Искусство и образование статьи. Современные подходы к образованию через искусство. Таланты и поклонники

Ответы на госы сливаем сюда.

Пожалуйста, оформляйте вопросы хорошо, пишите формулировку вопроса полностью и его номер.

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

Искусство в современном социокультурном образовательном процессе. Функции искусства и их реализация в художественном образовании.

1. Искусство – форма творчества, способ духовной самореализации человека посредством чувственно- выразительных средств (звука, пластики тела, рисунка, цвета, света, природного материала и т.д). Возникая как результат творчества конкретного субъекта, произведение искусства обретает надличностный характер. Свойства содержания и формы произведения искусства, а также способ его восприятия свидетельствуют уже не только о психическом своеобразии творца, но и характеризуют коллективные формы переживания, направленность мышления, свойственные культуре его эпохи. Особенность истолкования художественных произведений состоит в том, что заложенный в них смысл оказывается непереводим на язык понятий, невыразим до конца Gmail

никакими иными средствами. В этом находит свое подтверждение идея самоценности искусства. Парадокс состоит в том, что только в том случае искусство способно удовлетворять художественную потребность, когда выступает не в качестве средства, а в качестве цели. Лишь обнаруживая свою изначально самобытную, уникальную природу, не замещаемую никакой иной - моральной, религиозной или научной деятельностью - искусство выступает оправданием самого себя, утверждая необходимость своего места в жизни человека. Только обретая цель в самом себе, искусство оказывается способным к глубокой культуросозидательной роли - восполнению ущербности человеческого бытия. Искусство становится по-настоящему незаменимым, когда, казалось бы, максимально сосредоточивается на самом себе. Другими словами, только через воплощение принципов самодостаточности художественного творчества искусство способно реализовывать себя как уникальная деятельность, значимая и за своими пределами.

Искусство – средство творческого развития и коррекции личности. По своей природе искусство противостоит неорганизованности и хаосу, отсюда следует его главная тенденция – помочь человеку гармонизировать и себя и мир, притом гармонизируя природное и социальное в человеке. Искусство нацелено на раскрытие творческих возможностей человека, предлагает новый опыт осмысления мира, стремиться спровоцировать, разбудить обыденное сознание. Благодаря искусству человек расширяет собственный опыт и приобщается к опыту всего человечества. В рамках социального опыта искусство позволяет человеку найти себя как исключительную индивидуальность, пройдя через самоиспытания, духовно-нравственную самопроверку. Искусство как особый уникальный образ самореализации человека выступает как форма становления личности. Искусство значительно повышает уровень самосознания че­ловека, очерчивает его видение мира и моральный выбор, что способст­вует духов­ному, творческому, нравственному развитию личности. Искусство предоставляет нашему сознанию художественный образ свободно, ненасильственно.


Оно учит истине и добру посредством красоты и красоте – посредством истины и добра.

Цель искусства – глубокое раскрытие и художественное отображение внутреннего мира человека, в результате чего осуществляется его нравственно-эстетическое совершенствование.

Искусство - специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах, один из важнейших способов эстетического освоения мира. Искусство есть опосредованное отражение действительности с помощью специфического языка. Весь мир является предметом искусства. Общественная жизнь и природа, любые события и явления, сложнейшие субъективные переживания человека составляют реальное содержание художественных произведений. Искусство есть отражение действительности, отражение, более или менее объективно и полно воспроизводящее сущность, содержание, качества и свойства самой действительности.

Функции искусства:

- Коммуникативная (искусство как общение). На коммуникативности искусства основывается его современное рассмотрение как знаковой системы. Искусство имеет свои условности. Многие виды искусства (музыка, живопись, танец) не требуют для их понимания перевода на другие языки. Искусство сближает людей, позволяет им лучше узнать друг друга (культурный обмен между странами).

- Эстетическая (искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентации ). Искусство формирует художественный вкус, способности и потребности человека, пробуждает его творческое начало.

- Познавательно-просветительская (искусство как знание и просвещение) Познавательные возможности искусства огромны, их нельзя заменить иными сферами человеческой духовной жизни. Из исторических романов можно узнать о жизни того или иного общества больше, чем из сочинений всех историков, экономистов, статистов вместе взятых. Формула воды H2O, но конкретно-чувственное богатство и сотни свойств воды остаются за пределами научного обобщения, зато прекрасно могут быть выражены в произведении искусства. Особенно велика роль искусства в познании духовного мира человека. Оно проникает в самые глубины психологии личности, раскрывает сложнейшее взаимодействие мыслей, чувств, воли, раскрывает источники и мотивы действий и поступков людей. Язык искусства понятнее, метафоричнее, гибче, иносказательнее, парадоксальнее, эмоционально и эстетически богаче, чем естественный, разговорный язык, поэтому информативные возможности художественного языка шире и качественно выше. Музыкальные и художественые произведения, подобно любому явлению культуры, могут восприниматься в качестве документов эпохи. Они могут быть познавательны в различных ракурсах: историко-фактологическом, философско-мировоззренческом, этико-эмоциональном и т.д.

- Общественно-преобразующая (искусство как деятельность). Общественно-преобразующая функция искусства проявляется в том, что оно, оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную и целостно ориентированную деятельность по преобразованию общества. Искусство - творение художественной реальности и преображение реального мира в соответствии с идеалами художника. Искусство преобразует реальность:

Через идейно-эстетическое воздействие на людей. Тип художественного сознания эпохи, идеалы искусства и тип личности взаимозависимы. Древнегреческое искусство формировало характер грека и его отношение к миру, ренессансное искусство раскрепощало человека от догм Средневековья.

Через включение человека в ценностно ориентированную деятельность. Искусство пробуждает чувствительность к нарушениям общественной гармонии, стимулирует социальную активность личности, ориентирует ее на приведение мира в соответствие с идеалом. Так порабощенный исландский народ создавал саги, в которых жили и действовали вольнолюбивые и мужественные герои-богатыри. В сагах народ духовно осуществлял свои помыслы о свободе и независимости. Мечты народа об освобождении от власти татаро-монгольского ига отражены в русских былинах.

Через преобразование в процессе художественного творчества с помощью воображения впечатлений от действительности (автор перерабатывает жизненный материал, строя новую реальность - художественный мир)

- Личностно преобразующая – способность искусства воздействовать и качественно изменять психолого-характерологическую структуру личности.

- Компенсаторная (искусство как утешение). Воспринимая художественное произведение, люди разряжают внутреннее напряжение и волнение, порожденные реальной жизнью, и хотя бы частично компенсируют монотонность повседневности. Компенсаторная функция имеет три основных аспекта:

Отвлекающий (гедонистически-игровой и развлекательный);

Утешающий;

Способствующий духовной гармонии человека (собственно компенсаторный).

Жизнь современного человека полна конфликтных ситуаций, напряжения, перегрузок, неосуществившихся надежд, огорчений. Искусство способно утешить человека, увести его в мир грез. Своей гармонией оно дает человеку равновесие, порой помогающее ему удержаться на краю пропасти, дает возможность жить дальше.

- Воспитательная (искусство как катарсис). Искусство формирует целостную личность. Воздействие искусства ничего общего не имеет с дидактическим нравоучительством, оно проявляется подсознательно. Аристотелевская теория катарсиса состоит в том, что показывая героев, прошедших через тяжкие испытания, искусство заставляет людей сопереживать им и этим как бы очищает внутренний мир зрителей и читателей. Человек обогащается опытом других людей и быстрее и качественнее вырабатывает собственные ценностные установки.

- Гедонистическая (искусство как наслаждение). Эстетическое наслаждение имеет особый духовный характер, и еще древние греки отличали его от плотских удовольствий. Художественное творчество доставляет людям радость постижения красоты и художественной правды. Также по праву принадлежащим искусству можно выделить функции: внушающую, информационную, анализирующую, предвосхищения.

- Психотерапевтическая. Она приобретает особое значение тогда, когда общество или конкретный человек переживают болезненный кризис. Потому, что искусство способно погрузить человека в состояние, в котором он испытает катарсис. О катарсисе говорил еще Аристотель, называя этим словом переживания зрителей в античном театре. Они словно выплескивали свои видимые или невидимые слезы, видимые или невидимые страдания, сопереживая героям античных спектаклей. Одна из задач арт-терапии - переводить патологию в норму. Например, трансформировать комплекс неполноценности или комплекс превосходства в гуманистическое социальное чувство (каждый день, хотя бы мысленно, делать что-то приятное наибольшему числу людей). Л. Толстой видел одну из важнейших задач искусства в том, чтобы помогать людям полюбить жизнь.

- Каноническая и эвристическая функция рассматривается музыковедами как диалектическая пара противоположностей, что позволяет рассматривать музыкальное явление с позиции взаимосвязи традиции и инновации.

На возможности искусства в коррекции психических процессов у детей указывали зарубежные (О.Декроли) и отечественные (Л.С.Выготский) представители педагогики, психологии. Искусство является важным средством воспитания, влияющим на нравственность ребенка, а также на формирование его мышления, воображения, эмоций и чувств. Процесс восприятия искусства детьми представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую в себе познавательные и эмоциональные моменты. Занятия художественной деятельностью способствуют сенсорному развитию детей, способности различать цвет, форму, звуки, обеспечивает понимание языка различных видов искусства. Особенно ценно положительное влияние искусства на детей с проблемами в развитии. Еще Л.С.Выготский в своих исследованиях выявил особую роль художественной деятельности в развитии не только психических функций, но и в активизации творческих проявлений в различных видах искусства у детей, имеющих проблемы в развитии. Искусство развивает личность, расширяет общий и художественный кругозор, реализует познавательные интересы детей. Искусство позволяет ребенку ощутить мир во всем его богатстве и многообразии, а через художественные виды деятельности научиться его преобразовывать. Именно в этом содержатся коррекционные возможности искусства, т.к. оно является, с одной стороны, источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает креативные потребности, способы их удовлетворения в том или ином виде искусства, а с другой, средством реализации социально-педагогической функции искусства.

Говоря о педагогических возможностях искусства, нельзя не отметить еще один важный аспект: психотерапевтическое воздействие искусства на ребенка. Влияя на эмоциональную сферу, искусство при этом выполняет коммуникативную, регулятивную, катарсистическую функции. Совместное участие ребенка, его сверстников и педагогов в процессе создания художественного произведения расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Психокоррекционный эффект воздействия искусства на ребенка выражается также в эффекте «очищения» от накопившихся негативных переживаний и вступление на путь новых отношений с окружающим миром. Раскрывая психологический механизм катарсиса в своей работе «Психология искусства», Л.С. Выготский отмечал: «Искусство всегда несет в себе нечто преодолевающее обыкновенное чувство. Боль и волнение, когда они вызываются искусством, несут в себе нечто большее, нежели обыкновенную боль и волнение. Переработка чувств в искусстве заключается в превращении их в свою противоположность, т.е. положительную эмоцию, которую несет в себе искусство». Искусство представляет ребенку практически неограниченные возможности для самосовершенствования и самореализации как в процессе творчества, так и в его продуктах. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе различных видов искусства как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка, его культурного развития. Основная задача занятий художественного цикла в школе состоит в пробуждении у воспитанников интереса к искусству, в том, чтобы учить их чувствовать, понимать, любить и оценивать искусство, наслаждаться им; эмоционально положительно воспринимать, испытывая потребность в систематическом общении с ней.

УДК 7.072.2:378

Ю. И. Арутюнян

Искусство и искусствоведение в системе современного гуманитарного образования

Искусство и искусствоведение играют принципиально важную роль в системе современного гуманитарного образования. Обращение к практической составляющей обучения, расширение методологической базы, освоение принципов описания и анализа памятников на конкретном эмпирическом материале позволяют актуализировать полученные знания, вовлекая в сферу деятельности искусствоведа широкий спектр явлений современной художественной практики. Междисциплинарный подход к формированию учебных планов, разработка сетевых программ и разработка принципов интерактивного обучения и внедрение практических курсов воздействуют на активизацию работы студента, прежде всего в рамках творческих заданий и разработки проектов.

Ключевые слова: искусствоведение, система образования, гуманитарное образование, современные визуальные практики, интерактивные методы обучения, междисциплинарные программы

Julia I. Arutyunyan Art and art history in system of modern humanitarian education

An art and art history play a crucial role in the system of modern liberal education. Turning to the practical component of training, the expansion of the methodological framework, the development of principles of the description and analysis of monuments specific empirical material allow to update the knowledge, engaging in the field of art with a wide range of phenomena of contemporary artistic practice. An interdisciplinary approach to developing the curriculum, the formation of a network of programs and development of principles of interactive learning and implementation of practical courses affect the activation of the student"s work, especially within the creative tasks and development projects.

Key words: art history education, humanities, contemporary visual art practice, interactive teaching methods, interdisciplinary program

Искусствоведение, как и многие другие научные дисциплины, сформировавшиеся в конце XIX столетия и выработавшие основные методологические подходы в первой половине -середине ХХ в., столкнулись с рядом проблем исследовательского и педагогического толка в современном мире. Изменение вектора образовательной деятельности и перенос акцента с дисциплины и развернутого лекционного курса на студента и разработанное с учетом различных интерактивных методов работы практическое занятие трансформируют традиционные принципы подачи материала. «Перелом, вызванный в отечественной педагогической практике переходом на новые стандарты образования, совпал с прорывом в области информационных технологий, преобразившим мир и породившим трансформацию классической структуры лекционного курса»1. Реагируя на вызовы времени, современное гуманитарное образование выстраивает принципиально новые стратегии и по отношению к формированию и реализации образовательных стандартов, предлагает различные пути достижения цели, вырабатывает систему оценки результатов и схему соотношения теоретического и практического, индивидуального и всеобщего в решении поставленных

задач. Интегративный характер современного гуманитарного знания, основанного на синтезе различных подходов к анализу явлений, порождает новые возможности в разработке методик преподавания ряда предметов.

Традиции искусствоведческого образования с самых своих основ считали именно описание и анализ основополагающим методом обучения. Первые учебные планы, сформированные в 1936 г., предполагали широкое привлечение методов формального и сравнительного анализа при работе с памятниками многообразных регионов, периодов и стилей, различных видов и жанров искусства, включая произведения современных мастеров и студенческие работы2. Подобный образовательный метод предполагает решение проблемы объекта анализа, осознанный и обусловленный целями обучения принцип отбора материала, восприятие анализа и описания как последовательных этапов на пути к пониманию и интерпретации памятника. Безусловно, необходимо проникновение в сущность работы с предметом, «вещеведческий» подход, осознание уникальности и значимости подлинника. При разработке схемы анализа, привлекая интерактивные подходы и методики «проектной деятельности» в рамках творческого

задания, необходимо учесть не только жесткую систему критериев выполнения учебных работ на высоком научном уровне, но и возможность вовлечения в процесс работы всего коллектива, а главное - наличие возможности проявить индивидуальные креативные способности и достижения в изучаемой сфере.

Сфера применения подобного подхода, требующего от преподавателя и обучающегося ответственного понимания значения подлинника, стремления к расширению спектра научных подходов, самостоятельности в опоре на современные интерактивные технологии в образовании и междисциплинарные приемы анализа, охватывает явления, связанные и со сферой традиционного и народного искусства, занимающего ныне свою определенную нишу в системе высшего образования. Классическое искусство рассматривалось как база обучения и студента-теоретика, и художника с давних времен, но обращение в педагогической практике искусствоведения к научному освоению народного искусства - явление современное, требующего осмысления и разработки методологии. Народное искусство как дисциплина в учебном плане предполагает формирование определенной базы для освоения материала, постижения его основ, на первый план выдвигается проблема комплексного подхода и междисциплинарные методы исследования памятников подобного типа в рамках предлагаемого курса. Следует добавить, что понимание искусства как ремесла и «точной науки» со времен Леонардо да Винчи воспринимается как наиболее действенная альтернатива в процессе обучения и осмысления феномена художественного и теоретического образования, недаром идея: «Живопись - наука и законная дочь природы»3, - остается традиционным подходом в многочисленных академиях художеств, где развивалось декоративно-прикладное искусство и изучалось народное (прежде всего с точки зрения исторической достоверности костюма и утвари)4.

Трактовка влияний и цитирования «источника», требующая подуманных подходов к анализу принципов интерпретации, так же может быть затронута в рамках изучаемой проблемы, касающейся как работы с искусством классической эпохи, так и с народной традицией и актуальными художественными практиками5. В учебном плане необходимо уделить особое место курсам, посвященным как теоретическим аспектам исследования, приемам работы с материалом, принципам описания и анализа явлений, так и народному искусству. Особого внимания заслуживает вопрос о соотношении традиционных методов анализа, используемых

в искусствоведении, и характерных черт неклассического искусства, требующего решения определенных проблем, связанных с формированием комплекса подходов к интерпретации как отдельного произведения, так и группы памятников, актуальность в подобном контексте приобретают междисциплинарные принципы исследования.

Проблема «визуальное и виртуальное» находит свое отражение в закономерностях восприятия и интерпретации памятника, здесь остро актуальной становится работа преподавателя в рамках педагогической практики, где средства воспроизведения и возможности введения изобразительного ряда принципиально важны как для лекционных и интерактивных занятий, так и для самостоятельной работы обучающегося. Иллюзия «доступности» произведения искусства, учитывая современные средства связи и технические возможности воспроизведения, не должна повлиять на отношение к подлиннику, уникальному произведению, поэтому такое значение в данном контексте приобретает работа на экспозиции в музее или галерее. Проблема «памятника» и «подлинника» должна решаться на уровне организации учебного процесса, обучающийся должен осознавать ценность памятника, границу между реальным объектом и его изображением и т. д.6 Проблема «технической воспроизводимости»7 при организации образовательного процесса приобретает важное, если не определяющее значение, ведь опыт зрителя в музее отличается от работы с любым типом репродуцированных изображений. Опыт непосредственного изучения архитектуры может распространяться не только на сами памятники, но и на архитектурную графику, книжную иллюстрацию, архитектуру в сценографии, декоративно-прикладном искусстве и костюме; интересен и феномен «экранной архитектуры»8, в XXI в. сами сооружения нередко превращаются в экраны для проецирования, выступают как элемент инсталляции.

Современное образование ориентировано и на дистанционные методы обучения, где проблема соотношения теории и практики должна решаться за счет разработки практических заданий, интерактивных подходов и новых методов самостоятельной работы учащихся. Безусловно, дистанционное обучение расширяет возможности, однако требуется продуманная схема организации, весьма сложное техническое и методическое обеспечение. Творческие практические задания могут решаться в контексте проблем изучения стиля как в архитектуре, так и в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. Анализ памятника должен

Ю. И.Арутюнян

рассматриваться как основа практической работы искусствоведа.

Проблема практической составляющей в современном гуманитарном образовании активно обсуждается последние годы, затрагивается в рамках конференций и публикаций, осваивается в рамках трансформации требований к результатам освоения курсов и приобретения определенных компетенций (ФГОС (3+)). Особенности образования искусствоведа в рамках трехступенчатой системы обучения состоят, прежде всего, в необходимости понимания конкретных требований к выпускнику каждого уровня обучения (бакалавр, магистр, выпускник аспирантуры). Сфера профессиональной деятельности искусствоведа в последние десятилетия существенно расширилась, однако усложнились и требования к профессионализму, владению целым спектром профессиональных навыков и к умению учиться и быстро приобретать необходимые знания. Практическое искусствоведение как выход на проблемы научно-исследовательской, педагогической, музейной работы и реставрации требует новых теоретико-методологических подходов. Перед современной системой образования встает вопрос расширения практической части курса в педагогической деятельности преподавателя, в организации процесса обучения, в проведении практик. В подобном контексте выделяются место и роль прикладного бакалавриата, необходимой становится разработка междисциплинарных программ, соблюдение принципа последовательности ступеней образования, поднимается вопрос взаимодействия академической и прикладной форм образования. Проблемой остается и то, что наличие в недавнем прошлом жесткого разграничения специальностей порождает вопрос о соотношении направления обучения (специальность по диплому, базовое образование) и места работы, что не учитывает в полной мере современную тенденцию в постнеклассической науке, ориентированной на синтез и междисциплинарные подходы. Трансформация требований к выпускнику неизбежно порождает и расширение практических умений студента, ориентация на научное освоение проблемы не только у обучающегося в аспирантуре, но и у бакалавра и магистра, изменение базы практических занятий, необходимость наличия прикладный навыков и общих умений (в документах они, как правило, формулируются как умение принимать решения в профессиональной сфере, обработка информации, анализ и систематизация материала).

Искусствоведение может выступать не только как конкретное направление обучения и как дисциплина, но и как своеобразный критерий образования, планка, общие знания, позволяющие ориентироваться в культуре прошлого и современности, принимать компетентные профессиональные решения, владеть информацией, понимать векторы развития общества, быть социально адаптированным и квалифицированным специалистом. Место искусства в системе современного гуманитарного образования, безусловно, может стать шире, вовлекая в орбиту своего воздействия студентов других направлений, «компетентность^ подход» не исчерпывает всей полноты требований к профессионально компетентному специалисту, который с легкостью сможет найти применение на рынке труда. Методы обучения, особенно, интерактивные технологии, принцип преемственности, характер и значение самостоятельной работы, организация практик и их место в учебном процессе, ознакомление с принципами профессиональной деятельности, - ставят искусствоведение на уровень общих дисциплин, освоение которых может способствовать профессиональному росту любого выпускника. История искусства может существовать и в системе дополнительного образования.

Искусствоведению отводится особая роль в системе междисциплинарных подходов, это -универсальный метод активизации работы студента, развивающий его эстетические воззрения, способности и интересы, творческий потенциал, активность в самостоятельную деятельность. Освоение подобных дисциплин, если материал будет продуманно организован и удачно представлен обучающимся, бесспорно, способствует развитию личности, формированию системы ценностей, художественных способностей, интереса к научно-исследовательской работы и стремление к освоению новых видов деятельности. Методологическими проблемами искусствоведческой педагогики остается необходимость обучения в диалоге, освоение интерактивных программ, обучение приемам непосредственной работы с памятником.

Искусствоведение как наука, как творчество, как универсальный метод гуманитарного знания расширяет горизонты обучения, способствует личностному росту обучающегося, повышает его профессионализм (а значит и конкурентоспособность), и это касается и непосредственно обучающихся по направлениям, связанным с искусством, и представителей творческих специальностей, и тех, кто стремится повысить культурный уровень, и студентов «нехудожественных профессий», ориентиро-

ванных на самостоятельность, активность, стремление к научной работе. Понятие «стиль» остается дискуссионным, что дает возможность интерактивного обучения внутри предмета, на основе феномена «студентоцентрической» модели: курс строится как схема, занятие превращается в творчество, уникальность обучающегося порождает уникальность каждого курса. Приемы работы с произведением искусства для будущих искусствоведов и представителей иных специальностей должны несколько различаться, однако указанные принципы могут быть реализованы, например, в рамках деятельности студенческого научного общества: научная работа должна стать продолжением образовательного процесса, необходимо сохранять единство научной проблематики, особое значение в образовательном процессе приобретают олимпиады и конкурсы, студенческая научная конференция становится итогом индивидуальной работы, обучающийся должен иметь возможность публикации своих научных разработок.

Таким образом, искусствоведческое образование в XXI в. с неизбежностью требует включения в сложную междисциплинарную структуру, только во взаимодействии с предметами социогуманитарной направленности, обращаясь к смежным дисциплинам (а, возможно, и к точным и естественным наукам), оно обретает современность и полноту понимания явления. Междисциплинарные подходы позволяют расширить методологическую базу, изменить угол зрения, расширить предмет и объект изучения, трансформировать принципы работы с произведением. В педагогической практике искусствоведения необходима активизация индивидуальной работы студента, использование соревновательного начала (олимпиады), система преемственности (от школы, где необходимо сохранить и расширить курс «Мировой художественной культуры» к вузу, от бакалавриата к магистратуре и аспирантуре). Следует уделять больше внимания работе с одаренными школьниками и студентами. В преподавании искусствоведения возможно расширение методологической базы предметов, привлечение более широких материалов, внедрение практических курсов, новых видов практик у обучающихся (а, возможно, и специальностей), модульный подход, введение различных форм второго высшего образования, в том числе и дополнительного (повышение квалификации), разработка дистанционных программ, расширение направлений и профилей (в том числе, возможно, по

прикладному бакалавриату). Безусловный учет специфики требований к профессионалу в области искусствоведения предполагает, кроме внедрения балльно-рейтинговой системы, введение проектного обучения, построенного на системе творческих заданий, учитывая требования ФГОС (3+), которые дают определенную свободу при формировании программ обучения.

Примечания

1 Арутюнян Ю. И. Методологические проблемы искусствоведения в контексте современного гуманитарного образования // Тр. СПбГУКИ. 2013. Т. 200. С. 176.

2 См. подробнее: Там же. С. 174-185.

3 Леонардо да Винчи: кн. о живописи мастера Леонардо да Винчи живописца и скульптора флорентийского / пер., авт. вступ. ст. А. Губер. М.: Огиз: Изогиз, 1934. С. 64.

4 См. подробнее: Арутюнян Ю. И. Отечественная война 1812 г. в программах Академии художеств и проблемы исторической концепции в живописи // Вестн. СПбГУКИ. 2013. № 1 (14). С. 90-98; Ее же. Конкурсы, награды и премии в педагогической практике Академии художеств // Там же. 2014. № 1 (18). С. 138-143.

5 См. подробнее: Ее же. Цитаты и аналогии: некоторые аспекты изучения влияний в искусстве прошлого и современности // Вестн. СПбГУКИ. 2011. № 2. С. 127-134; Ее же. Архитектурная графика: проблемы рецепции и интерпретации // Науч. тр.: вопр. теории культуры. 2014. Вып. 31, окт.-дек. С. 157-194.

6 См. подробнее: Ее же. Отчет о проведении региональной предметной олимпиады студентов высших учебных заведений Санкт-Петербурга 2013 г. по искусствоведению // Сборник материалов региональных предметных олимпиад студентов высших учебных заведений Санкт-Петербурга. СПб.: Технолит, 2013. С. 57-70; Ее же. Отчет о проведении региональной предметной олимпиады студентов высших учебных заведений Санкт-Петербурга 2014 г. по искусствоведению // Сборник материалов региональных предметных олимпиад студентов высших учебных заведений Санкт-Петербурга. СПб.: Технолит, 2014. С. 36-45; Ее же. Отчет о проведении региональной предметной олимпиады студентов высших учебных заведений Санкт-Петербурга 2015 г. по искусствоведению. // Сборник материалов региональных предметных олимпиад студентов высших учебных заведений Санкт-Петербурга. СПб.: Технолит, 2015. С. 37-43.

7 Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: избр. эссе / предисл., сост., пер. и примеч. С. А. Ромашко; ред. Ю. А. Здоровов. М.: Медиум, 1996. С. 15-65.

8 См. подробнее: Арутюнян Ю. И. Методологические особенности рецепции стиля в контексте феномена архитектурной графики // Тр. СПбГУКИ. 2015. Т. 209. С. 5-18.

Роль и место искусства в современной системе образования

«Новая школа» определяет, что основной миссией современного образования становится обеспечение условий для самоопределения и самореализации личности. Важную роль в реализации образования занимает искусство. Специфика и многообразие функций искусства, делают его неотъемлемой частью мирового культурного наследия, необходимой и незаменимой частью современного содержания образования.

Современные тенденции развития школьного художественного образования требует большего совершенствования профессиональной деятельности и профессиональной культуры педагога искусства. Предметы искусства занимают одно из главных мест в воспитании современного человека. Начало этому воспитанию закладывается ещё в утробе матери. В школе предметы, входящие в эту область развития, пробуждают способность видеть, ценить, создавать и, что очень важно, понимать красоту. Основная задача, которую должен стремиться решить учитель в этой области – реализация принципов целостности, преемственности, образности в процессе занятий искусством.

Современный урок по искусству должен научить школьников понимать природу художественной культуры, специфику её видов. Учитель должен осознавать, в первую очередь, сущность глобальных перемен в современном образовании и их причины, т.к. предметы искусства интегрируют многие потребности человека – интеллектуальные, эмоциональные, нравственные. Воспитывает в детях духовность, патриотизм, национальную гордость.

Искусство ориентировано на становление духовного мира ребенка, на развитие его эстетического восприятия мира, творческое самовыражение, формирование интереса к жизни через увлечение искусством .

Акцент в преподавании делается на общность всех видов искусства, на развитие способности эмоционально оценивать явления и образы через приобщение школьников к миру пластических искусств путём формирования практических навыков работы в различных видах изобразительной деятельности, приобщения к наследию отечественного и мирового искусства.

К настоящему времени сложились и действуют на практике несколько основных направлений обучения искусству. Каждое из них имеет свои цели, свое содержание, свою структуру и реализуется через свою программу .

Одной из важных концепций в образовании является концепция целостного подхода к обучению и воспитанию, опирающаяся на категорию «художественный образ». Разработана в конце 60-х - начале 70-х гг. заведующим лабораторией НИИ художественного воспитания профессором Б. П. Юсовым. Ее основная идея - «понимание, переживание и посильное создание художественного образа учащимися» . Эта концепция рассматривает художественный образ как главный метод и как результат процесса восприятия и создания произведения искусства. Эта концепция стала настоящим новаторским открытием. Впервые за много лет искусство в школе стало пониматься как предмет, художественно развивающий и художественно воспитывающий. Теория Б. П. Юсова послужила основой для создания последующих концепций.

Следующая концепция – это приобщение к мировой художественной культуре. Разработана в начале 70-х годов проблемной группой НИИ художественного воспитания и эстетического совета Союза художников СССР под руководством народного художника РСФСР Б. М. Неменского. Ее главная идея - формирование художественной культуры как части духовной культуры . Она вобрала в себя богатый теоретический и практический опытпредыдущих концепций. В том числе и теорий художественного воспитания, разработанных в 20-30-е гг. (теоретическое наследие Л. П. Блонского, А. В. Бакушинского, С. Шацкого, П. И. Выготского и др.), а также опыт художественного образования в других странах. Художественный образ здесь является средством формирования художественной культуры учащихся, а личность ребенка выдвигается на первый план.

Основные задачи программы:

Формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;

Формирование художественно-творческой активности;

Овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

Содержание предмета определяется здесь общими темами для определённого года обучения, или определённой четверти. Например:

I класс. Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя.

II класс. Ты и искусство.

III класс. Искусство вокруг нас.

IV класс. Каждый народ - художник и т. д.

Еще одна важная концепция - приобщение к народному искусству как к художественному творчеству особого типа. Основоположником этой концепции является доктор пед. наук, профессор Т. Я. Шпикалова. Народное искусство изучается здесь во взаимодействии всех типов художественного творчества в системе национальной и мировой культуры. Художественный образ в данной концепции рассматривается комплексно в связи с природой, бытом, трудом, историей, художественными национальными традициями народа . Эта концепция позволяет осуществлять региональный подход в преподавании изобразительного искусства в школе.

Основные задачи программы :

Формирование мировоззрения и нравственной позиции через развитие исторической памяти, которая позволит школьнику ощущать свою принадлежность к многовековому человеческому опыту, опыту своих предков;

Создание художественного образа вещи через овладение необходимыми навыками, изучение вещей-типов разных школ народного мастерства и развитие творчески активной личности.

В содержании предмета выделены следующие разделы:

Основы художественного изображения;

Орнамент в искусстве народов мира: построение и виды;

Народный орнамент России: творческое изучение в процессе изображения;

Художественный труд на основе знакомства с народным и декоративно-прикладным искусством (основы художественного ремесла) .

Итак, представленные здесь концепции и программы преподавания искусства в школе являются основными.

Большой вклад в достижение главных целей основного общего образования вносит изучение искусства. Наиболее используемой программой изучения искусства является программа Г.П. Сергеевой, И.Э. Кашековой, Е.Д. Критской «Искусство. 8-9 классы». Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечивает понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентаций, развитие эстетической культуры, развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству . Таким образом, базовыми компетенциями в области «Искусство» являются эмоциональная и эстетическая компетенции. В стандартах второго поколения, на основе которого создана программа интегрированного курса «Искусства», под компетенцией понимается общая способность и готовность использовать знания, умения и обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения, в реальной деятельности.

Цель программы – развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействие на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:

    актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

    культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями культуры;

    формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

    углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

    воспитание художественного вкуса;

    приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

    формирование учений и навыков художественного самообразования .

Основные содержательные линии при изучении искусства: роль и место искусства в жизни человека и общества, художественный образ и его специфика в различных видах искусства; виды и жанры, стили и направления в искусстве; история искусства различных эпох (первобытное искусство, искусство Древнего мира, Средневековья, Возрождения, Просвещения; общая характеристика искусства XIX в.); искусство народов России и мировой художественный процесс; искусство XX в.; новые виды искусства (кинематограф, телевидение, компьютерное искусство и его эстетические особенности) .

Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных жанров и видов искусства; применять художественно-выразительных средства различных видов искусств в своем творчестве.

Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.

При отборе художественного материала авторы программы опирались на такие критерии, как его художественная ценность, воспитательная значимость, педагогическая целесообразность, востребованность современными школьниками, множественность его интерпретации учителем и учащимися.

В структурировании художественного материала программы нашел свое отражение принцип концентричности, т. е. неоднократное обращение к наиболее значимым явлениям культуры и произведениям различных видов и жанров искусства по предметам «Литература», «Музыка», «Изобразительное искусство». Реализация этого принципа позволяет формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетическим опытом школьников.

Результаты освоения курса «Искусство».

воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;

понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;

описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;

структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.

ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;

организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы достижения;

мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;

воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.

Выпускники получат возможность научиться

8 класс

9 класс

представлять место и роль искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества;

наблюдать (воспринимать) объекты и явления искусства, воспринимать смысл (концепцию) художественного образа, произведения искусства;

усваивать особенности языка разных видов искусства, художественных средств выразительности, специфики художественного образа в различных видах искусства;

различать изученные виды и жанры искусств;

описывать явления искусства, используя специальную терминологию;

классифицировать изученные объекты и явления культуры;

структурировать изученный материал и информацию, полученную из различных источников.

представлять систему общечеловеческих ценностей;

осознавать ценность искусства разных народов мира и место отечественного искусства;

уважать культуру другого народа, осваивать духовно - нравственный потенциал, накопленный в произведениях искусства, проявлять эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;

формировать коммуникативную, информационную и социально-эстетическую компетентности, в том числе овладевать культурой устной и письменной речи;

использовать методы эстетической коммуникации, осваивать диалоговые формы общения с произведениями искусства;

развивать в себе индивидуальный художественный вкус, интеллектуальную и эмоциональную сферы;

воспринимать и анализировать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;

проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры, расширять свой эстетический кругозор;

понимать условность языка различных видов искусства, создавать условные изображения, символы;

определять зависимость художественной формы от цели творческого замысла;

реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом (художественно-образном) материале.

Список использованной литературы

    Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979;

    Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: Искусство, 1968;

    Кашекова И.Э. Единое интеграционное пространство школы и пути его создания//Искусство в школе. 2001, №4;

    Кашекова И.Э. Критская Е.Д., Сергеева Г.П.. Искусство.8-9 классы. Учебник для обещобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009;

    Кашекова И.Э. Создание интеграционного образовательного пространства школы средствами искусства. Монография. – М.: Издательский дом Российской академии образования, 2006.;

    Кашекова И.Э., Темиров Т . В. Концепция художественного образования как фундамент системы эстетического развития учащихся в школе: Проект. - М, 1990;

    Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М.,2002. - С. 312

ОЧЕРК ИСТОРИИ РЕФОРМ «АКАДЕМИЧЕСКОГО» ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

«Академическая школа» - старейшая из российских систем профессионального научения искусству. За два с половиной века практически непрерывного развития русская «академическая школа» эволюционно изменяла внешние формы, сохраняя фундаментальные основы «академизма» не столько как стилистического направления, а как одного из основополагающих начал европейской системы художественного образования. Россия заимствовала «академическую школу» извне, и так как она не была естественным порождением русской жизни, то потребовалось приложить значительные усилия и затратить более полувека на адаптацию чужеродных традиций, прежде чем они стали органичной частью отечественной культуры. Зарождение в Европе к середине XVI века «академической» системы научения изобразительным искусствам следует рассматривать как реакцию на оскудение возможностей ремесленного, цехового обучения. Знаком «академической школы» стало стремление к выработке в идеале унифицированных образовательных программ, обучающих самой своей сущностью, и достаточно автономных по отношению к достоинствам или недостаткам применяющих их учителей. Естественно, педагогика в области искусств по своей природе обречена быть «авторской» и ее результаты во многом зависят от творческой самодостаточности учителя. Реальная «академическая школа» включает в себя «авторское» начало. Фундаментальные принципы академизма рассчитаны на развитие в длительной исторической перспективе, в отличие от декларировано ярких «авторских» школ, обычно пресекающихся уже во втором поколении их адептов.

Академии художеств - как идея порождены эпохой Итальянского Возрождения и унаследовали от нее спор - что должно отражать или чему должно подражать искусство? Природе или классическим, отобранным и осознанным как значимые образцам. Этот спор-вопрошание имеет прямое отношение к методологиям научения искусству, а различие ответов придает особостъ отдельным направлениям «академической» школы. Именно эти различия лежат в основании двух российских академических традиций - «петербургской» и «московской», из плодотворного сотрудничества-соперничества которых и рождалось последние полтора века многообразие российской изобразительной культуры.

К родовым чертам «академической школы» следует отнести почитание традиций. В этом она сродни фундаментальной науке. История свидетельствует, что Россия предрасположена к развитию фундаментальных направлений в науке и искусстве с некоторым ущербом для прикладного практицизма. И с этой особостью, видимо, следует считаться как с ментальностью российской цивилизации, как с нашим вкладом в мировое созвучие культур. Процесс становления и накопления традиции в художественной школе внутренне противоречив. С одной стороны, школа осуществляет связь с прошлым, сепарируя его опыт, транслирует его достоинства, но с другой стороны, она должна адекватно соотноситься с действительностью, разгадывать тенденции развития, прогнозировать свое будущее соответствие времени. В результате художественная школа должна обеспечивать и стабильность и развитие. Внутри единой школы естественной могут проявляться разные тенденции в диапазоне от плодотворного консерватизма и традиционализма как основ сохранения профессиональной культуры, до «революционных» реакций на тенденции современного состояния изобразительных искусств. К природным свойствам «академической школы» следует отнести ее «замедленность» по отношению к сиюминутности. В этом смысле «академическая школа» плодотворно консервативна по отношению к идущим извне тенденциям синхронизации обучения со стремительностью смен течений и направлений в искусстве. История российской «академической школы» ведет официальный отсчет с 1757 года. Академия, открытая при Московском университете и через год переведенная в Санкт-Петербург, начала создаваться на сто пятьдесят - сто лет позже, чем академии в Италии, Франции, Германии и почти одновременно с академиями в Лондоне и Мадриде. Во многом образцом для Петербурга послужила Французская академия. Естественно, у Академии художеств в России были предшественники в деле государственного художественного образования -Оружейная палата, Петербургская Оружейная канцелярия, Канцелярия от Строений, художественный «департамент» Академии наук.

Но приглашение в Россию третьестепенных западных художников-учителей и малочисленные русские ученики-пенсионеры не могли быстро изменить ситуацию в общегосударственном масштабе. Собственно, еще до третьей четверти XVIII века продолжается полноценное развитие иконной традиции, бытует парсуна, как промежуточная изобразительная форма.
Собственно, подлинное структурирование Академии художеств начинается не с указа о ее создании, а с введения Устава 1764 года («Привилегия и Устав Императорской Академии трех знатнейших художеств, живописи, скульптуры и архитектуры, с воспитательным при оной Академии училищем»). Структурно академия состоит из Воспитательного училища, общих и специальных классов. Принимались в Воспитательное училище дети «не старее» пяти-шести лет, греческого вероисповедания, всякого звания, кроме крепостных. Воспитательное училище представляло своего рода общеобразовательную школу с художественным уклоном. Время на прохождение академического курса определялось в пятнадцать лет и делилось на пять возрастов, из которых первые три возраста составляли Воспитательное училище, а два последних собственно Академию. Недостатком создаваемой системы следует считать ранний возраст воспитанников, обрекаемых на неосознанный выбор профессии.

Исследователи истории Академии отмечают, что новый период ее становления связан с открытием в 1798 году Рисовального училища для вольноприходящих людей разного звания. Собственно, с этого периода начинается предварительная осознанная подготовка, породившая поколение художников, вошедших в историю отечественного искусства. Идеи, вдохновившие создателей Академии И.И. Шувалова и И.И. Бецкого, отводили значительную роль «воспитанию» (как знак над четырьмя порталами внутреннего двора Академии художеств выбиты - «Живопись», «Скульптура», «Архитектура», «Воспитание»), предполагавшему освоение большого цикла «наук».

Начало царствования Александра I ознаменовано широкими планами государственной перестройки, в том числе и системы управления культуры. Академии предложили отказаться от твердого срока обучения, поставив время прохождения программы в зависимость от достигнутых успехов по освоению строго номинированных заданий. Сложилась тенденция перенести всю общеобразовательную нагрузку в Воспитательное училище, освободив старшие возраста для одних занятий специальностью.
Академия объединяла подготовку не только в области «трех знатнейших художеств» - живописи, скульптуре и архитектуре, но и унаследовала от своих предшественниц образование художников и мастеров и в других областях, прежде всего, декоративно-прикладного направления. Постепенно Академия специализируется, сосредотачивается на «классических» искусствах, отказывается от непрофильного обучения.

Важной составляющей частью «академической школы» являлся институт «пенсионерства», если переводить на современную терминологию -система «послевузовского образования». С конца XVIII века пенсионерство практически превратилось в прямое продолжение академических занятий для наиболее одаренных учеников (иногда до одной трети от общего выпуска). Пенсионерство способствовало дальнейшему совершенствованию, готовило кадры будущих преподавателей, помогало найти работу, а иногда и получить академическое звание. За трехлетний срок пенсионер мог выполнить программу на Большую золотую медаль и, в случае высокой оценки, получал право на заграничную поездку.
Реформа 1830 года имела целью превратить Академию художеств в сугубо специальное учебное заведение.

Анахронизм узко специальной школы, отрицание предшествующего опыта нахождения баланса общегуманитарных и специальных образовательных циклов были преодолены реформой 1859 года. За 19 лет, когда Академия являлась узко профессиональной школой из ее стен выходили качественно подготовленные живописцы, скульпторы и архитекторы. Все эти годы велись споры между ведущими художниками и педагогами о значении курса гуманитарных наук. Например, И.К. Айвазовский крайне отрицательно относился к курсу общеобразовательных дисциплин в стенах Академии и стоял за узкопрофессиональную школу. И в своем мнении он был не одинок. И все же большинство членов Совета склонялось к восстановлению преподавания развивающих общеобразовательных дисциплин. Реформа 1859 года не просто заново ввела общеобразовательный цикл, а восстановила первичную, изначально заложенную высшую идею Академии, утверждавшую примат подготовки художников, способных к свободному творчеству, над абсолютно обязательной ремесленной, в самом высоком значении этого понятия, подготовкой. Спор этот лишь кажется простым и прошлым. На самом деле каждое новое переустройство «академической» школы (например, современная разработка государственных образовательных стандартов) обязательно решает вопрос в профессиональном взаимоотношении циклов общегуманитарных и специальных дисциплин.

Драматизм ситуации заключался в том, что именно из стен Академии вышли художники, подвергнувшие сомнению достоинства образовавшей их системы. Внешне конфликт оформился в противостоянии Академии и «Товарищества передвижных выставок». На уровне идей «передвижники» и их идеологи утверждали примат социально направленной жанровой живописи. . Стороннему наблюдателю достаточно трудно понять природу чрезмерно идеологизированного спора «старой» Академии и «передвижников». Его острота связана как с нарождением подлинной интеллигенции, изначально не принимающей никаких форм государственного устроения, так и со сменой поколений в искусстве.

В 1833 году для «образования вкуса общественного» создается Московское художественное общество , подготовившее открытие в 1843 году Московского художественного училища.
Занятия в Училище ограничивались художественными дисциплинами, анатомией и перспективой. Только в последнем четвертом классе полагалась работа с натуры. Специальный курс композиции отсутствовал. Предполагалось, что будет даваться средняя профессиональная, во многом ремесленная, подготовка, а становление художника как творческой личности оставалось прерогативой Академии. Помимо общей подготовки, в курс обучения входила специализация в портретной, пейзажной живописи, а позднее, в исторической, и скульптуре.
Реальная педагогическая практика в Московском училище отличалась от утвержденных программ и основывалась на работе с натуры. Характер обучения во многом определялся личным творческим и педагогическим опытом приглашенных к преподаванию художников. Становление «московской школы» характеризуется бурной методической полемикой. «Московская школа» характерезуется любовью к малым жанрам в искусстве, с культом натуры и с упором на переживание, пусть и с некоторым ущербом для академической, петербуржской рациональности, твердости рисунка и композиционной выверенности. Зародившееся соперничество с Академией, считавшее себя частью единой европейской школы, позволило к концу ХIХ века говорить о Московском училище живописи, ваяния и зодчества как о школе, воплощающей тенденции самобытного, национального развития.

Но и в Петербурге перемены. «Передвижники» пришли в Академию в ореоле победителей косности и с отрицанием накопленного до них методического опыта и методологических идей. Лицом реформы, ее отличительной чертой стала организация персональных мастерских, руководившихся известными своим творчеством художниками. По убеждению новых преподавателей, (прежде всего И.Е. Репина), ощущавших себя лидерами современного искусства, и в силу этого обстоятельства излишне абсолютизировавших личный опыт, основное внимание должно было уделяться творческим мастерским с весьма различными методическими установками. С этого времени нарушается корпоративное стремление к согласному определению норм и критериев в художественной педагогике. С другой стороны, возникла возможность для разнообразных педагогических экспериментов.
Активно обсуждалось чему и как учить. Еще раз следует подчеркнуть, что сомнению был подвергнут академический принцип единой обучающей нормативности. Профессора-руководители внесли много нового и неожиданного в процесс преподавания. Но по прошествии короткого времени оказалось, что большинство новаций являются чрезмерно авторскими. Постепенно обучение стало возвращаться к классическим традициям. При всей рутинности «старой» Академии, мало кто замечает, что действительно во многом новая, либерализованная система резко изменила итоговое качество обучения. Академия стала выпускать равновеликих художников.

К 1910 году стал очевиден кризис «передвижнической» Академии. Например, А. Бенуа требовал изгнания «передвижников» из Академии и восстановления канонического обучения. Петербургская школа, особенно после ухода в 1907 году лидера реформаторов – И.Е. Репина, постепенно стала возвращаться к выработке согласованных методических норм.
Уже в десятые годы ХХ века в художественные учебные заведения пришло поколение, отрицавшее школу как таковую.

Изменения, происходившие в Академии художеств, внешностью отличались от изменений в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. К концу ХIХ века авторитет Московского училища стал сопоставим с Академией художеств. Соперничество двух столиц создавало вольтово напряжение в русской культуре. Плодотворное сотрудничество-соперничество продолжают и их современные нам наследники двух школ - «репинский» и «суриковский» академические институты.


ПРОБЛЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Старший преподаватель кафедры

методики обучения ИЗО и ДПИ

Современное состояние художественного образования в России определяется не скудным финансированием и не косностью тех или иных нормативов или административно-правовых схем; все это только следствие, или симптомы болезни. Нужно начинать не с них, а с основной причины – глубоко ошибочного, невежественного, а для русской культурной традиции необъяснимого отношения общества и властей к художественной культуре и художественному образованию в целом. В стране, где художественная культура традиционно являлась сферой воплощения духовно-нравственных ценностей, самопознания и самосовершенствования человека, утвердилось прямо противоположное отношение к ней. Она обретает в общественном сознании статус некоего «десерта», необязательного украшения реальной жизни, воспринимается как частность, не имеющая серьезной жизненной значимости. Такое отношение к культуре стремительно нарастает в условиях крайнего прагматизма, всевластия рынка, активного формирования «рыночного сознания» человека и деформирует само профессиональное искусство. Но вся история человечества свидетельствует, что явление, которое мы называем искусством, или художественной культурой, это неотъемлемая составляющая человеческого способа существования в мире. И ее деградация, утрата новыми поколениями понимания ее жизненной ценности, утрата ответственности за ее сохранение, развитие и «трансляцию» в будущее – это прямой путь к расчеловечиванию данного общества. Что может превосходно уживаться с «компетентностью» во многих других отношениях.

Основные проблемы художественного образования в России можно условно разделить на две большие группы: организационные и методические.

Организационные причины связаны с преподаванием художественной культуры и искусства, начиная с дошкольного образования и заканчивая образованием в ВУЗах.

В условиях преобладающего сегодня отношения к художественной культуре соответствующий цикл школьных дисциплин неизбежно оказывается на третьем плане: и по статусу учителей, и по отводимому на него времени, и с точки зрения заботы о его оснащенности, о действительном, а не номинальном присутствии в конкретной школе, и по отношению к нему всех участников и руководителей образовательного процесса. Известно, что занятия искусством дети давно воспринимают как необязательные и неважные.

Очевидно, что в стихийных или организованных формах художественное образование ребенка начинается раньше. Более того: с психологической точки зрения возраст 5-6 лет максимально сенситивен для начала систематических занятий искусством, и основы дальнейшего художественного развития закладываются именно в этом возрасте. В программах детских садов искусство, во всяком случае, с формальной точки зрения, занимает достойное место. Однако очень велик разрыв между садами с высоким уровнем оснащенности и преподавания и большинством остальных, где при формальном выполнении программы дети фактически не приобщаются к искусству. Кроме того, детские сады, ввиду их отсутствия или нехватки, посещают в среднем по России около 50% детей.

В соответствии с Федеральным компонентом условно действующего государственного стандарта начального и основного общего образования (2004 года) на предметы художественного образования отводится 1 час в неделю: существенно меньше, чем в странах, определяемых как страны со средним уровнем развития и приблизительно в 2,5 раза меньше, чем в «высокоразвитых странах», которым мы так стремимся подражать во многих других отношениях. Можно констатировать, что искусство присутствует в школе на уровне «биологического минимума» – даже если иметь в виду стандарты и учебные планы, а не школьную действительность. На практике не в каждой школе регулярно ведется преподавание изобразительного искусства и музыки, и ведут его сплошь и рядом неспециалисты. При этом, как уже было упомянуто, очевидно ненасытное желание руководства образованием сокращать художественный цикл или вытеснять его в область дополнительного образования . С последним нельзя было бы примириться даже в том случае, если дополнительное художественное образование стало бы повсеместно доступным, качественным и бесплатным, поскольку в обществе, претендующем на какой-то уровень духовности и культуры, основы художественного развития должен получить каждый человек, и нигде, кроме общеобразовательной школы, обеспечить это невозможно. Что касается качества дополнительного (как и основного) художественного образования в масштабах страны, то оно вызывает серьезнейшие сомнения, если учитывать общероссийский «культурный фон»: две трети сел не имеют никаких учреждений культуры, и жители их лишены всякой возможности встречи с живым искусством; в считанных городах есть детский театр и т. д., и т. п.

Рассматривая вторую группу проблем художественного образования, следует отметить парадоксальность ситуации, заключающейся в том, что, отставая от развитых стран по измеримым параметрам, фактически не признавая его ценности для человека и общества, мы обладаем теоретическими разработками, методическими достижениями и конкретными учебными программами высокого мирового уровня. Некоторые из них (например, системы и) получили широкое распространение. Это хорошо, но имеет и оборотную сторону: недостаточная или односторонне-традиционная квалификация педагога может приводить к дискредитации новой педагогической идеи. Распространение других систем, напротив, очень невелико. Так, по программам развивающего обучения, (Г. Кудиной, З. Новлянской, Ю. Полуянова) научно обоснованным и проверенным практикой, работают десятки, в лучшем случае «малые сотни» российских школ; это также в значительной степени обусловлено неготовностью педагогического корпуса к работе по инновационным методикам. Порой возникают трудности с изданием таких разработок, поскольку право решающего голоса в этих вопросах нередко получают авторы конкурирующих программ или эксперты, занимающие заведомо иную, даже противоположную позицию в педагогике. Неожиданное препятствие художественному, прежде всего литературному, образованию создал Закон об авторском праве , который фактически лишает авторов и издателей учебников и учебных пособий возможности знакомить детей с лучшими произведениями современной детской литературы , как и со многими образцами изобразительного и музыкального творчества. Этот вопрос требует незамедлительного решения, которое видится, прежде всего, в возвращении педагогическим изданиям существовавших ранее льгот.

Следует обратить внимание на следующий парадокс: художественное образование, которому отведено положение необязательного, или даже обременительного, довеска, решает целый ряд задач, которые школа и общество считают важнейшими, но решить не могут. Общеизвестно, что школьное образование строится почти исключительно на освоении отвлеченных понятий, схем, условных знаков, числовых отношений и т. д. И, вопреки возрастным особенностям детей младшего школьного возраста, игнорирует и обесценивает как нечто «несущественное» непосредственный чувственный опыт ребенка. Занятия искусством, художественным творчеством основываются на всестороннем чувственном опыте ребенка, на его интересе к предмету непосредственного восприятия. И это свойство ребенка выступает не просто как возрастная особенность и тем более не как помеха на пути становления отвлеченного мышления, а как незаменимая ценность, подлежащая дальнейшему развитию и совершенствованию в процессе художественного творчества, что может сохранить целостность психического развития ребенка .

Рационализированное общее образование игнорирует сферу чувств растущего человека, пускает на самотек его эмоционально-нравственное развитие. Это чревато «эмоциональной тупостью», отсутствием чуткости по отношению к другому человеку и к природе, диктатурой узко понятого интеллекта, не различающего добро и зло. Последствия такого превращения человека в «компетентного робота» достаточно очевидны. В светском общем образовании только гуманитарно-художественный цикл может постоянно держать в центре внимания человеческую душу, обогащать эмоциональную жизнь ребенка, пробуждать душевную отзывчивость, развивать нравственную и ценностную, а не только интеллектуальную сферу. Полноценное художественное образование сохраняет целостность личностного развития ребенка. Важнейшей проблемой современного образования признается развитие креативности, «творческости» учеников. Обычный подход к этой проблеме – сугубо прагматический: креативность полезна человеку и стране, гражданином которой он является, для «успешности», конкурентоспособности и т. д. На самом деле вопрос гораздо глубже. Потребность в творчестве – неотъемлемая характеристика нормально развивающегося человека, несводимая к решению каких бы то ни было частных, прагматических задач. Дефицит творчества в современной школе, отсутствие у ребенка положительного опыта свободного творчества искажают нормальный процесс становления личности. Это чревато непредсказуемыми личностными кризисами и асоциальными проявлениями, вплоть до так называемых немотивированных преступлений. Заметим также: именно дефицит творчества является, скорее всего, главной причиной того парадоксального на первый взгляд факта, что школьная успешность детей от года к году не повышается, а снижается. Именно в области искусства ребенок может приобрести ранний, успешный и полноценный опыт творчества – порождения и осуществления собственных замыслов. Опыт, который незаменим для становления самосознания, самоощущения человека в мире и который поможет ему в будущем стать «креативным» в любой сфере деятельности. Одной из неотложных задач образования считается переход от «знаниевого» подхода к «компетентностному». В художественном образовании эта проблема решается «сама собой», поскольку искусство – не область отвлеченных знаний, а в первую очередь область практического творчества. Занятия искусством давно и с успехом применяются как мощное терапевтическое средство; уже это одно гарантирует его благотворное профилактическое воздействие на здоровье детей. В учебных заведениях, где художественное творчество занимает достойное место, повышается эмоциональный тонус детей, возникает положительное отношение к школе, снижается невротизация, тревожность и утомляемость детей. Особо следует подчеркнуть последнее обстоятельство: занятия искусством снимают, а не увеличивают перегрузки. Усталость детей во многом вызывается недогруженностью творчеством, которое является их естественной потребностью. Исследования показывают, что занятия разными видами художественного творчества активизируют интеллектуальную деятельность детей и юношей; положительно влияют на успеваемость по так называемым основным предметам; повышают общую креативность человека; развивают воображение, без чего не может быть речи о творчестве ни в какой области человеческой деятельности. Поэтому не должны удивлять данные зарубежных исследований о том, что расходы на культуру являются условием экономического роста. Это можно в полной мере отнести и к художественному образованию. Школьники, без предварительного отбора поступающие в «эстетические» классы, начинают заметно опережать своих ровесников из «общеобразовательных» классов и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном и нравственном развитии. Усиленные занятия художественным творчеством, даже предпринятые не в младшем, а в подростковом возрасте и со слабым контингентом учащихся, приводят к личностному росту детей: эмоциональная сфера обогащается, эгоистические и потребительские мотивы уступают место стремлению к саморазвитию и заботе о других; растут самостоятельность и ответственность ребенка – признаки психологического здоровья. Данные социально-психологических исследований показывают, что среди взрослых, обладающих богатым опытом общения с искусством, больше личностно развитых и социально ответственных людей.

Еще раз, формулируя основные условия, при которых общее художественное образование может реализовать свой, ныне практически невостребованный, потенциал можно сделать следующие выводы.

В настоящее время необходимо принципиальное переосмысление обществом, государством и системой образования места и значения художественной культуры и художественного образования. В них надо видеть не докучливых просителей, а гарантов сохранения человеческого способа существования нашего общества.

Современное состояние образования требует существенного расширения присутствия искусства в общеобразовательной школе за счет введения новых предметов и частичной переориентации уже существующих.

Требуется разработка единых концептуальных и методических основ творчески ориентированного преподавания разных искусств при широкой вариативности конкретных программ и методик. Поддержка соответствующих научных подразделений, исследовательских программ и печатных изданий.

Необходимо объединение Культуры и Образования в рамках образовательной проблематики со всеми информационными, административно-юридическими и финансовыми последствиями такого объединения. Серьезные изменения в системе подготовки преподавателей разных видов искусства, которые потребуют для своего осуществления участия мастеров искусств.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: