви мудрены и трудны» . Н. А. Криницкий также отмечал исключительное трудолюбие будущего математика, с малых лет «кормившего себя работаю своих рук» .

В исторических исследованиях приводятся удивительные свидетельства того, как Леонтий Магницкий твердо защищал православное мировоззрение. А тогда это было не только сложно, но и небезопасно, поскольку противоречило политике самого Петра I, насаждавшего в России западную науку и западную культуру. Петр I настолько был увлечен реформами своего времени, что, «прорубив окно в Европу», «широко распахнул двери» для западников, иностранцев и людей другой веры. При Петре I начался процесс расцерковления и секуляризации русской жизни. По словам митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), «“прорубив окно в Европу”, Петр I сделал это столь грубо и неаккуратно, что существенно повредил защитные механизмы Православной России. В результате на протяжении XVIII-XIX веков на Руси постепенно складывались две культуры, две цивилизации - традиционная, соборная цивилизация православного большинства и модернистская, индивидуалистическая культура “просвещенного” безбожного меньшинства. Непримиримая борьба между ними в конечном итоге и определила трагедию русской судьбы в ХХ столетии» .

26 января 1713 г. состоялся богословский спор между Д. Т. Тверитиновым, отстаивающим протестантские взгляды, и православным христианином Леонтием Магницким. И в этой дискуссии, продолжавшейся 11 часов, Леонтий одержал верх .

Петр I был очень недоволен возникшим религиозным делом. Может быть, он видел в нем и порицание своих личных проевропейских взглядов. Отношения императора и учителя математики тогда испортились. Л. Ф. Магницкому грозило жестокое наказание. Однако все закончилось тем, что он был признан опасным и оставлен в Москве . Этот случай, с одной стороны, показывает, какую смелость тогда нужно было иметь, поднимая вопросы веры, и, с другой стороны, отчасти объясняет, почему после перевода высших классов школы математических и навигацких наук в Петербург ее учитель Л. Ф. Магницкий остался в Москве.

Заслуги Л. Ф. Магницкого перед Церковью и русским просвещением были велики. Являясь выпускником одного из первых наборов Славяно-греко-латинской академии, он показал, какое огромное значение имела просветительская деятельность, которую вела Русская православная церковь. Л. Ф. Магницкий выступал строгим защитником единства Церкви и критиковал церковную политику государства. Трудолюбивый и дисциплинированный работник, добропорядочный отец семейства, прославлявший нравственные устои жителей Селигерского Верхневолжского края (место подвигов преподобного Нила Столобенского и своего родственника святого архиепископа Нектария) - таким был Магницкий. Леонтий Филиппович не боялся критически высказываться по поводу политики Петра I, выступая против европейских церковных нововведений, которые разрушали русский национальный дух.

Леонтий Магницкий был погребен в церкви Гребневской иконы Божьей Матери, располагавшейся на углу Лубянского проезда и Мясницкой улицы в Москве, у Никольских ворот. В эпитафии, высеченной на его надгробном камне, были такие слова: «В вечную память христианину, благочестно, целомудренно, благоверно и добродетельно пожившему Леонтию Филипповичу Магницкому, первому в России математики учителю, здесь погребенному, мужу христианства истинного, веры в Бога притвердой, надежды на Бога несомненной, любви к Богу и ближнему нелицемерной, благочестия по закону ревностного жития чистого, смирения глубочайшего, великодушия постоянного, нрава тишайшего, разума зрелого, обхождения честного, праводушия любителю, в слугах государям своим и отечеству усерднейшему попечителю, подчинённых отцу любезному, обид от неприятелей терпеливейшему, ко всем приятнейшему и всяких обид, страстей и злых дел всеми силами чуждающемуся, в наставлениях, в рассуждениях, совете друзей искуснейшему, правды как о духовных, так и гражданских делах опаснейшему хранителю, добродетельнейшего жития истинному подражателю, всех добродетелей собранию…» Трудно что-то добавить к такой яркой и всеобъемлющей характеристике замечательного русского педагога-математика. Неудивительно, что центр «Наследие Селигера», созданный в Тверской области на общественных началах, носит ныне имя своего удивительного земляка .

Л. Ф. Магницкий не только первым познакомил наших предков с математикой в довольно большом для того времени объеме, но и был высоконравственным человеком и благочестивым христианином. На примере своей жизни этот педагог-математик показал, какое огромное значение имело православие для развития просвещения в России.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: